автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Духовная жизнь Тобольской губернии, вторая половина ХIХ - начало ХХ века
Текст диссертации на тему "Духовная жизнь Тобольской губернии, вторая половина ХIХ - начало ХХ века"
С/
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ЯБЛОКОВ Михаил Сергеевич
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: доктор исторических наук профессор Данилов В.А.
Тюмень - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Исторические условия и особенности духовного развития
Тобольской губернии во второй половине XIX - начале XX века 21
§ 1. Об исторических условиях формирования быта и характера
жителей губернии 21
§ 2. Социо-культурные факторы духовно-исторического процесса
в Тобольской губернии 30
§ 3. Исторические особенности образования в Тобольской губернии 36
§ 4. О музыкальной культуре Тобольской губернии 45
§ 5. Особенности тобольской епархиальной печати 54
§ 6. Религия и нравственность 60
ГЛАВА II. Историко-типологические персоналии Тобольской губернии 109
§ 1. A.M. Афромеев как самобытная творческая личность 110
§ 2. К оценке личности Григория Распутина 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
ПРИЛОЖЕНИЯ 181
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 249
ВВЕДЕНИЕ
В истории Сибири сравнительно полно изучены вопросы социально-экономического развития региона, сословной структуры и правового положения разных групп населения, система управления и некоторые другие вопросы. Изменившиеся исторические условия, идеологические подходы к решению узловых проблем истории, породили в настоящее время вполне заметный кризис в изучении уже известных тем и вопросов. Происходит поиск иных путей сибироведения с включением в него совершенно новых тем, вопросов и сюжетов, с тем, чтобы освещение истории Сибири стало всесторонним и объективным.
В этом отношении наметились уже определенные изменения1, но некоторые направления еще остаются практически незатронутыми. К таким можно отнести (даже учитывая большие успехи Новосибирской, Тюменской и особенно Уральской научных школ), историю культуры народов Сибири2, в частности, определения основных черт, качеств, свойств духовной жизни сибиряков. Изучение этой важнейшей для понимания национального сознания темы только началось. Выяснились новые области знания, которые прежде не волновали общество - взаимоотношения человека и природы и пределы возможного воздействия на природу и общество, социальная психология и социология в ракурсе религиозно-мистического понимания и др. Без всестороннего изучения истории взглядов на мир, на природу и общество, видимо нельзя будет представить общую картину сибирской жизни на рубеже XIX и XX веков.
1 См., напр.: Миненко H.A. Новейшая историография аграрной истории Урала XVI- начала XX в. //Летопись уральских деревень. Екатеринбург. 1995. С.7-9 /Тезисы докладов региональной научно-практической конференции/.
Миненко H.A. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни. Новосибирск, 1989; Она же. Культура русских крестьян Зауралья XVI - пер. пол.XX в. М., 1991.
Для этого необходимо иметь в виду некоторые общие и конкретные понятия. Понятие «духовное» многозначно, оно включает следующие значения: «Все относящееся к Богу, Церкви, Вере; все относящееся к душе человека, все умственные, нравственные силы его, ум и воля»1. Данное понимание «духовного соответствует философско-религиозному, рационалистическому и иррационалистическому трактовкам «духа». В деятельном и социокультурном аспектах в качестве духовных феноменов выступают: религиозная жизнь на уровне индивида и социального института, сфера образования и печати, литература и искусство, нравственная деятельность. Духовное состояние, духовная деятельность человека, региона, общества в целом конституируется высшими ценностями - Истина, Добро, Красота, символизирующими весь объем смысложизненных интенций субъекта духовности.
В философско-светском понимании на различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.2
В диссертации рассматриваются вышеозначенные сферы духовной жизни Тобольской губернии. В качестве репрезента области искусства отдано предпочтение музыке, так как музыка есть высшее выражение духовности человека /А.Шопенгауэр и др./.
В настоящем исследовании материал анализируется в соответствии с принципом диахронии, отражая качественные изменения в динамике характерных временных точек.
Известное выражение М.В. Ломоносова «Россия Сибирью прирастать будет», понятое многими лишь в узкотехническом смысле, можно рассматривать значительно шире. Сибирь за свою сравнительно недолгую историю в качестве части Российского государства обогатила ее историю не менее других губерний и регионов. Замыкая страну с востока и защищая ее военные рубежи от натисков варварской азиатской равнины, а затем
1 Владимир Даль. Толковый словарь великорусского языка. М., 1978. Т.1, С.503 Барулин B.C. Социальная философия. М. 1993.4.1. С. 173.
ассимилируя кочевые народности, русская военная миссия в Сибири явила собой классический пример мирного завоевания беспрецедентной по масштабу и этническому своеобразию территории. Благодаря особенностям русской государственной политики в Сибири в исторически кратчайшие сроки был сформирован мощный культурный организм, созидательные элементы которого возобладали над стихийными, «родовыми» составляющими. Справедливо провести аналогию с некоторыми странами Запада, где, например, в Северной Америке /США/, в результате внешнеполитических акций численность коренного населения /не говоря уже о сохранении его культуры/, достигла нижней критической отметки.
Сибирь же стала полноценной российской провинцией, сохранив и приумножив лучшие национальные традиции многочисленных составляющих народов, вошедших в состав империи. Высказывания таких ученых, как И.А. Ильин и И.Л. Солоневич, имеющие отношение к России в целом, на наш взгляд, вполне применимы к Сибири - «покоренная» Сибирь /как и другие освоенные русскими земли/ , выступила в роли своего рода исторического гаранта физического сохранения этих народов. Как правильно заметил И.Л. Солоневич, в результате многовековой борьбы с дикими народностями, государства последних исчезли с арены истории1 , Русское же государство окрепло, сделавшись из маленького княжества мировой империей. При этом Сибирь из места кочевых сборищ стала одним из центров государственности.
Исторический процесс укрепления и формирования национальной самостоятельности в лучших традициях христианской православной культуры, по мнению историка церкви Иоанна Ладожского /Сынчева/, одной из главных отправных точек имеет период царствования Ивана Грозного /1530-1584/, - как раз время начала присоединения Сибири к Русскому государству. Это «прирастание» мощного восточного региона к России и вселяло, по всей вероятности, оптимизм в известное выражение М.В.Ломоносова2.
Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991.
л
Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. СПб, 1995. С. 131-172.
Уникальная историческая обстановка вызвала к жизни уникальные творческие силы, сформировала самобытное мировоззрение сибиряка, сложившееся в устойчивый тип. «Сибирский характер», »сибирское гостеприимство» - эти выражения давно стали неотъемлемыми характеристиками региона.
Первой крупной сибирской губернией стала Тобольская, самая густонаселенная и самая передовая в культурном отношении, Именно в данном регионе закладывались основы духовной жизни всей Сибири, формировался оригинальный исторический облик, Кроме того, перенесенная с первыми переселенцами культура русского населения оказалась во многом законсервированным «слепком», и возникла уникальная возможность для исторической научной оценки самобытной русской культуры,
Интерес к историческому изучению данного региона наблюдается практически со времен Иоанна III, носившего, как известно, титул монарха Российского, Югорского. Здесь и отрывочные сведения о поселениях древних улусов ишимских, или «шибанских», /названы по имени Шибана, брата Батыева, единовластителя Средней Азии/. В дальнейшем, после исторического сражения дружины Ермака 21 октября 1581 г., ознаменовавшем окончательное господство России от каменного хребта до Оби и Тобола, - начинает формироваться основательный архив исторических материалов, заложивший основу планового сибирского делопроизводства, Так, например, Соборная Тобольская церковь уже поименно поминает 107 казаков, погибших в указанном сражении на берегах Иртыша1 , «Краткая Сибирская летопись» и три географических атласа Сибири -самые древние из имеющихся документальных материалов. Указанные атласы были составлены С.Ремезовым /1642 - после 1720 гг./, и помимо подробных графических материалов содержали в себе солидные исторические, этнографические, экономические и археологические справки, собранные автором в ходе многочисленных поездок и полученные из расспросов
1 Карамзин Н.М. История государства Российского. Ростов-на-Дону, 1994. Т.З, С.491.
«памятливых старожилов, бывальцев в непроходимых местах и каменех безводных, на степех, морех, по различным землям»1. Фундамент для широкомасштабного научного изучения края в период второй половины XVII в., как считают российские ученые, был заложен трудами Гмелина, Миллера, Палласа, Фалька и др.2 Необходимость включения в историографию нашей темы первых оригинальных работ по истории Сибири определяется тем, что они имели (и имеют) не только научное значение, но и оказали значительное влияние на формирование всей духовной жизни в Сибири, а возможно и во всей России. В последующее время историография Сибири и, в частности, Тобольского края, в дальнейшем обозначившимся административными пределами Тобольской губернии, обогащалась работами многих авторов. Так, профессор Харьковского университета П.Н. Буцинский опубликовал в 1884 г. обширное исследование «Заселение Сибири и быт ее первых насельников», которое, по словам историка Д.Я. Резуна, «сыграло выдающуюся роль в развитии «городовой» проблемы дореволюционного сибиреведения.3
Отдельные вопросы духовной жизни Сибири, и в частности, Тобольской губернии в период второй половины XIX в., содержатся в трудах историка, деятеля «областнического» движения Н.М. Ядринцева. К числу главных исследовательских его работ следует отнести книгу «Сибирь как колония»4 . Н.М. Ядринцев подчеркивал в своих исследованиях особые, исключительные исторические условия Сибири, где, несмотря на «господство произвола, отсутствие законности, культурную отсталость и пр. « , есть известная солидарность интересов всего населения5.
Исследования известного сибирского историка и общественного деятеля
1 Надточий Ю.С. Тобольский музей-заповедник. Свердловск, 1988. С.24.
Щапов А.П. Историко-географические заметки о Сибири. Известия Сибирского
отделения РГО, СПб. 1873.
Города Сибири (эпоха феодализма и капитализма). - Новосибирск, 1978. С.158. "Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб, 1882.
5 Ядринцев. Указ. соч. С.295.
Г.Н. Потанина содержатся в изданиях такого рода, как, например, «Областническая тенденция в Сибири». - в книге «Сборник к 80-летию Г.Н.Потанина»1 . Автор искал в своих наблюдениях идею областничества в «умах сибирского крестьянства»2.
Другой представитель областничества историк Головачев П.М. указывал на особое, исключительное место Сибири и подчеркивал «особые качества в нравственном и умственном укладе» сибиряков, обусловленные уединенной жизнью в условиях суровой природы, возможностью легкого обогащения, произволом местных властей и т.д. 3 Н.Н.Козьмин, также областник по убеждениям, автор книги «Очерки прошлого и настоящего Сибири»4 , разделял мнение о самобытности Сибири и отрицал социальное расслоение крестьян5.
Историография по различным вопросам изучения жизни Сибири значительно пополнялась в период переселенческого движения, Так, A.A. Кауфман, чиновник министерства земледелия и госимущества, опубликовал ряд ценных работ, среди которых можно назвать следующие: «К вопросу о культурной роли переселенцев в Сибири и их отношение к сибирякам-старожилам»6 . В последней публикации автор приходит к выводу, что в числе причин переселенческих движений следует назвать «известные бродячие наклонности, религиозные мотивы и в меньших случаях - малоземелье»7 . О консерватизме сибиряков-старожилов сообщает другой автор - А.Исаев в своей работе «Как относятся в Сибири к переселенцам»8.
1 Сборник к 80-летию Г.Н. Потанина - Томск, 1915.
2 Указ. соч., с.89.
3 Головачев П.М. Экономическая география Сибири. М., 1914; Он же. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь. М., 1902. С.145-146.
4 Козьмин H.H. Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб, 1910.
5 Там же. С.230-236.
6 В книге Путь-дорога. СПб, 1893; Переселение и колонизация. СПБ, 1905.
7 Указ. соч. С.191-193
8 Русская мысль, 1890, - кн. XII, Переселения в русском народном хозяйстве.
Выпущенный к 300-летию Дома Романовых 3-томник «Азиатская Россия»1 также содержит разнообразные сведения об особенностях духовно-культурной жизни изучаемого в данном диссертационном исследовании вопроса.
К числу печатных материалов по истории Сибири, и в частности, Тобольской губернии, опубликованных авторами - жителями Тобольской губернии, следует отнести такие работы, как «Историческое обозрение Сибири» П.А.Словцова2 и др.
В послереволюционное время печатные материалы по вопросам истории края планомерно пополнялись трудами различных авторов. Среди них можно назвать исследование Г.А.Гридасова «К характеристике колониального
л
прошлого Сибири» , Шейфельд М.С. «Историография Сибири» /конец XIX -нач. XX в./4 и др. К числу фундаментальных изданий, содержащих сведения по самым различным сторонам жизни Сибири, относится 5-томная энциклопедия «История Сибири». «История Сибири»6 содержит исчерпывающую историко-хронологическую и историографическую информацию за весь период жизни края - от древнейших времен до начала XX столетия.
Труды известных советских историков Н.Н.Покровского7 , и C.B. Бахрушина8 , хотя и посвящены изучению более раннего периода истории Сибири, однако содержат немало обобщающих сведений, имеющих свою
СПб, 1891.-С. 15, 84-86.
1 Азиатская Россия в 3 томах. СПб, 1914.
2 Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб, 1886.
3 Вопросы экономики и планирования. - Саратов, 1940.
4 Шейфельд М.С. Историография Сибири /конец XIX - нач. XX в./. Красноярск,
1973.
6 Энциклопедия «История Сибири» в 5-ти томах. Ленинград, 1968.
7 Покровский H.H. Материалы по истории магических верований сибиряков XVI - XVIII в.в. - Новосибирск: НГУ, 1975,
8 Бахрушин С.В.О народных движениях за Уралом в XIV - XVII в.в /см. Научные труды, т. III, 4.1-2/ M., 1959.
актуальность и для более позднего времени.
К числу информативно емких «сибироведческих» работ следует отнести книгу JI.M. Горюшкина, H.A. Миненко «Историография Сибири дооктябрьского периода» /конец XVI-нач. XX в. Iх .В указанной работе содержится подробное описание историографических материалов по различным вопросам жизни Сибири и конкретно, Тобольской губернии, уделено внимание специфическим особенностям региона, отраженным на страницах различных публикаций. Вместе с тем в этой и других работах H.A. Миненко больше внимания уделено материальной культуре, и лишь отдельные аспекты духовной культуры крестьянства освещены достаточно подробно.
Полную и глубокую информацию о религиозной жизни губернии представляют труды тюменского историка А.В.Чернышова, осуществившего поиск и систематизацию печатных материалов по самым различным регионам страны за более чем столетний период времени. Указанные сведения заключены в трехтомник «Религия и церковь в Сибири». Данный каталог содержит разнообразные комментарии по разным вопросам религиозной сферы. Неоценимым для исторической сущности личности Григория Распутина является и личный архив А.В.Чернышова, который содержит более 600 наименований публикаций по «распутинской» теме.
Особая группа материалов, позволяющая выявить особенности духовной жизни Тобольской губернии в исследуемый период времени - это сборники научных статей и документальных материалов, тезисы научных конференций («Словцовские чтения» и др.), выходящие в свет усилиями научных сотрудников кафедр университетов и краеведческих музеев. Достаточно указать на такие публикации, как исследование Н.С. Половинкина «Западно-Сибирский регион в религиозном отношении и церковные преобразования в XVI- XX в.»2
1 Горюшкин JI.M., Миненко H.A. Историография Сибири дооктябрьского периода/конец XVI-нач. XX в./. Новосибирск: Изд-во «Наука», Сиб. отд., 1984.
2 Религия и церковь в Сибири // Сборник научных статей и документальных материалов, Вып. 5,- Тюмень: «Рутра», 1995. С.3-39.
и
Кроме того в настоящей работе использованы материалы некоторых диссертационных исследований. Одна из них принадлежит �