автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Возрождение празднества как момент современного социокультурного обновления

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Джалилова, Наргиз Алиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Возрождение празднества как момент современного социокультурного обновления'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Возрождение празднества как момент современного социокультурного обновления"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВШНШ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

РГО од

На яравах рукописи

ДШИЛОВА Наргкз Алиевна

' ЮЗР02ЩЕНИЕ ПРАЗДНЕСТВА КАК .МЕН СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО :,. .ЮВЛЕНИЯ

17,00,08 - теория и история куль туря

Автореферат .. диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

}

Москва-1993

в/

V

Работа выполнена в Научно-исслсдонатольском институте культурологи» к Государственном республиканском цонтро русского фольклора Министерства культури Российской Федерации и Академии наук России

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профосс ор, чл ен-коррос 11 индол 1 Российской Акодампп естественных наук Карпш A.C.

Официалыию оппоненты

доктор философских наук, профессор Лфасижев М.Н,

кандидат философских наук, доцент Акимова it.Л.

Ведущая организация

Российский госудэрстимшнЯ социальный институт

Завито состоится

г. в

на заседании' специализированного совета К 092.07.03 по присуждению ученой степени кандидата наук при Московском государственном институте культура по адресу: 141400, Московская область, Химки-6, ул. Библиотечная, 7.

С диссертацией могло ознакомиться в научной библиотеке института.

Автореферат разослан

г.

Учений секретарь специализированного совета кандидат философских наук, профоссор

Р. И.Ибрагимов

ощш шшжют'А работы

• Актуальность три* ассл'у.овакзя сбуслояшш слсйзюзтью и противоречивое«.» современного духозт^го состоя»;»! общества: лота многих про,г.ставлспий, кругаоккз улзянх гдг^ов, поро-'' опенка ряда ценностей. С';ру1стурнн>з изменения осл^осгвшпшх стиопоияй, столь кардгналт низ и глубойкв, сзмстсокио отразились на изменения роли культур;! в клзни с грога. Современная культура псстопоипо утрзчкьапт своп рзгу.'^гапнпо нср;*л, посредством которых сг ¿¿юхоотсь шянтткот1 изхшгдзод мвссо-пого поведения в усдснилх нозлткяноГ. Ксчозает

вахиая роль культуры как форш хоктролл ;<зд »луодок в сферу практического пододения лщзй б&ссогпчтйлш ж установок, иэ-иолнсиш;х агроссио?., додесшиЕЯзгшсД к кд^чгл-д'лкапдоа ценностей и стшслоз.

В пясто/тчео вром* в :с;-лыур>; угяулиагсл .духоший кризис. Порол^яюо и кризисной состоят« кул.ьтуп;; сооглотствуот переходной {кризисному) состоянию, яср(шззо»?'.::лдг /южм ой-цесхвод* 3 тот период кас сл." крсрохсдат столшононкя двух культур: предкеотоуюввЛ и иастоявдй. Колка отал;:х:ш;стая столь раантедглю отличвадзося дг<уг о? друга культур*, их всш:л!ал розгауш очонь часто приобрехарактер отрицания.

(МОбШНЯв 11СТОрКЧСС1ЮГО онкта иозволпвт слякоть шэд о том, что в гагам чоловачаскэго сйщос па ишвпсстпуит два основных вида отрицания. Сд:гк из них - гас кат:- та'лоо ''сня-тао", предполагающее, ндреду с устрзы-чаек всего оквгепгаго и мевя?впого развитию, сохранение лолеготдоюго опита отрицаемого. Другой зл-.д, альтерната ишШ по свосиу характеру "оня-тао", - это тотальное достругеипшос отр:ш,ш,.К'Э, сущность которого проявляется в тевдонюга к полному уинчтожзгош того, на что оно направлено.

Очевидно, что чок больше расстояние щаду приивдаииш в соприкосновение культурными пластами, тегд больше вероятность того, что ж реакция друг на друга лркойретаят чертя отрицания. Лс-оп/лу па определенном этапе своего развития общество должно осознать необходимость возровде:шя духовно--правстден-ипх ослов культур!.:, гюшх для преодоления кризиса.

Консолидация сил, способе твуйючг кезрогдепию, .;.го;кот бить дьстигпута ни восстановивши общечежшачесу**? и<««^'.'д>8.

л,

которыми богата народны.-! ад^ьг/ра. Среди форм этой культуры особое место зглпмэог традиционное празднество. Празднество - своеобразии»! нпродш;;! театр иид открытом небом, ото шр коллоктптюй и\:чр;и'кза:г,т, где в коглпознцнонноп подвижности пра;>гцг::чно1'о нредегайллчия постоянно варьируются различные пркиш И1'рц, раашшаотсл »лишчностипо одкриио, стм-мулкруоася творческая деятельность, Все еярошиючея породной словесностью, поспим;!, танца,-ли, другш.ш рядами народного творчества, которые прокпзань! линиями, разноооразних традиций прадиоствуккцих поколении.

Оживить празднество кок богсшЛимИ источник духовное-то одна из садач современного возриздошш, так как именно в празднество отражены• многие плпстгГгут.^ри, шун: народного тиорчостпа. Лооетииавлцоал празднично. творчество, ш том слшм возвратом к гздзнл разнообразные культуунио традиции, . синтоанруеймо в ком, ожшляем творчески" процесс обновления кул. тури.

Актуальность той; исследования определяется потребность« .теоретического осшслонкя роли возрождения традиционного народного празднества н современном процессе культурного обновления через восстановление социально зннчишх функций и качеств празднества как явления традиционной культури и их адаптации к еущостпукцой социокультурной ситуации. В этой связи возникает необходимость оо-лислеиия таких категорий .как празцнпнюо творчество и праздничное обцение, соотносв-н.1 с; их с общими тоццонщшш! развития сопреиониой обновляемой культурн и углубления на этом фоне творческого характера возрождения и воспроизводства духовно-нравственных ценностей традиционной народной культура,

Степень научной разработанности проблем». Автором предпринимается попитка мнох'оаспектного рассмотрения предмета исследования: определение содержательных, структурных, динамических характеристик возрождения празднества в контексте совромонпого процесса культурного обновления, а также обоснование роли празднества в этом процессе. Это обусловило об-рящлнио к научным трудам но философии, теории и истории культур', социологии, фольклористакэ, искусствоведения, педагогика.

У

Сотюлыю-прпротссиннЙ пдоп прошлого и ироЛиокп л)'о возродл/лпш к ол'пг.магжи в соиргмочнчх условиях оонрснотдо-ит наук/ о лрс!1?икх крсмвн. Нодрсбтй апал;м попятил "ноз-рпгдпнко". продолэшшИ автором о цель» более» полного рзскрн-тил проблош и глубокого научного кречткаоронля в пошншвв процесса возрочгеншг как соадальио-ястбричпского фопотеча • культуры, позволил олроделать содерж»*голышо, структуркие и дшшшческяе характеристики' этого лялегня, »о-й.-.воцу рзгля-нуть на НроЦСССН современного Я^'.рп-К'.сп'!.} НаКОП'Орих культурных ценностей. Прюленэто-шю' к прод'дат;/ кллдедоиоигя это озкачаот, что чэозреждачп култ туря исобходлмо пггт- . ''

пата с госстановлоиия (.уадостнчх функций, этак яглотгй, которое предполагает но лстялугос их "тек^егто*. а творчоскуы переработку, язшисчшо к прроосскслсчзс, р.чуеятво к нродолго-нис культурник трп.ш'лц'.л, В осяопу 14r.vi.c3 ьозромдааия должна бнтъ колотим тоорчмкяч гл:тк|)ио«"7- чолсфш, бчпируюяая-» ся на свободной доягольчости. Зхзраздспке - зто «о Только восстановление и сохрпнепил явлений культур;.;, а их "омоложо-нио" и "обнопнехш" на оспою преожтронкос.и сбадчалсзочо-СКНХ ЦОНПСОТиН, .1 ТЛКЖЭ «ДППТТ.МЛ к су^оотвущей соцлоярирад-ной реялы'ооте,"

Проподокни" {мкогопсппктм/Я шата гфэз/а:<.стал кчч яило-ник ■!■:•/сбладркзмго Э5Ш«1 аоостгчгокпе.'Цп'!...;!! фу<п?--циюя* и качестлогм для со"р"(-онисг:» процесса сохрччоняя, адгшъ'а.чка и во:»рсздтшя культуру показал, что 1> подобном ракурсе это яядсиип куль тури расскятркгаотся шорпио.

Целостная кррг.та пра?даоотза кок ооциогульгурнсго явления нродсталлонл т> роботях от»: осткшп.га учелнх и практиков (Ц.Ч.Кахттн, Л.Н.Мпмеп, О.И.Пикпро, 1« »МЛ угонов, К.Г.Юзро-(!!•), о тяяяе зарубсэди исследователей (К.йггульекнй, Д.-к.Фрс— пер, 1;."'Глз(П!1-а).

Особую роль т! суэноплэнйи псслодораний пранднпства как "нериичпой культурн" О'.Бихг.щ) сигрзлп рпботч русских ученнх к прссритптолой, сяязптига о поториоЯ отсчоотаенной прлпдпкч-яо-о^ркясой культури (А.1,Алоксоеэ-Ячоалгт, Л.Л.Иотобия, АЛКАфтювхяц, В.ЦЛпчериэ, Л.П.Еоооло-сккЯ, 13.;;Лропп, П.".Сног'.грО!*, И.П.Уг^идтон).

1!р;!::Д!|"0Т)?О II ОГО СООтапЛНК'ЗК .<1*>\( 1 ' V

воэицпй подагогачоскоЯ науки, в той ала иной море затрагивалась вопроса праздничной народной культур.т (Д.М.Генкш, . . ' А.Д.Парков, Л.А.Коновкч, ГЛ.Чорша!).

В некоторых работах представлен достаточно развернутый анализ функции празднества (Л.!1.Белоусов, А.Я.Бонифанд, Я.С.Лаптопа),

Утатьглая актуальность и недостаточную разработанность теми, дассортонт избрал оЗыжтри ксслодонаиия процесс лоз-ровдеиия куль?урц как сошшгьяо-ксторкчсскл!! фококен, а предмете;.: - возрождение празднества как фактора преодоления кризиса куль тури, со обновления.

Цель г зачачи гсоладоатяш. Цель» данного исследования является определение сувдостних, содорсхатолькцх и функциональных характеристик празднества и ого роли в процессе возрождения культуры общества,

3 соотвотстмп: с поставленной цедыо исследования решались олодуюзеко задачи:

- изучить особенности процесса возровдешш культурн как социа'л.по-лсторического феномена, определить место и роль празднества - традиционной части куль тури в процессе возрождения;

- определить суздость празднества как социокультурного явления в условиях процесса возрогдения культур»;

- вняшть значимее {.упкциснальние качества празднества для процесса возрождения культуры;

- обосновать значение современного процесса восстановления и адаптация празднеств для возрождения культура и преодоления .духовного кризиса.

В ходе диссертационного исследования проверялась гипотез.' о'том, что обновленное восстановление празднества как важней-кого слагаемого культурн и октишоа1Гия его рели в современно? социокультурной ситуации поэмозшо при условии:

1) восстановления су костных социально значкшх функций празднества как целостной "первичной" части культуры;

2) комплексного изучения бытования народных празднеств в контексте современной социокультурной ситуации;

3) разработка обшнх к локальних программ праздничного творчества - творчества, синтезирующего различные вида

искусства и развивающего само- и коллективную деятельность людей, тбм сашм формируя субъект культурного возрождения.

• Такая постановка вопроса позволила проверить обцее предположение о тон, что традиционное празднество, основанное на общечеловеческих ценностях, нормах нравственного сосуществования различных культур, раскрепощенного творческого общения людей, возрс:гдапсь в современности, песет с собой механизм«, регулируете, интегрнрущне культуру. Механизма, способствующе выходу из кризиса и "обиоглонному роздонкю" -возрождению культури.

тололошчоскуи foзу нашего исслодоичния процесса возрождения культуры как стклр'Детесюго фспопика составил! труди Л.М.Баткина, ¡.¡.I,!.Бахтина, !1,Л.Бордлои, В.О.Бкблерз, Ф.Бэкона, дклто, Г.Гоголя, А.л.Гор&ушсоля, Л.Н.Гугалоаа, А.Я.Гурезпча, И.Канта, К.КЛСаитора, 11.!'..Конрада, И.Н.Лазаро-ва, Д.С.Лихачева, Ц.О.Лссского, !;1 ,К.Шаарвашши, Н.К.Рериха, Вл.Соловьева, 11.0.Федорова, П.А.Флоренского, С Л.Фра'нко, Л.И.Шестовз, А.Швоьцера.

При осмислонии проблем! кризиса в культура и обосновании кризиса как фактора культурного юзроядеикя опорными для исследователя били труд: В.В.ВеНдле, А.Г.^рапомьх'лова, И.И.Сербекко, Л.О.Соколова, П.А.Соро:«шз, О.Шлонглора.

Рассматривая специфику процесса обновления культура и роли празднества в ее возроядонки, ш опирались на труда современных философов и'культурологов, связанккз о вопросами наследия и преемственности и культуре. Это работы А.И.Ар-нольдова, С.Н.Артановского, Э.А.Баллора, Ю.З.Еромлея, С.И .Иконниковой, И.К.Хуятаевой, З.С.Мзрквряка.

Особое преломлений проблема возрождения празднества кок фактора обновления культуры получила э данной работе через подход, опирающийся на обвдю со^ально-фплософокуп категорию деятельности, разработанный в трудах Г.С.Еапщсва, Л.П.Еуо-лой, М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, В.М.Межуева, Н.З.Чпвчавадзо,

Важное значэнио для данного исследования имеют работы, посвящешшо обита проблемам народного искусства и творчества. Среди них труды П. Г. Бога тырена, ЗАЗУМ-п, К-Г-Л^у.-'-Н.Г.Михайловой, В.А.Разумного.

При анализе исследуемой проблем; fomt использованы

материалы пориоднки, научно-практических конференций и со-ишаров, а такле факт;;, полученные в ходе нелосродственно-го включения автора в процесс организации и проведения празднеств.

Научная новизна и теоретическая значимость дпссертатгл, полоу.енпя, виносю/ле на за ад ту, заклкчаются в комплексном, многоаспектном изучении проблем;, которая ранее не била предаю том самостоятельного научного исследования: особенности современного процесса возрождения традиционного народного празднества как-фактора обновления культура. Такке необходимо отметить, что впервые предпринята попытка рассмотреть эвешщкю культурологического понимания возрождения как необходимого элемента в развитии культура.

В результате:

- раскрути суадюсть я особенности возрождения празднества как одного из условий возрождения культуры на осноей синтеза взглядов различных ученых на возрождение как процесс сохранения, сосстановлешш, адаптация, обновления и созидания;

- определено, что празднество как часть традиционной культуры обладает действенны;.!;! внутренними возмоиюстяш для сохранения культура в кризисные перкоди и ее возрождению в новом качества;

- рассмотрено праздничное творчество кок осдоЕа возрождения празднества;

- предложены варианты возможного использования празднества для оптимизации современных процессов культурного обновления.

Прсседе.чннй анализ социально-подзготачоских и культурологических исследований, предметом которых било изучение различных аспектов функционирования традиционного празднества, ретроспективный анализ споцавлышх исследований, а также аширкчосквй штзриол позволили - в русле отчетливо обозначившихся тшдвшзгё современного культурного обновления в целом - констатировать, что возрождение традиционного празднества мояот активно способствовать процессам сохранения, восстановления'и адаптации культурных ценностей, а значит ридоянять вгтшо социнльниэ функции в возрождении

куль тури, формировать субъект культурного возродцсти.

В продолах исследования анализируются и уточняются понятия "возрождение", "кризис культура", "празднество".

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов .данной работа для разработки комплексных региональных и локзлып.'х программ по возровдшию традиционных иародшн празднеств в совремешик условиях, подготовка соответствую«!« учебных пособий по курсу художественной культур;.' для школ, лицеев, вузов.

Апробации результатов исйлддпвзну.и осуществлялась в ходе выступлений па научно-практических и научно-теоретических конференциях к семинарах: "Роль искусств в воспитании творческой личности" (Кпрояоград, ноябрь 1990 г.); "Пробдеш национального и интернационального в развитии кулътурц сойотского Востока" СИуаанйа, декабрь 1990 "Культура. Творчество. Челогек" (Самара, апрель 1391 г.); "Традиционная-культура в система досуга" (в рамках Международного конгресса славянских культур, Ь'опквэ, май 1952 г.); "Сохранение к возрождение лрэздничио-обрлдовцх традиций и проблема их адаптации в совромошга условиях" (Белгород, октябрь 1932 г.); "Культура в условиях рансташх отношения" (Пятигорск, декабрь 1992 г.).

Структура диссертации определена в соответствии с цель» и задача.та исследования к включает вводттэ, дао глиззк, заключение, список использованной ли тара тури.

Глава I "Возроздоико как сошпльно-иоторнческий феномен культури" состоит из трех параграфов: § I. Проблема возрождения в истории философской шоля. § 2. Кризис культурн как фактор ее возрождения. § 3. Традиционная культура и со роль в возрождении.

Глава II "Бозрозденив празднества как фактор возрождения культури" состоит ИЗ двух параграфов: § I. Сущность п функции прпадиостиа в контексте возрождения культури, § 2, Совромон-'. пял стратегия культурного обновления и проблема лоэрогдетш традиционного празднества.

Диссертация содержит ./т^7 страниц машинописного текста. Список использованной литературы нзечитавает 251 источник.

ОСНОВНОЕ С0ДШЛШ1Е РАБОТУ

Во введении обосновываются актуальноеть избранной тош, степень ее разработанности, научная новизна, формулируются цели и задачи, излагаются методологические основа исследования, определяется теоретическая к практическая значимость диссертационной работы.

Глава I "Возрождение как социально-исторический феномен культура" состоит из трех параграфов. В первом параграфе исследуется проблема возрождения как процесса на основе анализа философских позиций различных ученых. Понимание возрождения явлений культуру как процесса созидания, нового роздония, обновления, адаптации, восстановления на каждом витке развития приобретало новоо качество.

Так, древнекитайское учение Дао включаот в себя систему духовних категорий фэн-Хуан (русск, - Феникс) (система возрождения - Н.Д.), синтезирующую такие Духонина категории, как "добродетель", "человеколюбие", "справедливость". Дао поклоняется прошлому,.а настоящее нуждается в "исправлении имен" (Конфуций), в приведении всей современной жизни в соответствий с возрояденннш социально значками функциями культура.

Греческая прадфилософия внесла в понимание возрождения свойство взаимопревращения всех маторизлько-^одесных и духовных процессов как парадигмы космогонии: вечно переливающихся 'процессов "роадеккл" и "гибели", "сна" и "пробуздения", "угасания" и "возгорания" (Гераклит). Согласно этой философия возрождение - это переход к новой стадии в развитии на основе единства и борьба противоположностей.

Возроадение - это и "возвращение на круги свои" (Екклесиаст) - центральная мысль древнееврейской философии, в которой наряду с одаообразно-пессимистичэским круговоротом скрыта потенциальная возможность переосмысления каждого явления аредшествующей культуры для оо обновления в современности.

Эллинистический синкретизм как философское учение бил пронизан линиями взаимных проникновений религиозных верований и культов различных-народов, в центре которых находились кшфи ой умирающих и воскросаювдх богах, которые составили

основу понимания возрождения в то времена, когда считалось, что светлое начало жизни одержит окончательную победу, к которой необходимо прийти путем многократного возрождения.

Идея возрождения в развита« культуры питает идо» прогресса. Человечество имеот шость возрастов: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость; но прогресс и обновление неизбежны (Августин).

Обновлений культуры на началах полной свободы человека, гармонии его интересов с обществом и государством, всестороннее развитие творческих сил личное та связано с эпохой Возрождения.

Научное понимание возрождения'тесно сачзнно с концепцией исторического круговорота, где возрождение - "ночная идеальная истор!1я", "возвращенце везюй человеческих", ничто но исчезает бесследно и не возникает из ничего и только "возвращение к вещам" и "веще!!" позволяет осознать их цонность (Дк.Вико).

Философия английского материалиста Ф.Бэкона подключает к становлению понятия "возрождение" преемственность как средство целенаправленного совершенствования культуры.

Принцип свободы и других гуманистических ценностей положен в основу немецкой клзссической философии (Г.Гегель, И.Кант).

Вся прогрессивная русская философия построена па идоо восстановления и обновления жизни, которая сопряжена с темой бессмертия. "Воскрешение отцов" - идея имманентного возрождения, основанная на выполнении высшего "супраморалистаче-ского" долга - дто "философия общого дола" (Н.Федоров). Возвращение к жизни "вытесненпой" современностью культуры, се нравственных основ - составная часть "философии общего дола".

Возрождение явлений культуры в современной философии стало традиционным объектом теоретико-познавательного и социального анализа, составляющей частью которого является ■изучение сущности, содержания и функций возрозздаешх культурных явлений.

Анализ философской литературы по вопросам теории и истории культуры, связанной с возрождением как социально-историческим феноменом культуры, позволил автору вывести в данном

параграфе экспериментальное для данного исследования определение понятия возрождения культури. Под возрождением куль-'турн ш понктаем процесс восстановления и сохранения материально-духовных ценностей культуры, наследуемых поколениями людой в ходе исторического развития человечества, а такие процесс обновления и адаптации птах ценностей в современной соцкоприродной реальности, на основе общечеловеческих нравственно-этических норм бытия и диалектического единства традиционного к новаторского в культуре.

Во втором параграфе' анализируются причины и сущность кризиса в культуре, а также обосновывается возможность выхода из кризиса, кризиса как фактора культурного возрождения.

Современная культура лораяиваот период кризиса, одной из причин которого является домйняроваико материальных ценностей над |Духовякг.з!, Под влиянием "материального" шссы ."»дай пре-вращавтея из свободных в несвободных, утрачивают способность к поегдатию подлинной культура, обретают "одеялу" маргиналов, испытывая при атом дискомфортные чувства в общество, наполненном пессимизмом и равнодушием.

В историко-культурном плано кризис« приобретала различные форщ: дезинтеграции, стагнация, 'аосжяияцик, трансфорта ции, которые по-разному проявляли себя в том или ином государстве; Каздая страна питалась найти свой выход из кризиса, но история культуры свидетельствует о том, что существуют некоторые универсальные причины кризисов, следовательно, к способы их преодоления.

Анализируя причины упадка культуры,_А.Швейцер приходит к выводу, что кризис мировоззрения есть основа кризиса культуры. Благоговение перед .т-изиъю, оптимизм, творчество и деятельность могут, по мнени» философа, сласти шр и культуру, которые цопни сама по себе, философия миро- к хизпеутворяде-ния, соединенная с нравственностью общечеловеческих ценностей и стикой, - это основа возрождения, возрождения как фактора преодоления кризиса культуры.

Наличие кризиса в культуре но вызывает сомнений, однако, существуют различные научные концепции кризисов культуры. Некоторые авторы считают, что порежива-лшй совромонной культурой кризис - это обыкновенный кризис, подобный тем, которые ■

но раз случались в любом общество в кавдом столетии..Некоторые рассматривают кризис культуры как следствие очередного экономического и политического кризиса, кок конфликт демократок и тоталитаризма, как противостояние одной культуры другой. Другой прогноз более пессимистичен. Он рассматривает каадый кризис как предсмертную агонию общества и ого культуры.

Один из основоположников современной философии культуры , 0.Шпенглер в своих трудах обосновывает, что любая культура смортна. Достигнув зрелости, она начинает приходить в упадок. Концом этого упадка является неизбежное крушение культуры и общества, которому она принадлежит,

Л.Сорокин в работе "Социокультурная динамгка" опровергает приведенный выше диагноз кризиса культуры. По его млению, кризис культуры XX веко носит но обнчний, а экстраординарный характер. Он затрагивает одновременно почти всю культуру и общество, гсо их главные институты-. Это кризис почта всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих обществу, и заключается он в распаде основополагающих форм культуры.

Б рассуддешшх различиях философов о содержании и механизме возникновения кризиса культуры, с нашей точки зрения, можно выделить два уровня кризисов: универсальный, касающийся человеческой цивилизации в целом, и локальинй, региональный уровень, касающийся кризисных явлений в отдельном регионе, в отдельной культуре.

Перечисленные вншо типы кризисов отражают универсальный уровень. Для анализа кризисов в отечественной культуре автором диссертации, бала применена типология, предложенная Н.Й.Сорбенко и А.'Э.Соколовшл в статье "Кризис культуры как исторический феномен: (В концепциях Н.Данилевского, 0.Шпенглера, Л.Сорокина)". Они выделяют чэтире типа кризисов: "культурная ассимиляция", "культурная дезинтеграция",, "культурная стагнация", "культурная трансформация".

С определенными оговорками нервно десятилоетШ'лоо ля -1917 года можно отнести к "культурной асошдашдаи", в ходе которой осуществлялось взаимовлияние культурных систем народов, ойъединеиных в единое государство. В целом этот период' характеризует закрытость советской культуры, духовная изоля-

ция от существующих культурннх пластов Запада, Бостока и отечественного дореволюционного наследия. Тем не менео, с больетмл оговорками, можно считать, что взаимодействующие культурнее скстег.ги внутри государства в определенной степени обогатили друг друга.

"Культурная стагнация" стало результатом утилитарно-утопического подхода к культуре как средству решения политических и хозяйственных проблем, массового тиражирования лжи и имитации- реальности. результатом застоя в культуре стола примитивизация ценностей культуры, приспособление культурннх образцов к запросам "простого советского человека", нашгашше того, что дишмичло развивающееся общество предполагает значительную духовную даффоренциш$лю его членов, разности духовных полюсов.

Согрег.'.еншй этап культурного развитая мокно рас сматривав кок "культурную десинтограцию". Разрушение культуры сегодня проявляется во все возрастанием подчинении качества количеству, внутреннего содержания техническим средствами приемам. Становясь товаром для продажи, обслуживая рынок, культура подвержена влиянии мода и коммерческих интересов. Одним кз проявлений разруиония культуры стала болезнь колоссальности, Колоссальность неизбежно ведет к ухудшению качества, внутренней пустоте явлений-культуры.

Возможно, теп "культурной трансформации" является завтрашним днем отечоственнсй культуры, Сэме по себе понятие трансформации несет конструктивноо, созидающее начало и является предтечей возрождения культуры. Сейчас еще рано говорить об утверждения новнх культурных элементов и о возникно-во.гли яовнх механизмов, способствующих их оптимальной адаптации в современном социуме. Однако, некоторое ростки нового уго видны: возрождение нравственных ценностей через обращение к религии, деполитизацая культуры, попытка восстанозле-1П1я разруионких связей с гуманистической традицией общечеловеческой цигилизацпи, признание культурного плюрализма.

Таким образом, кризисы культура, какими бы болезненными и глубокими они ни были, являются необходишм условием для любой культуры, для ее возрождения, так как ни одна из форм культуры но беспредельна в своих созидательных возможностях,-

они всегда ограничены. В какой-то море кризис культур:.: -это диче один из саздх творческих периодов сэ рззритач, потому что лучшие уш человечества в такоо вроет прс(ки*а&? в состоянии интенсивного дснска. Именно в такте вроглмо появляются великие произяодопиа искусства и смелно изучи:« идеи.

Нынешни!! кризис культур;; - это криаяс-шздоровдг ;пта. Настоящий кризис, катастрофа, узо случилась иного столетни назад. Сшсл этой кэтсстрофи состоял в разгукснга крепло всего горизонтальных спя кой культу;;!!, уничтожении полифонии, многоголосия кул*7урннх пластов, рщ/льтптам чего стял род-кий в истврйи фжомек соцпокультурпоХ имитации, котсриЗ постепенно приводит к тотально« досЗуияяиз культур« и оо основ-них элементов. Но культу (Я* осп. не просто кош'ломзрпт разнообразных явлений. 'Культура - это единство, пли и)дзк!дуаль-ность, все составное ччота которого прописаны окна» ссяово-' лолагаюигпм принципом и впр-кпоют одну, и глаз:-;:/!.), ценность -служить духовному воворвг.иствохюнзв чолспокп и сбссстю. Поэтому культура на определенном итапо своего развития потает на путь возрождения, преодоления кризиса.

3 третьем параграфе раскрывается роль традкшхсшюЗ культуры в современном процессе культурного обновления.

Обладая цодостяом и униперсальним кврояоелраятоем, традиционная культура способна сохранить основное семантическое ядро культурш.-х ценностей, а звочкт том саж:д способствовать всестороннему развитию человека к общества.

Среди качеств традиционной культура, способствующих процессу возрождения, гдото видататъ: адзптиппость, Лорнирующую творческие отношения мо:",пу культура ж; прошлого и настоящего; регенеративное ть как. способность к восстановлению на основе "латеЬтных" (скрнтдх) свойств культуры; трансфер-мируегоость, осущостелашцуо диалог и взаимопрообразеванио кула,тур на основе диалектического единства традиционного и новаторского.

Все оти качества скрепляются в процессе воэрозкнопия ято-сом традиционной культуры "и коллективной фориой бытования н жизни общества. Сохраняя, адаптируя, наследуя культурнуи традицию в совроиошшх условиях, традиционные нласти культуры участвумт в возрождении, обновлении культур«.

и

В парном параграфе второй главы "Возровднше празднеств. ва как фактор возрождения культур»" исследуется феномен празднества, Анализируются к »«делятся сувашстнио и прикладные функции празднества п контексте возроадонил культуры.

Празднество, синтезируя различные культурные традиции и япдц">:удок:'СТ1;евно-'П!орчес!сой деятельности, как бы выявляет особую фор:.'/ творчества - празднично« творчество. Праздничное творчество - своеобразная активная форма освоония действительности и культурных ценностей. Оно интегрирует потребление и создание этих ценностей, обеспечивая и стимулируя непосредственное и сознательное участие человека в яозрозде-НИН культур!.

Деториинкрурмоо своеобразиям современной ситуации, праздничков творчество обладает различными воэ'м.'мпстпчи для культурного сашояроделонкя и стшсорл.япш субъекта культурного возроаденкл. В результате поел.¡ловатольного, целенаправленного, а ко]1одпо отихпЛногс "в.ч;.'ва:г.ш" в мир духовных ценностей и об'ьект.п^цип усвоопних и освоенных традиций, знаний, вдс-Й-, праемов субъект праздничного тоорчветва соворшнствует срок значим« для процесса возрождения качества.

В данном парзгуафо автор выдвигает тезке о необходимости возрождения праздничного творчества - вата ой сущностной функ-

празднества, удйк/я своей V. подтворящокной методологическим ышв:т пег«!?:», что ооарозденко сошюкультуряого явления необходимо начинать с восстановления его значимых фунглрй.

Конкретизируя общественное назначение прэзднлчиой системы с учетом существующей социокультурисЯ ситуации, объокта и предмета исследоганкя, автор вндедяот среди суаноотмнх функций лрзздпостза такие как кемориадьняя, деятельное йю-коау-никзтаэяач, ценнос-шо-оряентироранноя, творческая, сроди прикладках - такие как ококуяьтуркпи и латентная;

По г тором парзгргф) дается анализ современному этап:/ культурного ооновлекяя* которий характеризуется прежде всего восстановленном в соцпплыго-культурных правах бсох духовных данностей культуры, так как своими собственно культурными, а но социальным! средствами, ку.лтура, преддо всего духовная, призвана "пересоздать" явление социальное в факт культуры.

Традшзш празднества составляют в своей совокупности важную часть духовной куль тури человечества. Поэтому возрождение традиционной праздничной культуры через оптимизацию творческой соотавлшмчоГ; празднества представляется е качество важного фактора культурного обновления.

В данном параграф'' представлен тезисный вариант программ! сохранения и возрождении праздничного творчества. Основанием программы стали то реально наметившиеся в ;л1зни тондондаш культурного обнемшия, вкльчамвде процессы восстановления традиционной народной культуры, народного творчества, которые позволянт осуществить создание целостной концепции праздничного творчества и раскрыть технологию его гуманистического потенциала в совроминном процессо возрохдо-ния культуры.

Академия праздничного творчества - наиболее адекватная форчз реализации данной программы, Структура академии, предложенная в диссертации, не претендует на оригинальность. Она может быть изменена учреждением, ргздизуэд:;.! замысел подобной академии. Отметим только необходимость создания подобных институтов, способных осуществить сохранение и возрождение традиций празднества.

Проведении^ многоаспектный анализ празднества как своеобразного феномена культури полволмл автору рассматривать возрождение традиционного празднества как фактор обновления культуры,

В заключении даются общие выводы, намечаются перспективы дальнейаего исследования проблемы.

Основные положения диссертации наши свое тематическое отраяонио в сл(/дуювдх публикациях:

1. Роль современного народного творчества в возрождении народных празднеств // Демократия как Болшейыво условно раз-, вития культуры: Тез. докл. pnori. науч.-практ. копф. - Ч. 3. Диалектика национального и интернационального, оби;ечеловвч(*~ ского и классового в культуро. Народная культура и современность. - Барнаул, 1990. - С. 90-32.

2. Технические средства -, важный компонент зрелищное та/ в традиционном народном празднестве // Роль искусств в посте-

тааил тторчи^ксЗ личности: Тоз. докл. респ. науч.-прэкт. koíí'Í!. - i¿!pororpa;u 1000. - С. ?<2-73.

3. йоароз'лшс празднества "кавруз" как одно из на-прйвлскц.'! творческой деятельности народов Востока Ц Проблемы пяшюна/плгого и яитерзацдоизльв'эго в развитии культуры согетс.члго Востока: Тоз. докл. ойаосовз. конф, - Душанбе, 192'?. - С. I8S-I0Ü.

4. Зкокультурная г.не сия доэраздезин празднеств в уело-, кш гор'» с..-- // Культуря. Творчество. Чзлсрск: Тез, докл. всоргс. рос;:, аьуч. кс:ф. - Ч. 3. Культурология. Хультурно-до'.'Уголил г.о.чт&лькостг.. - Сьглря, ЮН. - С. 4Й-5С.

5. Ипуч.шяе фолыугприо-вг-зздгтчеих традиций в процессе обучения студентов здд&.ч'ствснннх специализации вузов культуры // Взсл-.:,' >связь и пдинстьо учебного и научного процессов в скот«.:-* ссочпого обучения: Тоз, док-:. рссскВск. науч. конф. - Ч. 2, К;, ¡ьтурологня, Муг-кхозшлате. - Самара, 1202. -С. II-13.

6. Пот,сторно nyv.t «огрезд&нж традиционных народных прягуше.сгс» // Яозсаасясыз яагаокгльпсЗ культуры и иробдаям подготовка спсшплютоз а пусах культур::: Tus. дм'л. регион, ¡¡ауч.-практ. icott|>. - Улгк-Уы, ICv3. - С. 37-40.