автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Тенешева, Галина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Тенешева, Галина Юрьевна

Введение 3

Глава 1. Методология и методикациологического анализа 16экологическогодержания духовностивременных российских школьников

§ 1.1. Генезис подходов к изучению духовности людей 16

Ф §1.2. Экологическая компонента духовности человека как 35объект и предметциологического анализа

§ 1.3. Методика и инструментарий эмпирической части дис- 45 - 62 ^ртационного исследования

Глава 2. Состояние и трансформации экологическойстав- 63 - 124 ® ляющей духовности учащихся общеобразовательных школ Красноярска и Новосибирска

§2.1. Антиэкологические проявления в поведенииарше- 63 классников

§2.2. Основные факторы школьного экологического образо- 87 - 102 вания и воспитания

§ 2.3. Экологическая компонентаысложизненных ориента- 102 - 124 цийаршеклассников и целевая программа экологиза-« ции духовности школьников

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по социологии, Тенешева, Галина Юрьевна

Актуальность исследования. Проблемы духовности извечны. История человечества может и должна пониматься как цепь духовных поисков людей, их подвигов и поражений на духовном поприще. Она свидетельствует, что духовные проблемы социальны по своей сути, ибо от того или иного их решения (или нерешения) зависят судьбы этносов, религий, культур, социальных групп и институтов, государств и политических режимов, общественный систем и цивилизаций. В этом смысле анализ духовной проблематики всегда был и будет социально необходимым и актуальным.

Нынешняя фаза истории характеризуется экологическим кризисом, угрожающим человечеству деградацией и гибелью. Эти серьезные угрозы - плата за несовершенство духовности наших современников и их предшественников, не проявивших способности своевременно обнаруживать и решать созданные ими самими экологические проблемы. Экономическое, политическое, социокультурное и бытовое поведение многих современников ориентировано не на экологические ценности, а потому приближает экологическую катастрофу человечества. В этой связи насущной проблемой социологии стало изучение духовности и поведения людей в экологическом контексте.

Интерес к проблеме экологизации духовности возрастает под воздействием и многих других обстоятельств. Ныне научно обоснованы положения, согласно которым:

- социальная эффективность разнообразных мер, направленных на улучшение экологической ситуации, тем выше, чем теснее они связаны с экологическим сознанием и эко-нравственными ценностями людей;

- массовые экологические движения зачастую конфликтуют друг с другом в силу существенных отличий в духовности их участников;

- неразвитость экологической компоненты духовности человека негативно сказывается на его отношении не только к природе, но и обществу, другим людям и самому себе.

Доказанность этих (и многих других) тезисов актуализирует потребность в специальном социологическом анализе экологического содержания духовности людей, особенно молодых, которым предстоит осмысливать и решать постоянно увеличивающийся объем ежегодно усложняющихся социально-экологических проблем.

Степень научной разработанности. Духовность человека - традиционный предмет анализа богословия и религиозной философии (Апостол Павел, Филон Александрийский, Юстин-мученик, Максим Исповедник, Фома Аквин-ский, Дионисий Ареопагит, Эразм Роттердамский, Сергий Радонежский, Феофан Затворник, П.А.Флоренский, И.О. Лосский, игумен Евмений и многие другие). Если отвлечься от сугубо религиозных трактовок духа, души и духовности человека, то следует признать их научно значимый итог, суть которого можно выразить, примерно, так: духовность - основное социальное качество человека, проявляющее как природу человеческого бытия, так и роль человека в социуме, аккумулирующее единство всеобщеродовых и индивидуально-личностных качеств.

Ценным результатом религиозной философии стало различие фейтх-веры и билиф-веры (Н. Кузанский, Ф. Коплстон, П.А.Флоренский, И.О. Лосский и другие), позволившее отделить религиозную духовность от светской, фиксировать как их принципиальные отличия, так и механизмы взаимодействия.

Эти идеи получили развитие в социально-философских учениях:

- интуитивизма (А. Бергсон, Э. Гуссерль, С.Л. Франк, Н. Гартман и др.);

- персонализма (Я. Беме, М. Монтель, Б. Паскаль, С. Къеркегор, Б.П. Браун, Э. Брайтмен), в том числе французского (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Пон-ти, Г. Марсель) и русского (H.A. Бердяев, Л. Шестов);

- соборности и всеединства (B.C. Хомяков, A.C. Киреевский, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, С.Н. Трубецкой);

- К. Маркса и неомарксистов (Д. Лукач, К. Корш, Э. Фромм, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, В. Адорно, А. Лефевр, Л. Гольдман);

- экзистенциализма (M. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.П. Сартр, М. Бубер);

- современной российской социальной антропологии (B.C. Барулин, М.Я. Бобров, Т.М. Дридзе, Ю.М. Резник, А.Д. Сирин, В.В. Шаронов, Т.В. Хо-лостова и др.).

Синтезирование идей социальных философов с психологическими концепциями духовности, проведенное логотерапевтами (В. Франклом, Р. Мейем, Жд. Ричланом, А. Джорджи, К. Роджерсом), существенно расширило количество содержательно отличающихся друг от друга определений духовности человека, структуры и уровней ее развитости. Вместе с тем обнаружилось принципиальное совпадение трактовок духовности человека как сплава знания и веры, рациональных и эмоционально-аффективных сторон его психики, гносеологически-когнитивных и ценностно-мотивационных структур его сознания, экс-плицированно-осознанных и смутно-ощущаемых граней его внутреннего мира.

Данный вывод стал теоретико-методологической основой исследования духовности россиян, проведенных H.A. Алексахиной, A.A. Галкиным, З.Т. Го-ленковой, А.Г. Здравомысловым, О.И. Карпухиной, В.Н. Кузнецовым, Н.И. Лапиным, М.П. Мчедловым, Н.Ф. Наумовой, Г.В. Осиповым, П.А. Стариковым, Ф.С. Файзуллиным, В.А. Ядовым и многими другими социологами. Исследованию смысложизненных ориентаций человека посвящены работы учёных алтайской социологической школы - С.И. Григорьева, Ю.Е. Растова, Л.Г. Гусляковой, Л.Д. Дёминой, П.Н. Гуйвана, М.Я. Боброва, Е.В. Ушаковой и других, а также труды красноярских (В.Г. Немировского, Д.Д. Невирко, C.B. Гри-шаева, B.C. Ефимова и Ю.В. Честнова) и новосибирских (Л.Г. Борисовой, Г.Г. Князева, Г.С. Солодовой, И.И. Харченко, В.Н. Турченко, А.И. Кирилловой, В.В. Сметанникова) социологов. Благодаря им установлены состояние и проблемы духовности разных социальных групп россиян, в том числе политической элиты, военнослужащих, студентов вузов, начинающих предпринимателей. Духовность российских школьников, к сожалению, пока не стала предметом обстоятельного социологического анализа.

Признавая безусловную полезность социологических исследований духовности россиян, отметим присущий им недостаток - непроявленность должного внимания к экологической компоненте духовности. В лучшем случае социологи фиксируют экоэтические качества респондентов, которые безусловно, входят в интересующую диссертантку компоненту духовности, но не исчерпывают ее.

К сожалению, экологическая составляющая духовности не полно раскрыта и в рамках инвайронментальной социологии, призванной по замыслу ее основателей (Б. Фернау, Дж. Пинию, Дж. Мыоир, Дж. Катлин, Дж. Одюбан, Ф. Паркмен, Э.Эванс, Р.У. Эмерсон, Г. Тюро, Л. Леопольд, Р. Парк, Р. Малкен-зи) и их последователей (А. Холи, О. Данкан, Л. Шноре, У. Каттон, Р. Данлап, Дж. Шелл и др.) сделать это. Теоретики и эмпирики данного направления социологии сосредоточивают свое внимание на взаимодействиях природной среды с социальным комплексом, понимаемым в качестве системы, состоящей из культурной, собственно социальной и личностной подсистем. При этом личностная подсистема осмысливается не в контексте духовности личности, а как некоторая совокупность практических действий по адаптации личности к меняющимся экологическим условиям жизнеосуществления. Механизмы влияния духовности человека на его эколого-ориентированные действия (и акции противоположной направленности) незаслуженно мало интересуют сторонников социологического инвайронментализма.

Учитывая все сказанное, диссертантка определяет основные атрибуты своего исследования следующим образом.

Объект исследования - духовность современных российских школьников.

Предмет исследования - содержание и проявления экологической компоненты духовности школьников двух крупных сибирских городов - Новосибирска и Красноярска.

Цели исследования:

Теоретическая - разработка эвристически полезной для эмпирических социологических исследований модели экологической составляющей духовности личности, разработка на её основе практических рекомендаций по совершенствованию экологического образования и воспитания российских школьников.

Практическая - апробация данной модели, установление на этой основе путей оптимизации процесса экологизации духовности школьников.

Реализация этих взаимосвязанных целей предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Проведение сравнительно-сопоставительного анализа концепций духовности человека, в том числе идей о ее экологическом содержании.

2. Обоснование авторского подхода к социологическому анализу экологической компоненты духовности учащихся российских общеобразовательных школ.

3. Операционализация рабочего понятия «экологическое содержание духовности школьника», выявление соответствующей системы эмпирических индикаторов.

4. Определение эмпирико-социологических методов и инструментов, позволяющих получить достоверную информацию об экологической насыщенности духовности школьников.

5. Выявление экологического содержания смысложизненных ориентаций старшеклассников общеобразовательных школ крупных городов Сибири.

6. Установление содержания и системности экологических знаний учащихся 10 и 11 классов школ Красноярска и Новосибирска.

7. Определение параметров, динамики и тенденций антиэкологических форм поведения старшеклассников школ названных сибирских городов.

8. Выяснение действенности факторов, воздействующих на экологическое содержание духовности школьников.

9. Типологизация старшеклассников общеобразовательных школ по комплексу показателей экологического содержания их духовности.

10. Разработка целевой программы экологизации духовности школьников.

Данные задачи предполагается решить путем проверки истинности следующих гипотез.

Гипотеза-основаиие. Духовность человека - многогранный и сложно структурированный феномен, формирующийся под влиянием общественных и природных условий жизнедеятельности, с одной стороны, и детерминирующий изменения в обществе и природе, с другой. Экологическая компонента духовности - не новообразование, возникшее в ситуации экологического кризиса, а имманентное ее свойство, правда, в разной мере развитое у разных людей.

Гипотезы-следствия:

1. Многогранность феномена духовности людей предопределила обилие ее концептов, в большей части которых присутствует признание экологического аспекта духовности.

2. Используемый в социологической литературе термин «экологическая духовность человека» дезориентирует социологов в методологическом отношении, нацеливает на поиск несуществующего феномена. Методологически точнее признать наличие экологической составляющей духовности, являющейся принципиально единым и целостным образованием внутреннего мира человека.

3. Экологическое содержание духовности старшеклассников общеобразовательных школ можно обнаружить, фиксируя показатели: 1) усвоенности ими основ экологических знаний; 2) экологической насыщенности их смыс-ложизненных ориентаций; 3) соответствия их образа жизни экологическим нормативам; 4) активность их участия в различных природоохранных и чело-векоохранных акциях, экологическом и волонтерском движениях.

4. Для обнаружения вышеназванных индикаторов требуется совокупность следующих взаимодополняющих методов эмпирической социологии: 1) включенное и исключенное наблюдение; 2) стандартизированное интервьюирование учащихся; 3) экспертный опрос учителей; 4) фокус-групповое обсуждение экспертами состояния и проблем экологического образования и воспитания школьников; 5) анализ школьной статистики и документации; 6) вторичный анализ данных, полученных другими социологами; 7) обработка полученной информации методами корреляционного, факторного и кластерного анализа.

5. Экологическая насыщенность смысложизненной ориентации старшеклассников значительно уступает противоположным характеристикам их духовных ценностей.

6. Экологические знания большинства старшеклассников имеют фрагментарный и по преимуществу только природоохранный, но не системно-комплексный вид.

7. Тенденций к сокращению распространенности и устойчивости антиэкологических форм поведения старшеклассников не обнаруживается.

8. Предполагается, что деэкологизирующие духовность школьников факторы проявятся с большей силой, чем факторы экологизации их духовности.

9. Типологизация старшеклассников по комплексу основных показателей экологизированности их духовности, осуществленная на основе кластерного анализа, покажет наличие, как минимум, пяти качественно отличных групп.

10. Общеобразовательные школы и система управления ими в состоянии решить только часть проблем экологизации духовности школьников, в силу чего в итоге диссертационного исследования можно предложить только программу-минимум, предусматривающую качественное изменение парадигмы и концепции экологического образования, государственного образовательного стандарта общего полного образования, структуры и программ учебных дисциплин, мер по экологизации сознания и поведения учителей и учащихся, а также, что особо важно, дифференциации экологического образования и воспитания с учетом реально сложившихся типов школьников, отличающихся комплексом индексов экологизированности их духовности.

Методологическая основа исследования включает в себя следование принципам системного, структурного, функционального, диалектического и конкретно-исторического анализа социальных феноменов, эмпирическую проверку теоретических обобщений.

Теоретическую базу исследования составили взаимодополняющие друг друга социологические и социально-философские концепции духовности человека, а также инвайронментальной социологии, в том числе теоретические конструкции экологической культуры, экологической этики, экологического сознания, экологического образования и экологического воспитания. Все использованные концепции переосмыслены в контексте развиваемой алтайской социологической школой теории жизненных сил человека, в соответствии с которой духовность предстает в качестве важнейшей жизненной силы людей, детерминирующей характер использования ими всех прочих своих потенций -физиологических, психических, социально-статусных и социокультурных.

Эмпирической базой исследования стали:

1. Материалы стандартизированного интервьюирования репрезентативных групп старшеклассников общеобразовательных школ Красноярска и Новосибирска (N=1000).

2. Результаты экспертного опроса учителей проинтервьюированных учеников (N=200).

3. Итоги двух фокус-групповых дискуссий классных руководителей проинтервьюированных школьников (N=27).

4. Данные включенного и исключенного наблюдения.

5. Итоги содержательного анализа школьной документации и статистики.

6. Вторичный анализ результатов исследований, близких к предмету диссертационного исследования, проведенных другими авторами.

7. Материалы корреляционного, факторного и кластерного анализов материалов исследования, полученных диссертанткой.

Методы исследования. Теоретические: дедуктивный, индуктивный, систематизация, моделирование, типологизация и экстраполяция; эмпирические: включённое и исключённое наблюдение, интервьюирование, экспертный опрос, согласование мнений экспертов фокус-групповыми дискуссиями, вторичный анализ данных социологических исследований, анализ документов, статистический анализ.

Научная новизна исследования:

1. Предложено понимание духовности людей в качестве целостной системы их знаний, верований, смысложизненных установок, идеологических и морально-нравственных ценностей, экспектаций, мнений и других характеристик их субъективного мира, совокупность которых выражает меру развитости человека в качестве субъекта социальных отношений.

2. Доказана методологическая небезупречность новомодной попытки обоснования категории «экологическая духовность», отказ от которой не означает отказа от изучения проблематики экологизации духовности, а признание нужности ее анализа во взаимосвязи с другими компонентами духовности людей.

3. Продемонстрированы эвристические возможности неовиталистской теории жизненных сил человека для изучения духовности людей вообще и ее экологической компоненты, в частности.

4. Предложена авторская концепция и эмпирическая модель социологического анализа экологического содержания духовности школьников.

5. Разработана и апробирована методика расчета устойчивости антиэкологических форм поведения.

6. Дана кластерная типологизация старшеклассников по комплексу показателей развитости экологического содержания их духовности.

7. Введены в научный оборот новые данные о состоянии, динамике и тенденциях развития духовности школьников в экологическом контексте.

8. Разработана методологическая и методическая платформа для проектирования процессов экологизации духовности учащихся общеобразовательных школ.

Теоретическая значимость исследования:

1. Обосновано понимание духовности людей в качестве целостной системы их знаний, верований, смысложизненных установок, идеологических и морально-нравственных ценностей, мнений и других характеристик их субъективного мира, совокупность которых выражает меру развитости человека в качестве субъекта социальных отношений.

2. Доказана небезупречность сложившегося в российской социологии понимания экологических аспектов сознания и смысложизненных ценностей людей в качестве автономно существующей структуры их духовности.

3. Обоснована потребность осмысления проблематики экологизации духовности школьников в контексте системного понимания духовности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования использованы в учебно-воспитательном процессе двадцати средних общеобразовательных школ Новосибирска и Красноярска.

Разработана и апробирована программа спецкурса по проблемам формирования экологического сознания школьников.

Диссертация содержит проект программы-минимум, призванной оптимизировать деятельность органов управления образованием, администраций образовательных учреждений и учителей, нацеленной на экологизацию духовности учащихся.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается:

- теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций диссертантки;

- соблюдением правил валидности социологических исследований;

- продуманностью исследовательской программы и логики исследования;

- использованием взаимодополняющих и взаимоконтролирующих методик сбора и анализа социологической информации, адекватных задачам и гипотезам исследования;

- репрезентативностью выборок респондентов и экспертов;

- личным участием диссертантки в опытно-педагогической деятельности и экспериментальным подтверждением полученных выводов;

- широким обсуждением результатов исследования на научных и педагогических форумах.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Злободневность задачи подготовки молодежи к жизни в условиях обостряющегося экологического кризиса, к сожалению, не привела к адекватному расцвету инвайронментальной социологии. Экологический аспект не получил должного развития и в социологии молодежи. Даже в социологии духовной жизни об экологической стороне духовности говорится вскользь и не вполне внятно.

2. Эти обстоятельства объясняются методологическим тупиком, возникшим в результате внедрения в социологию понятия «экологическая духовность», ориентирующего исследователей на ложный путь поиска того, чего реально нет и не может быть.

3. Духовность личности не может быть ни экологической, ни экономической, ни политической, ни этической, ни эстетической, ни какой-либо другой. Она - онтологически целостное образование, проявляющее разные грани и стороны. Поэтому методологически корректнее признавать не якобы автономно существующую «экологическую духовность», а экологическую ипостась (компоненту) единосущностной духовности, которая формируется и развивается под воздействием всех других сторон и граней духовности человека.

4. Ныне актуально экологизировать духовность (сознание, этику, культуру, поведение, образование) молодежи, что далеко не равноценно постановке утопичной задаче формирования у нее «экологической духовности».

5. Эмпирико-социологическое исследование современного состояния экологизированности духовности школьников предполагает, как минимум, выявление:

1) объема и содержания, глубины и системности их экологических и социально-экологических знаний;

2) реализации ими этих знаний в практическом поведении относительно: а) природы; б) самого себя; в) друг друга;

3) меры соответствия их смысложизненных ориентаций социально-экологическим ценностям.

6. Достижение этого минимума возможно при условии использования совокупности количественных и качественных методов сбора социологической информации, а также корреляционного, факторного и кластерного способов обработки полученной информации.

7. Полученные в диссертационном исследовании данные свидетельствуют о нерешенности и усугублении проблем экологизации духовности школьников. Особую тревогу вызывает рост распространенности и устойчивости антиэкологического (противоречащего нормам экологии и социальной экологии) практического поведения старшеклассников в формах экофобского отношения к природе, наркомании, табакокурения, злоупотребления алкоголем и сексом.

8. Экологически насыщенные смысложизненные ориентации присущи лишь каждой пятой старшекласснице (21,5% десятиклассниц и 20% одинна-дцатиклассниц) и только каждому третьему старшекласснику (35,5% и 33,5%, соответственно, по классам). Антиподная смысложизненная установка свойственна, соответственно, 42% и 37,5% девушек, 54% юношей-десятиклассников и 40% - одиннадцатиклассников.

9. Экологические и, особенно, социально-экологические знания большинства школьников характеризуются неполнотой, несистемностью, противоречивостью, наличием ложных стереотипов, а также научно и педагогически несостоятельных нововведений.

10. По совокупности показателей экологизированности духовности старшеклассники дифференцируются (на основе кластерного анализа) на пять основных групп, каждая из которых характеризуется разными пропорциями юношей и девушек, а также учащихся 10 и 11 классов. Учет предложенной типологии (аналогов ей нет ни в отечественной, ни в зарубежной социологии) позволяет дифференцировать и оптимизировать экологическое образование и воспитание в российских общеобразовательных школах.

11. Решение проблемы экологизации духовности школьников вероятно при условии реализации комплекса общероссийских, региональных и школьных мероприятий, в том числе: отказа от парадигмы экологического образования, основанной на их запугивании экологическими катастрофами; разработки ныне отсутствующей концепции школьного экологического образования и воспитания; пересмотра государственного образовательного стандарта общего полного среднего образования в направлении углубления экологической подготовки школьников; исключения из преподавания инновационных образовательных программ, разрушающих духовность школьников и стимулирующих их антиэкологические действия; введения в преподавание курсов «Общая экология» и «Прикладная социальная экология»; разработки муниципальных социально-экологических проектов, реализуемых с участием школьников и многое другое.

Апробация результатов диссертационного исследования проходила по следующим направлениям:

1. Итоги исследования докладывались на научно-практических конференциях учителей Новосибирска и Красноярска.

2. Основное содержание диссертационного исследования обсуждалось на международной научно-практической конференции «Россия и мировая цивилизация: проблемы социально-экономического развития» (24 - 25 марта 2004 г., Новосибирск); международной научно-практической конференции «Социальные, экономические и культурные проблемы устойчивого развития современной России» (23 - 24 марта 2005 г., Новосибирск); региональной научной конференции «Россия - евразийская общность: культура и цивилизация» (июнь 2005 г., Новосибирск); межвузовской научной конференции «Философия и экология» (апрель 2004 г., Новосибирск); межвузовской научно-практической конференции «Россия: преемственность исторического развития» (27 - 28 апреля 2005 г., Новосибирск); межвузовской научно-практической конференции «ГОС 2000 и вузовское образование» (31 января - 1 февраля 2001 г., Новосибирск) и др.

3. Результаты исследования отражены в 12 публикациях общим объёмом 4,5 п.л.

4. Разработанная программа спецкурса по проблемам формирования экологического сознания школьников использовалась в школах Новосибирска и Красноярска.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографии. Описание методов и инструментария исследования дано в тексте §1.3. Начало каждой главы имеет общее вступление, обозначающее основные аспекты изложения проблемы, и завершается кратким выводом. Основной текст диссертации изложен на 151 странице, список использованной литературы включает 263 наименования, в т.ч. 11 на иностранных языках. В тексте диссертации содержится 43 таблицы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Красноярск и Новосибирск - крупнейшие города России, характеризующиеся средними показателями развитости системы общего среднего образования и во многом общими для современного российского общества проблемами этой системы. Поэтому основные выводы диссертантки вполне распространи-мы (с небольшими оговорками) на школьников всех мегаполисов России. Эти выводы следующие:

1. Обучение в общеобразовательных школах не обеспечивает формирования такой духовности, которая необходима обществу и людям, вынужденным жить в условиях постоянно углубляющегося экологического кризиса. В связи с этим надеяться на то, что новое поколение россиян решит актуальные социально-экологические проблемы, к сожалению, не приходится.

2. Дефицитность экологически значимых аспектов духовности большинства современных школьников проявляется в их:

- экофобском отношении к: а) природе, б) друг другу, в) самим себе;

- несистемности, фрагментарности, противоречивости и неустойчивости знаний в области экологии, социальной экологии и человекознания;

- преобладании в их сознании и поведении гедонистических и иных лишенных экологического содержания смысложизненных ориентаций.

3. По совокупности вышеназванных показателей на основе кластерного анализа старшеклассники (учащиеся 10 и 11 классов) дифференцируются на пять типов, различия между которыми ныне не учитываются ни в теории, ни в практике школьного обучения и воспитания.

4. Первый (лучший) тип составляют немногие юноши и девушки, чьи смысложизненные ориентации состоятельны в экологическом контексте, чьи экологические и социально-экологические знания заслуживают хорошей и высшей оценки, а поведение которых характеризуется явным отвержением антиэкологических поступков (наркомании, табакокурения, злоупотребления алкоголем и сексом). К сожалению, этот тип самый малочисленный. В него входит лишь каждый десятый старшеклассник, точнее, 10% обследованных новосибирских и чуть менее 12% красноярских школьников. В тендерном отношении этот кластер характеризуется преобладанием девушек, а в соотношении десяти- и одиннадцатиклассников значимых различий нет.

5. Второму типу присуща совокупность трех следующих признаков: а) отсутствие явно антиэкологических (гедонистических) смысложизненных ори-ентаций; б) средние показатели экологических и социально-экологических знаний; в) редко встречавшиеся в прошлом случаи антиэкологического поведения. Этот кластер более представителен (22% в Новосибирске и 24% в Красноярске). В нем преобладают десятиклассники (58% в целом по двум городам) и юноши (52,5%).

6. Третий тип образуют старшеклассники, у которых: а) сформировалась гедонистическая смысложизненная ориентация; б) экологические и социально-экологические знания заслуживают отрицательной оценки; в) часты случаи экофобского отношения к природе и приобщенности к наркотикам, алкоголю и табакокурению. Сюда входит каждый пятый из обследованных школьников (по 20% в обоих городах), причем удельный вес представителей 10 и 11 классов существенно не отличается, а юношей в данном кластере значительно больше (от 60 до 62%).

7. Четвертому типу присущи: а) смысложизненные ориентации на создание семьи и/или соблюдение религиозных заповедей; б) любые (и высокие, и средние, и низкие) оценки экологических и социально-экологических знаний; в) приобщенность к алкоголю и добрачному сексу. Данный кластер самый многочисленный, включает в себя, практически, каждого третьего старшеклассника. Он по преимуществу девичий (75%), при этом одиннадцатиклассницы в нем преобладают (60,5% от численности девушек, входящих в данный тип).

8. Пятому типу свойственно: а) ориентация на ценности индивидуально-личностного развития; б) средние и нижесредние показатели экологических и социально-экологических знаний; в) начальные фазы приобщения к наркотикам, алкоголю и сексу. В данный тип входит 15% (в среднем по двум городам) старшеклассников. В нем преобладают юноши и десятиклассники (как в каждом городе, так и в целом по всей выборке респондентов).

9. Научная обоснованность предложенной типологии старшеклассников общеобразовательных школ по комплексу показателей развитости экологического содержания их духовности означает истинность не только девятой, но и 5, 6, 7, 8 и 10 гипотез диссертационного исследования. Эта типология, обрисовывающая контуры духовно-экологического портрета выпускников общеобразовательных школ мегаполисов современной России, по мнению диссертантки, должна стать теоретико-методологической основой: а) корректировки школьного экологического образования и воспитания; б) разработки специальной целевой программы экологизации духовности школьников.

10. Не повторяя всех предложений о содержании этой программы (они описаны в последнем разделе завершающего диссертацию параграфа), диссертантка считает нужным еще раз отметить первостепенную важность отказа от ныне господствующей парадигмы экологического образования, основанной на страхе, на запугивании учащихся экологическими катастрофами. Такая манера преподавания экологических и социально-экологических знаний демобилизует школьников, внушает им мысль о собственном бессилии в предотвращении неизбежных бедствий, провоцирует их на поступки, вредящие собственному здоровью, природе и обществу. Нужна мобилизационная парадигма и четко ей соответствующая концепция школьного экологического образования и воспитания, реализация которой призвана умножать духовные силы учащихся, настраивать их на личное участие в профилактике и решении экологических и социально-экологических проблем в своей школе, семье, микрорайоне, городе, регионе и стране.

Необходимо скорректировать государственный образовательный стандарт общего полного среднего образования, экологизировать преподавание всех учебных дисциплин (включая физкультуру), начать изучение школьниками общей экологии и прикладной социальной экологии, исключить из преподавания так называемые «инновационные образовательные программы», экологические по форме, но по сути дела разрушающие духовность детей, деэко-логизирующие их сознание и поведение.

Крайне необходима система мер по вовлечению учащихся, особенно, старшеклассников, в экологические и волонтерские движения, в реализуемые ими природоохранные и человекоохранные акции.

11. Разработке школьных, муниципальных, городских, региональных и иных проектов экологизации духовности школьников могут и должны содействовать социологические, социально-экологические и педагогические исследования проблематики образования и воспитания молодежи, мониторинг процессов одухотворения ее сознания и поведения.

12. Среди препятствий на пути умножения и повышения эффективности подобных исследований главное место занимает нерешенность методологических вопросов, касающихся осмысления сущности и форм проявления феномена духовности личности, его экологически значимых компонент, в том числе.

13. В диссертации приведена система теоретико-методологических, ме-тодолого-методических и эмпирических аргументов, говорящих о научной несостоятельности, ошибочности и вредности попыток возведения в ранг основной категории экосоциологии и социологии духовной жизни термина «экологическая духовность» Повторим некоторые из них.

В онтологическом смысле духовность человека суть сплав его знаний, верований, мировоззрения, идеологических установок, смысложизненных ориентации, этики, всех феноменов его сознания и бессознательного, всего богатства его внутреннего мира. Это понятие необходимо именно для того, чтобы с его помощью отразить системный результат взаимодействий разных феноменов внутреннего мира человека. Поэтому духовность личности принципиально нельзя расщеплять на элементы, образующие данную систему (при таком расщеплении исследователь будет иметь дело либо с сознанием, либо знаниями, либо ценностями, либо моралью, либо идеологией человека, но не с его духовностью). Духовность не должна дифференцироваться на экологическую, политическую, экономическую и т.п., то есть по сферам ее проявления в общественной жизни. Духовность личности, проявленная в социально-экологических отношениях, не перестает быть системной целостностью, в которой экологически значимые ее грани взаимодействуют с идеологическими, религиозными, этическими, экономическими, политическими, эстетическими и иными сторонами единосущностной духовности. Насильственное, неадекватное сущности духовности расчленение ее на разные типы ведет в методологический тупик, нацеливает исследователя на признание того, чего в реальном внутреннем мире реальных людей нет и быть не может по самому определению духовности человека.

14. Сказанное ни в коей мере не отвергает, а предусматривает необходимость и возможность анализа различных граней и сторон единоцелостной духовности личности. Оно означает, что: во-первых, методологически корректнее говорить не о разных духовностях одного и того же человека, а о разных проявлениях его духовности как единой сущности; во-вторых, анализ этих проявлений не должен придавать забвению целостность духовности человека, образуемую взаимодействием множества феноменов его внутреннего мира. Выясняя экологическую и социально-экологическую значимость духовности личности, в частности, нельзя абстрагироваться от того, что эта значимость - производное от системных взаимовлияний элементов духовности, что она не автономна от мировоззренческих, идеологических, политических, этических, религиозных и иных проявлений духовности.

15. В диссертации даны объяснения причин стремления ряда социологов и социальных философов придать словосочетанию «экологическая духовность» статус особо важной научной категории. Не повторяя ранее сказанного, отметим еще одну причину. Речь идет о методическом несовершенстве проводимых данными авторами исследований. Как правило, основным исследовательским методом они признают анкетирование, позволяющее, в лучшем случае, зафиксировать мнения респондентов по экологическим проблемам, т.е. некоторые проявления их сознания. При этом за пределами исследовательского внимания остаются не менее (зачастую, более) важные компоненты духовности, не сводимой ни к сознанию, ни тем более, - к мнениям. Тем не менее, выводы делаются о состоянии и проблемах «экологической духовности» россиян, что оказывается позволительным в ситуации как методологической не проработанности, так и методико-инструментальной примитивизации социологического анализа духовности людей.

16. Поскольку духовность человека - сплав многих феноменов его сознания и бессознательного, рационального и иррационального, этических и эстетических интенций, смысложизненных и сиюминутных устремлений и т.п., постольку делать какие-либо заключения о ней на основе информации, полученной только анкетным методом, принципиально нельзя. Здесь требуется применение комплекса взаимодополняющих и тесно корреспондирующихся друг с другом количественных и качественных методов эмпирической социологии. При этом исключительно важно выявить (и замерить) особо значимые аспекты не только сознания, но и других ипостасей духовности личностей, ставших объектом социологического исследования.

17. Диссертантка, как ей кажется, соблюла вышеназванное требование, использовав одиннадцать методов сбора и анализа социологической информации, предварительно обосновав потребность, целесообразность и возможность социологических замеров: а) экологических и социально-экологических знаний школьников; б) экологической насыщенности их смысложизненных ориентации в) экофобских и экофильских форм их социально значимого поведения. Она не отрицает перспективы расширения социологических замеров иных проявлений духовности школьников, значимых в социально-экологическом контексте, оставляя эту задачу своим последователям. При этом она настоятельно подчеркивает необходимость тщательных замеров проявлений духовности школьников в их практических делах, в формах поведения, соответствующих и противоречащих (частично или полностью) нормативам социальной экологии. Тезис о практике как критерии истины вдвойне справедлив при изучении духовности формирующихся личностей.

18. Социологический анализ антиобщественных форм поведения традиционно предполагает установление степени их распространенности в изучаемом социальном пространстве-времени. В диссертации показана недостаточность такого подхода, необходимость исчисления не только степени их распространенности, но и меры устойчивости. Дело в том, что распространенность, скажем, наркомании и пьянства среди девушек-старшеклассниц меньшая, чем среди юношей. Но индексы устойчивости этих форм поведения у девушек выше, чем у юношей. Иначе говоря, девушки, приобщившиеся к данным порокам, имеют меньшую вероятность избавиться от них, чем юноши. Понятно, что учет меры устойчивости порочного поведения дает основание для переоценки многих выводов ранее проведенных социологических исследований.

19. Диссертантка предложила несложную методику определения индекса устойчивости антиэкологических форм поведения школьников и надеется на ее использование коллегами.

20. Она надеется на признание коллегами разработанных и реализованных ею моделей факторного и кластерного анализа, а также полученных этим путём выводов.

Поставленная во Введении цель диссертационного исследования и конкретизирующие ее исследовательские задачи выполнены. Истинность гипотезы-основания и гипотез-следствий доказана с соблюдением правил эмпирической социологии. Диссертантка рассчитывает на объективную оценку своего труда.

 

Список научной литературыТенешева, Галина Юрьевна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Абраменкова В.В., Слободчиков В.И. Христианская антропология и современная психология// Вопросы психологии. 2001. - № 2. - С. 147- 153.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

3. Борисова Л.Г., Турченко В.Н., Кирилловой А.И., Солодовой Г.С. Выпускник 90-х: социологический портрет. Аналитический доклад. -Новосибирск Бердск, 1998;

4. Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Солодова Г.С., Харченко И.И., Кириллова А.И. Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. Новосибирск, ИЭ и ОПП СО РАН, 2005 г.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское издат., 1990. - 559 с. Андреев Д.Л. Роза мира. В 3-х томах. Т. 2. - М.: Московский рабочий, 1991.-576 с.

6. Араб-оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2000. М.: Мысль, 1986. - 204 с.

7. Артюхов М.В., Ракитных М.Б., Цукер A.A. Российский выпускник в современном индустриально развитом городе (опыт социального портрета) //Сибирь. Философия. Образование, 1999. № 3. С. 79-92.

8. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 768 с.

9. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.

10. Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1986. - 414 с.

11. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Мысль, 1983.-432 с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.; Просвещение, 1982. - 192 с.

13. Балл Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие.// Психологический журнал. 1997. - Т. 18. -№5.

14. Баровская И.В. Принципы детерминизма и проблема управления развитием социальных систем: Автореф. дис. канд. филос. наук. 1992.17 с.

15. Бартус М. Торчать не круто // Красноярский комсомолец, 1999. 3 апреля. С. 3.

16. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М.: ВИЭМ, 1935.- 208 с.

17. БергЛ.С. Труды по теории эволюции. 1922 1930. — Л.: Наука, 1977.- 387 с.

18. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Мысль, 1989.- 607с.

19. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. М.: ЗАО «СВАРОГ и К°», 1997.-541 с.

20. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 250 с.

21. Бестужев Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. -М.: Педагогика, 1988. - 254 с.

22. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: издательство Московской Патриархии, 1995. 1369 с.

23. Блауберг И.В., Садовский В.Н. К проблеме взаимоотношения системного подхода и системного анализа // Философские аспекты системного подхода. М.: Наука, 1980. - С. 19-21.

24. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.

25. Бобров М.Я. Гомология как наука о материальной и духовной жизни человека в третьем тысячелетии. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999.-346 с.

26. Большая советская энциклопедия в 30 т. /под ред. A.M. Прохорова. -3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1977. - Т. 23.

27. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М.: Агропромиздат, 1987.- 174 с.

28. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для ВУЗов. СПб: Питер, 2000.-386 с.

29. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. // Гуманитарная и трансперсональная психология: Хрестоматия. Мн., 2000. -С. 60-62.

30. Булгаков С.Н. Христианская социология // Социологические исследования. № 5. 1998.-С. 12-14.

31. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. а англ. М.: Класс, 1998.- 325 с.

32. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. -159 с.

33. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3. - С. 19.

34. Ван Чин. Трансформация ценностных ориентаций и реформа. // Новые образовательные технологии и стратегия духовного развития общества. Новосибирск: ГЦРО, 2000. - С. 30-34.

35. Вернадский В.И. Автотрофность человечества. Проблемы биогеохимии. М.: Наука, 1980. - 245 с.

36. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. - 261 с.

37. Вернадский В.И. Биосфера. М.: Наука, 1967. - 376 с.

38. Вернадский В.И. Вопрос о естественных производительных силах в России с XVIII по XX вв. // В.И. Вернадский. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. - С. 333-342.

39. Вернадский В.И. Неизбежность роста научного знания: Труды, публицистические статьи. М.: Наука, 1995.

40. Вернадский В.И. По поводу критических замечаний академика A.M. Деборина. Русский космизм: Антология философской мысли. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с.

41. Вознесенская Е.Д. Профессии высококвалифицированного труда и молодежь: привлекательность, престиж и выбор // Сб.науч.трудов. -М.: ЦСО РАО, 1996. С. 62-78.

42. Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России. М.: Высшая школа, 1995.

43. Вопросы опытно-экспериментального прогнозирования развития школы. Сб. научн. тр. /АПН СССР, НИИ общей педагогики Редко-легия: М.Н. Скаткин и др. -М.: НИИОП, 1985. 115 с.

44. Выготский JI.C. Психология развития как феномен культуры. М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996. - 512 с.

45. Вышеславцев Б.П. Что такое я сам?// Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. М.: Просвещение, 1996. - С. 67-68.

46. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении С.С. Соловьева // Вопросы философии. 1994. № 6. — с. 47-54.

47. Гамбург Д. Экология: восхождение к разуму //Химия в школе. 1993. -N3.-C. 5-9.

48. Гендин A.M., Сергеев М.И. Региональные особенности ценностныхориентаций учащихся, родителей и учителей //Образование в Сибири, 1996, № 1.-С. 64-69.

49. Горелов A.A., Экология: Учебное пособие. М.: Центр, 1998. - 240с. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 году». - М.: Мин-во здравоохранения РФ; РАМН, 2002.

50. Григорьев А. Уроки экологических просчетов // География в школе. -1993.-N3.-С. 12-17.

51. Григорьев С.И., Немировский В.Г. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. Барнаул63.