автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Диалектика общего и особенноко в архитектуре и дизайне

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Ахмадбекова, Маргарита Пулатбековна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Диалектика общего и особенноко в архитектуре и дизайне'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика общего и особенноко в архитектуре и дизайне"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Р Г 6 од

О OKI 99На правах рукописи АХМАДБЕКОВА Маргарита Пулатбековна

ДИАЛЕКТИКА ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ

Специальность 09. 00. 04 — Эстетика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ТАШКЕНТ — 1994 г.

Работа выполнена на кафедре «История культуры и эстетики» и «Промышленный дизайн» Ташкентского Государственного Технического университета имени Абу Райхана Беру-ни.

Научный руководитель — доктор исторических наук,

профессор Шарипов Ф. Ш.

Официальные оппоненты — доктор философских наук,

профессор Цай А. В.,

— кандидат философских наук, доцент Эркаев А. Э-

Ведущая организация — Ташкентский архитектурно-

строительный институт, кафедра философии и социологии.

Защита состоится « ^У* » ¿Ч--■■'-<.'/ г '-У 1994 года

в 14.00 часов на заседании специализированного совета ДК 067. 02. 29 в Ташкентском Государственном университете по адресу: 700035, Ташкент, ул. Амира Темура. д- 60а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ташкентского Государственного университета (Вузгородок).

Автореферат разослан «, 1994 года.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направить ученому секретарю

по адресу: 700035, ул. Амира Темура, 60-а, комн. 17-

Ученый секретарь специализированного совета доктор философских наук,

профессор > ХАЙДАРОВ У. Ж.

овгдя кйРйЕткгаствка дасезитдгп

Пк-туя^ьипотч, tcthi ягг.гаяопяпчт. Кадчио-техкнческкс достижения в независимом Узбекистане оказывает огромное воздействие ка все стороны общественной жизни, & той числе i:a' искусство в целом к на архитектуру, дизайн, э частности. В результате этого в предметно - пространственной к технической среде все более проявляется характер естественной среди, п которой хнвет и работает человек.

В этил условия* проблема гуманизации предкетно-пространст-венного образования преобретает особуи значимость, поскольку сегодня происходит синтезирование традиционного, национального, веками устояевегося предметного мира и мира общечеловеческого, когда Формируются новые . утилитарно-потребительские - к ценностно-эстетические ориентации, ладей. Обращение к этой проблематике актуально ese и потому, что в условиях известкой коммерциализации практически всех форм культура и бита, о том числе и искусства, наблюдается тенденции к деформации , ряда нравственных, эстетических и художественных ценностей „ Этим объясняется попытка в диссертации раскрыть сложные диалектические взаимосвязи архитектуры и дизайиа ti рождающиеся при этом Факторы их взаимного влияния на духовнуа сферу общественного бытия. : ■

Проведенный нами философский анализ методологических . основ архитектуры и дизайиа обнаруживает диспропорции между исследованиями структурных уровней утилитарно-художественной и предметно-преобразующей деятельности людей. Это происходит потому, что на протяжении последних десятилетий сами дефиниции архитектуры и дизайна претерпевали изменения и получали различные толкования. Рассмотрение философской, эстетической н специальной литературы позволило выявить единство и взаимообусловленность архитектуры и дизайна в контексте общей культуры. Взаимодействие, основанное на всеобщем характере предметного мира, значительно расвиряет сферы приложения архитектур« и дизайна в целостной технике-эстетической системе. Архитектура традиционно считается более древним видом искусства, чем дизайн, и несет в- себе отражение исторической

эпохи, в которой развитие художественных стилей и направлений формирует эстетические вкусы, национальную культуру, традиции народа. В свое очередь, дизайн определился в системе современного индустриального производства как новый вид проехтио-творческой деятельности человека. Его цель заключается в создании Функциональных, полезшие для человека и общества и эстетически значимых предметно-вещевых комплексов. Несомненно, дизайн, как и архитектура, призван удовлетворять материальные и духовные потребности людей.• Поэтому общие корни и зоны соприкосновения дизайну.следует искать в архитектуре.

Рассмотрение дизайна как наиболее сложной формы художественно-конструктивной и проектно-творческой деятельности (включавшей философские, социально-коммуникативные, эстетические, психологические,ценностно-ориентаци' шые, художественно-образные, инженерно-технические, производственно-экономические, организационно-деятельностные и прочие, аспекты преобразования действительности) позволяет обосновывать диалектическое единство и общность архитектуры .и'дизайна как двух Форм художественной и материальной культуры. Изложенная в диссертации точка зрения выдвигает на п-рвый план философское обоснование модели человеческой деятельности, обладающей объективной универсальностью," на которой возможно осуществить интеграцию различных уровней философских знаний. ...

Таким образом, комплексные исследования всех типов деятель-ностн людей в области архитектуры и. дизайна позволили нам проследить'спектр психической активности человека, которая рождается его 'преобразовательной деятельностью и Физической активностью, в основе которой лежит конкретная осознанная цель; При этом, конструктивная разработка концепции взаимодействия архитектуры и дизайна, как Фактора преобразующей деятельности субъекта, предполагает ее содержательную интерпретацию в единой структуре общенаучных ' методов познания: системного анализа, деятельностного подхода, моделирования, а также поисков методов внедрения ее в педагогическую практику. ,

Степень научной разработанности проблемы, началом теоретического осмысления архитектуры и дизайна как видов эстетической деятельности по праву считается постановка и первые попытки решения в философских и психологических научных трудах проблем

предметного мира человека, процесса самого познания объективной действительности и ее эстетического освоения, языка творчества, роли предметно-пространстзгниоЛ среды а Функциональной деятельности личности. Подтверждением этому иогзт быть обращение к научным трудам мыслителей прошлого. Определения понятия архитектуры встречаются у Аристотели, Плате!!.-., Ллье^ртн, Зазари, Еитрувия, Гегелл, Канта, Надладио и з. пос'аэяуйких теориях Х1Х-ХХ столетия - Ван де Вельде, ' Ле Хсрбк>5:-2, К.Маркса, У.Морриса, Ф.Райта, Д.Рескина, Г.Скотта, Ф. Энгельс.' и др.

В последние годи доминирует точка зрения ряда исследователей о том, что архитектура является отрахеиисм окружающей действительности, Формирующейся в условиях • определенного пространства и времени. В свои очередь дизайн, как' социальная уникальный Феномен, явившись порожденном достижений технического прогресса в серийном прокдалеином производстве, утвердился с середины XIX столетия как метод художественно-конструкторской деятельности. Определенное влияние та его_ развитие оказало "авангардное искусство", тесно связанное с именами П.Родченко, Б.Кандинского, Л.Лисицкого, к.Малевича ■ и др. Новаторство в проектной деятельности тек лет породило таксе явление как "производственное искусстго", к которому сводилось ограниченное представление о дизайнз, лослугизяее причиной полемики исследователей - теоретиков, архитекторов, яудбхникоэ, скульпторов. Развивающийся дизайн был использован,а дело воспитания трудящихся в духе гуманизма, патриотизма и социального оптимизма. Однако, опит 20-х годов доказал недопустимость механического переноса одного вида эстетической деятельности па другой или возведения их и обзио пршщппи. Нач.-.ная с 30-50-я годов, теория и практика отечественного дизайна била признана проявлением чугдоЯ напеку обществу буржуазной культура, а новые попытки в развитии этого направления объявлялись лег&цккми и предавались забвения. Такая же участь постигла а другие отрасли науки, как генетика, социология, кибернетика, политология, инженерная психология, эргономика. Архитектура того периода, отличалась эклетикой, помпезностью и украпательствон.

эпоха 60-х годов роднится с 20-ми годами, поскольку оаа связана с "оттепелью" в политической, \ экономической, социальной, духовной хизни общества и с возрождение« дмзайна.

" - е -

Это яв;мось нзчазом нового теоретического осмысления дизапнерского творчества, с научной литературе. Оно наияо свое етрагакио з обращении к истокам ценностного осознания и последуэчзгс развития "теории деятельности". Яг случайно, что в оснозу научных исследований того периода била положен» "теория чоловечгскоп деятельности", так как виз се обвдП логики нельзя било поилть развитие.многостронник Форм « видео художественного и творческого ииалениа.

В научной литературе по дизайну, полоиваейся в последние ro"i;, основное место занимают прикладние исследования в научно-теоретически к направлениях, которое не имела пряного отнооения к дизайну, но оказали серьезное влияние на развитие ш дохе строчного гшалення в человеческой деятельности. Поэтому философ-ско-соцяоясгмческая и эстетическая лроблематнгса соотношения архитектур» я дязай:и все бсльае привлекают внимание ученых, особенно, ^илософоь, архитекторов, дазаЛнгрои, искусствоведов.

Т5ри анализе социально-эстетических я культурологических Функций архитектуры и днзаГшд нами были использована научные труды античных мислителеп, а также напих ссярелешнк-« - Н.Я.Гаибова, Т.У.Махмудова, 2.У."иарова, П.С.Пала и др,, в которых разраЗотаиц основные эстетические категории'1.

Сесояый вклад с ФплоссФско-социодогическкэ исследования

проблем Архитектурного и дизайнерского т^оочестса гаесли такие

теор-зтики аак В.<Ч.Г«агучев, О.С.Гг-игорьов, А.Г.Егоров,

.'í.a.D¡;.;-;¿íüií, ¡i.И.Кантор, л.ц.йогам, X.Л.Макаров, Г-БЛДниервии,

2

Л.и.Иог.нкова, М.Ф.Састншков, ;\С.Ссмсв и др .

1. Гаибса П.Л. Расцвет культуsu Сс^етсксго Узбекистана. Тапксят: ГлСскистд». 1031.'

Шучу-ос Г.М. Эстетика худсжествснноД ценности. Ташкент: i .рк, It'.-J.

уилр-лд С.7., Кал Я.С.Эстетшса хяньх. Гаакентг Г.Гуляма, 1986.

2. Гллгичеа И.О. С дизаПне. ÍI.: Искусство, 1070.

rpnrctii.cn О.П. С специфике дизайнерского творчества. В сб.

Творческая емы яудеагстаемюго хонструирсаашш. Л.:ВШМТЭ, 1070. .

Егоров Л.Г. ¡¡роизводстао, научно-техническое тсс-рчество и эстетика. сб. Вопросы технической эстетики. 2ып. 1. II.: Искусство, 1SÍ3.

Оеленоа Я.Л. Типология субъектов эстетической деятельности. Горы-ri, ГИСИ, 1072.

ьинтор к.. красота в польза. '!.: Искусство, 1087.

Коган Л.Л. Труд л красота. П., 1033.

• см. след. стр.

Теоретические аспекты дизайна на философско-категориальном

уровне отражены в искусствоведческих и эстетических трудах

Д.Я.Зися, М.С.Кагана, А.Н.Илиади, Д.Ю.Кучарюка, И.Д.Маца,

С.Х.Раппопорта, В.И.Тасалова'" . К значительным достижениям

философско-экстетических исследований по праву относятся труды ' 2

Л.И.Безмоздина , в которых выявлены структурные уровни художественно-конструктивной деятельности человека и дизайна как биполярного Феномена. Разработав отдельные научные аспекты данной проблемы, вышеуказанные авторы реаили многие узловые задачи дизайна как вида эстетической деятельности. Но вместе , с тем, несмотря на обширные публикации по теории и практике дизайна, отдельные его научные направления оставались дискуссионными или не полностью раскрытыми. Этим обстоятельством вызван выбор темы данного исследования.

Изучение общенаучной и специальной литературы, в той или иной мере освещаюией архитектурную и дизайнерскую деятельности, позволили автору диссертации утверждать, что менее всего в этой области определены проблещи диалектики общего к особенного в архитектуре и дизайне, включающей философско-социологические, коммуникативные, эстетические, семиотические и культурологнчес-

(продолжение;

Макаров К.А. О художественной фор>'<? в дизайне. 3 сб."; Эстетика и производство. М.: МГУ, 1969.

Минервин Г.Б. О социальной природе дизайна. В сб. вопросы технической эстетики. Вып.2. М. : Искусство, 1970.

Новикова Л.И. Эстетика и техника. М., 1976.

Переверзев Л.Б. О взаимосвязи творческой деятельности 8 дизайне и искусстве. В сб.: Творческие проблемы художественного конструирования. Материалы к семинару. П.: ВНИЙТЭ, 1ЯЕ0.

Сомов Ю.С. Художественное конструирование промапленных ■изделий. М. -. Мапиностроение, 1967.

1. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1337.

Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

Илиади А.Н. Природа художественного таланта. М.: Советский писатель, 1965.

Кучерюк Д.Ю. Эстетический характер предметной среды. Е сб.: Природа и Функции эстетического. Н.: Искусство, 1965.

Мац И.Л. Проблема художественной культуоы XX века. М. : Искусство, 1969.

Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Н.: Музыка, 1968.

Тасал^в В.Н. Десять лет проблемы "эстетического"(195в-196в) Вопросы эстетики. Вып.9. К.: Искусство, 1971,

2. Безмоздин Л.И. технический прогресс и эстетика труда. Ташкент: Фан, 1963. Он же, Худояественно-констгуктивная деятельность человека. Ташкент: Фан, 1975. Он- же. В мире дизайна. Ташкент: Фан, 1990.

- В -

кяэ аспекты.

"г:^"' к.этгч*;1* Цель» настоящего исследования

является рассмотрение дяэойнз как целостной

т е я и и х с - о с те т н ч © с:: с Л с:'.стс:;у со специальная исследованием ее субъекта в ссстнсзс;; г.! с архитектурой, образующей прсстгаист&гн:!7» среду, утилитарный и эстетический аспекты 1: о торс."! в из стгуг.туг н;!1 единстве обуславливают ее гагнонгплостъ. Задачей исследования является необходимость изучения сссяа видев чолсоеческся деятельности н системного подхода к реаеншз проектный предлсЕгиий, а такке всесторонней подготовка сяецмалястоо-диэаянсров и субъекта архитектурного тоорчестза. Последнее имеет особо вагнее значение, потому что от качества дизайнерского образования , зависит дальнейшее развитие тсянико-зстетическсго творчества и его вклад в создание материально-худогественной культуры независимой Республики Узбекистан.

Дяя реализации зтоП целя определена сасдуицие задачи:

- уточнение суцестйухчих дефиниций гсизтнЛ "архитектура" и "мязайи" для построена фсглалъио-графачгской недели человеческой деятельности; .....„•"'

- установление их обдая прива«пов на основе системного анализа и . прпзогение их к исследованию той или иной тез:шко-эстетической системы;

- «а основе теории цганостгз г. чгдо:згческой деятельности определение . рол» художественного яаплення в прахти-чески-преобразовательном творчестве. Формирующем предметно-пространственную среду; * .

■ - рассмотрение и. характеристика фор;! проявления механизма синтеза архитектуры и дизайна а системе, сбцествешшх отношений;

- шяздение гноселогических и эстетических основ единства и взаимосвязи архитектуры и дизайна на основе генезиса б общей системе соцно-кулътурных ценностей;

- анализ в методологической аспекте социально-коммуникативных,' семиотических в эстетвч&ских многообразий деятельности человека в эпоху НТП;

- исследование Факторов еучествования дизайна как единой и целостной технико-эстетической структуры;

-• определение перспектив развития технико-эстетического

творчества для построения иоделк специалиста-дизайнера.

Теоретической и мято»ожогиче<ч?пП лгипрп« исследования явились труды классиков философии, и прегде всего содержащиеся в них научные пологения о единстве материального икра, и познания, о взаимосвязи и взаимодействии всего существующего, о диалектике и динамике общего и особенного, о преобразуюцей роли человека, о его творчестве "по законам красоты".

Опираясь на методологии философской диалектики, автор диссертации стремился рассматривать архитектуру и дизайн о их исторической ретроспективе. В основу раскрытия их сущности как специфической эстетической деятельности человека были положена многоуровневые принципы, определяющие техникогэстетическую систему, а такге активный характер личности, направленный на ее преобразование.

Иаучняя нояияпд д^угертднст; .-заключает:-л в следующем:

- применен комплексный подход п системному анализу архитектуры и дизайна одновременно в методологической, гносеологическом, структурно-типологическом, проблемно-прогностическом аспектах;

- раскрыта сущность многоуровневых аспектов научного обоснования дизайнерского и архитектурного творчества - эстетического, социально-психологического, инфориациоино-коииуникатиз-ного, семиотического и др.;

- выявлен механизм технико-остстичсской н худогествекно-утилитарной деятельности архитектора а ' дизайнера по глазным направлениям;

- построена ранге ' отсутствовавяая в методологии и педагогике архитектуры и дизайна дкфференцврсваниая графическая модель человеческой деятельности, о которой рассматривались архитектурное и дизайнерское тзорчестэо;

- обосновано положение о том, что архитектура н дизайн есть целостная и гибкая диалектически развивающаяся субъектио-объектная технико-эстетическая система;

Тктиггтегхяп и пмктичяежая апячиморт*.__ ДИСТерТППЯИ.,

Полученные результаты исследования вносят определенный вклад в обоснование и осуществление диалектического подхода к дизайн-образованию в отиооении как структуры и функций самой педагогической системы, так и в расширении возможностей.

подготавливаемого специалиста-проектировщика комплексных систем. Использование системного анализа художественной деятельности личности раскрыли возможности разностороннего аналитического подхода к технико-эстетическому творчеству, проявляющемуся как в архитектуре, так и дизайне. Результаты исследования содействуют значительному расширению сферы практического приложения дизайна во взаимодействии с архитектурой в художественно-конструкторской и проектной деятельности по созданию изделий массового промышленного производства, бояьиих сложных структурных комплексов и системных программ.

На базе обобщенных в диссертации исследований автором разработаны и внедрены в учебный процесс на кафедре "Промышленный дизайн" ТашГТУ теоретические и практические курсы по дисциплинам :

1. Теоретические основы художественного конструирования;

2. Эргономика - естественно-научная основа художественного конструирования; -

3. Социально-коммуникативные аспекты дизайна.

Выводы, практические рекомендации настоящего исследования положены б основу разработанной автором методики подготовки специалистов-дизайнеров по вышеуказанным специальным дисциплинам, учебным программам и проблемным спецкурсам.

ЛпроЯачия рдбот«. Основные положения диссертационного исследования получили отражение в тезисах докладов на научно-теоретических конференциях:

Воспитательная роль дизайна и деятельиостиый подход к его изучению (Тезисы доклада на научно-теоретической конференции "Актуальные вопросы повышения общественно-политической активности молодежи", Самарканд,'1987);

Дизайн и национальные традиции "практических искусств" (Тезисы доклада на VII Искусствоведческой научно-теоретической конференции "Наука глазами молодых, Ташкент, 1988);

Предметно-пространственная среда в контексте культуры как важный элемент средств воспитания (Тезисы доклада на Республиканской научно-практической конференции "Студенческое образование как важный фактор воспитания", Ташкент, 1993).

Дисгертация была обсуждена на кафедре "Культурология и эстетика' Тавхентского Государственного Технического университета

имени Абу Райхана Беруии в 1994 г. и рекомендована к задате.

Структура н объем диссертации. Работа изложена на/ЛЗ страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, приложения с таблицами и списка использованной литературы .

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, выявляется степень ее разработанности, что дает возможность определить ранее исследованные аспекты данной проблемы. Сформулированы цель и задачи диссертации, определена теоретическая и методологическая база работы, доказана ее научная новизна, дана структура и краткая аннотация содержания. ...

В первой глав» - "Анализ взаимодействия дизайна и архитектуры" - выявлена роль предметной и предметно-пространственной среды в функциональной деятельности человека, проведен обобщенный концептуальный анализ современных представлений о.' сущности объективного процесса взаимодействия архитектуры а дизайна.

С помощью системного подхода к изучению деятельности в области архитектуры и дизайна определяется технико-эстетическая структура. Из всех форм человеческой деятельности, безусловно следует выделить важный аспект "рукотворного" объективного мира - это эстетический. Поэтому за основу исследования была принята модель человеческой деятельности, разработанная К.Л.Каганом, включающая пять ее типов: преобразо~< вательную (практическую), познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и Худохестсенниую.

Для создания универсальной среды жизнеобеспечения, удовлетворяющей реальные интересы, потребности человека, необходимо выделить в ней всеобщие инвариантные компоненты: субъект, объект, средства, процесс, результат, которые образуют систему деятельности, происходящую в.окружающей действительности.

В диссертации рассматривается положение о том, что человек представляет собой определенную подсистему, входящую в систему общества. Его биосоциальная сущность определяет существование генетической и социальной программ наследования в общественном развитии. Генетическая программа наследования образует

генофонд, а социальная программа наследования - социофонд человечества. Среда в этой плане выполняет роль пространства для человеческой деятельности, создаюаего единство генофонда и социофонда, так как человек и реальный мир, в котором он живет, находятся между собой в определенных взаимоотношениях, хотя в то Ее время и отделены друг от друга. Совокупность этих связей и ограничений представляет собой систему общественных отношений, которые выступающую как в объективной Форме, так и в субъективной.

Известно, что сущность личности субъекта выражается в его деятельной природе, а специфика состоит в универсальном характере его деятельности. Любая деятельность-существует постольку, поскольку личность обладает потребностями в ней, а также интересом и способностью к ней. Так как последнее выступает как объективное противоречие мехду Физическим и психическим состоянием человека, то он не всегда может их осознавать, а представлять искаженно (например, антиэстетический вкус, престижное потребление и т.д.). Это объясняется тем, что субъективные формы потребности в деятельности многобразны - это влечения, желания, --стремления, мотивы, запросы, интересы, установки, ориентации, це-и, планы, программы. В связи с этим, в диссертации все организованные природные, и социальные системы рассматриваются в целостной структуре

предметно-пространствеиной среды, которая создается посредством архитектуры и дизайна.

Далее в главе раскрывается идеи о том, что дизайн с момента своего возникновения осознал и утвердил себя как Фактор, способствующий очеловечиванию предметной среды.. Рассмотрение в диссертации дизайна в контексте философского понятия деятельности, отражавшего диалектическое единство процессов опредмечивания и распредмечивания, позволило, нам конкретизировать представление о eró профессиональной специфике как целенаправленной иа их организацию во взаимодействии человека со сферойего жизнедеятельности. Исходя из этого, дизайн определился как V новый . вид проектно-творческой деятельности. Современный дизайн все более тесно связан с решением проблем общественного бытия.включающего охрану экологической среды, экономии природных ресурсов, борьбу за обеспечение нормальной

гизнедеятельности в экстремальных условиях. Отсюда очевидна роль дизайна а слиянии с другими видаки искусств, в тон числе с чрхитектурой, декоративно-прикладным творчеством э решении наиболее актуальных гуманитарник, социокультурных и научно-технических потребностей общественной ясизкн. Особенно з эпоху ИТП дизайн и архитектура предполагай связь между собой, поскольку предметная среда испытывает на себе та s: о.таяниа науки, техники, искусства и развивается в ток zc направлении, что и индустриальное типовое домостроение, быстро вбираюуее осе технические достижения и новевшие технологии.

Как отмечено в диссертации, с развитием теоретнко-позпава-гельиых концепций в последние годы взаимодействие архитектуры и дизайна получило всестороннее обоснование на философско-нетодо-югическом уровне. Причина этой взаимосвязи и взаимообусловленности, на наш взгляд, состоит в следующем: во-первых,, предметная среда, созданная дизайном, немыслима вне архитектурной (пространственной) среды. Рассматривать их .в отрыве друг от друга нельзя, так как целые системы жизнеобеспечения и и:с Формы часто соотнесены с современными зудояествен'но-конструктивнынн решениями, создавая тем самым.предметно-пространственнув среду, обеспечивающую все необходимые условия для функционирования человека и удовлетворяящу» материальные, духовные, эстетические * социальные запросы общества! ао-зторих, происходит интеграция архитектуры и дизайна, та« как на пршгрй крупных урбанизирован ни у, городов, промышленных зданий 'и других инженерных сооружений просматривается непосредственное вкяочшшо различных ;изайнерских объектов; • в-третьих, о архитектуре и дизайне проявляется обдая черта а единой оценке Функциональных и . эстетических Факторов окрухаядей человека пространственно-предметной среды. Отсюда следует, что тенденция сближения ' архитектуры ¡1 дизайна обуславливается в переносе .творческих проблем архитектуры'с решением экстерьером зданий на «х внутреннее предметное наполнение в объемно-планировочном пространстве. Поэтому етавгае для нас привычным сочетания пространственно- предметной среди города' (например, Таокеитское метро, подземные переходи, малые архитектурные форки н т.д.) стали общим объектом *. творческой деятельности архитекторов, дизайнеров, скульптурой, художников и строителей. Несмотря на

указанную общность архитектуры и дизайна, между ними существуют И различия, определяющие следующие их особенности:

_£й=Л£ЕЕШ1, архитектура оперирует огромными объектами строительства для реаения сложных социальных задач. Она обращена прежде всего к эмоцчокальной стороне восприятия, стремясь тем самым создать уникальный и неповторимый художественный образ, в котором запечатлены дух времени, эстетические стили, общественные интересы и, конечно, функциональное целееообраэие объекта (например,' площадь Мустакиллик, Дворец дружбы народов, театр "Туркистон");

' по-втости:, дизайн занимается предметными формами, вписываясь в общее архитектурное решение. Кроме того, объекты дизайна не претендуют па уникальность, хотя в отдельных случаях дизайнерские проекты могут быть и одноразовыми (например, создание единичных образцов осветительных приборов, современной мебели в Теннисном корте, являющийся достижением современной архитектуры и дизайна Узбекистана);

в-третьи«'. дизайн больше, чем архитектура, обращен к антропологическому и антропометрическому облику человека вообще, а не к какому-либо конкретному потребителю (например, медицинское оборудование, оптические приборы и т.д.);

п-чствертиж, дизайн обладает двойной направленностью, т.е. это явление биполярное в сравнении с архитектурой;

р-ппгии, архитектура уступает место дизайну как универсальному проектному мышлению, поскольку она издавна ориентирована на создании статичной пространственной среды в течении длительного времени (например, Национальный парк Республики Узбекистан им.П.Давои, памятник Амиру Темуру).

Эти различия приводят к полярным оценкам взаимовлияния ^ .хнтектуры и дизайна.

О условиях все большего возрастания приоритета общечеловеческих ценностей перед архитектурой и дизайном (также как и перед другими видами искусства) стоят важные практические задачи соблюдения разумного соотношения образа жизни человека с материальной средой, в которой основополагающей альтернативой является "человеческий фактор". Так как архитектура и дизайн тесно свяэа") с процессом развития современных технических достижений, с применением новых технологий, это дает возможность все-

сторонне рассматривать все важные аспекты взаимодействия человека с окружающими его предметно-пространственным миром, предвидеть возможность использования художественных, социо-культур-ных, семиотических тенденций в единой системе общественных отношений.

Во второй главе - "Архитектура и днзайл пак особые формы синтеза материальной и художественной культуры" - дается теоретико-методологическое обоснование архитектуры и дизайна как специфических явлений материально-художественной культуры, порожденных существенными изменениями в структуре функциональных отношений различных сфер социальной практики (науки, производства, искусства, идеологии, культуры и пр.). Поскольку они связаны с коренной перестройкой социально-экономического и ■ политического строя общества, это позволило, выявить ряд моментов, характерных для современной теорий и' практики художественного конструирования. Исследуемый эстетический аспект в предметно-практичесхой и утилитарно- преобразующей деятельности отражает специфику мышления архитектора и дизайнера, а также различие'1 в способе их восприятия окружающей действительности.

Определенное место в диссертации занимает вопрос о понятиях "материальной" и "художественной", культуры. Само деление культуры на материальную и духовную можно считать традиционным. При всем разнообразии точек зрения на данну» проблему в литературе до сих пор не выработаны единые представления этих дефиниций. Широко применяемая сегодня в- Определении культуры категория деятельности человека используется тогда, когда речь идет о составных ее элементах. В этой связи, материальная^ культура представляет собой характеристику практически-преобразующей деятельности людей, направленной на изменение общественных отношений. Важным ее компонентом является создание предметной среды, выступающее средством ' различных видов непроизводственной деятельности и несущее в себе социально-культорологические признаки.

Художественная культура, наряду с материальной, выступает как способ самореализации личности, ее духовно-практического самоутверждения и становления. Совервенно очевидна относительность различий между этими двумя формами.

По отноаению к человеку как общественному субъекту деятель-

пссти, культура бесспорно носит целостный характер, обусловленном! едином материальным началом. Поэтому, как отмечено в дис--ертацки, п настоящее- время разделение сферы архитектуры и ди-паяна принят" рассматривать в плане того, что оба вида деятельности создает объекты как материальной, так и художественной •.ультурн для удовлетворения материальных и духовник потребнос-ггй. ;;рп этой архитектор создает проекты объектов строительства: дона, здания, сооружения, обладавсие долговечностью и статичностью, а дизайнер ~ продукты промышленного производства, многие из которых являются наполнением этих архитектурно-строительных сооружений. Следовательно, в деятельности архитектора и дизайнера есть согласованность и гармония. Практические результата их творчества всегда направлены ка создание предмет-ног. и предметно-пространственной средн. Однако приоритет остается за архитектором по двум причинам: во-первых, он является глазным создателей-пространства, во-вторых, его творения долговечны, в ник утверждаются стиль господствующей исторической эпохи, художественно-эстетические тенденции в то время, согдг. в продукции дизайна стилевые особенности сменяются в зависимости от требования и направления моды.

Судествует еце одна особенность архитектуры и дизайна. Архитектура связана с недвижимостью и ее объекты как правило уникальны, несмотря на то, что она использует стандартизацию и унификацию. В этом есть аналогия с тиражируемыми продукциями дизайна.

вместе с тем, в мышлении архитектора и дизайнера есть существенные различия. Архитектура, будучи бифункциональным, а нг монофункциональным видом искусства, являясь утилитарно-художественной деятельностью, имеет выход на чистую худо. .ственность. В ней нельзя узреть только утилитарное начало. Например, такие творения, как обелиски, порталы, триумфальные арки не несут э себе никакой изначальной утилитарности. Они нас :1е греют, не насыцак>т, а служат только духовной удовлетворенности человека. В дизайне мы инеем движение от утилитарного .начала в художественному, синтезированному с первый. Поэтому, созданные дизайнером объекты, представляя некиу образом самого создателя, являются знаковым выражением его социально-культурной принадлежности. Подобно архитектору

или худогкику-прякладннку, дизайнер выявляет цечкост,. ззаи в ее зримом облике. Таким образом, дизайнер создает, если метко тдк сказать, потребительскую стоимость товара, удо^лчтзср^г материальные и духовные интергсы, которые неотделимы 01 общественных,'нравственно-эстетических идеалов людей. Вараьая в предметно-пространственной среде социально-культурные

характеристики, архитектор и дизайнер подчиняют свое творчество высоким гумаиистическгк целям всего общества.

Далее во II главе диссертации исследуются знаковые коммуникации, имеюцие суцественное значение для контактов человека и среды, которые обуславливают знаковую выразительность и содержательность проектируемых архитектором и дизайнером предметно- пространственных систен г. то:н;.ко-эстетической структуре.

Как отмечено в диссертации, среда в архитектуре и дизайне возникает при заданном моделируемом психофизиологическом состоянии человека. В связи с этим, гораздо слояизз понять характер коммуникаций в художественных и иехуд&жесуяеиких формах человеческой деятельности, например в таких ее с£ластях, как архитектура, прикладное искусство, дизайн. При анализе коммуникативных и семиотических аспектов . дизайна возникает необходимость обращения прежде всего к утилитарному «сяогашнс любого дизайнерского творчества. Здесь, на нал • гггяяд, выступают два аспекта социально-коммуникативной актиг^оетк. Первый из них - обусловлен коллективным характером деятельности дизайнера, исходящий из современных, объективно сущесавугияих условий творческого процесса, связанных с его дифференциацией, крупномасштабностью, что и определяет организованность и полноценность труда дизайнерского коллектива. Другой аспект коммуникативной активности в дизайне проявляется ча уровне реализации утилитарно-практической деятельности и отяэсится к проектированию т.н. средств визуальной коммуникации. Это всевозможные служебные или рабочие тексты, надписи, табло, дорожные знаки, вывески, указатели, служащие для информирования людей.

Создание служебных сообщений во многих случаях решаются инженерными методами на основе данных семиотики, семантики, теории информации, инженерной психологии, эргономики.

Исследования ze природы дизайна на стыке этих наук позволяют утверждать, что существуют определенного рода обусловленность ' мехду эстетической проработкой предметной Формы и "кодированием" в вещах -социально-культурного общения людей. Таким ze языком "кода" обладает и архитектура. В понятии "архитектурного" языка содержатся все взаимосвязи, которые выступают как целостная знаковая система, раскрывающая, в свою очередь, определенное духовное и идеологическое содержание архитектурного творчества. Это можно проследить в ансамблях Гур Эмира, Регкстана в Самарканде, мавзолее.Вахи-Зинда.

Архитектурное сооружение выступает не только как произведение искусства, но я как реальный объект, внутри которого оптимизируются разнообразные связи, определяемые конструктивными, социально-битовыми, биологическими и эстетическими требованиями. Кроме того, такой объект соотносится с о;- ужающей средой, являясь ее неотъемлемой частью. И это взаимодействие по своей сути есть форма отражения объективной - действительности, "^кодированная" в пространственной структуре архитектуры. На этом основании использование принципа системного подхода в определении социально-коммуникативных и семиотических аспектов архитектуры .и дизайна позволило,- нам выделить три следующих уровня коммуникативности:

п«чу«м>1 уровень (форма-объект), где ассоциативные механизмы человеческого сознания способны воспринимать упорядоченную Форму предмета как знак творческой способности человека, направленной иа целесообразное изменение естественных природных ■ форм-

Второй чроприт. (знак-функция),' в котором решаются социально-коммуникативные функции проектируемого объекта. В архитектуре и в дизайне, в современных условиях веоь становится символом социального статуса личности. "Семантика" вещевого мира обозначается через - набор ценностей, заключенных в предметно-вещевой среде, обеспечивающей индивиду социальное признание. Особенно это проявляется в коммерческом дизайне, в его специфической разновидности - стайлинге.

Трети» ypcBgH». {аиак-рбъект) t в котором эстетическое выражается как эмоционально-чувственная Форма коммуникативного единства м выступает как . змах гармоничного совервенства в

создаваемой технико-эстетической системе. •

Рассмотренные нами уровни дизайна определяют суть проекти- . рования в целом, обуславливают круг-, действия философско-эстетически* закономерностей с учетом диалектики общего и особенного в архитектуре и дизайне, и являются основой для построения модели художественно-конструктивной творческой деятельности по ее структурным связям "знак-функция-обгект". ■

определение связей в технико-эстетической., системе дали возможность выяснить ее задачи, функции и цель, а также оценить результаты архитектурной и дизайнерской деятельности ' по созданию предметно-пространственных комплексов в . пределах • Республики Узбекистан. ..

В заключении диссертации обобщены результаты исследования в соответствии с поставленными в нем целью и задачами и выдвинута следующая наша концепция: архитектура и дизайн

являются сложной,. динамично развивающейся специфической системой деятельности, направленной на гармоничную организацию предметно-пространственной среды, ее элементов и структурных связей; .

представляют в органическом единстве с инженерным конструированием, прикладным искусством проектный этап создания технико-эстетических систем;

возникают, формируются и развиваются ' как необходимое социально-культурное явление, обусловленное интересами, потребностями общества, интеграцией промышленного производства и потребления;

осуществляют целостные структурные образования

проектируемых структур в соответствии с современными ценностными ориентирами;

содействуют своими средствами решению важных задач в создании сложных функциональных и эстетически значимых предметных систем и программ в Узбекистане;

выступают как важные средства ускорения социально-экономического и научно-технического развития Республики Узбекистан м Формирования как подлинно национальной, так и интернациональной культуры.

Диссертация не претендует на единственное и тем более окончательное построение единой системы диалектики общего и особен-

ного в архитектуре и дизайне. Наии выдвинута одна из возможных общих концепций, наиболее универсальных от практического применения проектно-творческой деятельности до профессионального дизайн-образования.

Б заключении сделаны краткие выводы и даны практические рекомендации:

1. Исследования диалектики общего и особенного архитектуры й дизайн,, как двух форм материальной и духовной культуры позволяют считать дизайн особой сферой проектно-творческой деятельности, не совпадающей полностью ни с техническим, ни с художественным творчеством.

2. общность мышления архитектора и дизайнера состоит в характере нравственно-эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества.

3. Б основе профессиональной модели дизайнера положены 2 • принципа. Первый .принцип - проектно-хонструкторская деятельность, включающая инженерно-экологический, социологический, эргономический и эстетический аспекты. Второй принцип - универсальность, которая выражается в способности дизайнера творчески участвовать в разработке технических систем разного типа.

4. В условиях промышленного производства забота дизайнера о духовно-ценностных свойствах всей материальной среды органично вытекает из задач гармонизации человека и предметной среды, Формирования всесторонне развитой личности в независимом Узбекистане.

5. Результаты по социально-коммуникативным исследованиям могут применяться в визуально-графическом дизайне ■ в информационных табло, экранах, пультах управления, в интерьере

рхитектурных сооружений, а также в учебном процессе для построения спецкурсов: "Знаково-коммуникативные аспекты дизайна", "Теоретические основы художественного

конструирования".

В. - В системе "человек-техника" с учетом динамики труда на производстве может внедряться метод научного планирования, какими являются формы дизайна: человеческий, -социальный, архитектурный, графический, инженерный, визуальный, технический, промышленный, ..экологичесхий.

7. В преподавании в ВУЗах инженерной пен ?логии и эргономики необходимо обраиать вникание студентов на деятельность при проектировании рабочих мест, зон отдыха в целях улучшения Функциональных возможностей человека в производственной и непроизводственной сферах.

8. разработанные автором диссертации положения могут представлять интерес в деле создания единой научной концепции развития отечественного дизайна в республике, призванного утвердить имидж собственных промышленных образцов с маркой "Сделано в Узбекистане", способных занять достойное кесто на внешнем рынке.

9. Автор диссертационного исследования считает необходимым организацию Национального института технической эстетики, который взял бы курс на Формирование государственной политики развития регионального дизайна.

10. Совершенно очевидно, что изложенные в диссертации положения могут иметь практическое значение не только для ориентации профессиональной деятельности дизайнеров, но" и дал подготовки специалистов в соответствующих учебных заведениях, а такхе могут быть предметом внимания философов, эстетиков, ■ дизайнеров, архитекторов и искусствоведов. ^

Оочовяче пояо-ения яиргвтугапии отт^иуп^чм в рзво-гаа;'-!

1. йхмедбекоза М.П. - Эргономика - естественно-научная основа художественного конструирования. Метод.пособие. Таикент: Минвуз, 1986, с. 72.

2. Ахмедбекова М.П. - Дизайн и национальные традиции практических искусств. В сб. научн. трудов института искусствознания. Вып. N 83. Ташкент, 1988, с. 112-121.

3. Ахмедбекова М.П. - Использование национальных традиций р. формообразовании современной жилой застройки Средней Азии. Тезисы докладов VI искусствоведческой научно-теоретической конференции. Институт искусствознания. Науч. сб. 1990.

4. Ахмедбекова М.П. - Культурно-простран^венная среда в контексте культуры как важнейший элемент средств воспитания. Тезисы док... Республиканской научно-практической конференции "Проблемы воспитания студенческой молодежи". Тапкент: ТашГТУ, 19ЭЗ, с. 97-100.

5. Ахмедбехова М.П. - Гуманитарный характер дизайна. Тезисы доклада. Б сб. Научно-теоретической и технической конференции преподавателей , аспирантов и научных работников. Ташкент: ТайГТУ, 1994. С. 78.

Н.п.Ладаябекованииг "Иеьморчияик ва дизайвда умуиийяик ва хусусиялик яиалектика'си" навзуидаги нонзоллик даесертапияеянинг «ясчапа баени (резюме)

тадчикот учуй таалаб ояинган мавзунгшг доязарблиги иундагш. ятю кунларгача Узбекнстонда бу путано дизайн ривожланган манлакатларда яялит, каегий «т.олиятшшг кухкм па иустакял ижодкй ишлаб чи«ариш сокасикк таикил стгаалкги ва яхви санара бераетганлигига карамасдан. аиаляа урганилнагаи.

Нлмий тадчичотяянг мапсапи-бадиая, моддий «адэниятнинг икки шакли булган неънорчилик ва дизайн иисбатн дпалектикасини илмий тадкич чялиидир. • ..

Диссертапиянинг биринчн боби: "Лиэапя ва_ мбьмсрчиликнинг. узаро алочадорлиги"да асосан букм па букк-йазо нухитининг инсоц амалия Фаолиятидаги роли очиб беридади,

Неьнврчилик ва дизашши иисон фаолиятияинг алояйда турлари саФатнда талкик кялии »уда куп лопихавип ва амаляй насаяаларяни саиарали хая этип. бундан тапкари, таъяям гараёаийа. неьморчялик яжодининг эгалари-дкзайя мутахассислари. тааерлаб чикариш сиФатиия опирали.' диссертапиянинг змнкп-анаяий янгиликлари «уйидагялардан. иборат: неънорчилик ва лазали уртасидаги узаро иуносабатларииипг фалсафий танспиляа р:::ш хайда япсои Фаоляяти пазариялариия таклил этиш асосада &шинчи карта неъмор'ш'лик ва дизайн яиалектикасидаги унукий ва зусусия зизатларинянг якги тонзрлари яаняа сифат .чезсялари очис бегиладк; инссшпшг гокелшспи туслак ?згартири2га «аратнлган Фазо тамояйлларииинг ме-одслсгкк нуакмсларя -чал этялади; супда буюм ва Фазонинг ^заро ¡пгсбати за куяосабатишшг умуиля .»¡татлари инсон Фаоляятпдагя. эстетик тяяатяаркняпг. иисоя. е-- ом. яжод мутапосиблпгя сояасшшнг диалектик бпрдягя систег.аснга зьтпбор чаратнлалп. еулэршшг .'.а:£кася ~з навбатида сацоат яалаб чкиаряпиншгг иоддип згтяехяа^и са технологии аарааасига нос кеяиия очиб еашлади,

диссертацаянннг яккяячи бсби: "иеыюр<.11Ш1К па дизайи-нодпия 2а еадяяп надапяят сяятезяшшг алояила маклп зкаплигида1'* тадкячот ::ати:галарн иеьнорчилик ва днзатт бздяия-исяляп яжод дязлектяклсидагп у.чумип за хусуслй хиадтларн танопнлларинл яхлит тарзла сакллаптцряп яаига куайян зшсса «упади, пхтахассис длзапнчялар тайерлаа иинга нуаллиФ иплаб чпияал усу л а сос пилиб ол:!пса. яхся саиаралар хеятпради. пупки у иилаб чикиы. уиув ::.-.раЙ1лар::са «удлзкилкага топинрялган "Ба.'птня тузяаасзя назарпя асосларя". "Эргопоника". "дизайняипр нжткиояя-алокадоряяк ганояяяларн", "Ихтясосга пгкаядяиа" касн напсус укув курслари лит сигат даражаснда диоагга иутазассясларнпи узсскястон ястиябол!1га пупалтярилган ^олда тапЗгл-16 чниарна аяалга оаирилиочда.

дяссертаяняшшг илняа-аналий г-гямматя пунлакя, яеыюрч:ш1к за дязайн Фаоляятядаги яжтимояп яанда эстетик сояалари ¡'.уанмоларнга багиплангаи асосяй нянин хоядаларя тошкеят давлат техника уняверсятетя талзбаларкпяяг эстетик тарбяяси механизняиинг назарип принцип ва тавсияларшгл яалаб чяпарна, аналиетга' тадся« этпида уз ифоаасини топди.

- 24-; Translated from Russian

RESUME

on the dissertstion paper of competitor AKEHEDBEKOYA Margarita Pulatbekovna for the theme: ; •

.DIALECTICS OF THE GEHEEAL AHD PAETICOLAH ' WXTiJIt! АШПТЕСТОЕЕ AHD DSSIGM

A topicality of. thin thesis selected for analysis lies in tho fact tliat the design problema in the Uzbekistan till recentlj aren't studyed practically and raised as an object for scientific studies, whereas at highly developed countries the design is an evidence of whole and comparatively independent creative and production activities, playing the important role in life.

Here tha purpose of present analysis is to'carry out tha systen analysis for dialectics on interaction of the General and particular аз a two foros of artistic and material culture. On examination the architecture and design as a Human activities' types there is a possibility of system method of approach to the designed tasks, and also training of specialists and designrs and the architectural creation's subject.

A scientific novelty lies in the fact that for the first time cn the analysis' base of philosophical conceptions on intercommunication of architecture and design, and also a theory of Human activities there are elicited and suggested a new sides and qualitative parameters of dialectics of the general and particular within architecture and design; first there is beginning a working out of ргоЫеи for methodological ensuring the idea of technical and aesthetic systera and e Human activities of reforming by subject. As this takes place, thero is considering a general- and universa] interconditionality of the subject and within dialéctica] unity of Human activities' specific forras (within which thert is always an; aesthetic beginning takes place); there i¡ exposed a degree of it's display within sphere of th< subject's object-reforming activity; it must be emphasize« that a process of it's manifestation is determining b: ¡raterial necessities and technological level o: industrialproduction.

A practical value of the present thesis lies in the fac thr.t results of the analysis are raalring a definite' contributi on to the olaboration of categoric apparatus of the genera and particular's dialectics within the architecture an design's definitions, and thay are served as tho basis о specialists end designers training's methods, which wer working out by the author. • -

On basis of tho analysis, producing In the thesis by th author there are working out end applying in training proces the theoretical ond practical courses in the followin subjects: an ergonomics, a theoretical fundamentals of artist design, a social and communicative aspects of design, a introduction to the speciality.

Fundamental tenets of the thesis, at the part of social nob.netic architectural and design activities, have bee reflected into elaboration of theoretical oodel of a student adsthetical education's gearing, which are using at t) Tashkent State Technical University.