автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Драматургия Л.Н. Толстого в контексте исторической поэтики

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Шульц, Сергей Анатольевич
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Драматургия Л.Н. Толстого в контексте исторической поэтики'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Шульц, Сергей Анатольевич

Введение.

Раздел первый. Театр Толстого и проблемы герменевтической исторической поэтики драмы.'.

Раздел второй. Историческая эстетика театра Толстого.

Раздел третий. Историческая герменевтика жанровых контекстов и жанровых уровней драматургии Толстого.

Глава первая. Фольклорная'драма.

Глава вторая. Античная драма.

Глава третья. Духовная драма.

Глава четвертая. Театр Шекспира (Трагический герой у Шекспира и Толстого).

•Глава пятая. Драма XVIII-XIX вв ("средний жанр" и театр

Шиллера).

Глава шестая. "Новая драма".

Раздел четвертый. Символико-параболическое начало в драматургии Толстого.

Раздел пятый. Драма как форма суда (Эсхил . Толстой . Дюрренматт).

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Шульц, Сергей Анатольевич

Актуальность исследования вызвана необходимостью расширения горизонта понимания русской классической литературы и, в частности, творчества Толстого в соответствии с новым гуманитарно-культурным контекстом.

Драматические произведения Толстого находятся в русле театральной реформы рубежа XIX-XX веков, когда, с одной стороны, имел место процесс радикального обновления театральной эстетики и поэтики, а,' с другой стороны, происходило воскрешение и обновление далеких, казалось бы, навсегда ушедших форм художественного сознания. Придя в театр из эпики, Толстой осознавал свои драматические опыты как своего рода эксперимент, который позволит преобразить театр и наметить последующие пути его развития.

Рассмотрение драматургии Толстого в аспекте наследования и предвосхищения ею определенных историальных форм драмы - давно назревший вопрос, решение которого позволит по-новому взглянуть и на феномен толстовского театра, и на эволюцию русской и западноевропейской драмы вообще.

В отличие от утвердившихся в изучении толстовской драмы социологического (работы К.Н. Ломунова и др. [1]), сравнительно-исторического (работы В. Я. Лакшина, С. А. Саламовой, Н.В. Лавренчук, К. Герхарда и др. [23), отвлеченно-теоретического (работы В. В. Осно-вина, А.А. Донскова и др. [33), театроведческого (работы Е. И. Поляковой, Б.Ф. Сушкова и др. [4]) методов," мы предполагаем рассмотреть наш предмет в обширном духовно-историческом контексте, на фоне органического движения драматических жанров, в том числе с учетом их долитературного генезиса.

Поэтому методологической основой работы послужили принципы той версии исторической поэтики, которые заложены в трудах М.М. Бахтина, Л.В. Пумпянского, А. В. Михайлова, В.И. Тюпы и др. и которые связаны с рефлексами философской интерпретации историального развития жанра, мотива, сюжета и т.д. Автор исследования стремится развить и уточнить эти принципы.

Историческая поэтика в заявленном разрезе включает в себя "историческую эстетику" (термин П. Шонди и В. И. Тюпы) жанра как осознание исторической уникальности данной в нем идеи искусства и его "историческую герменевтику" (термин Г.-Г. Гадамера) как прояснение духовного горизонта становления и существования проступа-емых в тексте жанровых форм - герменевтический анализ формы.

Основной целью работы является исследование исторической поэтики драматургии Толстого в герменевтическом аспекте, т. е. с учетом духовно-философского горизонта становления и функционирования толстовской драмы.

Цель работы раскрывается в ее задачах:

- осознать феномен толстовской драмы в целостном художественно-философском контексте творчества писателя;

- представить анализ и интерпретцию исторической эстетики драматургии Толстого;

- рассмотреть толстовскую драму на пересечении различных жанровых традиций - в ретроспективе и в перспективе.

Научная новизна исследования состоит в выработке особой стратегии изучения толстовской драмы, которая позволит увидеть последнюю в максимально целостном "виде,' на пересечении различных жанровых моделей и традиций. Впервые поставлен вопрос о значении для Толстого античной драмы, театра Шиллера, о месте Толстого в истории европейской драмы как формы "суда" и т.д. Развиваются и уточняются представления о специфике толстовской драмы как романизированной и эпизированной, сочетающей в себе рационально-рефлексивное и чувственное, установку на "моральное", "готовое" слово риторической традиции с попыткой индивидуального самовыражения. Впервые столь широко поставлен вопрос о роли в толстовской драме символико-параболического начала, связанного с рецепцией Толстым принципов духовной и "новой" драмы.

Теоретическое значение исследования состоит в углублении представлений о потенциале и принципах исторической поэтики вообще и исторической поэтики драмы в частности. В частности, выдвигается тезис о том, что рассмотрение исторической поэтики того или иного литературного явления нуждается в осознании представленной в нем исторически уникальной идеи искусства. Уточнены представления о жанровой и родовой природе драмы вообще, о специфике исторических типов русской и западноевропейской драмы, о месте Толстого в исторической панораме драматургии.

Научно-практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть востребованы в исследованиях творчества Толстого и русской и западноевропейской европейской драмы, при разработке вузовских учебных курсов по истории русской и западноевропейской литературы.

Апробация основных положений и результатов исследования состоялась в выступлениях автора на межвузовской научной конференции

Русская литература и культура" (Ростов-на-Дону, РГУ, 1997), Международной научной конференции "Поэтика русской литературы" (Москва, РГГУ, 1999), Международной научной конференции "Филология на рубеже тысячелетий" (Новороссийск - Ростов-на-Дону, 2000), Международной научной конференции "Семиотика средств связи" (Варшава, Институт славистики ПАН, 2001), Международной научной конференции "Достоевский и мировая культура" (Санкт-Петербург, Дом-музей Достоевского, 2002), Международной научной конференции' "Русская литература XIX века в контексте мировой культуры" (Ростов-на-Дону, РГУ, 2002) и в публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

- в драматургии Толстого имеет место противоречивое сочетание установки на некое моральное "готовое" слово риторической традиции с индивидуальным самовыражением;

- основной категорией толстовской театральной эстетики является не "прекрасное", а "возвышенное";

- отказываясь от значительной части предшествующей традиции или требуя ее пересмотра, провозглашая необходимость связи искусства с современностью. Толстой так или иначе стремится вернуться к истокам европейского театра;

- Толстой-драматург наследует отдельным принципам фольклорной, античной, духовной, шекспировской, шиллеровской драмы, драмы как "среднего жанра", которые находят свое разрешение на своего рода высшем жанровом уровне толстовского театра - уровне "новой драмы";

- рефлексивно-лирическое начало толстовской драматургии прокладывает путь интеллектуальному кинематографу;

- принципиальным моментом.толстовской драмы .является символико-параболическое начало, которое реализуется поверх социально-исторической и психологической конкретики и во многом трансформирует эту последнюю;

- драматургия Толстого выступает как своеобразная форма суда, подвергающая сомнению примат общих начал во имя отдельной личности.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, примечаний и списка цитируемой литературы. Общий объем диссертации - 382 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Драматургия Л.Н. Толстого в контексте исторической поэтики"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собр. соч. в 7-и тт. Т. 5. М., 1996. С. 8.

2. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990, N 1. С. 120. 3. Нельзя согласиться с мнением А.А. Аникста о том, что это описание "комично": Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972. С.501.

4. Л.Н. Толстой о литературе и искусстве. М., 1958. С.258.

5. Иванов Вяч.И. Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр будущего // Иванов Вяч.И. Родное и вселенское. М., 1994. С.41, 44.

6. Белый Андрей. Театр и современная драма // Белый Андрей. Символизм как миропонимание. . М., 1994. С.164. Ср. также: Агишева Н. Андрей Белый и театр // Современная драматургия, 1986, N 3, С. 272. ■ - - -

- 351

7. Набоков В.В. Лев Толстой // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С.225, 263. 8. См.: Хабермас Ю. Модерн т- незавершенный проект // Вопросы философии, 1992, N 4. Эстетику авангарда возводят к кантовской теории возвышенного: Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн // Ad marginem'93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М., 1994. С.315-319.

9. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // Шиллер Ф. Собр. соч. в 7-и тт. Т.6. М., 1957. С. 256, 257.

10. Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994. С.7.

 

Список научной литературыШульц, Сергей Анатольевич, диссертация по теме "Русская литература"

1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.^

2. Аверинцев С.С. Византийские эксперименты с жанровой формой классической греческой трагедии // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск. 1973.

3. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М. 1973

4. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М. 1977.

5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М. 1996.

6. Аверинцев С.С. Андреев М.Л., Гаспаров М.Л. Гринцер П.А. Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания, м. 1994.

7. Агишева Н. Андрей Белый и театр // Современная драматургия, 1986. N 3.

8. Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Очерк творчества. 2-е изд. Л., 1989.

9. Адрианова-Перетц В.П. "Житие Алексея человека Божия" в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917;

10. Айхенвальд Ю. И. Лев Толстой // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994.

11. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: "Похождения Чичикова, или Мертвые души" // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1982.

12. Алексей, Божий человек // Русские драматические произведения 1672-1725 годов. Собраны-и объяснены Н.С. Тихонравовым. Т.1.1. СПб.,1874.

13. Алексей Божий человек // Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи. Уч. пособие для филол. факультетов. Б.м. издания. 1995.

14. Андреев М.Л. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление. X-XIII вв. М., 1989.

15. Андреев М.Л. Второе рождение европейской драмы // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994. С.27-44.

16. Андреев М.Л. Комедии Гольдони. Опыт формальной классификации. М., 1997. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 19).

17. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

18. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

19. Анненский И.Ф. Три социальных драмы // Анненский И. Ф. Избр. произведения. Л., 1988.

20. Античная литература. / Под ред. А. А. Тахо-Годи. 4-е изд. М., 1986.

21. Арденс Н.Н. (Апостолов) Творческий путь Л.Н. Толстого. М., 1962.

22. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.'

23. Аристофан. Комедии в 2-х тт. Т.2. М., 1954.

24. Аронсон 0. Пазолини: сопротивление образу // Искусство кино, 1998, N 8.

25. Арсеньев Н. Захваченность стихией жизни у Льва Толстого // Записки русской академической группы в США. Т.XI. N.Y., 1978.

26. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.

27. Арутюнова Н.Д. Истина и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

28. Асмус В.Ф. Круг .идей"Лермонтова //-Литературное наследс- ■- 354 тво. Т.43-44. Кн. 1. М. 1941.

29. Бабенко В.Г. Б. Шоу о драматургии Л.Н. Толстого и А.П. Чехова (проблема трагикомедии) // Русская литература 1870 1890-х годов. Свердловск, 1982.

30. Бабичева Ю.В. "Новая драма в России начала XX века // История русской драматургии. Вторая половина XIX начало XX в. Л., 1987.

31. Байрон. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1981.

32. Барт Р. Литература и значение // Барт Р. Избр. работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

33. Барт Р. Драма, поэма, роман // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

34. Батай Ж. Гегель, смерть, жертвоприношение // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

35. Батюшков Ф. Лев Толстой как драматург // Ежегодник императорских театров. М., 1909. Вып.1.

36. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

37. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

38. Бахтин М.М. Предисловие (Драматические произведения Л. Толстого) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

39. Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.

40. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собр. соч. в 7-и тт. Т.5. М., 1996.

41. Бахтин М.М. Собр. соч. в 7-и тт. Т.2. М., 2000.

42. Белый Андрей. .'Театр и современная" драма // Белый . Андрей.- 355

43. Символизм как миропонимание. М., 1994.

44. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избр. эссе. М., 1996.

45. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978.

46. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М. 1990.

47. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990, N 1.

48. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании JI. Толстого // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х тт. Т. 2. М., 1994.

49. Бердяев Н.А. Генрих Ибсен // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х тт. М., 1994. Т.2.

50. Бердяев Н. A. J1. Толстой // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х тт. Т.2. М., 1994.

51. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979.

52. Берковский Н. Я. Ибсен // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.-Л., 1962.

53. Берковский Н.Я. Театр Шиллера // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.-Л., 1962.

54. Берковский Н.Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии // Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969.

55. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

56. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М., 1991.

57. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991,

58. Блок А. А. О театре // Блок А. А. Собр. соч. в 6-и тт. Т. 4. Л., 1982. . - ' ' . " '- 356

59. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

60. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х тт. Т.3. М., 1992.

61. Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма. М. 1984.

62. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1962.

63. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого "Война и мир". М., 1963.

64. Бочаров С.Г. Предисловие. Огненный меч на границах культур // Михайлов А.В. Обратный перевод. М., 2000.

65. Брод М. Вера и учение Франца Кафки (Кафка и Толстой) // Брод М. О Франце Кафке. СПб., 2000.

66. Бройтман С.Н. "Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура". М., 1997.

67. Булгаков В. Л.Н. Толстой в последний год жизни. М., 1957.

68. Булгаков В.Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. Тула, 1964.

69. Булгаков С.Н. Л.Н. Толстой // 0 религии Льва Толстого. М., 1912.

70. Бурдина И.Ю. Движение жанра психологической драмы: Л. Толстой А. Блок // Жанры в литературном процессе. Вологда, 1986.

71. Бялый Г.А. "Власть тьмы" в творчестве Л.Н. Толстого 1880-х годов // Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.

72. Вайс Г. Поездка к Гергарту Гауптману // Нева, 1956, N 6.

73. Варнеке Б. История русского театра XVII-XIX веков. 3-е изд. М.-Л. ,1939.

74. Вересаев В.В. Живая жизнь. О Достоевском и Л. Толстом.- 357

75. Аполлон и Дионис (о Ницше). М., 1991.

76. Ветловская В. Е. Литературные и фольклорные источники "Братьев Карамазовых" (Житие Алексея человека божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские писатели. Традиции. Новаторство. Мастерство. М., 1971.

77. Ветловская В. Е. Мотив строительной жертвы в произведениях Достоевского // Миф фольклор - литература. Л., 1978.

78. Виницкий И. Николай Гоголь и Угроз Световостоков (К истокам "идеи ревизора") // Вопросы литературы, 1996, N 5.

79. Виппер Ю.Б. О преемственности и своеобразии эпох Ренессанса и Просвещения в западноевропейской литературе // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история (0 западноевропейских литературах XVI первой половины XIX века). М., 1990.

80. Вишневская И. Л. Театр в прозе Толстого // В мире Толстого. М., 1978.

81. Волошин М. Достоевский и русская трагедия // Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988.

82. Волошинов В.Н. Слово в жизни и слово в поэзии // Бахтин под маской. Вып. 5. Часть 1. Статьи круга Бахтина. М., 1996.

83. Волынский А.Л. Борьба за идеализм. СПб., 1900.

84. Воропаев В. А. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. М., 1998.

85. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр: от истоков до середины XVIII века. М., 1957.

86. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.

87. Гадамер X.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

88. Гадамер Г.-Г. О праздничности театра // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

89. Гадамер Г.-Г. "Риторика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Ак- 358 туальность прекрасного. М., 1991.

90. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой* Художественно-этические искания. Л., 1981.

91. Гаспаров М.Л. Историческая поэтика и сравнительное стиховедение // Историческая поэтика: итоги и перспективы. М., 1986.

92. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984

93. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.

94. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М., 1999.

95. Гаспаров М.Л. Сюжетосложение греческой трагедии // Гаспаров М.Л. Избр. труды. Т.1. М., 1997.

96. Гасснер Дж. Форма и идея в современном театре. М., 1959.

97. Гатенян А.Я. Л.Н. Толстой // Русские драматурги. Вторая половина XIX века / Под ред. Б.И. Бурсова. Т.З. Л.-М., 1962.

98. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.

99. Гачев Г. Д. Феномен Турбина // Турбин В.Н. Незадолго до'Водолея. М., 1994.

100. Гауптман Г. Пьесы. T.l. М., 1959.

101. Гашкене Е. Некоторые особенности комедии Л.Н. Толстого "Плоды просвещения" // Уч. зап. Вильнюсского университета. Т.XXIV. Вып.1. Вильнюс, 1958.

102. Гашкене Е.П. Драматургия Л.Н. Толстого. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Вильнюс. 1959.

103. Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14-и тт. М. 1939 1958.

104. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т.З. М. 1971.

105. Гей Н.К. Традиции романтизма и поэтика Л.Н.Толстого // Русская литература, 1972, N 1.

106. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. 2-е изд., Л.,.

107. Глумова-Глухарева Э. И. Драматургия Бертольта Брехта. М., 1962.

108. Гнедич П. Книга жизни. Воспоминания. Л., 1929.

109. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 9-и тт. М., 1994. Т. 4.

110. Гольденберг А.Х. "Житие" Павла Чичикова и агиографическая традиция// Проблема традиций и новаторства в русской литературе XIX начала XX вв. Горький, 1981

111. Гольденберг А.Х., Гончаров С.А. Легендарно-мифологическая традиция в "Мертвых душах" // Русская литература и культура Нового времени. СПб., 1994;

112. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. Т.1. М., 1922.

113. Гончаров С. А. Творчество Гоголя и традиции учительной культуры. СПб., 1992.

114. Гончаров С.А., Гольденберг А.Х. Павел Чичиков: судьба героя в легендарно-мифологической перспективе // Имя сюжет - миф. СПб., 1996.

115. ИЗ. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.

116. Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы. О единстве драматического действия и характера. М., 1963.

117. Горький М. Пьесы. М., 1985.

118. Григорьев А. А. Письмо к А.А. Фету от 4 января 1858 года // Григорьев А. А. Материалы для биографии / Под ред. В. Княжнина. Пг., 1917.

119. Григорьев А. А. Граф Л. Толстой и его сочинения. Статья вторая. Литературная деятельность графа Л. Толстого //. Григорьев А. А. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.

120. Гринблатт С." Формирование "я" в эпоху Ренессанса: от Морадо Шекспира (главы из книги) // Новое литературное обозрение, 1999, N 1 (N 35).

121. Гродецкая А. Г. Обращение грешника в житийной традиции и нравственный переворот в произведениях позднего Толстого // Русская литература XI-XX веков. Проблемы изучения. Тезисы докладов научной конференции. СПб., 1992.

122. Гродецкая А. Г. Агиографические прообразы в "Анне Карениной" // Труды Отдела древнерусской литературы. Т.48. СПб., 1993.

123. Гродецкая А.Г. Древнерусские жития в творчестве Л.Н. Толстого 1870-1890-х гг. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 1993.t

124. Ср.: Громова-Опульская Л.Д. Гоголь и Лев Толстой художники и учители жизни // Яснополянский сборник. 1992. Тула, 1992.

125. Гроссман Л.П. Театр Тургенева // Гроссман Л.П. Собр. соч. в 5-и тт. Т. 3. М., 1928.

126. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М. 1999.

127. Гулыга А. В. Готхольд Эфраим Лессинг // Лессинг Г.Э. Избранное. М., 1980.

128. Гура А. В. Воробей // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

129. Гуревич А.Я. Толстой и романтическая традиция // В мире Толстого. М., 1978.

130. Гусев В.Е. От обряда к фольклорному театру: Эволюция святочных игр в покойника // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974.

131. Гусев В.Е. Истоки народного театра. Л., 1977.

132. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

133. Даль-В.И.' Толковый словарь живого великорусского языка.1. T.l. M. 1981.

134. Дебор Г. Общество Спектакля. М., 2000.

135. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.

136. Дидро Д. Беседы о "Побочном сыне" // Дидро Д. Собр. соч. в 10-и тт. Т.5. М., 1936.

137. Дидро Д. О драматической поэзии // Дидро Д. Собр. соч. в 10-и тт. Т. 5. М., 1936.

138. Дидро Д. Жак-фаталист и его Хозяин // Дидро Д. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1991.

139. Днепров В.Д. Искусство человековедения.' Из художественного опыта Льва Толстого. Л., 1985.

140. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-и тт. Л., 1972-1990.

141. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Т.4. М., 1998.

142. Дурылин С.Н. Драма Л.Н. Толстого "Власть тьмы" // Творчество Л.Н. Толстого. М., 1959.

143. Дюрренматт Ф. Комедии. М., 1969.

144. Дюрренматт Ф. Поручение, или 0 наблюдении за наблюдающим за наблюдателями. Драматургия и проза. М., 1990.

145. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993.

146. Еврипид. Трагедии. T.l. М., 1980.

147. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. От Гоголя до Чехова. М., 1988.

148. Забабурова Н.В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов-на-Дону, 1992.

149. Западов А.В. Творчество Хераскова // Херасков М.М. Избранные произведения. Л., 1961." 14В.' Зверев А. Смертный Бог // Новое-литературное обозрение,1999, N 1 (N 35).

150. Зелинский Ф. Ф. Идея нравственного оправдания, ее происхождение и развитие // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. 3-е изд. Т. 1. Пг., 1916.

151. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. 4.2. J1., 1991.

152. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. М.,1979.

153. Ибсен Г. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1959.

154. Иванов Вяч.Вс. "Сестра моя жизнь." Фрагменты записей о Борисе Пастернаке // Литературная газета. 21 января 1990.

155. Иванов В.И. "Ревизор" Гоголя и комедия Аристофана // Театральный Октябрь. Л.-М., 1926.

156. Иванов В.И. Дионис и прадионисийство. <2-е изд.>. СПб., 1994.

157. Иванов В. И. Достоевский и роман-трагедия // Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М., 1994.

158. Иванов Вяч.И. Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр будущего // Иванов Вяч.И. Родное и вселенское. М., 1994.

159. Иванов И. Малый театр. "Плоды просвещения" // Артист. 1892. N 19.

160. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). К истории русской интеллигенции // Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск, 1992.

161. Ионеско Э. Лысая певица. Пьесы. М., 1990.

162. История всемирной литературы в 9-и тт. Т.2. М., 1984.

163. Ищук Г.Н. Проблемы-эстетики позднего Л.Н. Толстого. Рос-. тов-на-Дону, 1967.

164. Йейтс- Ф. Искусство, памяти. СПб., 1997.- 363

165. Йейтс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. М., 1999.

166. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. Тенденции и традиции. М., 1987.

167. Казакова Н.А. Народная драма Л.Н. Толстого "Власть тьмы" (мистерия XIX века) // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

168. Казаркин А. П. Жанровый границы интерпретации текста // Проблемы литературных жанров. Материалы четвертой научной межвузовской конференции. 28 сентября 1 октября 1982 года. Томск, 1983.

169. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч. в 6-т тт. М., 1965. Т. 4. 4.1.

170. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Собр. соч. в 6-и тт. Т. 6. М., 1966.

171. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

172. Карельский А. В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

173. Карушева М.Ю. К идее рока в драме Лермонтова "Маскар'ад" // Русская литература, 1989, N 3.

174. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.

175. Кедров К. Уход и "воскресение" героев Толстого // В мире Толстого. М., 1978.

176. Керкегор (Кьеркегор) С. Повторение. М., 1997.

177. Кирсанов Н.О. Мифологические основы поэтики Л.Н. Толстого. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Томск, 1998.

178. Клушин А.И. Алхимист // Русская комедия и комическая опера XVIII века. М.-Л., 1950.

179. Клячко Н.'В. Социально-политическая направленность комедии Аристофана "Птицы" // Аристофан. Сборник статей. М., 1956. .

180. Кнабе П.С. "Некоторые теоретические проблемы-культурного- 364 наследия: взаимодействие культур и "русская античность" // Античное наследие в культуре России. М., 1996.

181. Конспекты лекций М.М. Бахтина // Прометей. Вып. 12. М., 1980.

182. Коцингер С. Возвышенное у Гоголя: власть риторики и возвышенное искусство // Традиции и новаторство в русской классической литературе (. .Гоголь. .Достоевский.). СПб., 1992.

183. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания). СПб., 1994.

184. Кржижановский С.Д. "Страны, которых нет". Статьи о литературе и театре. Записные тетради. (Записки Манделыитамовского общества. Т.6). М., 1994.

185. Кугель А.P. (Homo Novus). Театр Толстого // Кугель А.Р. (Homo Novus). Русские драматурги. Очерки. М. 1934.

186. Кудрявцев Ю. С. О персонимах вообще и о словаре персонимов // Studia Litteraria Polono-Slavica, 2000, N 5.

187. Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII века. М., 1958.

188. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. Л.-М., 1966.

189. Кургинян М. С. Драма // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.

190. Лавренчук Н.В. "Иванов" и "Живой труп": к проблеме соотношения драматургических принципов Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1992.

191. Лаку-Лабарт Ф. Пазолини, импровизация (о святости) // Киноведческие записки. 1996/1997. N 32.

192. Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta: Фигуры Вагнера. СПб., 1999.

193. Лакшин В.Я. Искусство психологической драмы Чехова и Толстого ("Дядя .Ваня и "Живой труп"). М.,' 1958- 365

194. Лакшин В. Я. Толстой и Чехов. 2-е изд. М., 1975.

195. Левин Ю.Д. Шекспир и русская литература XIX века. Л., 1988.

196. Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1969.

197. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. Л., 1936.

198. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн // Ad marginem'93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М., 1994.

199. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

200. Литературное наследство. Т.69. Кн.2. М., 1961.

201. Литературное наследство. Т. 90. М., 1979.

202. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973.

203. Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Л., 1982.

204. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы". СПб.,1997.

205. Ломунов К.Н. Драматургия Л.Н. Толстого. М., 1956. Ломунов К.Н. Л.Н. Толстой и народный театр // Творчество Л.Н. Толстого. М. , 1959.

206. Ломунов К.Н. Эстетика Льва Толстого. М., 1972.

207. Ломунов К.Н. Толстой Чехов - МХАТ // Чехов и его время. М., 1977.

208. Лосев А.Ф. О мироощущении Эсхила // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.

209. Лотман Л.М. 'А.Н. Островский и русская драматургия его времени. Л., 1961.209." Лотман Л.М. Эстетические принципы драматургии Толстого //- 366

210. Л. Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л., 1979.

211. Лотман Л.М. Л.Н. Толстой // История русской драматургии. Вторая половина XIX начало XX в. Л., 1987.

212. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн, 1994.

213. Лотман Ю.М. Истоки "толстовского направления" в русской ературе 1830-х годов // Лотман Ю. М. Избр. статьи в 3-х тт. Т.З. Таллинн, 1993.

214. Лотман Ю.М. Судьба Феди Протасова // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. I (Новая серия). Тарту, 1994.

215. Лукьянов Б. Г. Толстой и Шекспир. Конспект лекций. М., 1991. ■

216. Луначарский А. В. Маттиас Клаузен и Егор Булычев // Литературное наследство. Т. 82. М., 1970.

217. Любимов Б.Н. Действо и действие. T.l. М., 1997.

218. Лютер М. Избр. произведения. СПб., 1994.217. де Ман П. Аллегории чтения. Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999.

219. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд. М., 1988.

220. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении. М., 1993.

221. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. 4.1. И., 1968.

222. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

223. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

224. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990. 224. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М/, 1994.- 367

225. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995.

226. Мильдон В.И. "Открылась бездна.". Образы места и времени в классической русской драме. М., 1992.

227. Михайлов А. В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры, очерки из истории филологической науки. М., 1989.

228. Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997.

229. Михайлов А. В. Обратный перевод. М., 2000

230. Михайловский Б. В. Вопросы композиции и стилистики пьесы Л.Н. Толстого "Живой труп" // Михайловский Б.В. Избр. статьи о литературе и искусстве. М., 1969.

231. Михеев Ю.Э. Поэтика драматургии Л.Н. Толстого. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1976.

232. Михновец Н.Г. "Мужицкий акт" в "Плодах просвещения" Л.Н. Толстого. Рук. депонирована в ИНИОН АН СССР N 37167 от 17.03.1989.

233. Михновец Н.Г. Взаимодействие повествовательных и драматических начал в творчестве Л.Н. Толстого 80-х годов ("Смерть Ивана Ильича", "Власть тьмы", "Плоды просвещения", "Крейцерова соната"). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Л., 1990.

234. Михновец Н.Г. Драма "Живой труп": своеобразный ответ Л.Н. Толстого-драматурга А. П. Чехову // Литература в школе, 2000, N 2.

235. Мухина Н. Ю. Жанровое своеобразие романов Дени Дидро. Автореф. . дисс. канд. филол. наук. М., 1997.

236. Мысляков А. В. Писемский // Русские писатели. Биографический словарь. Т.4. М., 1999.

237. Набоков В. В. Лев Толстой // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1996.- 368

238. Нагина К. А. Проблема служения и прислуживания в рассказе Л.Н. Толстого "Хозяин и работник" // Рук. депонирована в ИНИОН от 10.10.1995. N 50802.

239. Нагина К. А. Образно-смысловая оппозиция "жизнь" "смерть" в произведениях Л.Н. Толстого 1880-х годов. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Воронеж, 1998.

240. Надель-Червинская М.А., Червинский П.П. Энциклопедический мир Владимира Даля. Кн.1: Птицы. Т.1. Ростов-на-Дону, 1996.

241. Назиров Р. Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе // Русская литература 1870-1890-х годов. Свердловск, 1980.

242. Народный театр. М., 1991. (Библиотека русского фольклора. Т.10).

243. Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И. Русский фольклорный театр // Народный театр. М., 1991. (Библиотека русского фольклора. Т.10).

244. Нерушенко Г.А. Мотив "власти тьмы" в творчестве Л.Н. Толстого и Г. Успенского // Толстовский сборник. Тула, 1992.

245. Николаев Н. "Достоевский и античность" как тема Пумпянского и Бахтина (1922 1963) // Вопросы литературы, 1996, N 3.

246. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1990.

247. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.

248. Нуралов Э.Л. Об эстетических взглядах Л.Н. Толстого. Ереван, 1965.

249. Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947.

250. Овсянико-Куликовский Д.Н. Л.Н. Толстой // Овсянико-Кули-ковский Д.Н. Собр. соч. 4-е изд. Т.З. СПб., 1913.

251. Одесский М.П. "Театр светский //Литература и культура- 369

252. Древней Руси. Словарь-справочник / Под ред. В. В. Кускова. М., 1993.252'. Одесский М.П. Очерки исторической поэтики русской драмы. Эпоха Петра I. М., 1999.

253. Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Автореф. дисс. . докт. филол. наук. Воронеж, 1999.

254. Основин В.В. Драматургическое искусство Л. Толстого. Ярославль, 1972.

255. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. М., 1980.

256. Основин В.В. Драматургия Л.Н. Толстого. М., 1982.

257. Островский А.Н. Полн. собр. соч. в 12-и тт. М., 1973.

258. Отпевание "умрана" // Русская народная драма XVII-XX вв. М., 1953.

259. Ошеров С. А. Сенека: философ, прозаик, поэт // Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986.

260. Пазолини П. П. Поэтическое кино // Строение фильма. *М., 1984.

261. Панченко A.M. "Народная модель" истории в набросках Толстого о петровской эпохе // Л.Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л., 1979.

262. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

263. Панченко A.M. Топика и культурная дистанция // Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения. М., 1986.

264. Панченко A.M. Несколько страниц из истории.русской души // Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991.

265. Парфенов А. Трагическое в "Гамлете" // Шекспировские чтения. 1984. М., 1986/ ' . * '- 370

266. Пастернак Б. Об искусстве. М., 1990.

267. Паушкин М.М. Средневековый театр. М., 1913.

268. Пенская Е.Н. Мотив Страшного суда в творчестве А. В. Сухово-Кобылина // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1995. N 4.

269. Пенская Е.Н. "Страшный Суд" как этическая и эстетическая проблема в творчестве А. В. Сухово-Кобылина // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997.

270. Перцов П.П. Русская "комедия масок" (К юбилею "Ревизора") // Филологические штудии. Иваново, 1995.

271. Писарев С., Суслович С. Досюльная игра-комедия "Пахомуш-кой" // Искусство севера. Заонежье. Л., 1927.

272. Платон. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 4. М., 1994.

273. Плотникова А.А. Встреча // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

274. Полоцкий Симеон. Комидия притчи о блудном сыне // Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. М., 1972.

275. Полякова Е.И. Символ и аллегория в реализме Толстого // В мире Толстого. М., 1978.

276. Полякова Е.И. Театр Л.Н. Толстого. М., 1978.

277. Приходько И. Мистерийность трагедии "Отелло" // Шекспировские чтения. 1990. М. 1990.

278. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

279. Пумпянский Л.В. Достоевский и античность // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1994, N 1.

280. Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.

281. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М.-Л:, 1937.

282. Пэшко В.Е. Внутренняя речь у Л.Н. Толстого и "поток сознания" уДж. Джойса // Проблемы типологических и контактных связей в русской и зарубежной литературе. Красноярск, 1983.

283. Пятигорский A.M. Толстовская трактовка буддизма // Пятигорский A.M. Избр. труды. М., 1996.

284. Ремизов A.M. Огонь вещей. Сны и предсонье // Ремизов A.M. Сны и предсонье. М., 2000

285. Ремизов В. Б. Обретение своего пути (JI. Толстой читает И. Канта и Шопенгауэра) // Филологические записки. Воронеж, 2000, N 15.

286. Ренан Э. Антихрист. СПб., 1907.

287. Ренан Э. Апостол Павел. СПб., 1907.

288. Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М., 1972.

289. Родина Т.М. Достоевский. Повествование и драма. М., 1984.

290. Рота-Ковач Е., Якоч Д. Восприятие Франциска Ассизского Л. Толстым // Studia Slavica Hungarica. 1989. Т. 35. N 1-2.

291. Руднев В. Поэтика деперсонализации (В.Б. Шкловский и Л.Н. Толстой) // Логос, 1999, N 11-12.

292. Руднева Е.Г. О романтике в русском критическом реализме // Литературный процесс. М., 1981.

293. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., 1880.

294. Руссо Ж.-Ж. Пигмалион // Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. в 3-х тт. Т.1. М., 1961.

295. Руссо Ж.-Ж. Письмо Д'Аламберу о зрелищах // Руссо Ж-Ж. Избр.соч. в 3-х тт. Т.1. М., 1961.

296. Салманова И.Ф. Система нравственно-философских и художественных исканий Л.Н. Толстого 80 900-х годов. (Путь к драме "Живой труп"). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Томск, 1990.

297. Сартр Ж.-П. Миф и реальность театра // Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992.

298. Сартр Ж.-П. Стена. Избр. произведения. М., 1992.

299. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., 2000.

300. Семанова М.Л. Пьеса Л.Н. Толстого "Живой труп" (К вопросу о драматургии Л.Н. Толстого и А.П. Чехова) // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1955. Т. 120.

301. Сенека. Нравственные письма к Луциллию. М., 1977.

302. Сильман Т.Н. Гергарт Гауптман. Л.-М., 1958.

303. Синицкая С.В. Об именах у Гоголя // Русская литература, 1998. N 3.

304. Скафтымов А. П. К вопросу о принципах построения пьес Чехова // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М. 1972.

305. Советский энциклопедический словарь. Изд. 3-е. М., 1985.

306. Соколинский Е.К. А. В. Сухово-Кобылин // Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. Л., 1982.

307. Соколинский Е.К. Парадоксы "Смерти Тарелкина" А.В. Сухо-во-Кобылина // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

308. Сокур Г.А. Драматургические искания Д. Голсуорси и Л. Толстого // Драма и драматургический принцип в прозе. Л., 1991.

309. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории // Соловьев В: С. Соч. в 2-х .тт. T.l. М., 1990. "- 373 312. Софокл. Драмы. М., 1990.

310. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII первой половины XVIII в. Польша, Украина, Россия. М., 1981.

311. Станиславский К.С. Театр. // Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное. М., 1982.315: Стриндберг А. Предисловие к "Фрекен Жюли" // Стриндберг А. Избр. произведения в 2-х тт. T.l. М., 1986.

312. Сухово-Кобылин А.В. Трилогия. М., 1955.

313. Сушков Б.Ф. Уроки театра Толстого. Тула, 1983.

314. Тамарченко Н.Д. Точка зрения персонажа и авторская позиция в реалистической драме "Гроза" А.Н. Островского // Автор и текст / Под ред. В.М. Марковича и Вольфа Шмида. (Петербургский сборник. Вып.2). СПб., 1996.

315. Тамарченко Н.Д. Точка зрения героя и авторская позиция в структуре драмы ("Живой труп" Л. Толстого) // Филологические записки. Воронеж, 2000, N 15.

316. Тарасов А.Б. Праведники и праведничество в позднем творчестве Л.Н. Толстого. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1998.

317. Тархова Н. Русская драматургия на пути к Чехову // От Некрасова до Чехова. Русская драматургия второй половины XIX века. М., 1984.

318. Творчество Л.Н. Толстого и проблемы киноискусства. М., 1981.

319. Тенеромо И. Л.Н. Толстой о театре // Театр и искусство, 1908, N 34.

320. ТертуЛлиан. Избр. соч. М., 1994.

321. Тиме Г. А. У истоков новой драматургии в России (1880 -1890-е годы). "Л.1991. " ■ " .

322. Тиховодов А. А. Тема ухода "от зла жизни" в пьесах Л. Толстого и М. Горького // Горьковские чтения. 1976. Горький, 1977.

323. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997.

324. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х тт. М., 1955. Т. 2.

325. Толстой И.И. Обряд и легенда афинских буффоний // Толстой И. И. Статьи о фольклоре. М.-Л., 1966.

326. Топоров В.Н. О структуре "Царя Эдипа" Софокла // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М., 1977.

327. Топоров В.Н. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы (к вопросу об индоевропейских истоках) // Текст: семантика и структура. М., 1983. ■

328. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.

329. Тульцева Л.А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре (в связи с вопросом о культе птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.

330. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем. Соч. Т.2. М.-Л., 1961.

331. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929.

332. Удодов Б.Т. О полифонизме в драме // Филологические науки, 1990, N 6.

333. Уманцев А. Опыт литературно-исторического изучения драматургии Л.Н. Толстого. Прага, 1965.

334. Урнов Д.М. Комментарии // Шекспир В. Комедии. Хроники. Трагедии. В 2-х тт. Т. 2. М., 1989.

335. Федотов Г.П. Об антихристовом добре // Антихрист. Антология. М., 1995.

336. Фигут Р. Дискурс о возвышенном в русском сентиментализме: А. Радищев и Н. Карамзин // Русский текст. СПб., 1995, N 3.

337. Фигут Р. Автор и драматический текст // Автор и текст / Под ред. В.М. Марковича и Вольфа Шмида. (Петербургский сборник. Вып.2). СПб., 1996.

338. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П.А. Иконостас. Избр. труды по искусству. СПб., 1993.

339. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. 3-е изд. Paris, 1983.

340. Франк С. Страсти, пафос и бафос у Гоголя // Логос, 1999, N 2.

341. Фрейд 3. Два фрагмента об Эдипе // Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. Львов-Москва, 1998.

342. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936.

343. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. 2-е изд.. М., 1937.

344. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

345. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 2000. '- 376

346. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // 0 человеческом в человеке. М., 1991.

347. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии, 1992, N 4.

348. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.

349. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

350. Хайдеггер М. Тождество и различие. М., 1997.

351. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М., 1978.

352. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

353. Хализев В.Е. "Герои времени" и праведничество в освещении русских писателей XIX века // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997.

354. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб., 1997.

355. Дыбенко В.А. "Разрушение эстетики" (Писарев и Лев Толстой) //Д. И. Писарев. Исследования и материалы. Вып. 1. М., 1995.

356. Чернышевский Н.Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого // Чернышевский Н.Г. Собр. СОЧ. в 5-и ТТ. Т.З. М., 1974.

357. Чернышевский Н.Г. Возвышенное и комическое // Чернышевский Н.Г. Собр. СОЧ. в 5-и ТТ. Т. 4. М. , 1974.

358. Чернявский М.Н. Комедия Аристофана и античные теории смеха // Аристофан. Сборник статей. М., 1956.

359. Шамина В.Б. "Власть тьмы" Л. Толстого и "Страсти под вязами" Юджина 0'Нила // Л.Н. Толстой и современная филология. Казань, 1991.

360. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. СПб.1996.- 377

361. Шекспир В. Комедии. Хроники. Трагедии. В 2-х тт. М.,1989.

362. Шестов Л.И. Добро в учении гр. Толстого и Ницше // Шестов Л. И. Избр. соч. М., 1993.

363. Шиллер Ф. Собр. соч. в 7-и тт. М., 1957.

364. Шиллер Ф. Избр. произведения в 2-х тт. М., 1959.

365. Шах-Азизова Т.К. "Всякому человеку вообще." // Чехов и Лев Толстой. М., 1980.

366. Шах-Азизова Т.К. Линия Гамлета, или Герой драмы перед лицом Рока // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

367. Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. М., 1971.

368. Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. М., 1970.

369. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения. Книга о сюжете. М., 1931.

370. Шкловский В.Б. Дополненный Толстой // Шкловский В.Б.: Гамбургский счет. Статьи воспоминания - эссе (1914 - 1933). М.,1990.

371. Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре. М. 1963.

372. Шоу Б. Кто же Толстой трагик или комедиограф? // Шоу Б. О драме и театре.-380. Шоу Б. Полн. собр. пьес в 6-и тт~. М., 1979. 381. Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты //.Шпет Г. Г. Соч. М., 1989. - - "- 378

373. Шпет Г.Г. К вопросу о гегельянстве Белинского (этюд) // Вопросы философии, 1991, N 7.

374. Штейгер Э. Новая драма. СПб., 1902.

375. Штейн А.Л. Критический реализм и русская драма XIX века. М., 1962.

376. Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. М., 1994.

377. Шульц С. А. М. Фуко и М. Бахтин (к сопоставлению понятий "археология" и "контекст") // XI Международная конференция. Логика, методология, философия науки. Вып.IV. М.-Обнинск, 1995.

378. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л.Н. Толстого // Русская литература. 1998, N 3.

379. Шульц С. А. Гоголь: от драматургии к "Размышлениям о Божественной Литургии" // Гоголезнавч1 студп. Вип. 4. Н1жин, 1999. = Гоголеведческие студии. Вып. 4. Нежин, 1999.

380. Шульц С.А. Историческая поэтика и герменевтика (Из истории русской науки о литературе) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. М., 2000, N 3-4. С.59-70.

381. Шульц С. А. "Записки сумасшедшего" Гоголя и "Записки сумасшедшего" Л. Толстого: топика и нарратив // Гоголезнавч! студп. Вип. 7. Н1жин, 2001. = Гоголеведческие студии. Вып. 7. Нежин,. 2001.

382. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. Пятидесятые годы. Л., 1928.

383. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга вторая. Шестидесятые годы. Л.-М., 1931.

384. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

385. Эйхенбаум Б.М. Роман Лермонтова "Герой нашего времени" // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии." Л.-," 1986.- 379

386. Эйхенбаум Б.М. Творческие стимулы Л.Н. Толстого // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986.

387. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б.М. О'литературе. Работы разных лет. М., 1987.

388. Эстетика Льва Толстого. / Под ред. П.Н. Сакулина. М., 1929398. Эсхил. Орестея. М., 1958.

389. Эсхил. Прометей Прикованный // Античная драма. М., 1970.

390. Юдин А.И. Роль и место мифологических представлений в русской бытовой сказке о хозяине и работнике // Миф фольклор -литература. Л., 1978.

391. Юзовский Ю. Максим Горький и его драматургия. М., 1959.

392. Ямпольский М.Б. Жест палача, оратора, актера // Ad marginem'93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М., 1994.

393. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

394. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990.

395. Bakst J. A comparative study of philosophy of music In the works of Schopenhauer, Nietzsche and Tolstoj. Diss. N. Y., 1942.

396. Bloom H. Shakespeare: the Invention of the Human. N. Y., 1998.

397. Clemen W. Shakespeare's Soliloquis. L.-N.Y., 1987.

398. Cohen G. Asthetik des reinen Gefuhls. Berlin, 1912.

399. Dochorn K. Die Rhetorik als Quelle, des" vorromantisclien.- 380 1.rationalismus in der Literatur und Geistesgeschichte // Macht und Wirkung der Rhetorik. -Bad Homburg, 1968.

400. Donskov A. Essays on L.N. TolstoJ's Dramatic Art. Wiesbaden, 1988.

401. Dostalova Z. L.N. Tolstoj a Cechov. К pojeti moderniho dramatu // Sbornik praci pedagogicke fakulty universsity palackego v Olomouci. Rusty jazyk a literatura. 1. Praha, 1972.

402. Ehre M. Laughing through the Apocalypse. The Comic Structure of Gogol's "Government Inspector" // The Russian Review-. Stanford, April, 1980, vol. 39, N 2.

403. Fowler A. Kinds of Literature. An Introduction to the Theory of Genres and Modes. Cambridge, Mass., 1982.

404. Frank S. Der Diskurs des Erhabenen bei Gogol' und die longische Tradition. Munchen, 1999.

405. Frye N. Specific Forms of Drama // Perspectives on Drama. /Ed. by J.L. Calderwood and H.E. Toliver. N. Y., L., Toronto, 1968.

406. Galagan G. Ethical-societal conflict in the Plays of Tolstoy and Andreev // Slavic Drama. The Question of innovational Proceedings / Ed. by A. Donskov and R. Sokolovski. Ottawa, 1991.

407. Gerhard K. Gerhart Hauptmann und Lev Nikolajevic Tolstoj. Studien zur Wirkungsgeschichte von L.N. Tolstoj in Deutschland. 1885 1910. Wiesbaden, 1966.

408. Gibian G. Tolstoj and Shakespeare. Mouton, 1957.

409. Gustafson R.F. Leo Tolstoy. Resident and Stranger. A Study in Fiction and Theology. Princeton, New Jersey, 1986.

410. Hardison" O.B. Christian Rite and Christian Drama in the Middle Ages. Essays on the Origion and Early History of. Modern Drama. Baltimore", 1965. . "- 381

411. Heilman R.B. Tragedy and Melodrama: Speculations on Generic Form // Perspectives on Drama. / Ed. by J.L. Calderwood and H.E. Toliver. N.Y. L. Toronto, 1968.

412. Hajnady Z. Ivan Ilyich and Existence Compared to Death. Lev Tolstoy and Martin Heidegger // Acta Litteraria Academiae Scientorum Hungaricae. 1985. N 27.

413. Holquist M. The Supernatural as Social Force in "Anna Karenina" // The Supernatural in Slavic and Baltic Literature:

414. Essays on honoure of Victor Terras / Ed. by A. Mandelker and R. Reeder. Columbus: Slavica, 1988.

415. Jahn G. R. TolstoJ and Kant // New Perspectives on 19-century Russian Prose / Ed. by G.J. Gutsche and L.G. Leighton. Columbus, Ohio, 1981.

416. Jahn G. R. A Note on Miracle Motifs in the Later Works of Lev TolstoJ // The Supernatural in Slavic and Baltic Literature: Essays on honoure of Victor Terras / Ed. by A. Mandelker and R. Reeder. Columbus: Slavica, 1988.

417. V 426. Jauss H. R. Question and Answer. Form of Dialogic

418. Understanding // Theory and History of Literature, vol.68. Minneapolis, 1989.

419. Knight G.W. Shakespeare and Tolstoy // English Assctiation Pamphlet. N 88. London, April 1934.

420. Koschmal W. Zur Poetik der Dramentrilogie. A.V. Suchovo-Kobylins "Bilder der Vergangenheit". Frankfurt a.M., Bern, Berlin, 1993.

421. Leggatt A. English Drama: Shakespeare to the Restoration, 1590 1660. L. a. N. Y., 1988.

422. Mandelker A. A Painted Lady: "Ekphrasis" in "Anna Karenina"-//."Comparative Literature, 1991, vol."43,."N'1.- 382

423. Marshall D. Rousseao and the State of Theatre // Representationes, N 13, Winter 1986.

424. McGee A. The Elizabethan Hamlet. New Haven-L., 1987.

425. Milivojevic D. Leo Tolstoy and the Oriental Religious Heritage. Boulder, 1998.

426. Rice M. Dostoevsky's "Notes from Underground" and Hegel's "master and slave" // Canadian-American Slavic Studies. 1974, Vol.8.

427. Schahadat Sch. Russland Reich der falschen Zeichen. Die Luge, das Wort und die Macht bei Gogol', Suchovo-Kobylin, Erdman und Mejerchol'd // Wiener Slawistischer Almanach, 1997, Sonderband 44.

428. Szondi P. Theorie des modernen Drama. Frankfurt, a. M., 1956.

429. Terras V. Belinskij and Russian Literary Criticism: The Heritage of Organic Aesthetics. Madison, 1974.

430. Watts H.H. Myth and Drama // Perspectives on Drama. / Ed. by J.L. Calderwood and H.E. Toliver. N. Y., L., Toronto, 1968.

431. Wilson A.N. L.N. Tolstoy. L., 1988. P. 423.