автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Дилетантизм как эстетический феномен
Полный текст автореферата диссертации по теме "Дилетантизм как эстетический феномен"
На правах рукописи
2 3 АПР ® '
КОЖЕВНИКОВ Сергей Борисович
ДИЛЕТАНТИЗМ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
.09.00i04-эстетика
АВТОР Е.Ф Е'Р А Т
диссертации на .соискание учёной степени кандидата философских наук
МОСКВА- ±906
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ШЬЮТ
На правах рукописи
КОЖЕВНИКОВ Сергей Борисович ДИЛЕТАНТИЗМ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
09.00.04. - эстетика
. АВТОРЕФЕРАТ
•диссертация на соискание ученой степени кандидата философских паук
Москва - 1999
Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры. •
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Н.Н.Палеева
.Официальные оппоненты - доктор философских яаук,
профессор К.Я.Сараф ■ - кандидат философских наук, доцент Н.М.Семияа
Ведущая организация - кафедра эстетики МГУ
Защита состоится. JJ.0h.L- 1996 г.
Я/ - 1
б /у "часов на заседании диссертационного совета К 092.07.03 по присуждению ученой степени кандидата философских наук'при Московском государственном университете культуры по адресу: 141400, Московская область, г.Химки - 6, ул.Библиотечная, 7.
■ С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета.
Автореферат разослан. "1-Ь " Шь^^ЦуЗ— 1996 г.
Учеякй оегф£тарь диссертационного совета кандидат Философских яаук,1
профессор .' / Р .И. Ибра'гкыов
< " ">
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ.
Актуальность исследования определяется рядом факторов раз-ичного свойства: от насущной потребности в выяснении ролл яе-эторых периферийных компонентов современного художественного эодесса и-их связи с базовыми составляющими культурной дина-гаи до целесообразности уточнить смысл ряда положений общей!-зсофского характера. В последнем случае речь идет о теордти-5скоы содержании категории"самодеятельяость'', о проблематике здивидуального самоосуществления, об истоках творческой актив->сти, т.е. о тех вопросах, ответы па которые традиционно на->дились в сфере философского знания. В этом смысле можно го-' ■ ¡рить о двоякой актуальности темы: открытой — в виде конкрет-IX проблем современной эстетической теории и практики и имшш-[тной - в качестве подразумеваемой проблематики собственно фи-софского плана.
Для обоснования степени актуальности теми необходимо ого-ркть ее специфику относительно смекных явлений и смыслов, от-стк дублирующих ее содержание. Тем самым будет обоснована и десообразность выделения дилетантизма в качество объекта са- ' стоятельного исследования.
Понятна "дилетантизм" /от латинского "Аг1есЫгг и италь-сиото"сШ(:И.ап±е - услг.ждатъ, забавлять/ имеет этимологии, одную с отечественным понятием лвЗитадьства. В обоих случа-внделяются аналогичные мотивационныэ параметры деятельяос-, чо, по сути, отим сходство и ограничивается. Вместе с тем то говорить о дилетантизме как ранней, аристократической :>мо лпбктельства, возникшей ка этапе разложения ронессансной эологии в контексте формирования устойчивых институциональных зуктур художественной деятельности. Дилетантизм в собственном ¡еле слова бил широким ягнением художественной жизни Европы ща ХУ111 - первой половины XIX века, что было связано с про-:соМ складывания национальных художественных ш;.ол, в котором :;га!юп участие принимала неспециализированная аристократия. ¡зввчэЬяо актуальным в этом смысле представляется вопрос о . 1, нлсволысо дилетантизм является типичным Фактором станов-' :пя художественных институций. Этот вопрос .подводит к коко-'.'|Д1ш проблематичности соотношения институциональных и неич-
статуцЕональных элементов в художественной культуре вообще. Иными словами, проблема состоит в том, насколько дилетантизм может- служить вираконием тзх сфер художественного творчества, которые в наименьшей степени поддаются кристаллизации в институциональных формах, яо вместе с тем являются и неизменной константой художественного процесса» Постоянное расширение инсти-. туцновального спектра форм художественного и эстетического творчества служит.не столько решением этой проблема, сколько, скорее, наоборот, обозначает ее растущую остроту. Вопрос о том, ' насколько глубоко диффузия социально приемлемых форм самовьтра-жения и.методов специализированной худокественяой практики влияет на состояние эстетически автономного статуса самого искусства, raíate остается" открытии. Вместе с тем, постановка вопроса о ЯутшискашюС природе искусства, закрепляемой е специали-зированп.-'ч т'.гцзг: худсгоствзп'го-творчеоког дсятет.ы ости, врод л.! кокет jb№ti> окогпйта.гя!"? iepvystsfOBKi: >ia ,гопе налачио.-о допил кндит.'Г'а i. свсболпопу спмоцрояьъсн':;". Здсо;. .¿о, u-rs.oxz, обизрузпта-з'эгсл :готзч'пжи агсг^знной n¿j са^тнакоота цлпедо-ваапя tí'GiiOM'íна яклетастизка как исторически подйгжюй пераТизрал художостгеипого процесс;;! пт.етсчнш-'л ¡юзг>: ьозглоиюстей художественной о6раз по отr¡.
. . Ьепомт дилетантизма является эстетичоским по врвюдпдест-ву, но он может рассматриваться а в других аспектах,.например, в социологическом или культурологическом. Чозтому реально в процессе .аналитической работы приходится касаться различных сторон исследуемого явления в интересах сохранения цельности предала-та. Эстетический характер дилетантизма предопределяется его мо-тивационным импульсом к самовыражению. Дилетантское творчество проистекает изчистоР заинтересованности индивида в процессуальной стороне творческого труда. Это порождает и специфическое отношение к Фигуре дилетанта: нас занимают не только продуктивные возмсшюстг дилетантизма /они могут оказаться зфайне нвяпа-чителым/.и/, но и nj-i"poj;a'этих зачастую непродуктивных и, с точки зрения получше'.«а результатов, нецелесообразных усилия. Яр од-стоит, сдши.о, узнать, вьстушет ли дилетантизм средством реализации избыточно:! творческой акгшностз, из нашедшей примзяэдя. в пр o£t ссисяальпоГ. деятельность', ет он представляет соба? всего m Twwcy "а рут;: ^с'^.скл'-апного стзнов~епия индивида.
В определенном сьшсле явленно дилетантизма может рассматриваться и в связи в институтом художественной самодеятельности, как я понятие, "дилетантизм" с.о смыслом самодеятельности как фи-чософской категории. Очевидно, что б первом случае общего ме.ч-ду ними немного, т.к. самодеятельность, принявшая вид социального института, вносит в самодеятельное творчество те элементы нормирования и организации, которые не согласуются с творчеством дилетантов по определению. Норны художественной самодеятельности, конечно, не сравнимы с норками "высокого"искусства, но дилетантизм не приемлет любые норны, Енступает.(как творчество ненормативное, избегающее законов, которые видятся ■ только помехой в процессе свободного самовыявления.
Гораздо ближе к понятию "дилетантизм" окажется, по видя-' юг.'у, категория самодеятельности в ее концептуальном содержа-таи. Самодеятельность как принцип творческой деятельности,.определяемой внутренней потребностью, наделяется порой функцией кон-зтлтуттрования единства опыта порождения-восприятия действитель-юго мира. Тачал трактовка самодеятельности восходит, в'конеч-юм счете, к К.Марксу, который придал ей концептуальную г^орму. 5 каком-то смысле "каждый акт, в котором выстраивается передо •поп мир, ость акт творческой самодеятельности" /С.Л.Рубинштейн/, 'ргодеятелх-поеть оказывается в этзы случае опрэделякадим звеном ••п^Е?кя какой-либо совокупности содергани", объективность кото-
не запкс/.т от тою, воспринята она или сконструирована субъ-пом. Здесь пакен момент ес> цельности, единства.
У рокадтпксв дчлетаптти становился синонимом деятельно-тк, осуц'гстглпл'оГ по свободному внбору, так как. деятельность та агг.?? цельн"," характер и не подпадает под воздействие фун-
пот-пстзов; ока яе только свободна, по .и универсаль-1. ;>т да здесь точи: соприкосновения категории "самодеятель--Г.т;." .. ПОНЯТИЯ "ЯИЛОТаНТЛЗМ"?
- о •••счэяяем. врт.'вяи лчлетан тиян утрачивал черты аристокра--г'-'згога лпбите-лъотва. С окончанием ,*ортровавил няшопаяьтп ^ственчих гкол главную роль в них стали играть не дчлетаи-с то !фатп, а владевине зрелым мастерством художника, спе-•^изуг.лтепп'оз^ профессионал!!. Дилетантизм тем временем по; г\пгсггу»ш>пуй вогхтзьу, становясь элементом художествен- •
Г1п;тгСпЯ;0рм;[ЛТСК0Г.-; гг^Цд, Д Г»ТОД СВЯЗИ 303НПКП9Т
необходимость осмыслить причины того движения, в котором дилетантизм осуществился в форме идеологического обоснования депрофессионализации художественного творчества. Свобода и универсальность, составившие концептуальную опору этого понятия, стали знаками той эстетической реальности, во имя которой декларировался отказот профессии художника.
Важно, таким образом, различать дилетантизм как способ эстетического самоцроявлзния, как ранний этап в формировании национальных художественных школ - дворянский дилетантизм, и как элемент романтической тенденции депрофессионализации художественного творчества.
Степень разработанности проблемы. - Феномен дилетантизма рас-сматрлвался в различных ракурсах. Характерным моментом этого рассмотрения следует назвать выраженное оценочное отношение к • Проблема. Всякая попытка изучения дилетантизма как наличного ■факта эстетической культурн так или кпаче связывалась со стремлением либо обосновать правомерность дилетантского самовыражения, либо подвергнуть ого уничижительной критике. Р настоящее время понятие"дилетантизм" сохраняет по больсей части негативный смысл в бешжнетве языков. При §тсм часто имеется в виду недостаток ил к дагге тлкое отсутствие профессионального мастерства. Вместо с тем апологетическое стновегше к дилетантизму обнаруживает себя на почло леворадикальных: и нолконаоркпетекпх художественных идеологи?;, тесно связанных с "кентркультурлок" эстетической оппозицией.
' Концептуализация дилетантизма била вызвана его романтической интерпретацией как свободной и универсальной деятельности в ггротявополоялэсть специализированному и "подневольному" труду профессионалов. В'этом качество дилетантизм долгое время представлялся синонимом всякого интеллигентного труда /такая трактовка отстаивалась, например, в статьях Л.Новикова "Слово о дилетантах" и А.Ларионова "Мне ближе дилетанты"/.
Особое внимание исследователей вызывал дилетантизм дворянского вссдовяя, который изучался в контексте■становления русской национально}! с,ч/ола в изобразительном искусстве и музыке. Прй этом Д1.летант;'зм рассматривался как исторически преходящая форма тг..орчост'.о": деятельности в условиях еп»о ге сформировавшихся буржуазных х'логестюонинх тгг.титутов и !юя,м-гст;х сообществ
гро^оссионалов, работающих на художественный рынок.
Таким об разом, целесообразно выделить несколько паправло-!Ий, по которым осуществлялась прямая и косвенная разработка Проблематики данного имсследоваггая, а именно:
1. Работы немецких ученых, освеиавпше интерпретацию про-лемы дилетантизма в искусствоведческих статьях И.В.Гете, в астности в заметках "О дилетантизме", написании* в содружество
Ф.Шиллером: H.BiUer "Goethe Wer dai 'ttieetatitismus«, H. liefet.
DLHeiqnüsmus und „U&csierscKcvH, к.О.Конрадп "Гете: жизнь и ворчество7' и др. В Германии проблема дилетантизма исследовг-ась также в связи с опытом любительского рисования с натуры амого Гете.
2. Отдельные суждения о дилетантизме И.Канта, Ф.Киллера,■ ерка, Зульцера, Л.Шопенгауэра, М.Вебера, П.И.Чайковского, И.Л. ончарова, А.И.Герцепа, Б.В.Асафьева и др.
3. Труды представителей ижолы "Анналов", в первую очередь .Ле Гофхфа и К.Дюби, а также сходные по исследовательской направленности работы отечественных учоных. Сюда яе следует отнеси работы, посвященные проблеме соотношения институциональных
ншнституциональных элементов в культуре, а таггае изучению ерцферкйных компонентов художественного процесса: Л.М.Баткина, .К.Бахтина, М.Бессоновой, О.Бихали-Мерип, Г.К.Вагнера,Л.М,Гас-зрова, Р.Геники, А.А.Гуревича, В.А.Даркэвича, Г.С.Кнабе,Ю.К. досовской, П.М.Лота.ана, Е.М.Матусовской, М.Е.Мейлаха, М.Н. икогосян, В.Н.Прокофьева, З.Ю.Серой, А.Лебедева, М.Е.Сергеен-э, А.Л.Ястребяцкой, В.Е.Гусева, Ю.Герчука, Ю.М.Куликова, -A.C. зргияа, ¡Э.Н.Круглякова, Т.В.Кузнецовой, А.И.Мазаева, А.Г.Най-зяа, В.С.Цукермана и многих других. -
4. Работы, в которых проводился анализ дилетантизма как 'обого историко-тииологического,образования в художественной рьтуре, в частности, дворянского дилетантизма, па фоне иссле-;вянтт раннего этапа Формирования русской национальной шкалы • искусстве. Авторы - Г.В.Асафьев, Э.Е.Алексеев, А.ГЛитов /ста~ ■к/, Я.Гтелин, Т.В.Ливанова, Д.В.Сарабьяяов, А.З.Корнилова, Л.Сохор, Л.Я.Гинзбург и др. Отдельно следует упомянуть мно->чгсленну!е музигопедчсские работы, посвященные проблемам рус-;ого романса.
5. Работн, в которнх так иначе подразумевалась яробло-
ма концептуализации понятия "дилетантизм" и эстетических воззрениях ранних немецких романтиков - ФрЛлегеля, Авг.Едегеля, Новадиса, Ф.Шлейермахера, позднее - А.Шопенгауэра,.а также в суадениях Ф.Листа, Ф.Шуберта, Ф.Фреяо, Е.Трюбле, Э.По вдр. Этот вопрос - иногда в косвенном виде затрагивался Н.Я.Берковскиы,
B.В.Вансловым, А.Н.Веселовским, И.Ф.Волковым, А.И.Герценом, Р.М.Габитовой, П.П.Гайдеяко, Р.Гаймом, Ю.Н.Давыдовым, А.С.Дмитриевым, В.Жирмунским, А.Лебедевым, А.В.Михайловым, А.Ф.Лосевым,
C.В.Тураевкм, У.Р.Фохтоы, Й.Хейзингой.
. . ' 6. Работы, в которых осуществлялась культурологическая интерпретация тенденции депрофессионализации художественного твор .чества в эстетических установках "коятркультуры" и леворацикалъ них художественных идеологий: К.Г.Мяло, Ю.Н.Давыдова, И.Б.Год-нянской, А.С.Мигунова, О.А.Власовой, В.Ц.Худавердяна, O.H.Co- . боля, А.И.Ермоленко, А.И.Григоряна, А.С.Панарина, А.Ю.Мельвиля, К.Э.Разлогова,.Е.Н.Карцевой, М.А.Бусева,.Н.Б.Маньковской, О.Э* Тугановой, Э.П.Юровской, З.Воиновой, Т.В.Бутровой, И.И.Петрова, Л.Т.Филоново!?, "В.П.Шестакова, В.А.Крючковой, В.Г.Арсланова, С.В Оболенской, В.Й.Тасалова и др. Непосредственному анализу повергались переведенные тексты" Ж.Дюиазедье, Г.Маркузе, Т.Адорно, Ч.Рейча, М.Дюфрена.
-Связь процесса депрофессионализации странсформацией системы художественного образования на примере Германии подрооно рас сматривается в коллективном труде "sFf глазами западногерманских социодогов"/1989/. Проблема депрофессионализации обсужда-'ется ныне с учетом неоконсервативной критики университетской системы образования как источника воспроизводства "этоса" неспе цнализированнкх интеллектуалов.
Наконец, особняком стоит монография И.Славова "Дилетантизм /София,1934/, в которой автор рассматривает явление дилетанта-зыа в его связи с универсалистской тенденцией в культуре. Монография также заслуживает внимания как, возможно, единственная попытка представить дилетантизм в феноменологическом разрезе.
Приведенный перечень свидетельствует о достаточно устойчивом интересе ученых к проблеме данного исследования. НуккЬ добавить, однако, что интерес этот носил, как правило, сопутствующий характер и выявлялся в процессе ретения.иных исследовательских задач. Тем не менее, работа, проделанная в этом на-
Ф-авлешш, весьма существенна я представляет собой весомую ос-юву для. дальнейкего. изучения проблемы.
Диссертант исходил из очевидного факта наличия в эстетической культуре сфера, не захваченной в орбиту ширящегося провеса институдиаллзаяии. Творчество дилетантов с полным основа- . ¡нем мозно'отнести именно к этой сфере, не имеющей, четких функциональных параметров. Проделанная работа имела целью зияслете природы .дилетантизма в.культуре, истоков самодостаточной творческой активности на фоне целесообразной деятельности профессионалов. Эта цель не могла бить достигнута рез внимателт-[ого рассмотрения семантической динамики понятия "дилетантизм", . ! вместе с этим тех смыслов, которые вкладывались в него раз-', [кчпыми интерпретаторами. Анализ изменения значений понятия редставляется одной из главных задач работы. Кроме того, ре-[алясь следующие конкретные задачи:
- исследование продуктивного потенциала дилетантизма . предполагался ответ на вопрос о значительности вклада диле-
эятоб в художественную и эстетическую культуру/< :
- анализ собственно эстетических возможностей дилетанти-
ма, т.е.-его способности удовлетворить эстетические потребно- , \ ти индивида в самовыражении ; '
- выяснение связи феномена дилетантизма с современными онконформастскимл идеологиями неоромантического типа;
- определение свисла дилетантского самовыражения в условиях депрофессионализации художественного творчества;
- исследование процесса концептуализации понятия "дилетантам в воззрениях немецких романтиков; обнаружение корредятив-кх соответствий содержания понятия "дилетантизм" и принципов шгоорсалязма и свобода творчества в их романтической интерпре-
ПЩШ ; .
- важным также представляется определение места дилетан-' пзма п структуре неинституциокальных форм творчества /неспе- ■ «авизированный Фольклор, творческая активность маргинальных ■ ■
субкультурных социальных слоев,, дотей, душевнобольных И т.д./ в системе ценностей "кочтркультурного" типа личности.
Объект исследования - дилетантизм как явление эстетической ультуры.
Предмет исследования - продуктивный эстетический лотенци-
циал. дилетантизма и. семантическая динамика его понятия. .... Методологическая основа исследования. Исследование проводилось путем последовательной дескрипции различных сторон изучаемого феномена к дальнейшего анализа полученных данных.
Важнейшей методологической опорой слугали труды Б.Рассела, К.Попяера и Ф. .фон Хайека, с помощью которых выстраивалась ло™ '. шческая основа диссертации. В работе использовался ряд важнейших положений кантовсчой "Критики способности суждения", каса-■ ющихся природы к субъзкта художественного творчества. Вместе с тем, определенное влияние на диссертанта оказали методологические позиции аналитической философии. Это влияние заметно в ;попытке семантической интерпретации исследуемого явления.
При рассмотрении дилетаятизка в качестве яшшйипупаозаль-вой ^орак творчества в контексте проблемы состяоведш. институционального и пе1шстптуцвошш.нсУ0 элементен в худояес'лдгйиоЗ культуре диссертант опирался на структурко-т:п2эл0Г,Н0ом;е исследования "Художественная кулмтр3 Е докапигатаетичссысс ^ор-мадиях" /193'1/ и Лудоясесагстная культура в ияат&Гшвтачсскои , обществе" /1986/, проведенные в Ленинградском университете под редакцией М.С'.К.-.гана.
На паедедователтском подходе дасеоргаи-а частично сказались такс- лягоодн, сделаш-шо по проблеме дилетантизма К.В.Готе, А,И.Герценом, И.Славовнм, Е.В.Асафьевым.
Наконец, существенную кетодологичесг.Д! помощь окупали публикации лекций и статей М.К.Ыамардадвкли, раскрывающих специ-'фкку философского и художественного творчества.
Теоретическая значимость исследования заключается в выработке рационального подхода к истолкоьашго заявленной проблематики. .В таком качестве феномен дилетантизма рассматривается впервые. Теоретический акцент работы составил значительную часть ее научной новизны. В процессе исследования:
- бда внимательно прослежена этимология понятия "дилетантизм" и его поглйдуяцай семантическая трансформация .
. - оОнаругеиа и констатирована эстетическая докпнаата дилетантизма как деятельности, ориентированной на творческоо саыо-ыроявление ;
- расс^:стре1;,ч яблока непродуктивной творческой анотяноо-гл скюгл. пруму взглядов ¡!,'г.чтп,!Л.В.Готе, н .Шзллзрн ;
-
- прослежен процесс кристаллизации дилетантизма как сценической формы деятельности па фоне становления художественных статутов; .• •
- обнаружены и обоснованы аристократические корни дплетан-зма, связанные с наличием определенных социальных иривкиегий, учена специфика дворянского дилетантизма.
- показана суть концептуализации понятия "дилетантизм" в ятексте романтической апологии самовыражающегося индивида, также непосредственная связь дилетантизма с.романтической ин~ рпретацией.принципов свободы творчества и универсализации че-веческой деятельности;
- проанализирована тенденция депрофессионализации художе-венкого Творчества в "художественных идеологиях нонконформист-ой и леворадикальной ориентации ;
- определено место, дилетантизма в структуре ценностей нон-нФорыистского типа личности .
Научно-тактическая значимость исследовании. Результаты ссертадионного исследования могут быть использованы для вы-ботки концептуальных моделей художественного образования, для ределения стратегий-культурного планирования, выявления'его иорятетннх направлений. Кроме того, материалы исследования гут быть использованы при проведения"семинаров по истории статутов художественной культуры в рамках вузовских курсов стетика" и "история культуры".
На^айиту^мюсятся следующие положения:
1. ;'ллетацтизм - феномен эстетический по преимуществу, к. он представляет собой способ творчзскэго самопроявления различных оторах деятельности, которые не являются для инди-ца т'гп с'1''л.1. профессиональной заинтересованности. В соответ-вчз с отпм, монно.говорить о значительно;;] эстетическом потен-, але дилетантизма там, где он служит удовлетворению потребное-
индивида в самовыражении.
2. Дилетантизм как историко-тнпологическэе образовать в
чттлчгоюп культуре возникает на этапе кристаллизации худо/ ' ■ / с.твеипнх институтов /то есть уже в Кэвоо время/ в условиях
ггд.ройшнш национальных худЬ ¿езтветшх. дкол и прэфессиональ'--
х со-бцоств худотнчков. Вместе с тем, дилетантизм, понимае-
и шрот, т.е. как .форма творческой активности, как непрМео-
^сиональ.чая художественная деятельность привилегированных слоев общества, не приносящая художественно значимых результатов, известен о, античности, чему свидетельствуют приводимые в исследовании факты.
3. Объектом дилетантского творчества традиционно оказывались привилегированные слои населения, что было обусловлено двумя факторами: во-первых, устойчивым в этой среде стремлением к самовьражению и, во-вторых, наличием соответствующих возможностей для, его удовлетворения /т.е. досуга, денежной независимости, достаточного уровня образования/.
-4„ Концептуализация понятия "дилетантизм" связана с романтической тенденцией в культуре. Дилетантизм получает идеологическую опору в контексте апологии самовыражающегося индивида, а также в русле романтической интерпретации принципов свободы творчества и универсатизации человеческой деятельности.
- Апробация работы. Основные результаты, полученные в процессе исследовательской работы, обсуждались на следующих научно-практических конференциях-: "Новые путл наук о культуре" /Москва, 1994; 1995/, "Народная художественная культура России! Перспективы развития и подготовки кадров" /Москва, 1994/, "Человек и мире искусства: ДОвТюрмационные аспекты" /Краснодар, 199.4/. Материалы диссертации использовались также при разработке лекционных курсов и семинарских занятий по эстетике в МГУ культуры.
Структура диссертации. Необходимость логичного структурирования излагаемого материала обусловила целесообразность его разбивки по двум главам. В первой главе предпринимается попытка й-еноменологического анализа дилетантизма как Формы творческой деятельности на различных этапах становления художественных институтов. Во,второй- показана суть концептуализации понятия "дилетантизм" и на этой основе проанализирована тенденция депрофессионализации художественного творчества. Каждая глава имеет по два параграфа* Первую главу предваряет введение. Завершается диссертация заключением и систематиолрованнкм списком литературы по соотиетствуицей проблеме.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность темы, показнвает-;я степень разработанности проблемы, формулируются объект, пред-чет, цель и основные задачи исследования. Далее излагается ме~ юдологическая основа диссертации, ее научная новизна и прак-■ическая значимость, выносятся положения на защиту, приводятся (аннце по апробации.
Первая глава "Дилетантизм как элемент эстетической куль-'урн" посвящена рассмотрении дилетантизма с феноменологической 'очки зрения. В первом параграфе "Понятие и эстетическая спе-д^ика дилетантизма" проводится семантический анализ понятия . дилетантизм", выясняется его этимология и дальнейшие изменения :ервоначального значения. Как показывает Н.Ви'Ьг.е.г- ( однознач-о отрицательный смысл, в котором сегодня употребляется ято лово, еще не содержится в самом понятии. Если же оно' должно ыражать пренебрежительное мнение о ком-либо, то необходимо говаривать это особо, как это делается, например, в речевом, бороте "никчемный дилетант".
Было бы ошибкой смешивать значения, какими слова нацелятся в обиходном словоупотреблении,с теми значениями, в кото-ых эти слова вынужденно принимаются в качестве единиц научного зыка. Известно, что одни и те же лексические.единицы, исполь-темые одновременно ь обыденной и научной лингвистических структурах, могут не совпадать по значении. Более того, часто эчэ есовпадение воспринимается как своеобразная "норка научности", 5еспечивающая гарантию того, что эти понятия, пропедшие про-ерку формальным:; критериями, могут быть инструментом теорэти-эского анализа. Необходимо, таким образом, учитывать факт не-эответствия обыденного общеупотребительного значенля сл ва №летант", содержащего по преимуществу оценочный смысл и опре-зления дилетантизма, принятого диссертантом для данного иссло-жлия. Опорой для этого определения служат формализованные -геерггретация -изучаемого Феномена в специальной литературе. .
Определенные представления о дилетантизма.можно, однако, гютавп'гъ у;.ге из беглого обзора неспециальннх словарей. Если яуючать оценочные оттенки разъяснений, то, во-пзрвнх, творце Кая деятельность осуществляется дилетантом не под воздейст-к." "';<»гчгего прчяу::,'1тения,или стимул а, а по собственному выбо-.
ру, из склонности., ."но охоте", т.е. мотивировано внутренними побуждениями и, во-вторых, она относится к сфере досуга, ко времени, свободному от различных обязанностей, в том.числе профессиональных, создающих индивиду источник заработка. Дилетантизм.и профессионализм'оказываются, таким образом, на разных полюсах индивидуального бюджета времени и практически не пересекаются.
.Термина "дилетант", "дилетантизм" получают широкое распространение в Италии с конца ХУ11 в. и вплоть до конца века XIX в них не вкладывался. только пренебрежительный смысл. Среди музыкантов-дилетантов того времени, наряду с теми, кто не обладал достаточным уровнем композиторского п исполнительского мастерства, владел техникой игры на музыкальных инструментах па довольно примитивном уровне, встречались также и такьз, которые имели солидный багаж специальных знаний, демонстрировали развитый художественный вкус и могли быть названы серьезными знатоками музыки. Встречались среди дилетантов и вполне профессионально зрелно музыканты, которые по разни;.; причинам не кс-поль'зовати слое мастерство в целях.заработка. Множество образованных дилетантов подвизалось в это время на поприще театра и живописи.
В конце Ш.11 в. слово "дилетант" проникает в Германия, где вскоре зглкааот прочное место ь ряду других терминов музыкального лекст'оаа. Так па итальянский колер стали здзеь называть стракоузрщях кушяйигов и певцов, гшыымх навык игры ва валторне, и юоб-пе всякого рода бродячих виртуозов. В 1772 г. слово это о№:'П-1оаь н центре оолеупт-. Зульцерп с одной сторону, и Мерки и Гете - с другой. Хотя поп.пче "дилетантизм" сыграло здесь лж»ъ рель кчяьппптора, бдмиу.при которому била спровоцирована с1!рье»И1я тс-ог^'-т'^'-лтл'; дп<хигспя относительно лркн- • штиелшх илдгл'оп к п щетву, от;; нояржкп х:и;:вот;гла хсраи-терчие н; пороге ■ /сут-псг^'оц"у 1Г.1: дилетант
занигас ¿у:я р.т:-п^ч;;пн, ".':г'>',гк: ш.глтарупт диятолг
ноет:. н;н ;■'!': ""удотнлка, г.)',.опретслонныл утончен.!': г.. ''(-.''св'Л'а что и:.;;;:-но;.. у.г.п-.:п:г.>.ю, оглодает боль-
И'';;",1 ьк-' к истинно:.';/ тол"." ".енип искусством, короли г.!' '•■•!.' р (-"'V, 'Т .г1'' люггер.
^»г: !. ли.п!-'!.• ".> к ьробжпо днле-
тзитпзма в период веймарского расцвета в связи с трактовкой ссвремеменных ему тенденций в литературном процессе Германии. Дилетантизм' новой немецкой литературы "эпохи форсированных талантов" не возник на пустом месте, а был порожден, по мнение Гете, соответствующей философской подготовкой. Теоретическим-толчком к появлению дилетантского крена в.литературе Гете считал эстетические трактаты братьев й'легель. .йменно они, полагал он, вызвали к жизни "тог удивительный феномен,когда качдай считал возможным' .... быть поэтом".
В заметках "О дилетантизме" Гете все же признает, что дилетантизм безвреден в тех искусствах, где большое значение имеет субъективное, т.к. он создает возможности для углубления художественного . образования, а воздействие его нега'-'вчнх сторон менее ощутимо. Гете классифицирует потребности кот о pue толкают дилетанта заниматься художественным творчеством: потребность в выражении приводит к создаяш поэтических произведений, потребность в радости - к музыке и танцу, в подражании - к рисунку, живописи и скульптуре, в конструировании - к архитектуре и садовому искусству. Дилетантски" зянятия искусством создают определенную пользу для субъекта, считает Гете, иео учат его позчавать Формы, образуют базу для <пс овладения и' воспроизведения. Дилетантизм возбуждает в человэкп творчсскуи силу и ее наличие роднит дилетанта с художнике:,«. Дилетантизм также учит, хотя one сглутно, но уже подмечать характерное в npewtox и превращать• itBJeiiiM в понятия, Дилогжтнзм !'о?а«кает юк необходимое следствие уже достаточно развитого искусства, но гажет стать к щм'чтл'ой последнего, так как дилетантизм - ото уже по-чальная его стуионь, точнее, дилетантчзь; утазшаот яутт. к :icvy.'~ ству л может ломоть человеку усвоить его зпкоян. В won, ю ьда-н'лт,1 i'ore; и проявляется едннствелнал настоящая(польза дл.'етал-?;:з?.:а, ибо "дилетантизм может быть полезен только как cijîiopt-, ведущая к искусств;/, п никогда езм но ccîo''.
да.чыкфле! Гото подвергает дилоталтпзм оозфуггдтои.сЛ г^пттл , фак пу: считает, что он д^яетоя основным прпаяггта:1еч па пут 4 сг^ооодараоистоокмтя человека. Дилетантизм застаз«яст но; епкп'тозть через стулпы и, задэрживнясь на отдел-гая к:» и;*;;, бгчть на себя от;ч?тстпонюоть оценивать ограниченным нзгдлдси н.'.роо. 'Гак отзывается етрел-чччте дилетанта -Гп^озатт, fnrrziwtKsh
уровень своего художественного образования.
Ф.Шиллер, подчеркивая дилетантизм Шлеголей,особым образом трактовал перспективы дилетантизма в литературе. В своем суждении о романе Доротеи ¡Илогель "i-лорентин" он отмечал его наполненность странными нелепостями, свидетельствовавшими о дилетантизме автора. На именно эта книга стала для 1Лиллера доказательством наличия позитивных'возможностей дилетантизма. По его мнению, дилетантизм может заходить весьма далеко по меньшей мере з том, что касается механических литературных приемов и бессознательной литературной (Термы. '
Особый интерес представляет кантовская трактовка дилетантизма, данная им а "Критике способности суждения". Говоря о подражания гешпо, И.Кант показывает истоки художественной манерности, в которую выливается стремление к простому самовыражению. Дилетант, как и гений, свободен от правил. Но последнего, но Канту", отличает неподражаемость его духовного порыва. Отказ от правил, считает Кант, неоспоримая привилегия гения, ибо робкая осмотрительность не согласуется с уровнем решаемых им художественных задач. Неоправданней же отказ от правил б искусстве, стремление отличаться от'обычного путем напыщенности и аффектации приводит к пустой оригинальности, которая и выдает дилетанта. Кант сравнивает'его с человеком, который слушает себя сам или стоит и двигается как на сцене, стараясь привлечь к себе бслыгз внимания...
В отечественной философской традиции наиболее детальный анализ проблемы дилетантизма в творчестве принадлежит А.И.Герцену /"дилетантизм в науке", "Дилетанты-романтики"/. Важней характеристикой личности дилетанта является, по Герцену, отсутствие способности к систематическому труду. Планомерные занятия становятся для дилетанта чем-то необязательным, тем, к чему мовдо относиться без достаточного усердия. Внутренний мир дилетанта определяется безграничным романтическим субъективизмом. ■Дело, которым занимается дилетант, интересует его лгапь как про* екция самого себя.
Ориентация на эмпирические основы науки, на позитивное знание вкупе с. зеритглой идеалистического метода ь философии л эстетике предопределили резкое неприятие Герценом пережитков романтической идеологии в науке. В качестве конкретного приме-
ра опоры 'на такую идеологию Герцен рассматривает.формализм и дилетантизм. С другой стороны, Герценом подвергается критике. к ремесленный снециализм профессиональных ученых. Проводящие время в бесплодных.размышлениях формалисты и дилетанты, считает он, дол-ялы обратиться лицом к реальности, опуститься из метафизики в физику, тогда как опыт отвлеченного мышления должен быть принят специалистами, потерявпими из поля зрения общее.
В целом в размышлениях Герцена бросается в глаза не столько неприятие конкретных проявлений дилетантизма, сколько стоящая за ним идеология, дающая ложное представление о специфике научного и художественного труда.
М.Веб ер рассматривает проблему дилетантизма в контексте становления автономной сферы интеллектуального трт--,а /"Наука как призвание' и профессия"/. Значение дилетантиэих уценивается т с учетом места непрофессионального творчества а формировании комплекса новых научных знаний. Вобер, как и.Герцен, считал, что идея подготавливается только на основе упорного труда, однако для дилетантов он делал известное исключение, руководствуясь тем соображением, что идея дилетанта, взятая в чистом виде, может иметь для развития науки такое та или даже большее значение, чем открытие специалиста. Происхождение принципиальной .для судеб науки догадки не обязательно предваряется з этом случае длительным и трудоемким усвоением всего корпуса специальных знаний. Постановка важной научной проблемы «одет состояться, как отмечал Вебер; во время прогулки по улице юти даже в момент раскуривания.сигары.на диване. Но существенное отличие дилетанта от Профессионала, крайне ослабляющее его позиции в науке, состоит в отсутствия у дилетанта надежности рабочего метода. Так что открытие, сделанное дилетантом, может оказаться эфемерным, даже будучи четко артикулированным, б силу отсут-. ствия у дилетанта опыта исследовательской работы, его неспособности оценить значение этого открытия и провести его в жизнь.
Новаторское определение дилетантизма, з свете которого предлагалось в корне пересмотреть значение некоторых фактов художественной .тазни общества, дал В.В.Асафьев. 2го подход к. проблеме дилетантизма сформировался в процессе исследователь"-' с ко'! работы над ■ интонационной природой русского романса. По i.'Honi-m Асафьева, наличие уничинятрльного оттенка в слове "диле-
таптизк" искажает адекватное представление о роли дилетантов в истории художественной культуры. Для Асафьева дилетант - это ллбктель и знаток искусства, который вполне может обладать как глубокими специальными познаниями, так и развитым художественным вкусом, хотя он и редко достигает полного овладения техникой и формами сыраяеияя. Основным критерием, по которому можно судить является данный худежнИ1С профессионалом,или дилетантом, Асафьев сч!!тает то, насколько художник рассматривает искусство а качестве средства заработка и видит его главным делом своей ьлзни. Понятый таким образом дилетантизм получает гораздо более . значительное мосто в истории культуры в том числе потому, что . позволяет отнести к нему еще мало исследованные пограничные лв-лошш, битутэдю ил перпфзрии "художественного процесса.
Общая характеристика дилетантизма завершается его сопоста-' ьитедъпиа анализом с институтом художественной самодеятельности, ФеыоЬеном любительства, а также философским содержанием :сатегср1и"са1.юдептельыость". Кроме того, специфика дплетантиз-;.:а обоз качнется на фоне критериев художественного профессионализма.
Во втотюм першту*^ 'Ч-зчсмен дилетантизма в истории эстетической культуры" дилетантизм рассматривается 'гак фор:.;а оете-тяаеского творчества в условиях раовивачцогос.' художественного профессионализма и становящегося института искусства. На основа апиаза исторического шгерпала преднряппоается пепчтка широкого обзора способов творческого самопроявлеичя человека-в ого ьоьсзднотоА нсолопчл-газированной деятельности. Особое внимание уцоляется раскрытию собственно эстетических оде.чант'ов ч«-кои долтед-. гости, сиоссбптгучщцх наиболее погний реол/пазди креаттешго котеялти .'ыдизндд. Б связи с 'пта* затронута проблема '.'ворчеогва п ьоьоодг'ониости, эстетического с?\.,г..утверждения человека в контексте обедепк; х повтшчеоклг ситугаыЯ.
Супогаговпяие чологгкд г системе координат ка-¿до ровного опыта чеено связнгаст его с нрибопье глубокими мпса.-иж культура, вносяцчгп оупвсуввдщф вклад ь оодцер&шш ее дияпизче«-кого раЕноъе'сия, Оти ууоввк соотнесены о. консорвадие^ вшшеЯ-них кошо'с.ентоь ярадоции» содержат в себе лотенцаа лелоэтного и слсл'гшшого о-таягешм к дёШтвчтельясстат, • лоиводавдего «шатать епе1дафш<убыт:;я человека в миро то всей ее полноте.
О
Гуманитарному знанию новейшего времени принадлежит особая заслуга в констатации того факта, что человек живет не только в мире своих профессиональных обязанностей и (социальных институтов с их жесткой функциональной регламентацией, по и в широком контексте обыденных связей. Попытка рассматривать мир повседневной жизни с позиций традиционного категориальною анализа вызывает серьезные затруднения, так. как культурная повседневность чрезвычайно трудно поддается формализации. Содержание_ бытовой повседневности как объекта исторического анализа не молот быть исчерпано рациональной логикой, ибо пря таком подходе из сферы внимания ускользает нечто эмоциональное и на до конца формулируемое. Более адекватное восприятие повседневного опыта предполагает актуализации подсознания, глу-
бинных слози социальной памяти, проникновение в мнтиин^-омопи-сяальный мир обычного человека той пли иной опеки.
Особое место, с учете« приведенных о&лечаявй, отводится рассмотрен«) сущности вроцессы плституциаи/зацип. Наказывается, что профессиональная художественная деятельность скяедувоется как результат потребности щжшдепфовашшх слоев общества в обособлении сферы прекрасного. Художественное мастерство, первоначально приравненное к другим влдам ремослсшого 'мастерства, было. призвано удовлетворять чужие потребности. Профессиями но преимуществу рабскими считались, например, занятия ыуэджой и танцами. В то же время существовало достаточное число праздных обеспеченных лкдеЯ, в среде которых стремление к выражению своих. творческих' наклонностей, артистизму, к эстетизации досуга и [Ювседневного^Поведепия, было довольно устойчивым /II.Сдавав предлагает именовать это явление "протодилетантизмоп"/.
Социальный институт искусства выстраивается на базе уже зуществуквдего высокого профессионального мастерства п развитых каналов анонимной коммуникации, создавая сложную систему фупк-дионирования художественных произведений в условие; расширенного порядка. Вплоть до эпохи Возрождения художественный ярофее-;пондазм существовал, строго говоря, вне условия институции-т5яг1г.1п, "посг.'олтку послвдшш» являотса улв нрокуктоп стшювяк!«-3!Т буржуазных отношений в сфере производства худэяоетвадшх ;е:;поетей /искл-ченло составаял институт *уяса«ст£ййЧ0то ро:лг<~ '.лзптгчослпл, по зшчкпВ сатдотдаткх мтеттлеских оснований/.
- ЙО -
Возникновение дилетантизма как факта музыкальной .и в це-лом.лудояестьеш1оЯ дазни Европы Нового времени тесно связано по времйзи с началом разложения и мельчания ренессанской идеологии. Однако,.связь здесь не только временная, но и содержательная, распространение увлечения искусством и непрофессионального художественного творчества в качестве элементов высокосветской иода не иогло бн произойти без мощного влияния этой идео-лорш ишцшгдуолнзма, без принятия обществом гукакистичейкдх ориентиров разви;ля. Огромное значение стало придаваться орд- • реальности как 1(сй основе, на которой было возможно создание ФЗрватависгс типа культуры. Центральное место в такой культуре -^аеизбейно должен Сил занять субьект, наделенный особыми чертами универсализма п титанизма. Именно -гакой художник способен был творить без образца и оглядки, надеясь лишь на собственные сила.. Слниг человеком утонченным и изящным, имевшим склонность к искусствам, было в постренессансной Европе весьма почетно. На слутайчо корни дилетантизма обнаруживают себя именно в Италии. Распространению дилетантизма способствовало и открытие первых университетов, создававших условия для последующего его • проникновения в разночинскую среду.
■• . Наибольшее.распространение в России творчество дилетантов получило в дворянской среде на рубеже ХУ111 - XIX веков fie только в отдельных видах искусства, как музыка, литература, живопись, во и во вполне художественных по своей сутп явлениях синтетического характера, возникавших на стыке искусств и быта / такова, например,"альбомная культура", соединившая в себе "дошатает" альбомнув графику с традициями литературнюс сало: в/. В первой подовике XII века отношения дилетантизма и профессионализма были достаточно тесными я взаимообегащаюйпмв. В живописи эта индукция проходгла через Г.Гагарина, П.Федотова, Ф.Толстого, А.Орловского, в музыке - отчетлкзо проявилась при создавай произведений несне-ромаясяого жанра /С.Козловский, А.Есаулов, А.Жилин, А.Алябьев, А.Верстсвский, А.Варламов, А.Гурилев, братья Виелъгорскяе и другие/.,
.. Вторая глава "Депрофессионализация художественного творчества: Анализ тенденции" целиком посвящена исследованию кон. цептуалънсго содержания понятия "дилетантизм", составившего основу для его использования в качестве элемента художествен-
'ной одеол'огии. При этом речь юла о том типе художественных идеологий, в которых творчество дилетантов по тем или иным причинам предпочиталось профессиональной художественной деятельности. В первом параграфе "Дилетантизм в контексте романтической апологии универсализма и свободы творчества" прослеживается связь концептуальной нагрузи понятия "дилетантизм" с базовыми интенциями романтического миросозерцания. В соответствие с этим, особый интерес вызывали те концептуальные компоненты романтизма, которые, касались представлений о специфике художественного творчества, о месте и роли художника в Обществе, о необходимости универсального охвата действительности и ущербности -специалкзатсрства. В конечном счете, все эти моменты, так или ' иначе, оказывались связанными с принципиальными поводами к соотнесению в творчестве элементов свободы и нормативности, дилетантизма и профессионального мастерства.
. Романтики, как известно, но сосредотачивались толь-хо на художественной творчестве, они стремилась к созданию всеохватывающе полной системы представлений о мире, всякое событие в ■котором могло бы стать толчком к акту рефлексии. Творчество романтиков отягчалось непрерывными кризисами, необходимость» решения жизненных и Философских проблем. Все это сказывалось на специфике их эстетической доктрины.
- Анализу подвергались преимущественно тексты романтиков йенской пколы, в которых прямо или косвенно отстаивался принцип свободного дилетантизма в творчестве. Зто прежде всего сочинения Фр.ШЛегеля, Повалг.са, Шлейермазера. Привлекались также суждения Авг.Шлвгеля, А.Маядзояи, А.Шопепгауэра, >5.Диета, Ф.Шуберта, А-Мюряе, Ф.Фрвно, Ж. Сайд, К.Трвбле, Э.По и других.
В качестве доминантного признака романтической ориентации в культуре может быть выделено стремление к предельному утвер- . ядению идеала свободы, в том числе и свободы художественного творчества. Это стремление основывалось на представлении о преобладании личного творческого начала над любыми сковывавдими' его внешними регламентирующими силами, будь то социальный институт или художзственнно каноны и пермн. Принцип свободного служения искусству о гш» краоуголышм камнем романтической художественной идеологии, 0 этих позиций подвергались критика приверженность норма?,• спг-циалязацни, щххГссоионая'ьпого сапоотгредрлепин
и закрепления человека в качестве элемента социальной структуры с его набором строго определенных функций.. Особый протест вызывала' попытка .включить в Функциональную систему'общества искусство. Идея бескорыстного служения искусству, творчества ке ради возНцТтракдекия, по лишь в целях эстетического утверждения и нравственного возвипежя человека, в воззрениях романтиков воплотилась наиболее полно и последовательно. Бескорыстие вл-дедось романтикам одной из главных черт, отличающих подлинного ' художника, в бескорыстии они находили источник его творческой силы.' ' ■1
'» В творчестве дилетантов романтики обнаружили то, что более всего отвечало их устремлениям: иллюзию универсальности и свободы. Показательно, что А.Шопенгауэр, создавший романтическое по сути уч«пяе сб искусстве, ставил в вину профессионалам отпо-пенлэ.к искусству как к простому средству, для одних лилъ дилетантов, по его мнекял, само искусство служит целью и это обстоятельство не только возвышает их над профессионалами в смысле нравственном, по п служит основанием для создания ист.яшо великих произведений.
В следствие своего пенолашш включаться в Яуягаттоналъпую схему общества, свободный художник, какдп си предо таг ляле я романтикам, оказгааяся явным изгоем, маргиналом, внЗрстеннын на иерзТ-ерга сопиальню1 структур. Богемность становилась Багал:м компонентом .-.л^ологазярстгаиксго облика худозкяка, в ной' воплощался культ •независимости,бт.зз'аботвого веселья, вэзвштшя над ' всем привычны^ и тривиальным. Гогемяость сочеталась с игровым отношением к действительности, с концепцией театрализации яс ни.
Фактическая апология дялс-тантизма просматривается в шле-гелевскор.интерпретации категории иронии. Роглантрчгокоя ирония возникла из гТихтевского деятельного "я" в результате абсолгтп-зают принципа своеволия и была, призвана обосновать произвол самовыражающегося субъекта. Ирония априорно снимала возможность какой-либо'качественней оценки произведения искусства, художник становился недосягаемым и для понимания к для гргтикя. Ирония проектировала огромную дистанции м<ад) автором и создаваемым .им произведением. Выражаться.иронически значило отказаться от любых нормативных «.•оиеятоз. Базовым критерием художественно!: ценности поэтому вполне могло считаться намерение сдаго худ-т-
ника творить лишь в согласии-с субъективно интерпретируемым принципом свободы самовыражения.' Акцентирование в творческом процессе момента субъективного произвола,в соответствие с иронической установкой автора на самопроявление, размывало какие-либо объективные критерии художественного профессионализма. Фактически дилетант и профессионал уравнивались в .правах. Но • ироник при этом стремился в наибольшей степени ощутить безусловность и самодостаточность своего "я".
Характерные образы дилетантов в искусстве показаны Фр.Шле-гелем в романе "Лвдинда". Таков Юлий, который, поглощенный, бескорыстной любовью к искусству, яе становится в строгом смысле профессиональным художником. Не мастерс-тво Юлия, пе знание им законов изображения помогали ему в создании полотАч, но свежесть собственного взгляда на вещи и сознание своего р<?ДСТ&а с природой. Соответственно и Люцинда занималась живишиью яе как ремеслом или искусство!!, а лишь ради удовольствия и двсви к ней.
Обоснован!!1:! "чистого" творчества., как досугового по своей природе, согеркап'дегося в спокойной беззаботности и бездеятельности, чосвяцепа в "Лнпинде" глава "Идиллия- праздности", основные идеи которой перекликаются с "Речами о религии" Слейерма-хера. Творчество соотносилось здесь с религиозным созерцанием, становилось делом сугубо духовным, лишенным какой-либо внешней' атрибзтикл л пе нуждавшемся в акте артикуляции. Романтическая "Идиллия праздности" не была, конечно, простой апологией без-зелья и бесплодных медитаций. Фактически Фр.Шлегель акцеитиро-зал здесь тот момент романтической эстетика,в котором цроисхо-5ИЛ перенос внимания с объективированных результатов твсрчес--:соГ: деятельности на самого художника, на скрытое от посторонних глаз таинство творческого процесса. Подлинной ценностью наде-!ялооь у романтиков не столько законченное произведение искусана, сколько глубинное содержание души художника, в которой швы все тайны универсума.
• Во втором параграфе "Дилетантизм и "контркультурный" тип шчноети" рассматривается содержание художественно-ицеологичес-шх установок трансформированного романтического сознания в вниз "контркультуры" п леворадикального ианэстетлзма. Неороман— "л геекие тенденция в культуре рассматриваются в их связи с пси-ллог^еокимл ееобенностяни"конркулт,турного" субъекта и на фоне
oro противостояния трудовой отика ''истеблишмента". В русле "контркультурн" актуализировались романтические представления о творчестве как о важнзйлей сфере самопроявдензя индивида, не поддающейся какой-либо социальной регламентации. Апология свободного самовыражения стала узлозкм пунктом эстетической программы левого радикализма. Стирание границ между специализированной художественной деятельностью и дилетантским творчеством, растворенным в повседневности широких слоев населешгя, провозглашалось пер вейсеи задачей "истзтпческой революции".
. Дилетантизм надел в "контркультуре" не просто' концептуальную опору, но и стаз неотъемлемой чертой нонконформистского субъекта. С психологической точки зрония, "контркультурпый" тип Л.1Ч~ негти характеризуется амбиаалейтнш, чрезвычайно мобильным и неустойчивым отношением к нормам и ценностям культуры. Это и позволяет ¿гонтркулътурному "антиномическому" сознанию дистанцироваться от hiíx. ЛипенРыГ- "саыотоядественяости" субъект "контркультуры" шпак не может, наконец, состояться, "выбрать себя", подвергнуться специализации и бесконечно оттягпгает момент самоопределения. Идеологи "контркультурн" склонны были рассматривать эти качества в позитивном ключе. Йингер, например, грятял, что психологические свойства такой "несостояглейср" лгчлости наиболее полно отвечает особенностям быстро i:c-!t-----r¡cvccr. индустриального общества, когда часто приходится на ::с~у изменять профессиональную орпегл-шсги :г включаться г. п?'.шцс1'г\пч-> пиог вид деятельности. 1ат; человек, воздерживаясь от от чро-
фессиональюП слгогчснтяТ пшши, оказывается. в сстт.тога.т агр-а-нептного дг.:отантазт, »оторг! долгеч сочотг.тюг с г>- or/'л у -нем адагттпрн-'х пг'о1о'>кг--ег<;,':.
Акалтзу кэдвг.ргалгсг. оглгоптг работ Т.Гог.иагл, ';.! еЯчЧ, Т.Адорпо, Г.д'аркузе, г ?от.->ргг затрагивалась проба-:""» ccwx.— шегшя прой «пгяопачьпого uic-ropctoa л чмпульспчпого -
кия, дагыего пьтсод и-ужто-пюП'пчдшпдуалыюй тгсрчссга>-" активности. Особого ьчшганчг пгслуялзс.ч'Т программное «чстушечяя ¡ЗДгйрена, обозначчгпггс логгку раззпт'тя гстстглескге
принципов "KOHTpi-yju.Typ'!". Д!дТрг>;! констатирует ксчег, пяотиту-«поаалыш: "ор« хуцокссл венного тшрчества.цпфрагы нгхо'-ч излс искусства" ег описывает яисгптуцявл-гзац'я'' r:"í:'iev—
икй показатель cort еташсто согч'сяпля художествен е" ryrj.cTpr.
< ' , Это состояние дает ему основание говорить об исчезновении профессии худо;кника. Посылка, из которой Дкфрен делает этот вывод, состоит в окончании госнодстза в искусстве специалистов и в цепом принципа инсгитуциализации. Деинституниализация связывается ДюФрэном с отменой привилегий профессионального художника на художественное производство. .Художественное творчество становится достоянием каждого. Отсюда - программная мысль Дтафрена о необходимости растворить иснусствб в повседневности. 3 художественной практике эта тенденция проявилась прззде всего в хеппенинге с его ориентацией на спонтанное действие вовлеченного непрофессионала.
Проблема дилетантизма по особому ставится в связи с либерализацией системы образования, в первую очередь художественного. 3 этом процессе матао выделить три аспекта:
1. Реорганизация художественных а>пдемий, пояй-енив пеболь-твх чдотпигателье, пгол, салонов и мастерских, целью-которых "¡идо обеспечение максимума творческой свободы свопа воспитанника"» при одновременном ограничен:«! орерн порыатпвпо-худояест-венной регламентации.
2. Прог.'нгяовзннс художественного образования в потт^™71-гше искусству области: Фольклор, декоратапое творчество, зсте-тизапия среды и досуга. Образование становится более массовым, его элементы входят в широкие слои населения, прямо не связанные о производством художественных ценностей.
3. Выход художественного образования из студий и профессиональных школ, ого перемещение на художественные Факультеты -университетов.' Этот факт стал причиной концептуализации современного искусства и уменьшил внимание к его материальной стороне. ,
В заключении подводятся итого проведенного исследования а также предлагался дальнейшие путл для работы в этом направлении.
Основные результаты диссертационного исследования отражены fí следующих публикациях:
1. Взгляд Гете на проблему ди.ютштизмз в художественном творчестве// Челопок в мире искусств1..: Информационные аспекты, иезоуппр.ялтч.почф. 7 - 10 сея?Д934г. Т оз. докл. 4.1Крпсяо-rvap-TIotíopocc::"cK, 1094.- С.143 - 145.
2, Процзс? слец/адизации и лил с гля^-^у:.! в с.^оре х уьочеот-
венного.творчества// Новие пути наук о культуре: Тез, науч.-практич. конф. молода ученых 15 - 16 февр. 1994 г. - М., 1994,-• С. 16 - 17-
'3. Фактор "третьей культуры" в художественном процессе// Народная художественная культура России: Перспективы развития и подготовки кадров. Тез.ме.адунар.науч.-драктич.конф. 26-28 аир. ' 1394 г. - М. , 1994. - С. 23 - 25.
' 4. Феномен дилетантизма в истории художественной культуры/ Мое.гос.уа-т культуры. М., 1995. - 38 с. - Библиогр.; 32 назв,-Дуя. в НПО Ияформкультура Российской гос. б-ки от 21.04.95. % 2947
5. Прбцесс специализации н дилетантизм в контексте гуманитаризации образования// Культура и общество: Возникновение новой парадигмы.. Тез. всорос. науч. конф. 4.1, филосоЗия. Гуманизм. Культура,- Кемерово, 1995,- С.99-100.
6. Творческая самореализация личности в контексте игрового осмысления действительности// Информатизация и проблеш гуманитарного образования:' Иевдунар. лауч.конф. Краснодар ~ Новороссийск.» 14-15 септ. 1995 г. Тез.докл.,- Краснодар, 1995.- С.
132 - 134.