автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Савенкова, Людмила Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОЮ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

САВЕНКОВА Людмила Александровна

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОЙ КИЗНИ РЕГИОНА

17.00.08 - теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-1993

Работа выполнена на кафедре теории и истории культура, эт:пс: с эстотигя Московского государственного института культура

Научный руководитель

- доктор иедагогеческих наук, профессор А.Д.1арков

Официальные оппоненты

- заслуженной деятель науки Р02СР, доктор философских наук, профессор А.И.Арнольдов

- кандидат Филос'.^гких ваук, доцент Л.А.Акимова

Ведущее учреждение

- Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Завита состоится " /¿Г " Февраля 1993 г. в 14.30 час. на за с еда ии специализированного совета по присуж-

дению ученой степени кандидата фшософск&х наук в Московском ордена Трудового Красного Шамони государственном институте культуры по адресу: 141400, Московская обл., Хишш-6, ул. Библиотечная, 7.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного института культуры.

Автореферат разослан /Д^ярваря 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета, •

кандидат философских наук, / !•'

профессор ^ . ( Р.И.Ибрагимов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуальность исследования. Современность показывает, что переход общества в качественно новое состояние, прорыв в будущее может быть совераен лиль на широком фронте, включающем в себя и духовную сферу - образованно и науку, литорзтуру п искусство, народнее творчество я всю совокупность социальных, нравственных ценностей. Любые общественные н2мене:шя сегодня отзываются бессмысленными и безуспешными, если они но находят опору в духовной жизни, но подкрепляются адекватными изменениями в культурной жизни, в ценностных ориентациях двдоЯ. Согодня па первый план осуществления политической, гтсономичоской, социальной реформы выходят те компоненты духовной культуры, которые наиболое полно и всесторонне раскрывают гуманистическое содержание общественной жизни, разнообразны« созидательные возможности людей в различных проявлениях б и г/л.

Духовность как феномен, способный оказать влияние в осуществлении социальных реформ, даль в последнее время стал предметом теоретического осмысления в отечественной культурологической литературе. Однако практическая, нацеленная на конкретные преобразования в духовной сфере концепция духовного возрождения пока не создана. Отсутствует целостная концепция возрождения духовного своеобразия отдельных локальных терряториально-культур-ных образований, не разработана и но обоснованы принципы функционирования учреждений культуры э соврс-мэниюс социокультурных условиях. В определенной стопени восполнить этот пробел и призвано настоящее диссертационное исследование.

Целесообразность регионального подхода к исследованию данной проблеш обусловлена рядом причин. Во-первых, том, что неравномерный экономический характер социального развития отдельных регионов России согодня еще более усугубляется под воздействием кризисных явлений в общественной жизни. В настоящее время отдельные регионы, стремясь преодолеть былую унификацию, выходят иэ-под контроля "цзнтрэ" и пытаются самостоятельно определять стратегию и тактику социального развития.

Во-вторых, стремление отдельных территорий к экономической самостоятельности неизбежно сопровождается повышением инторро.п проживающих здесь людей к собствеЕНсЗ истории, культуре, жолл-

ниямя восстановить не только экономическую и культурную самостоя- . тэльность, нс и духовную самобытность. Так происходит формирование локальной территориально? культуры, субъектом которой являет- . ся населен: региона. Здесь вступают в силу известные в науке положения о том, что любое постижение обоих, глобальных явлений возможно лишь через постижение отдельных частных явлений. Региональные культурно-исторические и духовные особенности являются тем фактором, который определяет плодотворное отношение жителей региона к обиекультурным явлениям, связанным с функционированием общечеловеческих ценностей.

В-третьих, практическая ре-лизация теоретических положений, способных привести в действие механизмы возрождения духовной самобытности региона, становится возможной при условии их соотнесения с социокультурной спецификой региона. Широкомасштабные и централизованные программы духовного возрождения сегодня, как свидетельствует жизнь, оказываются беспомощными, ненужными я архаичными. Деятельность децентрализованных культурных образований в настоящий момент определяется в первую очередь местными органами управления и органично связывается с запросами и потребностями лвдей, проживающих в конкретной местности.

а целом актуальность данной проблемы - духовное возрождение как феномен культурной жизни региона - вытекает из противоречия деятельности учреждений культуры по возрождению духовного своеобразия региона и стремления жителей к сохранению духовного своеобразия конкретного региона.

Актуальность нашей работы подтверждается появившимися в последнее время исследованиями проблемы духовного возрождения отдельных регионов, .стремлением организаторов культурно-досуговой деятельности к созданию собственных региональных программ, в той или иной мере нацеленных на возрождение культурно-исторических особенностей локальных территорий.

Степень научной разработанности проблемы. В современной философской, культурологической, педагогической литературе имеется значительное число работ, изучающих общие закономерности культурных процессов и связанные с ними особенности и механизмы преемственности духовных ценностей,

В отечественной философии духовность, традиционно рассматривается через соотнесение с категорией развития сознания личности в процессе становления ее деятельных сил, зависимости духовности от

социальной детерминации познания (Г.Н.Волков, Э.В.Ильенков, В.А.Лекторский, В.С.Стешш, В.Г.Юдет и др.).

Одним из важнейших в разработка понятая духовности являэтея ценностный аспект общественного и личностного бытия (С.Ф.Анисимов, В.Ы«Демин, Д.И.Дубровский, А.Г.Злравомыслов, В.П.Тугаринов,

A.К.Уледов, Н.З.Чавчавадзе, А.И.Яценко и др.). Общее в этих исследованиях - признание морально-нравственных лошгостей важнейшими регуляторами структуры и функций духовной жизни общества.

Феномен духовности осмысливается и в философской теории культуры. Здесь изучаются способы сохранения культуры как ценности накопленного социального опыта и культуры как способа личностного существования (А.И.Арнольдов, ЛЛ.Буева, И.К.Кучмаева, Э.СЛ'аркарян,

B.М.Межуев, В.И.Толстых и др.).

Традиция религиозного ддкования духовности, отличаясь от философской, нэ исключает, однако, возможности осмысления данного ве-номена применительно к реалиям современного общественного развития. В целом ряде религиозных трудов глубоко исследуются проблема духоз-пости (Н.Алаксеев, К.Войшла, П.Г^сев, А.Кураев, А.Нень и др.).

Многоаспектное» философского понятия духовности определило появление современных работ, обобрзютх представления об этом феномене (ВЛ.Диденко, Ц.СЛаган, З.Г.Федотова и др.).

Однако современные исследования духовности носят, в основном, поисковый, а не хояцептуадмпй характер, в связи с чем можно констатировать, что философское осмысление феплюна духовности (а следовательно и весь комплекс связанных с шал явлений, п тсь пел? и "духовное возрождение") еще далеко не раскрыто и предполагает дальнейшее углубленное исследование.

Теоретические обобщения.тесно связаны с реальной духоЕно-прак-таческой деятельностью лядей. Поэтому отдельные проблемы духовной жизни общоства изучаются представителями многих специальных наук. 3 том числе, в теории и истории этнографии изучается культурное наследие и роль народных традиций в развитии культуры- (Ю.В.Бромлей, А.ИЛершич, С.А.Токарев, К.В.Чистов, Угринович и др.), современное бытование этнической культуры (Л.Н.1^малев, В.Е.Гусев, И.ПЛенисюк, М.Э.Коган и др.); специфические аспекты духовной жизни общества отражены в трудах искусствоведов и литературоведов (С.С.Аверинцсв, Л.М.Баткин, Ы.Ы.Бахтин, АЛ.Эюь, Д.С.Лихачев, А.О.Лосев); социологические аспекты духовной жизни общества раскрыты в работах И.3.Бестужева-Лады, А.В.Дмитриева, Т.И.Заславской, Э.А.Орловой,

Е.Д.Парыгина, В.А.Ядова и др.; в социальной психологии в русла проблематики обееькя, ценное ~'о-орнентациопного единства общностей, мекл:г 'тостных отношений в различных сферах жизнедеятельности людей (Г.Г.Андроева, А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, А.В.Мудрик и др.).

Коккротно-практическому реоонию проблемы духовного возрождения России в определенной мере способствуют исследования духовной культуры и культурной активности лкдей в сфере доеугэ (ГС.П.Азаров, С.Н.Артановский, С.Н.Икониикова, Л.Н.Коган, Э.В.Соколов, В.С.Цу-корман и др.), в области социально-культурной деятельности (Л.А.Акимэва, А.Д.ЗГ-арков, А.СЛаргпн, Ю.Д.Красильнкков, Н.В.Крото-ва, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодан и др.).

Практики культурно-досуговой деятельности, озабоченные кризисным состоянием духовкой культуры населения, пытаются обобщить передовой опыт, осмыслить современные методы и формы работы учреждений культуры с позиций гуманистических идеалов и ценностей. В этом смысле проблема духовного возрождения часто связывается с определенном особенностей региональной культурной политики, разработкой комплексных региональных культурных программ.

Первыми к разработке региональных культурных программ обратились Г.М.Еирженюк и А.П.Марков, которые ввели в научный оборот понятно "социально-культурной специфики региона". В этом же направлении сегодня работают сотрудники Научно-исследовательского института культуры - Н.Г.Ыихайлова, В.О.Чеснокова, А.С.Кабанов, О.Г.Севан и др.

Мевду тем, целостное культурологическое рассмотрение процесса возрождения духовности, воссоздания духовного своеобразия региона в теории культурно-досуговой деятельности отсутствует, что и определило выбор теш нашей диссертации.

Объектом исследования является население Алтайского региона как субъект духовного возрождения самобытности локального территориально-культурного образования.

Предметом исследования является духовное возрождение как целостный процесс создания, переосмысления и сохранения духовного своеобразия региона средствами учреждений культуры.

Цоль исследования заключается в выявлении и научном осмыслении процесса духовного возрождения Алтайского региона.'

В соответствии с поставленной целью в диссертации необходимо было решить следующие задачи:

- раскрыть содержание, структуру и динамику процесса духовного возрождения;

- виявять функциональные механизмы и условия формирования типичных п особенных черт региональной духовной культуры;

- раскрыть влияние традиционных и новаторских элементов культура в процоссе духовного возрождения Алтайского региона;

- разработать рекомендации по соверсрнствованяз деятельности учреждений культуры э процессе духовного возрождения Алтайского региона.

В ходе диссертационного исследования проверялась гипотеза, согласно которой совершенствование деятельности учреждений культуры по возрождению духовного своеобразия региона может проходить наиболее эффективно в том случае, если будет разработана и внедропа цэлостнзя региональная программа, содержащая теоретические и прикладные аспекты деятельноеет учреждений культуры по духовному воз-родденст Алтайского региона.

Методологическую основ? исслрдовшгяя составляют вдел п классике стае философские концепция, в которых развивается принцип диалектика исторического развития общества, духовной преемственности и духовного возреддоппя национальных культур. Среди тыс собирательная концепция духовного возрождения, идея "соборности", разработанная в трудах русских «целителей Ц.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, ЛЛ.Карсавина, Б.В.Розановэ, ?,.С.Соловьева, П.А.Флоренского л др. Особо выделим концепции диалогической природы духовных явлений в Еязнсдеятельнсста ладей и праздничности, рз з^аботаннуп М.Ц.Р-хти-со< а развитую в исследованиях С.С.Аверанцевз, Г.С.Езг^зтаа, В.С.Еиблерз, Э.З.Соколова.

Важное значение в теоретическом отношении и:.:елп /дел отечественных и зарубежных философов, исследовавших нравственную природу духовных процессов, обобщагщих совокупный опыт возрождения духовней культуры ?ссс;ге.

Базой исследования является регион Алтайского края и его районы - Павловский, Талькенсгай и йгеиногорегай, которые сравнивались в ходе кг-.статирующего эксперимента с целью выявления культурного своеобразия отдельных территорий края.

Оргзтазануя и мчтодпеа нсслэрованля. Исследование проводилось в три отзпз (I"37-1992 гг.).

Пе?в?;Д этап (1987-1968 гг.) предусматривал изучение тэорогг;--екпх аспектов проблем, анализ документов Министерства культур;:

PCQCP, и.. .ериалов периодической печати, статей, монографий. На это« этапе проходила рсзработка программы исследования, выбор инструментария и методики исследова я.

На Етор. этапе (I9G8-I990 гг.), носившем констатирующий характер, изучались особенности региональных культурных традиций Алтайского края. &1ли разработаны анкеты, опросные листы, велось наблюдение. На основе многоступенчатой районированной в:"5орки было опрошено 1100 человек. Это позволило выявить, с одной стороны, особенности культурных, нравственных, познавательных, эстетических, духовных запросов разных групп населения Алтайского края, степень удовлетворенности ¡кителей процессом духовного возрождения, а с другой - своеобразие отношений людей к традиционной празднично-обрядовой культуре и региональным культурным традициям и обычаям.

На третьем этапе (I99I-I992 гг.), носившем аналитик »-сформируюсь харзк~?р, на основе собранного эмпирического ?латериала проводился поиск основных направлений по духовному возрождению, делались теоретические выводы и практические рекомендации, проверялось соот-взтетвие исходной гипотезы и конкретных результатов от внедряемых в практику методических per мендаций.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов, полученных в результате исследования, обеспечивались:

- последовательним.длительным наблюдением за обследуемыми базами;

- целоетным подходом к проблеме изучения возрождения духовного своеобразия региона, в котором учитывалась взаимообусловленность организационно-технических, социально-психологических и личностных факторов;

- применением взаимодополняющих методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам диссертации;

- многократной экспертизой и тщательным анализом полученных материалов, апробированием результатов исследования на конференциях, семинарах, совещаниях, беседах с учеными, методистами, специалистами учреждений культуры, профессорско-преподавательским составом вузов культуры.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования обусловлены попыткой разработки целостной концепции процесса духовного возрождения Алтайского региона и заключаются в том, что:

- раскрыто содержание, структура и динамика процесса духовного зозроэдения региона, который представляет собой функционирование

целостной социокультурной систем, ограниченной на макроуровне административными и культурными грзницами региона, на макроуровне -границами личностной•идентификации с локальной культурой. При этом особое внимание уделено тому, что основным способом фушщионирова-ния этой системы выступает социально-психологичоскоо взаимодействие проживающих на данной территории ладей на основе создания, сохранения и возрождения духовных ценностей гтлоалого. Результатом этого процесса является культурное своеобразие региона;

- рассмотрена динамика процесса духовного возрождония, определяемая диалектикой взаимодействия традиционных и новаторских элементов культуры, доминирующей на данной территории;

- докззано, что культурное своеобразие региона может быть выявлено при изучении, во-первых, степени'совладения административных и культурных границ региона; во-вторых, особенностей функционирования культурных традиций в региональной общности; в-третьих, своеобразия индивидуального л группового отношения проживающих в региона людей к духовным ценностям, определяемого степенью идентификации их с территориальной общностью;

- выявлены основные факторы формирования региональной самобытности, которыми являются социально-психологические и духовно-лич-ностнке отноаения, возкикаюсиэ в региональной общности в ходе освоения функциональных социокультурных ценностей.

В результате исследования была разработана целостная программа духовного возрождения региона с учетом материально-технической базы учреждений культуры, их кадрового состава, духовных интер -зов и потребностей населения. Предложена система эмпирических показа-гэ-дей, позволяющих диагностировав развитие процесса духовного возрождения в регионе. На основе аналитико-формирующего этапа исследования, в ходе которого проверялась эффективноеть предложенной программы, псказанз возможность оптимизации процесса духовного возрождения региона при условии тесного взаимодействия двух встречных потоков деятельности учреждений культуры в регионе и стремления лцдей возродить народные обычаи, традиции, дух культурной преемственности поколений.

Практическая значимость исследования заключается в разработав и внедрения в деятельность Комитета по культуре при администрации Алтайского крзя концепции региональной программы возрождения духовного своеобразия региона Алтая.

Диссертантом сделаны выводы, разработаны рекомендации и пред-

ложения по соьорпонствованип деятельности учреждений культуры Алтая по духовного воьрогдению р'-иона. Материалы, полученные в ходе исследова я данной проблем, могут быть попользованы в институтах культуры в процессе преподавания курсов "Теория культуры", "Теория и методика культурно-досух'овой деятельности".

Содержание диссертации послужит подспорьем для чтения лекций и проведения практических занятий в училтсэх культуры. Внедрение методических рекомендаций в деятельность учреждений культуры по восстановлению утраченных праздничных традиций Алтая показало их продуктивность, что позволило згфиксировать реальные позитивные результаты на обследуемых объектах.

- Апробация работы осуцествлялась в пчд»> выступлений на межвузовской научно-методической конференции "О преподавании курсов "Педэ-гопжа" и "Психология" в вузах культуры" (Барнаул, 1985); научно-практической конференции "Культурпо-досуговая деятельность: проблемы и пути перестройки" (Барнаул, 1989); всероссийской конференции студентов и аспирантов вузов культуры и искусства "Культура в современном мире" (Санкт-Петербург, 1990); краевой яаучно-практпче-ской конференции "Теория и практика национальной политики Алтая и России" (Барнаул, 1990); инструктивно-методических совещаниях и семинарах работников государственных и'профсоюзных учреждений куль. туры Алтайского края.

Структура диссертации подчинена логике научного поиска в тесной связи с целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ОСНОШОЕ СОДЕЕЕАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность теш диссертации, анализируется степень разработанности проблемы, ставятся цель и задачи исследования, определяется научная новизна, методологическая основа, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе "Диалектика традиционного и новаторского в процессе духовного возрождения региона" исследованы теоретические осне вы процесса духовного возрождения, выявлены особенности традиционных и новаторских элементов культуры, диалектика их взаимодействия, изучено региональной культурное пространство как основа процесса.

В первом параграфе "Сущность процесса духовного возрождения"

рассматривается фономен духовности, выявляется аксиологическое содержание и диалогические возможности. На основе анализч общеф :о-софского понимания духовности, сложившегося в различных философ-с1 х сколах, показано, что духовность, как понятие производное от понятий "дух", "дула", принадлежит к числу древнейших понятий человеческого мыплеппя, которое позволяет проследить глубинную ;еп-постно-смысловую взаимосвязь различных форм челогоческой жнэне,.эя-тольности. Сделан вывод о том, что понятие "духовности" к т. фнлг -софская категория отражает совокупность определенных общественна отношений, осознанных тчностью и реализуемых в поведении. Л^-тоста присуща духовность в том случае, когда ее творческио и нраво-веттлые силы напрзвлеш! на служенио Истине, Добру, Красоте как важней м ценностным представлениям творческого духа.

На основе концепции целостного культурно-исторического подхода рззработана теоретическая модель процесса духовного возрегд^гая региона, которая дает возможность определить содор.тлнио. структуру и динамику этого процесса, а также проследить его развитие на территориально-локализировзнном уровн .

При этом еыяснилось, что совокупный духоипй опыт жителей региона возникает но просто в силу сходства условий, в которых они живут и действуют, а потому, что эти индивиды всегда взаимод йст-вуют друг с другом в качественно определенном пространстве и времени, совместно вырэбативают идеалы, ценностные ориентации, критерии оуенки н общественного мнения. Основой подобного социально-психологического взаимодействия лздей выступают общечеловеческие ценности.

Духовное возрождение, как целостный процесс восстановления, возвращения и актуализации ценностей культурного прошлого, ценностей жизненного опыта предшествующих поколений, имеет главную цель -установить верную сшсловую дистанцию между современностью и про а лым, а следовательно оживить ("анимирозать") существенные связи между ценноетями культуры простого и духовной жизнью насих современников.

Подобная чрезвычайно обобщенная цель позволяет нам теоретически смоделировать ггооцесс духовного возрождения региона. В содержательной плане процесс духпЗ'того возрождения региона находит опору в ценностных ориентациякоторые, будучи переосмыслены обществом, выступают в качестве ориентиров в поведении и деятельности отдельных личностей и социальных групп. Анализ показал, что духов-

>шо ценности всегда воспржпмаятся личностью как конкретный, со-врсмск-ный феномен, который, однако, наследует определенные куль-турга:о смыслы из прошлого предшествующе поколений, что не исключает новаторского подхода к духовным традициям.

3 структурном аспекте процесс духовного возрождения имеет две взаимообусловленные фазы: с одной стороны, социальное, общественное возрождение духоЕких ценностей невозможно без возрождения духовных качеств отдельных личностей, а с другой - социальное возрождение как общественная цель обусловливает тенденции приобщения личности к ,,у ль туре.

С точки зрения социокультурной динамики духовное возрождение следует рассматривать как процес представляю:^ собой последовательную смену состояний в изменении и развитии способов жизнедеятельности ладей в культурном пространстве. Именно поэто.цу процесс духовного возрождения региона включает в себя совокупность последовательных действий отдельных носителей культуры для достижения качественно коя .с результатов жизнедеятельности, творческого пере-сс:.с1сло1сл духовных ценностей проалого г органичного включения их в повседневность. Данный процесс может носить целенаправленный характер

Зо Е.зром параграфе "Традиционные и новаторские элементы культуры в процессе духовного возрождения" раскрывается диалектическое единство новаторского и традиционного элементов в духовной культуре, которое, как известно, обеспечивает естественное п полноценное гклычонкс человека в систому духовного взаимодействия, поддерхзпза-ет этнокультурную самобытность региона. Вот почему в условиях локального тсррнтор:;зльно-кулътурнэго образования следует изучать местные об:-чаи, верования, особенности бытовых н праздничных тра-ладей, осмысливать особенности отношения лвдей к исторячо-скому прошлому.

В диссертация выявлены темпоральные (временные) к содержательные (ценностные) характеристики процесса духовного возрождения региона, показыгаэдае диалектическую связь проалого и современного опита населения, опосредованную непосредственным обсением ладей.

нчо обцекке, глубинный- диалог с ценностными смыслами прошлого и есть тот осьовкой, ведущий источник оживления традиционных элементов культуры в процессе духовного возроддения.

Логика дальнейшего анализа подводит нас к необходимости изучения функциональной стороны процесса духоекого возрождения. В рамках

локальной культура могут быть выявлены следующие функции процесса духовного возрождения: поисковая, переоценки культурно"! о.т:;гз. смыслообрззугщая, актуализацщ:. Эти фунхц;:;;, осуществлюсь в процессе обвеши ладей, обес-очивают возвращение переосмысленных ценностей предпествующего периода в современную шзнедоятельность лх>-дей. Однако данные функции не могут быть реализованы в конкретном культурном пространстве без учета специфических тенденций ' »ср.-'чэ-кия региональной культуры, особенностей ее взаимоде1;ств-.1я с соседними культурами.

Такал образом, проведенный анализ позволил синтезировать ~одор~ жательный, структурный, процессуальный и функциональный аспект:; духовного возрождения, создать теоретическую модель последнего.

Следующая логическая ступень анализа процесса духовного возрождения - это изучение пространственной (территориально-культурной) среды жизнедеятельности населения региона, что и составило содержание третьего параграфа "Региональное культурное пространство гак основа процесса духовного возрождения".

Б диссертации изучено понятие "регион", которое отражает суть реального явления специфической социальной структуры, целостного социально-экономического образования, обладающего общностью экономической жизни, общим историческим проплым, культурным и социальным своеобразием.

В нзаем исследовании проблематика пространственных измеротгЛ культурного процесса сконцентрирована в ояределекни "региональное культурное пространство", которое понимается автором как особое территориально-культурное образование, целостность которого составляют технологические, социально-психологические и духовно-лнч"ост-ные отношения, возникающие в локальной культуре населения под влпя-ниом природно-гоогрэфпчеекпх, социально-экономических и псторцко-культурных факторов. Личностная активность - это главное услоЕГ"1 плодотворного функционирования любого культурного пространства, в том числе и регионального.

Именно культурное своеобразие региона, особенности формирования специфической духовной атмосферы региональной общности и являлись предметом изучения в насей диссертации, ток как, на нэщ взгляд, регион может бить с зрактерпзован презде всего том, в какой млр-э на его административной (географической) территории распространена та или иная культура, а стало быть локальной (особенной"1 является

ш дахот являться система данностей людей, проживаюпях в данной местности.

Теоретически значим для всего дальнейшего исследования, проведенного в диссертации, еыеод о том, что культурное своеоб. :зие рег.юг" может бить достигнуто при изучении, во-первых, степени совладения административных и культурных границ региона; во-вторых, особенностей функционирования культурных традиций в границах региона; в-третьих, особенностей тчностного отношения проживающих в регионе лвдей к условиям жизнедеятельности в данной регионе и с топь.а! ядвнтгфшипш с территориальной обкнс тыо.

Концептуальная модель процесса духовного возрождения региона, разработанная в напои исследова в, позволяет соотнести задачи Формирования культурного своеобразия региона с особенностями социально-психологических и духовно-личностных отношений, возниха»-сз1х в региональной общности.

Доказано, что процесс духовного возрождения региона осуществляется как фун-дпонпрование целостной социокультурной системы, ограниченней на макроуровне административными и культурными границами региона, па микроуровне - границами личностной идентификации с легальной культурой. Динамика процесса духовного возроадения опредол..зтся диалектикой взаимодействия традиционных и новаторских элементов культуры, доминирующей на данной территории.

Во уторой главе "Целостная концепция процесса духовного возрождения культурного своеобразия регионз" внимание дсссортанта сосредоточено на выявлении факторов формирования духовного сво&-образпя региона и разработке новой программы духовного возродд&-штя региона.

Порви" параграф "Технологические, социально-психологические к духоЕНо-личпостнио факторы формирования'культурного своеобразия региона" включает разработку системы эмпирических показателей и социологических индикаторов процесса духовного возрождения локально-территориального образована.

В ходе исследования били выделены три типа обобщенных показателей духовного развития региона: технологические, скпально-пся-х .логические к духовно-личноатшю. В общем вида технологические покагатели процесса духовного возрождения должны дать исследователя информация о степени развития социальной инфраструктур1! региона, о природных, эконо.\хческкх, правовых условиях, обусловливаемых споц;:^:к7 социально-экономической инфраструктуры. Здесь про-

акцентированы показатели, характеризующие состояние социально-психологических отношений, которые складываются на уровне per. >-нальноЛ общности и отражают характер развития духовной ипфраструк-т._ы региона, особенности традиционного поведения людей, их индивидуальное участио в культурно;! зглгл региона. IIa уровне отдельных носителей локальной культуры существуют показатели, с по: зщью которых можно диагностировать реальный уровень жлз:ш личности, эо удовлетворенности личным благосостоянием, отнесение к том или иным элемонтам региональной культуры, к местным праздникам, оби— чаям, обрядам, традицп *м.

Своеобразие работы состоит в выявлении особенностей культурной жизни населения региона, раскрытия спектра особенностей историко-кульгурного развития локальной территории, а тэкжо специфики собственно духовных отношений в повседневной жизни людей. Следует подчеркнуть при этом, что духовное возрождение региона поипмзс/ся автором прежде всего как своеобразно социально-психологических и духовно-личностных отиошешгй людей, проживающих в кошеретной местности. Такое своеобразие в опроделешпм смысле детерминировано культурно-историческими и экономическими условиями ргсиптия региона. При этом в диссертации упгаадлась и раскрывалась обусловленность специф;гки культурной жизни Алтайского края. В чсстнос : показано, что процесс адаптации и развития русской культуры в новой природно-климатической и социально-экономической обстановке сопро-.воздался выработкой местных региональных культурных особенностей.

Между тем Алтайский край кзк административно-территориальная единица лишен каких-либо устойчивых и обоснованных связей с существующими на его территории локалышш культурами. Его формование в единую территорию, наделенную особам краевым статусом, проходило в годы Советской власти без учета культурных и исторических особенностей, которые отсазали влияшю на форг/ггровапие меелк • го населения. Гомогенность населения ira столь обширной территорш объяснялась прежде всего консолидирующей ролью православия, ибо подавляющее большинство проживающих здесь людей исповедовали христианство, число старообрядцев, иудоев, мусульман было незначительным, Межкультурное своеобразие у различающихся этнических групп переселенцев проходило естественно. Была устойчивая спстопз социально-психологических отпошоттй внутри каждой этнической группы, которая поддерживала свое своеобразие, вынуждена была общаться с другими этническими группами. Суровый климат, сложные условия

хозяГ: твое сипя на новых территориях обгедяняли лвдей, складывалась особая соцкально-пснхологпческая атмосфера, в которой формировался настояний "сибирский характер".

Как показало .оао исследование, 89 ? жителей региона среда отличь.елышх черт "сибирского характера" назвали: доброжелатель- . ность, открытость, верность данному слову, щедрость, оптимизм, "щкрокуп натуру", трудолюбие. Черты характера, с которыми респонденты связывают содержание понять, "сибирский характер", помогли нам о:;.-иг ке только ценностный подтекст относенл'7 лвдей к региональной общности, ко к указали, в определенней степени, на высокий уровень личностной идентификации респондентов с широкой территориальной общностью сибиряков.

Современное состояние региональной культуры Алтайского края но может быть определено как специфическое, особенное. Здесь, как и в других регионах России, сработал иоеный фактор унификации кул.турной гиз' нарушения естественных гармоничных сьчзей между ценностями продлого и настоящего, что видно при Сравнении отдельных районов кроя по показателям духовного своеобразия региона.

Конкретно-эмпприческ.э исследование проводилось на базе трех приморн- одинаковых со ряду признаков районов Алтайского края. Сравнение данных районов по выделенным показателям позволило выявить своеобразие локальных территориально-культурюпе образований, которые существенно отличаются в плане пркродно-климатнчесюх л социально-экономических условий (технологические); этнической гомогенноета, неравномерности поселенческой структуры, интенсивностью .миграционных процессов (социально-психологические); различной степенью идентификации респондентов с локальной территориаль-' чой общностью, наличием бытовых и праздничных традиций (духовно-личное "пше).

Полученные данные говорят о том, что учреждения культуры фактически не контролируют процесс духовного возрождения, остаются в стороне от реленяя проблем межличностного общения п культурного к духовного взаимодействуя лвдей на уровне локального территори-а-ьнс-культурного образования. 58 % работников культуры признали, что не знают "радиций, праздников, обрядов, исконных для данной территории. У них преобладает убежденность в том, что деятельность учреждений культуры не должна выходить за сте!Ш учреждений культуры. Зто позволило сделать вывод о том, что клубные учреждения в регуляции духовной атмосферы оЗцения ладей не осознаны как Еедущэя

функция культурно-досуговой деятельности, в связи с чем нага выделено несколько взаимосвязанных проблем:

- нарушение содаокультурпси преемственности, ценностных с. гаеЛ мезду поколениями, проливающими па Алтае, что в;грохается в нозна-Н1 . своей истории, традиций, народных верований, даже истории своей семьи;

- отсутствие осознанных ценностных ориентиров в повседчеыой жизнедеятельности, а отецда - неадекватная сомоидентификация с региональной общностью;

- нарушение гармоничной социально-психологической атмосферы внутри террлторпально-'7льтурной общности, которая слабо под^р-жпвается традиционными праздниками, обрядами, подвергается неблагоприятному воздействию в связи с нарастанием личностного отчуж-дени:.

Основной вывод из проведенного анализа культурного своеобразия трех районов Алтайского края состоит в том, что главным объективным фактором, препятствующим активного духовного воэрс~т,с!Ш,ч территорий, является несовпадение границ административного региона и границ региона культурного. Ввделеннс противоречие между административным н культурно-этническим устройством территорий, народу с "Экономическими факторами (переход к рынку), является сегодня важнейшей причиной общего социокультурного кризиса, который охх всю территорию России.

Преодолеть противоречие медду административным регионом можно 'двумя способами, которые отладь не являются альтернативными - они скорее равнозначны. Первый путь - изменение административного устройства территории, при котором функциональные, управленческие задачи будут максимально соответствовать задачам духовного возрождения проживающих на дапной территории общностей ладей. Второй путь - направить усилия на восстановление и формирование культурного духовного своеобразия локальных территориальных образ овашгй в рамках уже сложившихся административных границ, обеспечить технологические, социально-психологические и духовно-личностные услория, в которых становится возможным неповторимый синтез национальных культур, где происходит гармоничное самосознание народов, проживаю-сих на данной территории, своей самобытности и неповторимости, являющейся неотъемлемой частью общенациональной культуры.

Итак, в ходе исследования данного феномена диссертант пришел к выгоду о том, что механизм процесса духовного возрождение в крае

должен ^утипгскировать на основе особой целостной программы. Второй параграф "Региональная программа как условно соверпснствования деятельности учреждений культурц в процессе духовного возрождения" предусматривает из."окенис концепции программы духовного Еозр. де-Ш1я рог ">нз. Как показзли результата нашего исследования, она должна включать:

- определение ценностных ориентиров, целей духовного развития личное т.;, на достижение которых бу.г-~? направлена деятельность всех социальных институтов, расположенных в регионе;

- аналио реального с-тояния духовной сферы, ур jiw культурного развития населения в регионе по технологически;.!, социально-психоло-гичоскт и духовно-лпчяоетним по:, зателям;

- опродоление принципов управления духовной сферой в новых экономических и политических условиях, критический анализ путей трансформации суцествовагпой ранее модели культурной политихи в регионе;

- анализ технологических факторов, материальной базы духовной сферы, определен!.,: степени их соответствия той модели духовной сферы, которая должна бить сформирована в процессе реализации комплекса мор, заложенных в программ возрождения духовного своеобразия pomo- i;

- разработку новой концепции деятельности учреждений культуры на основе формирования духовно богатой, гуманистически ориентированной, обладчщой высокой интеллектуальной подготовкой, развитым чувством национального сознания и самосознания личности;

- определение объема и структуры капиталовложений в духовную сфору;

- анализ зарубежного опыта сохранения а развития культурного наследия, с эздагаш механизмов, препятствующих разрусоккв культуры и духовного своеобразия региона;

- разработку принципов взаимодействия государствен1ШХ органов, общественных организаций, церкви, других социальных институтов в процессе реализации программ духовного возрождения;

- разработку методов оптимизации духовного общения между представителям! регионально-культурной сбщости.

3 заключении диссертации подводится об^иэ итоги исследования, рассматриваются направления дальнейшей разработки томи.

По .гаториэлам исследования опубликованы следуют:с работы:

I, Народная празднично-обрядовая культура кок способ духовного яогрокдения алтайского сола. Краевой центр народного творчества к досуга. - Барнаул, I9CG. - 29 с. -

2. Региональная дрогрз.\ыз как условие совершенствования деятельности учреждений культуры в процессе духовного . ззрожд^-ния (Методические рекомендации). Ко.мптет адг.г'лпс трата ЛлтаГ;-сг го края по культуре. Краевой центр народного творчества и досуга. - Бзряаул, 1992. - 19 с.