автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Сараева, Галина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество"

На правах рукописи ^

Сараева Галина Николаевна

Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество

Специальность 09 00 11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 о ЛЕК 2009

Ставрополь - 2009

003488475

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет»

Научный руководитель доктор философских наук, профессор

Бокачев Иван Афанасьевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент

Зинков Евгений Геннадьевич

кандидат философских наук, доцент Дубинин Александр Николаевич

Ведущая организация Пятигорский государственный

лингвистический институт

Защита диссертации состоится 21 декабря 2009 г в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 245 04 при Северо-Кавказском государственном техническом университете по адресу 355028, г Ставрополь, пр Кулакова, 2, ауд № 402а

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СевероКавказского государственного технического университета по адресу 355028, I Ставрополь, пр Кулакова, 2

Автореферат разослан ноября 2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета

А А.Лагунов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования Наряду с проблемами, вызванными политическим, экологическим, финансово-экономическим, духовно-нравственным и прочими глобальными кризисами в жизни современного общества, в последнее время все чаще говорят и пишут о возрождении нашей страны. Это объясняется тем, что сегодня, как никогда ранее, актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования национального самосознания, научного мировоззрения подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.

Важное место в этом процессе занимает казачество и его духовно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания, как основы российской социальной системы Характерной особенностью этих традиций всегда был и остается в настоящее время приоритет духовно-нравственных начал, патриотизм, глубокая религиозность Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободонобивую и религиозно-идейную общину с особенным говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры

В современной России продолжается процесс возрождения казачества, являющийся неотъемлемой частью возрождения России в целом Облик казачества за последние десятилетия изменился существенным образом, приобрел черты достаточно организованной части нашего общества, у казачества появилась возможность реализовать свой потенциал в интересах новой России Хотя органы казачьего самоуправления и не входят в систему органов государственной власти, однако государство делегирует им ряд своих функций участие в охране государственных границ и обеспечение общественного порядка, охрана объектов государственной, муниципальной и личной собственности, обеспечение гарантий деятельности казачьих обществ и др Уже

сегодня казачество проводит значительную работу по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе ценностей православной веры, по сохранению и преумножению традиций и культуры нашего народа, по подготовке молодых людей к службе в армии

Однако, несмотря на столь высокую общественную значимость казачества и его духовно-нравственных традиций, у нас пока мало сделано для того, чтобы объективно проанализировать современное состояние этой уникальной самобытной культурно-этнической общности, по достоинству оценить ее вклад в судьбоносные свершения нашего государства и общества Становится очевидным, что возрождение казачества и его духовно-нравственных традиций во многом зависит от темпов реализации большого комплекса взаимосвязанных теоретических проблем Среди них серьезного исследования требуют самобытные традиции уклада жизни казачества, его быт и культура Ведь казаки веками были не только искусными воинами, но и создавали свои духовно-нравственные ценности, без которых нет и не может быть народа Здесь существовали гласная выборность на все посты умных, смелых и ничем не опороченных людей, в обычае было подчинение старшим - что скажут «господа старики», тому и быть Казаки всегда свято выполняли наказ отцов и матерей - « не посрами родной земли »

Знание и следование этим и другим традициям, не потерявшим своей актуальности и в наши дни, в значительной мере помогло бы оздоровить духовно-нравственную ситуацию в обществе, более успешно решать задачи по дальнейшему обновлению и реформированию российского социума Вместе с тем, как показывает практика, многое из того, что создавалось и накапливалось веками, сегодня придается забвению, становится достоянием истории. Нельзя упустить время, отложить на потом и решение многих дискуссионных проблем, связанных с казачеством и его духовно-нравственными традициями Жизнь настоятельно требует дать новый толчок процессу возрождения казачества, помочь ему выйти из глубокой психологической «пропасти расказачивания» (В Г Смольков)

Актуальность избранной темы исследования обусловлена также необходимостью целенаправленной выработки достаточно определенного представления о целостности духовно-нравственных традиций казачества, о смысле и ценностной значимости этих традиций и их позитивном влиянии на трансформационные процессы в современной России

Для Северного Кавказа данное исследование имеет особую актуальность. Она обусловлена не только сложностью развития социальных процессов в регионе, но и вовлеченностью казачества в межэтнические отношения в ряде респубчик и областей Юга России.

Вместе с тем наука, в том числе и на уровне философского знания, до сих пор не располагает сколько-нибудь целостным осмыслением проблем казачества, определением его места и роли в духовно-нравственном обновлении современного общества Есть все основания полагать, что изучение и следование духовно-нравственным традициям казачества позволит более решительно бороться с бездуховностью и нравственной деградацией, более качественно решать сложные и противоречивые задачи на современном этапе общественного развития России

Все это не только актуализирует тему диссертационного исследования, но и делает ее одной из востребованных, своевременных и необходимых для проведения конструктивной политики в духовно-нравственной и других областях социальных преобразований российского общества Таким образом, актуальность социально-философского анализа духовно-нравственных традиций казачества имеет не только теоретическую, но и прикладную значимость.

Степень научной разработанности проблемы Теоретико-методологическую ценность для анализа историко-философских подходов изучения духовно-нравственной проблематики общества представляли труды классиков философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, А Блаженного, И Канта, Г Гегеля, Ф Ницше, Э. Гуссерля, У Джеймса, С. Кьеркегора, А Камю, А Шопенгауэра, О Шпенглера, Э Фромма и многих других

Большое влияние на исследование духовно-нравственных традиций

российского общества оказали труды отечественных мыслителей, которые в своих работах всесторонне исследовали духовно-нравственную составляющую общественной жизни, этические нормы Среди них в первую очередь следует назвать таких философов как Н А Бердяев, С Н Булгаков, Л Н Гумилев, В В Зеньковский, И А Ильин, Д С Лихачев, Н О Лосский, А Ф. Лосев, В С Соловьев, С Н и Е Н Трубецкие, С Л Франк, П.А Флоренский, а также писателей Ф М Достоевского и Л Н Толстого.

Существенный вклад в осмысление духовно-нравственных основ жизни и быта казачества внесла большая группа ученых, исследующих проблемы духовности и нравственности, трансформации ценностей на современном этапе развития общества. Прежде всего к ним относятся такие культурологи и философы, как В С. Библер, Ю Г Волков, М С Каган, Л Н Коган, А.А Радугин и другие Их работы позволяют расширить представления об истоках духа русского народа, его культуре, традициях, обычаях и особенностях духовного мира

Теоретический смысл понятия «традиция» раскрыт в трудах классиков философии Р. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро, Г. Гельвеция, И. Гердера, Г Гегеля, К Маркса Изучению различных аспектов традиций, определению их противоречивой природы и сущности посвящены работы С С Аверинце-ва, А Н Антонова, Э А Баллера, И А Барсегяна, Ю В Бромлея, Л П Буевой, В Б Власовой, В Е Давидовича, О И Джиоева, Б С Ерасова, Ю А Жданова, Э С Маркаряна, В Д Плахова, И В Суханова, А К Уледова и др

В отечественной философской классике проблема национальных традиций на примере концепции русской национальной идеи нашла отражение в творчестве таких мыслителей религиозно-философского ренессанса конца XIX - начала XX века, как Н А Бердяев, А И Герцен, Ф.М Достоевский, И А Ильин, В В Розанов, В С Соловьев, А С Хомяков. Их труды оказали существенное влияние на формирование научных представлений о традициях русского народа, о его духовно-нравственных истоках, о значении национальной идеи в осмыслении нашего прошлого, настоящего и будущего

Основу исторических исследований казачества заложили в своих тру-

дах дореволюционные исследователи К К Абаза, В Б Броневский, М А Караулов, П П Короленко, И Д Попко, В А Потго, А И Ригельман, В Н Татищев, ФА Щербина, а продолжили современные ученые О В Агафонов, Н И Бондарь, Б В. Виноградов, Н Н Великая, Л.Б Заседателева, Т А Невская, А Н Фадеев, Б Е. Фролов, С А Чекменев и др В их работах анализируются отдельные проблемы и вопросы переселения казаков, освоения ими Северного Кавказа, некоторые особенности внутреннего устройства, социальной организации и духовной культуры, места и роли казачества в истории и судьбе духовно-нравственной жизни России в XVIII - XX веках.

Проблемам генезиса казачества посвящены труды И Ф Быкадырова, А А. Гордеева, Н М Карамзина, Н.И Костомарова, В О Ключевского, Е П Савельева, С М Соловьева, С Ф. Платонова, Г А Ткачева, в которых рассматривается значение этнонима «казак», изучаются отдельные аспекты происхождения казачества, зарождения его духовных традиций.

Стремительный рост числа научных публицистических статей по казачеству начался с середины 80-х гг Значительное количество публикаций этого периода посвящено политике российского государства по отношению к казачеству, перспективам и тенденциям его развития Все они в основном имеют информационный характер

В последние годы наблюдается повышенный интерес исследователей самых различных научных направлений к казачьим проблемам Здесь следует назвать таких авторов, как Е М. Белецкая, Э В. Бурда, С А. Голованова, М.Ю Горожанина, В В Глущенко, А И Козлов, В П Крикунов, И .Я Куценко, А.Г Масалов, В.А. Матвеев, НГ. Недвига, НИ Никитин, С Номикосов, ИЛ. Омельченко, В.Н Ратушняк, А В Сопов, Б А Трехбратов, В П Трут, В Н Чернышов и др Их работы основаны на обширных архивных материалах и источниках. Исследователи рассматривают историю возникновения казачества, его социальную сущность, взаимодействие с Российским государством и соседними народами педагогические возможности казачества

К числу работ, выходящих на уровень социально-философского анали-

за данной проблемы, можно отнести научные изыскания таких авторов, как А В Авксентьев, В А Авксентьев, А Н Дубинин, Е И Котикова, П П Лукичев, Е В Рунаев, Н В Рыжкова, А П Скорик, В Г Смольков, Р Г Тикиджьян, которые исследуют многочисленные социальные проблемы казачества специфику его возрождения, традиции воинской и государственной службы казаков, вопросы культуры, быта и жизнедеятельности.

Важную роль в анализе современного состояния казачества играет вновь созданный Альманах «Казачество» и международное издание «Этно-социум и национальная культура» В журнале «Казачество» опубликованы весьма содержательные статьи Г Н Трошева, А Н Карпенко, А В Никонова, Л А. Иванченко и других В них освещаются вопросы организации учебно-воспитательного процесса в кадетских казачьих корпусах, правового регулирования деятельности казачьих обществ, отдельные аспекты идеологии казачьего возрождения и другие.

Комплексный подход к анализу обозначенных выше источников и материалов позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день исследователи достигли существенных результатов в изучении проблем казачества и их духовно-нравственных традиций Однако, обозначенная в социально-философском аспекте проблема до сих пор не имеет сколь-нибудь целостных и завершенных исследований Данная работа позволит в какой-то мере восполнить существующий пробел, как в социальной философии, так и науке в целом

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы исследования системности, историзма, всесторонности и конкретности Социально-философский анализ предмета диссертационной работы предусматривает применение методов социальной философии' конкретно-исторического, историко-ретроспективного, сравнительно-исторического , историко-типологического

Помимо этого, диссертант в своем исследовании опирается на принцип единства исторического и логического методов анализа, что позволяет, в свою очередь, охватить изучаемый феномен во всем многообразии и много-

факторности его специфических проявлений.

Теоретической основой диссертации послужили фундаментальные понятия и концепции, идеи и положения трудов известных философов и выдающихся мыслителей, которые исследовали различные аспекты духовности и нравственности феномена «казачество». В работе использовались материалы международных, всероссийских, региональных научных конференций и семинаров по актуальным проблемам казачества

Объект исследования - социально-философские аспекты духовно-нравственных традиций казачества

Предмет исследования - особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в условиях современного российского общества.

Цель исследования: проанализировать наиболее значимые теоретико-методологические и практические проблемы, связанные с духовно-нравственными традициями казачества, выявить их специфику и оценить влияние на современное российское общество

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

- исследовать концептуальные и теоретико-методологические аспекты духовно-нравственных традиций казачества,

- проанализировать генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях,

- рассмотреть роль православия в формировании духовно-нравственных традиций казачества, обосновать его место и роль в системе духовной культуры современного общества,

- выявить особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в условиях российской действительности,

- охарактеризовать влияние семьи на формирование духовно-нравственных традиций казачества

- изучить специфику патриотического воспитания подрастающего по-

коления на основе духовно-нравственных традиций казачества,

Научная новизна диссертации заключается в обосновании современных подходов к решению теоретико-методологических и практических про-

\

блем, связанных с духовно-нравственными традициями казачества, в раскрытии аксиологического смысла последних в предметно-понятийном поле социальной философии

В содержательном плане научная новизна исследования определяется следующими результатами, полученными в ходе решения поставленных задач

- на основе анализа понятий «традиционность», «традиция», «обычай», «обряд», «духовность», «нравственность» дана современная интерпретация сущности и содержания духовно-нравственных традиций казачества, которые находятся в прямой зависимости от традиционного опыта казачества и специфики трансформационных процессов в российском обществе в настоящее время,

- проанализирован генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях, в результате чего предложено рассматривать казачество как уникальную культурно-этническую общность граждан, системное основание которой определяется как этническими, так и сословными характеристиками;

- в авторской интерпретации в качестве одного из главных компонентов русской религиозной традиции представлено православие, осмыслено его доминирующее влияние на формирование духовно-нравственных традиций казачества,

- исследованы причины и условия возрождения духовно-нравственных традиций казачества, превращения их в один из важных элементов духовной жизни современного российского общества,

- изучены духовно-нравственные приоритеты казачьей семьи и показано ее влияние на формирование духовно-нравственных традиций казачества,

- определены смысло- и системообразующие факторы патриотического воспитания молодежи на основе духовно-нравственных традиций казачества

С учетом указанных элементов научной новизны, на защиту выносятся следующие основные положения.

1 В социально-философской интерпретации духовно-нравственные традиции казачества - это те особенности, характерные черты духовной жизни казаков, сформированные на протяжении многовекового православного уклада жизни и выражающиеся в следующих ценностях любовь к Богу и ближнему, почитание родителей и старших, труд по совести, гуманное отношение к людям, патриотизм и служение Отечеству, глубокая искренность, разумность всех жизненных установок, самопожертвование Сущность духовно-нравственных традиций казачества - в казачьем духе беззаветного служения Родине, религиозности, в рыцарском понимании чести, в благородном стремление к славе, в психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, во врожденной любви к военному делу, в своеобразии казачьего быта, испытанном умении быстро и организованно действовать, в развитом чувстве взаимной выручки.

2 В научном сообществе до сих пор нет единства при ответе на вопрос, считать казачество этносом или сословием7 Руководством страны был в свое время сделан шаг в сторону реестрового казачества в качестве сословия, однако это решение пришло в противоречие с идеей воссоздания его как этноса По мнению автора восстановить казачество в новых исторических и социально-экономических условиях в качестве сословия невозможно Казачество — это сложная культурно-этническая общность людей, проживающих на определенной территории и имеющих традиционный хозяйственно-бытовой уклад, своеобразную форму одежды, самобытные культурные традиции и исторически сложившиеся взаимоотношения с обществом Казачество - составная часгь российского населения, которая, как и все население России, нуждается в нескольких, кардинальных законах, к числу которых можно отнести три основных о землепользовании, о демократическом самоуправлении и закон о государственной службе. Эти законы прочно связаны с традиционными фор-

мами жизнедеятельности казачества и в значительной мере будут способствовать его духовно-нравственному возрождению Казачество как система имеет четкие этнические и социальные характеристики, которые дополняют друг друга, что приводит к формированию особого этнического характера

3 Православие выступает структурообразующим элементом духовной культуры казачества, является важным фактором его выживания в окружении народов, в основном исповедующих другие религии и интеграции в современное Российское общество В жизни казачества православие всегда выступало как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев Религиозно-православное и национально-русское начала, глубоко пронизывающие жизнь и быт, всегда крепко связывали казачество с великой Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, детищем которого оно и являлось Важнейшей чертой православия у казаков всегда была соборность, которая проявлялась в первую очередь в жизни и действии в качестве вселенскости, в обращенности к каждому человеку независимо от его вероисповедания, национальности, возраста, цвета кожи и других фенотипических признаков Православная идея соборности способствовала еще большему закреплению общинных качеств у казаков, сыграла немаловажную роль в становлении российской государственности

4 Возрождение духовно-нравственных традиций казачества в современных условиях может и должно способствовать тому, чтобы выявить все лучшие внутренние качества этой социально-культурной общности и, не разрушая при этом культурной преемственности и традиционных устоев казачьего образа жизни, привносить в современную жизнь наиболее совершенные образцы духовности, веками культивировавшиеся в казачестве. Адекватно осуществляемый современным казачеством выбор духовно-нравственных ориентиров в своем развитии, со всей очевидностью, будет способствовать дальнейшему социальному и культурному прогрессу современного российского общества

5 В казачьем социуме основой существования является семья Она всегда помогала казачеству выжить в сложных природно-климатических, социально-экономических условиях, успешно решать государственные задачи, хранить и передавать от поколения к поколению накопленный опыт, источником которого и являются духовно-нравственные традиции казачества. Непререкаемым авторитетом у казаков пользуется женщина-мать. Она является не только хранительницей домашнего очага, но и несет ответственность за духовно-нравственное воспитание личности, развивая у нее принципы руководства своим поведением, исходила из традиций и социально-культурных норм как общества в целом, так и своей микросреды

6 Патриотизм является некоей разновидностью любви как чувства, потому что довольно часто неадекватен действительности и, с другой стороны, иррационален, на том основании, что предполагает безвозмездное служение объекту поклонения без расчета на вознаграждение. В сознании человека представление патриотизма может быть выражено как рациональность, разумное осмысление, и, несомненно, как духовно-нравственная ценность В казачестве наиболее значимой духовно-нравственной традицией является воспитание защитников Отечества Воплощением истинного казака всегда считались чувство патриотизма, понятие долга и чести, высокий моральный дух Патриотические традиции казачества были и остаются основополагающей нормой, в которой отражается совокупность признаков и свойств, благодаря которым рожденный казаком, становился полноправным сыном своею народа С рождения впитав казачью идеологию, человек свято верил в свое предназначение на земле, которое в конечном итоге сводилось к социально-государственной функции казачества во всей истории российской государственности

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в приращении нового знания о казачестве, о роли и месте его духовно-нравственных традиций в структуре современной философской науки Материал диссертации может быть использован в качестве теоретико-методологической базы для частных наук при изучении проблем социальной

и духовной сфер жизни общества Основные рекомендации и выводы исследования могут также использоваться для повышения философской и общей культуры мышления, в процессе развития и формирования профессиональных знаний в сфере национальных и этнокультурных отношений

Ряд положений и выводы диссертации могут быть применены в научно-исследовательской и педагогической деятельности, найти отражение в учебных программах по социальной философии, культурологии, этике, этнологии, послужат базовой основой для разработки специальных и факультативных курсов в средних и высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации педагогических кадров

Материалы диссертационной работы могут использоваться специалистами в области управления культурой и образованием при составлении программ социального планирования, моделирования и проектирования Определенный интерес материалы диссертации представляют для средств массовой информации, которые помогут сформировать адекватный образ современного казачества с целью использования его опыта в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в десяти публикациях, общим объемом 3,5 п л По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на конференциях различного уровня, в том числе' Второй региональной научной конференции «Религия и современность: актуальные проблемы» (Ставрополь, 2006), региональной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникации в XXI веке» (Ставрополь, 2007), региональном научно-практическом семинаре «Философские и теоретико-методологические проблемы социально-гуманитарного знания, естествознания и технических наук» (Ставрополь, 2007), региональной научно-практической конференции «Проблемы развития регионов южного федерального округа» (Георгиевск, 2007), межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодейст-

вне общества и Церкви в решении социальных проблем» (Ставрополь, 2007), «XXXVII научно-технической конференции по результатам работы профес-сорско-преподаватечьского состава Северо-Кавказского государственного технического университета за 2007 год» (Ставрополь, 2008), городской научно-практической конференции «Современные проблемы развития рыночной экономики» (Ростов н/Д., 2008)

Отдельные результаты и выводы работы апробированы в процессе учебно-воспитательной практики Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения В конце работы помещена библиография, включающая в себя^-^аименований, в том числе десять на иностранном языке Общий объем диссертации "^страниц машинописного текста

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, раскрывается современное состояние ее научной разработанности, ставятся цель и задачи, определяются предмет, объект и методология исследования, формулируются элементы научной новизны и положения, выносимые на защиту, дается характеристика теоретической и практической значимости работы, указывается ее апробация

Первая глава «Духовно-нравственные традиции казачества как объект социально-философского анализа» носит общетеоретический характер, связанный с анализом базовых категорий исследования, с их мировоззренческой и методологической трактовкой в системе социально-философского знания В ней рассматривается вопрос о теоретических и практических предпосылках изучения духовно-нравственных традиций казачества

В первом параграфе «Философско-мнровоззренческая интерпретация духовно-нравственных традиций» осуществляется теоретико-категориальный анализ понятий «традиция», «обычай», «обряд», «ритуал», «традиционализм», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственные традиции», осмысливается философский аспект духовно-нравственных традиций, анализируются взгляды философов и представи гелей других областей гуманитарного знания на данный феномен

По мнению автора, для философского восприятия проблемы в настоящее время характерен комплексный подход, который осуществляется при помощи анализа средств регулирования отношений в обществе, где одно из ведущих мест занимает традиция В общефилософском смысле традиция -это переход между последовательными фазами формирующегося этнического субъекта, когда старое перетекает в новое и плодотворно функционирует в нем Традиции выполняют стабилизирующую роль утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений

Традиции формируют основу всей системы стереотипов человеческой деятельности, представляют собой базовые носители опыта общественной жизни Посредством повторения или изменения этого опыта традиции оказывают влияние на жизнь людей, текущее состояние общественных систем и, следовательно, состояние самих обществ. Таким образом коллективные стереотипы деятельности человека играют роль непосредственных средств воспроизводства и модификации всех социокультурных систем, систем личностного уровня, базирующихся на личностных стереотипах деятельности, которые складываются под влиянием жизненного опыта, накопленного в традициях Персональный стереотип формируется также из приобретенного индивидуального опыта

Далее анализируется понятие «традиционализм», раскрывается его соотношение с другими однопорядковыми терминами В контексте социальной философии традиционализм — это творческий подход к сохранению тех традиций

народа, унаследованных от предшествующих поколений, которые наиболее значимы с точки зрения как социального, так и кутьтурного опыта Доминирующими в социальной картине мира народа становятся способы познания и изменения реальности, сформированные традиционными ценностями, которые способны его сплачивать и стимулировать интерес к историческому творчеству Отмечается, что представление о традициях и традиционализме не может быть исчерпывающим без использования духовно-нравственной составляющей проблемы Устоявшееся философское понимание духовности содержит в себе три основных принципа познавательное, нравственное и эстетическое Этим принципам, в свою очередь отвечают ценности, относимые к категории высших- истина, добро и красота Эти ценности составляют главное содержание духовности и определяют смысложизненные ориентиры в духовных поисках человека

Основой духовности является нравственность, дающая развиваться личности не в ущерб окружающим Нравственность обуславливает жизнь людей в обществе, подчиняя их поведение определенным регулятивным принципам Нравственности проистекает из обычаев и традиций, закрепившим поступки, нормы и правила, по опыту поколений оказавшиеся эффективными для сохранения и формирования общества и человека, и которые соответствовали потребностям и интересам исторического прогресса, разрешая проблему смысла жизни Нормы нравственности выражаются в духовных идеалах добра Тогда цель духовно-нравственного воспитания - идеальный образ личности, совершенный образ, воссоздавая который в своих мыслях и поступках человек становится подобен идеалу

Далее автор рассматривает термин «духовно-нравственные традиции», так как именно с их помощью и на их основе возможно воспитание идеала личности Духовно-нравственные традиции играют значительную роль в нравственной культуре Выступая как грань, как важнейшая составляющая любых традиций они, в то же время, обладают определенной независимостью, имеют характерное содержание, своеобразные виды проявления Практика является

посредником между современными цепями общества, его духовно-нравственными традициями и историческим прошлым как определяющим фактором современности и становится причиной, которая обеспечивает преемственность нравственной эволюции Ценности, которые открывает нравственная культура прошлых эпох, не сохранили бы своей жизнеспособности, если видеть в традиционном лишь исторические реликты, образцы старого

В то же время духовно-нравственные традиции прошлых исторических эпох предполагают не пассивное их наблюдение, а живое окрашивание национальными оттенками, их субъективно-оценочное осмысление и восприятие. Вследствие этого конкретная деятельность человека и жизнь современного общества оказываются под сильным влиянием прошлых духовно-нравственных традиций В то же время, сама интенсивность проявленного внимания к тем или иным аспектам духовно-нравственных традиций определяется теми задачами, которые возникают и практически решаются в нынешних условиях общественного развития

Во втором параграфе «Генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях» отмечается, что духовно-нравственные традиции казачества среди всех других традиций, существующих в обществе, занимают особое положение Это определяется тем, что данное общественно-историческое явление генетически связано с защитой общества и самим его существованием В сущности своей казачество — это исторически сложившееся этническое явление с определенными правилами, обычаями и нормами поведения, оно предполагает развитие определенных моральных, нравственных, психологических и физических качеств, необходимых для этнического самосохранения

В исследовании отмечается, что содержание духовно-нравственных традиций определяется историческими условиями формирования этноса, общественным строем государства, господствующей в нем идеологией Исходным элементом познания сущности традиции является положение о причинах возникновения того и пи другого социальною явления Систематизируя и

оценивая этот факт, автор предлагает обратить внимание на глубинные, определяющие, то есть сущностные факторы, лежащие в основе существования общества, в том числе и его духовной жизни

Для понимания социально-этнической сущности духовно нравственных традиций казачества важное значение приобретает вопрос о содержательной стороне термина с казак» Это диктуется, прежде всего, тем, что в этот термин до сих пор вкладываются разные по своему содержанию смыслы, хотя происхождение казачества исследуется уже не одним поколением ученых

Далее диссертант акцентирует внимание на том, что движущими силами развития казачества, с момента возникновения и в процессе его дальнейшей эволюции, являются социальные детерминанты, определившие постепенное превращение изначально бесформенного казачьего социума в сложный этно-социокультурный организм с четко отшлифованной системой жизнедеятельности В исследовании называются такие важнейшие черты казака-воина, как сметливость, расторопность, доблесть, выносливость, исключитечьная приспособленность к боевой обстановке Эти и такие высокие качества, как преданность Отечеству, безграничная любовь к своему родному краю, рыцарское понимание долга, чести, благородное стремление к славе, религиозность и бескорыстие во многом определили силу духа казачества На этой основе оно и сформировалось в опредепенную крепко спаянную, дисциплинированную, способную к творчеству и подвигу бытовую группу Быт казачества как результат его происхождения, географического расположения и условий развития, оставаясь чисто русским, был более подвержен влиянию патриархальности, сохранившейся вплоть до начала XX века Подчиненность старшим как сознательная необходимость, высокое почитание старшего в семье, будь то мужчина или женщина, воспитание молодежи в духе преданности России и взгляд на службу как безусловную необходимость всегда отличали казачество от всех других социальных и этнических групп

В третьем параграфе «Место и роль православия в формировании духовно-нравственных традиций казачества» отмечается, что православие

выступает в качестве мощного средства социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев казачества

Казачество, как неотъемлемая часть русского народа, изначально формировалось как духовная общность, для которой этническая принадлежность не была главной По мнению автора, на своеобразную религиозность казачества наложил отпечаток симбиоз языческих и христианских традиций

В исследовании отмечается, что весь жизненный уклад казаков был пронизан православием, которое освещало все важнейшие вехи их жизненного пути Православная вера стояла в основе нравственного воспитания казаков От зачатия до смерти казаков сопровождала масса обрядов и действий, обусловленных религиозным мировоззрением Бесконечные войны с гурками, татарами, поляками и др велись под знаком защиты православной веры и своей родной земли

По мнению исследователей, на труды которых ссылается диссертант, принятие христианства было обязательным условием при вступлении в казачью общину В сознании казачества всегда поддерживался миф о собственной мессианской роли - хранителей истинного православия и его защитников

В истории казачества северокавказского региона конфессиональная составляющая есть один из значимых показателей взаимодействия с окружающим миром В религиозном пространстве Юга России региона, находившегося на периферии как христианского, так и исламского миров, положение казачества рассматривалось с точки зрения «верующий - иноверец» В поликонфессиональном и иноэтническом окружении христианство играло роль консолидирующего фактора казачьих этносообществ, в условиях веротерпимости, как со стороны зарождающейся казачьей исторической системы, так и со стороны северокавказской В начале XVIII в. влияние российского государства на Северном Кавказе усилилось, и правительство в обустройстве южных границ сделало основную ставку именно на казачество

На основе социально-философского анализа богатейшего наследия казачества автор делает вывод о том, что православие как элемент культуры

всегда играло в системе духовно-нравственной жизни казачества доминирующую роль

Во второй главе «Проблемы возрождения духовно-нравственных традиций казачества в условиях современной Р» выявляются структурные элементы духовно-нравственных традиций казачества, определяется место и роль семьи в формировании, становлении и сохранении духовно-нравственных традиций казачества, раскрывается значение патриотических традиций казачества в процессе воспитания казаков

Первый параграф «Специфика проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в современных условиях» посвящен обоснованию феноменальной сущности казачества, уяснению его важнейших онтологических характеристик Прежде всего, сюда диссертант относит этническую и культурную самобытность традиций сословной военно-корпоративной организации, силу казачьего духа и оригинальность казачьей идеи

Традиционные обычаи и нормы казачества, чьи принципиальные основания определяли специфику нравственного сознания и способствовали формированию нравственных отношений этноса, по существу являли собой некое своеобразное воплощение общечеловеческих ценностей Разумеется, многие традиции казачества, взятые на вооружение в современном казачьем движении, со всей очевидностью могут найти применение в общем процессе обновления российского общества

В параграфе отмечается, что возрождение казачества, которое будучи изначально ориентированным на восстановление своего культурного и духовного потенциала, в наши дни может и должно способствовать тому, чтобы выявить все лучшие внутренние качества этой социально-культурной общности, не разрушая при этом культурной преемственности и традиционных устоев казачьего образа жизни, привнося в современную жизнь наиболее совершенные образцы духовности, веками культивировавшиеся в казачестве. Правильно осуществленный современным казачеством выбор духовно-нравственных ориентиров в своем развитии во многом будет предопределять дальнейший

социальный и культурный прогресс всего российского общества

Проблемы современного казачества концентрируются вокруг того, что так или иначе они связаны с особенностями самосознания этой культурно-этнической общности Поскольку самосознание и психология возрождающегося казачества на данном этапе общественного развития крайне противоречивы, это соответствующим образом влияет на остроту противоречий и обуславливает целый ряд деструктивных проявлений в его среде Принимая во внимание, что казачье движение в своей основе исходит из опыта прошлой целесообразности, важно, считает автор, четко дифференцировать положительный потенциал казачьих традиций от устаревших норм казачьего образа жизни

В заключение параграфа диссертант делает вывод о том, что сегодня, оценивая опыт возрождения казачества, имеется возможность судить о специфике его духовно-нравственных традиций с уже более обоснованных в науке позиций, чем можно было это сделать на начальных этапах становления казачества Так, в течение ряда последних лет в казачьем движении четко прослеживается некая идентичность внутренних (духовных) аспектов казачьего самовыражения Идеи равенства, традиционализм, преемственность и поощрение прошлой целесообразности - вот то, что пронизывает содержание духовно-нравственных традиций казачества В современных условиях казачество ведет поиск критериев своей самоидентификации Обращение к прошлому опыту своего традиционного наследия, по мнению соискателя, должно способствовать оптимизации процесса по урегулированию тех или иных спорных моментов в движении казачества, возникающих по поводу решения вопросов о необходимости восстановить казачество в его основном функциональном назначении, как защитников интересов Отечества Однако ввиду того, что многие традиции казачества на сегодняшний день оказались либо полностью утрачены, либо претерпели известную трансформацию, достаточно трудно восстановить многие из конструктивных традиций в современных условиях Мобилизовать потенциал этих традиций возможно на основе специально разработанной государственной программы В настоящее время, не-

смотря на ряд государственно-реабилитационных актов, в государственной политике не существует единой концепции возрождения казачества и использования потенциала его духовно-нравственных традиций

Во втором параграфе «Семья как сфера формирования духовно-нравственных традиций казачества» отмечается, что духовно-нравственные традиции в казачестве всегда служили для приобщения подрастающего поколения к культурному опыту своих предков Они не только выступали регуляторами поведения казаков, по,одерживали внутригрупповую сплоченность, но и составляли нормативную основу их жизнедеятельности В роли обычаев, имевших воспитательный смысл, выступали религиозные обряды, гражданские и церковные праздники и т. п Обычаи и традиции охватывали большой круг явлений, присущих всем областям социальной и культурной жизни казачества Традициями являлись определенные общественные установки, нормы поведения, стереотипы, ценности, обряды и т п Соблюдение их - средство и обязательное условие казачьей самоорганизации Поощрение и наказание в казачьих семьях - результат действия традиционных норм, их неукоснительного выполнения всеми Представления казаков о любви, семье, нравственности синтезировались и нашли свое отражение в комплексе продуманных, проверенных в жизни правил, норм поведения, в советах, рекомендациях, которые говорят о богатстве духовной культуры народа

Далее акцентируется внимание на том, что характерной особенностью быта казачества является приоритет духовно-нравственных начал, в формировании которых важное место занимала и занимает сегодня семья В этой связи отмечаются преимущества казачьей семьи Они заключаются в большей сплоченности, в отношениях теплых и искренних В семьях казаков любовь и уважение детей к родителям возводится в ранг нравственной нормы. Эта норма всегда была одной из главных в духовно-нравственном облике казака В понимании счастья в казачьей среде доминируют духовные интересы и духовная нужда Самыми важными качествами человека считаются трудолюбие вместе с пониманием социальной значимости труда, которое рассмат-

ривается родителями как главнейшее средство в реализации личностью своего общественного долга, честность, любовь к Родине, душевная доброта, отзывчивость, скромность, правдивость Примечательно то, что наибольшее неприятие вызывают антиподы упомянутых нравственных качеств, лень, равнодушие, нечестность, воровство, пьянство, распущенность, считавшиеся всегда пороками Очень большое внимание уделяется воспитанию в духе доброты, милосердия, отзывчивости

В окружении других народов, враждебно встречавших пришельцев, казакам приходилось в полной мере овладевать «народной дипломатией» Казаки стремились установить добрые и доверительные отношения со своими соседями Общеизвестно, что казаки терпимо относились к другим народам, высоко ценили их дружбу Семейные традиции казаков отражают преемственность поколений, ритуально оформляя важнейшие моменты и события из их жизни, содержат большое число элементов, главным образом направленных на создание образа защитника веры и Отечества

Заключительный параграф главы «Влняние духовно-нравственных традиций казачества на патриотическое воспитание подрастающего поколения» представляет собой социально-философский анализ проблем патриотического воспитания в среде казачества с целью трансляции и использования их опыта в современных условиях

Автор подчеркивает, что особенно важными в формировании патриотических чувств являются духовно-нравственные традиции. Способность к компромиссу казаков в решении спорных вопросов, веротерпимость, уважительное отношение к чужой культуре содействовали их скорой адаптации в новых местах пребывания и налаживанию добрососедских отношений с соседними народами Дисциплина и глубокое чувство долга перед Отечеством делали казачьи воинские формирования высокомобильной и весьма значительной силой в походах и войнах. В исследовании отмечается, что воспитание у казаков ориентировано главным образом на высокую культуру казачьего братства, патриотизм, выполнение долга

На основе анализа многочисленной научной литературы делается вывод о том, что к числу бесспорных ценностей, которыми дорожили и специально культивировали казаки, относится коллективизм, а также братство -высшее проявление коллективизма Братство проявлялось во многих сферах жизни казачества и имело давние традиции Моральные принципы были очень суровы и имели большой смысл в жизни казаков Они помогали сдерживать страсти свободного, весьма эмоционального и ко всему прочему вооруженного общества Наиболее тяжкими с точки зрения морали были такие преступления, как воровство, нерадивая служба, «смертоубийство» Подобные деяния, кроме морального неодобрения, вели за собой наказания, предусмотренные войсковым правом

Из сказанного автор делает вывод, что в современной практике воспитания духовно-нравственные традиции казачества до сих пор не занимают подобающего места их положительные аспекты и возможности сегодня мало используются в воспитательном процессе Однако именно духовно-нравственные традиции и сегодня несут все те же воспитательные функции, что и сотню лет назад Они требуют восстановления патриотических и героических качеств, доводя их до высочайших нравственных категорий Присоединение к традициям патриотического воспитания казачества становится необходимым условием обучения и воспитания современной российской молодежи

В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются основные положения диссертации, излагаются концептуальные выводы и рекомендации, имеющие общетеоретический характер

III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

Публикация в издании, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ:

1 Сараева, Г Н Духовно-нравственные традиции быта казачества [Текст] Г Н Сараева // Научные труды ЮФУ Гуманитарные и социально-экономические науки - Ростов - на-Дону, 2008 - №1 -0,5пл

Публикации в других тучных изданиях:

2 Сараева, ГН Духовное воспитание как важнейший фактор возрождения казачества [Текст] / Г Н Сараева // Религия и современность актуальные проблемы материалы II регион научн конф - Москва - Ставрополь, 2006-0,1 п л

3 Сараева, Г Н Генезис казачества и его духовно-нравственные традиции [Текст] / Г Н Сараева // Социальная эволюция, идентичность и коммуникации в XXI веке, материалы регион, научн -практ конф / СевКавГТУ. -Ставрополь, 2007. - 0,2 п л

4. Сараева, Г Н Проблема исследования институционной природы семей казачества [Текст] / ГН. Сараева // Философские и теоретико-методологические проблемы социально-гуманитарного знания, естествознания и технических наук материалы регион научн -практ семинара /СевКавГТУ. - Ставрополь, 2007. - 0,5 п.л

5 Сараева, Г Н Социально-философский анализ традиций и традиционализма [Текст] / Г Н. Сараева // Философские и теоретико-методологические проблемы социально-гуманитарного знания, естествознания и технических наук материалы регион научн -практ семинара /СевКавГТУ - Ставрополь, 2007 - 0,5 п л

6. Сараева, Г Н. Нравственная трактовка духа как определяющая концепция русской философской традиции [Текст] / ГН Сараева // Проблемы развития регионов южного федерального округа материалы регион научн -практ конф / ГТИ -Георгиевск, 2007. -0,1 пл

7 Сараева, ГНК вопросу об этнической самобытности русского православия [Текст] / Г Н Сараева // Взаимодействие общества и Церкви в решении социальных проблем материалы межрегион научн -практ конф / СевКавГТУ - Ставрополь, 2007 - 0,7 п л

8 Сараева, Г Н Влияние православия на формирование духовной культуры казачества [Текст] / Г.Н. Сараева // Взаимодействие общества и Церкви в решении социальных проблем материалы межрегион научн -практ конф / СевКавГТУ - Ставрополь, 2007 - 0,5 п л

9 Сараева, Г Н Военные традиции казачества как яркий пример глубокого патриотизма [Текст] / Г Н Сараева // Материалы XXXVII науч -техн конф по результатам работы профессорско-преподавательского состава Северо- Кавказского государственного технического университета за 2007 год / СевКавГТУ - Ставрополь, 2008 - Т.2 Гуманитарные науки Философия -0,2 п л.

10 Сараева, ГН Военно-патриотические традиции как доминирующий фактор формирования личности в казачьей среде [Текст] / Г Н Сараева //Современные проблемы развития рыночной жономики материалы город научн -практ конф / РГЭУ «РИНХ» - Ростов н/Д, 2008 -0,2 п л

Печатается в авторской редакции

Подписано в печать 18 11 2009 Формат 60x84 1/16 Уел печ л - 1,5 Уч- изд л - 1,0 Бумага офсетная Печать офсетная Заказ №382 Тираж 100 экз ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» 355028, г Ставрополь, пр Кулакова, 2

Издательство Северо-Кавказского государственного технического университета Отпечатано в типографии СевКавГТУ

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сараева, Галина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Философско-мировоззренческая интерпретация духовно-нравственных традиций.

1.2. Генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях.

1.3. Место и роль православия в формировании духовно-нравственных традиций казачества.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Специфика проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в современных условиях.

2.2. Семья как сфера формирования духовно-нравственных традиций казачества.

2.3. Влияние духовно-нравственных традиций казачества на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Сараева, Галина Николаевна

Актуальность темы исследования. Наряду с проблемами, вызванными политическим, экологическим, финансово-экономическим, духовно-нравственным и прочими глобальными кризисами в жизни современного общества, в последнее время все чаще говорят и пишут о возрождении нашей страны. Это объясняется тем, что сегодня, как никогда ранее, актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования национального самосознания, научного мировоззрения подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.

Важное место в этом процессе занимает казачество и его духовно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания, как основы российской социальной системы. Характерной особенностью этих традиций всегда был и остается в настоящее время приоритет духовно-нравственных начал, патриотизм, глубокая религиозность. Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину с особенным говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры.

В современной России продолжается процесс возрождения казачества, облик которого за последние десятилетия изменился существенным образом, приобрел черты достаточно организованной части нашего общества, у казачества появилась возможность реализовать свой потенциал в интересах новой России. Хотя органы казачьего самоуправления и не входят в систему органов государственной власти, тем не менее государство делегирует им ряд своих функций: участие в охране государственных границ и обеспечение общественного порядка, охрана объектов государственной, муниципальной и личной собственности, обеспечение гарантий деятельности казачьих обществ и др. Уже сегодня казачество проводит значительную работу по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе ценностей православной веры, по сохранению и преумножению традиций и культуры нашего народа, по подготовке молодых людей к службе в армии.

Однако, несмотря на столь высокую общественную значимость казачества и его духовно-нравственных традиций, у нас пока мало сделано для того, чтобы объективно проанализировать современное состояние этой уникальной самобытной культурно-этнической общности, по достоинству оценить ее вклад в судьбоносные свершения нашего государства и общества. Становится очевидным, что возрождение казачества и его духовно-нравственных традиций во многом зависит от темпов реализации большого комплекса взаимосвязанных теоретических проблем. Среди них серьезного исследования требуют самобытные традиции уклада жизни казачества, его быт и культура. Ведь казаки веками были не только искусными воинами, но и создавали свои духовно-нравственные ценности, без которых нет и не может быть народа. Здесь существовали гласная выборность на все посты умных, смелых и ничем не опороченных людей, в обычае было подчинение старшим — что скажут «господа старики», тому и быть. Казаки всегда свято выполняли наказ отцов и матерей — « не посрами родной земли.»

Знание и следование этим и другим традициям, не потерявшим своей актуальности и в наши дни, в значительной мере помогло бы оздоровить духовно-нравственную ситуацию в обществе, более успешно решать задачи по дальнейшему обновлению и реформированию российского социума. Вместе с тем, как показывает практика, многое из того, что создавалось и накапливалось веками, сегодня придается забвению, становится достоянием истории. Нельзя упустить время, отложить на потом и решение многих дискуссионных проблем, связанных с казачеством и его духовно-нравственными традициями. Жизнь настоятельно требует дать новый толчок процессу возрождения казачества, помочь ему выйти из глубокой психологической «пропасти расказачивания» (В. Г. Смольков).

Актуальность избранной темы исследования обусловлена также необходимостью целенаправленной выработки достаточно определенного представления о целостности духовно-нравственных традиций казачества, о смысле и ценностной значимости этих традиций и их позитивном влиянии на трансформационные процессы в современной России.

Для Северного Кавказа данное исследование имеет особую актуальность, которая обусловлена не только сложностью развития социальных процессов в регионе, но и вовлеченностью казачества в межэтнические отношения в ряде республик и областей Юга России.

Вместе с тем наука, в том числе и на уровне философского знания, до сих пор не располагает сколько-нибудь целостным осмыслением проблем казачества, определением его места и роли в духовно-нравственном обновлении современного общества. Есть все основания полагать, что изучение и следование духовно-нравственным традициям казачества позволит более решительно бороться с бездуховностью и нравственной деградацией, более качественно решать сложные и противоречивые задачи на современном этапе общественного развития России.

Все это не только актуализирует тему диссертационного исследования, но и делает ее одной из востребованных, своевременных и необходимых для проведения конструктивной политики в духовно-нравственной и других областях социальных преобразований российского общества. Таким образом, актуальность социально-философского анализа духовно-нравственных традиций казачества имеет не только теоретическую, но и прикладную значимость.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологическую ценность для анализа историко-философских подходов изучения духовно-нравственной проблематики общества представляли труды классиков философии: Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, А. Блаженного, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, У. Джеймса, С. Кьеркегора, А. Камю, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, Э. Фромма и многих других.

Большое влияние на исследование духовно-нравственных традиций российского общества оказали труды отечественных мыслителей, которые в своих работах всесторонне исследовали духовно-нравственную составляющую общественной жизни, этические нормы. Среди них в первую очередь следует назвать таких философов как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, JI.H. Гумилев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, B.C. Соловьев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и писателей как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Существенный вклад в осмысление духовно-нравственных основ жизни и быта казачества внесла большая группа ученых, исследующих проблемы духовности и нравственности, трансформации ценностей на современном этапе развития общества. Прежде всего, к ним относятся такие культурологи и философы, как B.C. Библер, Ю.Г. Волков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, А.А. Радугин и другие. Их работы позволяют расширить представления об истоках духа русского народа, его культуре, традициях, обычаях и особенностях духовного мира.

Теоретический смысл понятия «традиция» раскрыт в трудах классиков философии: Р. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро, Г. Гельвеция, И. Гердера, Г. Гегеля, К. Маркса. Изучению различных аспектов традиций, определению их противоречивой природы и сущности посвящены работы С.С. Аверинцева, А.Н. Антонова, Э.А. Баллера, И.А. Барсегяна, Ю.В. Бромлея, Л.П. Буевой, В.Б. Власовой, В.Е. Давидовича, О.И. Джиоева, Б.С. Ерасова, Ю.А. Жданова, Э.С. Маркаряна, В.Д. Плахова, И.В. Суханова, А.К. Уледова и др.

В отечественной философской классике проблема национальных традиций на примере концепции русской национальной идеи нашла отражение в творчестве таких мыслителей религиозно-философского ренессанса конца XIX - начала XX века, как Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, А.С. Хомяков. Их труды оказали существенное влияние на формирование научных представлений о традициях русского народа, о его духовно-нравственных истоках, о значении национальной идеи в осмыслении нашего прошлого, настоящего и будущего.

Основу исторических исследований казачества заложили в своих трудах дореволюционные исследователи К.К. Абаза, В.Б. Броневский, МА. Караулов, П.П. Короленко, И.Д. Попко, В.А. Потто, А.И. Ригельман, В.Н. Татищев, Ф.А. Щербина, а продолжили современные ученые: О.В. Агафонов, Н.И. Бондарь, Б.В. Виноградов, Н.Н. Великая, Л.Б. Заседателева, Т.А. Невская, А.Н. Фадеев, Б.Е. Фролов, С.А. Чекменев и др. В их работах анализируются отдельные проблемы и вопросы переселения казаков, освоения ими Северного Кавказа, некоторые особенности внутреннего устройства, социальной организации и духовной культуры, места и роли казачества в истории и судьбе духовно-нравственной жизни России в XVIII - XX веках.

Проблемам генезиса казачества посвящены труды И.Ф. Быкадырова, А.А. Гордеева, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, С.Ф. Номикосова, Е.П. Савельева, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова, Г.А. Ткачева, в которых рассматривается значение этнонима «казак», изучаются отдельные аспекты происхождения казачества, зарождения его духовных традиций.

Стремительный рост числа научных публицистических статей по казачеству начался с середины 80-х гг. Значительное количество публикаций этого периода посвящено политике российского государства по отношению к казачеству, перспективам и тенденциям его развития. Все они в основном имеют информационный характер.

В последние годы наблюдается повышенный интерес исследователей самых различных научных направлений к казачьим проблемам. Здесь следует назвать таких авторов, как Е.М. Белецкая, Э.В. Бурда, С.А. Голованова, М.Ю. Горожанина, В.В. Глущенко, А.И. Козлов, В.П. Крикунов, И.Я. Куценко, А.Г. Масалов, В.А. Матвеев, Н.Г. Недвига, Н.И. Никитин, И.Л. Омельченко, В.II. Ратушняк, А.В. Сопов, Б.А. Трехбратов, В.П. Трут, В.Н. Чернышов и др. Их работы основаны на обширных архивных материалах и источниках. Исследователи рассматривают историю возникновения казачества, его социальную сущность, взаимодействие с Российским государством и соседними народами, педагогические возможности казачества.

К числу работ, выходящих на уровень социально-философского анализа данной проблемы, можно отнести научные изыскания таких авторов, как А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев, А.Н. Дубинин, Е.И. Котикова, П.П. Лукичев, Е.В. Рунаев, Н.В. Рыжкова, А.П. Скорик, В.Г. Смольков, Р.Г. Тикиджьян, которые исследуют многочисленные социальные проблемы казачества: специфику его возрождения, традиции воинской и государственной службы казаков, вопросы культуры, быта и жизнедеятельности.

Важную роль в анализе современного состояния казачества играет вновь созданный Альманах «Казачество» и международное издание «Этносоциум и национальная культура». В журнале «Казачество» опубликованы весьма содержательные статьи Г.Н. Трошева, А.Н. Карпенко, А.В. Никонова, Л.А. Иванченко и других. В них освещаются вопросы организации учебно-воспитательного процесса в кадетских казачьих корпусах, правового регулирования деятельности казачьих обществ, отдельные аспекты идеологии казачьего возрождения и др.

Комплексный подход к анализу обозначенных выше источников и материалов позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день исследователи достигли существенных результатов в изучении проблем казачества и их духовно-нравственных традиций. Однако, обозначенная в социальнофилософском аспекте проблема до сих пор не имеет сколь-нибудь целостных и завершенных исследований. Данная работа позволит в какой-то мере восполнить существующий пробел, как в социальной философии, так и науке в целом.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы исследования: системности, историзма, всесторонности и конкретности. Социально-философский анализ предмета диссертационной работы предусматривает применение методов социальной философии: конкретно-исторического, историко-ретроспективного, сравнительно-исторического, историко-типологического.

Помимо этого, диссертант в своем исследовании опирается на принцип единства исторического и логического методов анализа, что позволяет, в свою очередь, охватить изучаемый феномен во всем многообразии и многофакторности его специфических проявлений.

Теоретической основой диссертации послужили фундаментальные понятия и концепции, идеи и положения трудов известных философов и выдающихся мыслителей, которые исследовали различные аспекты жизни и быта казачества, его духовно-нравственных традиций. В работе использовались материалы международных, всероссийских, региональных научных конференций и семинаров по актуальным проблемам казачества.

Объект исследования - социально-философские аспекты духовно-нравственных традиций казачества.

Предмет исследования — особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в условиях современного российского общества.

Цель исследования: проанализировать наиболее значимые теоретико-методологические и практические проблемы, связанные с духовно-нравственными традициями казачества, выявить их специфику и оценить влияние на современное российское общество.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

- исследовать концептуальные и теоретико-методологические аспекты духовно-нравственных традиций казачества;

- проанализировать генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях;

- рассмотреть роль православия в формировании духовно-нравственных традиций казачества, обосновать его место и роль в системе духовной культуры современного общества;

- выявить особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в условиях российской действительности;

- охарактеризовать влияние семьи на формирование духовно-нравственных традиций казачества;

- изучить специфику патриотического воспитания подрастающего поколения на основе духовно-нравственных традиций казачества.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании современных подходов к решению теоретико-методологических и практических проблем, связанных с духовно-нравственными традициями казачества, в раскрытии аксиологического смысла последних в предметно-понятийном поле социальной философии.

В содержательном плане научная новизна исследования определяется следующими результатами, полученными в ходе решения поставленных задач:

- на основе анализа понятий «традиционность», «традиция», «обычай», «обряд», «духовность», «нравственность» дана современная интерпретация сущности и содержания духовно-нравственных традиций казачества, которые находятся в прямой зависимости от традиционного опыта казачества и специфики трансформационных процессов в российском обществе в настоящее время; проанализирован генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях, в результате чего предложено рассматривать казачество как уникальную культурно-этническую общность граждан, системное основание которой определяется как этническими, так и сословными характеристиками; православие представлено в качестве одного из главных компонентов русской религиозной традиции, осмыслено его доминирующее влияние на формирование духовно-нравственных традиций казачества; исследованы причины и условия возрождения духовно-нравственных традиций казачества, превращения их в один из важных элементов духовной жизни современного российского общества; изучены духовно-нравственные приоритеты казачьей семьи, показано ее влияние на формирование духовно-нравственных традиций казачества; определены смысло- и системообразующие факторы патриотического воспитания молодежи на основе духовно-нравственных традиций казачества.

С учетом указанных элементов научной новизны, на защиту выносятся следующие основные положения:

1. В социально-философской интерпретации духовно-нравственные традиции казачества - это те особенности, характерные черты духовной жизни казаков, сформированные на протяжении многовекового православного уклада жизни и выражающиеся в следующих ценностях: любовь к Богу и ближнему, почитание родителей и старших, труд по совести, гуманное отношение к людям, патриотизм и служение Отечеству, глубокая искренность, разумность всех жизненных установок, самопожертвование. Сущность духовно-нравственных традиций казачества - в казачьем духе беззаветного служения Родине, религиозности, в рыцарском понимании чести, в благородном стремление к славе, в психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, во врожденной любви к военному делу, в своеобразии казачьего быта, испытанном умении быстро и организованно действовать, в развитом чувстве взаимной выручки.

2. В научном сообществе до сих пор нет единства при ответе на вопрос: считать казачество этносом или сословием? Руководством страны был в свое время сделан шаг в сторону реестрового казачества в качестве сословия, однако это решение пришло в противоречие с идеей воссоздания его как этноса. По мнению автора, восстановить казачество в новых исторических и социально-экономических условиях в качестве сословия невозможно. Казачество - это сложная культурно-этническая общность людей, проживающих на определенной территории и имеющих традиционный хозяйственно-бытовой уклад, своеобразную форму одежды, самобытные культурные традиции и исторически сложившиеся взаимоотношения с обществом. Казачество -составная часть общества, которая, как и все население России, нуждается в ряде кардинальных законов, к числу которых можно отнести такие как: о землепользовании, о демократическом самоуправлении, о государственной службе и др. Эти законы прочно связаны с традиционными формами жизнедеятельности казачества и в значительной мере будут способствовать его духовно-нравственному возрождению. Казачество как системное образование имеет существенно выраженные этнические и социальные характеристики, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и способствуют формированию его особого этнического характера.

3. Православие выступает структурообразующим элементом духовной культуры казачества, является важным фактором его выживания в окружении народов, в основном исповедующих другие религии и интеграции в современное Российское общество. В жизни казачества православие всегда выступало как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозно-православное и национально-русское начала, глубоко пронизывающие жизнь и быт, всегда крепко связывали казачество с великой Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, детищем которого оно и являлось. Важнейшей чертой православия у казаков всегда была соборность, которая проявлялась в первую очередь в их жизни и деятельности в качестве вселенскости, в обращенности к каждому человеку независимо от его вероисповедания, национальности, возраста, цвета кожи и других фенотипических признаков. Православная идея соборности способствовала еще большему закреплению общинных качеств у казаков, сыграла немаловажную роль в становлении российской государственности.

4. Возрождение духовно-нравственных традиций казачества в современных условиях может и должно способствовать тому, чтобы выявить все лучшие внутренние качества этой социально-культурной общности и, не разрушая при этом культурной преемственности и традиционных устоев казачьего быта, привносить в современную жизнь наиболее совершенные образцы духовности, веками культивировавшиеся в казачестве. Адекватно осуществляемый современным казачеством выбор духовно-нравственных ориентиров в своем развитии, со всей очевидностью, будет способствовать дальнейшему социальному и культурному прогрессу современного российского общества.

5. В казачьем социуме основой существования является семья. Она всегда помогала казачеству выжить в сложных природно-климатических, социально-экономических условиях, успешно решать государственные задачи, хранить и передавать от поколения к поколению накопленный опыт, источником которого и являются духовно-нравственные традиции казачества. Непререкаемым авторитетом у казаков пользуется женщина-мать. Она является не только хранительницей домашнего очага, но и несет ответственность за духовно-нравственное воспитание личности, развивая у нее принципы руководства своим поведением, исходя из духовно-нравственных и социально-культурных норм как общества в целом, так и своей микросреды.

6. Патриотизм является некоей разновидностью любви как чувства, потому что довольно часто неадекватен действительности с одной стороны, и иррационален, на том основании, что предполагает безвозмездное служение объекту поклонения без расчета на вознаграждение с другой стороны. В сознании человека представление патриотизма может быть выражено как рациональность, разумное осмысление, и, несомненно, как духовно-нравственная ценность. В казачестве наиболее значимой духовно-нравственной традицией является воспитание защитников Отечества. Воплощением истинного казака всегда считались чувство патриотизма, понятие долга и чести, высокий моральный дух. Патриотические традиции казачества были и остаются основополагающей нормой, в которой отражается совокупность признаков и свойств, благодаря которым рожденный казаком, становился полноправным сыном своего народа. С рождения впитав казачью идеологию, человек свято верил в свое предназначение на земле, которое в конечном итоге сводилось к социально-государственной функции казачества во всей истории российской государственности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в приращении нового знания о казачестве, о роли и месте его духовно-нравственных традиций в структуре современной философской науки. Материал диссертации может быть использован в качестве теоретико-методологической базы при изучении проблем социальной и духовной сфер жизни общества. Основные рекомендации и выводы исследования могут также использоваться для повышения философской и общей культуры мышления, в процессе развития и формирования профессиональных знаний в сфере национальных и этнокультурных отношений.

Ряд положений и выводы диссертации могут быть применены в научно-исследовательской и педагогической деятельности, найти отражение в учебных программах по социальной философии, культурологии, этике, этнологии, послужат базовой основой для разработки специальных и факультативных курсов в средних и высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Материалы диссертационной работы могут использоваться специалистами в области управления культурой и образованием при составлении программ социального планирования, моделирования и проектирования. Определенный интерес материалы диссертации представляю т для средств массовой информации, которые помогут сформировать адекватный образ современного казачества с целью использования его опыта в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в десяти публикациях, общим объемом 3,5 п.л. По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на конференциях различного уровня, в том числе: Второй региональной научной конференции «Религия и современность: актуальные проблемы» (Ставрополь, 2006), региональной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникации в XXI веке» (Ставрополь, 2007), региональном научно-практическом семинаре «Философские и теоретико-методологические проблемы социально-гуманитарного знания, естествознания и технических наук» (Ставрополь, 2007), региональной научно-практической конференции «Проблемы развития регионов южного федерального округа» (Георгиевск, 2007), межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие общества и Церкви в решении социальных проблем» (Ставрополь, 2007), «XXXVII научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава Северо-Кавказского государственного технического университета за 2007 год» (Ставрополь, 2008), городской научно-практической конференции «Современные проблемы развития рыночной экономики» (Ростов н/Д., 2008).

Отдельные результаты и выводы работы апробированы в процессе учебно-воспитательной практики. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. В конце работы помещена библиография, включающая в себя 209 наименований, в том числе десять на иностранном языке. Общий объем диссертации 165 страниц машинописного текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-философский анализ духовно-нравственных традиций казачества позволяет сформулировать некоторые общие теоретические выводы, которые могут послужить очередным этапом в деле осмысления всей важности и сложности духовно-нравственной сферы современного общества в переломный период его развития, проработки соответствующих направлений и программ по выправлению общей ситуации в стране.

Духовно-нравственные традиции представляют собой многогранное онтологическое понятие, которое в полной мере должно занять одно из самых главных мест в ряду философских категорий. Значение нравственной культуры прошлого предполагает не безучастное ее созерцание, а активное наполнение национальными красками, ее субъективно-оценочное восприятие. Исходя из этого, наша повседневная деятельность оказывается под мощным воздействием традиций предшествующих исторических эпох. Вместе с тем сама активизация интереса к тем или иным элементам традиционной нравственной культуры определяется теми текущими задачами, возникающими и практически решающимися в современной действительности. Духовно-нравственные традиции играют значительную роль в нравственной культуре. Играя значительную роль в нравственной культуре, выступая гранью, компонентом любых традиций они, тем не менее, имеют своеобразные формы проявления, специфическое содержание, обладают определенной самостоятельностью.

Духовно-нравственные традиции казачества, среди других традиций, существующих в обществе, занимают особое положение. Это определяется тем, что данное общественно-историческое явление имеет этническое основание, связано с защитой общества, самим существованием как этнических образований в целом, так и субэтносов в частности. В сущности своей это исторически сложившееся этническое явление, представляющее собой определенные правила, обычаи и нормы поведения членов, этноса (субэтноса), включающее в себя: развитие определенных моральных, воинских (боевых), политических, нравственных, психологических и физических качеств, необходимых для этнического самосохранения; формирование чувства личной ответственности за обеспечение этнической безопасности страны, готовности к выполнению воинского долга.

Духовная жизнь казачества, являясь подсистемой всего российского общества, выступает как определенная целостность, в конкретно-исторической форме. Поэтому при изучении проблемы важно обратить внимание на те ее особенности, которые всегда были присущи казачеству. Такой подход позволяет выяснить возможности, связь и обусловленность материальной сферой, раскрыть основные виды и формы духовной жизни как деятельности по созданию духовных ценностей, общения между людьми, потребления духовных запросов и интересов людей.

Духовно-нравственные традиции казачества по своему содержанию определялись условиями формирования и характерными чертами духовного мира казачества. Но все они были всегда неразрывно связаны между собой. Этносоциальные традиции определяли отношение казаков к родной земле, казачеству, своей Родине. Это - любовь к Родине, патриотизм; высокое чувство русского национального достоинства. Нравственные традиции определяли отношение казаков к родной земле, своей Родине. Это - патриотизм, беззаветная любовь к Родине; возвышенное чувство национального достоинства. Воинские традиции - это отношение к воинскому долгу, военному делу, к братьям по оружию и союзникам. Это — верность воинскому долгу, присяге; мужество и воинская доблесть; боевое искусство; искусство рукопашного боя; боевое братство и содружество; высокая дисциплинированность и исполнительность.

Перечисленные группы традиций являются наиболее важными, так как они определяют характерные черты и основные типы поведения казаков, как в военное, так и в мирное время.

В исследовании отмечается, что весь жизненный уклад казаков был пронизан православием. Оно освещало все важнейшие вехи на жизненном пути казака. Православная вера была основой воспитания у казаков нравственности. Глубокая религиозность казачества, по мнению автора, объяснялась самим укладом их жизни. От зачатия до смерти казаков сопровождало множество обрядов и обычаев, корни которых лежали в религиозном мировоззрении. Все бесконечные войны с турками, татарами, поляками и т.д. велись под знаком защиты православной веры и своего родного народа. Два начала - религиозно-православное и национально-русское, глубоко заложенные в казачью душу, всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, детищем которого оно являлось.

Социокультурное пространство, которое занимало казачество, представляло собой границу взаимодействия двух миров: российского и северокавказского, откуда направлялись потоки, которые в разной степени участвовали в формировании этнокультурного облика, донского, кубанского или терского казака. К важнейшим достоинствам казака-воина относятся: сметливость, расторопность, доблесть, выносливость, исключительная приспособленность казака к боевой обстановке. Все эти высокие качества, а также преданность России, безграничная любовь к своему родному краю, рыцарское понимание долга, чести, благородное стремление к славе, религиозность и бескорыстие всегда определяли силу духа казачества, на основе которой оно сформировалось в определенную сущность, крепко спаянную, дисциплинированную, способную к творчеству и подвигу бытовую группу. Быт казачества, как результат его происхождения, географического расположения и условий развития, оставаясь чисто русским, был более крепок своею патриархальностью, сохранившейся до начала XX века. Подчиненность старшим, как сознательная необходимость; высокое почитание старшего в семье, будь то мужчина или женщина, воспитание молодежи в духе преданности России и взгляд на службу как безусловную необходимость.

Сущность казачества - в казачьем духе, традициях и навыках, в казачьей психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, в его широкой терпимости, в предприимчивости, умении защищать свои права, во внутренних духовно-нравственных качествах казака.

Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общность со специфическим говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры.

Основу морали и идеологии казачества всегда составляло стремление к выполнению воинского долга перед Отечеством. И сегодня казаки являются пожалуй самым патриотичным слоем общества. Патриотизм в России, неразрывно связан с преданностью вере предков и царскому престолу, был основой фундамента психологии казачества. Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определила основные направления воспитания казаков и служила «символом веры» на протяжении всей жизни. Изучая и восстанавливая духовно-нравственные традиции казачества, есть все основания полагать, что возвращение казачества к его корням и истокам позволит бороться с нравственной деградацией и бездуховностью в современном обществе.

Исторический путь казачества сложен и противоречив, он представляет собой несколько веков героической борьбы казаков за свободу и независимость родной земли, своего Отечества. Нелегкая и славная история казаков вызвала к жизни многочисленные примеры их беззаветного служения России, позволила сформировать своеобразную мощную военную организацию, накопить неоценимый опыт воспитания и обучения защитников Отечества, нашедший свое отражение в военно-патриотических традициях казачества. Применение богатейшего опыта российского казачества в деле военно-патриотического воспитания поможет повысить ее эффективность и будет способствовать решению задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Вместе с традиционно-религиозными ценностями не последнюю роль в культуре казачества играют веротерпимость, умение бок о бок жить и взаимодействовать с народами, представляющими другие религии и культуры, что может содействовать конструктивным фундаментом для консолидации поликультурного, полиэтничного, поликонфессионального российского общества.

Семейные традиции казаков воплотили в себе преемственность поколений, при этом они ритуально окрашивают события и моменты, а также содержат много элементов, которые направлены на воспитание в подрастающем поколении защитника Отечества.

Духовно-нравственные традиции казачества прошли множество этапов формирования, и на основе народного опыта аккумулировали в себе характерные им ритуалы и обряды, сохранили основу, порядок действий и свойственные им ограничения.

 

Список научной литературыСараева, Галина Николаевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абаза К.К. Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. - СПб., 1890. - С. 139— 295.

2. Аверин И.А. Казачество: история и современная этнополитическая ситуация// Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М.: Моск. Центр Карнеги. Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995. - С. 165.

3. Аверинцев С.С. Глубокие корни общности // Лики культуры. Альманах. Т 1. -М. 1995.

4. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь, 1993. - С. 32.

5. Авксентьев В.А. Проблемы формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в Северо-Кавказском регионе // Этнические проблемы современности. Ставрополь, 1999. Вып. 5. - С. 16-20.

6. Агафонов А.И. Казачество Российской империи: некоторые теоретические и методологические проблемы изучения // Проблемы истории казачества: под ред. А.И. Козлова. Ростов н/Д., 1995. - С. 15-19.

7. Аленко В.В. Духовно-нравственные традиции российского общества как доминантный фактор формирования личности. Дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. 185 с.

8. Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 171 с.

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1999. 347 с.

10. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1988. - С. 269.

11. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. - С. 89-91.

12. Барсегян И.А. Традиция и коммуникация // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1990. - С. 175. .

13. Барулин B.C. Социальная философия здоровья. М.: изд-во МГУ, 1993. Ч. 1. 336 с.14