автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Духовная реабилитация военнослужащих российской армии: методология, методика и результаты социологического анализа
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Сметанников, Виктор Викторович
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА АНАЛИЗА 22-66 • ПРОБЛЕМАТИКИ ДУХОВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1. Характеристика общих подходов к изучению духовности 22-39 человека
1.2. Социологические интерпретации духовности личности 39
1.3. Обзор логотерапевтических теорий 51
ГЛАВА II. ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО 67-137 ИССЛЕДОВАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДУХОВНЫХ СИЛ УЧАСТНИКОВ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
2.1. Авторская концепция духовной реабилитации военнослужащих 69-91 и ее воплощение в программециологического исследования
2.2. Типичные духовные проблемылдат,ржантов и младших 91-118 офицеров российской армии, воюющих в Чечне
2.3. Опыт и направления деятельности по реабилитации духовных 118-137л военнослужащих
Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Сметанников, Виктор Викторович
Актуальность исследования.
Духовные проблемы человечества извечны. История всех общественных устройств может и должна пониматься как цепь духовных поисков людей, их подвигов и поражений на духовном поприще. Она свидетельствует, что духовные проблемы отдельных личностей социальны по своей сути, что от того или иного их решения (или нерешения) зависят судьбы государств, этносов, религий, культур, политических режимов, общественно-экономических систем, социальных групп и социальных институтов. История говорит и о том, что личность, не имеющая духовного стержня, не способна стать активно действующим социальным субъектом, что удел такой личности - быть объектом идеологических манипуляций власть предержащих. В этом смысле духовные проблемы всегда были и будут социально значимыми и актуальными.
В современных российских условиях духовная проблематика актуализировалась особым образом. Социальные революции 1905 и 1917 годов, а также передел собственности и власти в 90-х годах разрушили систему традиционных духовных ценностей россиян, породили массу нерешенных отдельными индивидами и социальными группами вопросов их духовности. Частая смена векторов общественного развития дезориентировала духовную жизнь общества, поставила ее в зависимость от манипулятивных действий властных структур, обеспокоенных не столько упорядочением и совершенствованием духовности граждан, сколько сохранением и упрочением своего господства. Каждый политический режим стремится изменить духовность россиян, придать духовной жизни общества такие свойства, которые позволят использовать ее как опору господства своего режима.
Известно, что разные социальные группы и их индивидуальные представители в разной мере поддаются идеологическим влияниям властных структур. В наибольшей мере подвержены им люди, волею судеб оказавшиеся членами авторитарных социальных институтов типа армии или милиции. Именно у них, как свидетельствуют социологические исследования, более всего нерешенных духовных проблем. Этот тезис не опровергается тем фактом, что многие представители авторитарных институтов не осознают наличия личностных духовных проблем, ибо отсутствие такого осознания - наиболее убедительное свидетельство их духовного неблагополучия.
Особую социальную значимость и актуальность духовная проблематика приобрела в современной российской армии. Ее военные неудачи в афганской войне и чеченской кампании, ликвидация боеспособных частей, бедственное положение и социальная незащищенность солдат и младших офицеров, снижение технической вооруженности, отсутствие ощутимых позитивных результатов военной реформы и другие факторы привели к разочарованию многих защитников Отечества в ценностях военной службы, усилили их безверие в высшие духовные ценности, породили у них комплекс неполноценности и иные синдромы, деструктивирующие их духовную жизнь. Данная проблема приобрела столь широкий и глубокий масштаб, что во весь рост встала потребность духовной реабилитации военнослужащих, восстановления и коррекции их духовных сил, лежащих в основе боеспособности армии в том числе и прежде всего.
Диссертант, будучи священнослужителем, уполномоченным Новосибирским и Бердским епархиальным управлением для работы в армии, принимал (и принимает до сих пор) практическое участие в духовной реабилитации солдат, сержантов и младших офицеров, участвовавших и участвующих в чеченской войне. На первых порах своей деятельности им были использованы только традиционные для православных военных священников методы религиозной реабилитации: духовно-спасительные собеседования (индивидуальные и групповые), публичные проповеди, таинства крещения, причастия, исповеди, епитимьи и молитвы. Но вскоре диссертант убедился в эффективности этих способов реабилитации духовных сил лишь для относительно небольшой категории военнослужащих, в их недостаточности для большинства, в необходимости использования наряду с ними светских форм воздействия на духовность военнослужащих, в потребности «вписывания» пастырских методов в более широкую систему духовной реабилитации, в придании этой системе четко продуманного и последовательно реализуемого системного характера.
Это обстоятельство подвигло диссертанта к изучению социологической науки, прежде всего социологии духовной жизни, методик диагностики духовных ценностей и коррекции поведения личности, наработанных социологией, психологией, педагогикой, конфликтологией, менеджментом, логотерапией и другими отраслями знания. По мере проникновения диссертанта в глубины методологии, теории и методики социологии духовной жизни полученный им опыт работы в качестве военного священника многократно переосмысливался, а первоначально смутные идеи о системно-комплексном характере духовной реабилитации военнослужащих обретали более конкретный вид и характер диссертационного исследования.
Состояние научной разработанности проблемы. Попытки диссертанта найти в социологической литературе готовый ответ на вопрос, что следует понимать под духовной реабилитацией вообще, военнослужащих в частности, к успеху не привели. Нет в ней ответов и на вопросы о системе духовно-реабилитационных мер и их технологических связях. Весьма запутанно представлена проблема соотношения категорий «социальная реабилитация», «духовная реабилитация», «психологическая реабилитация», «медицинская реабилитация», «правовая реабилитация» и т.п. Особенно много такой путаницы в исследованиях и публикациях современных военных социологов, посвященных духовной жизни военнослужащих.
Тем не менее в современной отечественной литературе по социологии духовной жизни диссертант нашел много ценного.
Во-первых, эмпирический материал, позволяющий судить о динамике определенных показателей духовной жизни военнослужащих современной российской армии, их смысложизненных ориентаций и ценностей (труды Бурда С.М., Бурлакова А.Г., Дерюгина Ю.И., Лопуха А.Д., Ксенофонтова В.Н., Куташева В.А., Петрикаса В.А., Печеня И., Сергеева В.П., Серебрянникова В.В.,
Смирнова А.И., Соловьева С.С., Фролова В.А., Янина Я.В. и других российских представителей военной социологии).
Во-вторых, рассуждения о тенденциях современной духовной жизни россиян и их социальных групп, подтвержденные солидными социологическими данными (труды Алексахиной H.A., Галкина A.A., Голенковой З.Т., Григорьева С.И., Деминой Л.Д., Здравомыслова А.Г., Карпухина О.И., Лапина Н.И., Мчедлова М.П., Наумова Н.Ф., Немировского В.Г., Осипова Г.В., Растова Ю.Е., Файзуллина Ф.С. и многих других).
В-третьих, принципиально важную для осмысления проблематики духовной реабилитации военнослужащих дискуссию о содержании понятия «духовность личности» и его соотношении с категориями «душевность личности», «социальные ценности», «духовные ценности», «идеология» и «мировоззрение» (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, К. Маркс, М. Вебер, В. Парето, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье и многие другие).
В-четвертых, новые теоретико-методологические оценки социальной реабилитации в контексте социальной терапии и социальной логотерапии, наталкивающие на инновационное осмысление содержания и форм духовной реабилитации (труды Григорьева С.И., Гусляковой Л.Г., Деминой Л.Д., Растова Ю.Е., Трофимовой P.A. и других алтайских социологов).
В-пятых, образцы проведения и описания эмпирических социологических исследований духовных ценностей и смысложизненных ориентаций социальных групп (Григорьев С.И., Немировский В.Г., Ядов В.А. и др.).
Разнообразные аспекты интересующей диссертанта проблематики отражены в:
1) религиозно-философских учениях о:
- духе (атмане, пневме, рухе, спиритусе) и душе (пране, психе, аниме, нефсе), побуждающих различать духовность и душевность, духовную и душевную (психическую) реабилитацию личности (Апостол Павел, Фома
Аквинский, Эразм Роттердамский, Сергий Радонежский, Феофан Затворник, игумен Евмений и т.д.);
- фейтх-вере и билиф-вере (Платон, Н. Кузанский, А. Кентерберийский, Тертуллиан, Ф. Аквинский, П. Абелляр, Б. Клервосский, Ф. Коплстон, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский, К. Ясперс и др.), позволяющих соотносить религиозную и светскую веры, усматривать их единство, принципиальное отличие и механизмы взаимодействия;
- логосе (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Филон Александрийский, Юстин-мученик, Максим Исповедник, Дионисий Ареопагит и другие), придающих логотерапевтическим концепциям дополнительный к известному смысл;
2) социально-философских учениях:
- интуитивизма (А. Бергсон, Н.О. Лосский, Э. Гуссерль, Н. Гартман, С.Л. Франкл);
- персонализма ( Я. Беме, Парацельс, Дж. Бруно, М. Монтень, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Б.П. Баун, Э. Брайтмен), в том числе русского (H.A. Бердяев, Л. Шестов) и французского (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Понти, Г. Марсель);
- соборности и всеединства (B.C. Хомяков, B.C. Киреевский, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франкл, С.Н. Трубецкой);
- К. Маркса и неомарксистов (Д. Лукач, К. Корш, Э. Фромм, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, В. Адорно, А. Лефевр, Л. Гольдман и др.);
- экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, П. Камю, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, М. Бубер и др.);
- логотерапевтических концепциях (В. Франкл, Р. Мэй, Дж. Ричлак, А. Джорджи, М. Ароне, Дж. Бэррелл, Э. Ричарде, Р. Ассаджиоли, К. Роджерс и
ДР-)
Богатую пищу для размышлений о проблематике духовной реабилитации военнослужащих дают идеи представителей алтайской социологической школы о жизненных силах человека и социальной логотерапии (С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, Ю.Е. Растов, Л.Г. Гуслякова, P.A. Трофимова и др.). Сопоставление этих идей с вышеозначенными привело диссертанта к избранию концепции алтайских социологов в качестве непосредственной методологической основы своего исследования.
Кроме работ вышеназванных авторов диссертант изучил результаты современных исследований по медицинской реабилитации (А. Апраксин, Б.В. Шостакович, Б.Н. Чумаков), юридическо-правовой реабилитации (Ю.И. Скуратов, В.М. Лебедев, М.В. Баглай), психологической и социально-психологической реабилитации, а также психокоррекции (Е.О. Червяковский, Л.Д. Демина, В.Г. Мельников, игумен Евмений). Он изучил доступную ему литературу, освещающую иные аспекты социальной реабилитации людей - педагогический, социально-педагогический, культурологический, библиотерапевтический и т.д. (Ю.Е. Растов, P.A. Трофимова, Л.Д. Демина, С.И. Григорьев, В.Н. Филиппов и другие).
Вся изученная диссертантом литература свидетельствует о:
- наличии многообразных подходов к осмыслению феномена духовной реабилитации, их противоречивости, а порой - взаимоисключаемости;
- принципиальной совместимости православного понимания духовной реабилитации с рядом новых социологических вариантов ее осмысления;
- отсутствии научной ясности по вопросам места и роли духовной реабилитации в системе социальной реабилитации, соотношения первой с иными ипостасями второй - медицинской, психологической, правовой, культурологической и т.п. реабилитацией;
- слабой научно-теоретической осмысленности реально имевшегося и имеющегося в российской армии опыта восстановления духовных сил военнослужащих в ситуациях военных поражений и побед.
С учетом этих обстоятельств определены основные атрибуты данного диссертационного исследования.
Объектом исследования стали реабилитационные процессы солдат, сержантов и младших офицеров подразделений российской армии, принимавших и принимающих участие в чеченских военных кампаниях 1994-2000 гг. и получивших духовные и психические травмы.
Предмет исследования - актуальные задачи духовной реабилитации военнослужащих.
Цель исследования - определение социально целесообразных способов оптимизации духовно-реабилитационной деятельности в современной российской армии.
Достижение постановленной цели требует решения комплекса методологических, методических и практических задач, в т.ч. и прежде всего:
1) анализа научных подходов к изучению духовности людей и определения тех из них, которые положены в основу диссертационного исследования;
2) разработки авторской концепции духовной реабилитации военнослужащих и ее воплощения в программе диссертационного исследования в виде соответствующих (теоретической и эмпирической) моделей;
3) выявления типичных, актуальных и наиболее значимых в социальном отношении духовных проблем военнослужащих;
4) обнаружения динамики и ведущих тенденций проявления этих проблем в условиях непосредственных военных действий;
5) установления основных причин, затрудняющих решение военнослужащими своих духовных проблем, а потому требующих духовно-реабилитационный работы;
6) дифференциации военнослужащих на группы в зависимости от содержания их духовных проблем и способности к их самостоятельному решению;
7) обобщения опыта духовно-реабилитационной деятельности с вышеозначенными группами военнослужащих;
8) определения степени пригодности существующих логотерапевтических теорий и техник для духовной реабилитации военнослужащих;
9) уточнения механизмов духовной реабилитации личности и адекватных им технологий духовной реабилитации военнослужащих;
10) выяснения основных направлений оптимизации деятельности по духовной реабилитации воинов, формулирования соответствующих рекомендаций.
Решение вышеозначенных задач осуществлялось путем проверки следующих гипотез, первая из которых выступает гипотезой - основанием:
1. Духовность личности - автономная от психики и соматики структура, ввзаимодействующая с ними и играющая в их системе главенствующую роль. Духовные проблемы личности тесно сопряжены с ее душевными (психическими) проблемами, но не тождественны им, решение последних возможно на основе преодоления первых, а не наоборот. В силу этого духовная реабилитация есть не составная часть психологической реабилитации, а самостоятельный вид деятельности по восстановлению и коррекции духовных сил личности, определяющий успешность восстановления ее психических, интеллектуальных и физических сил.
2. О духовности личности можно и должно судить по ее смысложизненным ценностям, в том числе и прежде всего по показателям, характеризующим ее:
- совесть;
- веру (как религиозную, так и светскую);
- идеологические установки;
- мировоззрения (отсутствия в нем антагонистических позиций).
3. Специфика феномена духовности личности предполагает возможность использования при ее изучении многих социологических методов при предпочтении качественных методов перед количественными и при применении в числе последних методики исповеди.
4. В современной российской армии действует тенденция увеличения численности и удельного веса военнослужащих, затрудняющихся в самостоятельном решении своих духовных проблем, а потому нуждающихся в духовной помощи и реабилитации их духовных сил. и
5. К числу типичных, актуальных и наиболее социально значимых духовных проблем большинства военнослужащих относятся:
- утрата смысла дальнейшей службы в российской армии, а порой - всей дальнейшей жизни;
- безверие (как в религиозном, так и светском смысле), разрушающее нравственность личности и моральное состояние армии;
- потеря позитивных для личности, армии и общества духовных ценностей, прежде всего патриотизма, воинской доблести и армейского братства;
- формирование из их духовности в качестве смысложизненных ориентаций стремления к мести за убитых товарищей и пережитое унижение собственного воинского достоинства, низменных желаний разрушать и убивать себе подобных;
- ослабление должного воинского духа, проявляющееся в разнообразных формах панических, пораженческих, дезертирских, мародерских настроений и в соответствующих им практических поступках;
- неспособность совершенствовать свою душу, управлять собой и своими отношениями с другими людьми, самостоятельно решать свои духовные и психические проблемы.
6. Преодоление военнослужащими своих духовных проблем ныне затруднено системой объективных' и субъективных причин, в которой особо важную роль играют:
- отсутствие национально-государственной идеологии России;
- недостатки духовного воспитания молодежи как в гражданской, так и армейской жизни, наличие в воспитательной работе с военнослужащими элементов бездуховности и антидуховности;
- резкое снижение в 90-х годах заботы государства о своей армии и повышении ее воинского духа;
- военные неудачи России в последние десятилетия;
- отчужденность многих военнослужащих от религии; отсутствие государственной системы духовной реабилитации военнослужащих, непосредственно воюющих и воевавших в «горячих точках».
7. Практическая деятельность по восстановлению духовных сил солдат, сержантов и младших офицеров должна осуществляться с учетом их дифференцированности по показателям состояния и динамики их:
- совести;
- фейтх-веры;
- белиф-веры;
- идеологических (идейно-политических) ценностей;
- общих мировоззренческих позиций.
8. В духовной помощи нуждаются все военнослужащие, прошедшие пекло «горячих точек». Но наибольшего внимания духовных реабилитаторов заслуживает группа солдат, сержантов и младших офицеров, характеризующаяся комплексом показателем:
- «спящей совести»;
- отвержения фейтх-веры с позиций вульгарного атеизма;
- ослабленной билиф-веры;
- противоречивостью идеологических установок;
- дистарменией мировоззрения, наличия в нем взаимоисключающих идей.
9. Военнослужащие, приобщенные к Православию, справляются со своими духовными и психическими проблемами гораздо успешнее, чем прочие, их поведение более позитивно и конструктивно с позиций как военного социума, так и всего общества.
Ю.Практика духовной реабилитации военнослужащих российской армии пока очень скромна, причем религиозные методы духовной помощи, восстановления и коррекции духовных сил ныне более эффективны, чем светские, в т.ч. логотерапевтические.
11.В число наиболее актуальных задач развития духовной реабилитации военнослужащих входит:
- создание государственной системы духовно-реабилитационной работы с военнослужащими;
- использование богатого опыта этой деятельности в российской армии, накопленного в дореволюционное (досоветское) время;
- совмещение методик православных и светских форм этой деятельности.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили:
1. Концепция жизненных сил человека, сформулированная алтайской социологической школой, позволившая осмыслить духовные силы как важнейший компонент системы человека, понимаемого в качестве космобиопсихосоциокультурного существа.
2. Универсумная парадигма В.Г. Немировского, ориентирующая на изучение духовных сил и возможностей человека в единстве его космических, природных, социальных, экономических, экологических, социокультурных связей с другими людьми, признающая резонность ряда теологических заключений о сути и проявлениях духовности, бездуховности и антидуховности людей.
3. Непротиворечащие друг другу по существу идеи о духовном мире личности, вызревшие в недрах разнообразных религиозно-философских учений, теорий интуитивизма, персонализма, соборности и всеединства людей, экзистенциализма, феноменологии, этнометодологии, а также марксизма и неомарксизма.
4. Обобщенные выводы отечественной социологии об особенностях духовности россиян, ее динамике и тенденциях, причинах и факторах негативных и позитивных сдвигов в духовном мире военнослужащих.
5. Комплекс инновационных для социологии положений о социальной реабилитации, ее формах и методах социальной терапии и социальной логотерапии, высказанных алтайскими социологами в ходе развития концепции жизненных сил человека и его социальной субъектности.
Методы исследования:
1. Глубинные интервью и исповеди военнослужащих, материалы которых используются в деперсонолизированном виде.
2. Личные наблюдения диссертанта за поведением военнослужащих в ситуациях: а) подготовки к бою; б) боя; в) после боя; г) отправления религиозных обрядов по православному чину.
3. Групповые дискуссии военнослужащих по техникам: а) БОУ; б) анализа случая; в) фокус-групп и г) «проблемное колесо».
4. Экспертный опрос старших офицеров с целью выяснения их оценок поведения и боеспособности своих подчиненных.
5. Анализ документации по организации воспитания личного состава воинских частей СибВО, участвовавших в боевых действиях в Чечне.
6. Вторичный анализ данных социологических исследований духовных ценностей военнослужащих.
7. Анкетирование солдат, сержантов и младших офицеров с целью уточнения выводов вторичного анализа социологической информации.
8. Социальное моделирование феномена духовной реабилитации, а также механизмов реализации духовно-реабилитационной деятельности.
9. Теоретические обобщения на базе логического, системного, структурного, функционального, диалектического и субстратно-событийного анализа.
Эмпирическую базу исследования составили:
1. Опубликованные материалы социологических исследований духовной жизни военнослужащих российской армии.
2. Статистические данные МО РФ, опубликованные в открытой печати.
3. Данные социологических исследований духовных ценностей военнослужащих, проведенных в 90-х годах по Всеармейской выборке Центром социологических и правовых исследований ВС РФ, ГУВР ВС РФ, а также Управлением статистики Новосибирской области и Управлением воспитательной работы СибВО.
4. Результаты собственных исследований диссертанта в различных воинских коллективах СибВО в период первой (1994-1996 гг) и второй
1999 - по настоящее время) Чеченской военной кампании, а также в интервале между ними (1996-1999 гг).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Дано определение духовной реабилитации личности как разновидности, уровня и центрального звена социальной реабилитации, соотнесенное с дефинициями медицинской реабилитации, психологической реабилитации, юридическо-правовой и трудовой реабилитации жизненных сил человека.
2. Показаны общие и отличительные черты деятельности духовных реабилитаторов, логотерапевтов и психологов, а также пути их сотрудничества в деятельности по восстановлению и коррекции жизненных сил военнослужащих.
3. Предложено понимание духовности личности как взаимодействия ее совести, фейтх-веры, билиф-веры, идеологии и общих мировоззренческих позиций, конкретизирующее ее трактовки в категориях ценностей и смысложизненных ориентаций.
4. Разработаны эвристически значимые модели (теоретическая и эмпирическая) духовности личности, могущие быть использованными в последующих исследованиях состояния и динамики духовных сил личности как военнослужащих, так и представителей других социальных групп.
5. Проведена диагностика духовных сил солдат, сержантов и младших офицеров, участвовавших в непосредственных военных действиях в Чечне, установлены их типичные, актуальные, наиболее социально значимые и труднее других решаемые духовные проблемы.
6. Предложена типология военнослужащих, основанная на совокупности характеристик их духовных качеств, обоснована необходимость ее учета в теории и практике духовной реабилитации военнослужащих.
7. Продемонстрированы возможности методик и техник: а) диагностики духовных проблем личности; б) духовной поддержки военнослужащих; в) коррекции их духовных сил.
8. Выявлены реально применяемые в современных российских условиях и желательные формы духовной реабилитации военнослужащих, прошедших «горячие точки».
9. Описаны основные методы духовной реабилитации военнослужащих, применяемые православными духовниками, раскрыты причины их эффективности
10. Продемонстрирована целесообразность союза науки и религии в решении теоретических и практических задач духовной реабилитации.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в:
- развита и углублении концепции жизненных сил человека;
- предложенном решении методологических проблем социологических исследований духовных сил человека;
- изложенной системе теоретического осмысления проблематики духовной реабилитации военнослужащих;
- примененной в ней системе исследовательских методов;
- методических советах специалистам, занимающимся диагностикой, поддержкой и коррекцией духовности военнослужащих;
- адресованных различным социальным институтам, армейским структурам, государственным и церковным организациям практических рекомендациях по приданию деятельности по духовной реабилитации военнослужащих системно-комплексного и технологизированного характера.
Апробация диссертационной работы проходила в разных формах по следующим направлениям:
1. Концептуальные положения диссертации опубликованы в: а) монографии «Духовная реабилитация военнослужащих». Новосибирск, 2000 г., 8.п.л. - (в соавторстве); б) Учебно-методическом пособии «Работа по укреплению воинской дисциплины и духовной реабилитации военнослужащих». Новосибирск, 2000 г., 6 п.л.; в) научной статье «Духовные силы человека; теоретико-методологические основы их реабилитации» // Образование и социальное развитие региона. Барнаул: 1999. № 3-4. 5 с. (в соавторстве).
2. Результаты исследования докладывались на теоретических и методических конференциях СибВО по вопросам воспитания военнослужащих, заседаниях епархиального управления Новосибирской и Бердской епархии, в. выступлениях по центральному и областному телевидению.
3. Эффективность практически ориентированных предложений диссертанта проверена в процессе его работы в войсковых частях, воевавших и воюющих в Чечне, а также в работе: а) с допризывной молодежью при храме Покрова Пресвятой Богородицы г.
Новосибирска; б) с заключенными в учреждениях УИН Новосибирской области; в) с военнослужащими, арестованными в дисциплинарном порядке; г) с участниками трех парашютных экспедиций на Северный и Южный полюса.
4. Положения диссертации о потребности придания духовной реабилитации системного характера апробированы путем создания и функционирования по инициативе диссертанта и с благословения управляющего Новосибирской и Бердской епархии:
- приходской газеты «Покровские вести»;
- русского православного хора «Сибирские певчие»;
- детской православной школы и летнего лагеря для подростков «Ермакова рать».
На защиту выносятся положения, доказывающие:
- решенность десяти задач диссертационного исследования;
- истинность двенадцати исследовательских гипотез;
- обоснованность вышеозначенных положений о научной новизне исследования.
Среди вынесенных на защиту положений особо значимы следующие:
1. Духовная реабилитация есть социально необходимая деятельность по восстановлению и коррекции духовных сил личности, обязательная и специфическая компонента социальной реабилитации.
2. Эта деятельность суть процесс, проходящий, как минимум, следующие фазы: а) диагностическую, связанную с выявлением и оценкой духовных проблем человека, их значимости для него самого, его ближайшего окружения и социумов разной степени общности; б) поддерживающую, на которой реабилитатор обязан (в зависимости от ранее установленного диагноза) повлиять на духовность реабилитируемого таким образом, чтобы предотвратить ее дальнейшее разрушение; в) коррекционную, когда происходит исправление и гармонизация духовного мира личности, минимизация безверия и ложных духовных ценностей, максимализация позитивных духовных установок и их воздействия на всю систему ее жизненных сил; г) посткоррекционную, на которой итоги коррекции духовных ценностей реабилитируемого либо получают, либо не получают закрепление и развитие.
3. Диагностика духовного мира личности - одна из нерешенных и актуальных проблем социологии духовной жизни. До сих пор нет ясности по вопросам: а) сущности и содержания духовного мира личности (его теоретической модели); б) эмпирических индикаторов духовности личности; в) методик, способных адекватно зафиксировать состояние и динамику духовности личности.
4. " О наличии или отсутствии деструктивных для личности и социума духовных проблем военнослужащих следует судить по комплексу показателей, включающему в себя характеристики: а) совести; б) религиозной веры (фейтх-веры); в) светской веры (белиф-веры); г) идеологических установок; д) общих мировоззренческих позиций.
5. Содержание вышеозначенных показателей предполагает совмещенное использование разнообразных методов изучения духовного мира личности при оказании предпочтения качественным методам — фокус-группам, БОУ, «проблемному колесу», «анализу случая», экспертным оценкам. Наиболее точными методами диагностики духовных проблем личности военнослужащих являются глубинные интервью и исповедальные беседы.
6. Духовную реабилитацию на стадиях поддержки и коррекции духовных сил военнослужащих современной российской армии следует осуществлять на основе учета сложившейся дифференциации их на три основных группы, каждая из которых требует разных наборов духовно-реабилитационных мер.
7. Успешность посткоррекционного этапа духовной реабилитации, а следовательно, всего процесса восстановления духовных сил человека, зависит от действий социальных институтов, групп и организаций, ставящих реабилитируемого в условия, содействующие взращиванию или умерщвлению духовных посевов реабилитаторов. Поэтому необходимо согласование действия всех социальных субъектов, влияющих на реабилитируемую личность.
8. Это согласование, а потому повышение эффективности духовной реабилитации, предполагает создание и функционирование единой системы реабилитации военнослужащих, прошедших «горячие точки».
Структура диссертации. Она состоит из введения, 2-х глав по три параграфа каждая, заключения, библиографии и приложений. Начало каждой главы имеет общее вступление, где обозначены основные акценты изложения. Каждый параграф завершается кратким резюме.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовная реабилитация военнослужащих российской армии: методология, методика и результаты социологического анализа"
Выводы офицеров-воспитателей дополняются данными проведенных диссертантом экспертных оценок, в которых в качестве экспертов выступали командиры батальонов и рот (таблица 5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Логика научного анализа потребовала от диссертанта решения теоретико-методологических вопросов как обязательной предпосылки эмпирического анализа проблем реабилитации духовных сил военнослужащих. Этих вопросов оказалось много, но все они связаны с определением содержания духовности личности.
Изучив имевшие место в истории науки подходы к изучению духовности человека, диссертант установил наибольшую обоснованность парадигмы, сформулированной апостолом Павлом, суть которой заключена в понимании определяемого явления в качестве автономной от психики и телесности структуры личности, играющей детерминирующую роль во всей системе качеств личности (параграф 1.1).
Анализ социологических интерпретаций содержания этой структуры в категориях духовных ценностей и смысложизненных ориентаций показал: а) сближение трактовок современной западной социологии (экзистенциальной, феноменологической и этнометодологической) с гораздо ранее созданными концепциями русских социологов, согласно которым духовность личности есть ее внутренняя опытно-мистическая жизнь, регулирующая ее совесть, веру, нравственность, идеологию, мировоззрение и практическую социально значимую деятельность; б) наличие в современной отечественной социологии противоречивых (до взаимного исключения) идей; в) перспективность эмпирических исследований духовности людей в контексте их со-знания (со-мыслия) по социально значимым вопросам (параграф 1.2).
Обзор логотерапевтических теорий привел к заключениям о:
- наметившемся в них союзе науки и религии в решении духовных и душевных проблем личности с помощью коррекции ее смысложизненных ценностей;
- невозможности реабилитации духовных сил человека только психокоррекционным путем;
- потребности восстановления и регулирования духовных сил как условия лечения психики (параграф 1.3).
Означенные выводы положены в основу разработанной диссертантом концепции духовной реабилитации военнослужащих и реализующей ее программы эмпирического социологического исследования. Исходную теоретическую модель духовности личности диссертант представляет в виде концентрических кругов, входящих друг в друга. При этом центральный круг символизирует совесть личности, следующий круг - его религиозную (фейтх) веру, третий от центра - его светскую (белиф) веру, четвертый - идеологию (идейно-политические взгляды и пристрастия), пятый - общие мировоззренческие позиции, шестой - всю систему духовных ценностей, включающую в себя все круги меньшего диаметра (рис. 1).
Эмпирическая модель, представленная рисунком 2, конкретизирует модель концентрических кругов и позволяет моделировать механизм функционирования духовности личности, акцентируя внимание на центральной роли в нем того звена, которое называется совестью.
Рассмотрев научно-атеистическое и христианское понимание совести и убедившись в их принципиальном совмещении, диссертант заключил, что любая духовная травма прежде всего сказывается на состоянии его совести и что избавление от этой травмы невозможно без коррекции состояния совести человека. В связи с этим и выше охарактеризованными моделями духовности личности диссертант предложил набор методик, с помощью которых можно фиксировать и замерять духовные проблемы личности. Главенствующую роль в этом наборе играют качественные методы, в том числе и прежде всего глубинные интервью и исповеди (параграф 1.3).
Типичные, наиболее массовые и социально значимые духовные проблемы военнослужащих эмпирически обнаруживаются, с одной стороны, в:
- утере ими смысла их нынешней жизни;
- их нежелании воевать (убивать) и служить в рядах воюющей армии;
- снижении в их сознании ценностей патриотизма, воинского долга, армейского братства, воинской чести и доблести; с другой, - в появлении в их сознании нежелательного пристрастия к войне как способу удовлетворения:
- меркантильных интересов;
- тяги к убийствам, мести, разрушениям; с третьей, - в идеологической и мировоззренческой непоследовательности их сознания; с четвертой, - в неспособности контролировать свою психику, управлять собой и своими отношениями с командирами и товарищами по службе, самостоятельно справиться со своими духовными проблемами.
Ком этих проблем из года в год растет, их нерешенность пагубно сказывается на боеспособности нашей армии, личной судьбе военнослужащих, духовно-нравственном состоянии российского общества. Все это остро требует специальной работы по духовной реабилитации большинства военнослужащих, воевавших и воюющих в Чечне, практически всех солдат, сержантов и младших офицеров (параграф 2.2.).
Наибольший опыт решения означенных духовных проблем накоплен русской православной церковью, прежде всего - полковыми священниками, функционировавшими в российской армии на постоянной основе со времен Петра I до 1917 года. Этот опыт крайне полезен сейчас всем специалистам, занимающимся духовной реабилитацией военнослужащих, как религиозным, так и светским деятелям. Его эффективность объясняется многими обстоятельствами - благородством целей, тщательно продуманными методиками и веками отточенной технологией воздействия на духовность личности. Интегрирование христианских и светских способов духовной реабилитации военнослужащих -актуальная задача, решение которой востребовано всем российским обществом (параграф 2.3).
Объем и степень сложности задач духовной реабилитации солдат, сержантов и офицеров российской армии будет возрастать при условии:
1) использования армии не по ее прямому назначению, а для решения внутригосударственных политических проблем, исполнения полицейско-карательных функций;
2) отсутствия национально-государственной идеологии, основанной на традиционных для россиян и приемлемых современным поколением духовных ценностях;
3) слабого противодействования русофобской идеологии, насильственному внедрению в сознание россиян чуждых их ментальности идеалов, дезориентирующих их духовность;
4) сохранения имеющих ныне в воспитательной работе с допризывной молодежью, военнослужащими и демобилизованными воинами элементов бездуховности и антидуховности;
5) не повышения заботы государства о своей армии, ее воинском духе, материально-техническом, финансовом и ином обеспечении;
6) не создания государственной системы реабилитации духовных сил воинов, проходивших службу в «горячих точках», координации усилий всех субъектов реабилитационной деятельности;
7) отсутствия союза социологии, психологии и социальной логотерапии с Православием при решении не только практических, но и теоретических вопросов духовной реабилитации, восстановления и коррекции духовных сил человека.
Список научной литературыСметанников, Виктор Викторович, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Адлер А. О невротическом характере / Пер. с нем. М., 1997. 385 с.
2. Аксютич В. Под сенью Креста. М., 1995. 346 с. с. 269
3. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995. 607 с.
4. Алексахина H.A. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // СОЦИС. № 2. 1998. С. 47-54.
5. Алексеев П.В., Барулин B.C. Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. М., 1989. С. 75
6. Американская социология: перспективы, проблемы, методы Сб. ст.: пер. с англ. / Под ред. Г.В. Осипова М., 1972. 392 с.
7. Андреев В. Оружие и война: новые тенденции развития //Обозреватель. № 5 (111). 1999. С. 57-64.
8. Андреев Д.Л. Роза мира. М., 1991. 576 с.
9. Ансар П. Современная социология. №№ 1,2,7,8,9,10. 1996.
10. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведение человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. № 3. Т. 20. 1999. С. 5-17.
11. Апраксин С. Советы православного врача. М., 1998. 63 с.
12. Архиепископ Иоанн Шаховский. Философия православного пастырства. М., 1996. 471 с.
13. Архимандрит Киприян Керн. Православное пастырское служение. М., 1995. 671 с.
14. Архимандрит Киприян. Антропология Св. Григория Паламы. Париж, 1950. 475 с.
15. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства //Урания. № 2. 1991. С. 6-12.
16. Атеистический словарь. М., 1986. 414 с.
17. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.18.