автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хубиева, Заира Альбертовна
Введение.
Глава I. Духовно-нравственные ценности в контексте социальнофилософского анализа. ^
1.1. Теоретико-методологические основы анализа духовно-нравственных ценностей. ^
1.2. Место и роль духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности человека. J
1.3. Духовно-нравственные ценности в социокультурном пространстве Северного Кавказа. ^
Глава II. Духовно-нравственные ценности и специфика их проявления при формировании личности.
2.1. Проблема переоценки духовно-нравственных ценностей в процессе становления современной личности.
2.2. Основные направления реализации духовно-нравственных ценностей в российском социуме в современных условиях.
2.3. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций личности на Северном Кавказе. ^
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Хубиева, Заира Альбертовна
Актуальность темы исследования. В духовном содержании человека важнейшую роль играют духовно-нравственные ценности, выражающиеся в природе нравственного сознания и социальной практике людей, в их воззрениях и поступках.
Духовно-нравственные ценности не могут существовать как без предмета (объекта), так и без человека (субъекта). Это вполне очевидно, ибо интерес к духовности, духовно-нравственным ценностям каждый раз в истории общественного развития порождается новыми социальными отношениями, в которых оказывается человек как личность и в которых протекает его жизнедеятельность. С каждой исторической эпохой в развитии общества органически связан всякий человек, с ней непосредственно связаны его взгляды, мироощущение, дела и поступки. В такой обстановке человек является как объектом, так и субъектом общественных отношений. Следовательно, духовно-нравственные и другие ценности существуют, поскольку существует как реальность субъектно-объектное отношение, через это отношение.
Духовно-нравственные и другие ценности проявляют себя, обнаруживают только в процессе человеческой деятельности по освоению мира, через оценку. В этом смысле духовно-нравственные, как и другие социальные ценности, неразрывны с деятельностью, с оценкой, либо актуальной, либо потенциально присутствующей в возможности деятельности.
В такой ситуации духовно-нравственные ценности активно воздействуют на формирование и развитие личности в процессе её деятельности. Это особенно наглядно выражается на региональном уровне, в частности на Северном Кавказе, в условиях специфических проявлений ценностных ориентаций личности в период трансформации российского общества на современном этапе социального развития.
Проблема человека как социального субъекта в ходе радикальных преобразований в Российской Федерации существенно проявляется в его духовном самоопределении, самоутверждении и духовно-нравственном выражении. А это, в свою очередь, уже вопросы мировоззрения, активной жизненной позиции и ценностных ориентаций личности, представляющих собой мировоззренческие, политические и нравственные убеждения, определенные устойчивые привязанности и принципы поведения. Поэтому осмысление духовного смысла жизнедеятельности россиянина, понимание сути и роли его духовно-нравственных ориентаций ныне представляются крайне важными в поисках выхода из определившейся сложной ситуации в стране и, особенно, в данном полиэтничном регионе.
В современной социальной философии, как и вообще в философской мысли, проблемы духовности, духовно-нравственных и других ценностей имеют актуальное значение не только в теории, но и в этносоциальной практике. Они особенно остро выражаются в современной России, которой предстоит найти свой путь и достойное место в мировом сообществе народов, преодолевая свой социально-экономический и духовно-нравственный кризис, а также негативные последствия недавнего тоталитарного прошлого.
В условиях становления гражданского общества и рыночных отношений в Российской Федерации недооценка правовой культуры и демократических ценностей в стране порождает порой негативные процессы, выражающиеся в забвении традиционных духовно-нравственных ценностей некоторой частью молодёжи, в росте преступности, в проявлениях ксенофобии и русофобии. Здесь следует подчеркнуть, что свободный, но социально невоспитанный «дух индивидуализма», эгоизм и бездуховность среди молодёжи вырываются на поверхность российской действительности, отбрасывая на своём пути вековую мудрость поколений, девальвируя такие высокие духовно-нравственные ценности как честь, совесть, долг, уважение к человеческому достоинству и другие. Это, по словам Л.П. Буевой, порождает опасность антропологического кризиса в обществе и создаёт отчетливо выраженную угрозу для социальной духовной безопасности нашей страны.
Данное обстоятельство требует от всего российского общества и каждого россиянина «выработать» чёткое представление о человеке как духовно-нравственной личности, о смысле его жизнедеятельности и социальной ответственности. Время требует поиска высоких гуманистических и нравственных ценностных оснований в реализации целей формирования, развития и воспитания такой личности. Соответствующими базовыми основаниями являются, на наш взгляд, духовно-нравственные ценности, определяющие регулятивную функцию оцениваемых явлений отношениями между добром и злом.
Формирование ценностного сознания человека на уровне общества и личности представляет собой некоторую совокупность установок и ориентаций на общественные ценности - идеалы, нормы, обычаи, традиции и т.д. Содержание ценностного сознания человека определяется многими факторами, среди которых главную роль играют духовно-нравственные ценности. Поэтому важнейшей задачей сегодня в нашем обществе является выработка социально одобряемых мировоззренческих, политических и нравственных убеждений и действий, чувства патриотизма и интернационализма, толерантности у широких слоев населения. Это и есть то, что называется системой ценностных ориентаций человека как личности. Характер ценностных ориентаций во многом зависит, в какой мере человек может распорядиться своими способностями, насколько правильно сможет подчинить свой разум, потребности интересам общества и согласовать свои действия со сложившейся реальной действительностью в стране.
Таким образом, современные научные исследования, посвященные духовно-нравственным ценностям (особенно в этносоциальных отношениях), крайне актуальны и необходимы. Они концептуально должны вбирать в себя всё сущностное о человеке, духовно обогащая его, способствовать гуманизации этносоциальных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Степень научной разработанности проблемы. Философия и другие социально-гуманитарные науки к настоящему времени располагают значительным материалом по тематике исследования. В современной социально-философской литературе неоднократно встречаются такие понятия, как духовность, духовно-нравственные ценности, духовное развитие, духовное возрождение народов, духовная культура и т.д.
Большой вклад в исследование природы и проявления духовности при рассмотрении духовно-нравственных ценностей внесли С.С.Аверенцев, О.А.Адибекян, Н.Г.Айдемиров, П.К.Анохин, С.Ф.Анисимов, Н.Е.Андрюшина, B.C. Барулин, С.С. Батенин, М.М.Бахтин, Г.С. Батищев, И.А. Бокачев, Л.П. Буева, И.В. Видинеев, Ю.Г. Волков, В.А.Гидиринский, Ю.П. Вяземский, В.Н. Гребеньков, П.С.Гуревич, А.А. Гусейнов, А.И. Герасимова, В.Е. Давидович, М.Б. Дёмин, О.Г. Дробницкий, А.В. Иванов, Е.В. Золотухина-Аболина, В.Е.Золотухин, П.М. Ершов, С.Н. Иконников, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Г.В.Журавлёв, М.С.Каган, А.Ю.Коркмазов,
B.Н.Ксенофонтова, И.Д. Кузнецова, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, Н.П.Медведев, В.М. Межуев, В.В. Миронов, В.Г. Немировский, Б.В. Орлов, Ю.В. Петров, А.С. Панарин, Г.И. Прибытков, Ю.И. Романов,
C.Л.Рубенштейн, В.Ф. Рябов, Л.К. Сафиулин, И.В. Силуянова, П.В.Симонов, Л.Н. Смирнова, Л.Н. Столович, В.И. Толстых, А.П. Серов, В.П. Тугаринов, А.К. Уледов, В.Г.Федотова, С.Л. Франк, С.А.Порохин, И.Т. Фролов, А.Г.Харчев, О.П.Целикова, Е.А. Шаповалова, В.Н. Шевченко, Л.Е. Шкляр, Е.Г. Яковлев и др.
В понимании структуры духовного мира человека, если следовать логике работ А.И. Арнольдова, И.А. Бокачёва, Л.П. Буевой, А.И.Герасимовой, В.А. Гидиринского, В.Н. Гребенькова, М.С. Кагана, В.Н. Ксенофонтова, И.Д. Кузнецовой, С.А. Порохина, Л.К. Сафиулина, И.В. Силуяновой, С.Л. Франка, В.Г. Федотовой и других, можно выделить следующие основные элементы, родовые понятия «дух», «душа» и их прозводные - «духовное» и «душевное». Так, крупнейший исследователь по социальной философии C.JL Франк, указывая на неоднородность внутреннего мира человека, пишет в своей работе «Духовные основы общества», что в этом мире проявляются переживания или чувства «периферического», «внешнего» типа, связанные с физическим ощущением удовольствия, горечи, страха и тому подобное. Но, в то же время, имеются глубинные переживания, более полно выражающие природу человеческого существа. C.JI. Франк при этом определяет переживания первого рода как душевные, в вторые - как духовные. О роли и значении душевного и духовно-нравственного в жизнедеятельности человека, в практическом освоении им действительности пишет и В.Г. Федотова в своей монографии «Практическое и духовное освоение действительности».
Рассматривая природу и происхождение духовности, духовно-нравственных ценностей А.И. Арнольдов, Ю.П. Вяземский, П.М. Ершов, A.M. Коршунов, И.Д. Кузнецова, П.В. Симонов указывают на дух и душу человека как феномены его внутреннего мира, на духовно-нравственный критерий как оценочное основание человеческой деятельности. Более широкое толкование духовности дает А.И. Арнольдов. Он считает, что духовность - это способность переводить универсум внешнего бытия на внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свобода перед постоянно меняющимися ситуациями. Духовность, в конечном счёте, приводит к своего рода смысловой космогонии, соединению образа мира с нравственными законами личности.
При рассмотрении духовно-нравственных ценностей A.M. Коршунов утверждает, что для индивида ценностно то, что служит его интересам, что способствует его физическому и духовному развитию. Мы полагаем, что он прав, обратив внимание на то, что не всякая значимость есть ценность. Ценность, по его мнению, представляет собой положительную значимость или функцию тех или иных явлений в системах общественно-исторической деятельности человека. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Ценностным является всё то, что включается в общественный прогресс, служит ему.
Большое внимание уделяли проблеме духовности, духовно-нравственных ценностей выдающиеся представители западноевропейской философии. Среди них следует назвать Г. Гегеля, Э. Гуссерля, Г. Гессе, У.Джеймса, М. Дюфрена, Э. Жильсона, Ж. Маритена, С.Къеркегора, И. Канта, А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, П.Тейар де Шардена, А. Уайтхеда, Э. Фромма, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра, О.Шпенглера, К. Ясперса и др.
Значительный вклад внесли в разработку данной проблемы русские учёные Н.А. Бердяев, С.И. Булгаков, JI.H. Гумилёв, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, П.А. Кропоткин, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, С.Н. Трубецкой, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, Л.И. Шестов и др. Огромную роль сыграли в обогащении духовности России, в выявлении духовно-нравственных ценностей её народа Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и ряд других выдающихся писателей.
Для познавательной модели человеческой деятельности характерно акцентирование внимания на образованности и интеллектуальности развития личности. Считалось и во многом остается доминирующим сегодня мнение о том, что знание составляет основу духовной культуры человека, его духовности. В нравственном начале человеческой деятельности проявляются духовно-нравственные ценности, выражаясь в нравственном сознании и социальной практике людей. А в эстетическом начале этой деятельности определяются эстетические воззрения в сознании и художественном творчестве широких слоев населения и личности, в частности.
Таким образом, в философском понимании духовность включает в себя познавательное, нравственное и эстетическое начала, которым в свою очередь соответствуют духовные ценности, относимые к разряду высших, — истина, добро, красота, чувство долга и совесть.
В настоящем диссертационном исследовании основное внимание акцентируется на духовно-нравственных ценностях как на доминантном факторе формирования личности.
В основе духовно-нравственных ценностей находится нравственное сознание, которое имеет свою структуру, где выделяются нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практике общения людей, затем, аккумулируясь, превращаются во внутренние их убеждения, чувства и идеалы. Так они формируют поведение личности и определяют оценку её поступка.
Объект и предмет диссертационного исследования. В качестве объекта исследования выступают духовно-нравственные ценности современной личности и общества.
Предмет исследования - влияние духовно-нравственных ценностей на формирование личности в условиях трансформации российского социума на федеральном и региональном уровнях.
Цель и задачи исследования. Актуальность проблемы духовности и духовно-нравственных ценностей, их теоретико-практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор автором темы диссертационного исследования. Имея в виду потребности современной теории и практики, диссертант ставит перед собой цель исследовать наиболее важные теоретико-методологические и практические проблемы духовно-нравственных ценностей, их роль и значение в жизнедеятельности человека, в формировании его как личности.
Поставленная цель и замысел диссертации определили постановку и решение конкретных исследовательских задач:
- провести концептуальный анализ эволюции взглядов на проблему духовно-нравственных ценностей в истории социально-философской мысли;
- раскрыть сущность и содержание духовно-нравственных ценностей, определить их место и роль в освоении объективной действительности, в формировании личности;
- определить и показать значение целостности и единства в системе взаимоотношений смыслосодержащих понятий, характеризующих духовные ценности;
- выявить механизмы, специфику и исследовать основные направления реализации духовно-нравственных ценностей в процессе формирования личности в российском социуме;
- выяснить место, показать роль и значение духовно-нравственных ценностей в формировании и духовном обновлении личности в социокультурном пространстве Северного Кавказа;
- показать роль и значение семьи как основы формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций на Северном Кавказе.
Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составляют идеи и положения произведений выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов настоящего, исследовавших различные аспекты понимания сущности, содержания духовности и духовно-нравственных ценностей, специфику их теоретико-практической значимости в жизнедеятельности личности. Содержание социально-философского ценностного анализа рассматриваемой в диссертации проблемы предполагает применение диалектического метода, законов и категорий диалектики. При исследовании проблемы диссертант руководствовался также положениями классической диалектики, и прежде всего, диалектики единичного, особенного и общего через призму аксиологии.
Кроме того, в диссертационном исследовании использовались и методы философии истории и социальной философии, в частности такие, как историко-ретроспективный и конкретно-исторический методы анализа духовности и духовно-нравственных ценностей. При исследовании проблемы привлекались и анализировались работы монографического и диссертационного плана, касающиеся освещаемой проблемы. В диссертационной работе нашли своё выражение и материалы региональных, межвузовских и вузовских научных конференций по актуальным вопросам анализируемой проблемы.
Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:
- дано концептуальное обоснование природы духовности и духовно-нравственных ценностей как общественного феномена;
- с философских позиций проанализировано значение целостности и единства в системе взаимоотношений смыслосодержащих понятий духовных ценностей;
- исследована эволюция взглядов на духовность и духовно-нравственные ценности в мировой и отечественной социально-философской мысли;
- выявлены основные факторы духовно-нравственного состояния личности в период трансформации российского общества с аксиологических позиций;
- раскрыта сущность и определено место духовно-нравственных ценностей в системе общественных отношений на Северном Кавказе, и показано их влияние на формирование личности;
- установлено, что переоценка ценностей в общественной жизни невозможна без обращения к проблеме традиций, без рассмотрения этой проблемы через призму аксиологии.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Духовные ценности представляют собой такие явления социальной реальности, которые выступают объектами духовного производства, продукты которого призваны удовлетворять потребности людей в «духовной пище». Это накопленные человечеством знания, в том числе научные критерии мировоззрения, философские концепции, религиозные идеи, нравственные нормы, эстетические принципы и правовые установки; политические учения, то есть всё то, что связано с различными способами духовного постижения мира. Духовные ценности - это знания, сформулированные в понятиях и фиксированные в языке; ценности, удовлетворяющие потребности людей и определяющие их интересы. Кроме того, понятие духовные ценности употребляются для выражения некоторых высших принципов жизни, поведения, норм и идеалов, к которым стремится человек и общество.
2. Ценности, традиционно относимые к духовности, - духовно-нравственные, эстетические, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - составляют единое целое, называемое в общественном сознании духовной культурой. Для духовной культуры исходной и базовой предпосылкой при осмыслении и освещении проблем «человека и общества» является идея о неразрывной связи, единстве человека и общества. Только в человеке в имманентных качествах его родовой природы и бытия, в его жизнедеятельности заложены корни неразрывного единства, односущности человека и общества.
3. Анализ духовно-нравственных ценностей народов Северного Кавказа показал их «волю к жизни», хотя уже давно изменились условия, породившие их. Куначество, почитание старших и уважение к матери, женщине в северокавказской семье - это не паритет, а важный элемент этносоциальной реальности в регионе. Эти ценности до сих пор играют значительную роль в формировании менталитета кавказского (в данном случае - северокавказского) человека.
4. Переоценка духовно-нравственных и социальных ценностей в Российской Федерации выступает частью единого процесса адаптации мира к новым реальностям. Её осуществление во многом зависит от общемировых закономерностей, но реализуется она в специфической этносоциальной форме. Это в полной мере относится и к Северо-Кавказскому региону. Специфика современной переоценки ценностей приводит к выводу о том, что прогресс науки и техники, в условиях которого мы живём, приближается к пределу развития и возникает необходимость замены характерной для него сциентистской парадигмы культурой нового качества, основанной на современной системе ценностей.
5. В настоящее время, как и прежде, велика роль семьи и семейных отношений в формировании личности, в этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе. Это обусловлено тем, что в семье, как в одном из основных институтов общества, выражаются индивидуальные, межличностные, групповые и общественные потребности и интересы граждан. Через институт семьи транслируются духовно-нравственные ценности, вырабатываемые многими поколениями людей.
Духовно-нравственный потенциал северокавказской семьи как общезначимой социокультурной ценности по своей сути безграничен. Он может развиваться с опорой как на созидательные, конструктивные ценности, так и на антисоциальные, неконструктивные, если вовремя не направить его в русло созидания и толерантности.
Научно-практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что её положения и выводы могут быть использованы в управлении этносоциальными процессами в Российской Федерации при разработке различных аспектов социальной политики. Знание сущности, содержания и механизмов функционирования духовно-нравственных ценностей позволит решить проблему формирования личности на основе ценностных ориентации на Северном Кавказе в условиях трансформирующегося российского общества. Более того, это позволит предотвратить проявления различных негативных явлений, и в частности, ксенофобии и русофобии в регионе. Это только помогут нашему обществу.
Ряд положений и выводов диссертации могут быть использованы в процессе формирования духовно-нравственных ценностей в трансформирующемся российском обществе, усиления их роли в воспитании молодого человека в условиях становления гражданского общества и правового государства в стране.
Материалы исследования и его выводы могут применяться в научно-исследовательской и преподавательской деятельности в рамках вузовских курсов по философии, социальной философии, социологии, этнологии и культурологи.
Кроме того, методологическая основа, положения и выводы диссертации могут быть применены в формировании теоретической и философско-методологической базы исследования при разработке национальной идеи (идеологии) и национальной политики в стране на современном этапе.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 11 научных статьях, выступлениях автора на III международной конференции «Циклы» (Ставрополь, 2001г.), на IX региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2005г.).
Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет».
По теме диссертационного исследования опубликовано 4,2 п.л.
По разным аспектам темы исследования автор выступал на межвузовских и внутривузовских конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, примечания и списка литературы, включающего 140 наименований и источников. Объём диссертации 144 страниц машинописного текста.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности"
ВЫВОДЫ
1. Анализ духовно-нравственных ценностей народов Северного Кавказа показал их «волю к жизни», хотя уже давно изменились условия, породившие их. Куначество, почитание старших и уважение к матери, женщине в северокавказской семье - это не паритет, а важный элемент этносоциальной реальности в регионе. Эти ценности до сих пор играют значительную роль в формировании менталитета кавказского (в данном случае - северокавказского) человека.
2. Переоценка духовно-нравственных и социальных ценностей в Российской Федерации выступает частью единого процесса адаптации мира к новым реальностям. Её осуществление во многом зависит от общемировых закономерностей, но реализуется она в специфической этносоциальной форме. Это в полной мере относится и к Северо-Кавказскому региону. Специфика современной переоценки ценностей приводит к выводу о том, что прогресс науки и техники, в условиях которого мы живём, приближается к пределу развития и возникает необходимость замены характерной для него сциентистской парадигмы культурой нового качества, основанной на современной системе ценностей.
3. В настоящее время, как и прежде, велика роль семьи и семейных отношений в формировании личности, в этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе. Это обусловлено тем, что в семье, как в одном из основных институтов общества, выражаются индивидуальные, межличностные, групповые и общественные потребности и интересы граждан. Через институт семьи транслируются духовно-нравственные ценности, вырабатываемые многими поколениями людей.
Духовно-нравственный потенциал северокавказской семьи как общезначимой социокультурной ценности по своей сути безграничен. Он может развиваться с опорой как на созидательные и конструктивные ценности, так и на антисоциальные и неконструктивные, если вовремя не направить его в русло созидания и толерантности.
125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовно-нравственные ценности в условиях системного кризиса общества и одной из крупных ценностных революций в мире имеют исключительно важное значение в жизни и переоценке ценностей, в формировании личности. Сегодня подвергаются сомнению многие принципы и ценности, ещё в середине XX века воодушевляющие людей безграничностью перспектив социального прогресса. Однако под влиянием научно-технической революции и глобализацией многих проблем, человечество оказалось на грани выживания. Это ставит в повестку дня вопрос о роли и значении новой системы ценностей, чтобы вывести из такого состояния общество и породить надежду у людей в перспективе на лучшее.
Духовно-нравственные ценности в соответствии с требованиями современной эпохи определяют материальные и духовные основы развития и функционирования сущностных сил человека и их форму социального отражения, в которой проецируется и фокусируется система доминантных идей, смыслов, мотивов, интересов и ценностей, выражаются механизмы их реализации в духовной и социальной деятельности личности.
Духовно-нравственные ценности в российском социуме подвергаются своеобразной переоценке. Здесь этот процесс совпал с радикальными изменениями в общественно-политической жизни, с заменой социалистической плановой системы хозяйствования рыночной экономикой.
Это обстоятельство определило своеобразие и противоречивый характер его протекания, что выразилось, с одной стороны, в многообразных коллизиях в области общественных отношений, а с другой - в активном поиске оптимальных путей общественного развития и, в частности, в интенсификации философско-методологических исследований.
Одновременно произошли радикальные изменения в системе образования, воспитания, просвещения, культуре в Российской Федерации. Кроме того, было нарушено функционирование ряда социальных институтов в стране, связанных с обучением, воспитанием и социализацией личности.
Практически-политический, по существу сциентистский подход, ориентирующий социально-гуманитарное знание на преобразование мира, сменяется у нас историко-культурологическим, призванным, как говорил в свое время К.Маркс, в лучшем случае лишь объяснить мир. И сегодня общественная наука вновь обращается к объяснению мира. Очевидно, наступил такой момент в развитии нашего общества, когда потребовалось как-то остановиться и попытаться осмыслить то, что произошло: осуществилось или не осуществилось. Вновь настало время теории, которая бы опиралась не на какую-то одну методологию, а на плюрализм мнений, без акцента на идеологические схемы.
Проведенное нами исследование позволило очертить контуры духовно-нравственных ценностей и их роли в переоценке ценностей и формировании личности.
Осмысление и использование духовно-нравственных ценностей должно основываться, прежде всего, на понимании сущности духовного, его места и роли в жизнедеятельности общества и личности. Такое представление и управление формированием духовного мира человека через систему реализации духовно-нравственных ценностных ориентаций имеет исключительно важное значение в социализации и воспитании личности в семье, в особенности в условиях Северного Кавказа.
Концептуальное решение рассматриваемой проблемы основывается на проблематике социальных изменений, социальных переходов и переходных состояний общества. Исследование духовно-нравственных ценностей на основе концепции переходных состояний общества позволило решить нам вопрос об их онтологической природе, представить социально-психологический механизм их протекания как взаимопереход традиций и новаций, объяснить изменения, происходящие в духовной сфере, возникновением переходных состояний в области ценностных представлений, касающихся самых разных сторон человеческой деятельности.
Духовно-нравственные ценности, по мнению диссертанта, должны включать в себя, по крайней мере, аксиологический, онтологический, социально-психологический и социологический аспекты анализа, объединенные единым социально-философским подходом. Эта идея реализуется в содержательной основе диссертации в рамках двух глав (состоящих из шести параграфов), каждая из которых раскрывает один из названных аспектов.
Осуществление данной задачи предполагало обращение к общеметодологическим вопросам духовно-нравственных ценностей, на разработку их социологических аспектов, анализ сущности и социально-психологического механизма их переоценок. Была предпринята также попытка выявить некоторые черты современной переоценки духовно-нравственных ценностей на примере народов Северного Кавказа, охарактеризовать изменения в стиле их мышления, проследить связь переоценок ценностей с историческими поворотами в их развитии.
Происходящая переоценка духовно-нравственных и других ценностей в российском социуме имеет глубокие корни и долговременные основания, новая система ценностей будет утверждаться по мере того, как новые ценности будут обретать характер традиций, а старые традиции будут трансформированы и приспособлены к новым условиям.
Духовно-нравственные ценности нельзя отрывать от реальных условий нашей действительности. Они также подвержены определённой трансформации, как и социальные процессы. В условиях сегодняшнего дня важно помочь подрастающему поколению в восприятии этих ценностей, выработать в его сознании иммунитет, невосприимчивость ко всему пошлому, негативному, бездуховному. Воспитывать молодёжь в лучших традициях нашего народа.
Переоценку духовно-нравственных и других ценностей в российском социуме необходимо осуществлять на базе выработанных веками лучших достижений в духовной жизни и социальной практике народов, в том числе и северокавказских этносов.
Теоретические положения и гипотезы, выдвинутые в процессе работы над проблемой, мы постарались подкрепить результатами эмпирических исследований ценностного сознания. С этой целью было организовано исследование ценностных ориентаций северокавказской студенческой молодежи. Мы рассчитывали, что ценностные ориентации студентов могут выступать индикатором изменений, происходящих в ценностном сознании российского социума, или, по крайней мере, его социально активной части в Северо-Кавказском регионе.
Список научной литературыХубиева, Заира Альбертовна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абдулатипов В.Г. Кавказская цивилизация//Научная мысль Кавказа.-Ростов-н/Дон, 1995.
2. Августин. О свободном выборе//Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.- М.: Мысль, 1991.
3. Аквинский Фома. Сумма теологии//Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.- М.: Мысль, 1994.
4. Айдемиров Н.Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа.-Ставрополь: ГП «Ставропольская краевая типография», 1999.
5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1988.
6. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры,- М.: Наука, 1995.
7. Аристотель. Соч. в 4-х т.- М.: Мысль, 1975.
8. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала в социально-философской антропологии.- М.: Омега, 1994.
9. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы.- М.: Междунар. отношения, 2005.
10. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет,- Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1978.
11. Бокачёв И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа.-М.-Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2000.
12. Бокачёв И.А. Проблема духовности в античной философской традиции//Сб. науч. трудов. Серия «Гуманитарные и социально-экономические науки». Вып. V,- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2000.
13. Бокачёв И.А. Культура и бездуховность//Циклы. Материалы Второй международной конференции. Ч. 1.- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2000.
14. Бокачёв И.А. Феномен духовного обновления личности//Циклы. Материалы Второй международной конференции. Ч. 1.- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2000.
15. Бокачёв И.А. Духовность как феномен социальной реальности//Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы: Сб. науч. трудов. Вып. XIX.- М.-Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006.
16. Бердяев Н.А. Русская идея//Вопросы философии.- М., 1990. №1-2.
17. Бердяев Н.А. О назначении человека//Мир философии.- М.: Республика, 1993. Т.2.
18. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т.- М.: Искусство, ИЧП «Лига», 1994.
19. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: Правда, 1989.
20. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре//Смысл истории.- М.: Мысль, 1990.
21. Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20-х-начале 30-х годов XIX в.- Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 1994.
22. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры//Вопросы философии.- М., 1996. №2.
23. Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов,- СПб.: РХГИ, 1997.
24. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении?//Социол. исследования.-М., 1993. N4.
25. Волков Ю.Г. Идеологическое затмение?//Социол. исследования.- М., 1994. №10.
26. Воровский В.В. Собрание сочинений. Т.1.- М.: Вехи. Из глубины, 1931.
27. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации//Социол. исследования. 1993. №1.
28. Гегель Г.-В.-Ф. Работы разных лет в 2-х томах.- М.: Мысль, 1973. Т.2.
29. Гегель Г.-В.-Ф. Наука логики. Предисловие М.Розенталя.- М.: Мысль, 1970.
30. Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа.- М.: Мысль, 1977. Т.З.
31. Герасимова А.И. Природа живого и чувственный опыт//Вонросы философии. 1997. №8.
32. Грузков В.Н. Духовное и профессионализм. Социально-философский анализ.- Ставрополь: СВАИУ ПВО, 1996.
33. Декарт Рене. Сочинения в 2-х томах.- М.: Мысль, 1994. Т.2.
34. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения//Вестник МГУ. Серия «философия».- 1974. №2.
35. Душина Т.В., Коркмазов А.Ю. Всеобщее в философии как предметная основа общечеловеческого//Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета.- Ставрополь: Изд-во СеКавГТУ, 2006. №2(6).
36. Дзагкоев К.С. Социально-стратификационные процессы в Северной Осетии и развитие семьи.- Владикавказ: Изд-во «Ир», 1998.
37. Дзагкоев К.С. Социально-экономические и культурно-исторические закономерности становления и развития брачно-семейных отношений в Северной Осетии,- Дисс. д.с.н.- М., 1994.
38. Дильтей В. Категории жизни// Вопросы философии,- М., 1995. №11.
39. Дюркгейм Э, О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991.
40. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе: Очерки Кавказа и народов его населяющих.- СПб, 1881. Т. 1. К. 1.
41. Евразийство: за и против, вчера и сегодня («круглый стол»)//Вопросы философии.- М., 1995. №4.
42. Езден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа//Вести гор.Черкесск, 2006. 2 января.
43. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса.- М.: Аспект Пресс, 1995.
44. Зинченко В.П. Культура и духовность//Вопросы философии.-М.,1996. №2.
45. Ильин И.А. О добре и зле//0 сопротивлении злу силой.- М.: «ДАРЪ», 2005.
46. Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Республика, 1993.
47. Ильин И.А. Русскому народу необходимо духовное обновление//0 России.- М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.
48. Камю А. Бунтующий человек,- М.: Политиздат, 1990.
49. Кант И, Критика способности суждения//Соч. в 6-ти т.- М.: Мысль, 1965. Т.5.
50. Кант И. Основы метафизики нравственности//Соч. в 6-ти т.- М.: Мысль, 1965. Т.4. 4.1.
51. Кант И. Трактаты и письма.- М.: Наука, 1980.
52. Кефели И.Ф., Сидоров С.А. Нравственность и культура поведения/ЛСультурология. Основы теории и истории культуры (Под ред. И.Ф. Кефели).- СПб.: Специальная литература, 1996.
53. Киссель М.А. Экзистенциализм и проблема «переоценки ценностей»// Проблема ценности в философии.- M.-J1., 1966.
54. Клапрот 10. Путешествие по Кавказу и Грузии//Известия СОНИИ T.XII/Общественный строй и быт осетин (XVII-XIX вв.).- Орджоникидзе: Изд-во «Ир», 1974.
55. Коркмазов А.Ю, Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа,- М.: Изд-во МОСУ, 2002.
56. Коркмазов А.Ю. Этнополитическая ситуация и роль религиозных конфессий в достижении мира на Северном Кавказе//Сб.: Религия и современность: актуальные проблемы теории и практики.- М.Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005.
57. Коркмазов А.Ю., Хубиева З.А. Духовные ценности как проблема социальной философии//Вестник СевКавГТУ. Раздел «Гуманитарные науки». №1,- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006.
58. Коркмазов А.Ю. Социалистическая идея и реальная социальная практика//Современные социально-философские и психологопедагогические проблемы: Сб. науч. трудов. Вы. XIX.- М.-Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006.
59. Коркмазова З.А. Семья у народов Северного Кавказа как социокультурная ценность//Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы: Сб. науч. трудов. Вып. XIX.- М.-Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006.
60. Коршунов A.M. Социальное познание, ценность и оценка//Филос. науки.-М., 1987. №6.
61. Кузнецова И.Д. Нравственные ценности//Философия/В.Г.Кузнецов, И.Д.Кузнецова, В.В.Миронов, К.Х.Момджян,- М.: Изд-во ИНФРА-М, 1999.
62. Кцоева Р.Г. Кавказский суперэтнос//Эхо Кавказа.- Владикавказ: Изд-во «Ир», 1994. №2.
63. Кун Т. Структура научных революций.- М.: Прогресс, 1975.
64. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России//Социол. исследования.-М., 1994. №5.
65. Лекторский В.А. Духовность и рациональность//Вопросы философии.-М., 1996. №2.
66. Лосев А.Ф. История античной философии.- М.: Мысль, 1989.
67. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Наука, 1991.
68. Лосский Н.О. Бог и мировое зло.- М.: Республика, 1994.
69. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.- М.: Политиздат, 1991.
70. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты: основы эстетики.- М.: Пресс-традиция, 1998.
71. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.-М.: Республика, 1995.
72. Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
73. Маркс К. Тезисы о Фейербахе//К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные произведения. В 3-х т. Т.1.- М.: Политиздат, 1980.
74. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии//К.Маркс, Ф.Энгельс. Указ. соч.
75. Маркс К. Критика Готской программы// К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные произведения. В 3-х т. Т.З.- М.: Политиздат, 1980.
76. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение//Цит. по: К.Маркс, Ф.Энгельс. О религии,- М.: Политиздат, 1955.
77. Медведев Н.П. Ориентации студенческой молодежи как индикатор переоценки ценностей//Бюллетень проблемного совета по педагогике и психологии высшей школы. Вып. 16.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995.
78. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995.
79. Медведев Н.П. Социальный переход как проблема философии и социологии//Научные труды кафедры философии СтГТУ. Вып.2.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996.
80. Медведев Н.П. Цикл как принцип объяснения и прогнозирования переоценки ценностей//Циклы природы и общества. Вып. четвертый,-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1994.
81. Медведев Н.П. Глобализация: вопросы методологии оценки//Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы.- Невинномысск: НГГТИ, 2004.
82. Миронов В.В. Онтологическая сущность этики//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001.
83. Миронов В.В., Кузнецов В.Г. Религия и разнообразие религиозных ценностей//Философия/В.Г.Кузнецов, И.Д.Кузнецова, В.В.Миронов, К.Х.Момджян.- М.: Изд-во ИНФРА-М, 1999.
84. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму и обществу. Начало истории// Социально-политический журнал.- М., 1993. №5-6.
85. Ницше Ф. Антихристианин//Сумерки богов,- М.: Мысль, 1989.
86. Ницше Ф. Сочинения в двух томах.- М.: Мысль, 1990.
87. Ницше Ф. Так говорил Заратустра//Сочинения в 2-х томах. Т. 2.- М.:1. Мысль, 1990.
88. Новиков А.И. Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России// Проблема ценностей в философии.- М., 1966.
89. Ногмов Ш.Б. История адыгского народа.- Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1947.
90. Риккерт Г. О системе ценностей//Логос. Т. 1. Вып 1.- М., 1914.
91. Риск исторического выбора в России («круглый стол»)//Вопросы философии.- М., 1994. №5.
92. Россия в условиях стратегической нестабильности («круглый стол»)//Вопросы философии.- М., 1995. №9.
93. Рукавишников В.О. Социально-политическая ситуация в России и общественное мнение //Социол. исследования.- М., 1992. №11.
94. Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. Т.1.- М.: Наука, 1961.
95. Руткевич A.M. Примечания к публикации: Ф. Ницше. Антихристианин// Сумерки богов,- М.: Мысль, 1989,
96. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и морально-психологический климат общества//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право,- №13, Вып 2,-СПб„ 1993.
97. Согрин В.В. Российская история на переломе: причины, характер, следствия//Обществ. науки и современность,- М., 1994. №1,
98. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества//Социол. исследования.- М., 1993. №9.
99. Соловьев B.C. Определение добра//Соч. в 2-х томах.- М.: Мысль, 1989.
100. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве//Соч. в 2-х томах.- М.: Мысль, 1989. Т.2.
101. Спиноза Б. Этика. Пер. с лат Н.А. Иванчева.- СПб.: Астапресс, 1993.
102. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии.- М.: Республика, 1994.
103. ЮЗ.Ступницкий А.И. Социологический анализ криминогенной ситуации наюге России и пути декриминализации региона. Автореф. дисс. канд. филос. наук.- Ставрополь, СевКавГТУ, 1998.
104. Тоидис В.П. Этническое самосознание в контексте процесса глобализации//Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы.- Невинномысск: НГГТИ, 2004.
105. Тойнби А. Постижение истории.- М.: Прогресс, 1990.
106. Юб.Тойнби А. Цивилизация перед судом Истории.- СПб.: Ювента, Прогресс, Культура, 1995.
107. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология,- М.: Молодая гвардия, 1989.
108. Уледов А.К. Духовное обновление общества.- М., 1990.
109. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии//Вопросы философии.- М., 1995. №12.
110. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности.- М.: Наука, 1991.
111. Фейербах JI. Избранные философские произведения.- М., 1955. Т.2.
112. Франк C.JI. Смысл жизни//Вопросы философии.- М., 1990. №6.
113. Франк СЛ. Этика нигилизма (к характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции)//Вехи. Из глубины.- М., 1991.
114. Франк СЛ. Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992.
115. Фролов С.С. Нормативная культура как фактор социального управления. Автореф. докт. дисс.- М., 1995.
116. Пб.Хабермас Юрген. Демократия. Разум, Нравственность. Московские лекции и интервью.- М., 1995.
117. Фукуяма Ф. Концепт истории//Вопросы философии.- М., 1999. Т. 13.
118. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ).- Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 1997.
119. Хайдеггер М. Что такое философия?//Вопросы философии.- М., 1993. №7.
120. Хубиева З.А. Духовно-нравственные ценности и их роль в жизнедеятельности человека//Вестник (сборник научных трудов). Серия
121. Гуманитарные науки», №4(10).- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2004.
122. Хубиева З.А. Место и роль духовно-нравственных ценностей в социокультурном пространстве Северного Кавказа//Сб. научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». №1.- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005.
123. Хубиева З.А. Возрастание роли духовно-нравственных ценностей в современном российском социуме//Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы: Сб. науч. трудов. Вып. XVIII.- М.Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005.
124. Хубиева З.А. Духовность: структура и специфика//Материалы IX региональной научно-технической конференции «Вузовская наука -Северо-Кавказскому региону». Общественные науки.- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005.
125. Хубиева З.А. Природа и специфика духовно-нравственных ценностей//Материалы IX региональной научно-технической конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону». Общественные науки.- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005.
126. Хубиева З.А. Духовность: духовно-нравственные ценности//Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы: Сб. науч. трудов. Вып. XIX.- М.-Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006.
127. Цицерон М.Т. Избр. соч.- М.: Мысль, 1975.
128. Ципко А. Хороши ли наши принципы?//Новый мир.- М., 1990. №4.
129. Чагилов В.Р. Этническая идентичность перед лицом глобальных вызовов:теоретико-методологические проблемы// Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы.-Невинномысск: НГГТИ, 2004.
130. Черноус В.В. К вопросу о горской цивилизации//Россия в XIX начале XX в. Научные чтения, посвященные памяти профессора Ю.И. Серого//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион.- Ростов н/Дон, 1992.
131. Чухина JI.А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шел ера. Послесловие к кн.: Макс Шел ер. Избранные произведения,- М.: Наука, 1994.
132. Шел ер М. Избранные произведения,- М.: Мысль, 1994,
133. Шевченко В.Н. Антропология и гуманизм/Ддравый смысл, 1997. №2.
134. Шевченко В.Н. Российское общество в эпоху глобализации//Россия, 2001. № 3-4.
135. Шопенгауэр А. Человек.- М.: Мысль, 1995.
136. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. Т.1. Образ и действительность,- Минск: Попурри, 1998,
137. Эзер Э, Динамика теорий и фазовые переходы (В связи со схемой научной эволюции по Карлу Попперу)//Вопросы философии,- М., 1995. №10.
138. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Юм Д. Соч. в 2-х т.- М.: Наука, 1965. Т.1.
139. Яковлев Е.Г. Искусство и религия//Вопросы философии.- М., 1996. №2.
140. Ясперс К. Духовная ситуация времени//Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. Изд. второе. М.: Мысль, 1994.
141. Ясперс К. Будущий мировой порядок//Век и мир,- М., 1990. №9.