автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Диалектика возможности и действительности и ее реализация в проблеме войны и мира
Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика возможности и действительности и ее реализация в проблеме войны и мира"
Государственный Санхт-ПетербургекЕЙ университет
На правах рукописи
ЛНСЛИ! ЬЬхаьмад Анвар
дашкста воамсЕноск и ДЕйствятвлкюста К ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ 3 ПРОБЛЕМ ВОЙНЫ И 1.ИРА
Спеетальпость: 09.00.01 -
диалектический к исторкчзо-юи1 материализм
А370Р203РАТ
на аоизканге ученой степени каддадата фалософсгасс наук
о/*
Сенкт-П&тгрЗург 1991
Диссертация выполнена на кафедре онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского университета
Научный руководите ль -доктор фзлосойсюдс наук, профессор ИРАНОЗ Б.Г.
Официальные оппоненты-
доктор философских наук, профессор ОГОРОДНИКОВ В.П. кандидат философских наук, доцент !.1ШДЮЙ В.П.
Ведущая организация - Ленинградский
Кораблестроительный институт
Защита диссертации состоится " ^В" 1991 года
в /У" часов на заседании специализированногоСовета IC.0S3.57.19 по присуждению ученой степени кандидата философских наук Бэсудар-ственном Санкт-Петербургском университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линкя, д.5.
. С диссертацией г.юанс ознакомиться в научной библиотеке имени Л.М. Горького при Санкт-Петербургском университете.
Автореферат разослан " ИХ/Л^п^Р 1991 года.
Учешй секретарь совета, кандидат философских наук
Т.Н.ЫШРЕЗШ
Диссертации посвжцопа анализу альтернатпз вой:ш п :.пра, на основа диалектического .категориального "мгаарата возможности и действительности. Данная те.\:а актуальна с.гочт.-и зрения остальных-проблем Гоолубллкл Афганистан, где война даится уке двенадцать лот, равно как и о точки зрзкяя ргаонпя одной из ванчейппх глобальных проблем современности - гробльми Екаиэгнпя человечества.
!&>тоЛ1 исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, учог требогаый единстпа нсторкчзсиого и логического полхода, куль-турсоциологическпй подход.
Иселедованяе опирается на истсриго-фплософг.кпЯ материал, на разработга данис;! тг:.ш в современной советской и згрубезноЯ литературе, на документа рукородястх органов Республики '.¿ганпстан и материал!;, относядаеся к ясторпа и современному полоъсаюга Республики Афганистан.
Иолокекгог. знкос.гта на задщту л облада-щде научной новизной:
1. Развитие рассматривается как полкзгрпантниЯ кваькпоисковьй. процесс, обусловленкни в равней мере, но в разнкх отнопениях случайность» л необходимостью. Реализация зоздгаякости в социальной области смжается с диалектикой свободи а необходимости.
2. СуцэстБувцез в совстскоД (Тилософской литература деление вса-иоаноотей на форлачьяно, абстрактные и реалыша но является достаточно точки:.: а надегвпм методологически применительно к социальном процесса!-:, в которых в точках бифурнацта: равно возмогши ачьтернатлв-нно изменения, а вероятность некогда не переходит в однозначную необходимость.
3. Социальные закономерности ость тенденции, обобщенно вкража-
совокупность индивидуальной групповой деятельности лздеЗ, я
в ходе подобной деятельности котут изменяться, преобразовываться, вытеснять друг друга, изменяя и «еру всех возможностей.
4. Одним кз мощкейшх факторов, изменяющих реализуемость тех клз* инкх возможностей, является изменения состояния ыассового сознания, постоянно колеблющегося,ыеэду утопизном и традицией.
5. Переход пз зсз;.:океюстя в действительность гак войны, так п . мира происходит лига при условял гегемонии соотэетствушего волезо-го начала в с^ерэ шссового сознания.
Научко-гтоактздеская значимость псодедованид. Диссертация претендует на то, чтобы внести научно-теоретический вклад в философскую онтологию, раскрывая роль социально-психологических начал г
качества агента и условия парохода возможности з действительность в общественной гиз.чи. Иэссовая неосозьанная деятельность, социальное институты и ценности расс^атриаалтсл в качество ваишйдих факторов социальной реальности, оказывавших постоянное влияние на все цроксходощие в общества процессы; без учета их невозможна никакая волевая целенаправленная практика, сколь бк гуманны но были ее доли.
Материалы диссертации были обсугт.ены в ноябре 1990 г.на теоретическом семинаре аспирантов и стакеров кафедры онтология е теор:п: познания философского факультета Ленинградского государственного университета, ка собраниях афганского землячества г1.Ленинграда в ISSS-ISS0 гг. е в Институте общественных наук- (г.Кабул) при ЦК ЦЩ1А. в октябре 1990 г.
Структура^дасрерта^а. Диссертация состоит кз двух глав, в которых осуществляется переход от общего (анализа категориального отношения "возй:ояко1ть-дэ2ствктельностьИ в структуре связанных с ки-MI категорий) к конкретно^ (к исследованию характера дилеклности вой)ш и г.ара и, далее, к анализу перспектив политики кэционалького пршшронкя в Республике Афганистан) на базе методологических выводов, получениях из категориального анализа расскатриваешх категорий.
Глава первая - "Диалектика возможности и действительности как категориальное шракенио развития1' - посвяи^па анализу перехода возможности в действительность в контексте тех изменений и уточнений, хоторые доотигнуты б последние года ь отношении категории развития.
Параграф первый "Категории возможности и действительности в истории и философщ-." показывает предке всего, что основы понимания этих категорий были заложены Аристотелем.
Категория возможности у него связана с категорией движения, а сам переход из возможности в действительность расоматрига^тся как процесс. При этом реальностью обладают лпль актуально происходящие лроцессы такого перехода, в свою очередь зазчеядае от зрелости условий. Сднако наиболее существенным моментом, оказавши значительнее влияние на всю ыосдедуяцую судьбу этих категорий било то, что ь конечном счете признавался приоритет однозначной необходимости, леиащей в основе перехода из возможности б действительность.
В арабской философской мысли впервые рассматриваемый переход соотносится с развитием и возникновением нового в мире, что шнук-даит поотавить проблем:/ о jo ли случайности в нем. Однако
развития этот подход не подучает.
Б западно-ещюпеЛскоЯ философии тазвитио указанно;! птюблеиати-К7. поило ;:о другому руслу, >» конечном счстз, ведущему, с едкой сторона, к лребче-штике фпзкческог-о детерминизма, а с другой - к проблеме продонредолскил (исторической необходимости) и свобода воли, в в том, и з другом варианте тяготеющие я абсоллткзащл; однозначно:»:. необходимей: з перехода из зоз.\;с:-л?ости п дш ;ст вит ель н ос т ъ. Переход ог дкютгческой необходимости к статистической лпсь сслаблд-от эту теилокг^со, из изменяя ей кардинально.
Повкм словом является идея опосрсдопанноетг. перехода от зозмо-;л;оот:; к действительности сознанием. Но подобный прдход делает недостаточные различение формальной I! реальной возмояхеоти. Требуется едо рзЕЛИченне возможостей, связанных с эволюте* рутинных условий, усгоязшкся тенденций, традиции, и возмоздоеттг, связанные с преодоленном зт;гх ограничений. Сгма оценка зрелости условий для реализации той тли шюй возможности оказывается в тоснсЛиой зависимости од состояния массового сознания и мары его солидарности с тем или иным волевым, субъективным началом либо с традициями и стереотипами общества. Редукция общественного или массового сознания к фуньции отражена им общественного бытия 1,:охгт бить опасным заблуждением, не учитывающим, что общественное бит л о пороздзет изменения в сознании, отражающие поролдаюсцсе их бытие лз:аь косвенно, опосредованно и в ил-ллзорной форме. Отсвда и лккЗов исследование проблем войны и мира в аспекте перехода возможности в действительность, трактующее пробло-г.у с то*.,си зрения технических. научм«, экономических, политических й т.л.средств, пмешнхея у человечества, пгнорирухвдое субъективный фактор, недостаточно: любые нестандартные изменения в общественном бытии нзмпелиш без переворота в массовом сознании.
Параграф второй, "Категория развитая, и проблем детерминированности перехода возшгпос-гл в действительность", обращает особое внимание ня то. что в существующей литературе исследуется больше переход реальной возможности в действительность, чем становление самок реальной возыояностк. В силу того, что реальная возможность определяет- • ся как такая, вероятность реализации которой неограниченно стремится к единице, сам переход ее в действительность получает истолкование квази-непзбе.гдого и безальтернативного - т.е.развивается взгляд, опровергнутый еще Кантом. Соответственно этому и исторический процесс рассматривался скорее с точки зрения его' объективности и пред-
установлзнности, чем как процесс исторического творчества лядо£ б ходе их повседневной деятельности, скорое как закономерный, чем в его реальной детерминации, зависящей кок от необходимости, так и от случайности. Это привело к своеобразному "мнслительнощ стереотипу" понимания истории, в свете которого а) отношение меаду экономикой и идеологией, общественным биткам и общественным сознанием, базисом и надстройкой сводится к причинно-следственному; 6) внеэкономический йактор игнорируется или сводится к поллтуко-идеологическому; в) исторические законы, действие которых проявляется лишь в интервалах сотен и тысяч лет, подставляются на место конкретных причин и частных локальных детерминаций; г) вое множество культурно-исторических групповых, коллективных субъектов сводится, козави-оимо от текущих условии, к классам. В свою очеродь эта абсолютизация схематизированной необходимости порождает в качестве реакции противоположный подход, гиперболизирующий иррациональность хода историк, вместо того, чтобы определить истинное место "иррациональности" в нем как источника расходимости теории к практики (историчность законов, несовпадение всеобщности и массоввдкости, кпазшоискошй характер хода истории).
Рассматриваются концепцт социального реализма и революционного утопизма А.Оойгта, Л.А.Кропоткина, альтернативности в историческом процоссо П.З.Еолобуева, "резолюции сверху" Н.Я.Эйдельмана и др. Доказывается, что определение реальной возможности путем отождествления с господствувцзй тенденцией нестрого, ибо естественный ход событий может з теченио неограниченно долгого времени не давать совпадения обстоятельств, ггп которых возможность становится реальной, хотя бы она и совпадала с каккш-то отдаленными перспективами и общими закономерностями. Очевидно, в разграничении абстрактной и реальной возможности особую роль играет выбор момента к наличие мобилизационной готовности у человека- или сообщества использоезть его. При этом человек способен воздействовать па условия и подготавливать недостающие средства, но никогда но кокет быть уверен, какпх условий или средств ему будет недоставать в нуякчй момент. Поэтому, в отличие ст производственно-технической практик!!, историческое деЛ-стзио всегда предполагает неопределенность е шя;ровлзациа.
Сложным является и вопрос о соотнесении тила возможности с научно-теоретическим историческим предвидением или конкретно-истори-чеспымк чоянияш людей, в силу их возможного несовпадения. В пели-
тико совпадение цели волевого оргапизущего качала с чаяниями больших -йос лпдэй часто рассматриваемся ) качество критерия реальной возможности, соответствующей закономзрпоцг ход1/ истории, либо, наоборот, роольнпл воэисикиооть отрывается от чалний ¡! соотносится с каким-то историческим лредзядоннам. В порзоы случае илгарптуетоя ш^оутогша массового сознания, зо вторсы он преувеличивается, но игнорируется или недооценивается "сокрушительная мощь" ш£оутопи-чсского С03Н?П.1Я" (А.уо.ит).
Отсвда следует, что разграничение реальной и абстрактно," либо формальной возможностей оцекха зрелости возможности но может быть сведена к оценке состояния производительных сил, состояния производ-ствэншас отношений, баланса экономических поти:ц;г.юв в т.п., а должно учитывать всю полноту человеческого фактора, что додано найти отраженна и в критериях разграничения возможное? с!1. Во всяком случае, сама по себэ ссылка на историческую закономерность такого критерия нэ дает, тем более, что воякая куль тур-воля испытывает "гап-^ ноз собственного мнения" Ш.Блок), любое собственное волюнтаристское ргшониа объявляя зэкоиоморшм и необходшшы. Но является удов-лотворитслыша и критерий "цазревсей потребности в ропенли", ибо такое ссстояга:о всегда ыногоальтернативно, и к тому аз нб свободно от субъективизма сценок степени самой зрелости. Предложение З.П.Боло-буевэ различать два вида альтернативности социальных возможностей, каждый из которих имеет собственные критерии - общесоциологнческого и конкретно-исторического - представляется интересным; однако в области оощесоциологичсских проблем в литература сохраняются принципиальные разногласия по поводу мерк обусловленности целей исторической обстановкой и роли стсчекнй обстоятельств.
ВЫХОД, ПО-ВИДИМОМУ, состоит в том, что надо более ясно и точно осознать, что историческое развитиэ - не только естественноистори-ческий процесс (т.е.объективно закономерен), но и процесс творческий. Обстоятельства ограничивают простор ишщиатиэи, традиции отягощает1 выбор, неожиданные последствия и последействия фальсифицируют итоги, но нэ устраняют творческого, поискового, а в силу этого -многоальтернативного характера истории, в котором любая доступная реализации возможность являотся в этой сшсде всогда реальной, равно как и возможности, альтернативные ей.
Отсюда всякая попытка дать полностью объективистское разграничение уроше!1. возможности обречена на неудачу. Понятия формальной, аб-
страстной, реальной иоэмоякостя в социальной области - категории презде всего прагматики, т.текидпо оценочно-гносеологический смысл. Это нисколько не отрицает наличия у них онтологической основы, учитываемой в оценках. Главным различением а области всзшетостей должно стать разделение их на такие, которые направлены на сохранение и развитие определенной тенденции или скстокы, либо ориентированные на их преодоление, на перевод ситуации "'в новое историческое измерение".
Лишь на базе этого моано ставить вопрос о таких понятиях, как "назревшая потребность", "зрелость возможности", "упущенная возможность", ибо только в таком контексте становится возгиовкым точно определить их смысл.
Под альтернативой ш понимаем равновероятность двух или более неравноценных решений в условиях конкретной ситуации, каждое из которых оценивается как реально возмоаная. Оценка реальности той или иной возможности долкна осуществляться по крайней гзре по трем параметрам: а) соответствие определенной тенденции; б) совпадение благопрхтгетвующих обстоятельств и кх относительный баланс с обстоятельствами небдагоприятствувдимл; в) оценка риска (прогноз возможности последствий предпринятых действий, включая евда неадекватную реакцию и сопротивление со оторош тех или иных групп и категорий людей, учреждений, социальных институтов), и оценка резервных ресурсов, способных скашенсировать экстремальное возрастание риска. Разумеется, такая оценка роалькой осуществимости канкротной возможности будет сохранять в code элементы субъективизма, но в социальной области, где понятие реальной возможности относится к гворчас-ко:.у процессу, субъективизм, как нам представляется, и не может быть устранен полностью,
К разряду реальных возможностей можно, по-видимому, огнести в обнаруживаемые постфактум нереализованные возможности, есги доказана их равновероятность с альтернативной r-и реализованной возможностью. Однако реальность таких "упущенных" возможностей, обнаруживаемых лишь опостериорно, позволяет квалифицировать их только как абстрактные реальный возможности. Что же касается форельных возможностей, то в их разряд входят црезде все!« те возможности, которые относятся к области благих пожеланий п чаяний, независимо от того, принадлежат ли они лидерам группы или (гассовсму сознанию, вели они не входят в разряд практически реализуемых, равно как и все логически допустимые опоообы решения проблем, неравноворолтные альтерка-
тибкым. Только такая трактовка а состоянии обеспечить понимание зоз-молиости в единстве объектлэнс-необх юмого и творчески-произвольного и кей. -г -
Это позволяет уточнить и вопрос о соотношении свобода и необходимости в социальном дойствии. Во-первых, альтернативная ситуация осознается в двух измерениях - в сугубо объвктивист:ом ("быть или не быть?") и в реальном воплощении во мнениях и оценках борющихся групп и твчешД, каждая из которых отстаивает спой проект решения. . Конечный шОор зависит не только от развития ситуации, но и от победа одного мнения над другим лкбо от консенсуса меаду ними. Выбор альтернативного пути, таким образом, обусловлен не только требованиями объективно.! обстановки, ко и соображениями, кельма далекими от существа дела. Саш объективная обстановка при этом мелет быть лиш. поводом для борьбы течении по поводу альтернатпзл, лежащей на ином уровне реальности.
Во-вторых, оценка ситуации к выработка решения осуществляются как правило в условиях острого дефицита времени, при отсутствии всеД полноты и достоверности данных, полученных к тому ае часто из; вторых и третьих рук. Этого но устраняет нп монополия власти, ни плюрализм мнений: в первом случае господство традиции и авторитета ограничивает возможности критической оценки альтернатив, во втором -имеет место искусственная драматизация ситуацли, возрастает роль посторонних делу субъективистских мотивов и борьбы амбиций, сокращается время для выбора правильного реиешш, усиливается давлоние капризного плохо информированного массового созн9нея.
В-третьих, оценка ситуации и выбор репения связаны с традициями, кифами и утопиями, и потог.у всегда неустранимо тенденциозны (понимая под тенденциозностью расходимость иезду роальпым ходом процессов и оценка!® этого хода во мнении различных социальных групп и их лидеров).
В-четвертых, наука повышает уровень снободы в оценке ситуация к выработке решения, способна открывать коше возможности. Но реша-пгая роль в определении пзпрлвлония поиска я выработки репенкя при-игдлеяит не ученому, а практику, склонкоку весьма выборочно воспри-мать научные рекомендации, а сообщество ученых но лииено конйормкз-ма. В условиях плюрализма возрастает давление на практика со стороны мсссового сознания, которое более подвержено внушению, чем склонно воспринимать логические обоснования и научные доказательства (как это было доказрно еще В.М.Бехтеревым).
В-пятых, любив источники информации ориентирована всегда не столько на то, что есть, сколько на то, чего от них вдут, способствуя тем сам;:.: смещению перспектив. Средства го массово? информации, формируя сн^ориационшй образ действительности, облекают его в фор-пи имидаей, стереотипов к эталонов, к:ясолсп:зиру:-от его.
Мы не останавливаемся на объективных основаниях свобода и необходимости, достаточно хорошо исследовании.-: и представленных в литературе. Для целой наэ-зго исследования важно подчеркнуть, что ситуация, в которой осуществляется переход возможности в действительность ь социальной сфере, предполагает своеобразное сочетание свободы и необходимости: субъект выбора не только обладает реальной свободой в нем, но г способен расширять поло такой свобода за пределы объектиь:.ых ограничений, навязываемое условиями, но ценой усиления своей несвободы от соцкально-псшюлогических факторов. Это особенно касается исторической науки: оценка любого выбора в альтернативной ситуации в проплом никогда нз адекватна тем реальшм условиям, в которых он осуществлялся.
Повышение эффективности выработка оценок и репепий, выбора путей и средств реализации тех или иных возможностей может существенно зависеть от нации. Но роль науки не должна при этом сводиться к су1убо технической - к выработке моделей предвидимого будущего, а долкна Еклгяать и критическую функцию по отношению к тому социально-психологическое юпшату, в условиях которого осуществляется выбор путей.
Глава вторая, "Альтернатива войны и мира в свете диалектики перехода возможности в действительность исследует динамику формирования и борьбы реальных возможностей в области назревания войн, выхода из войны и предотвращения военной угрозы.
Параграф первый, "Война, победа, мир как исторические альтернатам" исследует динами^ возиоиюсти и действительности применительно к проблеме войны и мира в ее общесоциологическом аспекте.
Показано, что идея "вечного мира" является достижением ^льтур-ного развития человечества. Отдельные высказывания древних в пользу ия.оа были скорее благими, но заведомо нереализуемый пожелания:®, чем зячвткааи идеи предотвращения войны. С установлением феодализма впервые народные чаяния мира возводятся в ранг высших общечеловеческих ценностей в ряде мкровьсс религий {христианство, буддизм, конфуцианство). Однако сам феодальный строп не давал никаких оснований
для реализация этого блага. В ХШ-ХУШ вв., в эпоху просвещенного абсолютизма и вхолдонхя шра а капиталистическую эру вновь возрождаются иадезд! к чаяния ка установление "вечного юта", Выдаитимися памятником эпохи становится "Трактат вэчного мира" С.П.Шарля. Обоснованна принципиальной возможности и необходимости ьяра дал Т.Гобое. Он ze расширил объем понятия "война", ллдаш'в впервые в этот разряд к "холодные еойш", т.е.политику, основанную на уг'розо прлыоиевия силы. Но все надежды при тем возлагались на мудрость правителей и просвещение. Кэ выходили за пределы этого и Монтескье, к Кэнт. Впервые идея возможности отрицания войны, заложенного в ней само Л, выдвигает Гегель. С наступлением эпохи каш:тсчшзма, в XDL веке,возникают первые ерганизазанние международные течения з защиту мира -пацифистской и социалистическое. Но в то ze вр<*"Д рост ькономичео-ких возможностей государств и изменение социальных структур общества дает возмохдостъ увеличить численность арт.и#, кх техническую оснащенность, глубину и динамику боевых действий, что поеп^эт л угрозу войны. Возрастание роли политико-идеологических мотивов порождает особое ожесточение в войнах, стремление уничтожить политического противном "любой ценой". Идея "вечного мире" в XIX-XX зоко постепенно превращается в вы с куц культурную цепкость. Ко реализация ее в действительность зависит от правильного понимания структуры детерминации войн, их причин. С этой точки зрения сравниваются социобиологк-чсская и марксистская трактовка войн. Социобиологичеокий подход, но вскрывая причин войны, способен показать ïq глубинные нсгссологичес-кие "механизмы", которые способны сохранять приемлемость дал человеческого сознания идеи военного насилия. В марксизма, ьоми:ло достаточно хорошо извести« положений о роли экономики, лолитлк^, идеологии в проблемах войны и мирз, в диссертации особое внимание обращается на малоисследованные положения о социально-психологических факторах борьбы за шхед из войны и яа обеспечение длительного гмрэ. Эти положения состоят в следутаем: во-первых, всякое государство, втянутое в войну, ориентируется на достижение победы, и чем больше затягивается война, тем больше возрастает ожесточение протквоборг.т-вувдих сторон. Поражение в войне или выход из войны без победы ставит в силу этого правяздю круги страны в тякелое положение, вызывая взркв негодопаикя против себя среди населения. Во-вторых, сама идея выхода из войны без победа п^роядает взрыт» оскорбленного <г*зотва патриотизма и оскорбленной граздансксй гордости, особенно иильине
среди интеллигенции, городской мелкой буржуазии ¡¡ крестьянства, i. В-третьих, переход от война к миру сложен и болезнниен, ибо война развращаот лщцей и в тылу, и на фронта, порождает преступность, коррупции, саботаж, падение дисциплины и морали. Только тяглзлыы долгим путан мойсао побороть то разложение, которое ъоЯга вносит в общество (В.И.Лешга). Ile иекео сло^ша и борьба за п:р, поскольку войны визреваюг подспудно и квчинаюгея внезапно. Дшломатичос-кая борьба за мир в этих условиях необходим, но недостаточна, а лозунги "Войны не допустим!" окорзе вредны, чем полезны, оказываясь перед лицом реальной угрозы воКнн пуотпет словами. Во-первых, любая форма организации рабочих оказывается перед лицом войта беспомощной, к ко в состоянии отвратить ее. Бо-вторых, лях5ые конфликта, дае озмые кичтогныо, MOiyr быть в современных условиях той искрой, из которой может война вспыхнуть внезапно. В-третьих, пропаганда мира саде по себо бессильна, ибо ей внимают не те, от кого зависит в конечном счете, быть войне или пг бать. Отсвда -главные надежды на достижение вечного шра возлагаюсь на революционную борьбу.
. Следствием второй мировой войны явилось, с одной стороны, резкое усиление настроений в пользу ыпрз, с другой стороны « нарастание глобальных проблей, способных вызвать локальные к мировые конфликты, при быстром нэращцвапии военных потенциалов на базе ковей-сих видов орудия, усиливавших стремительность, глубину и размах наносимых ударов. Милитаризация превращается в захпеНшиЯ фактор виугронней к внешней социальной активности. Возникает угроза самому существования человечества. В этих условиях с конца 60-х годов начинают формироваться новые организации борцов за мир, в дополнение к существовавшим ранее - Пзгоушокое движение, двияенив за кир генералов, партия "зеленых",. "Cora обеспокоенных ученых" и др. В рамках этих движений начались научные исследования последствия гонки ьсорухояиВ и применения современных видов оружия, которие сатем широко пропагандировались, подготовляя переворот в мировом общественном мнении. В диссертации рассматривается такие исследования по пяти направлениям: I) физико-биолс дческие последствия; 2) психология ладеЛ в условиях применения оружия массового поражения; 3) психологические стимулы воепно-иаучного прогресса; 4) психология управления в остро-стреосовых ситуациях; 5) рода случайности в зознихновеник войн.
Эти исследования продзмопстрировали но только угрозу мэтерлальным условиям существовании человека на земле, но и невыносимость условий подобной войны для человека с точки зрения его нейрофизиологии и психологии. Вместе о тем все исследователи, независимо от IX политических л мировоззренческих позиций, сходятся на том, что в настоящее время глобально сложился н^вий псюсологичо.ский климат, ссставлявдий одновременно и угрозу человечеству и его культуре, и надежду на' выход из гибельной ситуации - "психологическое загрязнение" (О.Тоф5лер), "пограничное состояние" (О. Залошуин), "ситуация страха", "кризисное сознание" а т.д., которая свидетельствует, что сам человеческий фактор становится опасно кенадеппм, человек в состоянии таззязать войну, но не участвовать з ней. Сдам из последствий такой ненадежности челозачоокого факторе становится "риск непреднамеренного качала войны".
Новым, таиизл образом, в современном интеллектуальном обеспечении борьбы за мир является следующее:
во-первых, доказывается не невозможность войны ('Не допустим!"), о ее внеокая возможность, способность вешгекуть случайным образом "с необходимостью, присущей и случаю"; во-вторых; обнаруживается, что современная ядорная война превышает меру человеческой способности к адаптация в стрессовых ситуациях .ч экологически гибельна; Е-трэтьих, в противовес военным решениям вццвлгэется мирная :шици-етива, но только престижная для общественного мнения развитых стран, но и приемлемая для их правительств, оставляя место для политического маневрирования. Выдвигаемая эльтернатитп - "новоо политическое мышление" - ориентируется как на обращение к правительствам, так и на средства "народной дипломатии"; в-четвертых, реализация мирной инициативы исходят из факта "пограничного оостоягияив кризисном сознании современного обще отоа, предлагая выход из этого состояния. Кризисное состояние сознания является ныне одним кз решающих условий современной борьбы возможностей з вопросах зоЯзы и Ш1ра. Но оно само го себе кэ является гарантом того ила иного выбора альтернативных путей. Скорее, это состояние такой неопределенности в условиях выбора, которая уравноБеиквает шогае возмоетости, в том числе и маловероятные вне подобного состояния.
Факторами, способными существенно повлиять на выбор альтернативы к реализацию той пли пно'* возможности, выступают строительные иакеиения в шрэ, шзвиннна' перестройкой а СССР, в условий оси
х;ж1НвШ1я идеи гегемонизма; национально-освободительная борьба л з полом проблоиа "Севера - ¡Ого". Учитывая, что наззаннкг объективно дойотвуадие причины на могут измениться разе:; к сами зависят от субъективного фактора, шонко ак-ляшость последнего является г паси дни решающий условием перехода возможности прочного всеобщего шра б действительность.
Параграф второй, "Онтология и гносеология национального примирения4 .рассматривает ту же проблему при.юнятсльно к локальным войнам и конфликтом на примере анализа ситуации в Республике А$гаш1-сч ьн.
Война, мир, надаонсльноэ примирение по их природе - явления, относящиеся к общественно^ батию и реализующиеся гак возможности а облос. : общественного бытия. Свои основные "корни" они имеют тег, же в оытии. Но реализация к: как возможностей осуществляется чероэ посредство общественного сознания, и, пролуго всего - национальной психологии. Опосредующая форма ра&рошеник проблем бытия выступэот, с сдаой сторо!ш, той формой, ь образах-пенятиях которой она осоэ-наотоя, становится о^-эктом "сознательной человеческой деятельноа-тц1!, с другой - в силу которой сознательная человеческая деятельность становится объектом множества факторов, с которыми сама по себе лежачая в основа этоИ деятельнооти проблема на уровпо бытия нопооредотшнно никак но связана, но которыо тем но менее выступите бплотснними в ткань субстрата реализуемых возможностей, в результат чего исторический процесс выступает в качестве "цреломжз-шш законоыорного через случайное" (Л.Д.Троцкш'1).
Афганистан остаотоя типажным традиционалистским обществом о непреодолимыми феодальными, кяоновтт.родоплсмопа^с: отношениями . и полунатуральным оольскнм хозяйством.
Походя из итого, в качеотве наиболее удачной методики исследования принимается за основу методика исследования "культуркодлш;-тива" (культурпо-истсричоского уровня бытия конкретного общества), разработанная Л.Демпфом. Во-первых, определение динамики и эволюции дультурколлектква как воля борьбы кулътурволь нэиболез соответствует ситуации, при которой внешнеэкономич^кие мотивы к факторы пграш преобладавшую роль. Во-вторых, определение борщюгея куль-турволв как "сословий" в -неКтраяыюм смыолозоы зкаченип этого термина , обозначающем любое сообщество или группу, более соответствует положению в Афх'биистено с ого слабой выдэленностыо к "размытое-
тью" классов, свойственной феодэльно-кланошм отношениям. В-третьих, такой подход позволяет исоледоьать зетяние одиях и тат же традиций и социальных институтов на различные противоборствующие сообщества подобного общества.
Исследование перспектив перехода возможности национального примирения в действительность осуществляется ка основе о) анализа, традиций, фиксируемых общественным сознанием, я отношения к ним различных культурволь; б) исследования налетного оостояютя общественного сознания и факторов его подцерскания и изменения; в) выявления склэдывэщихся тенденций. Особо исследуется значение для Афганистана "Западного" и "Северного" влияния, отношения к ним фундаменталистов и коммунистов. При бтом опровергается определение современного Афганистана как "средневековой, в сущности, страны". Афганистан - на застойно-сродневаковая страна, а страна, в которой назрели условия для бур^азно-декократической революции, и борьба вокруг вопроса о национальном примирении идет не ш газьрат к средневековью, а за выбор того пути, по которому пойдет дадыпо преобразование афганского общества.
Оценивая динамику возможностей в реализации национального примирения, отмечается:
- во-первых, непосредственным кулътур-пелем борьбы за нацлэка-льное примирение (Парна нист) стало учение и традиции исла-а. Бо-енное противостояние, борьбз в политической и экономической областях приняла затяжной тупиковый характер, и центр борьби, сулящей выход из тупим, переместился в область борьбы за умы;
- во-вторых, конъюнктура воль з сегодняинем .Афганистане определяется не только противостоянием внутренних кулътур-г.олъ, дроадк всего Кабульского правительства РА и Пешавадского правитзльотвз ■ фундаменталистов, но и противостоянием внешних воль, и прездо всего - СССР и США;
- з-трэтьих, повсеместная утрата населением Афганистана интереса к продолжении братоубийственной войм при традиционном безраали-ч-.ш ого к центральной власти, лишь формально контролирующей прсви-Ц1ш, имеет пассивный вкжщателышй характер, "не девая косырей" ни той, нл другой стороне, разъедая в то на время позиции обеих;
- в-четвертых, при полном и безоговорочном признании авторитета Корона и провозглашении уважения к обычаям и традициям тай и другой стороной глазгали основэ!шями сплочения цротквоборотвулакх
культурполь становятся право на получение и распределение помоши из-за рубежа и боязнь расправы со стороны противников;
- в-пятых, обе протквобсрстзуллие культур-воли лиаены на сегодняшний день единства, хотя и по разным причинам;
- з -шестш, при этом в самом гультурполе проткЕздейстцугаих роль произооя глубокие сдвиги. Идея осувде.чия на только национального, но и социального, и экономического угнетения получила широчайшее распространение. С осуждением- классового эгоизма угнетателей, феодалов, чиновников, рерхуики религиозных деятелей вынуждены постоянно выступать и лидеры мухеджинов. Парадоксальность ситуации состоит в том, что, подняв крестьян против народной власти, сулившой освобождение от оков феодализма, кокди мухеджинов вынуждены су.*чть'»а! то же самое; зааитс докапиталистических порядков, руководство восстанием со стороны помеяичье-клаковай верхушки веде-.тсл под знаменам осуждения того, что фактически за:пишаотся. Другой важный сдвиг состоит е тем, ч*го массовое бегство населения за границ или в города, вцдЕИленке новых лидеров снизили реальную значимость родовых и общинных связей и я меру этого повышается гражданское самосознание ("и^я Родина - Афганистан", а не род угм махая). Изменяется и отношение к остальному мусульманскому миру, обнаруживая для масс населения его неоднородность;
- в-седьмых, на сегодня экономическая жизнь Афганистана парализована, его единый рынок распался, экономические связи между регионами свернуты. Есть два независимых центра снабжения и распределения - Кабул и Пешавар. Таким образом, сама по севе экономика не содержит факторов, работаюпих на объединение и примирение, а наличие касс обездоленных лгдей дает неограниченные возможности лвбой стороне ве^ ,'овать их ь свои вооруженные отряды.
В "Заключении" подводятся общие итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и направления дальнейшего анализа изучаемых проблем.