автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Дисциплина как нравственное качество личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Дисциплина как нравственное качество личности"
КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА . И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т.Г.ШЕВЧЕННО
На правах рукописи УДК 316.37 •
МАТВИЕНКО Ефросиния Филипповна '
ДИСЦИПЛИНА КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ' (Специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм)
■Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
К к е с
- 1992
/
Работа выполнена на-кафедре философии и культура Киевско ордена Трудового Красного гахнологического института
пищевой промышленности.
Научный руководитель' - доктор философских наук, профессо
ц.СТиГШЯ
Официальные оппонента: доктор философских наук, профессор Л.Ф.Надольны?. кандидат философских наук, доцент В-Д.Тихс-ненш
¿едущая организация - ' кафедра философии Киевского роли:«
шческого ингги ^л'а
Задата состоится " ¿('^/¿-£/¿4 г. в
на заседании специализированного "совета К 068.16.21 при Ьисэ ордена Ленина и ордена Октябрьской революции государственном университете имени Т.Г.Шевченко (252 601, г.Киев, ГСП,
л
■ ул». Владимирская, 60).
V
С диссертацией иожио ознакомиться в научной библиотеке Киевского государственного университета имени Т.Г.Ыевченко (ул. Владимирская, 58)
Автореферат разослан ' Л С -¡ч-^о г.
/! ■ * ■ Ученый секретаоь /у / ^
/Шр р! , Я
специализированного совета /—
ЭНШ ХАРЖЕЕРКСГт РАЗЭТЫ
Актуальность тета исследования, Дисциплина и самодисциплин* человеческой .тазнедеятельное?;?, --одни из важнейших элементов успешного функционирования всех звеньев социального организма, начиная от удовлетворения насущных материальных потребностей и ::гг--чая духовно-нравственными запросами людей. Сегодня нага деряава находится з стадии перехода от одного состояния к качественно иному, стремящаяся путем реформ идти к подлинной цивилизованной организованности. Лни августа /Т991 г./ засвидетельствовали, что удалось преодолеть критический момент в низки общества. главки:? образом благодаря инициативности рядовых тружеников, юс дисциплине и порядку.
Обюрокрачивание государственных структур, господство ал"~гл-стратавно-командной систеш, ослабление ссцпэльпого творчества масс приучили общество к одноварнаятностз и статичности мпкена.?. Изгнание нравственных принципов из- сферы политики и экономики, права приводят, как сзидетэльствует яага история и сегодняшняя действительность, к определенной деградации, морально.'^ упадку общества в целом. Речь вдет во гдного!» не только о необходимости политического и экономического измвнепая сяозазсейся снстэглы, ко г: о "нравственной реформа" как неотьзиледаго аспекта общественного развития п прогресса, ломке устаревших органических и функциональных структур.
Распавшийся СССР и слояавпаяся негативная экономическая стггу-апия-j когда нравственные ценности растаптываются, моральное от> ¿эниа общества необходимо кал-никогда. Возросший урозэяъ ианая народа, политическая активность лждей, келдектазоз, партий, общественных двавениНу демократизм, плпралазк мнений не .чегтт и не должен-превращаться в соцкально-нразстзэннуа- анархияв додгнз основ государственного и общественного порядка, напряженность vs.t-личкостеых, tóesEaxraoHSLtbHHx а- мэзфелагаознше отнощошй.
Валкость и. целесообразность ас следования тгее-ду^тне -hs аас тз з ной деятельности человека, его дисциплины-и морального'-поводе во многом зависит от эффективности состыковки лачнсс, кол.тгтггтз-ню: и общественных интересов. Все фора® человеческого оба^игид, как сзад-зтельствует история, не подтверждали истинного бнтзл человека только как андазида. Предметная социализация его состоя? з активной производственной- деятельности, учете затаосов лязеЯ.
з г.ггтеграцин го: разноуровневых потребностей, в чем и заключается ^-утренний механизм обновления обгцчства 2 становления^ сознательной дисциплины как-'его необходимого элемента.
3 диссертации анализируется такая важная формируемая черта человека как его материатано-мораявная ответственность за состояние дисциплины в современных условиях: в период становления рыночных отношений; -приватизации, предпринимательства и деятельности кооперативов, других форм общественной связи людей.
Проблемой, в значительной мере влияющей на нравственное здоровье общества, его облик, чистоту отношений, порядочность тех ее членов, которые стремятся к подлинно празовым, демократическим и гуманным отношениям, является утверздение социальной справедливости. Ничто так не развивает активность- человека труда, его лучшие гизнетше качества как уверенность в осуществлении этого прш ципа взаимоотношений, •• согласия и взаимооценки лвдей.
Состояние исследования темы. Диссертант отмечает, что ее ага ~из Еагдеслогизирован, заполитизирован и соответствует длительно-г<7 сущестЕсванию.адшнистративно-когландной системы в оценке врав-отЕенннх и других координат. Это -относится к многим научны;.: разработкам по вопросам дисциплины.
В историческом плане данная проблема рассмотрена в работах Генкина Л.Б., Горева В., Котелекц Е.А., Кулагиной Г.!.'., Носач В. Шацкого 2., Еинкаргзк Н.М. и других.
■ Глтересшм и методологически обосЕоганж.*.: представляется ра смотрение сущности десшшлени как важнейшего фактора трудового процесса г. соответственно анализ ее роли в познйзкии организовал ности, э^екттакого функционирования производства. Згой проблем поевягеяк работа Баркшевой А.й., Будвей 'В.£.,. Голосоьз Г .В. Гурьянова С.Г., Корельского 3.1'.,, 1,'аликина ВД., Оягжгикова Н.Е.,
Т Г» ТТ^С. »«^у р^.-т«. Г^^ч^Т^'Г! * Гг. " I' 0 4 Г ф
Зэнина К.Л., Сорокина Д.Е., Толста В. 2. и других.
"^орглноти", обеспокоенное процветанием тенегой гкоао?;2ки, с-«7дяц2в, ■ коррупции к воровства, к как следствие пад&шг«.? нравов в обяеетве, "еаейвата", что бктие определяет сознании, что основа .моральности закладываются яренде всего в экономической деятельности людей. Если акокошяеекая систем характером своег существования способствует ооверЕеяи» аморально: поступ-
ков, то 2 в их повседневной гзюаи господстгуж ложкке дараяько-этические ценности, а, еяеяователько, подлитая нравственность
зяет возродиться не з результате проповедей, а как астес-гвеяЕНй гог утверждения честшсс правил хозяйствования и поведения, ен-аботакннх мир-овой цивилизацией. Позто?.!у в соэремзнпнх условиях опросы становления и укрепления сознательной дисциплины приоб-етают наряду с экономическими важнейшее полет;яеское, органяза-коннсе и духовно-нравственное значение. •
Социально-экономический подход к выяснении сущности о'::эс:-енной дисциплины необходимо предполагает обрааэнлз к правовым орыам ее анализа. Данной пгюблеме посвадега работы Абрамовой»0.3., татанчука Г.В., Керимова Д.А., Кобец Н.Г., Король H.H., Мартья-оза Ю.А., Мцронсяяо Н.М., -Никитинского В.И., Цветкова В.З., Пзр-ака А. И.
Трактовку сути дисциплина в единстве правового ч нравстаея-:ого аспектов дазт Волков А.И., Гаврияенко Д.А., Торятакзй A.A., Ьзапов С. А., Котов А.К., Мелкушт М.Ч., Покровский Ооко—
:ов Ю.А., Щумейко Г.В,, другие последователи.
Еаиболызуз значимость для реализации целей дпссертацгошюго госледования имеют работа сощ^ально-фпяософсхого плата. Эго труд:-! огасимова С.Ф., Еабосова Е.М., Баранова М.К., Группка Б.А., 3а;-гавской Т.М., Кагана М.С.Князева В.-Я.Мавепязг*. B.C., Члхайло-¡а Ф.-й., Мирука С.Я.-, Мороза Б.И., Осдчнта З.В.. Печенела 2.А., Ьггхотного А.Ф., Скворцова Я.З.Стогяия И.П., Тихояокяо ВЛ., [анша С.М., Щербака Ф.Н.- и других ученое. Благодаря иеслэдова-пзяк данкнх авторов ваясияются объективные .-а субъективнее сгоро-еы сущности сознательной дисциплины и определяющее факторы еэ ста-ювления.
Крупный вктад в разработку пробяекз дасщзшшз внесла зару-5ежнне авторы. Эхо— Взбер М., Вилнева В., Взчев В., Лонная С,, Сиров К., Кунц Г., Марголао 1гг., НпковехпгН., Нова»: М., Па.рсо;:о Г., 8орд Т., Тейлор <з., Эмерсон Г., Якокка I.- и другие.-Погп^атн спэ-хешшси дисциплины в современных условиях анализировалось пексто-знки учеными и на ХУШ Всемирном фшюсофском конгрессе /1928 г./.
Названные подхода к рассмэтренвв сущности, путей становления i укрепления дисциплины весьма актуальны и существенны, -tío тк:г цают возможность сконцентрировать взимание на анализе тех os' ac¡~ юктоз-, которые считаются главными п, на взгляд учзыях, .вдздазгах з первоочередном решении.:
'Как--вздет, нсодноваргантянй аналгз слодесй npaíSaeaa' щюдгслй». ?ает его репзнпэ и з других аспектах. Необходимое» этого оггреда-
л-ется сдедуюгшм. Комплексный, системный подход к исследовании: обусловливается- переломный характером развития нашего обв стьа. '/.ногогранние его взаимосвязи'- политические, эконслкчесь: научно-технические, социальные, культурно-духовные и психологе нсскео - нуждается в дальнейшем глубоком и везобьеышаем акали соз^дкии нового их видения - образа, модели, системы. Но т пей анализ будет ограничен, если не рассматривать нравственную сторону дисциплины как синонима гражданственности личности. Со действие реЕению этой цели во взаимосвязи с анализом других фа торов поникания дисциплины и служит, по'мнению диссертанта, да лая работа.
Исходя из комплексности подхода к проблеме и важности от делышх - Докторов становления и укрепления дисциплины - историч ского, социально-экономического, политического, правового и др: гих в их взаимосвязи, представляет смысл рассмотрение влияния нравственных ориентации личности на формирование дисциплиниров; кости как мораль кой необходимости и потреоности лвдей, существ! кого слагаемого общественных перемен.
Лель и калачи'исследования. Изучение и анализ литература показали, что проблема дисциплины как нравственного качества л] ности в отличие от других аспектов ее рассмотрения еще не наша должного фтаосо^ско-социологического обоснования в современных условиях. Исходя из актуальности избранной теш и учитывая степень ее разработанности, диссертант ставит цельгз своего исследс вакия переосмыслить накопленный материал, углубить понимание не бс-го видения сущности дисциплины как' нравственного качества ли« ности, путем вычленения главнейших тенденций в становлении мехг низмов ее укрепления, соответствувдее современности.
Лтя достижения этой цели в диссертации поставлены следуво основные задачи:
- раскрыть поникание, сущности дисциплины применительно к новой нравственно-ценностной системе координат, адекватной трес вантат утверждаюпдасоя рыночных отношений и соответствующего морального' долженствования, исходя из процессов реальной жизни и тенденций ее развития, тех проблем, которые еще не-стата предме ■том осмысления теоретиков по данней теме. Ибо формирующиеся нот общественные отношения требуют соответствующего истолкования и перспектив материальной и духовной жизнедеятельности людей; ~вкяснеть- • связь • формирования сознательной дисциплины с
проблемой гарквнизааии интерасов личности, коллектива, сйпсства з условиях становления частного предпринигсгеяьстза, а, отсюда, возможности появления безработицы и других сопутстзусяятс летай;
- дать характеристику принципов гатерпэлъП0~?.'0ра,тз;-:сЛ отд-»-?-ственностн личности за дисциплину в социад^но-экоко'-глчес::;!:-: турах различного уровня;
- показать значениз дисшшптн з процессе- яреобразсг-а,-;:::! накего общества через призму понимания сугяосгг сояиадьноЯ crcti-ведливости сегодня и ее ролл з осущаствлокки адеагоэ чолсуп^;;-» ства..
Методологическая и источниковедческая _ос"зва. В спзЛ работе автор опирался на исследсвллмя суддос-гд дасцашпгзд -л гислетелягя, фпдософами Нового Bjc-мени, дрэдстазнгал.г~д .: :.. ;дг: . классической философии, русскжтп и уврзиниглма де-ак^атзкд.. В сертациэнном анализе уделено гктаанкэ рэбстаы Эцг са, В.И. Ленина по вопросам сувд&сгп ж рола дясцзплпян ка улу:: — khz этапах раззтггяя человеческого обдестдл.
При подготовке ддссгртаадсддой работн нсдсльга-зда дерзания огечестЕ'енЕКХ a zsg$û3smx авгорез. пряг.о ran доезг. ' - • 28ЩЩЯЦ2К проблему становления п. укрепления десиипличи д ег -траг-сгвекном гкраяэкш!» Б диссзрдзддп анаяизкрутягсп реаультатн кони-ретко-социологичеспих исследований, кафэдроЛ ííítioco-
фая.я крхьтурн ЕЖ, в юа числа " с учасгиг?« автора. а такза зиводоз, сделаяшсс учешшт АН Украины по sot t п ' ~ дщаиод: сущности и перскек-гяз становления * » - —-
Евх оф&зовазгзх содрепйЕксго общества. 3 р „о «—~ ---гордзлн соднолопнеского авгдзза ьнз'шя рос • - »
бодгшоз npcisjKSRasE Sa-npnarci " f _ «
тайской. kjPobshckciîîобластей Укрэдгпг /Х98?~т - -
раската / Моядода,. ÍS39 - ISSD-'xr«/'."
Научим новизна -дпосэргецш. состоит a зоёкзёз' цело атас г? обьяоЕ8К2я..рзгщнос2Е дксшешгш' как Ерагсгнэшего качества л;ндос-гп, выявления аспектов ее стаайвгеияи в процессе. ¡гсршгро"а;п" *;н-ночных отношений. Это нагло гкюаденпэ в положениях, его д.-"™:., г в главно?;! д следузкцагду:
- сознательная доедпиика - как ' нраьстзенноз качество
ти - с-то такая йор:ла общественной связи, единство мколяй, дузотз
к действий, которые оцределязст cnc-joa.;сть /и умение/ соизмерять цоотупки со своей совесть;?, долгой, сг: =тс;ег:цн:остью, с мнением другое лцае-й, коллектива, общества з целом, а потом поступать,
в соответствии с заработанной данным обществом соци-. ¿тьно-нразех-веккой установкой;
- под понятием "дисциплина" понимается устойчивая связь кзгду субъектом п обществом, которая основывается, с одной стороны, на идентификации из: целей, а с другой - отражает специфику реаагзлцш летных, коллективных и общественных интересов в зависимости от степени социализации личности и уровия развитая обще- реалии ees ни свидетельствуют, что само понятие "дисциплина" сознается сначала в негативно-отрицательном смысле, - от чей
хоте?,' избавиться, и только после создания соответствуюзтих условий жизнедеятельности индивиду коллективом, обществом оно осмеливается в соложтггельЕО-конструктзвном понимании;
- укрепление ^'¿сциплины предполагает переустройство прежде г сего базисных отношений, которые определяют в главном сущность
л характер теловеческого существования. Ибо считать, что все цро< лет формирования сознательной дисциплины «жжно-решить чисто воспитательными воздействиями, волевыми решениями - опасное sactoys^ нее, которое в конечном счете монет привести к волюнтаризму, игнорированию законов общественного развития;
- воспитание высоконравственной дисциплины может быть успе: ным, если оно детерминировано - личностным пониманием и'ответственностью за ее осуществление. Учитывая политическую заостренность самой постановки вопроса, главное видится в практическом воплоще кип итого средства обновления нашего общества. По мнению диссертанта, ответственность в обществе предполагает саморегуляции, с.а конаправленностьt самооценку, сакоогрркичрнге, самоконтроль, самостоятельность мышления -и действия личности, творческий ини-ггиативкый подход к делу, единство слова и^дела, порядок, организованность, добросовестность в выполнении социальною и нравстве кого долга;
- под социальной справедливостью в русле исследуемой пробл мы донимается социально-обусловленный тип связи и взаимодействия людей, отношения коллективов, общества в целом, обеспечивакшх соразмерность интересов, своеобразную-симметричность политически
-тт тплгп-пвп-ноавственной обстанова^, сбалансированность умозаг
1етаа а действий ппдивпдэз, мера равенства /и неравенства/ з хаз-:1епно судем полсзении отдельных лидей а социальных групп, оценка 2?,л различных форм жизнедеятельности, обусловленные трозне'л
гериалькой и духовной зрелости сбдзстза.- Социальная саразеа.-и-зость в глотает в себя тайге социальный и тралзна-нр~^стп5~:п;.1 яд-ад личности, коллектива, общества в целом. Однако идеал справедливости должен являться "нежелательным", то есть он совсем не рассчитан на безусловное сегодняакзз зоалоцзние, а з полис:: збъеме, как представляется, зообаз трудно дзстпзимым.
Тео?етдескзд значимость исследования определяется тем, ~го сделанные з процессе его выводы будут способствовать, по. мненал диссертанта, дальнейшему уяснениз своеобразия, сущности, специфики л путей формирования той дисциплины, которая диктуется нес-3-хсдамостья перехода от адмияастрэтззяо-кзьзндной систем к рнноч-ним отношениям. При этом сделана аопнтка уточнения таких понятай как "дисциплина" а "саьтадисютлина", "соотношение личностных, коллективных и общественных интересов", "принципы материально-моральней ответственности личности за дисциплину", "дисциплина и социальная спразедтизсстз".
Натчно-пиактич-зсаая..значат,ясть диссертации закупается з ток, что основные идеи работа направлены на определенную реализации .потребностей днльнейазго раззаггл экономической, социально-полатаче^асй, духознэгзравзтзеянрй теории и практика станозлзна;: обас-стз энной" да'сааала:а; '2 личностного понимания вазкости ее с^сг.-сенствозантг.- и утрзадания з современном обяестве» Разрабстат-г.;.*: .на основании сделан-юс выводоз рекомендации пргязнзиа а анализу яизяедеятельнсста разлэтззг годлеятазсз. псасау г.-злзяспсла-у; г.:: резерзоз, Есггаззхя з^феггггззсгз яоялзтггзнсго а гндазаду^а: го труда. Гаазеазан азслэаэза.:-:ия могут заантгаесоьлл:» г . ;-а-читает декада ас проблемам рола дазаааланз з те?.??, а "С?нсзл2~:-: сбщгстза и праастз^азсзтз4, "Лгезла ссадглзнс:* спразедлазоста -формирозана-з дасааада-зк труда"*, "^дсзаилааа/ сзсбсдг и -зггааз-тия". В помсзз руководителях мзтоладс-атэснгг. и тгоретачеса— семинаров дксс'арганаом Еодгэссзлгнз :заодачэскаэ пособия. С нпе выводы диссертации г.?згуа бить асдзльзозанн з агеаодазаг-гаа лософаа и культури, при чаеааа аусса ганзад а ссстззтстзуЕ'ааа сов, проведении соцаслогачесааа 'асследсаааай,' дсдготопаэ и дянкз производственной, технологической, ааеслсаачесазй араатта--:
Аггробзite" т;:.ботн. Диссертация со~сужд£на к одобрена на эасе-да-ло; ка5етщ ф5Косо$ии и к^эддак.К^еЙ№Ъ~-технологического института пкгезой про'^гпленностк. к кн^дрк фллэссфсг. ШК при Киев-с:-.ск госуксглроЕтеге- кт-т. Т.Г.Пеэтекхс.
Еогагеася к выводы диссертационного исследования' были' изло-гегот автором в сообщениях: ка 5 Всесоюзных - Уфа /1983 г./, Казань ДЭ34 г./. Львоз /1985 г./, Киев /1988 г./, Москва /1990 г./, на 3__респ7бЛЕканско - Умань у 1984, 1969,1991 гг./. теорогичтч-ких к
ттге ддг.евой цроигд^гекЕсстп и Л^яского педагога чес;, ого zkctstttí ría кетсдсдогЕчоcvzz: сег/хнара.-: названных институтов»
Структура диссетугаттии. Работа состоит кэ введения, четырех разделов, заключения к списка литературы. Структура диссертации определяется целью и основными задачами исследования. Поставленные диссертационные цели и задачи обусловили фалософско-социоло-гдческий анализ понятий "дисциплина" и "самодисциплина" личнос-те" в кг нравственном выражении и выяснение их места в понятий-но-категориалькой системе общественно-философской науке /раздел ] Этс дало возможность перейти к анализу структуры дисциплины, раскрытии механизмов ее современного понимания и соответствующих фал торов формирования, исходя из настоящих и будущих результатов со-цельно-политических ж экономических реформ /раздел П-1У/. Намеренный спектр проблем позволил в этих разделах избирательно подсети к тем из них, в которых наиболее рельефно отражается нрав-стьанкая сущность дисциплины.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во_ введении обосновывается актуальность избранной теми дк сегтации. Анализируется степень разработанности поставленных про л с-:.; Б-заутяой литературе. Формулируется азйь'г задачи исследования, м-згогслопгееск&я основа работыее научная новизна, практическаязначимость и результаты ее. апробации.
3 первом разделе - "Дисциплина и нравстЕЭКЯоегь" - рассмаг снвакгся методологические и -мвровозареетеские аспекты проблемы. Ь гсслегрватеаском плане дисциплина определяется как необходимость нравственного коллективного взаимодействия и индиввдуальнс го "поведения людей.
гас1шывается сущность дисциплины в современник условиях,
сгедп^пка влияния нравственности на поникание ее различных фор::. Псходш.».: пунктом диссертации является положение о том, что пулек аналп.- ксвых характеристик дисциплины, которые бы засвидетельстис-г ал и какопявзиеся в нашем обществе противоречия в ее понимании :: ' :::: j.anperemie. Речь идет о зедупих к гру6сщг и вместе с тем завуалированному нарушению социально-экономических, обществекио-поли-т:пес"гл и культурно-нравственных связей менду индивидом, коллективом и государством, к существованию бюрократических структур i: институтов, препятствующих подлинному самовыражении и самоотдаче человека труда, его способностей как субъекта самостоятельного социально-экономического действия и духовно-нравственного поведения, не кокпенсирущах его физические и интеллектуальные затраты. Это вызывает у человека искаженное представление о реальных о:ношениях, деформированное .понимание общественного мнения, моральную неудовлетворенность и даке чувство личностного страдания.
Дисциплина является интегральной составной частью.деятельности и поведения индивидов, социальных групп и классов. Поэтому изучение дисциплины будет глубже, если увязывать ее понимание с ."пзнъв конкретных, исторически определенных общественных образована, Так как поведение исторических субъектов является многоуровневом и иерархическим,» их понимание дисциплины является вертикально расчлененным а пространственным. При ее исслздованпв следует ориентироваться в значительной степени га уровень сознательности ■z характер поведения индивидов в главнейших областях человечески.. я:игнедеятелъности. Дисциплина осуществляется в ее действенное-;-:, как реальное активное звено функцюнирогзкия и ра??.и?Ея ccrjxav--
Усияение дисциплины как средство наведения долевого псрс:-ка и организованности во всех сфера): гигнедеятелькости о'г-..:.—• .: -непременное усло^ле укрепления и углублен]..- л стократ ни, ра&текюг народа, мобилизации его на пс-гнг.ение :3>зктпк:сг:п и чества во всех нгшпх начинаниях. Друтггл: ^лс^д-,;:', д*м.т\.г.;;г; »<. противопоставляется двоппшгае, орггкльогаккоегк, пор — :':'. Теп: с-того, соотношение зтих понятий Екльчаст г&к важн«:-д:п: ко.'зюнеггт социальную активность и ответственность л!:д;-й..
Процессы деьюкратизации общества и развертывание плюрализма ¡.«нений, позволяющие отщзовенно говорить о наболевшем,- вплотную подводят нас к анализу новых характеристик дисциплина, : обуслоэ~ ленных прежде всего накопившимися в яаием обдестзознашш. зроти-
вор от ей в ее понимании и недооценке отдельных форм общественного со»нания в формировании дисциплины. С-гз относится и к роли нравственности в названном процессе.
3 наие непредсказуемое время все м: съыгл;:^ с базяразотяеа-яостьм. Егду?и нн кем не .наказуемой, она укореняется; Хотя, ко мнеижо диссертанта, нравственность больше чем другая в-гу-.-
рон"его мира челов-'П'-а способствует обеспечен;"/; ссц^зл^но-ико.-г*,-миче^.кой цнецполакцросаанэсти личности, ухфед.чяе'А' сзоеос^азну:* соразмерность отиог.онкй человека с другими лздьми, о^щзоггем 1» полем. Цоогс-му становление и регуляция дисциплины тру;-.'он;:":зз г.лл их нравственного гачества - онтологически неотъемлемо сзг.К*.ткс еел отдельно;! личности, та;: и осдества в излом.
Кыбхсдюаость становления сознательно:': ¿"сггпглчны г* .^'оэм обществе на -этапе реформ не только ка:: , ко
л гге-еобразкй социадьно-нргзствениий жг.«рат:га. Гонечко реч:» яд--: я- данном случа-э но о чистом моральном долгеязтвовагпн, аь об езжалом кантонском призыве к кетафиз;шско;<у мораль«¿«у яо-ггу, г'огоркй якобы независим от спецв&веи социальных и других уедзвн;!. Это императив самой житаа жизни, который обусловливается потребностями общественной практика, и как линза (.¡ряуенрус-г интересы большинства людей.
В диссертации дается автором своя трактовка понимания сущности дисциплины, ее атрибутивных качеств. Дисциплина - понятие широкое, слагаемое многих условий. Этим и объясняется многообразие в ее понимании. Одни исследователи ассоциируют категорию дисциплины из собранием предписаний, правил поведения. Другие - обозначают ею слокившиеся привычки человека. Третьи авторы видят в дисциплине только послушание. Без сомнения, в подобных мнениях имеется рациональный смысл. Однако по-настоящему действенна и плодотворна не слепая, бездушная исполнительность и послушание - любило е детище бюрократизма, не дисциплина, рожденная нерассужлаю— Дьгл усердием чиновника, страхом ш карьеристски!.® побуждениями,. а двешшжа человека нравственно сознательного. Это действие ц по.недеже индивида, проявляющего инициативу, стремящегося к д-до-зс.-.'у поиску и разумному риску з его собственных антаресе-: и интересах субъектов совместной деятельности.
В социально-философской литературе по проблемам жчяснены оу^иесп: ц путей формирования дисциплины в ее современном понимании характерно в основном преобладание подхода, которн.1 мо;кно
назглть нормативным. В отличив от аналитического анализа, для :íj-го судастЕенкейзей является ориентация ле. столько на гш-дзл-г.г:^ реальных пронес поз я тенденций, их прачинно-следст зенит: л сл>-"ev.Kux связей, сколько иа обоснованна "должного" - зела-.'оль-и.: ил л адзальшг: ?.юделзй мпропресбразования. Но orno только пр ддлке нотглатязкогэ подхода к ресешо этого вопроса модет ¡:р,;л > :т: у с rib'1":1:;-' л практически:! s ■•
Результате этого -.дуальное монет выдаваться за реально:?, а лс :-".•энстгл'кпее нередко приобретает статут суде го.
В по;:."'vi™л д-лсдиплины как нравственного качества л:^:-::: т сулоох'зогкгле значение :г.:зег ссотноиение ролл материальных л :о; л:,-5г.гс стимулов о?;: формировании новой модели экономики, из у-..-не ни-с:: !, политичесрой к духовной зизни обдзетва. 3
л ис-дяк; '.за^тся, что протешет явление {.птерналы-ос: : .".:*vv-.'o?. се; злня ведет к недоодекяе того факта, что з
г.атэрпплькое возяаграздзкпе в его различи: проявлял":, ; : sscasüceii социально-экоиомичсской категорией, б: ¡л л
••'•г:-'.", без выражения его в моральном, воспитательном л-*л. , :.лгериальное вознаграждение, это, по сути, акт индивидуалу.---.-.:• присутствия, тогда как человек, яэ длись общественным объективно требует и общественного признания. 11мен~о эг/ луни '-л и. во ,'3oro..i восполняет моральное чосдрение :í обдеотленнзе лл.л ч-нле.
Таким образом, дисциплина пак праыствзнно* лачепчво лу-л -та представляет собой социалько-пэлпт^лееклЛ к дуло зло-еле.;■■■■ = •■-гШЛ .Зеномен, покганлз которого является иепремБяздм лляга-т к-( успеха происходя::!;« процессов, во в ко;-i обсазозакных л;лулл:::-Е?л. Наметенный спектр проблем анализа дисциплины даег вот поста избирательно подойти к некоторым из нгс, да;:* л •. • •
р-.т»ефго отряЕаэт захчейпиэ сторс:и д срезы пзтп"гулл ц -у-...í -г.тирозана.1 дисциплины как нравственного качает .-а
В-,у>гой ^-л-уел дисеерт-.т/и - "Сознательн:« лл:д:лу:;л. :: г . -лочпзац;:.-: акг-зрэесэ личности, коллектива л облезт-?.-' - л;;.- •:.•. • анализу <fop".: л 'гетодоз состыковки личных, нслл0кт:сз::д;:: :: : з*ш:ых дягер^езз з различных социальных образованиях. Прг.? л; гярмоназаяля з понимании дисциплины слоззн з цроттаорсчлз. Г;-. азсовсадг>;ив интересов разлзчкых ссаияльг-эх групп и -пгл
длзкдов з реальной жизни зачастуя np^irrr гс ло-ла:-:" з~-> 'тгот'со-Р9Ч32Ж друг Другу излей я, ССОТЗЗТСТВЭГДГО, ООУПЛ^ЗЛЛЛЛг: \ЬУХ2~
:'-lia-e поведение людей. Ф.Энгельс отмечал, что в диалектическом пгг.ти: оречип все противоположности переходят друг в 'друга через посредство промежуточных членов". Таким звеном, опосредущп-/ , г г «гзь иа.-ересов оодества и личности, является прежде всего кол-
Коляектиз представляет собой определенную совокупность ип-давалзв, ойъедине-нгкх обпей производственной иди другой социальной , зюномпче-ской, патетической, духовно-нравственной целгэ реализации своих возможностей- г получения соответствушего вознаграждения в. мат ер каль ной и моральной форме. Социальная практи-rt- с-аве?елгствует, что возможности каждой личности, созидгтель-• •::-'*. сьаргкя человека, его сознательная хисципликирогакность пат-о всего раскрывается реализуется именно б трудезих коляекти-• . 5 к:;:; дисциплина каждого работника "лере-пдазля'.*ся" i ксд-л: чтивчто значительно усаливает его органа-уда::.. и творческий потенциал. И, наоборот, '¿рудовой коллектив любого ранга с направленно ст и действия как основное производственное- и в оолита-тела-нее звено общества, играет репапцую роль в становлении сознательной аксциа :инк ?.ai нравственного качества личности.
Ивер Тейар де- Гарден заметил, что "существовать полнее - зт вое бслх-ае о съе линять сл''^. В коллективе происходит становление суакосгках качеств личности, (¡армируется должное отноаенее к труду, вьтабатцьается умение сочетать лимане и обаествеккне интереса, nosrr-HBhiis иаейко-нравстьенгаге качества. Прач-ч, приоритетeos внимание к катлектпБИстским гачалам вовсе не osna-
vc-iaa, предполагает их, иоо подшйшй коллектив коке? родихвея только из творцов и эффективно функционировать благодаря им, ко-ïc.pae заботятся и о себе, п о других.
В диссертации прослекивается диалектика взаимосвязи идейко-в~ as ств-вн-с в-с и ссд;а.тьЕС—мавчал'^льного воздействия: /еосхкодексе одета и дола/ на сознание и жизнедеятельность'ладей в процессе становление: а'укрепления дисциплины. Ибо не секрет, что у кногаа индивидов "засел" в- (.щелях синдром декларации вместо дела. Там, где практические дела подменяются призыва;.:и к лозунгами, где ело-
1 Энгельс Ф. Диалектика природа // Маркс К. . Энгельс ф. -
Соч. 2-е изд. - Т..20. - С.527.
2 '.. П.Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М. : Наука, IS87. -
G.S7Í "'"
за отрываются от земной основы, где нет незамедлительного жесткого, но справедливого спроса за порученное дало» там имеет место такое положение, когда одни люди добросовестно работают, а другие лишь создают видимость творческого труда. Ибо треск слов -?тэ еще не гул истории и не поступь времени. Если раньте на почве разрыва слова и дела рскдался цинизм, то теперь - социально-политическая и духовно-нравственная мимикрия. Расхождение между словом и делом заключает в себе конфликтные моменты между разноуровневыми интересами, проявляющиеся в их различной направленности, в разной степени совпадения личностного понимания сущности дисциплины с общественным.
Б нынешнее'время, которое характеризуется сложными, а зачастую и драматическими процессами становления дисциплины как нравственного качества личности очень ваяно не упасть в прожектерство, когда почти сразу же после провозглашения и принятия ■нут-ных решений кдем немедленных и обязательно осязаемых результатов. Это, по.мнению диссертанта, самый явный признак прояектер-ства. А его негатившейшим следствием, как своеобразной закономерностью, следует подгон действителрности под желаемые реалии и т.п. В результате появляется чересчур усердное втягивание завтрашнего дня в сегодняшний, что в свою очередь ведет к потере чувства реальности, к перекосам в сознании и поведении ладей, тс упованию на чудеса. 3 особенности это.касается базисных отношений. -
Чувство собственности обладает мощной силой, ко далеко не всегда созидательной, нравственной. Го есть, акцентирование только на экономические факторы развития современного общества: при-гатгзгцЕК", частнособственническое предпринимательство, как птка-зат опыт "перестройки" и сегодняшнее "обновление" бывшего Союза • .мяу? позлечь кепредсказуе&вге гфавственные издержки. Уничтожен':* • частной собственности не устраняет•ее "жажды".
Неразвитость процедур осуществления суверенных полно^с-гх трудящихся управлять общественной собственностью, способствовала • возникновению условно-распорядительного перекоса всего соци&ли-. сткческого хозяйственного механизш,'осяайленшо дисциплины, которые, :сак оказалось, нельзя компенсировать бкрократическимк методами: прежде всего наращиванием и централизацией аппарата управления. Не трудящийся человек являлся хозяином, созданной им собственности, а по сути монополистом ее стало обезличенное государство. В результате в сознании целых слоев населения домшт-
ровалось отчужденное отношение к государственности и определяв-шх ею форм хозяйственности.
Причины этого негативного явления надо искать не та поверх™ ности, не в отдельных социально-экономических ошибках, а в глубине общественного бытия и духовно-гфавственного сознания. В егере базиса такой причиной стада абсолютизация государственной собственности, приравнивание ее к высшей форме собственности - общенародной, что на деле, обернулось приматом администрирования, расширением пространства для бюрократизма. По сути, обществзнная собственность сегодня - это только звфкэкизм. В действительности, основное национальное богатство у нас - государственное.
Е диссертации критикуется мнение о возможности полного совпадения интересов отдельных людей, коллектива и общества. Обосновывается мысль, что 'такие представления лакируют действительность , подгоняют ее под зшгаеэдю цель. Решение этой проблемы во всей эе многоаспектностя - это пока вопрос будущего. Для его.реализации требуется и будет требоваться ропотливая работа и определенное, по-видимому, длительное время.
Третий раздел - "Принципы морально-материзлйкЪЭ. ответственности личности за. дисциплину в трудовом коллективе"., посвящен анализу соотношения категорий "ответственность" и "дисщшйша". По мнению диссертанта, в исследованиях данной проблемы не всегда прослеживается соответствующий анализ социально-экономической, полй— •• тической и духовно-нравственной иерархии этих понятий. Ибо в различных срезах социально-философского анализа категорий, "ответственность" и "дисциплина" их значение, соотношение и соподчинение меняются.
Методологически правильным, считает диссертаЕд, будет понимание того, что категория "ответственность" более широкая по объему, неишш "дисциплина". Ответственность означает в этой связи преяде всего способность личности взять на себя обязательство не только отвечать за свои действия, но и осознавать, принимать на себя вину за возможные их некелательные последствия. Вместе с тем обосновывается мысль, что зачастую эти понятия предстают в сознании,' деятельности и поведении, человека как соотносительные и од-нопорддкоше: дисциплинированный, в подлинном сшсле ахова, че-доден олдеврвмзипо ответственней и наоборот,
В плаце диссертационного исследования определяется катего-ддл :,;.дгтернальд0-ьд,радькая ответственность" как .: ■"-■.:■-
• • - 15 -
ция на сложную взаимосвязь элементов конструируемого общества, способствующего четкой организации деятельности отдельных людей, трудовых коллективов. Она во многом, определяется выбором индивидами наиболее рациональных организационЕШх, управленчесзслх к непосредственно деятельных форм, средств и методов, влияющих на приумножение личного, коллективного и общественного богатства и умелого их использования. В ответственности отражается-социально-нравственная оценка деятельности человека и его поведения с точки зрения как коллективных, так и общественных интересов путем выявления и сопоставления реализации индивидом главных политических, социально-экономических, духовно-нравственных категорий, законов и предписаний.
Материально-моральная ответственность за состояние-дисциплины представляет собой специфическое общественное отношение, которое имеет сложный, противоречивый характер. Око формируется на основе последовательного взаимодействия трех основных частей, в единстве которых только и ?.«ояно понять его специфику. К ним лш-но отнести: сознание долга, сформулированного в нормах морали и праза; оценку поведения личности и ее социально-экономических, духовно-нравственных характеристик, определяеьих адеиякстрацией, органаш государственной власти, общественные организация?®, а также самой. личностью в соответствии с нормативно закреплеквы^ критериями. Третье, что евда вюютается, это - вду?,низов, требовательное и ответственное отношение к выполне-ппэ служебных и общественных обязанностей работников, а такне мер воздействия за вд недисцпплакирогаккосхь.
Анализ эффективности функционирования производственных коллективов, других £орм'организации общественно-полезной деятельности, ответственности ее субъектов предполагает, ■по-видимо.'-у, только ее систегоюе понимание. Диссертант выделяет принципы' регламентации и усиления ответственности личности.за дисциплину: -
- отношения ответственности за дисциплину в коллективе предполагает увязывание отдельных элементов /работников с целостностью /коллектив/-как взаимодействующей и взаимоответственной си'стемн;..
- оценку ответственного поведения индивида дают преядё все-, го контрагенты /другие субъекты/ совместной деятельности. Однако сук.арная, поощряющая /негативная/ оценка ответственности за дисциплину дается коллективом, тем или иным сообществом лвдей, уста-
нашивается соответствие сущего и'долевого, и главным образом достигнутого и ожидаемого с точки зрения интересов, планируемая к соответственно реализацией данным социумом;
- понимание ответственности за дисциплину как нравственного качества личности связано, с одной стороны, с осознанием долга за выполнение обязанностей, а с другой - ориентированием на оценку так называемого ее отклснекческого поведения и деятельности;
- первоначальная оценка уровня ответственности за дисциплину :: црадде всего за-самодисциплину выражается в нравственной самооценке, то есть, в понимании и исполнении своего долга ь соот-г-^тотвш: с установками, нормами, трудовым законодательством и традициями коллектива, которая реализуется э конкретно осознан-
поступках, в результатах личной деятельности;
- ответственность сщшввда за дисциплину проявляется не только з производственной деятельности, но и •определяется его влиянием на становление высших духозно-нразствеиных ценностей л идеалов .
В работе исследуются сущность и структура длецшшша в ее нравственном выражении такке через по шагание даалэктакг категорий "свобода" и "ответственность".
Дисциплинарная грань свободы - это часть свобода как внутреннего- самосознания и действия нндЕЕЕда, когда стремление к осуществлена» избранною направления деятельности, проявляется з осознании-и исполнений той или иной формы необходимости. Отсзода, свободная десцшеее - ■ специфически человечзская еозькееооть салаг-» еоэанностп сознанея. волг и Еравствзвшпс сек человека в процессе ■ его^целенаправленной и -целесообразной деятельности другакц сло-'ваш, -вто осознание веобходедзетв самосгоягельного ос^сжвшея личностью выбора, возюжность ердкязее ред-энзш е еоплошесе его в конкретное практическое Действие.
Свобода личности неотделима от ее ответе х .. л об-
ществом, коллективом за .'свов. деятельность, а ь г.*. < обусловливается, то есть свобода человека вовшзжа ляеь через воспитание у него чувства ответственности. В свою очередь ответственность, является залогом личностной свободы. Свобода - это предпосЕлка",отБетствзнноогЕ. Обосновывается мысль,' что ответственность. предполагает '.свободу, а свобода означает ответственность.
Этим во многом определяется понимание такого сложного нравственного феномена как культура ответственности. Она мтогокгрна-и обусловливается как общесоциальным опытом, так и личнос-г-вт^ пониманием, чувственностью человека, абстрактной формой -познания. Культура ответственности за дисциплину в ее нравственном выражении предполагает принятие решений со знанием дела и умение выработать адекватную этому моральному решению форму личностного поведения. Она включает в себя также способность и готовность человека- к переходу от намерения к осознанному действию с целью достижения планируемого результата. Подлинная ответственность работника начисто перечеркивает такув позицию личности, которая именуется и квалифицируется как "благое намерение".
Анализ культуры нравственной ответственности за дисциплину включает в себя и такие характеристики личности как ее сознательность, единство слова и дела, реальное поведение индивида, другое.
В работе дается также анализ сознания и поведения ладей, действия которых являются аморальными. К кегативистскому пониканию ответственности за дисциплину относятся не только прямая халатность, неисполнительность, но и голословные обещания, демагогическое отношение к высказанному слову, его несоответствие внутреннему убеждению человека, а потому и не рассчитанного на прак^-тнческое воплощение, предложение беспочвенных идей и т.п.
В четвертом разделе - "Утверждение идеалов социальной справедливости как фактор формирования дисциплины" обосновывается шаль, что одним из важнейших условий становления и функционирования новых государственных образований и их содружества является коренное обновление социально-экокомичсской, политической и духовко-нразствеяной жизни на. началах реального демократизма и гуманизма. Как предпосылка и суть этого процесса - утверждение в самосознании лкгсй общечеловеческого понимания социальной спрагсг-
л-еостк.
Утверждение социальной справедливости стало задачей, слагавши программ современных прогрессивных политических лидеров. Исходя из значимости ставящихся в исследуемом направлении вопросов, диссертант включает в экспликацию категории "справедливость" понятие "контроль масс" в ее различных формах, как одной из важных характеристик современной человеческой жизнедеятельности. Многие ученые и политики в контроле масс видели и видят одно из сущест-
веннейших средств противопоставления субъективизму, произволу, злоупотреблению властью, групповому и индивидуальному эгоизму, хищениям и т.п., что, без сомнения, является определенным гарантом дисциплины.
Понятие "социальная справедливость" анализируется диссертантом во взаимосвязи двух важных аспектов: социально-экономического и духовно-нравственного. Первый из них предполагает долину® социально-экономическую направленность хозяйственных решений и действий соответствующих государственных, общественных, кооперативных и других организаций в плане заботы их' за материальную обеспеченность людей, их социальной защиты. Второй аспект страхует моральную оценку, вклад личности в кизнедеятельность социума, роль в этом процессе общественного мнения.
Имеет смысл говорить о целой системе принципов социальной справедливости,. основными из которых будут: в экономической сфере - всеобщность и обязательность труда для членов общества: "От каждого - по способности, кандому - по труду"; в политической -народовластие,, равноправие, свобода личности; в духовной - общедоступность, бесплатность культурных благ, гуманизм, свобода научного, технического, гуманитарного творчества.
3 современных условиях появляется реальная возмоаность установления прямой зависимости между тем, что индивид /или социальная группа/ дает обществу и тем, что получает от него. Идеалы социальной справедливости приобретают статус регулирующих факторов- во взаимоотношениях человека с коллективом и обществом в целом лишь в том случае, если они .воспринимаются как отдельным индивидом, так и той социальной средой, в которой он кивет и тру- -дится. Учет этого обстоятельства позволяет осуществить контроль за мерой труда и мерой.потребления, согласовывать личные, коллективные и. общественные интересы. Ибо нарушение органической связи мекду ними не только деформирует отношение к труду, сдеркива-ет рост его производительности, но и ведет к искажению самих принципов социальной справедливости, а это уже вопрос не только экономический. Он обретает нежелательную социально-политическую и нравственную окраску.
Принцип "От каждого.- по способностям, каждому.- по труддг" в деле укрепления дисциплины-не существует и не применяется б чистом, абсолютном-виде и на данном этапе развития общества, его еле-
дует пока рассматривать как своеобразий идеал. Данный принцип состоит из двух частей, отражающих соответственно требования общества /"по способностям"/,и то, что оно дает индивиду /."по
— ir /
а у.' <-ч» ! •
В заключении подводятся итоги исследования и указывается направления дальнейшей разработки проблемы формирования дисциплины как нравственного качества личности в нашем обществе.
Основные положения диссертации отражены в следующих работах:
1. Зябкин В.А., Матвиенко Е.Ф. Важный фактор формирования политической культуры студенческой молодежи. Тезисы доклада на Всесоюзной науч.-метод, конф. - Казань, 1984. - 0,2 п.л.
2. Мирук С.Я., Матвиенко Е.ф., Ковтун A.M. Перестройка всех форм общественной низ ни - историческая необходимость обновления социализма. - Киев, I9B8. - I п.л.
3. Матвиенко З.Ф., !йгрук С.Я., Ковтун АЛЛ. 1,'сраль и ее роль в перестройке социалистического общества. - Киев, 1988. - I п.л.
4. Матвиенко Б.Ф. Актуальные проблем развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. - Киев, 1988. - 3 п.л. /в соавтор./.
5. Матвиенко S.S. Активная, целостная, сильная солгатьпая политика нащего государства. - Киев, 1988. - 3 п.л. /в соавтор./.
6. Матвиенко 2.5. Перестройка и нравственность. - Киев, I33S. - 5 п.л. /в соавтор./.
7. Матвиенко Е.Ф. Социалистическая дисциплина как предпосылки форкирозанк« гяорально-психологического климата в коллективе-. Тег.иск реем. науч. конЬ - ^глеяегд:, - 0,2 п.л.
В. L'.':•. к:.: .Tr.rrov
;r.r«e«ror д-гогдгплигд: Тсзис:; i;'.-.:.-;, клуч.-лрг-^-,'. -г-:, -
У'-аъ,. - г ,2 г.,л. ■-■-•■■■■ '
''-г;-ук С.л., 5.v. Проблема фршрозаннч
тхзцости в современной гжлолекг. - Тезисы-доклада на Всс-соэзко': !'С.уч.-ппа;сткч. конф. - Москва, 1091. - 0,2 п.л.
} )//■/" - - - ' ¡JíiCCUtl?
Ü'
Подписано к печати 25.03.92 г. :"';ч,л. 1.0.__Зормат 60x84/16. Тираж 100 экз
- РОС,