автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Духовная культура немцев Поволжья

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Вашкау, Нина Эмильевна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Духовная культура немцев Поволжья'

Текст диссертации на тему "Духовная культура немцев Поволжья"

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ: проблемы школы и образования. 1764-1941 гг.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук

на правах рукописи

Вашкау Нина Эмильевна

5 Президиум ВАК.России

¿¿Л\ Научный консультант:

эд ? доктор исторических наук,

" | профессор Голуб Ю.Г.

Саратов 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3-50

ГЛАВА I ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НЕМЕЦКИХ 51-109 КОЛОНИЯХ ПОВОЛЖЬЯ 1764-1871 гг.

1.1. Переселение немцев на Волгу и становление 51-80 школ.

1.2. Попытки реформирования церковной школы. 81 -109 Развитие альтернативного образования.

ГЛАВА II РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 110-266 НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ В 1871-1917 гг.

2.1. Система земского и частного образования. 110-146

2.2. Традиционная церковно-приходская школа. 147-173

2.3. Введение преподавания на русском языке в 174-220 школах поволжских колоний.

2.4. Подготовка учителей для немецких школ 221-266 Поволжья.

ГЛАВА III СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО 267-366 ОБРАЗОВАНИЯ НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ В 1917-1941 гг.

3.1. Немецкая школа в период революции и 267-300 постреволюционных потрясений 1917-1928 гг.

3.2. Антирелигиозное воспитание в школе и 301 -319 церковь. 1917-1938 гг.

3.3. Немецкая школа в период культурной 320-337 революции.

3.4. Подготовка учительских кадров в республике. 338-366 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 367-374 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 375-403

ВВЕДЕНИЕ

Процесс переосмысления прошлого России в исторической науке, начавшийся в конце 80-х годов, позволяет по-новому поставить вопросы, которые долгое время находились под воздействием политической конъюнктуры. Полиэтничность Российского государства, являясь константой его истории, предполагает изучение любого исторического процесса с учетом взаимоотношений частей и целого. В го же время культура каждого народа представляет собой самостоятельный пласт его жизни, который ложится в основание устойчивости народа, его менталитета.

Исследование вопросов культуры любого народа является крайне

сложным и о сложности такого рода исследований говорит тот факт, что

\

в культурологической литературе насчитывается до шестисот определений этого понятия. Поскольку содержание данного термина является предметом специального исследования, постольку мы остановимся на определении культуры, получающем в настоящее время все большее признание Культура рассматривается как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности1. Действительно, не данный от природы, но благоприобретенный способ человеческой деятельности равен по объему результатам этой деятельности. Сравнивая между собой способы деятельности в разные исторические эпохи, в разных сферах, мы используем рациональный момент, содержащийся в оценочном подходе к культуре.

Важнейшей сферой человеческой культуры является культура духовная. В свою очередь, основой духовной культуры любого общества является образование. Недаром в немецкой философии прошлого века смысл слова "культура" был максимально приближен к другому слову "образование" (Bildung). В XIX веке, как отмечал Х.-Г.Гадамер, образование было теснейшим образом связано с понятием культуры и обозна-

1 См. напр.Крапивенский С.Э. Общий курс философии. Волгоград, 1998. С.452.

чает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей"1. Наиболее общепринятым на сегодняшний день является деление культуры на духовную и материальную, что на наш взгляд представляется не отвечающим действительному смыслу содержания этого понятия. Ибо в основе этого деления лежит описательный (эмпирический) подход, в то время как духовное и материальное в культуре взаимопроникает друг в друга.

Действительно, образование является важнейшим инструментом, который помогает сохранять свою культуру и переда ть ее последующим поколениям, так как народ или нация в основе своей традиционны, -июлю ци они ы по способу развития, самооградительны по своим целям и методам. Члены социально-культурной общности поддерживают друг друга, стремятся быть конкурентноспоеобными относительно "других". Роли образования в национальной культуре в редакции журнала "Вопросы философии" был посвящен специальный "круглый стол", где было подчеркнуто, что "школа - один из главных институтов национальной культуры, основной способ приобщения к ней. Национальная культура усваивается каждым посредством специальной подготовки, называемой образованием. Просвещать - значит с помощью образования, школы вырабатывать у людей культурное самосознание, всегда облеченное в конкретную национальную форму"2.

К сожалению, исследования по истории отдельных народов России до последнего времени ограничивались рамками экономических и политических отношений, а вопросы культуры в России рассматривались как второстепенные, не говоря о культурных взаимоотношениях и взаимовлиянии между титульной нацией и национальным меньшинством, Куль-

1 См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1998. С.51.

2 Межу ев В.М. Культура, культурология и образование (материалы "круглого стола" //"Вопросы философии. 1997. № 2. С.9-10.

тура не предстает в этих исследованиях ни как система, ни как одна из детерминант общественного развития.

С этой точки зрения актуальной является проблема изучения всех сфер духовной культуры российских немцев, расширения рамок представлений о них как части этноса, силой судьбы вырванного из привычной социально-культурной системы и помещенного в инонациональное, инорелигиозное и инокультурное пространство.

С течением времени связь с окружающим населением становилась все более тесной и взаимообогащающей, Причем, российских немцев нельзя рассматривать как единое целое, как неделимую национальную общность, так как каждая из конкретных территориальных групп имела свою предысторию в Германии, свои особенности жизни и экономики, а также особенности в отношении языка и обычаев1. Я.Дитц имел все основания написать перед Первой мировой войной, что немецкий колонист Поволжья не являет собой тип германской нации, это совершенно новый народ2.

Анализу взаимоотношений между народами России и Германии посвящен известный Вуппертальский проект, автор которого, известный ученый - гуманист Л.З.Копелев, выразил его лейтмотив так: "Задача наша скромна - мы хотим узнать и объективно донести узнанное; мы хотим разъяснять, чтобы просвещать. Цель наша проста: разбудить понимание человека человеком, народа народом"3.

В данной диссертации речь идет об исследовании конкретного положения в сфере культуры немцев Поволжья и их взаимоотношений с окружающим русским населением. Эти вопросы тем более важны, что многие десятилетия проблема изучения истории российских немцев находилась под запретом. Только с конца 80-х годов XX в. начинает ся повое

1 См.: Малиновский Л.В. История немцев в России. Барнаул. 1996, С. 12.

2 См.: Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. ML 199 /. С.377.

3 Russen und Rußland aus deutscher Sicht. 9-17. Jahrhundert Bd. 1. Wilhelm Fink Verlag. München. 1987. S.34.

осмысление истории России и народов, ее населяющих. Повышенный интерес к истории российских немцев связан во-первых, с неизучен ностыо темы, во-вторых, с ростом источниковой базы, в-третьих, с обострением национального вопроса в стране, ибо распад СССР наглядно показал, что страна накапливала внутреннее недовольство, которое вылилось в движения за независимость и национальную самостоятельность. Среди немецкого населения начались процессы консолидации под лозунгом национального возрождения и восстановления автономии. В то же время история и судьба немецкого народа в России оставались практически неизвестными не только народам, живущим рядом с ними, но и молодому поколению немцев.

Актуальность исследования заключается в том, ч то анализ процесса развития и сохранения духовной культуры немцев Поволжья и как неотъемлемой части - развития образования - поможет не только лучше понять историческое прошлое России, но и определить параметры ее нынешнего политического и культурного партнерства с Германией. Изучение истории немецкой национальной школы как фундамента сохранения языка, религии и духовной общности немцев в России помогает пониманию сложного и противоречивого процесса взаимодействия культур народов, населяющих Поволжье.

Степень разработанности проблемы.

В целом проблемы духовной жизни немцев Поволжья, в том числе и национальной немецкой школы, нашли отражение в отечественной и зарубежной литературе, преимущественно немецкоязычной. Представляется, на наш взгляд, в изучении проблемы национальной немецкой школы в Поволжье исторически и методологически оправданно выделить три этапа. Хронологические рамки первого охватывают 70 с годя»! XIX века до 1918 г. Это время накопления источниковой базы, появление первых, порой дискуссионных работ.

Второй период (с 19)8 г. до конца 80~х годов XX века) время era новления и господства официальной партийной историографии.

Точкой отсчета третьего периода (с 1988 г. по настоящее время) служат кардинальные изменения в стране, инициированные попыткой внутрисистемной реформации, известной как политика "перестройки и гласности". С этого момента исследование проблемы переходит на качественно новый уровень.

Литература первого периода носила локальный характер. Ее нс-точниковой базой служили в основном, официальные документы и личные наблюдения авторов-путешественников, государственных чиновников, а не профессиональных историков. Авторы собрали богатый мате/

риал об экономической деятельности колоний, сделали зарисовки внутренней жизни, быта без обобщений и выявления причинно-следственных связей, представили статистические сведения о церковных приходах, школах в целом по России и в отдельных местах компактного проживания немцев1.

Первые статьи непосредственно посвященные состоянию образования в немецких колониях опубликовал А.Клаус в журнале "Вестник Европы"2, включив их затем отдельной главой в книгу "Наши колонии"3. Это достаточно серьезное исследование стало отправной точкой для ис-

1 См.: Pallas P.S. Bemerkungen auf einer Reise in die südlichen Statthalterschafte des Russischen Reich in den 1793 und 1794. Leipzig, 1799; Busch G.H. Ergänzungen der Materialen zur Geschichte und Statistik des Kirchen und Schulwesens der Ev.-Luth. Gemeinden in Rußland. St.Petersburg-Leipzig, 1867; Dsirne J. Zur Geschichte der deutschen Kolonien an der Wolga. // Die deutschen Ansiedlung in Rußland. Ihre Geschichte und ihre volkswirtschaftliche Bedeutung für "die Vergangenheit und Zukunft. Studien über das russische Kolonisationswesen und über die Herbeiziehung fremder Kulturkräfte nach Rußland von F. Matthäi. Gera. 1866. S. 124-153; Dalton H. Beitrage zur Geschichte der evangelischen Kirche in Rußland, Gotha, 1887.

2 См.: Клаус А. Духовенство и школы в наших немецких колониях // Вестник Европы. 1869. №1,5.

3 См.: Клаус А. Наши колонии. Опыты и материалы но истории и статистике иностранной колонизации в России. Вып. 1. СПб., 1869; (Киши была переведена на немецкий язык, см.: Klaus А. Unsere Kolonien. Odessa, 1887).

торио! рафии. С Клаусом полемизировали, соглашаясь или опровергая его, авторы последующих публикаций в XIX веке. Глав;) "Духовенство и школы" была посвящена роли и месту духовенства в поволжских колониях в организации школьного образования, отношениям между общиной и пасторами. Клаус отметил, что немецкая церковная школа была перенесена из Германии и до определенного времени справлялась со своими функциями.

Нужно отдать должное автору, что он указывал на необходимость овладения русским языком как "единственным средс твом для виол не правомерного вступления их (немцев - НЛЗ.) в иолити к о -со щ 1 а л ы I ы (' г строй русского общества"1, отнюдь не связывая это с русификацией. Но как государственный чиновник, он не мог прямо обвинить правительство в забвении интересов колонистов, которые с 60-х годов XIX века стремились изменить чисто конфессиональный характер школы, сообразуясь с новыми экономическими реалиями, а потому мы встречаем осторожный упрек правительству в нескольких местах книги, что оно "по - видимому, удовлетворилось тем значением, какое духовенству угодно было придать школе" без указания, почему оно (правительство) пошло на поводу у священников, если по мнению Клауса они преследовали ортодоксально-конфессиональные цели2.

К достоинствам работы Клауса относится не просто констатация положения в школах, но выделение причин и, главное, мероприятий, которые могли бы улучшить дело обучения кардинальным образом3. Это и отделение киетерства от обязанностей учи геля, и уменьшение числа учеников на одного учителя, и финансовая поддержка учителей. Но самое главное - это понимание необходимости создания учительской семинарии и распространение знаний государственного языка среди коло-

1 Клаус А. Духовенство и школы в наших немецких колониях // Вестник Европы. 1869. № 5. С.260.

2 Там же. С.239.

3 Там же. С.261-263.

нистов. Обращение Клауса к состоянию школы в немецких колониях, учитывая, что он не был профессиональным ученым, безусловно, делает ему честь. Но он во многом остался противоречивым, нспоследователе-пым, отдельные проблемы рассматривал выборочно. Так, он практически не коснулся роли Саратовской конторы иностранных поселенцев в организации школ.

С 1870 г. стала возрастать напряженность между Германией и Россией", что в определенной мере усилило издавна ведшиеся споры между славянофилами и западниками. Западники ориентировались на западноевропейскую традицию, в то время как славянофилы отстаивали тезис о собственном пути развития России, который не предусматривал усвоения опыта и культурных ценностей Запада, в том числе Германии. Более того, все громче звучали голоса о том, что власть внутри страны переродилась, она "принадлежит теперь не русскому царю, как думает народ, а "немцам", окруженным "немецкой бюрократией"1.

Неудивительно, что в среде русских публицистов, писателей появилось много публикаций с обоснованием тезиса о мирном завоевании немцами России. Ряд статей в "Вестнике Европы" опубликовал в 18891890 гг. A.A. Велицын /Палтов/, а затем выпустил книгу2, доя которой были характерны категоричность суждений и задан и ость темы. Уже само введение, названное "Немецкое завоевание на юге России", должно было насторожить читателя.

Уровень образования немцев автором оценивался как крайне низкий даже на конец XIX века, в то время как перепись 1897 г. дала иную

1 К .С. Аксаков - H.H. Гилярову-Платонову. 27 февраля 1863 г. Цит. по: К и гаев В. А. Славянофилы после отмены крепостного нрава. Волгоград, 1994. С.23.

2 См.: Велицин A.A. Немцы в России. Очерки исторического развития и настоящего положения немецких колоний на юге и востоке России. С! 16., 1893.

картину1. В очень резком тоне Велицыи писал об инструкциях, утвержденных во время правления Павла (, в которых было предписано всю официальную документацию между колониями и конторой вести на немецком языке. Не вдаваясь в причины, по которым они вводились, автор писал: "Здесь впервые немецкий язык получил официальную санкцию в сношениях и делах нашего внутреннего управления. В русском государстве нашлись новые подданые, которые затруднились понимать государственный язык их нового отечества, и наше правительство с полной готовностью предписывает своим органам упо треблять в сношениях с этими чужеземцами язык их родного фатерланда"2.

Школе в поволжских колониях из всей главы посвящена одна страница, констатирующая наличие двух типов школ. Причем, в характеристике учителей присутствовали ноты превосходства и неприкрытого национализма: "Эти шульмейстеры, родом местные колонисты, полуграмотные и очень тупые люди, органически ненавидят все русское, боясь, что с вторжением русских начал в колониальную жизнь, исчезнет сравнительно привилегированное и небезвыгодное положение в колониях"3. Более важным являлось его утверждение о том, что немцы свое влияние на русское население оказывали не прогрессивными способами ведения хозяйства а, напротив, затягивали их в свою веру через распространение штундизма4, хотя архивные материалы показывают, что распространение различных течений среди протестантов и вовлечение в них русского населения не носило таких масштабов, чтобы видеть в нем большую опасность для православия5.

1 См.: Kappeler А. Die deutsche Minderheil im Rahmen des russischen Viel völkerreiches // Zwischen Reform und Revolution. Die Deutschen an der Wolga. 1860-1917. Essen. 1994. S. 14-28.

2 Велицин A.A. Указ. соч. С.89.

3 Там же. С. 274.

4 См.: Там же. С.278.

* См.: Справка о развитии сектаторского движения в Камышинском уезде. 1879 г. См.: Государственный архив Саратовской области (далее -ГАСО). Ф.1. Ои.1. Д."2429. Л. 15-19.

Таким образом, тенденциозность и необъективность характерны для всей книги. Статьи, а затем и книга А. Велицына имели большой резонанс среди немецкой интеллигенции, вызвали полемику на страницах "Sankt-Petersburger Zeitung"1 и интерес к немецкой проблеме. П.В.Каменский написал работу, в которой критиковал Велицина за резкие необоснованные оценки, а Г. Пиеаревский охарактеризовал его книгу как "односторонее публицистическое произведение, не дающее ничего нового, с неверными ссылками на полное собрание зако