автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества
Текст диссертации на тему "Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества"
/ "
/
Московский
Государственный университет культуры
на правах рукописи
Приходько Светлана Владимировна
Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества
24.00.01-теория культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель-кандидат философских наук, профессор А.С. Фриш
Москва 1997
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3-20
Глава I. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
ОБЩЕСТВА...............................____21-74
1. Духовность как философская категория.......22-49
2. Место духовного возрождения в развитии общества................................... 49-74
Глава II. ОСНОВНЬЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
ОБЩЕСТВА................................... 75-137
1. Влияние объективных факторов на духовное возрождение общества.......................77-99
2. Влияние субъективных факторов на духовное возрождение общества.......................97'-105
3. Празднично-обрядовая культура как фактор духовного возрождения общества.............108-137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... 138-144
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
145-157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования художественной культуры как фактора духовного возрождения общества обусловлена закономерным развитием цивилизации, установлением творческих контактов с другими культурами. Духовное возрождение общества - это побуждающее воздействие на огромный арсенал духовного опыта, накопленного за всю историю развития и определяющего его современный интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал народа. В генетическом отношении духовная деятельность всегда находилась в зависимости от социально-экономического детерминанта, способствуя внутреннему совершенствованию личности.
Кризисное состояние духовности общества, над которым в течение семидесяти лет проводился социальный эксперимент и обуславливает современный характер его духовных потребностей, понижение динамики социокультурных процессов, остро ставит вопрос о духовном возрождении общества.
Художественная культура как феномен духовного возрождения общества представляет сложный феномен отображения общественных отношений, социальной деятельности людей, а категория "духовное возрождение" служит для определения системы специфических способов духовного производства и соответственно результатов этого производства.
Место художественной культуры в духовном возрождении общества обеспечивается обобщённым концентрированным выражением духовного производства, в том числе общественного сознания и духовной культуры.
Реально кризис феномена художественной культуры стал
очевиден уже 1980-70-у годы, когда такие культурные феномены, как рок, движение самодеятельной песни, диско, йога, психотренинг, "дикий" туризм, увлечение дзен-буддизмом и каратэ, брейк и т.д. возникали, развивались и достигали пика распространения за пределами официальной культуры.
Официальная "учрежденческая" культура оказалась не просто неподготовленной к конструктивному диалогу с культурным наследием прошлого. Созданная в недрах административной системы, она была сконструирована для трансляции на местах образцов культуры, создаваемых в "Центре", т.е. того, что укладывалось в понятие "воспитательной функции". Реально система культурного обслуживания могла иметь дело лишь со стандартным набором образцов, жанров, видов деятельности, что и было закреплено в нормативных документах, отчётности, способе оценки деятельности.
Именно поэтому художественная культура развивалась очень сложно. В связи с тем, что среди основных компонентов художественной культуры, имеющих общее идейное содержание исключались национальные особенности, тормозило процесс трансформации сущностных элементов художественной культуры, бытовавших в прошлом.
Официальная художественная культура, синтезирующая все стороны жизни общества являлась вспомогательным механизмом регулирования общественно-политической и трудовой деятельности, досугом людей.
Каждый праздник, обряд, профессиональное и самодеятельное искусство выступали в качестве традиционного метода устройства и проведения торжеств в их установившейся форме. Отсю-
да и логика соотношения официального и религиозного аспектов духовной культуры состояла в постепенном вытеснении религии из области культуры. Поэтому процесс духовного возрождения общества должен рассматриваться, как возрождение его общественного сознания, смысла народной художественной культуры, в которой взаимовлияние и взаимообогащение живущих в локальной среде народов детерминирован генетическими потребностями освоения духовных ценностей друг друга.
Отсюда противоречие между потребностями духовного возрождения общества обусловленного развитием феномена художественной культуры и потерей его престижа в общественном сознании, где ещё присутствуют предрассудки, стереотипы, идеи, взгляды, представления о значении художественной культуры в духовном возрождении общества.
Поэтому актуальность данной проблемы - рассмотрение феномена художественная культура как фактора духовного возрождения общества вытекает из противоречия о необходимости восстановления преемственности духовной культуры и отсутствием этого механизма на практике. Актуальность проблемы исследования обусловлена и рядом судьбоносных процессов, связанных с распадом тоталитарных структур и отсутствием научных исследований по духовному возрождению общества.
Степень научной разработанности проблемы. Многогранные процессы преемственности духовной культуры получили широкое освещение в трудах С.Н.Артановского, 3.А.Баллера, В.И.Волови-кова, В.В.Горбунова, В.В.Гринина, В.М. Каиряна, С.М.Ковалёва.
Большой вклад в изучение проблем, связанных с закономерностями развития духовной культуры, сущностью культурного нас-
ледия, внесли: Э.Г.Абрамян, А.И.Арнольдов, А.Я.Гуревич, В.Е.Давидович, О.И.Джиоев, Н.В.Дьяченко, Ю.А.Жданов, Н.С.Зло-бин, С.Н.Иконникова, A.B.Карпушин, И.К.Кучмаев, Н.С.Мансуров, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, С.Н.Некрасов, В.Д.Плахов, Г.М.Таври-зян, Н.З.Чавчавадзе.
Проблема человека как субъекта преемственности культуры, соотношения традиций и новаторства, рассматривались: Г.С.Бати-щевым, В.С.Библером, Л.П.Буевой, В.Т.Григоряном, Н.П.Дубининым, М.С.Каганом, Л.Н.Коганом, В.А.Крутиковым, И.Л.Смирновым, А.Г.Спиркиным.
Для понимания рассматриваемой проблемы велико значение трудов И.И.Волкова, С.В.Голода, Б.Г.Грушина, B.C.Коробейника-ва, А.А.Земцрва, А.Г.Здравомыслова, В.Н.Иванова, А.В.Кабыша, A.B.Колбановского, Г.В.Осипова, В.П.Рожина, А.И.Ракитова, М.Н.Руткевича, Р.М.Рывкина, Э.В.Соколова, А.Г.Харчёва и др., связанных с определением духовной культуры и культурной активности людей в сфере досуга.
Вопросы функционирования художественной культуры занимают труды: А.Я.Апресяна, С.Д.Безклубенко, Г.Г.Дадамяна,
A.М.Андреева, М.С.Кагана, Ю.А.Сохора, У.Ю.Фохт-Бабушкина,
B.С.Цукермана и др., которые анализируют факторы, активно влияющие на способы деятельности личности средствами искусства.
В контексте осмысления духовных аспектов художественной культуры существенную помощь оказали работы В.Г.Афанасьева,
C.Ф.Андреева, К.А.Абульхановой-Славской, А.И.Арнольдова, В.С.Библера, М.А.Давыдовой, С.Н.Иконниковой, В.Е.Кемерова, В.М.Межуева, А.К.Уледова, Н.Н.Федосеева и др.
Специфика предмета исследования обусловила необходимость
- ? -
обратиться к трудам А.В.Даринского, С.М.Ковалёва, Б.И.Лихачёва, Е.Н.Медынского, Б.М.Морозова, Б.Д.Парыгина, А.В.Петровского, А.П.Пинкевича, В.В.Шинкаренко, рассматривающих художественную культуру как автономный феномен.
Принципиальное значение для понимания проблемы с позиций теории культурологии имеют труды Р.И.Ибрагимова, А.С.Кабанова, Л.Н.Когана, Н.Г.Михайловой, Н.Н.Палеевой, А.С.Фриша.
Уделяя должное внимание исследованиям предшественников по проблемам духовной и художественной культуры следует отметить , что в столь динамичное время многие их положения устарели, а некоторые не отражают реальной действительности сегодняшнего дня. Вот почему диссертантка исследует проблему восстановления подлинно художественной культуры через призму процесса возрождения утраченных духовных ценностей, очищения существующих идеалов и принципов жизнедеятельности от деформаций, обогащая новым содержанием все сферы жизни общества.
С точки зрения проблематики данного исследования приходится констатировать, что художественная культура как автономный феномен духовного возрождения общества затрагивалась не в той мере, какая была необходима для выявления предмета исследования .
Кризисное положение в производстве со всей остротой обнажило социальную и духовную драму жителей нашей страны. В духовной культуре до сих пор происходят разрушительные процессы. Не изучен и духовный мир горожанина, уклад его жизни, не осмыслена интеллектуальная и культурная жизнь города, которая лежит в основе всего народного духа.
Новые экономические отношения, прогрессирующая коммерци-
ализация всей сферы общественной жизни способны в ближайшие годы разрушить оставшийся слой культурного гумоса, на основе которого существует и развивается духовная жизнь общества.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, диссертантка избрала объектом исследования художественную культуру, а предметом процесс духовного возрождения общества.
Предварительный анализ проблемы позволил сформировать рабочую гипотезу, которая состоит в предположении о том, что процесс духовного возрождения общества может проходить наиболее эффективно в том случае, если будет разработана Федеральная программа "Духовное возрождение общества", в которой художественная культура будет рассматриваться как ведущий феномен духовного возрождения общества.
Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность процесса духовного возрождения общества через художественную культуру.
Эта целевая установка обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть сущность процесса духовного возрождения общества;
- определить характеристики основных компонентов художественной культуры;
- проанализировать влияние объективных и субъективных факторов на духовное возрождение общества;
- выявить основные направления духовного возрождения общества;
- разработать методические рекомендации для программы
духовного возрождения общества.
Основными базами исследования стали учреждения культуры Краснодарского края, Дагестана и Владимирской области. Выбор баз исследования был определён идентичностью состояния учреждений культуры, примерно равной ж материально-технической базой и кадровым обеспечением, что позволило решить задачи реп-регентативностой достоверности полученных данных.
Методологическую базу исследования составляет концепция духовного возрождения, впитывающая основополагающие идеи мыслителей и просветителей-гуманистов конца XIX и начала XX века.
Большое значение для разработки методологии имели труды выдающихся русских философов: М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, О.Н.Булгакова, Л.П.Карсавина, К.Н.Леонтьева, Д.С.Лихачёва, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева, Б.В.Розанова, П.И.Сорокина, В.С.Соловьёва, Е.Н.Трубецкой, Н.Ф.Фёдорова, Г.Г.Штепа и др., доказывающих значимость духовной культуры и художественного творчества как высших проявлений человеческой природы.
Особо выделим концепцию диалогизма духовной жизни, разработанную М. М.Бахтиным и развиваемую в исследованиях С.С.Аве-ринцева, Г.С.Батшцева, Д.С.Лихачёва, Э.В.Соколова.
Диссертантка опиралась на труды представителей западной философии О.Больнова, И.Канта, К.Кереньи, Н.Хейзенги, Х.Коха, Г.Лефевр, У.Хартмана, У.Эберхарда и др., раскрывающих роль свободы личности в творческим процессе.
Существенную роль в определении теоретической позиции диссертантки сыграли работы, обобщающие совокупный культурологический опыт по духовному возрождению России.
Эмпирическую основу диссертации составили материалы раз-
вития народной художественной культуры регионов России.
Организация и методика исследования. Исследование проводилось в течение пяти лет в три этапа (1992-1997 гг.).
Первый этап (1991-1993 гг.) предусматривал изучение и анализ философской, педагогической, психологической, социологической и культуроведческой литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе проходила разработка программы, выбор инструментария и методики исследования. Осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы, анализировались документы Министерства культуры Российской Федерации, материалы периодической печати, статьи, монографии.
На втором этапе (1993-1996 гг.), носившем констатирующий характер, изучалось состояние художественной культуры и её роль в духовном возрождении общества.
Методика исследования включала комплекс различных методов, направленных на выявление деятельности учреждений культуры, самодеятельного художественного творчества, духовного состояния населения в современный период. О этой целью были разработаны анкеты, опросные листы, проводились беседы по заранее разработанной методике, велось включенное и невключенное наблюдение , что дало возможность получить материалы, позволяющие определить реальный уровень духовного состояния населения и художественной культуры.
Проведённый контент-анализ документации учреждений культуры позволил получить необходимые данные о профессиональном уровне специалистов и характере деятельности учреждений культуры. Наблюдение, опрос и беседы позволили выявить реальное отношение специалистов и сотрудников учреждений культуры к
процессу духовного возрождения общества.
На третьем этапе (1998-199? гг.), носившем аналитический характер, где на основе собранного эмпирического материала проводился поиск основных условий по духовному возрождению общества, делались теоретические выводы и практические рекомендации, проверялось соответствие исходной гипотезы и конкретных результатов от внедряемых в практику методических рекомендаций.
В настоящее время существуют объективные предпосылки духовного возрождения общества. Это прежде всего тектонический сдвиг в сторону сочувственного интереса к религии, церкви -органическим компонентам истории и культуры. Вызвано это, на наш взгляд, не только желанием осудить несправедливое отношение к верующим в прошлом, но и стремлением к возрождению целостности отечественной культуры. В сложных страницах истории и современности как бы заново открываются подлинные истоки человеческого бытия, такие непреходящие его ценности, как честь, совесть, духовная стойкость, передающиеся из поколения в поколение, поддерживающие высокий гуманистический настрой. Поэтому население предпринимавт отчаянные попытки противостоять силовому давлению, новой ломке, политике абстрактного экспериментирования. В результате - усиливается социальное напряжение, сокращается производство, нарастает противостояние города и деревни.
Назревшие экономические и социальные нововведения сталкиваются с отторжением их сознанием народа. Очевидна несовместимость осуществляемых целей с потребностями и ценностями, ориентациями населения, которые всегда определяли формы и ме-
тоды осуществляемых реформ и одновременно тормозили их.
"Духовное обновление как процесс является крайне противоречивым явлением. Догмы, мифы, стереотипы, подлежащие пересмотру, искоренению, весьма живучи и во многом определяют позицию, поведение, деятельность человека. Их преодоление предполагает переоценку ценностей, способность к самоочищению, самовоспитанию, адекватной самооценке, что в свою очередь требует волевых усилий, выдержки. Человек под влиянием происходящих в обществе изменений невольно осознаёт несостоятельность тех или иных взглядов и представлений и готов от них отказаться, что нередко и делает на словах, но по привычке часто поступает по-старому".1
Духовная культура общества - не изолированное понятие, ведущее автономное существование, она развивалась и развивается в тесном взаимодействии со всеми явлениями общественной жизни народа.
Отсюда концепция духовного возрождения общества, призвана не только "вписаться" в общий контекст духовной культуры, но и утвердить художественную культуру в качестве фундамента освоения культурного наследия прошлого.
В самые драматические периоды нашей истории - даже в годы, когда происходило становление и укрепление культа личности, именно е духовной культуре и прежде всего - в художествен-
1. Уделов А. К. Духовное обновление общества. - М., Мысль, 1990, С.15.
ной сохранялся механизм., который противостоял и отчасти блокировал разрушительное воздействие тоталитарного режима на сознание людей. Поэтому обновление началось именно в художественной жизни, задававшей то�