автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Духовные изменения в сельской молодежной среде Узбекистана в условиях рыночных отношений
Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовные изменения в сельской молодежной среде Узбекистана в условиях рыночных отношений"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ' ИНСТИТУТ.ФИЛОСОФИИ И ПРАВА им. И.М.МУМИНОВА
РГ8 од
2 ^ НОГ ^а пРавах рукописи
МУСЛЕН ФАХРИДДИЫ АБДУСАТТАРОВНЧ
ДУХОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ташкент - 1997
Работа выполнена' в отделе Социальной философии, социологии и политологии Института философии и права им. И.М.Муминова АН РУз и на кафедре Теории экономики и политологии Ташкентского областного государственного педагогического института.
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущая организация '
- заслуженный деятель науки Узбекистана, Лауреат Государственной премии им. А.Беруни, член-корреспондент АН РУз, доктор, философских наук, профессор ВАЛ НЕ В А.К.
- доктор философских наук, профессор.МАМАТОВ Н.М.
- кандидат философских наук, доцент КУРБАНОВ Т.М.
- Академия Министерства внутренних дел РУз
Защита состоится « » ноября 1997 г. в 14-00 часов на заседании специализированного совета Д 015.03.02 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук в Институте философии и права им. И.М.Муминова Академии наук Республики Узбекистан по адресу: 700170, г. Ташкент, ул: Муминова, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН РУз (700170, г. Ташкент, ул. Муминова, 13).
. Автореферат разослан «¿'о » 1997 г.
Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять учёному секретарю (700170, г. Ташкент, ул. Муминова, 9, Институту философии и права им. Муминова). • 0
Учёный секретарь специализированного совета, доктор философских наук, профессор
АЛИКУЛОВ Х.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЕОТЫ
Актуодьность темь; исследования обусловлена тем, что Узбекистан уже шестой год осуществляет самостоятельное независимое разви-. гие, утверждаясь как суверенный суоьект мирового сообщества.
Одной из приоритетных задач развития демократических начал для укрепления независимости республики, обновления ее жизни является оптимизация процессов становления молодого поколения, подьема его культурного уровня, роста духовности, укрепление нравственности, ибо, как отметил И.А.Каримов: «Именно через молодежь нам удастся перенести в сознание будущих обществ духовность культуры, интеллектуальные ценности развития».'
Актуальные задачи обновления общества в условиях независимости требуют кардинального изменения отношения к молодежи. На место старых идеологических стереотипов в понимании места и роли молодежи в обществе должен прийти строгий и последовательный учет тех социальных условий и факторов, которые детерминируют ее самостоятельную социальную роль и значимость в новых условиях, определяют приоритетные задачи ее духовно-культурного развития. Вез такого учета невозможно определение точек приложения общественных усилий, направленных на оптимизацию социализации молодежи, ее воспитание, которое является одним из самых прьориттних задач укрепления независимости Узбекистана.
Особо важно это в отношении сельской молодежи, которая составляет значительную часть населения села и традиционно связана с аграрным производством, обычно «поглощающий» до 40 процентов молодых рабочих рук.
Естественно, что в силу развития системы образования и профессионального роста, часть сельской молодежи «оттекает» в город, но по окончании учебы, службы в армии, приобретении профессии, пользующейся спросом дома, она по большей части возвращается в родные места, чему способствуют и прочные семейные традиции.
Наряду с положительным следует признать; чго это приводит к еще большему перенаселению сел Узбекистана. Сегодня, в условиях рынка, стало фактом наличие безработицы в сельских местностях республики. Если исключить из этого числа женщин, занятых уходом за детьми, моло-
' Каримов ИЛ. По пути созидания. Соч. 6 4-х томах. - Т. 4. ■ Г.. Улкгиспшн, I■ С. 334. ■ '
дых людей, меняющих, место жительства, ищущих работу по специальности или в соответствии с изменившейся квалификацией, то в рядах безработных большая часть - это молодежь.
А это предполагает необходимость приобретения ею новых социальных качеств: мобильности, инициативности, способности адаптации к новым организационно-производственным структурам, в первую очередь - к рынку. Между тем еще в 80-е годы была замечена недостаточная социальная мобильность молодежи республики. Без преодоления этого молодежь не сумеет сформировать свой статус, отвечающий современным запросам общества.
. Однако, полагаться и этом только на самостоятельную активность молодого селянина нельзя. Здесь большую роль может сьирагь социальное знание, научная прогностика, которые, во-первых, способны облегчить ориентацию молодых сельчан в соотношении их запросов и возможностей с потребностями общества, особенно в трудовой сфере. Во-вторых, без развития научной прогностики само общество не в состоянии точно и конкретно определять свои запросы, например, в трудовых ресурсах, в планировании их подготовки, развитии образовательных структур, а это напрямую относится к молодежи. В-третьих, обществу далеко не безразлична судьба подрастающего поколения, становление у него таких качеств, как трудолюбие, высокая нравственность, культура, ибо именно от них во многом зависит эффективность не только материально-производственных, экономических, но и духовных сдвигов. Следовательно, пускать эти процессы на самотек нельзя. И главным средством пре-. одоления этого являются получаемые молодежью знания, образование, ибо духовность во многом определяется степенью образованности каждого молодого человека. Именно эти факторы показывают, что в реальной практике имеется необходимость в осуществлении социально-философских исследований для более полного изучения духовных преобразований в сельской молодежной среде Узбекистана в условиях независимости.
Степень разработанности проблемы. Вопросы духовного становления молодого поколения, формирование ее социального облика, воспитание морали и культуры, выявление специфики включения ее различных отрядов в общественные структуры, уче т ее возможностей в преобразованиях общества всегда привлекали внимание обществоведов.
Имеется оТррмное число работ, в которых проанализированы различные теоретические и методологические проблемы развития молодежи.
Особенно интенсифицировалась разработка этих проблем в условиях независимости, когда выявилась необходимость новых подходов к оценке трудового и социального потенциала молодежи, отказа от командно-административных стереотипов отношения к ней, к ее деятельности, месту и роли в обществе.
Было признано, что она способна преследовать самостоятельные цели, использовать новые методы социальных преобразований, создавать собственные формы социальных организаций. Анализ путей ее включения в общественные структуры, приобщения к культурно-духовным ценностям вызвал целую волну дискуссий среди обществоведов.
Заметный вклад в исследование вопросов социального созревания молодежи, подъема ее социально-культурного и нравственно-духовного уровня внесли философы, политологи, социологи и культурологи Узбекистана. Примечательно, что наряду е такими известными учеными, как Абдуллаев М.А., Валиев А.1С, Джумабаев Ю.Д., Пулатов Х.П., Умурзако-ва О.П., Шайхова Х.А., Шермухамедов С.Ш., Юсупов Э.Ю., свой огромный вклад в решение данной проблемы внесли такие ученые, как Абдуллаев Т.У., Бабамуратов Э.Х., Гайбуллаев А., Гельдыева А.Ч., Джураев С., Джумаев Р.З., Карабаев У.Х., Латыпова X., Наджнмов Г.Н., Хакимов Н., Холматов Ш., Чариев А.Ч.' и мн. др.
Однако считать, что на все вопросы найдены однозначные ответы, что проблема ауховна-культуриого уровня сельской молодежи в теоретическом плане уже решена - преждевременно, вследствие следующих обстоятельств:
во-первых, основная масса работ по изменениям в культуре сельской молодежи опиралась на материалы бывшего союзного уровня, которые строились и подавались с учетом интересов тоталитарного режима, ориентировались на догматизированный Марксизм, на классово-партийные приоритеты, что ставит сегодня во многом под сомнение их научную объективность;
во-вторых, вступление в жизнь новых когорт молодецки не имеет практического завершения. Каждая, вновь вступающая в жизнь, испытывает на себе влияние новых обстоятельств и факторов, что и порождает потребность' комплексного изучения процесса адаптации сельской молодежи к экономико-социальным и культурно-духовным реалиям современности;
' Работы названных авторов и других учены? указаны в списке использоеинчой литературы, приложенной к диссермрции.
в-третьих, пока пег обобщающего исследования особенностей социально-культурного и духовного развития сельской молодежи независимого Узбекистана в условиях становящегося рынка. Между тем, здесь есть целый ряд оригинальных и своеобразных особенностей. Без учета этого невозможна выработка специальной молодежной политики, смысл которой должен заключаться в создании таких стартовых условий и стимулов, чтобы новое поколение сельчан могло с Наибольшей пользой реализовать свои физические и духовные возможности как для самореализации, так и для дальнейшего прогресса независимого Узбекистана;
в-четвертых, для осуществления такой политики необходим анализ наиболее эффективных путей интеграции сельской молодежи и общественную жизнь, основных тенденций и форм ее самоопределения в условиях рыночной экономики.
Молодежь независимого Узбекистана вступает сегодня в самостоятельную жизнь в кардинально изменяющихся условиях. В ее среде культурно-духовные процессы испытывают на себе влияние трудностей переходного периода, корректируются сменой социальных приоритетов, интенсифицирующимся плюрализмом мнений, процессами коммерциализации жизненных процессов. Полагать, что проблемы молодежи будут решены без целенаправленного воспитательного воздействия общества - наивно и недопустимо. Все это обуславливает стремление выявить реальные факторы изменения духовно-культурного облика сельской молодежи и содействовать подъему их эффективности.
Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ основных тенденций духовно-культурного и социального развития молодежи узбекского села, прогнозирование сдвигов, вызываемых в ее образе жизни и облике независимости и становящейся рыночной экономики.
Для достижения такой цели предполагается решение следующих научных задач:
- выявить и охарактеризовать те факторы, которые выделяют сельскую молодежь в особую социально-демографическую группу;
- - дать анализ содержания и основных признаков ее' культурно-духовных предпочтений, определяющих ее социальный облик и тенденции его изменения;
- проследить механизмы воздействия коренных экономических, социальных и духовных преобразований на изменения культуры и духовности молодежи в условиях рынка;
- определить механизм воздействия духовной среды, общечеловеческих ценностей, наследия прошлого, в том числе религии ислама, на становление и развитие нравственного мира молодого жителя села;
- предложить практические рекомендации по подъему культурно-духовного уровня сельской молодежи независимого Узбекистана.
Методологические основы, теоретические источники и эмпирическая база исследования. Поставленные научные задачи решаются в рамках системно-структурного подхода, предполагающего взаимозависимость и обусловленность социальных процессов, в том числе духовно-культурных изменений в сельской молоделшой среде, происходящих в ходе современных экономических реформ. В такой взаимозависимости авангардные позиции занимает активность субъективного фактора, которым в данной конкретной ситуации выступает молодежь, особенности жизнедеятельности которой в сельских местностях независимого Узбекистана и исследуются. Принципиальные исходные позиции исследований опираются на труды Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. Для разработки исследуемой нами проблемы немаловажное значетге имели духовное наследие мыслителей-гуманистов востока, классиков мировой философии, научные работы современных ученых.
В качестве эмпирического материала привлечены данные, содержащиеся в средствах массовой информации независимого Узбекистана, в статистических сборниках, в архивах государственных структур и молодежных организаций. Конкретные сведения и данные для сравнительного анализа получены в ходе социологических исследований, проводившихся по апробированной методике совместно с сотрудниками Института Философии и права АН РУз, а также собраны автором в ходе опросов, анкетирования и интервьюирования в 1993-1995 годах в Букинском и Аигрен-ском районах Ташкентской области, в Избасканском и Асакинском районах Андижанской, в Каракульском и Алагском районах Бухарской областей. Всего исследованием было охвачено 2000 респондентов из среды учащихся, молодых рабочих промпредприятий, расположенных в сельской местности, совхозной и колхозной молодежи, начинающих фе, ме-ров и предпринимателей.
Научная новизна заключается, во-первых, в самостоятельном социально-философском анализе сельской молодежи независимого Узбеки. стана как особой социально-демографической группы общества путем раскрытия ее социального и духовного облика и тех факторов, которые влияют на его изменения л развитие; во-вторых, в конкретном прослежи-
вашш тенденций духовно-культурных изменений в среде сельской молодежи в условиях рыночной экономики; в-третьих, в раскрытии форм взаимодействия экономических преобразований в аграрном секторе республики и изменений культурных и иных запросов молодежи; в-четвертых, в показе последствий изменения социально-политических структур села, отражающихся в духовно-культурном облике молодых дехкан; в-пягых, в специальном рассмотрении вопроса об изменении отношения молодежи села к нравственным и духовно-культурным ценностям ислама, в показе его роли в духовном совершенствовании молодого сельского поколения; в-шестых, в раскрытии важности обращения в воспитательной работе с сельской молодежью к национальному духовному наследию и общечеловеческим ценностям.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее систематизированный 'материал, основные положения, выводы и рекомендации могут способствовать усовершенствованию методологического подхода к управлению процессом социального развития сельской молодежи Узбекистана, подъема ее духовно-культурного уровня в условиях перехода к рынку, развития многоукладное™ в сельском хозяйстве;, упрочения демо-. кратии и плюрализма мнений. Владение основными принципами такого подхода особенно важно для деятельности республиканского общественного Центра «Маънавият ва маърифат», отделений фонда «Камолот», «Умид» и других структур, действующих в молодежной среде.
Отдельные положения и рекомендации диссертации могут найти применение в разработке и чтении вузовских курсов социальной философии, политологии, социологии, использоваться в выработке самостоятельной концепции воспитания молодежи, ориентированной как.на развитие национального самосознания, так и на идеалы мировой гуманистической культуры, на общечеловеческие ценности.
Методики, апробированные в сборе и обработке эмпирического материала, могут использоваться в исследовании особенностей развития конкретных слоев молодежи /учащихся, рабочих и Т.д./.
Апробации работы. Результаты диссертации докладывались на 4 теоретических и научно-практических конференциях, о1ражены в 5 брошюрах и 10 научных статьях и тезисах, опубликованных на русском и узбекском языках общим объемом в 7 пл.
Диссертация обсуждена в отделе социальной философии и социологии и проблемном совете по социальной философии Института философии и права им. И.Муминова АН РУз, где и рекомендована к защите. ,
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и использованных источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении - обоснована актуальность темы, показана степень ее разработанности, определена цель исследования, обозначена новизна подхода и направления практического использования результатов.
В первой главе - «Особенности духовной культуры сельской молодежи Республики в условиях рыночных отношений» - посвящены раскрытию социального облика и характерных черт духовно-культурных устремлений молодого дсхканства.
Специфика молодежи состоит в том, что для нее характерно завершение процесса формирования личности, приобретения тех качеств; которые позволяют ей включиться в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества. Не возраст как таковой, а положение в обществе служит основанием выделения молодежи в особую группу социума.
Сейчас процесс социализации существенно изменился под воздействием общих процессов обновление общества и перехода к рыночной экономике. Эти факторы, например, значительно обострили проблему получения образования.
Уже в обеспечении права на образование выступает заметное отличие сельской молодежи Республики от городской. Работа сельской школы не сопоставима по техническому и кадровому обеспечению с городской, здесь нет достаточных возможностей приобщения молодежи к новейшим техническим достижениям, привития ей навыков индустриального труда, опыта работы с ЭВМ, приобщения к культурным достижениям. Это заметно сказывается на социальном облике сельской молодежи.
Понятие «социальный облик» означает отражение а общественном сознании своеобразия того комплекса производственно-трудовых, поселенческих, социально-психологических и нравственно-духовных черт, культурных и эстетических ориентации, семейно-бытовых форм, которые выделяют эту оригинальную общественно-демографическую группу из общей массы сельского населения, придают ей самобытность, позволяющую говорить об особой сельской молодежной среде, психологии, культуре, образе жизни.
В диссертации показано, что такой социальный облик в различной степени реализуется в трех возрастных фазах молодости в каждой из них есть результат общертвешга детерминированного длительного отрезка жизни, связанного как с получением' образования, так и с выработкой практических ценностных установок жизнедеятельности, с усвоением норм и форм общения, практикуемых в сельских местностях Республики.
В социальном облике сельской узбекской молодежи большую роль играют традиционные национальные нормы поведения, социально-бытовой уклад, которые-зачастую асинхронны динамичным подвижкам становящегося рынка. Это делает сельскую молодежь менее социально защищенной, более уязвимой, так как из-за недостаточности опыта, доверчивости к авторитету и мнению старших, неискушенности в определении путей разрешения сложных жизненных ситуаций, она может быть спровоцированной .на общественно вредные, дестабилизирующие действия, подобные давно минувшим ферганским и паркентскнм событиям.
Это свидетельствует о том, что в социальном облике современной сельской молодежи есть и запоздалое гражданское становление, политическая наивность и доверчивость, иждивенческие настроения, социально-несостоятельное отношение к труду как единственно законному средству обеспечения благосостояния, нравственная индифферентность и даже криминальные склонности.
В диссертации показано, что традиционное деление молодежи на городскую и сельскую, в значительной части сельских местностей, становится более условным, границы между этими группами - прозрачными, особенно в социально-культурной и духовной сферах. Здесь различие по существу сводится лишь к количественным параметрам: уровню образования, степени доступности тех или иных социально-культурных ценностей, специфике отправления досуговых форм, охватом участников политических акций.
Сегодня социальный облик сельской молодежи формируется 'под воздействием двух существенных обстоятельств. Во-первых, заметцо проявление новизны в потребностях, интересах, общественной позиции, что видно в изменении мотивации к труду и сферам приложения сил, избавлении от рецидивов иждивенчества, возрастании предпринимательской инициативы /торговля, сервис, фермерство/.
Во-вторых, не до конца преодоленное потребительское отношение общества к молодежи, когда она рассматривается в качестве только социальною резерва.
Это и порождает противоречие между интересами и устремлениями молодежи и нынешними возможностями государства, общества, сеМьи.
Республика приняла и осуществляет государственную программу развития и совершенствования инфраструктуры села, н теперь стоит проблема активизации подрастающего поколения, способного полностью использовать те возможности, которые несет с собой рынок. Условием подъема такой активности является умение самостоятельно мыслить, укрепление веры в себя, возрастание интеллектуального и духовно-нравственного потенциала.'
Углубленное изучение изменений культуры сельской молодежи еще только начинается, но оно уже выявило потребность отказа от такого стереотипа прошлого, как стремление отнести процесс формирования социального облика в сферу досуга, во вне трудов.:;е отношения, п свободное время.
Сейчас конкретней становится представление, например, о культуре хлопководства, сельскохозяйственного труда. Поэтому в анализе изменений в культуре сельской молодежи имеются в виду условия ее труда, специфика отправления общественных и личных дел, устойчивый порядок общения. Культура, как проникающий элемент труда, бытовых отношений, социальной деятельности, выступает механизмом исторической преемственности, благодаря чему молодежь имеет возможность не просто воспринимать ценности прошлого, но и участвовать сообразно таланту и возможностям в их сохранении и развитии.
В диссертации отмечается, что национальная культура всегда едина, в-том числе в демографическом смысле, т.е. она является достоянием всех ныне живущих поколений данного эдноса, нации, народа. В этом смысле какой-то особой, отличной от общенациональной, молодежной культуры быть не моЛет. Можно лишь учитывать' молодежные предпоч-. тения в культуре, преимущественных жанрах и видах, в школе культурных ценностей, говорить о специфическом отношении молодежи к культуре.
Исследователи молодежной субкультуры доказательно отме .ают, что молодежные особенности и своеобразие интенсивней выявляются там, где налицо концентрация этой когорты населения, т.е. для сельских местностей со слаборазвитой инфраструктурой. Основанием для этого являет-'
' См.: Каримов U.A. Родина i вящеппа для каждого. Соч. а -1-х томик.. -1.3- Т.: Узбеки-стаи, 1996. - С.29.
са и то, что молодежные когорты 16-29-летних п кишлаках составляют 46 процентов всего населения, а среди трудоспособного - 49 процент ов.
На изменения в культуре сельской молодежи Узбекистана, помимо собственно культурных факторов, оказывает влияние уровень развития микроструктуры, специфика месторасположения поселений, характер сельскохозяйственного труда, сезонность производственной занятости, отставание материально-технической базы от городской, более низкое интеллектуальное содержание, дисбаланс занятого и свободного времели, обеспеченность культурно-просветительскими учреждениями. Изменение этого состояния - предпосылка действительного подъема культурного уроьня молодого поколения деревни. И материальной основой такого изменения выступает плюрализм собственности и упрочивающаяся многоукладное™ хозяйств в аграрном секторе. ■
За пять лет независимости в Узбекистане создана солидная правовая база социальных преобразований на селе, позволяющая обеспечить дехканину статус хозяина, а его детям открыть перспективу, обеспечить реализацию права на образование, современную профессию и культуру. И кулг тура ложится в русло формирования у молодых дехкан таких сощь ально-значимых качеств, как хозяйственность, инициативность, профессиональная гордость, самоуважение.
Среди отличительных особенностей культуры сельской молодежи особо выделено то, что сельская прог 'водственно-бытовая среда больше, по сравнению с городом, сохранила в своих структурах национальные традиции, а следовательно, более мощный потенциал преемственности, влияющий на социально-культурные установки и предначертания молодежи. Поэтому культура молодежи узбекского села - это совокупность традиционных ценностей /тесная повседневная связь между людьми, уважительное отношение к. земле, вообще природе, высокая оценка трудолюбия и мастерства, возраста и опыта/, вычлененная деятельной' практикой многих поколений, с одной стороны, а с другой - современные формы эстетики труда, организации внерабочего времени, способы досуговой деятельности, стиля и нормы поведения, Поэтому культура молодежи села определяется как ■ совокупностью сознателыю-волевых, нравственно-эстетических, социально-поведенческих, производственно-бытовых элементов, сложившихся и развивающихся в специфической среде, где гармонично, сосуществуюгтрадиционные и современные формы межличностных отношений, опирающихся как на национальные духовные ценности, так и на общечеловеческие нормы, их усвоение н обновление.
13 диссертации показано, как это реализуется в сельском производственном процессе, где особенно заметна взаимосвязь с природно-климатическими особенностями республики, детерминирующими культуру землепользования. Именно здесь сегодня действует новая социальная сила - фермерство, среди которого доля молодежи составляет 56 процентов. Забота о земле требует сочетания традиционных культурных и современных форм, национального опыта и мировых новаций, повышения общего уровня как аграрной, так и общей культуры землепользователей. Этим, в частности, объясняется престижность образования среди молодых фермеров. Например, среди владельцев фермерских хозяйств до 40 про--центов имеют высшее специальное образование, каждый третий имеет высокую сельскохозяйственную квалификацию, многие - опыт работы на управленческих и руководящих должностях, что и позволяет обеспечивать точное соблюдение технологий, строгое и пунктуальное исполнение сроков аграрных операций, последовательность н комплексность в проведении специальных работ, а это и есть собственно культура современного земледелия, его работников.
Своеобразие отношения к культуре в молодежной среде узбекского села видится в изменении понимания назначения свободного времени. Нетрудовая сфера и досуговая деятельность воспринимаются не только1 как отдых, необходимый для восстановления потенций человека, но и как самостоятельная ценность, как дополнительное социальное пространство, которое позволяет удовлетворять потребности в знании, в общении, в творчестве, т.е. культурном саморазвитии. Однако трудовая занятость на селе настолько возросла, что многие категории молодежи /девушки, молодые женщины/ практически не имеют свободного времени. По данным социологических опросов в Ангренском, Ахангаранском, Букинском и Паркентском районах Ташкентской области женская молодежь в 2 раза меньше смотрит ТВ, в пять раз реже посещает кинотеатры, в 5 раз меньше уделяет времени чтению, чем юноши. Между тем художественное обеспечение досуга и его наличие есть обязательный фактор оптимальной социализации молодежи.
Во взаимодействии формирующейся личности и культурной среды села ясно просматривается три аспекта: во-первых, личность осваивает культуру, являясь объектом ее социализирующего воздействия; во-вторых, личность функционирует в культурной среде как носитель, выразитель, передатчик культурных ценностей, конечно, на доступном молодежи уровне; л-трегьих, участвует в созданий культуры, художественных
ценностей, в творческих процессах /художественная самодеятельность, народные промыслы, кружковая работа/.
Рыночные отношения пока оказывают на это негативное влияние, особенно в двух последних аспектах. В диссертации отмечено, что нельзя считать нормальным явление, где 45 процентов молодых дехкан не ставят перед собой цель повышения своего образовательного уровня, 30 - считают ненужным и бесполезным участие в различных формах самодеятельности, 10 - вообще их не замечают. У большинства досуг сводится к «гапам», посещениям родственников, нерегулярному «общению» с телевизором. Это приводит к выводу, что проблема культурных, сдвигов в сельской молодежной среде - это обеспечение субъективной готовности молодой личности к освоению доступных культурных ценностей, собственной активности.
В диссертации показано, как идет усвоение социально-бытового этикета, который в сельской местности более строг, чем городской, более практично направлен, конкретно оформлен. Но и он испытывает существенные воздействия расширяющейся и упрочивающейся многоукладно-сти, усиливающейся на селе дифференциации, распространяющихся рыночных отношений, с одной стороны, а с другой - все более реализующейся демократии, плюрализма мнений, воздействия идеологии национальной независимости. Их совокупность стимулирует активность сельской молодежи не только в производственно-экономической, но и в социальной, политической, культурной среде, что рельефней всего выступает в развитии форм общения, которые заметно модернизируются, преодолевают консерватизм, несовместимый с динамизмом становящейся рыночной экономики. При этом подчёркнуто, что коммерциализация сферы культуры негативно сказывается на деревне и преодоление культурного отставания сельской молодежи, которую необходимо поднимать как на макро, так и на микроуровне сельской культурной среды.
Во стопой главе - «Социальная обусловленность изменения духовной культуры сельской молодежи в Узбекистане» - рассматриваются экономические, социально-политические и нравстцрнно-этические факторы развития духовной культуры молодых сельчан, исследуется ее отношение к религии ислама и показывается его роль в духовном развитии молодежи села. ' -
Развитие духовности неотделимо от общих процессов, происходящих в переходный период. И главный их вектор - продвижение к рынку, который псе ишенспвнее втягивает г. себя аграрный сектор, в котором за-
нято большинство молодежи села. Сельское хозяйство Узбекистана - ведущая отрасль экономики, где производится 24 процента валовою внутреннего продукта, здесь грудится 37 процентов трудоспособного населения, 75 процентов сельских Жителей так или иначе связаны с сельским хозяйством. Поэтому развитие села, его инфраструктуры является приоритетной задачей на весь переходный период, решение которой видится в изменении форм собственности и обеспечение их равноправия. На конец 1995 г. в республике уже действовало 19800 дехканских хозяйств. Прирост числа занятых в фермерских хозяйствах достигает 50 тыс. в год.'
В диссертации отмечено, что кооперация фермеров является необходимым элементом производственной культуры в аграрном секторе развитых стран. Ее подьем обеспечивается именно за счет притока сюда молодежи, ибо молодые специалисты быстрее адаптируются к рынку, более мобильны в приложении своих физических и интеллектуальных потенций, оперативней осуществляют переобучение и переквалификацию, а поэтому эффективней входят в новую хозяйственную инфраструктуру села. Они составляют большинство в обслуживающей сфере, финансово-банковских службах, посреднических структурах, в функционирующих СП и МИ промышленного профиля - ремонтных, строительных материалов, первичной переработки сельхозсырья и т.д. .
Однако этот позитивный процесс в Узбекистане кое-где пробуксовывает, как это отметил Президент И.А.Каримов при посещении Кашка-дарьииской области в 1995 году. Здесь только в 600 из 1300 кишлаков, где проживает почти полтора миллиона человек, действуют частные и малые предприятия, где трудится лишь 12 тыс. человек.2 Только на пути преодоления такого положения молодежь обретет возможность приобщения к различным ьидам городской жизнедеятельности, а тем самым и к индустриальной культуре, характерной для села развитых стран.
Еще одним социально-экономическим фактором, существенно влияющим на культурные устремления молодежи, является изменение в структуре сельского населения, в котором появляются новые слои, прослойки и группы, дифференцируемые как отношениями собственности и многоукладное ыо хозяйства, так и профессионально-квалификационными признаками, образовательным цензом, сферами занятости ' ,
! См.: У:1бск11сп1{пг. Отчет по человеческому/х* .вгтих*. - Т., 1995. - С. ' См.: Каримов 1/..1. По пути сотдата. Соч. в 4-х томах. - Т. 4. - Т.: У&кт-тан. 1996. -С. 141.
И здесь, специально подчеркнуто в диссертации, существенна роль политики обновления, проводимой с первых шагов независимости. Политические изменения оказывают на молодежь села многоаспектное, иногда противоречивое, влияние.
Исследование показывает, что массированная политизация сознания, которая была характерна до 90-х годов, несколько пошла на убыль, поскольку в молодежной среде уже выработались устойчивые ориентиры в оценке политических тенденций, в направленности действия различных объединений, политических партий, молодежных организаций. Инерция старого отношения молодежи к участию в политической деятельности, к сожалению, продолжает сохраняться. Например, Президент И.А.Каримов, выступая в марте 1996 г. на сессии Хорезмского областного Кенгаша народных депутатов, отметил как. серьезный недостаток в деятельности властных структур боязнь выдвижения молодежи. Из 586 человек, назначенных на ответственные должности хокимиятом, лишь 9 процентов составили люди моложе 35 лет.1
г'
Вместе с тем, и сама молодежь выражает определенное разочаровать в прежних формах политической активности. Например, если на 1 шоля 1990 г. комсомол республики объединял 2717087 человек, что составляло 55,3 процента молодых людей соответствующего возраста, то на момент нреоб-разования СМ в фонд «Камолот» в нем числилось 1^87 млн. человек. •
В целом, судя по итогам социологических исследований 1993-1995 гг., проведенных журналом «Истикбол» и охвативннк 1249 человек из 36 сельских районов н 107 населенных пунктов, сельской молодежи далеко не безразличны политические проблемы и действия. И она достаточно четко выражает свое отношение к политическим лидерам, умея различать предвыборные заявления и реальную практику государственной работы, устремляясь за теми, кто конкретней и основательней учитывает ее интересы. В НДПУ, например, доля молодежи в возрасте от 20 до 30 лет составляет 22,4 процента.2 »
* Существенно воздействует на культуру молодежи села упрочивающиеся нормативно-правовые отношения, свойственные рынку. Они стимулируют ответственность, инициативность, исполнительность, деловую аккуратность, а главное - формируют уважительное отношение к закону.
' См.: Каримов И. I. По пути созидания. Соч. в 4-х томах. - Т. 4. - Т.: Узбекистан, 1996. -С. т.
См.: Лбечнгион халу демократии партияси тузшмаси ва таркиби - Т., 1996. - С.2.
Никакие культурные подвижки среди молодежи не могли бы осуществиться, если бы не произошли коренные изменения в духовности. Восстановление исторического наследия, возвращение имен великих предков узбекского народа, обращение к прогрессивным традициям, обычаям предков стало той почвой, с опорой на которые начались процессы обновления fia селе, возрождение национального самосознания, подъем социальной активности молодого дехканства, детерминирующих и вызывающих подъем культуры. Правда, процесс культурного роста сельской молодежи идет противоречиво. Коммерциализация, сделав доступными ценности массовой культуры, облегчив их трансляцию в молодежную среду, в определенной степени девальвировала вкусы, стандартизировала удовлетворение духовных запросов, иногда подменяя подлинно ценные произведения искусства на их суррогаты, лишенные главного - национальной самобытности. .
И заметную преграду таким тенденциям представляет деятельность республиканского общественного Центра «Маънавият ва маьрифат», отделения которого действуют во всех регионах республики, втягивают в работу по национальному возрождению махаллн, учебные заведения, трудовые коллективы как города, так и села. Участие в этом благородном деле писателей, артистов, музыкантов, ученых, священнослужителей обусловливает привлекательность акций Центра для молодежи. Например, в Букинском районе силами молодежи реставрированы п благоустроены многие места отдыха местных аксакалов, где они общаются не только между собой, но и с молодым поколением. Вот тут-то и происходит преодоление официоза в усвоении ценностей идеологии национальной независимости, упрочивается национальная гордость, патриотизм.
В диссертации отмечено, что наиболее рельефно проявилось изменение условий, влияющих на культурную ориентацию сельской молодежи к духовному наследию, а также к религии. Теперь это общепризнанный пласт национальной духовной культуры, деятели которой в советском прошлом незаслуженно третировались, преследовались, шельмовались..
На Идейно-теоретическом уровне это оборачивалось резким противопоставлением культуры и религии. А поскольку в узбекской национальной духовности воспевание общечеловеческого содержания часто принимало религиозное обличье, то это считалось основанием для обвинений в ее отсталости. И всякие стремления «подтянуть» ее до ((общесоюзного уровня» часто принимали карикатурные формы, а еще чаще выливались в откровенное преследованче.
Гонение на духовенство нередко вызывало совсем иную реакцию, чем та, на которую рассчитывало идеологическое руководство. Разве могли быть принятыми в сельской среде меры, которые предпринимались против ношения тюбетеек, изображения полумесяца на могильных плитах, употребления слова «домла» и т.д. В сущности эго была борьба против национального менталитета, против своеобразного «восточного морального кодекса», в создание которого внесли лепту и предки узбекскою народа: Ат-Термезн, Аль Бухари, Богоутдин Накшбаид, Ахмад Яссаы: и мн. др. В сельской местности, где традиционализм сильнее, чем в городе, значительная часть молодежи пытается сохранить свои обычаи. Президент И.А.Каримов с полным основанием moi сказать, что «Исламская религия -эго религия наших отцов и дедов, ... для пас она и пера, н нравственность, и совесть, и просвещение».' Она учит люден, особенно молодых, мудрости и милосердию, скромности и отзывчивости, честности и принципиальности. ' ■
Легализация в молодежной среде исламских культурных принципов свидетельствует, что они приобретают симпатии в силу того, что в свою очередь выступают как критерии необходимых обществу некоторых нравственных изменений и доносят до общественного признания идеи межнационального мира, этнического взаимоуважения, помощи, столь необходимых для укрепления независимости нашей республики. Все это отражается в духовно-культурной среде сельской молодежи, в её социальном становлении, деятельности и жизненных ориентациях.
Однако, не только религиозные ценности должны занимать приоритетные позиции в духовной сфере, монопольно внедряться в молодежное сознание, но и должны развиваться другие сферы духовно-нравственного воздействия на молодое поколение, укрепляться система образования, культуры, здравоохранения. Их процветание и укрепление должны быть приоритетным направлением духовного обновления общества в условиях переходного периода. Всемерную помощь при этом призваны оказать хокимияты всех уровней, министерства, ведомства республики, общественные организации, фонды и др.
Главным реформатором общества в условиях переходного периода в Узбекистане выступает государство, в том числе и в такой приоритетной сфере как воспитание молодежи, подъем ее культуры, возрастание духовности. Для обеспечения этого создана серьезная правовая основа, обозна-
' Каримов И.Л. Родина священна дня каждого. С'ич а -1-х томах. 1996.-С. 241.
Т. 3. - '1.: Узбекистан,
чеиы приоритеты молодежной, политики, изыскиваются новые формы работы в молодежной среде (Центр «Маънавият ва маърифат», фонды «Умид», «Камолот», «Махалля», Национальный центр по правам человека и т.д.), призванные поднять эффективность социализации молодежи, ибо, как подчеркнул Президент И.А.Каримов, приведя слова Абдуллы Авлони, «воспитание для нас - это вопрос жизни или смерти, спасения или беды, счастья или катастрофы».'
В заключении работы сформулированы теоретические выводы и предложены практические рекомендации по подъему духовной культуры сельской молодежи Узбекистана.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора:
1. Проблемы культурной жизни современного узбекского села. - Т.: Научно-просветительская Ассоциация интеллигенции Узбекистана, 1993. -21с.
2. Узбекистан ёшларининг ижтимоий ривожланиши. - Т.: Узбекистан зиёиилари илмий - маърифий уюшмасп, 1993. - 26 б.
3. Хозирги узбек цшшюгининг изданий з^аёти муаммолари. - Т.: Уз-беюютон зиёлилари илмий-маърифий уюшмаси, 1993. - 21 б.
4. Сущность и особенности духовности узбекского народа (соавтор - Г.Бицон). - Т.: Научно-просветительская Ассоциация интеллигенции Уз-беки-стана, 1994. - 16 с. ■
5. Культура молодежи узбекского, села (соавтор - А.Валиев). - Т.: Ёзувчи, 1995. - 16 с.
6. Влияние урбанизации на сознание и поведение молодежи // Тезисы Всес. научно-практ. конф.: Актуальные проблемы воспитания: итоги и перспективы (26-28 июня 1990 г.). - М., 1990. - С. 62-64. .
7. К вопросу о некоторых противоречиях духовной культуры села // Тезисы Всес. научно-практ. конф.: Актуальные проблемы воспитания: итоги и перспективы (26-28 тоня 1990 г.). - М., 1990. - С. 291-293.
8. Влияние изменения культуры села на формирование нового типа личности крестьянина. // Материалы научно-теоретической конференции (декабрь 1991 г.). - Т.: Мехнат, 1991. - С. 100-101.
9. Мустациллик ва миллатлараро муносабатларни уйсуйлаштнриш муаммолари // Хал каре илмий-назарий конференция: Мустациллии па ду-нёкзраш: реаллик в а ривожлашгш имкониягларшшпг фалсафпй щ ямадо-лпрп. - Т.: Ф:ш, 1993. - Г,. 195-196,
' ','.;,<\7>v,'<? //../. Пл путч ce',i,;hi>:<ri. Соч в 4 i июмч т. - Т. -1. - 7': J'vi' :''!'■>', l'-'Y< - С - '
10. Бозор ш;тисоднети шароитида циитоц ёшларини иш билан таъмиилашнннг улар маъщвий маданиятига таъсири иасалалари. // Ил-мий-назарий конф. иатериаллари: «Ёшларни умуминсоний ^адриятлар рухида тарбиялашда xajii{ анъаналаршшнг а^амияти». - Т., 1994. - Б. 75-76.
11. Ниш л oí; ёшларининг маънавий камолоти муаммолари // Ис-тшутол авлоди: маънавий комиллик йулида (илмий мацолалар туплами). -Т.: УзРФТДК, 1996. - Б.. 24-29.
■ ' 12. Маънавий мерос ва 1;ишлок ёшлари // Узбекистан цишлоц хужалиш. - 1997. - №2 - Б. 34-35. •
13. Бозор ва кишлоч ёшлари // Ицтисод ва ^исобот. - 1997. - №4 - П.
51-52.
2i . ;
Муеаеп Фвдрпддин Абдусаттаровичпинг 09.00.11-«ижтимоий фалсафа» мутахас-
сислнш буннча «Бозор муносабатлари шароитида Узбекистон ijmujioir ёшларн мухитидаш маъиаиый ^згаршилар» мавзусида ёэилган иомзодлнк днссертацняси-
шшг 1{исцича баёни. •
Тадцицот маваусишшг долзарблиги мустацил Узбеки стенда демократии э^уцуций жампат цурилаётгаилиги, бунда умуминсоиий,. на мнллнй цадриятларии хам да uiicoii манфаагларннн х,исобга олувчи демократии жа-раёнларшшг ималга ошаётганлнги билан узвий боглнндир. Бу шаронтларда х.аётга кириб келаётган ёш авлоднииг маъиавий мпданияти доцндагн масала нихонтда долзарб ахамилт касб этади. Пжтимоий х,аётда ёшларшшг Jfpim ва ролшш собш; иттнфоц давридаги ацидачилик таеаввурлари орг;али к^реатпш уршна, унинг миифаатларн ва iimkoiiu.i гларшж етарли даражада хнсобга олнш, ёш авлод камолотишшг п^налншларнни белги'лаб берадиган нжтнмоин шарпитлар па омилларпц нлмни.ва начал гах;лил i;ii.ihiii лознм. Буеиз таълим на тарбпд жараёнииииг самарадорлипши ошнрпшга царатилган ннтилишлар ва йуналишларнн тугри белгилаш мумннн эмас. Маълумнн, мустацнллшшн муста^камлаш иа миллий тикланиш гоясини амалга ошпришга цодпр ёш аилоднн тарбнялаш иши давримизнинг устивор даражадагн вазифаларидан бири б\!лнб цолди. Бу qca республика адолисшшнг еезиларли ^шмини тишкил ннладиган цишлоц ёшларшишг тарбилси, уларнинг маъиавий намолоти масалаларшш чукур урганишни та-лаб циладц. Ana шу мулохдзалар муаммокинг долзарблншии оширнб.унн илмнй нзланишларимизнииг мапзуи сифатида урганиш эхтиёжини тугдирди.
Диссертация кириш, икки боб ра хулоса цисмларидан иборат, Унипг илмий лнгнлнклари чуйидагиларда мамоён б^лади:
- янгича. шаронтларда муста1!ил Узбекистан 1;ишлоц ёшлпришшг пжтимоий циёфасндаги • ижобнй узгарншларнииг- • ишкллаиишнга таъсир цнлаётган омилларни ашщлаш й^ли билан уларнинг ало^ида ижтимоий-демографик гурух сифатидаги та^лилида;
- бозор муносабатларига jh-иш шароитида нмшлш; ёшларн мух.итидаги маъиавий-маданий ^згаришларга хос асосий тенденцияларнинг ижтимоиЙ-фалсафин ургапилганлигида;
- мустацил республика аграр секторидаги нфисоднй ^згаришлар билан ёшларшшг маънавнй намолоти ва мадацнн э^тиёжларн уртасндаги 'J'aapo гаъсири шаклларшшнг мохннги ва ахамилти очиб берйлгаилигида; ■
- муг'га|;пл.1пк шароитида цшнлоцдл pyii берган нжгиионй-сиёсий узгаршнларннннг ёшлар маънаицяти учуй таъсирн на оцибатлирининг куреатнлгаилшида; .
• мустацнллик широитида цишлоч ёшларишшг ижтлмоий, нцтисодий ва маьнавий-маданий узгаршиларга муносабатшпшг махсус куриб чицилганлнги, бу уэгаршшшршшг мамлакапшиз i;nm;]oi; ёшларишшг камо-лоти ва мадапнй рнвожланишидагн ахамшптшшп' курсатилпшлигнда;
- цишлон ёшларп билан олиб борилодштш тарбилuiiii ишларда уму-мписонпй, миллий ва дииий цадрнятлар, маъшший мсрос, am.aiiamiü xa.ii; мадашштн таг.сири жараёнишшг самарадорлигнни таъминлайдиган йу!л на уоулларшшг к$>рсатиб берилганлигида.
Ишнинг амалии п^аминти шундцн иборатки, ушшг асосий цоидшшрп, хулоеа ва тавсиилари мустш;ил ^збекнстонда i;uiiuioi; ёшлари ижтимонй та-раадиёти жариёнларинн боищаришга ашича методологии ёндошув шаклла-наёгган, бозор муносабатларн царор тописткш, i;n:!i.ioi; >:\'::;а:и:п1да Kjfii тармоцлшшк муста^гсамланаётган, нжтимонй х.иёт дсмократлашаётган ша-ронтларда ёшларшшг мадяний даражясини оншриш боряендаги ишларда ёр-дам бериши мумкин. Бу ёшлар му\итида иш олиб борувчи «Маъиавият ва маърифат» жамоатчилик мпркази, «Камолот», «Махалла», «Улугбек», «Умид» i.a6ii жпмгарма ва бошца ташкнлотларни'нг фаолнятида му^им а^адшятга ara б^лади. • ...
Диссертация матни, .ундаги долил ва муло^азалар фалсафа, мадани-ятщуиослш;, сиёсатшунослик фаилари б^йичи олий yi;yu юртлари талабала-рн учуи Jrsyu машрулотларида, республикам из ёшларн орасидаги таргибот ва ташиицот шиларида, республика ёшларишшг, умуминсоний надриятларга садо1;атпи агаллашга й^налтирилган таълим-тарбиянинг янги концепцияси-нн хаётга тадбш; этишдц ёрдам беришн нам мумкин.
Resume
of the Dissertation on the theme: «The Spiritual Transformations in the youth environment of the Republic of Uzbekistan in the conditions of the market relations»
The dissertation is written in Russian and consists of introduction, 2 chapters, including 4 paragraphs, conclusion and the list of litfrature.
In the introduction is substantiated the actuality, scientific novelty and practical importance of the investigation.
The first chapter «The social Manner of rural youth of Uzbekistan» is devoted to the problem of the socialization in the conditions of independence and entry into the market.
The author touches upon the questions of education, working organization, participation in thé social industrial processes and also a number of new youth problem which came up to the young people in accordance with the transition to the market.
The author of the dissertation emphasizes the definite regularity in the questions of engagement of the youth, its attitude to the social being; labor, culture and spirituality. And all this is confirmed by statistics of the sociological investigation, the results of interrogatory of 2000 young people (respondents) in the process of the questionnaire, which, was hold by the author of given dissertation between youth of Bukhara, Andijan and Tashkent regions.
In the given chapter the author incovered the specification of rural youth of the Republic of Uzbekistan, peculiarities of cultural and spiritual manner.
Besides the constatation of the concrete facts the author declared about a necessity of social guarantees for youth and offered a realization of the special programs, on the base of which the defense of interests of young people can be possible in the Republic of Uzbekistan. . ' »
The second chapter «The Social Changing conditioning of the spiritual Culture of Rural Youth of Uzbekistan» shows the influence of the present condition of-the society of Uzbekistan on the development of culture of the youth in Uzbekistan.
The main aim of this work is the ànalysis of the main tendencies of the spiritual, cultural and social development of the youth of Uzbek village.
The scientific novelty of the work is included in the independent social-philosophic analysis of the village youth of the independent Uzbekistan:
The practical meaning of the dissertation consists in the formation of the new methodological approach to the management of the process of the social development of rural youth of the Republic of Uzbekistan.
Reliability of conclusions, got in the dissertation was trued in the theoretical and scientific conferences. The main aspects Were given an account in 5 booklets and 11 the articles, 2 magazine articles.