автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн наградных переходящих кубков

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Зырянова, Александра Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн наградных переходящих кубков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн наградных переходящих кубков"

На правах рукописи

Зырянова Александра Владимировна

ДИЗАЙН НАГРАДНЫХ ПЕРЕХОДЯЩИХ КУБКОВ

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

2 6 ДПР 2012

Москва 2012

005019386

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет приборостроения и информатики».

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Соколова Марина Леонидовна

Официальные оппоненты: Черных Михаил Михайлович

доктор технических наук, профессор декан факультета «Реклама и дизайн» ИжГТУ

Защита состоится Н мая заседании диссертационного совета

Д 212.119.04. при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет приборостроения и информатики» по адресу: 107846, г. Москва, ул. Стромынка, 20.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет приборостроения и информатики».

Автореферат разослан 13 апреля 2012 г.

Бердичевский Евсей Григорьевич кандидат технических наук, профессор заведующий кафедрой «Художественная и пластическая обработка материалов» НовГу им. Я.Мудрого

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный строительный университет"

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат технических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы

Кубки всегда привлекали внимание ювелиров, художников, дизайнеров. Причём, кроме утилитарного значения, кубки уже давно приобрели и функцию демонстрации благосостояния, статуса, стали играть роль дара, награды, символа. Они всегда отличались разнообразием форм, размеров, материалов и тематики, отражая как вид соревнований, так и особенности их участников.

Дизайн кубков, которые несут в себе элемент массовой культуры, с одной стороны, призван передать современный стиль и специфику уровня и масштаба соревнования, а с другой, должен отвечать задачам сочетания технологии и материала, вида спорта и масштаба соревнований, традиций и современности, функциональности и художественного образа.

В разнообразии кубков выделяется сегмент наградных переходящих кубков. Перспективность работы с этой группой кубковой продукции определяется её использованием в течение длительного времени, что диктует необходимость периодического внесения на кубок имён его очередных обладателей. Эта процедура отличается традиционностью, что создаёт проблемы в хранении информации о победителях и приводит к частым доработкам кубков. В этой связи дизайн наградных переходящих кубков является актуальным направлением дизайнерской мысли, т.к. требует новых дизайнерских и технических решений. Значимость дизайна усиливается еще и тем, что кубки несут в себе не только ценность с точки зрения материалов, ювелирного мастерства, но и престиж предыдущих владельцев, многолетнюю историю турнира.

Цель работы: разработка дизайна наградных переходящих кубков.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Провести ретроспективный обзор старинных кубков.

2. Проанализировать дизайн современных кубков, исходя из их функциональных и стилевых особенностей.

3. Осуществить систематизацию кубков различного назначения.

4. Выявить специфику дизайна наградных переходящих кубков.

5. Определить направления совершенствования дизайна переходящих кубков.

6. Разработать коллекцию подиумов наградных переходящих кубков, отвечающих требованиям современного дизайна.

Научная новизна работы:

1. Выявлены функциональные и стилевые особенности старинных кубков.

2. Определены основные тенденции развития дизайна современных кубков.

3. Выявлена специфика дизайна наградных переходящих кубков, позволяющая выделить их в отдельный класс изделий.

4. Проведена общая классификация индивидуальных и переходящих современных наградных кубков.

5. Предложены материалы и технологии для реализации авторского дизайна подиумов наградных переходящих кубков.

Практическая значимость работы:

1. Сформулированы требования к дизайну современных наградных переходящих кубков.

2. Создан алгоритм разработки дизайна переходящих наградных кубков.

3. Предложена система сохранения дизайна наградных переходящих кубков.

4. Разработана коллекция подиумов наградных переходящих кубков. Апробации результатов работы

По результатам выполненных исследований опубликовано 6 работ, в том числе 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Результаты работы докладывались на научно - технической конференции «Информатика и технологии» в МГУПИ (Москва 2009 г., 2012г.), научных семинарах кафедры «Компьютерный дизайн» МГУПИ, на международной научно-технической конференции «Проблемы развития дизайна и композиции

художественных изделий» в Северном (Арктическом) федеральном университете (Архангельск, май 2010 г).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, общих выводов, приложения и библиографии из 83 наименований. Общий объем работы составляет 110 страниц, включая 46 иллюстраций и 8 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранного направления работы, формулируется цель и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе приводится исторический обзор кубков.

Ретроспективный обзор развития кубка как изделия - от его первоначальной утилитарной функции в качестве предмета быта через дальнейшую трансформацию в символ богатства и приобретение роли трофея в соревнованиях - позволяют точнее определить место кубков в жизни современного общества.

Анализ истории развития кубков проведен с учетом таких составляющих дизайна, как функциональное назначение, художественно эстетический образ и материалы и технологии изготовления. Базой для исторической части диссертационного исследования является коллекция кубков лондонского музея Виктории и Альберта, крупнейшего в мире музея прикладного искусства и дизайна.

Считается, что история кубков началась с традиции предлагать гостю с дороги хлеб и воду из чаши. Позже чашу с водой стали накрывать тарелкой. Возможно, так и появился кубок как самостоятельное изделие.

Форма кубка позволила выделить его из семейства посуды. В ней просматривается определённая символичность: основание (подиум) олицетворяет землю, ножка поддерживает чашу, воплощающую образ дома, край чаши — венец, а завершает кубок крышка, как крыша дома — символ завершенности, победы.

Рис. 1. Кубки

а) кубок - XVI век, Страсбург, Германия (дорогой подарок), б) Кубок по футболу, XXI век (приз, трофей) Лишь знатные люди могли себе позволить использовать кубки. Благодаря

форме, дизайну, из предмета сервировки стола кубок превратился в дорогой

подарок и награду (рис. 1а). Кубки подчеркивали богатство и статус, их

хранили как ценный предмет интерьера. Их высокая художественная и

материальная ценность помогали решать проблемы монархам и государствам.

В XX веке кубок прочно утвердился в роли трофея (рис. 16). Изменения

функционального назначения кубков в ХУ-ХХ веках приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Функциональное назначение кубков ХУ-ХХ веков

Век до XV XV - XVI XVII ХУШ-ХХ

Функциональное назначение кубков Бытовой питьевой сосуд Аристократичный питьевой сосуд Дорогой подарок Награда, приз, трофей

Другая составляющая дизайна - художественно-эстетический уровень изделий. От века к веку он возрастал, достигнув пика в XVII - XVIII веках, когда кубки стали выполнять функцию дорогого подарка, награды.

Массив анализа для проведения классификаций составили 64 кубка из коллекции лондонского музея Виктории и Альберта, изготовленные в XV - XX веках в Германии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, России,

Норвегии и Бельгии1. Данные о кубках разных веков, стран и материалов сведены в таблицу 2.

Таблица 2.

Классификация кубков XVI - XX веков из коллекции лондонского музея Виктории и Альберта по странам и материалам

Страны Материалы итого

Стекло Серебро Золото Позолоченный металл (серебро, медь) Позолоченное серебро + другие материалы* Серебро + другие материалы *

Кубки XVI века

Германия - 1 - 4 3 - 8

Великобритания 1 - - 1 1 - 3

Нидерланды - - - 2 - 2 4

Бельгия - - - - 1 - 1

итого 1 1 0 7 5 2 16

♦другие материалы - кокос, кость, камень, эмаль Кубки XVII века

Германия - - 1 13 - 2 16

Великобритания - 1 2 1 - - 4

Нидерланды - - - - 1 - 1

Швейцария - 2 - 2 - - 4

итого 0 3 3 16 1 2 25

♦другие материалы - драгоценные камни (гранаты), раковина моллюска Кубки XVIII века

Германия 2 - - 1 1 - 4

Великобритания 1 - - - 1

Норвегия 1 - - - - - 1

Россия - 1 - 3 - - 4

итого 3 2 0 4 1 0 10

♦другие материалы - рог оленя, перламутр. Кубки XIX века

Великобритания |-|2|1| 5 | 1 | - 1 9

♦другие материалы - стекло Кубки XX века

Великобритания - 2 - - - 2 4

Всего кубков из различных материалов (шт.) 4 10 4 32 8 6 64

Доля кубков из различных материалов (%) 6,25 15,6 6,25 50 12,5 9,4 100

♦другие материалы - эмаль.

Из таблицы 2 следует, что позолоченные кубки составляют 62,5%, серебряные кубки - 25%, золото и стекло - по 6,25%. Художественная обработка материала в это время производилась посредством таких видов декорирования, как гравирование и чеканка. Кубки богато украшали рельефным орнаментом, добавляя литые фигурки и элементы художественной

1 Выбор кубков в массив анализа произведён автором непосредственно в музее Виктории и Альберта, где выполнены их фотографии, скопирована и переведена информация сопровождающая экспонаты.

ковки. При использовании таких сложных материалов, как орех кокоса, раковина моллюска, рог оленя оставляли рельефность их поверхностей для изображения на них сюжетов древних мифов.

Таким образом, в первой главе на основе анализа коллекции кубков XVI-XX веков лондонского музея дизайна прослежены исторические этапы развития кубков к их современному виду, выявлены изменения функционального назначения кубков, определены тенденции в материалах.

Вторая глава посвящена анализу дизайна современной кубковой продукции, исходя из функциональных и стилевых особенностей.

Закрепившаяся в XX веке за кубковой продукцией функция спортивного трофея стимулировала развитие существовавших прежде и появление новых производителей кубков, призов, медалей2.

Производители кубковой продукции зачастую становились известными благодаря популярности и масштабности турнира, состязания. Так, фирма ОБЕ ВеПош (малоизвестная ремесленная мастерская, появившаяся в XX веке), получила мировую известность, произведя на свет в 1974 году главный кубок Чемпионата мира по футболу. Трофей (рис. 2а) - не просто символ лидерства в самой популярной на планете игре, это образец высокого ювелирного искусства. Трофей, изображающий две человеческие фигуры, держащие Землю, размещен на малахитовом подиуме и при высоте 36 см весит 6,18 кг, из которых 5 кг - чистое золото.

На рисунке 2 б представлен другой всемирно известный трофей - Кубок Стэнли, в истории которого происходило влияние ценности и значимости спортивного мероприятия на дизайн и уникальность кубка. Так, в 1892 году за 50 $ (в ценах того времени) в Лондоне была куплена чаша для того, чтобы вручить ее лучшей любительской команде Канады. Таким образом, кубок не имел ни художественной, ни экономической ценности, как и само мероприятие не носило мирового характера и не было столь популярно, как в наши дни.

2 Производством современной наградной продукцией занимается значительное количество предприятий, фирм, мастерских по всему миру. В России это Завод Наград и Сувениров, Кмс-Триумф, Спортстар, ООО "Спорт Класик", Творческая Мастерская Никуло, Литейная Мастерская Калежа, фирма Триумф и многие другие.

а) б) в)

Рис. 2 Современные наградные переходящие кубки.

а) Приз кубка мира ФИФА (Award FIFA World Сир) с 1974 года,б) Кубок Стэнли (Stanley Сир) с 1892 до 2011 года, в) Кубок Гагарина с 2008 г.

Только в 1910 году трофей стал символом превосходства в профессиональном хоккее. Первоначальную чашу Кубка Стэнли сложно рассматривать с позиции дизайна и ювелирного искусства. Выглядит она так: на подиуме, сделанном из черного дерева, находится серебряная чаша диаметром около 7,5 дюймов (почти 20 сантиметров), края которой опоясывают золотые линии. Чаша имеет круговой обод в нижней ее части в виде выпуклых скрученных к основанию линий и обод из полукруглых линий в верхней части чаши. Впоследствии на этой чаше стали гравировать имена хоккеистов команды победителей, в результате чего свободного места на ней не осталось. Таким образом, перед организаторами турнира встал вопрос о ежегодном внесении на чашу имен всей команды победителей. В результате в структуре кубка были сделаны многочисленные изменения: вначале было решено добавлять серебряные ярусные кольца к основанию чаши, однако спустя годы организаторам пришлось менять гравированные кольца на новые, а первые передать на хранение в Хранилище лорда Стэнли.

В результате добавления колец самый престижный в мировом хоккее трофей увеличился в основании до 54 дюймов (135 см), в высоте - до 35,5 дюймов (около 90 сантиметров), а в весе - до 32 фунтов (14,5 кг). Таковы его параметры и сегодня.

На примере двух знаменитых кубков (рисунок 2 а, б), с одной стороны, прослеживается неточность в определениях кубков и призов: и тот и другой в СМИ и в обыденном лексиконе часто называют «кубками», притом, что Приз кубка мира ФИФА таковым не является, (рис. 2 а); а с другой, для обоих трофеев актуально либо создание нового кубка (приза), либо внесения изменений в существующий трофей вследствие заполнения площади (пластин или колец) для внесения победителей. Для кубка Стэнли (рис 2 б), это уже является ключевой проблемой. Для Приза кубка мира ФИФА проблему придётся решать не позже 2038 года, когда дощечка с именами чемпионов мира на нём будет заполнена полностью.

Таким образом, во второй главе рассмотрена современная кубковая продукции, выявлены проблемы, связанные с внесением очередных обладателей кубка.

Третья глава посвящена анализу наградной продукции, проведена систематизация кубков различного назначения.

Современная наградная продукция представлена тремя группами - кубки, медали, призы. Они несут разную функциональную нагрузку, не являясь конкурентами, напротив, дополняя друг друга, и создавая законченную призовую композицию.

Принципиальное отличие кубков от призов заключается в их форме. Кубок состоит из трех основных элементов (чаша, ножка, подиум) и дополнительных (ручки, крышка), схема представлена на рисунке 3. Форма приза не имеет строгих канонов. Однако часто призы называют кубками, подчёркивая характер соревнований, а кубки - призами, считая эти термины синонимами.

ю

Рис. 3 - Схема кубка 1.-чаша, 2 — ножка, 3 — подиум, 4 — крышка, 5 - ручки

В свою очередь, кубки можно классифицировать по сфере и области их использования, что необходимо учитывать при создании дизайна кубков:

Области и сферы использования кубков:

а) профессиональный спорт (Кубок Гагарина, Кубок России по футболу),

б) любительский спорт (разнообразные турниры в разных видах спорта),

в) неспортивные состязания (турниры среди музыкантов, танцоров, парикмахеров, представителей других профессий, конкурсы красоты, интеллектуальные игры, состязания типа «Большие гонки» и т.д.)

Проведённый анализ позволил выделить общие требования к дизайну кубков, независимо от области их использования:

1. Отражение главной идеи, смысла, символичности (например, отразить в дизайне вид спорта, уровень соревнований, принадлежность к стране и др.).

2. Эстетичность - кубок должен обладать высокохудожественной, выразительной формой, выдержанной в определённом стиле и производить яркое впечатление, усиливающее у победителей состояние восторга от победы.

3. Эргономичность - в зависимости от размеров и вида соревнований кубок должен быть удобен для держания в одной руке, в двух руках или для коллективной демонстрации (всей командой).

Для кубков в профессиональном спорте есть некоторые дополнительные требования к дизайну:

• новизна — в дизайне кубка должен присутствовать элемент новизны, свежести, который бы выделял изделие из круга кубков данного сегмента;

• возможность реставрации - т.к. в этом сегменте кубков чаще всего используются сплавы драгоценных металлов и другие дорогостоящие материалы, должна существовать возможность последующей реставрации для воссоздания прежней выразительности, красоты и блеска;

• возможность плоскостного восприятия (кубок - логотип соревнований) -в профессиональном спорте, где многие турниры имеют свой сайт в Интернете, публикации, выпуски новостей, сувенирную продукцию, и т.д.; изображение кубка как главной награды соревнования может играть роль логотипа.

В сегментах кубков любительский спорт и неспортивные мероприятия, дополнительными требованиями к дизайну является простота и символизм, т.е. кубок - символ победы.

По характеру наград кубковая продукция делится на две категории:

1. Индивидуальные (непереходящие). Срок их использования - один турнирный сезон, далее кубок хранится у победителя.

2. Переходящие. Срок эксплуатации от нескольких лет до многих десятилетий.

Таким образом, в третьей главе проанализирована современная наградная продукция, предложены классификации кубков, требования к их дизайну.

В четвертой главе рассмотрены варианты дизайна наградных переходящих кубков исходя из особенностей фиксирования данных о новых обладателях. Приведен алгоритм разработки дизайна наградных переходящих кубков.

Наградные переходящие кубки - это исторически сложившаяся традиция в различных соревнованиях. Главное отличие переходящих кубков от остальных - это периодическое (раз в год или реже, в зависимости от периодичности мероприятия) внесение имен (команды) победителей.

Таким образом, возникает проблема внесения последующих победителей в уже существующий кубок, которая трансформируется для дизайнера в необходимость предложить техническое решение, учитывающее требования эстетики, техники нанесения записи, материалов.

Для анализа переходящих кубков было взято:

• 20 кубков из коллекции Центрального музея физической культуры и спорта г. Москвы (начало - середина XX века), которые интересны с позиции отражения российских традиций в наградах довоенного и военного периода;

• 23 кубка, представленные в парусном спорте Америки (нач., сер. XX века), интересны с точки зрения дизайна, разнообразия форм шильдов;

• 57 кубков разных стран конца XX - начала XXI века, где отражены различные виды деятельности, в которых происходят награждения.

Таким образом, весь анализируемый массив составил 100 переходящих кубков (таблица 4).

Таблица 4

Классификация переходящих кубков по количеству шильдов

Характеристики кубков с шильдами

2 ip

§ I

га со

ГО ГО

а:

Перехо дящий кубок Киева

по велоту ризму

Переходя щий кубок России по плаванию в

категории «Мастерс

Переходящи й кубок, теннис

Кубок России по футболу

The Guinness сир Кубок Гинесса

Кубок Гагарина, хоккей

Кубок Испании

по футболу

The Reading Challenge

Сир, (Переходя щий кубок, Рединг)

The Reading Challenge Bowl (Переходящ ий кубок, Рединг)

The Sandeman Challenge Сир (Переходящи й кубок, Сандемен)

со«

!§ I3

отсут с твуют

12

18

24

30

Гравировка на одном листе, установленн ом по кругу

. О-.о

3gS>® £§§1

11%

26%

11%

15%

11%

3%

2%

2%

11%

(выборочная совокупность 100 единиц)

Анализ показал, что проблема внесения ежегодных победителей решается в основном за счет металлических накладок - шильдов. Из таблицы 4 видно, что разнообразие кубков представлено вариацией числа шильдов - от их полного отсутствия до 48 штук. Как единичное решение можно отметить также использование добавочных колец, что увеличивает существующий размер кубка. 26 % из 100 анализируемых экземпляров - кубки с подиумом, основанием которого служит квадрат, на гранях которого можно разместить не более четырёх шильдов для внесения имен победителей; 15 % - это кубки, с максимальным размещением 8-ми шильдов; далее по 11% приходится на четыре категории кубков: а) с отсутствием шильдов; б) с 6-ю шильдами; в) с 12-ю шильдами; г) кубки, у которых внесение победителей производится на одном листе, установленном по кругу.

Создание дизайна переходящего кубка предполагает последовательное выполнение следующих действий, представленных в виде схемы - алгоритма (рис. 4). Данный алгоритм может быть использован для разработки непереходящих кубков, для этого нужно пропустить в нём третий и четвертый шаги.

1. Определить, к какому виду спорта (состязаний)

относится кубок

5. Определиться с размером

2. Командный вид соревнований

N

2. Индивидуальный вид

_ 3. Определить, на какое кол-во лет

4. Принять техническое решение вопроса о месте, форме и способе внесения очередных победителей

7а. Возможность пить жидкость 76. Наличие, отсутствие крышки

6. Определиться со стилистикой

8. Наличие, отсутствие ручек

7. Невозможность пить жидкость

11. Создание макета

10.Разработка ЗЭ модели

9. Создание эскиза, рабочего

Рис. 4 - Алгоритм разработки дизайна переходящих кубков

Алгоритм и требования к дизайну были непосредственно прослежены автором в процессе производства переходящего кубка Гагарина по хоккею (ООО фирма «Парюра»). Выполнение поставленных задач, алгоритма и требований, привели к гармонии и балансу в дизайне кубка между эстетической красотой, надежностью и безопасностью, практичностью, ценой и функциональными возможностями.

Рис. 5- Этапы процесса производства Кубка Гагарина (ООО фирма Парюра) Таким образом, в четвертой главе проведен анализ в области наградных переходящих кубков с учетом особенностей внесения новых победителей. Приведен алгоритм разработки дизайна переходящих кубков.

В пятой главе рассматриваются формы шильдов, их технологии и материалы изготовления.

В анализируемую базу переходящих кубков с шильдами вошло 73 кубка из рассмотренных выше 100 единиц. Исключение составили:

- кубки с подиумами без дополнительных элементов (шильдов), когда имена победителей на этих кубках не фиксируются - 11 единиц;

- кубки с подиумами, у которых внесение победителей производится на одном листе, размещённом по кругу - 11 единиц;

- кубки с установленными на подиумах дополнительными кольцами - 5 единиц.

Рис. 6. Формы шильдов исследованных переходящих кубков.

Таблица 5.

Соотношение количества различных форм шильдов в исследованном массиве

переходящих кубков

№ формы 1 г 3 4 5 6 7 8 9 10 всего

Кол-во кубков (единиц) 1 г 12 26 2 1 4 7 4 15 73

Таким образом, номера форм 3,4, и 10 встречаются чаще других. Это прямоугольные формы с различными пропорциями длины и высоты, с прямыми и усеченными углами, как на плоской поверхности, так и на цилиндрической. Высокий процент использования шильдов прямоугольной формы говорит об удобстве нанесения, чтения и демонстрации информации о победителях, технологичности производства и крепления шильдов этой формы. Полученные результаты дают основание для дальнейшей работы с прямоугольными шильдами с целью усовершенствования способов крепления и хранения их на плоских и цилиндрических поверхностях подиумов.

Таблица 6

Материалы и технологии, используемые для изготовления шильдов

любых форм и размеров

№ Материалы Технология Цвет пластин Толщина материала (мм)

1 Сублимационный алюминий (полноцветное изображение) Сублимационная (термо) печать Глянцевое золото, серебро 0,5-0,7

2 Черный анодированный алюминий Лазерная гравировка Черная поверхность (цвет гравировки белый) 0,5-1,0

Продолжение таблицы 6

3 Двухслойный пластик Лазерная и фрезерная гравировка и резка Разнообразие цветов контрастных друг к другу 1,5

4 Двухслойный самоклеющийся пластик с металлизированной поверхностью Лазерная гравировка Матовое золото, серебро, глянцевое золото,серебро от 0,2

5 Сплавы алюминия, латунь Лазерная, фрезерная гравировки Матовое золото, серебро;глянцевое золото,серебро 1,0-20,0

6 Нержавеющая сталь Лазерная гравировка, фрезерная гравировка Матовое серебро; глянцевое серебро 0,5-2,0

7 Массив дерева Лазерная гравировка, резка - 3,0-5,0

Из таблицы б видно, что для металлических шильдов в основном используют алюминиевые сплавы, реже латунь, для эксклюзивных работ не исключено изготовление шильдов из сплавов драгоценных металлов. Цвет многих используемых материалов, приведённых в таблице б, с легкостью имитирует цвет серебра и золота как матовой, так и глянцевой поверхностей.

В пятой главе на основе исследования форм шильдов 73 рассмотренных кубков выявлены наиболее часто используемые. Сделан вывод о целесообразности совершенствования способов использования шильдов такой формы в производстве переходящих кубков. Дан обзор современных материалов и технологий для изготовления шильдов любых форм и размеров.

В шестой главе предложены схемы и ЗБ модели коллекции дизайнерских решений подиумов для наградных переходящих кубков, специализированных для размещения и хранения наименований победителей.

В результате исследований дизайна наградных переходящих, кубков и, в частности, особенностей фиксирования его новых обладателей, была выявлена проблема - ограниченное количество шильдов, обусловленное площадью поверхности подиумов, что через некоторое время приводит к отсутствию свободного места для новой информации, следовательно, замене накопившихся шильдов с данными о первых победителях и хранению их вне кубка.

17

Существующая проблема приводит к тому, что учредители соревнований устанавливают право перехода кубка в команду или победителю после определенного количества побед. Таким образом, новый кубок (или копия прежнего) не несет в полной мере исторической значимости его обладателей, что как бы разрывает целостность турнира. В других известных случаях меняется конструкция подиумов, появляются новые элементы, что приводит к искажению дизайна кубков т.к. подиум увеличивается, нарушается его соразмерность по отношению к кубку, не соблюдаются законы эргономики, страдает эстетика изделия.

Для решения выявленных проблем предлагается коллекция подиумов для переходящих кубков, в которых цель достигается за счёт рационального использования внутреннего пространства подиума, что позволяет хранить всю историю о победителях турнира в наградном переходящем кубке.

Рис. 7. Модели подиумов для наградных переходящих кубков

а) цилиндрическая форма подиума,

б) конусная форма подиума

а) б)

На рисунке 7 представлены модели подиумов цилиндрической и конусной формы для переходящего кубка, с возможностью демонстрации и хранения в ней пластин с именами победителей. На рисунке 6а пластины прямоугольной формы установлены по кругу, так что с внешней стороны

видны только их торцы. Это позволяет значительно увеличить количество размещенных пластин с именами победителей. Извлечь пластину можно нажатием на нее, что обеспечивается за счет пружинного механизма.

Кроме того, подиумы с подобным решением внесения очередных победителей позволяют сохранить прежний дизайн кубка, если традиционный подиум с полностью заполненными шильдами заменить на новый.

В качестве нового материала для записи победителей в эксклюзивных кубках в сфере «неспортивные состязания» предлагается использовать кожевенное сырье. В этом случае информация о победителях будет выглядеть стильно и не создавать прямой ассоциации со спортом. Кроме того, целесообразно использование кожи для придания дну подиума одновременно свойств гладкости (чтобы не царапать поверхность, на которой он стоит) и нескользскости (для обеспечения устойчивости при случайных толчках).

Таким образом, в шестой главе предложен дизайн коллекции подиумов и шильдов для наградных переходящих кубков.

Выводы диссертационной работы

1. Установлено, что при многократном использовании наградных переходящих кубков существует проблема дизайна этих кубков при внесении имен новых обладателей и сохранении истории соревнований.

2. На основе анализа отечественных и зарубежных кубков ХУ1-ХХ веков выявлены функциональные и стилевые особенности старинных кубков, определены тенденции развития материалов и технологий при их производстве.

3. Проанализирована наградная продукция, предложена классификация кубков по области и сфере использовании, по характеру наград.

4. Определены требования к разработке дизайна наградных переходящих кубков.

5. Разработан универсальный алгоритм создания дизайна кубков для переходящих и индивидуальных наградных кубков.

6. Представлены рекомендации по выбору материалов и технологий, используемых при изготовлении шильдов различного дизайна для наградных переходящих кубков.

7. Предложен дизайн коллекции подиумов и шильдов для наградных переходящих кубков.

Публикации по теме диссертации:

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:

1) Зырянова A.B. Переходящие кубки: традиции дизайна и современные решения [Электронный ресурс] / A.B. Зырянова, А.Э. Дрюкова, // ЭНИ ДТП электронное научное издание «Дизайн. Теория и Практика». - 2012 г. Выпуск № 10. http://enidtp.mgupi.ru/vypuski

2) Соколова М.Л. Дизайн ювелирных изделий с использованием вставок из кожи / М.Л. Соколова, A.B. Сучков, A.B. Зырянова // Дизайн. Материалы. Технология. - Санкт-Петербург, 2011.- № 2. - С. 20-23.

3) Сучков A.B. Кожевенное сырье для использования в дизайне ювелирных изделий [Электронный ресурс] / A.B. Сучков, A.B. Зырянова. // ЭНИ ДТП электронное научное издание «Дизайн. Теория и Практика». - 2011 г. Выпуск № 6. С 80-91: http://enidtp.rngupi.ru/vypuski

4) Зырянова A.B. Развитие дизайнерских идей в XVI-XX вв. (на примере экспозиции кубков музея Виктории и Альберта (Лондон)) / A.B. Зырянова, М.Л.Соколова, A.B.Сучков // Дизайн. Материалы. Технология. - Санкт-Петербург, 2011,- № 3. - с. 108-113.

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов и материалов конференций:

5) Соколова М.Л. Классификация кубков как условие их дизайнерско-технологического анализа / М.Л Соколова. A.B. Зырянова // Сборник материалов. Всероссийская научно-техническая конференция. Наука -Производство - Технология - Экология. Киров, ВятГУ -2010.-е. 259-261.

6) Соколова М.Л. Спортивные кубки как направление ювелирного искусства / М.Л. Соколова, A.B. Зырянова // Проблемы развития дизайна и композиции художественных изделий: Материалы науч. конф. (Архангельск, 18-21 мая 2010 г.) - Архангельск, 2010. - с.84-86.

Подписано в печать:

11.04.2012

Заказ № 7137 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Дизайн наградных переходящих кубков"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет приборостроения и информатики»

^ I I с. | о /

На правах рукописи

■47 /

Зырянова Александра Владимировна

ДИЗАЙН НАГРАДНЫХ ПЕРЕХОДЯЩИХ КУБКОВ

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук

Научный руководитель: д.т.н., профессор Соколова М.Л.

Москва - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

ГЛАВА 1. Ретроспективный обзор старинных кубков 10

1.1. Историческое развитие кубка как ювелирного изделия 10

1.2. Классификации кубков XVI - XX веков 19 Выводы по главе 1 30

ГЛАВА 2. Дизайн современной кубковой продукции 31

2.1. Современная наградная продукция 31

2.2. Дизайнерские проблемы современной кубковой продукции 35 Выводы по главе 2 43

ГЛАВА 3. Систематизация кубковой продукции 44

3.1. Классификации современных наградных кубков 44

3.2. Требования к дизайну кубков 46 Выводы по главе 3 50

ГЛАВА 4. Традиционные наградные переходящие кубки 51

4.1. Классификация наградных переходящих кубков по количеству шильдов

4.2. Формы и размеры шильдов наградных переходящих кубков 55 Выводы по главе 4 57

ГЛАВА 5. Материалы и технологические параметры для 58 разработки переходящих кубков

5.1. Алгоритм разработки дизайна переходящих кубков 58

5.2. Материалы и технологии для изготовления шильдов 67

Выводы по главе 5 73

ГЛАВА 6. Варианты дизайнерских решений элементов 74

переходящих кубков, специализированных для размещения и хранения наименований победителей

6.1. ЗБ модели авторских решений подиумов для наградных 74

переходящих кубков

6.2. Сравнительный анализ возможностей размещения 79

наименований победителей при традиционном и предложенном вариантах дизайнерского решения подиума наградных переходящих кубков

Выводы по главе 6 84

Выводы диссертационной работы 85

Библиография 86

Приложения 96

ВВЕДЕНИЕ

В промышленном дизайне существует множество групп, подгрупп, видов и подвидов изделий, используемых людьми каждый день, иногда или совсем редко. В этом многообразии особое место занимает посуда. Причём, кроме утилитарного значения, она уже давно приобрела и функцию демонстрации благосостояния, статуса, стала играть роль дара, награды, символа. В этом контексте особое место занимают кубки. Именно они составляют значимую часть наград, вручаемых на различных соревнованиях.

Кубки всегда привлекали внимание ювелиров, художников, дизайнеров, что очевидно при сравнении их форм, размеров, материалов и тематики.

Дизайн кубков, которые несут в себе элемент массовой культуры, призван передать современный стиль, специфику уровней, видов и масштабов состязаний, особенности их участников. В дизайне находят отражение результаты взаимодействия искусства и техники, производства и потребления изделий, естественной природы и «второй природы» -искусственной предметно-пространственной среды, а также взаимоотношения материальной, духовной и художественной сфер культуры с присущими им основными формами ее предметного наполнения.

Разнообразие соревнований и их бюджеты диктуют выбор материала для создания наградных кубков - от благородных металлов и драгоценных камней до цветных металлов, керамики и других материалов, а также степень эксклюзивности дизайна - от кубков, имеющих единичное и даже уникальное значение, создающихся по особым технологиям с большой долей ручного труда, до большей их части, производимой серийно.

Анализ литературы показывает, что кубки определяются, как правило, с позиции формы и утилитарного назначения, а понятие спортивного кубка включает в себя его трактовку как соревнования и как приза.

В современном лексиконе кубком называют награду, чаще всего -спортивную. Кубком могут именовать спортивное мероприятие. Иногда кубком называют приз, вручаемый на светском мероприятии.

Тематика спортивных наградных кубков имеет несколько основных аспектов. Спортивные издания говорят о кубках в основном с позиций спортивной значимости турниров и далеко не всегда обращают внимание на их художественную ценность. Многие известные спортивные призы действительно не являются высокохудожественными произведениями ювелирного искусства (например, Кубок Стэнли в НХЛ и др.). Однако изучение спортивной прессы и интернет-сайтов даёт основание утверждать, что учредители спортивных соревнований уделяют значительное внимание, время и средства дизайну и ювелирной ценности будущих трофеев. Некоторые организуют интернет-голосование, предлагая болельщикам выбрать наиболее удачный вариант дизайна, другие устраивают конкурс среди дизайнеров, а затем сами определяют наиболее удачный вариант приза. Все это говорит о нарастающем интересе и внимании к дизайну спортивных наград. В то же время узнать об особенностях дизайна, материалах и производстве спортивных наградных кубков можно только из статей, журналов и книг спортивной тематики, где информация дается не для дизайнеров и ювелиров, а для обычного читателя, болельщика.

Таким образом, существует необходимость обобщения разрозненного материала о наградных кубках и изучение его с позиций дизайна, технологии, ювелирного искусства, художественной значимости изделий. Кроме того, актуально рассмотрение особенностей дизайна, стиля, формы, материалов и особенностей изготовления кубков.

В настоящее время можно наблюдать значительное разнообразие в предложениях как по изготовлению - от изделий из пластмассы до золотых кубков, инкрустированных драгоценными камнями, так и по применению кубковой продукции - от дворовых соревнований и школьных конкурсов до международных спортивных состязаний и престижных фестивалей.

5

Итак, дизайн кубка должен отвечать задачам сочетания технологии и материала, вида спорта и масштаба соревнований, традиций и современности, функциональности и художественного образа.

Наградные кубки несут различную функциональную нагрузку. Среди кубков, вручаемых в спорте, существует категория переходящих кубков. Переходящие кубки - это исторически сложившаяся традиция в спортивных соревнованиях. Главное отличие переходящих кубков от остальных - это периодическое (раз в год или реже, в зависимости от периодичности мероприятия) внесение имен (команды) победителей. Это значит, что кубки несут в себе не только ценность с точки зрения производства, но и престиж предыдущих владельцев, поскольку дизайн как художественно-проектная деятельность направлен не только на изменение повседневного предметного окружения человека, но выполняет и коммуникативную функцию, выступая способом связи между людьми, поколениями и даже культурами. Произведения дизайна могут быть рассмотрены как сообщения, несущие важнейшую информацию. Это тем более приемлемо в границах постмодернистского сознания, для которого текстуальность становится не только способом порождения коммуникативного сообщения, но и способом формотворчества.

Таким образом, когда вся изначально предназначенная для внесения последующих победителей поверхность на кубке заполнена, возникают альтернативные варианты действий:

а) разместить на существующем кубке новые пластины (или кольца) для продолжения внесения очередных владельцев кубка тем же способом;

б) создать (заказать) новый кубок;

в) поменять подиум на такой же, но с новыми шильдами;

г) создать новый подиум, в основу производства которого положен принцип рационального использования внутреннего объёма подиума.

Эти варианты имеют разные сочетания полученных возможностей внесения очередных победителей, сохранения дизайна кубка, использования различных материалов и технологий, необходимых затрат.

Таким образом, на наш взгляд, наиболее интересным и перспективным направлением в кубковой продукции с позиции дизайна, а также с точки зрения потребителей являются переходящие наградные кубки. В пользу этого вывода говорят следующие аргументы:

они разрабатываются не для разового вручения и дальнейшего хранения, а для использования в течение длительного периода (десятки лет); есть возможность реставрации титульного экземпляра; существует возможность и необходимость разнообразия дизайнерских и технических решений внесения ежегодных победителей переходящих кубков;

с позиции экономичности организациям выгоднее вложить средства в дизайн и производство эксклюзивного кубка на многие годы, ежегодно делая лишь медали и копии кубка из менее дорогостоящего материала;

форма, изображение кубка может стать символом (логотипом) соревнований.

Тем самым можно утверждать, что дизайн наградных переходящих кубков является актуальным направлением дизайнерской мысли, позволяющим решать практические задачи и вместе с тем дающим простор для творчества дизайнера.

Цель работы: разработка дизайна наградных переходящих кубков.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Провести ретроспективный обзор старинных кубков.

2. Проанализировать дизайн современных кубков, исходя из их функциональных и стилевых особенностей.

3. Осуществить систематизацию кубков различного назначения.

4. Выявить специфику дизайна наградных переходящих кубков.

7

5. Определить направления совершенствования дизайна переходящих кубков.

6. Разработать коллекцию подиумов наградных переходящих кубков, отвечающих требованиям современного дизайна.

Научная новизна работы:

1. Выявлены функциональные и стилевые особенности старинных кубков.

2. Определены основные тенденции развития дизайна современных кубков.

3. Выявлена специфика дизайна наградных переходящих кубков, позволяющая выделить их в отдельный класс изделий.

4. Проведена общая классификация индивидуальных и переходящих современных наградных кубков.

5. Предложены материалы и технологии для реализации авторского дизайна подиумов наградных переходящих кубков.

Практическая значимость работы:

1. Сформулированы требования к дизайну современных наградных переходящих кубков.

2. Создан алгоритм разработки дизайна переходящих наградных кубков.

3. Предложена система сохранения дизайна наградных переходящих кубков.

4. Разработана коллекция подиумов наградных переходящих кубков.

Апробации результатов работы

По результатам выполненных исследований опубликовано 6 работ, в том числе, 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Результаты работы докладывались на научно - технической конференции «Информатика и технологии» в МГУПИ (Москва 2009 г.,

8

2012г.), научных семинарах кафедры «Компьютерный дизайн» МГУПИ, на международной научно-технической конференции «Проблемы развития дизайна и композиции художественных изделий» в Северном (Арктическом) федеральном университете (Архангельск, май 2010 г).

ГЛАВА 1. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР СТАРИННЫХ КУБКОВ 1.1. Историческое развитие кубка как ювелирного изделия

Ретроспективный обзор развития кубка как изделия, от его первоначальной утилитарной функции в качестве предмета быта через дальнейшую трансформацию в символ богатства и приобретение роли трофея в соревнованиях, позволяют точнее определить место кубков в жизни современного общества.

Анализ истории развития кубков проведен с учетом таких составляющих дизайна, как функциональное назначение, художественно-эстетический образ и материалы изготовления. Базой для исторической части диссертационного исследования является коллекция кубков лондонского музея Виктории и Альберта, крупнейшего в мире музея прикладного искусства и дизайна.

Считается, что история кубков началась с традиции предлагать гостю с дороги хлеб и воду из чаши. Позже чашу с водой стали накрывать тарелкой. Возможно, так и появился кубок как самостоятельное изделие.

В форме кубка - изящной, строгой и торжественной, изначально присутствовало то, что выделило его из семейства посуды и внесло определённую символичность: основание олицетворяет землю; ножка поддерживает чашу, символизирующую дом; край чаши — венец. А завершает кубок крышка, как крыша дома - символ завершенности, победы. В средние века составные части кубка имели такие названия: пойло, тулово, стоян и поддон (рис. 1).

Постепенно, именно благодаря форме, дизайну, кубок из необходимого предмета сервировки стола превратился в дорогой подарок и награду. Кубки стали одной из форм жалования, их вручали за особые заслуги. Наградные кубки подносили вместе с челобитной царю, вельможам и высшему духовенству.

Крыша

Тулово

Стоян

Поддон

Чаша

Ножка

Подиум

а)

б)

Рисунок I - Терминология элементов кубков а) историческая терминология 6) современная терминология На Русь кубок пришел во времена Ивана Грозного. Продажа кубков простолюдинам была запрещена. Пить из них могли себе позволить лишь богатые и знатные люди. Очень быстро кубок перестает применяться по прямому назначению. Кубки подчеркивали богатство и статус, их хранили как драгоценный предмет интерьера [10, 24].

Были периоды и ситуации, когда они ценились не только как произведения искусства. В лихолетье они спасали монархов и целые государства. Кубки из серебряных и золотых сплавов выступали предметом дани, выкупа. Из истории известно, что этот важный предмет, наряду с драгоценными металлами, изготавливался также из хрусталя, дерева,

керамики, а с XVII века - и из стекла, украшался орнаментом и драгоценными камнями.

В среднсвсковьс после рыцарских турниров победителю подпосили кубок вина. Обычай сохранился, и примерно с середины XIX века кубок стал применяться в качестве приза или подарка. В XX веке кубок прочно утвердился в роли трофея. Изменения функционального назначения кубков в ХУ-ХХ веках приведены в таблице 1

Таблица 1.

Функциональное назначение кубков ХУ-ХХ веков

Век

До XV

ХУ-ХУ1

XVII

ХУШ-ХХ

за о

о

>5

•Л. о К X а т я в

м

я

ц

4> О

Ч я

о

Я

Ы

е

Бытовой

питьевои

сосуд

Аристократический питьевой сосуд

Дорогой подарок

Награда, приз, трофей

Как видно из таблицы, форма кубков претерпела значительные изменения с течением времени. Необходимо отметить, что первые упоминания о кубках датируются еще до нашей эры, однако информация о материалах, формах и функциональных назначениях очень скудна, что не

позволяет говорить конкретнее об изменениях в кубках во время этого периода. Таким образом, в данной работе подробное описание кубка как ювелирного изделия начинается с XV века.

В средние века ювелиры уделяли большое внимание этому виду посудной группы изделий, используя различные материалы для разнообразия как внешнего вида, так и назначения кубков.

Среди широкого разнообразия форм изделий из серебра, создававшихся немецкими мастерами в ХУТ-ХУТТ веках, особого внимания заслуживают питьевые сосуды. Наиболее характерными из них были ложчатые кубки — двойные или с крышками. На рисунке 2 представлены ложчатые кубки из коллекции музея Виктории и Альберта, анализируемые в данной работе.

К 80-м годам XV века ложчатые кубки получили самое широкое распространение, и немецкие мастера не имели себе равных в их создании. Одной из самых излюбленных форм ложчатых сосудов была форма кубка в виде цветка аквилегии — А§е1еуЬесЬег (рис. 2а).

Двойные кубки (рис. 26) были популярны среди немецких ювелиров позднего Средневековья - до начала XVII века. Такие кубки были традиционным свадебным подарком в те периоды, когда они не использовались, один из кубков устанавливался на верхней части другого. Выгравированный орнамент на подобных кубках с плотным растительным орнаментом является типичным для кубков этого периода.

а) б) в)

Рисунок 2 - Ложчатые кубки из коллекции музея Виктории и Альберта

17 век, Германия, Нюрнберг, (фото автора)

а) кубок формы цветка аквилегии.

б) двойной кубок,

в) кубок в форме виноградной лозы.

На рисунке 2в представлен типичный немецкий кубок средних веков, составные части которого часто собирались с помощью винтов, а не пайки. Это означает, что они могли легко быть разобраны для очистки, но также означает, что их составные части могли быть неправильно собраны. На представленном кубке знак производителя на чаше и ножке не совпадает, что говорит о принадлежности чаши и ножки к разным, но аналогичным кубкам.

Влияние запада нашло свое отражение у русских ювелиров, пример такой работы представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 — Ложчатый кубок, Россия, Оружейная палата [3]

С появлением первых набросков Дюрера для серебряных изделий в немецком ювелирном искусстве появляются мотивы, заимствованные из природы; возникновение многочисленных лягушек, улиток, змеек, ящериц, отлитых по живым моделям, знаменует собой проникновение в немецкое серебряное дело стиля "пэ^ие", т.е. сельского. Все эти фигурки призваны были удивить и поразить зрителя своей необычностью, восхитить технической вирту