автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Диалектика национального и общечеловеческого в литературе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика национального и общечеловеческого в литературе"
КИЕВСКИМ ОРДЕНА ЛИШНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОШДО! ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 1ШЕНИ Т.Г.ШЕШЕНКО
На правах рукописи
КЛШВДЕНКО СВЕТЛАНА ДМИТРИЕВНА
уда 662 +■ е83:е2.091 "1941/1945"
ДИАЛЕКТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ~ ЛИТЕРАТУРЕ /на материале украинской и русской прозы 1941-1948 годов/.
I0.0I.C2 - Литература народов СССР /советский период/
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Киев - 1991
Работа выполнена на кефедре общей, украинской и русской филологии Киевского государственного педагогического института ' иностранных' языков
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор
А.К.РОМАНОВСКИЙ
Официальные оппоненты - доктор филологических наук, профессор
М.И.ЩГСДЩ (
кандидат филологических наук, ст.н.сотр.
г.м.шгонь
Ведущая организация - Киевский государственный педагогический
институт им.А.М.Горького
' Защита состоится " 1991 г. в заседании
специализированного совета Д 068.18.10 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Киевском ордена Ленина и ордена Октябрьской Рвволкидш,-государственном университете имени Т.Г.Еевченно /по адресу: Киев, бульвар Т.Шавченко, 14, актовый зал/.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ.
Автореферат разослан " ^ " 1991 года.
Ученый секретарь специализированного совета / О доц. Д.ВЛ ркцык
В период всеобъемлющей перестройки и очищения нашего общества от др.тормглргй прошлого актуальной эстетической задачей является отделение зерна от плевел р области литературоведения. В частности, ото касается и диалектического взаимодействия национальных и общечеловеческих ценностей. Вокруг этих проблем скопилось немало болезней столинско-брежневских времен! денационализация, выкачка и разбазаривание национальных ресурсов и т.п. Леренаснщеиность современной социальной атмосфера межнационаяьщдаи проблемами -только верхний ряд накопившихся противоречий общественного бытия XX яеич, в котором, тем не менее, были и давшие духовные всходы уроки, чья нравственная значимость остается непреложной. Причем не столько для тех или иных научно-политических доктрин, сколько для культур» всеземного общегития, где особо важнее место принадлежит интернационалистским потребностям и устремлениям как canoro человека,. так и целнх сообществ.
Задача данной диссертации состоит в том, чтобы по возможности подробно проанализировать произведения прозы, которое питались • разрешить упомянутую проблему в 1941-45 годах, когда весь мир держал гкзамен на выживание перед лицом фашизма. Та разновидность тоталитаризма, которая, по млению некоторых зарубежных и отечественных /¡¡;. Афанасьев, Д.Волкогонов, А.Нуйкш/ политологов, имела пес-то в СССР, диссертантом также .будет приниматься во внимание, но вовсе но с целью отрицания указанного периода литературы, М вот почему: и с чисто научной, и собственно художественной точек зрения все, что писалось в "огненные сороковые" прозаиками.Украины и Focchh в интернационалистском духе, не было пропагандистским лозунгом; этим духом наполнилась едва ли не кажда» дуяга, потряоен-•ная общенароден горем. Иное дело - целенаправленная'и ткятеяьпо грсдгу:;аниея игра сталинского идеолопгческого шщехя на-этих та-сстге чувствах. Официальная идеология ксрректировчяп печтшое слоте, ставя его на службу. той стратегии Победа, где шродуг-лобадите • хю г конечном счете Счто отселена роль не творца, а статиста.
И ьсе :.:<• ;л!огонагисн.'пь-;т.1! советский лтмгод чусство 6j.s?cb')':-спапгностя перед лицом ррага ч е р ° ж и л, причем осогнзшо и г толь -,е глубоко, сколь д/ховно проньигспышм н :г. ардньт?,; станг вилось проникнуто« этим ссртситни худежтгсреинов оясво,. на; <>5с?ая~ нее га годе :>ofi.«t с одной сюр-нк, ika'ití! afcenna. icwaw.-orfj.ap -hü.i cpfjotb, nc^or;j'tovi!ix моп-г-еншэ cni/.ci; сути мнтспчйнио!';чтз;н,
- г -
а с другой - множество разножанровых произведений, в которых эта духовна* категория обретает личностно-эстетическутс плоть.
Путь художественного сознании на его общечеловеческие высоты не был сплошь и рядом содержательно всеохватным. Как не были одинаково успешными и все попытки прозаиков образно воплотить его х< тя бы по той причине, что большая часть писавших о войне не сраз] и не до конца освободилась от стереотипов мышления, сформировавшим после воцарения сталинизка. Именно с конца '¿О-х и в теченш 30-х годов в официальной идеологии страны начали набирать силу и стали в конце концов нормой выхолощенные от исторически сложивши: ея фактов и юс сущностной природы теории, согласно которым главная питающая среда интернационализма г высокоразвитая национальная его подоплека, - отходила в небытие. '
Трагическая реальность первых ад дней войны не оставила от де ретивно внедрениего,_ схоластического интернационализма наыня на камне. Сама жизнь потребовала возврата к. его исходным основа»»^ к торыми извечно были любовь я "мздой"- родине и желание видеть, эту •роджу свободной. Вместе с этой цененной потребностью человека н по дням, а по часам набирало силы, становилось всеобъемлющим, от вергаицим все недавние национальные обида, и горечи чувство, единс в а с теьш, кто в этот час оказался или. мог сказаться в рабстве.
Официальное "добро" на национальные историю, фольнлор, культу ру, которые сбогащали и поддакивали силн 'естественного'1 патрис ткзма, хотя и оказалось временной уступкой тоталитарного режима воюкщим под его началом, народам, стало доброй победоносным: и фронт, и тмл, может бить, впервые после революции глубоко осозн; ли и поняли, что каждый из народов СССР мог в случае победи í; шизма потерять. При отом особого внимания заслуживает факт могу1 го всплеска патриотических чувств, адресованных стране в целом.
С учетом всего вышесказанного становится абсолютно докасуемьа наличии в прозе всенных лет качества, советским литературоведет -ем давно подмеченного и названного, но исследованного недостато1 но мни'опланово и гибко, а именно - духовной паритетности нацис иаяьного и общечеловеческого мировоззрении и мировосприятия, в свате которгг/. ,tм'лим предел пвал ыом, чье поршчшз на нраБСТве: hív, по кр-'ЛнеК vtp», www ст&гозилось ол-з.пстанем м о р а л ь п. о г о «i д г. и о м != с и я ъ< тг здмжил пропш него народов Дачное поле■■•'t-.i■ м ь;fдвдгземой диссе
тационной райоты. " *
В сочетании с попыткой автора дать свою кониепшт в полейте о литературе 1941-45 гг./по моментам ей включенности в елиней процесс развития советской литературы, реабилитации некоторых произведений тех лет, формирования такого эстетического явления, как сближение документальности с художественностью, становящегося обличительной чертей прозы последних лет/ это предопределяет актуальность диссертации. Актуальным представляется обращение к идейно-нравственным конфликтам прозы 40-х - мвжд/ гуманизмом и бесчеловечностью, интернационализмом и шовинизмом. Именно экстремальные условия разрешения этих конфликтов стали универсальной моделью типизации для советской прозы рассматриваемого периода, продолжившей лучшее из накопленного в ней в предыдущие"" годы.
Объектом исследования является украинская и русская проза периода Великой Отечественной войны. Предметом рассмотрения слутит характер, исследуемый в динамике его развития с точки зрения эстетического преломления в нем национального и общечеловеческого.
Новизна работы. В литературе военных лет диалектика национального и интернационального в особенно большой мере проявила двоякую сущность: в равной степени явления идеологического и художественного. Вне этой, особенности невозможно приблизиться к пониманию своеобразного эстетического мира военной прозы. Она переняла основные направления, вызревшие в предвоенные годы, - здесь доминирует социальный заказ, господствует иллюстрация соответствующих постановлений,-художественный строй жестко идеологизирован. Однако развитие этих качеств, кал и всего подчиненного т поэтического строя, протекало весьма своеобразно. В том числе- это касается и ряда новых, порой неожиданных акцентов, внесенных литературой войны в трактовку национального и общечеловеческого. Именно на этой линии проходит противостояние эпохи, определяющее ряд основополагающих идейно-художественных признаков прозы тех лет. Предвоенная фактическая денационализация населения СССР е военное время уступает место противоположному процессу: восстановлению целого комплекса национального самосознания личности. Поэтому при подходе к художественному раскрытию духовных возможностей человека на' войне необходимо помнить о рс эльной основе его гуманизма - настоящей национальной сущности.
Военная прега стада отчетом внимания литеретурсееденил уже в
1942-45 годах /статьи П.Громова, А.Лейтеса, Л.Новиченко, Л.Тимофеева, Н.Тихонова, 0.Резника, А.Толстого/. Затем началось осмысление втого пласта литературы уже с "дистанции времени" б' работах Д.Шла-пака, И.Кузьшчева^ М.Пригодия, С.Крьгаановск-ого, .В.Перцова, С.Пла-чинды, А.Абрамова, А.Адамовича, Ю.Барабаша, А.Бочарова, Б.Еялика, П.Глинкина, А.Дяченко, О.Килимника, Л.Лазарева, М.Левченко, Б.Леонова, Л.Нлоткина, Н.Пашковской,. П.Топера и др., в коллективных трудах "Великая Отечественная война в современной литературе", "Литература великого подвига",' "Слово про подвиг", "Б1й 1шов святий I правий". Характер литературы'военных лет стал предметом рассмотрения диссертаций В.Барчан и Б.Тетуева. Их авторы анализируют истоки героизма советского человека, природу его подвига. Мы считаем, что одним из стимулов героических деяний народа стало осознание общечеловеческих задач в войне, опиравшееся на взлет наиионакьно-общесо^зного патриотизма. Поэтому отображение процесса формирования мировоззрения гуманиста-освободителя как одна из важных задач литературы рассматривается нами в единстве' трех .аспектов самосознания личности: национального, общесоветского и всечеловеческого. Такой подход к герою военной прозы в научном отношении еще достаточно нов. Рассмотрение движения от. публицистического изображения человека в статьях й очерках до создания характера в военном рассказе и повести предпринимается впервые. При этой внимание акцентируется на диалектической взаимоЪбусловленности социального и психологического в природе человека как важном условии создания яркого художественного образа.
Методологической и теоретической основой диссертации явились труда классиков мировой философии, документы писательских пленумов, работы ведущих отечественных литературоведов, сборники статей исследователей военной прозц. Поскольку рассмотрение литературы 1941-45 годов невозможно без истории самой войны, необходимо было обращение к архивным документам с целью обоснования сбщетсма-тической направленности военной прозы.
Цель и задачи работы состоят в наблюдении над особенностями во-плокения 1? различных жанрах прозы военных лет наиионалы-ого и-общечеловеческого содержания военной действительности, в выявлении идеРких предпосылок формирования характера всина-гумаписта, ъ оп-репрл<?шш прт.шдгоп изображения этого характера в про?>; Т94Т--4-" гг.. р т^--с-.т^тт'^-'--::*- н^отгчу вопрс-" гсотиг-т» и о сор.гляи, к на-
хождении наиболее интересных образов, воплощающих специфику эстетического освещения процесса становления такого характера.
Практическое значение диссертации видится в той помощи студентам, учащейся молодея!, педагогам и исследователям, которую окажут ее результаты при изучении военной прозы, в работе•Факультативов и кружков, при написании курсовых и дипломных работ.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры общей, украинской и русской филологии Киевского госпединститута иностранных"языков, на заседании отдела украинской советской литературы Института литературы им. Т.Г.Шевченко АН УССР. Основные ее положения изложены в Выступлениях автора на ежегодных научных конференциях молодых ученых НГПИИЯ /1984, 1985, 1986, 1989, 1991 гг./, на совместной конференции КПШИЯ и Московского райкома партии, •Международной конференции в г.Дрездене /1985 г./, в тезисах этой научной конференции и двух депонированных статьях.
Структура работы базируется на жанровом делении прозаических произведений. В этом мы видим возможность проследить углубление литературы в характер героя, исследовать его эволюцию. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Основной текст составляете^ машинописных страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. .
Во введении обосновывается выбор теш, ее актуальность, определяются объект и предмет исследования, раскрывается новизна и практическая ценность работы, выдвигаются цель я"задачи, дается краткий обзор научной и критической литературы г.о, теме диссертации.
Глава первая "Роль художественной публицистики периода войны в формировании эстетической концепции гуманиста-освободителя" посвящена рассмотрению проблематики и художественного своеобразия публицистики 1941-45 годов.
Возросшее эстетическое значение документализма обусловило.интерес писателей прежде всего к очерку. Обладая мобильностью, очерк нередко подменял собой другие жанры, что вело к появлению нечетких в жанровом отношении форм. Военные статьи заключали в себе широкие обобщения социального, исторического, морального порядка. Получила гакне распространение своеобразная повествовательная форма, которая давала возможность говорить от первого лица о том, что перепоя-шло душу. Это письмо, характерное для творчества А.Довженко, Л.Леонова, Н.Горбатова. Оно глубоко лирично, как и птогие публицистк-
- б -
ческие произведения /зачастую они имели уточнения: "из записной книжки", "странички из дневника", "фронтовые записи"/. Безусловно отдавая предпочтение факту, писатели стремились окрасить его своим личным восприятием.
А.Фадеев в статье "Самоа главное" важнейшей задачей военной литературы назвал изображение советского характера, который, если принимать во внимание общий механизм его формирования, является понятием в значительной степени мифологическим. Однако нет сомнения, что война придала этой мифологеме вполне конкретное содержание, наполнив ее гуманистическим смыслом, в корне отличным от ра- ' совой доктрины фашизма. Именно здесь пролегает "линия фронта" борьбы идеологий, которая закономерно оказывается и в центре внимания литературы, определяя основные конфликты, характеры эпохи.
Необходимость определения каждым своего места в войне заставила писателей примкнуть к общесоюзной литературной тенденции раскрытия античеловеческой сущности фашизма. Показывая опустошающее воздействие нацизма на духовный мир человека, давая многочислен-'ные факты истребления целхгх народов, высказывая тревогу об угрозе гибели общечеловеческой цивилизации, Н.Тычина, А.Довженко, В.Ин-бер, Л.Леонов указывали на всемирный характер испытаний. В глубине осознания образа времени, во всеохватности мышления, в чувстве сопричастности с народом, который не ограничен видением лишь своих бед, а всв делает для прекращения издевательства над Человеком, проявляется эпическое начало военной публицистики. Именно этот пафос придавал всем нормативным установкам советского искусства подлинно интернациональное содержание. Как бы сегодня ни расценивался гуманистический потенциал литературы тех лет, искренность писателей в утверждении такого рода идей всеми доступными им средствами не подлежит сомнению. ...
Безусловно, началом процесса формирования гуманистического характера следует признать обострение чувства национальной принадлежности. Глазнцм фактором его возрождения, перед необходимостью которого встало тогда советское общество, является история народа Естественно, o6pan.5trae к ней преследовало вполне определенное цели и поэтому в оол'сжении событий прошлого литература стремилась бйть стерло тенлгтюоспок. История получала сосбрас-нул злобе дня трактсъку, кногкс kwito абсолютизировались, многие - опускались ке;ч,в:л»(г/с с-т p.w.w№»i s?:ivi;vwrtc. Постав* ешига в новый контекст,
события истории приобретали иное содержание,-."мифологизировались.
Украинским писателям было позволено открыть одну кз наиболее героических страниц своей истории - борьбу запорожского казачества /статьи Н.Тичины "Дружба народов", А.Довженко "Народные рыцари", "Слава народу-воину!", А.Корнейчука "День победа близок"/. Не менее плодотворными моментами воспитания чувства национальной гордости стали такие важные узлы истории Украины, как освободительная война 1648-54 годов и восстание гайдамаков в 1768 году. Имена руководителя крестьянско-казацкого восстания 1594-96 гг. Северина Наливайко, гетмана Тараса Трясило, соратников Хмельницкого Ивана Богуна и Максима Кривоноса, вождей Колиивщины Зализняка и Гснтк, полковника Семена Палия, Петра Сагайдачного, прославившегося в битве под Хотином, борца против крепостничества Кармзлюка, руководителя буковинских повстанцев Лукьнна Кобылицы, прозвучавшие в статьях П.Тычиш "Иван Франко", А..Довженко "Душа народная непобедима", А.Корнейчука "Переяслав-Полтава", стали духовными ориентирами, образцами героического служения Родине и народу.
Славные эпизоды русской истории предстают в статьях А.Толстого "Родина" и "Нас не одолеешь!". Анализируя исторический путь народа, писатель акцентирует внимание на той, что из всех испытаний русские выходили непокоренными. Статьи П.Тычины "Месть палачам, месть!", "На защиту детей наших" и Вс.Вишневского "Уроки истории" построены на специальном выборе из истории двух народов моментов превосходства русского оружия над немецким. Сбраийот на себя внимание и некоторые общие для украинской и русской литератур закономерности в изображении событий и деятелен прошлого. Это образы героические, романтизированные, строго функциональные. Вся кизнь героев сводится к подвигу ео имя национальной свобод!.
Одно из условий подтема национального самосознания кроется и в определении значимости вклада народов страны в духовную сокровищницу человечества. Начинается этот вклад с фольклора, который в статье "Редина" А.Толстой назвал "исторической памятью" народа. Главное место в украинском фольклоре II.Тычина и А.Догженко отводили песне и думе, формирорапшм готовность народа к задите родной земли /Статьи Л.Довженко "Украинская песня", п.Тычины "Иван Франко"/. В военной публицистике, как нигде, утверждается тезис об интернационал ы-идс устоях героического эпоса народов мира, об обг:«'т-лореп?ск1сг истгкдас "го *»г'.'вровя»'ич, Еирс:"о»?у г бр^.тгкк*1 рсадно.1
прозы к фольклорным мотивам благоприятствовали..четкая однозначность разграничения положительного и отрицательного, категоричность и бескомпромиссность нравственных императивов, а также глубокая и еще не искорененная органичность народно-поэтических представлений для широких масс населения. Угасавшие фольклорные архетипы обретают новую жизнь, интернационализируясь и ложась в основу новых героических образов, вполне соотносимых с былишшми богатырями как по концепции, так и по напряжению трагедийно1 пафоса.
Однако, привлекая разнообразные факты национальной истории и культуры, литература акцентирует в них прежде всего моменты нерасторжимости. Подкрепленная жизненной необходимостью, доктрина единства народов перед лицом общего врага приобрела в прозе главенствующую роль. Первые шаги к выработке ее центральных образных, тематических и характерологических категорий сделала публицистика. Трудно не заметить.ее крупный обобщающий потенциал.
Одной из важнейших задач стало создание некоего "сверхобраза" -Отчизны. Отмеченные выше тенденции к обострению чувств^ "малой" родины и противопоставлению систем строго подчинены раскрытию обобщенного образа Родины. Советский патриотизм теряет свою недавнюю "классовую" абстрактность, сугубо политическую окраску и все больше наполняется конкретным содержанием, опираясь на вполне осязаемые факты, исторические реалии, героические-личности. Создавая, образ Родины, писатели прослеживают интереснейшее явление, когда человек, пройдя огромную страну, пролив за нее кровь, по-особому начинал чувствовать ее просторы /статьи М.Бажана "Гратство" ^.Леонова "Размышления у Киева", А.Корнейчука "Дружба народов - великая сила в Отечественной войне", очерки А.Малышно "Киевская битва" и "Советское братство'1, А.Доакенко "Великое товарищество"/. Можно смело утверждать, что расширение понятия Родины до пределов всей страны ни в,коей мере не навязывалось и не насаждалось - это било явление реальности, глубько пережитое народом. Писатели правдиво отрасли это (¡свое чувствование, справедливо усматривая в нем главгейшую силу противостояния врагу.
Что касается изображения характера, то, с одной стороны, происходит максимальная типологизацик представителей калдой национальности /что мы видим в портретном очерке/, соз*лние веси/а o'.'ftien-ннх образов русского, украинца, казаха и пр., с другой- - ¿злел.-ыва-ктся географические и психологические кацпсналькье p-мгп и ут~ер-
ждается сверхнациональный образ советского -человека. Речь идет, конечно, не о, художественном, а о своеобразном идеологическом обобщении, создании определенных немногочисленных типов, клиинрован-ньк характеров. Биография героев, национальность, история их народов имеют смысл лишь постольку, поскольку готовят их подвиги.
■ Говоря об общечеловеческом содержании борьбы с фашизмом,М.Рыль-ский /статья "Украинцы никому не отдадут своей свободы"/, К.Симонов /иикл очерков "Славянская дружба"/, А.Левада /записки "Балканский дневник"/, И.Эренбург /"Весна на юге"/, П.Тычина /"Дружба народов"/ отмечают ее гуманизм, нашедший свое выражение в сснобсди-тельной миссии Советской Армии. Не будем углубляться в этот вопрос, поскольку современная история и политология пока не дают на него ответа. Ограничимся утверждением, что для советской литературы эта идеологическая'доктрина имела основополагающее значение, определяла концепцию гуманистической миссии советского солдата и его подвига - как патриотического, так и общечеловеческого /статья С.Го-лованивского "Освободительница Европы", очерк Л.Первомайского "Из будапештского дневника", статья Л.Леонова "Русские в Берлине"/. Не во всем, видимо, эта концепция отражает правду истории, однако она главенствует в военной прозе и весьма существенна для выяснения сложной диалектики национального и интернационального в тем виде, в котором ее доносит литература 1941-1945 годов.
Анализируя военную публицистику, диссертант приходит к выводу о большом внимании литературы к прсблеме создания гуманистического характера. Каждый писатель по-своему старается осмыслить процесс его ^ордарования. А.Толстой и П.Тычина, М.Еажан и В.Иванов, Л.Леонов и А.Корнейчук видят его основы в патриотических освободительных традициях народа, поэтому их публицистика изобилует многочисленными историческими параллелями и ассоциациями. В стличие от писателей, обращающихся к национальному прошлому, И.Эренбург ищет соответствующие анат^гии во всемирной истории. Масштабность мшле-ния порождает поистине эпггческое начало публицистики А.Дскяето. Нравственный заряд их публицистики стал глубинным импульсом становления характера, поскольку она, обобщив на основе жизненных на блюдений -систему принципов интернационалистского мышления, спреде-,лила стансвление концепции воина-освободителя во Есей прозе.
Вторая г л в а "Единство наниснальнсго и интернационального в характере герся есекчо;'; нснеллистнки" спг.ед^лл'зт место но-
веллы и рассказа в процессе исследования внутреннего мира воюющего человека. Важное место новеллистики определяется ее ежа тостью, способностью оперативно откликаться на происходящее, в частном случае.отразить общие закономерности. Отличительной чертой рассказов, которые вырастали преимущественно из очерков, явля ется достоверность фактов, историческая конкретность событий И ге роев. Отсюда и примечательная- тенденция в изображений'героя "малс прозы", сближавшая ее с документалистикой, - высокая степень про-тотипичности.
Изображая человека в конкретно-исторических условиях, литерат; ра открывала новый кизненный материал, требующий соответствующих средств изображения. Невозможно ке заметить, что зачастую в ушер художественности создавался идеологически клишированный образ во на-защитника. Это общий недостаток военной прозы: таково было ве ленце времени, такоЕа поэтика прозы тех лет. Вне жестких рамок, определенных названной тенденцией, нельзя осмыслить сущность лит ратурного процесса периода войны» специфику художественного язь» Кроме отмеченной прстотипичностн:, "органичное для действительное ти"^ изображение героя требовало синтеза противоположных по cbcí сути подходов к его созданию: исторической конкретности и высоч! шей степени обобщения, нашедшей свое эстетическое выражение в ci разе-символе. Основными чертами такого героя являются нравствен рая цельность и однозначность решения в ситуации выбора.
Внутренний мир человека в военном рассказе раскрывается в уз
вых, этапных изменениях. Одним из таких основополагающих момент
■стало обострение чувства национальной принадлежности, явившееся
новой интернационализации сознания героя, для которого задача с
щиты Отечества слилась с гуманистической целью освобождения че;
вечества. В условиях установки фашизма не только на полную нив<
цию национальной самобытности народов, но и на прямое флзическ'
истребление целых этнических групп, большое значение приобрело
хранение народных корней, национального характера.
' Эта проблема волноЕала прежде всего таких мастеров слова, к
А.Довженко и А.Толстой. "Рассказы Ивана Сударева" 'Толстого об*
неиы в 'один цикл попыткой изображения русского человека в moms
высшего напряжения луаи. Некоторые основополагающие прием; есг
щения наглоналыюго характера рассматривается на примере расы
"ГУсс:-ч:Я хаглктер", в главном горе;? ксторсго Егоре Дремоне гор
I. Hvf-ыш A. t:i'" раз <>5 идгалыгом г~гс-?// Рчггоси rmvt&rvw. Г.\/Г. - V I. - ' "
тель воплотил предельно обобщенные качества всего народа.
Раскрытие красоты человека через величие его поступков, выведение общечеловеческой основы характера из национальных корней сближает творческий мир А.Толстого и А.Довженко. Но если у Толстого образ былинногЬ богатыря-защитника строго реалистичен, то Довженко создает характер русского летчика Виктора Гусарова /"Стой, смерть, остановись!"/ условно-художественным возЕыигением личности над обстоятельствами, предпочтением слов "великих" словам простым, свободным владением гиперболой. Эти два пути изображения характера - реалистический, опиравшийся на фронтовую повседневность, на раскрытие образа во время боевыэс будней, и героиро-романтический, отмеченный стремлением к показу исключительных событий и характеров, преобладали в военной.новеллистике в целом. Оба подхода оправданы и закономерны, ибо война проверяла человека во всех измерениях, Однако трудно не заметить, что и в одном, и в другом случае собственно литературные свойства характеров однотипны: дане в наиболее докумеиталиэированных рассказах проглядывает та же обобщенная героичо-романтическая схема, которая прямо выступает в романтических произведениях. Так, и Дреиов, и Гусаров - почти абстрактные "русские люди" с набором традиционных качеств. Национальная принадлежность героев со всеми связанными с нею расхожими атрибутами была лшь "необходимым условием" для совершения подвига во имя общесоветского патриотизма. Это сковывало творческую свободу писателей, вынужденных живописать один лишь героический лик войны /да и то под определенным углом зрения/. И только крупный художник мог вдсх-,нуть жизнь в такие схематически заданные образы - в этом видится .трагедия писателей, вынужденных своим талантом утверждать только часть правды о войне. Искренняя вера большинства из них в истинность изображаемого углубляла всенародную драму.
Самоотверженное участие всех народов страны в защите отечества обусловило интерес прояы к инонациональному характеру, а жизнь в многонациональном обществе облегчила проблему его воссоздания. Сильные национальные типы были прежде всего идеологичесгагм контраргументом; направленным на развенчание нацистского тезиса о неполноценности неарийцев. Эти герои имели больное значение как; иллюстрация всенародности борьбы с фашизмом. Их духовное "обогащение" тэкт-л принципиально важными для советского общества чертами, кок социальная активность и коллективизм /краеугольные понятия
идеологии "винтиков"/, отмечают, А.Платонов в рассказе "Сампо", И.Еагмут /"Восьмой мешок"/, П.Павленко /"Григорий Сулухия"/, И.Ле /"Шевченко"/, В.Кожевников /'Танси Киля"/ и др. В стремлении показать боевые и трудовые будни братских народов, передать кнели и чувства представителей разных национальностей был не только лозунговый интернационализм военной литературы. В этом была историческая необходимость, вызванная активизацией межнационального общения народов СССР и возросшей солидарностью народов мира.
Едва ли не больше всего писателей интересует формирование ощущения единой Родины. Характеры казака Карпа Корниенко /К.Симонов "Восьмое ранение"/, челябинца Сергея Никифорова /Н.Рыбак "На границе"/, казаха йспендиара Добатаева /К.Паустовский "Остановка в пустыне"/ созданы по одному.принципу. Основная черта эволюции их сознания г расширение горизонтов родины до масштабов всего СССР.
В новеллистике наша отражение дружба бойцов разных национальностей, перерастающая во фронтовое братство /рассказы А.Головко "Дружба", Л.Первомайского "Братство", "Верная кровь", А.Платонова ''Одухотворенные люди", миниатюры и рассказ С.Скляренко "Земляки"/. А в рассказах А.Когтыленко "Братья" и В.Василевской "Остап Савчук" исследуется ситуация нравственного выбора, когда верность чувству братства позволяет человеку сохранить высоту духа. Интерес к гуманистическому мировоззрению - главная, идейно-тематическая особенность рассказа Ю.Яновского "Дед Данило из "Социализма"'.
В рассказах, появившихся в конце 194Z - начале 1943 годов ощущается постепенное очищение в ,жанровом отношении, выразившееся в традиционном выдвижешгл на первый план вымысла. Но вымысла настолько синтезированного, что они по-прежнему казались созданным на документальной основе. В этом плане анализируется рассказ А.Довженко "Мать", где образ Марии' Стоян, пытавшейся спасти русских сыновей, вырастает до символа утверждения "чувства... дружбы народов как одной из главных причин нашей победа"1.
Наряду -с вечными нравственными категориями, такими, как гуманизм и патриотизм, существуют, преходящие, наличествующие е характере человека'лишь по велению, времени и утрачивающие свою актуальность со сменой акцентов в самой ¡к.кзни, [{.таким относится вы-гг.агакй'е ненависти к крагу.. ЬоршиноЙ .создания характера, в .кото-
грдгм с ненавистью к фашизму как- двиаущей силой, ere герсиэмо
I. Бслинський К. П. .Радянський хагактер. - к.: ДнТпро, 1982. -С.140-141. ' ■ *
сохраняется человеколюбие как основа его духовности, стал в военной новеллистике лейтенант Герасимов /М.Шолохов "Наука ненависти"/.
По мере продвижения Советской Армии на запад и наступления завершающего этапа войны, изменились акценты чутко реагирушей на события прозы. Все чаще стали звучать мотивы не слепой нести, а справедливого возмездия и классового подхода к сути нацизма. Та грань между наци и немцем, которую в фашистских застенках /!/ провел М.Джалиль, углубили в публицистике А.Толстой, А.Дсвжеш'о, Л.Леонов, просматривалась и в новеллистике, и тем четче, чем ближе была победа /Б.Полевой "Братья Волковы", В.Пахметьев "Сплошность сержанта Васютина"/.
В 1944-45 гг. значительное место в новеллистике заняла тема освободительной миссии Советской Армии и связанная с ней гена взаимоотношений советского человека с представителями других народов мира. Воплощение этих тем прослеживается на примере цикла рассказов К.Симонова "Югославская тетрадь", рассказа Н,Рыбака "1'аро из Алибунара", Б.Полевого "Пан Тюхин и пан Телеев", Изображение прихода советских солдат в европейские страны как потока жизни, несущего им освобождение от фашизма, призвано было передать всечеловеческое содержание этой миссии, ее гуманистическую сущность.
Безусловно, рассказы и новеллы военных лет вместили события непреходящего значения и дали много ярких образов. Но перед литературой стояла задача более широкого охвата и философского сс\<ксле-ния событий, углубления во внутрещшй мир человека. Ее вотоянили произведения более масштабных жанров.
В третьей главе "Усиление аналитичности и углубление психологизма в изображении героя военной повести" анализируются повести А.Довженко, Л.Леонова, В.Василевской, В.Гроссмана,А.Века, В.Козаченко, О.Доьченко, отмеченные тенденцией к всестороннему выявлению соииаяъкс-лсихологичесгой сущности. личности.
йятгистмш рагритиш повести отмечена у*е вторая половина 1942 г., а ее расцвет приходится на 1943-44 года. Все всеннье повести, предолгая традиции зародившейся к недрах древнерусской литературы героической повести, посят героико-опическяй характер, отличительными чортзии которого ярлястся кснгретно-историчесгиЯ •«нзненный материал и »ттрио^'-оки-гумятстаческий пафос.
В тс-ттич-хгт'. пл «¡в ?у могко слалмить на 2 группы: ■•{.рснтоем«,
О бСГ.'б'? М": .....!.'.';>■■" •¡Ч1Т": V •; ¡"■Г!Г Г II И С ГИГ-;-И Т1Л'";. :Т": 1-
численная первая группа, к которой относятся- "Вэя-тие Беликошумска" Л.Леонова, "Волоколамское шоссе" А.Века. Ко второй - "Радуга" В.Ва силевской,"Цека жизни" В.Козаченко. К третьей из числа рассматриваемых можно отнести "Сердце беркута" и.Донченко, Особым ^магическим сплавом, где показ жизни на оккупированной территории перемежается эпизодами фронтовой жизни, отмечены киноповести А.Довженко "Украина в огне" и "Повесть пламенных лет", повесть В.Гроссмана "Народ бессмертен". Как и в новеллистике, здесь прослезиваются два пути изображения - героико-романтический /А.Довженко, Л.Леонов, В.Василевская/ и строго реалистический /А.Век, В.Гроссман/.
Используя аналитический подход, обращаясь и к методу синтезирующему, "диссертант приходит к следующим основным выводам. В центре внимания военной повести - героический характер, взятый в более широком объеме жизненных связей. Написанные без "дистанции времени" ¿повести весьма примечательны как своей непосредственностью, передачей событий "в первом приближении", так и многими существенными диссонансами, вносимыми идеологической схемой. Повесть с трудом приобретала более-менее правдоподобные очертания в художественном творчестве. В ней происходит второй этап "отсеивания" жизненных проблем, многие из которых; вынужденно допускавшиеся в рассказах и очерках, теперь оказываются "враждебными". Среди них -проблема национального самосознания. Реалии военной действительности не укладывались в узкие рамки схемы, поэтому многие талантливые произведения тех лет /даже вполне лояльные/ поддавались критике и на долгое время исчезали из литературного процесса.
В военных повестях А.Доатенко, отмоченных тяготением к эпически-монументальному воплощению событий, поставлен ряд вопросов, которые стали проблемными узлами литературы намного псэже, а некоторые из них поднимаются лишь сегодня. Это, например, проблема гуманизации советского общества, в центр которой Довженко ставит вопрос о внутреннем раскрепощении личности. Пытаясь отыскать корни "духовной бёзорувности" некоторых своих героев, писатель видит их в'отказе от родовой памяти.и потере чувства национальных корней.
Стремление к-правдивому изображению действительности привело к тому, что А.Догженко одним из первых в советской прозе заговорил о трудностях времени 1ульта личности. Однако, смело рскриЕая негативные явления, писатель рассматривает их как частности, случайны? преграда на пути к "светлому будугецу", кстсгке 1/огут и дстст
быть преодолены. Он в целом далек от мысли, что это - порождения системы, хотя, как истинный художник не может не акцентировать стихию бездуховности, денационализации, захлестнувшую советское общество. Искренне веря в идеалы жизни по законам гармонии и красоты, Довженко, все более остро ощущал их несоответствие реальной тазни, исследование которой продолжал в четко очерченных типических характерах.
Интерес к глубинному постижению философии характера, который рассматривается во взаимозависимости от всечеловеческих проблем времени, характеризует повести А.Дозжекко и Л.Леонова. Как и Довженко в плане определения причин и цены пережитой трагедии, Леонов, положив во "Взятии Взликотвумска" начало русской филосо$ско-аналитической прозе о войне, опередил свое время. Герои их повестей не только активно действующие, но и кысляшне личности, анализирующие свое место в схватке с фаиизмом. В этих характерах сконцентрированы тенденции поисков художественных решений в сезданяи образов, крупного собирательного плана. Типизируя мотивированные временем » социальной средой черти, которые объединяют героев и являются движущими силами ¡ос маееовога героизма, шгеателк в каждом из них выделяет к особенные качества» подученпкз от родного края и семьи* » даже нюансы их психологической индивидуальности.
Военная повесть знаменовала переход от описания отдельных эпизодов единоборства с- фашизмом к масита5нтг обобщениям-. Tait, В.Еа-. силевская в "Радуге" и, ВЛ'россман в повести "Народ бессмертен" одними из первых в военной прозе предприняли попытку соотнести частную жизнь человека с судьбой народа. Изображая мИссобчй героизм' людей,, писатели остается верны, особенностям конкретного этапа развития событий,, а вместе с ними д литературы,, перед которой стояло важное задание - изобличать фашизм, укреплять веру в справедливость освободительной е'и'ны,, лябкии средствами иементироБать'мс-рально-полнтичесгое единство народа..
В отличие от проигводеш'.й, отмеченнше стремлением к созданию коллективного образа народа,, повесть А.Еека "Волскслэмское иоссег дает образ вокака,. без которого "массового героизма"'не быгает. • Это комбат Еаурджаи Мсмда-Улы.. "емуарностъ, яакеншшая фраза,. , сдестанная интонация, отсутствие многоэначителхной- сикволари депг-fjt неэтеть блпохоЯ очерковое чпосу, а суздэиннй вс bcoîs нег.оато-рв» ости наииспальныП характер презрашаст ее и в еяетюе психологи-
ческое исследование. Но, несмотря на подробно воссозданную нацио-иалшую стюцгфпсу, Модаш-Улы' - герой прежде всего общесоветский, потому что в его характере с давними'.представлениями казахского парода, сочетается черты, декларируемые социалистической морзлью.
Выход Советской Армии к границам Родины сделал еще более настоятельной задачу раскрытия и художественного обоснования общечеловеческой сущности похода советского солдата в Европу. Если до 1344 года"тема интернационализма звучала вслед за утверждением патриотизма., рожденного-обостренном нациснэльнрго самосознания, прославлением героизма,людей, то постепенно она становится все более значимой и начинает занимать opio-из ведущих мест "в военной прозе. В центре•изображения находится у.те сформировавшийся и духовно окрепший в боях на ро,циух> земля геин-осБободитель. Наиболее интересным в этом ia:ane ..является герой киноновести А.Довженко "Повесть пла-, меняшс лет". Иван Орляк. Сн ы, укладывается в рамки общей схемы, хоть и но лишен ее- печати. У Орляка почти нет индивидуальных черт характера, в нем сконцентрированы определяющие качества нации, а Ъсп повесть - это не только, военная биограф!* колхозника с Приднепровья со воем его "родом и судьбой", а и своеобразная летопись войны /думается, не случайна аналогия названия.киноповести с "Повестью греденчнх лет"/. В военной прозе такой прием - не единичное явление. Достаточно вспошить Егора Дремова у А.Толстого. Как и герой рассгййа, Иван Орда:', ушедший па войну за своей "необыкновенной судьбой", Боплстает народную нравственность. Этому служит гиперболизация физических и духовных возможностей, героя. В отличие от мкзгю произведений военных лет, не декларативно, р. глубоко человечно проявляется в Срлюке патриотизм. Он не громкий и показной', а кьражакпийся, например, в горсточке украинской земли, ■сюевояязи-руетой кекувичссть дякной Срлюком я его друзьями клятвы отстоять СКОбОДУ C'f'-KISrUi.
Так вся /удояоетпенная военная прооа стала пог<к»воьаш*гм о тем, что сделали оснетскиъ люди для человечес inn и п о ч е м у они ото сделали. При ве&й исторически обусловленксй ограниченности, од-иевторо'нзгт» Е*гляг-,% ка сигигаик, ьожшх литератора отрог-ила г;;о-бы«?'»! трзгел.1« ьег-а и erais худ яюсшшнии документом епохи, во-п;;'-тгь со релич;"-'-' и гэдии'я, v:c?;n;? и оайл;'тциг.ш.
3 а а к л к> ч и ь ч .1 г-r-.-'Л оси'-"tee итоги ксслелсьянпя. 1! í 'г!"о v-.vv-s-a t.'.r, и г <-■ ;.;/ ■уу-зс ь;<л-:нс.': хчр:;:то-
рологш советская литература в годы войны сделала разительный по силе и убедительности шаг к вершинам мысли и духа, которые сегодня принято называть обздёчеловеческими. Причем и сами эти вершины, и путь к ним по сей день остаются поучительными, поскольку речь идет о конкретных примерах движения эстетического мышления от историзма социально препарированного к историзму полнокровному, от идеологически схематизированных характеров - к жизненно-национальным, от рассказов и повестей очеркового плана к произведениям поистине эпической мощи. При этом не следует сбрасывать со счета, что все, написанное в годы войны, воевало и за послевоенное будущее, образ которого с точки зрения.сбщегуманных^его обоснований существенно отличается от той- модели социализма, которую советское общество сегодня демонтирует. Мыслимая реальность этой модели в образном слове сороковых если и подлежит критике,, то всего лишь сочувствующей. Ибо отрицать вохжщую против фашизма мечту, к толу же мечту, о с у щ • е ст влениуюв духе многонационального советского солдата вряд ли гуманно. Ее- скорее надо изучать. Как следует изучать и каждую крупицу художественного опыта войны, где пережитое советскими народами является достоянием не только их самих, но и всего человечества. Интернационалистского уже и по качеству жизни, ее цивилизационнш потребностям и движущим законам, с отрицания которых и зарождается всякий регресс.
Основные положения диссертации изложены в следующих публкнашг.тх:
1. Идея интернационализма в советской публицистике периода Великой Отечественной войны// Тезисы докладов международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Йобед» в ВёликсЯ . Отечественной войне. - Дрезден, 1986. - 0.126-127.
2. Национальное и интернациональное в характере героя военной новеллистики. рукопись депонирована в ЙНИОН АН СССР, Г 53781. - 25. 05.66 - 23. с.
3. Изображение характера патриота-интернационалиста в повести военных лет. Рукопись депонирована в }ШИШ АН СССР, У 55666. - 24. Ю.ЕВ - 15 с.
Т!оч,ч:;о п^птя <У>.0Ц»ЗГг1 зак »"Л.ткс 100
^оМНО'-'-г > >0-1 11Н ГКО 7СС? г.Киев