автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Дублинские трагикомедии Шона О'Кейси и традиции ирландского возрождения

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Ливергант, Александр Яковлевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дублинские трагикомедии Шона О'Кейси и традиции ирландского возрождения'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Ливергант, Александр Яковлевич

В В Е Д Е Н И Е

1. Общие замечания

2. "Театр-синтез": его истоки,критики,режиссеры

ГЛАВА I. (Вводная) ШОН О'КЕИСИ И ТЕАТР "АББАТСТВО":

СОЮЗ И ПОЛЕМИКА

1. Апофеоз "дурной" славы

2. "Серебряный кубок": Шон О'Кейси - У.Б.Йейтс.

ГЛАВА П. ИРЛАНДСКОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ:

ИСКУССТВО И ПОЛИТИКА

1. Ирландское возрождение - кризис идеалов

2. Ирландский театр начала века: поэзия и правда

2.1. Цена аполитичности.

2.2. От поэзии к правде

ГЛАВА Ш. ТРАГИКОМИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ МИРА

1. "Смешанная" драма: от предубеждения к признанию

2. Ирландская трагикомедия. Кодекс правил.-.115'

2.1. "Веселая" трагедия: конфликт и приемы.

2.2. "Герои" и их окружение

3. Мера ответственности: дублинские пьесы О'Кейси - новый этап в ирландском театре начала века

3.1. Синг и О'Кейси - единомышленники, или мелодрама "наизнанку"

3.2. Синг и О'Кейси - антипо'ды.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Ливергант, Александр Яковлевич

Работа, посвященная соотнесению первых пьес крупнейшего ирландского драматурга и прозаика Шона О'Кейси с театральным наследием "Ирландского литературного возрождения" - кратковременным, весьма противоречивым, но и чрезвычайно плодотворным, идеологически и эстетически значимым движением, обусловленным взрывом национального самосознания на рубеже веков - преследует несколько целей: выявить основополагающие принципы поэтики драматурга, её типологические корни; определить чем характеризуйся традиционные (с точки зрения драматургии Ирландского возрождения) и новаторские приемы О'Кейси - автора т.н. "дублинского драматургического цикла"; продемонстрировать, как из этих традиционных и новаторских приемов слагается столь характерный для первых театральных опытов писателя жанр трагикомедии, который представляет собой высшую ступень развития ирландской драматургии начала века; показат^трагикомический метод автора "Плуга и звезд", вобрав в себя наиболее характерные черты трагедий и комедий Синга, поэтической драмы Йейтса, фарсов и комедий Августы Грегори и Фицмори-са, мелодрамы Дайона Бусико, - явился выражением "трагикомически" расщепленного сознания деятелей Ирландского возрождения его идеологов, драматургов, поэтов, прозаиков.

Главное соображение, которым руководствовался автор при написании этой работы, заключается в том, что именно национальная почва (ирландская история, культура, мифология, идеология национально-освободительного движения) монет стать той точкой отсчета, которая позволит верней всего определить своеобычное место, принадлежащее 0»Кейси в драматургии XX столетия; вскрыть своеобразие его идейных и формальных поисков, представить последовательность прихотливой, на первый взгляд, эволюции его творчества, разобраться в подчас парадоксальном смешении множества - казалось бы - несовместимых приемов в пределах одной пьесы, вывести из его весьма противоречивых и эмоциональных высказываний (и еще более противоречивых суждений о нем критиков) идеологические и эстетические принципы, на которых основываются его лучшие пьесы, статьи, автобиографические романы.

2. "Театр-синтез": его истоки, критики. режиссеры

Творчеству Шона О'Кейси (1880-1964) посвящалось и посвящается значительное число исследований в Советском Союза и за рубежом. Недвусмысленность взглядов, предельная эмоциональность, дане нетерпимость в оценках, колючая субъективность О'Кей-си - очеркиста и драматурга передались, кажется, и его критикам. С самого начала своей сорокалетней творческой деятельности он никогда не был "обделен" пристальным и большей частью пристрастным вниманием английских, американских и, в первую очередь, ирландских театроведов, критиков, журналистов.

Недоброжелательность и тенденциозность, отличающие большинство критических работ, объясняются не только прогрессивными политическими взглядами "неистового ирландца", но и новаторской - по меркам английской драматургической традиции - поэтикой позднего театра О'Кейси - театра героической символики, развитие которого шло вразрез как с расхожими принципами салонной драмы 30-40-х годов, так и с элитарными канонами абсурдистов в пятидесятые годы. Весьма далек был автор "Петуха^денди" и "Костра епископа" и от проблемного театра Осборна, Уэскера, других "рассерженных".

Театр О'Кейси, в том виде, в каком он сформировался к концу тридцатых годов (после выхода в свет пьес "За оградой" (1933), "Звезда становится красной" (19£0), "Пурпурный прах" (1940) -это театр-синтез, вобравший в себя праздничность, хор, строгий ритм классического древнегреческого театра; титанических героев, фабульную антитезу, трагикомическую диалектику театра елизаветинского; фарсовую, песенно-фольклорную основу площадного театра. Это театр, причудливо совместивший в себе высокую поэзию и социальный документ: героические будни революционно-осврбоди-тельной борьбы ирландского рабочего класса, певцом и вдохновителем которого О'Кейси оставался на протяжении всей своей жизни.

Эмпиризм, бытописательство подавляются в его поздних пьесах приемом метафорической символики, то расплывчатой ("Звезда становится красной"), то предельно конкретной ("Красные розы для меня"). В своих критических статьях, письмах, многочисленных интервью О'Кейси неустанно превозносит принципы поэтического театра, решительно критикуя тот самый "кухонный" натурализм, в котором его обвиняли недальновидные критики в пору постановок дублинских трагикомедий. "Для меня, - говорил он в интервью газете "Нью-Йорк Тайме" (14 октября 1934 года), - то, что принято называть натурализмом, совершенно не достаточно. Это направление рисует жизнь в самом жалком и невыразительном виде, так,как ШЪ1ГШ Н6 бывае!Г места для ™ танца, смеха или песни?. В программной статье "Драматург и театральная касса"

1938) О'Кейси пишет о несовместимости своих драматургических принципов и коммерческого театра: писателю нет дела до низкопробных вкусов среднего театрала, завсегдатая коммерческого театра, который печется исключительно о кассовых сборах, а потому готов потворстВвать расхожим вкусам и представлениям, в соответствии с которыми героическая символика и обличительный пафос "не смотрятся". В результате этой "несовместимости" О'Кей-си становится драматургом без театра, драматургом, поневоле сочиняющим "пьесы для чтения", хотя они и снабжены разработанным сценическим аппаратом: обстоятельными указаниями для практически несуществующих постановщиков.

Сценическое замалчивание пьес драматурга, созданных со времени окончательного переезда из Дублина в Лондон (1928) , объясняется отнюдь не только идейными и эстетическими расхождениями О'Кейси с тогдашней театральной модой. Нельзя забывать, что новаторская драматургия писателя не лишена определенных недостатков, о которых неоднократно говорилось в английской и советской

I) За исключением пьесы 1933 года и3а оградой", недолгое время шедшей на сцене лондонского "Ройэлти Тиэтр", большинство поздних пьес О'Кейси, как правило, идут в небольших английских, ирландских и американских театрах:

Пурпурный прах" - "Эмбесси Тиэтр", Лондон; "Плейхаус", Ливерпуль (1945); "Звезда становится красной" - "Юнити Тиэтр", Лондон (1946). "Петух-денди" - Народный театр в Ньюкасл-он-Тайн (Англий (1949); "Арена Тиэтр", Даллас, США (1950). "Красные розы для меня" - "Плейхаус, Хьюстон, США (1951). "Костер епископа" - "Гейти Тиэтр", Дублин, Ирландия (1955) /372, 110-115/. критике: композиция ряда поздних пьес отличается некоторой схематичностью; героическая патетика выглядит порой чересчур абстрактной, максималистски завышенной ("Звезда становится красной"); характеры подчас излишне гиперболизированы, в героях поздних пьес О'Кейси по большей части просматривается лишь логика общественного поведения, редко личного; часто повторяющийся прием противопоставления героев, прием парности, прием фабульных антитез отдают излишним и зачастую неоправданным схематизмом, упорядоченностью, которые претят поэтике театра О'Кейси - его возвышенности, лиризму и жизнелюбию. /347, 63-131/.

Англо-американская критика, прежде всего ведущие специалисты по творчеству О'Кейси - Дэвид Краузе и Роберт Хоген, склонны противопоставлять три дублинские пьесы ("Тень стрелка" (1921), "Юнона и Павлин" (1924), "Плуг и звезды" (1926) ) драматургии лондонского периода. Смысл этого противопоставления сводится, по сути дела, к тому, что именно в ранних пьесах О'Кейси проявляется якобы истинное дарование художника, что поздние пьесы - это облаченные в сценическую форму политические манифесты, как правило, непригодные к постановке. /367; 370 /

После смерти писателя критика последних лет (в основном американские театроведыГголлинз, Дж.Скримджер, тот же Краузе) стремится несколько реабилитировать себя за нападки на О'Кейси. /372; 377; 378/ Многие работы посвящены проблеме преемственности в его творчестве, поздние пьесы драматурга получают более благосклонную оценку, освещаются более объективно. В работах советских исследователей также просматривается тенденция обнаружить типологические основы драматургии О'Кейси, проследить эволюцию его эстетических взглядов. /342; 354/

Вместе с тем большинство критиков обычно анализируют первые три пьесы О'Кейси в отрыве от традиций Ирландского драматического движения - высшего достижения Ирландского литературного возрождения. Движение "Ирландское возрождение", по мнению многих, /283; 284; 306; 319/ распалось еще до начала первой мировом войны, а потому раннюю драматургию О'Кейси принято рассматривать как самостоятельный этап в развитии ирландской драмы XX века, не имеющий ничего общего с театром Йейтса, Синга, тем более мелодрамой Бусико. При таком подходе ранние пьесы О'Кейси как бы повисают в воздухе, они лишаются тех типологических корней, без которых своеобразие их формы и идейного содержания заметно упрощается и обедняется.

С нашей точки зрения, постановкой "Плуга и звезд" (1926) не только завершается первый период драматургической деятельности О'Кейси, но и наиболее плодотворный период развития и становления современной ирландской драмы; дублинская трилогия -это своеобразный итог творческой деятельности целой плеяды ирландских художников конца прошлого, начала нынешнего столетия. После постановки "Плуга и звезд" распадается по сути дела тот творческий союз, который в системе Литературного возрождения именовался "Ирландское драматическое движение".

К творческому наследию драматурга в настоящее время обращается не только критика, - пересматривает свое скептическое отношение к поздним пьесам О'Кейси и режиссура. "Петух-денди", "Пурпурный прах", "Костер епископа", "Барабаны отца Неда" начинают, пусть и с большим опозданием, завоевывать профессиональную сцену - О'Кейси становится наконец, через почти двадцать лет после смерти, "репертуарным" автором . Теперь, после многочисленных удачных постановок поздних пьес драматурга в Англии, особенно в Америке выясняется, что О'Кейси казался несценичным по той простой причине, что всерьез на сцене не игрался: большая часть постановок поздних пьес драматурга предпринималась прежде в основном любительскими либо полупрофессиональными коллективами, которые, что вполне естественно, были не в состоянии выразительно продемонстрировать всё богатство и разнообразие новаторской, экспериментальной по своей сути, сценической палитры драматурга ^ .

Эксперимент, состоящий в причудливом совмещении социального документа и поэтического образа, комического и трагического, и в самом деле ставит перед режиссером предельно сложную задачу. Как писал современный английский драматург Джон Арден: "Его пьесы как социальный документ еще не устарели, а как поэтические творения даже не начали пока что осознаваться нами." /346. 135/ ^ . Такая оценка творчества драматурга предполагает осо

1) В Дублине О'Кейси - по-прежнему остается в основном автором дублинских трагикомедий: "Тени стрелка", "Юноны и павлина" и "Плуга и звезд".В 1958 г. О'Кейси наложил запрет на все профессиональные постановки своих пьес в Ирландии. /372,113/.

2) В этом отношении показательна судьба одной из лучших поздних пьес О'Кейси - комедии "Петух-денди": написанная в 1949 г., она пошла на профессиональной сцене только в начале шестидесятых годов, на Эдинбургском театральном фестивале. /372, 114/

3) Примерно такую же мысль высказывает и советский исследователь творчества О'Кейси М.Друзина. /340,181/ бенно бережное отношение режиссера к его драме. В противном случае он неизбежно впадет в одну из тех крайностей, которыми столько раз грешили постановщики его поздних пьес. С одной стороны обстоятельные ремарки, предлинные описания устройства сцены, внешности и поведения действующих лиц, настоятельные рекомендации,касающиеся музыкального сопровождения и световых эффектов приводили к тому, что многие недальновидные режиссеры пытались ставить его пьесы в натуралистическом, бытовом ключе. О другой стороны, обилие фарсовых ситуаций, массовых сцен, песен, танцев, шуток и каламбуров вели к противоположной крайности - пытаться ставить О'Кейси, как "легкого", развлекательного драматурга ^ . Те профессиональные труппы, которые брались за пьесы О'Кейси, как правило, увлекались "честными", мастеровитыми спектаклями, которым не хватало полета, поэзии, романтики. Любительские труппы, напротив, подхватывали "мюзикхольный" пласт его пьес, выдвигая на первый план массовки, песни, танцы, фарсовые сцены, водевильные ситуации.

Сценический успех театру О'Кейси может обеспечить, по всей видимости, лишь многозначительная взаимосвязь "высокого" и "низкого", искусно переплетенная в его лучших произведениях Имен

1) Таковы пьесы О'Кейси в постановке ряда американских трупп. ("Петух-денди" - "Арена тиэтр", Даллас, Техас, режиссер Марго Джрнс (1950)$ "Красные розы для меня" - "Бут тиэтр", Нью-Йорк, режиссер Джон О'Шогнесси (1955).

2) Среди наиболее интересных постановок поздних пьес О'Кейси можно назвать спектакли "Костер епископа" в дублинском "Гейти тиэтр" (режиссер Тайрон Гатри) и "Красные розы для меня" в берлинском театре "Дойчес тэатер" (1963). На сценах советских театров пьесы О'Кейси играются пока что редко и малоудачно.(О постановке "Юноны и павлина" в театре Ермоловой (1979) см.1 раздел третьей главы. но такой взаимосвязью отличались постановки трех первых пьес О'Кейси в знаменитом дублинкском "Эббей (Эбби) тиэтр" .

С 1904 года, с того времени, как английская театралка и меценатка мисс А.Ф.Хорнимен из чистой благотворительности арендовала здание Механического института на улице Аббатства в Дублине и предоставила его в распоряжение Ирландского национального театрального общества, ведет свое начало славная, но и многотрудная история театра "Аббатство" /296/. Этот театр, благодаря творческим и организационным заслугам его руководства и режиссуры (Йейтса, Августы Грегори, Синга, братьев Фэй, позднее Леннокса Робинсона), благодаря исполнительскому искусству ведущих актеров 10-20-х годов: Барри Фицджеральда, Маккормика, Сары Олгуд, Артура Синклера, Мэйр О'Нил) превратился в средоточие не только театральной, но и культурной жизни Ирландии начала века, став своего рода цитаделью Ирландского драматического движения.

На сцене театра "Аббатство" были впервые опробованы и с блеском реализованы принципы поэтического театра Уильяма Батлера Йейтса - признанного вождя Ирландского драматического движения, его организатора и вдохновителя. Принципы эти, впервые сформулированные и обоснованные Йейтсом в программных статьях "Остране-ние" и "Трагический театр", сводились - в самых общих чертах -к тому, чтобы с помощью богатой реторики, скупого жеста, проникновенной декламации и условных декораций выразить "идеальный мир героических страстей", сводящий воедино помыслы актеров и зрителей, сообщающий и тем и другим "единый порыв мировой души" /173, 79-81/.

I) Далее - театр "Аббатство"

Этим сценическим принципам были - б большей или меньшей степени - подчинены самые разные, казалось бы, с ними несовместимые, драматические жанры: поэтические драмы Иейтса ("Графиня Кэтлин", "Кэтлин ни Улиэн"), его же пьесы-маски в духе средневекового японского театра "Но", драмы Синга (трагедия "Скачущие к морю", траги-комедия "Удалой молодец - гордость запада'), фарсы, комедии и трагедии из крестьянской жизни Августы Грегори, Уильяма Бойла, Падрика Колума; натуралистические пьесы т.н. "коркских реалистов" Леннокса Робинсона. Т.С.Меррея; трагикомедии О'Кейси начала двадцатых годов.

В первые годы существования театра "Аббатство" его руководство в основном отдавало предпочтение двум жанрам: поэтической драме, строившейся обыкновенно на мифологическом либо историческом материале, и пьесам - преимущественно одноактным комедиям и фарсам - из крестьянской кизни, нередко с привлечением фольклорных источников. Б соответствии с практикой Ирландского национального театрального общества спектакль состоял, как правило, из двух отделений: в первом игралась поэтическая драма, во втором -крестьянская комедия. При этом, хотя поэтическая драма и крестьянская комедия занимают в 'эстетической иерархии места полярно противоположные, постановщики и актеры театра видели свою задачу не в том, чтобы противопоставить остраненность и патетику поэтических мс^ЙГгов первого отделения приземленности и непритязательному юмору фарсовых ситуаций второго, а в том, чтобы, напротив, по возможности сгладить, нивелировать этот контраст.

Независимо от того, игралась ли на сцене поэтическая драма или бытовая комедия положений, "Графиня Кэтлин" Йейтса или "Слухи" А.Грегори, - сценическая концепция режиссеров, стиль игры оставались неизменными: почти полное отсутствие декораций,сугубо литературное решение спектакля, простота и естественность б поведении актеров, исполнявших с равным успехом трагические и комические роли. В труппе театра "Аббатство" не было и не могло быть того, что принято называть "закрепленными актерскими амплуа" - вне зависимости от того, исполняла ли, скажем, Сара Олгуд роль сказочной ирландской аристократки, продавшей дьяволу душу ради спасения своего народа, либо разухабистой рыночной торговки, препирающейся с полицейским констеблем - ее поведение на сцене всегда отличалось сдержанностью, строгой экономией движений и жестов, проникновенностью и ясностью речи.

В сценической интерпретации идеологов, режиссеров и актеров театра "Аббатство" сложная символика поэтической драмы,непроясненные мифологические и исторические аллюзии, наполняясь реальным жизненным содержанием, упрощались, расшифровывались, становились доступными зрителю. И наоборот, самые прозаические ситуации и положения, обыгрываемые в драме или комедии из крестьянского (или городского) быта, лишенные в постановке театра привычных натуралистических аксессуаров, примет' местного колорита, - вырастали до уровня символа, вызывали далеко уводящие ассоциации.

Не удивительно поэтому, что труппа театра в двадцатые годы с таким пониманием сыграла трагикомедии О'Кейси - сценический успех дублинских пьес драматурга был подготовлен всем ходом развития ирландской драматургии начала века, постановочной практикой театра "Аббатство". Совмещение поэтического и реалистического, трагического и комического начал соответствовало как дарованию и темпераменту ведущих актеров "Аббатства", так и эстетической программе всего коллектива. Возможно, именно поэтому пьесы драматурга дублинского периода выгодно отличаются от последующих пьес: в них автор, постановщики и исполнители были во многом единомышленниками, руководствовались едиными интересами. Другое дело, что отношения О'Кейси с театром - не говоря уже о зрителях - были далеко не всегда гармоничными, союз же оказался весьма недолговечным. Как бы то ни было, после разрыва драматурга с театром пострадали в равной мере драматург и театр: первый так и не нашел своего режиссера, второй - равноценного О'Кейси автора.

История постановки первых пьес О'Кейси, реакция на них общественного мнения, отношения драматурга с руководством театра -все эти вопросы, а также полемика О'Кейси с .У.Б.Иейтсом по поводу "Серебряного кубка", самым непосредственным образом связаны с тем значительным и своеобразным вкладом, который внес О'Кейси в историю ирландской драмы, а потому требуют обстоятельного рассмотрения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дублинские трагикомедии Шона О'Кейси и традиции ирландского возрождения"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диалектическая противоречивость, варьирование ведущей темы, постоянное "переключение" тональностей, упразднение иерархии протагонистов и второстепенных действующих лиц, соотнесение - зачастую в пределах одной мизансцены - трагического и комического, единичного и общего, житейского и возвышенного, -все эти и многие другие особенности театра О'Кейси 20-х годов вызывали и вызывают разноречивые, часто полярно противоположные оценки критики, самую "пеструю" реакцию зрителей.

Поистине необъятен тот критический диапазон, в пределах которого принято рассматривать драматургию О'Кейси. Если знакомиться с отзывами о его пьесах (как ранних, так и поздних), не читая при этом самих пьес, то может показаться, что речь идет не о театре одного драматурга, а нескольких, причем совершенно разных. Кажется, будто за именем "О'Кейси" скрывается целый театральный концерн, сочиняющий пьесы на все вкусы. Так, в дублинской трилогии разные критики в разное время усматривали черты мелодрамы, хорошо сделанной пьесы, драмы символов, мещанской комедии, фарса и натуралистической драмы.

Для одних автор "Плуга" и "Юноны" - это в первую очередь "реалист городских трущоб", "художник-фотограф", герои которого обращают на себя не больше внимания, чем случайные прохожие /379, 39-44/. Другие усматривают в дублинских пьесах прежде всего многозначительную символику, склонность к экспрессионистической детали /378, 107/. Третьи, не вдаваясь в частности, утверждают, что "истинное значение драматургии О'Кейси заключается в разрушении драматического реализма" никак не объясняя при этом, что же следует понимать под "драматическим реализмом". Если "драматический реализм - это "хорошо сделанная" пьеса в духе Пинеро или Сарду, то в таком "реализме" О'Кейси и впрямь обвинить трудно, однако если под "драматическим реализмом" имеется в виду, скажем, елизаветинский театр,то О'Кейси не только не разрушал его, но всячески способствовал его возрождению на английской сцене.

В разное время разные критики с большим или меньшим основанием причисляли театр О'Кейси к натурализму, экспрессионизму, неоромантизму; на страницах многочисленных монографий, посвященных творчеству ирландского драматурга, привычно мелькают имена Шекспира и Брехта, Шоу и 0'Нила, Ибсена и Гауптмана, Ме-терлинка и Чехова. Гораздо реже, как ни странно, встречаются его соотечественники: Бусико, Йейтс, Синг, Грегори, Колум, Робинсон. Так, в критических исследованиях имя О'Кейси гораздо чаще попадает в контекст европейской или англоязычной, нежели собственно ирландской драмы. А между тем, как пытался показать р' автор настоящей работы, о чем неоднократно писал и сам О'Кейси

1) В некрологе,напечатанном в "Тайме" (21.9.1964) через три дня после смерти О'Кейси говорится: "Как драматурга,его интересовало прежде всего не разрушение общественных основ,а разрушение драматического реализма" /359, 69/.

2) См.статьи О'Кейси: Драматические чада Ибсена (1932), Зеленая богиня реализма (1937), Литература в Ирландии (1939), Серебристая тень Ирландии (1946), Джон Миллингтон Синг (1946), Скороговоркой о Бернарде Шоу, Мельпомена в Ирландии (1947) и др./74/. именно национальная драматургия была тем первоисточником, из которого черпал драматург свое трагикомическое вдохновение. Раздвинув драматургическое пространство, открыв границу между, казалось бы, несочетаемыми жанрами, О'Кейси в полной мере использует чрезвычайно плодотворный опыт совмещения трагического и комического начала, намеченного еще в ирландской мелодраме конца прошлого века (Дайон Бусико), комедиях и трагедиях А.Грегори, драмах Синга, в проблемном театре Б.Шоу и в поэтическом театре вождя Ирландского возрождения У.Б.йейтса.

Комедийное, фарсовое начало в разработке трагедийной темы, противопоставление реальности и мечты, быта и фантазии, поэзии и правды, резкая критика традиционных ирландских недугов: лени, болтливости, зазнайства, позерства, пьянства и суеверия - все эти, сквозные для большинства произведений О'Кейси мотивы драматург не изобретает на пустом месте, но заимствует, пусть и переосмысляя, из творчества своих соотечественников и предшественников.

В результате исследования процессов, происходивших в общественной жизни, литературе и театре Ирландии в первые три десятилетия 20 века; в результате соотнесения дублинских пьес О'Кейси с лучшими произведениями драматургии Ирландского возрождения, - автор настоящей работы пришел к следующим выводам:

- Дублинская трилогия О'Кейси - высшая ступень развития ирландского театра начала века.

- Постановкой "Плуга и звезд" (1926) завершается не только первый период драматургической деятельности О'Кейси, но и наиболее плодотворный этап становления и развития ирландской драмы XX в.

- Художественный феномен "О'Кейси" был подготовлен всем ходом развития ирландской истории и культуры начала века; поступательным движением ирландского искусства от сакрализации культуры, эскапизма, мифотворчества и мессианизма до активно-социального, преобразующего взгляда на судьбу своего народа. Дублинская трилогия - это своеобразный итог творческой деятельности многих художников Ирландского возрождения.

- Театр О'Кейси 20-х годов аккумулировал наиболее характерные черты ирландского искусства начала века: противопоставление реальности и мечты, быта и фантазии; совмещение трагического и комического, патетического и лирического начал.

- Вслед за прогрессивными художниками Ирландского возрождения, О'Кейси противопоставил умильно-благодушному националистическому славословию непримиримую, остро-социальную критику духовно-нравственных основ ирландского общества. Вместе с тем, в пьесах О'Кейси 20-х годов, как и в произведениях Йейтса, Шоу, Синга, ощущается активное неприятие карикатурного изображения национального характера, которым отличались многие фарсы, комедии и мелодрамы прошлого века. Отсюда и неоднозначное отношение драматурга к своим героям: резкая критика, осуждение, насмешка сочетаются с сочувствием и пониманием.

- Подчеркнуто антинационалистическая направленность ранних пьес О'Кейси обусловлена в первую очередь социалистическими взглядами драматурга, бывшего простым рабочим, последователем и соратником Джима Ларкина - "Прометея Ирландии".

- Театр О'Кейси формировался в недрах художественной системы Ирландского возрождения и - тем не менее - противостоял ей. Новаторский характер драматургии О'Кейси проявился как в теоретическом споре с У.Б.Йейтсом по поводу "Серебряного кубка", так и в художественной полемике с Дж.М.Сингом, отразившейся особенно наглядно б первой пьесе дублинской трилогии "Тень стрелка", представляющей собой вариацию на тему "Героя" Синга.

- В трагикомедиях О'Кейси проявляется в равной мере преемственность, взаимосвязь с идеологическими, творческими и формальными признаками театра Ирландского возрождения, и отрицание его традиций, острая полемика с творческими методами и задачами деятелей Ирландского драматического движения. О'Кейси, как и всякого крупного писателя, можно рассматривать одновременно и в рамках движения "Ирландское возрождение", и вне их. Точнее всего было бы сказать, что дублинские пьесы О'Кейси - это творческое и социальное развитие идейных и художественных установок ирландского театра на новом историческом этапе развития Ирландии, на новом этапе развития европейской драмы.

 

Список научной литературыЛивергант, Александр Яковлевич, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Маркс К. Английское правительство и заключенные фении. -В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издательство полит, литературы, 1960, т. 16, с. 421-426.

2. Маркс К. Набросок доклада по ирландскому вопросу в Лондонском коммунистическом просветительском обществе немецких рабочих 16 декабря 1867 года. Там же, с. 465-478.

3. Энгельс Ф. История Ирландии. Там же, с. 479-522.

4. Энгельс Ф. Из фрагментов к работе "История Ирландии". -Там же, с. 523-524.

5. Энгельс Ф. Заметка для предисловия к сборнику ирландских песен. Там же, с. 525-526.

6. Энгельс Ф. Письмо Фердинанду Лассалю, 18 мая 1859 года. -В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Издательство полит, литературы, 1960, т. 29, с. 491-496.

7. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. -Полн.собр.соч., 5 изд., т. 17, с. 206-213.

8. Ленин В.И. Классовая война в Дублине. Полн.собр.соч., 5 изд., т. 23, с. 400-404.

9. Ленин В.И. Неделю спустя после побоища в Дублине. Там же, с. 416-418.

10. Ленин В.И. Английские либералы и Ирландия. Полн.собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 365-368.1. Источники1. Сборники1. Фольклор1.. Ирландские легенды и сказки. М.: Гослитиздат, I960, 181с.

11. Ирландские саги. Л.; М.: Academia ,1333. 368с.

12. Fairy and folktales of Ireland. L.:Wolfe, 1973. - I27p.

13. Great fairy tales of Ireland. Gerrards Cross: Colyn Smythe, 1975. - 389p.

14. Great folktales of Ireland. L.: Muller, 1979. - IIIp.

15. Myths and folktales of Ireland. N.Y.s Dover, 1975. - 245p.17. proverbs and sayings of Ireland. Portmarnock: Wolfehound press, 1978. - I24p.

16. Tales of the west of Ireland . Dublin: The Dolmen press, 1975. - I86p.

17. The wit of the Irish. L.: Frewin, 1968. - I44p.1. Поэзия

18. Ирландские поэты XX века (У.Б. Йейтс, Дж. Джойс, Остин Кларк, Патрик Каванах). В кн.: Западноевропейская поэзия XX века. - М.: Худож. лит., 1977, с. 296-316.

19. Sest songs and ballads of old Ireland. L.: Wolfe,I974f64p.

20. The Faber book of Irish verse. L.: Faber a.Faber, I974#-400p.

21. Irish street ballads. Dublin: The three candles, 1965. -235p.

22. Kings, lords and commons. An anthology from the Irish. -L.: Macmillan, 1961. I66p.

23. The Oxford book of Irish verse. Oxford: The Clarendon press, 1974. - 343p.

24. The Penguin book of Irish verse. Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1976. - 428p.

25. Poems of the Irish revolutionary brother^hood. Boston: Small a. Maynard, I916. - 60p.

26. The sphere book of modern Irish poetry. L.: Sphere books, 1972. - 250p.29. 1000 years of Irish poetry. N.Y.: The Devin Adair, 1947. - 825p.1. Проза

27. Пробуждение. Рассказы ирландских писателей. Л.: Худож. лит., 1975. - 478с.

28. Современная ирландская новелла. М.: Прогресс, 1975,284с.

29. Anthology of Irish literature: In 2 vol. N.Y.: New York University press, 1974.

30. Best Irish short stories. L.: Elek, 1976. - I80p.

31. The Bodley Head book of Irish short stories. L.: The Bodley head, 1980. - 378p.

32. Irish short stories. L.: Faber a. Faber, 1948. 448p.

33. Irish short stories. L.: Faber a. Faber, I960. 288p.

34. Irish stories and tales. N.Y.: Washington Square book, I961. - 340p.

35. Modern Irish short stories. L.: Oxford University Press, 1957. - 335p.

36. The Portable Irish reader. N.Y.: Viking Press, 1946. -670p.

37. Hears of Shamrock. An anthology of Contemporary Short stories. L.: Wolfe, 1972. 22Ip.41. 1000 years of Irish prose. N.Y.: Crosset a. Dunlap, 1961. -607p.1. Драма

38. Ирландские театральные миниатюры. М.: Искусство, 1961.92с.

39. Семь английских пьес. М.: Искусство, 1968. - 623с.

40. Хрестоматия по современной драматургии: Великобритания, Ирландия, США. Л.: Просвещение, 1970. - 205с.

41. Classic Irish drama. Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1973. - 224p.

42. Five great modern Irish plays. H.I.: The modern library, I941. - 332p.

43. The Genius of the Irish theatre. N.Y. Mentor book, I960. - 336p.

44. Seven Irish plays. Minneapolis: University of Minnesota press, 1967. - 472p.

45. Twentieth century drama: England, Ireland, the United States. N.Y.: Random house, 1966. - 692p.

46. Twenty one-act plays. L.: Everyman's library, 1950. -33Ip.2. Отдельные авторы

47. Биэн Б. Заложник. В кн.: Семь английских пьес. - М.: Искусство, 1968, с. 179-263.

48. Брехт Б. Стихотворения; рассказы; пьесы. М.: Худож. лит., 1972, - 815с.

49. Гауптман Г. Пьесы: В 2-х т. М.: Искусство, 1959.

50. Грегори А. На восходе луны. В кн.: Ирландские театральные миниатюры. - М.: Искусство, I961, с. 41-57.

51. Джойс Дж. Улисс. Интерн, лит., 1935, № 1-3, 9-12; I93Ô, № 1-4.

52. Джойс Дж. Портрет художника в юности. Иностр. лит., 1976, № 10, с. I7I-I98, № II, с. II9-I74, № 12, с. 139-182.

53. Джойс Дж. Стихотворения. В кн.: Западноевропейская поэзия XX века. - М.: Худож. лит., 1977, с. 307-310.

54. Джойс Дж. Дублинцы. М.: Библиотека журнала Иностр. лит., 1982. - 254с.

55. Джойс Дж. Пародии Джойса. Bon. лит., 1982, № 4, с. 258273.

56. Дкойс Дж. Лирика. Иностр. лит., 1983, № 2, с. 165-170.

57. Джойс Дж. Дневники. Письма. Статьи. Беседы. Bon. лит., 1984, № 4, с. I69-2II.

58. Ибсен Г. Драмы; стихотворения. М.: Худож. лит., 1972,815 с.

59. Йейтс У.Б. Стихотворения. В кн.: Антология новой английской поэзии. - Л.: Худож. лит., 1937, с. 245-254.

60. Йейтс У.Б. Ирландские народные сказки и легенды. В кн.: Ирландские легенды и сказки. - М.: Гослитиздат, i960, с. I0I-I79.

61. Йейтс У.Б. Горшок похлебки. В кн.: Ирландские театральные миниатюры. - М.: Искусство, 1961, с. 7-19.

62. Йейтс У.Б. Стихотворения. В кн.: Западноевропейская поэзия XX века. - М.: Худож. лит., 1977, с. 2S6-307.

63. Метерлинк М. Пьесы. М.: Искусство, 1958. - 573с.

64. О'Брайен Ф. Апхам и прочее. Очерки и пародии. Bon. лит., IS79, № 2, с. 292-301.

65. О'Кейси Ш. Тень стрелка. М.: Изд. иностр. лит., IS66. -62с.

66. О'Кейси Ш. Я стучусь в дверь. На пороге. М.: Изд. иностр. лит., IS57. - 391с.

67. О'Кейси Ш. Пять одноактных пьес. М.: Изд. иностр. лит., i960. - 170с.

68. О'Кейси Ш. Пьесы. М.: Искусство, 1961. - 608с.

69. О'Кейси Ш. Под цветной шапкой. Рассказы. М.: Правда, 1964. - 38с.

70. О'Кейси Ш. За театральным занавесом. Сб. статей. М.: Прогресс, 1971. - 287с.

71. О'Кейси Ш. Письма и интервью. Bon. лит., IS79, № 4, с. 176-203.

72. О'Коннор Ф. Избранное. Л.: Худож. лит., 1983. - 407с.

73. О'Нил Ю. Пьесы: в 2-х т. М.: Искусство, 1971.

74. Пиранделло Л. Пьесы. М.: Искусство, i960. - 488с.

75. Синг Дгс. М. Герой. Пб; М.: Гос. изд., 1923. - 184с.

76. Синг Де. М. Драмы. Л.: Худож. лит., 1937, 298с.

77. Синг Дк. М. Сумерки в долине. В кн.: Кунин А. Западноевропейская драматургия. Маленькие пьесы. - Л.; М.: Искусство, 1939, с. 135-148.

78. Синг Де. М. Драмы. М.; Л.: Искусство, 1964. - 285с.

79. Чехов А.П. Пьесы. В кн.: Чехов А.П. Собрание сочинений. -М.: Худож. лит., 1956, т. 9. 496с.

80. Шоу Б. 0 драме и театре. М.: Изд. иностр. лит., 1963,, • 640с.

81. Шоу Б. Письма. М.: Наука, IS7I. - 338с.

82. Шоу Б. Другой остров Джона Буля. В кн.: Шоу Б. Полное собрание пьес в 6-и т. - Л.: Искусство, 1979. - т. 2,с. 549-658; 695-702.

83. Beckett S. A Sanuel Beckett reader. L.: The New English library, 1967. - I92p.

84. Behan B. The Complete plays. L.: Methuen, 1978. - 384p.

85. Boucicault D. The Dolmen Boucicault. Dublin: The Dolmen Press, 1964. - 253p.

86. Boyd J. The flats. Belfast: Blackstaff press, 1974, -86p.

87. Carleton W. Traits and stories of the Irish peasantry. -L.: Routledge, I9II. 8I9p.

88. Carroll P.V. Three plays. L.: Macmlllan, 1944. - 306p.

89. Carroll P.V. Two plays. L.: Macmillan, 1948. - 207p.

90. Carroll P.V. Irish stories and plays. N.Y.: Devin Adair, 1958. - 278p.

91. Clarke A. Collected plays.- Dublin: The Dolmen Press, 1963. 402p.9699100,101.102,103,104,105,106,107,108,109,110,

92. Colum P. Castle Conquer. N.Y.: Macmillan, 1923. -376p.

93. Colum P. Crossroads In Ireland. N.Y.: Macmillan, 1930. - 375p.

94. Colum P. The Flying Swans. N.Y.: Crown, 1957. - 538p. Dunsany E. Plays for earth and air. - L.; Toronto: Heinemann, 1937. - I63p.

95. Eliot T.S. The Complete poems and plays» L.; Faber a. Faber, 1975. - 608p.

96. Fitzmauxice G. The plays "by George Fitzmaurice: In 3 vol. Dublin: The Dolman Press, 1967 - 1970. Friel B. Philadelphia, here I oome. - L.: Faber a, Faber, 1965. - IIOp.

97. Friel B. The loves of Cass Mc Guire. L.: Faber a. Faber, 1967. - 64p.

98. Friel B. Crystal and Fox; the Munday Soheme. N.Y.:

99. Farrar Straus a. GiroUx, 1970. 316p.

100. Ffiel B. The gentle island. L.: Faber a. Faber,1973. 8Ip„

101. Friel B. The freedom of the city. L.: Faber a. Faber,1974. 96p.

102. Friel B. The living quarters. L.; Boston: Faber poperbacks, 1978. - 95p.

103. Friel B. The enemy within. Dublin: Gallery books,1979. 72p.

104. Friel B. Volunteers. Dublin: Gallery books, 1979.- 70p. Friel B. Faith healer. - L.; Boston: Faber paperbacks,1980. 44p.

105. Gregory A. Seven short plays. Dublin: Maunsel, 1964. -209p.

106. Gregory A. The Collected plays: In 4 vol. Gerrards Cross: Colyn Smythe, I97I-I973.

107. Gregory A. Poets and dreamers. Studies and translations from the Irish. Dublin: The Dolmen Press, 1974. - 286p.

108. Gregoiy A. Seventy years. An autobiography. Gerrards Cross. Colyn Smythe, 1974. - 583p%

109. Gregory A. Selected plays. Toronto: Macmillan of Canada, 1975. - 269p.

110. Griffin G. The Collegians. N.Y.: Appleton, 1898. -453p.

111. Hyde D. Nine plays. In: Gregory A. Poets and dreamers. - Gerrards Cross: Colyn Smythe, 1974, p. 92-229.

112. Johnston D. The old lady says "no" and other plays. -Boston; Toronto: Brown a. Co., I960. 478p.

113. Johnston D. Selected plays of Denis Johnston. -Washington: Colyn Smythe, 1983. 4IIp.

114. Joyce J. Letters of James Joyce. N.Y.: The Vikingpress, 1957. 437p.

115. Joyce J. The critical writings of James Joyce. N.Y.: The Viking press, 1959. - 288p.

116. Joyce J. The essential James Joyce. Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1963. - 549p.

117. Joyce J. Ulysses. Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1977. - 7I8p.

118. Keane J. Values. Dublin; Cork: Mercier Press, 1973. -72p.

119. Keane J. The crazy wall. Dublin; Cork: Mercier Press, 1974. - 87p.

120. Keane J. The year of the hiker. Dublin; Cork: Mercier Press, 1978. - 94p.

121. Keane J. Big Maggie. Dublin; Cork: Mercier Press,1978. 94p.

122. Kilroy Th. Talbot's box. Dublin: The Gallery press,1979. 63p.

123. Leonard H. Stephen D. L.; N.Y.: Evans brothers, 1964. -56p.

124. Leonard H. The Patrick Pearse Motel. L.: Samuel French, I971. - 70p.

125. Leonard H. A life. L.: Samuel French, 1980. - 64p.

126. Lover S. Handy Andy. N.Y.: Lupton, 1906. - 38Ip.

127. Magee H. Hatchet. Dublin: The gallery press, 1978.- 75p.

128. Mc Cabe E. King of the castle. Dublin: Gallery books, 1978. - 75p.

129. Mc Cabe E. Pull down a horseman. Dublin: Gallery books, 1978. - 70p.

130. Moore G. Hail and farewell. Ave. Leipzig: Tauchnitz, 1912. - 383p»

131. Moore G. Hail and farewell. Vale. Leipzig: Tauchnitz, 1914. - 342p.

132. Murphy Th. A crucial week in the life of a grocer's assistant. Dublin: Gallery books, 1978. - 83p.

133. O'Brien F. The best of Myles. N.Y.: Walker, 1968.- 3I2p.

134. O'Brien F. Stories and plays. L.: Hart Davis, 1973. -268p.141. 0'Casey S. The Silver tassie. N.Y.: Macmillan, 1928. -I40p.

135. O'Casey S. Windfalls. -N.Y.: Macmillan, 1934. 202p.143. 0'Casey S. The flying wasp. L.: Macmillan, 1937. -I73p.

136. O'Casey S. Collected plays: In 4 vol* I».: Macmillan, 1949 - 1951.

137. O'Casey S. The green Crow. N.Y.: Braziller, 1956. -303p.

138. O'Casey S, The Drums of father Ned. I».: Maomillan,1960. I09p.

139. O'Casey S. Behind the green curtains. L.: Maomillan,1961. I57p.

140. O'Casey S. The "bishop's bonfire. L.: Macmillan, 1961.-124p.

141. O'Casey S. Autobiographies: In 2 vol. I».: Maomillan, 1963.

142. O'Casey S. Under a coloured cap. I».: Macmillan, 1963.-276p.

143. O'Casey S. Blasts and benedictions. N.Y.: St. Martin's Press, 1967. - 314p.

144. O'Casey S. The sting and the twinkle. Conversations with Sean O'Casey. L.J Basingstoke: Macmillan, 1974. - I84p.

145. O'Casey S. The letters of Sean O'Casey. Vol.1. N.Y.: Macmillan, 1975. - 356p.

146. O'Connor P. Guests of the nation. Dublin: Poolbeg press, 1979. - I99p.

147. O'Faolain S. Vive moil An autobiograhy. I».: Hart Davis; 1965. - 288p.

148. O'Flaberty L. The Pedlar's revenge and other stories. -Dublin: Wolfhound press, 1976. 222p.157. 0'Grady S. Early bardic literature. N.Y.: Lemma publishers, 1970. - 88p.

149. Pltmket J. Strumpet city. L.: Hutchinson, 1969. -577p.

150. Plunket J. The risen people. Dublin: Project plays, 1978. - 56p.

151. Robinson L. The white headed boy. N.Y.; L.: The Knioker-bocker press, I921. - I69p.

152. Robinson L. The far-off hills. N.Y.: Macmillan, 1932.-85p.

153. Shaw B. The quintessence of ibsenism. L.: Constable, 1913. - 2I0p.

154. Shaw B. Major critical essays. L.: Constable, 1932. -33Ip.

155. Shaw B. The Prefaces. L.: Constable, 1934. - 802p.

156. Shaw B. A fearful champion of the truth. M.: Progress3 1977. - 420p*

157. Stephens J. The crock of gold. N.Y.: Macmillan, 1926. - 227p.

158. Stephens J, A selection. L.: Macmillan, 1962. - 467p.

159. Synge J.M. Plays. L.: George Allen a. Unwin, 1958. -350p.

160. Synge J.M. The complete plays. N.Y.: Vintage books, I960. - 268p.

161. Wilde 0. The works of Osear wilde. L.: Spring books, 1963. - 957p.

162. Yeats W.B. Mythologies. I.s Macmillan, 1959. - 368p.

163. Yeats w.B. Collected prose. -1.: Macmlllan,I96I. 47Ip.

164. Yeats W.B. Essays and introductions. N.Y.: Maomlllan, I961. - 530p.

165. Yeats W.B. Explorations. L.: Macmillan, 1962. - 452p.

166. Yeats W.B, Selected prose. -L.: Macmillan, 1964. 286p.

167. Yeats W.B. The autobiography of William Butler Yeats. -N.Y.: Collier books, 1965. 230p.

168. Yeats W.B. The collected plays of W.B. Yeats. L.: Macmillan, 1970. - 446p.

169. Yeats W.B. Uncollected prose: In 2 vol. L.: Macmillan, 1970.

170. Yeats W.B. Yeats and the theatre. Toronto: Macmillan of Canada, 1975. - 288p.

171. Yeats W.B. The collected poems of W.B. Yeats. N.Y.: Macmillan, 1976. - 480p.

172. Yeats W.B. Interviews and recollections: In 2 vol. -L.; Basingstoke: Macmillan, 1977.

173. Yeats W.B. Autobiograhies. L.; Basingstoke: Macmillan, 1980. - 59Ip.1.. Критические работы• Общие работы по истории литературы и театра

174. Аникст A.A. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. -М.: Наука, 1967. 455с.

175. Аникст A.A. Теория драмы на западе в первой половине

176. XIX века. М.: Наука, i960. - 342с.

177. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. - 181с.

178. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Ы.: Худож. лит., 1975. - 500с.

179. Бачелис Т.И. Театр за рубежом. М.: Знание, 1961. - 38с.

180. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М.: Наука, IS63, с. 41-77.

181. Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. - 367с.

182. Берковский Н.Я. Литература и театр. М.: Искусство, 1969. - 639с.

183. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973, с. 17-167.

184. Выготский A.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576с.

185. Гвоздев A.A. Западноевропейский театр на рубеже XIX и

186. XX столетий. Очерки. Л.; М.: Искусство, 1939. - 376с.

187. Дживилегов А.К. Итальянская народная комедия. М.: Изд. Академии Наук СССР* 1954. - 295с.1£б. Западное искусство. XX век. М.: Наука, 1978. - 365с. 196. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. - М.: Наука, 1979. - 391с.

188. Ивашева B.B. Английская литература. XX век. М.: Просвещение, 1967, с. 78-156, 391-469.

189. Искусство и общество. М.: Наука, 1978. - 224с.

190. История английской литературы: В 3-х т. (кн. 1-5). М.; Л.: Изд. АН СССР, 1943-196 9.

191. История западноевропейского театра: т. 6. М.: Искусство, 1974. - 655с.

192. История зарубежного театра: В 3-х т. М.: Просвещение, 1975-1977.

193. История зарубежной литературы конца XIX начала XX века (I87I-I9I7). - М.: Изд. МГУ, 1968. - 566с.

194. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 406с.

195. Образцова А.Г. Драматургический метод Бернарда Шоу,- М.: Наука, 1965, 313с.

196. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. М. : Наука, 1974. - 390с.

197. Пинский Л.Е. Реализм эпохи возрождения. М.: Гослитиздат, 1963. - 367с.

198. Пинский Л.Е. Шекспир. М.: Худож. лит., 1971. - 606с.

199. Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития. М.: Наука, 1971. - 358с.

200. Современное западное искусство. К критике буржуазной художественной культуры XX века. М.: Наука, 1972.- 238с.

201. Современный зарубежный театр. Очерки. М.: Наука, 1969. -367с.

202. Тайнен К. На сцене и в кино. М.: Прогресс, 1969.- 286с.

203. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977, с. 196-227, 270-282.213,214,215,216,217,218,219,220221222223224225226

204. Cohn R. Currents in contemporary drama. Bloomington; L,; Indiana university press, 1969. - 276p. Essays in the modern drama. - Boston: Heath, 1964. -374p.

205. Experimental drama: William A. Armstrong, M, Esslin, Laurence Kitchin a.o. L.: Bell, 1963. - 223p. Gascoigne B. Twentieth century drama. - L.: Hutchinson, I9&2. - 2I6p.

206. Northam J. Ibsen's dramatic method. L.: Faber a. Faber, 1953, p. 9-15.

207. Reynolds E. Modern English drama» A survey of the theatre from 1900. L.: Harrap, 1949. - 240p.

208. Smith G. Gregory. Elizabethan Critical essays. Vol.1. -N.Y.: Oxford University press, 1937. 43Ip.

209. Tynan K. Curtains. Selections from the drama criticism. -N.Y.: Athenaeum, 1961. 495p.

210. Williams B. Drama from Ibsen to Brecht. L.: Chatto a. Windus, 1968. - 352p.

211. Работы по истории, культуре, литературе и театру Ирландии

212. Гвоздев А. Ирландский театр. Искусство и жизнь. 1940, № б, с. Ю-13.

213. Гениева Е.Ю. Джойс и Ибсен. М.: Вестник Московского университета. Филология, 1971, № 3, с. 32-41.

214. Друзина М. Драмы Брендана Биэна. Театр, 1965, № 8, с. 149-154.

215. Еремина И.К. Ирландская драматургия конца XIX начала XX в.в. - М.: Ученые записки МОПИ им. Н.К. Крупской,т. 152, вып.9, 1964, с. 81-100.

216. Еремина И.К. Драматургия У.Б. Йейтса (Драма об Ирландии). Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. -М., 1970. 25с.

217. Еремина И.К. Пьесы о Кухулине У.Б. Йейтса. В кн.: Сборник трудов к проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX и XX в.в. - М., 1973, с. 254-266.

218. Еремина И.К. У.Б. Йейтс в критике. В кн.: К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX-XX в.в. (Вып.2). - М., 1975, с. 94-100.

219. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. М.: Высшая школа, 1967.1. Збс.

220. Камышев B.C. Дж.М.Синг в борьбе за новую ирландскую драму. В кн.: Проблемы зарубежной литературы XIX-XX в.в. - М., 1974, с. I02-118.

221. Камышев B.C. Творчество Дж.М.Синга драматурга. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. - М., 1975, - 22с.

222. Ковалев Ю. Изабелла Августа Грегори (Вступ. статьяк ;пьесе "На восходе луны"). В кн.: Ирландские театральные миниатюры. -М.: Искусство, 1961, с. 39-40.

223. Ковалев Ю. Уильям Батлер Йейтс (Вступ. статья к пьесе "Горшок похлебки"). В кн.: Ирландские театральны миниатюры. - М.: Искусство, 1961, с. 7-10.

224. Ковалев Ю. Драматургия Джона Синга. В кн.: Да.М.Синг. Драмы. - М.; Л.: Искусство, 1964, с. 5-33.

225. Колпаков А.Д. Ирландия остров мятежный. М.: Наука, 1965.188с.

226. Колпаков А.Д. Загадки истории. "Красная пасха" (К пятидесятилетию ирландского восстания). Вопросы истории, 1966, № 4, с. 213-214.

227. Колпаков А.Д. Ирландия на пути к революции 1900-1918 г.г. -М.: Изд. МГУ, 1976, 279с.

228. Конолли Дж. Рабочий класс в истории Ирландии. Отвоевание Ирландии. М.: Прогресс, 1969. - 302с.

229. Корнилова Е.В. Ирландский театр. В кн.: История западноевропейского театра, т. 6. -М.: Искусство, 1974, с. 127158.

230. Кривина Т.М. Национальная мифология в драматургии У.Б. Йейтса (Пьесы "Земля сердечных желаний" и "На мели Байли").-В кн.: Литература и мифология. Сб. науч. трудов Л., 1975, с. 79-99.

231. Ливергант А.Я. "Мы с вами одной культуры." Иностр.лит., 19В2, № 7, с. 192-197.

232. Ливергант А.Я. Ирландия, я иду к тебе (заметки о драматургии Брайена Фрила). Театр, 1982, № 8, с. 133-140.

233. Орлова М.Е. Ирландия в поисках путей независимого развития.- М.: Наука, 1973, 10%.

234. Полюдова Т.М. Драма Йейтса "На отмели Байл". В кн.: Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М., 1978, с. 54-70.

235. Полюдова Т.М. Драматургия У.Б. Йейтса конца XIX начала XX веков. - Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. -М., 1978, - 16с.

236. Полюдова Т.М. Концепция поэтической драмы у Уильяма Йейтса. В кн.: Литературная теория и художественное творчество. - М., 1979, с. 117-134.

237. Прозорова Н.И. Драматургия Джона Синга. Автореф. дисс.на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. М., 1977. - 15с.

238. Ряполова В.А. Две пьесы Брендана Биэна. В кн.: Современный зарубежный театр. - М.: Наука, 1969, с. 326-341.

239. Ряполова В.А. 0 пьесах Джона Синга. В кн.: Западное искусство. XX век. - М.: Наука, 1978, с. 230-250.

240. Саруханян А.П. Тема национально-освободительного движения в ирландской литературе 30-х годов. В кн.: Зарубежная литература. 30-е годы XX в. - М., 1969, с. 269-294.

241. Саруханян А.П. Современная ирландская литература. М.: Наука, 1973. - 317с.

242. Тишунина Н.В. Тема национально-освободительной борьбыв ирландском театре XX века: Учеб. пособие.- Л., 1977, -70с.- (Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии) .

243. Тишунина Н.В. У.Б. Йейтс и становление театральной культуры в Ирландии. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. Л., 1978, - 25с.- (Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии).

244. Фуксон А.И. Драматургия Дж. Синга и "новая" драма. В кн.: Литературные связи и проблемы взаимовлияния. - Горький, 1978, с. 68-80.

245. Хайченко Е.Г. Поэтический театр Уильяма Батлера Йейтса. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. М., 1977. - 16с.- (Гос. ин-т театр, искусства им. А.В. Луначарского).

246. Хорольский В.В. Символизм у У.Б. Йейтса. В кн.: Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М., 1981,с. 146-159.

247. Чуковский К. Синг и его "герой". В кн.: Синг Дк. М. Герой. - Спб.; М.: Гос. изд., 1923, с. 7-22.

248. Armstrong W.A. The Irish point of view. The plays of Sean O'Casey, Brendan Behan and Thomas Murphy. In: Experimental drama. - L.: Bell a. Sons, 1963. - p.79-102.

249. Beringause A.I*. The presentness of the past in Ireland, -In: Journal of the history of ideas. N.Y., 1955, v.16,• N 2, p. 240-246,

250. Boyd E. Ireland's literary renaissance. L.: Grant• Richards, 1916. 456p.

251. Brown M. The politics of Irish literature. L.: George Allen a. Unwin, 1972. - 43Ip.

252. Cawlfield M. Irish Mystique. EnglewoodCliffs, Prentice Hall, 1973. - 253p.272. ^k® Celtic Cross» Studies in Irish Culture and literatu-* re. N.Y.: Books for libraries press, 1970. - I54p.

253. Clarke A. The Celtic twilight and the nineties. -Dublin: The Dolmen press, 1969. I04p.

254. Cleeve B. Dictionary of Irish writers. Ser.I: Fiction, novelists, playwrights, poets, Short story writers in English. Cork, 1967. - I43p.

255. Cleeve B» Dictionary of Irish writers. Ser»II: Non-fiction. Cork, 1969. - IIIp.

256. Coogan T.P. The Irish. L.: Phaidon, 1975. - 232p.

257. Courtney M.T. Edward Martyn and the Irish theatre. -N.Y.: Vantage Press, 1952. I88p.

258. Duff Ch. Ireland and the Irish. L.: Macmillan, 1954. -288p„

259. Dunn D. Two decades of Irish writing. Springs (Penn.): Dufour, 1975. - 260p.

260. Edwards Ph. Threshold of a nation: A study in English and Irish drama. Cambridge: Cambridge University press, 1979. - 264p.

261. Edwards R.D. A new history of Ireland. Dublin; L.: Gill a. Macmillan, 1972. - 272p.

262. Eglinton J. Irish literary portraits. L.: Macmillan, 1935. - I58p.

263. Ellis-Fermor U. The Irish dramatic movement. L.: Methuen, 1964. - 240p.

264. Fallis R. The Irish renaissance. An introduction to Anglo-Irish literature. Dublin: Gill a. Macmillan, 1978. - 3I9p.285.286,287,288,289290291292293294295296297298

265. Fay G. The Abbey theatre. Cradle of genins. Dublin: the Dolmen Press, 1958. - I90p.

266. Fltz-Simon Ch. The Irish theatre. L.: Thames a. Hudson, 1983. - 208p.

267. Flannery J.W. W.B. Yeats and the idea of a theatre»

268. Toronto: Macraillan of Canada, 1976, 404p.

269. Fox R.M. Social criticism in the Irish theatre. Bombay:

270. Aryan Path, 19b7, v» 38, n. 4, p. I79-I8I.

271. The genres of the Irish literary revival. Dublin:

272. Wolfhound press, 1980. I93p.

273. Hogan R. Dion Boucicault. N»Y.: Twayne's series, 1969. - I46p.

274. Howarth H. The Irish writers. 1880-1940. Literature under Parnell's Star. - L.: Rockliff, 1958. - 3I8p. Hyde D. A literary history of Ireland. - L.: Benn, 1980. - 654p.

275. Irish theatre. Lectures delivered during the Abbey theatre festival held in Dublin in August 1938. L.: Maomil-lan, 1939» - 230p.

276. Kenny H.A» Literary Dublin. A history. N.Y.; Dublin: Gill a. Macmillan, 1974. - 336p.

277. Kratrse D. A short view of life and art of Dion Bonci-cault. In: The Dolmen Boncicault. - Dublin: The Dolmen Press, 1964, p. 9-45.

278. Literature and the changing Ireland. Gerrards Cross: Colyn Smythe, 1982. - 230p.

279. Mac Liammoir M. Theatre in Ireland. Dublin: The Dolmen press, 1950. - 47p.

280. Mac Liammoir M. All for Hecuba. Boston: Brand en press, I96I. - 262p.

281. Mac Liammoir M.; Boland E. W.B. Yeats and his world. -L.: Thames a. Hudson, 1971. I44p.

282. Malone A.E. The Irish drama. L.: Benjamin Bloom, 1965. - 35Ip.

283. Marcus Ph.L. Yeats and the beginning of Irish renaissance. L.: Cornell university press, 1970. - 298p.

284. Mercier V. The Irish comio tradition. Oxford: the Clarendon press, 1962. - 258p.

285. Mikhail E.H. A bibliography of Modern Irish drama. 1899-1970. Seattle: University of Washington press, 1972. - 5Ip.

286. Modem Irish drama. A documentary history. Dublin: The Dolmen press, 1976. - I22p.

287. Modern Irish literature. Essays in honour of W.Y. Tindall.-N.Y.: College press, 1972. 357p.

288. MonaGkaI1 Nova Hibernia. Irish poets and dramatists of today and yesterday. — N.Y.; Freeport. Books for library press, 1967. 274p.

289. O'Brien C.C. States of Ireland. L.: Hutchinson,1973. 336p.

290. O'Connor F. A short, histoiy of Irish literature. A "backward look. N.X.: Putman, 1967. - 264p.

291. O'Faolain S. The Irish. Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1947. - I29p.

292. O'Faolain S. Fifty years of Irish writing. Dublin Studies, 1962, v. 51, N 201, p. 93-105.

293. O'Haodha M. Theatre in Ireland. Oxford: Blackwell,1974. I60p.

294. O'Mahony M. Progress Guide to Anglo-Irish plays. -Duiblin: Progress house, I960. I8Ip.

295. Price A. Synge and Anglo-Irish drama. L.: Methuen, I961. - 236p.

296. Robinson L. Curtain Up. L.: Michael Ioseph, 1942. -224p.

297. Robinson L. Ireland's Abbey theatre. A History: 18991951» L.: Sigdwick a. Jackson, 1951. - 224p.

298. Ryan J. Remembering how we stood. N.Y.: Taplinger,1975. I68p.

299. Setterqudist J. Ibsen and the beginings of Anglo-Irish drama: In 2 vol. Upsala: Lundquist, I960.

300. Shaehy M» la Ireland dying? Culture and the churoh in modern Ireland. L.: Hollis a. Carter, 1968. -255p»

301. Skene R. The Cuchulain plays of W.B. Yeats. L.: Macmillan, 1974. - 278p.

302. Simpson A. Beckett and Behan and a theatre in Dublin. -L.: Routledge a. Paul, 1962. I93p.

303. Stalder H.G-. Anglo-Irish peasant drama. Bern: Long, 1978. - I6Ip.

304. Sy^ge J»M. Centenary papers. Dublin: the Dolmen Press, 1972. - 202p.

305. Sy^age J.M. Interviews and recollections. L.; Basingstoke: Macmillan, 1977. - I38p.

306. Taylor E.R. The modern Irish writers. Cross ourrents of criticism. Lawrence: University of Kansas Press, 1954. -I56p.

307. Theatre and nationalism in twentieth century Ireland. — Toronto: Buffalo: University of Toronto Press, 1971. -216p.

308. Thompson W.J. The imagination of an insurrection. Dublin, Easter 1916. N.Y.: Oxford University press, 1967. - 262p.

309. Ure Yeats and Anglo-Irish literature. Liverpool: English texts studies, 1974. - 292p.

310. Worth K. Irish drama of Europe from Yeats to Beckett.-L.: The Athlone press, 1978. 276p.

311. Работы по творчеству Шона О'Кейси

312. Бабенко В.Г. О художественном своеобразии ирландской комедии. Дж.М.Синг, Шон О'Кейси. В кн.: Вопросы зарубежной литературы и искусства. - Свердловск, 1974, с. 27-48.

313. Бабенко В.Г. Поздняя комедия Шона О'Кейси "Петух-денди". -В кн.: Проблемы жанра в зарубежной литературе, в.1. Свердловск, 1976, с. 30-44.

314. Балашов П.С. О'Кейси. В кн.: История английской литературы, т.З. - М.: Изд. Академии наук СССР, 1968, с. 627-647.

315. Балашов П.С. Е^цинство лирического и эпического. О художественном новаторстве Шона О'Кейси. Иностр. лит., 1961, № 3, с. 214-221.

316. Друзина М. Одноактные пьесы Шона О'Кейси. Нева, 1962, № I, с. 162-164.

317. Друзина М.В. О сценичности драматургии Шона О'Кейси. -Театр, 1962, № II, с. 180-184.

318. Друзина М.В. Шон О'Кейси драматург. - М.: Знание, 1963. - 42с.

319. Друзина М.В. Драматургия Шона О'Кейси. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. искусствоведения. Л., 1965, - 20с.

320. Елистратова А. Шон О'Кейси о литературе и искусстве. -Bon. лит., 1957, № 8, с. 238-241.

321. Злобин Г. Приветы и порицания Шона О'Кейси. В кн.: Шон О'Кейси За театральным занавесом. Сборник статей. M., 1971, с. 3-15.

322. Ивашева В.В. Шон О'Кейси в 20-е годы. В кн.: Ивашева В.В. Английская литература. XX век. - М.: Просвещение,1967, с. 93-104.

323. Коренева M. Обзор новых работ о Шоне О'Кейси. В сб.: Современная художественная литература за рубежом. - М.:

324. Прогресс, 1978, № 3, с. 133-138.

325. Корнилова Е. Драматургия Шона О'Кейси. В кн.: Современная зарубежная драма. - М.: Изд. Академии Наук, 1962, с. 63-131.

326. Левидова И.М., Парчевская Б.М. Шон О'Кейси: Библиографический указатель. М.: Книга, 1964, т 99г.

327. Ливергант А.Я. Письма и интервью Шона О'Кейси. Bon. лит., 1979, № 4, с. 176-180.

328. Минц Н., Глухарева-Глумова Э. Шон О'Кейси. В кн.: О'Кейси Ш. Пьесы. - М.: Искусство, 1961, с. 3-27.

329. Портянская H.A. Бернард Шоу и Шон О'Кейси (Эстетические взгляды). В кн.: Некоторые вопросы исторического мате-реиализма и эстетики. - Иркутск, 1969, с. 71-106.

330. Садовничий Э. Об основных принципах художественного метода Шона О'Кейси. В кн.: Межвузовская научная конференция по проблемам теории и истории белорусской и русской литератур. Материалы. - Минск, 1967, с. 62-65.

331. Садовничий Э.В. Некоторые особенности драматургии Шона О'Кейси 50-х годов. В кн.: Литература и время. - Минск, 1970, с. 153-164.

332. Саруханян А.П. Творчество Шона О'Кейси. М.: Наука, 1965. - 220с.

333. Саруханян А.П. Горький и О'Кейси. В кн.: Горький и современность. -iL* Наука, 1970, с. 374-387.

334. Селезнева Л.Д. "Костер епископа" Шона О'Кейси. К вопросуо природе жанра. В кн.: Проблемы жанра в зарубежной литературе, в.1. - Свердловск, 1976, с. 120-139.

335. Селезнева Л.Д. Поздняя драматургия Шона О'Кейси. Проблема жанра. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. М., 1979. - 24с.

336. Armstrong W. Sean 0'Casey. L»: Longmans, 1967. - 39р.

337. Ayllng R. Continuity and innovation in Sean O'Casey's drama. In: Salzburg Studies in English literature'» Poetic drama and poetic theory 23, ch.IV. - Salzbutrg: University press, 1976. - I87p.

338. Ayllng Е», Rurkan М» Sean O'Casey: a bibliography. -L.; Basingstoke: Macmlllan, 1978. 4IIp.

339. Benstock B. Paycocks and others. Sean O'Casey's world. -Dublin; N.Y.: Gill a. Macmlllan, 1976* 3I8p.

340. Cowasjee S. Sean O'Casey: the man behind his plays. -L»; Edinburgh: Oliver a. Boyd, 1963. 265p.

341. Davis Brittaln A. Federico Garcia Lorka and Sean O'Casey. Salzburg: Salzburg University press, 1978. -I47p.

342. Fallon. G. Sean O'Casey: the man I knew. Boston; Toronto: Little Brown a. Co., 1965. - 2I3p.

343. Goldstone H, In search of community. The achievement of Sean O'Casey. Cork; Dublin: The Mercier Press, 1972. -225p.

344. Greaves C.D. Sean O'Casey: politicks and art. L.: Lawrence a. Wishart, 1979. - 206p.

345. Hogan E. The experiments of Sean O'Casey. N.Y.: St. Martin's Press, I960. - 2I5p.

346. Hunt H* Sean O'Casey. Dublin: Gill a. Macmillan, 1980. - I53p.

347. Kozlov J. The Green and the red. Sean O'Casey: the man and his plays. N.Y.: Golden Griffin books, 1950. - II9p.

348. Krause D. Sean O'Casey: the man and his work» I.: Macgibbon a* Kee, I960. - 340p.

349. Krause D. A Self-portait of the artist as a man. Sean O'Casey*s letters. Dublin: the Dolmen Press, 1968. - 37p.

350. Krause D, Sean 0*Casey and his world. L.: Thames a. Hudson, 1976. - I28p.

351. Malone M. The plays of Sean O'Casey. L„; Amsterdam: Feffer a. Simons, 1969. - I69p.

352. Mitchell J. The essential O'Casey. B.: Seven seas books, 1980. - 346p.

353. O'Casey E. Sean. L.: Gill a. Maomillan, 1971. - 3I8p.

354. O'Casey E. Eileen. Basingstoke; L.: Macmillan, 1976. -224p.

355. Rollins E.G. Sean 0,Casey's drama: versimilitude and vision. Montgomery: The University of Alabama press, 1979. - I39p.

356. Scrimgeour J.R. Sean O'Casey. Boston: Twayne publishers, 1978. - I86p.

357. Sean O'Casey: Modern judgements» Glasgow; L.: Macmillan, 1969. - 274p.

358. Sean O'Casey: A collection of critical essays. N.Y.: Spectrum books, 1975. - I74p.

359. Sean O'Casey: Centenary essays. Gerrards Cross: Colyn Smythe, 1980. - I65p.

360. Smith. B. O'Casey's satiric vision. Kent: The Kent State University press, 1978. - I99p.

361. The world of Sean 0'Casey. L.: Macmillan, 1966. - 252p.