автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика ценности жизни и ценности культуры.

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Фадеичева, Марианна Альфредовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Диалектика ценности жизни и ценности культуры.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Фадеичева, Марианна Альфредовна

Введение3

Глава I. Инструментальность ценности в анализе жизни и культуры с,12

§ I. Обоснование ценностного подхода12

§ 2. "Жизнь" как философское понятие35

§ 3. Бытийные и мыслительные основания ценности жизни51

Глава П. Жизненная ценность культуры в ее отношении к культурной ценности жизни71

§ I. Бытийные и мыслительные основания ценности культуры72

§ 2. Постулативные теории ценности жизни104-

§ 3. Варианты разрешения антиномии ценности жизни и ценности культуры120-153 Заключение15 3-159 Список литературы160

 

Введение диссертации1990 год, автореферат по философии, Фадеичева, Марианна Альфредовна

Тема настоящего исследования объясняется реально существующими жизненными проблемами.- Глобальные проблемы, затрагивающие интересы всего человечества; конкретное общество с бесчеловечной экономикой, жизневраждебной политикой, бездушным духовным производством; фиксируемая парадоксальность индивидуального уровня изжития жизни - "столько лет, а будто и не жил вовсе!", - заставляют обратиться к ценностному анализу жизни в отношении к культуре.

Жизнь космическая и культура /человеческая/ несоотносимы, не сопоставимы; а вопрос о ценности космической /нечеловеческой/ жизни не имеет смысла, так как точка зрения ценности - это точка зрения человеческого субьекта, ибо ценность представляет собой значимость обьекта для субьекта. Может быть поставлена проблема ценности всей жизни на Земле, тогда она приобретает планетарный, а не космический масштаб, опять же в связи с культурой. Нами анализируется проблема ценности жизни в гуманитарном масштабе, то есть культура рассматривается в связи с человеческой жизнью. Особое внимание уделяется ценности индивидуальной жизни, а не ценности жизни человеческой общности. Не однажды в истории идей была провозглашена ценность жизни, гуманистическая традиция богата и многообразна. Однако, практическое осуществление этих идей встречалось едва ли.

В ценностной антиномии жизни и культуры находит отражение бытийная парадоксальность отношения жизни и куяьяуры.

Тема может быть раскрыта в историческом аспекте на основании исторического материала, когда обращение к всемирной истории выясняет, где и когда наилучшим образом относились к жизни, где и когда, ради какой культуры жизнью жертвовали. Освещение теш в социологическом аспекте может быть осуществлено на материале со-отсветствугощих конкретно-социологических исследований. Допустимо приняться за осмысление диалектики ценности жизни и ценности культуры, привлекая достижения философской мысли прошлого, разработав историко-философский аспект. Для общетеоретического философского решения проблемы в качестве средства безуслов-яо целесообразно выбрать третий вариант, именно он в большей мере способствует раскрытию темы. Хотя нельзя назвать прямо ни одного ее историко-философского прецедента, все же подходящие сюжеты обнаруживаются в "философии жизни" и неокантианстве. К этим направлениям ближе аксиология, ценностное неравнодушное отношение к жизни, в отличие от объективистского и безразличного, логического подхода Гегеля.

Также нельзя назвать ни одного прецедента в современной отечественной философской литературе. Скорее, можно выделить некие литературные ассоциации, косвенные вопросы, теоретические намеки, позволяющие создать эскиз проблемы без четко выписанных деталей. Конечно, ключевыми понятиями являются понятия ценность, культура, жизнь. Многочисленные работы, посвященные проблемам культуры, при-принадлежат А.И.Арнольдову, Э.А.Баллеру, Е.В.Боголюбовой, Е.А.Ва-вилину и В.П.Фофанову, В.Е.Давидовичу и Ю.А.Жданову, О.И.Джиоеву, А.А.Зворыкину, Н.С.Злобину, Н.В.Иванчуку, М.С.Кагану, З.М.Какабад-зе, В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзону, Л.Н.Когану, В.И.Копалову, Д.А.Ла-летину, В.А.Малахову, Э.С.Маркаряну, В.М.Межуеву, Г.П.Орлову, А.К. Уледову, Н.З.Чавчавадзе, И.Е.Ширшову и др. Не столь обширна литература о ценностях, связанная с именами С.Ф.Анисимова, С.Н.Артанов-ского, В.Брожика, В.А.Василенко, О.Г.Дробницкого, А.Ф.Еремеева, А.Г.Здравомыслова, Е.В.Золотухиной-Аболиной, Б.А.Кислова, И.Я.Лой-фмана, К.Н.Любутина, И.С.Нарского, Д.В.Пивоварова, В.И.Плотникова,

В.Н.Сагатовского, Л.Сиклаи, В.П.Тугаринова, А.Я.Хапсирокова, и др. Разнохарактерны единичные исследования, посвященные жизни, Е.И. Аришина, А.В.Грибакина, Л.Н.Когана, П.В.Корнеева, Ю.В.Петрова, Б.Н.Попова, Н.Н.Трубникова, В.Е.Хмелько, Н.А.Шульги. Степень разработанности проблемы невелика. Простое слияние исследований культуры, ценности и жизни не только не представляет собой пути разрешения антиномии ценности жизни и ценности культуры, но даже не позволяет обнаружить ее. Поэтому еще раз подчеркнем, что указанная тема навеяна не книгами, но самой жизнью.

Особое внимание в работе уделяется и узко аксиологическим вопросам, и ценностному подходу к изучению действительности, использующему ценность в качестве инструмента познания. Тем более, что давно схлынула волна интереса, который проявлялся к ценности в отечественной философской литературе 60-х годов. В последующие годы были отдельные его всплески. Если несовершенен инструмент, то он не может быть практически эффективно использован. Если несовершенен категориальный аппарат, особенно его центральная категория, то не может быть создана с его помощью научная концепция. Поэтому так необходимо строгое определение ценности и обоснование ценностного подхода при рассмотрении ценности жизни и ценности культуры. На аксиологические весы укладывается жизнь и культура. Несколько упрощая проблему, можно поставить вопрос: что ценнее, жизнь или культура? Это и есть "нерв" описываемой проблемы, который позволяет судить об актуальности темы исследования.

Ценность жизни как главный аксиологический ориентир, ценностная детерминанта и идейное основание'деятельности субъекта представляют собой эталон гуманности человеческих отношений. Только при этом возможен "экономический" гуманизм, когда любая деятельность в производственной сфере в любых масштабах - глабальных, региональных, индивидуальных, определяется общим стремлением к благоденствию. Тогда станут разрешимыми глобальные проблемы и внутренние экономические проблемы производства. Контрарной ценностной ориентацией по отношению к гуманизму оказывается реально функционирующий техницизм, объективно порождаемый развитием вещественного фактора производительных сил, субъективно обусловленный деятельностью "технократии". Примат ценности техники порождает ценностное отношение к человеку как к винтику, который не имеет своих интересов, отличных от интересов целого, который только и ценен своей принадлежностью к общественному механизму, или не ценен вовсе, так как любая деталь, любой узел может быть заменен из арсенала запасных частей. Именно отсюда возникает "человек технический", живая машина. Яростно осуждаем многими биологизм - перенос биологических терминов и закономерностей на общество. Но все-таки человек ближе к живому, чем к механическому. Поэтому страшнее и анти-гуманнее механицизм - перенос механических закономерностей и применение безжизненной терминологии к человеку. Техницизм - принцип практического действия и техновоззрение, для которого мир сужается до горизонта техники, а единственной формой культуры признается возведенная в абсолют техническая культура. Гуманизм и техницизм представляют собой моменты общечеловеческого в отношении к жизни. Первый делает акцент на самой жизни, второй - на искусственных средствах ее поддержания и воспроизведения, которые нередко превращаются в свою противоположность - в средства уничтожения жизни. Если техника из средства к жизни превращается в угрозу жизни, то это средством должно быть заменено принципиально иным. Устранение технократии и осуществление социальной гуманистической экспертизы любого сколько-нибудь значительного технического новшества или проекта позволит преодолеть технизацию общественных отношений и продвигаться по пути их гуманизации.

Политика также должна быть в соотношении с эталоном гуманности, тогда будет возможен "политический" гуманизм; на этой основе устранятся сами возможности военных конфликтов, когда мир действительно станет жизненно значим. "Человеческая жизнь должна быть признана высшей ценностью: лишь творческим гением человека обеспечивается прогресс и развитие человеческой цивилизации в условиях мира" (См. 55). Только при этом устранение любого внутриполитического диссонанса, сколь Сы острвгм он ни был, никогда не будет путем гражданской войны.

Гуманизм как своеобразное настроение и особый принцип, на основе которого строится теория и практическое отношение к жизни любого человека как к высшей ценности может служить основанием для утверждения нового национального сознания. Национализм, как один из вариантов антигуманизма, абсолютизирует ценность жизни людей одной нации, отрицает ценность жизни других, относится к ним как к средству. Такое ценностное отношение к жизни находит свое продолжение в соответствующем отношении к "чужой"культуре как неценной или неполноценной, некой недокультуре. Национализм может показаться гуманизмом для людей, Избранных по определенному (национальному) признаку. Но это иллюзия. Гуманизм общечеловечен, в противном случае это - не гуманизм. Развитое национальное сознание предполагает превосходство общечеловеческих ценностей, особенно ценности жизни. Ценность жизни заключается в ее культуре. Каждая национальная культура - это своеобразный способ и мера реализации сущностных сил определенной исторической общности людей в их деятельности и в результатах этой деятельности - продуктах материального и духовного производства. Культура каждого отдельного человека означает включенность его в национальную культуру и возможность наиболее полно реализовать себя в рамках данной культурной общности. Индивид волен выбирать и должен иметь возможность свободного выбора своей культуры, своего языка на основе представления о ценности всякой жизни, равноценности всех культур и практического осуществления их равноправия.

С категорическим императивом "живи и дай жить другим" связана "этико-антропологическая" сторона гуманизма, когда ни общество, ни каждый член общества не будет относиться к другому как к средству, но только как к цели. Признание первичности ценности жизни представляется основанием для утверждения равноправия культур разных поколений. Выбор ценностей совершается перманентно на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно и напряженно, когда происходит процесс персонализации, то есть становления личности. Проблемы отчуждения жизни в масштабах глобальных, общественных и индивидуальных так или иначе затрагивают всех, но особенно - молодежь, которая воспринимает их острее в силу своего особого социального положения и психологических черт, "черно-белому" мышлению. Практическое утверждение теоретически обоснованного принципа ценности жизни обратит внимание молодежи на смысложизненные вопросы, будет способствовать становлению антропоцентрического мировоззрения. Этот принцип поможет снять классическое противоречие "отцов и детей", так как утверждает равенство возможных вариантов развития личности и предполагает свободный, сознательный выбор какого-либо из них.

Не достаточно постулировать ценность жизни. Необходимо найти такие способы деятельности, в которых наиболее полно воплотится эталон гуманности, которые наилучшим образом будут способствовать жизни.

Все выше изложенное позволяет определить цель диссертации: анализ диалектики экзистенциально-личностного и социокультурного начал в современном общественном развитии, теоретических возможностей ценностного подхода. Для осуществления цели диссертации необходимо решить следующие задачи: I. раскрыть противоречия жизни и культуры в сфере бытия субьекта; 2. раскрыть противоречия жизни и культуры в сфере сознания субьекта, будь то индивид, общность людей или человечество в целом; 3. проанализировать специфику ценностной детерминации жизни и культуры.

Теоретической и методологической основой исследования являются классические произведения марксистско-ленинской философии, философские сочинения советского периода, развивающие гуманистические идеи прошлого. Анализ взаимосвязи ценности жизни и ценности культуры осуществляется с учетом требований диалектической логики. С их помощью конструируются специфические аксиологические принципы: принцип конкретности ценности, философской партийности применительно к ценности, принцип практичности ценности. Важной методологической посылкой является то, что аксиологический подход не сбивает с толку исследователя, теоретика, практика, но наоборот, позволяет достигнуть наилучшего результата, так как учитывает потребности, осознаваемые субъектом в качестве интереса, признаваемые ценностью на основании той цели, которая определяет его практическую деятельность. Особая роль принадлежит признанию фундаментальности практики, практического отношения субьекта к обьекту, неотъемлемой стороной которого предстает ценностное отношение. По степени общности выделяются три уровня ценностного отношения: первый - индивидуальный, где субьект ценностного отношения - индивид, обьект - жизнь индивида; второму - социальному, соответствует конкретное общество в его отношении к индивидуальной жизни; третий - глобальный, связан с человечеством вообю . ще и жизнью как таковой. Эти уровни отношения реализуются посред- ' ством культурных форм и во многом зависят от них. На этом основании построен аксиологический подход к жизни и культуре, который призван выявить отношение жизненной ценности культуры и культурной ценности жизни.

Структура и обьем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 159 страницах, список литературы включает 210 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Диалектика ценности жизни и ценности культуры."

Заключение.

Признание человеческой жизни высшей ценностью составляет существо гуманизма, который представляет собой атрибут каждой передовой теории. Философская концепция представляется настолько жизненно важной, общественно значимой, насколько в ней уделено внимание человеческим проблемам, вопросам о сущности, смысле и ценности жизни человека. Гуманистическая проблематика выходит на авансцену в переломные эпохи, когда само общественное бытие приводит к необходимости переоценки ценностей в общественном сознании. Современная эпоха имеет особенность, которая делает гуманизм единственно верным принципом и единственно возможным мироотношением, это - существование глобальных проблем. Поиск путей их решения есть не что иное как поиск путей ограничения современной культуры в пользу жизни, поиск новой гуманной культуры, атрибутом которой явится ее жизнеспособность. Этим может и должна измеряться жизненная ценность любой культуры.

Эпоха глобальных проблем, которые не знают государственных границ и различий общественного строя, порождает объективную необходимость делать акцент на том, что объединяет, а не на том, что разьединяет. Эта обьективная необходимость осознается как признание превосходства общечеловеческих ценностей над ценностями классовыми, корпоративными и прочими. Гуманистическое сознание реально учитывает взаимосвязь и взаимообусловленность событий новейшей истории, признает возможность решения глобальных проблем, уэдране-ния угрозы омницида. Формула, согласно которой оно организуется, - "и то, и другое" - позволяет признать право на существование за различными системами ценностей, устраняет представление об иных ценностях как антиценностях. Заменяя метафизическое "или-или", "или они - или мы", современный гуманизм допускает многообразие вариантов жизни, вариантов культуры.

Признать равное право на жизнь и ценность жизни не только своей собственной, но и иной, не только жизни "своих", но и "чужих" - значит сделать шаг к признанию преимущества общечеловеческих ценностей. Чем больше ценим жизнь, тем терпимее относимся к иной культуре. Гуманизм заставляет отвлечься от разности культур, выявляет общечеловеческое в каждой культуре, которое и есть жизнь. Ценность жизни заставляет забыть о классовых, национальных, религиозных различиях, допускает сосуществование различных идейных течений, многообразных направлений в искусстве. Устранить ложные представления о "своей" культуре как о единственно возможной, подлинной культуре, о всех же остальных, как об антикультурах , о человеке другой культуры как о некультурном, избавиться от иллюзии своей исключительности возможно только с позиций признания жизни каждого высшей ценностью. Только при этом осуществится желаемый "плюрализм мнений". Следование аксиологическому принципу первичности ценности жизни делает человека терпимым к инакомыслию, иному чувствованию, иному виду, к иному жизне- и культуровоззрению, способным к диалогу и взаимопониманию.

Сознание, ориентирующееся на гуманистические ценности, осуществится только тогда, когда будет подкреплено системой мер, практически проводящих принцип ценности жизни на всех уровнях культуры.

Гуманизация должна коснуться всех без исключения общественных отношений. Необходимо разработать такие парадигмы, обще принципы, культурные стандарты, эталоны общественного сознания, связанные с формированием нового ценностного его аспекта, которые позволили бы общественному субьекту подняться на более высокий уровень осмысления человеческих взаимоотношений.

В настоящее время теоретически важной и практически значимой становится проблема гуманизации существующей социалистической культуры - гуманизация производства, техники, науки, образования, воспитания и прочего, предполагающая особый интерес к человеку, признание суверенности личности, неприкосновенности человеческой жизни, утверждение ее как высшего блага. В этой связи вновь возникает вопрос о месте человека в обществе. Обновляемое социалистическое общество как субьект ценностного отношения к жизни отдельного человека сможет реализовать известную ценностную модель - "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех", предназначенную для того, чтобы быть вписанной в контекст актуальной^ культуры через противоречия между объективно возрастающей ролью личности в жизни общества и существующими условиями самореализации личности, между необходимостью активизации и развития живого творчества масс и стереотипом пассивного исполнителя. Путь к гуманизму социалистической культуры проходит через утилитаризм, который представляет собой необходимый, обьективно обусловленный момент в ценностном отношении общества к индивидуальной жизни как к средству. Простое провозглашение человеческой жизни высшей ценностью недостаточно, чтобы совершить общественные преобразования. Ценность индивидуальной жизни не сама по себе определяет развитие социалистической культуры в направлении "эталона гуманности", но только в сложной цепи опосредования "потребность - интерес - ценность -цель". Культуротворчество - это и есть преобразование существующей культуры социальным субьектом на основании системы ценностей в со-ответстии с его потребностями, осознанными в качестве интересов и полагаемых им в виде целей.

Проведенный анализ антиномии ценности жизни и ценности культуры, включающий в себя утверждение аксиологического подхода, выясняющий онтологическое противоречивое единство жизни и культуры, стремившийся вскрыть бытийные и мыслительные основания ценности жизни, бытийные и мыслительные основания ценности культуры, определяющий отношение жизненной ценности культуры и культурной ценности жизни, рассматривающий разные уровни ценностного отношения к жизни и культуре, позволяет сделать ряд выводов и обобщений, содержащих элементы научной новизны: - возможны разные уровни познания культуры: субстанциональный уровень исходит из признания целостности культуры, феноменальный - из признания многомерных ее структур: первый связан с изучением ценности самой культуры, второй - с изучением "ценностей культуры"; аксиологический подход к культуре как целому - это сущностный подход, измерение и сравнение значимости культурных явлений /ценностей культуры/ - это точка зрения аксиометрии, прикладной аксиологии. В зависимости от цели и уровня анализа можно рассматривать и ценность культуры, и ценности культуры. То же относится к ценностному анализу жизни;

- естественно-научное и социально-культурное понимания жизни, существующие параллельно, могут быть усовершенствованы в представлении о жизни как о существовании особого рода, атрибутами которого являются самостоятельность и свобода, уникальность и цельность, совместность и современность. Такое понимание позволит выявить сущность, смысл и культурную ценность жизни;

- бытийное противоречивое единство жизни и культуры заключается в отношении между существованием - жизнью, которая служит естественным основанием культуры, и таким способом существования - культурой, которая постоянно воспроизводит жизнь, в то же время ее уничтожая. Существует противоречие жизни и культуры: человеческая жизнь без культуры - это не человеческая жизнь. Нет культуры без человеческой жизни, она с самого начала как бы заложена в жизни. Жизнь, порождая культуру, сама оказывается под угрозой культуры, то есть может быть уничтожена тем, что она с необходимостью породила;

- аксиологическое противополагание жизни и культуры вырастает из онтологической противоположности природы и культуры как естественного и искусственного. Жизнь природы естественна. Жизнь человека так же естественна, принадлежит общему порядку природы, и в то же время искусственна, принадлежит культуре, так как человек сам создает нечто, нарушающее этот порядок. Потребность жить - естественная, невозможность жить - искусственного происхождения. Возможность жить реализуется в действительности невозможным образом - культурно;

- противоречия между способом действия и условиями, в которых оно осуществляется, между желаемым /потребным/- и действительным, между должным и сущим в жизни человечества, конкретного общества, в индивидуальной жизни могут быть определены как бытийные /праксео-логические/ основания ценности. Ценностное отношение к жизни возникает в экстремальных ситуациях из противоречия между потребностью жить и невозможностью жить; между обьективной необходимостью, потребностью постоянной заботы о ней, поддержания определенного оптимума жизни и субъективным игнорированием этой необходимости, между потребностью жить и существувдвдш условиями, в которых жить трудно или невозможно;

- бытийные основания ценности находят свое отражение в мыслительных основаниях. Антиномия ценности жизни и ценности культуры является отражением противоречия жизни и культуры в самой действительности. Мыслительные основания ценности жизни и культуры обнаруживаются как в прямом, непосредственном утверждении ценности жизни, так и в косвенной постановке вопроса о ценности жизни в связи с выяснением смысла жизни, в связи с проблемой ценности прошлого, настоящего и будущего в жизни, в связи с признанием права на жизнь и прочим;

- человеческая жизнь разворачивается только в контекст© культуры. Ценность человеческой жизни заключается в ее культурности, то есть в мере и способа реализации сущностных сил. Она представляется высшей ценностью, надситуативной доминантой только в сравнении с ценностью культуры, в этом шысле является финальной ценностью /ценностью-целью/. Уничтожение человеческой жизни означает уничтожение культуры, следовательно, жизнь - "культурная ценность". Ценность культуры зависит от того, насколько культура способствует жизни, поддерживает ее. Ценность культуры заключается в ее жизнеспособности. Это способная жш>ь и способствующая жизни культура. Тем ценнее культура, чем более она жизнеспособна.

Г'

Она выступает в качестве инструментальной ценности /ценности-средства/. В этой связи ценность культуры видится как жизненная ценность;

- способ разрешения противоречия жизни и культуры заключается в том, чтобы ограничить культуру в пользу жизни, выявить оптимум их отношения, определить меру овладения субьектом процессами и отношениями, обстоятельствами и условиями его существования - культуру жизни.

На^одо-практическая ¿начим^сть работы состоит в возможности и целесообразности использования выводов и обобщений, сделанных в диссертации, для дальнейшего развития темы, в преподавании не только гуманитарных, но и естественных наук, в лекционно-пропаган-дистской работе, в идеологической работе, направленной на гуманизацию общественных отношений и формирование нового мышления.

Перспективному направлению развития темы служит дальнейшее углубление обоснование аксиологического подхода, для чего необходимо с большей строгостью и научной тщательностью развивать узко аксиологические проблемы, связанные с выяснением онтологического и гносеологического статуса ценности. Развитый инструментарий позволит полнее вскрыть бытийные и ценностные аспекты противоречия жизни и культуры в плане позитивной разработки проблемы и в плане критики следующей за философией рубежа XIX и XX веков биологической, культурной, религиозной антропологии.

 

Список научной литературыФадеичева, Марианна Альфредовна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. Дебаты о свободе печати //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ■ 2-е изд. T'.I. С.30-84.

2. Маркс К. Капитал. Т.Ш /Дам же, т.25, ч.П. 551 с.

3. Маркс К. Капитал. Т.1У /Дам же, т.26, ч.П. 703 с.

4. Маркс К. Письмо Ф.Энгельсу 25 марта 1868 г. /Дам же. Т.32. С. 43-46.

5. Маркс К. Экономическо-фмлософские рукописи 1844 г. /Дам же. Т.42, С.41-174.

6. Маркс К. , Энгельс Ф. Немецкая идеология /Даш же. Т.З. С.7-544.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг /Дам же. Т.20. С.5-342.

8. Энгельс Ф. Диалектика природы /Дам же. Т.20. С.343-628.

9. Энгельс Ф. Письмо Йозефу Блоху £1 сентября 1890 г. /Дам же. Т.37. С.393-397.

10. Ленин В.И. Философские тетради //Поли.собр.соч. Т.29. 782 с.

11. Абдылдаев Т.А., Подгурский А.И. Проблема естественного и искусственного в медицине //Вестник АМН СССР, 1965, № 5. С. 4246.

12. Аксиология: честное и общее. Наука и ценности. Новосибирск, 1987. 242 с.

13. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970. 183 с.

14. Аришин Е.й. У истоков становления понятия "жизнь" //Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. M., 1986. 155 с.

15. Артановский С.Н. Марксистская философия и проблема ценностей //Филос.науки, 1969, № 3. С. 155-158.

16. Бакрадзе А.Т. Идеал человечности и ценность человеческой жизни //Филос.и социол.мысль. 1989, №2. С. 18-24.

17. Баранов В.О. Жизнь и счастье. СПб., 1884. 94 с.

18. Баранов В.О. Основные начала общественного устройства. СП., 19II. 47 с.

19. Баранов В.О. Ценность жизни и основные начала миропонимания. СЛ., I9II. 61 с.

20. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия н социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985., 1986. С.80-161.

21. Бебель А. Женщина и социализм. M., 1959. 592 с.

22. Безобразова М.В. Краткий обзор существенных моментов истории философии. M., 1894. 232 с.

23. Бергсон А. Введение в метафизику. Собр.соч. Т.5. ПЬ., 1914. С.3-47.

24. Бергсон А. Восприятие изменчивости. СЛ., 1913. 44 с.

25. Бергсон А. Материя и память. СП., 1914. Собр.соч. Т.З. 246 с.

26. Бергсон А. Непосредственные данные сознания /Время и свобода воли/. Собр.соч. Т.2. Ш., I9II. 224 с.

27. Бергсон А. Психофизический паралеллизм и позитивная метафизика. Собр.соч. Т.5. СПб., I9I4v С.48-95.

28. Бергсон А. Творческая эволюция. Собр.соч. T.I. СЛ., 19II. 331 с.

29. Боголюбова Е.В. Культура и общество. M., 1978. 231 с.

30. Бородавкин C.B. Проблема человека как ценности в работах К.Маркса 1844-1848 гг. //Автореф.дисс.канд.^илос.наук. Ленинград, 1975.

31. Брехман И.И. Фидософско-методологические аспекты проблемы здоровья человека //Вопросы философии. 1982, $ 2. С.48-53.

32. Брожик В. Маркситская теория оценки. M., 1982. 261 с.

33. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.22. СП., 1894. 961 е.

34. Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Новосибирск, 1983. 199 с.

35. Василенко В.А. Ценность и ценностное отношение //Проблема ценности в философии. М-Д., 1966. С.41-49.

36. Введенский А. Современное состояние философии в Германии и во Франции. М., 1894. 330 с.

37. Вейденгаммер Ю. О сущности ценности. СПб., 1910. 88 с.

38. Вейлэ К. Элементы человеческой культуры. П., 1914. 120 с.

39. Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. СПб., 1913. 392 с.

40. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904. 375 с.

41. Виппер Ю. Гибель европейской культуры. М., 1918. 106 с.

42. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. 133 с.

43. Всеобщая декларация прав человека //Век XX и мир. 1988, $ 4. С.44-47.

44. Вундт В. Мировая катастрофа и немецкая философия. Пб., 1922. 22 с.

45. Гартман Э. Философия бессознательного. Т.1. М., 1873. 322 е.; Т.2. М., 1875. 431 с.

46. Гегель Г.В. Наука логики. Соч.в 3-х т. Т., 1972. Т.2. 248 е.

47. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Соч.в 3-х т. М., 1974. Т.1. 452 с.

48. Геде А. Философия кризиса. М., 1978. 375 с.

49. Геде-Ам-Рин 0. Законы культуры. Одесса, 1894. 32 с.

50. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания //Филос.науки. 1989, № 6. С.85-89.

51. Грибакин А.В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Иркутск, 1985. 199 с. 4

52. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979. 263 с.

53. Даль В.И. Толковый словарь. М., 1955. T.I. 669 с.

54. Дезами Т. Кодекс общности. М-Д., 1956. 548 с.

55. Делийская декларация о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира //Правда, 28 ноября 1986 г.

56. Джемс У. Прагматизм. Спб., 1910. 237 с.i

57. Дкиоев О.И. Проблема культуры в марксистской философии //Культура в свете философии. Тбилиси, 1979. С.7-30.

58. Диалектика культуры. Куйбышев, 1982. 133 с.

59. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967. 351 с.

60. Дюринг Е. Ценность жизни. СПб., 1894. 222 с.

61. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. М., 1987. 160 с.

62. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 4.1. /Ценностно-познавательные основы художественного отражения/ Свердловск, 1969. 150 с.

63. Жизнь как творчество. Киев, 1985. 302 с.

64. Жуссен. Романтизм и философия Бергсона. Собр.соч. А.Бергсона. Т.4. Пб., 1914. С.171-231.

65. Зворыкин A.A. Из истории развития теории культуры на Западе //Вопросы философии. 1982, № 10. C.99-I04.

66. Зворыкин A.A. Определение культуры и место материальной культуры в общей культуре. М., 1964. 10 с.

67. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 225 с.

68. Зиммель Г. К вопросу о метафизике смерти //Логос, 1910, .2. С.34-49.

69. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Пг., 1923. 40 с.

70. Зиммель Г. Микель-Анджело. К метафизике культуры //Логос, I9II. Кн.1. С.145-165.

71. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры //Логос, I9II-I9I2. Кн.2-3. С. 1-25.

72. Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1698. 167 с.

73. Зиммель Г. Философия труда. Киев, 1900. 59 с.

74. Зиммель Г. Фридрих Ницше. Этико-философский силуэт. Одесса, 1894. СЛ41-160.

75. Золотухина-Аболина К. В. О специфике высших духовных ценностей //Филос.науки. 1986, № 4. С.И-18.

76. Золотухина-Аболина Е.В. Рациональное и ценностное. Ростов-на-Дону, 1988. 141 с.

77. Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности. М., 1986. 192 с.

78. Изуткин A.M. Здоровье как социальная ценность //Советское здравоохранение. 1973, $ 9. C.9-I5.

79. Изуткин A.M., Петленко В.П., Царегороццев Г.И. Социология медицины. Киев, 1981. 184 с.

80. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М., 1979. 208 с.

81. Историко-философские исследования. Вып.I. Эволюция философского антропологизма и кризис буржуазного человековедения. Свердловск, 1973. 134 с.

82. История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978. 363 с.

83. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры //Филос.науки. 1989, № 5. С.78-81.

84. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.

85. Какабадзе З.М. Культура и цивилизация //Культура в свете философии. Тбилиси, 1979. С.187-225.

86. Kapp Г.У. Философия Бергсона в популярном изложении. М., 1913. 63 с.

87. Картава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Тбилиси, 1987. 64 с.

88. Категории исторического материализма. М., 1980. 351 с.

89. Категории философии и категории культуры, Киев, 1983. 343 с.

90. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. M., 1981. 288 с.

91. Келлер Е. Оптимизм. СПб., 1910. 50 с.

92. Кислов Б.А. Проблема оценки в марксистско-ленинской философии. Иркутск, 1985. 182 с.

93. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М., 1985. 240 с.

94. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни. M., 1984. 251 с.

95. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988. 283 с.

96. Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, 1972. 169 с.

97. Коган Л.Н., Ханова О.В. Культура в условиях ИГР. Саратов, 1987. 152 с.

98. Копалов В.И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм. Томск, 1985. 220 с.

99. Кормин H.A., Нодиа Г.О. Актуальные проблемы современной марк-ситской теории ценностей //Вопросы философии, 1986, № 9.1. С.144-146.

100. Корнеев П.В. Право на жизнь как комплексная проблема медико -биологических и общественных наук //Методологически« . ¿к С и социальные проблемы медицины и биологии, М., 1985. С. 2432.

101. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979. 473 с.

102. Кроче Б. 0 та« называемых суждениях ценности.//Логос, 1910. Кн.2. С.20-33.

103. Куббель Л., Воронина Т. Жизненный цикл //Общественные науки, 1987, » 6, С.205-212.

104. Котляревский Н. Мировая скорбь. С-П., 1914. 406 с.

105. Кронер Р. Философия "Творческой эволюции" //Логос, 1910.1. Кн.1. С.86-117.

106. Культура в свете философии. Тбилиси, 1979. 321 с.

107. Культура как целостное явление. Л., 1983. 151 с.

108. Культура. Творчество. Человек. М., 1970. 272 с.

109. Курицин П.Д. Антагонизм социальных и культурных ценностей в буржуазной философии культуры //Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. Петрозаводск, 1984. 92 е.

110. НО. Курицин П.Д. Культуркатастрофизм характерная черта буржуазного мировоззренческого пессимизма //Проблемы марксистско-ленинского мировоззрения. Петрозаводск, 1983. 176 с.

111. Кутлунин А.Г. Критика исторического метода О.Шпенглера //Фи-лос.науки. 1987, № I. С.84-89.

112. Кутлунин А.Г., Любутин К.Ы. Наука и философия: критика методологических позиций Баденской школы //Диалектика, логика и методология науки. Свердловск, 1978. С.147-159.

113. Лалетин Д.А. Целостность и структурность культуры //Культура как целостное явление. Л., 1983. C.II-I9.

114. Ленинская теория отражения. Вып.8. Ценностные аспекты отражения. Свердловск, 1977. 126 с.

115. Лойфман И.Я. Мировоззрение как система ценностных ориентаций //Ленинская теория отражения. Вып.8. Свердловск, 1977. С.61

116. Лотце Г. Микрокосм. Ч.З. М., 1867. 739 е.

117. Лотце Г. Основания практической философии. СЛ., 1882. 86 с.

118. Луначарский A.B. Этюды. M.t 1922.

119. Любутин К.Н. Идеалистический антропологизм и буржуазная аксиология //Историко-философские исследования, Вып.1. Свердловск, 1973. С.3-14.

120. Любутин К.Н. Практика и ценностно© отношение //Ленинска* теория отражения. Вып.8. Свердловск, 1977. C.5-I0.

121. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., X98I. 264 с.

122. Любутин К.Н. Проблема ценности в немецкой буржуазной философии XIX-XX веков //Материалы 2-й зональной научной конференции по философским наукам. Пермь, 1965. С.478-484.

123. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. Свердловск, 1988. 127 с.

124. Макай Дж.-Г.Штирнер. Его жизнь и творчество //Штирнер М. Единственный и его собственность. С-П., 1907. С. I-I96.

125. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. 119 с.

126. Маргулис A.B. Проблема потребностей в историческом материализме. Белгород, 1971. 124 с.

127. Маргулис A.B., Степанов Е.М. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования //Вопросы философии. 1986, № 4. С. 54-69.

128. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван. 1969. 228 с.

129. Маркарян Э.С. О гбнвзисе человеческой деятельности и культу ры. Ереван, 1973. 146 с.

130. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983284 с.

131. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 1981. 464 с.

132. Маруа М., Фролов И. Институт жизни //Новый мир, 1988, № I. С.178-189.

133. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. 198 с.

134. Мокиевский П.В. Ценность жизни. СПб., 1884. 258 с.

135. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 406 с.

136. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск, 1984. 319 с.

137. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989. 204 с.

138. Муминов Й.М. Избранные произведения в 4-х томах. Т.1, Ташкент, 1976, 380 е.; Т.З, Ташкент, 1977, 370 с.

139. Нарский И.С. О ценностях как идеалах человеческой деятельности //Ленинская теория отражения. Вып.8. Свердловск, 1977. С. 74-82.

140. Нарский И.С. Ценность и полезность //Филос.науки, 1969, | 3. С.58-67.

141. Наторп П. Культура народа и культура личности. С-П., 1912. 189 с.

142. Наем Дж. Психология и псиатрия в США* М., 1984. 300 с.

143. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни //Ценность европейской культуры. М., 1900. С.235-325.

144. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Собр.соч.в 10-ти т., М., 1902-1903. 319 с.

145. Ницше Ф. Посмертные афоризмы //Ценность европейской культу* ры. М., 1900. С.3-92.

146. Олэ-Ляпрюн. Ценность жизни. Харьков, 1898 . 441 с.

147. Орлов Г.П. Свободное время и личность. Свердловск. 1983. 175 с.

148. Парсонс Г. Человек в современном мире. М., 1985. 429 с.

149. Петров С.В. Жизнь как категория марксистской-философии //Методологические проблемы науки. Томск, 1987. 130 с.

150. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. 302 с.

151. Пивоваров Д.В. Ценность и внутридеятельностное противоречие //Ленинская теория отражения, Вып.8. Свердловск, 1977. С. 43-47.

152. Плеханов Г.В. О книге Риккерта "Науки о природе и науки о культуре" //Иэбр.филос.произведения. М., 1957. Т.З. С. 508515.

153. Плеханов Г.В. Письма без адреса. М., 1956. 248 с.

154. Плотников В.И. Генезис ценности //Ленинская теория отражения. Вып.8. Свердловск, 1977. С.15-25.

155. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.,1986. 94 с.

156. Попов С.И. Проблема ценности и современный социал-реформизм //Проблема ценности в философии. М-Л. 1966. С.235-243.

157. Потылико Г.П. Марксистский гуманизм и социальная ценность человека. Автореф.дисс.канд.филос.наук. Иркутск, 1974.

158. Проблема гуманизма в домарксистской философии. Свердловск,1987. 158 с.

159. Проблема ценности в философии. М-Л. 1966. 261 с.

160. Риккерт Г. Два пути теории познания //Новые идеи в философии. СПб., 1913. № 7. С.1-79.

161. Риккерт Г. Естествознание и культуроведение. СПб., 1903. 44с.

162. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., I9II. 196 с.

163. Риккерт Г. 0 понятии философии //Логос. 1910. Кн.1. С. 19-61.

164. Риккерт Г. О системе ценностей //Логос. 1914. Кн.1. С.45-79

165. Риккерт Г. Философия жизни. Петербург, 1922. 168 с.

166. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности //Логос. I9I2-I9I3. Кн.1-2. C.I-35.

167. Риль А. Фридрих Ницше как художник и мыслитель. Одесса, 1894. С.3-140.

168. Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений //Филос. науки, 1989. J# 6. С.89-93.

169. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980. 301 с.

170. Сагатовский В.Н. Ценность и смысл //Филос.науки. 1987. № 10. С.105-106.

171. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989. 198 с.

172. Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры //Вопросы философии. 1987. № 6. С.132-138.

173. Сиклаи Л. Возникновение ценности и первые ее формы //Филос. науки, 1968. № I. С.167-172.

174. Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема //Вопросы филос. 1985. № 7. С.83-93.

175. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987 . 240 с.

176. Теплов В.Н. Что такое культура и что такое гениальность с точки зрения развития культуры. М., 1902. 50 с.

177. Тератология человека. М., 1979. 440 с.

178. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988. 343 с.

179. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., I960. 156с.

180. Тугаринов В.П. Проблема ценности в марксистской философии. М., 1965.

181. Тугаринов В.П. Реальное и мнимое в проблеме ценностей //Филос. науки. 1968. № 4. С. 185-187.

182. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Д., 1968. 124 с.

183. Уледов А. К. К определению специфики культуры как социальног-го явления //Филос.науки. 1974. № 2. С.22-29.

184. Ушакова В.К. Гинекоцентризм против андроноцентризма /об одной неофрейдистской концепции //Социологические исследования. 1985. J# I. ü. 167-170.

185. Фаге ©. История философии. Краткий очерк философии от начала до XX века. Сп., 1914. 128 с.

186. Фаустов A.C., Болтенков Е.М. Отражение противоречия объективного и ценностного в структуре медицинской деятельности как условие создания ее теории //Вестник АМН СССР. 1986.4. С.58-66.

187. Философия и ценностные формы сознания. М., 1978. 348 с.

188. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 839 е.

189. Франк С. Природа и культура //Логос. 1910. Кн.2. С.50-89.

190. Хмелько В.Е. Общественное производство жизни: структура процессов и ее динамика //Общественные науки. 1987. № 2. С.73-88.

191. Хапсироков А.Я. Отражение и оценка. Горький, 1972. 183 с.

192. Холин М.М. Индивидуальность человека как социальная ценность. Автореф.дисс.канд.филос.наук. М., 1979.

193. Царегородцев Г.И. Общество-медицине, медицина обществу //Вестник АМН СССР. 1986. № 2. С.3-8.

194. Царегородцев Г.И. Медицина и социально-экономический прогресс общества //Вестник АМН СССР, 1986. № 6. C.4-I0.

195. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986. 288 с.

196. Ценностные ориентации личности, пути ж способы их формирования. Петрозаводск, 1984. 92 с.

197. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности //Культура в свете философии. Тбилиси, 1979. С.31-72. ^

198. Чавчавадзе Н.,3. Культура и ценности. Тбилиси. 1984. 171 с.

199. Чавчавадзе Н.З. Человек-культура-ценности //Вопросы философии. 1981. № 6. С.59-69.

200. Чужак Н. Фетишизм культуры. М., 1925. 80 с.

201. Ширшов Й.Е. Динамика культуры. Минск, 1980. 112 с.

202. Шопенгауэр А'. Мир как воля и представление. СПб. 1902. III с.

203. Шош Й., Гати Т., Чалаи Д., Деши И. Патогенез болезней цивилизации. Будапешт, 1976. 154 с.

204. Шпенглер 0. Причинность и судьба. "Закат Европы". T.I. 4.1. Петербург, 1923. 213 с.

205. Штирнер М. Единственный и его достояние. М., 1906. 80 с.

206. Штирнер М. Единственный и его собственность. 4.1. СПб., 1907. 365 с.

207. Шульга H.A. Человеческая жизнь как предмет исследования //Общественные науки. 1986. № 5. С.94-108.

208. Югай Г.А. Философские проблемы теоретической биологии. М., 1976. 247 с.

209. Якушкин И.Д. Что такое жизнь? //Русская философия первой половины XIX веха. Хрестоматия. Составитель Б.В.Емельянов. Свердловск. 1987. C.I05-II2.

210. Ярошевский Т. Размышления о человеке. М., 1984. 198 с.