автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Драматургия Гоголя и ее сценическое воплощение
Текст диссертации на тему "Драматургия Гоголя и ее сценическое воплощение"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
( ГИТИС )
Ким Ми Хен
ДРАМАТУРГИЯ ГОГОЛЯ И ЕЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
Специальность - искусствоведение - театральное искусство (17.00.01)
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КАНДИДАТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ПРОФЕССОР Б. Н. ЛЮБИМОВ
Москва • 1999 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................2
Глава I.
Структура персонажей комедий Гоголя "Ревизор" и "Женитьба" .........20
§1. Структура персонажей комедии "Ревизор"...................................20
§2. Структура персонажей комедии "Женитьба"................................47
Глава II.
Поэтика комедий Гоголя "Ревизор" и "Женитьба"..................................64
§ 1. Поэтика комедии "Ревизор" ...........................................................64
§2. Поэтика комедии "Женитьба".......................................................81
Глава III.
"Ревизор" и "Женитьба" на московской сцене (90-е годы XX века).....117
§1. "Ревизор" в Московском театре "Современник".........................117
§2. "Ревизор" в театре "на Покровке".................................................121
§3. "Хлестаков" в Драматическом театре им. К.С.Станиславского.. 124
§4. "Женитьба" в театре "на Юго-западе"..........................................128
§5. "Женитьба" в театре МХАТ им. Чехова.......................................130
§6. "Женитьба" в театре "на Покровке".............................................134
Заключение................................................................................................137
Библиография............................................................................................141
ВВЕДЕНИЕ
Великое искусство неисчерпаемо. Каждая эпоха находит в нем новые грани и новые возможности их исследования. Какие же проблемы театра Гоголя встают сегодня перед современной сценой, перед современным исследователем? В чем новаторство гоголевского театра, обогатившего русскую и мировую сцену?
Сегодня, когда так велик интерес к классике, когда классическое наследие стало частью современного репертуара, все эти проблем не носят чисто академический характер. Решение этих проблем тесно связано как с развитием классических традиций, так и с новыми открытиями современного театра.
В театре конца ХХ-го века возник живой интерес к Н.В.Гоголю, его личности и мировосприятию, он стал одним из ведущих театральных авторов прошедшего десятилетия. Стойкое внимание к творчеству писателя вылилось в сценическую гоголиану, дающую основание говорить о театре Гоголя конца ХХ-го века как о целостном явлении, обострившем интерес к общим проблемам театральной интерпретации комедиографа. Гоголевский театр этих лет исключает локальный разговор о себе еще и потому, что полемические позиции, им занятые, обнажили болевые точки театральной ситуации времени.
В рассматриваемый период осложнилось соотношение "современная драма - режиссер - классика". В конца ХХ-го века расстроились связи современной пьесы с художественной практикой: драматурги "новой волны" - Л.С.Петрушевская, А.В.Вампилов почти не имели выхода на подмостки. Классика стала основой репертуара и невольно была вынуждена заменять отсутствующих новых авторов -выполнять функцию современной драмы. Отсюда частое и решительное преодоление временной и эстетической дистанции, отделяющей театр от классической пьесы, крен в диалоге с ней в
сторону сцены, которая стремилась быть не сотворцом драматурга, но единовластным автором. Утрата ключа к поэтике классической театральности - закономерный исход из этой ситуации: так вопросы гоголевского театра конца ХХ-го века впрямую коснулись проблем современной режиссуры.
Еще одно общее обстоятельство театральной ситуации определило феномен театра Гоголя конца ХХ-го века: лидером репертуара этих лет был А.П.Чехов, что не могло не сказаться на гоголевских спектаклях. Отработанное в предыдущем десятилетии согласование чеховской драмы с комплексом современных идей и чувств, осуществлялось органично и в эти годы: Иванов не безуспешно замещал Зилова, вампиловский герой узнавался в сценическом облике чеховского героя. Союз сцены и Гоголя складывался труднее. Попытка приблизить гоголевский театр к параметрам чеховского, и тем облегчить его ввод в сферу современной театральной эстетики, превратилась в сквозное усилие режиссуры конца ХХ-го века. Оно обусловило спорность сценического облика писателя тех лет, обострило вопрос о специфике его художественного метода.
В письме к М.С.Щепкину 1846 года по поводу возобновления постановки "Ревизора" Гоголь еще раз раскрывает свое глубокое понимание задач актера, как выразителя авторского замысла, идеи, заключенной в воссоздаваемом им образе. Рекомендуя вводить актеров заблаговременно в "надлежащее существо ролей", Гоголь снова предостерегает против карикатуры, преувеличений, против нарушения принципа художественной меры, естественности. Актер должен соблюдать "благородный верный такт разговора", чтобы "не слышался фальшивый звук".
"Словом, изгнать вовсе карикатуры и ввести их в понятие, что нужно не представлять, а передавать прежде мысли, позабывши
странность и особенность человека. Краски положить не трудно; дать цвет роли можно и потом; для этого довольно встретиться с первым чудаком и уметь передразнить его; но почувствовать существо дела, для которого призвано действующее лицо, трудно..." В этих советах дано определение именно реалистического исполнения роли в противовес натуралистическому ее истолкованию. Напомним замечательные слова К.С.Станиславского, перекликающиеся с этими указаниями Гоголя: "Актер это сила, отражающая жизнь". "Если вы вошли в действие - в жизнь своей роли... не забывайте никогда о чувстве меры"1.
Гоголь выдвинул и требование тщательной режиссерской постановки спектакля "актером-художником": "Только один истинный актер-художник может слышать жизнь, заключенную в пьесе, и так, что жизнь эта сделается видной и живой для всех актеров".
Мысли Гоголя высоко ценил Станиславский. "...Традиции Художественного театра идут от традиции Щепкина и Гоголя, -говорил К.С.Станиславский, - Гоголь видел в театре учреждение, способное влиять на духовные запросы зрителя, воспитывать его в принципах высокой морали и этики. Перед театром он ставил задачи общественного характера, задачу воспитания общества посредством слова писателя-драматурга, звучащего со сцены, воплощенного в художественный образ, в сценическое действие..."2.
"Живые характеры", как писал Гоголь, а не условные гротескные персонажи, тщательно продуманное истолкование актером образа, реалистически жизненное и в то же время наглядное, выразительное воплощение гоголевских характеров - необходимое условие полноценной постановки, художественно адекватной
1 Беседы К.С.Станиславского. -М.: ВТО, 1947. С. 104, 113.
2 Н.Горчаков Режиссерские уроки К.С.Станиславского. -М.: Искусство, 1950. С. 28.
содержанию пьесы. Чисто бытовая, натуралистическая трактовка комедий Гоголя не раскроет их широкого социального содержания, их общечеловеческая значения, не донесет до зрителя грозного и беспощадного смеха великого сатирика. Поэтому постановщик и исполнители должны всегда заботиться о том, чтобы в спектакле выступало монументальное, обобщающее начало комедии, чтобы не приглушать те великолепные краски, художественную полноту, с какими нарисовал автор героев.
Мало кто из писателей создал такое количество "типов", как Гоголь. Они вошли в наше сознание и в историю культуры как яркое художественное обобщение отрицательных сторон человеческого характера. Чичиков, Хлестаков, Городничий, Подколесин, Кочкарев - все это образы, и сейчас сохранившие всю силу сатирического обличения.
Гоголь решительно преодолел традицию нравоописательной комедии. В пьесах Фонвизина, Крылова, Княжнина персонажи разделялись на положительные и отрицательные, причем "характеры" персонажей с самого начала были ясны для зрителя и не изменялись до конца пьесы.
Именно так в данной диссертации рассматриваются характеры персонажей комедий Гоголя "Ревизор" и "Женитьба".
Современные концепции гоголевского театра активно апеллируют к режиссерской классике ХХ-го века, вопросы театрального наследия становятся проблемой современной сценической практики. Отсюда попытка представить в диссертации проблематику и стиль гоголевского театра 1993 - 97-х годов в его связях с опытом русской сцены. Центром историко-театральных комментариев к проблеме диссертации стал спектакль Вс.Мейерхольда. Общезначимость завоеваний его транскрипции "Ревизора" - в открытии нового уровня знаний о комедии Гоголя, о
драматическом первенстве Хлестакова, как ее структурообразующем принципе. Историческая ретроспектива помогает оценить относительную меру новаторства театральных прочтений Гоголя в 1993 - 97-х годах.
Сценическая гоголиана сфокусировала полемические моменты театрального процесса и поставила вопрос о Гоголе крупно, для его осмысления требуется привлечь массы разнообразного материала по сценической истории и драматическому анализу гоголевских комедий. Освоение Гоголя в театре 1993 - 97-х годов как комплекс проблем его комедийного наследия, современной режиссуры и театральной истории - предмет данного диссертационного исследования.
Гоголевские спектакли, шедшие в 1993 - 97-х годах на Московской сцене, рассматриваются в диссертации. Здесь выделено шесть постановок. "Ревизор" - в Московском театре "Современник", в театре "на Покровке" и в Драматическом театре им. К.С.Станиславского; "Женитьба" - в театре "на Покровке", "на Юго-западе" и в МХАТе им. Чехова.
В диссертации предпринята попытка выявить устойчивые структурные принципы художественного мышления постановщиков Гоголя. Определение типа целостности их спектаклей позволяет обнаружить ключевые позиции в подходе режиссеров к литературному источнику, в том числе к классике, и в частности к комедиям Гоголя.
Данная диссертация является первой в исследовании драматургии Гоголя в Корее.
Комедии Гоголя - подлинное чудо искусства. Они открыли русскому театру - да не только русскому, но и всему мировому театру - дорогу в будущее, знаменовали победу фантастического реализма, утверждение тех новых принципов драмы, на основе
которых выросла драматургия Островского, Чехова. Сам великолепный мастер театра, И.С.Тургенев писал о Гоголе: "...он проложил, он указал дорогу, по которой со временем пойдет наша драматическая литература"3.
Литературная деятельность Гоголя была подвигом писателя. Ей он отдал все свои жизненные силы, свой художественный гений. Его комедии, полные "злости и гнева", обличали несправедливость общественных отношений, основанных на угнетении народа, и окончательно утвердили новое направление в искусстве Х1Х-го века - русский реалистический театр, тесно связанный с передовыми идеями своего времени.
Гоголь глубоко верил в высокое общественное назначение театра. Он видел в нем "кафедру", с которой можно много сказать миру добра. Страстно влюбленный в искусство сцены, он еще в юношеские годы выступал как актер, а затем пристально следил за всем, чем жил русский театр, огорчался его бедами, радовался каждой его удаче. Гоголь оставил нам своеобразный теоретический трактат - "Театральный разъезд", в котором обосновал принципы фантастическо-реалистического искусства театра. Но главное в его богатом наследии для театра - это его комедии "Ревизор", "Женитьба", которые навсегда сохранили значение непревзойденного эталона в искусстве.
Новаторство Гоголя-драматурга не в разрушении и отрицании завоеваний прошлого, а в его остром видении мира, в том, что он по новому раскрыл жизненное содержание, показал в своих комедиях глубокие социальные противоречия, свойственные крепостнической России. Он создал комедию, которая вобрала в себя все достижения мировой драматургии, от Аристофана и Мольера до Фонвизина и
3 И.С.Тургенев Собрание сочинений. -М.: "Правда", 1949. Т. 10. С. 398.
Грибоедова, и в то же время была новым словом в драматической литературе, надолго определившим ее дальнейшее развитие.
Драматургия Гоголя, и особенно его бессмертный "Ревизор", не стареет. Сила сатирического обличения всего мертвящего и косного, типическая обобщенность характеров, выразительность языка делают непреходящим значение его комедий и сегодня. Гоголь создал не только замечательный образец классической комедии. Он - наш современник. Его смех казнит все враждебное и чуждое, сохранившееся еще от старого мира. Все его творчество являлось борьбой за высокие нравственные идеалы, борьбой с мерзостью и пошлостью собственнической психологии.
Комедии Гоголя подлинно современны не только по силе разоблачения им всяческой скверны, по глубине гуманистического содержания, но и по своей истинно фантастическо-реалистической и совершенной форме. Они предельно выразительны, лаконичны, сценически действенны. В повседневном, будничном Гоголь умел найти главное, основное, подчеркивая его остротой драматических ситуаций, резкостью сценического рисунка. У него многому можно поучиться и современному драматургу, и режиссеру, и актеру. Недаром образы, созданные писателем, навсегда вошли в наше сознание, а его пьесы неизменно идут на сцене, являясь замечательной школой актерского мастерства.
Осмысление театрального опыта прошлого и настоящего в овладении гоголевским материалом требует сопряжения критики и истории. Гоголевская комедийная структура рассматривается в их взаимосвязи - отсюда трехчленное построение каждой главы исследования.
В диссертации гоголевские спектакли 1993 - 97-х годов, идущие на Московских сценах рассматриваются в аспекте действительного драматизма соотношений Гоголя и театра, с
сознанием того, что ключ к гоголевскому миру остается проблемой, открытой в будущее.
Сегодня остро стоит вопрос об обновлении форм сценической интерпретации классики. Сопряжение времен, проблем сегодняшнего дня с комплексом идей автора, как принцип подлинного диалога с классическим наследием, приходит на смену театральному "монологизму". Процесс этот, как показал А.Смелянский4, начался давно, но подлинную перспективу приобретает сегодня, когда современная культура испытывает историческую необходимость в связях преемственности с культурой прошлого. Театр готов признать самоценность классики, объективно присущую ее образам современность. Он стремиться увидеть в ее проблемах отражение собственных с тем, чтобы найти им отклик в ходе общечеловеческой мысли и текущую жизнь осознать в ее глубинных связях с целым человечества. Гоголь на рубеже конца ХХ-го века видится сцене не только в его возможностях дать ей острый и удобный материал для самовыражения, но как суверенный мир мыслей и представлений о жизни, познание которого необходимо современному человеку. Творчество Гоголя как система ценностей, как выражение духовной жизни автора, способной расширять горизонты нашего сознания, -так представляются задачи нового уровня театрального общения с писателем. Проблемы поэтики автора, структурных особенностей его творческого метода становятся насущными. Поэтому в главах диссертации, посвященных характерам персонажей комедий Гоголя "Ревизор" и "Женитьба", возникли разделы о гоголевских комментариях к "Ревизору" и об обстоятельствах, сопутствовавших замыслу "Женитьбы" и сценической практике 1993 - 97-х годов на московской сцене.
4 Классика и современность: проблемы советской режиссуры 1960-70-х годов. -М.: Наука, 1987. С. 27-45.
Основы теоретического осмысления театрального Гоголя были заложены в искусствознании 1920-х годов. Книги, подводящие итог полемике вокруг "Ревизора" в ГОСТИМе - "Гоголь и Мейерхольд" (1927), "Ревизор" в театре имени Мейерхольда" (1927) - определили подходы к вопросам режиссерской интерпретации классики, как они обозначились в театре нашего века. Авторы указанных сборников, писал П.А.Марков, утверждают "право нового и свободного истолкования Гоголя"5, самостоятельность сценического создания. Новый уровень развития режиссуры в 20-х годах обострил конфликтность, драматизм согласования пьесы и сцены, их связь стала подвижной, способной качественно меняться, она выстроилась как общение сторон, если не равно великих, то все же равных по условиям их творческого союза в театре. Возможность при постановке определенного произведения отразить мир его автора в целом, соотнесенность гоголевского стиля с той или иной режиссерской системой, зависимость сценического жанра пьесы от театрального направления - важные для современной науки методологические выводы критики 1920-х годов по вопросам интерпретации классики.
Широкая разработка проблемы театрального Гоголя в 1920-е годы создала почву для итогового труда. В 1936 году появилось фундаментальное исследование сценической судьбы комедиографа "Гоголь и театр" С.С.Данилова. Ученый систематизировал теоретические и критические высказыва