автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Духовно-эстетические основания музыкального искусства Средневековой Руси

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Мещерина, Елена Григорьевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Духовно-эстетические основания музыкального искусства Средневековой Руси'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Мещерина, Елена Григорьевна

Введение.

Глава I. Становление канона христианских песнопений во II- VIII веках.

Проблемы музыкальной эстетики в трудах отцов Церкви.

Глава II. Богослужебное пение в древнерусской традиции священнобезмолвия».

Глава III. Структурные категории древнерусской музыки.

1. Знамя : начертание-название- значение.

2. Культ Слова - Логоса. «Орнаментация звука» и стиль «плетения словес».

3. Свободный, «несимметричный» ритм.

Глава IV. Импровизация: единство канона и индивидуальности.

Глава V. Соборные основания древнерусской музыки и их разрушение в XVII веке.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Мещерина, Елена Григорьевна

Актуальность исследования. Религиозное искусство, художественные произведения, созданные в традиции православной культуры, в разное время привлекали к себе внимание исследователей из самых различных областей знания: от философии до музыкальной акустики. В настоящее время проблема места церковного искусства, особенностей его восприятия приобрела особую актуальность в связи с изменением социально-экономических и идеологических условий, включивших в сферу духовной жизни людей явления религиозно-философского и нравственно-эстетического порядка, связанные с древнерусской культурой, ранее недоступными изданиями религиозных философов, христианской литературы, возобновлением церковной жизни.

Новое осмысление отечественных традиционных ценностей, какими являются книжность, иконопись, архитектура, богослужебное пение, подразумевает их включение в сложившийся к настоящему времени культурно-эстетический, научный контекст.

О религиозном искусстве как об искусстве древнерусском написано довольно много. Можно сказать, что произошло осознание его эстетической и художественной ценности для современного человека. Наибольший вклад в изучение древнерусского искусства внесли филологи, палеографы, историки и археологи. Древнерусская книжность изучена достаточно полно и всесторонне, что объясняется прежде всего статусом самой книги в отечественной культурной традиции и спецификой ее как самодостаточного объекта исследования. В отличие от искусства книги, древнерусской иконописи, зодчества, церковное пение Средневековой Руси в современной науке не достаточно изучено в философско-эстетическом аспекте как искусство прежде всего культовое, основы которого закладывались далеко от мира, в иноческом служении. В силу особенностей существования музыки как наиболее «идеального» из искусств, изучение древнерусской певческой традиции особенно трудно. Между тем, в едином ансамбле церковного искусства особенно важна роль богослужебного пения как основы православной литургии, «/./синтез храмового действа/./вовлекает в свой круг искусство вокальное и поэзию - поэзию всех видов, сам являясь в плоскости эстетики - музыкальною драмой».1

Изучение музыкальной теории и практики эпохи Средневековья может дать ключ к раскрытию природы музыки, одной из важных проблем музыкальной эстетики. Представляя собой «концепцию душевной жизни» человека (А.Ф. Лосев), музыка наиболее тесно и непосредственно связана с его эмоциональным миром. Поэтому расширение представлений о музыкальной сфере, знакомство с древними ладами, по-иному, чем современная музыка, организующими звуковое пространство, использующими музыкальный образ слова, пластический (графический) аспект звука, имеет особую ценность.

Ни в коей мере не претендуя на решение проблемы восприятия опирающегося на вековые традиции церковного православного искусства, нравственно-эстетический потенциал которого до сих пор действенен, мы все-таки попытались наметить некоторые подходы к его интерпретации как явления прежде всего духовно-нравственного, что обусловило его огромные художественно-эстетические возможности. («Красота как святость и свидетельство истины» /С. Аверинцев/). Постановка эстетического подхода «в подобающий ему более широкой богословский и церковно-исторический контекст» означает известный синтез церковной и эстетической точек зрения, по нашим представлениям, не отрицающим друг друга, а, напротив, в своем единстве соответствующим и многогранности ре

1 Флоренский П.А. Храмовое действо, как синтез искусств. // «Маковец» : журнал искусств. М., 1922, № 1,с. 31. лигиозного искусства, и особенностям его существования и восприятия в современной культурной среде, лишенной единой духовной направленности. Восприняв от греческой православной церкви импульс к развитию церковного искусства, русские распевщики создали оригинальный свод песнопений, поражающий своими масштабами и разветвленностью всех, кто приближается к этому духовному и музыкальному явлению. Претворение на почве национального мелоса греко-византийских, сирийских, болгарских влияний, их усвоение на основе существующих культурных и музыкальных традиций, позволило создать самобытную систему знаменного пения, не имеющую аналогов в музыкальном мире.

Степень изученности проблемы. История вопроса. Основным видом профессионального музыкального искусства Средневековой Руси было знаменное пение, которое в результате известных реформ середины XVII - XVIII веков и их разрушительных для традиционной культуры последствий было вытеснено на периферию культурной жизни. Древнерусское церковное пение было в удивительно короткий срок (несколько десятилетий) заменено новой музыкальной системой, пришедшей через Польшу и Западную Украину, подобно тому, как символическая система иконописи была вытеснена религиозной живописью. Ушедшая семивековая музыкальная традиция оставила после себя уцелевшие от «книжной справы» нотные книги и пение по крюкам в богослужении по старому обряду. Вытесненное к концу XVII линейной музыкальной системой, знаменное пение было предано забвению более чем на сто лет. В силу особенностей бытия музыки как наиболее «идеального» изо всех видов искусства, изучение древнего храмового пения уже к началу XIX века стало делом чрезвычайно трудным. Положение осложнялось тем, что идеологические преследования старообрядцев оборачивались уничтожением церковных книг, большую часть которых составляли книги певческие, крюковой нотации.

2 Вздорнов Г.И., Дунаев А.Г. Николай Михайлович Тарабукин и его книга «Философия иконы».// Тара

Поэтому от своих «первооткрывателей» знаменное пение требовало не только профессиональной подготовки и осознания непреходящей ценности древнерусского искусства, но и подвижнического многообразного труда. Необходимо было перебросить мост к явлению, философско-эстетические и духовно-нравственные масштабы которого сравнимы разве что с современной ему иконописью, а, возможно, и превосходят ее. Не случайно один из самых авторитетных исследователей церковного пения прот. В.М. Металлов подчеркивал, что древнерусское музыкальное искусство для того, чтобы стать национальным достоянием, должно вызвать научный интерес не только специалистов-музыковедов, но и историков культуры, религии, философов, искусствоведов широкого профиля. Он даже предупреждал об опасности и неадекватности узкопрофессионального подхода к такому многогранному явлению, каким было певческое искусство.1

В первой половине XIX столетия в силу пробудившегося интереса к отечественной истории появилось и стремление к «открытию» «древностей» художественной культуры, хотя в целом, в обществе доминировала точка зрения, согласно которой, «науки и художества» стали развиваться лишь при Петре Первом, а история русской музыки «начинается лишь с Бортнянского».2 Впереди других видов искусства в деле изучения средневековой культуры, как всегда, шла литература, затем живопись и музыка.

Толчком к изучению «музыкальной Атлантиды» стали «Исторические рассуждения» митрополита Евгения (Болховитинова) /Спб., 1804/, известного историка, библиофила, собирателя древностей. Ему же принадлежала статья о русской церковной музыке в «Отечественных записках» /1821 г., ноябрь/ в виде ответа гейдельбергскому профессору Тибо, просившему доставить ему сведения о музыке, «употребляемой в Грекобукин Н М Смвсл иконы. М. 1999, с. 21.

1 Металлов В.М. Русская симиография. М., 1912, с. 1-3.

2 Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении. М., 1864, с. 14 российских церквах». Работы православного иерарха указывали на «неестественное исторически» направление русского церковного пения в начале XIX века и «несвойственный православному богослужению его характер». Затем последовало сочинение светского автора Н. Горчакова «Опыт вокальной или певческой музыки в России, от древних времен до нынешнего усовершенствования сего искусства (.)» /М., 1808/, главной заслугой которого было при всех неудивительных для того периода ошибках ( считал осмогласие пением на 8 голосов и т.п.) напоминание о забытой музыкальной традиции столпового пения. Попытка рассмотреть пение русской церкви в историческом развитии (пусть и в не совсем выгодном для крюковой семиографии ключе) была предпринята архимандритом Маритирем (Горбачевским) в статье «Исторические сведения о пении греко-российской церкви» / « Христианское чтение», 1831, ч. 43/. Опираясь на теорию греческого пения, поклонником которого он был, автор говорит об осмогласии как основе богослужебных песнопений, дает свое определение гласа (л Ход ), раскрывает психологическое содержание каждого из восьми церковных гласов, указывая на выражение силы текста Священного Писания как на главную черту церковных распевов.

Обращает на себя внимание то, что первые серьезные работы в области знаменного пения принадлежали не профессиональным музыкантам, а историкам, археологам, библиофилам. В.М. Ундольский своими «Замечаниями для истории церковного пения в России» /М., 1846/ заложил основы для всех дальнейших исследований уже тем, что научной достоверностью и содержательностью изложенных фактов и исторических справок из области знаменного пения установил саму «действительность его существования»1. В эти же годы над церковным пением в области исторической и археологической работал известный этнограф-фолышорист, архео

1 В1915г. В.М. Металлов отмечал, что «Замечания» Ундольского «ценятся теперь не менее, чем еще в то время, когда они впервые появил ись». - См. Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России, с 132 лог и палеограф И.П. Сахаров, печатавший в Журнале Министерства Просвещения /1849/ отрывки из бывших в его распоряжении крюковых рукописей. Утверждая, что невозможно создать историю русского церковного пения без знания многовекового «крюкового периода», Сахаров стремился «рассеять разные предубеждения, составленные об этом искусстве в последнем столетии»1 , давая обзор литературы по церковному пению, рукописных и печатных источников, начиная с XVI века.

Выход из периода ученичества всегда связан с обретением собственных корней, возвратом к истокам отечественной традиции, поэтому первым композитором, в лице которого русская музыка «вспомнила» о своем древнем прошлом, был М.И. Глинка. «/./ глубоко изучив произведения западных музыкантов, он прислушался к напевам родной земли и постарался открыть тайну их зарождения, их первоначальной стихии, и на них основать новый характер мелодии, гармонии и оперной музыки, характер дотоле небывалый». В области теории Глинка полагал, что гармонизация древних напевов, основанных на осмогласии, находится в связи с церковными западными ладами, что древнерусскую музыку, ключ к которой потерян, можно понять с помощью «общеевропейских» тонов. Незадолго до смерти (с 1856 г.) он под руководством известного немецкого профессора Дена в Берлине изучал особенности средневекового контрапункта. Значение роли Глинки в истории древнерусского пения проявилось и в том, что ему удалось вызвать интерес к отечественной музыкальной традиции у таких широкообразованных и одаренных музыкальных критиков, как В.Ф. Одоевский 3 и В.В. Стасов. «Эти вопросы, - вспоминал Одоевский, - со многими другими к ним соприкасающимися возбудились для меня впервые в наших музыкальных беседах с покойным Михаилом Ивановичем

1 Сахаров И.П. О русском церковном песнопении. //ЖМНП, Спб., 1849. ч. 61, с. 148.

2 Одоевский В.Ф. Руслан и Людмила, опера русского композитора Глинки.// Избранные музыкально-критические статьи. М.-Л., 1951, с. 62.

3 Вкладу Одоевского в изучение русского церковного пения посвящен специальный раздел нашей книги В.В. Одоевский в музыкальной культуре России XIX века. М., 2001.

Глинкою. Гениальный художник угадывал многое своим чудным музыкальным чутьем, но этого нам обоим было недостаточно.»1

В отличие от Глинки, Одоевский пошел по пути изучения древних нотных рукописей, хранящихся в архивах, монастырских библиотеках, частных собраниях, указав тем самым путь для отечественной музыкальной мидиевистики. В результате изучения образцов народной музыки2 Одоевский, вначале разделяющий мнение Глинки о родстве древних западных тонов со знаменными (по причине единства происхождения из амвросиан-ского пения), позднее будет подчеркивать существенные отличия между древнерусскими гласами и западными церковными ладами. Работая в библиотеках, изучая трактаты Ивана Шайдура, Александра Мезенца, Тихона Макарьевского и Филарета Черниговского, Одоевский в то же время много внимания уделял практике церковного пения. Большинство его статей из этой области посвящено проблемам пения в приходских церквях, подготовки специалистов, необходимости возвращения богослужебного пения к древнему строгому стилю с использованием средств, не искажающих мелодического характера древних распевов. Знание практики церковного пения и работа с рукописями помогли Одоевскому исторически и теоретически разработать многие вопросы русского средневекового искусства. (определение особенностей церковной музыки, находящейся в самых «немузыкальных» условиях, рассмотрение вопроса о происхождении и природе древнерусских гласов как «схемы звуков», входящей в напев, о «музыкально - технической» структуре распевов, отличиях использования музыки в католическом и православном богослужении). Благодаря Одоевскому в музыкознание введены понятия «гласа», «погласицы», «гла-сового отдания». В настоящее время практически в бездействии остаются

1 Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении. М., 1864, с. 10-11.

2 Одоевский и Стасов неоднократно возвышали голос против искажений «на итальянский манер» русских народных песен, критикуя за такие «улучшения» исконных напевов Кашперова, Прача, Гурилева и др. Образцовыми собраниями, сохраняющими характер русской песенной стихии, они считали сборники П. Бессонова и М. Балакирева. Одоевский вместе с В.И. Далем сам занимался записью старинных песен, не только русских, но и татарских, сербских и др. теоретические и особенно практические опыты писателя в области церковной музыки, составляющие значительную часть его архива в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. Глинки /фонд 73/.

Плодотворные творческие отношения связывали Одоевского с создателем науки о русском церковном пении протоиереем Д.В. Разумовским, для которого древнерусское пение было делом всей его жизни. Именно Одоевскому Разумовский дал для прочтения рукопись своего главного труда «Церковное пение в России» /М., 1867-1869/ перед его выходом в печать, бережно сохранив «все замечания, сделанные князем». Сочинение Разумовского, представляющее и сейчас один из основных трудов в области церковного пения, было высоко оценено Стасовым , Г.А. Ларошем, А.Н. Серовым, подчеркнувшим «отчетливое, ясное изложение всего предмета», обеспечивающее книге «самую блестящую будущность в кругу людей, способных ее оценить».1

С изучением отечественной музыкальной традиции была связана в 50-е - нач. 60-х гг. деятельность знаменитого музыкального и художественного критика , историка искусства и археолога В.В. Стасова, затронувшего в своих научных занятиях почти все отрасли древнерусской художественной культуры. В 1857 г. он организовал «дотоле нигде еще не виданную»2 выставку церковнославянских крюковых рукописей в хронологическом порядке от XI до XIX вв. Ему принадлежит мысль, впоследствии поддержанная В.М. Металловым и не осуществленная по сей день, о форме коллективного сотрудничества историков, филологов, палеографов, музыковедов. Главная заслуга Стасова перед музыкальной медиевистикой состоит в подготовке источниковедческой базы науки. Он ввел в изучение музыкальной традиции такие источники, как Лаврентьевская, Троицкая, Ипатьевская, Псковская, Новгородская и другие летописи; документы и

1 Серов А.Н. Учено-литературная деятельность Московской консерватории. //Музыка и Театр. 1867/1868 г., № 15, с. 228.

2 Стасов В.В. Собр. соч. В 4 тт. T.3. Спб., 1894, стлб. 1524. материалы из Актов исторических, издаваемых Археографической комиссией, из архивов Синода; литературные источники (различные «известия», «сведения», «сказания» иностранных путешественников и писателей); греческие, византийские памятники (за сведениями о греческой музыке он обращался к знаменитому коллекционеру Порфирию Успенскому); труды европейских ученых ХУШ-Х1Х вв. по христианскому пению; отечественную музыкально-полемическую литературу XVII века, сочинения староверов ХУШ-Х1Х вв., певческие рукописи, теоретические руководства. Хотя сам Стасов оценивал свою деятельность в области духовной музыки преимущественно как историческую, объективно в его трудах высказано много оригинальных идей, касающихся социально-исторического аспекта певческого дела на Руси, вопроса о происхождении одной из самых распространенных форм песнопений - демественного, периодизации музыкальной культуры, идеи о сравнительно-историческом изучении греческой и русской симадийной нотации, указание на зависимость искусства от внутренних исторических факторов (становление Московского государства, образование института царской власти) и воздействия внешних культурных связей (значение «Палеологовского Ренессанса» для древнерусской музыки). Объединяя в духе романтической эстетики современный художественный мир и мир древний, Стасов, так же, как Серов и Одоевский, подчеркивал преимущества греческой и восточной музыки, обладающей многочисленностью и разнообразием ладов, по сравнению с музыкой европейской, и связывал будущее развитие музыкального искусства с модальной системой, «/./древние церковные тоны вовсе не играют той приниженной роли в музыке нашего времени, которую им приписывают, а напротив - несравнимо важную и многозначительную/./ им предстоит в будущем еще более важное и широкое развитие».1

1 Стасов В.В. О некоторых формах нынешней музыки» (1858) //Собр. соч. В 4 тт. Т. 3., стлб. 93.

Пропагандой древнерусской музыки занимался композитор и музыкальный критик А.Н. Серов, включивший тему о церковных ладах (гласах) в «Программу общедоступных лекций о всех главнейших предметах знания музыкального» (1864 г.) Указывая на то, что западная музыка очень далеко ушла от первообразов музыки древней, он подчеркивал особую ценность и своеобразие русского, славянского певческого искусства, покоящегося на гармонизации восточной, древнегреческой, «сохранившейся у латинцев только в формах сухого ритуального пения, называемого гре-1 горианским».

Во 2-й половине XIX - начале XX века древнерусская музыка предстала как масштабное духовное и художественное явление благодаря работам историков музыки C.B. Смоленского (палеограф, профессор Московской консерватории, управляющий Придворной певческой капеллой), Н.Ф.Финдейзена ( издатель РМГ), православных священников И.И. Вознесенского, A.A. Игнатьева и особенно В.М. Металлова, последователя Разумовского, превзошедшего своего предшественника по глубине и всесторонности проникновения в область певческой культуры Средневековой Руси. Кроме того, Металлов был духовным композитором, практически неизвестные сочинения которого хранятся, составляя большую часть его архива, в ГЦММК им. Глинки /фонд 374/. Начав с практической стороны дела (защита произведений тех церковных композиторов, кто стремился сохранить дух простоты и серьезности древнерусского пения, не искажая его не свойственной древнему стилю гармонизацией), Металлов занялся важнейшими теоретическими и историческими проблемами, продвинув науку о знаменном пении далеко вперед. Используя многочисленные источники, он разработал вопросы о происхождении древнерусского пения, его отличия от греческого, развитии знаменной семиографии, особенностей богослужебного пения в домонгольский период, проблемы становле

1 Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика. //Статьи о музыке. В 7-ми вып. Вып. ния видов и жанров церковного пения в связи с чином литургии в периоды апостольский и отцов Церкви. Его работы вместе с трудами Разумовского, Смоленского, Вознесенского объединяли академическую линию исследований, идущую от Одоевского и Стасова и продолженную Б.В. Асафьевым, с традицией церковной, опирающейся в своих реконструкциях на Священное Писание и колоссальный пласт христианских канонических источников.

Отдельную линию в изучении древнерусской музыки представляет русская религиозная философия Х1Х-ХХ веков, где о церковной музыке говорится в контексте эстетики всего храмового действа (Флоренский), а также как о части ушедшей вместе с Московской Русью духовной культуры (Г.П. Федотов).

В советское время исследования церковного искусства с точки зрения его художественной ценности велись, в основном, в направлении искусствоведческом, но работы наиболее крупных ученых стремились к обобщениям, касающимся и церковного пения, хотя непосредственно о нем речь не шла. Прежде всего это труды известных исследователей иконописи и литературы- Алпатова, Лазарева, Вздорнова , Лихачева. Знаменному пению были посвящены выдержанные также в духе искусствоведческом работы Н.Д. Успенского и М.В. Бражникова (широкая источниковедческая база и подвижнический труд ученого сделали его книги образцовыми для всех исследований подобного рода).

Появившаяся за последнее десятилетие литература, посвященная проблемам христианской духовности, дает возможность рассмотреть певческую традицию в контексте учений отцов Церкви, догматических противостояний, нравственно-эстетического потенциала древнерусской духовной культуры. Проблема исихазма рассмотрена в современной отечественной и зарубежной литературе в различных аспектах : философско

6. М., 1990, с. 201. эстетическом (Е.Г. Яковлев), философско-психологическом (С.С. Хору-жий), в связи с особенностями православной духовности (Е.В. Шевцов), как основы искусства иконописи (JI.A. Успенский),а также в связи с восточными медитативными практиками (А. Позов). Такое освещение аскетической практики «умного делания» дало возможность, опираясь на труды представителей этого направления в раннем христианстве и древнерусском монашестве, связать богослужебное пение с его духовной родиной -иноческим служением.

Проблемы восприятия канонического искусства, важные для полноценного освещения воздействия такого сложного вида искусства, как богослужебное пение, соединяющее слово и музыку на основе интонации (чувства), рассмотрены в классических работах А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотма-на, С.С. Аверинцева, исследовавшего также духовную поэзию Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца, непосредственно связанную с церковной гимнографией. Посвященные византийской эстетике и духовной культуре Средневековой Руси работы В.В. Бычкова вместе с трудами A.M. Панчен-ко, A.C. Демина позволили поставить церковное пение в контекст существующих в исследуемый период культурологических и эстетических проблем. Вопросы истории и теории византийской музыки, оказавшей влияние на развитие отечественных видов пения, графику нотных знаков, исследованы в книгах Е.В. Герцмана.

В настоящее время над раскрытием звукового образа все еще «молчащей» даже для многих музыкантов Древней Руси работают такие музыковеды, как A.C. Белоненко,Т.Ф. Владышевская, А.Н. Кручинина, В.И. Мартынов, Г.П. Никишов, Н.П. Парфентьев, В.В. Протопопов, Н.С. Серегина, В.Н. Холопова.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в попытке создания целостного духовно-эстетического и культурно-исторического образа церковного пения Средневековой Руси, выделив главные проблемы и понятия, характеризующие богослужебное пение как явление наряду с другими видами церковного искусства входящее в синкретический культовый комплекс, и в то же время имеющее свою собственную специфику и представляющее важную страницу мировой музыкальной культуры, с которой связана не только история, но и будущее развитие музыки.

Конкретизация цели реализуется в поставленных задачах: выделение проблемы богослужебного пения в трудах отцов и учителей церкви первых веков существования христианства и эпохи патристики; раскрытие роли псалмопения в монашеской практике «внутреннего делания», опирающейся на святоотеческую традицию, на учение исихастов о триединой, целостной природе человека, о художестве как созидании личности; осмысление фундаментальных для православной культуры категорий каноничности и соборности на материале музыкального искусства как многоуровневых образований, связанных и влияющих друг на друга, а также определяющих этические нормы для создателей распевов и поведения певца на клиросе; раскрытие понятия унисона как проявления соборных оснований древнерусского певческого искусства и как его главного музыкально-эстетического свойства;. выявление и исследование структурных категорий знаменного распева: знамени - знака, выступающего в духовно-смысловом и графическом единстве; ритма в его онтологической и музыкальной обусловленности Словом-Логосом; исследование способов организации звукового и смыслового пространства в знаменном пении с помощью понятия «орнаментации звука», аналогичного литературному стилю «плетения словес», в связи с чем выявляются некоторые характеристики орнамента как «священного ограждения вещей» (Флоренский) и его функция как ритмически-организующего явления; ■ определение причин вытеснения знаменного пения на периферию музыкальной жизни и превращения его в «экзотические припасы» русской музыки в связи с духовным расколом, общедемократическими процессами, происходившими в культурной жизни России ХУ1-ХУП веков, западным влиянием, проникновением элементов светской культуры, разрушивших символическую систему древнерусского канонического искусства, существующую благодаря своим соборным основаниям. Предмет исследования составили мало известные в современной эстетике труды православных священников и ученых XIX - начала XX веков (в том числе архивные), реконструирующие систему знаменного пения, а также азбуки знаменного распева, церковные певческие книги, труды отцов Церкви, основателей монашеской жизни, святоотеческие источники, продолжающие традицию восточной христианской аскетики (исихазма), житийная литература, патерики известных русских монастырей. Столповое пение Средневековой Руси, основы которого создавались в творениях христианских богословов и философов, правилах вселенских и поместных соборов на протяжении всего первого тысячелетия существования христианства, развивалось прежде всего в монастырской певческой практике, определяющей и церковно-приходское пение, поскольку именно монастыри были на Руси центрами христианского просвещения. Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют принципы проблемно-исторического, культурно-типологического и сравнительно-исторического анализа, дающие возможность воссоздать многогранный облик такого масштабного духовного и художественного явления, каким было церковное пение Средневековой Руси, родственное древним восточным музыкальным системам и опирающееся на славянский мелос, преломляющий греко-сирийские влияния. Методологические и теоретические установки исследования заданы трудами ученых-священников Д.В. Разумовского и В.М. Металлова1, исследующих древнерусское музыкальное искусство и в его ярких художественно-эстетических особенностях как стройной, подобной иконописи, замкнутой символической системы с только ей присущими способами организации звукового пространства, и как часть того синкретического единства, каким было древнее христианское богослужение. Заданный дореволюционными исследователями «метод большого контекста» позволил проводить параллели и аналогии с каноническими искусствами Древнего Востока (импровизация как способ существования «живой музыки», структура канона в китайской живописи, этос музыкальных ладов), древнерусской книжностью и иконописью (единство канона и творческой индивидуальности, обусловившее существование многих певческих и иконописных школ).

Наше исследование опирается на труды отечественных ученых в области методологии изучения Средневековья (С.С. Аверинцев, Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, Е.Я. Яковлев, В.В. Бычков), работы, посвященные изучению особенностей функционирования и воздействия канонических искусств (Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев), отдельных видов средневекового искусства: иконописи (В.Н. Лазарев, Г.И. Вздорнов), архитектуры (Г.К. Вагнер), книжности (A.C. Демин). Мы также используем для своих обобщений и выводов обширный материал из области специально музыковедческой, собранный последователями М.В. Бражникова в Петербурге, Москве, Новосибирске, Челябинске, а также труды Т.Ф. Владышевской, A.C. Белоненко, Г.П. Никишова.

Предмет и цели исследования потребовали обращения к художественным и психологическим аспектам осмысления канона и соборности в трудах

1 Главные работы этих авторов: Разумовский Д.В. Церковное пение в России. М., 1867-1869; Металлов

П.А. Флоренского, раскрытию противоречий средневекового мировоззрения («осифляне» - «нестяжатели») у Г.П. Федотова, осмыслению соединения собственного религиозного опыта с художественно-эстетическим анализом ритма и композиции древнерусских икон (Н.М. Тарабукин). При введении в современный контекст мало известных в современной эстетике источников автор столкнулся в проблемами герменевтики Г.-Г. Гадамер).

Научная новизна исследования обусловлена самой целью выявления целостного и в то же время многопланового облика знаменного пения как основного вида профессионального музыкального искусства Средневековой Руси. В современный научный контекст введен целый пласт исследовательской литературы, принадлежащей православному священству Х1Х-начала XX веков, объединенной общей задачей изучения отечественной певческой традиции. Впервые многочисленные труды православных протоиереев и ученых - Разумовского, Смоленского, Вознесенского, Ме-таллова - рассмотрены целостно в философско-эстетическом ключе и определена их значимость для современной науки, выявлены наряду с отличиями общие для этих работ подходы и проблемы, что очень важно для формирования полновесной истории философско-эстетической мысли. При этом использованы архивные материалы, находящиеся в фондах ГЦММК им. Глинки: фонды В.Ф. Одоевского /№73/ и В.М. Металлова /№374/. Благодаря этим образцовым с научной точки зрения работам, задающим масштаб исследования, удалось сформулировать и показать степень аргументированности следующих проблем: роли богослужебных песнопений в церковной и монашеской практике, начиная с первых веков распространения христианства; устройства системы знаменного пения, его отличия от греческого церковного пения; связи с богослужебным текстом, обусловив

В.М. Богослужебное пение Русской церкви в период домонгольский. М., 1912. шей особый «нетактовый» ритм; структурные особенности знаменной семиографии и периоды ее развития; ■ связи изобразительного ряда (графика знаменного распева, деме-ственного пения) и характера звука, проблемы, родственной вопросам происхождения западного невматического письма, принципам восточной музыки, а также взаимодействия цвета и звука, вызывающего устойчивый исследовательский интерес эстетиков, музыковедов в связи с творчеством Римского-Корсакова, Скрябина, Чюрлениса;

Впервые исследуется место псалмопения в традиции исихазма на Руси (труды митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского, Нила Сорского, Паисия Величковского).

В избранном философско-эстетическом ключе обобщены работы современных музыковедов, историков искусства с привлечением малоизвестного материала, в связи с чем осуществлена попытка поставить эти специальные исследования в религиозно-философский контекст, что вызвано самим характером исследуемого объекта, объединяющего в себе помимо собственно музыки «богословие, философию, графику, этику» (А.П. Пят-ковский).

Впервые проводятся обширные параллели и аналогии между певческой культурой Средневековья и иконописью (иногда книгой, храмовым зодчеством и орнаментом), к чему призывали еще дореволюционные исследователи древнерусского пения (Одоевский, Стасов, Металлов).

Введение нового культурно-исторического материала позволило конкретизировать на его основании такие не сходящие со страниц современной литературы понятия, как канон и соборность, показать их общие духовно-этические основания, структуру, определяющие и особые требования к личности творца, и саму манеру исполнения. Унисонный характер древнерусского церковного пения предлагается рассмотреть как проявление православной соборности, нашедшей свое выражение во всех видах церковного искусства (икона и книга были явлениями соборного порядка и в технологическом отношении, поскольку требовали труда многих профессионалов, и в духовном смысле, так как опирались в своем существовании на постановления Вселенских и поместных соборов, учение столпов христианской жизни, православную аскетическую практику).

В работе впервые предпринимается попытка соединить при анализе древнерусского музыкального искусства несколько потоков различной по характеру литературы: церковной, религиозно-философской, искусствоведческой, культурологической, филологической, историко-археологической, документальной, что вызвано сложностью объекта исследования как наиболее «идеального» по сравнению с другими видами средневекового искусства, и его малой изученностью, также во многом объясняющейся спецификой бытия музыки.

Также впервые говорится о значительном вкладе в изучение отечественной певческой традиции писателя, философа, ученого, общественного деятеля и одного из создателей русской музыкальной критики В.Ф. Одоевского, рассматриваются все направления его деятельности в области церковного пения: теоретическая, организационно-практическая, композиторская.

Научная и практическая значимость исследования.

Настоящая диссертационная работа представляет собой одну из попыток освоения нравственно-эстетического, духовно значимого наследия древнерусской музыкальной культуры, сложность и малая известность которого в области философско-эстетической вовлекла в качестве предмета изучения большой объем малоизученной литературы XIX- начала XX веков, непосредственно связанной с этой проблематикой, принадлежащей практически не известным в современной отечественной и зарубежной эстетике авторам. Эти авторы составляют особую плеяду русских православных иереев и духовных деятелей, труды которых относятся не только к церковной, но и к академической традиции, что отразилось и в их социальном статусе (Разумовский, Смоленский, Металлов имели должности профессоров Московской консерватории, в разное время возглавляя кафедру истории церковного пения).

Материалы и полученные выводы диссертационной работы могут быть использованы в вузовских учебниках по культурологии, как правило, недостаточно отражающих русское средневековое наследие, а также при чтении курсов по русской культуре и эстетике, музыкальной эстетике, в разработке спецкурсов, включающих рассмотренные в диссертации проблемы существования и восприятия церковного искусства в наши дни.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав (третья глава имеет три параграфа), заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовно-эстетические основания музыкального искусства Средневековой Руси"

Заключение.

Одна из важнейших задач настоящего времени - новое осмысление традиционных ценностей, что подразумевает как часть этого процесса включение их в сложившийся культурно-эстетический, научный контекст. Освоение явлений православной культуры - иконописи, архитектуры, святоотеческой книжности, богослужебного пения - идет с практической и теоретической сторон. При этом в сфере иконописи и музыки нередки явления, когда монахи-иконописцы или соответственно регенты, композиторы занимаются также и теорией своего вида искусства. В области иконописи выявляется специфика понятий канона, символа, их соотношения с законом, правилом, традицией, архетипом. Регенты церковных хоров некоторых храмов стремятся вернуться к древнему стилю церковного пения, занимаясь расшифровками старинных песнопений, написанием работ, имеющих целью привлечь внимание к мало известной широкой аудитории отечественной музыкальной традиции. Иконопочитание, так же, как и богослужебное пение, неизменно в своих принципах со времен Седьмого вселенского собора. Однако на протяжении всей истории церкви возникали и возникают новые проблемы христианского искусства, поэтому «икона требует богословского осмысления каждой эпохой заново - на ее языке».1

В силу особенностей существования музыки изучение древнерусского певческого искусства особенно трудно. Вместе с тем именно музыка наиболее тесно и непосредственно связана с эмоциональным миром человека, поэтому расширение наших м. сле<р, С"^. гуммы,. представлений о музыкальной сфере, знакомство с древними ладами, по-иному, чем современная музыка, организующими звуковое пространство, использующими музыкальный образ слова, пластический (графический) аспект звука, несомненно представляют собой ценность для человека в любое время. «Музыкальное пространство и музыкальное время, равно как и последующие характеристики музыкального бытия/./ весьма близко напоминают концепцию душевной жизни и ее стихию/./ Музыка оказывается интимнейшим и наиболее адекватным выражением стихии душевной жизни в ее отличии от живой биологической ткани общего жизненного процесса, с одной стороны, и от чисто духовных оформлений и преодолений - с другой».2 Из природы самой музыки проистекает возможность ее использования в качестве эмоциональной, эстетической основы культового служения.

Восприняв от греческой православной церкви импульс к развитию церковного искусства, русские распевщики создали оригинальный свод песнопений, поражающий своим размахом и разветвленностью всех, кто приближается к этому музыкальному и духовному явлению. Претворение на почве национального мелоса греческих, сирийских, болгарских влияний, их усвоение на основе существующих культурных и музыкальных традиций, позволило создать самобытную систему знаменного пения, не имеющую аналогов в музыкальном мире. Подобно древнерусской иконе, церковное пение Средневековой Руси имеет иные, отличные от греко-византийской музыки краски: распевность, мягкий мелодический, но в то же время мужественный, эпический характер,

1 Иерей Николай Чернышев, А Жолондзь. Вопросы современного иконопочитания и иконописания., с.259.

2 Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995, с. 453. лирическое, созерцательное настроение. «Будто здесь - озвученные панцирь и броня, а не просто звенья напевов живой для нас старины. Тут нет низменных, мелковатых и изнеженных чувствований. Тут лирика глубоких испытаний и героической жизненной выносливости и сопротивляемости/./ В них /мелодиях знаменного распева/ если слышится радость, то возвышенно ликующая, «юбиляционная», а если скорбь, то не имеющая ничего общего с нервными страданиями музыки близких нам эпох человечества».1

Каноничность и соборность как устои православной церковной жизни и искусства, питаясь духовной монастырской практикой, очищенным преданием и мудростью старых мастеров индивидуальным вкладом каждого иконописца или распевщики, в свою очередь, направляли религиозное искусство в необходимое для его развития русло, создавая условия для соединения творческих исканий с духовным поиском истины и красоты, исключающих формулу творчества только как самовыражения. Разрушение коренных соборных оснований, складывавшихся на протяжении многих веков, победа социально активного направления в церковной жизни, ставка на внешнее благочестие, чуждое Сергию Радонежскому и его последователям, подточили фундамент русского церковного искусства, сделав его беззащитным перед пришедшей с запада культурой. Архитектурному стилю «московского» или «нарышкинского» барокко соответствовало пение партесное и «фряжская» живопись, где высокое мастерство не подразумевается как элементарное условие принадлежности к своему цеху, а выходит на первый план вместе с эстетической стороной

1 Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 4. М., 1955, с. 71. произведений, которая, начиная со сверкающих строгановских икон, становится самодовлеющей. Внутреннее художество исихазма уступает место красоте внешней, преходящей, «скоротлтимой».

В XIX веке совершается мощный рывок в сторону осознания коренных, традиционных ценностей. Впереди в этом процессе идет отечественная литература, за ней живопись, немного позднее, благодаря Одоевскому и Разумовскому, появляется наука о церковном пении. Хорошо зная западную и отечественную классику, изучив музыкальное искусство со стороны математической, физической, акустической, Одоевский указывал на особую красоту и духовное содержание старинных церковных гласов, связывая вместе со Стасовым будущее развитие музыки именно с ними, а не с современной мажорно-минорной системой с ее правильным «квадратным» ритмом.

Обращение к собственному мелосу создает русскую классическую музыку, берущую свое начало в оперном и инструментальном творчестве М.И. Глинки. Народное, национальное содержание получили развитие в сочинениях композиторов, входящих в кружок М. Балакирева (Римской -Корсаков, Кюи, Бородин и особенно Мусоргский). Помимо духовных композиторов XIX века (Потулов, Турчанинов, Чесноков и др.) интерес к церковной музыке никогда не оставлял П. Чайковского, С. Рахманинова, в наследии которых имеется значительное количество духовных произведений («Литургия Иоанна Златоуста» Чайковского, «Всенощное бдение» Рахманинова), демонстрирующих стремление использовать элементы знаменного распева, передать особый характер русской церковной музыки.

Огромное значение для современного музыкально искусства имеет решение проблемы расшифровки «беспометного» знамени (ХП-ХУ вв.), требующее напряженного совместного труда музыкантов, палеографов, историков музыки, филологов. Сама по себе проблема перевода древнерусских распевов на нотную линейную систему имеет в музыкальной среде немало противников, считающих такие расшифровки «неаутентичными», поскольку в них теряется органическая связь характера напева с приспособленной для него крюковой формой записи. Тем не менее без таких пояснений, использующих современную нотацию, дать какой-либо музыкальный пример из области древнерусского пения в наше время вряд ли возможно. Переводом крюков на церковные квадратные ноты занимался сам Металлов, утверждающий вместе со Смоленским ценность именно знаменной семиографии, ее графического рисунка и посвятивший ей отдельную фундаментальную работу.

Труды представителей русского «религиозно-философского ренессанса», обративших свои творческие искания к ценностям Средневековой Руси, вместе с трудами православного духовенства XIX-XX вв. образуют достаточно прочное основание для изучения древнерусской музыкальной культуры и эстетики. Определенную трудность в использовании работ ученых-священников составляет то, что избранная ими тема, стиль изложения, архаический язык их сочинений сами требуют адаптации и истолкования для включения в широкий научный оборот. Труды Разумовского, Смоленского, Вознесенского, Металлова представляют культурно-историческую, научную и музыкально-эстетическую ценность сами по себе, как образцовые сочинения, проливающие свет на такое полузабытое явление, как знаменное пение, а также говорящие о высокой научной дисциплине их авторов. Разумовскому и особенно Металлову (возможно, в силу его большей музыкальной образованности, композиторского дара) удалось проложить путь, создать некую «модель» исследования такого сложного объекта, каким является древнерусское церковное пение. Вместе с тем Металлов вслед за Одоевским неоднократно указывал на недостаточный исследовательский интерес ученых кругов к знаменному пению, требующего к себе особого подхода, исключающего аналогии с западноевропейской музыкой, поскольку понять знаменный распев можно только изнутри, войдя в его оригинальную систему. Оба исследователя подчеркивали также и то, что русское религиозное искусство, будучи и историей, и основой для будущего развития культуры, представляет собой единый комплекс, поэтому изучать церковное пение следует совместно с иконописью, древнерусской литературой, архитектурой, церковной историей. В связи с этим наилучшие результаты в области изучения отечественной музыкальной традиции получали не просто профессиональные музыканты, а знатоки истории, библиофилы, энциклопедически образованные ученые.

Цель нашего исследования можно считать достигнутой, если, следуя подходу ученых-протоиереев, нам удалось осветить различные ракурсы такого масштабного явления музыкальной культуры, каким было древнерусское православное пение. Наши представления о главных его чертах отразились в структуре работы, в которой на первое место поставлено определение духовных основ церковного пения (постановления Вселенских и поместных соборов, монашеская практика «умной молитвы», становление жанров и способов исполнения церковных песнопений в связи с чином литургии, роль псалмопения в развитии благодатно «слезного дара»), затем определяемые ими эстетические особенности. Это прежде всего связь с богослужебным текстом, его онтологией, диктуемые этой органической связью «нетактовый» или нерегулярный ритм, система распределения формул-архетипов по восьми утвердившимся к VIII веку (Иоанн Дамаскин) гласам, имеющим мелодическую («схема» мелодии у Одоевского) основу, соединение в знамени-знаке начертания (графического образа), названия и технологического музыкального значения.

За пределами работы остались такие требующие отдельного изучения вопросы богослужебной музыки и религиозного искусства в целом, как роль колокольного звона, его происхождение как особого вида музыкального искусства в связи с более широкой проблемой отношения православной эстетики к инструментальной музыке и западным влияниям. Известно, что колокольный звон был вначале воспринят Северной Русью (Новгород, Псков, имеющие традиционные контакты с западной культурой), где развился до особого вида искусства, затем получил распространение на центральных и южных территориях, вобрав в себя особенности местной культуры. Предание о начале использования колоколов в христианском богослужении связывает колокольный звон с именем почитаемого католической традицией святого Павлина.

Отдельный обширный пласт исследований составляют русские духовные стихи, не церковно-канонический, но близкий к церковному пению жанр, сохранившийся во многих старообрядческих центрах и возрождаемый в настоящее время в творчестве отдельных исполнителей вместе с искусством старинного романса.

Кроме того, следует наметить такие линии исследования проблемы древнерусской музыки и связанных с ней вопросов: судьба знаменного пения в связи с церковным расколом и его сохранение и развитие в старообрядческой среде (совместно с изучением старообрядческой книжной традиции); знаменное пение в свете проблемы смены художественных форм в искусстве (влияние внутренних и внешних причин на разрушение знаменной системы); функции знака-знамени в древнерусской музыке; знаменный распев в произведениях русских и современных отечественных и зарубежных композиторов; проблема взаимодействия видов церковного искусства; личность художника в канонических системах.

 

Список научной литературыМещерина, Елена Григорьевна, диссертация по теме "Эстетика"

1. Аверинцев С.С. Между "изъяснением" и "прикровением": туация образа в поэзии Ефрема Сирина // Восточная поэтика: 1ецифика художественного образа. — М.: Наука, 1983. — с. 223-260.

2. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению едневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.: Наука, 1975. — с. 371-397.

3. Адрианова- Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней 'си. М.-Л.: АН СССР, 1947, - 185 с.

4. Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) арца Александра Мезенца (1668-го г.). Издал с объяснениями и »имечаниями Ст. Смоленский. Казань, 1888. 63 с.

5. Аллеманов Дм., свящ. Курс истории русского церковного пения. 2-х ч. Ч. I. — Москва Лейпциг: П. Юргенсон, 1911.— 103 с.

6. Альманах бцблиофила. Вып. 26. Тысячелетие русской сьменной культуры (988- 1988). М.: Книга, 1989.- 255с.

7. Античность и Византия. — М.: Наука, 1975. — 415 с.

8. Арнольд Ю.К. Воспоминания Юрия Арнольда. Вып. III. — M.: А.Левенсон, 1893. — 204 с.

9. Асафьев Б.В. Речевая интонация. — М.-Л.: Музыка, 1965. — 136 с нот. ил.

10. Ю.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Изд. 2— Л.: Музыка, 1971. — 376 с. с нот. ил.

11. П.Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. — 210 с.

12. Балакирев М.А. и Стасов В.В. Переписка. В 2 тт. Т. 1. М.: узыка, 1870. 487с с нот.; т. 2. М.: Музыка, 1971. - 422с. с нот.

13. Безсонов П. Судьба нотных певческих книг // Православноеобозрение. Т. 14. — М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1864. — с. 27-57, 92130.

14. Белоненко A.C. Некоторые методологические принципы современной науки о древнерусской музыке. // Критика и музыкознание. Вып. 1. Л.: Музыка, А.О., 1975. — с. 123-136.

15. Белоненко A.C. Стасов и древнерусская музыка. // «Советская музыка», 1974 №7, с. 64-72.

16. Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность. М.: Сов. композитор, 1962. — 198 с.

17. Библейская энциклопедия. В 2-х кн. Кн. 1-2. Репринт. 1891 г. М.: NB-PRESS • Центурион АПС — 1991. Кн. 1 — 496 с., Кн. 2. — 400 с.

18. Биографии композиторов с IV по XX век с портретами. Иностр. и рус. отделы под ред. А.Ильинского. Польский отдел под ред. Г.Пахульского. — М.: Дурново, 1904. — 968 с.

19. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. М.: ТОО «ИЗАН», 1996. - 312с., ил. 64 с.

20. Божественные гимны Преподобного Симеона Нового Богослова. / Пер. с греческого. — Сергиев Посад: Тип. И.И.Иванова, 1917. —280, III. с.

21. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV- XVIII вв. Л.: Музыка, 1972.-346с.

22. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева: Исследование. — Л.: Музыка, 1984. — 304 е., ил., нот.

23. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. / Сост., вступ. ст., прим. Э. Афанасьева. М.: Худ. Лит., 1990. - 512с.

24. Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика // Прометей, № 16. Историко-биографический. альманах серии "ЖЗЛ". М.: Молодаяардия, 1990, — с.54-99.

25. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII века. — .: Мысль, 1992. — 637, 1. е.: ил.

26. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики.- Киев: 1уть к истине», 1991. 407 с.

27. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. -.¡Искусство, 1987. 288с.

28. Вайгачев СЛ. "Обмирщение"русской духовной культуры XVII ка: Сущность процесса и его социокультурные истоки (К постановке проса) // Актуальные проблемы истории русской культуры: Сб. науч. . АН СССР. М., 1991, с. 41-59.

29. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. — .: Искусство, 1993. — 255 е., ил.

30. Вейдле В.В. Умирание искусства.//Самосознание европейской культуры 20 века. М.: Политиздат, 1991, с. 268-292.

31. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репр. изд.- С.-Птб.: $д. автора, 1899.- 1370 с.

32. Веселовский А.Н. Музыка у славян. //Русский Вестник. Т. 64.: Унив. Тип.(Катков), 1866, с. 97-163.

33. Вознесенский И.И., прот. О современных нам нуждах и цачах русского церковного пения. 2-е изд.- М. Лейпциг - С-Птб. : ргенсон, 1899. — 31 с.

34. Вознесенский И.И., прот. О церковном пении православной »еко-Российской Церкви. Большой Знаменный распев. — Киев : тип. )рчак-Новицкого, 1887. — 206 с.

35. Волкова Е.В. Произведение искусства — предмет гетического анализа. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 288 с.

36. Вугафт С.Г., Ушаков А.Г. Старообрядчество. Лица, предметы, бытия и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь,1996.-316с.

37. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. — М.: Иск-во, 1991. — 367 с.

38. Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1-2. М.: АН СССР, 1989. —217 с.

39. Герцман Е.В. В поисках песнопений Греческой Церкви. Преосвященный Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. — Санкт-Петербург: "Алетейя", 1996. — 227 е., ил.

40. Герцман Е.В. Византийское музыкознание.- Д.: Музыка, 1988.255 с.

41. М.: Унив. типогр., 1899. — 271 с.43 .Горчаков Н. Опыт вокальной или певческой музыки в России.

42. М.: В губ. Типогр. у А. Решетникова, 1808. — 40 с.

43. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Перевод, послесловие и комментарии В.Вениаминова. — М.: Канон, 1995. — 384 с.

44. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. I изд. 2-е. М.: Муз. изд-во, 1960. - 512с.

45. Демин A.C. Русская литература 2-й половины XVII нач. XVIII веков. Новые художественные представления о мире, природе, человеке.- М.: Наука, 1977. — 296 с.

46. Добротолюбие. В русском переводе, дополненное. T. I. Тип.юпод. Иова Почаевского, 1963. — 471 с.

47. Древнерусская певческая культура и книжность. Сб. науч. тр. >ш. 4. Л.: ЛГИТМИК, 1990. — 175, 1. е.: ил., нот. ил.; 22 см.

48. Древняя русская литература. Хрестоматия. М.: Просвещение, 88. - 479 с.

49. Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь. — пр. изд. 1900 г.- М.: Изд. Моск. патриархата, 1993. — 1120 с.

50. Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского // )ДРЛ т. XII.- М.-Л.: Изд. АН СССР, 1956.- с. 340-361.

51. Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского // )ДРЛ т. V. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1947.- с. 159-184.

52. Жизнь и труды святого апостола Павла. Репринт С.-Птб.,1912 г. /1.:Правило веры, 1995. 513с.

53. Жизнь пустынных отцев. Творение пресвитера Руфина. Репр. ¡д.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра: собственная типография, 1898. -9с.

54. Иванов М.М. История музыкального развития России. В 2 тт. Спб.: тип. А.С.Суворина, 1910. — 400 с.

55. Игнатия (Петровская),монахиня. Опыт литургического гословия в трудах русских песнотворцев.// «Альфа и Омега», 1997, 2(13)-М, 1997.-е. 280-316.

56. Игнатьев A.A., свящ. Богослужебное пение Православной сской церкви с конца XVI до начала XVIII века. — Казань, 1916. —300 с.

57. Иконописный подлинник Новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века. — М.: Унив. тип., 1873. — 138 с.

58. Иларион. Слово о Законе и Благодати. — М.: Столица, Скрипторий, 1994. — 146 с.63 .Ильин М.А. К вопросу о природе архитектурного убранства «московского барокко».//Древнерусское искусство XVII века. М.: Наука, 1964.- с. 232-235.

59. Иоанн Лествичник. Малая Лествица Препод. Отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы.- Варшава: Синод. Типогр., 1934. — 154 с.

60. Калашников Л.Ф. Азбука церковного знаменного пения. — М.: "Знаменное пение", 1915. — 90 с.

61. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви. — М.: Изд-во МГУ, 1994. —176 с.

62. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. Т. I. — М.: ТЕРРА, 1997. — 688 с. Т. 2. — М.: ТЕРРА, 1997. — 576 с.

63. Киевопечерский патерик. Репр. изд. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. — 159 с.

64. Киприан (Керн), архим. Золотой век Свято-Отеческой письменности.- М.: «Паломник», 1995.- 177с.

65. Ключевский В.О. Западное влияние в России 17 века. (Историко-психологический очерк). М.: Н. Кушнарев и К°, 1897.-87 с.

66. Ковалев К.П. Бортнянский. М.: Молодая гвардия; Русское слово, 1998.-271 с.

67. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2-х тт. Т. I — Спб.: Тип. императ. академии наук, 1914. — 387 с. Т. II. 1915. — 415 с.

68. Коновалова О.Ф. "Плетение словес" и плетеный орнамент конца XIV в. (К вопросу о соотношении) // Взаимодействие литературыизобразительного искусства в Древней Руси. ТОДРЛ. Т. XXII — М.: 1ука, 1966. —с. 101-111.

69. Красноречие Древней Руси. (XI XVII вв.). — М.: Сов. Россия, 87.-448 с.

70. Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века, ее истинные «чины и цели. В 2 ч. Рига: Древлеправославная Поморская Церковь 1твии, - 1992. ч. 1-194с., ч.2-112с.

71. Кутузов Б.П. Местные центры певческого искусства.// оругвь». Вып. 4.-М.: Изд. храма Спаса Нерукотворного Образа в адрониковом монастыре, 1998. с. 169-187.

72. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. Л.: Искусство, 1983. 160 е., илл.

73. Ларош Г.А. Русская музыкальная литература. Церковное пение 3оссии // «Русский Вестник.» Октябрь. Т. 83. М., 1869. — с. 773-783.

74. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты)./ зторы-сост. Ю.М.Алиханов, В.Б.Никитин, Л.Е.Померанцева. — М.: щ-во МГУ, 1984. — 352 с.

75. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. )бр. текстов, вступ. статья и общая ред. проф. А.С.Дмитриева.- М.: щ-во МГУ, 1980. — 639 с.

76. Литература и искусство в системе культуры. М.: Наука, 1988.1 с.

77. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. — .: Наука, 1979. —357 с.

78. Лозовая И.Е. «Слово от словес плетуще сладкопения».// рменевтика древнерусской литературы XVI нач. XVIII вв. Сб.2.- М.: ЗСССР, 1989. -с. 383-411.

79. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема нона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М.:1. Наука, 1973. —с. 6-15.

80. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525с.- (Мыслители XX века).

81. Лосев А.Ф. Форма. Стиль, Выражение. М.: «Мысль», 1995.944с.

82. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в средневековом искусстве Азии и Африки. — М.: Наука, 1973. — с. 16-22.

83. Лотман Ю.М. Избран, статьи в 3-х т.т. T.I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: "Александра", 1992. — 479 с.

84. Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха / Пер. с греческаго с примечаниями прот. М.И.Хитрова. Изд. 2-е.-Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1915. — 282 с.

85. Львов Ф.П. О пении в России. — С.-Птб.: В тип. вдовы Плюшаръ с сыномъ, 1834. — 67 с.

86. Маггид Д. О древней еврейской музыке и о псалмодии евреев // De Música. Временник отдела истории и теории музыки госуд. ин-та истории иск-в. Вып. 3.- Л., 1927. — с. 140-154.

87. Малышев И.В. Музыкальное произведение: эстетический анализ. Российская академия музыки им. Гнесиных. М., 1999. - 90 с.

88. Мартынов В.И. История богослужебного пения. М.: ВИО ФА, 1994. —238 с.

89. Матхаузерова С. Древнерусские теории искусства слова.-PRAHA, Acta universitatis Carolinae philologica monographia LXIII, 1976. — 145c.

90. Металлов B.M. Очерк истории православного церковного пения в России. Репр. изд. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. — 150 е., Табл.

91. Металлов В.М. Богослужебное пение Русской церкви в период•монгольский. — М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1912. — 378 с.

92. Металлов В.М. Русская симиография. — М.: Изд. Императ. осковского Археологического ин-та им. Имп. Николая II, 1912. — 116

93. Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева.- М.: Синод, т., 1900 — 92 с.

94. Металлов В.М. Синодальные, бывшие патриаршие певчие // чхжая музыкальная газета. М.: 1898. № 10 — с. 845-851; № 11 — с. ■5-950; № 12 — с. 1041-1049.

95. Металлов В.М. О национализме и церковности в русской ■ховной музыке. — М.: "Русская Печатня", 1912. — 15 с.

96. ЮО.Металлов В.М. Очередные задачи в изучении древнерусской геыки // История русской музыки в исследованиях и материалах. Т. I. зд ред. проф. К.А.Кузнецова.- М.: Гос. изд. муз. сектор, 1927. — с. 91I

97. Металлов В.М. Азбука крюкового пения. М.: Синод. Тип., 99. - 130с.

98. Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. Тезисы и клады конференций./Сост. и отв. ред. Владышевская Т.Ф.- М.: Центр, узей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, 1992.- 222с.

99. Музыкальная эстетика Западноевропейского Средневековья и «рождения. /Сост. текстов и вст. ст. В.П.Шестакова. М.: Музыка,1966. —245 с.

100. Юб.Музыкальная эстетика России XI XVIII веков./ Сост. А.И.Рогов. — М.: Музыка, 1974. — 245 с.

101. Неф Карл. История западно-европейской музыки. 2-е изд. — М.: Госмузиздат, 1938. — 304 с.

102. Никита Константинов Добрынин («Пустосвят»). Историко-критический очерк Ив. Румянцева. Серг. Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1916. - 658с. Приложения 385 с.

103. Ю9.Нил Сорский, преподобный. Устав о скитской жизни. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. — 80 с.

104. ПЗ.Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении. — М.: Тип. Бахметьева, 1864. — 31 с.114.0доевский В.Ф. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов.- М.: Изд.Я.О.Орла, 1868. — 27 с.

105. Одоевский В.Ф. Текущая хроника и особые происшествия. Дневник В.Ф.Одоевского, 1859-1869 гг. // Литературное наследство. Т. 22-24. — М.: Журн.-газетное объединение, 1935. — с. 79-308.

106. Одоевский В.Ф. Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения. //Труды Первого Археологического съезда в Москве 1869 г. Т.2. М.: Синод. Тип., 1871, с. 476-480.

107. Одоевский В.Ф. К делу о церковном пении.// «Домашняя беседа.» Вып 27. Спб., 1866.- с. 643-671.

108. И 8.Одоевский В.Ф. Письмо кн. В.Ф. Одоевского к издателю Об конной великорусской музыке. // Калики перехожие. Сборник стихов исследование П. Безсонова. Т.2. Вып. 5.- м.: В тип. Инст. вост. яз., ¡63.- с. I-XI.

109. И 9.Одоевский В.Ф. Материалы по вопросам древнерусских снопений. МГЦММК им. М.И. Глинки. Фонд В.Ф. Одоевского (№ , ед. хр. № 210-225; 344-362 ; 628; 650 и др.120.0зорнов М. Азбука церковного знаменного пения с сложением азбуки демества. (Б.м.) (Б.г.)

110. Памятники литературы и общественной мысли эпохи юдализма. — Новосиб.: Наука, Сибир. отд., 1985. — 256 с.

111. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. >ш. 1-й, содержащий поучения: Луки Жидяты, митроп. Илларюна, зодосия Печерскаго и Кирилла Туровскаго.- Спб.: Изд. журн. Странник", 1894. —200 с.

112. Панкратов A.B. От востока направо. История, культура, временные вопросы старообрядчества. М.: ЦНИЭИуголь, 1996. -0с.

113. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ.: Наука, 1984. — 203 с.

114. Панченко A.M. О русской истории и культуре. СПб.:1. Азбука, 2000. 464 с.129. 129.Пареди Анджело. Святой Амвросий Медиоланский и его время.- Милан: RCS Rizzoli Spa, 1991. — 236 с.

115. Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI XVII веков.: Школы. Центры. Мастера. — Свердловск: Изд. Уральского унив., 1991. - 234 с.

116. Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII веков. Челябинск, 1993. - 337с.

117. Перепелицын П.Д. История музыки в России с древнейших времен и до наших дней. — Спб.: Тов-во М.О.Вольф, 1888. — 282 с.

118. Пожидаева Г. А. Формы изложения демественного многоголосия. // Археографический ежегодник за 1981 г. — М.: Наука, 1982. —с. 122-133.

119. Позов А. Логос — медитация древней церкви. Умное делание.

120. Мюнхен: Тов-во зарубежных писателей, 1964. — 163 с.

121. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. В 12-ти томах. Т. I. Кн. 1-2. — М.: Православная книга, 1991. — 899 с.13 6.Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 тт. Репр. изд. — М.: Концерн. Возрождение, 1992. 2464 с.

122. Поморские ответы Андрея и Семена Денисовых. Книгоиздательство Московского Старообрядческого Братства. М.: Тип. П.П. Рябушинского, /б.г./ - 603с.

123. Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л. : АН СССР. ИРЛИ, 1959.- 390с.

124. Пособие по изучению церковного знаменного пения. / Сост. Е. Григорьев. Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 1992. - 144с.

125. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке.

126. М.: Республика, 1995. — 511 с.

127. Преображенский A.B. Реформа богослужебного пения в толической церкви. — Спб.: Тип. Ю.Штауфа, 1897. — 44 с.

128. Преображенский A.B. Вопрос о единогласном пении в сской церкви в XVII веке // Памятники древней письменности и кусства. CLV.- Спб.: тип. И.М.Скороходова, 1904. —79 с.

129. Преображенский A.B. От униатского канта до православной рувимской.// «Музыкальный современник», 1916, № 6, с. 11-28.

130. Проблемы истории и теории древнерусской музыки: Сб. атей / Сост. A.C. Белоненко. — Л.: Музыка, 1979. — 184 с.

131. Протопопов В.В. Музыка русской литургии. Проблема кличности. — М. : Композитор, 1999. — 200 с.

132. Иб.Пустозерская проза: Сборник. — М.: Моск. рабочий, 1989. —4 с.

133. Разумовский Д.В. Церковное пение в России. В 3-х вып.- М.: ш. Рисъ, 1867-1869. —368 с.

134. Разумовский Д.В. Богослужебное пение православной греко-ссийской церкви. — М.: Тип. О.О.Гербека, 1886. — 172 с.

135. Разумовский Д.В. Патриаршие певчие диаки и поддиаки и сударевы певчие диаки. — М.: Изд. Н.Ф. Финдейзена, 1895. — 92 с.

136. Разумовский Д.В. Музыкальная деятельность князя В.Ф. невского. // В память о князе Владимире Федоровиче Одоевском, седание О-ва любителей российской словесности 13 апреля 1869 г. -.: Тип. «Русскаго», 1869. с.35-42.

137. Разумовский Д.В. Разбор сочинения 3. Дурова «Опыт истории музыки в России». Спб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1885.- 12 с.

138. Разумовский Д.В. О нотных, безлинейных, рукописях церковного знаменного пения. Исследование. Читано в Моск. О-ве любителей духовного просвещения 26 сент. 1863 г. Д. Ч. и

139. Библиотекарем свящ. Д.В. Разумовским. М., 1863.- 110 с.

140. Ранние отцы церкви. Антология. — Брюссель: "Жизнь с Богом", 1988. —734 с.

141. Риман Г. Музыкальный словарь. Пер. с 5-го нем. изд. Б.Юргенсона. Ред. Ю.Энгеля. М.: — Лейпциг, 1901. Спб.: И.Юргенсон, 1901. — 1531 с.

142. Рукописные собрания Д.В.Разумовского и В.Ф .Одоевского и архив Д.В.Разумовского.- М.: Госуд. Б-ка СССР им. Ленина, 1960. — 260 с.

143. Румянцева B.C. Тенденции развития общественного сознания и просвещения в России XVII века./ «Вопросы истории», 1988, №2, с. 26-40.

144. Русские письменные и устные традиции и духовная культура. (По матер, археография, экспедиций МГУ 1966-1980 гг.).- М.: МГУ, 1982. —319 с., 19 ил.

145. Салтыков A.A. О пространственных отношениях в Византийской и древнерусской живописи. // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. —М.: Наука, 1975. — с. 398-413.

146. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991. — 366 с.

147. Сарабьянов В. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария.//Вопросы искусствознания. 1993, № 4, с. 243285.

148. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г.Филимонова. — М.: Унив. тип., 1874. — 435 с.

149. Серов А.Н. Статьи о музыке. В 7 -ми вып. Вып. б./Сост и коммент. Вл. Протопопова.- М.: Музыка, 1990. 343с., ил., нот.

150. Смолич И. Великий старец Нил Сорский. (К истории русскогоарчества).// «Альфа и Омега», 1998, №2(16), с. 164-172.

151. Соколов С.Н. К вопросу о структуре и функции канона в ассической живописи Дальнего Востока. // Проблема канона в 1евнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М.: Наука, 1973. -с. 36-48.

152. Смех в Древней Руси. Лихачев Д.С., Панченко Л.М., Понырко В.- Л.: Наука, 1984. — 295 с.

153. Собрание древних литургий восточных и западных. Вып. 1-2. 1б, 1875. —238 с.

154. Соловецкий Патерик. — М.: Синодальная библиотека, принт, 1991. —219 с.

155. Стасов В.В. Статьи о музыке. В 5-ти вып. Вып. 5-Б дополн. / >ст. и коммент. Вл. Протопопова. — М.: Музыка, 1980. —451 с.

156. Стасов В.В. Собр. соч. 1847-1886. В 4 тт.- С.-Птб.: Тип. М.М. :асюлевича, 1894-1906. Т. 1- 768 с.

157. Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. В 2 тт. Т. 1.: АН СССР, 1962 355с.; т.2. М.: Наука, 1967. - 320с.

158. Стоглав. Собор, бывший в Москве при Великом государе царе великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). — С.-Птб.:кжресенье, 1997. — 287 с.

159. Тарабукин Н.М. Смысл иконы./Вступ. ст. Г.И. Вздорнова и Г. Дунаева. Публ. и подгот. текстов А.Г.Дунаева. М.: Изд. завославного Братства Святителя Филарета Московского, 1999.- 223с.

160. Творения Василия Великаго, архиепископа Кесарии шпадокийския. — М.: В тип. Августа Семена, 1845. — 406 с.

161. Творения Святаго Отца нашего Кирилла, архиепископа грусалимскаго. Огласительныя и тайноводственныя поучения./ Пер. с еческаго. — М.: Синодальная Типография. Репринт, 1900. — 370 с.

162. Толковая Псалтирь с краткими пояснениями Святых Отцев иуказанием порядка чтения псалмов на всякую потребу. М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998.- 592с.

163. Трубачев С. Музыкальный мир П.А.Флоренского. — "Советская музыка", 1988, № 9, с. 99-103.

164. Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии священника П. Флоренского. — "Московская патриархия", 1983, № 5, с. 74-78.

165. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе.- Новосибирск: «Сибирь XXI век», 1991.- 112с.

166. Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений св. отцов и опытных ее делателей. / Сост. Игумен Валаамского монастыря Харитон. Минск: Лучи Софии, 2001.- 302 с.

167. Ундольский В.М. Замечания для Истории церковного пения в России. — М.: Университет. Тип., 1846. — 46 с.

168. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви.-Изд. зап.-европ. экзархата Моск. патриархии, 1989. — 474 с.

169. Успенский Н.Д. Кондаки Св. Романа Сладкопевца // "Богословские труды". М., 1968 — № 4., с. 191 -201.

170. Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971. — 390 с.

171. Успенский Н.Д. Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. I.- М.: Сов. ком., 1972. — с. 128-155.

172. Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке.// «Богословские труды», 1975 -№13, с. 148-171.

173. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). — М.: Прогресс, Гнозис, 1991. — 192 с.

174. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. / Предисл. Д.С. Лихачева

175. A.B. Меня. Коммент. С.С. Бычкова. М.: Московский рабочий, 1990. ->9 с.

176. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. нтология / Сост., общ. ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина. — М.: рогресс, 1993. —400 с.

177. Флоренский П.А. Иконостас. — М.: Иск-во, 1995. —252 с.

178. Флоренский П.А. Столп и Утверждение Истины. В 2 т.т. т. I , II) — М.: Изд-во "Правда", 1990. — 839 с. т. 2 — М.: Изд-во 1равда", 1990. —446 с.

179. Флоренский П.А. Храмовое действо, как синтез искусств // яковец: журнал искусств. —М., 1922. —№ 1, с. 28-32.

180. Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по ;тории и философии искусства и археологии. /Сост. и ред. игумена ндроника (A.C. Трубачева).- М.: Мысль, 2000. 446 с. (Философское юледие).

181. Флоровский Георгий, прот. Восточные Отцы V VIII веков. 2-язд. — М.: "Паломник", 1992. — 260 с.

182. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. — М.: Сов. (мпозитор, 1983 — 374 с.

183. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. — М.: Центр психологии и :ихотерапии, 1991. — 136 с.

184. Христофор. Ключ Знаменной / Публ., пер. М.Бражникова, Никишова. М.: Музыка, 1983. — 295 с.

185. Целиков В.А. Эстетика Нила Сорского // Философско-тетические проблемы древнерусской культуры. Сб. ст. ч. I- М.: ИФ H СССР, 1987. с. 43-67.

186. Чернышев Николай, иерей, Жолондзь А. Вопросы временного иконопочитания и иконописания. // «Альфа и Омега», '97, №2 (13), с. 259-279.

187. Шляпкин И.А. Русская палеография. С.-Птб.:Т-во Голике и А. Вильборгъ, 1913.- 100с.

188. Штаффорд Г. История музыки. Спб.: В Гуттенберговой тип., 1838. —398 с.

189. Щепкин В.Н. Русская палеография.- М.: Наука, 1967. — 224 с.

190. Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: МГУ, 1987. - с. 169-176.203 .Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. Избранные работы. М.: Наука, 1995. — 384 с.

191. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.- М.: Высшая школа, 1977. 224с.

192. Янчук Н.А. Князь В.Ф. Одоевский и его значение в истории русской церковной и народной музыки. — М.: Тип. К.Л.Меньшова, 1906.— 19 с.

193. Wellesz Е. Eastern Element in Western Chant/ Studies in the Early History of Ecclesiastical Music.- Oxford, Boston, 1947.

194. Wellesz E. History of Byzantine Music and Hymnografy.- Oxford,1961.

195. Wellesz E/ Early Christian Music.- L., 1954/

196. Engel K. The music of the most ancient nations, particularly of the Assyrians, Egyptians and Hebreus. N.Y., 1970.

197. Music from the Middle Ages to the Renaissance/ Ed/ by F.W. Sternfeld. L., 1973.

198. The Music of ancient Greece. L., 1978.

199. Music in early Christian literature.- Cambridge, 1987.

200. Music in medieval and early modern Europe.- Cambridge, 1981.