автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовность российской молодежи

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Рахматуллина, Эльвира Шавкатовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Духовность российской молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовность российской молодежи"

На правах рукописи

РАХМАТУЛЛИНА ЭЛЬВИРА ШАВКАТОВНА

ДУХОВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

(СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 5 НОЯ 2910

Уфа-2010

004614051

Диссертация выполнена на кафедре онтологии и теории познания ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет».

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Галимов Баязит Сабирьянович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Лукьянов Аркадий Викторович; кандидат философских наук, доцент Исмагилов Ралиф Галнмханович

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».

Защита диссертации состоится «3» декабря 2010 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212. 013. 03 в ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу: 450074, г. Уфа, ул. 3. Валиди 32, гл. корпус, ауд. 345.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан «2» ноября 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор

С.М. Поздяева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется тем, что преобразования, которые произошли во всех сферах российского общества за последние годы, повлияли и на процесс становления духовности молодого поколения россиян. Вместе с возможностью выбора сфер самореализации современная российская молодежь приобрела и ряд проблем социального и духовного плана. В их числе - снижение духовности и нравственности, увеличение молодежной преступности, форм девиантного поведения, социальное расслоение.

Усилия государства по формированию духовности молодежи пока не привели к желаемым результатам. Молодежь оказалась на распутье: с одной стороны, она испытывает влияние ценностей недавнего советского прошлого, с другой стороны, ей предлагают возрождать ценности дореволюционной России, с третьей - пытаются представить ценности современного западного общества как образец для новой России.

Изменение системы ценностей общества и нежелание молодежи принять их стало фундаментом для возрождения реакционных идеологий, в том числе фашистских, а также для формирования новых субкультур, проповедующих бессмысленность жизни и эстетику смерти. Отсюда реальностью сегодняшнего дня стал кризис процесса социализации молодежи, одним из проявлений которого выступает углубляющийся разрыв преемственности поколений, уничтожение.социальной памяти, когда старшее поколение практически не может оказывать действенное влияние на воспитание молодежи в духе патриотизма.

Эта ситуация обостряется тем, что в результате смены общественного строя молодежь оказалась у подножия социальной пирамиды вследствие невозможности ею не только войти в престижные социальные группы, но и получить какую-либо работу после окончания профессиональной, подготовки. Однако динамика социальных изменений вынуждает молодежь приспосабливаться к новым условиям жизни, вести постоянный поиск новых форм социальной идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию и созидать свой духовный мир.

Вместе с тем, полноценное становление духовности российской Молодежи возможно лишь тогда, когда основой государственности станет эффективно действующая система социальных институтов, Традиционно формирующих духовность молодежи.

Время диктует необходимость обращения к формированию духовности современной российской молодежи, что предполагает выработку научно-обоснованной системы мер по формированию нового духовного облика у молодого поколения и включения ее в процесс модернизации России.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования духовности молодежи находится на стыке смежных областей гуманитарного знания различного уровня общности и специализации таких наук, как философия, психология, социология.'

Проблемы, касающиеся формирования духовности молодёжи, рассматривались авторами с различных мировоззренческих позиций, культурно-исторических традиций и школ, методологических и концептуальных оснований. Это прежде всего работы отечественных философов Д.М Азаматова, Р.Г. Апресяна, А.И.Арнольдова, Э.А.Баллера, O.A. Беленковой, Б.С. Галимова, Д.Ж. Валеева, A.A. Валькова, У.С.Вильданова, Г.Н.Волкова, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, М.Т.Иовчука, В.В.Куравлева, Н.С.Злобина, Л.Н.Когана, Г.Г.Квасова, И.К.Кучмаевой, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Э.А.Орловой, С.М. Поздяевой, Ф.Б. Садыкова, B.C. Хазиева и других.

К ним относятся работы Ф.А. Гайсина, O.K. Валитова, В.Н.Орлова, Л.П. Сверчкова, А.Ф.Кудряшева, Н.Н.Козловой, Л.И.Новиковой, И.М.Сиземской, В.Ф. Левичевой, A.B. Лукьянова, И.Б.Сесюниной, Л.Б. Султановой, В.Г. Федотовой, И.В. Фроловой, Б.И.Шенкмана, H.A. Шергенг и др., посвященные концептуально-теоретическому анализу духовного производства, а также труды А.К.Уледова, в которых анализируется феномен духовной жизни общества и Ж.Т.Тощенко, рассматривающего особенности и закономерности развития духовной сферы.

Духовность, ее типы изучаются в трудах Л.М.Архангельского, Е.М. Бабосова, В.П. Барышкова, Д.Ж. Гилязетдинова, Ю.Н. Дорожкина, C.B. Егорышева, Л.Н.Когана, И.М. Орешникова, О.ВЛармина, С.Н.Плотникова, В.М.Соколова, А.Н.Семашко, Ф.С. Файзуллина, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др.

Содержание и принципы духовности становились предметом изучения авторов Б.С. Ерасова, Р.Г Исмагилова, Л.Г. Ионина, Ю.М. Лотмана, Ю.А. Муравьева, 3:Я. Рахматуллиной.

Научный подход к молодежи как особой группе общества, учет комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни и культуры молодежи получил отражение в работах многих отечественных ученых гуманитарных направлений.

Среди них можно назвать труды: П.И. Бабочкина, B.C. Боровика, Н.Ф. Головатого, Г.Д. Дмитриева, С. Н. Иконниковой, И.М: Ильинского, Ю.С. Колесникова, В.С: Комаровскдго, ВТ. Лисовского, А.Л. Маршака, Г.В. Осипова, В.В. Павловского, Н.В. Лясникова и Ю.В. Лясниковой, М.Н. Руткевича, Н С. Слепцова; Ф.Р. Филиппова, В Н. Шубкина и других.

Таким образом, проблема становления духовности молодежи всегда была и остаётся в сфере интересов исследователей, изучающих различные аспекты этого сложного социокультурного процесса. Эти исследования

проводились и проводятся в различные исторические эпохи и отвечают потребностям общества и духу своего времени.

В настоящее время в трансформирующейся России требуется переосмысление целого ряда существующих подходов и проведение новых комплексных социально-философских исследований. Современная практика настоятельно требует теоретического анализа проблем становления духовности молодежи с учетом реальностей современного, динамично изменяющегося российского общества.

Настоящим исследованием подтверждено определяющее значение формирования духовности молодежи в рамках духовности общества, обусловленных активным усвоением и переосмыслением новых ценностей и социальных норм. В условиях длительных социально-экономических преобразований изменениям подвергаются ключевые элементы духовности, причем их механизм состоит в вытеснении одного поколения другим, а не в реформировании системы ценностей взрослых людей, чья социализация уже состоялась.

Стремление найти пути разрешения противоречия между тенденциями к возрождению духовности молодежи и недостаточной востребованностью духовного потенциала молодежи российским обществом определило научную проблему нашего исследования.

В теоретическом плане - это проблема обоснования теоретико-методологических основ становления духовности молодежи. В практическом плане - это поиск путей оптимизации процессов формирования духовности молодежи в современный период развития российского общества.

Объектом исследования выступает молодежь как социально-демографическая группа, претерпевающая динамичные изменения в условиях новой социокультурной реальности современного российского общества.

Предметом исследования является процесс становления духовности российской молодежи под влиянием динамично изменяющихся факторов макро - и микросоциальной среды.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ становления духовности современной российской молодежи как сложного и многогранного социального образования на современном этапе развития российского общества.

Достижение данной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:

- исследование социокультурных процессов как праксиологической основы формирования духовности молодёжи, определение её наиболее значимых концептуально - философских основ, обеспечивающих эффективную социализацию молодёжи в современных условиях;

- выявление социально - философских оснований духовности современной российской молодёжи;

- анализ состояния и особенностей становления высокой духовности молодёжи;

- определение путей и средств формирования духовности молодёжи.

Методологическая основа диссертации. Методологическую основу диссертации составляют системный, субкультурный, стратификационный, субъективный, процессуальный, аксиологический и деятельностный подходы, позволившие определить сущностные, системные характеристики изучаемого объекта.

В исследовании также использовались общефилософские принципы историзма, объективности, конкретности и др.

Научная новизна диссертационного исследования сформулирована в следующих основных положениях:

- установлено, что духовность есть способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я» и в соответствии с этим строить свое поведение и жизнедеятельность.

- обосновано, что российская молодежь, испытывая влияние процессов глобализации, адаптирует и интерпретирует массовую культурную продукцию применительно к своей духовности и духовному опыту, создавая при этом новые формы субкультур;

- обнаружено, что процесс становления духовности современной российской молодежи характеризуется разрывом между ценностными ориентациями, формируемыми обществом, и идеалами нравственности самой молодежи, ростом прагматических настроений, углублением противоречий между устремлениями молодежи и реальными возможностями их реализации;

- выявлено, что преобладающим в духовной жизни российской молодежи является полицентризм ценностей с характерным для него эмоционально-рассудочным видением реальности и абстрагированием от душевных переживаний;

- определены приоритетные направления формирования высокой духовности молодого поколения: гуманитаризация образования; повышение роли семьи в формировании духовного иммунитета против влияния негативных идей и идеологий; раскрытие творческого и инновационного потенциала молодёжи.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке эффективных социальных технологий социализации и воспитания молодежи в различных

типах социальных институтов (таких, как семья, система общего и профессионального образования, профессиональная сфера и др.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления, а также в преподавании спецкурсов по социальной философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе: на региональной конференции «Лучшие программы психологического сопровождения деятельности студентов» (Уфа, 2008); на республиканской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал системы в формировании компетентного педагога в условиях профессионального образования»; на международной научной конференции «Философия в XXI веке» (Уфа, 2006); на республиканской научной конференции « V Садыковские чтения» (Уфа, 2009); на V Российском философском конгрессе «Наука, Философия. Общество» (Новосибирск, 2009 г.), а также в 9 научных публикациях автора, в том числе 1 монографии. Общий объем публикаций - 7 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 200 наименований. Общий объем диссертации - 142 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, раскрывается современное состояние ее научной разработанности, ставятся цели и задачи, определяются объект, предмет, методология исследования, формулируются элементы новизны диссертации, характеризуются теоретическая и практическая значимость работы и ее апробация.

В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования духовности молодежи» автор рассматривает проблему духовности молодежи через призму социально-философской методологии.

В первом параграфе «Сущность, структура И Мипы духовности» автором акцентируется внимание на тоМ, Что анализ философской, социологической* теологической, психологической й педагогической литературы, посвященной проблеме духовности, позволяет выделить, как минимум, четыре подхода к понятию духовности: 1) космологический, 2) теологический, 3) аксиологический, 4) когнитивный.

Ряд современных авторов обращается также к социально -философским аспектам исследования духовности. По мнению Козырева

Ю.Н., духовность необходимо понимать как детерминирующее основание деятельности, поведения и поступков людей. Эта позиция перекликается с позицией М. М. Бахтина, который утверждает, что человеческое содержание выплескивается в контексте жизни каждого человека, даже если он не отдает себе отчета в этом. Духовность имеет реальность не только через диалог с другим сознанием, но и в поступках, бытии - событии. Духовность - реальность отношений между мной и другим человеком.

Другая позиция представлена Ю. Вяземским, П. Ершовым, П. Симоновым: духовность есть степень представленности в структуре мотивов деятельности данной личности, фундаментальных потребностей познания и социальных альтруистических потребностей. Развиваемый этими авторами подход к духовности называют потребностно-информационным. Интерес к данному подходу объясняется тем, что в нем, во - первых, показан междисциплинарный характер проблемы духовности, во - вторых, последняя связывается с высшими потребностями человека, в -третьих, его естественнонаучной базой является современная психофизиология мотиваций и эмоций.

Можно сказать, что духовность - это способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я», и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность. Это личный, интимный мир человека, его заинтересованность и добровольное исполнение норм нравственности. Духовность связана с высшими потребностями человека. Поэтому человек духовен в той степени, в какой эти потребности становятся доминантами его поступков и поведения.

Таким образом, духовность характеризует субъективно - творческое начало в человеке, его индивидуальность, его интимный мир. Это начало активное, деятельное, целеполагающее и сознающее самое себя, свободное, имеющее возможность выбора и в силу этого уникальное, принципиально неповторимое и незаменимое. Именно в силу этого личность как воплощение субъективного ассоциируется с духовностью, духовным совершенствованием и творчеством, с преодолением ограниченности места и времени, а обезличенность - с несвободой, пассивностью, неразвитостью сознания, отсутствием достоинства и самоуважения. И в этом смысле духовность выступает как способ самостроительства личности и конструируется в виде призвания ее носителя.

В структуре духовности нами выделены: - познавательный компонент (как сфера поиска истины); - нравственный (как сфера поиска добра); -эстетический компонент (как сфера поиска красоты). Каждый из компонентов является сложным комплексом качеств, элементов, достаточно подвижным.

Познавательный компонент включает в себя знания, способы познавательной деятельности, умения воспринимать ситуацию сквозь призму духовных ценностей; способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, выделять главное. Ведущим элементом в познавательном компоненте является знание, которое следует понимать не как непосредственную данность, а как духовный продукт, создание которого опосредовано наличными возможностями культуры. Эти возможности многообразны, предстают как динамические и развивающиеся, зависимы от условий социокультурной ситуации. Поэтому как передача, так и создание и усвоение знаний тесно связаны с активной деятельностью субъекта познания, что позволяет избежать однообразия и прямолинейности в процессе познания и осуществить переход от менее полной к более полной истине.

Нравственный компонент - это нормы поведения, регулирующие личные и общественные интересы, взаимоотношения личности и окружающего мира таким образом, чтобы при этом были обеспечены и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу как высшей цели характеризуется такими понятиями, как дружба, солидарность, братство.

Отношение к личному благу как конечной цели раскрывается через такие ценности, как человечность, гуманность, забота (социальный альтруизм), то есть через отношения, не сводимые к вещным отношениям. Эти ценности, которыми руководствуется человек в своём поведении, обеспечивают высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества, выступающей условием их благополучия. Эмоциональным восприятием и выражением этого смысла является, очевидно, то, что называется совестью и присуще исключительно человеку. Не каждый индивид это осознает, но осознает человечество в целом по мере развития и возвышения духовности человека как самодовлеющей ценности.

Эстетический компонент в структуре духовности - это восприятие жизни как ценности, наслаждение этими ценностями; это способность воспринимать красоту в окружающем мире, чему способствуют такие составляющие эстетического компонента, как эстетические переживания (чувства), Эстетическая оцейка На основе Накопленной) опыта эстетических восприятии и сложившихся критериев красоты; эстетический вкус, эстетическая установка в практической деятельности личности.

По взаимодействию всех составляющих духовности можно выделить следующие уровни. Первый уровень - агармоничный, в котором связи слабые или отсутствуют; взаимоотношения с окружающим миром неустойчивы, рефлексивно напряжены, имеет место упрощенчество в понимании других и себя в глазах других.

Второй уровень - дисгармоничный - характеризуется наличием связи, но она имеет либо выраженный противоречивый характер, либо отмечается доминированием определенных сфер, качеств, поэтому диапазон контактов с окружающим миром колеблется от высокой духовно-творческой активности, эстетического самовыражения до обывательской психологии, безынициативности, невнимания к нуждам и заботам других людей.

Третий уровень - гармоничный, в котором устойчивые и выраженные связи; диалогическая модель взаимодействия с окружающим миром, и диалог как установление связи между общечеловеческими и индивидуальными ценностями оказывается формой творчества.

Во втором параграфе первой главы «Молодежь как объект соииальио-философского анализа» анализируются различные подходы к исследованию молодежи. Усиление социальной поляризации в молодежной среде обусловило методологическую потребность в выработке интегративного подхода к определению понятия «молодежь», который способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу к молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой социальной группе.

В мировой и отечественной науке сложились различные представления о молодежи, ее социальной сущности, ценностных ориентациях, роли и значении в жизни общества. Включение молодежи в изменения, происходящие в мировом сообществе и в современной России, предполагает и усиление внимания к теоретико-методологическим аспектам исследования духовных проблем молодого поколения.

Одной из доминирующих тенденций становления и развития молодежи стала ее глубокая внутренняя качественная дифференциация. Возросло расслоение молодежи по социально-экономическим характеристикам. Анализ многочисленных источников, в том числе данных анализа общероссийских исследований молодежных проблем, показал продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, утерю равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, достойной работы.

Становление духовности молодого поколения, на наш взгляд, есть результат постоянной борьбы его сущностных сил за возможность становления человека. В этой борьбе возникает множество детерминаций, задающих основные тенденции развития. Но главной тенденцией здесь выступает усиление способности молодежи к накоплению и целесообразному использованию знаний для эффективного решения возникающих проблем. При этом уровень усвоения зависит не столько от квалификации и интеллектуального уровня отдельных людей, сколько от информационных связей между ними.

В данном исследовании важны следующие методы и научные подходы. Субкультурный подход определяет молодежь как группу с присущими ей специфическим образом жизни, стилем поведения и мышления, культурными нормами и ценностями; стратификационный подход обращается к анализу молодежи, как особой социально-демографической группы, ограниченной возрастными рамками; для нее характерны специфичные социальные позиции, особый статус и роли; субъективный подход обращает внимание на особое мироощущение, устремленность молодежи в будущее, ее оптимизм, жизнелюбие, жажду деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста; процессуальный подход выделяет такие характеристики молодости, как незавершенность, не интегрированность, нахождение в состоянии становления, развития.

Сегодня важно обобщить то позитивное, что имеется в опыте зарубежных и отечественных ювенологов. При этом важно подчеркнуть, что целое множество определений связано со спецификой угла зрения на молодежь и ее проблемы с позиции конкретных научных дисциплин, а также исследовательских установок.

Социально-философский анализ характеризуется комплексным, целостным видением молодежи как субъекта общественной жизни, в совокупности ее социальных характеристик и проблем. Данный подход реализуется в современном определении молодежи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения, социально-психологическими свойствами, которые в свою очередь определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями процесса социализации.

Во второй главе «Становление духовности российской молодежи в начале XXI века» - автор исследует факторы, влияющие на становление духовности молодого поколения с точки зрения сегодняшнего дня.

В первом параграфе «Духовный мир современной российской молодежи» констатируется, что в современных условиях на процесс формирования духовности оказывают влияние социальные и экономические проблемы реформирования общества. Среди молодежи, как и в целом в обществе, идет дифференциация по уровню жизни. Изменения в психологии молодых людей в этом отношении состоит в том, что постепенно растет численность юношей и девушек, признающих такое положение нормальным.

На формирование духовности молодежи большое влияние оказывают культурные традиции региона, культурная среда. Роль нравственных критериев (преобладание гуманистического над эгоистическим, общечеловеческого над частным) очень важна, поскольку,

выработав такие критерии, молодой человек определяет свои социально-творческие позиции. И как без развитых критериев совершенства у специалистов не сформируется понимание качества собственной деятельности, так и без нравственности у молодежи не сформируется духовность в целом.

Процесс становления духовности невозможно понять, не обратившись к анализу проблемы формирования нравственного сознания личности молодого человека (на индивидуальном уровне). Так, известно, что личность формируется под воздействием внешних воздействующих факторов объективной действительности, коллектива, ближайшего окружения и целенаправленного воспитания, а также в зависимости от внутренних свойств (качеств) личности, на которую направлены внешние воздействия.

Сегодня в условиях резкого падения престижа общественных и воспитательных возможностей традиционных институтов социального контроля происходит «вымывание» общепринятых и устоявшихся в обществе ценностей. Образовавшийся «аксиологический вакуум» в молодежной среде пока заполнить новыми позитивными ценностями не удается. Происходит процесс дегуманизации морального сознания молодежи, разрушение основ нравственности. Мораль перестает для части молодого поколения выполнять роль важнейшего социального регулятора.

Происходят серьезные изменения и в структуре нравственных ценностей, которая характеризуется главным образом интересом к здоровому образу жизни и семейному благополучию. При этом наблюдается заметный рост пассивного отношения к людям, в том числе к миру их нравственных переживаний.

Важной проблемой современной эпохи для многих молодых людей является утрата исповедуемых в прошлом нравственных идеалов, отсутствие новых, поскольку новые идеалы, в том числе и нравственные, не могут формироваться в один день.

Гипертрофированное преувеличение таких жизнеутверждающих идеалов, как «борьба за освобождение человечества» и построение справедливого общества, не позволяло транслировать их на конкретную личность иначе, как через её подавление.

Религиозно® сознание Современной российской Молодежи представляет собой довольно сложное образование. Сегодня религия часто воспринимается как естественная для людей культурная среда, национальный образ жизни. Она стала неким культурным и духовным «фоном» жизнедеятельности даже для тех, кто колеблется между верой и неверием, или не признает себя верующим. Это приводит к тому, что люди, отрицая свою религиозность, относят себя к сторонникам традиционных религий. Особенностью современного этапа религиозного развития

российского общества является увлечение молодежи различными формами нетрадиционных проявлений религиозности, в том числе вневероисповедальной мистикой - магией, знахарством, гаданием, колдовством, астрологией. Спецификой религиозности российской молодежи является ее виртуальный характер, из чего вытекают определенные трудности в управлении религиозными процессами в России.

Нравственные ориентации молодежи представляют собой сложную противоречивую систему, где одновременно существуют совершенно различные, иногда даже взаимоисключающие друг друга представления о том, в чем смысл жизни, что такое добро и зло. Есть все основания полагать, что в качестве ее отличительной черты выступает полицентризм ценностей, который делает нравственную жизнь молодого поколения исключительно напряженной, не лишенной в то же время оттенка трагичности, так как наличие разных ценностных систем в сознании студентов служит источником состояния перманентной фрустрации, в которой пребывает сегодня подавляющее большинство юношей и девушек.

Наличие разнонаправленных векторов в нравственном сознании и поведении молодежи - свидетельство одновременного существования в массовом молодежном сознании различных систем нравственной регуляции. Можно предположить поэтому, что в обозримой исторической перспективе наличие разнонаправленных регулятивных систем станет неизбежной реальностью. Без сомнения, это чревато серьезными издержками, ибо создает условия для возникновения поля нравственного релятивизма, позволяет индивиду выбирать нравственные ориентиры применительно к конкретной ситуации, не испытывая при этом никаких моральных запретов ни со стороны окружающих, ни со стороны собственной совести. ■

Во втором параграфе «Роль социальных институтов в становлении духовности молодежи» автор констатирует, что формирование духовности молодежи целенаправленно происходит в системе социальных институтов общества. Процесс воспитания личности выступает основой становления духовности молодежи в современном российском обществе. На практике его следует осуществлять в едином воспитательном пространстве России на основе принципов концепции воспитания.

Социальное расслоение, которое существует сегодня в российском обществе, не только не отрицает возможность создания единой системы социализации и воспитания молодежи, но и остро ставит вопрос о необходимости создания такой системы, поскольку в любом обществе имеются безусловные общенациональные ценности, общие принципы национальной идеологии, традиции национальной культуры и духовного склада нации, которые обеспечивают ее единство как суверенного исторического субъекта.

Таким образом, сегодня необходимо создание системы социальных институтов, обеспечивающих целенаправленное формирование духовности молодежи. Среди основных принципов формирования духовности молодежи в системе воспитания можно выделить следующие:

- мировоззрение, проявляющееся в формировании у молодого человека смысложизненных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;

- патриотизм, включающий формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях и социальную ответственность за благополучие своей страны и сохранение цивилизации;

- толерантность, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другим культурам, образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящему за нормативные требования законов;

- индивидуализация, заключающаяся в том, что личность в условиях демократических реформ в полной мере получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей, ориентацию на собственные интересы и способности.

Становление духовности молодежи в системе социальных институтов предполагает постановку и реализацию долговременных целей, а также ситуативных задач, отвечающих требованиям и условиям современного этапа развития российского общества. Поэтому становится возможным создание системы институциональной социализации и духовного воспитания российской молодежи.

В создании системы формирования духовности молодежи и реализации процесса воспитания должен действовать принцип регионализма. Каждый регион России имеет свою социокультурную среду, которая воздействует на процессы становления духовности.

Неоднородность социокультурных сред в различных регионах России требует обеспечивать единство национальной духовно-воспитательной политики и ориентировать ее на учет особенностей этого региона, на сохранение существующих в нем традиций и самобытности.

Основным институтом, осуществляющим организацию всей системы воспитания, является государство. Оно организует процесс формирования духовности подрастающего поколения в системе общего и профессионального образования.

Наряду с государством одним из главных элементов системы формирования духовности молодёжи является семья, особенно на этапе

реформ, когда практически все институты воспитания слабо реализуют свои воспитательные функции по отношению к молодежи. Однако в настоящее время в семье старшее поколение уже не может в полной мере осуществлять функцию воспитания, поскольку ее ценностно-мировоззренческие ориентации, моральные установки и опыт во многом пришли в противоречие с изменившейся действительностью. Молодежи приходится самой накапливать соответствующий опыт, формировать свое мировоззрение, хотя традиционные ценности пока еще имеют достаточно большое влияние на молодых людей.

Общеобразовательная школа выступает одним из основных институтов, задачей которого является осуществление процесса воспитания молодого поколения. Формирование духовности здесь проводится в течение всего периода обучения и среди всех возрастных групп школьников.

В истории общества религия всегда выступала в качестве особого института формирования духовности молодежи, причем не только религиозного, но и патриотического, гражданского, а также участвовала в становлении национального самосознания у молодого поколения.

Средства массовой информации (СМИ) как социальный институт в эпоху информационной цивилизации оказывают целенаправленное воздействие на самые широкие слои молодежи, включая все социальные и возрастные группы. Однако в настоящее время СМИ, в основном, проводят линию на разрушение гуманистических мировоззренческих ориентиров молодежи, насаждают бездуховность и потребительство, рекламируют жестокость, насилие и криминальное поведение, нацеленное на легкое и быстрое обогащение.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи, входящие в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации :

1. Рахматуллина Э.Ш. Структура и функции массовой культуры // Социально-гуманитарные знания. Научный журнал. - Москва. 2009, № 4. -С. 59-66.

2. Рахматуллина Э.Ш. Методологические основания исследования духовности молодежи // Социально-гуманитарные знания. Научный журнал. Москва. 2010,№ 10. -С. 83-88.

Другие публикации:

3. Рахматуллина Э.Ш. Личность в пространстве массовой культуры. Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - 84 с.

4. Рахматуллина Э.Ш. Тренинг общения // Лучшие программы психологического сопровождения деятельности студентов учреждений СПО РБ - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. - С. 160 - 187.

5. Рахматуллина Э.Ш. Критерии оценки воспитательной системы // Воспитательный потенциал системы в формировании компетентного педагога в условиях профессионального образования. - Уфа: РИО РУНМЦ МОРБ, 2009.-С. 65-76.

6. Рахматуллина Э.Ш. Духовные и нормативные ориентиры личности // V Садыковские чтения: Сборник научных трудов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009.-С. 184-195.

7. Рахматуллина Э.Ш. Функции массовой культуры // Наука. Философия. Общество: Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск. 25-28 августа 2009. Т.2. - Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 320-321.

8. Рахматуллина Э.Ш. Методология исследования духовности II VI Садыковские чтения: Сб. науч. трудов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. —С. 135 — 138.

9. Рахматуллина Э.Ш. Историко - философский анализ понятия «духовность» // О вечном и приходящем: Сборник научных трудов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. -С. 151 - 154.

РАХМАТУЛЛИНА Эльвира Шавкатовна

ДУХОВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05.01.99 г.

Подписано в печать 02.11.2010 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,03. Уч.-изд. л. 1,08. Тираж 100 экз. Заказ 807.

Редакционно-издателъский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рахматуллина, Эльвира Шавкатовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ.

1.1. Сущность, структура и типы духовности.

1.2. Молодежь как объект социально-философского анализа.

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.

2.1 Духовный мир современной российской молодежи.

2.2. Роль социальных институтов в становлении духовности молодежи.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по философии, Рахматуллина, Эльвира Шавкатовна

Актуальность темы исследования определяется тем, что преобразования, которые произошли во всех сферах российского общества за последние годы, повлияли и на процесс становления духовности молодого поколения россиян. Вместе с возможностью выбора сфер самореализации современная российская молодежь приобрела и ряд проблем социального и духовного плана. В их числе - снижение духовности и нравственности, увеличение молодежной преступности, форм девиантного поведения, социальное расслоение.

Усилия государства по формированию духовности молодежи пока не привели к желаемым результатам. Молодежь оказалась на распутье: с одной стороны, она испытывает влияние ценностей недавнего советского прошлого, с другой стороны, ей предлагают возрождать ценности дореволюционной России, с третьей — пытаются представить ценности современного западного общества как образец для новой России.

Изменение системы ценностей общества и нежелание молодежи принять их стало фундаментом для возрождения реакционных идеологий, в том числе фашистских, а также для формирования новых субкультур, проповедующих бессмысленность жизни и эстетику смерти. Отсюда реальностью сегодняшнего дня стал кризис процесса социализации молодежи, одним из проявлений которого выступает углубляющийся разрыв преемственности поколений, уничтожение социальной памяти, когда старшее поколение практически не может оказывать действенное влияние на воспитание молодежи в духе патриотизма.

Эта ситуация обостряется тем, что в результате смены общественного строя молодежь оказалась у подножия социальной пирамиды вследствие невозможности ею не только войти в престижные социальные группы, но и получить какую-либо работу после окончания профессиональной подготовки. Однако динамика социальных изменений вынуждает молодежь приспосабливаться к новым условиям жизни, вести постоянный; поиск новых форм социальной идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию и созидать свой духовный мир.

Вместе с тем, полноценное становление духовности российской молодежи возможно лишь тогда, когда основой государственности станет эффективно действующая система социальных институтов, традиционно формирующих духовность молодежи.

Время диктует необходимость обращения к формированию духовности современной российской молодежи, что предполагает выработку научно-обоснованной системы мер по формированию нового духовного облика у молодого поколения и включения ее в процесс модернизации России.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования духовности молодежи находится на стыке смежных областей гуманитарного знания различного уровня общности и специализации таких наук, как философия, психология, социология.

Проблемы, касающиеся формирования духовности молодёжи, рассматривались авторами с различных мировоззренческих позиций, культурно-исторических традиций и школ, методологических и концептуальных оснований. Это работы отечественных философов Д.М. Азаматова, Р.Г. Апресяна, А.И.Арнольдова, Э.А.Баллера, O.A. Беленковой, Б.С. Галимова, Д.Ж. Валеева, A.A. Валькова, У.С.Вильданова, Г.Н.Волкова, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, М.Т.Иовчука, В.В.Куравлева, Н.С.Злобина, Л.Н.Когана, Г.Г.Квасова, И.К.Кучмаевой, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Э.А.Орловой, С.М. Поздяевой, Ф.Б. Садыкова, B.C. Хазиева и других.

К ним относятся работы Ф.А. Гайсина, O.K. Валитова, В.Н.Орлова, Л.П. Сверчкова, А.Ф.Кудряшева, Н.Н.Козловой, Л.И.Новиковой, И:М.Сиземской, В.Ф. Левичевой, A.B. Лукьянова, И.Б.Сесюниной, Л.Б. Султановой, В.Г. Федотовой, И.В. Фроловой, Б.И.Шенкмана, H.A. Шергенг и др., посвященные концептуально-теоретическому анализу духовного производства, а также труды А.К.Уледова, в которых анализируется феномен духовной жизни общества, и Ж.Т.Тощенко, рассматривающего особенности и закономерности развития духовной сферы.

Духовность, ее типы изучаются в трудах Л.М.Архангельского, Е.М. Бабосова, В.П. Барышкова, Д.Ж. Гилязетдинова, Ю.Н. Дорожкина, C.B. Егорышева, Л.Н.Когана, И.М. Орешникова, О.В.Лармина, С.Н.Плотникова, В.М.Соколова. А.Н.Семашко, Ф.С. Файзуллина, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др.

Содержание и принципы духовности становились предметом изучения авторов Б.С. Ерасова, Р.Г Исмагилова, Л.Г. Ионина, Ю.М. Лотмана, Ю.А. Муравьева, З.Я. Рахматуллиной.

Научный подход к молодежи как особой группе общества, учет комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни и культуры молодежи получил отражение в работах многих отечественных ученых гуманитарных направлений.

Среди них можно назвать труды П.И. Бабочкина, B.C. Боровика, Н.Ф. Головатого, Г.Д. Дмитриева, С. Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, Ю.С. Колесникова, B.C. Комаровского, В.Т. Лисовского, А.Л. Маршака, Г.В. Осипова, В.В. Павловского, Н.В. Лясникова и Ю.В. Лясниковой, М.Н. Руткевича, Н.С. Слепцова, Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина и других.

Таким образом, проблема становления духовности молодежи всегда была и остаётся в сфере интересов исследователей, изучающих различные аспекты этого сложного социокультурного процесса. Эти исследования проводились и проводятся в различные исторические эпохи и отвечают потребностям общества и духу времени.

В настоящее время в трансформирующейся России требуется переосмысление целого ряда существующих подходов и проведение новых комплексных социально-философских исследований. Современная практика настоятельно требует теоретического анализа проблем становления духовности молодежи с учетом реальностей современного, динамично изменяющегося российского общества.

Настоящим исследованием подтверждено определяющее значение формирования духовности молодежи в рамках духовности общества, обусловленных активным усвоением и переосмыслением новых» ценностей и социальных норм. В условиях длительных социально-экономических преобразований изменениям подвергаются ключевые элементы духовности, причем их механизм состоит в вытеснении одного поколения другим, а не в реформировании системы ценностей взрослых людей, чья социализация уже состоялась.

Стремление найти пути разрешения противоречия между тенденциями к возрождению духовности молодежи и недостаточной востребованностью духовного потенциала молодежи российским обществом определило научную проблему нашего исследования.

В теоретическом плане - это проблема обоснования теоретико-методологических основ становления духовности молодежи. В практическом плане - это поиск путей оптимизации процессов формирования духовности молодежи в современный период развития российского общества.

Объектом исследования выступает молодежь как социально-демографическая группа, претерпевающая динамичные изменения в условиях новой социокультурной реальности современного российского общества.

Предметом исследования является процесс становления духовности российской молодежи под влиянием динамично изменяющихся факторов макро - и микросоциальной среды.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ становления духовности современной российской молодежи как сложного и многогранного социального образования на современном этапе развития российского общества.

Достижение данной» цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:

- исследование социокультурных процессов как праксиологической основы формирования духовности молодёжи, определение её наиболее значимых концептуально — философских основ, обеспечивающих эффективную социализацию молодёжи в современных условиях; выявление социально - философских оснований« духовности современной российской молодёжи;

- анализ состояния и особенностей становления высокой духовности молодёжи;

- определение путей и средств формирования духовности молодёжи.

Методологическая основа диссертации. Методологическую основу диссертации составляют системный, субкультурный, стратификационный, субъективный, процессуальный, аксиологический и деятельностный подходы, позволившие определить сущностные, системные характеристики изучаемого объекта.

В исследовании также использовались общефилософские принципы историзма, объективности, конкретности и др.

Научная новизна диссертационного исследования сформулирована в следующих основных положениях:

- установлено, что духовность есть способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я» и в соответствии с этим строить свое поведение и жизнедеятельность;

- обосновано, что российская молодежь, испытывая влияние процессов глобализации, адаптирует и интерпретирует массовую культурную продукцию применительно к своей духовности и духовному опыту, создавая при этом новые формы субкультур;

- обнаружено, что процесс становления духовности современной российской молодежи характеризуется разрывом между ценностными ориентациями, формируемыми, обществом, и идеалами нравственности самой-молодежи, ростом прагматических настроений, углублением противоречий между устремлениями молодежи и реальными возможностями их реализации;

- выявлено, что преобладающим в духовной жизни российской молодежи является полицентризм ценностей с характерным для него эмоционально-рассудочным видением реальности и абстрагированием от душевных переживаний; определены приоритетные направления формирования высокой духовности молодого поколения: гуманитаризация образования; повышение роли семьи в формировании духовного иммунитета против влияния негативных идей и идеологий, раскрытие творческого и инновационного потенциала молодёжи.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке эффективных социальных технологий социализации и воспитания молодежи в различных типах социальных институтов (таких, как семья, система общего и профессионального образования, профессиональная сфера и др.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления, а также в преподавании спецкурсов по социальной философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференциях, в том числе, на региональной конференции «Лучшие программы психологического сопровождения деятельности студентов» (Уфа, 2008); на республиканской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал системы в формировании компетентного педагога в условиях профессионального образования»; на международной научной конференции «Философия в XXI веке» (Уфа, 2006); на республиканской научной конференции « V Садыковские чтения» (Уфа, 2009); на V Российском* философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009 г.), а также в 9 научных публикациях автора, в том числе 1 монографии. Общий объем публикаций - 7 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной- литературы, включающего 200 наименований. Общий объем диссертации -142* страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовность российской молодежи"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования духовности молодежи, нравственного самоопределения и приобщения к миру общечеловеческих ценностей относится к числу вечных, разрабатываемых многими поколениями исследователей. Научная литература, освещающая тему духовности, многочисленна, включает разнообразные определения, толкования, ракурсы исследования. Имеющаяся в подходах к изучению этой проблемы пестрота во многом обусловлена отсутствием обобщенной теории духовности.

Проведенный социально-философский анализ процессов и факторов, обусловливающих духовное становление поколения самореализующейся молодежи, позволил выявить, что в динамично изменяющемся российском обществе, одним из основополагающих факторов перехода к устойчивому развитию является становление поколения самореализующейся молодежи. Она сможет не только выжить, но и преобразовать окружающую социоприродную среду, в соответствии со своими потребностями и стратегическими интересами российского общества.

Самореализация молодого человека как социального субъекта в нестабильной социоприродной среде предполагает наличие специфических структурных элементов, определяющих ресурс самореализации, в число которых входит психосоматическое здоровье, социально-психологическая устойчивость к воздействиям социоприродной среды, развитие способностей, наличие цели и смысла жизни, сформированного мировоззрения, самоопределения, активности и ответственности. Большое значение здесь имеет эффективное выполнение социальных ролей и функций в соответствии-с современными требованиями общества, что выступает важнейшим фактором устойчивости к деструктивным воздействиям.

Формирование духовности российской молодежи осуществляется в процессах социализации, воспитания и самовоспитания при воздействии факторов современной социокультурной реальности, глобализации.

Российская'молодежь переживает культурное отчуждение, во многом обусловленое дуалистическим характером российского социокультурного типа, балансирующей между Западом и Востоком, традиционализмом и стремлением к инновациям, атеизмом и религиозностью, утонченностью духовности, сложным характером преемственности советского и досоветского культурного наследия.

Вестернизация российской культуры, накладываясь на существующие культурные противоречия, усугубляет внутрикультурный дисбаланс, способствует маргинализации молодежи, приводит к крайне негативным последствиям. Общество, провозглашая ценностью высокие жизненные стандарты западной культуры, лишает большинство молодежи возможности достижения этой цели традиционно одобряемыми средствами, что имеет следствием формирование новой «двойной морали» и ведет к девиантности.

Превращение экономической ценности из инструментальной в терминальную ведет к обеднению духовного мира молодого человека, порождает отчужденные формы активности, дегуманизацию социальных отношений. Параллельно с тенденцией роста общего количества преступлений, совершаемых молодыми россиянами, идет иррационализация духовного мира российской молодежи, а приобщение молодежи к ценностям религии носит также отчужденный характер.

Духовность как личностное образование в обществе через механизм самореализации обнаруживает себя как духовное поле. Самореализация представляет собой целенаправленную деятельности личности, целью которой является обнаружение, реализация и исчерпание своего духовного потенциала в окружающем мире; В результате механизма самореализации, через активный поиск истины, добра, красоты индивид, выступая в роли субъекта деятельности, реализует свой накопленный духовный опыт в обществе.

Критериями духовного развития личности в молодежном возрасте являются:

- отношение к другому как самоценности, что выражено * в таких качествах,. как сострадание» соучастие, правдивость, совесть, общительность, отзывчивость, дружелюбие, доброта, умение владеть собой, душевность, реалистичность в оценке ситуации, самоотдача и других;

- творческий, целенаправленный характер жизнедеятельности - миротворчество, альтруизм, деятельная помощь окружающим, соучастие, организация микросреды общения, целеустремленность, высокая сензитивность, открытость, коллективное творчество и другое;

- духовно-творческая активность личности, где особое значение приобретают высокая самооценка, оптимизм, бодрость, стремление к успеху, гибкость мышления, изобретательность, ответственность перед собой и другими, вера в осуществимость намеченного, воля, потребность в позитивной свободе и другое.

В целом процесс становления духовности молодежи противоречив и бесконечен во времени. Противоречия, оказывающие влияние на становление духовности молодежи, объективные и субъективные. При этом отметим, что данные противоречия изоморфны на всех возрастных этапах, и если они разрешаются, то укрепляют духовные устои личности, если не разрешаются, то духовное развитие может зайти в тупик.

Выделяются следующие противоречия: между идеализированными, возвышенными ожиданиями, обусловленными воображаемым игровым опытом и реальными впечатлениями; между узким, индивидуальным, субъективным, жизненным опытом и объективными социальными ценностями; между изменяющимся потенциальным запасом сил для самореализации и недостаточным владением способом самореализации; между стремлением стать активным членом общества и разделить его ценности и недостаточной осведомленностью о ценностях окружающего мира; между знанием молодежью ценностей и недостаточным индивидуальным выбором своей направленности; между представлением об идеале и социальном запросом; между недостаточным духовным развитием личности, слабой готовностью к самореализации и накоплением знаний в условиях потребительской психологии.

В структуре духовности выделены: - познавательный компонент (как сфера поиска истины); - нравственный (как сфера поиска добра); - эстетический компонент (как сфера поиска красоты).

Ведущим элементом в познавательном компоненте является знание, которое следует понимать не как непосредственную данность, а как духовный продукт, создание которого опосредовано наличными возможностями культуры. Эти возможности многообразны, предстают как динамические и развивающиеся, зависимы от условий социокультурной ситуации. Поэтому как передача, так и создание и усвоение знаний тесно связаны с активной деятельностью субъекта познания, что позволяет избежать однообразия и прямолинейности в процессе познания и осуществить переход от менее полной к более полной истине.

Нравственный компонент - это нормы духовного поведения, регулирующие личные и общественные интересы, взаимоотношения личности и окружающего мира таким образом, чтобы при этом были обеспечены и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу как высшей цели характеризуется такими понятиями, как дружба, солидарность, братство.

Отношение к личному благу как конечной цели раскрывается через такие ценности, как человечность, гуманность, забота (социальный альтруизм), то есть через отношения, не сводимые к вещным отношениям. Эти ценности, которыми руководствуется человек в духовном поведении, обеспечивают высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества, выступающей условием их благополучия. Эмоциональным' восприятием и выражением этого смысла является, очевидно, то, что называется совестью и присуще исключительно человеку:

Эстетический компонент в структуре духовности - это восприятие жизни как ценности, наслаждение этими ценностями; это способность воспринимать красоту в окружающем мире, чему способствуют такие составляющие эстетического компонента, как эстетические переживания« чувства)^ эстетическая оценка на основе накопленного опыта эстетических восприятии и сложившихся критериев красоты; эстетический вкус, эстетическая установка в практической деятельности личности.

Особая роль в формировании эстетического компонента принадлежит средствам культуры и искусства, выступающим в процессе становления человека как пути его духовного самосовершенствования.

Таким образом, духовность - это сложноструктурированное качество, включающее достаточно широкий диапазон составляющих, и их взаимодействие, гармонизация имеют большое значение в развитии духовности. Интегрируясь, они образуют особый, относительно самостоятельный план отражения, преобразования окружающего мира и Я в этом мире.

Значимыми компонентами, влияющими на процесс духовного становления молодежи, являются: самооценка личностью уровня своего духовного развития; усвоение основных нравственных понятий;, развитие социальной и эмоциональной направленности.

Формирование духовности молодежи целенаправленно может происходить в системе социальных институтов общества. Процесс духовного воспитания личности, в соответствии с заданной моделью, выступает основой становления молодежи в современном российском обществе. На практике его следует осуществлять в едином воспитательном пространстве России на основе принципов концепции воспитания.

В создании системы духовного становления молодежи и реализации процесса духовного воспитания должен действовать, принцип регионализма; Каждый регион России имеет свою духовную? среду, которая? воздействует на процессы духовного воспитания.

Наиболее эффективно становление духовности молодежи происходит в системе социальных институтов, где целенаправленное формирование личности выступает в качестве функциональной роли данного института. В настоящее время они существуют и в определенной степени функционируют, но не представляют собой систему, поскольку нет общепринятой? идеологии и модели формирования духовности молодежи в российском обществе.

Содержательная сторона системы формирования духовности имеет структуру, включающую следующие разделы: нравственное воспитание, воспитание гражданственности и патриотизма, эстетическое воспитание, а также различные виды, связанные с принадлежностью к социальным группам (религиозное, атеистическое, национальное). Здесь необходима работа по координации деятельности всех воспитательных структур в условиях современной эпохи, что должно быть учтено при разработке и осуществлении государственной молодежной политики России.

 

Список научной литературыРахматуллина, Эльвира Шавкатовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. №8.- С. 146-148.

2. Абеляр П. Теологические трактаты. (Сост. Неретиной С.С.).М.: Прогресс. Гнозис, 1995. 413 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. - 260 с.

4. Азаматов Д.М.: Девяткина Р.И. Здоровье как константа внутреннего мира человека. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 706.

5. Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. - 3-е издание., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 1999.- 944 с.

6. Алещенок C.B. Добровольное участие молодежи в общественных инициативах//Материалы Всероссийской научной конференции' "Молодежь и становление новой России". Москва, 27-30 мая 1997 г. Часть 2.-М.: 1997.-С. 182-189.

7. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н.Нов-город: ННГУ, 1996.-174 с.

8. Анатомия кризисов. М.: 1999. - 280 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1994. - 236 с.

10. Аристотель. О душе. Собр. соч. в 4 т. М.: 1975. - С. 396-448.

11. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: 1981.- 156 с.

12. Афанасьева А.И. В поисках моральных ориентиров//Социс. № 3. 2004 . С. 138 140.

13. Ахиезер A.C. Социокультурная динамика России // Политические исследования. 1991. № 5. - С. 26-35.

14. Брандт Г.А. Культура как предмет философии // Вестник ЛГУ. 1991.сер. 6.-Вып. 3.-С. 13- 14.

15. Бабочкин П.И., Мантуров C.B. Этнонациональные ценности и социализация молодежи Бурятии. М.: 2001. - 105 с.

16. Баранников В.П., Матронина Л:Ф. Динамика религиозности в информационном обществе. //Социс. 2004. № 9. - С. 102-105

17. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. №2. - С. 2-8.

18. Барулин В. С. Социальная философия. 4.1. М.: 1993. - 180 с.

19. Баталов Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // ОНС. 1994. №6. С. 41-46.

20. Баткин Л.М. Индивидуальность и личность в истории // Одиссей, 1990. -М.: Наука, 1990. С. 6-8.

21. Бахтин M. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М.: 1986. - С. 123-126.

22. Бахтин M. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник. М.: 1989. - С. 85-89.

23. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну.М.: 2000.-230 с.

24. Белов В.А. В защиту индивидуальности. М.: 1997. - 185 с.

25. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. - 384с.

26. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с.

27. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1989. - 215 с.

28. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: 1994. - 175 с.

29. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей« молодежи: опытсоциологического анализа; Mi: 1978?. -183 с:.

30. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М.: 1991. - 320 с.

31. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. № 7. - С. 46-51.

32. Брандт Г.А. Культура как предмет философии // Вестник ЛГУ. сер.6. -1991. № 20. Вып. 3. - С. 14-18.

33. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон. Ф. Соч. В 2-х т.

34. М.: Мысль, 1997. Т. 1. 458 с.

35. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. -Уфа: 1998. 148 с.

36. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Уфа: 2001. - 352 с.

37. Варюшина М.В. Структура культуры мира как элемента культуры личности студента. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 580.

38. Василенко И. А. Политический консенсус в гуманитарном диалоге культур // Вопросы философии. 1996. № 8. - С. 50-53.

39. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704с.

40. Вебер М. Протестантская этика. Сборник М.: ИНИОН, 1992- 208 с.

41. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М.: 2000. - 265 с.

42. Возчиков В.А. Самореализация как постижение медиасмыслов// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 457.

43. Волков С. Н. Мистицизм в современной молодежной среде: социально-философский анализ: Автореф. дис. к.ф.н. М.: 1996. - 24 с.

44. Воронина Т. П. Философские проблемы образования в информационном обществе //Автореферат дис. д-ра филос. наук. М.: 1995. - 36 с.

45. Воронова Н.И. Массовая культура// Вопросы философии. 2005. № 8. - С. 184- 187.

46. Врачев О.И. Молодежная культура как социальная проблема // Современное обществознание Запада: методологические проблемы, исследования. Свердловск: 1990. - С. 117-126.

47. Всемирный доклад по вопросам молодежи.// Материалы 60 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 2005. 44 с.

48. Второй конгресс российских философов: некоторые итоги // Вопросы философии. 2000. № 5. - С. 145-165.

49. Гавриленко Н.В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования. М.: 2000. - 264 с.

50. Гаврилова В.И. Политическая социализация молодых // Свободная мысль. 1996. №7.-С. 18-20.

51. Гаджиев К. Политическая философия. М.: 1999. - 287 с.

52. Гайсин Ф.А., Попов В.Д. Духовность сущность человека. - Уфа. 1995. -116 с.

53. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов. 1981.-256 с.

54. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа. 2001. - 54 с.

55. Галимов Б.С., Мусин. Г.Х. Биосоциальная система: опыт потребностного подхода. Уфа. 2000. - 280 с.

56. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. -М.: 1977.-406 с.

57. Гилязетдинов Дж. М. Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике. Уфа: 1995. - 40 с.

58. Государственная молодежная политика в республиках Российской Федерации : Документы и материалы. М.: Социум, 1997. - 141 с.

59. Грибанов В. В., Грибанова Г.И. Инициативные, самодеятельные молодежные движения. Л.:.3нание, 1991. - 32 с.

60. Гришина Е.А. Динамика изменений политических ориентации молодежи: 1995-1997 гг. // Молодежь 97 : надежды и разочарования. Книга 1. -М., 1997.-С. 68-76.

61. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. М.: 1994. - 136 с.

62. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. -288 с.

63. Давыдова E.B. Измерение социального самочувствия«молодежи;/ Рос. АН. Ин-т социологии. М.: 1992. - 50 с.

64. Делов В.В. Роль молодежи в глобализирующемся мире // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 641.

65. Джахая Л.Г. Мир человека и человек в мире. // Филос. науки. 1990. №1. -С. 109-112.

66. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый: личность в постсоветском социуме. // Политические исследования. 1999. № 3. - С. 5.

67. Добреньков В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы // Вестник МГУ. Сер. Социология. № 1. - 2004. - С 7-27.

68. Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи. М.: 1995 . - 256 с.

69. Доронин М.С. Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь. М.: 1998.-225 с.

70. Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. - 123 с.

71. Духовное развитие и воспитание молодежи. М.: 1983. - 105 с.

72. Дымов Э.М. Лиминарная идентичность молодежи как следствие трансформации общества // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 42.

73. Егоренкова И.А., Сержантова A.A. Жизненные ориентации современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.- М.: 2005. Т. 4. - С. 643.

74. Егорова Л.С. Социокультурные процессы в, изменяющейся России: тендерный аспект. М.: 2000. - 108 с.

75. Есин С. Что происходит с нашей культурой? // Российская Федерация сегодня. 2005. № 10. - С. 2-3.

76. Ешпанова Д.Д., Нысыбаева А.Н. Социальный портрет молодежи в современном Казахстане // Социс. 2004. № 12. - С. 86-88.

77. Журавлев В. В. Формирование духовной культуры молодежи: проблемы,поиски, решения // Социально-политические науки. 1990. № 6. - С. 24-26.

78. Журавлева И. В., Пейкова З.И. Религиозность российских и финских подростков // Социологические исследования. 1998. № 1. - С. 136-141.

79. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. №3.-2005.-С. 5-16.

80. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: 1986. - 355 с.

81. Зеленов JI.A. Духовная культура. М.: 1999. - 125с.

82. Зимняя И.А. и др. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М.: 1999. - 106 с.

83. Зоркая H.A. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг общественного мнения, 2001, № 2. -С. 52-65.

84. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи// Социологические исследования. 1998. № 8. - С. 47-54.

85. Зубок Ю.А. Проблемы риска в социологии молодежи. М.: 2003. - 126 с.

86. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Социум, 1998. - 136 с.

87. Иваненков A.C. Государство и молодежь как субъекты формирования нового облика России. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.- М.: 2005. Т. 3. С. 643.

88. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной российской молодежи. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 3. - С. 644-645;

89. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: 1991. - 464 с.

90. Ильин И. Путь духовного обновления. Собр. соч. М.: 1993. Т. 1. - 302 с.

91. Ильинский И.М. и другие. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М.: Изд-во «Голос»., 1999. - 324 с.

92. Ильинский И.М. Молодежь планеты. М.: 1999. - 134 с.

93. Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрениемолодежи: Автореф. дис. к.ф.н. Пермь, 1997. - 24 с.

94. Камю А. Бунтующий человек. М.: 1990. - 156 с.

95. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: В 6 т. М.: 1966.-Т. 6.-420 с.

96. Кант И. Соч. В 6-ти т. Т.4. 480 с.

97. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения //Социологические исследования. 2000. №3. С. 124-128.

98. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12. - С. 12-16.

99. Касьянов В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. -Краснодар, 1994. 175 с.

100. Келле В.Ж. Духовное и интеллектуальное в культуре: к методологии анализа// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 308-309.

101. Киселев C.B. Знаково-психологические мотивы в молодежной субкультуре // Социс. 2005. № 9. - С. 113-115.

102. Ю1.Ключарев Г. М. Духовность, идентичность и религиозные ценности в российском образовании // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М.: 2003. С. 169-170.

103. Князева E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992. №12. - С. 6-13.

104. Коган JI. Н. Современная молодежь и духовная культура // Молодежь, ее интересы, CTpeMnemifl¿ идеалы. М/.1969. - С. 25-31.

105. Коган Л.Н. Философская теория ценностей: СПб; 1997. -23 Г с.

106. Козлова М.А. Исследование динамики ценностных ориентаций студентов технических специальностей // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. -С. 490-491.

107. Козлова О.Н. О реальности и целостности поколения современной российской молодежи // Молодежь в контексте социальных перемен. М.:1997.-е. 31-44.

108. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. 1984. - 230 с.

109. Концепция воспитания жизнеспособных поколений// под ред. И.М. Ильинского, П.И. Бабочкина. М.: 1995. - 204 с.

110. Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. Мурманск,1998.- 186 с.

111. Кривощекова Г.А. Становление личности в глобализирующемся мире: проблемы идентификации // Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 638.

112. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12. - С. 21-28.

113. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки. 1991. №12. - С. 41-53.

114. Кто изучает проблемы молодежи ? Российские исследователи и научные организации. Справочник / Ред. Алещенок C.B. М.: 1997. - 208 с.

115. Кудряшев. А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: материалы научно-практической конференции. Уфа. 1997. С. 5-8.

116. Кузьмина И. Социокультурные основания изучения альтернативных культур // Молодежь и проблемы современной художественной культуры. -Л.: 1990.-С. 5-12.

117. Культура. Нравственность. Религия (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1989. № 11. С. 43-46.1171 Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: 2005.-260 с.

118. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности // Духовность и культура. Екатеринбург, 1994. - С. 37-46

119. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: 1990.-260 с.

120. Лосев А. Ф. Дух // Философская энциклопедия в 6 т. Т. 2. М.: 1962.- 320 с.

121. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления философа.1. M.: 1990¿ 205 с.

122. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция М.: Республика, 1995. 400 с.

123. Лукьянов A.B. Философия. Предвидение. Духовность. Уфа: 1993. 269 с.

124. Малахова О.Ю. Культурное самоопределение современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 505.

125. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.:Изд-во Лабиринт, 1994. - 89 с.

126. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека : (Анализ филос. -онтологических основ). Казань, 1999. - 407 с.

127. Молодежный экстремизм. СПб, 1996. - 104 с.

128. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Государственный доклад. М.: 2000. - 206 с.

129. Молодежь Республики Башкортостан//Бюллетень научно-исследовательского и информационно-аналитического центра БАГСУ Уфа: 1998. № 1.- 20 с.

130. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков. М.: 2001.-464 с.

131. Молодежь сферы материального производства Республики Башкортостан. -Уфа: 2003.- 159 с.

132. Молодежь, образование, рынок: Сб. науч. тр. М.: НИИВО, 1992. - 111с.

133. Молодежь: будущее России. М.: 1995 - 238 с.

134. Мудрик A.B. Социализация и-воспитание. М.: Педагогика, 1997. - 379 с.

135. Муравьев Ю.А. Истина. Культура. Идеал. М.: Прометей, 1995. - 89 с.

136. Мусиенко Т.В. Изменение ценностей, социализация и политические ориентации молодежи: тенденции анализа // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. -М.: 2005. Т. 4. С. 563.

137. Мчедлов М.' П. Религиозность молодежи: Преодоление старых стереотипов и превалирование светских ценностей // Независимая газета, 1998. 23 января. С. 2.

138. Мяло К.Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. -М.: 1991.-253 с.

139. Недвига Н.Г. Механизмы формирования эстетической культуры молодежи в переходный период//Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. М.: 1992. - С. 77-91.

140. Новикова Т.М. Образование и воспитание: особенности современной цивилизации // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 42.

141. Омельченко E.JI. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004. 184 с.

142. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности. Проблема отчуждения. Екатеринбург, 1993. 183 с.

143. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.Искусство, 1991. -586 с.

144. Ортегга-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3. -С. 120-121.

145. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. -М.: Академический Проект, 2001. 301 с.

146. Паначев В.Д. Исследования факторов здорового образа жизни студентов // Социс. № 11.-2004.-С. 98-99.

147. Панченко Д.В. Личности свойственно некое благородство // Одиссей. 1990. М.: Наука. 1990': - С. 18-26.

148. Петров Д. В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996. 21 с.

149. Петрова Т.Э. К вопросу о социальном облике российского студенчества в начале XX столетия // Тезисы Всероссийской научной конференции "Молодежь и становление новой России". Москва, 28-30 мая 1996 г. М.: 1996. - С. 14-15.

150. Печчеи А. Человеческие качества. М.: 1990. - 203 с.

151. Писарева В. Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М.: 1992. - С. 40-54.

152. Писаренко Д. Почему молодежь выбирает секты // Аргументы и факты, 2000,№ 1-2.-С. 11.

153. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Духовность и наша жизнь. М.: 1999. - 159 с.

154. Платошкин A.B. Стратегия образования- это стратегия развития страны // Российская Федерация сегодня. № 17. 2005. - С. 16-17.

155. Плотников А.Д. Молодая российская семья как объект государственной молодежной политики // Материалы Всероссийской научной конференции "Молодежь и становление новой России". Москва, 27-30 мая 1997 г. Часть 2.-М.: 1997.-С. 211-215.

156. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации. Уфа: 1998 -208 с.

157. Позняков В.В. Идентификация личности в культуре // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 371-373.

158. Попко П.Л. Гражданское сознание молодежи: состояние и особенности проявления //Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. М.: 1992. - С. 92-105.

159. Попов В.Г. Молодежь в сфере криминального влияния //Социологические исследования. 1998. № 5. - С. 75.

160. Попов М.Ю. Нравственная ресоциализация личности: феномен российской модернизации// Вестник МГУ. Сер. Социология. № 3: 2004. С 20-36.

161. Раковскаяг O.A. Социальные ориентиры^ молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: 1994. - 106 с.

162. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция. Уфа: 2002. -240 с.

163. Реутова М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи // Социс. № 6. 2004. С. 102-105.

164. Романов B.C. В XXI век с молодежной политикой. // Молодежная политика XXI века: стратегия выбора. Санкт-Петербург, 1999. - С. 3-5.

165. Российская наука и молодежь. Круглый стол.// Вопросы философии. № 8. 2004. - С. 3-34.

166. Россия сегодня на перекрестке мнений // Вестник Российского Философского Общества. Москва. - 2000. № 4. - С. 91.

167. Рубанов В. О национальной идее и будущем России // Международная жизнь. 1999. № 3. - С. 102-107.

168. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежь: Избранное (1965 -2002). М.: Гардарика, 2002. - 296 с.

169. Ручкин Б.А. Комсомол: уроки прошлого и опыт для будущего молодежного движения // Молодежь и общество на рубеже веков М,: Голос, 1999. - С. 212.

170. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. № 5. -С. 12-20.

171. Садыков Ф.Б. Нравственная культура студентов и пути ее повышения // Проблемы коммунистического воспитания студентов. Уфа: 1982.

172. Садыков Ф.Б. Особенность советской цивилизации. Уфа: 1998. - 308 с.

173. Салагаев А.Л.: Шашкин A.B. Молодежные группировки опыт исследования // Социс. № 9. - 2004. - С. 50-51.

174. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм» // Сумерки богов. - М.: Политиздат. 1990. - 360 с.

175. Социология молодежи. // под редак. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарика. 2005. -335 с.

176. Сергеев-В.К. Молодежная культура и СМИ. М.: 2002. - 105 с.

177. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике// Социологические исследования. 1999. №11. - С. 95-102.

178. Силина. С.Н. , Бондарчук Е.В. К проблеме философии мировоззрения студентов. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4 С. 552-553.

179. Симонов П.В., Ершов П.М.: Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М.:.1989. 190 с.

180. Сковиков A.K. Формирование логических основ культуры мышления у современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 553-554.

181. Смирнова Л.Г. Гуманизация молодежной политики. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 554-555.

182. Соколов A.B. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества//Социс. № 9. 2005. - С. 91-97.

183. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Собр. соч. в 2 т. М.: 1988. Т. 1. - 306 с.

184. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992. - 542 с.

185. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М. 1992. -192 с.

186. Стратегия государственной молодежной политики РФ. Проект. М.: 2005. -24 с.

187. Татидинова Т.Г. Организованная преступность и молодежь// Социологические исследования. 2000. № 1. - С. 16-54.

188. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: 1990.- 175 с.

189. Уханов В. А. Человек в информационно-техническом мире. Хабаровск, 1999.- 136 с.

190. Федотова В.Г. Духовное и душевное // Человек и духовность. Рига, 1990. - 320 с.

191. Филатова Н.С. Отчуждение и образование // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.

192. M.: 2005. T. 4. С. 565-566.

193. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. - С. 74-78.

194. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: На-ука, 1995. 656 с.

195. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990. - 186 с.

196. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 1992. - 203 с.

197. Хомутцов C.B. Духовность в реалиях техногенного общества // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т.4. - С. 134.

198. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке// Под редакцией Е.Г. Слуцкого. СПб.: 2004.- 733 с.

199. Юнг К. Психологические типы. СПб.: Ювента. - М.: Прогресс-Универс, 1995. - 603 с.