автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема духовности в русской религиозной философии

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Гуляев, Андрей Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Пермь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Проблема духовности в русской религиозной философии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гуляев, Андрей Анатольевич

Введение 3

Глава

Духовнь как овополагающий антропологичий принцип ркой религиозной филфии 14

1. Методологичие ования ледования14

2. Духовность как функция: отношение и деятельнь 38

Глава

Метафизичаящнь и парадольный характер духовни в ркой религиозной филфии68

1. Духовнь какщнь человека и природы68

2. Противоречивый характердержания духовни92

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Гуляев, Андрей Анатольевич

Во всех культурах и философских традициях проблемы духа и духовности носили и носят смысложизненное значение. Древние понятия "дух", "душа" этимологически восходят в слову "дыхание", обозначая собою жизнеобеспечивающую и животворящую функцию. Богатейшая мифо-религиозная символика духа и души, восходящая к фундаментальным человеческим архетипам, образует достояние каждой человеческой культуры и всего человечества. В этом отношении не является исключением и русская культура.

Существуют определенные различия между обыденным, религиозным и философским представлением о духовности. Частое использование понятия "духовность" в средствах массовой информации совершенно размывает его ценностные характеристики и в слабой степени учитывает диалектический характер духовности. Задача философского исследования заключается в отделении закономерного и сущностного от случайного и ограниченного понимания духовности. И здесь очень важно обращение к религиозно-философской традиции, в рамках которой- проблема духовного получила систематическую разработку.

В последнее время обширному исследованию подвергается русская религиозно-философская традиция с целью восстановления, реконструкции ее полноты и идентичности. Сопоставленная с теоретическими поисками смысложизненных ценностей в современной философии, она может оказаться так или иначе соответствующей перспективам текущего философского процесса. Из этой общей посылки вытекает актуальность темы исследования.

Она может быть охарактеризована в трех основных стратегических направлениях:

1. Историко-философское направление, как выявление специфики постановки и решения проблемы духовности в данной традиции в контексте соответствующей культурно-философской ситуации;

2. Аксиологическое направление, как выявление самоценности феномена духовности вне зависимости от социальных, национальных, культурно-исторических и иных форм ограничений;

3. Методологическое направление, как осмысление методологических и концептуальных мотивов русской религиозной философии в контексте современного поиска и создания нетрадиционной картины мира, понимания взаимосвязи духовного и природного, духовного и социального, духовного и индивидуального.

Особо отметим характер предпринимаемого исследования как опыта целостного осмысления проблемы духовности в русской религиозной философии, представленной различными учениями и системами. Специфика отдельных учений в данном случае вторична по отношению к аналитическому выявлению ведущих мотивов осмысления проблемы духовности в данной традиции.

В современной ситуации нашего общества определенное значение имеет понимание конкретного характера фундаментальных понятий и концепций религиозно-философского мышления, которые явно или неявно восстанавливаются в современной дискуссионной и поисковой ситуации. Это значит, что встает и задача аналитического выяснения их уместности и перспективно-теоретического потенциала.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что проблема духовности подвергается рефлексии уже не одно тысячелетие, ищущий ум не может удовлетвориться ее результатами. В настоящее время особенно много говорится о духовном и духовности, что подчас совершенно размывает внутреннее содержание этих понятий и, таким образом, еще дальше отодвигает нас от искомого. Каждый по-своему интерпретирует духовность и вносит в это понятие свое случайное и зачастую обыденное содержание. Поэтому первое, что необходимо выполнить, - это определить границы и сферы действия феномена духовности, выявить его сущностные характеристики.

Анализ историко-философской и критико-аналитической литературы показывает, что в таком фокусе русская религиозная философия практически не рассматривалась. В многочисленных в последнее время работах основное внимание, как правило, уделяется систематизированию, упорядочению конкретных положений того или иного философа, либо сопоставление их с близкими ему системами. Более или менее общие работы, посвященные целостному осмыслению русской религиозно-философской традиции, либо конкретно -философии всеединства (например, "Философия всеединства. От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому" В.Н.Акулинина) косвенно и частично освещают проблему духовности, которая не выступает здесь самоценной и специфичной проблемой в русской религиозной философии. Методологическая проблематика сводится к чисто гносеологическим определениям (проблема веры и знания и т.п.).

Специальный историко-философский анализ в таких работах, как "История русской философии" В.В.Зеньковского, "История русской философии" Н.0.Лосского, "Пути русского богословия" Г.В.Флоровского, и социально-философский анализ в работе "Общество и личность в православной философии" Ю.С.Комарова при определенной цельности и значимости исследования, все жб сконцентрированы на частных религиозно-философских воззрениях и системах, зачастую оставляя в стороне их связь с общей системной логикой и методологией философского осмысления действительности.

Данная картина, проиллюстрированная лишь несколькими примерами, позволяет нам утверждать, что избранное нами направление анализа проблемы духовности в русской религиозной философии пока не освоено отечественной аналитической литературой. Данная работа представляет собой первый этап этого пути, в связи с чем с необходимостью в работе преобладает описательный подход, хотя он и основывается на четкой концепции, выявленной в результате предварительного исследования.

Цель исследования - выявить субстанциональное ядро и основные характеристики понимания и описания феномена духовности как средства методологического и системного раскрытия религиозной метафизики, определяющей предмет и метод в философском мышлении русских религиозных философов.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Определить специфику проблемы духовности в ее отличии от частных проблем в гносеологии, этике, эстетике, социальной философии в русской религиозно-философской традиции;

2. Выявить наиболее характерные, устойчивые понятия и концепции, раскрывающие внутренний потенциал русской религиозной философии в построении картины мира;

3. Определить основные методологические принципы русской религиозной философии, посредством которых реализуется ориентация на синтез теоретических, интуитивных, мифо-образных и художественно-символических уровней осмысления действительности;

4. Проанализировать реализацию методологии и смысловых интенций русской религиозной философии в основных понятиях проблемы духовности (личность, бессмертие, свобода, любовь, творчество, красота, духовная телесность);

5. Установить источники и влияния, определяющие специфику подхода русских религиозных философов к проблеме духовности в содержательно-методологическом анализе учений о личности, бессмертии, свободе, любви, творчестве, красоте;

Теоретическая и методологическая основа исследования:

Наиболее глубокое различие в понимании сущности духовности в истории человеческой мысли сложилось в результате двух различных подходов: религиозного и философского. В рамках первого духовность имеет трансцендентный, либо трансцендентно-имманентный человеку характер - это божественный атрибут человека. Научно-философский подход основан на признании духовности, как свойства сознания человека, т.е. имеет имманентный человеку характер. Так, например, В.Г.Федотова определяет духовность, как "ценностное содержание сознания" [174, 50].

Автор настоящей работы, придерживаясь деятельностного подхода к проблеме духовности, исходит из признания духовности сущностным свойством сознания, человека, общества и предлагает собственное ее понимание, как единства осознания человеком должного и желанного, стремления к нему и процесса реализации должного и желанного в своей деятельности. Духовность имеет исторический, социальный и диалектический характер и непосредственно отражается в культуре человечества.

Понятия "должное" и "желанное" могут иметь разнообразное аксиологическое содержание, определяющее направленность, уровень и типологию духовности. Можно лишь указать, что формальным признаком "должного" и "желанного" являются такие характеристики, как "полнота" и "целостность", содержание которых отвлеченно можно раскрыть через функцию предела. "Полнота" и "целостность" выражают максимально возможную завершенность и собственную закономерность предмета или явления.

Направленность, уровень и типология духовности определяются также степенью внутреннего единства "должного" и "желанного", как цели, и форм их реализации в деятельности, как средства. Наконец, третий момент, определяющий содержание и уровень духовности, выражается в специфике соотношения "должного" и "желанного": в их единстве и противоречиях. С формальной точки зрения, без учета ценностного содержания понятий "должное" и "желанное" и средств к их реализации, наиболее целостным типом духовности будет такая духовность, в которой, с одной стороны, цели и средства, а с другой стороны, "должное" и "желанное" имеют наиболее глубокое внутреннее единство.

Все формы бездуховности так или иначе связаны с нарушениями вышеперечисленных уровней единства, а полная бездуховность имеет исключительно-патологический характер. Исходя из подобного понимания духовности, автор настоящей работы предлагает методологическую основу исследования, концепцию и оценку понимания духовности в русской религиозной философии.

В основе теоретического и методологического подхода к исследованию проблемы духовности в русской религиозной философии лежит выявление ценностного содержания понятий "должное" и "желанное", предпосылок и средств к их реализации в свете данной традиции. Основные задачи исследования предполагают для своего разрешения синтетический подход к проблеме духовности: в силу того, что эта проблема в русской религиозной философии имеет синтетический характер и полноценное ее осмысление не представляется возможным вне сопоставления с принципами и конструктами целостной традиции русской религиозной философии (целостность не исключает здесь многообразия).

Поэтому методологически исследование строится на сочетании историко-философского, концептуально-сравнительного и системного анализа.

Историко-философский и концептуально-сравнительный анализ позволяют с большой точностью определить субстанциональное ядро, сущность и предмет проблемы духовности в русской религиозной философии. В качестве объектов такого анализа выступают основные понятия проблемы духовности, служащие раскрытию религиозной метафизики во многих сферах философского мышления. Эти понятия аналитически сопоставляются у различных русских религиозных философов с целью выявления их фундаментального функционального и смыслового значения в данном типе философии. Системный анализ позволяет выявить взаимосвязь между отдельными частными аспектами проблемы духовности в их единстве и противоречиях, без чего невозможно представить адекватно целостную концепцию духовности в русской религиозной философии.

В качестве источников используются оригинальные тексты различных представителей русской религиозной философии (В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, Н. 0. Лосского, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева). Вспомогательную роль играет литература, являющаяся источниковедческой базой русской религиозной философии (Библия,

Платон, Плотин, Прокл, Дионисий Ареопагит, Экхарт, Беме, Николай Кузанский, Кант, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Достоевский, Юнг и др.), а также критико-аналитическая литература по русской религиозной философии и исследовательская литература по проблеме духовности в современной философии.

Основные тезисы исследования: 1. Проблема духовности в русской религиозной философии основывается на христианской антропологии, из которой следуют метафизические и философские аспекты духовности в этике, эстетике, социальной философии, гносеологии;

2. В силу этого в рамках русской религиозно-философской традиции центральной категорией является понятие "личность", через разработку принципа универсальности которой развертывается вся проблема духовности;

3. Принципиальными метафизическими характеристиками личности и духовности являются бесконечность (микрокосмичность, непознаваемость, бессмертие) и свобода. Метафизическая категория "бессмертие" (в христианской метафизике - индивидуальное "спасение") является первичной ценностью, на которой основывается все содержание понятий "должное" и "желанное". Предпосылкой к реализации "должного" и "желанного" в деятельности и одновременно ценностью выступает другая категория - "свобода". Интенцией синтеза в русской религиозной философии неоплатонизма, патристики, средневековой мистики, шеллингианства, гегельянства, психоанализа, художественной антропологии Достоевского является стремление к преодолению духовного кризиса, связываемого с господством рационалистических и позитивистских парадигм мышления;

- и

4. В ходе нашего исследования духовно-личностные мотивы в русской религиозной философии прослеживаются через диалектику ряда понятий: личность - свобода - любовь - жертвенность -духовная телесность; природа - творчество - красота - духовная телесность. "Любовь" и "творчество", имея собственное ценностное содержание, выступают основными средствами для онтологической реализации "должного" и "желанного". Сущностное единство "свободы", "любви" и "творчества" заключается в понятии "жертвенность". "Жертвенность" выступает в качестве всеобщего процесса преобразования "недолжного" в "должное". Объективное материальное воплощение "должного" и "желанного" выражается через понятия "красота" и "духовная телесность".

5. Одной из характернейших черт русской религиозной философии, особенно философии всеединства, является онтологизация фундаментальных категорий и понятий, в том числе и понятия "духовность". Духовность, раскрываясь в русской религиозной философии как категория сущности, представляет собой не гносеологическую противоположность материальности, а онтологическое тождество с нею, в силу чего материальность по своей сущности выступает как "духовная телесность". Понятие "духовная телесность", являясь субстанциональным ядром феномена духовности, понимается и описывается в данной традиции как метафизическая сущность человека и природы;

6. Ориентация на преодоление классического рационализма в его спекулятивно-метафизической форме и позитивистских установок антропологического и социологического знания реализуется в виде образно-концептуальных схем, смысловой ряд которых включает все основные аспекты значимости духовности - от антропологических и этических до космогонических. Этический компонент важен не сам по себе, а как средство к космогонической реализации духовности;

7. Значение духовности раскрывается в данной традиции не только в качестве категории сущности, но и в качестве категории функции, назначения человека. Категория функции имеет подчиненное положение по отношению к категории сущности духовности;

8. Специфика понимания и описания духовности в рамках русской религиозной философии определяется, с одной стороны, подчеркиванием принципиальной невозможности полного определения и описания феномена духовности и отрицанием сведения ее к какому-то одному или нескольким философским аспектам, а, с другой стороны, постоянным стремлением выражения духовности через парадоксальные формулировки. Сущность этого стремления можно свести к триединой формуле: человек - духовность - христианство - парадоксальны, а отсюда следует вывод о невозможности примирить духовность и здравый смысл, духовность и безопасность, духовность и цивилизацию, духовность и прогресс.

Научно-практическая значимость работы: Анализ основных понятий проблемы духовности в отечественной религиозно-философской традиции имеет свое значение в современной ситуации, когда эти понятия часто употребляются в теоретических и публицистических дискуссиях, направленных на поиск оптимального образа человеческих отношений и отношения к окружающей среде. Эти понятия представляют собой своего рода идеал социально-личностных взаимоотношений и перспективу осмысленной творческой деятельности. Помимо этого, материалы исследования могут быть использованы в разработке теоретических и методических материалов по курсам "философская антропология", "социальная философия", этика", "эстетика", "методология обществознания", "философия культуры" и "история отечественной философии".

Апробация работы: Материалы исследования обсуждались на кафедре философии Глазовского государственного педагогического института, использовались при разработке курса "история русской философии" и "культурология". Подготовлены тезисы доклада "Духовность и гуманизация современной культуры" и прочитан доклад на Региональной научной конференции "Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность" (Глазов, февраль 1995 г.). Подготовлены тезисы доклада "Парадокс личности в свете религиозной антропологии" и прочитан доклад на ежегодных Есиповских чтениях в Глазовском государственном педагогическом институте им. В.Г.Короленко (февраль 1996 г.). Подготовлены и опубликованы тезисы доклада "Свобода человека: реальность и иллюзии" для Межрегиональной научной конференции "Российское государство: проблемы прошлого, настоящего и будущего" (Ижевск, апрель 1996 г.). Подготовлены тезисы доклада "Трансцендентный принцип философии и воспитание" и прочитан доклад на Межрегиональной научно-практической конференции "Философия и социология образования на пороге 21 века" (Екатеринбург, апрель 1996 г.).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема духовности в русской религиозной философии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации произведен анализ проблемы духовности в русской религиозной философии. Автор не ставил перед собой никаких предзаданных целей и не шел к заранее определенным выводам: они родились в результате работы над всей совокупностью материала и тщательным его осмыслением.

Казалось бы, что проблема духовности должно по разному интерпретироваться у столь непохожих друг на друга философов, как П.А.Флоренский и Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев и Н. О.Лосский, С.Н.Булгаков и Б.П.Вышеславцев, что невозможно найти никакого единства, однако сам анализ религиозно-метафизической антропологии, онтологии, этики, эстетики привел к пониманию единства концепции духовности, присущей подавляющей части представителей русской религиозной философии. Концепция духовности распадается на различные ветви своей реализации, -антропологию, религию, искусство, однако и в столь противоречивых и разнообразных сферах найдено их внутреннее единство, которое и представляет собой духовность как таковую.

Если мы откажемся от всякого метафизирования феномена духовности, то не сможем адекватно реконструировать недискурсивную метафизику русской религиозной философии. Понятия "духовность" и "духовное" неотделимы от сущности человека. Порядок рассмотрения нами проблемы духовности в русской религиозной философии представлен как процесс такого познания, при котором развертывается сущность человека и приводится к явленности "духовный архетип" не только человечества, но и самой природы, как "духовной телесности".

Именно понятие "духовная телесность" является теоретической базой данной работы, позволяет рассматривать феномен духовности в его наиболее чистом виде, без примеси противоречивости, и, подчас, незначительности применения понятия "духовность" в русской религиозной философии.

В данной связи может быть высказано замечание, что автор одно неизвестное объясняет через другое неизвестное. Но это утверждение можно отнести не только к диссертанту, но и к истории философии вообще, которая потому и существует и развивается, что сама еще не постигла своих понятий в их окончательном завершенном виде, что она сама постоянно сталкивается с противоречиями и той бесконечной глубиной проблем, которые ставит перед человеком жизнь на земле.

Понятия сущности человека и природы, духа и духовности являются предметом философии, религии, искусства почти с самого момента их зарождения, и сейчас этот "предмет" не более известен, чем несколько тысячелетий назад.

Вместе с тем накоплены огромные знания в области теории и практики "духовного делания", философское осмысление которых способно глубже постигнуть человека как духовное существо, сказать о нем нечто новое, развернуть его сущность еще глубже, чтобы он яснее увидел то, чем он является и чем может явиться. Исследование проблемы духовности в русской религиозной философии позволяет отвлечься от частных и ограниченных интерпретаций как самого феномена духовности, так и сущности человека, приблизиться к субстанциональному и имманентному единству всех человеческих сущностей - духовной сущности человечества.

Смысл проблемы духовности в русской религиозной философии, как он выявлен в диссертации, если выразить его простыми и понятными словами, определяется как активное отношение человека к его собственной жизни и к окружающему миру, в котором он существует. Духовность проявляет себя в осознании человеком целей собственного бытия, она выражает отношение человека к каждому моменту собственной жизни с точки зрения вечности.

Данная работа призвана была выявить общий подход к проблеме духовности в русской религиозной философии, очертить само понятие и расчистить место для его исследования как самобытного феномена с тем, чтобы в дальнейшем идти вглубь самого понятия "духовность", не отвлекаясь на второстепенные и сопутствующие вещи. Исследование проблемы духовности в русской религиозной философии привело автора к выявлению характеристик понятия "духовность", а углубление в данное понятие вскрыло его как категорию сущности. В результате анализа проблемы духовности в русской религиозной философии именно категория сущности определилась как инвариантная и основополагающая, в структуре которой запечатлена вся духовная жизнь человека - любовь, творчество, служение и т.д. - рождающаяся из осмысления им себя самого и своего положения в мире. Духовность в качестве категории функции носит относительный характер и характеризуется идеей жертвы. Целостный смысловой ряд, обобщающий все многообразие религиозно-философской концепции духовности в данной традиции, выглядит следующим образом: природа - человек - жертва - духовная телесность, где "жертва" - функциональная сторона духовности, а "духовная телесность" - сущностная сторона духовности.

Кратко обобщив все сказанное и результаты исследования проблемы духовности в русской религиозной философии, мы можем сделать несколько основных выводов:

1. Основными методологическими инструментами, раскрывающими проблему духовности в русской религиозной философии на всех ее теоретически постигаемых уровнях, являются антропологический, онтологизации, трансцендентный, единосущия и антиномичности принципы.

Предельно обобщенная суть трансцендентного принципа, выражающего универсальные закономерности человеческой жизни и всестороннего философского осмысления мира и человека, сводится к закону: имманентное вскрывается через его трансцендирование, отчуждение. Самоотчуждаясь в пользу другого, человек вскрывает собственную сущность.

Принцип единосущия сводит все многообразие форм существования материи к некой единой метафизической пра-форме -всеединой сущности, или "духовной телесности" (ср. "из одного -все" Гераклита).

Принцип антиномичности, лежащий в основе идеалистической диалектики, раскрывает парадоксальную природу феномена духовности.

2. Онтологизация проблемы и понятия духовности в русской религиозной философии выражается в отождествлении "духовности" с "духовной телесностью", выступающей субстанциональным ядром феномена духовности.

3. Проблема духовности в данной традиции основывается на христианской антропологии, из которой следуют философские и метафизические аспекты духовности в этике, эстетике, социальной философии, гносеологии. В силу этого в рамках русской религиозно-философской традиции центральной категорией является понятие "личность", через разработку принципа универсальности которой развертывается вся проблема духовности.

4. Принципиальными метафизическими характеристиками личности и духовности являются бесконечность (микрокосмичность, непознаваемость, бессмертие) и свобода. Метафизическая категория "бессмертие" (в христианской метафизике - индивидуальное "спасение") является первичной ценностью, на которой основывается все содержание понятий "должное" и "желанное". Предпосылкой к реализации "должного" и "желанного" в деятельности и одновременно ценностью выступает другая категория - "свобода".

5. Любовь и творчество, являясь универсальными категориями феномена духовности, выступают как наиболее эффективные средства раскрытия сущности человека. В этом смысле любовь и творчество являются подлинным "трансцендированием" человеческого существа, позволяющим с наибольшей полнотой выявить имманентное ему содержание.

6. Значение духовности раскрывается в данной традиции в двух взаимосвязанных аспектах: в качестве категории функции, назначения человека (жертвенность) и в качестве категории сущности - метафизической (гипотетической, бесконечной, иррациональной, парадоксальной) сущности человека и природы.

7. Ориентация на преодоление классического рационализма в его спекулятивно-метафизической форме и позитивистских установок антропологического и социологического знания реализуется в виде образно-концептуальных схем, смысловой ряд которых включает все основные аспекты значимости духовности - от антропологических и этических до космогонических. Этический компонент важен не сам по себе, а как средство к космогонической реализации духовности.

8. Русские религиозные философы большое внимание уделяли критике "отвлеченных начал" - рационализма, морализма, эстетизма, спиритуализма и т.д. Для многих из них самоценным являлось понятие "целостность", "соборность". "Духовность" отождествлялась ими с "целостностью" личности, общества, человечества, вселенной. Именно здесь ведущую роль играл принцип всеединства, разрабатывавшийся в метафизике всеединства.

9. Интенцией синтеза в русской религиозной философии неоплатонизма, патристики, средневековой мистики, шеллингианства, гегельянства, психоанализа, художественной антропологии Достоевского является стремление к преодолению духовного кризиса, связываемого с господством рационалистических и позитивистских парадигм мышления.

10. Несмотря на определенное единство в понимании проблемы духовности у русских религиозных философов, вытекающее из наличия общего фундамента их философской рефлексии - христианской метафизики, все же необходимо отметить, что между ними существует и множество расхождений. Можно противопоставить философов всеединства, особенно С.Н.Булгакова и П.А.Флоренского, наиболее близких к православному богословию, с Н.А.Бердяевым и Н.О.Лосским, как наиболее от него далеких. И здесь весьма характерно, что проблема духовности наиболее органично развертывается в философии П.А.Флоренского, а наиболее противоречиво - у Н. А.Бердяева.

11. Специфика понимания и описания феномена духовности в рамках русской религиозной философии определяется, с одной стороны, подчеркиванием принципиальной неопределимости духовности и отрицанием сведения ее к какому-то одному или нескольким философским аспектам, а, с другой стороны, постоянным стремлением выражения духовности через парадоксальные формулировки. Сущность этого стремления можно свести к триединой формуле: человек -духовность - христианство - парадоксальны, а отсюда следует вывод о невозможности примирить духовность и здравый смысл, духовность и безопасность, духовность и цивилизацию, духовность и прогресс.

Необходимо отметить определенное методологическое значение характеристик духовности в русской религиозной философии для современного исследования проблемы духовности. Если духовность является бесконечной сущностью человека и природы, то и подход к ее изучению должен быть особый. Никакая идея, никакое "основание" в проблеме духовности не должны иметь совершенного преобладания. Ни этическое, ни эстетическое, ни гносеологическое начало не исчерпывают существа духовности. Чем более мы постигаем сущность и свойства человека и материи, тем больше новых вопросов перед нами возникает. Проблема духовности, в сущности, неисчерпаема.

Другое очень важное соображение относится к противоречивости и неоднозначности самой духовности человека. Повышение духовности может приводить к крайним формам одержимости, фанатизма, либо идеализма и спиритуализма. Духовность - это опасность для человека, а не безопасность. Поэтому актуальной проблемой является изучение исторических типов духовности, через призму которых мы сможем лучше понять наши современные трудности и попытаться заглянуть в будущее.

Автор настоящей работы считает, что у нас нет никаких оснований отказывать христианской духовности в высоком уровне и положительной направленности, что не исключает ее современную перспективность, хотя объективно процесс возрождения этого типа духовности в современном российском обществе имеет свои трудности, так как христианская духовность не имеет ничего общего с прогрессом цивилизации. Но с другой стороны, усиление бездуховности и отрицательной духовности в обществе (выражающихся в росте потребительского отношения к жизни и усилении индивидуализма и эгоизма в самых различных социальных формах), которое также имеет объективный характер, рано или поздно может привести к частичному, либо полному возрождению тех или иных аспектов христианской духовности в соединении с традицией светской гуманистической духовности. В этом свете особо актуальной является проблема синтеза концепции христианской духовности, изложенной в трудах русских религиозных философов, с концепцией научно-гуманистической духовности, теоретическая разработка которой соответствует современным задачам отечественной философии. Возможен ли такой синтез? А если возможен, то на каком основании? - эти вопросы по праву волнуют многих из тех россиян, которые стремятся к единству усилий общества по выходу из глобального духовного и социально-экономического кризиса.

 

Список научной литературыГуляев, Андрей Анатольевич, диссертация по теме "История философии"

1. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От

2. B.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск, 1990. 158с.

3. А л е к с е е в П.В. Философская концепция С.Л.Франка // Предисл. к Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.1. C. 5-12.

4. Б а р у л и н В. С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994. 256с.

5. Б е м е Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1990. 416с.

6. Б е р д я е в H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Философия творчества, культуры, искусства. В 2 тт. Т. 2. М., 1994. С. 151-176.

7. Б е р д я е в H.A. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства // Философия свободного духа. М., 1994. С.14-229.

8. Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М., 1994. С.230-317.

9. Б е р д я е в H.A. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Философия свободного духа. М., 1994. С.318-363.

10. Б е р д я е в H.A. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Философия свободного духа. М., 1994. С.364-462.

11. Б е р д я е в H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа. М., 1993. С.169-184.

12. Бердяев H.A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. философ свободного духа. М., 1993. С.185-234.

13. Б е р д я е в H.A. Смысл творчества // Философия творчества, культуры, искусства. В 2 тт. T.l. М., 1994. С.37-342.

14. Б е р д я е в H.A. Спасение и творчество // Философия творчества, культуры, искусства. В 2 тт. Т. 1. М., 1994. С.343-366.

15. Б е р д я е в H.A. Миросозерцание Достоевского // Философия творчества, культуры, искусства. В 2 тт. Т.2. М., 1994. С.7-150.

16. Б е р д я е в Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века // 0 России и русской философской культуре. М., 1990. С. 43-271.

17. Б е р д я е в Н.А. Смысл истории. М., 1990. 176с.

18. Б е р д я е в H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 224с.

19. Б у б н о в H.H. Проблема зла в русской религиозной философии // Звезда. 1993. N9. С.142-159.

20. Б у л г а к о в С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. 415с.

21. Булгаков С.Н. Христианский социализм. М., 1991. 348с.

22. Б у л г а к о в С.Н. Природа в философии Вл. Соловьева // Сочинения. В 2 тт. Т.1. М., 1993. С.17-48.

23. Б у л г а к о в С.Н. Философия хозяйства // Сочинения. В 2 тт. Т.1. М., 1993. С. 49-310.

24. Булгаков С.Н. Трагедия философии // Сочинения. В 2 тт. Т.1. М., 1993. С. 311-518.

25. Б у л г а к о в С.Н. Священник о.Павел Флоренский // Сочинения. В 2 тт. Т.1. М., 1993. С.538-547.

26. Б у л г а к о в С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского "Братья Карамазовы") как философский тип // Сочинения. В 2 тт. Т. 2. М., 1993. С. 15-45.

27. Б у л г а к о в С.Н. Религия человекобожества у Л.Фейербаха // Сочинения. В 2 тт. Т.2. М., 1993. С.162-221.

28. Б у л г а к о в С.Н. Венец терновый (Памяти Ф.М.Достоевского) // Сочинения. В 2 тт. Т.2. М., 1993. С. 222—239.

29. Б у л г а к о в С.Н. Загадочный мыслитель (Н.Ф.Федоров) // Сочинения. В 2 тт. Т.2. М., 1993. С.286-301.

30. Б у л г а к о в С.Н. Человекобог и человекозверь (По поводу последних произведений Л.Н.Толстого "Дьявол" и "Отец Сергий") // Сочинения. В 2 тт. Т.2. М., 1993. С.458-498.

31. Б у л г а к о в С.Н. Апокалипсис Иоанна. М., 1991. 352с.

32. Б у л г а к о в С.Н. Жизнь за гробом. М., 1993. 24с.

33. Б у л г а к о в С.Н. О чудесах евангельских. М., 1994. 120с.

34. Б у р б у л и с Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1986. 59с.

35. Бэкон Фр. Сочинения. В 2 тт. T.l. М., 1971. 590с.

36. В в е д е н с к и й А. И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. 592с.

37. В о р о н к о в а Л.П. Критика философской догматики православия. М., 1984. 63с.

38. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати // Этика преображенного Эроса. М., 1994. С.14-153.

39. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии // Этика преображенного Эроса. М., 1994. С.154-324.

40. Вышеславцев Б. П. Достоевский о любви и бессмертии // 0 Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. С.398-406.

41. Г е г е л ь Г.В.Ф. Философия религии. В 2 тт. Т. 1. М., 1975. 532с.

42. Г е г е л ь Г.В.Ф. Наука логики. В 3 тт. Т. 1. М., 1974. 501с.

43. Г о л о с о в к е р Э.Я. Логика мифа. М., 1987. 546с.

44. Г о р е л о в A.A. От расщепленного человека к целостной личности // Общественные науки и современность. 1991. N1. С.137-144.

45. Г у б и н В.Д. Проблема человека в современной философии. М., 1990. 83с.

46. Г у л ы г а A.B. Принципы эстетики. М., 1987. 285с.

47. Г у р е в и ч П.С. Социальная мифология. М., 1983. 124с.

48. ДжеймсУ. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. 486с.

49. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие // Мистическое богословие. Киев, 1991. 92с.

50. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 2. М., 1990. 72с.

51. Д о д о н о в В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца 19 начала 20 в. М., 1994. 140с.

52. Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993. 271с.

53. Д о с т о е в с к и й Ф.М. Дневник писателя // Полн. собр. соч. В 30 тт. Л., 1980-1984. Т.21-27.

54. Д о с т о е в с к и й Ф.М. Братья Карамазовы. СПб., 1993. 848с.

55. Д о с т о е в с к и й Ф. М. Идиот // Собр. соч. В 12 тт. Т.7. М., 1982. 320с.

56. Достоевский Ф.М. Подросток // Собр. соч. В 12 тт. Т. 10. М., 1982. 384с.

57. Е м е л ь я н о в Б.В. Очерки истории русской философии начала 20 века. Екатеринбург, 1992. 100с.

58. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. Нижневартовск, 1994. 140с.

59. Е м е л ь я н о в Б.В., Любутин К.Н. Русская философия: очерки истории. Свердловск, 1990.

60. Е м е л ь я н о в Б.В., Новиков А.И. Николай Бердяев о России и русской философии // Н.А.Бердяев о русской фиософии. 4.1. Свердловск, 1991.

61. Е р м и ч е в А. А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990. 63с.

62. Идеалистическая диалектика в 20 столетии. М., 1987. 334с.

63. И л ь и н И. А. Путь к очевидности. М., 1992. 540с.

64. К а г а н М.С. О духовном (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. N9. С.91-102.

65. Калашников 1.Ф. Духовность и мировоззрение // Проблемы русской духовности и современность. Тез. докл. науч. конф. Хабаровск, 1993. С.67-69.

66. К а л а ш н и к о в М.Ф. Духовность как предмет исследования (Современные проблемы) // Отчетная научная конференция. Тез. докл. секции общ. наук. Пермь, 1994. С.37-38.

67. Калашников М.Ф. О роли православия в возрождении России// Православие. Общество. Культура. Мат. науч. конф. Омск, 1995. С.80-82.

68. К а н т И. Сочинения. В 6 тт. М., 1963-1966.

69. К а р с а в и н Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М., 1992. 326с.

70. К а р с а в и н Л.П. Сочинения. М., 1993. 496с.

71. К а р с а в и н Л.П. Философия истории. М., 1993. 580с.

72. К е м е р о в В.Е. Историзм культуры // Духовность и культура. Мат. науч. конф. Екатеринбург, 1994. С.4-21.

73. К е р и м о в В.И. Историософия А.С.Хомякова. М., 1989. 64с.

74. К и р е е в с к и й И.В. Сочинения. В 2 тт. М., 1861.

75. К н и г а о Владимире Соловьеве. М., 1991. 512с.

76. К о м а р о в Ю.С. Личность и общество в православной философии. Казань, 1991. 192с.

77. К р а в е ц С.Л. О красоте духовной (П.А.Флоренский: религиозно-нравственные воззрения). М., 1990. 64с.

78. К о р о л ь к о в А.А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991. 200с.

79. К р а в ч е н к о В. В. Основные истоки русского мистицизма 19 в. // Философские науки. 1990. N5. Юс.

80. Критика современных немарксистских концепций диалектики 20 века. М., 1988. 560с.

81. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. N12. С.21- 29.

82. К с е н о ф о н т о в В. И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. N12. С.17-24.

83. К у в а к и н В.А. Критика экзистенциализма Н.А.Бердяева. М., 1976. 220с.

84. К у в а к и н В.А. Религиозная философия в России. М., 1980. 420с.

85. К у в а к и н В.А. Философия В.С.Соловьева. М., 1988. 34с.

86. К у в а к и н В.А., Спиров В.В. Социально-исторические функции русской религиозной философии: конец 19 начало 20 века // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. Вып.4. М., 1977. 45с.

87. Кузанский Николай. Избранные философские сочинения. М., 1937. 450с.

88. Л а д о р е н к о В.Е., Ладоренко 0.0. Вера род духовной свободы. Новый взгляд на религиозное сознание // Общественные науки и современность. 1991. N1. С.126-136.

89. Л а з а р е в В. В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990. 173с.

90. Л е в и ц к и й С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. В 2 тт. Франкфурт-на Майне, 1983. 216с.

91. Л е о н т ь е в К.Н. Собрание сочинений. В 9 тт. М., 1912-1913.

92. Л и в ш и ц Р.Л. О специфике православной духовности // Православие. Общество. Культура. Мат. науч. конф. Омск, 1995. С.102-104.

93. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М., 1983. 206с.

94. Л о с е в А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. 696с.

95. Л о с е в А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. 320с.

96. Л о с е в А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 165с.

97. Л о с е в А.Ф. Философия имени // Бытие. Имя. Космос. М., 1993. 188с.

98. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Богословские труды. Т.14. М., 1976. 76с.

99. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Мистическое богословие. Киев, 1991. 76с.

100. Лосский Н.0. Достоевский и его христианское миропонимание // Бог и мировое зло. М., 1994. С.6-249.

101. Лосский Н.О. Ценность и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей // Бог и мировое зло. М., 1994. С.250-315.

102. Лосский Н. 0. Бог и мировое зло. Основы теодицеи // Бог и мировое зло. М., 1994. С.316-389.

103. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Избранное. М., 1991. С.13-337.

104. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Избранное. М., 1991. С.338-483.

105. Лосский Н.О. Свобода воли // Избранное. М., 1991. С.484-597.

106. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994. 460с.

107. ЛосскийН.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. 368с.

108. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск, 1991. 130с.

109. ИЗ. Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. 414с.

110. МамардашвилиМ.К. Проблема человека в философии // 0 человеческом в человеке. М., 1991. 14с.

111. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991. 190с.

112. Мережковский Д. С. Немой пророк // В тихом омуте. СПб., 1908. С.257-282.

113. Методологическое введение в историю русской философии 19 века. М., 1990. 67с.

114. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1988. 328с.

115. М о и с е е в H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. N6. С.35-42.

116. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. 287с.

117. Нижников С. А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М., 1992. 16с.

118. Никитин А. Г. Духовность в системе мировоззренческих идеалов П.Флоренского // Проблемы русской духовности и современность. Тез. докл. науч. конф. Хабаровск, 1993. С.167-169.123124125126127128129130131132133134135136,137138139

119. Никитине.П. Духовный мир: органический мир или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии. 1991. N8. С. 3-13.

120. Никонов К. И. Критика антропологического обоснования религии. М., 1989. 192с. О р и г е н. О началах. М., 1993. 384с. П а н и н Д.М. Теория густот (опыт христианской философии конца 20 века). М., 1993. 294с.

121. Платон. Сочинения. В 4 тт. Т.2. М., 1993. 528с. Платон. Диалоги. М., 1986. 540с.

122. Плотин Эннеады. Пер. Лосева А.Ф. // История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. 15с. Половинкин С. М. П.А.Флоренский: Логос против хаоса. М., 1989. 63с.

123. П р о к л. Первоосновы теологии. М., 1993. 318с. П у л Р. Зло и свобода: критерии русской исключительности (Ф.Достоевский и Вл.Соловьев) // Общественные науки. 1990. N6. С.192-206.

124. Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии // Избранные философские иобщественно-политические произведения. М., 1952. 675с. Р а д л о в Э.Л. Характеристика творчества Вл. Соловьева. СПб., 1909. 86с.

125. Р а д л о в Э.Л. Вл. Соловьев. СПб., 1913. 128с. Р е н а н Э. Жизнь Иисуса. Апостолы. М., 1991. 608с. Р е н а н Э. Апостол Павел. СПб., 1907. 242с. Р е р и х Н.К. О вечном. М., 1994. 462с. Розанов В.В. Сочинения. М., 1990. 592с.

126. Розанов В. В. Люди лунного света. М., 1990. 298с.

127. Русская идея. М., 1992. 496с.

128. Русский космизм. М., 1993. 366с.

129. Русская философия: зарубежные исследования. Реф. сб. М., 1994. 158с.

130. Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991. 448с.

131. Семенова С. О бессмертии // Опыты: Литературно-философский ежегодник. М., 1990. С.122-165.

132. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. 383с.

133. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. 1990. N12. С.100-104.

134. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. 280с.

135. Симонов П. В., Ершов П.М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М., 1989. 352с.

136. С о и н а О.С. Этика самосовершенствования: Л.Толстой, Ф.Достоевский, Вл.Соловьев. М., 1990. 64с.

137. Соловьев B.C. Оправдание Добра // Сочинения. В 2 тт. Т. 1. М., 1990. С. 47-580.

138. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Сочинения. В 2 тт. T.l. М., 1990. С. 581-756.

139. Соловьев В.С. Теоретическая философия // Сочинения. В 2 тт. Т.1. М., 1990. С.757-831.

140. Соловьев В.С. Кризис западной философии (против позитивистов) // Сочинения. В 2 тт. Т. 2. М., 1990. С.З-138.

141. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Сочинения. В 2 тт. Т.2. М., 1990. С.139-288.

142. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Сочинения. В 2 тт. Т.2. М., 1990. С.289-323.

143. Соловьев В.С. Красота в природе // Сочинения. В 2 тт. Т. 2. М., 1990. С. 351-389.

144. Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 тт. Т. 2. М., 1990. С.390-404.

145. Соловьев В.С. Смысл любви // Сочинения. В 2 тт. Т.2. М., 1990. С.493-547.

146. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Сочинения. В 2 тт. Т. 2. М., 1990. С. 582-625.

147. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека // Сочинения. В 2 тт. Т. 2. М., 1990. С. 626-634.

148. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце мировой истории // Сочинения. В 2 тт. Т.2. М., 1990. С.635-762.

149. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Сочинения. В 2 тт. Т.2. М., 1988. 822с.

150. СтарченкоН. Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.0.Лосского. М., 1991. 64с.

151. С у х о в А.Л. Русская философия. Пути развития. М., 1989. 206с.

152. Тарасов Б. Н. "Закон Я" и "закон любви" (Нравственная философия Достоевского). М., 1991. 64с.

153. Трубецкой E.H. Миросозерцание Владимира Соловьева. СПб., 1913. 220с.

154. Трубецкой E.H. Смысл жизни // Смысл жизни. М., 1994. С.4-222.

155. Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Смысл жизни. М., 1994. С.223-244.

156. Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994. 870с.

157. У т к и н а Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл.Соловьева // Вопросы философии. 1989. N6. С.59-75.

158. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. 711с.

159. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. N3. С.32-39.

160. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988. N7. С.50-58.

161. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 тт. Т. 2. М., 1955. 942с.

162. Философия русского религиозного искусства 16 20 вв. Антология. М., 1993. 400с.

163. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 815с.

164. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины: опыт православной теодицеи в 12 письмах. Т.1. Кн.1-2. М., 1990. 890с.

165. Флоренский П. А. Имена // Малое собрание сочинений. Вып.1. Кострома, 1993. С.66-95.

166. Флоренский П. А. О символах бесконечности // Сочинения. В 4 тт. Т.1. М., 1994. С.79-128.

167. Флоренский П.А, 0 типах возрастания // Сочинения. В 4 тт. Т. 1. М., 1994. С.281-317.

168. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // У водоразделов мысли. Новосибирск, 1991. 184с.

169. ФлоровскийГ.В. Пути русского богословия. Киев,1991. 542с.

170. Ф р а н к С.Л. Крушение кумиров // Сочинения. М., 1990. С.113-182.

171. Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Сочинения. М., 1990. С.183-555.

172. Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Духовные основы общества. М.,1992. С.13-146.

173. Ф р а н к С.Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., 1990. С.147-216.

174. Ф р а н к С.Л. С нами Бог. Три размышления // Духовные основы общества. М., 1992. С.217-404.

175. Ф р а н к С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии // Духовные основы общества. М., 1992. С.405-470.

176. Франк С. Л. Русское мировоззрение // Духовные основы общества. М., 1992. С.471-500.

177. Франк С. JI. Достоевский и кризис гуманизма // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М.,1990. С.391-397.

178. Ф р а н к С.Л. Философия и жизнь. СПб., 1910. 389с.

179. Ф р а н к С.Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. М., 1917. 252с.

180. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. N9. С.117-157.

181. Холодный В.И. Аксиологическое творчество Алексеяi

182. Степановича Хомякова // Философские науки. 1992. N1. С.181-187.

183. ХомяковА. С. Полное собрание сочинений'. В 8 тт. М., 1900-1906.

184. ХоружийС.С. Диптих безмолвия (аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении). М.,1991. 138с.

185. Человек как философская проблема: Восток Запад. М., 1991. 279с.

186. Шапошников Л.Е. B.C. Соловьев и православное богословие. М., 1990. 62с.

187. Ш е л л и н г Ф. В.Й. Сочинения. В 2 тт. М., 1987-1989.

188. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. Л., 1991. 216с.

189. Ш е с т о в Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М.,1992. 304с.

190. Шестов Л. Религиозная философия Вл.Соловьева // Умозрение и откровение. Париж, 1964. С.23-92.

191. Шпенглер 0. Закат Европы. М., 1993. 663с.

192. Э р н В.Ф. Сочинения. М., 1991. 588с.

193. Ю н г К.Г. Архетип и символ. М., 1991. 304с.

194. Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990. 670с.

195. Яковенко Б.В. О русской философии. Прага, 1923. 88с.