автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Древние культуры Северной Мексики

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Нерсесов, Яков Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Древние культуры Северной Мексики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Древние культуры Северной Мексики"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ

На правах рукописи

НЕРСЕСОВ Яков Николаевич

ДРЕВНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОЙ МЕКСИКИ

Исторические науки 07.00.06 — археология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва, 1990

Работа выполнена в Отделе цеолита и бронзы Института археологии

АН СССР.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

доктор исторических наук Гуляев В. И.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор исторических наук Виноградов А. В. кандидат исторических наук Березкин Ю. Е.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Институт Латинской Америки АН СССР

Защита состоится « - ^ » 19>/ г. в / У часов на

заседании специализированного совета Д002.18.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте археологии АН СССР — г. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, 4 этаж, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии ИА АН СССР.

Автореферат разослан «Г » ¿¿с^19 :7 г.

Ученый секретарь специализированного совета

3. М. Сергеева

Актуальность темы« Культурно-географическая область Северная [ексика (штаты Тамаулипас, Нуэво-Леон, Коауила, Дуранго, Чиуауа, !онора и Ншняя Калифорния) вместе с культурно-географической об-[астью Юго-Запад США (штаты Нью-Мексико, Аризона, юго-запад Коло-вдо, юг и запад Юты, крайний юг Невада, запад и крайний юг Теха-:а) составляют относительно единый культурно-географический реги-)н Юго-Запад Северной Америки. Актуальность-темы состоит в том, гго Северная Мексика, почти вдвое большая по территории, чем Вго-Запад США, в. отличии от него, археологически пока исследована сла-5о. Археологи (ЗЛА больше занимались Юго-Западом США, а их мексикан-:кие коллеги были заняты исследованием эффектных цивилизаций Цент-зальной и'Южной Мексики, дававших быстрый успех и громкую слав™. Ьэтому до недавнего времени по археологии Северной Мексики не окно создано крупных обобщающих работ и монографий, а имеющиеся сведения по отдельным памятникам или районам разбросаны по различным I часто трудно до ступным для рядового читателя публикациям.

Целесообразность работы видится в том, что накопившиеся археологические и палеоботанические данные позволяют по-новому поставить вопрос о характере и времени появления юго-западного раннеземледельческого очага в Северной Америке, и подняв вопрос о его гипотетической самостоятельности, попытаться отойти от традиционного, сугубо мезоамериканского подхода к его происхождению.

Выбор района и темы исследования важен и тем, что хотя Северная Мексика представляет собой относительно единую культурно-географическую область, но к моменту конкисты её население находилось на разных стадиях первобытнообщинного строя. 3 отдельных районах оно достигло шсокого уровня развития, но. по ряду причин так и не поднялось до государственности и цивилизации, 5 связи с этим пенную информацию несет анализ природно-ксторическшг Фаз-;-

торов обусловивших такую картину. Именно здесь на огромной терт тории с большим набором различных экологических зон, сухой и те лый климат обеспечил уникальную сохранность в культурных слоях пещерных стоянок органики - различных изделий из легкоразрушаю-¡цихся дерева и растительного волокна, а также диких и возделыва мых растений. Всё это позволяет воссоздать общую картину жизни обитателей этой части Мексики на протяжении огромного хронологи ческого периода - от мезолита, т.е. от эпохи становления охотни чье-собирательского хозяйства до испанского завоевания, с такой полнотой, аналогов которой трудно найти в соответствующих архео логических комплексах Старого Света - например, определение раз личных компонентов пищевого рациона, времени обитания стоянок и т.д.

Важность данной темы подкреплена и тем, что Северную Мекси ку принято считать либо "южной. периферией" Юго-Запада США, либо "северной периферией" мезоадериканских цивилизаций. Поэтому без; словяый интерес представляет как степень и характер адаптации ш зоамерикансжих культурных элементов к непростым условиям Север» Мексики, так и характер а система связей между культурами:, сост< явшими на разных ступенях общественного развития.

Главная задача работы. Основная цель работы собрать и обобщить археологические данные о процессе эволюции древних культур Северной Мексики от эпохи охотничье-собирательского хозяйства и до максимального развития в её отдельных районах оседлых раннеземледельческих общин, уже подходивших к порогу государственное: и цивилизации. Комплексно используя данные археологии, этнограф и истории, я пытаюсь воссоздать более или менее полную картину хозяйственной деятельности, быта, социального устройства и духоз ной культуры древних племен Северной Мексики на разных этапах ее развития.

Научная новизна результатов. Эта работа - одно из первых сис-емавизированных исследований по археологии и древней истории Се-ерной Мексики. При работе с местным материалом используется ко:л-лексно-сравнительный-подход, когда для сравнения берутся археоло-ические данные более полно изученных соседних областей Северной ексики (юго-Запада США и Калифорнии) и отчасти Ыезоамерики (Дентальной и Южной Мексики). К тому же для интерпретации археологи-еских данных и реконструкции некоторых сторон социального устрой-тва и духовной культуры древних племен Северной Мексики на разных тапах их развития, привлекались испанские хроники Х71-Х7П вв. и гноисторические свидетельства по индейским племенам Северной мек-ики и Юго-Запада СДА, часть которых сохраняла градационный уклад изни до наших дней.

Практическое значение. Данная работа может быть'денным посс-ием при написании обобщагацих работ по древней истории Нового вета.

Структура и объем работы. Диссертация содержит 498 страниц: снозное содержание (введение, 4 главы и заключение) /172 с./; екстозое приложение /137 с./; ссылки на используемую литературу 39 с./; список используемой литературы /34 е./ и альбом с 15 карат, 52 схемами, 4 таблш'ами и 184 рисунками /ИЗ е./. Библиог-афия содержит 296 наименований на англ., нем., испан. языках.

Материалы и методика. Поскольку материалы музейных коллек-ий го древним памятникам Северной Мексики остались для меня недоступны, то диссертация написана по зарубежным археологическим, тноисторическим публикациям и письменным источникам Х71-ХЛ1 вз. етодологическим принципом было комплексно-сравнительное исполь-ование данных археологии, этноистории и письменных источнигх;.

Глава I.. Иотошограйия. .История изучения. Виды источник) (археологические, этнографические и письменные

На археологическое исследование Северной Мексики наложили сбой отпечаток два фактора: цриродно-географический (трудные ус. вия для полевых исследований) и исторический (здесь кроме Касас Грандес в Чиуауа не было эффектных памятников с монументальной храмовой архитектурой, скульптурой и аивошсыо). Поэтому доводы долго археологические памятники Северной Мексики оставались в з; веник.

В истории изучения археологических памятников Северной Мек сики мояао выделить несколько этапов. Первому этапу (с 80-х гг. XII в. до начала XX в.) присущи чисто описательные работы и исследования многочисленных путешественников-этнографов и археоло гоБ-любителей. Второй этап (примерно первая четверть XX в.) хар терпзуется началом археологических разведок наиболее залетных а геологических памятников Северной Мексики. Третий этап (примера конец 20-х - 30-е гг.) отмечен расширением полевых работ в Севе ной Мексике. 3 результате появилась возмонность (А.Крёбер) с бо, аиш чем презде (А.Квдцер) основаниями обсуждать вопрос о культ ном единстве'Юго-Запада Северной Америки (Северной Мексики и Юг Запада'США). На последувдих исследованиях в регионе сказалась Зторая мировая война. После неё последовал четвертый (наиболее эффективный) этап в исследовании не только новых, но и уже изве стных археологических памятников Северной Мексики (Р.Макнейш, Р.Листер, Ч. Ди Песо и др.). К этому времени не только значител но повысился уровень методики расш&ок и возросли общие знания хронологии и периодизалии археологических памятников Нового Све та, но и существенно улучшилась интерпретапия фактического мате риала, его связь с вагвейаиыи культурно-историческими проблема.1

Столетнее развитие археологии Северной Мексики показало,что левду Юго-Западом Северной Америки и Центральной Мексикой поддерживались культурные связи (носившие в разное время различный характер), по-видимому,'в основном, по "культурно-экологическому отридору" в Западной Сьерра Ыадре.

При написании данной работы использованы источника трех ви-аов: археологические (зарубежные публикации), этноисторические i письменные.

Археологические источники составляют наиболее значительную го объему группу материалов: от различных стоянок, построек и со-эружений до бытового и ритуального (металлического, каменного, костяного, деревянного и плетеного) инвентаря.

, Конечная цель археологии - по возможности наиболее полная реконструкция образа лизни древних обитателей того или иного региона. Поскольку археологические находки давали скудную социологическую информацию, то с целью получения наиболее полной картины хозяйственной деятельности, быта, социального устройства и духовной культуры древних племен Северной Мексики, я использовал данные её этноистории (КЛумхольтц, А.Здаанн, Дк.Б.Дконсон, 7.Гриф-фен, Р.Билс, П.Кйрхофф и др.).

Особый интерес для интерпретации археологических материалов Северной Мексики представляют имеющиеся у нас письменные источники (документы, тексты, хроники) испанских колонизаторов ХП-ХУП вв. (Альвар Нуньес Кабеса де Зака, Д.Дуран и др.). Они содержат сведения о внешнем облике монументальных построек и жилищ, характере поселений, образе жизни, материальной и духовной культуре индейцев Северной Мексики накануне и в период конкисты. -

Этноисторические и письменные источники сыграли вакную рель в процессе воссоздания наиболее достоверной картины дрезнеиндей-ского общества Северной Мексики.

Глава II. 'Биологические тсловия Северной Мексики. ^

Экологический фактор в изучении древних культур Северной Mei сики очень ваген, т.к. различные экологические изменения выложил отпечаток на формирование и характер развития культур древних индейцев Северной Мексика. В экологической области Северная Мексика ыояно выделить 6 районов, чья специфика во многом способствовала своеобразию развития местных индейских культур. 11м адекватны 6 культурно-экологических районов Северной Мексики (см. ниге).

Глава III. Общая хронология и периодизация памятников Северной Мексики.

На территории Северной Мексики представлены археологические памятники всех периодов первобытнообщинного строя Нового Света: от бродячих охотников и собирателей до оседлых раннеземледельческих культур.

I) £хозни51£гсобиратши>ский период (начало- ? - кояед - в конкретных районах по-разному). Слабая изученность не позволяет сегодня четко определить граница этого периода. Сейчас на территории Северной Мексики известно несколько пунктов с его различными материалами. Не исключено, что да типологии его скудного камен ного инвентаря их ыржно условно разделить на 3 относительно после довательные стадам а/ "до-вакояечниковув", б/ "желобчатых наконечников" и в/ "пост-келобчатую" (лащюлистных и ромбовидных наконечников).

Наиболее ранние находки этого времени могут происходить из материалов "до-наконечниковой" стадии. Она известна лишь на край-

I/ Поскольку данные палеоэкологии (далеогеологии и палеоботаники) СеверноЗ ¡Лексики остались мне неизвестны, то в пелях воссоздания более полного облика древней истории Северной Мексики, я по возможности привлекал палеоэкологические данные из соседнего родственного Юго-Бапада США.

зих северо-западе (оз. Чапала в лентре п-ва Нижняя Калифорния и зозможно комплексы Мальпаис, Сан Диегито и Лейк Мохэйв из Сьерра 1инакате на северо-западе Соноре) и северо-востоке (этап Дьябло з Тачаулипасе.и возможно наиболее ранние материалы'с открытой стошки Сан Исидро в Нуэво-Леоне) Северной Мексики. Не исключено, что :амыми ранними из них могли быть материалы Мальпаис из Сьерра Пи-гакате.нот.к. их датировка (как и комплексов Сан Диегито и Лейк !охэйз) неоднозначна, то вопрос остается открытым. Этап Дьябло, го данным геологии и радиоуглеродного анализа, предположительно вносится к XI тыс. до н.э. Не исключено, что также могут датиро->аться материалы оз. Чапала и Сан Исидро. Памятники этой стадии [редставлены скудными находками: грубые каменные орудия (чопперы, лфасы, нуклеусы и др.)..

"До-наконечннковую" стадию, по-видимому, сменяет стадия "же-:обчатых наконечников", причем между ними вполне возможен хроноло-'ическкй разрыв. Сначала она была представлена гелобчатыми нако-:ечниками типа Кловяс (9500-9000 гг. до н.э.), встречающимися по ;сей территории Северной Ыексики_(кроме северо-востока): Ла Чупар-|0са (Коауила), Вейкер (Дуранго), Теши (Чиуауа), 15 находок по оноре, и Сан Хоаккн (Ншшяя Калифорния). Другой - не менее харак-ерный, но более поздний желобчатый наконечник - Фолсом (8600000 гг. до н.э.) уже известен лишь в пентре Северной Мексики, ядом с гранилен Юго-Запада США и только в двух (?) случаях (Ла-ота на севере Чиуауа и где-то в Соноре). Таким образом ареал-культур охотничье-собирательского периода постепенно сокращался том яе направлении, в каком исчезали позднеплейстопеновая фло-а и фауна, т.е. с юга на север. Появление желобчатых наконечни-ов Кловис и Фолсом говорит о формировании определенных кудьтур-ых традиций в Северной Мексике.

Желобчатые наконечники, по-видимому, сменились отдельными очагами культур следующей "пост-желобчатой" стадии с неустойчиво хронологией, представленной уже более'" разнообразными материалами (в частности, лавролистании и ромбовидными наконечниками) охотни чье-собирательского периода. Сада, по-видимому, относятся: наибо лее ранние материалы из пещеры 1а Кальсада (87007-5000 гг.до в.в (Нуэво-Леон), более поздние материалы стоянки Сан Исидро (70006500 гг. до н.э.) (Нуэво-Леон) и материалы этапа Лерма (8000-70С гг. до н.э.) (Тамаулипас). Не исключено, что сюда же могут относиться самые ранние материалы комплексов с неустойчивой хронологией Сьенегас (?) и Коауила (?) (оба из Коауилы) и ранние матери алы комплексов (культур?) Сан Диегиго ж Лей к Мохэйв (Нижняя Кали форния), чьи гранили также не поддаются конкретной датировке. Неоднозначен и случай со стоянкой Мальпаис в северо-западном Чн-уауа.

Распространение памятников разных стадий охотничьей-собира-тельского периода по территории Северной Мексики доказывает, чтс его история была непростой. Поскольку отступление ледника носилс неравномерный характер, то в это время наблюдаются случаи почти одновременного существования охотничье-собирательских материалов (средний период Сан Исидро, ранний период Ла. Кальсада в Нуэво-Леоне, возможно стоянка Мальпаис в Чиуауа и- др.) с наиболее ран-ниш образцами собирательско-охотничьих культур (этап Инферншп в Тачаулипасе, позднее время комплекса Сьенегас, раннее время комплекса Коауила в штате Коауила и возможно ранняя стадия культуры Кочисе - Сульфур Спринте - в Чиуауа и Соноре). Затем из-за климатических изменений - значительного потепления, приведшего 1 засушливости климата и.соответственным (постепенным и неодновременным по всей Северной Мексике) изменениям в флоре и фауне - о: та стала менее выгодной. Поэтому лцци были вынуждены в основном

заниматься собирательством съедобных дикорастущих растений, а охота постепенно стала играть подчиненную роль. Наступила новая ступень в древней истории Северной Мексики - собирательско-охотничий период, известный в отдельных ее районах и сегодня;

2) (ЗДдраидкжо^Аалничий педша_(его начало и конед в конкретных районах датируются по-разному). По культурно-экологическим признакам на территории Северной ¡Лексики условно можно выделить 6 близких культурно-географических (археологических) районов с относительно единой собирательско-охотничьей культурой Кочисе и её вариантами. Юяно-Тамаулипасский гористый район (I)2/- этапы Инфернильо, Ногалес (ранний Окампо), Ла Перра (поздний Окампо) и Альмагре (Флакко). Итэво-Леонский гошсто-застшливый район (2) -поздние материалы Сан Исидро и Ла Кальсада, стоянки Куэва де ла Сона де Деррумбес и Аумада. Центрально-полупустынный район (3) -поздний период комплекса Сьенегас, почти весь (кроме самых ранних материалов?) комплекс Коауила, комплексы Хора и Мэйран в Коауиле, комплексы loe Караколес и Лас Ньевес в восточном Дуранго. Цент-рально-готастый район (4) - ранние материалы Суоллоу Кейв из Кейв Зэлли и возможно материалы из окрестностей Тильдио в северо-западном Чиуауа. Западно-Сонорский полупустынно-прибрекный район (5) -стадии Сульфур Спринте (?), Чирикауа (?) и Сан Педро (комплекс Перальта и др.) культуры Кочисе, родственная ей Амаргоса и дожившая до исторически известного периода культура Сери - по побережью Соноры. Полуостровной (Нижне-Калифорнийский) район (6) - пе^' зднее время (?) комплексов (культур?) Сан Диегито, Лейк Мохэив; культуры Ла Холья и Пинто Бэйсин, комплекс Дкипсам Кейв, культура Амаргоса (?), Лас Пальмас, Комонду, Патайян . (Хакетайю) (?) и исторических известных Гуаикуров и Вмов (Полуостровных и Калифорнийских)._

2/ Далее названия районов будут обозначаться miipoü е скобках.

В истории соОирательсно-охотничьего периода Северной Мекси условно могшо выделить £ве основные стадии. Ранняя - характерна етоя постепенным в неодновременным переходом в разных районах и д&ае их частях (преимущественно гористых, где благодаря разноой зюо эконш была возможна сезонная миграция по тем местам, котох в определенный сезон давали максимальное количество пищи) от ох ппчье-сойирательского к собирательско-охотничьему хозяйству, ст билизировазшеыуся примерно к 3000? г. до н.э. Поздняя - отмечев зарождением в отдельных гористых с умеренно влажным климатом и летними доедями районах, в недрах сложившегося собирательско-ох ничьего хозяйства, зачатков раннего сезонно-кочевого безполивно (догдавого) земледелия.

Равняя стадия собирательско-охотничьего периода (вачало в конкретных районах датируется по-разному - вовед, около 3000? г до н.э.) пока ещё слабо изучена.

(1). Этап Инфернильо (7000-5000 гг. до н.э.) характеризуете появлением сезонно-кочевых групп индейцев, живших на сезонных и временных открытых и пещерных стоянках и преимущественно занима ппхея собирательством. К этому времени относятся и перше опыты по возделыванию полезных растений (тыквы и чилийского перца). В деляга'ся каменный (терочный и охотничий) и метеный комплексы, стал Ногалес (ранний Окампо) (5000-3000 гг. до н.э.) отмечен со вершенствованием собирательско-охотничьего хозяйства и материал ной культуры.

(2). Ыеяду 4000-2400 гг. до н.э. в пещере Да Кальсада обита собиратели и охотники со скудным кйменным инвентарем.

(3). Комплексы Сьенегас (раньше 8000?-мезду 4000 и 3000? г до н.э.) и Коатила (раньше 6000?-ок.500? гг. до н.э., либо позх нее?) могли возникнуть ещё б охотЕичье-собирательскую эпоху.-Пс ль первмень1 природных условий (потепление и засушливость) мест!:

¡щцейпы преимущественно занимались собирательством, а также охотой, особенно широко используя в биту деревянные ж плетеные изделия.

(4 и 5). . Ранний этап собирательско-охотничьего периода в этих районах слабо изучен. Вопрос о принадлежности к этому периоду материалов из Тильдио (северное Чиуауа) и о наличии на территории Соноры памятников ранней стадии (Сульфур Спринте) культуры Кочисе остается открытым. ,

■ (6). Одними.из наиболее ранних комплексов (культур?) на границе США (юг Калифорнии) и,Мексики (север Нижней Калифорнии) были Сан Диегито (между 8000 и 7000-ОК.5500 хт. до н.э.) и Лейк Мохэ^в (ок.8000-5000 гг. до н.э.)07'. Отсутствие в их каменном.инвентаре (наконечники, чопперы и скребки) терочных орудий, не исключает, что сначала охота продолжала играть ведущую роль, дополняясь собирательством, чье значение позднее из-за перемены климата могло возрастать. Сменившая на пограничном побережье Калифорнии (С31А) и Нижней Калифорнии (Мексика) Сан Диегито, культура приморской адаптации Да Холья (ок.6000 г. до_н.э. - 500/1000 гг.н.э.), занимает особое место в древней истории Северной Мексики. Здесь присваивающее хозяйство, давая в течении тысячелетий за счет неисчерпаемых ресурсов тихоокеанского побережья прибавочных! продукт, содействует определенному прогрессу общества, но исключает возможность и необходимость перехода к производящей экономике - земледелию. В этой культуре можно условно выделить два периода: ранний--и поздний. Сначала пкдейпы Ла Холья, по-видимому, были собирателями различных съедобных моллюсков, ракообразных, диклх растенпЗ и

3/ Поскольку многие древние комплексы и культуры Нижней Квлзйор-нии изучены слабо, то в целях воссоздания их более яолпого облика, я яспользовал. данные о них из более кзучокпе" ссседтю:: южной Калифорнии (США).

охотниками, В их каменном инвентаре уже появились терочные оруди (зернотерки с терочниками и ступки с пестиками). (Поздщее они мо: ли заниматься рыболовством и морским промыслом?).

Последовавший с 5000 по 3000 гг. до н.э. продолжительный пе^ риод возросшей засушливости климата привел к окончательному потеплению и аридизапии природной среда Северной Мексики. Именно тогда там окончательно сформировались основы собирательско-охот-ничьего' хозяйства в виде целого ряда родственных комплексов и культур: этапы Инфернильо и Ногалес (ранний Окашо), средний пер: од Ла Кальсады, поздний этап комплекса Сьенегас и раннее время комплекса Коауила, стадия Сульфур Спринте (?) культуры Кочисе (?; комплексы (культуры?) поздних Сан Лдегито и Дейк Мохэйв и культура 1а Холья.

Поздняя стадия собитагельско-охотничьего периода (начало -ок.3000? г. до н.э. - ¡швед - в конфетных районах по-разному).

(1). Возделывая .маис, тыкву и фасоль, собиратели и охотники этапа Да Дерра (3000-2200 гг. до н.э.) стали более оседлыми. Тем не менее малая продуктивность примитивного маиса позволяет собирательству сохранять ведущее положение в хозяйстве. Появляются скорченные погребения в ямах с инвентарем. Дане когда в Альмагре (Злакко) (2200-1800 гг. до н.э.) возникает первые поселения из глинобитных хижин., но по той же причине местные индейцы в основной остаются сезокно-кочеввди собирателями и охотниками с зачатками раннего земледелия, обычно жрггатшя на сезонных и временных (открытых и пещерных) стоянках.

(2). К поздней стадии собиратёльско-охотничьего периода здесь относятся скудные материалы открытой стоянки Сан Исидро (после Б000 г. до н.э. - ?) и пещер Да Кальсада (3500 г.до н.э. -1370 г.н.э.), Аумада (2800-2400 гг. до н.э.) и Ктэва де ла Сона де Деррумбес (3000-2800 гг. до н.э., 1200 г. до н.э.-ПОО г.

[.э.). Неоднократно обитавшие на них собиратели и охотник: о::о:-о ЮО г. до н.э. стали использовать на охоте (во:ше?) вкесто арх«:"--юго атлатля-копьеиеталки более совершении: лук и стрел:.

(3). 3 позднее время комплекса Коаудла (ок.ЬО00?-0::.500? гг. Ю н.э., либо позднее ?) деревянный, плетешь к каменш:: (тероч-ый и охотничий) инвентарь стач совершеннее. 3 частности, в ксн-re I тыс. н.э. появились лук и стрелы. Соседние комплекс Хог,а [ок.500? г. до н.э. - ок.1500 г.н.э.) на северо-востоке Чиуауа кшю считать боковой ветзыо поздней КЬатвлы. Будучи зо много.1.: ioxos на неё, он отмечен следа/ли привозной керамики типа ель Дасо Ьрнчневый Х-ХП зв.н.э. Хорнадской ветви раннеземледельческой культуры УугеВон. Родственный или близкий Коауиле и Хоре сосед:::::, яс?:-иекс ИэЯраи (ок.500? г. до н.э. - после 1500 г.н.э.) з оспсвног: тзвестен но обилию погребений с инвентаре« в пещерах Ла йзпделэ-зла, ПаЗла и др. Он отличается пирокпип, треугольники накопечпп-<агш переходншли к "ноаагл" с короткими деревяишкл рукоятка:.!» к бо-таге&шш ассортиментом украшения из кости, кошт, дерева и особенно раковин из Калифорнийского и Мексиканского заливов. Зпда :::е относятся и материалы слабо изученных комплексов Дос Караколео (1000 г. до н.э. - рубе.™ н.э.) и Лас Ньевес (700-1200 гг. н.?,)

з восточном Хуранго.

(4). К позднему времени собпрательско-охотничьего периоде, здесь относятся' наиболее ранние материалы из пещеры Отоллоу Хейп (Кейв Залли) з северо-западном Чпуауа. В ней обитала сезоико-н?-чевые собиратели и охотника с зачаткаж раннего зешедгёлия. Ciiz-зительная датировка найденного тут прпкитнзного маиса с г'сггссп пь Горнильо Шелтер и Роллер Скэйт Шелтер (Ныэ-Иекскко, CSA), не исключает, что ранний культурный слой с лрамятшдаи начсоз О/оллоу Кейв гипотетически мог существовать кеяву колпом II ?ас.до н.э.

и конном I тыс. н.э.

(5). Здесь поздние собирательско-охотничьи культуры предстаз лены памятниками близкими либо культуре Амацгоса (Сьерра Пинакатс на северном побережье: 3000? г. до н.э. - ?), либо культуре Кочи-се (от Пунта Деньяско на нейтральном побережье Соноры до Тополо-бадпо на северном-побережье западномексиканского штата Синалоа: после 3000 г. до н.э. - ?). Приморское собирательство различных ракообразных и моллюсков могло быть подспорьем в пропитании местным индейцам. Отсюда часто встречавшиеся холмы из раковин, пере-ыепанных с мусором и хозяйственными отходами ("раковинные кучи"). Помимо традиционного собирательско-охотничьего каменного (терочного и охотничьего) инвентаря здесь встречается керамика и глиняные женские статуэтки, по-видимому, получаеше из более развитых Енутрииатериковых районов в обмен на морские раковины для украшений.

(6). По мере адаптации и специализации хозяйства к приморско специфике индейцы позднего времени культуры Да Холья (ок.3000? г. до н.э. - между 500/1000 гг.н.э.),на северо-западном побережье полуострова могли заниматься рыболовством и даже охотой на морских млекопитающих (?). Об их возросшей оседлости свидетельствует появление на полуоседаых стоянках "кладбищ". Культуре Динто Еэйсщ'(между 4000/3000 - между 1000/500 гг. до н.э.) на северо-востоке п-ва, присущ полуоседлые стоянки с круглыш полуземлянками и собирательско-охотничн2 каменный инвентарь (охотничий и воз;,;оепо терочный комплексы). К её кругу могут относиться наконеч зпкз тнпа Даипсаа Кейв, Ла Пас и "ножи" типа Лоретто. Следа куль-туш А'латзгоса (между 1000/500 гг. дб н.э. - между 500/1000 гг. е,е.) встречаются на северо-востоке Нижней Калифорнии. 0дно£ из Еагоолее интересных поздних культур Еижней Калифорнии была культура собирателей, охотников и рыболовов Лас Ладьмао на иге п-ва, чья топология неясна. Её специфика (нередкая архаичность) во мко^

гом определялась сухим климатом и нахоадением на "дне" вытянутого

как "аппендикс" удаленного от .материка, п-ва. Погребальный комп-

ч.

леке представлен ингумапией с обильным инвентгфем и кремацией (?). Но сравнению с каменным инвентарем (терочные и охотничьи орудия) эсобенно хорошо представлены деревянный и плетенный комплексы. Своеобразный (порой архаичный) бытовой и ритуальный инвентарь Лас 1альмас выделяет её среди других культур Северной Мексики в виде реликта далекого прошлого,, имеющего особое значение для реконструкции древней истории этого региона. Другой поздней культурой 1-ва, чья хронология тоже неопределенна, была культура Команду, з его гористо-полупустынном пентре. Обитавшим здесь собирателям, >хотникам и рыболовам присущи вытянутые захоронения с различным тнвентарем, каменный (терочный и охотничий), деревянный и плетен-шй комплексы.

Таким образом последовавшее примерно с 3000/2500 гг.до н.э. [ до наших дней повышение влажности климата способствовало создаст) в Северной Мексике более благоприятной чем прежде природной ¡реды. Возросшее количество и размеры стоянок, увеличившаяся про-;олжительность непрерывного обитания на них и повысившаяся числен-юсть и плотность населения Северной Мексики предполагают, что ищи научились эффективно использовать.различные эконшли. К это-¡у времени в ее гористых районах местные индейцы освоили сезонко-:очевой образ жизни с использованием в основном, одинакового ка!,:ен-гого инвентаря, где главная роль принадлежала уже не охотничьем?*, I терочному комплексу. Начиная примерно с этого времени о Север-гой Мексике впервые можно говорить как о единой культурно-эколо-ической области. Кадщй ее культурно-экологический район посте-, [енно начинает обретать свою специфику. На большей части ее террп-ории во многом из-за специфики природной среды поздние' собграгель-ко-охотничьи культуры сохранились и. после прихода кспгкпев. ¡5

только в отдельных гористых районах именно повысившаяся влажное: клгыата способствовала созданию благоприятной природной среды д. зарождения раннего сезонно-колевого безполивного земледелия. Сн; чага это произошло в Юнно-Тамаулипасском. гористом районе, а зат! и в Центрально-гористом районе (западные Дтранго, Чиуауа и вост( ная Сонора). 3 обоих случаях мезоалерпканское влияние в виде ор( наемого земледелия сказывается лишь на заключительных этапах су< шествования местных культур. 3 случаях с раннеземледельческими культурами Тринчерас на северо-западе Соноры и Браво Зэлли на с( зеро-востоке Чиуауа, по-видимому., сказалась, близость .к юго-запа, ноиу раннеземледельческому очагу в липе культур Хохокам и Хорна, ской ветви культуры Мутейон (СЭА).

3) Рада§зеьцезельческщ_дерий£ (его начало и конед в конкр< вых районах датируется,по-разному) ыоиао условно разделить на дз стадии. 3 раннюю Сюго-запа^рто") стадию собирательство и охота (рыболовство) продолжают сохранять ведущие позипии в хозяйстве, • т.к. одно только раннее сезонно-кочевое безполивное земледелие 1 'могет в течение года.полностью обеспечивать людей пищей. Позднш ("м е з. о а м е £ ж к а н о п о д\о б н а я") стадия отмечена ш явлением орошаемого -земледелия. Ему не всегда присуща глазная рс - в.хозяйстве, -но доляего ухе весома. ■ ■ -

Стадия сезонно-кочезого б.еа'поливного раннего земледелия. (I). Зо времена этапа Герра (1800-1400 гг. до н.э.) местньи сезонно-кочевые собиратели и охотники с зачатками раннего земле, лил за счет роста роли возделываемых культур становятся более о< хаяв чет раньше (4 небольших полупос'тояншх поселения из глиноб: них хшше). Индейды этапа ;Лееа де Гтахэ (1400-500 гг. до н.э.), ещё больае занимавшиеся земледелием и знакомые с керамикой, уже преимущественно 5ЕШ в полуоседлых поселениях из глинобитных хи

(3). Раннее земледелие било известно здесь лпзь'на само:.', северо-западе: культура Браво Ззлли (Хоряадская ветвь кгаьту?: 'Лу-reüoH) (II50/I200 гг.н.э. - начало конкисты) в месте впадения р.йзнчос в р.Рио-ГрачДе (на транше Чиуауа, 'Лексика и Техаса,СКА). 3 ней выделяются 3 периода (Ла Хунта, Консепсьо'н и.Кончос сс следами европейского влияния). Если Ла_Х£ата (II50/I200-I400/I450 гг. н.э.) присущи поселения из полуземлянок, различная (в том числе и лолихромкая) керамика, скромный"каменный и плетенный инвентарь,

то Консепсьон '(1400/1450 гг. н.э. - начато конкисты) отмечен влиянием с севера культуры Анасазк (1Сго-сзапад СТА) в- виде поселений с рядвая адобозых строений из нескольких комнат (постройки* типа • пузбло?) и площаддаи.'

(4). Здесь выделяется несколько групп палятнпкоз сезснно-ко-чевих ранних земледельцев," близких по характеру культур!, ко с разной динамикой развития. <

На юге и-в центре района — это слабо' изученные.культура Лья-но Гранде (центр Дуракго), пещерные поселения долины Мескиталь (юг Дуранго), пещера Куэва де лос "Муэртос Никитос /ранний. период культуры Лома Сан Гэбриэль(?) на севере Дуранго/, поселения з долине р.Рамос (среднаЗ период культуры Лома Сан Гэбриэль, вСпектре Дуранго), поселения'Баскетм'ейкероз Рио фуэрте (юг Чиуауа), пещера .

. 7отер;олл Кейз (тал se) и памятники из долины р. liaSo. (юго-зсс-' точная Сонора). 3 пещ,т они примерно "датируется I тыс.н.э. 7 1-й пол. П тыс. н.э. Все они, несмотря на разную степень оседзосгж* и вовлеченности в р.анкее землодёлие, могли принадлежать, сезонно-кочевым земледельцам, выращивавшим.разные расы маиса, ?яш бсоов и тыквы. По ряду причин (в частности, 'малопродуктивность раннего земледелия) собирательстзо, по-црезнеглу, сохраняло серьезное значение в хозяйстве. Они обитали на полуоседлых открытых (чаще из полуземлянок, pese назеинюс каменных ллп esoóomx жлпщ с xo&ri'-

ственнымл и иногда ритуальными постройками) или в пещерных поселениях, чьи размеры и конфигурация определялись условиями самих пещер. Часто встречаются скорченные погребения с инвентарем. Большинству групп местных индейцев была известна керамика (иногда расписная). 7 них был каменный (терочный и охотничий) и не потерявшие своего значения из-за появления керамики обильные деревянный и плетеный инвентаря. Некоторые яз них в разное время и в различной мере, испытав мезоамериканское влияние, несколько видоизменившись, продолжали существовать и после прихода испанцев (памятники позднего периода культуры Лома Сан Габриэль?).

На севе-ре этого района-' (северо-западное Чиуауа и северо-восточная Сонора), сначала, примерно до конпа I тыс. н.э., местше пещерные (Кейв Вэдли, Гарабато, Арройо эль Кончо и др.) и открытые (КасасГрандес, Бавьякора, Банамичи и др.) поселения, по-видимому, относились к раннему времени раннеземледельческой культуры Мугей-он, либо вообще образовывали самостоятельную Чиуауаско-Сонорскую ветвь этой культуры: (?). Зачтем (в конце I — начале П тыс. н.э.), они подверглись влиянию со стороны культуры Анасази из Юго-Запада США. При этом здесь же наблюдалось и сильное мезоамериканское.культурное влияние. (КасасГрандес периода Медио в северо-западном'Чиуауа ). "Его начальный период риехо . (700-1060 гг. н. э.. характеризуется постепенным.совершенствованием хозяйственного' уклада сезон-но-кочевых земледельцев., в чьем пищевом балансе продукты собирательства по известным причинам играли. серьезнр) роль. -Начав с небольших полуоседлых поселений 'с несколькими хаотично разбросанными вокруг большой. ритуальной общинной полуземлянки ("Большой Кивы") круглыми полуземлянками» бессистемно- расположенными скорченными

4/ С.ЛеБланк предлагает продлевать его до 1150 гг.н.з., аргументированно увязывая -это с ключевыми события;®: древней истории Хто-Запада Северной'Америки, данными дендрохронологии и радиоугле-, родного анализа. ' • . .

погребениями без инвентаря, простой керамикой и скудным каменным, деревянным л плетеным инвентарем в фазу Конзенго (700+50 - 900 гг. н.э.), укрепившсь в Пайлоне (900-950 гг. н.э.).(поселения стали больше, жилища удобнее, погребения с появившимся инвентарем располагались в одном месте, керамика и др. материальная культура разнообразнее), затем в Перрос Бравое (950-1060 гг. н.э.) под влиянием культуры Анасази с севера местные индейцы сильно изменились. Теперь им присущи постоянные поселения с четкой планировкой из 23-х комнатных прямоугольных глинобитных-построек типа пуэбло,больное количество скорченных погребений под одной из. трех небольших площадей, импортная керамика и более совершенная материальная культура (от каменного инвентаря до различных украшении из морских раковин). Примерно в это же время (раньше 900 - несколько позднее 1000 гг. н.э.) близкая картина наблюдалась ив соседних с Касас Грандес пещерных поселениях долин Кейв Зэлли, Гарабато, Арройо эль Кончо и др. (Западная Сьерра Мадре). Нередко они были из многоэтапных (до 3-х этажей) построек типа пуэбло, чьи размеры и конфигурация определялись условиями пещер. Им присущи огромные зернохранилища в виде гигантских сосудов типа "олья", скорченные или сидячие погребения с инвентарем и более бедная чем з Кесес Грандес материальная культура. Вскоре после начала И тыс. н.э. по . неясным причинам "пещерные поселения" Западной Сьерра Падре пустеют и основными раннеземледельческими памятниками на севере этого района становятся Касас Грандес с его -окрестностями и удаление от него районы Еанамичн и Еавьякора в северо-восточной Соноре.

Одним из илтереснейлпх явлений в древне;; пегортп: Северно!; Мексики была культура- Тгднчерас (600-1100 гг.к.э.) па грглгле Центрально-гористого к Западно-Сонорского погупухя1!кко-яр:йреэ:о-го районов, в сезеро-зааадаой полупустшнт!; Сонпре. Лсскс-яьгу ос; генезис и характер пока неясны, а арякех сз.1де?ед->сть о её рсико-

земледельческом характере нет, то не исключено следующее. В сугубо засушливых условиях основной хозяйственной деятельностью, наряду с сезонно-кочевым безполивным ранним земледелием (?), собирательством и охотой, могло быть производство различных .украшений из морских раковин с сонорского поберекья Калифорнийского залггва и др. изделий для торгозли ими с соседними внутршатериковыми раннеземледельческими культурами (к примеру, Хохокам и Чиуауаско-Со-норси» ветвь» культура Мугезон). Тринчерас характеризуется специфическими поселениями типа "триЕчерас" на террасированных холма?: (Лас Тринчерас, Ла Длайя ц др.), разнообразным погребальны;,: комплексом -(ингумапия и кремация), пурпурно-красной керамикой, различна.! каченным (терочным и охотничьим) инвентарем, культовыми глиняными 2енскзг.ш статуэтками и разнообразнейшим ассортиментом украшений из 27 видов раковин, в основном шедаях на экспорт.

Стадия орошаемого земледелия.

(I). Индейцы этапов Лагуна (Ла $лот>ида) (500 г. до н.э. -Рубек н.э.) и сслабонео (ранний Пальмнльяс) (рубек н.э. - 500 г. н.э.), занимаясь под мезоамериканским влиянием орошаемым земледелием, строили крупные религиозно-административные центры с храмовой архитектурой (пирамиды, площадки для игры в мяч и др.), глинобитными гилзщами, водохранилищами и др. сооружениями. Зокрут этих центров располагались небольшие поселения. У них был сложный ритуал захоронения (в виде "тюка"), богатая мезоамериканскач дерякка, тлякяше женские'статуэтки, .различный (каменный, дере-з<=ншг5 и плетеный) инвентарь и др. Уровень местной культуры позволяет предполагать выделение жреческой и военноЗ аристократиг;, появление пантеона верховных бонеств, календаря и возмоязгс ремесленничества. сто был шк в древней истории Тамаулкпаса, Последо-вазлпй затем упадок на этапах Ла Сальта. Сан Лореноо и Лок Анхе-

лес (Сан Антонио) объясняется удаленностью Тамаулипаса от пизпле-запий нентра и юга Мексики.

(4). Достигнув примерно ко 2-ой пол. I тыс. н.э. северного Дуранго, мезоамериканское влияние из пентральномексиканского штата Сакатекас, по-видимому, носившее характер колонизации^ "выдохлось",. Дальше на север оно уже скорее осуществлялось в виде торговых контактов, вызывавших подражание мезоамериканскому образу жизни, т.е. мезоамерикан о-подобие (к примеру, Касас Грандес периода расявета). Бти контакты могли проходить по узкому "культурно-экологическому коридору" - Западной Сьерра Мадре. По ряду исторически сложившихся причин, связанных с общим ходом развития Центральной и Южной Мексики, после 1350 г.н.з. северная гранила мезоачериканского влияния откатилась на "исходные рубежи" - в Сакатекас.

Археологические памятники Гуадианской ветви мезоаметканской ктаьттда Чальчдуитео (ок.550/600 - ок.1350 гг. до н.э.) - один из северных форпостов мезоамериканской к о л о н и з а п и и Северной Мексики, чья северная "гранила" достигла г.Сапе в северном Дуранго. Благополучно "существуя" бок-о-бок с местной раннеземледельческой культурой Дома Сан Гэбриэль, они оставили после себя яркие архитектурные памятники (Шрёдер, Навакойян и др.) с четкой дент-ральномексиканском планировкой поселений и разделением архитектуры на храмовую (пирамиды, площадки для игры в мяч и др.) и жилую, разнообразный погребальный комплекс (скорченные; вытянутые и вторичные погребения с различны!,1 инвентарем), богатую керамику, каменный (терочный и охотничий) инвентарь и различные (в том числе медные) украшения и ритуальные предметы. Уровень развития Гуадпа-ны не исключает выделения жреческой и военное аристократии, появления пантеона верховных божеств, агрокалендаря и, по-видимому, ремесла.

Касас Грандес периода Медио5/> (по Ч. Ди Песо: 1030-1340 гг. н.э., по С.1е_Бланку: 1X50-1300 гг.н.э.) - ярчайшая страница древней истории Северной Мексики. Он отменен заметным прогрессом в развитии общества, связываемым с появлением мезоамериканского орошаемого земледелия.' Благодаря ему стал возможен быстрый рост населения, приведший к превращению Касас Грандес в "прото-город", к появлению особой публичной храмовой архитектуры (жертвенные плат-форш-холмы, площадки для игры в мяч и др.); изменению яйлой архитектуры; созданию стадиальной, частично подземной канализационной системы; разнообразной материальной и духовной культуры и, наконец, выделению греческой и военной аристократии, возникновению пантеона верховных божеств, агрокалендаря, ремесленников, торговцев, строителей ж т.д. 3 подвластных ему (?) Банамичи и Бавьякоре (ок.II50/1200 гг. н.э. - ?) з северо-восточной Соноре столь впечатляющих перемен не произошло, по-видимому, из-за того, что они могли лежать на периферии "культурно-экологического коридора", по которому шел культурный обмен между Центральной Мексикой и Юго-Заладоы (Ж. '

Не исключено, что "следы" мезоамериканского влияния в Северной Мексике обусловлены историческими событиями в более развитой Центральной Мексике: подъемом или упадком тех или иных развитых культур (Теотиуакана, аптеков, тольтеков и др.). Во многом "мезо-ачергкааизалия'' Северной Мексики обусловлена возвышением империи тольтеков. Когда не она ослабела, то в середине ХУ1 в. начался упадок ивпмезоамерикан'оподобных" памятниках центра Северной Мексики: Касас ípaндec и Гуадиане. После того как "волна" мезоамерикачского влияния "откатилась" назад в Дент-

5/ По Ч. Дн Песо период Медио состоит из грех фаз: Буэна $е - начало распвета (1050-1205 гг.н.э.), Пакиме - расцвет (1205 -1251 гг.н.э.) п Дьяблс - упадок (1221-1340 гг. н.э.).

ральную Мексику, жители северомексиканских "м езоамери-канопо. добных" памятников Тамаулипаса, Гуадиакы и Ка-сас Грандес "вернулись на круги своя". Зелущую роль в их хозяйстве вновь стало играть собирательство, оттеснившее на второй план земледелие.

Глава 17. Характеристика хозяйства, поселений, погребального обряда, социального строя и идеологии доезнкх пленен Северно!: Мексики.

I) Оаотндзье-собирательский период.

Скудные археологические данные, отсутствие палеоэкологическом характеристики и этноисторического аналога позволяют судить о нем лишь гипотетически. 3 качестве аналога используются некоторые положения гипотетической реконструкпин £ж.Я. и К.К.Чарткоф.у того же периода на территории Калифорнии (США) - соседней и родственной североыексиканской Нияяей Калифорнии.

Небольшое количество и разбросанность археологических материалов этого периода по территории Северной Мексики не исключают, что это могли быть небольшие группы пз 1-2 семей (по 10-12 чел.) бродячих охотников и собирателей, "кивних на открытых или пещерных временных стоянках (лагерного типа, охотничьи и "мастерские") значительно удаленных друг от друга, т.к. их охотнпчье-собиратель-ский уклад хозяйства мог прокормить лишь ограниченное количество людей. По-видимому, обитая в условиях одной определенно»; эксншш, для того, чтобы прокормиться они были вынуждены постоянно кочевать. Никаких следов временных жилгац нет. Не исключено, что если это была не пещера, а открытая стоянка, го не лей могло сшть несколько примитивных укрыта из веток кустарника. Основным занятие;.- могла быть охота на различных нквотних, а собирательство зоаксаио служило пеншм подспорьем для пропитания. Каменный инвентарь был очень скуден, а вопрос о натачпи вещевого комплекса ль сргглпгп

остался открытым. Не исключено, что формального лидера в этих не-бользях группах не было. У каждого её члена, согласно его возрасту и полу, могли быть свои конкретные хозяйственные функции.

По сравнению-с охотниками и собирателями гипотетическая реконструкция образа жизни древних собирателей и охотников облегчена возможностью комплексною подхода к моделированию их образа жизни. Более полные чем раньше археологические материалы сопоставляются с данными современной экологии, письменнных источников (Д.Дуран и др.) и этноиеторшг (индейцы Дагунерос, Салинерос, Чи-сос, Окомес, Шишимблес, Сера, Полуостровные Юш и др.), т.к. на Юго-Заладе до сих пор сохранились некоторые индейские племена о традиционным собирательско-охотничьим укладом хозяйства.

В связи с изменившимися природными условиями (потеплением и засушливостью климата) вымиранием крупных поздаеплейстопеновых животных и появлением новых, более приспособленных к'изменившееся природной среде организмов, ведущая роль в хозяйстве перешла к собирательству давдх растений, широкоиспользовавшихся в пищу и быту. Охота отощла на второй план. В новой обстановке жизненный уклад людей регулировался сезонными циклами функционирования природа.

3'гористых районах Северной Мексики (Кряо-Таматлипасско:л гористом и Пентрально-готастом) люди начинают сезонно кочевать в пределах одной горной долины по различным эконшам в зависимости от того, какая из них в определенное время года давала больше продуктов питания. Главным было то, что теперь на некоторое время года (в сезон сбора плодов дикорастущих растений) они могли долго оставаться на одном месте, В прибрежных районах можно было заниматься и приморским собирательством. По мере развития приморских культур могла возрастать роль рыболовства, а в районе приморской адаптации на северо-западе Нижней Калифорнии какую-то роль

в хозяйстве приморских индейцев мог играть промысел морских '"тройных (?). Только в благоприятных для зарождения раннего земледслтт". условиях гористых районов Северной Мексики (Юяно-Тамаулппасс::::!; гористый и Центрально ^гористый), собиратели и охотники начали заниматься возделыванием полезных растений. В её полупустынных и-пустынных районах Щентрально-подудусгынном. Западао-Сонорском полупустынно-прибрежном и Полуостровном) из-за природных условий этого не произошло и их- кители сохранили традиционный собирательскс— охотничий уклад жизни и после прихода испанпев. Господствовавши! тогда в гористых условиях Северной Мексики сезонно-кочевой образ лизни обуславливал сезонный характер деятельности людей и регулировал численность их групп. Он привел к появлению полтоседлыг-(на несколько месяцев) "базовых" стоянок у подножья гор на террасах речных долин или каньонов (либо на побережье - в районе приморской адаптации на северо-западном побережье Нижней Калифорнии). Они служили сразу нескольким небольшим группам, собиравшимся алеете в более крупную группу, когда пищи- было в изобилии. 3 голодное время года они расходились и каждая.из них существовала в горах отдельно, используя "временно-сезонные" стоянки, т.к. только так они могли прокормиться. По этноисторяческим данным Дж.Л. п К.КЛарткофф не исключается, что максимально группа индейцев из .района.приморской адаптации на юго-западе Калифорнии (США) могла состоять из 4 родственных семей (по 8-Ю чел.), т.е. в среднем от 30 до 40 чел. Примерно это же предполагают и археологические--данные из южного Гамаулипаса Р.Макнейша - 4-10 семей, т.е. 10-5С человек. Помимо этого встречаются стоянки-"мастерские", ритуальные (?) стоянки с наскальной живописью и др. Если "базовая" стоянка была не в пещере, а на открытой местности, то на ней уже строились круглые полуземлянки. На временно-сезонных стоянках мо-

гли встречаться примитивные навесы-укрытия из кустарника. Погребения различны по позе, ориентировке ж типу. Сначала они были без инзентаря, который появился позднее. Встречается и кремация. Материальная культура бытового и ритуального характера постепенно становится всё более разнообразной. Это касается не только появившегося терочного комплекса и постепенно усовершенствовавшегося охотничьего оружия (атлатль-копьеметалка во 2-2 пол. I тыс. н.э. сменился на более аффективные лук и стрелы), но и богатейшего вещевого комплекса из органики, игравшего огромную роль в киз-ни собирателей и охотников. Не исключено существование у индейцев этого времени людей связанных с религиозной практикой. В основном, эта практика, по-видимому, не была связана с таким вак-ннм религиозным институтом как храм ш специальное святилище. Следовательно религиозные представления еще не были достаточно развиты, что соответствует и уровню содиально-экономического развития. На современном уровне наших знаний вопрос о социальном строе древних собирателей и охотников Северной Мексики остается открытым. Не исключено, что это могли быть небольшие первобытные родовые общины, возглавлявшиеся выборными старейшинами (вогдями?). Вполне вероятно, что они нередко могли совмещать политические и религиозные функции.

Именно в "недрах" собирательско-охотничьего периода Северной Мексики происходили важные процессы и изменения, вылившиеся в кокпе концов в зарогдспис и формирование в некоторых случаях в её гористых районах раннеземледельческих культур. 3 толсе. время большинство культур осталось собирйтельско-охотничьими. ' 3) Культура раннезещщдедьческого петарда.

Поскольку юго-западный раннеземледельческий очаг заходил на. территорию Северной Мексики, то необходимо отметить следующее.

Характер распространения целого ряда новых и пересмотренных старых данных до маису на Его-Западе.Северной Америки, характер распространения и возраст известных сегодня находок маиса на территории условно выделяемого западного "культурно-экологического коридора" в Северо-Западной Мексике, а также наличие характерных внешних и внутренних -предпосылок для формирования раннеземледельческого очага на территории Юго-Запада США позволяют высказать гипотезу о том, что он представляет хронологически более поздний, чем Центральная ¡Лексика, .но самостоятельный раннеземледельческий очаг.

Моделирование образа жизни ранних земледельцев Северной Мексики облегчается возможностью комплексного подхода. Археологические материалы сопоставляются с данными современно® экологии, этнографии (индейцы Акахи и Опата) и письменных источников.

В Северной Мексике существовало два типа раннеземледельческих культур: ранние, местные, сезонно-кочевые, безполивные и поздние "ме£оаме£иканопо,£обные" оседлые с орошаемым земледелием. Сначала индейцы жили в полуоседлых открытых и пещерных небольших родовых поселениях из.щэуглых полуземлянок и различных хозяйственных построек. Причем в открытых поселениях у них встречались и ритуально-общинные полуземлянки ("Большие Кивы"). Позднее, поселения становятся крупнее и у них появляется планировка. Возникает новый тип жилищ - наземная постройка типа'пуэбло. О возросшем значении земледелия говорят огромные зернохранилища, встречающиеся в "пещерных поселениях". Некоторые из этих--' поселений становятся многоэтажными, что, по-видимому, связано с тем, что в ограниченных условиях пещер они не могли расти вширь, а лишь ввысь. 3 отдельных случаях под мезоамериканским влиянием (Тамаулипас, Гуадиана и особенно Касас Грандес) происходит приближение к порогу цивилизации и государства - "прото-городскому" уровню развития в виде религиозно-административно-торговых цент-

Ров, с многоэтажной жилой и храмовой архитектурой (жертвенно-ритуальные холмы, площадки для игры в мяч и т.д.), канализационные и др. сооружения. Такие пентры связывались с подчиненными им поселениями дорогами.. Заметно усложнившийся погребальный обряд иногда несет следы имущественного расслоения. Материальная культура (бытовая и ритуальная) становится ещё более разнообразной. Использование в отдельных случаях в позднее время бытовых и ритуальных орудий из металла (меди) не сыграло существенно® роли в жизни древни индейцев Северной Мексики. Уровень наиболее развитых раннеземледельческих культур (Тамаулипас, Гуадиана и Касас Грандас) не исключает выделения жреческой (совмещавшей в себе политические и религиозные функции?) и военной аристократии, появления пантеона божеств, агрокалендаря, ремесленничества, торговцев, строителей и т.д.

Заключение.

Современное состояние изученности археологических,. письменных и этнографических источников по удаленной от пившшзапий Ме-зоаыерики Северной Мексики дает уникальную возможность для реконструкции исторического развитая её племен. С охотничье-собкрателъ-ского периода (до 10000? г. до н.э.) до начала испанской конкисты в Ш ь., т.е. от эпохи первоначального зарождения культур до порога классового общества и государства.

Более или менее подробная реконструкция образа жизни древних Ендейлев Севэрпой Мексики возможна только з полупустынных Коауиле, западной Соноре и Нижней Калифорнии. Здесь до сих пор сохранились племена с традиционным Ъобирательско-охотничьим образом жизни. Это позволяет некоторые из них связывать с близкими им прекрасно сохранившимися из-за сухого климата собирательско--охотничьими археологическими памятниками (культурами). 3 остальных случаях реконструкпия древнего образа жизни носит гипотети-

ческий характер либо ввиду отсутствия кулътурно-зкологпческогс зла-лога. (охотничье-собирательсккй период), либо из-за следов европейского влияния (культуры раннеземледельческого облика).

Наиболее ранними "кителями Северной ¡Лексики были бродячие индейце охотнлчье-собирательского периода. Их сменили сезокно-кочз-зые собиратели и охотники, среда которых особый интерес вызывают индейны северо-западного побережья НютеЯ Калифорнии. В условсях неисчерпаемых океанских ресурсоз их присваивающее хозяйство в течении тысячелетий дает прибавочный дроддст и способствует прогрессивному развнтго общества, вплоть до довольно вксекпх ступеней,но цивилизация здесь так и не возникла, что возможно лишь при производящем хозяйстве, В отдельных гористых районах пз собирателей н охотников развились сезонно-кочевые безполивные (доядевые) ранние земледельцы в чьем хозяйстве из-за не стабильности безполязного земледелия продукты собирательства продолжали итрать всдтцтз? роль. Оно и позднее не утратило своего значения, когда в отдельных гористых районах Северно.": Мексики (гетшй• Тамаулипас, западнее £у-рапго, северо-запад Чиуауа п северо-восток Соноры) под иезоамери-каяокпи влиянием местные индейцы непродолжительное время занимались орошаемым земледелием. Не исключено, что тленно в этих случаях з соиглально-псторическом развитии они могли стоять на последних ступенях первобытнообщинного строя и у них процесс разложения первобытных отношений ног зайти достаточно далеко (к призеру, Касас Грандее). Поскольку орошаемое земледелие (во многом-из -за специфики природной среды и исторических условий) так к не стало ведущей отраслью хозяйства, то переход к более высокой ступени социального развития - цивилизации - здесь так и ке осуществился.

Тщательный анализ археологических источников показывает, что в древности Северная Мексика была "контактной" зоной »ленду Юго-

Западом США, с его хотя ж самостоятельным, но хронологически более поздним, чем центрально-мексиканский, раннеземледельческим центром в Аризоне и Нью-Мексико и цивилиз'апияш Центральной Мексики.

Данная тематика особенно актуальна и ванна в связи с теш, что в исследуемом регионе реконструкция ряда важнейших стадий в истории древнего человечества (собирательско-охотничей и раннеземледельческой) возможна на такой полной и разнообразной источниковедческой базе (археологические, этноисторические и письменные источники), аналогов которой трудно найти в других областях земного шара.

Только'комплексное применение данных археологии, этнографии и истории может быть "ключом" к дальнейшему пониманию солеэлько-исторпческих процессов доколумбова периода в этой части Юго-Запада Северной Америки.

По теме диссёртадки опубликованы следующие работы:

1. Древнее земледелие Юго-Запада США. Со, 1989, й 4, сс.69-77.

2. Аглатль - традиционное оружие индеЗцев Юго-Запада США и Северной ¡Лексики. СА, 1989, Д 4, сс. 234-243.

3. Касас Грандес — крупнейший археологический памятник Северной Мексики (к столетию исследования) (0,7 п.л.) /в печати/. СА.