автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Гернего, Любовь Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Гернего, Любовь Владимировна

Введение.

Глава I. Методологические основы изучения духовно-нравственных основ жизнедеятельности забайкальского казачества.

1.1. Казачество как социальная общность, его место и роль в социальной структуре общества.

1.2. Социокультурная адаптация казачества к региональным условиям среды обитания.

Глава II. Традиционное и инновационное в духовно-нравственной культуре забайкальского казачества.

И.1 Влияние социально-экономической ситуации на духовно-нравственные основы жизнедеятельности казачества.

11.2 Духовные основы жизнедеятельности забайкальского казачества.

11.3 Особенности нравственных ценностей казачества Забайкалья.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Гернего, Любовь Владимировна

Актуальность темы исследования. Процесс реформирования российского общества создал объективные предпосылки для возрождения и возвращения к активной общественной деятельности ряда социальных групп, одной из которых является казачество.

Казачество — это специфическая, социально - культурная группа российского общества и поэтому её изучение — необходимое направление в исследованиях социальной структуры современного общества. Актуальность темы определяется необходимостью более пристального внимания к этой социальной группе, так как на всех этапах развития общества она занимала достаточно активную жизненную позицию в обществе. Как традиционная форма самозащиты русского населения казачество вбирало в себя наиболее пассионарную часть народа и несло в себе мощный потенциал обновления нации и общества в целом. Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что этот положительный потенциал казачества сохранился до сих пор, поэтому особо важной сегодня является проблема его использования. Учитывая, что казачество выступает как активная общественно-политическая сила в процессе трансформации российского общества, в решении социально-экономических задач, в защите государственных интересов, борьбе с преступностью, в охране границ, лесов, общественного порядка, его потенциал должен быть использован для создания благоприятного климата социального реформирования.

Преобразования социально-политической жизни российского общества характеризуются ростом самосознания социальных групп, переосмыслением ценностных ориентаций, пересмотром духовно-нравственных основ жизнедеятельности. Возрождение казачества далеко не однозначная проблема, поэтому научная идентификация, выяснение социальной сущности этой социальной группы, ее духовно-нравственных основ жизнедеятельности, ценностных ориентаций даст возможность правильно определить её место в социальной структуре общества, провести прогнозирование ее дальнейшей социальной деятельности, выработать адекватную политику государства по отношению к ней.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблемы казачества привлекали и привлекают внимание многих учёных. В обществоведении нашей страны накоплены значительные результаты исследований. Сгруппировать их можно следующим образом. Самый большой, пласт литературы представлен историческим аспектом изучения казачества. Дореволюционные историки исследовали проблемы происхождения кагачества, его участия в крестьянских войнах, заселения и освоения новых земель, описания быта и способов хозяйствования (С.М. Соловьев, В.О. Илючевский, И.М. Карамзин, C.B. Платонов и др.).

Советские историки большое внимание уделяли изучению состава и численности казачества, его участия в классовой борьбе, политике правительства в отношении к различным социальным группам (В.В. Мавродин, H.H. Фирсов, С.И. Тхоржевский, H.A. Рожков, Н.М. Волынкина, H.JI. Янчевский, В.Б. Лунин, В.А. Голубицкий:. А.П. Пронштейн, С.А. Чекменев, В.П. Громов). Историко-этнографические исследования казачества последних лет поставили вопрос о необходимости разработки теоретико-методологических проблем истории казачества: изучения причин, условий и времени возникновения, места казачества в этносоциальной структуре общества, его эволюции и т.д. (JI.H. Гумилев, Л.Б. Заседателева, Ю.В. Бромлей, В.Б. Виноградова, Н.И. Никитин, С.А. Плетнева).

С начала 30-х до середины 80-х годов казачья тематика считалась запретной и в исследовании проблем истории, казачества образовалась полоса застоя. Проблемами казачества занималось считанное количество исследователей (И.П. Борисенко, И.М. Разгон, К.А. Хмелевский, М.И. Глоев, М.С. Тотоев, Л.И. Футорянский, Я.А. Пересов, Ю.К. Кириенко).

С началом перестройки и возрождением казачества эта тематика вновь обрела актуальность. Работы этого периода посвящены истории казачества эпохи революции и гражданской войны, а также казачеству разных регионов: кубанскому, терскому, приамурскому, дальневосточному, забайкальскому и др. (А.П. Ермолин, В.Н. Сергеев, Б.Х. Топчий, П.Г. Чернопицкий, A.C. Зуев).

Большую группу составляет литература, исследующая политологический аспект проблемы. Это, прежде всего, работы И.Е.Грумм-Гржимайло. Начиная с 30-х годов, из-за проводимой политики "расказачивания" количество исследований по данной тематике уменьшается, в работах наблюдается тенденциозное освещение вопросов, касающихся характеристики казачества в качестве социально-политического субъекта, отношения казаков к советской власти, к коллективизации, к внешней политике СССР и др. (А.М Брянский, А.П. Георгиевский, А.Г. Коровин, В.М. Кабузан, А.И. Крушанов, О.И. Сергеев, Э.М. Щагин).

В исследованиях 80-х — 90-х годов формируется новый подход к оценке политики и роли казачества в обществе. В работах этого периода заметно освобождение от пресса идеологии (A.A. Гордеев, Н.Ю. Селищев, Б.А. Алмазов, И.Я. Куценко, Н.И. Бондарь). Большинство публикаций последних лет посвящены современной политике российского государства по отношению к казачеству, тенденциям и перспективам его развития, имеют информационный или полемический характер и представлены, в основном, статьями в периодической печати (А.П. Андреева, Е.В. Панасюк, В.М. Бородкина, A.C. Ващук, A.C. Возьмителя, О.Д. Захарова, В.В. Миндогулова).

Значительно меньший пласт литературы посвящен культурологическому аспекту казачества (В.Е. Давидович, А.П. Скорик, Н.И. Бондарь, Т.С. Рудиченко, Т.А. Невская, В.Н. Быковский, H.A. Великая, С.А. Голованова). В основном, это статьи в сборниках научных работ.

Социологический подход исследует казачество как социальное явление, выясняет его место и роль в социальной структуре общества, социальнополитический портрет, политические, социальные ориентации и мировоззренческие установки (В.А. Дорофеев, Е.В. Крицкий, C.B. Киселев, Л.И. Бойко, И.Я. Яковенко). Однако, подобных работ крайне мало. И объясняется это, прежде всего, перипетиями социологии в России. В 30-х годах с окончательным утверждением марксизма в качестве идеологической основы .общества, социология была объявлена "буржуазной" наукой. До конца 50-х годов социологию причисляли к ложным теориям. Возрождение социологии как науки произошло только в конце 50-х — начале 60-х годов.

Несмотря на устойчивый интерес к социально - культурной группе казачества, мы вынуждены признать, что социологический аспект исследования духовно-нравственных основ жизнедеятельности забайкальского казачества не рассматривался в качестве отдельного предмета исследования. Нет работ социологического характера, рассматривающих социальную группу казаков, как один из элементов социальной структуры российского общества. Неисследованными остаются вопросы определения особенностей духовно-нравственных основ жизнедеятельности казачества в условиях трансформации социальной структуры общества, места и роли этой группы в социальной структуре региона.

Недостаточно в теоретико - методологическом, конкретно социологическом плане изучена социально - культурная группа — казачество, ее нравственный и культурный уровень, духовные ценности, организация свободного времени, профессиональные ориентации. Актуальность темы и её неразработанность определили цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является социологический анализ духовно-нравственных основ жизнедеятельности забайкальского казачества. Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- Раскрыть содержание понятия "казачество". Определить место и роль казачества в современном российском обществе.

- Выявить сущность и основные черты социокультурной адаптации казачества к региональным условиям среды обитания.

- Проанализировать воздействие социально-экономических факторов современного Забайкалья на духовно-нравственные основы жизнедеятельности казачества.

- Выявить духовные основы жизнедеятельности этого социального слоя.

- Проанализировать основные нравственные ценности и ориентации современного казачества Забайкалья.

Объект и предмет исследования. Объект исследования — социально -культурная группа забайкальского казачества. Предмет исследования — духовно-нравственные основы ее жизнедеятельности.

Методологическая основа и источники исследования. В процессе диссертационного исследования автор опирался на фундаментальные научные методы социального познания: системный анализ, исторический подход, диалектико-м атериалистический метод, методы конкретного социологического исследования. В качестве источников были использованы научные труды отечественных и зарубежных исследователей, материалы государственной статистики, журнальная и газетная публицистика. Теоретическую базу диссертации составляют работы в области социологии, истории, этносоциологии, этнологии, этнопсихологии.

Эмпирической базой исследования послужили результаты социологического исследования, проведённого автором в марте 2000 года. Для проведения социологического опроса использовалась специально разработанная анкета. Анкетирование проводилось как групповым, так и индивидуальным способом. Автором была спроектирована стратифицированная выборка. Объектом конкретного социологического исследования являлись современные казаки Забайкалья, состоящие в государственном реестре. Генеральная совокупность - 10 тыс. казаков, являющихся членами забайкальского казачьего войскового общества (ЗВКО), подразделяющегося на три отдела: Верхнеудинский, Агинский и Читинский. Специфика выборки состояла в тог^, что исследователь использовал организационную структуру ЗВКО. Казаки Забайкалья регулярно (один раз в год) собираются на свое собрание - Войсковой Круг, в работе которого принимают участие все отделы. Каждые десять казаков, являющихся членами войскового общества, делегируют на Круг своего представителя. Опрос казаков был произведен в 2000 году на таком собрании. Были опрошены участники, делегированные на Круг, по принципу: один участник от каждых десяти казаков, состоящих в трех отделах ЗВКО. Отбор респондентов при опросе происходил с учетом принципа культурной самоидентификации. Объем выборочной совокупности - 498 человек, что составляет около 5% от генеральной совокупности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- проанализировано содержание понятия "казачество"; выявлены сущность и основные особенности социокультурной адаптации казачества к региональным условиям среды обитания; проанализировано воздействие социально-экономических факторов Забайкалья на духовно-нравственные основы жизнедеятельности казачества;

- прослежены основные нравственные ценности и ориентации современного казачества Забайкалья.

Научно - практическая значимость диссертации состоит в возможности использования её результатов для изучения социальной структуры Забайкалья, для написания крупных обобщающих трудов, посвященных проблемам забайкальского казачества, разработки программ оптимизации межнациональных отношений в регионе, а также в управленческой деятельности. Эмпирические данные диссертационной работы могут быть полезными при проведении дальнейших социологических исследований по проблемам изменения духовно - нравственных основ жизнедеятельности забайкальского казачества в современных социальных условиях, а также определения роли и места казачества в социальной структуре современного общества. Полученные материалы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по социологии, социальной антропологии и этносоциологии, а также учитываться при разработке концепции государственной политики по отношению к социально - культурной группе (казачеству).

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и социальной антропологии Читинского технического университета, кафедры философии Бурятского государственного университета (ноябрь 2000 г.) и была рекомендована к защите. Основные идеи и положения апробированы в докладах автора на научно-практических конференциях: "Формирование гуманитарной среды. Забайкалье 1999 — 2000" (Чита, 1999) и "Забайкальское казачество. История, традиции, перспективы развития" (Чита, 2000). По теме исследования опубликовано семь статей в научных сборниках.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст изложен на 121 странице. Библиография содержит 125 источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества"

Заключение

В социальной структуре российского общества казачество занимает особое место. Так как историческое (дореволюционное) казачество обладало высшей формой его организации, мы посчитали необходимым остановиться на его социальной характеристике. Для анализа социального положения исторического казачества нами было использовано два типа стратификационных систем: социально-классовая и культурно-нормативная. Первая позволяла рассмотреть казачество относительно других социальных групп по характеру и содержанию труда, размерам доходов, уровням материального благосостояния, степени организованности и участия в основных общественных институтах. Вторая — рассматривает казачество как социальную общность со своей особой культурно-нормативной системой, определяемой производными признаками: образом жизни (особенностями быта, культурными и общественно-политическими аспектами жизнедеятельности), нормами и традициями, общественным сознанием и психологией.

В качестве критериев этой социальной группы выступают три основных, родовых признака: место в системе общественного разделения труда и характер труда, размер и способ получения доли общественного богатства и участие казачества в общественной организации труда.

Социальная сущность казачества определяется его местом в системе общественного разделения труда. Люди, принадлежащие этому слою, являлись наёмными работниками, выполняли функции по надзору и управлению, служили государству и правительству за жалованье. Казачество в ХУШ-Х1Х веках занимало промежуточное положение в социальной иерархии между привилегированными и непривилегированными сословиями русского общества. Государство проводило политику превращения казачества в полупривилегированную военно-полицейскую силу, опору трона, противостоящую как внешнему, так и внутреннему врагу.

По поводу статуса казачества в науке не существует однозначного мнения. Одни учёные считают казачество этносом, другие — сословием. Наиболее плодотворным нам представляется взгляд на историческое казачество, как на этносоциальную общность, сочетавщую в себе черты субэтноса и сословия. Эти начала взаимодействовали, и на разных этапах развития их соотношение менялось. Определив казачество как этносоциальную общность, наметив его количественные и качественные характеристики, мы делаем предположение, что именно они выделяют его в социальной структуре общества.

В процессе функционирования этой социальной группы в ней произошли большие перемены. Революция и гражданская война коренным образом изменили их экономическое положение и правовой статус. С самого начала советская власть оттолкнула от себя казачество, объявив отмену сословий и войсковых казачьих земель, спровоцировала выступления казаков против советской власти, что привело к беспощадной политике расказачивания, уничтожения казачества как сословия. В советский период к казакам существовало неодобрительное отношение, хотя как и другие социальные группы, казачество активно участвовало в хозяйственно-культурном строительстве страны. Проходившие в те времена процессы унификации и нивелировки социальных слоев общества не обошли и эту социальную группу.

Современный этап в развитии забайкальского казачества, связанный с процессом модернизации российского общества, создал условия и предпосылки его возрождения в новом качестве. Смена общественного строя, реформа государственной власти и управления изменили социальные параметры данной группы. Учитывая, что в результате государственной политики "расказачивания" казачество было ликвидировано как сословие, оно потеряло свое былое влияние и значимость в обществе.

Идентификация современного казачества может быть проведена по трем основным критериям: кровное происхождение, самоидентификация (т.е. мнение о.себе: "я - казак"), внешния идентификация (мнение окружающих: "он - казак"). Современное казачество Забайкалья определяется по следующим признакам: культурной самоидентификации (самопричисления себя к казакам на основе общей истории, культуры, традиций, норм и обычаев) и по месту проживания (по региону). Эти признаки позволяют современное казачество Забайкалья выделить в особую социально-культурную группу. Забайкальское казачество является неотъемлемой частью российского общества, принимающей активное участие в его жизнедеятельности, и поэтому занимает важное место в его социальной структуре. В настоящее время оно представляет собой открытую, социально-культурную группу, . стремящуюся самоопределиться со своими дореволюционными институтами самоуправления, землепользования и другими атрибутами культурно-укладной самобытности, являя один из факторов установления гармонизированного социального порядка.

Место, роль и эффективность деятельности казачества забайкальского региона в процессе становления гражданского общества в значительной степени будет определяться содержанием государственной политики в отношении регионального казачества, степенью взаимодействия политических институтов с казачьим движением в общероссийском масштабе и на региональном и местном уровнях. Отсутствие чёткой государственной политики по возрождению современного казачества чревато осложнениями в политической жизни российского общества, ибо сравнение целей и содержания государственной политики по возрождению казачества и устремлений самого казачьего движения свидетельствует об учете лишь государственных интересов. Решение указанной проблемы возможно лишь при углубленном изучении в целом государственной политики по формированию и развитию российского казачества на всех этапах становления и развития российского

94 государства.

94 Титлина ЕЛО. Политика российского государства в формировании дальневосточного казачества // Автореферат кандидатской диссертации. - М., 1996. - С. 8 - 9.

В казачестве сегодня наблюдаются противоречивые тенденции: с одной стороны — гомогенизация, основанная на единстве казачьих норм, традиций, культурного архетипа, сходности жизненных условий, а с .другой — дифференциация по политическим ориентациям и проектам возрождения казачества. Для казачества характерны значительные масштабы этого явления, неопределённость социального статуса и социальной роли в обществе, излишняя политизация, что и приводит к обострению внутриполитической борьбы и конфронтации в казачьем движении. Движение за возрождение казачества стало заметным явлением общественной жизни России, что свидетельствует о социальной востребованности казачества как реальной социальной силы. Ренессанс казачества возможен, но только в новых, организационно-управленческих формах и при использовании достижений общественной мысли.

В возрождении казачества немалую роль играют духовно-нравственные основы жизнедеятельности. Так как казачество в прошлом являлось традиционной формой самозащиты, оно вбирало в себя наиболее активную (пассионарную) часть русского народа и несло огромный потенциал обновления нации и общества в целом. Данное исследование подтверждает, что этот потенциал сохранился и нужно найти адекватный способ его актуализации. В то же время, по мнению автора, если по объективным причинам казачество не сможет перерасти из общественно-политической организации в государственную структуру, это помешает реализовать его конструктивный потенциал в качестве одного из субъектов социально-политических отношений гражданского общества.

Проведенное исследование приводит к выводу о том, что для духовного мира забайкальского казачества характерен приоритет традиционного сознания .с преобладанием ценностей коллективизма и патриотизма. Мировоззренческое сознание казачества внутренне противоречиво, в нем одновременно уживаются и модальные ценности, и ценности, рожденные периодом реформ. Ядром нравственной целостности казачества является высокая степень ориентации на активность, а характерным типом нравственной личности среди казаков можно считать человека, ориентирующегося на общественно-значимые ценности.

Среди духовно-нравственных основ жизнедеятельности казачества важную роль играют традиции и особенности психологии. Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что у современного казачества Забайкалья сохранились основные традиционные ценности дореволюционного казачества: свободолюбие, уважение к труду и чужой собственности, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, признание военной службы основным занятием, достойным для мужчины. Казачьи традиции, существующие во всех сферах их жизни, выполняют важные функции социальной интеграции, трансляции социального опыта, социализации молодежи. Традиции являются не только ценностями казачества, но и огромной побудительной силой, ориентирующей казачество на активную жизненную позицию. Главными психологическими характеристиками казачества можно считать - любовь к военному делу и воинский профессионализм, относительную мировоззренческую терпимость, выносливость и терпение в преодолении жизненных тягот и атмосферу единства.

Происходящие сегодня процессы возрождения казачества содержат два основных компонента: во-первых, культурный — стремление потомственных и приписных казаков к самоутверждению и признанию в обществе. Во-вторых, социальный, вызванный движением заметной части российского населения найти себе применение в жестких условиях современной жизни.93 Представленные нами характеристики дают нам основание рассматривать казачество как этносоциальную группу, не свободную от этноцентризма и патриотического рвения, мобилизующуюся в этнос (де-юре), во имя собственной интеграции и отстаивания своих интересов. Находясь в границах

95 Киселев C.B. Современное донское казачество в иноязычном окружении // Социс.

1999. - №11

- С. 79. правового пространства, казаки Забайкалья стремятся в сложной социальной обстановке найти свою нишу, обеспечить перспективу своей жизнедеятельности.

 

Список научной литературыГернего, Любовь Владимировна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Актуальные проблемы казачьего движения. // Материалы круглого стола. Социс. — 1992. — № 9 .- С. 15.

2. Александров В.А. Власть и общество. Сибирь в XVII в. — Новосибирск.: Наука, Сибирский отдел, 1991. — 399 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994. — 321 с.

4. Анисимов С.Р. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988. —240 с.

5. Арутюнян Ю.В. Дробижева JIM. Сусоколов A.A. Этносоциология. — М.: Аспект-пресс, 1998. — 271 с.

6. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологического исследования. — М.: Аспект-пресс, 1995. — 286 с.

7. Бауман 3. Мыслить социологически. — М.: Аспект-пресс, 1996. — 255 с.

8. Бейдина Т.Е. Региональная социально-политическая безопасность Читинской области. Чита, 1999. - 274 с.

9. Белова Л.В. Социалистический образ жизни. — Л.: Лениздат, 1980. — 184с.

10. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX в. — М., 1997, — 172 с.

11. Бергер П.Л. Приглашение в социологию(перевод с английского). — М.: Аспект-пресс, 1996. — 160 с.

12. Богданов A.B. Речь на отчетно-выборном Круге. Чита, 2000. - Март.

13. Бойко В.И. Опыт социологического исследования народов Нижнего Амура. — Новосибирск.: Наука, 1973. — 204 с.

14. Булаев В.М. Сельское население восточного Забайкалья на рубеже XIX-XX веков. — Улан-Удэ: БНЦ, 1997. — 154 с.

15. Быковский В.Н. К вопросу о целях и задачах воспитания в народной педагогике казачества // I общерос. научно-практ. конф. "Казачество как фактор исторического развития". С-П.: Познание, 1999. - С. 65.

16. Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVII — нач. XIX в. — Красноярск: КГУ, 1985. — 297 с.

17. Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. — М.: Финансы и статистика, 1981. — 96 с.

18. Великий П.П. Методологические вопросы социологического изучения духовной жизни личности. — Красноярск, 1983.— С.115.

19. Волков Ю.Т., Мостовая И.В. Социология. — М.: Гардарика, 1999. — 432с.

20. Вырелкин В.П. Философские проблемы возрождения казачества. // Соц,-полит. журнал. №6. — 1994. — С. 210.

21. Голосенко И.А. Социологическая литература России II пол. XIX —- нач. XX в. Библиографический указатель. — М.Юнега, 1995. — 224 с.

22. Голосенко И.А., Козловский В.В. История Русской социологии XIX — XX вв. — М.: Онега, 1995. — 288 с.

23. Гордеев A.A. История казаков в 3-х частях. — МТП "Страстной бульвар", 1991. —280 с.

24. Гордон JI.A. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. -1994. №8.-С. 5-13.

25. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учебное пособие. —М.: МГУ, 1988. — 230 с.

26. Давидович В.Е., Скорик А.П. Исторический социотип донской казачьей субкультуры. // Россия и восток : геополитика и цивилизационные отношения. — М.; 1996. — С. 226.

27. Джафарли Т.М. Активная жизненная позиция и духовное развитие личности // Вопр. филос. 1981. - №6. - С. 70-81.28.