автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовность и бездуховность личности

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Лившиц, Рудольф Львович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Духовность и бездуховность личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Лившиц, Рудольф Львович

Введение.3 ^

Глава 1 .Философско — методологические основания исследования проблемы духовности личности.

§1. Предмет и метод.

§2.Проблема духовности личности в контексте социальных реалий.

§3.Идейная эволюция и конъюнктурные кульбиты.

Глава 2.Природа духовности и ее антипода.

§1.Анализ исходных понятий.

§2.К интегральной концепции духовности.

§3 .Духовность и бездуховность личности как типы мироотношения.107

Глава 3.Модификации духовности и бездуховности.

§1.Критерии систематизации.

§2.Формы духовности.

§3.Духовность и религиозность.

§4.Морфология бездуховного бытия человека.

§5.Псевдодуховность и ее разновидности.

§6.Проблема отрицательной духовности.191 •

Глава 4.Фундаментальные проблемы духовного самоопределения личности.

§1.Я и Другой. а) духовность и ценности гуманизма. б) индивидуализм: коллективизм соборность.

§2.Борьба с искушением. а) духовность и телесность. б) бытие и обладание.

§3.Вечность и миг.

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Лившиц, Рудольф Львович

Актуальность темы исследования обусловлена факторами как практического, так и теоретического порядка.

Можно выделить по меньшей мере два уровня факторов практического плана, актуализирующих в современных условиях проблему духов — ности и бездуховности личности. Первый уровень — общецивилизаци— онный. Современная глобальная ситуация характеризуется, с одной стороны, дальнейшим усилением и углублением антропогенного воздействия на биосферу, с другой — невозможностью сохранить сложившийся тип развития без риска всеобщего суицида. На протяжении нескольких последних веков человечество (по крайней мере, в лице западной цивилизации) вдохновлялось потребительски — гедонистическим идеалом. Стремление к богатству и комфорту, желание обладать все большим и большим количеством вещей все более высокого качества стимулировало технический прогресс и обусловило впечатляющце достижения человечества во многих областях жизни. Но оно же, это стремление к обладанию как главному смыслу человеческого бытия, способно в не столь уж далекой перспективе уничтожить условия существования человечества на планете, т.е. пресечь саму жизнь. Если не будут найдены иные стимулы, иные ценностные ориентиры, придающие смысл деятельности как отдельных людей, так и человечества в целом, развитие событий по фатальному сценарию представляется в высшей степени вероятным, а то и просто неизбежным. Второй уровень факторов практического плана, актуализирующих проблему духовности и бездуховности личности в современных условиях, — внутрироссийский. Можно по —разному оценивать суть и направленность происходящих в нашей стране в последнее десятилетие процессов, но нельзя не признать, что они носят не эволюционный, а революционный (в общесоциологическом смысле) характер. Происходит крайне болезненная ломка привычных, устоявшихся форм жизнеустройства, сложившихся форм бытия, традиционной системы ценностей, развенчание былых идеалов и авторитетов и утверждение на их место новых. Сама по себе такая ломка всегда и во все времена сопровождалась идейной и моральной дезориентацией масс людей, нарастанием деструктивных тенденций в поведении определенной части населения, культурной и моральной деградацией. Эти негативные тенденции — неизбежные издержки революционного типа развития. Ситуация осложняется тем, что обществу активно навязывается потребительски — гедонистический идеал, который в масштабе человечества на пороге XXI века стал явным анахронизмом. Стремление вытеснить идеалы коллекти — визма нормами ничем не сдерживаемого индивидуализма, ценности бескорыстного самоотверженного служения (Отечеству, науке, искусству,

V/ принципом личнои выгоды, ценности самореализации — ценностями обладания находится в резком противоречии как с объективными потребностями российского общества, так и с тенденциями об — щецивилизационного уровня, выявленными наиболее проницательными гуманистически ориентированными мыслителями Запада (Г. Марсель, В. Хёсле, Э. Фромм).

В теоретическом плане актуальность проблемы духовности и бездуховности личности связана с общим сдвигом отечественной философии в сторону личности. Такой сдвиг может рассматриваться и как закономерный этап эволюции познавательных интересов философского сообщества в нашей стране, и как реакция на долгое время господствовавший в среде отечественных философов отчужденно — сциентистский стиль философствования. В настоящее время именно личностное измерение общества находится в фокусе познавательного интереса исследователей. Решение проблемы духовности и бездуховности личности позволяет уточнить понимание ряда общих вопросов социальной теории, таких как вопрос о принципах объединения людей в социальные общности (индивидуализм, коллективизм, соборность), о самоопределении личности в системе объективно существующих в обществе ценностных координат. Существенная причина, обусловливающая актуальность проблемы духовности и бездуховности личности, — потребности прикладных социальных наук, прежде всего педагогики. Так, в настоящее время система образования как один из главных институтов самовоспроизводства социума переживает процесс коренных трансформаций, внешним выражением чего являются императивы фундаментализации, гуманитаризации и гуманизации. Полноценное осмысление указанных императивов предполагает обращение к социально—философской теории, в частности, к проблеме духовности и бездуховности личности. Социально — философский анализ дает возможность выработать определенный методологический подход к проблемам фундаментализации, гуманитаризации и гуманизации образования, определить содержание этих последних, их цели, задачи, перспективы и возможности.

Состояние разработанности проблемы. Современный этап исследования проблемы духовности и бездуховности личности в отечественной философской литературе имеет свою предысторию. В 60 —е, 70 —е и отчасти 80 —е годы названная проблема ставилась и обсуждалась преимущественно в публикациях, адресованных массовому читателю, причем критические стрелы поражали такие мишени, как потребительство, мещанство, эгоизм и т.п. На уровне «высокой теории» данная проблема по ряду причин не рассматривалась. К данному кругу публикаций примыкают работы по проблемам духовного производства (С. Ф. Анисимов, А. Н. Коган, В. И. Толстых, и др.). С середины 80 —х годов в отечественной философской литературе наблюдается настоящее половодье публикаций по проблеме духовности личности. Для них характерно широчайшее привлечение текстов и идей М. М. Бахтина.

В современной отечественной литературе проблема духовности лич — ности, как правило, ставится и рассматривается в контексте других проблем, что приводит к известному эмпиризму, фрагментарности, концептуальной незавершенности реализованных подходов. Процесс теоретического осмысления проблемы духовности личности совпал с идейным и методологическим размежеванием в философском сообществе. Определенная (по нашим наблюдениям, преобладающая) часть философов стремится осмыслить данную проблему в рамках научной парадигмы, причем одни авторы опираются на марксистскую традицию, а другие склоняются к иным вариантам материалистического мировоззрения (В. С. Барулин,

A. М. Бекарев, М. Я. Бобров, Л. П. Буева, Г. Э. Бурбулис, Е. К. Быстриц — кий, И. В. Ватин, И. А. Гайдученок, А. В. Грибакин, В. Е. Доля, А. Ф. Еремеев, Л. А. Закс, М. С. Каган, М. Ф. Калашников, В. Е. Кемеров, Л. Н. Коган, В. И. Колосницын, В. И. Копалов, С. Б. Крымский, В. А. Кутырев, И. Я. Лойфман, К. Н. Любутин, В. А. Малахов, В. М. Межуев, Е. М. Мелетинский, Л. Н. Митрохин, Г. В. Мокроносов, Р. Р. Москвина, Л. А. Мясникова, В. А. Панпурин, В. М. Петров, В. И. Плотников, А. И. Подберезкин, А. И. Рогулев, В. Н. Сагатовский, В. И. Толстых, Г. Л. Тульчинский, В. Г. Федотова, С. М. Шалютин, В. Н. Шевченко, В. Н. Шердаков, Н. К. Эйнгорн). Другая часть авторов разделяет установки религиозно — идеалистической парадигмы исследования. (С. С. Аверинцев, В. У. Бабушкин, Г. С. Батищев, А. И. Зели — ченко, Д. В. Пивоваров, С. С. Хоружий и др.). В своих теоретических поисках авторы, продолжающие религиозно — идеалистическую традицию, апеллируют преимущественно к авторитету выдающихся русских мыслителей прошлого: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, А. С. Хомякова и других.

Фрагментарность реализованных подходов находит свое внешнее выражение, в частности, в том факте, что вопрос о бездуховности оказался фактически обойденным в отечественной философской литературе. Понятие бездуховности не эксплицировано, а ее формы не выявлены и не описаны.

Недостаточная проясненность общей природы духовности влечет за собой эмпиризм в описании форм духовности. Морфология духовности относится к разряду малоизученных в отечественной гуманитаристике проблем. Определенные представления на этот счет содержатся в работах

B. И. Ксенофонтова, М. Кулэ, А. Стенченко, Б. Петерсоне, В. Г. Федотовой, однако эти представления могут рассматриваться лишь как эскиз решения проблемы, но не само это решение. Для большинства религиозно мыслящих философов утверждение о том, что духовность обретается только в религии, аксиоматично, как и аксиоматично вытекающее из него утверждение о тождестве бездуховности и атеизма. Авторы, стоящие на позициях материалистического, атеистического мировоззрения, либо объявляют религиозную духовность «иллюзорной», «превратной» (В. Е. Доля), либо признают за религией статус прибежища духовности (М. С. Каган, Л. Н. Митрохин, В. Г. Федотова). Но вопрос о том, правомерно ли рассматривать религиозность в качестве самостоятельной формы духовности, равно как и ряд связанных с ним вопросов (может ли религиозность сочетаться с бездуховностью? может ли духовность быть присуща убежденному атеисту?) не получила в литературе достаточного освещения.

В еще меньшей степени исследован вопрос о псевдодуховности. В сущности, он только поставлен (В. Г. Федотова), но теоретически не разработан. Остается совершенно неизученным, в чем заключается сущность псевдодуховности и каковы формы ее проявления. Трудно признать удовлетворительной ситуацию с исследованием проблемы отрицательной духовности. Определенная часть авторов не вычленяет этой проблемы из массы вопросов, относящихся к проблеме духовности. В сознании значительной части авторов (В. С. Барулин, Г. Э. Бурбулис, М. С. Каган, В. Е. Кемеров, Г. В. Осипов, А. И. Подберезкин и др.) понятие духовности ассоциируется только с позитивным полюсом ценностей, однако методологического обоснования этой позиции не дается. В некоторых работах (Л. А. Закс, Л. А. Мясникова, Д. В. Пивоваров) проводится идея ценностной амбивалентности феномена духовности. Без создания целостной концепции внести ясность в эту проблему весьма затруднительно.

В исследованиях, проводимых на психологическом уровне (М. Боуэн, Ф. Е. Василюк, А. И. Зеличенко, Р. Пропет, И. В. Силуянова), духовность рассматривается либо с точки зрения внутреннего механизма действия, либо инструментально, в контексте задач терапии нервно — психических заболеваний. Психологический уровень исследования сориентирован на личность саму по себе, безотносительно к тому социальному окружению, в котором она живет и действует. На философско — психологическом уровне (П. В. Симонов, В. Франкл) эта абстрактность анализа до известной степени преодолевается, но здесь социальная реальность проступает лишь в качестве фона жизнедеятельности личности, в виде контура, задающего параметры ее самоосуществления. Только социально — философский уровень исследования открывает реальную возможность целостного видения личности в ее единстве с социальной средой. Но эта возможность не реализуется автоматически.

В отечественной литературе подвергнуты анализу различные аспекты духовного самоопределения личности (нравственность, гуманность, диалогичное^, соборность и др.) в системе социальных координат (В. С. Библер, Л. П. Буева, Г. Э. Бурбулис, Е. К. Быстрицкий, И. В. Ватин,

A. В. Грибакин, Ю. А. Замошкин, Н. В. Иванчук, Э. В. Ильенков, С. Г. Кара —Мурза, В. Е. Кемеров, Л. Н. Коган, В. Л. Круткин,

B. А. Кутырев, И. Л. Лошакова, Л. А. Мясникова, В. А. Панпурин, В. М. Петров, В. И. Плотников, В. Н. Сагатовский, И. Н. Степанова, В. И. Толстых, Г. Л. Тульчинский, В. Г. Федотова, С. М. Шалю — тин, Н. К. Эйнгорн и др.). В ходе таких попыток получены существенные позитивные результаты, нашли свое теоретическое разрешение многие принципиальные вопросы духовного самоопределения личности в контексте социальных реалий современной России. Однако в существующих теоретических проработках недостаточно полно отражена диалектика личностного самоопределения и объективных условий его осуществления и не получил необходимого освещения драматизм слома привычных цен — ностных ориентиров в постсоветском обществе.

Цель и задачи исследования. Цель исследования определена как построение целостной социально — философской концепции духовности и бездуховности личности. Для достижения поставленной цели намечено решить следующие задачи: выявить общую природу духовности и бездуховности личности; разработать типологию форм духовности, разрешив при этом вопрос о соотношении духовности и религиозности; изучить феномен псевдодуховности как с точки зрения его сущ — ности, так и в плане его эмпирических обнаружений; разработать типологию форм бездуховного бытия человека; рассмотреть проблему отрицательной духовности; исследовать диалектику лично — общественной детерминации духовного самоопределения личности; проанализировать фундаментальные проблемы духовного самоопределения личности в контексте реалий постсоветской России.

Методологическая основа исследования. В широком плане автор ориентируется на традиции светской, рационалистической философии, на парадигму научно — материалистической философии. Исходным пунктом анализа является тезис о человеке как существе лично —общественном. В построении концепции духовности и бездуховности личности конструктивную роль играют диалектические идеи единства сущности и существования, начала и основания, движения от человека через мир к человеку. В понимании человеческого существования в мире особое внимание уделено классическим трудам Гегеля «Феноменология духа», В. С. Соловьева «Смысл любви», Н. А. Бердяева «Философия свободного духа», С. Л. Франка «Духовные основы общества», М. Шелера «Положение человека в Космосе», Э. Фромма «Иметь или быть?». Автор исходит из идеи непрерывности, целостности историко-философского процесса, что предопределяет его отношение к советскому периоду развития отечественной философии. С его точки зрения, несмотря на все деформации, биение живой мысли не прекращалось в нашей стране никогда, и лучшие достижения философской мысли советского периода сохраняют актуальность и поныне. Из этого вытекает необходимость объективного, понимающего отношения к философским текстам, созданным в советскую эпоху.

Научная новизна исследования определяется разработкой целостной социально — философской концепции духовности и бездуховности личности. Этот общий результат складывается из следующих результатов: выявлена общая природа духовности и бездуховности личности: духовность и бездуховность личности трактуются как противоположные смысложизненные позиции стратегии. Духовность — самотрансценденция личности, ее открытость навстречу миру; бездуховность — самоотчужде — ние личности, ее субъективная отгороженность от мира (закрытость); разработана социально — философская типология форм духовности на основе триады М. М. Бахтина «теоретизм — эстетизм — этизм» и даны конкретные развернутые характеристики каждой из форм. Обоснован вывод об амбивалентности как религиозного, так и атеистического мировоззрения в плане выбора личностью смысложизненной стратегии; выявлен феномен псевдодуховности. Псевдодуховность трактуется как духовность по видимости и бездуховность по сути. Раскрыты основные формы псевдодуховности, коррелирующие с формами духовности: «шизоидная рационализация», «эстетический фетишизм», «этический демонизм», дано описание каждой из указанных форм; предложен комплексный критерий систематизации форм бездуховного бытия человека, учитывающий характер отношения личности к деятельности (активное включение в деятельность или уклонение от нее) и отношение к принятым в обществе нормам социальности (социально приемлемое или социально неприемлемое поведение). Выявлены основные социальные типы, реализующие стратегию бездуховного бытия: Карьерист, Преступник, Обыватель, Люмпен; рассмотрена проблема отрицательной духовности и сделан вывод о том, что в светской интерпретации понятие отрицательной духовности — своего рода оксюморон, выражающий феномен бездуховности. Обосновано положение о неразрывности духовности и гуманистических ценностей; обосновано положение о лично — общественной детерминации духовного самоопределения личности. Проведена идея о выборе смысложизненной стратегии как свободном полагании личностью собственной сущности. Подчеркнуто значение благоприятных внешних факторов для позитивного выбора; проанализированы фундаментальные проблемы духовного самоопределения человека в контексте социальных реалий современной России. Рассмотрены коренные проблемы духовного самоопределения: отношение к Другому; преодоление искушений, порожденных человеческой телесностью, с одной стороны, и потребительски — гедонистическим идеалом, — с другой; самоопределение личности в потоке времени в аспекте «Миг и Вечность». Обосновано положение о том, что неправомерно связывать духовность только с коллективизмом или только с индивидуализмом. Показано, что бездуховность возникает в том случае, когда чело — век попадает в зависимость от собственной плоти либо положительным (гедонизм), либо отрицательным (аскетизм) образом. В качестве позитивной альтернативы выдвигается принцип умеренного (разумного) аскетизма. Показано, что выбор обладания в качестве главного смысла жизни ведет к самоотчуждению личности от мира, к утрате ею гуманистической ориентации. Сделан вывод о том, что духовным является лишь такое бытие, которое не растворено в мгновении, ориентировано на вечность.

Научно — практическая ценность исследования. Положения и выводы предлагаемой в диссертации концепции нашли применение в научной и педагогической деятельности автора в качестве преподавателя философии и истории религий на гуманитарных факультетах (филологический и исторический) Комсомольского — на — Амуре государственного педагогического института. Некоторые идеи данной диссертации использовались при проведении методологических семинаров в различных формах обучения учителей средних школ и колледжей Комсомольска —на —Амуре. На основе данного исследования разработан спецкурс «Духовность и бездуховность личности» для гуманитарных факультетов педагогического института. Содержание диссертационного исследования может быть использовано для разработки проблем социальной философии, в преподавании различных философских дисциплин. и

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовность и бездуховность личности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В понятии духа заключена идея противоположности сознания материи, способа пребывания человека в мире — самому этому миру. Поня — тие духа характеризует как род человеческий, так и каждого индивида. Человек, в отличие от всех иных существ, обладает способностью субъективно отнестись к внешнему миру (следовательно, и к Другому, как существу, репрезентирующему мир), сделать его предметом своего интереса, своей заботы участия, но способен и проникнуться совершенно иным отношением к объективной реальности, к другим людям. И эта противоположность возможных жизненных позиций, возможных стратегий фиксируется парой понятий "духовность — бездуховность".

Концепция духовности личности, которую автор выносит на суд коллег — это реляционная концепция. В ней духовность трактуется как определенный тип мироотношения, определенная смысложизненная позиция. Сущность духовности — в открытости личности навстречу миру. В качестве антипода духовности выступает бездуховность. Бездуховность состоит в субъективной отгороженности от мира, во внутреннем отпадении личности от дел и забот мира.

Духовность неотделима от ценностей гуманизма. Личность, живущая в модусе духовности, устремлена к гуманистическим ценностям. Личность, чье существование бездуховно, относится к Другому не как к самоценному и равному существу, а как к вещи, инструментально, прагматически, и потому бездуховность несовместима с гуманизмом.

Духовность проявляется в различных формах, связанных с разными формами человеческой деятельности. Бездуховность существует в определенных формах, связанных с реализуемой жизненной стратегией. Псевдодуховность есть бездуховность по сути и духовность по видимости. Формы псевдодуховности обнаруживают определенную корреляцию с формами духовности.

Духовность формируется изнутри человеческого существа как свободный выбор смысложизненной ориентации. Духовность не является непосредственным результатом воспитания и образования, но воспитание и образование создают объективные условия, в которых личность осуществляет свой субъективный стратегический выбор. Создать благоприятные условия для формирования духовности и блокировать неблагоприятные — разрешимая в принципе, хотя и нелегко решаемая на практике задача.

Самоопределение личности в модусе духовности или в противоположном модусе требует от нее решения фундаментальных жизненных проблем. Личность должна выбрать между стратегией потакания плоти и стратегией подчинения телесности социально значимым задачам; между жизнью ради обладания и жизнью с целью саморазвития, творческой и гуманистически ориентированной самореализации; между растворением в мгновении и стремлением продлить свой век за пределы физического существования.

За рамками настоящей работы остались многие важные и интересные проблемы. Без сомнения, специального внимания заслуживает вопрос о развитии духовности и ее основных форм как в онтогенезе, так и в плане филогенезе. Рассмотрение духовности в эволюционном аспекте подводит к проблеме культурно — исторических типов духовности. Те беглые замечания по данной проблеме, которыми мы вынуждены были здесь ограничиться, могут рассматриваться только как самый первый предварительный подступ к исследованию. Развитие современной цивилизации заставляет задуматься над проблемой обуздания эгоизма, потребительски — гедонистических установок и т. п. Эти проблемы имеют и свое внутрироссийское измерение, т. к. будущее нашей страны прямо зависит от судьбы человечества. (А будущее человечества — от того, по какому пути пойдет развитие России). В указанной связи встает задача исследования диалектики духовности и бездуховности. Неотъемлемой частью данной задачи является углубленное изучение псевдодуховности, ее форм и проявлений.

Как практически противостоять стихии бездуховности? Как, какими средствами и методами влиять на личность в направлении выбора ею по — зиции открытости навстречу миру? И каковы вообще пределы этого влияния?

Поставленные вопросы носят далеко не академический характер. Это вопросы практические, причем не тактического, а стратегического уровня. То или иное их видение предопределяет подход к решению конкретных социальных, политических, юридических, педагогических проблем. Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо прежде всего выявить общую природу духовности и бездуховности. Если настоящее исследование хоть в какой —то мере будет способствовать достижению этой цели, автор сочтет свой труд не напрасным.

 

Список научной литературыЛившиц, Рудольф Львович, диссертация по теме "Социальная философия"

1.Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 301 с.

2. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. - № 7. С. 210 - 220; № 9. С. 227 - 239.

3. Андрусенко В. А., Пивоваров Д. В. Надежда как феномен духовности (к постановке проблемы Ф. Достоевским) // Диалектика и культура: Тез. докл. межвуз. науч. конф. Пермь: 1991. С. 88 — 90.

4. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 254 е.;

5. Аннинский Л. А. Безнадега, надежность, надежда // Коммунист. — 1991. № 6. С. 105. - 112.

6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993. — 607 с.

7. Аронов Р. А. О некоторых результатах постижения времени // Вопросы философии. 1994. - № 5. С. 150 - 154.

8. Арсеньев В. К. Дерсу Узала. Сквозь тайгу. М.: Правда, 1989. — 398 с.

9. Аскин Я. Ф. Проблема времени и ее философское истолкование. М.: Мысль, 1969. 199 с.

10. Бабушкин В.У. Философия духа (Опыт интенционального анализа) М., 1994. Рук. деп. в ИНИОН РАН. 141 с.

11. Бакшутов В.К. Философия чувств: информационная концепция. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 492 с.

12. З.Барулин В. С. Социально — философская антропология. Общие начала социально — философской антропологии. М.: Онега, 1994. — 252 с.

13. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М.( 1987. С.13- 51.

14. Его же. Не деянием одним жив человек // Деятельность: теория:, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. С.317-329.

15. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 1985 гг. М.: Наука, 1986. С. 80 - 160.

16. Его же. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 7 — 180.

17. Бачинин В.А. Мещанство как социально — нравственная проблема. М.: Знание, 1982. 64 с.

18. Бекарев А. М. Смысл индивидуальной свободы: я и другие // Духовность и культура. Духовность мироотношения. Екатеринбург: Изд —во Уральского ун-та, 1994. С. 78 - 90.

19. Беляев В. И. Партийность как антипод соборности // Русская цивилизация и соборность. М.: 1994. С. 146 — 151.

20. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 364 460.

21. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. — 400 с.

22. Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. — 1992. № 7. С. 34 - 44.

23. Биккенин Н. Б. Социалистическая идеология. М.: Политиздат, 1978. 295 с.

24. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. 169 с.

25. Блок А. А. Незнакомка // Русские поэты. Антология в 4 т. М.: Детская литература, 1966. С. 580 — 581.

26. Бобров М. Я. Методологические основы исследования проблемы целостности человека // Соотношение общего, особенного и единичного впроблеме человека. (Материалы научной конференции). Барнаул, 1990. С. 5 12.

27. Бойл Дж. Стать другим // Общая газета. 1997. - № 24 (203).

28. Боуэн М. Духовность и личностно центрированный подход // Вопросы психологии. — 1992. — № 3 — 4. С. 24 — 33.

29. Брысина Т. Н., Фомина Т. Ю. Духовность как феномен // философские проблемы духовности личности. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского педагогического ин —та, 1992. С. 5 — 13.

30. Буачидзе Т.А. О назначении человека // Философия, культура, человек. Тбилиси: Мецниереба, 1988. С.39 — 46.

31. Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Выступление на заседании «круглого стола» «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. — 1996. — № 2. С. 3 9.

32. Бубер М. Два образа веры // Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. С. 233 340;

33. Булгаков С. Н. Православие. М.: Terra —Terra, 1991. — 415 с.

34. Его же. Героизм и подвижничество // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: Изд —во Уральского ун-та, 1991. С. 26 68.

35. Его же. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 414 с.

36. Бурбулис Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность. М.: Знание, 1986. 64 с.

37. Быстрицкий Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наукова думка, 1986. — 195 с.

38. Вавилин Е. А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категории культуры. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1983. —199 с.

39. Василюк Ф. Е. Психология переживаний: анализ преодоления кризисных ситуаций. М.: Изд—во МГУ, 1984. — 200 с.

40. Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов — на — Дону: Изд— во Ростовского ун-та, 1984. — 197 с.

41. Вебер М. Социология религий (Типы религиозных собществ) // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 78 279.

42. Его же. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Там же, С. 7 38.

43. Вильчек В.М. Прощание с Марксом (Алгоритмы истории) // М.: Прогресс Культура, 1993. - 224 с.

44. Воспитание духовности. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1996. 242 с.

45. Вульфов Б. 3. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. -1995. № 2. С. 48 - 52.

46. Габинский Г. А. Теология и чудо. М.: Мысль, 1978. — 280 с.

47. Гадамер X. —Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 700 с.

48. Гадамер X. —Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.- 367 с.

49. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. О предмете религиозной философии // Общественные науки и современность. — 1996. — № 1. С. 85 — 96.

50. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора. М.: Искусство, 1970. — 247 с.

51. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. — 367 с.

52. Гайдученок И. А. Слово о личности. Минск: Навука i тэхшка, 1990.- 158 с.

53. Гегель Г. — В. —Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М.: Мысль 1977. — 471 с.

54. Голубев А. И. Владимир Соловьев о бесконечности личности // О человеческом в человеке М.: Политиздат, 1991. С. 327 — 342.

55. Гончаров С. 3. Православие, духовность, культура // Православие. Общество. Культура. Мат. междунар. науч. конф. Омск: ТОО «Полиграф», 1995. С. 41 45.

56. Гранин Д. Эта странная жизнь. М.: Советская Россия, 1982.- 254 с.

57. Гранин Ю. Д. Марксизм утопия или научный проект? // Философские науки. - 1991. - № 3. С. 3 - 17.

58. Гранин Ю. Д., Иванов Д. В. Другой Маркс // Свободная мысль. -1993. № 6. С. 100 - 112.

59. Грибакин А. В. Апология индивидуализма // Человек: индивид и индивидуальность. С. 7 — 20.

60. Григоряьн Б. Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.: 1986. — 224 с.

61. Гуревич А. Я. Индивид. Статья для возможного в будущем «Толкового словаря средневековой культуры» // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятипятилетия Елеазара Моисеевича Мелетин — ского. М.: Российский университет, 1993. С.297 — 311.

62. Гуревич П.С. Проблема Другого в философской антропологии М. М. Бахтина // М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. С.83 96.

63. Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: философско — гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. — 152 с.

64. Делокаров К. Закончилось ли противостояние науки и религии? // Общественные науки и современность. — 1996. — № 1. С.74 — 84.

65. Духовное производство. Социально — философский аспект духовной деятельности. Под ред. В. И. Толстых. М.: Наука, 1985. — 352 с.

66. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. С. 7 — 164.

67. Доля В. Е. Иллюзия духовности. О превратном характере религиозного мировоззрения. Львов: Изд—во Львовского ун-та, 1985. — 224 с.

68. Евстигнеев В. Р. Попытки реабилитации скомпрометированной исследовательской программы // Общественные науки и современность,- 1994. № 3. С.131 - 141.

69. Евтушенко Е. Поэта вне народа нет // Евтушенко Е. Стихи. В 3 т. М.: Художественная литература, 1984.Т.З С. 100 — 111.

70. Еремеев А. Ф. О резервах русской духовности // Духовность и культура. Духовный потенциал русской культуры. Екатеринбург: 1994. С. 4 14.

71. Есенин С. Анна Снегина // Собр. соч. в 3 т. М.: Правда, 1970. Т. 2. С. 189 210.

72. Журавлев В. В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. М.: Высшая школа, 1980 176 с.

73. Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. 352 с.

74. Закс Л. А. Художественное сознание. Свердловск: Изд —во Уральского ун-та, 1990. — 212 с.

75. Его же. Духовность искусства. // Духовность и культура. Духовность мироотношения. — С. 107 — 123.

76. Замошкин Ю. А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. Социологический анализ некоторых тенденций в общественной психологии США М.: Наука, 1966. 328 с.

77. Его же. Личность в современной Америке. Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980. — 247 с.

78. Зиновьев А. А. Русский эксперимент. М.: Наш дом — L'Age d'Homme, 1995. 448 с.

79. Его же. Запад. Феномен западнизма. М.: Центрполиграф, 1995. — 461 с.

80. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. -303 с.

81. Его же. Реалии современного мира против новоявленных ниспровергателей марксизма // Социальная философия в конце XX века. М.: Изд-во МГУ, 1991. С.52 - 56.

82. Иванов В. Н., Лукьянов Б. Г. Духовность как компонент социальных технологий // Информатизация и технологизация социального про —странства. Мат. к 1 Междунар. симпозиуму по социальным технологиям. М. Нижний Новгород, 1994. 41 - 56.

83. Иванчук Н. В. Потребности социалистической личности. М.: Мысль, 1986. 192 с.

84. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.

85. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб.: Царское дело, 1995. 248 с.

86. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) М.: Политиздат, 1974. — 328 с.

87. Его же. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.

88. Его же. О духовном (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1989. - № 9. - С. 91 - 102.

89. Калашников М. Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии. Вып. 5. Пермь: Изд—во Пермского ун-та, 1996. С. 79 84.

90. Калашников М. Ф. Духовность и мировоззрение // Проблемы русской духовности и современность: Тез. докл. науч. конф. Хабаровск: 1993. С. 67 70.

91. Каменский 3. А. Философия как наука. Классическая традиция и современные споры. М.: Наука, 1995. — 173 с.

92. Кара — Мурза С. Г. Проект либерализации экономики России. Адекватен ли он реальности? // Свободная мысль. — 1992. — С. 14 — 24.

93. Его же. Что происходит с Россией? Куда нас ведут? Куда нас приведут? М.: Былина, 1993. — 64 с.

94. Его же. После перестройки. Интеллигенция на пепелище родной страны. М.: Былина, 1995. — 132 с.

95. Кемеров В. Е. Взаимопонимание (Некоторые философские и психологические проблемы). М.: Политиздат, 1984. — 109 с.

96. Его же. Введение в социальную философию. М.: Наука, 1994. 187 с.

97. Его же. Социальное бытие как деятельность людей // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург: Изд —во УрГЮА, 1996. С. 109 — 126.

98. Кирсанова Е. С. Об источниках своеобразия русской культуры // Духовность и культура. Духовный потенциал русской культуры. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1994. С. 41 46.

99. Коган Л. Н. Развитой социализм и духовная жизнь общества. М.: Знание, 1975. 47 с.

100. Его же. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 273 с.

101. Коган Л. Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург — 207 с.

102. Коган Л. Н., Кириллова М. М. Диалогичность духовной культуры // Духовность и культура. Алгоритмы культуры. Екатеринбург: Изд—во Уральского ун-та, 1994. С. 97 109.

103. Коган Л. Н., Сесюнина И. Б. Духовное производство: методологические и социологические проблемы. Томск: Изд—во Томского ун-та, 1986 165 с.

104. Ю8.Кожеурова Н. С. Публицистика и философия: коммуникативно — мировоззренческие аспекты. М.: Молодая гвардия, 1994. — 159 с.

105. Козлова Н. Н., Рылева С. И., Степанова Е. И., Федотова В. Г. Ценностные ориентации — предпосылка программ переустройства общества // Общественные науки и современность. — 1992. — № 1. С. 36 44.

106. Ю.Козловский В. В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. 279 с.

107. Ш.Козловский В. В., Федотова В. Г. В поисках социальной гармонии. (Социальная справедливость и социальная ответственность). Свердловск: Изд —во Уральского ун-та, 1990. — 207 с.

108. Колосницын В. И. Религиозное отчуждение. Свердловск: Изд —во Уральского ун-та, 1987. — 181 с.

109. Кон И. С. Позитивизм в социологии. Д.: Изд-во ЛГУ, 1964. 207 с.

110. Копалов В. И. Отчуждение, его исторические варианты и перспективы // Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. С. 25 -40.

111. Его же. Русская философия о роли православия в развитии русской культуры // Духовность и культура. Духовный потенциал русской культуры. С. 30 — 40.

112. Иб.Коптюг В. А. На пути к устойчивому развитию цивилизации // Свободная мысль. 1992. - № 14. С. 3 - 16.

113. Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности. (Философские очерки). Ижевск: Изд—во Удмуртского ун-та, 1993. — 171 с.

114. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. — 1992. — № 12. С. 21 — 28.

115. Ксенофонтов В. И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. - № 12. С. 41 - 52.

116. Кудрявцев В. Н, Лукашева Е. А. Индивидуализм или коллективизм? // Свободная мысль. 1996. - № 2. С. 61 - 70.

117. Кузнецова Г. В., Максимов Л. В. Высшие ценности и мораль // Философские проблемы духовности личности. Нижний Новгород, 1992. С.13 25.

118. Кузнецова Г. В. Абсолюты христианской этики // Духовность: современность и ретроспектива. Нижний Новгород: Изд—во Нижегородского педагогического ун-та, 1995. С.40 —50.

119. Кукушкина Е. И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика // М.: Политиздат, 1989. — 300 с.

120. Кулэ М. Духовность, смысл и политизм // Человек и духовность. Под ред. В. Г. Федотовой Рига: Зинатне, 1990. С. 124 132.

121. Кутырев В. А. Человек и мир: парадигмы взаимодействия // Человек и духовность. С. 57 — 64.

122. Его же. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. -1994. № 7-8. С. 72 - 81.

123. Его же. Человек разумный или человек духовный? // Духовность: современность и ретроспектива. 1995. С. 6 — 14.

124. Его же. Понимаю, следовательно существую. // Общественные науки и современность. — 1995. № 1. С. 138 — 145.

125. Ладоренко В. Е., Ладоренко О. О. Вера род духовной свободы // Общественнные науки и современность. — 1991. — № 1. С. 126 — 136.

126. Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Полн. собр. соч., Т. 42. С. 290.

127. Ли В. Домостроительство Божие. Анахайм: 1985. — 312 с.

128. Лившиц Р. Л. Надежда и вера // Отношение человека к иррациональному. Вып. 1. Свердловск: Изд —во Уральского ун-та, 1989. С. 239 250.

129. Его же. Милосердие и сострадание // Там же, С. 277 — 288.

130. Его же. Духовность, бездуховность, творчество // Творчество и право: Тез. докл. науч. — практ. конф. Ноябрь 1990. Тюмень: 1990. —С. 102-104;

131. Его же. Является ли советское общество искусственной конструкцией? // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований (Файнбургские чтения): Тез. докл. науч. — практ. конф. Февраль 1992. Пермь, 1992. С. 22 24.

132. Его же. Социокультурные функции догмы // Научное обоснование и здравый смысл (К 200 —летию «Наукоучения» И. Г. Фихте). Уфа: 1996. С.108 - 111.

133. Его же. Гуманитаризация образования и проблемы формирования духовности личности // Проблемы качества и гуманизации столичного изарубежного образования. М.: Изд-во Московского педагогического унта, 1996. С. 31 - 32;

134. Его же Судьба России и будущее системы образования // Новые идеи в философии. Вып. 5. С. 157 — 162.

135. Его же. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд —во Уральского ун-та, 1997. — 152 с.

136. Лифшиц М. А. Вместо предисловия // Собр. соч. в 3 т. М.: Изобразительное искусство, 1984. Т. 1. С. 3 — 6.

137. Лойфман И. Я. Отражение как высший принцип марксистско-ленинской гносеологии. Свердловск: Изд—во Уральского ун-та, 1987. С. 88 -92.

138. Его же. Онтогенез духовности // Духовность и культура: Мат. Всероссийской конф. 14 — 16 июня 1994 г. Екатеринбург: Изд—во Уральского ун-та, 1995. С. 10 — 12.

139. Льюис К. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты: Пер. с англ. М.: Республика, 1992. - 432 с.

140. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск: Изд — во Уральского ун — та, 1991. — 130 с.

141. Его же. Тоталитарная духовность: сталинизм // Духовность и культура. Духовность мироотношения., 1994. С. 51 — 61.

142. Любутин К. Н., Грибакин А. В. Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму. Екатеринбург: Изд—во УрЮГА, 1994. — 160 с.

143. Лошакова И.Л. Динамика изменений духовной ориентации советского общества в период 1961 — 1985 гг. (по материалам Уральского региона). Пермь: Изд—во Пермского ун-та, 1992. — 188 е.;

144. Малахов В. А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев: Наукова думка, 1988. 213 с.

145. Мамардашвили М. К. Размышления после съезда // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. С.200 211.

146. Его же. Анализ сознания в работах Маркса // Там же, 1990. С. 295 -314.

147. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., Т.З. С.1 -4.

148. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 3. С. 7 544.

149. Маркс К. Экономическо — философские рукописи 1944 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т. 42. С. 41 174.

150. Маркс К., Экономические рукописи 1857 — 1859 гг. Введение. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.46. 4.1. С.17-48.

151. Марксизм и Россия. М.: Изд —во Философского общества СССР, 1990. -286 с.

152. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Изд—во Агентство «Сагуна», 1994. 160 с.

153. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. М.: Изд —во гуманитарной литературы. 1995. — 215 с.

154. Материальное и духовное в социальном развитии. Киев: Изд—во при КГУ издательского объединения «Вища школа», 1986. — 207 с.

155. Маяковский В. В. Владимир Ильич Ленин // Соч. в 8 т., М.: Правда, 1968. Т. 4. С. 104 179.

156. Его же. Хорошо! // Соч. в 8 т. М.: Правда, 1967. Т. 4. С. 375458.

157. Межуев В. М. Культура и история (Проблемы культуры в философско — исторической теории марксизма) М.: Политиздат, 1977. — 199 с.

158. Его же. Историческая теория Маркса и современность // Философское сознание — драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. С. 279 306.

159. Его же. О некоторых позитивных аспектах социально-исторической теории марксизма // Социальная философия в конце XX века. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 16 23.

160. Мелетинский Е. М. К вопросу о современном понимании «духовности» // Звезда. — 1995. № 8 С. 171 — 174.

161. Микешина А. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1990. 210 с.

162. Милов Л. В. Если говорить серьезно о частной собственности на землю. Россия: климат, земельные отношения и национальный характер // Свободная мысль. 1993. - № 2. С. 77 - 88.

163. Его же. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Общественные науки и современность. — 1995. — № 1. С. 76 87.

164. Мировоззренческая культура личности (Философские проблемы формирования). Киев: Наукова думка, 1986. — 295 с.

165. Митрохин Л. Н. Философы и религия // Вопросы философии. — 1989. № 9. С. 16 - 35.

166. Его же. Выступление на заседании «круглого стола» «Культура, нравственность, религия» // Вопросы философии. — 1989. — №11. С. 57 -63.

167. Его же. Философия религии. М.: Республика, 1993. — 416 с.

168. Михеева И. Н. Амбивалентность личности: морально — психологический аспект. М.: Наука, 1991. — 128 с.

169. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: Изд — во ИФ РАН, 1994. 250 е.;

170. Моисеев Н. Н. Нравственность и феномен эволюции // Экологический императив и этика XXI века // Общественные науки и современность. 1994. - № 6. С. 131 - 139.

171. Москвина Р. Р., Мокроносов Г. В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск, 1987. — 200 с.

172. Мчедлов М. П. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. — 1993. — № 5. С.52 — 62;

173. Его же. Современный верующий. Социальные характеристики, ценностные ориентации // Свободная мысль. 1996. - № 8. С.ИЗ - 123;

174. Мясникова Л. А. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. 218 с.

175. Ее же. Постижение подлинности бытия: я «сам по себе» и в «миру» // Духовность и культура. Духовность мироотношения. С. 62 77.

176. Надсон С. Я. Ах, этот лунный свет. // Поли. собр. стихотв. М. — Л.: Советский писатель, 1962. С. 172.

177. Никитин Е. П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии. — 1991. — № 8. С. 3 12.

178. Никифоров А. Л. Семантическая концепция понимания // Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. С.72 — 94.

179. Ортега — и — Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991. — 405 с.

180. Осипов Г. В. Россия: новый курс // Завтра. 1996. - № 1(109). 187,Осипова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма. Критический анализ теоретико — методологических концепций. М.: Наука, 1977. — 279 с.

181. Панпурин В.А. Эстетическое и искусство как способы субъективированного бытия человеческой сущности. Автореф. докт. дисс. Екатеринбург, 1993. С. 36.

182. Панпурин В. А. Духовность — смысл и квинтэссенция человеческого бытия // Духовность и культура. 1995. С. 13 — 15.

183. Пастернак Б. Л. Быть знаменитым некрасиво. //Русские поэты. Антология в 4 т. М.: Детская литература, 1968. Т. 4. С. 272 — 273.

184. Его же. «Во всем мне хочется дойти.» // Русские поэты. Антология в 4 т. М.: Детская литература, Т. 4. С. 273 — 274.

185. Петерсоне Б. Этическая духовность // Человек и духовность. С. 107 118.

186. Петров В. М. Власть духа. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. 188 с.

187. Петров Э. ф. Эгоизм. Философско этический очерк. М.: Наука, 1969. - 207 с.

188. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 256 с.

189. Пивоваров Д. В. Религия: сущность и обновление // Философские науки. 1992. - № 2. С. 62 - 73.

190. Его же. Дух, душа и смысл жизни человека. Екатеринбург: Изд— во Уральского ун-та, 1993. — 90 с.

191. Его же. Дух и душа, духовное и душевное // Духовность и культура. Изд —во Уральского ун-та, 1995. С. 16 — 22.

192. Его же. Вера и знание в религии и науке. Екатеринбург: Изд —во Уральского ун-та, 1994. — 99 с.

193. Плотников В. И. Дух и его культурно — исторические модификации // Духовность и культура. Духовность мироотношения. С. 4 — 29.

194. Подберезкин А. И. Через духовность — к возрождению Отечества и мировому лидерству // Россия перед выбором. М.: Агентство «Обозреватель», 1995. С.5— 21.

195. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию М.: Ad Marginem, 1995. — 338 с.

196. Проблемы философии культуры. Опыт историко — материалистического анализа. М.: Мысль, 1984. — 325 с.

197. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Роман в стихах // Соч. в 10 т. М.: Правда, 1981. Т. 4. С. 6 184.

198. Рацингер Й. Введение в христианство. Брюссель: 1980. — 185 с.

199. Рашковский Е. Б. Социотехника, цивилизация, духовность: на путях к герменевтике и демократии // Мировая экономика и международные отношения. — 1992. — № 2. С. 41 — 54.

200. Его же. Европейская культура нового времени: библейский контекст // Вопросы философии. — 1996. — № 2. С. 80 — 92.

201. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.: Образование, 1911. 196 с.

202. Рогулев А. И. Духовность как высший способ со —бытия человека с миром // Духовность и культура. С. 22 —24.

203. Его же. Духовность — ненасилие — образование // Судьба России: прошлое, настоящее, будущее: Тез. Всероссийской конф. Екатеринбург: Изд —во Уральского ун-та, 1995. С. 302 — 305.

204. Розанов В. В. Смысл аскетизма // Соч. в 2 т., М.: Правда, 1990. Т.1. С. 216 227.

205. Розин В. М., Шапинская Р. Природа любви. М.: 1993. 174 с.

206. Россия перед выбором. М.: Агентство «Обозреватель», 1995.- 211 с.

207. Рубене М. Духовность человека и понятие времени // Человек и духовность. С. 72 — 81.

208. Русское православие. Вехи истории. М.: Политиздат, 1989.- 720 с.

209. Рябов О. В. Природа аморального: индивидуализм или тоталитарность? // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. (Файнбургские чтения). С. 30 — 32.

210. Сагатовский В. Н. Соборность и свобода (Понимание свободы в русской и западной культурах // Русская цивилизация и соборность. М. 1994. С. 164 174.

211. Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация (Социально — психологическая концепция). СПб.: Изд—во СПбУ, 1995. — 200 с.

212. Селиванов В. В. «Душа» и «духовность» // М. М. Бахтин: эстетическое наследие и современность. Саранск. Изд —во Мордовского ун-та, 1992. С. 145 151.

213. Силуянова И. В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. 1990. - № 12. С. 100 - 104.

214. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352 с.

215. Скоробогацкий В. В. По ту сторону марксизма. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та. 1991. 269 с.

216. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Человек. —1994. № 5. С. 21 - 28.

217. Согрин В. В. Западный либерализм и российские реформы // Свободная мысль. 1996. - № 1. С. 32 - 43.

218. Его же. Либерализм в России: перипетии и перспективы // Общественные науки и современность. — 1997. — № 1. С. 13 — 23.

219. Соловьев В. С. Смысл любви // Соловьев В. С. Смысл любви. Избранные философские произведения. М.: Современник, 1991. С.125 182.

220. Его же. Оправдание добра // Соловьев В. С. Соч. в 2 т., М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 47 - 831.

221. Его же. Философская публицистика // Соловьев В. С. Соч. 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 15 258; Т. 2. С. 175 - 663.

222. Соловьев Э. Ю. Выступление в дискуссии «Умер ли марксизм?»// Вопросы философии. 1990. - № 10. С. 26 - 36.

223. Стенченко А. Эстетизм как тип духовности // Человек и духовность. С. 97 106.

224. Степанова И. Н. Индивидуализм и коллективизм как социкуль — турные механизмы формирования максим культуры // Человек и его духовные ценности. Курган: Изд —во Курганского педагогического ин —та,1995. С. 12 19.

225. Ее же. Духовность человеческой индивидуальности // Человек: индивидуалист и индивидуальность. Екатеринбург: Изд —во УрЮГА, 1995. С. 56 62.

226. Стрелков В. И. Духовность и творчество // Человек как философская проблема: Восток — Запад. М.: Изд —во Университета Дружбы народов, 1991. С. 198 208.

227. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 573 с.

228. Теория и жизненный мир человека. Под ред. В. Г. Федотовой. М.: Изд-во ИФ РАН, 1995. 206 с.

229. Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Повести и рассказы. В 2 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Т. 2. С. 90 142.

230. Толстых В. И. Искусство и мораль (О социальной сущности и функции искусства). М.: Политиздат, 1973. — 440 с.

231. Его же. Сократ и мы. М.: Политиздат, 1986. 384 с.

232. Троицкий Е. С. Что такое русская соборность? М., 1993. — 104 с.

233. Его же. Теоретические и политические аспекты изучения соборной роли русского народа // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М.: 1995. С. 3 — 28.

234. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. — 255 с.

235. Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 215 с.

236. Уледов А. К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. — 271 с.

237. Федоров И. А. Критическая интерпретация марксистской парадигмы. СПб.: Изд-во СПбУ, 1993. 214 с.

238. Федотова В. Г. Теоретическое, практически — духовное и духовно—теоретическое освоение мира // Научные и вненаучные формы в социальном познании. Теоретические и духовно — практические формы освоения действительности. М.: 1987. С. 4 — 27.

239. Ee же. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. - № 3. С. 11 - 28.

240. Ее же. Практическое и духовное освоение действительности // М.: Наука, 1991. 134 с.

241. Ее же. Предисловие к книге «Человек и духовность». С. 3— 6.

242. Ее же. Духовное и душевное // Человек и духовность. С. 7 — 22.

243. Фейнберг Е. Л. Интуитивное суждение и вера // Вопросы философии. 1991. - № 8. С. 13 - 24.

244. Фейербах Л. Сущность христианства // Соч в 2 т. М.: Наука, 1995. Т.2. С.З 376.

245. Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М.: Политиздат, 1989. 270 с.

246. Философия любви. М.: Политиздат, 1990. 4.1. 510 е.; 4.2. -605 с.

247. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990 (В 2-х полутомах). — 839 с.

248. Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М.: Издание Г. А. Лемана и С. М. Сахарова, 1917. — 252 с.

249. Его же. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Духовные основы общества М.: Республика, 1992. С. 13 -146.

250. Его же. Смысл жизни // Духовные основы общества. С. 147 216.

251. Его же. Этика нигилизма (К характеристике нравственного миросозерцания русской интеллигенции) // Сочинения М.: Правда, 1990. С. 77 112.

252. Его же. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Там же, С. 183 — 559.

253. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.

254. Фролов А. С. Проблема соборности в русской культуре // Русская цивилизация и соборность. С. 151 — 163.

255. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. — 238 с.

256. Его же. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 271 с.

257. Его же. Искусство любить. М.: Педагогика, 1990. — 159 с.

258. Его же. Вклад Маркса в познание человека // Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — С.344 — 356.

259. Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие. Новое исследование российской религиозности // Свободная мысль. — 1997. № 1. С.79 — 91.

260. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.

261. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерландского. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. — 464 с.

262. Хёсле В. Философия и экология. М.: Издательская группа АО Kami, 1994. 188 с.

263. Хомяков А. С. Церковь одна. М.: 1991. 36 с.

264. Хоружий С. С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991. — 136 с.

265. Хэтчер У. С. Понятие духовности. Киев: МП «Феникс», 1992. 72 с.

266. Цвейг С. Казанова // Цвейг С. Три певца своей жизни. М.: Республика, 1992. С. 21 116.

267. Ципко А. С. Хороши ли наши принципы? // Новый мир. — 1990. № 4. С. 173 - 204.

268. Человек: индивидуалист и индивидуальность. Екатеринбург: Изд — во УрГЮА, 1995. 107 с.

269. Человек и духовность. Под ред. В. Г. Федотовой. Рига: Зинатне,1990. 152 с.

270. Шалютин С. М. Вера в бога, атеизм и проблема вседозволенности // Человек и его духовные ценности. С. 62 — 81.

271. Швейцер А. Культура и этика М.: Прогресс, 1973. — 343 с.

272. Шевченко В. Н. Духовность, деятельность, культура // Свободная мысль. 1993. - № 5. С. 81 - 88.

273. Его же. От «советского истмата» к современной социальной философии // Социальная философия в конце XX века. М.: Изд —во МГУ,1991. С.45 - 50.

274. Шелер М. Положение человека в Космосе // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 129 — 193.

275. Шердаков В. Н. Размышления о любви и нравственном долге // Этическая мысль. Научно — публицистические чтения. М.: Политиздат, 1988. С. 177 187.

276. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. М.: Русская мысль, 1911. — 171 с.

277. Эйнгорн Н. К. Моральное отчуждение: специфика и истоки // Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. С. 64 74.

278. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 231 517.

279. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С.269-317.

280. Энциклопедический словарь. Издатели Ф. А.Брокгауз и И. А. Ефрон. Т. 15. С.237.

281. Юдин А. В. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся 10 —х — 11—х классов. М.: Интерпракс, 1994. — 398 с.

282. Юлина Н. С. Теология и философия в религиозной мысли США XX века. М.: Наука, 1986. 161 с.

283. Ее же. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философия для детей» // Вопросы философии. — 1996. — № 10. С. 32 45.

284. Ярыгин Н. Н. Вера в познавательной деятельности человека // Познание и его возможности. Тез. междунар. науч. — практ. конф. М.: 1994. С. 174 177.

285. Braun Е. From Strength to Strength. The First half Century of the Formative Age of the Baha'i Era. New Delhi: Baha'i Publishing Trust, 1979, — 74 p.

286. Casteel H. C. Beyond Reasonable Doubt. Joplin, Missouri 1990. -201 p.

287. Darby, Tom. The Feast. Meditations on Politics and Time. Toronto Bufalo London: University of Toronto Press. — 1990 — 234 p.

288. Esslemont J. E. Baha'U'Llah and the new Era. The Forth edition. L.: Baha'i Publishing Trust, 1974. — 269 p. Рус. пер. Баха —Улла и новая эра. Екатеринбург: Изд—во Уральского ун-та, 1991. — 304 с.

289. Faizi, Gloria. The Baha'i Faith. An Introduction. New Delhi: Baha'i Publishing Trust. 1992. 129 p.

290. Hatcher, William. S., Martin, J. Douglas. The Baha'i Faith. The Emerging Global Religion. San Francisco: Harper & Row, Publishers, 1984. -228 p.

291. Piore, Michael J. Beyond Individualism. L.: Harvard University Press, 1995. 215 p.

292. Propst, Rebecca. Spirituality and the avoidant Personality // Theology today. Vol. XLIX, № 2. July, 1992. Princeton. P. 168 175.

293. The Religgious Personality. Ed. by Donald Capps (Univ. of Chicago) and Walter H. Capps (Univ. of California, Santa Barbara). Belmont, California, 1970. 379 p.

294. Reichmann, James B. Phlosophy of The Human Person. Chicago: Loyola University Press. Cop. 1985. — 346 p.

295. Rifkin J. Biosphere Politics. A New Consciousness for a New Century. N. -Y.: Crown Publishers, Inc., 1991. 388 p.

296. The Study of Spirituality. Ed. by C. Jones, G. Wainwright, E. Garnold. L.: University press, Cambridge, 1992. — 634 p.

297. The Spirituality of Western Cristendom. Kalamazoo, Michigan, Cisterian Publications, 1976. 217 p.

298. Undrstanding other Persons. Basil Blackwell. Oxford, 1974. — 266 pp.

299. Woolson G. Divine Symphony. The Third Edition. New Delhi: Baha'i Publishing Trust, 1988. 137 p.