автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Духовно-эстетический потенциал личности и механизм его реализации (на примере рабочей молодежи Узбекистана)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Намазова, Шоира
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Духовно-эстетический потенциал личности и механизм его реализации (на примере рабочей молодежи Узбекистана)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовно-эстетический потенциал личности и механизм его реализации (на примере рабочей молодежи Узбекистана)"

р [-додвцдез НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТШУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА ИМЕНИ И.М.МУМШОВА

2 0 !!:011 1003

На- правах рукописи

НАМАЗОВА ШОИРА

ДУХ0ВШ-ЗСТЕТШ5СНИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (на.примера рабочей молодежи Узбекистана)

09.00.01 - Социальная философия

А ВТО Р В Ф 1Г Р А Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Таске н? - 1993

Работа выло лаг на в отдела Иробйы человека и культу ш Института философия и права ш.Мушнова И.М. АН Республика • Узбекистан.

Научный руководитель — доктор философских наук, ■

профессор - ШАЙЮВА Х.А.

Офяциальше оппоненты - доктор философских наук,

профессор - АБВУЛЛАЕВ И.А. ■

кандидат философских шук, доцент Л2УМАЕВ Р.З.

Ведущая организация - Ташкентский Государственный институт искусств иы.Ы.Уйгура.

Запита состоится ____ СС^СХЛ^ г 1993 г. в {Н^ ча-

сов на заседании специализированного совета Л 015.03.22. по защите диссертаций ва соискание ученой степени доктора наук в Институте философии и права ш. И.М.Мушнова АН Республики Узбекистан. (700Г70, Ташкент - Г70, ул.Муминова, 9).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН !Уз. (700170, ул.Мумзнова, 13).

-Автореферат разослав

„д: /и^к 1993 года

Ученый секретарь специализирсванного совета , I АЛшО'ЛОВ Х.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕР-ТСША РАБОТЫ

Актуальность темы исслвдаванда. Происходящий в вашем общества революционные процессы охватывают все сферы жизнедеятельности населания, в том числе и сферу эстетического. Становится очввидным, что без коренного изменения духовной аиз-ни общества, без перелома в общественном сознании, без повышения духовно-эстетического потенциала личности решить поставленные самой жизнью задачи невозможно. Духовно-эстетическая культура и Боепитание превращаются в социальную ввобходимость, становятся не только целью, но и условием осуществления обновления, становления и развития демократического общества во всех суверенных независимых республиках.

Осознание этой социальной' необходимом и особенно важно в отношении молодежи, подрастающего поколения. Кризис, который отхватил практически все сферы жизнедеятельности наших людей, особенно остро ощущается молодежь®, и выход аз него осложняется недостатком общей культуры, неразвитостью духовно-эстетического потЕЕвиала общества и личности..3 условиях тоталитарной системы осуществление проблем духовности под единой хпггикой и идеологией, привело к. плачевный итогам, глубокой '¡ег/манизации и деградации людей, особенно молодежи, к признанию абстрактных и искусственшх пухоЕНО-эстетических ценностей за ястиннне, объективные и справедлаше, т.е. СЬли вытеснены из нашей жизни подлинные общечеловеческие и национальные ценности .духовного быта. Сегодня становится ясным, что успех радикального преобразования общества невозможен'без глубокого изменения духовно-эстетических условий человеческого бытия ,чбез выработки целенаправленной гуманистической политики цивилизации.

Как указывает Президент Республики Узбекистан Я.А.Каримов, одним из четырех устоев ее обновления я развития является "свободная реализация человеком своего потенциала", и зто касается особенно молодежи, с которой начинается "постизвнга духовности"1.

* Каримов Й.А- Узбекистан, свой путь обновления я прогресса. -Ташкент, 1992, -с-60,67.

я

Зтсй? радакалх-гг,;; додхэд к исследованию преоеразутаигося сегодня общества, его духовно-эстетического бытия является наобходишм как с позиций теоретического осмысления переломных этапов развития общества, так и с позиций практической реализация политики духовно-эстетического Боепитания людей и прежде всего - молодежи. Целенаправленное, систематическое воздействие, ш духовно-нравственные, эстетические оснсвы жизни молодого поколения должно способствовать успешному проведению радикальных реформ. В связи с этим предстоит переосмыслить многие догматические положения, например, об автоматическом росте духовно-эстетического потенциала общества, реально ош нить достигнутое ; отказаться от абстрактных суждений, схоластического теоретизирования, приблизить теорию к потребностям практики развития общества. Конкретно определить механизм реализации эстетической культуры у молодежи в условиях независимости республики.

Одной, из проблем, выдвагаешх на передний план научного анализа, является проблема формирования и развития духовно-эстетического потенциала молодых рабочих.

Наряду с вышеуказанными факторами, особый урон духовно-эстетическому потенциалу рабочей молодежи наших республик, в том числе Узбекистана, нанесли недостатки национальной политики, проводимой в стране в прошлом. В частности, исходя из искаженного толкования характера интернационализации рвбочзго класса у нас в той или иной степени осуществлялся сознательный и бессознательный отрыв его от национальных духовных традиций, национального художественно-эстетического наследия, традиционных форм духовности и даже своего родного языка.

К тоыу же в Узбекистане, ориентированном на преимущественно аграрно-сырьевое и зависимое в промышленном отношении развитие, полиение осложнялось и тем, что по существу не уделялось серьезного внишниз вопросам подготовки высококвалифицированных национальных кадров рабочей молодежи. Все это способствовало еде большему понижению духовно-эстетического потенциала нашей молодежи. Вопросы становления рабочих кадров в республике Узбекистан, и прежде всего из лиц коренных национальностей, являются многошвновыми, охватывают широкий круг факторов национально-этнографичарнэго, • экономического, социального, психологического» духовно-эстетического характера. Вчерашние сельские школкшшс» попадая в непри-

вычную социально-бытовую и культурную среду, цуддаются в особо продуманной политике духовно-эстетического образования и воспитания. Естественно, что такая концепция может быть выработана только на основе подлинно научного, комплексного анализа особенностей и факторов формирования духовно-эстетического потенциала рабочей молодежи, всесторонней оценки уровня его реального развития в нашей республике.

Степень разработанности проблемы. Проблем* духовно-эстетического развития, являясь актуальными для социальной практики, привлекают активное внигениг исследователей. Благодаря усилиям таких авторов, как Л.А.Волович, В.Я.Волков, П.Й.Гаврв-люк, А.Г.Егоров, А.Ф.Еремеев, Л.А.Зеленов, М.Л.Злотина, В.П. Кротус, Ю.А.Лукин, А.В.Пирадов, А.К.Скатерщиков, У.Ф.Суна и другие, имеются разнообразше обстоятельные исследования, в которых рассматриваются многогранные аспекты проблематики духовно-эстетического бытия. Научные исследования данных авторов посвящены анализу различных аспектов функционированет и развития многообразных сфер культуры, культуры как целостного явления, ее содержательных и форшльных характеристик, а также рассмотрению социально-экономических, идеологических оонов процесса вза шло действия культур, эстетической культуры в частности. Существенный вклад в анализ этих проблем внесли ученые Узбекистана: М.А.Абдуллаев, А.К.Валаев, Л.А.Ислаиоза, Х.Каря-мов, З.Л.Подольская, Х.П.Пулатов. Е.Т.Туленов, О.П.Уь^рзакова, М.М.Хайруллаев, Х.А.Шайхоза, С.Ш.Шерыухаыедов, Г.Ширкатова, Э.В.Осупов и др.1

В философской литературе имеется ряд работ, посвященных молодежной проблештике. Это - труды Василеску Г.Я., Козлова H.A., Ярской Е.Р., Сохань Л.В., Когана Л.Н. и др.2 В исследованиях конкретизируется общая методология анализа предмета эстетики, ее транс$оруация в методику эстетико-социологического исследования молодежи, дается комплексная оценка важнейших

1 Более подробный обзор трудов вышеуказанных авторов о указанием на их конкретные труды приводится в диссертации.

2 Василеску Г.Я. Эстетический портрет юлодеки - Кишинев, Шти-янна, 1938. Козлова H.A., Ярская Е.Р. Эстетическая культура •/элодежи // Культура чолодежи. - Саратов, 1933.Сохань Л.а. ''нтедлехг.-альный потенциал личности. "осква,-1933. КогаЕ Л.Н. "•чультупз творчество tacc. - Свэрдлозск, 1§7о.

компонентов эстетической культуры шлодого человека в их взаимосвязи и взаимозависимости, с позиции единства теоретического и цршсладного подходов к рассматривавши вопросам.

В рамках эстетических исследований, проводимых учеными нашей республики, большое внимание было уделено анализу проблем духовно-эстетической культуш икольнякоз, в частности в работах С.Х.Файзулиной, С.К.Аннацуратова и др.^ и в значительно меньшей мере - вопросам духовно-эстетического потенциала рабочей шло-дежи.

В целом, цроблеш духовно-эстетического потенциала личности еще es стала объектом специального изучения, хотя интерес к ней ученых, заниттггцихся различными аспектами эстетической проблематики, значительно возрос; есть все основания полагать, что в настоящее время цроисходит ее интенсивное научное осшсление. Однако в научной литературе до сих пор еще не раскрыто содергзние понятия "духовно-эстетический потенциал", нз опредалвн его статус в системе философских категорий. Это объясняется не только отсутствием должной ясности в понимании эстетического и общей слабой разработкой философских категорий с учетам современного уровня знаний, но такте известной оторванностью многих теоретических исследований от реальных сложных и противоречивых процессов развития духовно-эстетического потенциала. Вместе с тем,, следует отметить наличие значительного "теоретического и практического матерела, кото-рай создает необходимый фундамент для разработки цроблеш ду--ховно-эстетического потенциала.

-Специфика подхода, предпринятого в исследовании. На современном этапе развития вашей философской науки становится ясно, что эстетика в рамках собственного предмета не дает разрешения проблем сущности духовно-эстетического потенциала, специфики его формирования и развития, не выходя на общефилософский уровень анализа данного социального явления. Поэтому научная разработка проблема духовно-эстетического потенциала предполагает необходимое использование различных аспектов философского анализа.

..В гносеологическом плане определяются методологические и

мировоззоенческие позиции, совокупность принципов и методов

^ С.К.Аннаьуратсва. Хтдокественно-рстеткческОЁ Боепитание школьников Узбекистана. Ташкент. Изд-во "ФАН", I9SI. С.Х.Файзулина. Эстетическое воспитание учащисся. Ташкент, "Укитувчи", 1Э31Гс

анализа, из кото£ых наиболвз полно используются принципы объективности, системности, обращенности к практике и др.

С другой стороны, духовно-эстетичвское содержание человеческого отношения к миру, выраженное в предметно-практической, преобразовательной деятельности лпдей, составляет онтологическое содержание в исследовании духовно-эстетического потенциала. Онтологический аспект в изучении проблемы необходим не только для опредвлвния его объективной основы; но и для преодоления психологизаторекого или любого другого одностороннего подхода.

Другое■обоснование постановки проблема исследования духовно-эстетического потенциала в онтологическом плане заключается в том. что духовно-эстетическое как форма развития человеческого имеет и реальное бытие. Материальные и духовные стороны духовно-эстетического потенциала в.обществе выступают в определенном единстве ,. когда материальная жизнь включает в себя духовные эстетические. элементы как средство выражения материального, а духовная (худоюзствннно-эстетическая) жизнь осуществляется через материальное. В диалектике материальных и духовных элементов в эстетической жизни общества проявляются сложность этого социального образования, неразрывная связь духовной и Штернальной сторон в жизнедеятельности людей.

Специфика примененного в данном исследования социологического, аспекта позволяет осуществить анализ духовно-эстетического потенциала с точки зрения его реального существования. В.отличие от гносеологического подхода, позволяющего исследовать структурные элементы духовно-эстетического потенциала с точки зрения их единства и! различий, социологический плав реализует возможность исследования взаиглосвязи субъективного и объективного, ютериального и идеального в духовно-эстетическом. Такой анализ необходам для исключения абсолютизации объективного или субъективного в духовно-эстетическом потенциал.

Цель диссертационного исследования состоит в выявления категориального содержания понятия "духовно-эстетический потенциал личности", а также разработке его концептуальной основы, анализе теоретических и практических проблем формирования и реализации духовно-эстетических потенций рабочей мзло-дежи, особенностей, этого процесса в Узбекистана:

Для реализаций поегазланной цела а диссертации еыдвигаются следующие основные задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологические подхода к исследованию понятия "духовно-эстетичвский потенциал личности", выявить его структуру и место в системе философского знания.

2. Исследовать основные характеристики духов но-эстетического потенциала как общественного явления на базе теоретического философского анализа.

3'. Исследовать и определить уровни духовно-эстетичвского развития современной рабочей молодежи, состояние основных компонентов ее эстетического потенциала, рассмотреть существующие между этими компонентами связи и зависимости.

4. Определить пути развития и реализации духовно-эстети-с кого потенциала рабочей молодежи в условиях суверенного развития республики Узбекистан.

Объектом исследования являются молодые рабочие ряда профтехучилищ, а так же промышленных предприятий Республики Узбекистан, что определяется спецификой сощально-демографиявской ситуации в республике, относительно малочисленной представленностью рабочего класса в структуре общественного производства и значительными перспективами его развитая с приобретением подливной независимости и самостоятельности Узбекистана.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследсвашя являются диалектике-материалистическая методология исслвдавашя духовного бытия, практической роли и значения духовно-эстетических детерминант 'деятельности субъекта исторического процесса—

В исследовании использовались современные концептуально-теоретические достижения в области философии, социологии, эстетики,, связанные, с анализом явлений общественной жизни с точки зрения их духовно-эстетического содержания.

Научная нсвизна диссертационного исследования состоит, прежде всего, в саюм подхода к анализу избранной темы, направленном на осшсленив аущности духовно-эстетического потенциала, • особенностей его -проявления в социальных группах рабочей молодежи в региональных условиях Республики Узбекистан. Впервые комплексно рассматривается взаимодействие важнейших элементов духовно-эстетического потенщсааа работай молодежи ^ анализиру-

бтся философские аспекты механизш формирования и реализации ее духовно-зстетическихл потенций.

Теоретическая и практическая значимость исследования ооо-тоит в том, что содержащиеся в диссертации положения и выводы ютут быть использованы в ходе дальнейшего анализа проблем эстетической культуры, а также найти применение в процвссе теоретического обоснования и поиска практических путей осуществления преобразований некоторых, сторон жизнедеятельности нашего общества, призванной устранить искусственные преграда полное и всестороннему выявлении и развитию творческих дарований человека. Полу-ченше в диссертации обобщения и выводы могут быть использованы при разработке, гомплзксной программы по эстетическому воспитанию молодежи, оптимизации этого процесса в Узбекистане, а также в преподавании курса "Социальная философия" по темам: "Проблеш человека в философии", "Сознание", "Культура и цивилизация"; по курсу "Основы эстетики".

Источниковедческой базой исследования послужили большой статистический и факги<Еский штериал, штеркалы периодической печати, а также результата проведенных автором социологических исследований. Зсего было опрошено около 2000 человек, из них 750 учащихся ряда ШУ г.г. Ташкента 35, 36, 37, 40), Бухары 7, 25) и 1250 молодых рабочих промышленных предприятий Г.Г.Ташкента и Салвркащш.

Структура диссертации включает в себя Введение, две гдавы. Заключение и список использозанной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются выбор теш, ее актуальность, дается краткая характеристика состояния ее разработанности, определяются цель и конкретные задачи исследования, рас1фываются исходные методологические и теоретические принципы анализа, научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава - "Методологические предпосылки и категориальные основы исследования сущности духовно-эстетического потенциала" - посвящена системно-концептуально^ анализу содержания этого податия.В ней раскрываются общем8тодологические подходы к исследованию проблем* духовно-эстетического потен-

циала, дозволяющие дать философы»-социологическую и духовно-психологическую интерпретацию процессам его формирования и реализации.

В первом параграфе - "Категориальное содержание понятна "потенциал" в обществозвании" - речь идет, о философской сущности родового понятия "потенциал", анализируются эвристические возможности его общенаучного содержания.

Поштие общественного потенциала (экономического, духовного, нравственного, эстетического и т.д.) приобрело за последнее время особую актуальность и не случайно многогранно представлено в материалах наших высших органов власти, в научной и популярной общественно-политической литературе. Причиной широкого обращения к данному понятию, всевозрастающего интереса к нему является, видимо, его актуальное звучание в современных исторических условиях развития нашего общества, необходимость преодоления вульгарно-материалистического и связанного с ним абстрактно-идеалистического понимания деятельного начала общественного бытия.

Термин "потенциал" образован аг латинского слова ' означающего I) возможность, 2) мощность. Возможность - одна из важнейших категорий штериалистичаской диалектики, связанная с осмыслением перспектив развития природа, общества и познания. Бывшее прежде возможным лишь в потенции при определенных условиях становится действительным, осуществленным. Действительность есть развившаяся, осуществленная, реализованная возмэж-' ность. В цроцессе развития какого-либо явления в действительность южет превратиться лишь то, что пока находится "в себе" -в потенции, еще не развито, еще не развернуто, т.е. возможность, которая "в себе самой имеет свою действительность..."*.

В соответствии с этим не каждая возможность может превратиться в действительность. Возможность, которая противоречит объективным условиям, формальна, равнозначна невозможности. Например, пропагандировавшееся десятилетиями нашими идеологами советское общество как общество, обеспечивающее условия для всестороннего развития личности, на самом деле оказалось обществом кмущэственког ползризации и уравниловки, обществом, формирующим "сегые" личности. В то же врег.я не всякая дейстнитель-

1 Ленин В.И. Поли.собр.соз., -Т,29. -С.130.

ность "действительна" в такой степени, чтобы о ней можно говорить как о развившейся, полностью-сформировавшейся реальности или о реальности, которая имеет будущее. Общественные отношения, сложившиеся в процессе становления и упрочения иэмандно-административной системы, являются наглядным примером такой реальности, не имеющей исторической перспективы.

В связи с этим в особо трагичесюм положении оказались многие наши республики, бывшие' в. прошлом колониями вдрской ■ России, в том числе Узбекистан, которые не смогли достаточно полно реализовать и использовать в интересах народов свэй ог-' ромный природный и накопленный тысячелетиями .духовный потенциал и остались по существу сырьевой базой центра, оказались отчужденными от значительной чзстя своих духовно-эстетических це нностей.

Оба значения слова "потенциал" тесно'взаимосвязаны: возможности, которыми располагает явление, - это основа, залог будущего данного явления; показателями его развившейся реальности шступают его мощность, действительше возможности дальнейшего развития. Не все то,, что сегодня существует и кажется устойчивым, несокрушшм, имеет будущее-, ибо оно не имеет возможности стать будущей действительностью. И наоборот, то, что ¡□не'находятся в зачатке, на низшей стадии развития, завтра утвердится как действительность и будет набирать силу, поскольку обладает мощными-реальными возможностями' - резервами, ресурсами, запасами сил, способностями. Возможности и их реализация становятся в известном смысле показателями жизненнос-т:г и перспективности того или иного явления, основными критериями сравнения настоящего и будущего состояний.'

Далее дается анализ понятия "потенциал" сквозь призму трех уровней сеязей и отношений:

а) отражающих.прошлое. а контексте которых потеншал представляет собой устойчг-уп совокупность наличных свойств, накопленных системой з процессе ее становления и обусловливающих способность (возможность)' сястеш к оптимальному функционировав7: и развитию;

б) репрезентирующих настоящее и заставляющих дедать ая-Пйнт на процессе актуализации наличных способностей, ях практического применения и деятельного использования;

в) ориентированных на будущее, когда а процессе культур-

но-Естор2ч.°ской деятзльностя не только реализуются наяичше способности, переходя пз Елртуальнсй формы бытия в актуальную, но и рождаются новые творческие силы и возможности,-

■Логика исследования потребовала выяснения взаимосвязей повятий "мера" и "потенциал", рассмотрения нормативного подхода к данному термину, шделения структурных элементов производного пошзтия "социальный потенщал".

Второй параграф - "Доштие духовно-эстетического потенциала личности в системе философского знания" начинается с попытки рассмотрения встречающихся в литературе определений эстетической культуры, без соответствующего осмысления которой ев может быть исследовано содержание категории "духовно-эстетический потенциал личности" как одной из важнейших характеристик деятельного способа существования человека в мире. Рассмотрение существующих тенденций в трактовке эстетической культуры позволило уточнить эе формулировку как единства чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессе преобразования &тйя по законам красоты.

Уточненное понимание сущности эстетической культур! составляет содерзательную основу для интерпретации сопряженного с ним понятия "духовно-эстетический'потенциал личности". Различие между этими двумя понятиями состоит на наш взгляд, в тем, что в первом случае акцент делается на актуализированшх ду-хоено-эстетических качествах личности; во втором - еа потенциальных, т.е. либо перспективных, либо попросту "неза.цейст-вованных" духовно-эстетических возможностях личности. Поскольку в своем реальном функционировании и те и другие качественные характеристики личности тесно взачшеш заны, грань между двумя понятиями сказывается весьма подвижной, что шзволзет использовать их как взаимэдополвзющиа друг друга.

По свое^с. содержанию и структуре духовно-эстетический потенциал действительно есть многомерное образование, не сводимое ни к отдельным составляющим ее компонентам, ни к какому-либо их абстрактно^ единству или простой совокупности. Исходя из уже достигнутого в этом вопросе другими авторам^ и 'стремления по возможности цродвинуть его решение далее, придать ему большую ясность и определенную системность, былвы-

1 Суна У.Ф., Егоров А.Г., Лукин Ю.А., Василаску Г.Я.

- П

делен в структуре дуяэвно-эстеъического потенциала целый ряд основных структурных компонентов .В самом общем приближении можно сказать, что духовно-эстетический потенциал человека есть единство по крайней мере трех основных частей: духовно- ' эстетических чувств и эмоций как исходных компонентов и основы эстетического сознания, всей эстетической кулыуры человека; знаний, являющихся фундаментом эстетических взглядов и убеждений; умений, развитых способностей и творческих навыков, необходимых для проявления, развертывания эстетических моментов, аспектов во всех видах и формах деятельностз. Состоящий из этих оснозных частей эстетический потенциал находит свое конкретное выражение во всех сферах человашской жизнедеятельности, каждая из которых также имеет, свои эстетические проявления.

В своей специфической, исходной, внутренне ему присущей основе духовно-эстетический потенциал есть выработанное в процессе исторической эволщии и обогащензое многовековым опытом людей стремление к красоте, которая несглотря на трудности и противоречия общественного развития в различных фортх и с разной интенсивностью и результативностью пробивает себе дорогу и проявляется в жизненных делах и поступках индивидуума, во всей жизнедеятельности людей, социальных групп, классов, народов, наций,, обществ, целых исторических эпох. Этот подход, на ваш взгляд, вырехает сущность Целостного духовно-эстетического от-нощния человека к миру, сущность, которая действительно едина и реализуется зо всех сферах яизведеятельности человека.

Исследование .духовно-эстетического потенциала предполагает рассштрениз данного феномена не только в горизонтальном, но и вертикальном изображении. Последнее вычленяет структуру духовно-эстетического потенциала по субъекту, в силу чего (ложно говорить о потенциале всей страны, региона, нации, определенного класса, социальной или демографической группы, слоя, индивида. В любом исследовании цукно различать "духовно-эстетический потенциал общества", "духовно-эстетитский потенциал социальной группы", "духовно-эстетический потенциал личности".

Взаимосвязь духовно-эстетического потенциала социальной группы и уровня духовно-эстетического потенциала каждого ее члена раскрывается чврез диалектику общего и.единичного. Уровень духовно-эстетического потенциала социальной группы складывается из духовно-эстетического потенциала входящих в Еее людей.

Однако механическое суммирование не дает представление об духовно-эстетическом потенциале группы, который включает в себя лишь основное, существенное, что характеризует приоб-" щение потенциала отдельной личности к потенциал общества. Кроме того, в духовно-эстетическом потенциалв группы ведущую роль играют группозыв ценностные ориентации, потребности, идеалы и установки.

Духовно-эстетичЕский потенциал личности, социальной группы или класса по сравнению с потенциалом общества, нации менее широк, более ограничен в пространстве и времени. Кроме того, потенциал субъекта, социальной группы вторичен по отношению к ду-ховно-эстетическощ потенциал общества и во многом определяется им, хотя и личность лграет в этом црсцессе весьма активную роль, что до сих пор недостаточно учитывалось в наших исследованиях. -

Третий параграф - "Духовно-эстетический потенциал рабочей молодежи: структура и методика исследования" - посвящен'теоретическому анализу духовно-эстетического потенциала рабочей молодежи как определенной систеш. При этом весьма важно было выявить, какие именно элементы, факторы, причинные сеязи образуют данную систему, какие из них прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, главные и второстепенные, производные и т.д. Следует,подчеркнуть, что эта система, саш теоретическая мзде ль, хотя и отражают в общих чертах изучаемое социальное явление, все же в известной степени есть-абстракция, упрощение, необходимые в целях анализа.

Чтобы выявить далее специфику и пути приобщения рабочей молодежи к общественной эстетической 13т ль туре, затем проанализировать основные конкретно-социологические черты ее социально-эстетического портрета, необходимо конкретизировать предмет (на .этой основе уточнить модель) исследования. Идя по данному пути и основываясь при этом на выполнении основных требований метода свстемно-стхукгурного анализа, автор отметает, что на уровне общего духовно-эстетического потенциала, целостного и единого для всего общества, нации, всех компонентов, классов, групп, духовно-эстетический потенциал молодежи (рабочей юло-дежи в том числе) есть одна из его частей. Но в то же время он имеет свои особенности, свою относительную самостоятельность. Это ж позволяет подойти к дгхорно-эстетичэскаьс готеп-

циаду молодежи, в частности к работай, как. самостоятельному зредмету анализа.

Будучи таковым, духовно-эстетический потенциал рабочей молодежи теперь рассматривается как некое целое, которое со-гоит из определенных частей, элементов, образующих своп сио-гему, и имеет конкретную структуру. Подобное представление злужит боже ели менее цриблизетльной моделью для объекта чанного исследования. В этой слуве духовно-эстетический по-генпиал рабочей молодежи будет характеризоваться уже не внешними связями с другими элементами социального целого, то есть 5 эстетической культурой общества (хотя эти связи следует иметь в виду и так или иначе B03Bpá:riaTbcH к ним), а внутренними взаимэсвязямл образующих его компонентов.

Исходя из предложенной теоретической концепции, общей модели структуру и содержания эстетиФско]* ;гультуры лечеостя, а гакже из модели процесса ее формирования и развития, построена общая модель духовно-эстетического потг-;циала рабочей №-лодекз, отражающая его стхуктуру, и сформирована основные положения, определяющие эту структуру и отчасти процесс формирования и функционирования духовно-эстетического потенциала moco дежи.

Сформированный первоначальный деховно-эстетичэский потен-диал мзлодзжи через развитие стремления к красоте и реализз-1ию проявляется в основных сферах жизни и деятельности моло-1ежи. Здесь необходимо разграничить три основных элемента -это труд (прежде всего духовно-эстетические аспекта в трудовой деятельности молодежи, эстетическое отношение и эстетическое творчество в труде), художественно-эстетическая сфера (худогзственно-эстетичзская культура молодежи, культура восприятия искусства, участие в созидании художественных ценностей, то есть художественное творчество), эстетика повседневной жизни - эстетические аспекты ы быту, поведении, общения (имеется в вицу общение со сверстниками, с природой ?г?к очень важной составной частью эстетической культура и т.д.), культура чувственно-эмоциональной жизни. Между этими сферами существует определенная взаимосвязь. .

Выделенные основные сферы проявления духовво-эзтетичес-кс5 sktücSOcte ьолодеш тжно считать необходимым и в то гз Ерем? достаточными для того, чго<й представить строе яке ак-

тивно-созидательной стороны духовно-эстетического потенциала молодежи и на этой основе конкретно изучить те срезы, проблемы в области общественной эстетической культуры, которые принято называть молодежными, представить основные черты оэвдаль-но-эстетического портрета рабочей молодежи.

Вторая глава диссертационного исследования - "Уровень эс-тети"£ского потенциала рабочей молодежи и пути его развития" -- посвящена анализу конкретных элементов эстетического потенциала мэлодых .рабочих. Первый параграф - "Творческие аспекты трудовой деятельности как основы формирован® духовно-эстетического потенциала рабочей юлодежи" - начинается с рассмотрения духовно-эстетических аспектов трудовой деятельности.

Диалектика труда и эстетической культуры, трудового и духовно-эстетического развития человека есть взаимодействие, в котором не только высший по сравнению с прошлым эпохами тип культуры труда в решающей степени способствует духовно-эсте-твческоцу развитию людей. Но и оно, в свою очередь, сказывается на изменении характера и содержания труда, отношения к труду и таким образш может и должно сегодня стать одним из важных духовно-эстетических факторов реализации задач развития суверенных республик, в частности Узбекистана, необходимости тесного совмещениз цроблем .дальнейшего количественного и качественного роста национальных кадров рабочей юлодежи и повышение их духовно-эстетического потенциала.

Это все объясняет огромную социально-личностцую важность вопросов культуры труда. Длз молодежи, только включапцейся в трудовую деятельность, решение вопросов культуры труда и духовно-эстетической культурк имеет жизненно важное практическое значение особенно в условиях рыночной экономики, которая призвана способствовать оптимизации взаимосвязи личных л общественных интересов в процессе труда, тому, чтойг труд, будучи творческим, созидательным, шсокосозвательным, приносил человеку не только материальное, но и моральное и эстетифс-кое удовлетворение, а обществу - пользу, прирзщеапе материальных и духовных богатств.

В литературе показателю эстетически-творческого отношения к труду, цриыеняеьнм здесь индикаторам дается различное количественное обоснование. Как это вытекает иэ марксовой трактовки истинной природы и сущности человзчзского труда, а также из

ряда современных представлений., эстетическую сторону труда можно рассматривать как очень важный аспект, составную "всть эстетической потенции субъекта труда, как нацеленность на преодолвние устарениях форм, старых утнастроений, привычек, на сознательное выполнение своего долга, как ориентацию на то, что сам человек может гуманизировать собственный труд, все aro компоненты, чтобы украсить его, проявить здесь всю мару эстетической подготовленности и воспитанности (включая все элементы структур* духовно-эстетического потенциала, творчество и т.д.). Эти моменты очень важны в нынешних условшх-перестройки и должны учитываться при интерпретации дузовно-эстети'еа-кого отношения к трупу. В этсм-плане необходимо анализировать также я пути дальнейшего эстетического насыдзния трудовой деятельности, в том числа выяснить мнение самой рабочей молодежи.

Для характеристики, духовно-эстетической составляющей труда рассматривалось также очень важное поачтиз "эстетичвское отношение человека к труду". • ; .

В контексте принятого в работе подхода к изучвнжо духовно-эстетического потенциала рабочей молодежи целесообразно обратить внимание, зо-яерЕЫХ, на специфику проявления и реализации стремления рабочей молодежи к красота в своей трудовой деятельности, степень проявления сфоршрованного первоначального эстетического потенциала ко до дежи в труде, некоторых его основных компонентов, во-вторых, па объективные факторы, основы, пути дальнейшего эстетического яасызвния трудовой деятельности рабочвй молодежи и рост на этой базе всего ее духоеяо-эстетического потенциала.

(■

В целях конкретного анализа духовно-эстети'вского потенциала рабочей молодежи в сфере ее трудовой деятельности яама было проведено социологично из е обследование ряда прошшле н:-нх предприятий г.Тапкента и г.Самарканда (ЗБИ -i 2 RIO Тзстрой-конструкция", ТТЗ, завода "Тал авт ода тика", а также ПТУ J 7, J6 28 г. Бухары и JBS 35, 36,37, 40 г. Ташкента).

Одна из основных задач обследовании состояла в выявлении причин, факторов, влияющих на творческий характер з эстетическую значимость труда и способных их повысить. Нас интересовало, насколько у молодых рабочих развиты такие компоненты эстетического потенциала человека, как осназазные на опыте я знаниях эстетическое уме нив, на ¡нет , способности, мастерство

и т.д., считают ли они сбой труд творческим, то есть свободны ли они в труде, имеют да они возможность реализовать этот потенциал, чго-^о изменить в условиях, процессе и результатах труда, предложить навоз, сделать изобретение, рационализаторское предложение и т.д.

Полученные результаты свидетельствуют о весьма низком уровне духовно-эстетического потенциала трудовой активности будущих рабочих. НегаТгвяые явления в сфере трудовой деятельности, отношения молодежи к труду, культуре и мотивации труда обуслсвлены во многом игнорированием роли эстетических факторов, эстетического развития человека для формирования у него сознательного, творческого отношения к труду. Существенную роль сыграла и существовавшая командно-административная система хозяйствования, являвшаяся преградой, тормозом на пути творческого, йзициативного, личностного отношения к труду.

Очевидно, что негативные явления в сфере трудовой деятельности, отношения молодежи, к труду, культуры и мотивации труда имели и::имеют место также из-за того, что предавались забвению,. а во многих случаях по существу игнорировалась роль эстетических факторов, эстетическое развитие человека для формирования у него сознательного отношения к труду. Между тем эстетическое развитие человека жизненно важно для формирования у него творческого, инициативного, предприимчивого отношения к трудг.

Важнейшей сферой жизнедеятельности молодежи, оказывающей детерминирующее воздействие на ее духовно-эстетический потенциал, является сфера свободного времени, досуга, отдыха. От того, как используется свободное вреья, чем оно заполнено, каким воспитательным целям оно служит, зависит очень многое в социально-нравственном, ^льтурво-эстетическом облике личности. В этой связи во втором параграфе - "Региональные особенности художественно-эстетического потенциала рабочей молодежи" - рассматриваются'проблемы художестве нно-эстети«вс-кого потенциала рабочей иолодежи Узбекистана.

Проведений анализ позволяет-заключить, .что художественно-эстетический потенциал рабочей молодежи, существующий ч развивающийся в сфере ее .свободного времанл, имеет много-гранше проявления .Как показали конкретно-соцаологичвские исследования, прев еденные ваш среди работай молодежи в выше-

указанных учебных заведениях и предприятиях Узбвкистша, в ;фере художественно-эстетического потенциала рабочей юлодежи 1аряду с определенными позитивными тенденциями имеется немало острых цроблем, трудностей, недостатков. Основные из них сво-узтся к тог^у, что существенной части нашей рабочей юлодежи грисущи легкое, поверхностное отношение к искусству или вооб-цз отсутствие устойчивого, жизненно необходимого интереса к ■ ¡ему. Отмечены неравномерность и аэдостаточное разнообразие зорм знакомства с искусством, художественных интересов ипред-ючтений, преимущественная ориентация на легкие формы, виды и :анры искусства в ущерб более или менее равномерному зудожест-1енно-эстетическому развитию. У некоторой части юлодежи наб-[юдается также пренебрежительное отношение к классическому ис-:усству; причем, как подтверждают и ряд исследователей, данный [едостаток у рабочей молодежи по сравнению с другими группами 'например, студенческой, творческой молодежью) болзе выражен, ^регистрированная недостаточная потребность в регулярном по-ещении культурно-воспитательных учреждений, низкая степень •частия большой >асти молодежи в само деятельней художественном ворчестве , в коллективных формах культурно-шссовой жизни при ольшом предпочтении неорганизованных индивидуальных домашних юры, культурного творчества.

Особую тревогу вызывает выявленная в результате оовдоло-ичзских исследований слабая осведомленность рабочей молодежи збекжтава о некоторых видах национальных искусств, их прош-ых и современных представителзх.

Б данном параграфе по ходу исследования анализируются яд общих для наших республик и присущих лишь са'ло!^ Узбекас-ану причин шиеуказзнных недостатков духовно-эстетического отенциала нашей рабочей молодежи, в частности то, что зяачи-ельная доля пополнения рабочего класса республики является ельского происхождения, что здесь производятся ¡¿аятниковая играция жителей* и т.д.

Все эти и другие недостатки и проблемы должны (Ьть црео-олены и решены в ходе осущзствляешх в стране преобразований сех сторон жизни общества, в том числе н духовно-эстетичзс-

Совэемеяше проблага развития рабочего класса Узбекистана -Ташкент, 1939 - С.184.

кой. Особое вЕндание должно быть обращено на более широкое и активное использование новых форм работы, на более широкую информированность и охват всей молодежи астетико-воспитательной работой, ва преодоление всесторонней инерции, безразличия и иждивенчества и на более всестороннюю астети'ЕСкую подготовку молодежи с тем, чтобы обеспечить ей путь к реализации стремления к красоте и в сфере зуцожвственно-эствтического потенциала.

Б заключите ль яш параграф диссертации - "Основные направления и условия совершенствования духовно-эстетического потенциала рабочей молодежи" - анализируются некоторые главные пути и меры, направленные на интенсификацию этого процесса. В нем показано, что для усиления творческого, духовно-эстетического характера труда рабочей молодежи, в том числе Узбекистана, необходимы :

- проведение технического пере оснащения производства, автоматизация и механизация трудовых процессов, компьютеризация я роботизация;

-'изменение подхода к эстетике организации производства, эстетическое переустройство производства;

- активизация самого личностного фактора производства на основе всемерного материального и юрального стимулирования инициативы и предприимчивости, повышения общего и профессионального образовательного уровня, квалификации работников;

- широкое приобщение рабочей молодежи Узбекистана к традиционным национальным формам и проявлениям эстетического отношения к труду, ¡Еиболге ярко выражающихся в трудовой деятельности.

В целях повышения духозно-эстетического потенциала рабочей молодежи, возвышения ее духовный потребностей и интересов, развития творческих способностей рекомендуется:

- цродолжать дальнейшее совершенствование методологии формирования и развития деховно-эстетического потенциала рабочей молодежи в контексте оптимального использования диалектики общечеловеческих л национальных духовно-эстетических ценностей,

с учетом особенностей национальной культура, психологии в нравов.

- полнее еспользоезть возможности учебного процесса для расширения культурного и творческого кругозоре учащихся ПТУ, развития их эрудиция;

- добиваться заинтересованноета учащихся в роста своего эстетического потенциала, в развитии потребности гуманитарного самообразования;

- усилить эстетическую значимость всех проводишх в ПТУ мероприятий, шаре реализовать эстетические и культурные нормн жизни в выполняешх учащимися работах я поручениях, во внешнем облике и поведении, а также в оформлении учабных помещений и общежитий;

- уделять в работе с учащимися больше внимания эстетическим аспектам будущей профессии, формируя у них эстетическое • отношение к труду, к природа, окружающей социальной среда, к социальному творчеству;

- систематически освещать актуальные проблемы культуры

(в учебно-воспитательном процесса, средствами наглздной агитации);

- в условиях Узбекистана необходимо более широко' а последовательно приобщать к национальному духовно-эстетическому наследию а современной художественной культуре его народов.

Б заключении диссертаци и подводятся итоги исследования, сформулированы научные выводы.

Основное содержание диссертации опубликовано в следующих работах:

1. Эстетическая культура личности как нравственная необходимость" // Нравстзеяное воспитание, опыт и проблемы. Деп. $ 4527 от 25.08.91. - I п.л.

2. "Еаиарнинг эстзтзк .таданяяти"// Совет Узбекистони санъати. S 7. 1988 (на узб.яз.) - 0,3 п.л.

3. "Роль эстетического Боепитания в системе формирования коммунистического мировоззрения молодежи" //Тезисы докладов, научной конференции молодах ученых л специалистов Академии Наук УзССР. -Ташкент. 1987л - 0,3 п.л.

Тадкии;от мавзуининг дэлзарблиги. Илмий тадкикот олдинга .у;:-гаи додзарб муашолардан бири ишчи ёшларнинг ыаънавий-эстет имконилпмрини шакдлентиркл ва ривоьщантириш масаласидир. За.мо-навий тад^икотдарни ишга кенг жалб этиш, Урганиа ва таллия этиш асосида, муалли^,. Узбекистан Республикасида ишчи кадрлар етиш-тириш масаласи кУпрежали, .илмий-этнографик, ицтиеодий, ижтимоий ру*ий, ыаънавий-эстетик хусусиятларга эга булган оыилларнинг кенг доираси цамраб олади, деб таъкидлайди.

Диссертацион шднинг мацсади "шахснинг маънавий-эстетик имко нилти" тушунчасининг категориал ыазмунини очиб бериш, шунингдек унинг асосий ыо^иятини тадцяк этиш, ишчи ёшларнинг ыаънавий-эстетик имкониятлариьи пакллантирия ва руёбга чичарипнинг наза-ри>1 еа амалий муалмоларини г,амда Узбекистонда бу ¡караённинг узига хос хусусиятларини тахлил этишдир.'

^Уйилган мацеадни амалга ошириш учун диссертацияда куйидаги асосий масалалар илгари сурилади:

1. Шахснинг маънавий - эстетик имконияти тушунчаси тад^эдига назарий - методологик ёндошувларни та^лил этии, унинг фалсафий билиилар тизимидаги структура ва Урнини аник.лаш.

2. Манавий - эстетик имкониятнинг асосий тавсифини ижтимоий Ходиса сифатида назарий ва амалий социологик та^лил бирлиги асосида тадкш? этиш.

3.; Хозирги замон ишчи-ёшларининг маънавий - эстетик ривояш даражасини, эстетик имкОниятлари асосий кисмларининг холатини тадкик зтиш ва аниклаш, бу кисмлар орасидаги алока ва богликлик ни тешириш. ■.■''.•.•

4. Уабекистон Республикасининг суверен ривожи шароитида ишчи ёшларнинг маънавий - эстетик имкоииятларини ривожлантириш ва уларни руёбга чицариш йулларини белгилаш.

Тав.цикот объекти этиб Узбекистан Республикаеи цатор санаат кор-хоналарининг ишчи ёшлари ва Дрофессиональ Техника билим горти талабалари олинган. Ижтимоий ишлабчикариш тизимида шчилар синф; вакалларйнинг нисбатан камлиги Республика социал-демографик шароити билан белгиланади ва Узбекистон ^ацикий мустацилликка эришуви.''натигасида келажакда ишчилар синфининг сезиларли дара-жада ривожланиш истикболлари тадкиц этилади.

Илмий янгилик энг аввало танланган мавзуга ёндашувнинг Узина кУринади. Ьу ёндашув маънавий-эстетик имконият иохиятани тушу: -

«зга, Узбекистон Республикаси манта^авий шароиткда ишчи ёшлар ктимоий гурухлари орасида унинг напоён бУлиш хусуснятларини -шклашга чаратилгандир. Биринчи марта ишчи ёшлар маънавнй-эсте-1К имкониятлари мухим элементларининг Узаро таъсири комплекс 1вишда ишлаб чи^илди, маънавий-эстетик имкониятнинг гсаклланиши 1 руёбга чикиш механкзмининг фалсафий томонларн тахлил этялди.

&95ЁЕ55Ш!5й2ЦС_ЙЁза£ий_ва_амали^ахамият^ Диссертациядаги зида ва хулосалардан маданият эстетикаси муаммоларини тадчич гнида, шунингдек жамият хаётининг айрим томэнларини Узгартиршл-а ^аратилган янгиланишни назарий асослаш жараёнида ва амелга пириш йУлларини кзлашда фойдаланиш мумкин. Зеро, бу янгиланиш-¡р инсон ижодий кобилиятини тУла ва хар томонлама ривокига Еа шоён этшшга сунъий тусик булиб хизмат циладиган нарсаларни 'цотиага даъват этади. Диссертациядаги умумлашыа ва хулос^лар-ш ёиларни эстетик тарбияла^нинг комплекс дастурини ишлабчициш-

Узбекистонда бу ¿сараённи амалга олириш учун нулай аароит лтишда, шунингдек "¿алсафадз инсон ыуаммэсн", "Онг", "Маданият 1 цивилизация',' маьзуларида эстетикадан лекция ва семинар маа-'лотлари олиб боришда фойдаланиш мумкин. Эстетика асосий фани-;н "¿алсафада инсонлар муамноси", "Онг" ьа "Цивилизация ва ьданият" бэблари буйича ыаъруза у^итда

STJT.Tí.TARY

The urgency of the topic of the researsh

Oae of the urgent problems, brought up for scientific analysis is the problem of formation and developing of spiritual-aesthetic potential of young workers.On the base of enlisting and researching of a great number of contemporary scientific Vv orks, the author notes that the problems of foundation worker's personnel in Uzbekistan is nany-sicled, including wide circle of the factors such as: scientific ethnographic, economic, psychological, spiritual-aesthetic, social.

The Purpoo-e of the scientific •

•Thesis is to reveal the cater.orial subctan.ce of the concept "the spiritual-aesthctic potencial of individual" end working out it's conceptional principles, analysis theoretical and practical problems of formation and realization of spiritual—aesthetic potenciáis of viorking youth, the special features of the process in Usbekistan.

To realize the proposed purposes the following .-oals are brought up in the thesis.

.1» To analyze the theoretic'-metodologic approach to investigation of the concepy "spiritual-aedthetic potencial of En individual", to reveal it's structure and it's place in the system of philosophical knowledge.

2. To research the main features of spiritual-aesthetic potencial as a social phenomenon on the base of unity of theoretical and applied social analysis.

3. To research and definite the levels of spiritual-escthe' tic development of the contemporary working youth, the state

of the main components of her aesthetic potencial, to study the connection End dependence between these components.

4. To determine the ways of developing and realisation api' ritual-aesthetic potencial of the working youth in conditions of the sovereign developing of Usbekistan.

The object of the rerearch are young workers under 30 of some industrial enterprises of the republic Usbekistan, which

±3 dgfinited by the specific features of social-demogratlc situation in the republic, comparatively small, presentation of the working class in' the structure of social industry and considerable perspective of it's developing connected with independence of Uzbekistan.

Scientific novelty of the iayerstigation is it's approach to the analysis of the chosen topic, directed on comprehension the essence of spiritual-aesthetic potential, peculiarities of it's display in a social' groups of the working youth in regional conditions of the republic Uzbekistan.

Por the first tine the interaction of the most important elenents5of the spiritual aesthetic potencial of the working youth are studied in complex and philosophic aspects of. the mechanism of formation, and relization its spiritual aesthetic potencial are analysed in this work.

Theoretical and prrctical sl^ij^icance of the investigation is that the main principles of-tho thesis and it's conclusions can be used in a further analysis of the problems «f the aesthetic of culture and in the process of theoretical substantiation and search of practical ways of rebuilding of some sides of our society's life, called to remove an artificial barriers to full and multisided revealing and developing of the creative gift of a person.

The conclusions of .the thesis can bs used in working out of the complex pro^rai^a of the aesthetic upbringing of youth in optimization the process in Uzbekistan, and in the courses of aesthetic, lectures and seminars on the themes: "The oroblems of a person in philosophy, "Consiouaaasa", "Culture and civilization".

Подписано э печать - 18.05.93 г.

Формат бумаги 60x84 Бумага типографская й I.

Печать "РОТАПРИНТ". Объём 1.0. Тирах --100 экз. Заказ fif 70 Ротапринт "Билии - 93". Ташкент, ул.А.Кадыри, 13.