автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Духовность как интенция личностного бытия

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Шелковая, Наталья Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Харьков
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Духовность как интенция личностного бытия'

Текст диссертации на тему "Духовность как интенция личностного бытия"

61' ЯН/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХАРЬКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ И ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.А.й.ГОРЬКОГО

На правах рукописи УДК 130.3.

М$л у

ШЕЛКОВАЯ Наталья Валерьевна ДУХОВНОСТЬ КАК ИНТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО БЫТИЯ

>

09.00.01 - диалектический и исторический материализм

Диссертация на соискавие ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель-кандидат философских наук, доцент Дениско Л.Н.

Харьков - 1990

СОДЕРЖАНИЕ

Cïp.

ВВЕДЕНИЕ ................................3

Раздел I. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ОБЗОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ДУХЕ И ДУХОВНОСТИ ......... . 12

Раздел П. ДУХ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДУХОВНОСТИ 68

Раздел Ш. ДУХОВНОСТЬ КАК ИНТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО БЫТИЯ 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................195

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................19?

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Духовность на сегодняшний день стала практически- политической проблемой, в актуальности которой уже никто не сомневается. Это обусловлено, с одной стороны, насущной потребностью в современной исторической ситуации решения глобальных проблем, которое невозможно, на наш взгляд, без реше ния глобальной проблемы сохранения я возрождения духа и духовно сти личности; с другой стороны, животрепещущей необходимостью решения проблем нашего общества, которое в решающей степени за висит от интенции и характера стремлений лидеров перестройки, а также каждой личности, т.е. от характера их духа и духовности.

Длительное время,имеющая место в советском обществе недооценка роли духа человеческого и его духовности, абсолютизация, маг териальных, экономических факторов, видение в человеке лишь функции производства, элемента производительных сил, части общества« государства« а не самоценности привели к нивелированию, обезличиванию человека,.сведению его яйного начала к ячейному, господству серости, стадности и натурального человека, понизившего и раздавившего (или раздавливающего) духовного человека, превратившегося в объект воздействия различных социальных механизмов, либо в безликий субъект производства, труда.

Серые индивиды порождают не только серую культуру, во и серую экономику, ибо расцвет экономики требует расцвета творческого начала в личности, ее духа и духовности. Безликий, стадный, лишенный свободы, своего "Я", своего духа индивид лишен и ответственности за свои поступки и деятельность. Крайней формой выражения этой безответственности, бездуховности явилось забвение своих корней, своей органической связи с природой и

культурой, делающей человека человеком, выразившееся в потере культуры и превращений ее в суррогат цивилизации, "цивилизованное варварство" (Н.Бердяев), сметающее как вихрь все ценное на земле, уничтожающее даже среду обитания людей - природу, био сферу.Насилие над культурой и природой, являющееся плодом дегра дации человеческого духа, непонимание того, что насилие над своим ино-бытиеы есть насилие над своим бытием, приводит не только к деградации личностного начала в человеке, расщеплению или растворению его "Я" в "Мы" (социальных нормах, стереотипах, клише, архетипах общественного сознания), разорванности или потере личностного бытия и сведению "Я-бытия" к "Мы-бытию", но и к физической деградации человека.

Провозглашаемый в нашем обществе принцип гуманизма, любви к человечеству, "человеку вообще" превратился в государственную религию, приносящую в жертву Человеку реального, конкретного человека, жизнь которого стала сплошной "заботой" (М.ХаЙдеггер) Конкретный человек, личность, ее лицо, ее "Я" перестали рассматриваться не только высшей ценностью, но и ценностью вообще, превращаясь в средство для достижения могущества государства, нации, класса, коллектива.

В философии этот процесс выразился, во-первых, в сведении человека к понятию, попытках ответить иа вопрос "Что есть человек?", игнорируя его непонятийность, неукладываемость ни в какое понятие; во-вторых, в рассмотрение не уникальности человека, его "Я", а общих, типичных свойств, присущих к тому же не реальному человеку, а человеку как идеальному понятию, принятому в той или иной общественно-экономической формации, тем или иным классом. Вопрос "Кто человек?", предполагающий иоследова-

ние личностного, яйного начала реального человека, его духа и духовности (либо тварности и бездуховности), выпадал из поля зрения философов.

Отсутствие социального заказа на высшую качественную, а не количественную культуру, на настоящую философию как вопрошание о сущем, а не догматическое и идеологическое комментирование, и, как следствие этого, на дух и духовность личности, ее "Я" бумерангом отозвалось в сегодняшних коллизиях, антагонизмах, кризисах.

Осмысление этих процессов, являющихся, по нашему мнению, следствием активности злой духовности личностей-лидеров и бездуховности масс, предполагает теоретическое исследование сущности и специфики духа и духовности личности, ее "Я" и условий их проявления и существования.

Степень разработанности проблемы* Проблема духовности является малоисследованной в советской философской литературе. Работы, посвященные этой проблеме, носят фрагментарный характер. Поэтому, для всестороннего осмысления такого сложного и противоречивого феномена как духовность, мы обращались к работам как советских, так и русских и западных философов, причем, не только по духовности, но и по многим другим проблемам, связанным с ней.

Наиболее значимыми для нашего исследования можно выделить следующие группы работ.

I. Исследование проблемы человеческой духовности в работах русских философов Б.С.Соловьева, ИЛ.Ильина. Постановка проблемы духовности в советской философской литературе: статьях м.С. Кагана, В.Н.Сагатовского, В.Г.Федотовой, Т.В.Холостовой, в работе Г.З.Бурбулиса и В.Е.Кемерова; косвенное ее рассмотрение в

исследованиях по духовному миру человека: В.П.Иванова, Л.Е. Шкляр, диссертациях Т.Т.Власенко, Л.Г.Морозно, С.В.Пролеева, статьях В.П.Великого, В.П.Киселева, А.П.Плетнева, А.В.Тимошевс-кого; специальное психологически-искусствоведческое исследование происхождения духовности П.Б.Симонова, П.М.Ершова, Ю.П.Вяземского.

2. Работы по проблеме человека (С.С.Батенин, Л.П.Буева, O.E. Крутова, Л.Н.Коган, А.А.Марк, А.Г.Мнсливченко, Г.Парсонс, А.Ф. Полис, Г.Л.Смирнов, И.Т.Фролов, Т.Шарден, Т.М.Ярошевский) и его субъективности (И.В.Ватин), личности (Э.И.Бекешкина.,. И.К.Быстри-цкий, Ю.Г.Волков, Я.Гудечек, Г.Г.Квасов, А.Н.Красин, М.Я.Корне-ев, Б.Ф.Ломов, Г.Нойнер, И.И.Резвицкий, Э.Ю.Соловьев).

3. Работы, содержащие анализ духовного мира человека (Е.М. Бабосов, Л.Н.Дорогова, В.В.Орлов, Б.В.Сафронов, Л.В.Сохань, Т.Е.Старченко, В.Е.Немировский) и его существования в современном мире (H.A.Бердяев, А.Камю, Ж.Маритен, М.ХаЙдеггер, 1.-П. Сартр, К.Ясперс).

Литература по проблеме духа, в которой дух рассматривается как иневма - дуновение, дыхание (Библия), как нус - ум, интеллект (Платон, Аристотель), как св.Дух (А.Блаженный, Ф.Аквин-ский), как субъективный дух (И.Кант, И.Г.Фихте), как абсолютный дух (Г.В.Ф.Гегель), как человеческий дух (В.С.Соловьев, СЛ. Франк), как личностный дух (Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, С.Н. Булгаков), как сознание (А.ФЛосев, В.Й.Толстых, А.И.Яценко), как психика (М.С.Каган).

5. Работы по сознанию (А.Бергсон, Л.И.Бондаренко, Э.Гартман, Э.Гуссерль, Д.И.Дубровский, В.Дильтей, В.Ц.Зинченко.М.К.Мамзр-дашвили, С.Л.Рубшштейн, А.Г.Спиркин, А.Г.Скворцов) и немного-

численные исследования по: самосознанию как осознанию своего "Я" (Д.И.Дубровский, И.С,Кон, Ф.Т.Михайлов, В.В.Столин, В.Е.Шорохо-ва), феномену "Я" и его многомерности и противоречивости (И.А. Жеребкина, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг, философская романистика -Ф.Достоевский, Г.Гессе, Л.Пиранделло), ценностной интенции сознания (В.С.Бакиров, Д.И.Дубровский, В.Г.Федотова) и его доминанте (А.А.Ухтомский).

6. Исследование творчества в его различных аспектах: как субъект-объектного отношения - создание ценностей (Г.Я.Василеску, Н.А.Венгеренко, В.Е.Давидович, Л.Н.Коган, Н.И,Киященко, П.Ф. Кравчук, Э.С.Маркарян, Я.Я.Пономарев, А.Г.Шумилин, Г.Л.Ярмаш), как диалога (М.Бубер, М.М.Бахтин), как со-творчества (Г.С.Бати-щев), как свободы, освобождения и преодоления (Н.А.Бердяев), как жизнетворчества (Л.В.Сохань), как еамотворчества(М.Штирнер), как бунта (А.Камю).

7. Работы, исследующие свободу и ответственность (Н.А.Бердяев, О.Г.Берзин, Б.А.Грушин, Ю.Н.Давыдов, В.Е.Давидович, М.С.Каган, А.Ф.Плахотный, Ж.-П.Сартр, Э.Фромм).

8. Обширное число работ по культуре (Н.А.Бердяев, М.А.Булатов, В.Т.Венгеренко, В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, В.П.Иванов,М.С. Каган, Л.НоКоган, М.к.Мамардашвили, М.С.Маркарян,/В.М.Межуев, Е.Режабек, К.А.Свасьян, Л.В.Соханъ, В.Г.Табачковский).

Цель и задачи исследования. Общая цель данного исследования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выявить специфику духовности личности не как нечто заключающееся в ней самой, а через, ее соотнесение с духом личности,через ее укорененность в ино-бы-тии, осуществляемую посредством деятельности, общения, поведения, через ее самоустремленность к этому укоренению, пронизывающую все бытие личности и становящуюся интенцией личностного бытия;с дру-

гой стороны, в том, чтобы исследовать развитие и существование духовности.

Реализация этой цели предполагает постановку следующих задач

- проанализировать представления о духе и духовности в истории философии и выявить наиболее ценные и значимые идеи для ана лиза этих феноменов;

- исследовать генезис сознания и духа личности, их взаимосвязь ;

- выявить характер интенции духа и духовности личности;

- раскрыть многообразие проявлений духовности личности;

- рассмотреть условия существования духовности в реальной действительности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Сложность, противоречивость и малоразработанность данной проблемы обусловили методологию исследования, заключающуюся в выборе не единой, а нескольких методологических предпосылок, способствующих наиболее адекватно раскрыть тот или иной аспект изучаемой проблемы. Кроме того, сами эти методологические предпосылки рас сматривались нами не как готовые положения, а как подлежащие переосмыслению в ходе исследования духовности, развертывания ее собственных проблем.

В работе использованы в качестве методологических предпосылок положения, выдвинутые К.Марксом и Ф.Энгельсом о решающей ро ли практики в процессе становления сознания, относительной само стоятельности сознания и его сложно-опосредованной связи с быти ем; идеи Г.В.Ф.Гегеля о развитии духа как самосознания;„концепции Н.А.Бердяева о личностном характере духа, В.Г.Федотовой о духовности как ценностном содержании сознания, А.А.Ухтомского о другодоминантности.

Б диссертации автор опирался также на исследования русских, советских и западных философов по проблемам сознания и самосознания, духа и духовности, человека и его существования в современном мире.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовность личности представляет собой не набор содержательных1 характеристик, а стремление к трансценденции своего "Я" в "не-Я", укоренению своего, личностного бытия в ино-бытии, интенцию личностного бытия.

2. Характер интенции духовности личности и движущая сила свойственного ей стремления заключается, с одной стороны, в неудовлетворенности личности своим "Я-реальшш", ведущим к стремлению к "Я-идеальному", с другой стороны, в осознании ценности своего "Я" и "не-Я" как своей ценности, ведущему к стремлению к росту этой ценности и, соответственно, к творческой деятельности и свободе для осуществления этого стремления, которые также становятся ценностями, т.е. духовности личности свойственна ценностная интенция, более того, благая творческая интенция.

3. Дух и духовность личности не тождественны. Дух личности представляет собой определенно© состояние ее сознания, являющееся предпосылкой,духовности. Духовность - воплощение потенций и интенций духа в реальную деятельность, общение, поведение, поступки.

Источник развития духовности личности заключается в противоречиях, возникающих как внутри личности, ее "Я" (между "Я-уникальнда" и "Я-типичным, социально-нормативным", между "Я~ реальным" и "Я-идеальным", между "Я-самостью" и "Я-маскоЙ" и т.д.), так и во взаимодействии ее с внешним миром, "не-Я"

- ю -

(другими индивидами, обществом, природой и т.п.)*

5. Высшим проявлением духовности личности является любовь, имманентно присущая человеку, как видение в "Ты" высшей ценности, другодоминантность, обогащение и утверждение своего "Я" в "Ты", основанное на равенстве и свободе.

Научно-практическая значимость работы* Выводы и положения, полученные в диссертации, содержат теоретическое осмысление процессов, противоречий и интенций, существующих сегодня в нашем обществе, главнгш из которых является стремление к творчеству и свободе своего "Я", обретение духа и духовности.

В то же время, несмотря на социальный заказ на духовность, ее теоретическое осмысление практически отсутствует в советской философской литературе. В связи с этим, сформулированные выводы могут быть использованы как в дальнейших специальных философских исследованиях духа и духовности личности, так и при исследовании других поднятых нами проблем: феномена "Я", превращенных форм сознания, творчества, свободы, культуры, причем не в гно- . сеологическом, а онтологическом, бытийном, экзистенциальном аспекте.

Результаты диссертационного исследования могут также быть использованы в создании методологии комплексных исследований о человеке, в политико-воспитательной работе, в лекционно-пропа-гандистской работе.

Материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы при чтении курса философии, истории философии, а также специальных курсов по теории культуры, этике, эстетике и научному атеизму.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались автором на Республиканской научно-

........- II - .....

практической конференции "Социальная и творческая активность молодежи в современном мире" (Киев, 1987), Республиканской научно-

практической конференции "Актуальные вопросы коммунистического

......• *----■••• - • .• ■ - ■" ....... ....... ^ --....

воспитания в условиях перестройки" (Киев, 1988), Всесоюзной научно-практической конференции "Диалектика. Перестройка. Человек" (Минск, 1989), У1 Республиканской школе молодых философов "Личность: бытие и действие" (Алушта, 1989), Научной конференции "Духовность и новое мышление" (Симферополь, 1990),"Круглом столе 11 "Духовность: социально-философские и дидактические проблемы формирования и развития" (Москва, 1990), Республиканской научно-практической конференции "Диалектические противоречия в социальном развитии" (Ташкент, 1990), научно-теоретической конференции "Человек и духовные ценности" (Кишинев, 1990).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.^

Раздел х. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ОБЗОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУХЕ И ДУХОВНОСТИ.

Философский анализ духа и духовности имеет давнюю традицию. К этой проблеме обращались представители различных философских школ как материалистического, так и идеалистическиго направлений. Однако в истории философии наблюдается тенденция недооценки духа материалистами и переоценки его идеалистами, на что обращал особое внимание В.И.Ленин. Конспектируя книгу И.Дицгена "Мелкие философские работы", он писал: "Метафизические материалисты прошлого столетия и их современные, еще не вымершие продолжатели слишком недооценивают человеческий дух и исследование его сущности и его действительного приложения. точно также, как идеалиста оценивают его чрезмерно высоко" В то же время представители обоих направлений, несомненно, внесли определенный вклад в анализ духа и духовности, отражая достигнутый уровень не только философского знания, но и культуры. Поэтому теоретическое осмысление духа и духовности невозможно, на наш взгляд, без освоения всего наиболее ценного по этой проблеме в наследии философской культуры.

В советской философской литературе, несмотря на наличие большого числа публикаций по истории философии, отсутствует историко-философский анализ духа и духовности. В известных нам ист следованиях советских философов по истории философии2, многие

* Ленин В.И. Философские тетради// Полн.собр.соч.-Т.29.-С.414.

2 См.: Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры.М., 1963; ее же. Философия Фихте и современность.- М., 1979; Шинка-рук В.И. Логика, диалектика и теория познания Гегеля.- К.,1964; его же. Теория познания, логика и диалектика И.Канта.- К.,1974; Бур М. Фихте.- М., 1965; Голосов В.Ф. Рациональное и мистичес-

из которых являются событием.в советской и мировой мысли, например, работы А.Ф.Лосева1, анализу духа не уделяется особого внимания, а если он присутствует, то преимущественно в гносеологическом аспекте, особенно это касается иссл