автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Добровольные общества в Советской России, 1917 - конец 1920-х гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Киселева, Наталья Витальевна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Добровольные общества в Советской России, 1917 - конец 1920-х гг.'

Текст диссертации на тему "Добровольные общества в Советской России, 1917 - конец 1920-х гг."

Ростовский государственный университет

Киселева Наталья Витальевна

Добровольные общества в Советской России (1917 - конец 20-х гг.)

Специальность - 07.00.02 - отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук

резидиум ВАК России

ешенио от ЧЛ." 19 Ш, № Ф У

юную степень ДОКТОРА

О^ наук

»правления ВАК России I "^гётоЬ) I ю Др| »у

Введение с. 4-49

Глава 1. Добровольные общества в период становления и упрочения Советской власти

1.1. Добровольные общества традиционного

типа в новых исторических условиях с. 50 - 95

1.2. Пролеткульт - прототип массового добровольного общества советского типа с. 96 -149

Глава 2. Добровольные общества как элемент НЭПовской системы

2.1. Становление советского законодательства об обществах и формирование механизма политического управления добровольными обществами с. 150 -197

2.2. Добровольные общества и союзы традиционного типа с. 198 - 306

2.3. Возникновение системы "окологосударственных" и "около-партийных" добровольных обществ с. 307 - 378

Глава 3. Становление системы массовых добровольных обществ

3.1. Массовые общества в сфере

просвещения с. 379 - 387

3.2. Возникновление антирелигиозного

общества с. 388 - 410

3.3. Массовые общества в сфере

международных связей

с. 411 - 440

3.4. Общества социальной помощи и

взаимопомощи

с. 441 - 478

3.5. Массовые общества в сфере досуга с. 479 - 533

Глава 4. Массовые добровольные общества в советской общественно-политической

системе

4.1. Организационные основы деятельности массовых добровольных обществ с. 534 - 602

4.2. Финансово-экономический фундамент

массовых обществ с. 603 - 636

4.3. Основные функции массовых обществ с. 637 - 706

Заключение

с. 707-716

Приложения :

1. Добровольные общества 20-х гг.

с. 717-739

2. Литература и источники

с. 740 - 799

Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Изучение отечественной истории XX века предполагает существенное внимание к проблемам взаимодействия власти и общества. На различных этапах новейшей истории это взаимодействие имело различный характер: конфронтации, прямого насилия, демагогического заигрывания, сотрудничества и т.д.

В современной исторической науке закономерно стремление отойти от политико-экономического аспекта изучения истории, который преобладал на протяжении всех советских десятилетий как дань упрощенному материализму. В связи с этим растет интерес к вопросам социальной истории, истории культуры. Даже при изучении собственно политических аспектов все чаще рассматривается социология власти. Приоритетом конца XX века становятся проблемы гражданского общества.

Данная работа посвящена одному из аспектов вопроса взаимодействия власти и общества в Советской России, конкретизированному как взаимодействие властных партийно-государственных и общественных структур - разнообразных добровольных обществ.

Понимание добровольных обществ как особого общественного института формировалось в процессе складывания их системы и нашло отражение в законодательстве по вопросам создания и деятельности советских общественных организаций. Основы такого законодательства начали создаваться Конституцией РСФСР 1918 г., где в ст. 16 были

провозглашены право и гарантия рабочим и крестьянам объединяться в общества и союзы. Дальнейшее развитие проблема нашла в принятом в начале августа 1922 г. постановлении ВЦИК и СНК РСФСР "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не предусматривающих цели извлечения прибыли, и порядки надзора за ними" и инструкции в развитие этого декрета1. Разъясняя законодательство, НЮОст указывал, что "под общественными организациями имеются в виду организации, которые в отличие от других частных, т.е. негосударственных учреждений, не преследуют цели извлечения прибыли для своих членов, а преследуют общественные цели"2. В последующих законодательных актах (Пост. ВЦИК и СНК СССР "О порядке утверждения уставов и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территорию всего Союза ССР и надзоре за ними") уровень осмысления такого явления как советская общественность оставался неизменным. Как верно отмечала Т.П.Коржихина, в те годы термин "общественные организации" понимался очень узко: все существовавшие общества и союзы делились на 2 категории в зависимости от того, ставили они своими задачами хозяйственные цели или не имели таких целей (эту последнюю категорию и называли общественными организациями - Н.К.)3

К середине 20-х гг. добровольные общества стали выделять из общей массы общественных организаций. Вопросу о создании добровольных общественных организаций уделяли значительное

внимание партийные съезды, определявшие стратегию и тактику борьбы за социализм. Так, в резолюции "Об очередных задачах партийного строительства" XIII съезд РКП(б) обратил внимание на необходимость поддержать инициативы по созданию добровольных обществ, подчеркнув, что "в росте и оживлении работы этих организаций находит свое выражение развертывание пролетарской общественности, иначе говоря, развертывание подлинной рабочей демократии" 4 В феврале 1925 г. вопрос "О добровольных массовых организациях" рассматривался оргбюро ЦК РКП(б). В принятом постановлении отмечалась необходимость развития системы массовых добровольных организаций 5 Необходимость поощрения общественной инициативы в создании "всевозможных вольных обществ и кружков" отмечалась также Х1У съездом партии6. Т.о. понятия "добровольные общества", "добровольные

общественные организации" прочно вошли в партийные документы с 1925 г.

В советском законодательстве термин "добровольные общества" был впервые применен как общее наименование сходных между собою организаций в Положении о добровольных обществах и союзах РСФСР от 30 августа 1930 г. и в Положении о добровольных обществах и их союзах, утвержденном ВЦИК и СНК СССР 10 июня 1932 г., где говорилось: "Добровольные общества и их союзы, являясь организациями общественной самодеятельности трудящихся масс города и деревни, ставят своей задачей активное участие в социалистическом

строительстве Союза ССР"' .

Используя понятие 'добровольные оощества . данные документы не содержали попыток его проанализировать и дать ему определение. Свидетельством того, что выдвинутая социально-политической практикой проблема не получила в то время адекватного теоретического осмысления, являлись также ППЯМЫЙ ЙЫПКЯ,НЫРЯНИЯ ня ятпт Г.ЧЙТ Тяк НЯППИМЙП яктияный

I ' I * '

партийный функционер 20-х гг. О.Д.Каменева, по поручению ЦК РКП(б) работавшая по созданию добровольных обществ, выступая на одном из совещаний, была вынуждена констатировать: "Все мы говорим об общественности, но до сих пор этот вопрос не изучен: это сфинкс какой-то... Изучить, понять и учесть формы и виды этой общественности пока еще не удалось"8.

ИСТОРИОГРАФИЯ. Публикации по вопросам, связанным с добровольными обществами, стали появляться уже в первые годы после Октября. Их авторами являлись не профессиональные исследователи - социологи или историки, а практические работники: либо организаторы и руководители самих обществ, либо работники партийно-советского аппарата, курировавшие деятельность обществ. Публикации этого периода представлены 4 основными видами:

- агитационные материалы обществ и публикации, популяризирующие их деятельность9;

- инструктивные и разъяснительные материалы по вопросам деятельности обществ10;

- отчетные материалы, подводящие определенные итоги их деятельности11;

- аналитические материалы, посвященные проблемам и трудностям в функционировании обществ 12.

Все публикации этого, первого этапа историографической разработки проблемы теснейшим образом связаны с практической политикой в отношении обществ и процессом их развития. В них отражены обстоятельства возникновения обществ, их задачи, состояние в различные периоды, рассказывается об отдельных событиях истории того или иного общества (о его собраниях, проводимых им кампаниях и т.д.). В связи с этим данные публикации можно рассматривать в значительной степени именно как источники, а не столько как собственно историографию.

Вместе с тем в ряде публикаций 20-х - начала 30-х гг. поднимались и проблемы теоретико-концептуального характера, связанные с попыткой более полно рассмотреть и проанализировать такое явление как советская общественность. Авторами этих работ выступают не только партийно-государственные функционеры, но и юристы-профессионалы 13

В такого рода публикациях очевидна прежде всего их пропагандистская направленность: на материалах обществ авторами обосновывался вывод о советской форме демократии как наиболее совершенной. Одновременно решалась прагматическая задача разъяснения советского законодательства об обществах. Как и в изданиях, посвященных отдельным

обществам, в этих обобщающих статьях преобладала популяризаторская направленность, только речь идет не об отдельных обществах, а о политике партии и государства.

Антиподом такого рода публикаций объективно являлись статьи, появлявшиеся в эмигрантских изданиях, в которых политика советского руководства разоблачалась как псевдодемократическая14.

В целом в советской литературе 20-х - начала 30-х гг. тема добровольных обществ присутствовала сравнительно широко. Свидетельством этому является подготовленная Н.М.Сомовым "Библиография русской общественности" в двух томах 15, содержащая сведения о сотнях публикаций, в большей или меньшей степени связанных с темой добровольных обществ.

Однако, собственно научной историографии проблем истории добровольных обществ на этом этапе не возникло: проблема была обозначена, но не исследовалась.

В течение первой пятилетки, ознаменовавшейся "развернутым наступлением социализма по всему фронту" сложившаяся в НЭПовский период система добровольных обществ была реорганизована. К середине 30-х гг. общества традиционного типа и ряд массовых обществ были ликвидированы, многие общества нового типа подверглись перестройке. Общее количество добровольных объединений многократно сократилось.

Параллельно тому, как система добровольных обществ ослабевала, исчезала из литературы и тема добровольных обществ. С середины 30-х до середины 60-х гг. появлялись лишь

редкие публикации, связанные с юбилейными датами отдельных сохранившихся добровольных обществ, фактически это были литературно обработанные отчеты обществ, которые также можно рассматривать скорее как источники, чем как историографию 16. Они содержат богатый фактический материал, но не его анализ.

Толчком нового интереса к добровольным обществам стало принятие в 1961 г. новой Программы КПСС, где в разделе о совершенствовании общественных отношений было сказано и о развитии общественных организаций, указывалось на общее повышение их роли. В числе других общественных организаций при этом упоминались добровольных общества 17

Переход ко второму этапу историографической разработки проблемы был обозначен тем, что к теме добровольных обществ обратились прежде всего юристы, что было связано с разъяснением и толкованием положений программы КПСС 18. В подобных публикациях речь шла в основном о современных авторам советских организациях 60-х гг. Вскоре тема обществ стала появляться и в работах историков, обратившихся в первую очередь к рассмотрению истории около-партийных обществ, материалы которых соответствовали задачам пропаганды политического курса КПСС 19 Внимание к добровольным обществам было на этом этапе очень избирательным: в первую очередь появились публикации, посвященные научным обществам марксистов, ВАРНИТСО, МОПРу, ВОКСу, РАППу, т.е. наиболее идеологизированной группе обществ. Была создана

также обобщающая работа по истории научно-технических обществ 20, актуальность внимания к которым объяснялась развертыванием научно-технической революции.

Постепенно круг внимания исследователей расширялся. В 1970 г. определенным событием стала публикация сборника документов, подготовленного Т.Т. Поповым и Д.Т. Субботиным 2\ в которой составителями давалось самое общее представление о совокупности существовавших в СССР в 20-30-х гг. добровольных обществ упоминалось о технических, научно-технических, оборонных обществах, Красном Кресте, МОПРе, ОДСК, ОДР, СВБ. Таким образом началась работа по формированию общих представлений о сети добровольных обществ, существовавших в первые послеоктябрьские десятилетия. Внимание при этом обращалось прежде всего на массовые общества.

Значительным событием стало появление в середине 70-х гг. монографического исследования В.В.Горбунова, посвященного Пролеткульту 22. Работа была построена на привлечении в качестве источниковой основы многочисленных архивных материалов, периодических изданий Пролеткульта. Основное внимание автор уделял показу политико-теоретических разногласий Пролеткульта с В.И. Лениным, а значит с РКП(б), авторский оценки при этом были, что вполне понятно, тенденциозны. Но вместе с тем, в монографии содержалось немало сведений о практической работе пролеткультовских организаций.

Весьма интересна была появившаяся в тот же период диееертационная работа B.C. Манина 23, в которой представлена общая информация о содержании творческой деятельности таких объединений в области изобразительных искусств как АХРР, ОМАХРР, ССХ, НОЖ, ОСТ, Круг художников, Бытие, Крыло, Цех живописцев, ОМХ, ЛЕФ, Четыре искусства, ОРС, Товарищество передвижников, Общество им. Куинджи, Общество им. Репина и др. Это была одна из первых работ, посвященных творческим объединениям в послереволюционной России. При характеристике обществ автор предпринимал попытку классифицировать общества как традиционалисггические либо новаторские в эстетическом отношении.

Таким образом, в 70-е гг. стали появляться исследования об обществах и группах обществ. Указанные публикации представляли особенный интерес с точки зрения накопления фактов. Вместе с тем, с их появлением общее представление о добровольных обществах 20-30-х гг. развивалось и конкретизировалось,

Но в целом историки-исследователи в 70-е гг. не уделяли теме добровольных обществ сколько-нибудь серьезного внимания. Во многом это диктовалось политико-идеологизированными подходами того периода, преобладанием концепции государственного социализма. При изучении социально-культурных процессов, протекавших в советском обществе на разных этапах его истории, основное внимание удалялось освещению руководящей роли коммунистической

партии, которую рассматривали как ядро политической системы общества, руководителя и организатора всей жизни страны. Определенное внимание уделялось также собственно государственным органам, гораздо меньшее - профсоюзам, комсомолу. Управляемая и догматизированная наука практически не останавливалась на истории добровольных обществ, хотя они были многомиллионными организациями, а их отношения с государством и партией были весьма показательны для понимания процесса становления и функционирования советского общества.

б концептуальном отношении проблема добровольных обществ нашла некоторое отражение в появившихся в 70-х гг. публикациях ученых-юристов, посвященных общим вопросам теории общественных организаций. Одной из первых была статья А.И. Щиглика "Добровольные общества в переходный период от капитализма к социализм/*24, вопросам истории обществ уделено в данной публикации минимум внимания. Автор отмечает, что история добровольных обществ в течение многих лет практически не исследовалась, что вопрос о сущности, характере добровольных обществ теоретически не разработан и "в советской литературе нет даже единого мнения по поводу того, какие особые признаки, позволяющие отличить их от иных массовых общественных организаций, присущи добровольным обществам"25. Понятие "добровольные общества" употребляется автором как собирательное для определения совокупности отдельных объединений, при этом А.И. Щиглик отмечал, что это

понятие "сложилось исторически"26

В опубликованной в 1972 г. монографии Ц.А.Ямпольской "Общественные организации в СССР"27 также констатировалось отсутствие научного определения понятия добровольных обществ и условность существующего названия. Заслугой автора являлось выявление законодательных актов по добровольным обществам и рассмотрение процесса развития законодательства в этом отношении. Данное исследование получило продолжение в монографии "Добровольные общества при социализме", где основное внимание было уделено обществам 50—60-х гг.

Т.о. в начале 70-х гг. именно усилиями юристов был фактически поставлен вопрос о необходимости не фрагментарного, а целостного изучения истории добровольных обществ и их теоретического анализа, создания обобщающих работ.

В отношен�