автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Формирование нравственной культуры студенчества

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Багаутдинов, Айрат Маратович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Формирование нравственной культуры студенчества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование нравственной культуры студенчества"

На правах рукописи

БАГАУТДИНОВ АЙРАТ МАРАТОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

УФА - 1997

Работа выполнена на кафедре философии Башкирского государственного университета

Научный руководитель - член-корреспондент АН РБ,

доктор философских наук, профессор Садыков Ф.Б.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Валеев Д.Ж. кандидат философских наук, доцент Антошкин В.Н.

Ведущая организация - Уфимский государственный авиационный

технический университет, кафедра философии.

Занята состоится 5 декабря 1997 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 064.13.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г. Уфа, ул.Фрунзе,32.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан 4 ноября 1997 года

Ученый секретарь » х

специализированного совета у

кандидат философских наук, ()|' Р.М.Тухватуллин доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.Решаюшее значение для оценки состояния нравственной культуры имеют не абстрактные сопоставления различных типов культуры.а конкретный анализ самой нравственной культуры , ее возникновение и развитие в рассматриваемую эпоху.Такой анализ убедительно опровергает точку зрения тех,кто пытается умалить сегодня значение нравственной культуры.выдвигая на первый план религиозные ценности.либо ценности, связанные с достижением материального благополучия. В этом плане наше обращение к проблемам формирования нравственной культуры студенчества ярко высвечивает многие противоречия и источники современной духовности, ее различные ипостаси, одной из которых, вне всякого сомнения, является культура формирующейся личности, особенно -"ядро" этой культуры - нравственность.

В условиях, когда многогранность социальных отношений и связей значительно возросла, обострились многие общественные противоречия, ранее считавшиеся неантагонистическими, усилились диспропорции между культурой и нравственностью как общечеловеческими ценностями, с одной стороны, и социально-групповой поляризацией ценностных ориентации - с другой. Сложилась ситуация, когда происходит формирование разных культур не только внутри одного общества, но и часто внутри одной и той же социальной группы или слоя.

Жизнедеятельность современного студенчества происходит в условиях реформирования высшей школы. Содержание, масштабы и

темпы осуществляющихся в ней преобразований во многом определяются сознательным и инициативным участием в этом процессе самого студенчества.

Существовавшая в нашей стране на протяжении десятилетий тоталитарная система осуществляла жесткий контроль за инициативой и творчеством личности, сознательно сужая тем самым рамки студенческого самоуправления, следовательно - его самосознания. Ведь студенчество характеризуется прежде всего своей наибольшей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, что составляет важнейший критерий его нравственного самосознания. Пртл отсутствии этой нацеленности студенчество перестает быть многогранным общественным образованием, раскалываясь на множество групп, объединенных лишь формальной целью получения диплома.

В ходе реформирования системы подготовки специалистов предстоит восстановить гуманистические и общечеловеческие приоритеты в содержании процесса обучения, преодолеть авторитетно-вербальную систему взаимоотношений студента и преподавателя, помочь студенту стать активным субъектом учебного процесса.

Проблемы, связанные с реформированием высшего образования являются не только российскими, но и общемировыми. Не снижается неудовлетворенность тем. как обучает и воспитывает высшая школа. Это относится не только к России, но и к странам Западной Европы [1] и США С2].

1 . Эволюция Форм подготовки специалистов за рубежом.Научно-аналитический обзор. //Под ред. Можаевой Л. Г. К.: ИНИОН РАН. 1996. -С 52 2. Там же. - С 21.

Вместе с тем в России в условиях переходного периода процесс реформирования высшей школы сопровождается ухудшением материального положения основной массы студенчества, ростом неуверенности в возможности трудиться по избранной специальности, что приводит к увеличению социальной напряженности в молодежной ,особенно - студенческой среде.

Усиление негативных факторов в экономике страны и во всех сферах духовной жизни общества сопровождается ослаблением культурно-просветительской работы, приводит к потере нравственных ориентиров у значительной части молодежи, к обесцениванию важнейших человеческих ценностей.

В настоящее время на первый план выступила финансовая проблема. Из средства развития личности потребление превращается в самоцель, сводя на нет свободное время, необходимое для самовоспитания и творческого развития . Такие проявления высокой нравственности. как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и к самому себе, отходят на второй план.

В студенческой среде налицо усиление мировоззренческого и нравственного кризиса. Катализатором этого разрушительного процесса выступает целый ряд молодежных средств информации, пропагандирующих преимущества западного образа жизни,индивидуалистическое поведение.Эти "средства" внедряют в сознание молодежи сомнения по поводу прошлых успехов нашей страны в разных областях жизни. Вследствие этого растет отчужденность многих студентов от культурно-исторического прошлого, разрушается привлекательность нравственных идеалов.

В современных условиях необходима выработка новой системы формирования нравственной культуры студентов. Это важная состав-

ляюи'ая процесса становления будущего педагога, инженера, врача, юриста. Необходимо органически связать профессиональную подготовку и формирование более высокого уровня нравственной культуры. Только в этом случае молодой специалист будет способен участвовать в совершенствовании общества.

Современные исследователи студенчества подчеркивают необходимость обращения внимания на проблему формирования нравственной культуры студентов. [1]

Исходя из вышеизложенного, исследование проблем формирования нравственной культуры студенчества, его социальных к нравственных основ жизнедеятельности создает возможность более эффективного решения задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, обновления всей системы российской высшей школы.

Нравственная культура - важнейшая составляющая процесса становления будущего педагога, инженера, научного работника, врача, юриста, художника. Профессия и нравственность - органически взаимосвязанные феномены.

Степень разработанности проблемы. Интерес к разработке понятия нравственной культуры особенно усилился в 70-ые г.г., что связано с целым рядом причин как объективного, так и субъективного характера (крах сталинской диктатуры и время "оттепели" создали предпосылки для исследования духовной составляющей справедливого общества, обострение же противоречий социализма в ус-

1. Анисимов С. Ф. О крайней необходимости этического образования студентов в университете. // Вестник МГУ. Серия.Филосо-' фия.1Э96.М 2. С.67-68; Социология молодежи. Учебник. //Под ред. Лисовского В. Т. Санкт Петербург. 1996.- С. 169.

ловиях жесткой системы запретов толкало обществоведов в основном к концентрации своих усилий вокруг эстетических, нравственных и историко-философских проблем).

В работах Архангельского Л.М., Бакштановского Ei.И., Бачини-наВ. А.. Валеева Д.Ж., Волченко Л. Б.. Ганжина В.Т., Гусейнова

A.A., Дробницкого O.P.. Иконниковой С.Н.. Когана Л. Н., Коблякова

B.П., Рыбаковой Н. В., Садыкова Ф.Б. был заложен фундамент для системного анализа понятия нравственной культуры. При этом следует учесть, что многие из этих авторов за редким исключением (Д.Ж.Валеев, Коган Л. Н., Садыков Ф.Б. и Уледов А. К.) нравственную культуру в основном оценивали в плане исследования нравственного сознания.

В 80-ые г.г. в изучении нравственной культуры произошел поворот в сторону исследования проблемы духовности. Работы Аниси-мова С. Ф.. Арнольдова А. И., Бачинина В. А., Библера В. С., Волченко Л.Б., Галкиной И.М., Лукьянова A.B. способствовали выявлению существующих связей между понятиями нравственности, культуры и духа.

Необходимость разработки проблемы нравственной культуры стала особенно остро ощутимой на этапе коренных общественных преобразований в современном мире. Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентации изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, нравственного и социального в жизни человека и общества. Однако не так много работ, посвященных анализу современной нравственной культуры личности и особенно проблемам ее формирования в студенческие годы. В этом плане можно выделить работы Крыловой Н.Б.. Недели Л.И.. Рувинского Л.И., посвященные отдельным аспектам нравственной культуры сту-

денчества.

Наиболее весомый вклад в исследование формирования этой культуры внесли работы Астахова В.И., Байгильдина P.M.. Ветошки-на А.П., Галимова Б.С.. Зборовского Г. Е., Иткуловой Л.А.. Карамы-шева Э.А., Лисовского В.Т., Руткевича М.Н.,Тухватуллина М. Н.. Турченко В.Н., Яковлева И. П.

Проблемы оптимизации формирования нравственной культуры рассматривались в работах: Б.Г.Ананьева, Ю.П.Азарова. А.А.Бода-лева, Л.Б.Еолченко, И.И.Зарецкой, В.К.Елмановой. Л.А.Журавлева,

A.М.Зимичева. Р. Б. Панаева, Н. В. Кузикпюй, Г. И. Кихалевской,

B. Н.Мясщева, Р. Т. Насибуллина, , К. К. Платонова, А. А. Свенцицкого, В.А.Сухомлинского, Н.Ф.Талызиной и других.

Теоретические проблемы формирования нравственной культуры анализируются в работах Д.М.Азаматова, В.Н.Антошкина, B.C. Барулина. Д.Ж.Валеева, Б. С. Ерасова. С.Ф.Елисеева. В. М. Розина, А. Н. Ро-товского, Ф.Б.Садыкова, Ф. С.Файзуллина, А. К. Уледова и других.

Анализу развития культуры, ее роли в нравственном формировании личности посвящены труды А.И. Арнольдова. А.А.Ахмадеева. Л.Р.Когана. А.И.Титаренко, А.А.Гусейнова, А.С.Батищева. Л.А.Ширяева и других.

Вопросы формирования нравственной культуры прямо или косвенно затрагивали В. Н.Бондаренко. Ф. А.Гайсин. Дж.М.Гилязетди-нов. А. Ф. Кудряшев, М. К. Мамардашвили, Д.А.Нуриев, В.Н.Финоген-тов. В. С. Хазиев и другие.

Большую группу составляют работы, посвященные проблемам гуманизации, гуманитаризации высшего образования. К ним относятся работы Ю. Н. Дорожкина. И.С.Иткиной. А.Б.Курлова, И. М. Орешникова и других.

Однако сам по себе аспект формирования нравственной культуры у студентов еще не получил достаточного осмысления, особенно в контексте понятий духа и духовности. Этот генетический аспект нравственности и определил цели настоящей диссертации.

В качестве объекта исследования выступает современное студенчество как сложное и претерпевающее динамичные изменения социальное образование и его нравственная культура. Предметом исследования является генетический аспект нравственной культуры студенчества.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является социально-философский анализ формирования нравственной культуры студенчества как сложного и многогранного социального образования на современном этапе развития российского общества, раскрытие нравственных и духовных основ его жизнедеятельности.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:

- выявление социально-философских оснований нравственной культуры современного студенчества;

- раскрытие критериев духовной и нравственной культуры;

- анализ состояния и особенностей развития духа и нравственности студенческой молодежи;

- определение путей и средств формирования современной нравственной культуры студентов;

- выработка практических рекомендаций и предложений по улучшению духовно-нравственных сторон жизнедеятельности студенчества.

Методологическая основа и источники исследования. Диссертационное исследование базируется на основных положениях философии

образования и воспитания,на идеях., содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов,педагогов по проблемам психических и духовных основ нравственности человека.Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании нравственной культуры.

Источники диссертации: труды выдающихся философов прошлого и настоящего, периодическая печать.

Эмпирическую базу диссертации составили статистические данные , материалы социологических исследований, учебные планы, программы. В работе использованы результаты исследований , проведенных совместно с сотрудниками кафедры социологии Башкирского государственного университета, в которых автор принимал участие .Автором также было проведено социологическое исследование среди студентов дневных отделений вузов Башкортостана. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса.

Элементы, составляющие научную новизну диссертации .состоят в раскрытий следующих положении:

- обосновано, что современный процесс формирования нравственной культуры студенчества характеризуется разрывом между ценностными ориентациями и нравственным идеалом; выявлено, что преобладающим в духовной жизни студенчества является полицентризм ценностей с характерным для него эмоционально-рассудочным видением реальности и абстрагированием от душевных переживаний;

- выявлено.что характерной чертой современного нравственного сознания студентов является рационализм.Все чаще для принятия решений студенчество руководствуется не столько моральными постулатами. сколько конкретной рациональной выгодой,эмпирическим

- и -

рассудком.

- показано, что в студенческой среде налицо кризис нравственности, а также поляризация типов личности студентов, являющаяся объективным основанием для создания конфликтных ситуаций в вузе,в отношениях между молодежью,обществом и государством. Наиболее распространенное явление в студенческой среде - индивидуализм прагматического типа. Усиливаются эгоцентрические настроения.

- выявлена необходимость четкого определения ориентиров нравственного воспитания молодежи,в частности студенчества, выработки усилиями ученых новой концепции нравственного воспитания

wnnnntvww ггимтчлооимисмд ur.nua г.оо пит л тд пптпо^ипгти

J »«1 I L*i-><_4iULl\0 Д liUUPtO р I* i iX II ii U J JJu v'U ^ О 4)1.

- обосновано положение о необходимости изменения культурно-воспитательных функции преподавания, повышения ответственности преподавателей за формирование культурно-нравственного облика будущих высококвалифицированных специалистов в условиях углубления духовного кризиса российского общества.При преимущественно негативном духовно растлевающем воздействии средств массовой информации на молодежь преподаватели вузов призваны, преодолевая духовную сумятицу в собственном сознании,помочь студентам ориентироваться на общечеловеческие ценности.

- определены наиболее приоритетные направления формирования нравственной культуры студентов: этическое образование и воспитание (формирование убеждений путем борьбы с любыми формами обмана - благочестивого и неблагочестивого), гуманитаризация всего образования (укрепление кафедр гуманитарных наук вузов, фунда-ментализация преподаваемых дисциплин и т.д.), повышение роли довузовской подготовки студентов . создание методических советов.

определяющих содержание и направления нравственного формирования через преподавание специальных дисциплин.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии сущности.содержания .характера и особенностей процесса формирования нравственной культуры, выявлении основных факторов.

средств, методов и форм.воздействующих на. формирование нравственной культуры студентов, их соотношения и взамозависимости , что может быть использовано в выработке теоретико-методических основ формирования нравственной культуры и в процессе проведения научных исследований .

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании процесса формирования нравственной культуры в вузах, в разработке учебных планов, программ, учебных пособий.в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении учебно-воспитательного процесса средствами нравственного воспитания.Некоторые конкретные рекомендации . разработанные в процессе исследования .использовались при проведении занятий со студентами кафедры социальной работы Башкирского государственного университета.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры философии Башкирского государственного университета в мае и октябре 1997 года . По итогам обсуждений рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах, прочитанных на шести научно-практических конференциях, а также в пятнадцати опубликованных научных статьях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух

глав( по два параграфа в каждой), заключения , списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, определяются цели и задачи исследования, раскрывается его научная новизна, практическое значение основных выводов, результатов и рекомендаций, содержащихся в диссертации.

В первой главе "Теоуеттко-кониетщаяьные основания исследования нравственной кцяыт/ры"основной акцент сделан на социально-философских основаниях и основополагающих критериях духовности и нравственной культуры студенчества переходного периода.

В первом параграфе настоящей главы "Понятие нравственной культуры в системе социально-философских оснований человеческой деятельности" отмечается, что при выяснении сущности нравственной культуры важно определить следующие понятия : "мораль", "нравственность", "духовность", "культура".

В мораль, по мнению Д.Ж.Валеева, оказывается включенной и нравственность. Последняя есть поведенческая сторона морали, т. е. понятие "морали" шире по объему, включает в себя и "нравственность".

Трудность определения понятия "нравственная культура" заключается в неоднозначности определений культуры и морали. Однако введение в философский обиход данного понятия представляется важным в связи с тем, что, во-первых, с его помощью конкретизируется понятие "культура", а во-вторых, данное понятие, отражая

ценностное содержание морали, конкретизирует функциональное назначение самой культуры облагораживать и совершенствовать все стороны человеческого бытия.

Как внутренняя мера моральности нравственная культура свидетельствует о динамичном сближении должного и сущего, о преодолении зла добром, о степени развитости нравственных чувств и способностей правильно выбирать линию жизненного поведения.

В параграфе дан анализ различных точек зрения на понятие "нравственная культура", философское осмысление корней нравственной культуры предостерегает от упрощенного подхода к их определению и характеристике. По мнению автора нравственная культура - это неотъемлемая часть духовно-практической культуры общества. отдельных социальных групп, индивида. Ее сущность раскрывается в органическом единстве определенных этических знаний, моральных принципов и убеждений, навыков и способностей к нравственной деятельности, активности их проявлений в конкретных действиях и отношениях. Таким образом, нравственная культура состоит в гармоническом сочетании культуры нравственного сознания, культуры духа и моральных аспектов поведения.

Следует учесть, что особой "нравственной деятельности" как вида деятельности не существует. Ведь нравственный аспект входит в любой вид человеческой деятельности. Нравственная культура -своеобразная "сквозная" система культуры, пронизывающая все без исключения виды культур. Она раскрывает нравственную ценность любой человеческой деятельности. Нравственная культура в этом плане не является рядоположенной к иным видам культуры. Это -специфический "срез" всей культурной деятельности людей.

Комплексный подход, позволяющий проанализировать понятие

нравственной культуры в контексте оснований человеческой деятельности, приводит нас к следующему результату. Механизм функционирования нравственной культуры представляет собой до некоторой степени замкнутую систему: формирование нравственного мировоззрения (взгляды, знания, убеждения) приводит к духовному развитию личности, что позволяет в свою очередь существенно повлиять на целевые установки формирующейся личности (в том числе и студента) и основы нравственного мировосприятия, которые способствуют возникновению социально-ценной мотивации деятельности.

Этот результат вполне согласуется с новейшими исследованиями в области теории духовности, которые представляют нравственный дух в виде самоконституирующей себя системы. Дух есть способность к самопорождению. Нравственная культура в этом плане всегда развивается изнутри за счет самопорождения своего смыслового содержания. Поэтому ей противопоказано любое принуждение. Всякое искусственное насаждение нравственной культуры (путем угроз или обещаний награды) полностью противоречит нравственности, является безнравственным.

Второй параграф "Критерии нравственной к.цльтпцры"посвящен анализу того, без чего нравственная культура не может быть рассмотрена в качестве таковой, или выявлению ее критериев.

В параграфе нравственная культура личности рассматривается в когнитивном, мотивационно-волевом и практически-деятельном аспектах.

Рассматривая критерии нравственной культуры в их отношении к культурному уровню студенчества, автор обращается к исследованиям не только философов, но и психологов. Так. анализируется концепция Б. Д. Парыгина, выделяющая четыре стадии в процессе ус-

воения индивидом системы социальных значений: знание, стереотип восприятия, установка, побуждение. Отмечается, что система индивидуальных значений не имеет никакой ценности, если индивид не умеет подчинить свои чувства чувствам высшего порядка, если он не сочувствует людям, не сопереживает. Это сопереживание (то есть моральная практика) и является важнейшим критерием нравственной культуры.

В качестве другого важного критерия нравственной культуры выступает долженствование или искусство служить всему человеческому роду в целом. Формирующаяся личность это выделяет особо. Ведь для большинства современных студентов жизнь не является достаточно счастливой. Велика потребность ее изменить в направлении высшей цели служения не только своему народу и Родине, но и всему человечеству в целом.

Далее автор останавливается на таком критерии, как бескорыстное желание творить добро, что, безусловно, соответствует подлинной культуре, но в отношении современного студенчества требует дальнейшей конкретизации.

В параграфе особо подчеркивается, что нравственная культура (особенно формирующейся личности) должна получать свое чувственное воплощение. Но способность чувствовать имеет свои грани ин—; тенсивности. Ее действие обусловлено целым множеством факторов = непосредственного отношения человека к тому, что составляет предмет его соучастия и сочувствия.

Важный признак нравственной культуры личности - это осознание ею своей ответственности за совершаемые действия. Нравственность действия - это прежде всего оценка социальных последствий принимаемых решений и самооценка, без которой не может быть ни-

какой нравственной культуры. В силу этого автор обращается к проблеме рефлексии, самопознания, что составляет сущностный уровень этически-мыслящей личности.

В этом плане большую роль играет нравственное самовоспитание. Это такой уровень развития индивида, когда он начинает идентифицировать себя с моралью и культурой.

Формирующаяся личность руководствуется в своей деятельности теми или иными мотивами. Студент приходит в храм науки из разных соображений. Одни заняты учебным и научным процессом, руководствуясь чисто утилитарными целями, другие занимаются наукой с гордым чувством своего интеллектуального превосходства, третьи пришли в высшую школу, пытаясь оторваться от будничной жизни и в то же время от своих вечно меняющихся прихотей. Последняя категория лиц представляет наивысшуй интерес. Но даже самые прекрасные мотивы - ничто без их реализации в добром поступке.

Заключительные страницы параграфа посвящены анализу совести или уровню морального саморегулирования. Вместе с тем необходимо отметить "крайнюю субъективность" совести (Гегель). Нравственно-культурная личность всегда поставит совесть в зависимость от знаний и всего образа жизни человека. Другими словами, она не будет ни недооценивать, ни переоценивать значение совести.

Итак, нравственно-культурная личность характеризуется высокой степенью гражданственности и человечности, стремлением к свободе, уважительным отношением к правам и нравственным качествам других людей . к их индивидуальности.осознанием социальной значимости коллектива.общества,нравственно-значимым поведением под контролем совести.социально-нравственной активностью.

Вторая глава диссертации "Формирование нравственной кцльтшы

студенчества в условиях переходного периода" раскрывает противоречия и особенности нравственной культуры студенчества в современную эпоху.

В первом параграфе "Особенности становления нравственной кшыпиры современного студенчества" подчеркивается, что цель дальнейшего анализа заключается в детальном раскрытии специфики формирования нравственной культуры и нравственного сознания в студенческой среде.

Главная духовная особенность настоящего переходного периода обусловлена тем. что советское общество, порвав с религиозны;.! миросозерцанием, до научного мировоззрения так и не дошло. Потому переживаемый период можно по праву назвать переходным. Ведь общество сегодня как никогда остро ощущает перед собой задачу дать молодежи нравственные и духовные ориентиры. Другими словами, необходима новая система ценностей.

В параграфе рассмотрены сложности процесса реформ, подробно проанализированы обстоятельства, затрудняющие становление нравственной культуры студенчества. Отмечается, что студенчество -одна из самых проблемных групп общества, претерпевающая динамичные внутренние изменения и постоянное усложнение взаимосвязей, различного рода отношений и взаимоотношений со всеми элементами социальной структуры общества.

Одним из существенных факторов становления студенчества как социальной группы является учебно-профессиональная деятельность. Но она невозможна без нравственной деятельности, под которой автор понимает деятельность, способствующую выполнению основной социальной функции, на которой основывается данное социальное образование.

В работе исследуются типы студентов по их деятельностной ориентации- Выработка подробной классификации студенчества расширяет. по мнению автора, возможности системы формирования нравственной культуры. Последняя возможна только через свободу, суть которой определяется не только условиями жизни студенчества. но и тем, чем оно живет, т. е. целями.

Нравственная культура студента - это голос его разума, восстающий против всех форм обмана и насилия. Лицемерие, нетерпимость к инакомыслящим, дух преследования - вот принципы, коренным образом противоречащие нравственной культуре.

Социально-философский анализ особенностей нравственной культуры студенчества базируется на конкретном социологическом материале. Автор полагает, что объективность рассмотрения достигается при исследовании культуры студентов вузов различного профиля и посредством учета мнений самих респондентов о причинах, тормозящих дальнейшее становление нравственной культуры.

Так, 48% респондентов видят причину в недостатке свободного времени, 24% считают, что таких причин нет,22% связывают все с материальными трудностями и 6 % не видят особой необходимости в развитии нравственной культуры.

Формирование нравственной культуры является ,таким образом, только частично целенаправленным регулируемым процессом.Успехи в оценке причин во многом зависят от умений самих субьектов формирования культуры учитывать многообразие обьективных факторов (обстоятельств) . так или иначе влияющих на студенчество.

Условия.в которых протекает процесс формирования нравственной культуры студентов, сложны и противоречивы. Изменения культурно-исторических, социальных условий повлекли за собой целый ряд

моментов, ограничивающих эффективность использования национальных, морально-этических традиций в образовательной системе современной высшей школы.

Следствия игнорирования народной культуры самые разнообразные: разрыв связей между поколениями . утрата позитивной иерархии отношений, царившей в общении и деятельности между детьми и взрослыми, мужчинами и женщинами, пожилыми и молодыми; отсутствие целевой направленности на воспитание функциональных обязанностей человека .Сокращение общения внутри семьи и за ее пределами привело к отсутствию прямой передачи жизненно ценного опыта от непосредственного образца (идеала).Поиски такого идеала " на стороне" в псевдогероях телевидения и видеопродукции уводят студентов от реальной действительности, отрывают их от родных корней. лишают чувства привязанности и ответственности за судьбу нации. Отчизны. Кризис семейно-родственных отношений, нарушение преемственности поколений, отсутствие семейных традиций и ритуалов. привели к такому состоянию в семье, когда родители оказались не способными передавать своим детям лучшее из традиций и заветов своих предков.

Поляризация общества, расшатывание его устоев привели к понижению ценности авторитета и общественного мнения .Их считают значимыми только 43,7% респондентов. Наименее популярными оказались духовные и культурные ценности(43%),а также свобода и демократия (35.9%).что свидетельствует о серьезных деформациях в системе социальных ценностей современной студенческой молодежи.

В 19Э4 г. в шкале жизненных ценностей студенты первое место отвели счастливой семейной жизни(66%),друзьям(60%), любви(59%).На втором месте -честность.искренность(57%),мир,спокойная обстанов-

ка в стране(59%).воспитанность (52%).На третье место юноши и девушки поставили комплекс таких ценностей .как чуткость,заботливость (46%1 .ум. способность к размышлению(45%),свободу, счастье, достоинство личности (49%) .На самых последних местах шкалы ценностей оказались коллективизм(18%),общественная активность (15 %).

Вероятнее всего .рост ориентации студентов на здоровый образ жизни связан с отходом от социоцентрической модели развития, когда индивидуальное подавлялось общим.В этом плане в настоящей диссертации мы проводим различие между нравственной культурой как типом духовности ("этизм") и нравственной культурой как гармонией между индивидуальным и общественным.

Уровень нравственной культуры студентов во многом зависит от направленности их нравственных потребностей и интересов,мотивов и целей, сформированное™ самого нравственного идеала.

Для студентов БГАУ нравственный идеал - это "сокурсник" (31%) и "студент вуза где я учусь"(31%).для студентов УГАГУ таковыми являются "член семьи" и "преподаватель" (25%).студенты БГУ выбрали "знакомый вне учебы"(34%) и респонденты в БГПИ выбрали "студент вуза, где я учусь"(31%).Суммарный анализ дает такие результаты:на первом месте "член семьи.родственник"(38%).на втором "знакомый вне учебы".на третьем" другой человек".на четвертом месте" преподаватель"(5. 7%). Таким образом примером для подражания для большинства студентов являются члены семьи или родственники. Полученный результат не может не вызывать у нас серьезных опасений за все состояние нравственной культуры в целом . Ведь личность преподавателя, учителя - важнейщее звено нравственного сознания прошедших эпох.

Исповедуемые мировыми религиями добродетели не восприняты большинством современников в качестве базиса смысла индивидуальной жизни человека в силу их вневременности и внесоциальнос-ти.Ведь религии .спустя определенное время ,становились.как правило, государственными религиями.что не могло сильно сказываться на нравственности людей.Не стоит игнорировать и тот факт,что многие общечеловеческие ценности выработались и развились в русле религиозного сознания.В силу этого молодежь (в том числе 21% студентов) пытается заполнить нравственный вакуум как раз обращением к существующим религиям.

Студентам был предложен вопрос "Какое влияние оказывает религия сегодня?" Студенты БГАУ на первое место поставили следующую позицию "она обьединяет людей независимо от социальной принадлежности", второе место они отвели регулятивной функцию религии - "удерживает от дурных поступков".В УГАТУ большинство студентов отмечают отрицательное влияние религии.что может быть обьяснено преимущественным воздействием на их сознание технократического образа мышления .Большинство студентов данного вуза считает себя атеистами. Студенты БГУ на первое место поставили позицию"утешает в трудные минуты", на второе место -обьеди-няющую роль религии.Большинство студентов БГПИ выбрали ответ "религия способствует сохранению национальной культуры".

Таким образом вырисовывается проблема - как вычленить и преподнести студентам то положительное или человеческое , что содержится в истории мифологии и религии . не умаляя при этом значения науки.Раскрывая историю религии мы тем самым создаем обьективные основания для искоренения суеверий и сектантства в студенческой среде (последняя представляет большую опасность)

Религиозная проблема не имела бы столь большой актуальности, если бы не оказывалась глубоко связанной с проблемой нравственной культуры.

Полученные данные свидетельствуют о том. что у студенчества сегодня преобладает индивидуалистическая ориентация и даже в отдельных случаях стремление действовать по праву сильного. Меркантильные соображения становятся доминантой.определяющей поведение молодого человека.По итогам исследования 1996 года почти каждый второй студент в качестве цели жизни видит достижение высокого уровня материального благосостояния .

Можно сказать,что образцы прошлых определений смысла жизни современными студентами отвергаются из-за прошлого диктата общественного над личным.

Далее в параграфе показано , что такие социальные ценности, как работа,образование.не очень высоко оцениваются студентами. Хотя 58% студентов старших курсов считает получение знаний по избранной специальности важным условием жизненного становления ,около 90% респондентов, считающих главным в жизни самореализацию своих способностей и готовых быть нужными людям,относятся к учебе без должного внимания и ответственности или же не стараются учиться вовсе.Причиной этого является .по нашему мнению.социально-экономическая ситуация в стране .при которой интеллектуальный потенциал яе востребуется социальной практикой .

Второй параграф "Пути и средства фоутуования нравственной кильттгы студентов"посвяшен анализу важнейших перспектив формирования нравственности студенчества.

Главная задача,стоящая перед студентов во все времена - это его творческое и ответственное отношение к учебе. Однако сегодня

- ?л -

для многих учеба практически перестала быть важной жизненной ценностью. Возникшее поле нравственного релятивизма позволяет индивиду выбирать нравственные ориентиры применительно к конкретной стуации .не испытывая при этом никаких моральных запретов ни со стороны окружающих .ни со стороны собственно внутреннего голоса - совести. Характерной чертой современного нравственного сознания студентов является голый рационализм.Все чаще для принятия решений студенчество руководствуется не столько моральными постулатами , сколько конкретной рациональной выгодой ,эмпирической рассудочностью.

Серьезным препятствием на пути развития нравственной культуры является пассивность самих студентов, что выступает в качестве следствия нарушения в функционировании общедемократических интересов.

Создание действенных механизмов реализации прав студентов в вузе(нет нравственности без права)- необходимое, но не единственное условие вовлечения студентов в вузовскую жизнь.Требуется еще и вовлеченность студента в социальные и правовые процессы, происходящие в обществе .осознание ими личной причастности к этим процессам.

Под воздействием социально-экономической ситуации в целом, с характерным для нее признанием необходимости демократизации общественной жизни и движения к правовому государству, постепенного вхождения общества в общецивилизационные процессы, современная нравственная культура общества формируется в направлении преодоления остатков тоталитаризма, но из-за противоречивости этих процессов былой примитивный коллективизм заменяется не общечеловеческими ценностями, а не менее примитивным индивидуализ-

мом с проявлениями аморализма. .

Развитие способности к моральному поведению, обостренному нравственному зрению и чутью - необходимое требование морали студенчества. Отмеченная способность опирается на самоконтроль, самоограничение и самообладание как отражение сознательного отношения к моральным требованиям. Способность к такому поведению предполагает общую духовную культуру, гуманистически ориентированное сознание. Оно раскрывает степень этической грамотности, осведомленности в области нравственных проблем. Гуманистически ориентированное сознание проявляется в уважении к другим людям, признании их человеческого достоинства и потребности быть признанными ими. в стремлении к последовательности своей линии поведения в аспекте воплощения добрых намерений в соответствующие поступки.

Автор диссертации отстаивает принцип приоритетности философии в системе перспектив становления высокой нравственности. Именно философия формирует теоретическое и диалектическое мышление. опирающееся на знание законов общественного развития, на достижения всех наук и культуры в целом.

Касаясь средств формирования нравственной культуры у студентов, автор подчеркивает роль в этом процессе кафедр наук гуманитарного цикла.Главное предназначение последних на современном этапе состоит в формировании широкой гуманитарной образованности студентов ,их нравственной ,мировоззренческой .правовой и экономической культуры, .то есть культуры в самом широком смысле этого слова, находящейся в русле общечеловеческих ценностей.предназначением и функцией которых является раскрепощение человека, возвращение ему его человеческой сути.

Итак, исходя из того, что современный студент жаждет видет себя в качестве самобытного существа, можно заключить следующее: необходимо стремление к самобытности развития соединить с развитием чувства долга и ответственности перед людьми, не только живущими сегодня, но и перед теми кому еще предстоит родиться и жить.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы, а также определены перспективные направления формирования нравственной культуры студентов.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Некоторые аспекты динамики ценностных ориентации учащейся молодежи. // Тезисы докладов научно-практической конференции "Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике и пути их решения". Уфа. 1993. -0,2 п. л.

2. Нравственно-правовое воспитание как фактор предупреждения правонарушений в молодежной среде. //Тезисы докладов научно-практической конференции "Правовой кризис в Российском обществе и молодежь". Уфа. 1995. Часть 2. -0,1 п.л.

3. Состояние правосознания молодежи на современном этапе развития общества. //Там же. -0,2 п. л.

4. Формирование нравственной культуры личности. //Тезисы докладов научно-практической конференции "Мониторинг социально-экономических и политических процессов и управленческая деятельность по решению молодежных проблем". Уфа. 1996. -0.2 п. л.

5. Проблемы методологии исследования динамики нравственных ориентации молодежи. //Там же. -0.3 п. л.

6. Динамика ценностных ориентации сельской учащейся молодежи. //Тезисы докладов научно-практической конференции "Северо-Восточный регион Башкортостана: актуальные проблемы и пути их решения". Уфа - Большзустьикинское. 1996. -0,2 п.л.

7. Проблема преемственности нравственной культуры. //Тезисы докладов научно-практической конференции "Творчество и развитие образовательных систем". Уфа. 1997. -0.1 п.л.

8. Моральные ценности в духовной жизни людей .// Ядкяр. 1997. - 0,5 п. л.

9. Социально-философский анализ нравственной культуры в работах П. Сорокина . Н.Бердяева.// Тезисы докладов научно-практической конференции "Теория интегративного общества П.Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи". Уфа. 1997,- 0,3 п. л.

10. Этика студента.//Тезисы докладов научно-практической конференции "Теория интегративчого общества П.Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи". Уфа. 1997. -0.2 п. л.

11. Философское осмысление психобиологических и социальных корней нравственной культуры русскими и западными философами. // Вестник БГУ . 1996.- 0.5 п. Л.

12. Взаимосвязь духовности и морали - условие выживания человечества. // Тезисы научно-практической конференции "Мировоззренческие основания человеческой деятельности " Уфа.1997. -0.2 п. л.

13. Проблемы формирования нравственной культуры студентов.// Материалы научно-практических конференций аспирантов и студентов посвященных 40 - летаю Башкирского государственного университета

"Экономические и социальные проблемы современного этапа реформирования Республики Башкортостан" . Уфа . 1997. - 0,1 п. л.

14. Состояние.проблемы формирования нравственной культуры студентов// Тезисы научно-практической конференции "Фундамента-лизация образования в современном обществе".Уфа.1997. - 0.2 п.л.

15. Роль этического образования в формировании нравственной культуры студентов.// Материалы научно-практической конференции "Сельская молодежь Башкортостана:ценности.проблемы.перспективы". Уфа.1997. - 0,2 п. л.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Багаутдинов, Айрат Маратович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

1 Понятие нравственной культуры в системе социальнофилософских оснований человеческой деятельности.

2. Критерии нравственной культуры.

ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.

1. Особенности становления нравственной культуры современного студенчества.

2. Пути и средства формирования нравственной культуры студентов.

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Багаутдинов, Айрат Маратович

Актуальность теми исследования. Решающее значение для оценки состояния нравственной культуры имеют не абстрактные сопоставления различных типов культуры, а конкретный анализ самой нравственной културы , ее возникновения и развития в рассматриваемую эпоху. Такой анализ убедительно опровергает точку зрения тех,кто пытается умалить сегодня значение нравственной культуры,выдвигая на первый план религиозные ценности,либо ценности,связанные с достижением материального благополучия. В этом плане наше обращение к проблемам формирования нравственной культуры студенчества ярко высвечивает многие противоречия и источники современной духовности, ее различные ипостаси, одной из которых, вне всякого сомнения, является культура формирующейся личности, особенно -"ядро" этой культуры - нравственность.

В условиях, когда многогранность социальных отношений и связей значительно возросла, обострились многие общественные противоречия, ранее считавшиеся неантагонистическими, усилились диспропорции между культурой и нравственностью как общечеловеческими ценностями, с одной стороны, и социально-групповой поляризацией ценностных ориентации - с другой. Сложилась ситуация, когда происходит формирование разных культур не только внутри одного общества, но и часто внутри одной и той же социальной группы или слоя.

Жизнедеятельность современного студенчества происходит в условиях реформирования высшей школы. Содержание, масштабы и темпы осуществляющихся в ней преобразований во многом определяются сознательным и инициативным участием в этом процессе самого студенчества.

Существовавшая в нашей стране на протяжении десятилетий тоталитарная система осуществляла жесткий контроль за инициативой и творчеством личности, сознательно сужая тем самым рамки студенческого самоуправления, следовательно - его самосознания. Ведь студенчество характеризуется прежде всего своей наибольшей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, что составляет важнейший критерий его нравственного самосознания. При отсутствии этой нацеленности студенчество перестает быть многогранным общественным образованием, раскалываясь на множество групп, объединенных лишь формальной целью получения диплома.

В ходе реформирования системы подготовки специалистов предстоит восстановить гуманистические и общечеловеческие приоритеты в содержании процесса обучения, преодолеть авторитетно-вербальную систему взаимоотношений студента и преподавателя, помочь студенту стать активным субьектом учебного процесса.

Проблемы, связанные с реформированием высшего образования являются не только российскими, но и общемировыми. Не снижается неудовлетворенность тем, как обучает и воспитывает высшая школа. Это относится не только к России, но и к странам Западной Европы [222.52] и США [222.21].

Вместе с тем в России в условиях переходного периода процесс реформирования высшей школы сопровождается ухудшением материального положения основной массы студенчества, ростом неуверенности в возможности трудиться по избранной специальности, что приводит к увеличению социальной напряженности в молодежной особенно - студенческой среде.

Усиление негативных факторов в экономике страны и во всех сферах духовной жизни общества сопровождается ослаблением культурно-просветительской работы, приводит к потере нравственных ориентиров у значительной части молодежи, к обесцениванию важнейших человеческих ценностей.

В настоящее время на первый план выступила финансовая проблема. Из средства развития личности потребление превращается в самоцель, сводя на нет свободное время, необходимое для самовоспитания и творческого развития . Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и к самому себе, отходят на второй план.

В студенческой среде налицо усиление мировоззренческого и нравственного кризиса.Катализатором этого разрушительного процесса выступает целый ряд молодежных средств информации,пропагандирующих преимущества западного образа жизни, индивидуалистическое поведение. Эти "средства" внедряют в сознание молодежи сомнения по поводу прошлых успехов нашей страны в разных областях жизни. Вследствие этого растет отчужденность многих студентов от культурно-исторического прошлого,разрушается привлекательность нравственных идеалов.

В современных условиях необходима выработка новой системы формирования нравственной культуры студентов. Это важная составляющая процесса становления будущего педагога, инженера, врача, юриста. Необходимо органически связать профессиональную подготовку и формирование более высокого уровня нравственной культуры. Только в этом случае молодой специалист будет способен участвовать в совершенствовании общества.

Современные исследователи студенчества подчеркивают необходимость обращения внимания на проблему формирования нравственной культуры студентов. [10.67;186.169]

Исходя из вышеизложенного, исследование проблем формирования нравственной культуры студенчества, его социальных и нравственных основ жизнедеятельности создает возможность более эффективного решения задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, обновления всей системы российской высшей школы.

Нравственная культура - важнейшая составляющая процесса становления будущего педагога, инженера, научного работника, врача, юриста, художника. Профессия и нравственность - органически взаимосвязанные феномены.

Степень разработанности пуоблеш. Интерес к разработке понятия нравственной культуры особенно усилился в 70-ые г. г., что связано с целым рядом причин как объективного, так и субъективного характера (крах сталинской диктатуры и время "оттепели" создали предпосылки для исследования духовной составляющей справедливого общества, обострение же противоречий социализма в условиях жесткой системы запретов толкало обществоведов в основном к концентрации своих усилий вокруг эстетических, нравственных и историко-философских проблем).

В работах Архангельского JI. М., Бакштановского В. И., Бачини-наВ.А., Валеева Д.Ж., Волченко Л. Б., ГанжинаВ.Т., Гусейнова

A.А., Дробницкого О.Г., Иконниковой С.Н., Когана Л.Н., Коблякова

B.П., Рыбаковой Н.В., Садыкова Ф.Б. был заложен фундамент для системного анализа понятия нравственной культуры. При этом следует учесть, что многие из этих авторов за редким исключением (Д.Ж.Валеев, Коган Л.Н., Садыков Ф.Б. и Уледов А.К.) нравственную культуру в основном оценивали в плане исследования нравственного сознания.

В 80-ые г. г. в изучении нравственной культуры произошел поворот в сторону исследования проблемы духовности. Работы Аниси-мова С.Ф.,Арнольдова А.И., Бачинина В.А., Библера В.С., Волченко Л.Б., Галкиной И.М., Лукьянова А. В. способствовали выявлению существующих связей между понятиями нравственности, культуры и духа.

Необходимость разработки проблемы нравственной культуры стала особенно остро ощутимой на этапе коренных общественных преобразований в современном мире. Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентации изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, нравственного и социального в жизни человека и общества. Однако не так много работ, посвященных анализу современной нравственной культуры личности и особенно проблемам ее формирования в студенческие годы. В этом плане можно выделить работы Крыловой Н. Б., Недели Л. И., Рувинского Л.И., посвященные отдельным аспектам нравственной культуры студенчества.

Наиболее весомый вклад в исследование формирования этой культуры внесли работы Астахова В.И., Байгильдина P.M., Ветошки-на А. П., Галимова Б. С., Зборовского Г.Е., Карамышева Э. А., Лисовского В.Т., Руткевича М.Н., Турченко В.Н., Яковлева И.П.

Проблемы оптимизации формирования нравственной культуры рассматривались в работах: Б.Г.Ананьева, Ю.П.Азарова, А.А.Бода-лева, Л.Б.Волченко, И.И.Зарецкой, В.К.Елмановой, Л.А.Журавлева,

A. М. Зимичева, Р.Б.Камаева, Н.В.Кузьминой, Г.И.Михалевской,

B.Н.Мясищева, Р. Т. Насибуллина, Ю.Н.Никифорова, К.К.Платонова,

A.А. Свенцицкого, В.А.Сухомлинского, Н.Ф.Талызиной и других.

Теоретические проблемы формирования нравственной культуры анализируются в работах Д.М.Азаматова, В.Н.Антошкина, А.А.Баим-бетова, B.C. Барулина, Д.Ж.Валеева, Б.С.Ерасова, С.Ф.Елисеева,

B. М. Розина, Ф. Б. Садыкова, Ф.С.Файзуллина, А. К. Уледова и других.

Анализу развития культуры, ее роли в нравственном формировании личности посвящены труды А.И. Арнольдова, А.А.Ахмадеева, Л.Р.Когана, А. И. Титаренко, А.А.Гусейнова, А. С. Батищева, Л.А.Ширяева и других.

Вопросы формирования нравственной культуры прямо или косвенно затрагивали В.Н.Бондаренко, Ф.А.Гайсин, Дж.М.Гилязетди-нов, А. Ф. Кудряшев, М.К.Мамардашвили, Д.А.Нуриев, В.Н.Финогентов и другие.

Большую группу составляют работы,посвященные проблемам гуманизации, гуманитаризации высшего образования. К ним относятся работы Ю.Н.Дорожкина, И. С. Иткиной, А. Б. Курлова, И. М. Орешникова и других.

Особое место в русской гуманистической общественной мысли занимают труды М.М.Бахтина, В.В.Розанова, П.Флоренского,

C.Л.Франка, В.С.Соловьева, которые оригинально освещали вопросы нравственного формирования личности.

Проблемы национального нравственного формирования личности освещены в трудах М.Уметбаева, М.Акмуллы, З.Валиди, М.Гафури, Г.Ибрагимова и других.

Однако сам по себе аспект формирования нравственной культуры у студентов еще не получил достаточного осмысления, особенно в контексте понятий духа и духовности. Этот генетический аспект нравственности и определил главные цели настоящей диссертации.

В качестве объекта исследования выступает современное студенчество как сложное и претерпевающее динамичные изменения социальное образование и его нравственная культура. Предметом исследования является генетический аспект нравственной культуры студенчества.

Цель и задачи диссертации. Целью настоящей работы является социально-философский анализ формирования нравственной культуры студенчества как сложного и многогранного социального образования на современном этапе развития российского общества, раскрытие нравственных и духовных основ его жизнедеятельности.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:

- выявление социально-философских оснований нравственной культуры современного студенчества;

- раскрытие критериев духовной и нравственной культуры;

- анализ состояния и особенностей развития духа и нравственности студенческой молодежи;

- определение путей и средств формирования современной нравственной культуры студентов;

- выработка практических рекомендаций и предложений по улучшению духовно-нравственных сторон жизнедеятельности студенчества.

Методологическая основа и источники исследования. Диссертационное исследование базируется на основных положениях философии образования и воспитания,на идеях, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, социлогов, психологов,педагогов по проблемам психических и духовных основ нравственности человека. Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании нравственной культуры.

Источники диссертации: труды выдающихся философов прошлого и настоящего, периодическая печать.

Эмпирическую базу диссертации составили статистические данные , материалы социлогических исследований, учебные планы, программы. В работе использованы результаты исследований , проведенных совместно с сотрудниками кафедры социологии Башкирского государственного университета, в которых автор принимал участие .Автором также было проведено социологическое исследование среди студентов дневных отделений вузов Башкортостана. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса.

Элементы, составляющие научную новизну диссеутаиии . состоят в раскрытии следующих положений:

- обосновано, что современный процесс формирования нравственной культуры студенчества характеризуется разрывом между ценностными ориентациями и нравственным идеалом; выявлено, что преобладающим в духовной жизни студенчества является полицентризм ценностей с характерным для него эмоционально-рассудочным видением реальности и абстрагированием от душевных переживаний;

- выявлено,что характерной чертой современного нравственного сознания студентов является рационализм.Все чаще для принятия решений студенчество руководствуется не столько моральными постулатами, сколько конкретной рациональной выгодой, эмпирическим рассудком.

- показано, что в студенческой среде налицо кризис нравственности, а также поляризация типов личности студентов,являющаяся объективным основанием для создания конфликтных ситуаций в

- и вузе, в отношениях между молодежью, обществом и государством.Наиболее распространенное явление в студенческой среде - индивидуализм прагматического типа. Усиливаются эгоцентрические настроения.

- выявлена необходимость четкого определения ориентиров нравственного воспитания молодежи,в частности студенчества,выработки усилиями ученых новой концепции нравственного воспитания молодежи,учитывающей новые жизненные реалии и потребности.

- обосновано положение о необходимости изменения культурно-воспитательных функции преподавания,повышения ответственности преподавателей за формирование культурно-нравственного облика будущих высококвалифицированных специалистов в условиях углубления духовного кризиса российского общества. При преимущественно негативном духовно растлевающем воздействии средств массовой информации на молодежь преподаватели вузов призваны, преодолевая духовную сумятицу в собственном сознании,помочь студентам ориентироваться на общечеловеческие ценности.

- определены наиболее приоритетные направления формирования нравственной культуры студентов: этическое образование и воспитание (формирование убеждений путем борьбы с любыми формами обмана - благочестивого и неблагочестивого), гуманитаризация всего образования (укрепление кафедр гуманитарных наук вузов, фунда-ментализация преподаваемых дисциплин и т.д.), повышение роли довузовской подготовки студентов , создание методических советов, определяющих содержание и направления нравственного формирования через преподавание специальных дисциплин.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии сущности,содержания .характера и особенностей процесса формирования нравственной культуры, выявлении основных факторов, средств,методов и форм,воздействующих на формирование нравственной культуры студентов, их соотношения и взамозависимости , что может быть использовано в выработке теоретико-методических основ формирования нравственной культуры и в процессе проведения научных исследований .

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании процесса формирования нравственной культуры в вузах, в разработке учебных планов,программ, учебных пособий,в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении учебно-воспитательного процесса средствами нравственного воспитания.Некоторые конкретные рекомендации , разработанные в процессе исследования .использовались при проведении занятий со студентами кафедры социальной работы Башкирского государственного университета.

Апробация работы:

Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры философии Башкирского государственного университета в мае и октябре 1997 года . По итогам обсуждений рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах, прочитанных на шести научно-практических конференциях, а также в пятнадцати опубликованных научных статьях.

Структура диссертации:

Структура работы определялась задачами, стоящими перед исследователем. Содержание работы изложено на 150 страницах машинописного текста и представлено введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы .

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование нравственной культуры студенчества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгое время вопросы духовной культуры вообще и нравственной в частности рассматривались как нечто второстепенное,не доо-ценивалась роль духовного в жизнедеятельности человека.Между тем духовность присутствует во всех видах и формах деятельности людей, в каждом человеке как личности.

Высокая нравственная культура увеличивает эффективность труда .развивает самого человека.Потребность в творческой личности, имеющей свою гражданскую позицию, характерная обществу ,в перспективе вызовет глубокую внутреннюю потребность в культуре, нравственном самосовершенствовании,в приобретении тех навыков .которые обеспечат зрелость и активность личности.

Сегодняшние студенты.став специалистами, призваны помочь восстановлению нравственной культуры как основы, утверждающей ценность человеческой жизни,способствовать духовному возрождению общества.

Изменение приоритетов в социокультурном измерении проблем человека и общества значительно сказывается на расширении ценностного фундамента содержания нравственной культуры, приобретает новое выражение и расширяет круг факторов нравственно культурного воздействия .Однако включение в социокультурный процесс таких рычагов, как религия, право, закон, мораль, искусство, традиции,обычаи и средства массовой информации идет замедленно,противоречиво и неоднозначно.Как следствие,механизм нравственной культуры и личностном , и в общественном уровне не сбалансирован в качестве системного единства психофизических, духовных и социально-нравственных начал,что отражается на этической неподготовленности личности и общественных структур к движению вперед в начатом процессе социально-нравственных преобразований.

Нравственная культура студенческой молодежи, имея свою специфику, является отражением нравственной культуры общества. Сложные и противоречивые процессы становления и развития нравственной культуры общества нашли свое отражение и в нравственной культуре студенчества.

Сегодня, когда нравственные нормы и ценности предшествующих поколений пришли в острое противостояние с изменениями общественной реальности, студенчество выступает не только как представитель определенной социальной группы, но и как представитель всего нового поколения.И становящаяся нравственная культура студенчества в значительной мере является отражением устремлений нового поколения, выражающих новые потребности современной эпохи, а его культуротворческая роль приобретает важное значение для всего общества.

Начиная с 70-х годов и до недавнего времени формирование нравственной культуры студенчества, молодежи проходило под воздействием деформированной социальной практики и ложного общественного сознания, не отражая объективной реальности, в изоляции от общечеловеческой практики и культуры. В высшей школе ситуация частично переломляется в основном через влияние гуманитарных наук.

Деятельность партии и комсомола, построенная на принципах гипертрофированного классового подхода к любым проблемам вузовской и всей общественной жизни, постоянная жесткая опека со стороны партии над вузовским комсомолом, сковывающая инициативу, самостоятельность студентов, порождая психологию "винтиков", не улучшали условия для самовыражения, формирования творческой активности. Общественная активность студентов носила подчиненный, жестко регламентированный характер.

Студенчество охватило социальная апатия, упал престиж общественной работы и общественных организаций (особенно авторитет комсомола). Это было закономерным итогом, поскольку именно на воспитание послушного объекта были направлены усилия высшей школы и действующих в ней общественных организаций.

В настоящей диссертации мы исходили из того центрального положения ,что нравственная культура личности молодого человека (студента) формируется в самой творческой деятельности(самодеятельности) , которая определяется выбором ценностных ориентаций.

В ходе исследования установлено, что на роль основания нравственной культуры студента может в определенной мере претендовать развитость его духовного мира и потребность рассказать о своих переживаниях другому,что реализуется в дружбе.

Новая нравственная культура студенчества призвана реализовать творческие потенции студентов в активной, целенаправленной нравственной деятельности, базирующейся на новом этическом мышлении, направленной на коренное обновление нравственной культуры общества, вузовской системы и на формирование высоких гражданских качеств личности студента.

Анализ проведенных социологических исследований, касающихся современного состояния и проблем нравственной культуры студентов, свидетельствует о том, что уровень нравственной культуры их основной массы низок. Участие студентов в самоуправлении вузовскими делами остается во многом формальным, студенческое движение только начинает оживляться, действие этих факторов, призванных формировать нравственную культуру студентов, еще мало эффективно.

Социально-философский анализ нравственной культуры привел нас к необходимости исследования структурологии мотивов форм студенческой деятельности.Современное массовое сознание руководствуется идеалом преуспевающей в основном на материальном поприще личности.Труд во имя общей цели , борьба за счастье наибольшего количества людей отодвинулись чуть-ли не на последнее место в системе нравственных ценностей . Как в обществе в целом, так и в студенческой среде углубляется разрыв ценностных ориентаций и нравственного идеала.Чисто прагматический, эмоционально-рассудочный характер восприятия реальности постепенно вытесняет душевные переживания.Узко индивидуальный,эгоистический дух ведет к обеднению человеческих потребностей .подавляет чувства сострадания , соучастия, сопереживания, уважения к другим и к самому себе.Способствует этому доминирующая в средствах массовой информации тенденция замены былого примитивного коллективизма не менее крайним индивидуализмом, с проявлениями аморализма, а не общечеловеческими идеалами солидарности, взаимопомощи людей.

Процесс формирования нравственной культуры студентов наталкивается на процесс разрушения в обществе привлекательности нравственных идеалов, особенно на рост отчужденности от культурно-исторического прошлого страны и народа, поэтому сегодня как никогда остро стоит проблема воспитания у студентов чувства нравственного долга и ответственности за будущее страны и своего народа.

Отходя от просто декларированного утверждения системы абсолютных ценностей(свобода,справедливость,счастье),автор,анализируя сложные социальные, психологические и культурные процессы, здконы, тенденции,характерные для духовной жизни современного студента и студенчества , пришел к выводу, что главный упор в дальнейшем развитии нравственной культуры дожен быть сделан на соединении принципа индивидуального развития с развитием чувства долга и ответственности.Даже почти самая косная натура, как показывает мировой социальный и духовный опыт , слышит голос долга, что является ярким подтверждением полезности общего расширения сети наук гуманитарного цикла с преимущественной ориентацией на социальную философию,этику и историю мировых цивилизаций.

В целом для большинства студентов нравственные ценности, культивируемые в обществе до недавнего времени, не имеют ощутимой значимости, а у части студентов вызывают ярко негативное отношение. В иерархии жизненных ценностей студентов обозначено движение в сторону общечеловеческих ценностей, гуманизма и демократии. Но студенты в своем большинстве еще не осознают это, не связывают свои ценностные ориентиры с нравственным идеалом, поэтому поворот сознания студентов в сторону нравственного идеала в современном его понимании - основная проблема формирования современного нравственного сознания и современной нравственной культуры студентов в целом.

Возможность такого поворота подтверждают приведенные в работе данные.В качестве определенного заслона на пути распространения голой рассудочности,чисто прагматического подхода к жизни можно поставить,по нашему мнению,воспитание чувств красоты и справедливости, что достигается гуманитаризацией всего высшего и среднего образования .реальным участием студенчества в общественной жизни (страны, региона, университета).

Стала острой необходимость четкого определения ориентиров нравственного воспитания молодежи, в частности студенчества, выработки усилиями ученых новой концепции нравственного воспитания молодежи, учитывающей новые жизненные реалии и потребности.

Жизнь требует изменения культурно-воспитательных функций преподавания, повышает ответственность преподавателей за формирование культурно-нравственного облика будущих высококвалифицированных специалистов в условиях углубления духовного кризиса российского общества.При преимущественно негативном духовно растлевающем воздействии средств массовой информации на молодежь преподаватели вузов призваны, преодолевая духовную сумятицу в собственном сознании,помочь студентам ориентироваться на общечеловеческие ценности.

Основными средствами, создающими условия для формирования современной нравственной образованности, нравственной направленности личности студента являются кафедры гуманитарных наук вузов и сами гуманитарные науки. На современном этапе их главная задача в формировании современной нравственной культуры личности студента - внесение в сознание каждого студента идеи обновления, формирования у него способности к диалектическому осмыслению политической и всей социальной реальности.

На современном этапе необходима всемерная гуманизация образования, которая является не только фактором формирования общей культуры личности студента, но и в значительной степени - средством формирования его нравственной культуры.

Результаты социологических исследований показали неудовлетворенность студентов объемом лекционного курса этики.Большинство опрошенных считает необходимым увеличение числа лекционных часов.

Назрела необходимость в организации специальных методических советов, которые могли бы определять содержание и направления формирования нравственной культуры студентов в процессе преподавания специальных предметов.

Жизнь требует также создания в вузах новых форм организации культурно-образовательных центров и комплексов.

Исходя из проделанного анализа современного состояния и наметившейся тенденции в становлении новой нравственной культуры студенчества, котороя начала формироваться в общедемократическом русле, можно сделать вывод, что она в будущем станет в основном целостным образованием, в котором общечеловеческое будет гармонически сочетаться с индивидуальным.

 

Список научной литературыБагаутдинов, Айрат Маратович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. АбдюковС.А. Общество.Политика. Студент. Ростов.1992.-- 130 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль.1991. -299 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: 1980. -179 с.

4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Наука. 1985. -215 с.

5. Азаматов Д.М.Просветительская и революционно-демократическая мысль в Башкирии. Саратов.1984.-230 с.

6. Александрова Р.И. Этическое и эстетическое в творчестве М.М.Бахтина. //Вопросы философии. 1994. N12. -С.16-21.

7. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: 1977. -432 с.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности:производство и потребление. -М.: Мысль. 1988. -253 с.

9. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: 1985. -230 с.

10. Анисимов С.Ф. О крайней необходимости этического образования студентов в университете. //Вестник МГУ. Серия.Философия. 1996. N 2. С.67-68.

11. И. Анисимов С.Ф. Теория ценностей. //Вестник МГУ. Серия. Философия. 1994. N 4. С. 23-25.

12. Антология мировой философии. В 4-х тт. М.: 1970.

13. Антошкин В.Н. Нравственная культура сельского жителя. Авто-реф.дис. . .канд. фи л о с. наук. Уфа. -24 с.

14. Аплетаев А.М.Нравственное воспитание подростков.М.:1988.-230

15. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: 1995. -353 с.

16. Аристотель. Соч. в4-хтт.М.: 1974.

17. Архангельский J1.M. Моральное сознание и нравственные отношения. //Структура морали и личность. М.: 1977. -215 с.

18. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: 1978. -280 с.

19. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ. 1990. -367 с.

20. Ачилов М.Н. Нравственное формирование будущего учителя. Ташкент. 1979. -327 с.

21. Афанасьева В.Г. Социологические ценности и ценностные ориентации. М.:1986. -123 с.

22. Ахмадеев А.А. Регион как объект социологического исследования и управления. Автореферат дис. док.социол.наук. Уфа. 1994. -32 с.

23. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. М.: 1985. -255 с.

24. Багдасарьян Н.Б., Кансузян Л.В., Немцов А.А. Инновации в ценностных ориентациях студентов. //Социс. 1995. N 4.1. С.125-129.

25. Байгильдин P.M. Формирование разумных потребностей студентов. Автореф.дис.канд.филос.наук. Уфа. 1987. -25 с.

26. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения. М.: Знание. 1979. -64 с.

27. Бакштановский В.И., ГанжинВ.Т., Согомонов Б.В. Нравствен28