автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.05
диссертация на тему: Динамика ценностного содержания и политизация массового молодежного сознания в процессе перестройки
Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика ценностного содержания и политизация массового молодежного сознания в процессе перестройки"
МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА
На правах рукописи
МУСАЕВ Эльдар Яхьяевич
УДК 100.32
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ПОЛИТИЗАЦИЯ МАССОВОГО МОЛОДЕЖНОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕСТРОЙКИ
Специальность 22.00,06 - социально-политические процессы, организация и управление
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук
Москва - 1090
Работа наполнена на кафедре методики конкретных социологических исследований социологического факультета Московского ' государственного университете им. М.В.Ломоносова.
Официальные оппоненты: доктор философских наук, професоор ЛИСОВСКИЙ В.Т. доктор философских наук, профосоор ХАРЧЕВА Б.Г. доктор философских наук, профессор СИМУ111 П.И.
Ведущая организация -Институт социологии Академии наук СССР
Защита состоится " " _1990 г. в чаоов
на заседании специализированного совета Д151.01.03 при Московской выспей партийной школе по адресу: 125267» Москва, ул.Готвальда,15.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской высшей партийной школы.
Автореферат разослан " " 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук,
доцент Данченко В.Т.
Подписано в печать 2.07.90г.
Формат 60x84 1/16. Заказ 569. Тираж 100.
Ш1 при ЦК ВЛКСМ
ОНЦАЯ ХАРАКТЕРНОТИХА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Ре^юргкацая наяеЗ общественной жизни делает все более очевидным тот факт, что курс на перестройку включает в себя интенсивное развитие массового сознания, внимательней учет его динамики во всех социальных слоях и группах населения. В.И.Ленин неоднократно отмечал настоятельную необходимость "трезво следить за действительным состоянием сознательности и подготовленности именно всего класса (а не только его коммутгигтичасгого эгэнгирдг), г.:.:с::::о zzzZ труляп;с£сл ¡¿ассн (а не только передовых людей)
Изучение нравственных, политических и шровоззренческах установок и ориентация молодежи позволяет во многом прогнозировать условия социалистического обновления, направленность и характер тех изменения, которые происходят сегодня в экономической, политической и духовной жизни нашей страны.
Ход перестройки показывает, что в массовом молодежном сознании и прежде всего в его ценностных структурах происходят заметные сдвига. С ними уже нельзя не считаться при выработке политических и социальных технологий. Углубляпцаяся дифференциация, даже столкновение самых разных ценностных позиций по проблемам нашего прошлого, оценок настоящего и предпочтительных путей будущего социального развития, веор расходящихся отноше-ПпЗ к инновациям стимулируют бозотлагатольнуп необходимость серьезного социологического анализа ценностного потенциала молодого поколения в современных условиях. В этой контексте ооци-одогячоскае исследования призваны помочь в построения строгой
I. Ленин З.й. Детская болезнь "левизны" в коммунизме // Полн. собр.соч. - Т.41. - С.42.
структуры. Процесс приобщения к общечеловеческим цанноотны, гуманизация политической культуры и другие стороны обновления оказывают позитивное воздействие на молодежь.
И в то же время противоречивость нынешнего периода, являющегося переходным, несущого в себе многое из застойных времен, не может не сказываться на сознании молодежи в находит отражение в широком распространении в молодежной среде негативизма, нигилизма, скептицизма, политической апатии и социальной отчуи-денности.
Преодоление этих явлений, включение молодей в активную преобразующую деятельность по обновлению общества требует конкретной эмпирической информации о реальном состоянии и тенденциях динамики массового молодежного сознания, а также глубокого осмысления этой информация на основе адекватной социологической теории о ориентацией на ее дальнейшее углубление и выход на качественно новое состояние. Это позволило бы усилить и научную обоснованность государственной молодежной политики.
Разработанность проблемы. В современной научной литература проблема массового соанания на теоретико-методологическом уровне разрабатывалась в трудах Л.П.Буевой, Б.А.Грушина, Г.Г.Дилиган-окого, А.Г.Здравомыслова, И.С.Кона, А.К.Уледова, В.А.Ядова и ряда других авторов. За последние годы появилось много социологических публикаций по исследованию молодежной проблематики, в том числе посвященных изучению аксиологического аопекта молодежного сознания. Значительный вклад в разработку етой проблемы внесли Е.В.Белкин, Н.М.Блинов, И.В.Бестужеа-Лада, В.И.Боловнч, В.К.Его-
Грушин Б.А. Массовое сознание. - И.: Мысль, 19Ь7; Ддлиген-cKufi Г.Г. В поисках смысла и цели, - Ы.: Политиздат, 1986; Улодоь А.К. Перестройка и сознание. - W.: Мысль, 1988 и др.
ров, И.М.Ильинокий, Л.Н.Коган, А.А.Королев, В.Н.Лавринепко, В.Т.Лисовский, Ю.П.Ожегов, С.И.Плаксий, Н.П.Пищудин, Г.Г.Силлас-то, Э.А.Саар, И.М.Слепенков, И.П.Смирнов, М.Х.Титма, О.Э.Шерегк, В.А.Щвгорцов, О.П.Целикова, В.Г.Харчева и др.
Анализ проблем формирования нравственных и политических ценностей молодежи предполагает научение немарксистских концепций ро.и и места молодежи в обществе. Их критический анализ содержится d работах Ю.В.Еремина, А.А.Коробейникова, Э.Я.Мозговой,
0.Мусавва а других исследователеИ.
Существенное значение для осмысления хяияктяпп п механизма передачи ценностной структуры от поколения к поколении имеют работы, посвященные деятельности государственных к общественных организаций и институтов, и прежде всего комсомола, по воспитанию нового человека, вопросам становления социалистического типа личности, проблемам идеологической, политико-воспкта-толыюй работы*.
Таким образом, можно констатировать, что избранная в данном иоолодошзнии тома, являясь актуальной а злободневной, привлекла и продолжает привлекать внимание широкого круга специалистов, социологов, практических работников.
В то же время, на наш взгляд, в разработка данной проблема недостает комплексного, междисциплинарного подхода, исследований на стыка филооо-1«и, социологии, психологии, политологии, этики.
Социальные изменения я процесс® гуле".о:ая молодол« з общественную жизнь делают на обходите но только собственно социоло-гячеохов исследование рассматриваемого процеоса. Возрастает ма-
1. См.: Биккешш Н.Б. Социалистическая идеология. - М.: Политиздат, 1983; Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект, - U.: Политиздат, 1987; Ильинский И.М. иЛ.Е5«' п политической система советского общества. - М.: Молодая гвардия, 1усЛ; Цоскпачоп Л.Н. Социалистическое сознания: мвтодологачоскио проблемн. - М.: 1*ысль, 1982 и др.
тодологическая родь социологического знания для других наук, занимающихся проблемами молодежи. Но именно социологические исследования вскрывают глубинные связи молодежи в обществе и служат тем самым основой для более глубокой постановки научных проблем в других отраслях науки, изучавших частные специфические моменты молодежи и ее сознания как предаете научного анализа.
Обычно в наиболее общем виде предмет социологии молодеет конструируется через молодежь как общественную группу в ее связях с обществом. В этом смысле сам предает весьма широк, охадты-вая не только одян срез социально-демографической структуры общества, по и становление субъекта общественной жизни, В некоторых работах его рассматривают ограничительно, выделяя молодежь лишь как субэлемент социально-демографической структуры. В таком случае за рамками социологии молодежи остаются определяющая взаимосвязь молодежи с обществом, процесс .становления субъекта общественной зздзни. Таким истолкованием отличается большинство работ в данной отрасли социологии, которые преимущественно направлены на характеристику конкретных групп и, в особенности, на описание группового сознания (проблематика жизненных планов молодеет)«
Безусловно, основой исследования всей проблематики является изучение условий включения молодежи в общественную яизнь. Эти условия сущностно детерминированы производительными оилаыи и общественными отношениями, которые создают ситуацию созревания молодежи.
Исторически определенная общественно-политическая оитуация представляет вариации соответственно имеюцихся социальных различий как й условиях созрсвания, так и аизнойного самоопределения молодежи. Теы самым обеспечивается включение молодежи в общественные отновенЕя соответственно общественный потребностям в про-
емственнооть социального развития. Исследование условий вкдюче- . ния молодежи (ее конкретных отрядов) з жизнь представляет собой трудную задачу, и пока она в большей степени изучена со стороны факторов, воздействующих на становление молодого поколения, а не внутренне-субъектного переживания па уровно массового отражения в молодежном сознании о проекцией на поведение, что а является предметом нашего изучения.
Самое значительное число исследования проведено в области системы.образования так главного инструмента воздействия общества на молодежь, а тосте социальной структуры, более всего дифференцирующей уоловия созревания и самоопределения в исторически определенном обществе. Менее раскрыты болео общие условия, опро-делащие становление молодежи в качестве субъекта общественной жизни.
ЬтороЗ пласт, раскрывающий взаимосвязи общества и молодела, касается казненного самоопределения, т.е. процесса становления. качеств подрастающего поколотя л вилочеш!Я его з общественна отношения. Здеоь явное предпочтение отдается характеристике групп молодика (менее их качествам как субъекта общественных отношений) на поступательных стадиях включения в общественцу» глзнь, ножечи изучению конкретных сфер самоопределения - гражданскому, социальному, профессиональному, семейному о соответст-аущиц преломлением в массовом сознании и т.д. Как было сказано ранъие, общество ставит молол.ехь п условия, пуимяпил обеспечивающие првешюмоо для общества (соответственно его потребностям) шшлеюо ее в общественную етзнь, однако конкретные группы ведут себя в этих условиях специфически. Объяснение причин такого идя виого поведения (вплоть до отклонятцсгооя поведения) п составляет втору» крупную область исследований в социологии коло-дега.
Третья область исследований составляет субъективная сторона включения молодежк в общественные отношения. Передавая определённый социальный опыт подрастающему поколению, общество добивается его субъективации, т.е. усвоения в качестве личностного исходящего от кого поведения.
Духовный мир молодежи и роль духовных отереотипов в процессе жизненного самоопределения и в деятельности в качестве оубъ-екта общественных отношений тоже широко научается в нашей оовд-ологии.-Пока зти исследования однако сильно психологизированы, т.е. стоят на стыке социальной психологии и социологии. В наших исследованиях сделана попытка их социологической редукции.
В лиаературе пока нечетко разграничивается проблематика социологии личности и сознания, что вносит определенную путаницу в разделение соответствующих областей исследования в рамках социологии молодежи. Исследование различных срезов сознания нередко выдают за изучение личности, хотя в действительности научаются ее ценностные ориентации и т.д. Часть социологов вообще считает изучение явлений сознания уделом социальных психологов, а не предметом социологии. Действительно разграничение социологического и социально-психологического подхода к изучению как
I
сознания, так и личности сильно затруднено, и в литературе сами эти явления нередко психологизируется. Однако психика, выступая носителем индивидуального сознания, слудит основанием развития личности. Чэрзз ее опосредование онтологизируетоя (опредмечивается) социальное, которое и образует в личностной форме сущность сознания. Исследование социальной сущности сознания позволяет выявить, как социальное бытие отражается сознанием, и как его можно мобилизовать на ускорение изменения действительности. Просив та тольский подход к созианию.но учитывающий его социальную детерминированность в направленность, необходимо преодолевать
особенно теперь, когда вдет поиск способов повышения роли субъективного фактора в развитии общества.
Именно социологический анализ позволяет раскрыть, с одной стороны, какие идеи овладевают умами людей, а с другой - изучать распространенность и социальную детерминированность этих идей у молодежи. Если социально-философскиа, семантические методы ана-ливз позволяют исследовать сущность духовного мира молодежи, то социологический анализ позволяет с необходимой степенью точности выявить их распространенность у тех для яных групп молодели, а также детерминированность теми или иными социальными факторами* Такой анализ существенно отличается от социально-психологического, который вокривает механизм функционирования присваи-■ веемых явлениям действительности значений в индивидуальном ила групповом сознании.
На данной стадии развития социологического изучения сознания кажется очень существенным точное отграничение его от со-» циально-психологического анализа. Это позволит избежать излишней психологизации общественного сознания в самом его социологической анализе, что не противоречит ня системному подходу, ни комплексному анализу. Однако порой из системного анализа явлений сознания получается только ыеванлна, что в немалой степени связано о отсутстлием четкого взгляда на специфику социологического анализа сознания.
Исследование становления, генозиса и действенности различных стереотипов сознания составляет самостоятельную область социология уолодсхл, таено связанную с прс&гэматдкоЛ социология сознания.
К недостаточно разработанным в социология молодом следует отпзста вопросы детерминация ценностной динзмикд молодежного сознания. Пра всслодоггнии ятой проблемы важное значение 1шеет фак-
торный анализ эмпирических данных конкретных социологических исследований, позволяыций вычленить основные детерминанты и пути их возде15ствия на массовое молодежное сознание. В качестве таких детер,мантов рассматриваются уровень производительных сил, характер общественных отношений, специфика места и роли молодежи в процессе производства а распределения, а также влияние на структуру ценностных ориентации молодежи практически всех форм и оло-ев общественного сознания. Причем, специфика сегодняшних процессов ценностной динакикл молодежного сознания - возраставдая роль средств массовой информации, с помощью которых молодой человек включается в событийную картину современного мира,
Особенностью социализации поколения сегодняшней молодежи является то, что это включение, "погружение" в понятийную событийную картину шра благодаря средствам массовой информации . значительно опережает практическую сторону социализации молодели.
Молодежное сознание выступает не столько отражением бытия, сколько выражением динамики всего общественного сознания. Эта диспропорция влечет за собой и диспропорцию в реализации функций молодежного сознания:' приводит к примату познавательной функции над регулятивной. Выступая в своеобразной роди "отражения отражения" молодежное сознание сравнительно легко меняет вектор ценностной ориентации, может оказаться объектом манипулирования оо стороны источников информации, популистских авторитетов, а также тоталитарных институтов.
Все это придает разработке данной проблематики неуклонно возрастающую значимость.
Цель и задачи исследования. Ооновпая цель диссертационной роботы состоит в том, чтобы выявить ведущие фокторы, тенденции, характеризущао динашку ценностного содержания ьаосового цолодеа-пого сознавая под воздействие!! поростроачных процаооов о уточ-
нением спецификаций аксиологического подхода в системе социологического знания. Ее реализация потребовала решения следующих исследовательских задач:
- проанализировать социологические характеристики современного молодежного массового сознания;
- выявить факторы, определяющие ценностную структуру созна-' ния молодежи п усиление ого политизации;
- построить перестроечный контур ценностных ориентации на основе данных эмпирических социологических исследований;
- установить особенности взаимодействия социокультурной оро-ды духогшойти п пов^'ггсп'ля субъвлхииити молодежного оознания;
- в систематизированном виде представить способы идентпфи-
, кации, концептуализации а операционализацип ценностей в поле со-циальннх представлений молодежи, оценив их практическую применимость в социологических исследованиях.
Исходя аз поставленных цела и задач объектом данного дяс-. сертационного исследования избрано целостное содержание массового молодежного сознания в его событийной динамике. В качестве предмета ясследо;тапия выступают процессы становления и динамики ценностных ориентация молодежи в условиях перестройки на уровне массового сознания различных категорий молодежи.
Теоретическую а методологическую сснозу исследования составляют труды К.Маркса, О.Энгельса, В.И.Лонина, в которых затрагиваются проблемы взаимоотношения поколений, форшрованяя и воспитания мсдоделн, соотношения теоретического и обцденного сознания, фушщаонлрования массового сознания.
Автор опирался па партийные а гооударствешшо документы последках дет, материалы съездов КПСС, XII Всесоюзной партийной конференции, апрельского (1985 г.) а последупдос Пленумов ЦК КПСС, ряд других рспений в постановлений партии, решения Съездов !Шродных депутатов я Верховного Совета СССР, в ко-
торых разработаны намотки революционного обновления советского общества.
В работе широко использованы материалы встреч М.С.Горбачева с молодежью, XX и XXI съездов ВЛКСМ, Пленумов ЦК комсомола, Всесоюзного студенческого форума.
Изучая интересующую проблему, анализируя работы ученыхс занимающихся самыми рагоичтши отраслями знания, автор пришел к выведу, что проблема формирования и развития массового молодежного сознания носит столь многогранный, по настоящему комплексный характер, что любая попытка сколь-нибудь глубокого и всестороннего ее рассмотрения сопряжена с обращением к трудам философов и социологов, историков и демографов, экономистов и литераторов, психологов, педагогов, к наблюдениям людей» занимающихся практической организаторской и политико-воспитательной работой. Этим определился и объем теоретических положений и выводов, фа~ лософско-социологических, психологических и иных замечаний, на которые мы опирались или которые пытались развить в овоей работе, и характер материала, который можно квалифицировать- в качестве источниковедческой базы. В то же время, избранный ракурс исследования, сама логика социологического анализа материала, подход к его осмыслению могут быть отнесены по проблематике и уровню обобщения к разряду социологической теории среднего уровня.
Диссертант обращается также к современной публицистике, которая, несмотря на издержки, отличается многообразием подходов к осмыслению социальных процессов прошлого а настоящего, позволяет глубже понять та факторы, под воадейотвиеы которых происходит становление сознания советской молодежи.
&щрич9СКо% базой диссертационного нреладования явилась
материалы государственной, партийной и комсомольской статистики,, общесоюзные и местные материалы комитетов комсомола.
В диссертации использованы результаты социологических исследований, в основном проведенных автором или при его участии в 1980-1990 гг. В их числе:
I- Всесоюзные опросы общественного мнения молодежи к XX и XXI съездам ВЛКСМ.
2. Исследование "Моральные ориентации молодела" в Москва и Азербайджане в 1988 г. в рамках общесоюзного проекта. Обследовано 900 молодых рабочих, 300 колхозников. 350 птел^ниг.св :: 200 учащихся ПТУ, 260 студентов, 900 представителей молодой интеллигенции. Общий массив - 2910 анкет.
3. Всесоюзное исследование "Политическое сознание трудящихся и его роль в перестройке и обновлении общественных отношений" в мае-июне 1989 годя в 15 регионах страны (общий массив - 12,5 тыс.респондентов, молодежная квота -2 тыс.), прорецензировано. 1220 выступлений на идеологических мероприятиях, проведен контент-анализ 1200 документов.
4. Исследование "Перестройка и ценности социализма" в июне 1989 г. (Москва а Азербайджан, молодежная квота - 2 тыс.респондентов).
Проведен также хронометрах бюджетов времени 3 тыс. представителей молодела в Москве и Баед в 1985-1988 гг. и опрос 200 экспертов по вопросам проведения мододежыз свободного времени.
Наряду о этим, осуществлен аналяз поставленных проблем с привлечением данных других социологических исследований, проведенных советскими социологами в 70-е - 80-е годы.
Дяучкзя яовпзда диссертации состоит прежде всего з том,что это одна из первых работ, где рассмотрены социологические про-б.-еин демонтажа застойно-доггхатаческих стереотипов, насаждав-
шихся командно-административной системой в маосовом сознании молодела , его современного состояния, которое характеризуется как социальная драма з переходный период от ведомственно-монополистического социализма тоталитарного типа к гуманно-демократичо-скоьс> выявлены факторы, как способствующие, так и препятствующие становлению новой аксиологической структуры молодежного сознания в условиях перестройки.
В контексте раскрываемой темы охарактеризована социальная природа феномена мессового сознания, дана его социологичеокая интерпретация в сущностном ракурсе как важнейшего элемента духовной жлзнй общества и человека.
Дается собственное определение категории "массовое молодеу-рое сознание". представленного в качестве совокупного продукта пухоано-лдактического оороенвя каждым молодим поколением своей социальной практики в соотнесение с наличным типом общественных отношения, социальной структуры, а также интересов и идеологических связей. В отличие от ранее опубликованных работ, сориентированных на пассивно-отражающий, зависимый от манипуляторского воздействия характер молодежных ориентацвй, доказывается субъек-тно-деятельностная направленность массового сознания юношества.
Исходя из посылки, согласно которой в переосмыслении сегодня особо нуадаются две важнейшие группы вопросов: заданность нио-ходящей социалистической интенции сознания всех без исключения групп и образований молодежи, а также векторы дачьнейшего развития массового молодежного сознания в нашем обществе, на базе сочетания общечеловеческих и социалистических ценностей, сделан ебобщащвй вывод о том, что перестройка различных сторон бытия б перестройка сознания не являются параллельно идущими процессами. Пни развиваются диффузионным путсш, когда обе стороны двуединого процесса активно влияет друг на друга.
Предлагается социальная типология функций массового молодежного сознания. Особое внимание уделено социологическому анализу специфических проявлений в молодежной среде преобладающей познавательной функции, редко освещаемой функции идентификации и недостаточно обнаруживающейся регулятивной. Выявлен больяий удельной вес оперативной части молодежного сознания по сравнению с социальной памятью и устойчивыми ее компонентами.
Показана противоречивость социальной диалектики преемственности сознания поколения в дискретном процессе 'духовного наследования с установлением того, что процессы социализации, социального научения и социального контроля пяптупа??? в г^-сстьв основных механизмов формирования ценностного подхода молодежи к жизни.
3 использованием большой базы эмпирических данных зпврвыо строится модель новых нравственно-политических ориентации на фоне преодоления иждаванчески-поддзничзского типа политической -и нравственной культуры молодежи. Предложена систама социальных показателей, с помощью которых выводится ведущая тенденция в развитая молодежного сознания, вызванная к жизни перестройкой -ото динамичная политизация всех духовных структур.
Выясняются основные причины негитишых проявлений в созна-пли а поведении молодых людей. Под этим углом зрения рассмотрен ареал социокультурной среды духовности с показом влияния противоречий перестройки на мировсззрзнчоские представления а кулъ-турцыо ориентации подэастатего по колония.
С помощью социологических процедур измеряется пларалзста-ческай разброс мнений в современном молодежном сознании, что само по себе до последнего вромонл родко становилось предметом научных взысканий. Доказывается, что на формальном к неформальной этажах группового сознания в социальной сродо молодежи скла-
дываются разнообразные взгляда, которые находятся но только в рамках социалистически очерченного плюрализма. но и далеко выходят за его пределы. Здесь смыкаются социальные представления с тем, что в социальной психологии принято называть "воображаемым социальным". Общество при фрустрациях, а в период реформация типа нашей перестройки это и происходит, компенсируется, создавая вообразимый кар. При этом подростки и молодежь чаще всего становятся объектом выражения' воображаемого»
На основе проведанного социологического анализа выстраиваются новые подходы, согласно которым социокультурная инфраструктура выступает в качестве фактора повышения субъективности молодежного сознания.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней проанализированы социальные факторы, детерминирующие состояние массового молодежного сознания, определены тенденции и практические пути дальнейшего его развитая в направлении преодоления застойно-догматических стереотипов, искоренения агрессивности, утверждения цивилизационных установок, гуманно-двмо- , кратических ценностей, базирующихся на идеях свободы и справедливости.
Работа способствует выявлению возможностей расширения и углубления взаимодействия различных социальных и идеологических институтов, координации их деятельности в вопросах воспитания молодежи, включения ее в активизацию перестроечных процессов на основе дифференцированного подхода и факторного анализа ценностных ориентации различных молодежных групп.
В диссертации разработаны принципы взаиыообеспечивающего изменения сознания молодежи и ее бытия, воспитания подрастающих поколений о опорой на их реальную включенность в дело социалистического обновления, перестройку деятельности воспитательных
учреждений и общественных молодежных организаций как "ускорителей" этой включенности.
Выводы и обобщения результатов социологических исследований, проведенных при участия и под руководством автора, позволяют более полно и глубоко осмыслить причины возникновения негативных, асоциальных проявлений в молодежной среде, установить взаимосвязь этих причин с имеющими место деформациями социалистических общественных отнопений, демократической природы партии и комсомола. Практическую ценность могут представлять и рекомендации диссертант по преодолении указанных явлений, устранению позиций, способствующих распространению девиантов в сознании и поведении молодежи.
Ряд предложений автора уже активно реализован. В частности, с;ш нашли конкретное воплощение при подготовке материалов XXI съезда ВЛКСМ, Всесоюзного студенчоского форума, Пленумов ЦК ЛКСЫ Азербайджана, в методических рекомендациях для Комитета . по делам молодежи Верховного Совета СССР, састели комсомольской политической учебы.
Исследование дает возможность усилить внимание к ряду актуальных социально-политических проблегд в ходе преподавания курсов теории социализма, социологии и политологии в высших учебных ааведензях, в системе подготовки партийных и комсомольских кадров.
Положения диссертации могут быть использованы при разработке современной концепции идеологической роботы среда ыолсдежа, определения путей обновления массового молодежного сознания, разработка в этих целях программ и процедур социологических доследований, ыер государственной молодежной политики.
Апробаппя диссертации. Основное содержание исследования изложено в монографиях "Массовое молодежное сознаний: ценностная
динамика в условиях перестройки" (М. с 1989 г.) и ^Сознательность как проявление политической культуры" (Бакус 1988 г,).
Положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях и сообщениях на 20 между народныхг всесоюзных, республиканских, аоналъкцх конференциях, в том числе:
- на XI Всемирном социологическом конгресса (Ныо-Дели, 1986 г.); на Всесоюзных научно-практических конференциях "ХХУ1 съезд КПСС, июньский (1983 г.), последующие Пленумы ЦК ШСС а актуальные проблемы формирования достойной смены рабочего клао-са и колхозного крестьянства" (Москва, 1984 г.); "Молодежь, комсомол в условиях перестройки и революционного обновления социалистического общества" (Москва, 1988 г.); а также на Международном симпозиуме "Молодежь в современном мире" (Прага-Либлице, 1988 г.) и^на П Международной научно-практической конференции "Молодежь в процессе обновления в социалистических странах" (Москва, 1988 г.);
- на заседаниях-Молодежной комиссии Всесоюзного общества "Знание";
- на заседаниях "круглых столов" журналов "Социологические исследования", "Политическое самообразование", "Коммунист Азербайджана".
Идеи диссертации и практические рекомендации апробировались также в 30 аналитических записках в директивные органы.
Теоретико-методологические и социально-политические аспекты массового молодежного сознания нашли освещение в публикациях автора, выведших в стране и за рубежом.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав с девятью параграфами, заключения и списка использованной литературы, а также приложений.
18
СОДЕРШШЕ РАБОТЫ
Во ппедени^ обосновывается актуальность теш исследования, выявляется степень ео разработанности в научной литературе, определяются проблемы, тооротико-методологическая основа, цели п задачи исследования, указываются источники. Излагаются главные положения, составляющие научную новизну и практическую значимость работы, показываются возможности использования ее результатов.
Первая глава - "Теоретико-методологические пробле.'.г: сош:о-нсглсдс-ммГ.я ;,;олодоа>1 лак субъекта массового сознания" - посвящена исследованию актуальных вопросов теории и методологии субъект1!ых характеристик молодого поколения в качестве самостоятельного носитоля социальных ценностей. Интерес социологов к молодежи обусловлен но только ее положением в социально-классовой структуре. В течение долгого времени социологический интерес был связа¡1 с выяснением динамики ценностных моментов развития молодежного сознания. 3 этой связи методология научного анализа проблемы становится необходимой предпосылкой , ого адекватного социологического осуществления.
. Усложнение а динамизм общественного развития в условиях перестройки значительно повышает взаимообусловленность различных компонентов цвнпосткь'х ориентации молодого человека. Это, в овою очередь, ведет к сложности фиксации факторов, играющих взж-¡¡бйцуи роль в детерминации сознания и поведения молодежи.
Диссертантом подчеркнуто, что методологическая постановка изучения молодежного сознания, являясь неотъемлемой функцией теории, характеризуется различными уровнями обобщенности, уетододотческий подход базируется па социальной философа. ' йлософское зп акяе устанавливает п сход пуп связь основных чзтмггоа соаконяя и его структуру, определяет мяровоззронче-
окую базу исследования поставленных вопросов конкретными методами. Система нормативно-познавательных процедур, методов и принципов изучения сознания во всем его конкретно-историческом многообразии - составляет объект конкротной методологии. И, наконец, методология выступает в виде системы логических положений частных методов и приемов, выполняющих функции прямых инструментов познания.
Выделение различных уровней изучения данной проблемы направлено на решение триединой задачи - виявлонив сущности. Фор^ ^типов) и аспектов (свойств) ценностных ориентации в массовом молодежном сознании.
По мнению автора массовое сознание представляет собой особую сферу общественного сознания, которая отлична от других его компонентов тем, что оно формируется всей совокупностью членов определенной социальной общности, а не только и не столько лицами, профессионально занимающимися специализированными видами духовного производства (идеология, наука, религия, профессиональное искусство и т.п.). В содержание массового соанания входят представления, знания, убеждения, идеалы, ценности, которые вырабатываются всеми членами общества или отдельной социальной группой, как продукт взаимодействия "немассовых" компонентов общественного сознания и тех, что являются результатом непосредственно психического освоения и материальной, и духовной действительности. Кажется более правильным настаивать именно на освоении, а на отражении практических реалий, как это делает большинство наших исследователей.
Применительно же к молодежи ее массовое сознание - это совокупность мировоззренческих взглядов, социальных ценностей, идеалов, вкусов. пред.стаглявдиж собой совокупный продукт духовно-
практического освоения конкретной молодой генерацией собственно^. повседневной практики и рцрахлющей общий уровень общественного сознания данной эпохи. Будучи относительно самостоятельно, оно в то же время обладает способностью развиваться под влиянием только ему присущих механизмов и закономерностей, тесно переплетаяоь с другими видами общественного сознания, в особенности с идеологией. Поэтому содержание его всегда приходится соотносить с типом наличных общественных отношений, социальной структуры, интересов, идеологических связей.
Принципиальная научная установка исслелспям.ч.т особого си-знания раскрывается в понимании его как явления вторичного, исторически возникшего из необходимости адекватно реагировать на , изменения бытия в ситуации множественности вариантов. В условиях, когда материальные потребности и нужда прямо не определяют поведение, общие правила-предписания а ценности играют определяющую роль в выборе лиюи поведения. Это обращение к истокам, -появлению затем возможности выбора продиктовано тем, чтобы показать вторичность массового сознания по отношению к базисным явлениям, Именно детерминированность сознания всем контекстом социального развития нередко исчезает из поля .зрения исследователей, н явления сознания питаются объяснить из самого сознания.
Субординация общественных отношений в пределах конкретного периода развития общества раскрывает принцип социального детерминизма в области духовных явлений. Вместе с том это значит, что истоки существенных изменений в данной сфере и решающая роль для управления этими изменениями находятся и материальной жизни, в производственной сфере, неразрывно связаны с управлением материальными, экономическими процессами. Особенно отчетливо это проявляется в условиях обновления социализма, гдо идеологическая,
политико-воспитательная деятельность проводится с целью сознательного формирования определенного типа сознания гуманистической и демократической направленности. Однако запаздывание о проведением экономических и политических реформ тормозит этот процесс, порождает новые противоречия.
Обычно при исследовании человеческой деятельности социальные условия выводятся как порождающий эту деятельность фактор. Но они детерминируют деятельность не прямолинейно, а опосредованно через сознание. При этом чем более развито общество, той большую роль приобретает сознание. Особенно возрастает значимость ценностного сознания. Более обширным оказывается и поло регуляции поведения. Решающим при определении поведения больших групп людай б том случае, если они располагают значительной свободой выбора - становятся моральные критерии.
Отвергая непримиримое противоречие между объективным комплексом структур, взятых без расчета на человека, и безбрежной субъективностью, непривязанной к социальной структуре, марксистская общественная наука ориентируется на изучение конкретной логики становления и развития субъекта, носителя и творца сознания в определенных социальных условиях.
Общественная сущность молодежного сознания не может быть изучена конкретно иначе как форма сочетания индивидуального и группового бытия различных категорий молодежи. Общественный характер сознания является и сущностью индивидуальных форм, групповых видов массового сознания, которые создаются и изменяются в процессе деятельности молодах людей в различных сферах жизни: учеба, труде, общении и т.п. Вследствие этого эмпирический анализ законов функционирования и перспективного развития ыолодва-ного сознания предполагает его "измерение" на уровне индивидуальных г. групповых качеств, анализ их соотношения,
Взаимосвязь между уровнем общественного производства и реально достигнутым уровнем социального развития личности проявляется иногда до парадоксальности неравномерно. Экономика не предопределяет однозначные пути культурного развития, фактически она создает условия для развития культурных возможностей. Осуществление же этих возможностей зависит от взаимодействия многочисленных неэкономических сил и от влияния этого взаимодействия на процесс производств.
Исходную базу анализа социального облика молодежи составляют представления о взаимосвязанности целостной обшягуг»енно-пслг.-тической ситуации а активности самой молодежи. Решающим фактором в этом прсцесоз выступают условия жизнедеятельности общества, обеспечивающие реализацию ценностных ориентиров в поведении и оознакти молодежи.
Социальная сущность массового сознания молодожа раскрывается при анализе конкретной взаимозависимости основных структурных подразделений общества, проникновения общественной ситуации на уровень индивидуально-групповой жизнедеятельности. В общем плане можно сформулировать поставленную нами основную исследовательскую задачу как описание и объяснение .типологии конкрот-них социальных ситуаций (выдолошпхх достаточно полно), взятых в их воздействии на мировоззренчески-нравственный облик молодых ладой и отдолышх груш молодежи. Критериями! построения такой типологии могут быть выбраны раяличчые сснсвапил. Однако прилму-щоство остается за объективными признаками, поскольку общоство, коллзктив объективно заинтересованы в том, чтобы молодежь усваивала социально значимые ценности. А это обусловливает в конечном счото направленность интересов и действий отдельных групп молода гл.
кзучэнио цонностно-позлавате.тьнкх характеристик соввтсгоЛ
молодежи как "точного факта действительности" сопряжено о рядом трудностей. Эти явления на выступают в качестве непосредственных реалий. Наибольшая трудность получения данных о влиянии социальной срода на формирование ценностных ориентиров молода-аи эашшчветсяв том, что нет достаточно проваренных количественных и качественных показателей этого процесса. Обычно представления о ценностных ориентирах связываются о отклонениями в поведении. Крайние отрицательные отклонения попадают в область криминогенных отклонений, которые четко фиксируются о наказуют-ся. Конечно, процедура фиксации, которая применяется следственными и судебный органами, в науке может быть применена о известными ограничениями. Кроме того, такие представления формируются на основе обширной статистики нарушений рудо но!! дисциплины, бытовых отклонений и т.д.
Выделение системы специфических показателей, на основе которых возмоано построение мололи ценностных ориентации, связано о определением массового молодежного сознания гак объекта измерении. При изучении этого класса явлений с помощью эмпирических методов объект исследования и измерения на совпадает. И если ддя выделения массового сознания в качества особого явления попользуется вось познавательный аппарат науки, то емгшрнчаскима методами изучаются отдельные стороны, связи, свойства элементов, определяющих структурное единство изучаемого объекта. Естественно, что модель измерения эмпирических коррелятов состояния сознания молодежи лишь частично отражает его как объект исследования.
Споцифнка социологического исследования евлэой и отношений в системе нолодеаного сознания как целостности состоит в том, что оно водотся на основа специально разработанной, приманатоль-
но к этой проблеме, методики и техники сбора и обработки первпч-. ного материала о выходом в сферу социальной психологии.
Основными показателями ценностных орионтаций сознания молодежи на эмпирическом уровне исследования являются: место, отводимой идеаламспринципам социализма, ого мировоззренческим началам в общей иерархия ценностей, полиция личности, находацэя отрааенпо в практических действиях (активная жизненная позиция). Структура социального показателя отроится по принципу совпадения общих требований ценностного сознания молода гл и индавиду-ПЛЫШХ орзонтоций, водущзх К роялияттм 7pc¿Gtvni>Ui НО ЛрЗК-
тикз .
Так как наши знания в язучаомой области требуют последова-. толы» й проворкл, всю исследовательскую отрзтогап можно наэиатъ полскопой, Это относится как к самому проднету исследования, так п я его методике.
Особоо методологическое значоипо прп анализа сознания cotí-рэкопяоЕ молодеют омоет требованяо выявления диалектика социолг-пет факторов фор.аровошш ее социальной зролостз.
Еизотэ о тем социологлчоскал интерпретация молодежного созпвиял связала о формированием теоретического представления о спиоопределения нолодоен я общественной жизни, сакоутворгло-гал п общество, рзскргваотся как исследование дштиякч оо впут-рогшаго иярз, оо сознания, как рэпультата п момента данямлкп эо битья, гмк ссздствя гтявертигсггл отогч бнтпя. Характер соцаолького фактора сзлютея палачшадя условиями исторического рзэгатг-я обсзствз. Вслодствло dtoto осаоЕополагогетш фактором форлрокшя сознания «олодегш выступает обгэчвлогочоскяо ерпз-гтдгл в сопрлзопад с классовт/л.
Кпзкр<5тк?»-П070рз1сскз-э ^op'HJ сш?м шлодезв с гл:рс:» coa?-
альных ценностей, норм, их деятельностное освоение и созидание ( условия и способы отражения действительности ь индивидуальном сознании и специфике его функционирования на групповом уровно -составляет предмет специальной социологической теории маосоиого молодежного сознания.
Социальный облик молодежи представляет собой важнейший элемент духовно-созидательных особенностей этой социально-демографической группы, характеризующий наряду о функционально-лоьедон-ческими специфическими формами социальные аспекты функционирования массового молодежного сознания.
Зависимость сознания молодежи от общественной структуры не является лишь элементом декларативного отличия точек зрения исследователей-марксистов от концепций буржуазных теоретиков, Эта принципиальная методологическая установка позволяет раокрить механизм неизбежной трансформации общественных ценностей в разных социальных группах, отражающих условия непосредственной сферы формирования и реализации сознания молодежи, применительно к условиям жизни современного общества.
При таком подходе можно определить, что современная советская молодежь представляет собою большую классово-стратификани-онную группу населения, состоящую из людей молодого возраста, границы которого определяются степенью освоения и присвоения совокупности общественных отношений Периода перестройки и обновления социализма. Это поколение, которое вотупая в жизнь, "о одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а о другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности"*,
I, Маркс К., Энгальо Ф. Неиецкая идеология Ц Соч. - 2-е изд* — Т.З, — С.45,
Важнейшим теоретическим моментом лштатсл представление о том, что типично "молодежного" облика личности ни существует, Ибо нет молодежи как общественно инвариантной группы, для всех времен и иоторичеоких периодов, 0с1 инвариантности социального облика молодежи можно говорить лишь как о внутрисоцинльной и ооциалъно-демографичвокой инвариантности.
Анализ "эмпирической стороны" массового сознании молодежи означает выявление его внутренней дифференцированное™ но социальным критериям (труд, шда труда, жизненный путь, реальные аиэненныв условия и т.п.).
Условия перестройки социализма обеспечивают достижение кон-оеноуса интеросов советских людей на качественно новой ооноив П ооадают возможности душ их морально-политического единства, которое реализуется в общности ценностных ориентация молодежи, приоущих ей оценок, соанательной деятельности на благо народа.
В диссертации показывается, что наряду о возникновением более общих духовных образовали в ходе перестройки происходит и другой процесо, характеризующий интенсификацию развитии духовного »лира. Это характеризуется прежде всего появлением новых иод-структур внутри имеющихся духовных образований.
Нцна в общества идет процесо развития духовного мира вширь И вглубь. Следствием этого является образование новых духовных ЦалостноотеЙ в виде группового сознания. Нет сомнения, что такими качествами самостоятельных социальных ячеек обладает у паи национальные общности, классы, слоИ| Это и понятно, ибо социалистическое общество остается ооциальио дифференцированным. Тут и возникает основной вопрос: обладает ли сознание молодежи качественным своеобразием и можно ли выделить его как самостоятельный „объект рассмотрения? Положительный ответ очевиден и безусловном является своеобразие сознания молодежи как Формирующегося явлд-
ри, Но можно лн говорить о его своеобразии по сравнения о оов-наиквм нашаго обсрства как целым? Если взять общую идаологпче-окую направленность, то явных отличий здесь нет. Однако это по означает, что нет молодежного сознания как особого явления. Социалистическое общество, отличающееся дакамиамом, существенно видоизменяется аа пятилетку, ив говоря уже о десятилетии, о сто создает качественно новую по оравнешш с прежней ситуацию, наращиваемую каждым новым иоколшшен. деформации п востой ко могли остоновать этот процесс, хотял существенно ого ватормс-' »ила.
Это кпчзственное овоеобраяпо событий (этапа развитая) олу-еат ооловой стпновлштл молодежного сознавал как качественно особого явлепшт. Реализуется сто возможность в нынешнпх уолоюа-ях благодаря наличию устойчивых иолодэшдах образований, формпру-ездос собсттшшоо оозшшяо, качоствсипо отлпчащзсся от прошшг Н0К0Л31ШЙ. Имеются ввиду,в порву» очорэдь, сколи, училища# щеп О техшжуин о классами, группами а к^рсакя. Кгшнпо в коллективам учакнхоя а форгшруотсл своеобразно молодзкяого оовшшвл, г у-* райшссра особзпкоота исторического опыта, ползгчаогого дэгаиа: гоколзнием пр пхогданяа в общзствонпуа газнь.
Другой особенностью »!олодчу.нрг^...сов!ш}ш,^ выступает внрагз-1П!0 этого переходного полосонлл в общзствошюй вавки, котораП отрзкязт юность как 8тяп чоловэчоскоа еевиз.
Третьим стпястлекинм яомэптом гнетуношг хоракторяотпкв сз-иого сознания, которое ь;оеот оуезотшшю оглачауь поколаипя волз-д.-)кц, Ток, трудно выделать качественные различал в саауводях. Формировавших молодежь и 70-х годах. Но промокал качоствтшй сдваг в духовной облике молодое?!, лгп спгудслзйхя стопспл лвлэппя нвпоторзгг. хпраптвогети:: г. г.п'сгрп^.:: пр::ня -
ге очитать началом одвига момент, когда одна четворть исследуемой группы имеет это качеотво, а отличительной чертой поколения оно становится, когда проявляется уже у трех четвертей поколения. Судя по переписям населения к рубону семидесятых годов ореднео образовало приобрело более четверти молодого поколения, а к 80-м годам среднее образование отало чертой, характеризующей оовэтокую молодежь. Таким образом, молодое поколение 80-х годов характеризуется уже качественно более высоким уровнем знаний и, следовательно, развитостью сознания в концептуалыю-теоретичо-оком плане.
Имеете с тем сдвиг в образовательном уровно означает ток-аа, что более значительная часть молодежи будет длительное время находиться в полонешш обучающихся, и процесс ее жизненного определения сдвигается в направлении к более зрелому возрасту.
Делается вывод о невозможности сводить вое своеобразие молодежного сознания к каким-либо аботрактным общим чертам. Непосредственная связь с формирующими это сознание факторами и разнообразными функциями прадопродедлет его большую вариативность. Вот почему а требуются конкретные исследования представлений молодежи, дающие твердую основу для более эффективного формирования молодежного сознания. Но правде чем перейти к этому нужна комплексная характеристика социального облика современной молодежи в качестве носителя массового сознания.
В завершение таоротико-мвтпгологичгснЬго ра^дчла отмечается, что социологический аспект предполагает выяснение роли массового сознания в общоственной казня, преломленное через призму определенных сощшлышх субъектов. В этом случае происходит выявлении законов его функционирования, активного влияния на яазнедоятвль-ность социальных субъектов. Г^гное ьниыанио здесь переносится с
объекта и характера отражения на движение идей от субъекта к их реализации, опредмечиванию, массовому распространению.
Такого рода исследование открывает возможность глубже уяо-нить социальную сущность психологии и идеологии, их взаимодействие в процессе осуществления социальных функций на уровне массового сознания. Социологический аспект позволяет понять, что соотношение этих двух сфер сознания отнюдь не сводится к соотношению пх лишь как двух уровней отражения. Наиболее существенная взпимоопязь можду ниш соотоит в том, что они взаимодополняют, взаимопроникают и взаимошшяют одна на другую. Более того, в процессе формирования, функционирования и развития они вотупают и противоречия, что также нуждается во воеотороннем исследования, особенно для Формирующейся субъоктности молодежного сознания.
Во второй главе - "Социальная динамика политизации молодежного сознания как ведущей тенденции ого переориентации" - осуществляется социологический анализ политической культуры молодежи, направлений оо переориентации, Обосновывается положение о том, что ядром политической культуры является устойчивая взаимосвязь мокду полатичоскица орибнтоцнями, установками и формаш политического поводаняя. Именно благодаря этой устойчивой взаимосвязи политическая культура выполняет свою основную функцию воспроизводства политических отношений как в идеальных формах политического сознания, так и во вполне ослзаеыых формах политического попедошш. Одна из основных проблем пороотройка политической системы как раз и состоит в той, что многие политические нововведения постопонно "затухают", так как отсугстнуют механизмы их воо-произлодстпа, В то время как механизмы воспроизводство одашш-отратишю-командной системы пока еще полностью но домонтарованы и продолжают функционировать.
Указывается на одну из основных особенностей исторического развития нашей страны, которая оостоит в том, что социалиотиче-окно ценности утвервдались в сознания людей в рамках корпоративной политической культурна именно ата систома препятствовала становлению со циаллс т и чэ ски х ценностей как общественно значимых, всеобщность которых зиадется на добровольном принятии их в качестве принципов индивидуального поведения. Перестройка политической системы одновременно должна сопровождаться и преобразованием политической культуры. В настоящее вромя ситуация такова, что "единая и единственная" политическая культупп . кото-
рая была предметом нормативного описания во множестве статей и 1шиг, постепенно уступает свои позиции ряду конкурирующих политических субкультур, в ходе взаимодействия которых должно сформироваться демократическая политическая культура социалистического общества.
Рассматриваются типы политических субкультур, получивших распространение среди молодежи и своих носителей.
Во-первых, это комсомольский актив, который непосредственно включен в официальную систему политических отношений: он изнутри знает механизм реализации власти и все проблемы, связанные о этим. Политическая деятельность для многих из них - это профессиональное занятие, регулируемое довольно жесткими институциональными рамками. Их политическая активность нз всегда заметна, так как реализуется 2 привычных форыах политического поведения.
Далее, это неформалы, которые в отличив от актива дистаниру-ются от официальной системы политических отношений. Принимаемые имл решения часто не выходят за продолы узкого круга единомышленников, но бывает и обратное: их призывы получают отклик тысяч лвдой. Политическая дэятельность для многих из них - эта некая миссия, которая выступает для них как ода» из доминирующи сйо-
собов самовыражения и самоутверждения, пусть даже вопреки существующему порядку вещей. Неформалы привлекают общественное внимание новыми необычными формами политической активности.
Носителями третьего типа субкультуры являются представители различных групп молодой интеллигенции, которые довольно формально включены в официальную систему политических отношений, выполняя время от времени различные "общественные нагрузки".
Доминирующим интересом для них являэтся профессиональная деятельность и семейные заботы. Это оставляет мало свободного • времена для собственно политической деятельности, но вое же достаточно для того, чтобы осмыслить и оценить происходящие в политической жизни перемины и выработать собственное мнение относительно наиболее актуальных проблем и даже по мере возможности участвовать в различного рода политических мероприятиях.
И, наконец, в последнюю группу входят молодые представители населения одного из подмосковных районов и района Азербайджана, включал рабочих, колхозников, служащих. Опыт показывает, что население определенного района, города и т.п. может выступать как самостоятельная политическая сила, способная на определенные ' политические действия. Выделение этой группы для нас оообонно ваяно, так как первые четыре принадлежат интеллигенции. Безусловно, сознакио интеллигенции более политизировано, чем остальных олоев населения, поэтому она является более адекватным объектом анализа. Но при атом необходимо иметь в некоторую точку от-очета, в качестве которой и выступает последняя группа.
На основе обобщения социологических индикаторов дается определение политической культури как устойчивой системы отноаеннР. между политическими установками и ориентация«!, с одной стороны, и Формами политического поведения, о другрД.
Утверждается, что на месте поминально едьной, но внутрэино
раздробленной корпоративной политической культуры возникают различные субкультуры, взаимодействие которых рождает политическую культуру нового типа, некоторые черты которой проявляется уже в настоящее время, Процесо отказа от старых ценностей, ориентации, форм поведения и утверждение новых политических образцов восьма драматичен а часто непредсказуем. Но иного пути кромь создания в нашей стране демократической политической культуры, видимо, просто нет, если мы хотим сохранить ценности социализма и формировать на их основе подрастающие поколения.
В условиях пеоестрпйич лачоственно новая социаль-
но-политическая ситуация, когда жесткая грань, разделяющая официальное и неофициальное сознание, постепенно исчезает; возможности политического самовыражения значительно увеличились; средства массовой информации стали мощным генератором различного рода ожиданий и политических действий.
Вопреки некоторым предположениям, многие политические ценности оказались по данным нашего социологического исследования общим для формального и неформального уровней, совпадая с основными направлениями реформы политической системы. Подавляющее большинство опрошенных, как молодые коммунисты, так и неформалы, хотели бы, чтобы социалистическое государство стало правовым, чтобы на смену административной системе пришло социалистическое самоуправление народа, практически все отмечают успехи политики гласности, многие видят цель в том, чтобы Советы стали настоящими хозяевами на своей территории. Это общие для всех ценностные ориентиры. Но есть к различия. Среда неформалов 34 процента считают, что лишь многопартийная система в состоянии выразить и реализовать интересы всех членов общества. Из числа но входящих в самодеятельные объединения эту точку арония раздо.тлют только 17
процентов.
В чем продсташтели молодого поколения видят основную цель перестройки? Молодое коммунисты, и с ниш согласны большинство представителей интеллигенции, считают главной задачей нашего времени - восстановить в полном объема и чистоте ленинский облик социализма. Основная эадача в понимании большинства неформалов (57 процентов) - преодолеть свойственный нашему обществу тоталитаризм, На наш взгляд, абсолютного противоречия в этих позициях нет. Восстанавливая и развивая применительно к современным условиям ленинскую модель социализма, мы как раз и преодолеваем то засилье административно-командной системы, которое приводит к тоталитаризму, то есть к огосударствлению всей общественной хшзни, а в коночном итоге к произволу властей и беззаконию. Однако, различие здесь также очевидно. Если в первом случае мы имеем достаточно ясную цоль и ориентир нашего движения, то вторая позиция в качество цели указывает лишь на то, от чего надо отказаться, а к пому двигаться - неясно. Ведь преодолевая черты тоталитаризма, можно идти и по социалистическому и по капиталистическому пути. Так что ориентир у неформалов получается довольно туманный. Помимо критики нужна еще и обоснованная позитивная программа, А ее членам самодеятельных политических клубов как раз и но хватает.
Перечень ожиданий начинается о официально одобряемых целой перестройки й закок »швеетел такими, которые идут явно вразрез о официальными установками. Результаты опроса показывают две тенденции в молодежном сознании. Первая состоят з том, что официально пропагандаруемио цели перестройки одобряются большинством опрошенных в кавдом из массивов а поэтому являются моаашм сродством, консолидирующим различные группы. ¡.'.окно с уверенностью
оказать, что перестройка политической системы способотнуот консолидации различных политических сил,
Вместе с тем имеется и другая тенденция, проявляющаяся в дивиргенции политических ориентация. Так, актив является чаща всего носителем официально санкционированных устремлений и свя-£ывает перестройку с созданием правового государства, полновластием Советов и социалистическим самоуправлением народа. Неформалы же вдут от перестройки демонополизации средств массовой информации, повышения статуса личности в общество, многопартийной системы.
Здесь кроются свои опасности из-за неудовлетворенности существующей политической системой и низкого авторитета составляющих ее институтов. Проанализируем более детально, в чем проявляется ета неудовлетворенность и каковы причины ее. Отвечая на вопрос, насколько реальны их собственные возможности повлиять на решение государственных дал в стране, подавляющее большинство опрошенных указали на то, что это мало реально, и лишь несколько процентов, причем больше всего среда неформалов (5,2$), отметили, что это реально. Большая часть неформалов (56,1$), значительная часть молодой интеллигенции (39,1) и актива (30,6;?) считают, что в нашей стране имеются условия для возрождения оталинизма. Всего лишь 10$ опрошенных во всех маосивах указали, что руког-одство страны внимательно прислушивается к общественному мнению, еще меньше указали, что командно-адмлнистративная система сдает свои позиции.
Анализ ожиданий молодежи показал, что перестройка создает условия для консолидации политически активных сил вокруг идей правового государства, социалистического самоуправления народа и других. Эти идеи поддерживаются различными группами молодежи,
ориентированными как на официальные, так и на неофициальные цели. Вместе с тем консолидация - это противоречивый процесс борьбы различных оряентаций и по мере развития демократического процесса борьба, о нашей точки зрения, будет усиливаться! будут активно обсуждаться возможности многопартийной системы, парламентской формы правления и т.д. Вместе о тем нужно провести четкое различие: усиление борьбы мнений и социальных позиций при наличия цели завоевать идеологическую монополию неизбежно ведет к массовым репрессиям, в то время как усиление идеологической состязательности при наличии социально-политического диалога и ориентации на консенсус способствует расширению социальной базы политики и в конечном счете способствует укреплению социально-политической системы, созданию благоприятных условий для ее развития,
Делается основополагающий вывод: перестройка породила океан ожиданий, и это, безусловно, положительное явление. Однако проявляется несовпадений имеющихся ожиданий с констатациями реальных изменений политической системы. Видимым результатом с точки арония основной массы опрошенных по всем трем массивам является лишь активизация средств массовой информация, Изменения, связанные о демонтааоы административно-командной системы, незначительны. Это но может не вызывать тревогу, так как несовпадение ожиданий и реальных изменений является источником неудовлетворенности, розочарования и даже фрустрации, что может вызвать неадек- ■ ватные формы политического сознания и поведения. Элементарный дефицит на то или иные товары массового спроса, взяточничество должностных лац, нарушение норм социалистического общежития, х которым люда привыкли в годы заотоя и но особенно обращали на это внимание, в период перестройки вызывают не просто раздражение, а политически окрашенное недовольство неспособностью властей на-
вести порядок. Иначэ говоря, одной из ппичин депривации, т.е. несовпадения ожиданий и реалий, является старый социально-психологический феномен упования на всесилие власти, непомерно высокие требования к верхам и загаженные к себе, своему поведению и уровню политического развития. Однако каковы бы ни были причины ¿того явления, несовпадение ожиданий и реалий, зафиксированное, кстати говоря, и в других социологических исследованиях*, является потенциальным источником конфликтов, который необходимо учитывать в ходе проведения политических реформ, работы с молодежью.
Трех-ья глава - "Социальное поле нравственных представлоний молодого поколения" - посвящена рассмотрению морально-этического содержания массового сознания современной советской молодежи. Парадигмой данного раздела выступает сформулированное автором положение о том, что формирование любых социальных представлений выступает субъектной потребностью, даже необходимостью социальной жизни, но этот процесо обязательно должен находиться в поле нравственного тяготения. На наи взгляд, только нравственное отношение к миру в целом,к природе, к другому человеку создает подлинные предпосылки и предопределяет духовность подрастающих поколений. Политико-мировоззренческие ориентиры в повседневной жизни на могут нормально функционировать без нравственных регуляторов. Отсутствие моральных ограничителей ведет в политической сфере к технологическому инструментализму, манипулированию массовым сознанием. В политике чудовищ порождает скорее не сон разума, а сон морали, сон совести. Социализм - это средство преобразований общественных отношений колоссальной силы. В том числе
X. См.: Политическое сознание трудящихся в условиях перестройки и ускорения социально-экономического развития. - М.: Изд-ьо АОН при ДК КПСС, 1968. - C.I06.
И разрушительной, если использовать его без опоры на моральные цели и ценности. Вот почему, анализируя динамику переориентации сознания молодежи, Нельзя обойтись без обращения к его моральной составляющей, которая была во многом подорвана в застойный пера» од и пока не получила должного подкрепления за года перестройки'.
Социальное поле нравственных представлений в массовом молодежном сознании как раз и характеризует его содержание с качественной отороны в морально-этическом срезе. Оно всегда существует там, где наличествует структурированное единство социальных еломентов, присутствуют образные и смысловые свойства соответственно сформировавшихся в сознании определенной социальной группы, » нашем случае молодежи.
Проводя эмпирический анализ поля нравственных представлений на баае проведанной методологической установки диссертант приходит к выводу, что у молодых людей нередко в деформированном дли избирательном вида идет восприятие социальной информации в соответствии о разделяемыми ими -ценностными представлениями. Молодой человек видит окружающую реальность не такой, каковой она выступает на самом дела, т.о. не в качестве механического следа ила отраженного слепка, а сквозь призму собственных интересов, «рвдотадлштй, переживаний и яаланяй.
В диссертации с использованием методов корреляционного д факторного анализа, о также шкалирования прослежено соотношение социальных источников с авторитетов нравственной регуляции в молодежном сознании. Среда социальных функций ыорола в качество основной принято регулятивное, как бы подчеркивая том самкы, что сущность морали п заключается в особой рогуляцаа поведения людей. lia любом этапе развитое общество и предшествующие поколения интореоует больса bcoîo именно регулятивная функция морали,
обеспечивающая добровольное, в отличии от права, следование последующих поколений устоявшимся жизненным нормам и правилам.
Наши наблюдения позволяют сделать вывод: с одной стороны, неоткость моральных требований к индивиду, продуцируемых источниками регуляции неодинакова, с другой - отношение, чуткооть к ним молодых людей также различны. Оценка норм во многом зависит от нравственного уровня среда, в которую непосредственно включена личность. Замечено, кстати, что отклонения от социалистической морали в наибольшей степени проявляются в малых грун-П2Х. Пс маре Еб уярупнения общностей, требования которых регулируют поведение, возможность отклонений уменьшается.
В ходе нашего исследования изучено взаимоотношение, степень идентификации молодежи со следующими основными источниками (уровнями) нравственной регуляции: общество, сверстники, коллектив, друзья, семья, собственная личность. Каждый из них оценивался по таким параметрам: I) отношение респондента к моральным требованиям, выдвигаемым источникам; 2) выполнение последних в повседневной жизни; 3) участие источников регуляции в нравственной самооценке личности; 4) его чуткость или эмоциональная близость молодому человеку.
Молодежь в наибольшей степени принимает нравственные требования общества, т.е. уровень ее морального сознания довольно развит. Это подтверждает и то обстоятельство, что к собственным моральным представлениям большинство респондентов относится довольно критически. И по шкале интенсивности распределение имеет близкий к предыдущим данным характер: примерно 40$ опрошенных полностью принимают требования общества, а затем идет принятие требований семьи.
В основном молодежь идентифицирует основу своего нравственного поведения соответствующими нормами. Лдлвв по значимости
идут друзья и коллектив. А вот моральные нормы сверстников как источник регуляции оцениваются респондентами невысоко.
В целом можно сделать вывод: наиболее важный источник принимаемой нравственной регуляции - общество, по широте воздействия первое место принадлежит семье, а по интенсивности влияния'-кругу друзей. Относительно небольшая чаоть молодежи выше других оценивает собственные моральные требования. Но сказанное не обязательно означает противопоставление последних нормам общества либо другим источникам регуляции.
Вопреки ожиданиям, невелик оказался авторитет моральных представлений, функционирующих в среде сверстников. О ее якобы чрезвычайной роли в литературе, особенно западной, пишбтся много» Автор диссертация оспаривает это положение и доказывает на социологических фактах, что интегрированность молодого сознания кельая преувеличивать. Воздействие последнего на личность ограничено, функционирует оно, по крайней мере, в сфере нравственности, стихийно -на уровне друзей. Таким образом, гипотеза об идентификации моральных представлений юношей и девушек с молодежным сознанием не подтвердилась. Наоборот довлеет нравственная примитивность и молодежь ориентируется на моральные требования общеотва и семьи.
Показывается( что еще не все элзмонты мзханизма моральной регуляции отвечают требованиям, предъявляемым нынешним атапом -развития к нравственной культуре личности. Как показывает исследование, роль последней в формировании активной жизненной позиции возрастает. Озабоченность молодежи состоянием нравов в жизни нашего общества свидетельствует о субъективной готовности руководствоваться в жизни социально значимыми идеалами и целями. Социологическая наука призвана найти наиболее элективные пути
практической реализации этой установки, полноценного использования нравственного потенциала молодежи и обновлении социализма.
Выдвинут и доказан тезис о возрастающей адаптивной роли социально-этических представлений молодежи. Ведя речь о нравственной регуляции и саморегуляции, нельзя забывать о том, что это регуляция утверждения духовности молодежи в целом, ибо духовность и есть высшее проявление нравственности. Отсюда огромное Значение приобретает нравственная окраска понимания молодыми людьми смысла жизни, ее ценности в плане адаптации свершающихся социальных фактов, явления массового сознания к уже с<Ьормиронян-■ шимся, ранее'выработанным сценкам, взглядам и мнениям.
Отмечается, что отрицательное отношение антиподов социалистической морали четко формируется у определенной части молодежи, и эта оценка устойчиво выражается через нравственные суждения, правда имеет ярко выраженную вербальную окраску.
В целом рассмотрение связи оценок различных моральных качеств позволяет сделать вывод, что имеется определенная часть молодежи, которая имеет довольно целостное социальное поле нравственных суждений. Они взаимосвязаны и выражают данную позицию через основные категории морали. Но остальная часть молодежи имеет преимущественно индивидуальные оценка нравственных качеств молодежи. Для того, чтобы охарактеризовать, насколько чти суждения образуют моральную позицию, в диссертации выделены типы нравственных позиций. Среди них отчетливо вырпсовываотся "образ современника". Он сильно выражен лишь у 5%, т.е. на фоне общего положительного отношения к нему респондентов, выделяющихся такой оценкой, значительно меньше, чем при осталышх фактор-признаках. В целом данный фактор-признак наименее равномерно распределен по шкале, по в центра сосредоточены оценка почти ЫУЦ опрошенных.
"Личный интерес с потребительской направленностью" имеет более равномерное распределение и больше у тех, у кого он крайне слабо выражен. Отношение к "личному интересу с потребительской направленностью" выражено сильно у 8$ респондентов. Отрицание выражено у значительного числа респондентов. Это позволяет' выдвинуть гипотезу, что данный тип будет работать хорошо и в других исследованиях.
"Настоящее товарищество" тоже фактор-признак, мало расчленяющий респондентов, и тут выделяются около 4£ респондентов с сильной ого выраженностью,
"Личная карьера" - фактер-признак, имеющий довольно хоровое распределение так же, как и "идейный карьерист". У обоиз? типов наибольшее число респондентов, отношение которых к этим типам выражено сильно. Здесь проходит стержневая ось в социальном поле моральных представлений современной молодежи. ;
В целом типология на основе фактор-признаков позволяет переходить от 'конкретных индикаторов на уровень нравственной позиции.
В четвертой главе - "Роль социокультурной среды в повышения '. субъективности массового молодежного сознания" - на основе ссз-ологического анализа состояния ^льтурной инфраструктуры, образовательного уровня, осведомленности ыолодожв в области культуры, ориентация & офере досуга ведется поиок новых возможностей оптимизации потенциала культуры, в качестве ореды, питающей и взращивающей личность.
Ход перестройки показывает, что напой стране сейчас чрезвычайно нужны меры по обеспечению обизой стабильности не только для укрепления образа жизни ныншшшх поколений, но а будущих. Этого возможно достигнуть, базируясь но в последнюю очеродь па
культурной преемственности, которая сегодня трансформируется в сплав общечеловеческих и социалистических ценностей. Забвение одной из составляющих чревато гибельными последствиями. Бот почему на Съездах народных депутатов СССР, наряду с озабоченностью состоянием экономических, межнациональных проблем прозвучала тревога по поводу духовного обнищания, засилья бездуховности и экспансии массовой культуры в молодежной среде, запущенности социально-культурной сферы.
Обращаясь к предпосылкам повышения субъектной роли различных категорий и отрядов молодежи в качества одной из пппркну позиций реального развертывания социальной свободы в духовной янзни, утверждения справедливости идеологических отношений, нельзя на видеть в последних взаимодействия социальных субъектов по повода воспроизводства, созидания и потребления ценностей духовной культуры. При этом в диссертации отмечается, что свободное развитие личности молодого человека в области культуры на этапе социалистического обновления приобретает специфическую окраску в связи с утвор'чДением плюрализма мнений, развитием альтернативных движений и их борьбы, о признанием поливариантности культурных устремлений, возрастанием доступности духовных ценностей для представителей всех социальных групп населения, возможностей активного участия в их созидании и трансформации.
Подчеркивается, что культурно-идеологические отношения, побуждая к действительно тяпокс»у учпстлг 2 "потреблении", создании и распределении ценностей духовной культуры, усилении ее гуманистического характера служат важной составной частью условий развертывания жизнедеятельности подлинно свободной общественно активной личности. Здесь тем самым формируется одно из центральных направлений борьбы за осуществление социальной справедливое-
ти, эа активизацию, повышоние эффективности деятельности совре-монного советокога человека, значимости субъектно-личностных начал в массовом сознании.
Процесс формирования идеологии перестройки позволил вовлечь в орбиту конкретного анализа самых жизненных проблем, острейшиЗс противоречий духовно-культурной жизни нашего общества. Здесь И гуманистически-содержательная переориентация образования, и преодоление традиций единомыслия, и укрепление социально-экономических основ культурной инфраструктуры, и духовный облик различных социальных слоев, включая груиш риска;
Но духовном облике современной молодежи, безусловно, сказывается возрождение концепции народа как творца духовных, культурных ценностей, ах подлинного хозяина и распорядителя.
В работе предложена собственней классификация социальных , функций свободного времени применительно к современному этапу развития социализма. К ним относятся: а) идейно-воспитательная функция, связанная о воспитанием и формированием мировоззрения, высокой творческой-и общественной активности, гражданской позиции} б) культурно-воспитательная, связанная о духовным развитием, повышением общей культуры личнооти, расширением ее хругозо-ро, связанная о активным отдавсоы и развлечениями, общением и т.д.; в) интеллектуальная, связанная о умственным и творческий раввитием; г) фиэкультурко-спортпвнпл, связанная со здоровьем , и Фиэнчоскпм совершенством; д) психо-фозлологнчвсхая, связанная с отдыхом и восстановлением казненных сил.
Конечно, в силу исторической ограниченности возможностей социализма и недостаточной развитости культуры людей квльая говорить об абсолютной реализации этих функций. Свободное время не всегда служит временным простронстнои, используемым для раз-
вития личнооти и общества в целом. Существует достаточно фактов нерационального проведения свободного времени, когда наносится вред как самой личнооти, так и обществу. Но следует отметить, сто такое проведение свободного времени и даже его вредное использование это, так сказать, аномальное явление, которое должно исчезнуть на пути обновления социалистического общества.
По ходу нашего исследования в Москве и Азербайджане в отношении молодежи к свободному времени и его использовании выявились определенные противоречия. С одной стороны, значительная часть опрошенных (41%) не удовлетворена вя.тти»»о!! имеющогссл у нее свободного времени, а о другой - четко прослеживается пассивное отношение к использованию свободного времени, что выражается в бедной структуре досуговых занятий.
Большая часть опрошенной молодеки (55,£$) на удовлетворена величиной имеющегося у нее свободного времени, считает недостаток времени основным препятствием рационального проведения досуга и ориентирована на увеличение доли свободного Бремени при существенной продолжительности рабочего дня и размера заработка (32,5$).
Многие не удовлетворены величиной имеющегося у них свободного времени, считая отсутствие необходимых уоловий - кружков, секций, помещений - основными препятствиями рационального проведения досуга (43$). Следующими препятствиями являются: усталость после работы (36%), неудовлетворительная организация досуга (4-1,5), отсутствие условий для проведения семейного досуга (1Ь%), недостаточная досугозая квалификация самой молодежи (13/0 и т.д.
Подобная ориентация означает необходимость поиска резервов свободного времени как основы совершенствовьния внерабочего времени (улучшение бытового обслуживания населения, экономия вр«-
мени, затрачиваемого на ведение домашнего хозяйства, покупку товаров, передвижения), так и путем совершенствования структуры деятельности в свободное время.
Диссертант приходит к выводу.о налични крупных региональных различий, обусловленных неодинаковой развитостью социальной инфраструктуры территорий, традициями социально-культурного развития, характером к уровнем развитости хозяйственного комплекса, • природно-климатическими условиями. Существенную роль играет и эффективность культурной и социальной политики, деятельность органов управления в центре и регионах.
С этой точки зрения отмочается и ряд позитивных изменений последних лот, отражающих общий процесс демократизации культурно »4 жизни в страно. Ликвидация диспропорций в языковой политике, формировании книжных фондов библиотек, повышение роли общественных организаций ученых, деятелей паука и искусства, широкое роз- • штне объединений по интересам неформальных групп молодая;, всех слоев населения, восстановление ленинских норм организации жизнедеятельности религиозных общин и цорквой всех вероисповедова-ниО привела к активизации духошой и.зни, расширению возможностей субъектных 1иэчал развитая личности в сфере культуры, развертывания гарантий ее свобода.
В заключении диссертаций подведены итога исследования, сделаны обобщающие выводы по ого основным проблема«, содержатся ряд практических рекомендаций и предложении!, опродолони направления ясоледо*вияй на перспективу, постаплоны вопросы, требующие дальнейшего изучения.
Современные ценностные представления в массовом молодежном сознании складываются, проходя путь слолишЛаоЙ социальной лоикп с прадолониом саморозорианности, ыозакчности и фрагментаркостя.
Чтобы обеспечить продвижение в направлении обеспечения большей целостности молодежного сознания о опорой на усиление взаимосвязи общечеловеческих и социалистических ценностей, следует обратить самое пристальное внимание на три круга проблем.
Во-первых, осмыслить о позиций реализма, кйк преломляется л сознании молодого поколения содержание самих целей современного общественного развития, соотнесенных со стратегией социалистического обновления.
Во-вторых, надо прадотавить себе более четко и конкретно, где мы находимся в данный момент, т.е. какова подлинная картина массового сознания и поведения молодежи на сегодняшний день. Важно иметь представление ив только с теоретическом, но и обыденном молодежном сознании. А оно, как показало социологичеокоа изложение в нашей работа, весьма и весьма неоднородно. Здесь встречаются различные типы практического мышления: неразвитое, потребительски-иждивенческое, формально-бюрократическое, скептическое и даже антисоциалистическое сознание.
В-третьих, чтобы продвинуться вперед в нужном направлении, следует отчатлг^ представлять, в чем состоят основные препятствия, где и почему наши воспитательные усилия на достигают поставленной цели. Само собой разумеется, это подлежит дальнейшему тщательному изучению.
По теме диссортащш опубликованы оладуеэдие работы: Книги, брошюры:
1. Массовое молодежное сознание: ценноотная динамика в условиях перестройки. - *М. ,1989. - 14,34 п. д.
2. Сознательность как проявлоняо политической культуры молодежи. - Баку, 1988. - 5 п.л.
3. Актуальные вопросы контрпропагандистской работы ср«ди
молодежи. Методические рекомендации. - М., 1984. - 1,7 п.л.
4. Молодежь и досуг. Материалы II Всемирного социологического конгресса (в ооавторство). - София, 1986. - авт. 3 п.л. Статья:
Б. Критика буржуазной социологической пропаганды. Тезиоы ' выступления на Всесоюзной конференции молодых ученых "Теоретические проблема развитого социализма". Секция й 4. Социологичо-окио проблемы идейно-воспитательной работы. - М., 1984. -С.70-76.
6. Роль трудового галлактива в социальном развитии молодо-кя. Статья в сборнике Института социологических исследований АН СССР. - М., 1985. - 0,6 п.л.
7. Вклад советской ооциолопш в решение социалышх проблем молодики. Статья (всоавторстве). Творетико-иатодичвокий бюллетень "Импульс". - Праги, 1985, - С.41-47.
8. Единство политической в нре>во?пшюй культуры молодежи.
- Дурная "Коммунист.Азербайджана". - Баку, 1986# - С.64-70.
9. Формирование раэушшх сотробноотой л цонноотных оряонта-ЦйЙ молодежи в условиях ускоранного социального развитая оовот-окого обдаотва. Тезисы выступлений га Всесоюзной научной конференция "ХХЛ1 оъозд КПСС и пути устранил социального развитая Сибиря". - Барнаул, 1986, - 0,6 п.л.
10. Социальные аспекты идеологической работы среда молода®». Тезисы выотушншнй на Всесоюзной научно-практической конференции "Партийные комитеты в управление ооциольнша процессами". - >1., 1986. - 0,5 п.л.
11. Молгдснь в рабочем коллективе. - Журнал "Прага-Москва",
- Л 5. Прага. - С.13-16.
12, Политизация ценностного сознания молодежи, Тезисы выступлений на научно-практической конференции "Молодежь, комсомол и
I
условиях перестройки д обновления общества", - М,, 1988. -0,79-82.
13. Молодое поколение рабочего класса: Формирование ответ-отвеннооти и дисциплины труда. - Журн. "Коммуниот Азербайджана" Баку, 1988. - С.68-74,