автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Закономерности нравственного развития личности в условиях обновления социалистического образа жизни
Полный текст автореферата диссертации по теме "Закономерности нравственного развития личности в условиях обновления социалистического образа жизни"
шистсрство народного образования казахской сср казахский государственный университет имени с.м.кирова
На правах рукописи
¡да тл.
АЙДАРОВА Роза Даурхановна
закономерности нравственного развииш ш&носта в условиях обновления социалистического образа иизни
09.00.01. - диалектический и исторический материализм
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Алма-Ата - 1990
Работа выполнена на кафедре философии Казахского государственного педагогического института имени Абая.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор йилософских наук, профессор Шулеыбаев К.Ш.
доктор философских наук, профессор Акмамбетов Г.Г.
кандидат философских наук, доцент Сццнков У.Е.
Казахский политехнический институт им,В.К.Ленина
аалг
ys.
1990.г.
Защита состоится " Г /.6 час, на заседании специализированного совета
К 058.01.01, по защите диссертаций на соискание ученой степей кандидата философских наук при Казахском ордена Трудового Кр; ного Знамени государственной университете имени С.М.Кирова п< адресу: 480012, г.Алма-Ата, ул.Аыангельды, 61.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахско: государственного университета им.С.М.Кирова.
Автореферат разослан .f
."ХМ
1990г.
Ученый секретарь специализированного оовата кандидат философских паук, доцент -
М.М.Тажин
в
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего общества возникла острая социальная потребность в объективных научных исследованиях реального образа жизни, путей его перестройки и обновления, проблем, связанных с его нравственными сторонами, поскольку сегодняшняя перестройка - это, по существу, приведение общественно-политической и экономической практики в соответствие с нраветвенными идеала»™ социализма. Революционных преобразований не может быть без глубоких нравственных сдвигов, без их закрепления в самих основах и повседневном бытии общества и каждого человека. •
Возрастание роли нравственных начал в жизни нашего общества вызвано ростом значимости моральных факторов в жизни людей в силу общей тенденции возрастания роли нравственного сознания, усложнением нравственной жизни, обусловленным возрастанием динамизма социальных процессов, осмыслением нравственного содержания эбраза жизни советских людей.
Исследование проблем реального образа жизни связано к с тобходимостыо ликвидации определенного разрыва между нормативными характеристиками социалистического образа жизни и реальным >бразом жизни людей в нашем обществе, отражения его гумшшстичес-:ого обновления на нравственном развитии личности. Необходимо ос-етить многие закономерюсти нравственной динамики общества, ог-ашчения и преодоления действия механизмов деструкции и тормо-ения, "срабатывающих" прежде всего на личностном уровне. Поэто-у в центре вни-мания датгого исследования оказываются нравственна аспекты образа .т.изют, нравственное развитие человека, реаль-зо состояние социалистической нравственности со ипти ее плюса-1 и 1.'.и1Г/са."1! равно, как и те наследованные и благоприобретенные
V1
социальные факторы, которые привели к нынешнему положению дел.
Необходимость разработки теоретических, методологических проблем нравственного развития личности обусловлена тем, что задача достижения нового качественного состояния советского общества предполагает зависимость эффективности производства не только от уровня экономического развития страны, но и от высокого уровня нравственного сознания людей. К тому же, чтобы вновь не столкнуться с такими извращениями нашей жизни, как застой, нарушение справедливости, тяжелые материальные и нравственные потери, мы должны глубоко исследовать их причины.
В свате решаемых обществом задач никогда еще не обретало столь высокую практическую значимость изучение таких закономерностей нравственного развития личности как возрастание роли её политической культуры и утверждение принципов социальной справедливости. Духовный и нравственный подъем личности, вызванный сознанием начавшегося очищения от наиболее тягостных проявлений периода застоя, выразился и в росте политической активности личности, поддеркке проводимых демократических преобразований, повышении чувства гражданственности, ответственности за судьбы нашего общества. Все политические преобразования сегодня пронизанп духом гуманизации, повышения роли гразданина в управлении государственным и общественными делаш.
Необходимость изучения обозначенных закономерностей нравственного развития личности обусловлена тем, что реализация человеческого {¡актора в полном объеме находится в диалектическом единстве с высокой политической культурой личности, её идейной убежденностью, активной жизненной позицией и немыслима без активного усвоения такой моральной ценности, как социальная справедливость.
Степень разработанности проблеш. Проблема нравственного развития личности в условиях обновления образа жизни привлекает к себе внимание многих ученых /социологов, философов, психологов и др./. Отметим работы, в которых рассматриваются те общеметодо-логичесние, теоретические и практические вопросы, которые имеют для нас определенный интерес в плане исследования таких закономерностей нравственного развития личности как возрастание роли её политической культуры и утверждение принципов социальной справедливости. Например, в трудах Акмамбетова Г.Г., Бутенко А.П., Мчедлова А.П., Шинкарука В.И., Куценко B.I.I., Буел1ШСкого В.А., Арнольдова А.И., Абишева К., Сегизбаева O.A., Сарсенбаева Т. Орловой Э.А., Савина Ю.А., Гронски Ф., Сухи ЮГ1 и многих других советских и зарубежных авторов широко рассматриваются вопросы социалистического образа жизни и духовного развития личности, вопросы её нравственного воспитания. ,
В ряда философских трудов, сборников и диссертаций исследуются проблеш политической культуры личности, как одной из со. ставляющих её духовной культуры. 3 этом плане выделяются работы
Бурлацкого Ф.М., Иовчука М.Т., Когана JI.H., Липицкого B.C., Оке?
гова Ю.П., TiiTapeffito A.II.
1. См.: Акмамбетов Г.Г. Проблеш нравственного развития личности. -Алма-Ата,1971 ; Бутенко А.П. Социалистический образ жизни и йор-мирование нового человека.-М.,1975 ; Мчедлов А.П. Образ яизни'и развитие личности//Проблеш социалистического образа низни.-М., 1977 ; Шинкарук В.И., Куценко В.Н., Буслинский В.А. и др. Социалистический образ жизни и всестороннее развитие личности.- Киев, 1979 ; Арнольдов А.И., Орлова Э.А. Социалистический образ кизни и новый человек.-М.,1984 ; Абишев К. Человек, индивид, личность.-Алма-Ата,1978 ; Савин Ю.А. Социалистический образ жизни и нравственное развитие личности.-'!. ДЭЗ1/ ; Гронски Ф., Сухи Ю. Социалистический образ -жизни: вопросы теории и практики.
2. См.: Бурлацкий Политическая система общества: понятия и элементы/УПолитические системы современности.-I.. ,1978 ; Иовчук М.Т., Коган JI.H. Советская социалистическая культура: исторически!} опыт и современные проблемы.-:.!. ,1979 ; Лишщкий B.C. Формирование высокой политической культуры у личности нового типа//Соп?альио-экономические основы сформирования нового человека.-'.'. ,1985 ; Ожегов Ю.П. Политическая культура молодежи: вопросы теории и методологии исследования.,1'ЛЬ ; 'Пгсарешсо А.П. B.ii.Ленин о взаимоотногаешт
лолит:тки '■! морали//.лм: унпст. -1983.-II.
- б -
А
Основная направленность последних публикаций по проблеме социальной справедливости - ото в основном анализ социально-экономического содержания социальной справедливости, распределительных отношений при социализме. Наиболее значительный резонанс имели работы Роговина В.З«, Заславской Т.П., Колесникова C.B., Усанова В.И., Здравомыслова А.Г., Давидовича В.Е.*
Однако пока еще нет специальных исследований, посвященных изучению взаимосвязи нравственного развитая личности и её политической культуры, влияния реализации принципов социальной справедливости на нравственное развитие личности.
Таким образом, данная тема при всем многообразии исследований требует дальнейшей разработки. Актуальность, а также недостаточность степени изученности указанных проблем определили содержание работы, что обусловило цели и задачи исследования.
Цель и задачи исследования. Общей целью настоящего диссертационного исследования является изучение теоретических и практических аспектов влишшя политической культуры и принципов социальной справедливости на нравственное развитие личности в процессе обновления социалистического образа жизни и выработка практических рекомендаций для использования их в воспитании личности, в Нормировании её нравственности. Исходя из поставленной цели, диссертант ставит следующие задачи:
- раскрытие методологического значения категории "социалистический образ жизни" для анализа специфики нравственного развития личности ; '
I. Сы,: Роговин В.З, Социальная справедливость и социалистическое распределение жизненных благ//Вопросы &ш>со<!ии,-1£8б.-!Р9 ; « те. Общество зрелого социализма: социальные проблемы.-М.,1984 : Заславская Т.н. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость// Коьр^унист.-НВб.-МЗ \ Колесников С.В,,Уса-нов В.П. Справедливость социализма.-!.!. ,IÇ8& ; Здравошслов А.Г. Утверждение социальной справедливости - важнейшая задача перестройки.-,.,. ,Iv07 ; Давидович В.Е, Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности.-М.,1989.
- выявление методологических проблем исследования нравственного развития личности ;
- исследование проблемы противоречивого взаимодействия политической культуры личности и её нравственного развития ;
- теоретическая разработка проблематики соотношения совальной справедливости и нравственного развития личности ;
- анализ проблем перестройки как социального творчества, формы перехода к новому типу нравственного развития личности.
В годы революционных преобразований жизнь нашего общества протекает очень бурно и динашчно, поэтому сложившиеся представления об экономической, социальной и политической ситуации устаревают очень быстро. Для определения подобных.трудностей необхо-' димы современные разработки по методологии и методике научного исследования.
Теоретической и методологической основой исследования являются произведения классиков марксизма-ленинизма, документы и материалы съездов и Пленумов КПСС. В работе, использованы философские и социологические работы советских и зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме, материалы научно-практических конференций, периодической печати.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- в соответствии с современной практикой перестройки всех сфер общественной жизни определена специфика влияния образа жизни на выработку нравственннх качеств личности ;
- в связи с происходящими изменениями в общественной жизни и связанной с ними переоценкой ценностей, сделана попытка переосмысления проблемы нравственного развития личности, исходя из
А
диалектико-материалистических принципов ;
- исследован процесс диалектической взаимообусловленности
■л
нравственного развития личности и уровня политической культуры, различных нравственно-политических идеалов, становления и смены нормативно-ценностных систем ;
- предпринята попытка комплексного исследования влияния реализации принципов социальной справедливости на нравственное развитие личности в условиях гласности и демократизации общества
- проанализированы негативные тенденции в сфере духовно-нравственных отношений: деформация нравственного и политического сознания, социальная несправедливость ;
- рассмотрены особенности нравственного развития личности
в условиях перестройки, исследованы некоторые объективные факторы, влияющие на формирование соответствующего современной общественной жизни "человеческого фактора".
Практическая значимость. Основные теоретические выводы диссертации могут иметь методологическое значение для дальнейшей разработки проблемы нравственного развития личности в процессе обновления образа жизни, практические рекомендации могут быть использованы в целях совершенствования системы нравственного воспитания человека.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в выступлениях на республиканской научной конференции молодых ученых и специалистов Казахского государственного университета имени С.М.Кирова, посвященной 70-летию ВЛКСМ, на годичных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Казахского педагогического института имени Абая /1986-88и
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, содержит 150 страниц основного текста, в библиографии приведено 193 источника.
Основное содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность теш, дается анализ степени разработанности проблемы, формулируются цели и задачи работы, определяются научная новизна, практическая значимость исследования.
Первая глава - "Методологические проблемы исследования закономерностей нравственного развития личности в условиях обновления социалистического образа жизни" - поавящена общетеоретическому анализу проблемы, рассмотрению содержания указанных компонентов социального развития, уточнению категориального аппарата. В первом параграфе "Методологическое значение категории "социалистический образ жизни" для анализа нравственного развития личности" рассмотрено содержание понятия образа '-жизни, определено методологическое значение данной категории для анализа специфики нравственного развития личности. Анализ литературы свидетельствует, что большинство авторов до недавнего времени сосредоточивали свое внимание преимущественно на исследовании характерных терт образа низки классов, социальных груш. Что же касается изу-íeния образа жизни как фактора развития личности, то недавно на-гавпееся исследование этой проблемы в таком её аспекте, считает 1втор,- одно из условий не только объяснения социальной действи-•ельности, но и её изменения.
Констатируя обусловленность образа жизни общественными от-сиениями, прослежено влияние образа жизни на нравственное раз-итие личности. Диалектика взаимодействия образа жизни и нравст-енного развития личности такова, что второе является и закоио-ерннм результатом, и предпосылкой совершенствования первого, йс-одя из принципа материалистического понимания истории, из соот-эшония объективных условий и субъективного фактора в общество,
нравственность, склад цвапцался под влиянием образа жизни й адекватная социальной природе общества, становится существенной его чертой, внутренним побудителем его развития.
Большое количество определений образа жизни свидетельствует о бурном развитии исследований этой проблемы, о значительном интересе к проблемам методологического характера. Вместо с тем, такая ситуация есть показатель и известной слабости концепции, поскольку затянувшийся период её стабилизации мешает переводу еще на устоявшихся теоретических положений на язык конкретного исследования образа жизни. Необходимо также отметить, что до сих пор главное внимание уделялось не реальному образу жизни, а именно нормативным его чертам и особенностям. При анализе данных проблем диссертант обнаруживает весьма серьезные расхождения этих нормативных черт с реальной жизнедеятельностью людей. Нельзя такие расхождения интерпретировать как отдельные, частные отступления некоторых индивидов от нормативных требований социалистического образа жизни, кав нельзя говорить и о том, что все стороны реальной жизнедеятельности людей уже в настоящий период строятся на принципах гуманизма и социальной справедливости и что основные проблемы утверждения социалистического образа жизни уже решены.
Личностный уровень образа жизни отражает основные черты, присущие образу жизни формации, но вовсе не обязательно, что в образе жизни личности находят в равной мере полное и адекватное выражение все черты формациоююго образа жизни. К тому же образ жизни отдельно:} личности предполагает какие-то его индивидуальные особенности, которые из общих фэрмационных характеристик выведены быть не могут. Индивидуализация образа жизни находит отражение в понятии стиля жизни как проявления индивидуального на
- и -
жизненном пути человека. На современном этапе развития общества прослеживается тенденция к нарастанию многообразия стилей лизни. Это связано с наметившейся в последнее время в наием обществе гуманистической тенденцией, созданием для человека таких условий, при которых наиболее полным образом могут, развиваться индивидуальные задатки и творческие способности личности.
Одним из основных компонентов образа жизни являются ценностные ориентации. Первая необходимая предпосылка нравственного развития личности состоит в том, чтобы её ценностные ориентации были направлены на достижение интересов общества в целом, основываясь на глубоком осознании общественного долга. Интересы, ценности общества осваиваются и принимаются личностью в зависимости от степени её нравственного развития. А вторая предпосылка -это интересы целостного свободного развития человека, полнота и гармония его жизни.
Непосредственное воздействие на формирование нравственного облика личности оказывают моральные ценности, в иерархии которых одно из первых мест занимает нравственное поведение личности. Поведение человека отражает черты духовного облика субъекта, являющиеся также нравственной ценностью.
Связущим звеном мезду социально-экономическими условиями . жизни людей и ценностными ориентация}™, духовно-нравственныш мотивами человеческого поведения служат потребности, составляющие основную движущую силу, первоисточник всякой человеческой деятельности, нравственного развития личности. Нравственные потребности обнаруживают себя в любом виде деятельности. Степень разумности потребностей отражает уровень социальной и нравственной зрелости индивида, так как зависит и от индивидуальной позиции, и от нравственных нормативов,_которых придерживается человек.
Ч*
Во втором параграфе - "Методологические проблемы исследования диалектики закономерностей нравственного развития личности"-анализируются основные методологические установки современных концепций нравственного развития личности применительно к условиям обновления социалистическсго образа, июни, что позволяет нам выявить и проанализировать те сложные фактора, которые определяют моральный выбор личности, .её поведение, выявить оптимальные формы социализации личности, её приобщение к моральным ценностям и др. '
Методологическим основанием изучения нравственного развития личности послужила марксистская концепция личности, составляющая часть материалистического понимания истории.
В работе делается попытка переосмыслить проблему нравственного развитая личности в связи с происходящими изменениями в общественной змзчи, и связанной, с ними переоценкой ценностей, исходя из диалектико-материалистических пршципов. Большое методологическое значение в данном отношении имеет материалистический принцип единства личности и общества. Это единство является диалектических: совпадая в своем предельном значении, понятия "общество" и "личность" в то ае время сохраняют самостоятельное значение. И только на основе признания их единства можно понять, что такое общество и что такое личность.
До сих пор собственно-йилосо^ские, социологические концепции личности исходили из того, что позитивная тенденция в развитии чо ловека,. личности превалирует, что движение к более совершенному идеальному состоянию заложено в самих объективных законах истории, которые действуют одинаково в отношении каждого члена общества, и что имеющиеся индивидуальные отклонения носят несущественный характер или представляют собой пережитки прошлого, которые в будущем неизбежно исчезнут.
Автор отмечает, что такого рода безальтернативная, непротиворечивая концепция явно упрощает действительность и способна породить лишь иллюзии. Пр антика наглядно демонстрирует не только многообразие, но и многонаправленность индивидуального развития, которое включает в себя как позитивные, так и негативнее тенденции. Причем эти тенденции не всегда можно "закрепить" за отдельными класса!®, социальными группами и дате ккдквидаш. Чаде всего они сосуществуют, переплетаются в действиях, поступках отдельных личностей - ИНДКЕПДОВ.
Изучение процесса нравственного развития личности невозможно без исследования философских, мотодологических проблем общественного сознания вообще. И здесь мы приходим к выводу о необходимости более глубокого познания сущности и действия социальных законов, которые, как известно, проявляются только в деятельности людей. Ф.Энгельс отмечал, что "единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще,- это исследование причин, побуждающих к действию людские массы.К таким побудителям относятся интересы, потребности, цели.
По разнил причинам объективного и субъективного порядка конкретное поведение людей далеко не всегда совпадает с идеалом или нор:.:ой, зафиксированной в общественкдм сознании. Здесь имеется живое противоречие, разрешение которого создает новые возможности для нравственного развития личности. Главны:,i средством такого "разрешения" является устранение из жизни людей причин, породцаю-щих уназатюе несоответствие. Последнее :.:огут бгль заложены в образе ::а;згаг, харггтзре человека, тачной судьбе, в особенностях его воспитания в то;"; или иной шкроереде. В числе причин автор называет и неизбежные издергаш /объективного и субъективного характера/ исторического движения нашего общества вперед по новому, неиз-
I. Маркс К., Энгельс 5. Соч.-Т.21.-С.308.
л
веданному пути. Эти издержи возможны и вследствие просчетов в организационной и идеологической работе, нарушений ленинских норм партийной и государственной жизни.
При объяснении подобных явлений нельзя упускать из виду и известную противоречивость, разнокачественность и разнонаправлен-ность многих бурно протекакгцих социальных процессов с точки зрения их воздействия на общественные нравы. В одном отношении эти социальные процессы могут содействовать укреплению нравов, облегчать нравственные искания человека, а в другом ае - могут оказывать негативное, дестабилизирующее влияние на состояние-нравственных отношений и, естественно, порождать осложнения и деформации в процессе нравственных исканий.
Так, например, как в давно прошедшей, так и в самой новейшей истории существует множество исторических доказательств такого морального воздействия на людей, их моральной "чеканки". Психологические и другие приемы моральной манипуляции масс шли оказывают отрицательное воздействие на нравственное развитие отдельной личности.
Для нравственного развития личности, считает автор, большое значение имеет рост уровня и объема знаний, в том числе и социальных. Чем больше знает человек, тем свободнее и смелее его актив-: ное эмоционально-ценностное отношение к действительности, а ведь это является условием расширения сферы применения нравственных . оценок и свободного выражения нравственной воли человека. В этом отношении принципиальное значение имеет всемерное развитие гласности, как одной из нравственных Ценностей социалистического образа жизни.
В эпоху гласности нравственные идеи, представления, чувства, оценки и нормы теснее ассоциируются о политическими, правовыми, опираются на них в своем проявлении и функционировании, подкреп-
ляют себя их "авторитетом", их удельным весом в общественном сознании.
Нравственное сознание личности, ныне, как никогда ранее, остро реагирует на случаи несовпадения "должного" и "сущего", оперативно "сигнализирует" о неблагополучии в той или иной области социальной жизни, подходя к этому с моральной точки зрения.
Вторая глава - "Основные закономерности нравственного развития личности". Первый параграф - "Возрастание роли политической культуры личности как закономерность её нравственного развития".
С методологической точки зрения следует иметь в виду, что образ жизни представляет собой целостную систему, включающую различные уровни и сферы его реализации. Учет данного обстоятельства нацеливает исследование на выявление своеобразия проявления морали на уровне личности в политической сфере жизни общества.
Научное исследование нравственного развития личности в его взаимодействии с политической культурой призвано, преодолевая одностронность методологии оценочно-субъективистского и описательно-объективистского подходов, всесторонне изучать сложнейшую диалектику прогрессивного,, консервативного и реакционного в политической и нравственной яизни, диалектику различных нравствен-но-политичесних идеалов, становления и смены нормативно-ценностных систем.
Мораль, побуждая социальную волю, инициативность личности н практической деятельности, снабжая её шровоззрснческими ориента-циями, обеспечивая её в нормативно-ценностном отношении, оказывается воплощением нравственной культуры общества. В этом плане данная культура оказывается однонаправленной с политической культурой как в позитивном, так и в негативном значении /утверждая ценности и противоборствуя антиценностям/.
Пути приобщения то:": или иной личности к политической культуре, так яе как и пути её нравственного развития индивидуальны и отличаются своими особенностями. Здесь имеют значение определенные объективные условия, такие как: уровень экономического и социально-политического развития конкретной социальной среды, классовые, профессиональные различия, национальные и иные традиции, психологические и эмоциональные особенности людей. Однако принципы политической культуры и нравственного развития советских людей - помочь каядому человеку, сознательно определить свое место в строительстве нового общества, уяснить его исторические перспективы, способствовать всестороннему, -гармоническому развитию - едины.
'Единичная личность не представляет собой политической силы, но она является её активным элементом. В политической сфере общества личность отбирает.и усваивает информацию о политических событиях, на основе полученной информации и совокупности своих мировоззренческих и политических убеждений вырабатывает их оценку, продуыируег и репродуцирует политические взгляды, идеи, теории, вступает в политические и общественные организации и участвует в их деятельности.
Перенося данное положение в плоскость современных условий перестройки всех сфер общественной низни, становится очевидной необходимость осознания каждым человеком новых и слогльк политических, хозяйственных, социальных, духовных, внутренних и международных задач, глубокого понимания проблем политики в целом, овладегошювш.я! типами политического и экономического мышления."
Процессы включения личности в политическую ¡глзнь, в механизм управления государственными и общественны: лг делами нравственно обогащают человека, развивают его творческие возможности и задатки, т.е. служат его свободному и всестороннему развитию.
В настоящее время, отмечает автор, перемены, происходящие в обществе самым непосредственным образом затрагивает проблемы политической культуры и нравствешюго развития личности, и ош!, несомненно, благотворно сказываются на них: сейчас можно говорить о взрыве активности и духовной жизни общества. Активизация нравственных начал человека, возрастание роли его политической культуры становятся возможными благодаря гуманистической и демократической направленности политики в отношении человека, его интересов и идеалов. В таких условиях социально-историческое творчество человека становится все более политически осмысленным, нравственно одухотворенны:.!.
Уровень политическоП культуры тесно связан с её политической активностью, для которой первостепенное значение имеют социально-политический статус.гражданина, ого реальные возможности участвовать в управлении делами страны. Наиболее существенным условием социально.", активности личности является развитая нравственная культура. Именно в активной жизненной позиции, считает автор, наиболее полно отражается моральная мотивация личности, обусловленная её потребностями и интересами, которые неотделимы для ■¡её от общественных интересов.
Основной сферой проявления политической и нравственной культуры личности является трудовая деятельность. Выявление политических аспектов этой'деятельности далеко не всегда осознаваемых зубъектом деятельности, имеет большое значение для его политического и нравственного развитая. Научив людей ясно видеть цели, ге-адральные последствия их совместной работы можно добиться значительных сдвигов и в политическом, и в нравственном воспитании. "тюшегте к труду, качество труда, трудолюбие - прежде всего категории моральные. Нравствешшэ и политические ориентации личности непосредственно вплетаются в технологические параметры труда, :тановятся непосредственны;.-!! стимула.'.:» технического прогресса.
Если в недалеком прошлом бюрократизация общественной жизни, обстановка застоя вели к деиндивидуализации личности - гипертрофированному чувству собственного бессилия и тесно связанной с ним социальной апатией - равнодушию к политической жизни, внутренним и меадународным событиям, пассивном отношении к недостаткам и негативным явлениям в нравственной жизни, то сейчас все меньше становится людей, принимающих внешние, упрощенные объяснения, общие фразы, "готовые каноны" вместо настоящего анализа общественных проблем. Зачастую людей не удовлетворяет даже анализ если его преподносят извне ив готовом виде, они хотят сами принимать участие в его выработке, быть за него морально ответствен-• ними. Это является признаком нравственной и политической зрелости, этической принципиальности и последовательности.
Всё вышеизложенное позволило автору сделать следующие выводы: ,
- главной целью обновляющегося социалистического образа жизни является всестороннее и гармоническоо развитие личности, обладающей высокой нравственностью, проявляющей политическую зрелость, духовное богатство ;
- первостепенное значение имеет самостоятельное осмысление личностью целей общественного развития, соотношение долгосрочных и ближайших задач социально-экономического и культурного прогресса страны с реалистических позиций современно:"! -политики. При этом особое значение приобретает нравственны:! аспект, утверждение общественной направленности личности ;
- выступая в качестве сложного общественного явления, политическая культура личности, как закономерность её нравственного развития, требует комплексного подхода к её'формированию и развитию.
ВтороА параграф - "Утверждение принципов социальной справедливости как закономертости нравственного развития личности" посвящен теоретической разработке проблематики социальной справедливости и нравственного развития личности. Это обусловлено рядом как общиу, так и конкретных причин:
- во-первых, для обновления социалистического образа жизни проблемы равенства и справедливости являются насущно ва-шыми ;
- во-вторых, особая актуальность проблем справедливости и нравственного развития личности в наше время обусловлена теми её серьезными недостаткаш, просчетами и упущениями, которые имели место на предшествующем этапе развития советского общества, когда обнаружились грубые отступления от принципов социальной справедливости, повлекшие за собой и деформации в нравственной развитии людей, стало явственным развитие негативных явлений и отрицательных тенденций. Чем пире и глубже развертывается процесс перестройки, тем важнее, чтобы он совершался в соответствии с принципом социальной справедливости и оказывал нравственное воздействие на личность.
I
Автор рассматривает социальную справедливость не только как нравственную категорию и, считая при этом, что справедливость или несправедливость - это объективное свойство, объективное качество общественных отношений, являющееся таковым независимо от нравственной оценки его тем или иным классом, социальной группой или ивдивидом, признает, что только благодаря объективно^ существованию такого качества, такого свойства у самих общественных отношений становится возможным и их нравственная оценка, включение связанных с ним понятий и категорий в сферу нравственности, морали.
В разрешении данной проблемы ном тзднтся и её диалектическая
взаимосвязь с рассмотренной в предыдущем параграфе проблемой формирования политической культуры личности. Ведь политическая культура личности, как нам представляется, вырабатывает оптимальное соотношение социальной справедливости и нравственного развития. Мы относим рассматриваемую в данном разделе проблему и к бфере политической культуры потому, что в основа искомого оптимизма лежат отношения власти, собственности, юридических гарантий.
В сознании личности понятие социальной справедливости имеет конкретно-историческое содержание и представляет собой идею полной свободы и полного социального равенства людей, идею гармонизации отношений личности и-общества. Достигнуты!! уровень справедливости регистрируется феноменом сознания, он включен в сложную систему нравственных ценностей, наделенных, помимо прочего, эмоциональной окраской,
В период радикальной экономической реформы и демократизации общества интерес к справедливости резко возрос, тан как широкими слоями населения осозналась необходимость предвидеть хотя бы ближайшие следствия социальных изменений, вызванных хозяйственной самостоятельностью предприятий, кооперативов, гласности, новой практики выборности руководителей. Любые отклонения от социальной справедливости вызывают законное возмущение, снижают готовность к труду с полной отдачей, способны породить социальную апатию, что неизбежно влечет за собой и нравственные издержки.
Утрата атмосферы массового духовного подъема, устойчивой нравственной общности людей, на наш взгляд, объясняется угасанием чувства непосредственной личной причастности к тоггу, что происходит в обществе, отчуждением от власти, от плодов собственного труда. Поэтому утверждение социальной справедливости в духовно-нравственной сфере предполагает создание новой идег'шо-нравствен-
ной атмосферы в каядом коллективе, в казвдой организации, во всем обществе.
Социальная справедливость - один из факторов обновления социалистического образа жизни. Но автоматически она не реализуется, поскольку оползается, воспринимается, осознается личностью через систему распределения материальных и духовных благ в соответствии с принципом "от каждого - по способностям, каждому - по труду."
Этот принцип социализма выступает еще и в качества этической, нравственной нормы нашей жизни, приобретает ценностный характер. Вот почему его нарупение крайне негативно сказывается не только на производственных показателях, но и на нравственном сознании, настроении людей. «
Сегодня совершенствование социалистического образа жизни советского человека напрямую пока еще не связано с его участием в производительном труде, что и ведет к существованию социальной несправедливости. Тот, кто работает лучше, совсем не обязательно имеет лучшие условия жизни: более высокую заработную плату, лучшее жильё, комфортный быт, дополнительные поощрения из общественных фондов потребления и т.д.
Отсутствие необходимой связи между качеством труда и условия™ жизни не стимулирует формирование ценностных ориентация на постоянное совершенствование производственной деятельности. Поэтому обновление социалистического образа жизни, создание более благоприятных условий для него долшо быть поставлено в прямую зависимость от качества труда.
В данной разделе проанализированы негативные тенденции в сфере духовно-нравственных отношений, вызванных социальной несправедливостью.
-22В заключение автор отмечает, что убежденность в справедливости того или иного экономического, политического, правового требования, предъявляемого обществом, к каждому гражданину, в правоте дела, которому служишь, поднимает моральный дате, возвышает личность, формирует активную жизненную позицию. Именно в етом смысле можно говорить о социальной справедливости как о факторе нравственного развития личности в условиях обновления образа жизни.
В третьем параграфе - "Перестройка как скорма перехода к новому типу нравственного развития личности" - рассмотрены особенности нравственного развития личности в условиях перестройки, исследованы некоторые объективные факторы, влияющие на (Тормиро-вание соответствующей современной общественной жизни личности.
В нынешних условиях общественное положение личности обусловливает её новую нравственную позицию. Появляется реальная возможность гармонично и планомерно совершенствовать общественные связи и саму личность. Это создает благоприятную базу для творческого развертывания мотивационной ссТеры личности, позволяющей на деле обеспечить целостное проявление моральной активности индивида, нравственной жизни человека.
Нравственное■сознание должно ориентировать поведение человека во внешнем мире путем сознательного различения ценного и неценного. Автор отмечает, что в совсем недавнем прошлом человек вшуждэн был порой слепо следовать моральным норма:.!, несмотря на всю их противоречивость, отражавшую противоречивость бнтия социального. Одним из следствий такого положения было то, что человек не мог принять некоторые моральные нормы общества в качестве "своих", не мог осознать силу нравственного закона, необходимость поступков, вытекающих из его"требований. Он не всегда ощу-глл сэбя верпптелем свое;: нравственно ' .у.из:ш, не всегда осозпг-
вал зависимости между развитием общества и собственным развитием.
Другим следствием противоречивости бытия в условиях периода застоя, считает автор, явилось возникновение "парадного" и "фактического" моральных кодексов, разрыв между официальными и не-офици&лышми требованиями к поведению людей.
В результате действия названных тенденций образовались противоречивые моральные установки, требования и системы оценок. В этих условиях у человека неизбежно формировалась потребность в нравственных исканиях, но одновременно росли заслоны на их пути. Всё это порождало социальную апатию и равнодушие к идейной и нравственной стороне жизни, резкий спад конструктивной социальной активности и "приватизацию" образа жизни личности, т.е. обращение её интересов всецело в область частной жизни, ,
Автору представляется, что падение интереса к общественным делам, проявления бездуховности, циничного или скептического отношения я нравственным ценностям нашего общества имеют под собой болев глубокие причины, чем недостатки воспитательной работы, как издавна стало принято это объяснять. Практика и идеология застоя расшатывали общественную связь людей, вызвав технократическую деформацию личности. Это выразилось в пренебрежении к индивидуальности, авторству человеческих усилий и действий.
Одну из наиболее важных моральных проблем перестройки ыы видим в той, чтобы эшзга» членов общества протекала в соответствии с общечеловеческими ценностями, а не в разладе с ними. Позицию поборника перестройки характеризует не моральный релятивизм, а непреложность нравственного долженствования, абсолютная значимость этических норм и требований.
Исследуя проблему нравственного развития личности, ш пытаемся понять каким образом абсолютная обязательность этических ка-
тегорий сочетается с их содержательностью и значимостью для конкретных условий нашего общества, для периода радикальных изменений в нашем образе жизни," без чего невозможна моральная ориентация и моральная регуляция поведения личности.
Среди объективных 'факторов, влияющих на нравственное формирование человека и на совершенствование его образа жизни, автор выделяет научно-технический прогресс, который изменяя характер труда к структуру профессий, настоятельно требует нравственного роста его работников.
Особенностью последних лет стало заметное влияние на нравственное развитие личности объективного, научного освещения истории нашего общества. Глубокое и всестороннее изучение всей истории советского общества, знание её, как огромных достижений, так и причин ошибок способствуют извлечению нравственных уроков для настоящего и будущего.
Далее в работе анализируется особое воздействие литературы и искусства на нравственное здоровье общества и личности, которое достигается благодаря энергичному выдвижению на первое место правды жизни.
В последнее время активизация духовной жизни личности обусловлена небывалым влиянием периодической печати на её моральную ориентацию. Здесь автор отмечает такой ватный моральный регулятор, как сила общественного мнения.
Форгаруя и распространяя общественное мнение, пресса оказывает влияние на моральный выбор личности и развитие нравственных отношений. Так, посредством прессы было создано общественное мнение вокруг экологической проблемы. Постановка экологических проблем современности вызвала экстраполяцию моральных нор:; в область отношения человека к природе.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, сформулированы основные выводы и предлагаются практические рекомендации, которые могут быть использованы в целях совершенствования системы нравственного воспитания человека.
По теме диссертации автором опубликованы работы:
1. Возрастание роли политической культуры личности как закономерность её нравственного развития.- В кн.: Социальные проблемы образа яизни студенческой молоде;ки.- Алма-Ата,1980,
с. 40-46.
2. Социально-философские аспекты проблемы политической культуры личности.- Тезисы конференции тюлодтос ученнх и специалистов КаэГУ имени С.М.Кирова, посвященной 70-летиго ВЛКСМ.- Алма-Ата, 1989, с. 41-42.
3ÍKA3
ТИРАЖ ICO
Отпечатано на ротопринтв общества "Знание" ул.Чайковского 170