автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Духовно-нравственные ценности современного китайского общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовно-нравственные ценности современного китайского общества"
На правах рукописи
Ринчинова Татьяна Мункобапровпа
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
6 ЛЕК 2012
Улан-Удэ-2012
005056221
005056221
Работа выполнена на кафедре философии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет»
Научный руководитель: Цырендоржпева Дари Шойбоновна
доктор философских наук, профессор
Официальные оппоненты:
Янгутов Леонид Евграфович, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом философии культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Алексеева Мария Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин Бурятского филиала Сибирского университета потребительской кооперации
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская
государственная академия культуры и искусств»
Защита состоится 25 декабря 2012 г. в 15.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 «а», конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет».
Автореферат разослан «24» ноября 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат философских наук, доцент Рандалова О.Ю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальпость исследования определена современным состоянием общественной жизни в мире, которое можно охарактеризовать как период кризисных перемен. Вполне понятно, что именно в такие моменты жизни общества всегда зарождался особый интерес к вечным проблемам, что чаще всего сопровождалось усилением общественной надобности именно в человеке духовном. Современный Китай испытывает значительные перемены во всех областях общественной жизнедеятельности в связи с процессами модернизации и укрепления своих позиций на мировой арене. Примечателен тот факт, что во все периоды своего существования китайская цивилизация успешно осваивала культурные и научные достижения Запада, и происходило это без утраты собственной социокультурной самобытности.
Изучение духовно-нравственных ценностей современного китайского общества становится одной из актуальных и острых проблем сегодняшнего дня, так как область общественных поисков путей становления общества как передового заключается не только в усовершенствовании политической и экономической сфер жизни социума, но, что очень важно, и в духовной сфере. Именно система духовно-нравственных ценностей играет значительную роль в стабилизации эмоционально-психического здоровья социума и, следовательно, направляет силу духа и потенциал людей на достижение поставленных перед ними целей и задач, которые ориентированы на дальнейшее развитие общества и государства.
Духовно-нравственные ценности, отображая определенную степень развития общества, охватывают область сознания, духовное производство и становятся ярким показателем существующей действительности. Без изучения духовно-нравственных ценностей определенного народа, уходящих своими корнями в глубь веков, невозможно постигнуть сегодняшнее состояние данного общества.
Современный Китай, переходя на новый путь развития государства и общества, активно ищет наиболее оптимальные модели соотношения традиционных духовно-нравственных ценностей с современными принципами общественного взаимодействия. Поэтому определение особенностей трансформации духовно-нравственных ценностей китайского общества будет способствовать более глубо-
кому пониманию специфики современных китайских реформ и путей реализации поставленных перед обществом целей и задач.
Степень научной разработанности проблемы. Идея сверхрационального постижения смысла духовно-нравственной сферы жизни человека, основанного на всем сущем - бытии, сознании, жизни, — охватывая все это идеальным образом, принадлежит христианским философам (Аврелий Августин, Фома Аквинский).
В период Возрождения и Нового Времени вопросы духовно-нравственного определения человеческого бытия в условиях гуманистического мировосприятия приобретают другие оттенки по сравнению со средневековой картиной мира. Формируется иное понимание мира, при котором пробуждается заинтересованность к познанию внутреннего духовного состояния человека, а, следовательно, и его духовно-нравственных ценностей (Л.Б. Альберти, Л. Валла, И. Гердер, Т. Кампанелла, Г. Лотце, Н. Макиавелли, Т. Мор, Э. Роттердамский и др.).
Интерес к проблеме изучения духовно-нравственной сущности человека мы находим и в русской философской мысли. Необходимо отметить значительность вклада в разработку представленной проблемы, внесенного отечественной религиозной философией XIX— XX вв. Так, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, B.C. Соловьёв, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, П.Д. Юркевич отмечали огромную значимость проблемы нравственности в жизни общества1. При этом они описывали ее согласно религиозной философии, определяя и изучая не столько в рамках рационального, сколько подсознательного, эзотерического, художественного дискурса.
Значительный вклад в дело разработки методологических и общетеоретических основ исследования проблем духовности, духовного развития человека и различных социальных групп внесли такие ученые, как С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, О.Г. Дроб-
Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993; Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994; Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: ТЕРРА, Республика, 1999; Розанов В.В. Люди лунного света. М: Азбука-классика, 2008; Соловьев B.C. Оправдание добра. - М.: Республика, 1996; Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Директ-Медиа, 2008; Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: ACT, 2009; Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе: очерки по философии и богословию. М.: Либроком, 2011.
ницкий, М.С. Каган, А.Н. Максимов, В.П. Тугаринов и др.1 В то же время, необходимо отметить, что исследований, посвященных изучению именно духовно-нравственных ценностей, встречается мало. Основная часть исследователей постигает духовно-нравственные ценности через призму изучения определенных свойств и качеств человека, его специфических особенностей в реализации своей собственной духовной сущности и не выделяет духовно-нравственные ценности как категорию социально-философского анализа, определяющего более глубокое и полное понимание природы человеческого бытия.
Особый интерес для данного исследования представляют труды, в которых рассматривается духовная культура китайской цивилизации и ее влияние на социальный уклад общественного развития и формирование определенных ориентиров в совершенствовании морально-этической сферы, выполняющих функции регулирования поведения каждого отдельного индивида, тем самым укрепляющих общественные структуры и нормы социального бытия. Значительный вклад в изучение данной проблемы внесли Н.В. Абаев, H.A. Абрамова, Л.С. Васильев, С.А. Горбунова, М.Е. Кравцова, A.B. JIo-манов, В.В. Малявин, П.С. Переломов, Чэн Цзэнхуань, Фэн Юлань, Л.Е. Янгутов и др."
'Аиисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988; Архангельский Л.М. Методология этических, исследований. М.: Наука, 1982; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Изд-во политической литературы, 1967; Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997; Максимов А.Н. Философия ценностей. М.: Высшая школа, 1997; Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
2 Абаев Н.В. О культуре психической деятельности в раннем конфуцианстве. Новосибирск, 1983; Абрамова Н.А Политическая культура Китая: традиции и современность. М.: Муравей, 2000; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - 2-е изд. М.: Восточная литература, 2001; Горбунова С.А. Идеологическая интерпретация социальной роли религии и буддизма в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 2. С. 144-154; Кравцова М.Е. История культуры Китая. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999; Ломанов A.B. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. -М.: Восточная литература, 1996; Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Изд-во «Астрель», 2000; Переломов П.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Чэн Цзэнхуань. Создание морали XXI века и конфуцианская этика. Пекин, 1995. № 9. С. 31-34; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб: Евразия, 1998; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск: Наука, 1995; Янгутов Л.Е. Традиции праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007.
Проблемами модернизационных процессов в современном Китае, которые затрагивают все области жизнедеятельности общества и государства, занимаются исследователи - Я. Бергер, Ван Мэн, В. Портяков, М.Л. Титаренко, Чжан Сянго, Янь Сяньянь и другие1. Изучение работ вышеназванных авторов и других отечественных, зарубежных ученых убедило автора в важности и необходимости решения проблемы выявления особенностей трансформации духовно-нравственных ценностей в мировоззрении современного китайского общества, так как эта сфера в современном китаеведении недостаточно изучена и предполагает дополнительное исследование. Исследование духовно-нравственных ценностей китайского народа позволит глубже изучить духовную культуру, оказывающую значительное влияние на мировоззрение китайского общества и поныне питающую общественно-политическую жизнь страны.
Объект исследования — духовно-нравственные ценности современного китайского общества.
Предмет исследования — трансформация духовно-нравственных ценностей современного китайского общества.
Цель исследования: выявление особенностей трансформации духовно-нравственных ценностей китайского общества. Задачи исследования:
— раскрыть основные представления о понятии «ценности» в философской литературе;
— выявить сущность и основные функции духовно-нравственных ценностей;
— определить особенности духовно-нравственных ценностей традиционного китайского общества;
— выделить основные факторы и направления трансформации духов но-нравственных ценностей китайского общества;
1 Бергер Я. Политика реформ и структурно-функциональная реорганизация правительства КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2003. №3. С. 6-26; Ван Мэн. Волна глобализации и строительство культурной державы // ЦЦВ. 2004. №2. С. 168-171; Портяков В. Становление Китая как ответственной глобальной державы // ПДВ. 2011. № 1. С. 3-14; Титаренко М. Китай на марше: о достижениях и перспективах развития страны в XXI веке // ПДВ. 2009. №5. С. 27-38; Чжан Сянго. Модернизационные процессы в современном Китае: социальные аспекты. СПб.: СПбГУ, 1999; Янь Сяньянь. Управляемая глобализация: государственная власть и изменения в культуре Китая // Многоликая глобализация. М.: Аспект-Пресс, 2004. С. 27-57 и др.
- раскрыть социокультурное значение и роль духовно-нравственных ценностей в развитии китайского общества. Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам нравственной и духовной сторон жизни человеческого общества. Главной базой изучения особенностей трансформации духовно-нравственных ценностей китайского общества стали теоретические разработки российских, китайских и западных исследователей по духовной культуре Китая.
Методологической основой исследования выступили диалектический и системный методы, компаративистский подход, методы анализа и синтеза, которые позволили выявить и обосновать трансформационные закономерности, причинно-следственные связи и особенности взаимодействия разнообразных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и социальное функционирование духовно-нравственных ценностей. Все это позволило проанализировать духовно-нравственные ценности как важную часть социокультурных универсалий и установить их роль в становлении духовной, политической и экономической жизни общества. В работе также применен метод конкретно-исторического анализа для изучения развития духовно-нравственных и морально-этических представлений и их влияния на социальный уклад и образ жизни представителей китайского общества. Аксиологический подход дал возможность определить место духовно-нравственных ценностей в целостной системе традиционных и современных ценностей китайского общества. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Согласно общефилософским принципам гармонизации духовно-нравственных возможностей человека и общества ценностью являются, во-первых, значимые для жизни людей природные и культурные предметы, явления, мысли и поступки, проявляющиеся в процессе преобразования человеком мира и самого себя; во-вторых, непосредственные взаимодействия между людьми, имеющие для них положительную значимость, проявляющиеся во всех компонентах их взаимодействия, как в сознании действующих и мыслящих индивидов, так и в образцах культуры.
2. Духовно-нравственные ценности общества составляют важнейший аспект духовной сущности представителя данного социума, выражающиеся в принципиально значимых нормах и правилах по-
ведения, а также в системе нравственных критериев в социально обусловленном общении и взаимодействии. Функциональная сфера духовно-нравственных ценностей обширна, глубока и сложна. К наиболее важным функциям данных ценностей относятся интегра-тивная (объединяющая), этико-регулятивная (обязательность и общезначимость для всех), мировоззренческая, образовательно-воспитательная, интеллектуально-познавательная, художественно-эстетическая.
3. Особенности трансформации духовно-нравственных ценностей современного китайского общества обусловливаются чертами национального характера и спецификой ментальности народа, определением их значения и роли в социальной и духовной жизни социума, а также современными принципами общественного взаимодействия на основе передового зарубежного опыта.
4. Основными факторами, способствующими данной трансформации, являются сегодняшняя политика открытости, стремление к выходу на передовую позицию в мире, ориентация правительства Китая на устойчивое развитие страны, развитие смешанной рыночной экономики с многообразными формами собственности, перестройка телекоммуникаций и транспортной системы с высокой степенью распространения информации по всей стране, монопольное положение и руководящая роль Компартии как регулирующей силы централизованного государства, стремление к «социальной гармонии» в обществе с целью улучшения качества жизни населения и другие.
5. В условиях глобализации и модернизации, характерных сегодня для китайского общества, можно говорить о значимой роли духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества. Традиционные духовно-нравственные ценности во многом оказались способными к взаимодействию с другими системами, а их социокультурная практика — наиболее гибкой и встроенной в государственные процессы. Эти ценности продолжают выполнять функции регулирования поведения каждого индивида общества, тем самым укрепляют общественные структуры и нормы социального бытия современного китайского общества.
Научная новизна работы. В диссертационном исследовании на основе анализа и обобщения теоретических подходов к исследованию ценностей было уточнены понятия «ценности», «духовно-нравственные ценности». Раскрыта сущность, выявлены основные
функции духовно-нравственных ценностей. Исследованы процессы исторического развития и формирования духовно-нравственного мировоззрения, а также морально-этических представлений, происходивших в традиционном китайском обществе. Определены основные предпосылки и характер трансформации духовно-нравственных ценностей в современном китайском обществе. Выделены и исследованы социально значимые аспекты функционирования духовно-нравственных ценностей в современном Китае.
Теоретическая и практическая значимость работы. Обоснованные в работе теоретические положения способствуют обогащению современных представлений о сущности, структуре и содержании духовно-нравственных ценностей и могут послужить основой для дальнейшего глубокого изучения духовной культуры китайского общества. Также материалы и результаты исследования позволяют определить функциональную значимость трансформации духовно-нравственных ценностей общества для развития и разработки оптимальных моделей социального взаимодействия. Полученные в результате исследования выводы и заключения могут быть использованы для решения реальных проблем в развитии межнациональных и межкультурных отношений.
Материалы данного исследования могут быть применены для разработки и составления практических учебно-методических пособий и спецкурсов по общей философии, социальной философии, китайской философии, культурологии, социологии, политологии.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при чтении дисциплин «Культура, религия, литература Китая как страны изучаемого языка» и «Введение в регионоведение» в Агинском филиале Бурятского государственного университета. Материалы по исследуемой проблеме представлены в докладах на международных научно-практических конференциях и симпозиумах: «Актуальные проблемы монголов едных и алтаистических исследований» (Элиста, 2009), «Актуальные проблемы развития КНР в процессе регионализации и глобализации» (Чита, 2010; 2012), «Россия-Китай: развитие регионального сотрудничества в XXI веке» (Маньчжурия (КНР), 2010), «Социальная теория и антропологические вызовы XXI века: Социальная антропология в научных и образовательных практиках современного общества» (Чита, 2010), «Мир буддийской культуры: наследие и современность» (Чита -Агинское, 2010), «Культурное пространство Северо-Восточной
Азии» (Чита, 2011), «Гуманитарная наука юга России: международное и региональное взаимодействие» (Элиста, 2011); на всероссийских: «Православие: Миссионерство и дипломатия в Сибири» (Улан-Удэ, 2010), «Традиция. Духовность. Правопорядок» (Тюмень, 2011), «Человек, культура и общество в изменяющемся мире» (Улан-Удэ, 2011), «Общество в эпоху перемен: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2012), «Межнациональные и межконфессиональные отношения в условиях глобализации» (Улан-Удэ, 2012), а также на региональных научно-практических конференциях: «Формирование и становление политической культуры: история и современность» (Чита - Агинское, 2009), «Философия. Социология. Современность» (Улан-Удэ, 2010), «Теория и практика преподавания востоковедных дисциплин» (Улан-Удэ, 2010), «Долина Онона: история и современность монгольских народов» (Агинское, 2010), «Управление качеством общего и профессионального образования в Агинском Бурятском округе: опыт, проблемы, перспективы» (Чита, 2010).
Основное содержание работы отражено в 22 научных статьях, 4 из которых опубликованы в рецензируемых изданиях перечня ВАК.
Структура диссертации — работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, раскрываются теоретическая и методологическая основы, научная новизна, научно-практическое значение диссертационной работы, указываются формы ее апробации.
В первой главе «Методологические основы анализа духовно-нравственных ценностей», включающей два параграфа, анализируются теоретико-методологические подходы к исследованию ценностей; определяются ценности в целом и духовно-нравственные ценности в частности как философские категории, имеющие универсальный характер.
В параграфе 1.1. «Понятие «ценности и их классификация» рассматриваются теоретические взгляды на определение понятия
«ценности», обосновывается и производится их классификация. Рассмотрение общефилософских принципов гармонизации духовно-нравственных возможностей человека и общества, анализ соответствующих философских подходов и методов позволяют отметить, что ценность есть особое качество, которое связано со всеми общественными явлениями и характеризует их единство и взаимосвязь.
Сегодня понятие «ценности» в классической науке определяется как любой предмет, материальный или идеальный, по отношению которого человек занимает позицию оценки (А. Здравомыслов, Ф. Знанецкий, Я. Щепаньский)1. М. Рокич определяет ценность как то, к чему люди стремятся как к цели, а Н.З. Чавчавадзе рассматривает ценности как средство достижения цели2. Как предмет, способный удовлетворять потребности субъекта, рассматривает их исследователь A.A. Ручка, а И.С. Туров, В.П. Тугаринов отмечают, что это - социальные явления и их свойства; отношения между субъектами (Г.П. Выжлецов), смыслы и стратегии жизни (В. Франки)3. Так, современная научно-философская мысль имеет множество подходов к пониманию ценностей, и каждый из них имеет право существовать, так как он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение.
Человек в течение всей своей жизни постоянно оценивает, ранжирует те или иные процессы, происходящие вокруг него, явления социальной реальности и факты собственной жизни по их ценности, значимости. Каждый человек строит свою собственную жизнь по
1 Здравомыслов А. Поле социологии в современном мире. М: Логос, 2010; Фотев Г. Флориан Знанецкий: гуманистическая социология // Современная американская социология. М.: Изд-во МГУ, 1994; Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М.: Прогресс, 1964.
2 Рокич М. Методика «Ценностная ориентация личности» // Психодиагностические методики. Петрозаводск: Петроком, 1992; Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
3 Ручка A.A. Ценностный подход в системе социального знания. Киев: Наукова думка, 1987; Туров И.С. Общество как социальная система // Социально-политический журнал. М. 1994. №4; Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960; Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. №1. С. 86-99; Франкл В. Сказать жизни - «Да»: психолог в концлагере. М.: Альпино нон-фикшн, 2011.
своему усмотрению, основываясь на своём личном мнении о том, что есть добро и благо. Значит, специфика человеческого существования как раз и заключается в ценностном отношении к миру. Исследователь С.Ф. Анисимов отмечает, что «объективно, вне связи с потребностями человека, предметы сами по себе не являются ценностями»1. Значит, ценности носят социальный характер, так как они формируются на основе общественного бытия, индивидуальной жизнедеятельности человека и в определенных конкретно-исторических связях между людьми.
Таким образом, мы можем определить, что ценность, с одной стороны, - это значимость для жизнедеятельности людей природных и культурных процессов, явлений, мыслей и действий, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя. При этом всякая ценность имеет смысл лишь в сравнении с другой, именно противостоящей ей. Так, люди стремятся к добру потому, что есть зло, защищают истину потому, что есть ложь. С другой стороны, ценность — это взаимодействие между людьми, имеющее для них положительную значимость, проявляющуюся во всех компонентах взаимодействия - в сознании действующих и мыслящих индивидов, в образцах культуры (как артефактах взаимодействия), а также непосредственно в самом социальном взаимодействии. Или это установленные разумом человека предпочтения, симпатии, цели, идеалы и т.д.
Учитывая то, что представления о ценностях складываются у людей в процессе их осмысления совместной деятельности по преобразованию различных сфер жизни общества, в данной работе мы предлагаем следующую классификацию ценностей. Так, ценности могут быть экономическими, политическими, социальными, моральными, религиозными, эстетическими и другими. Вместе с тем ценности также выражают желания, устремления разных людей и социальных коллективов. Значит, в обществе также существует ряд разнообразных и даже противоречащих друг другу систем ценностей — личностных, групповых, классовых, национальных, профессиональных и т п.
В параграфе 1.2. «Духовно-нравственные ценности: сущность и функции» отмечается, что сущность духовно-нравственных ценностей заключается в определении на основе эти-
'Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. М.: Современные тетради, 2001. С. 47.
ческих принципов наиболее значимых и важных свойств, явлений духовной и общественной жизни индивида в направлении как личного самосовершенствования, так и создания оптимальных моделей совместного существования в целях эффективного функционирования социума. Духовно-нравственные потребности людей выражены в стремлении удовлетворения душевного комфорта, достижении необходимого познания, осмыслении значимости человеческой жизни, развитии морально-нравственных и эстетико-художественных качеств сознания. Тем самым они совершенствуют и развивают внутренний, духовный мир человека, обогащая его сознание знаниями, чувствами, идеалами. Можно отметить ряд особенностей данных ценностей:
- духовно-нравственные ценности являются результатом индивидуально-общественной жизнедеятельности, то есть в производстве духовно-нравственных ценностей дает знать о себе не только опыт непосредственного творца, но и опыт предшествующих поколений. Поэтому можно утверждать, что духовно-нравственные ценности — это произведения как индивидуально-личностной, так и общественной жизнедеятельности;
- духовно-нравственные ценности общезначимы и транслируют свой смысл разным поколениям, не утрачивая при этом уникальности; т.е. в процессе потребления не происходит процесс морального старения духовно-нравственных ценностей, данный процесс не является пассивным актом, напротив, усваивая духовно-нравственные ценности, человек духовно обогащается, совершенствует свой внутренний мир;
- создание и производство духовно-нравственных ценностей является весьма длительным по времени процессом, а усвоение или воспроизводство (тиражирование) во времени происходит гораздо быстрее.
Традиции духовно-нравственных ценностей, культивировавшихся веками, в концептуальном плане сохраняются и сегодня. По мнению профессора И.И. Осинского, традиционные ценности играют важную роль в сохранении национальной самобытности и духовной культуры народа, что обусловлено огромным влиянием на самосознание людей и на их идентификацию с конкретным социумом. Он замечает, «...что традиция — это та всеобщая духовная ос-
нова, без которой не может существовать, выжить ни нация, ни культура, ни цивилизация»1.
Функциональная сфера духовно-нравственных ценностей обширна, глубока и сложна, в параграфе перечислены наиболее важные, на взгляд автора, функции: интегративная (объединяющая), этико-регулятивная (обязательность и общезначимость для всех), мировоззренческая, образовательно-воспитательная, интеллектуально-познавательная, художественно-эстетическая.
Таким образом, рассматривая духовно-нравственные ценности с точки зрения функционирования их в социальной реальности, можно заключить, что процесс бытия духовно-ценностной сферы жизни общества является основополагающим и базисным для существования человеческого сообщества. Следовательно, духовно-нравственные ценности — это значимые для субъекта качества и свойства духовной сферы общественной жизни, воплощенные в идеальных образах и содержании духовной культуры в виде предметов и явлений, а также это принципы и императивы сознательно-поведенческой деятельности индивида.
Во второй главе «Трансформация духовно-нравственных ценностей современного китайского общества», состоящей из трех параграфов, раскрываются специфика духовно-нравственных ценностей традиционного китайского общества, основные факторы и особенности трансформации духовно-нравственных ценностей современного китайского общества в условиях модернизации и глобализации, происходящих сегодня в мире.
В параграфе 2.1. «Особенности духовно-нравственных ценностей традиционного китайского общества» отмечается, что китайское общество на протяжении многих поколений придерживается принципов и положений следующих основных направлений развития духовной мысли: конфуцианства, легизма, даосизма и буддизма. На протяжении всей своей истории Китай нередко подвергался завоеваниям. Однако в результате этих завоеваний китайская цивилизация не погибла, наоборот, культура завоевателей ассимилировалась в китайской культуре. Одна из главных причин подобной жизнеспособности китайской духовной культуры в том, что и государство, и общество в лице своих лидеров (правителей и идеологов)
'Осинский И.И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции//Социс. 2001. №3. С. 80.
вполне осознавали важность этико-философских учений и всеми силами поддерживали их культ в стране.
Наиболее распространенным и популярным стало учение Конфуция о нравственном и этико-социальном развитии общественных отношений. Данная идеология с ее культом предков, авторитетом старших, торжественной пышностью обрядов нормировала и контролировала духовную жизнь общества в целом. Ведущая роль конфуцианства в развитии китайского общества, по мнению автора, состоит в том, что благодаря его влиянию в жизни общества закрепились многие фундаментальные принципы культуры, этики, нормы поведения. Выработаны устойчивые стереотипы в языке, мышлении, представлениях и восприятии, определена ценностная ориентация.
Следующая причина популярности конфуцианства состоит в том, что оно имело большое влияние на систему просвещения и воспитания. Оно стало образом жизни, принципом развития и функционирования устойчивого и динамично развивающегося общества. В цивилизованном пространстве древнего Китая образование и грамотность занимали особое место, а ученые-чиновники составляли своеобразную высокопочитаемую касту. Можно выделить ряд причин, способствующих данному явлению. Во-первых, это особенности древнекитайских этических учений с отсутствием в них особого клана жрецов. Во-вторых, специфика иероглифической письменности, процесс овладения которой был настолько длительным и сложным, что образованный человек обладал исключительным авторитетом в обществе. В-третьих, уникальная система отбора на высшие государственные посты посредством экзаменов на знание конфуцианских канонических книг позволила интеллектуальной элите сконцентрировать власть и сделать образованность символом преуспевания.
Основной идеей философско-политической школы, возникшей в эпоху Чжаньго (Воюющих царств), - легизма, известного также как «Школа законников», - были законопослушание и равенство всех перед законом, согласно которому титулы раздавались не по наследству, а по реальным заслугам, то есть любой простой человек мог дослужиться до первого министра. Основным методом создания сильной власти являлось создание хорошо налаженной бюрократической машины, а не опора на феодальную знать. Средствами поддержания авторитета власти являлись четкие установки, выпол-
нение которых вознаграждалось, а невыполнение сурово наказывалось. Так, именно легизм оказался той концепцией, которая наиболее полно и последовательно соответствовала интересам централизованного государства.
В философии буддизма ярко выражена идея гармоничного сосуществования человека и окружающего мира. Л.Е. Янгутов, рассматривая китайский буддизм, отмечает в данном учении стремление к нравственному самосовершенствованию, гармонии, единству с природой и другим морально-этическим ценностям, на которых основывается гуманистический смысл данного учения1. До сегодняшних дней не иссякает интерес к буддизму, так как в его основных позициях и положениях находят свое отражение и современные глобальные проблемы.
Следующее учение традиционной духовной культуры Китая — даосизм — говорит о единосвязанности всех объектов мира, порождающей концепт зависимости каждого человека от всех социальных и природных феноменов. Согласно даосизму из взаимообусловленности природного и индивидуального бытия вытекает принцип следования естественному процессу изменений. Так, поскольку в данном учении основной акцент делается на созерцательные способности человека, следование естественному порядку, в том числе и путем «ухода» от злободневных социальных проблем, то во многих областях общественной жизни оно уступает другим этико-философским учениям.
Своеобразие исторического, социального и культурного развития китайского общества оказало большое влияние на формирование духовно-нравственных ценностей. К числу основных ценностей, почитаемых представителями традиционного китайского общества, можно отнести: трудолюбие, уважение к старшим, сыновнюю почтительность, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, выдержку, спокойствие, самоотверженность, дисциплинированность, коллективизм, патриотизм, настойчивость и сплоченность. По этой же причине никакой вид занятия, деятельности не угнетает, не оскорбляет китайцев и в каждом из них они способны достигнуть значительных результатов. В конечном счете китайское общество во время своего многовекового развития и существо-
1 Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.
вания сберегло и укрепило в себе все необходимые для жизнедеятельности и функционирования ценности, испытанные и проверенные многолетним опытом предыдущих поколений.
Действительно, духовно-нравственные ценности традиционных для китайского общества учений формировали умы и чувства китайцев, влияли на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. Они заметно окрасили в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер, составили важную часть китайской духовной культуры.
Параграф 2.2. «Основные факторы и направления трансформации духовно-нравственных ценностей китайского общества» посвящен изучению роли определенных факторов в трансформации духовно-нравственных ценностей. Также в параграфе указываются основные направления и особенности, происходящие в духовной сфере современного китайского общества.
Духовно-нравственные ценности и в целом духовная культура китайского общества медленно приспосабливаются к интенсивным процессам глобализации, при этом происходит болезненный процесс, но жизненно необходимый ради самосохранения страны и народа в новых условиях существования. По мнению автора, данная трансформация основной системы духовно-нравственных ценностей, сформированных в течение продолжительного исторического периода развития социально-этнической общности в сфере нравственно-этических представлений, определяется рядом факторов и характеризуется определенными направлениями и особенностями.
Первым фактором, способствующим трансформации духовно-нравственных ценностей китайского общества, является политика открытости. Проникновение в китайское общество западных идеалов способствовало развитию у современных китайцев таких новых качеств и ценностей, как индивидуализм, суверенитет личности, свободная конкуренция, плюрализм. Второй фактор - это стремление Китая к выходу на передовую позицию в мире. Во всех действиях современного Китая мы наблюдаем активную наступательную политику рождающейся сверхдержавы. Как отмечает известный китаист М.Л. Титаренко, «китаизация означает продвижение вовне достижений китайской культуры, «мирный» выход Китая на внешнюю арену. В последние годы китайские руководители стали обращать особое внимание на пропаганду современных достижений китайской культуры и популяризацию китайского языка. Повсюду
создаются Институты Конфуция, в том числе более десятка таких институтов организовано при вузах в РФ»1. В этом случае наряду с такими ценными качествами, как чувство национального достоинства, этнической идентичности, гордости за успехи своей Родины, на первый план выдвигаются и такие ценности, как эгоцентризм, власть и потакание себе. Третьим фактором является нацеленность правительства Китая на устойчивое развитие страны. Данная политика предполагает создание сильного и процветающего государства, что требует от китайского правительства определения нового направления и стратегии формирования идеологии государственной политики и в духовно-нравственном вопросе. Четвертый фактор — развитие смешанной рыночной экономики с многообразными формами собственности. Появление разных типов хозяйств (коллективных, частных, совместных китайско-иностранных и др.) не только обеспечивает быстрый рост субъектов рынка, но и корректирует структуру производства в направлении приближения ее к реальным потребностям народа. Данные факторы формируют иные, не характерные для традиционного китайского общества, идеалы (личное благосостояние, достижение личного успеха, выбор собственных целей, независимость), направленные на индивидуальное становление независимой личности, которая ориентируется только на личные достижения и на личную выгоду. Важным фактором, содействующим трансформации духовно-нравственных ценностей китайского общества, является перестройка телекоммуникаций, которая способствует высокой степени распространения любой информации по всей стране. Сегодня Китай по числу пользователей Интернета находится на втором месте в мире после США. Шестым фактором, характерным для китайского общества, становится монопольное положение и руководящая роль Компартии. Действительно, компартия Китая определяет характер перехода к рыночным преобразованиям, его темпы, содержание, обеспечивает слияние разрозненных мер в цельную модель и в конечном счете успех изменений в экономическом строе и облике страны. Еще одним важным фактором является стремление правительства Китая к «социальной гармонии» в обществе с целью улучшения качества жизни населения. В первую очередь это необходимость решения вопросов занятости
1 Титаренко М.Л. Китай на марше: о достижениях и перспективах развития страны в XXI веке // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 5. С. 35.
и безработицы, предотвращения углубления имущественной дифференциации и тем более недопущения «поляризации» в обществе с целью сокращения, а затем и ликвидации бедности. Данный фактор при реализации вышеназванных задач способствует социальной стабильности в современном китайском обществе.
Таким образом, для современного китайского общества назревшей необходимостью стал поиск ответов на ключевой вопрос -как в условиях неоднозначности и противоречивости социокультурных процессов в современном Китае сохранить нравственно и этически развитую личность, ориентированную на лучшие образцы национальной и мировой культуры, реализующую в своей деятельности выработанные тысячелетним опытам китайской культуры духовно-нравственные ценности, а также стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию согласно требованиям современного глобализирующегося мира.
В параграфе 2.3. «Роль духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества» раскрывается сущность процессов модернизации в Китае, описывается роль и значение духовно-нравственных ценностей для современного китайского общества. В условиях глобализации и модернизации, происходящих сегодня в китайском обществе, можно говорить о значимой роли духовно-нравственных ценностей в сегодняшней жизнедеятельности китайского народа. Основной особенностью трансформации духовно-нравственных ценностей в современном китайском обществе является то, что большая часть традиционных ценностей по-прежнему играет немаловажную роль в расцвете и укреплении государства.
Одной из основных особенностей китайской социокультурной и духовно-нравственной традиции, весьма сильно влияющей на состояние китайского общества, практически на весь период его многовекового существования, является ориентация на авторитетного лидера-мудреца, стремящегося, по мнению самих китайцев, к справедливости и социальной гармонии в обществе (обладающие харизматическим авторитетом императоры и правители). Только с помощью этико-гуманитарных идей традиционных учений у данных лидеров-мудрецов складывались основополагающие подходы к управлению страной, утверждались нормы социальной морали.
С данной традицией перекликается и другая традиция философ-ско-политических учений - конфуцианства и легизма - о ведущей
роли государства с его бюрократическим аппаратом в развитии и функционировании общества. И эта мощная государственная машина и бюрократический аппарат порой наносили значительный вред обществу, а порой помогали делать существенный скачок к государству «высшей гармонии». Также теоретические доктрины традиционных китайских учений, особенно конфуцианства, оказались законченными, способными к взаимодействию с другими философскими системами, а социокультурная практика наиболее гибкой и встроенной в государственные процессы.
В целом традиционно практичный и прагматичный Китай, несмотря на все потрясавшие его войны и революции, деструктивные социальные катаклизмы и эксперименты, за счет упорства и трудолюбия, организованности и дисциплины и именно благодаря традиционным ценностям общества, порой вопреки его признанным лидерам, усваивал все то полезное, что могло пригодиться для последующего процветания страны. Именно система духовно-нравственных ценностей играла и продолжает играть значительную роль в укреплении эмоционально-психического здоровья нации и, следовательно, определяет силу духа и возможности людей, направляет их на достижение поставленных задач и целей по созданию условий для становления сильного и процветающего государства.
Вместе с тем процесс модернизации современного китайского общества сопровождается определенными изменениями в его духовно-нравственной сфере. Так, разрушение традиционных основ китайской семьи приводит к ослаблению культа сыновней почтительности, молодые люди быстро перенимают западные ценности в отношениях к родителям. Материальные блага и деньги как ценность начинают занимать значительное место в потребностях современных представителей китайского общества, преобладая над морально-этическими и нравственными критериями. В решении социальных проблем наблюдается преобладание индивидуалистического подхода над коллективистическим. В связи с коренными изменениями в отношениях к предпринимательству и торговле, считавшихся ранее непрестижными видами деятельности, сегодня ценными стали такие качества, как индивидуализм, суверенитет личности, свободная конкуренция, личное благосостояние, достижение личного успеха, выбор собственных целей, которые были не свойственны представителям традиционного китайского общества.
При этом эти изменения в духовной сфере китайского народа функционируют в своеобразной характерной только для китайского общества совокупности с традиционными ценностями.
Действительно, духовно-нравственные ценности и сегодня значимы в формировании определенных ориентиров для сохранения и улучшения морально-этического здоровья китайского общества. Эти ценности выполняют функции регулирования поведения каждого индивида общества, тем самым укрепляя общественные структуры, а также нормы и правила социального бытия современного китайского общества. Современное реформирование китайского общества в условиях мировой глобализации и модернизации опирается на национальный, духовно-нравственный потенциал культуры и использует передовой зарубежный опыт, способствует успешному развитию общества при сохранении одновременно его национального своеобразия и интеграции в мировое сообщество.
В заключении формулируются основные выводы по теме исследования, подводятся итоги исследований, обосновывается практическая значимость и перспективы дальнейших исследований.
Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, отражены в следующих публикациях автора.
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов исследований:
1. Рпнчинова Т. М. Современное состояние религиозно-нравственных ценностей китайского общества // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2010. - Вып. 6. - С. 92-95.
2. Ринчинова Т. М., Цырендоржиева Д. Ш. Религиозно-нравствепные ценности : сущность, функции и структура // Вестник Читинского госуниверситета. — Чита: РИК ЧитГУ, 2011. - №12 (79). - С. 28-33.
3. Рипчппова Т. М., Цырендоржиева Д. Ш. Современное китайское общество : специфика духовно-нравствеппых ценностей // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2012. - №8 (127). -Вып. 20. - С. 241-245.
4. Ринчинова Т. М., Цырендоржнева Д. Ш. Роль духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества // Вестник Бурятского госуниверситета. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2012. - Вып. 6а. - С. 70-77.
В других научных изданиях
5. Ринчинова Т. М. Нравственное воспитание подрастающего поколения как стержневое направление в педагогической культуре общества // Формирование и становление политической культуры : история и современность. — Чита : Деловое Забайкалье, 2009. — С.177-183.
6. Ринчинова Т. М. Родной язык как путь к познанию культуры родного народа // Актуальные проблемы монголоведных и алтаи-стических исследований : материалы междунар. науч. конф. (09-13 ноября 2009 г.). - Элиста : Изд-во КГУ, 2009. - С. 165-166.
7. Ринчинова Т.М. Религиозно-нравственные ценности в современном обществе // Православие : миссионерство и дипломатия в Сибири. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2010. - С. 95-97.
8. Ринчинова Т.М. Основные религиозно-нравственные ценности традиционного китайского общества // Философия. Социология. Современность : сб. науч. трудов : в 2 ч. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2010.-Ч. 2.-С. 114-129.
9. Ринчинова Т.М. Особенности религиозного мировоззрения китайского общества // Актуальные проблемы развития КНР в процессе регионализации и глобализации : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (24 февраля 2010 г.). - Чита : РИК ЧитГУ, 2010.-С. 145-148.
10. Ринчинова Т. М. Воспитание у студентов интереса к китайскому языку через знакомство с мировоззренческими ценностями общества изучаемого языка // Россия-Китай : развитие регионального сотрудничества в XXI веке : материалы междунар. науч.-практ. конф. (23-24 апреля 2010 г.). Маньчжурия (КНР) - Чита : ЧитГУ, Институт г. Маньчжурия, 2010. - С. 111—115.
11. Ринчинова Т. М. Чингис-хан : начало завоевания Китая // Долина Онона : история и современность монгольских народов. - Чита : Деловое, 2010. - С. 47-53.
12. Ринчинова Т. М. Традиции и инновации в религиозно-нравственном мировоззрении китайского общества // Социальная
теория и антропологические вызовы XXI века : социальная антропология в научных и образовательных практиках современного общества. -Чита : РИК ЧитГУ, 2010. -С. 256-259.
13. Ринчинова Т. М. Особенности формирования ценностей у подрастающего поколения // Управление качеством общего и профессионального образования в Агинском Бурятском округе : опыт, проблемы, перспективы. - Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010. - С. 186— 188.
14. Ринчинова Т. М. Особенности религиозно-нравственных ценностей современного общества // Мир буддийской культуры : наследие и современность : материалы III Междунар. симпозиума. (3-5 ноября 2010 г.). - Чита : Экспресс-издательство, 2010. - С. 281— 285.
15. Ринчинова Т. М., Жимбаева Ц. Ч. Религиозно-нравственные ценности и современное общество // Традиция. Духовность. Правопорядок. - Тюмень : Изд-во Тюменского юридического института МВД России, 2011. -С. 40^2.
16. Ринчинова Т. М. Особенности современного состояния религиозно-нравственных ценностей китайского общества // Культурное пространство Северо-Восточной Азии : сборник научных статей междунар. симпозиума. (19-20 мая 2011 г.). - Чита : РИК ЧитГУ, 2011.-С. 136-142.
17. Ринчинова Т. М. Современное китайское общество : специфика религиозно-нравственных ценностей // Человек, культура и общество в изменяющемся мире : сб. научных трудов : в 2 ч. -Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2011. — Ч. 1. - С. 75-77.
18. Ринчинова Т. М. Духовная картина мира как основополагающая компонента жизни народа // Гуманитарная наука юга России : международное и региональное взаимодействие : материалы междунар. науч. конф. (20-23 сентября 2011 г.). - Элиста : КИГИ РАН, 2011. -Ч. 2. - С. 266-269.
19. Ринчинова Т. М. Традиционные духовно-нравственные ценности в современном китайском обществе // Актуальные проблемы развития КНР в процессе регионализации и глобализации : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (28 февраля 2012 г.). - Чита : РИК ЧитГУ, 2012. -С. 182-193.
20. Ринчинова Т. М., Цырендоржиева Д. Ш. Сущность и основные функции духовно-нравственных ценностей // Общество в эпоху
перемен : проблемы и перспективы : сб. науч. статей. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2012. — С. 107—112.
21. Ринчинова Т. М., Цырендоржиева Д. Ш. Духовно-нравственные ценности как основа гармонизации и оптимизации социальных отношений // Межнациональные и межконфессиональные отношения в условиях глобализации : сб. науч. трудов : в 2 ч. -Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2012. -Ч. 2. - С. 201-204.
22. Ринчинова Т. М. Сущность духовно-нравственного мировоззрения традиционного китайского общества // Межнациональные и межконфессиональные отношения в условиях глобализации: сб. науч. трудов : в 2 ч. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2012. -Ч. 1.-С. 30-34.
Свидетельство о государственной аккредитации № 1289 от 23 декабря 2011 г.
Подписано в печать 22.11.12. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100. Заказ 304.
Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а riobsu@gmail.com