автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Диалектика становления нового в общественном развитии (на примере становления социализма во Вьетнаме)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика становления нового в общественном развитии (на примере становления социализма во Вьетнаме)"
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКСЙ ССР ШАХСКИЙ: ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ШЕНИ С.М.КИРОВА
Hat' правах рухштси
зыонг монг хта
ДИАЛЕКТИКА. СТАНОШЕШИ НОВОГО В ОБЩЕСТЕЕННШ РАЗВИТИИ
, , ,' *
/ На примера становления социализма во Вьетнаме/
Специальность: 09.00.01 -диалектический и исторический материализм
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Алма-Ата ШГ
Диссертация выполнена на кафедре философии естественных 'факультетов Казахского Ордена Трудового фасного Знамени Государственного Университета.'.имени СЛ. Кирова
Научннй руководитель г.кандидат философских наук,
доцент ДШШШН В.Г. Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор СУЖИКОВ М.М. - кандидат философских наук, доцент ГАЕИТОВ ТД. Ведувдя организация': кафедра • философии Алма-Атинского архитектурно-строительного института.
Защита состоится _■' _1991 года в "_" часов
на заседании .специализированного Совета по защите диссертаций на с оискание'" ученой степени кандидата философских наук при Казахском Ордена Трудового Красного Знамени Государственном Университете ш.- СЛ.Кирова /4800Г2,г.Алма-Ата,ул.Амангельды,61/
С диссертацией монао ознакомиться в читальном зале библиотеки КазГУ им. СЛ.Кирова /ул. Тимирязева,46/ Автореферат разослан "_" _____ 1991 г.
Ученый секретарь специализированного Совета, ¿аквддаг фцлооофсклх наук, доцент
Тажин М.М.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Актуальность теми. Накануне и в начале последнего десятилетия XX века человеческое общество перемгааег глубоняе переиены и потрясения. Мир в целом характеризует особая острота социальных противоречий, глубокие качественные изменения и преобразования во всех сферах общественной жизни, особо быстрая ломка старых и возникновение новых форм жизни, разрушение от-.' живших и формирование новых социальных систем. Во всех социа- I листичесиих странах, в том числе я во Вьетнаме, происходят процесса перестройки и обновления всего общества, которые затра- : гивают судьбу социализма. Именно все это не только не исключает, но и рождает, укрепляет и усиливает потребность в целостном охвате разнообразных событий, в осмыслении общего хода истории, в познании совершающихся процессов не только на уровне их отдельных характеристик и непосредственных овязей, но и в русле их имманентных, существенных связей, зависимостей и тенденций. '
Известно указание В.И.Ленина о том, это подлинному марксисту необходимо изучать общественные явления в диалектическом развитии о тем, чтобы прогнозировать будущее. Теория и практика продвижения к новому качественному оостоянию общества предъявляет строгие и конкретные требования я объяснению "'иалектикя' нового и старого в условиях оовременноотя, я выявлении и обоснованию путей, методов активного г"Яствюг на становление носвх гцяалышх Ироцесоов, их повсеместное утзервдзнйе. 3 эгоЗ свлэ* проблема социального нового, его возникновения, становления й утверяденяя имеет яе только огромное *еоретяческо? зпэч^яге,' но л приобретает непосредственную праямчоокуй актуальяссть. '
Особо возрастает методологическое значение этой проблемы 'для социалистического Вьетнама в связи о необходимостью решения ' задач продвижения, прогнозирования и сознательного, целенаправленного управления социальными процессами. Это происходит имен* I ■ ■
но потому, что в последние года благодаря новой политике, поли-•тике перестройки и обновления во вьетнамском обществе появляется многие новые явления не только в экономической, но и в социальной, духовной и других сферах кивни общества. Необходим анализ этих явлений для того, чтобы направлять развитие общества по пути прогресса.
1 Актуальность проведенного исследования обусловлена также методологическими потребностями совершенствования категориального аппарата философии. В этом плане уточнение, конкретизация пояятяйно-кагегориального аппарата - важнейший момент дальнейшей разработки теории естественно- исторического процесса.
Таким образом, актуальность данной проблема детерминирована как потребностями развития теории, гая и практики.
Степень разработанности темы. На уровне философокой рефлексии закономерности возникновения нового отражены в концепции диалектического отрицания, которая исследовалась многими совет> скими философами, в частности: Багировам З.Н., Воробьевым М.Ф., Глядковым В.А., Кедровым Б.М., Конкишы И.И., Давиленко В.И., Морозовым В.Д., Обуховым 8.А., Половим В.А., Руткевнчем М.Н., Хариннм0.А., Шатровым А.В. и др. Именно диалектическое отрицание показывает закономерное возникновение нового состояния из непосредственно предшествующих ему состояний, диалектическую связь мекду старим и новым и механизм рождения нового старым.
•.."В реальном естественно-историческом п-роцессе новое является не только закономерным следствием отрицания, но и результа-
том активной -деятельности человека на основе объективных уоло-вий» Этот аапект а некоторой степени анализировался в работах следующих философов; Антовлиа М.О., Барулина B.C., Глезерлана Г,Е», Ильенкова Э.В., Кагана М.С., Келлэ В.Е., Ковальэона М.Я., Когана Я.Н., Копнива И.В., Яокгорокого В.А., Иалншяо Я.Н., Ой-вермана Т.Н., Павлюченко A.B., Плотникова Ю.К., Чагина Б.А., Ядкевича А.Ф. и др. '
Процесс становления и развития социалистического Вьетнама представляет собой слогшвй, и нередко противоречивый процесс, которнй требует постоянного изучения. Этому посвящают свои труда на только вьетнакокиз, но а советские историка а философа. Эта проблем изучалась в работах Нгуен Хак Вьета, Нгуен Хак Тоа-на, Ли Хо Мина, Мш Чана, Нгуеп Чи Ханл, Фаи Ху Хуана, Фам Ван Донга, Чиояг Члка, Воронина A.C., Исаева И.П., Мхятаряна С.А. п др.
Внвода работ вниз нззвбпнах авторов тлеют большое значениэ для раскрытия изучаемой диссертант см проблема. 3 процессе анализа -еь'ясрллось, что многие аспекта проблема становления нсвого осталиоь вне внимавш я ооэеговях фалессфсз. Над реаояяем дяп-яой проблегл Бпервие углубленно работал Ел$яков Г.М. Оп основное внимание уделял анализу оптологпчэовях п гносеологических аспектов, сзязашшх о пошпкг:!'полого, как закономерного следствия циалектичевкого отргданяя процесса. В то..яз вреэд новое, являщееся результатом субъективной деятельности аа ооясгз объективных условий в обязстве остается на затронутом я открытии для дальнеЯяаро пгучоям»
Цвль.и задача •лссздлопппя. В работе. основной цель» язлл-отел раскрытие теоретических и практачеекях.пробя.и» отанозяепгл
"нового" применительно я социальной гизня общеотва. Для решения данной цели ставятся следующие вадачи:
- раскрыть оодерканяе понятая "социально новое", т.е. со-деркание тех новых явлений, которые ярояв длятся в процессе общественного развития? вместе с втим еоредвяать объективную связь швду старым и новым я установить объективно-закономерный процесс возникновения социально нбвогс;
- выяснить содерааяие и структуру объективных условий создания нового,и деятельности субъекта, их диалектическую взаимосвязь; через их ваяонениз уточнить роль в значение яаюдего из них для возникновения и утверждения социально нового:
- показать роль и характер деятельности Коммунистической Партии и всего вьетнамского народа б процессе становления нового с сдиа диетического общества; проанааязировать какие меры а решения, предпринимаются Партией Вьет ваш для обесп ечэния успеха преобразования и перестройки общества, наметить тенденцию совершенствования и развития социализма.
Научная новизна исследования. На основе философского ос- • мысления слита общественнвх преобразований во Вьетнаме делается попытка раскрыть механизм возникновения нового качества, новых процессов в социальной сфере. Научная новизна исследования заключается в следующем:
- показана общая объективная закономерность .возникновения нового явления в ироцессэ общественного развития;- установлена объективная оЭзязь ыейцу новым явлением и'объективными условиями его формирования;
- доказано, что познание возможностей, таящихся в объективных условиях, формирование соответствующих им субъективных условий ведет к установлена» нового, яогорое есть совпадение
общественная целей и результатов практических действий людей?
- конкретизировано яолояениэ классиков марксизма об объективном характере законов общественного развития в сочетании с признанием пктивиого воздействия сознательной деятельности масо, классов и политических партий на ход исторического ярсц'еосэ;
- показано, что достижения политики Коммуниотичеокой Партии Вьетнама в процессе строительства социалистического общества обусловливаются степенью отражения экономической ситуации в этой политике.
Методологические р. идейно-теоретические основа исследования^
В качестве мировоззренческо - методологического основания исследования положена диалектико-материалистическая теория и методология познания, материалистическое объяснение процессов и явлений общественной газни. Идеи произведений К.Маркса, Ф.Эн-( гельоа и В.И.Ленина, раскрывающие сущность нового, содержание условий и факторов общественного развития, составили то теоретическое знание, которое позволило проникнуть в механизм общественной жизни, ваявить его ведущие элементы и провести исследование в соответствии о материалистическим пониманием история.
Методологическим кланом к раскрытии теми 'иоолецования-'яо-олукили положения Ф.Энгельса о соотношении прямых и побочных результатов общественной деятельности ладей, о сознательном формировании предвидимого будущего, качественно отличающегося от наличного нового*, а таяха В.И.Деяяна, что особенностей перехода от старого к новому являвтоя требование учета слокпости взаимосвя:л старого и нового, появление нового как результата
I. Энгелыз Ф. Диа. зктика природа.// Марко К,, Энгельс Ъ. Соч.,
2-ое изд. Т.^0. С.436-497,
сложного преобразования систем. Общетеоретическая сторона диа-яектико-матершяистичесной концепции нового, гносеологические и методологические выводы о познании нового и его учете на практике были обобщена Яенидам в статье "Старое и новое".^ Уточнение
понятия нового было сделано им в конспектах работ Гегеля и во
р
фрагменте "К вопросу о диалектике".
Кроме работ классиков, большое значение для раскрытия исследуемой проблемы имеют указания, содержавшиеся в основных документах Коммунистической Партии Вьетнама, в работах советских и вьетнамских руководителей.
На основе анализа процессов, происходящих в вьетнамском обществе даются некоторые выводы и практические рекомендации, которые необходимо учесть в процессе совершенствования социализма во Вьетнаме.
Апробапия работы. Основные положения й вывода данной работы были долояенн в двух выступлениях на научно-теоретическом семинаре молодых ученых-философов г.Алма-Ата: "Перестройка и социальная активность молодежи" 1968г. и на конференций 'Школа молодых ученых-философов" ^.Алма-Ата 1388г.
Стстк'ртра работы. Поставленные автором задачи исследования -определили логику изложения материала и общую структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заклтаения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дается обоснование избранной теш, ее актуаль-
1 .Ленин В,И. Старое и новое (из заметок газетного читателя).//
Ленин В*И, Поли.собр.соч. Т.20. С.377-380. ¿.Ленда В.И. К вшрооу о диалектике.// Ленин В.И, Полн.собр, соч. Т.29. С.203.
вость, выявляется степень ев разработанности, определяются цель и задачи исследования, конкретизируются методологические и тео-*' ретические подходы, раскрывается научная новизна диссертационной работа, ее научно-практическая значимость.
Первая глаза ;"Социально новое: объективна условия формирования". Она состоит из двух параграфов: § I. "Экспликация понятия "социально новое"} § '¿, "Объективные условия формирования социально нового".
В первом дарагрдФд выявляется содержание понятия "социально новое", которое представляет собой одну из оонавнах категорий в системе фил ос офско-категориального аппарата данной проблемы. Именно раскрытием категории "социально новое" выясняется, что развитие общества представляет собой объективный процесс, который характеризует неизбежную смену одних старых (новых в прош- f' лом) явлений другими новыми, более прогрессивными,' более соответствующими данному этапу развития общества явлениями.
Сущность категории "социально новое" раскрывается прежде, всего через категорию "ссциалыюз", природа которого многогранна я в различных теоретических плоскостях обнаруживает различные стороны своего проявления. Под углом зрения своего всеобщего предметного содеркания "социальное" представляет каа "социальная форма цаиженм" а прогияозтопт? понятиям "естествэнноо? "природное" я биологическое". Автор солидарен о Ю.А.Харига», 1 который полагает,что, термин "социальное" применяется '"как синоним общественного, т.е. как фиксация всего относящегося к ', аязни социума п как общественное значимое (в отлична от сугубо личностного и шяпидуального)".*
I. Харин В.А. Марксистская диалектик?.- Минск: H7,I'J35. C.4G,
Как известно, общество'Представляет собой не нзчто раз я навсегда даннбе, не нечто вечное и неизменное, а саморазвявав-Цеесд целое, в процессе существования и развития которого постоянно происходят процессы становления, развития я исчезновения многообразных явлений. Старый, устаревший, несоответствующий данному уровню общественного развития предмет исчезает, на егс место приходит другой нова Я предмет - это объективная закономерность развития общества. Социально новое, являясь проявлением этой закономерности, еоть не что иное, как общественное, причем новое, возникающее при развитии общества.
Социально новое - это то общественное явление, которое существует (следует) за иным по отношении к нему во времени. Однако одного временного следования недостаточно для того, чтобы определить, новое ли это явление по отношении к другому явлению. Социальные новые явления могут считаться таковыми только в том случае, если они находятся в одном пространственно-временном отношении, которое обнаруживается при наличии цепи "причина -следствие". Причинно-следственное отношение в прдессе развитая общества означает, что любое социально новое явление не возникает из ничего, необусловленного, а оно, о одной сторона, является объективным следствием развития общества; о другой стороны, само оно является материальной причиной возникновения других новых явлений и тем самым обеспечивает постоянный прог-' ресс общеотва.
Под новым явлением понимается такое состояние предмета, которое нэ имеет оебе аналога в прошлом. Именно такое новое предполагает отрицание своих прежних форм существования и процесс становления предмета'во времени. В процессе развития предмета, -го состояние "теперь" характеризуется как новое целое, отля-
чающееся от предыдущего целого, в котором старые свойства, черта и отношения проявляются в отдельных частях нового целого я ¡. не могут быть определением нового явления как такого. ,
Социально новое, представляющее общественное явление постоянно меняется и переходит от одного качества в другое, поэтому его состояние как "новизна" сохраняется определенное время и характеризуется определенной деятельностью. Длительность "теперь" для различных реальных качественно определенных новых / явлений неодинакова. Новое - это качественное состояние. Поскольку качественное состояние обладает определенной деятельностью, поскольку новое имеет длительность своего существования.
Абсолютно новое не существует, ибо "абсолютно - новое" в полном смысле этого олова предполагает полный разрыв всех связей этого нового с предшествующим. Поэтому, говоря об "абсолютно' новом", имеется в виду уникальность, неповторимость существования какого-либо объекта, подчеркивает только одну качественную особенность многокачественного объекта или явления. Любое новое неизбежно сохраняет, преемлет какие^т? черты от , 1 предшествующего ему состояния.
Социальная преемственность это не просто сохранение ста-* рого, а сохранение его в снятом виде, В процессе исторического, прогресса какцая более высокая студень развитая, во-первых, отменяет, упраздняет предыдущую, во-вторых, сохраняет все положительное содержание отрицаемого явления, в-третьях, выводит это содержание на новый более высокий уровень. Хотя в данном объекте сохраняется положительное от предыду'щзх состояния, здесь невозможно и отрицательных черт. Это выгенаа? именно из
['
сущности социальных явлений.
Социально новое есть результат превращения возможности в действительность, есть результат развития. В процессе развития общества ссциально новое явление выраяает не только направленность изменения и развития, но и овязь меяцу новым и предшествующими состояниями обществу.
Таким образом, ссциально новое явление есть объективный результат, обусловленный объективной логикой процесоа развития общества. Как отмечал К.Марко в "Капитале",' "люди не в состоянии произвольно выбирать пути общественного развития". Однако, социально новое не может создаться без человека и является результатом его практической деятельности. В своей практической . деятельности человек оказывает возрастающее влияние на подготовку и формирование нового. Создание социально нового состав- . ляет оуюность материальной и духовной деятельности человека.
В процессе творчеокой деятельности человек создает новое, преобразуя мир по своеад келанив. Но не любой результат этой деятельности, не всякое созданное новое прогрессивно и имеет социальную, необходимую для общества значимость. В.И.Ленин предостерегал от слепого поклонения всякому новому, от удовлетворения блеском последней новинки, минутой процесса.
Установка на создание нового требует постоянной борьбы с проявлением инертности,консерватизма, самоуспокоенности, смелого освещения новых путей развития, поиска лучших форм их реализации » Рычагом ускорения, способом преодоления'недостатков, всего устаревшего, мешавшего утверждении нового, являются критика и самокритика, как естественный принпш жизнедеятельности общества.
Во втором папагоаФе анализируется содержание и структура объективных условий формирования социально нового.:
Маркс К, я Энгельс Ф. писали:"люди сами творяч свою исто-рив, но при обстоятельствах, которые не сама выбрали,, а которые даны им и перешли от прошлого".* Явди не могут создать'новое, как им заблагорассудимся, так как они не могут .освободиться от фундамента, на котором стоят. Напротив, укрепляя его, .исходя из заложенных в нем трудом предшествующих поколений параметров ,1 и естественных условий, они получают возможность преобразовывать» совершенствовать свою жизнедеятельность.
Объективные условия формирования социально'нового - это на только природные, изначальные условия человеческой; жизни, 'но-и достояние всей предшествующей человеческой деятельности,.материализованное в сфере производительных сил и производственных.-отношений, социальной структура и политической организации; это не только внутренние условия, но и внешние, международные усло-< вия. Они являются основой, базисом и фундаментом социальной • деятельности по созданию нового. - ■"
В процессе развития общества намечается различного рода ■■ новое, которое отличается друг от друга по сущности, характеру, форме, масштабу и т.д. В этих новых явлениях главную роль играют те или иные объективные условия в зависимости от того, . какова сущность, содержание этого нового, его.форма и масштабы. Так, например, в общественной сфера социальная револецая как, новое явление может победить при наличии револ'вдяонноЗ ситуации,, которая является ее ваянэйшим и решающим объективным услсяазм. В экономических явлениях та куп роль для успеха играет ур-.аань, : способа производства. ', •.:;./ ;'■'.'■'■' 1''"'
1-1
I. Маркс К., Энге^с Ф. Ненецкая идеология.// Марко К., Энгельс Ф. Соч.,2тое изд. Т.З. С.44, * 1,4 1
Конкретный способ производства материальных благ является •'определявшим условием, при котором происходит вся творческая1 ¡деятельность людей, направленная на решение той или иной"исторической задача, на преобразование объективного мира. Сам способ производства, о одной сторону, является результатом объективного процесса развития общества от более низкой к более высокой ступени;'о другой стороны, есть конкретные причины, условия формирования социально нового.-
■ .В обществе по мере того, кап существующие производственные отношения приходят во вое большее несоответствие с разливаю- ' щамися производительными силами, происходит большой разрв мек-ду потребностями общества в дальнейшем развитии и социальной системой, которая'тормозит общественный прогресс. Интересы прогрессивных классов все настоятельнее требует' глубокой перестройки всей система общественных отношений и прежде всего производственных. Социальные потребности становятся источником деятельности по революционному преобразованию.
В процессе создания нового объективные условия играет определяющую роль. Они всегда существуют ада деятельности человека • со создание нового й сами требует устранения, отрицания всего ■ негодного старого и создания нового, соответствующего данному зтаау (развития общества. Объективные условия, на. которых основывается творческая деятельность, детерминируют его содержание, форвд и характер. Каковы объективные условия,- таково ве. содержание нового.
'Характеризуя роль объективных условий в казни людей,В.ИДе-нин писал:"Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависят от него, им определяет свою
деятельность".1 Объективную логику исторического процесса не могут отменить ни сознание или воля людей» ни их практические действия, несмотря на то, что люди сами творят свою собственную историю. Игнорирование или действие, не учитывающее определенной олоюшейся обстановки, неизбежно приводит к субъективизму и авантюризму, к Провалу намеченная планов.
Авантюризм в логике и в практической деятельности людей -результат неправильного, необъективного учета данной конкретной обстановки, объективных условий материальной яизяа, которые определяют мотива, корня а причини той или иной сознательной' деятельности ладей, касс, классов, направленной на решение данной конкретной общественной задачи.
Вакнейдшм объективно-пояптичеокт условием деятельности людей, классов являются данный государственный строй со своей социальной структурой, политической организацией и форма демократии в конкретной стране. Особенно ваша тленно форма демократии, ее отсутствие или наличие. В той стране, где демократия существует для всех и полно, подлинно проявляет себя, там люди могут всесторонне проявлять все свои творческие способности в деятельности и поэтому-новое здесь в большей мерз имеет позитивную значимость. '-.'".
Несмотря на внутренние объективные условия, которые является ваяяейшимй и гяавннма условиями формирования нового в об-^ ществе, необходимо учитывать внешние, объективные условия, играюще не менее важную роль в успешном осуществления данного
нового. Это международные содиально-политичесяие, экономические я прочие условий (положения),, от которых во многом эави-
I. Ленин В.И. Ответ на открытое письмо специалиста.// ЯенинВ.И.
Поля. собр.соч. Т.38. 0.218.
сит успех дабой новой политики внутри страны.:
Объективные условия формирования' социально нового постоянно развивается и расширяется, ибо о развитием общества усложняется вся его базисная основа и вместе с тем' усложняется его надстройка. Теперь прщеео создания нового охватывает многообразные явления и обуславливается шогдаа новыми условиями, каких не быго в прошлом.
Несмотря на вакную роль объективных ус; ">вий, само новое не монет раализироваться без субъекта» Здесь речь идет, как правило, о наличии'некоторых возмощоатей, выбор одной из которых и ее реализация есть дело субъекта.
Вторая глава «"Диалектика становления и развития социально рового"* состоит из двух параграфов:. § I* "Социально новое как результат предмегяо-яракгичбокоа деятельности субъекта"; § 2. "Социалистические преобразования во Вьетнаме и роль Коммунистической Партии Вьетнама /в их осуществлении на основе нового мышления". ' , •
В первом параграфе этой главы рассматривается результат творческой деятельности субъекта, который совпадает с результатом процеооа еотественно-исторачеокого развития.
: Процесс создания нового начинается о момента, когда человек, как субъект деятельности, исходя из определенных потребностей, отавит серед собой цель преобразования некоторого объекта. Одновременно в соответствии с этим он намечает способы и выбирает средства практического действия, а также планирует возможную смену средств и шособов на различных этапах практического. процесса. Затем, приводя в движение овои физические и умственные сила, человек применяет имеющиеся в его распоряжении средства деятельности и через й® осуществляет превращение
мысленного плана деятельности в рэальявЭ процесс изменения объекта, а идеальные цели - в шгериалгный-результат деятельности,
ГГроцесо осуществления намеченных целей есть процесс деятельности человека по превращению возмоаззюсти в действительность, процесс создания нового. Здесь яуано различать деятельность как провеса активного, сознательного и целенаправленного действия ; от несознательного, предметного поведения, действия субъекта. Только процесс творческой деятельности, а не одноактовое действие, поведение субъекта монет изменять действительность в прогрессивном направления.
Однако, необходимо отметить, что не любая деятельность человека направляется на изменение реальности, на развитие прогрессивных традиций я на создание нового* Бывает и такая деятельность, которая направлена на сохранение, закрепление отнявших тенденций а отереотшов, кооное повторение того, что не соответствует изменившимся условиям, что связано о шаблонными изменениями и формализмом. Только творческая (продуктивная) деятельность человека мояет преобразовывать объективную реальность, мокет создавать новое, необходимое для развития общества.
Творческий подход в деятельности по оозцаяси нового означает, что эта деятельность доляна ооиовызатьоя на объективных условиях, которые реально существует в ванное время. Характер я направленность деятельности субъекта определяются прежде всего материальными условиями его жизни, а эти условия, хотя и изменяются оамими людьми,;на могут бить выбрана ими произвольно.
Процесс создания нового кан процесс деятельности людей, преследующих спредедевные цели, по своей природе есть объективно- закономерный процесс общественного развития, ибо новое
как результат этой цаятельнооги уке предопределено объективными условиями, таи как законы общества и закона деятельности едины. Новое здесь возникает, формирует как неизбежный, закономерный результат объективного ироцеооа развития общества, процесса отрицания отрицания, потому что в любом отаром заложены более или менее значительные елементы нового и само это старое внутренне противоречиво а во своей собственной природе связано со своим отрицанием. Само развитие общества требует отрицания отарого. К.Маркс писал: "аи в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих древних форм существования".* Процесс создания нового мокно понимать здесь как процесс , отождествления, олияние двух процессов: процесса самоотрицания, саморазвития общества и процесса субъективной деятельности. Только в творческой деятельности субъекта объективные закат общества могут реализоваться-;-'. Социальные законы не существуют и не функционируют вне деятельности людей. Здесь необходимо отметить, что степень реализации этих законов виракается в самом новом, создаваемом в этом процессе, в степени полезности, общественной значимости и в конце концов в самом общественном п рогрессе* ' . • 1
Однако, не в любой творческой деятельности субъекта реади-: 'эуются вое объективные закона общеотва, как и не любое новое позитивно и соответствует естественно- историческому развитию общества, отвечает нувнны его требованиям. Это обусловлено следующим обстоятельствам.
-Ва-первнх, субъевт я его деятельность отстают от требования времени и от .объективных условий. Это объясняется тан, что
I. "арке К. Морализующая «рнтика и критизиру кидая мораль.// Парке К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд. Т.4. С,¿97.
общественное сознание отстает от общественного батия. Оно ве может отразить все богатотво социальной газни. Тем более, что объективные условия постоянно меняются, что познание людей исторически ограничено, что люди не всегда располагают званиями об этих условиях. Отставание деятельности субъекта от объективных условий для превращения возможности в действительность, для создания нового выражается в несвоевременном действий субъекта при созревших объективнах условиях. Для этого объективные условия уже налицо существуют, но субъект еще не готов к действию, к деятельности во созданию нового. Опоздавшая деятельность не всегда плодотворна г результативна.
-Во-вторых, субъективная деятельность по созданию нового может опережать объективные условия. На практике это выражается в том, что люди желают быстрее разрешить противоречия процесса развития общества, быстрее достигать намеченных целей. Но является волюнтаризмом отрешение по своему произволу вмешиваться в закономерное событие и пытаться разрешить объективные противоречия путем искусственной ликвидации, отрицательных сторон, когда условия для этого еще не созрели.
Новое в процессе социалистических преобразований во Вьетнаме - это достижения в экономической, социально-политической, духовной и в других сферах жизни общества, которых наш народ добился в революционной деятельности. Оно представляется успехами претворения в жизнь решений, поставленных партией и народом на каждом конкретно - историческом периоде развития страны, которые способствуют прогрессу нашего общества по социалистическому пути. •
Субъектом всех достижений в строительстве социализма Вьетнама являются рабочий класс, колхозное крестьянство и народная
- го -
интеллигенция. Они принимают активное учаотае не только в политической борьбе ва свободу и независимость, но и в строительстве нового Вьетнама. Нэобходиыо особо подчеркнуть, что несмотря на немногое количество (было 200 тыс.рабочих до революции1, т.е. I % насвлещи} 3,8 ылн, человек в 1988 г., т.е. 6,555 населения), рабочий класс Вьетнама всегда играет главную р*ль в вдзня общества. Это самая аередовая часть населения страна, которая является непооредотвеанш автором в исполните -лем многих инициатив, способствующих дальнейшему развитию Вьетнама. Боевым шрабсм, авангардом рабочего класса является Коммунистическая Партия, которая оо дня образования (1930г.) вместе с народом решительно ведет реводщшо до полной победи.
Во ртором параграфе втой главы рассматриваются социалист-' ческие преобразования во Вьетнаме и роль Коммунистической Партии в их осуществлении на основе нового мышления.
Принимая куро социалистического строительства на Севере страны после революции в 1954г., покончившей о французскими колонизаторами и в масштабах всего, ставшего единым Вьетнама (1975г.), Компартия руководствовала общими закономерностями строительства социализма, открытыми Марксом, Энгельсом, Лениным, развитыми международным кошдниотическш движением, творчески применяла в конкретных условиях нашей отраны. При разработке этого курса ей приходилось учитывать не только объективно благоприятные условия для его осуществления, но и определенные исторически обусловленные трудности,
1.Краткая история Партии трудящихся Вьетнама.-Ханой, 1975. С.54.
2.Статистические данные СРВ за 1939г.- Ханой, 1930. С.37.
Елсгедг.ря таорчошсону подходу ;; репешга задач социалистической революции на начальном отепз наш народ добился большее успехов. Еша ликвидирована эксплуатация чологок.а чэлогеко». Еалокена первая основа социалистической экономики, базирующаяся на государственной и кооперативной собстгешмсти на сродства производство. В проиэиодотго создавались первоначально социалистические производственниэ отноиешм и относительно разгигне производительные силы. Енла устаиоглона прочная диктатура пролетариата, Сформировались рабочий класс, колхозноо крестьянство и народна! интеллигенция, которые сгиочеиы вокруг Компартии, -авангарда рабочего масса, - являющейся единстЕвнноп сотой руководящей государством и ебцэствшт. Права человека, свобода совести граждан постепенно обеспечиваются.
К солалениэ, пи ш когли избежать ошибок и просчетов з процессе строительства социализма из-за определенных объективных и субъективных причин. Зти ошибки и просчета лееили субъективный и волюнтаристский характер. В политической сфере они были : ошибки в применении научных принципов политической организации и управления, частично обусловленные сложностью процесса поиска новых форм движения ; отсутствие реалистического подхода, неадекватное знание действительного положения вэпел, что нередко приводило к забеганию вперед, политическому.фразерству или, напротив, к оохреиенвд в неизменном ввде устаревщих форм деятельности ; нарушение законости, норм государственной и партийной лизни, вызванное злоупотреблением ззлаотьа,отклонением от демократических основ социализма.
Есе это привело к снияениэ роли моральных стимулов труда, к скептицизму. Подрыв герн в идеалы, в справедливость и будущее
взд к росту опуотоизншоти многих лвдой, а это в свои очередь -к распространения среди них голого потребительства, кестокооти я цинизцу. /худиенкз яашн трудящихоя приводило к социальная? осложнении, появлении икогйх сйциалько-цэгагивных явлений.
Чтобн кзмакить ситуация в вашем общества, необходимо осуществлять обновление иашювия, обновление социализма, его кодер-низац-и и проводить рвдикальнув экономичэскув реформу. Это есть насущное требование времени и являете», яшь одним из возможных путай разрешения кризиса.
Процесс обновления социализма во Вьетнаме глубоко обусловлен объективными причинами, прежде всего объективной потребностей развития общества, Ибо возврат к старому означает провал социализма. Вместе о этим перестраечныа процессы в СССР послужили для Вьетнама сигналом тоге, что "классическая" модель строительства социализма больше не является чей-то непрйкосно-веннам, а практические результата экономической реформы в Китае показали плодотворность неортодоксальных путай преодоления олаборазвитооти.
Несмотря на определенные трудности ( субъективная оттер- , претация марксизма-ленинизма; поиходогичаокиа барьеры; непоследовательность преасних реформ; материальное ограничение ), УГ съвэд Коммунистической Партии Вьетнама выступил о инициативой всестороннего обновления традиционного курса.
На первая алая обновления стали выдвигать задачи экономических реформ в качества кяочего эвена общественного прогресса, а не борьба между капитализмом и социализмом, как это делали раньше, так как действительные причины, приводящие к застоям таятся в упрощенном понимании социалистической экономики.
-гэ- ■.
Стеркнзчуп аде» обновления эковокккиоовтавляли отказ от попыток тотальиого огосударствления »« форм ховяймавтюи жизни и их подчинения централизованному дирбктквяоцу плакирован ив, переход х действительному рынку, s явогоувладаостк. Необходимо ограничить административное анвшатадьстк» гоаударставнных органов в производотаешо-хогяйстгвнау» деятельность трудовых коллективов, t вмвотв о тем дать m свободу двйотаяя*
Теперь твзио "ведущая роль государства" понимается не как або о летное преобладание государственных предприятий во всех отраслях и секторах вквйоиияи ( о этим, как показывает жизнь, прямо связан застоя а производстве), а как овладение государственными органами рычагами регулирования многоукладной экономики. Задача государства - следить «а ценами» кокьпнктурой я о помощь«» находящихся у пего, в руках рычагов - регулировать эту кокьонктуру.
Начальный стал обновления экономики во Вьетнама дал пояснительный результат. Валовой и национальная доходы выросли по сравнения с доперестроечным периодом. Ликвидирована двухуровневая система цен. Удалось снизить темпы инфляции, рост цен. Обеспечено население продовольствием. Социальное положение стабилизировалось.
Бросая ретроспективный взгляд, нояно отчетливо видеть значительную эволищо подходов вьетнамского руководства к социально-экономическим и политическим проблемам развития страны. Постепенно ваэ больше и в теории, к m практике признавались сложность и 'многообразие процессов общественной жизни, прежде всего экономической Сферы, а тагае невозможность радикальных передан с помощью лесках* негибких, раз навсегда выбранных, ориентире» я рычагов.
Нинэ проводятся рйдйкШЙаэ вкоЕшкчоокйв реформы в обществе, во т очакь йсторсак® псдаэдш к рэ^ориам в политике. Монополия Коимукистичзокай Паргли ка Еожттаокук и ооциалько-зкономическув вдаоть ез$ сохщшязтся. Это всть особенность нашего ойновяваиа.
Однако, редикадащз е1с0!£онкчгокйо рефорки нзигбекно приходят в протцБорзчпа с койопойюй ва политическую шасгь, с интересами КомяунпадагзсеоП Партии Вьетнама, Ивенно поэтом/ нам - ясен? вьс7миош!умроду - прэдсуопт разрешить ото противоречие бо иияпрогрзсса,
В закгчзчошж деяазтгся ссцэешо дзводи, к которым припал автор в процесса нсододошшя дшшап язш, и давтоя некоторкэ практические рвкоизйдедии. Очерчивается круг вопросов для дальнейшего иоояздовшшя«
Основные положения дизсзртадш; нашли етргданиз в оледупщк-,; публикациях :
1. Перестройка в пошгазякэ социальной активности вьетнамской молода ми. // ГЬрсзгроигса и гюшвшнт активности молодок«,
С Тезшц. паучио-теорзтнчасиого еоишара колодцхьучэных-фйяоеофов г. Алма-Ата, 21 октября 19Шг,), -Алка-Ата, 1980.
2. Проблема чолосока в контоксто глобальных проблем. // Самосознание совромопного чэлеззка. С Наторкали /III лотноа филозофскоп шгсолн молоди* учзшл;. 20-22 кэкя 1У9Эг.). -Алма-Ата, 1990. '