автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Семантика пауз в драматургических текстах Н. В. Гоголя

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Зорин, Артем Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Семантика пауз в драматургических текстах Н. В. Гоголя'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Зорин, Артем Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Пауза как филологическая проблема.

1.1 Пауза как универсальное средство языковой коммуникации. Семантическая многозначность молчания.

1.2 Пауза как прием и «минус-прием» в художественном тексте

1.3 Автор - герой - читатель: значение «зон молчания» в формировании художественного целого.

1.4 Пауза как синтетический смыслопорождающий элемент драматургического текста.

ГЛАВА 2. Феномен паузы в драматургии Гоголя.

Комедия «Ревизор».

2.1 Психологическая пауза в речевом поведении персонажей «Ревизора»: авторские ремарки, незаконченные и контекстуально неполные предложения.

2.2 Пауза в ритмическом строе комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

2.3 Порождающая пустота: метапауза как универсальный композиционный прием.

2.4 «Авантюрное время» как вариант воплощения метапаузы в комедии «Ревизор».

ГЛАВА 3. Пауза как средство создания подтекста пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба».

3.1 Лирика и гротеск в контексте пьесы.

3.2 Пауза в речи персонажей «Женитьбы».

3.3 Роль паузы в формировании ритмического строя комедии «Женитьба».

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Зорин, Артем Николаевич

Количество исследований творчества Н.В. Гоголя доказывает, что анализ особенностей его художественной системы остается актуальным для понимания современных факторов развития филологической науки и оценки социокультурной ситуации вообще.1 Предпочтения отдаются изучению поэтики - «науке о формах, видах, средствах и способах организации произведений словесно-художественного творчества, о структурных типах и жанрах литературных сочинений».2 Она «предполагает изучение не только речевых, но других структурных моментов художественного текста».1 Это связь биографии и творческих поисков писателя, соотношение реального и фантастического в его произведениях, роль отдельных компонентов в структурировании целого, взаимосвязь понятий «текст», «подтекст», «метатекст» и т.п. В настоящей диссертационной работе предпринята попытка исследовать семантическую природу, роль и место пауз и умолчаний в пьесах Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Женитьба», то есть предпочтение отдано разработке некоторых мало исследованных элементов гоголевской поэтики.

1 ВайскопфМ. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993; Карасев Л.В. Гоголь и онтологический вопрос // Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995. С. 11-33; Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996; Воропаев В. А. Гоголь в последнее десятилетие его жизни: новые аспекты биографии и творчества. Автореф. дис. доктора филол. наук. М., 1997; Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997; Мильдон В.И. Эстетика Гоголя. М. 1998; Ким Ми Хен. Драматургия Гоголя и ее сценическое воплощение: Дис. . канд. искусствоведения. М. 1999; Летин В.А. Визуализация художественной картины мира Н.В. Гоголя: Дис. . канд. культурол. наук. Ярославль, 1999; Щербаков А.Б. Введение в поэтику нового времени: «рефлектирующий гений» // Гоголь и русская литературная культура. Саратов, 1999. С.87-96; Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб, 1999; Иваницкий А.И. Гоголь. Морфология земли и власти. М., 2000; Канунова Ф.З. В.А. Жуковский и Н.В. Гоголь (о соотношении религиозного и художественного сознания в русской литературе в 1840-е годы) // Литературоведение и журналистика: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов. 2000. С. 15-31: Виноградов И.А. Художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания Н.В. Гоголя. М. 2000.

2 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 184.

3 Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. M., 1996. С. 7.

Актуальность темы «Семантика пауз в драматургических текстах Н.В. Гоголя» обусловлена несколькими факторами:

- необходимостью дополнить наметившийся в последние годы круг исследований о связях не только художественных, но и психологических процессов творчества писателя с миром его героев, так как «писательский подвиг Гоголя творился за счет его человеческой жизни»;4

- потребностью литературоведения и театра в анализе так называемой «драматургии молчания», на стыке XIX - XX веков захватившей драматургическую литературу и театр, предтечей которой несомненно был и Гоголь с его «немой сценой», особым способом позволившей обнаружить в драматическом произведении соотнесенность «низкого» и «высокого», земного и божественного;

- всплеском интереса к Гоголю как драматургу, уловившему характерные черты «сдвига эпох» и сумевшему не только содержанием, но и структурой драматических произведений предопределить жанровые открытия современного театра.

Научная новизна работы определена системным подходом к исследованию паузы художественного текста. Проблема паузы в филологии и, шире, - в гуманитарных науках - является комплексной и предполагает многоаспектные и разносторонние подходы к ее рассмотрению - теоретико-литературные, лингвистические и театроведческие. В работе впервые анализируется пауза в драматургической практике Гоголя как прием, представляющий «сложную систему более или менее синонимических средств выражения, так или иначе соотнесенных друг с другом».5 Внутренняя логика

А Бочаров С. Биография как исследование // Манн Ю.В. «Сквозь видный миру смех.»: Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835 гг. М„ 1994. С.7.

5 Щерба JI.B. Современный русский литературный язык // Щсрба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С.121. этой проблемы обусловливает отбор материала, композицию и методологию исследования.

Объектом исследования явились драматургические тексты Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Женитьба». Выбор этих произведений аргументирован тем, что это законченные пьесы, имеющие конкретное жанровое авторское определение, в отличие от текстов, объединенных под заглавием «Драматические отрывки и отдельные сцены». Аргументация принадлежит самому Гоголю, настаивавшему на жанровом различении комедий и «отрывков». В письме к М.С. Щепкину от 3 декабря 1842 года он подчеркнул: «Вы хотите все повесить на одном гвозде, прося на пристяжку к «Женитьбе» новую, как вы называете, комедию «Игроки». Во-первых, она не новая, потому что написана давно, во-вторых, не комедия, а просто комическая сцена» (XII, С.295).6

Рассматривать структуру паузности произведения, закономерности употребления драматургом моментов молчания, ремарок, а также соотнесенность понятий «текст» и «подтекст» имеет смысл тогда, когда они предъявлены автором в строго и окончательно продуманной (или гениально угаданной) последовательности, когда возможно соотнести части и целое, выделить кульминационные, а также катарсисные моменты пьес. Только тогда можно оценить структурную новизну текстового и подтекстового содержания произведения не только на уровне замысла, но и на уровне воплощения. Кроме того, в тексте «Игроков» Гоголь вообще не использует паузу как элемент речи. Нарочитое отсутствие характерного для гоголевской драматургии стилистического приема указывает на особую структуру «комической сцены», то есть на использование «минус-приема».7 В отточенной шулерской игре неуловимы искренние эмоции и истинные мотивы поступков. Происходящее и ь Здесь и далее ссылки на произведения Гоголя даются по академическом) полному собранию сочинений (Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М.; Л., 1937-1952) и приводятся в тексте диссертации с указанием в скобках номера тома и страницы. ЛотманЮ.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 67. проговариваемое становится лишь поводом к бесконечной игре. Гладкая речь героев, стремительность и четкость развития сюжета, строгая линейная временная перспектива повествования отражают авторскую позицию, при которой текст предпочтительней рассматривать с точки зрения нарративных установок, а не как стилистическую конструкцию.

Структура работы представлена тремя главами, что композиционно обусловлено необходимостью рассмотреть паузное и подтекстовое содержание каждой пьесы в отдельности и подробно, потому что такого рода исследований гоголевских драматургических текстов пока не существует. При этом и «Ревизор», и «Женитьба» представляют собой законченные авторские высказывания, позволяющие судить, в соотнесенности, о творческих и мировоззренческих поисках писателя. Вторая и третья главы детально рассматривают пьесы с этой точки зрения. Кроме того, понятие «пауза» определено филологической наукой лишь в отдельных аспектах. Нам же понадобился более системный инструментарий для анализа. Этому посвящена начальная глава диссертационной работы. Таким образом, первая глава представляет собой исследование проблемы паузы в филологической науке. В ней дается определение понятия «пауза», структурных и функциональных возможностей приема, рассматриваются механизмы восприятия пауз. Здесь же анализируются особенности различных исследовательских методов и подходов в оценке паузы как самостоятельного языкового и эстетического явления. Вторая глава посвящена специфике пауз в комедии Гоголя «Ревизор». Рассматривается реализация приема на различных уровнях бытования текста -речевом, контекстовом, метатекстовом. Доказывается универсальность паузы как драматургического приема гоголевской поэтики.

В третьей главе исследуется роль паузы в характеросложении пьесы «Женитьба», в ее ритмическом и композиционном строе, в отображении подтекстового содержания произведения.

В основу методологии работы положен комплексный подход, сочетающий метод «имманентного» анализа текста, элементы философско-эстетического, сравнительно-исторического и структурно-семиотического анализа, культурологические и биографические подходы.

Цель работы - не только исследовать паузу как многоуровневый и универсальный драматургический прием, но и понять ее смыслообразующую роль в формировании художественного целого гоголевских драматургических текстов.

Поставленная цель диктует диссертационной работе следующие задачи:

1. Определить объем понятия пауза в художественном тексте, выявить функциональные, структурные возможности этого приема.

2. Выявить роль паузы в формировании индивидуального, типизированного языкового облика персонажей пьес, в отображении смены эмоциональных и интеллектуальных состояний героев.

3. Осмыслить значимость приема паузы в синтетичных жанровых установках автора.

4. Проанализировать значение паузы в сюжетно-композиционном единстве пьес.

5. Оценить место приема паузы в формировании многозначного смыслового целого «Ревизора» и «Женитьбы», определить неоднозначность авторской оценки описанных лиц и ситуаций.

6. Рассмотреть взаимосвязь языкового и сюжетно-композиционного строя пьес со спецификой гоголевского мировоззрения, с ключевыми моментами целостной поэтики писателя.

Результаты диссертационного исследования могут найти практическое применение в учебном процессе: в лекционных курсах по истории русской литературы и истории русского театра XIX века, при преподавании предметов теоретико-литературного цикла, в работе спецсеминаров, а также при издании и комментировании произведений Гоголя.

Материалы диссертации прошли апробацию в 1997-2001 гг. на спецсеминаре «Мир Гоголя» под руководством профессора В.В. Прозорова; на филологической конференции молодых ученых, посвященной памяти А.А. Жук (Саратов, 1997), на конференции молодых ученых филологического факультета Саратовского государственного университета, посвященной памяти П.А. Бугаенко (1998), на XXI Международных научных чтениях «Чернышевский и его эпоха» (Саратов, 1999), на III филологической конференции молодых ученых, посвященной 90-летию Саратовского госуниверситета (1999), на Всероссийской научной конференции «Общее литературоведение и журналистика: проблемы исследовательской методологии и вузовской методики» (Саратов, 1999), на конференции молодых ученых «Филология в системе современных гуманитарных наук» (2001), на Международной научной конференции «М.Ю. Лермонтов и русская культура XIX - XX веков» (Пенза, 2001); в процессе преподавания курсов «Драматургия Гоголя» (просеминар), «Теория литературы», «История русской литературы», «История русской литературы и культуры» на филологическом факультете Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и театральном факультете Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, а также в публикациях.

Положения, выносимые на защиту: 1. Изучение паузы в художественном высказывании представляет собой сложную филологическую проблему, связанную с многоплановостью приема, его многоуровневым бытованием в тексте. 9

2. В комедии Гоголя «Ревизор» пауза - универсальный структурирующий элементна речевом, сюжетно-композиционном и метатекстовом уровнях.

3. В пьесе «Женитьба» система пауз формирует подтекст произведения.

4. Использование Гоголем пауз на уровне структуры и жанровых особенностей пьес соотносится с мировоззренческими установками автора.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Семантика пауз в драматургических текстах Н. В. Гоголя"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе мы предприняли попытку анализа паузы в драматическом тексте и шире - в художественном тексте вообще. Контекст конкретного драматургического произведения апеллирует к необходимости обобщить опыт изучения паузы различными областями гуманитарного знания: как литературоведением (в рамках теории стиха и прозы, поэтики и теории восприятия художественного текста), так и лингвистикой (фонетика и художественная стилистика), театроведением и даже историей театра. Предложенное нами определение понятия «пауза» включает в себя моменты молчания на уровне метатекста, композиции произведения, ритмической организации текста, динамики сюжета, речи действующих лиц.

Композицию «Ревизора» мы попытались трактовать как метапаузу -временной промежуток между известием о близком инкогнито и вестью о его появлении. В этом «узком промежутке» герои теряют привычные ориентиры, утрачивают ощущение реальности. В финале «Ревизора», перед явлением высших сил, все они онемевают, впадают в паузу невыразимого. Метапауза -это лихорадочные мгновения перед «последней сценой жизни» - прокламирует авторскую мысль о необходимости преодоления жизненной бессодержательности, о потребности каждого вести постоянную «внутреннюю ревизовку».

Метапауза в пьесе устанавливает соотнесенность моментов молчания и умолчания на различных уровнях структуры текста. Психологическое состояние персонажей, аффективное восприятие ими действительности влияют и на темп развития действия. Между пиковыми моментами сюжета (а такие есть в каждом акте комедии) автор предусмотрел паузы как зоны эмоционального затишья. Они далеко не всегда совпадают с паузами графического разделения актов. Ритмические приостановки меняют время и место действия (и, соответственно, сценическую атмосферу), влияют на психологическое и физическое состояние героев, на динамику развития событий. Погружение в метапаузу - перемена местами привычного и необъяснимого - навязывает героям моменты молчания. В такие моменты паузы, способные отразить особенности характера или определенный тип поведения персонажа, обнаруживают личностную несостоятельность героев, ничтожность их молчания на фоне породившей их «пустоты». Нахождение в метапаузе диктует героям и особое психологическое состояние.

В «Женитьбе» паузы формируют подтекст произведения. Пьеса обретает потенциальную многозначность трактовок, от гротесково-комических и сатирических до лирико-драматических.1 В традиции романтической культуры подтекст пьесы передает несоответствие желаемого героями и возможного в реальности. Он же позволяет определить границы влияния авторского миропонимания на выбор жанровой формы произведения, на его композицию, ритм и речевой строй.

Ситуация выбора в «Женитьбе» - это альтернатива между земным и божественным. Искусительные мотивы образа Кочкарева и выбор Подколесина - отражение мистического опыта автора, пережившего личную трагедию и сделавшего выбор между «низким» и «высоким».

Прыжок героя в окно - пауза перед неизъяснимым - попытка очищения и искупления, которого заслуживает тот, кто готов отказаться от земной любви ради возвышенного идеала.

Драматургия пауз и умолчаний, использованная Гоголем как особый многоуровневый прием, позволяет говорить о появлении нового театрального языка, в котором «разрывы» текста, «минус-прием» имеют такое же содержательное значение, как и слово.

В рамках работы невозможно было подробно описать все смыслы, стоящие в гоголевских пьесах за понятиями «пауза», «молчание», «подтекст».

1 Об этом: Манн Ю. Грани комедийного мира «Женитьбы» // Литературные произведения в движении эпох. М., 1979. С.3-41.

153

Предпринята попытка очертить границы такого рода исследования предмета, безусловно, находящегося в развитии, движении.

Дальнейшей разработки требует объем понятия «пауза» и других терминологически близких ему понятий. Необходима классификация такого рода терминологии в рамках творчества Гоголя, и, возможно, создание словаря или энциклопедии писателя, где бы эти понятия были поставлены в соответствующий семантический и контекстуальный ряд.

Театральные эксперименты современной эпохи предполагают поиск новых пространственных структур, пластической выразительности и, что особенно важно для новых прочтений классики, актуализацию связи между автором, актером и зрителем. С этой точки зрения диссертационная работа могла бы быть продолжена рядом работ по психологии художественного восприятия и исследованиями социокультурного характера по теме «Театр Гоголя и зритель», которая, безусловно, эволюционирует не только на фоне театральных экспериментов, но и на фоне изучения отдельных аспектов гоголевского творчества.