автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Духовные факторы развития социального потенциала села

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Аглямова, Гульнара Рашитовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Духовные факторы развития социального потенциала села'

Введение диссертации1999 год, автореферат по социологии, Аглямова, Гульнара Рашитовна

Актуальность темы исследования обусловлена процессами трансформации нашего общества. Рыночные отношения проникают в деревню, изменяют менталитет сельского жителя, его духовность, а вместе с ней и смысл существования, мотивы и стимулы трудовой деятельности. Сегодня происходит формирование новой системы потребностей, появляются новые возможности для самореализации человека и его потенциала. Победительные мотивы трудовой деятельности, интенции человека, силы, энергия, потенциал в целом различны на каждом историческом этапе. Ломка старых жизненных порядков и устоев, создание новых общественных отношений создают благоприятные предпосылки для социального развития села на данном историческом этапе. Современное село отстает от города, менее развито и более консервативно, но несмотря на это сегодня здесь с надеждой ждут последующих изменений и рассчитывают на них. Старое быстро уходит в прошлое, новое складывается в условиях борьбы со старым, протекает противоречиво, только зарождается и еще не нашло адекватного отражения в научных исследованиях. В связи с этим социальный потенциал села и духовные факторы, которые влияют на его формирование, представляют достаточно актуальную проблему современной общественной науки. Это относится, в первую очередь, к философии и социологии. Резкая ломка старых стереотипов и представлений изменяют духовную жизнь общества, заставляют не только "регистрировать" факты, как это часто делают социологи, изучая социальные явления. Необходимо осмыслить основы бытия, философские составляющие современной духовности, ее влияние на деятельность человека и сельского жителя в частности. Сегодня духовность особенно 3 очевидна как ведущее существенное свойство человека и его роста1. По справедливому замечанию Ф. Шеллинга ". революция в человеке должна начаться с осознания своей сущности2." Если сущность человека социальная, как это утверждали Гегель и Маркс, то духовность необходимый элемент социальности и самой сущности человека.

Степень изученности проблемы. В отечественной социологии село изучается достаточно известными исследователямиЗ. Проблемы, связанные с исследованием социального потенциала нашего общества также не являются новыми. Понятие потенциала чаще всего использовалось тогда, когда шел поиск путей интенсивного развития общества. Представители социологии труда, экономической социологии, социологии науки и образования "потенциал" в различных словосочетаниях и несомненно, что речь шла о социальном потенциале обществам Характерно, что в большинстве работ потенциал понимается достаточно широко, берется как само собой разумеющееся понятие, которое не нуждается даже в номинальном определении и вычленении составляющих этого феномена. Как правило, это количественная характеристика тех ресурсов, которые уже накоплены человеком, предприятием, отраслью.

Сегодня исследователи стали более скрупулезно подходить к потенциалу общества, заинтересовались его структурой и факторами, определяющими формирование человека5. Это означает признание того,

1 См. В. С. Барулин. Социально-философская антропология. М., Онега, 1994. А. Г. Сабиров. Социально-философская антропология: принципы конституирования и предметного определения. М., 1997. В. В. Пошатаев. Духовный потенциал личности. М., Молодая гвардия, 1977.

2 Шеллинг Ф. В. Сочинения в 2-х т. М., 1987, т. I. -С. 287.

3 Арутюнян Ю. В. Опыт социологического изучения села. М., 1968; Великий П. П. Духовная жизнь советского села. М, 1982;Рывкина Р. В. Образ жизни сельского населения. Новосибирск, 1979 и др.

4 Бахтин И. А. Эффективность использования образовательного потенциала. М., Наука, 1989; Василенко Г. В., Бусыгин А. Е. Экономический потенциал/ЛЗестник МГУ, сер. Экономика, 1977, N 3; Социально-экономический потенциал региона. Киев, Наукова Думка, 1985; Мельникас Б. И. Научноквалификационный потенциал строительства. М., Стройиздат, 1985 и др.

5 Алтынбаев Р. 3. Социальные факторы развития социального потенциала молодого города в условиях становления рыночных отношений. Камаз, Н. Челны, 1997; Нугаев М. А., Нугаев Р. М. Социальный 4 что социальный потенциал является сложным образованием, предстает как феномен человеческого общества. Сегодня можно сказать, что таких работ, где исследователи обратились бы к определению потенциала и установлению его структуры еще недостаточно. Исключение составляет работа Панюкова В. С. и раздел в социологическом словаре, где впервые вводится понятие "социальный потенциал" и дается его толкованиеб. Примерно также складывается ситуация и в англо-американской социологии, где в социологических словарях понятие "социальный потенциал" отсутствует, но социологи пишут о сотрудниках и работниках с наиболее высокими показателями, употребляя термин высокопотенциальный, "хай-по" (high-po: сокращенно от high-potential). Это говорит о том, что проблемы, связанные с разработкой этой категории имеются и в этом направлении есть над чем работать. Нам представляется, что исследования в этой области развиваются в соответствии с уже сложившейся традицией, поскольку понятие потенциала чаще всего встречается в социологии труда, экономике, социологии промышленности. Значительно меньше таких работ в области социологии села. Социальные процессы, которые происходят в сельской местности интересуют социологов, прежде всего, в связи с формированием рыночных отношений, появлением новых форм организации труда?. Значительно реже социологи обращаются к вопросам потенциала и социальной обусловленности тех возможностей, которые характерны для трудовой деятельности сельского потенциал региона. Концептуальные основы исследования//Научные труды, ИСЭПН, АНТ, т. I, Казань,

1995.

6 См. Панюков В. С. К определению понятия социальный потенциал производственного коллектива//Социально-экономический потенциал села. М., Наука, 1986; Социологический словарь. Минск, "Университетское", 1991. -С. 346.

7 Великий П. П. Сельская действительность. Социологический ракурс//Социологические исследования,

1996, N 10; Зиатдинов Р. Ш. Ресурсный потенциал и пути повышения его эффективности (на материалах сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан) Дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Казань, 1997; Озмитин В. Д. Раскрестьянивание и окрестьянивание по российски//Социал. иссл, 1994, N3; Петриков А. В. Специфика села и современная аграрная реформа в России. М., 1995. 5 жителя8. В современной литературе еще недостаточно изучены духовные факторы, которые воздействуют на социальность и возможности человеческой деятельности. Наиболее полно в системе духовности изучены социокультурные факторы. В этом направлении работают многие ученые нашей республики. Среди них Амиров К. Ф., Балтанов Р. Г., Волович Л. А., Гиззатов К. Т., Галеев 3. Г., Иванов В. В., Исламшина Т. Г., Кулапин А. П., Тагиров Р. Б., Фасеев К. Ф. и др. В разные годы в республике по проблемам образа жизни села и его культуры защищались кандидатские диссертации. С точки зрения проблем Татарстана и его села наиболее значимы исследования таких авторов, как Ф. М. Сафин, Н. М. Пушкина, И. В. Гареев, М. К. Яо и др. В большинстве работ духовность трактуется философски как совокупность целого реестра элементов, а сама духовность раскрывается через такие составляющие: самосознание, самопознание, рефлексия человека; степень развитости основных состояний духа (совести, долга, ответственности); понимание своего места, роли, предназначения в мире, подлинного смысла жизни; волевое управление своим поведением и деятельностью в окружающем мире; отсутствие болезненных психических ощущений; соответствие объективных образов отражаемым объектам; адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в отношениях с близкими людьми; способность самоуправления в своем поведении;

8 Савка В. С. Социальный потенциал современной сельской семьи: проблемы формирования и реализации. Автореф. дисс. канд. социол. наук. Киев, 1996. 6 разумное планирование своих возможностей и жизненных целей; проявление рациональной активности в достижении целей; ощущение душевного благополучия своего существованиям

Любой из этих составных элементов духовности все всяких сомнений имеет для индивида или целой группы жизненно-важное значение. Это особенно значимо, когда духовность рассматривается в единстве с человеческой деятельностью, в качестве сущностного проявления человека как главной производительной силы общества. Как правило, в структуре духовности преобладают позитивные компоненты, не указано действие положительного и отрицательного, которые взаимодействуют как "силы тока" при формировании человеческого потенциала. В большинстве случаев духовность рассматривается как целое, без учета ее составляющих, которые влияют на сельского жителя и его потенциал.

Целью работы является конструирование идеально-типической модели элементов духовности как детерминант социального потенциала современного села. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач: поиск концептуальных основ анализа социального потенциала современного села, основных факторов его развития; выявление сущности, содержания и структуры основных составляющих духовности в контексте системы факторов, определяющих развитие социального потенциала современного села; исследование влияния интеллектуального, культурного и нравственного факторов на развитие социального потенциала села.

9 Сабиров А. Г. Указ. соч. -С. 76-77. 7

Исходя из цели и задач исследования была сформулирована основная гипотеза. Она состоит в том, что село развивается в жизненной связи с городом, но это развитие складывается противоречиво. Центральным звеном наших рассуждений будет следующая идея: структура интеллектуального и нравственного факторов должна быть наложена на оси село город при учете положительного или отрицательного знака "электрического заряда", который несет тот или иной фактор, "подпитывая" социальный потенциал. При этом, культурный фактор сам по себе является нейтральным по "заряду", становясь тем или иным в зависимости от того, как складываются взаимоотношения первых двух факторов. Для удобства оперирования нашей моделью мы принимаем аналогию "большого и малого кругов кровообращения". Решающую роль для построения такой аналогии играет понятие интенциальности: направления "тока" заряда того или иного духовного фактора, накопления или разряжения (социального) потенциала, каковым обладает исследуемый объект. С учетом сказанного, наша рабочая модель примет следующий вид:

Культурный фактор

Культурный фактор 8

Село при этом является, так сказать, кроветворным органом носителем стабильной общечеловеческой нравственности, а город - крове наполнительным "сердцем", поставщиком современных, в особенности научных знаний, специалистов в области управления, а также всевозможных технологий и самой техники, в том числе компьютерной. Несмотря на схематизм, который, как правило, присущ любой схеме и модели, она отображает релевантные связи изучаемых объектов и позволяет представить совокупность частных индивидуальных представлений относительно взаимоотношений села и города.

Объектом исследования является социальный потенциал современного села.

Предмет исследования совокупность духовных факторов (интеллект, культура, нравственность), которые предстают в качестве детерминант социального потенциала.

Теоретико-методологической основой исследования явились философско-социологические концепции и теории, связанные с изучением человека и его жизнедеятельности. В основу диссертации положен деятельностный подход, позволяющий с системных позиций описать всю полноту человеческой активности и деятельности. Диссертант взял за основу важнейший тезис диалектической философии Гегеля об активности всего живого, деятельностной сущности человека, возможности и действительности. Автор использовал работы Е. А. Ануфриева, Л. П. Буевой, А. В. Леонтьева, А. Г. Здравомыслова, В. В. Иванова, М. С. Кагана, И. С. Кона, А. П. Кулапина, М. А. Нугаева, Р. М. Нугаева, А. Г. Сабанова, Ж. Г. Тощенко и других представителей отечественной социологии. Современная западная социологическая теория представлена в диссертации различными положениями теории "социального действия", которая содержится в исследованиях М. Вебера, Т. Парсонса, Н. Смелзера, П. Сорокина и других. Несмотря на разноплановость подхода этих 9 авторов, теоретические положения их работ позволяют с различных позиций описать один и тот же социальный феномен человеческой жизнедеятельности, социальный потенциал конкретной общественной группы.

Информационную базу исследования составили данные социологического исследования, проведенного по теме диссертации в сельских районах Республики Татарстан при непосредственном участии автора. Наряду с этим, информационную базу исследования составили результаты социологических опросов, которые проводились в разное время социологами России, Республики Татарстан и при последующей интерпретации были опубликованы в периодической печати. В работе используются также материалы статистической отчетности и данные различных хозяйственных ведомств республики.

Выборка и репрезентативность исследования. Выборочную совокупность социологического исследования, проведенного в 1997-1998 гг. под руководством Хамадеева Р. С. при участии соискателя составили 1200 человек. Была использована многоступенчатая комбинированная выборка, когда после районирования идет последующая квотная выборка, с опорой на пропорции распределения этнических признаков. При проведении исследования было отобрано взрослое (старше 18 лет) сельское население шести районов, представляющих основные существенные характеристики всей республики: северо-западный, северовосточный, юго-восточный, закамский, прикамский и приволжский. Представленность в выборке всех социально-демографических и социально-профессиональных групп респондентов в целом отражает социально-демографическую структуру сельского населения Республики Татарстан по состоянию к периоду исследования. Ошибка выборки не превышает 2%.

10

Научная новизна исследования.

1. В исследовании содержится теоретико-методологическая разработка понятия "социальный потенциал", устанавливается специфика этого феномена по отношению духовных факторов развития современного села.

2. Анализ статистической и социологической информации позволяет раскрыть состояние духовности, показать влияние культуры, нравственности и интеллекта на социальный потенциал сельского жителя.

3. Выявлен механизм взаимодействия тех токов ("плюс" и "минус"), которые возникают при взаимодействии городского и сельского образа жизни и формировании системы ценностей сельского жителя.

4. Определены наиболее значимые ценностные ориентации жителей города и села, позволяющие установить амбивалентность в системе духовных факторов как отражение тех противоречий, которые заложены в формирующихся рыночных отношениях самого общества.

Научно-практическая значимость исследования заключается в освещении тех проблем современного села, которые на сегодня являются малоизученными. В диссертации содержится анализ духовной сферы сельских районов республики, показаны те изменения, которые произошли в связи с введением рыночных отношений. Авторский взгляд на село через призму социального потенциала человека позволяет с учетом требований сегодняшнего дня планировать социальное развитие. Положения диссертации содержат конкретный материал, который может представлять интерес для социологов, политологов и культурологов. Данный материал может быть использован в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, составлении планов социального развития современного села.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовные факторы развития социального потенциала села"

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Социальное неравенство отрицательно сказывается на формировании современной культуры сельского жителя и его социального потенциала, требует разработки компенсационного механизма. Основой такого механизма могут быть только рыночные отношения, увязанные с собственностью на землю. Формирование культуры земледелия и иных видов жизнедеятельности является частью общедемократической культуры современности, без которой невозможна полноценная реализация социального потенциала современного села и его жителя.

2. С целью формирования соответствующей культуры быта рекомендуется содействовать приближению малого бизнеса, торговых фирм города к периферии. Это облегчит доступ сельского жителя к товарам широкого потребления, бытовой техники, которая прочно вошла в быт современного горожанина и необходима для жизнедеятельности селянина.

97

3. Формирование социального потенциала села невозможно без подготовки управленческих кадров, профессионализации управленческого труда, овладения менеджментом. В связи с этим необходимо ввести квоты для целевого поступления сельской молодежи на управленческие отделения, гуманитарные факультеты современных вузов.

4. Появление депрессивных районов в экономике Республики Татарстан настоятельно диктует компенсировать их отставание социальным развитием с учетом экологии, духовных, культурных и иных факторов, определяющих нормальную жизнедеятельность селян независимо от социального положения и возраста.

5. Культура села и его обитателей, их потенциал формируется под воздействием СМИ. Требуется совершенствовать работу "четвертой власти", ввести дни и часы вещания, рассчитанные на село. В качестве основополагающих принципов вещания следует исходить из билингвизма, национальной культуры как части общедемократической культуры современности.

6. С целью разработки наиболее оптимальных методов подачи информации через СМИ рекомендуется осмыслить передовой опыт деятельности телевидения и радио как в Москве, так и за рубежом. Это требует качественно новых подходов в подготовке современных журналистов и четкой постановки тех задач, которые им предстоит решать.

7. Современная культура является светской. Усиление религиозного фактора в современной жизни Российской Федерации и Республики Татарстан превращает религию в часть государственной политики. В связи с этим требуется переосмыслить роль религии в современном мире, определить ее место в истории общества, политической жизни и

98 формировании культуры. Усиление религиозного начала содействует консолидации нации, но одновременно может явиться и тормозом в развитии культуры и социального потенциала как жителя города, так и жителя деревни, затормозить процесс демократизации и реформирования всей общественной жизни.

8. Многообразие культуры раскрывается прежде всего через язык, который присущ тому или иному виду деятельности. В связи с этим развитие языка должно находиться в центре социально-политического развития жителей села. Стратегия такого развития связана с политическим курсом республики, развитием образования, последовательным соблюдением принципов демократической жизни на основе равенства и справедливости.

99

РАЗДЕЛ 4. НРАВСТВЕННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛА

Нравственность и нравы существенно влияют на регуляцию жизнедеятельности членов общества. Они представляют собой вид общественных отношений, которые являются предметом изучения этики. Известно, что основоположником практически всех гуманитарных наук, включая социологию и этику, является Аристотель. Он определил место, предмет и задачи последней по отношению к науке об обществе следующим образом:". совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным. Быть достойным человеком -значит обладать добродетелями. Итак, этика, по-видимому, входит в политику как ее часть и начало (arche). Так что, прежде всего, как видно, надо сказать о добродетели, что она такое и из чего возникает1." Здесь мы видим выделенными три основные мысли: 1) поскольку человек, по определению, есть существо общественное, постольку и наука о жизни в обществе, политика, есть общая наука о человеке; политическое искусство - высшее искусство, значит, цель политики есть высшее благо; исходя из этого, любое учение о человеке есть часть политики; 2) предмет этики -добродетель, причем Аристотель отличает этот предмет от предмета метафизики (науки об общих основания бытия и познания). Этика должна говорить о нашем человеческом реальном благе (и притом о высшем благе), однако не об абстрактной идее блага; 3) надо исследовать сущность и происхождение добродетели.

По поводу первого соображения Аристотеля, а именно, что этика уже, чем политика, в свете нашей темы необходимо высказать возрождения. Классический век Перикла характеризовался расцветом

1 Аристотель.Большая этика. Соч.в 4-х Т.Т.4.М.Д984.-С.296. демократического полиса. Но уже следующая эпоха, эллинизм, принесла совершенно иное мировосприятие. Громадные имении были бесчувственны к действиям отдельного человека; уход в частную жизнь, развитие индивидуализма, сознания самоценности отдельной личности и равнодушие к политическим делам были нормальной психологической и мировоззренческой реакцией на гибель демократии. Культивирование восточного, "варварского" элемента наряду с эллинским поколебало традиционные четыре греческие добродетели. Поэтому абсолютным образом считать этику частью политики неверно, скорее наоборот: право есть лишь минимум нравственности. По поводу, второго соображения - об отдаленности предмета этика от предмета онтологии (учения и бытии) и эпистемологии (учения о познании) необходимо высказать согласие. Кстати, это одна из наиболее оживленно дискутируемых проблем в современной западноевропейской социологии; мы вернемся к ней в заключительной части раздела. Относительно самого предмета этики необходимо сказать следующее: Аристотель полемизирует со своими великими предшественниками по поводу сущности добродетели. Пифагор, возводивший добродетели к числам, лишал последние собственной сущности. Сократ, приравнявший добродетели к знаниям и наукам (в рамках нашей темы - интеллектуальный социальный фактор к нравственному), тоже говорил неверно: "Получается, что, отождествляя добродетели с науками, Сократ упраздняет внеразумную (alogon) часть души, а вместе с нею и страсть (pathos), и нрав2. И это еще не все: из приравнивания добродетели к знанию и науке, а порока к невежеству вытекает идеалистическая уверенность относительно исчерпывающей этической роли просвещения. Сократ был убежден, что зло - ошибка метода, "заход не туда", и если человека обучить различию добра и зла, он никогда не пойдет путем зла.

2 Аристотель. Указ.соч.-С.297.

101

Однако все интуитивно понимают, что это не совсем так. Например, высокий уровень развития рассудочных способностей не гарант высоких моральных качеств личности, высокий интеллектуальный потенциал прямо не сопряжен с высоким нравственным потенциалом, хотя, конечно, они взаимосвязаны. Аристотель разъясняет:". в наука знание, в чем состоит наука, совпадает с владением ею. Кто знает врачебную науку, тот уже и врач, так же и с остальными науками. Но с добродетелями иначе: если кто знает, в чем состоит справедливость, от этого он еще и стал сразу 2 справедливым; то же и с другими добродетелями ". Этих мыслей вполне достаточно, чтобы увидеть богатство всего, что связано с этикой, нравственным фактором и его взаимодействием с деятельностью человека. Приведенных отрывков достаточно, чтобы увидеть поразительное богатство мыслей этого универсального мыслителя древности. Они до сих пор дают почву для размышления, позволяют углубить наши собственные мысли, несмотря на то, что не свободны от критики также, как и рассуждения современных исследователей. Для примера обратимся еще раз к монографии Р.З. Алтынбаева, имеющей для нас тем больший интерес, что в ней содержатся соответствующие разделы относительно интеллектуального, культурного и нравственного факторов, составляющих социальный потенциал, однако по отношению к молодому городу. Этот автор пишет: "Нравственность представляет из себя сложное духовное явление, содействие которого на личность и общество в целом неоднозначно. Нравственность - это совокупность принципов, установок, норм поведения, которыми субъект руководствуется в своей практической деятельности4". Однако вместо слова "нравственность" здесь вполне можно подставить понятие, скажем, юридического права, смысл определения от этого не изменится. Это значит, что в нем отсутствуют

3 Аристотель.Указ соч.-С.297.

4 Р.З.Алтынбаев.Указ.соч.-С. 176-177.

102 видовые признаки дефиниендума. Вместе с тем, далее автор справедливо ставит вопрос о соотношении социального потенциала и нравственности, который нуждается в более дифференцированном подходе, углублении наших представлений. Требуется дальнейшая разработка новых подходов

В этой связи вернемся к нашей рабочей модели, демонстрирующей жизненно релевантную взаимосвязь интеллектуального и нравственного факторов, составляющих элементы социального потенциала села. Согласно этой гипотезе, уступая в отношениях интенсивности, количества, качества и действенности первого фактора, село выигрывает в отношении того, что является генератором, организатором, носителем и хранителем самого стабильного, общечеловеческого, сущностного этнического начала - наиболее элементарно и традиционно понимаемых добра и зла. Архаические черты родовой общины, которые сильны в любом татарстанском селе и на селе вообще, объяснимые кровнородственными связями, особой открытостью и "поднадзорностью" частной жизни, стабильной и неукоснительной жестокостью морали "общежития", кристаллизуют и культивируют нравственные принципы, многие из которых являются безусловно и абсолютно позитивными. Это, прежде всего, относится к разработанному, вообще говоря, еще в раннем буддизме моральному кодексу "Панчашила" ("Пятерица"): 1) не убивай; 2) не кради; 3) не лги; 4) не входи в запрещенные интимные связи; 5) не употребляй "веселящего напитка". Пять этих общечеловеческих принципов составляют этическую непоколебимую основу качественной сферы села: они могут нарушаться, но это только значит, что усиливается антиповедение; отменить же данный "категорический императив" не в силах никто. Для дальнейшего рассуждения мы должны обратить внимание на национальный состав Республики Татарстан. Согласно последней переписи, здесь проживают граждане 114 национальностей. По

103 численности преобладают: татары (48%), русские (43,3%), чуваши (3,7%), украинцы (0,9%), мордва (0,8%(, удмурты (0,6%), марийцы (0,5%)5. Поскольку русские проживают больше в городах, сельское население является в основном татарским. Рассмотрим поэтому вопрос об основных моральных ценностях, в том числе девальвированных, из которых складывается нравственный фактор социального потенциала села.

Жизнь татарского села (и это характерно также для других тюркских народов) построена, кроме вышеупомянутых, на общепризнанных принципах взаимовыручки и взаимной поддержки, выраженного и нарастающего с возрастом почтения к родителям, непререкаемого подчинения младшего поколения по отношению к старшему, соответственно покровительственного отношения старшим к младшим, обязательного знания генеалогии семьи на несколько (в идеале- полных восемь) поколений6" высокого престижа любой административной власти и высочайшего авторитета образованности, учености, печатного и письменного слова. Еще один важнейший нравственный принцип - отвага и храбрость (вспомним, что в Великой Отечественной войне татары занимали четвертое место после основных славянских наций по числу Героев Советского Союза). Светская и религиозная духовность татарского села, в целом татарской нации исключает экзальтированность, нарочитость, агрессивность, грубость, даже под маской "удали", ухарство, распущенность и разнузданность, - все это с рождения преподается молодому поколению. Поощряется сдержанное, важное, учтивое и обходительное поведение, мягкая и не оскорбительная шутливость, вежливое отношение к женщинам, особенно к старшим. В высшей степени поощряется трудолюбие и старательное учение. Высоко, как нигде в

5 Суверенный Татарстан.М.:Инсан.1997.-С.182.

6 "У булгар существовал неписанный закон-знать изустно своих предков, родословную до девятого поколения". А.Каримуллин. Татары: Этнос и этноним.Казань,1988.-С.62.

104 современных западных странах, котируется фигура учителя. Характерная черта нравственности - дидактически поучительная, умелая, ритмичная, образная речь.

Одним из главных нравственных законов любого села- приветливое, ненатянутое, несколько горделивое гостеприимство. Добродетель, почти забытая в городе и распространяющаяся лишь на узкий круг "своих", в селе имеет безусловный характер. Социолог, историк и этнограф начала XIX в. К.Фукс писал об этических качествах татарского народа. "Они горды, честолюбивы, гостеприимны, сребролюбивы, чистоплотны, рождены для торговли, хвастливы, между собой дружелюбны, искательны, вкрадчивого свойства и довольно трудолюбивы7." Проводивший в начале нашего века социологические обследования татар врач А.Спасский отмечал, что татары очень гостеприимны. Самая лучшая черта их гостеприимство. .Грамотность среди татар сильнее, чем среди русских. Татары живут очень опрятно, в их домах чистота", и т.д.8 А ректор Казанской духовной академии также в начале XX в. писал: "Татарин искренно гордится и своим происхождением, и образованием, и моральными качествами, и религией. Своим упорством против всех усилий миссионеров и властей татары навлекали на себя настоящее гонение."9 И в то же 1910 году далекий от симпатии к татарам ярый миссионер Я.Коблов признавал высокие их моральные устои - писал, в частности, о дружелюбном, "чрезвычайно ласковом" отношении татар к соседним народам, "уважении их обычаев и нравов10" В целом благожелательное, хвалебное отношение к соседним народам засвидетельствовано еще в средневековых памятниках письменности.

7 Фукс К.Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань,1844,-С.21.

8 Спасский А.Казансике татары.Казань,1916.-С.1б.

9 Знаменский П.Казанские татары.Казань,1910.-С.36.

10 Коблов Я. Д. О татаризации инородцев Приволжского края. Казань. 1910.-С.З.

105

Поскольку общечеловеческое ядро морали, которое хранит современное село, складывалось именно в ту эпоху, позволим себе привести здесь в качестве иллюстрации ряд пословиц, афористически выражающих традиционные лучшие моральные качества татар в плане, этнического самосознания это народа. Тот кто умен, от тысячи без защищен. Добрая речь, что весенний день, злая речь, что осенний день. Трус и дурак первым поднимает кулак. На воду не опирайся, на пьяного не полагайся. Море не высохнет, народ не умрет11.

Общечеловеческие качества накладывают отпечаток на поведение и деятельность, взаимоотношения людей в трудовом коллективе.

11 целом.См.: Татарские пословицы. Сост.Х.Ярмухаметов.Стихот.Перелож.Р.Морана.М.,1971.

106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовность представляет один из важнейших срезов, сфер общественной жизни. Она, также как и другие сферы общественной жизни подлежит квантификации и социальному планированию. Духовность имеет свою структуру, относительно которой могут быть разные подходы. В своих основных тенденциях развития духовной жизни общества планируется, исходя из научного понимания социологических закономерностей, а также законов духовной жизни общества, особенно духовного производства. Говоря об объективных законах, а это в равной степени касается как экономических законов, так и законов духовной жизни, нужно отметить в виду различие между действием и использованием законов. В исследовательской работе достигнут важный прогресс в направлении более глубокого и широкого теоретического осмысления конкретно-исторического действия законов духовной жизни общества. Проблема использования этих законов хотя и подвергалась анализу в некоторых аспектах, но в целом до сих пор недостаточно разработана. В ходе нашего исследования, была разработана рабочая модель, позволяющая выделить жизненно важную релевантную взаимосвязь интеллектуального, культурного и нравственного факторов, составляющих элементы духовности села и его социального потенциала. Согласно этой гипотезе, уступая в отношениях интенсивности, количества, качества и действительности первого фактора, село выигрывает в отношении того, что является генератором, организатором и хранителем самого стабильного, общечеловеческого сущностного этического началанаиболее элементарно и традиционно понимаемых добра и зла. Архаические черты родовой общины, которые сильны в любом татарстанском селе и на селе вообще, объясняемые кровнородственными связями, особой открытостью и "поднадзорностью" частной жизни,

128 стабильной и неукоснительной легкостью морали "общежития", кристаллизуют и культивируют нравственные принципы, многие из которых являются безусловно и абсолютно позитивными. Это, прежде всего, относится к разработанным в различных религиях, в том числе и в мусульманстве, основным правилам поведения и нравственности. Основные этические принципы составляют этическую непоколебимую основу нравственной сферы села, они могут нарушаться, но это только значит, что усиливается антиповедение. Отменить данный "категорический императив" общество не в силах. Жизнь татарского села (и это характерно также для других тюркских народов) построена на общепризнанных принципах взаимовыручки и взаимной поддержки, выраженного и нарастающего с возрастом послушания к родителям, непререкаемого подчинения младшего поколения по отношению к старшему, соответственно покровительственного отношения старших к младшим, обязательного знания генеалогии семьи на несколько (в идеале-восемь) поколений, высокого престижа любой административной власти и высочайшего авторитета образованности, учености, печатного и писаного слова. Вместе с тем, в ходе исследования обнаружилось расхождение нравственных принципов, интеллектуального, культурного и образовательного компонента реформ с реальным состоянием этих элементов у части респондентов, которые находятся на уровне начального образования. Светская и религиозная духовность татарского села, в целом татарской нации исключает экзальтированность, нарочитость, агрессивность, грубость, даже под маской "удали", ухарство, распущенность и разнузданность, - все это с рождения преподается молодому поколению. Поощряется сдержанное, важное, учтивое и обходительное поведение, мягкая и неоскорбительная шутливость, вежливое отношение к женщинам, особенно к старшим. В высшей степени поощряется трудолюбие и старательное учение. Высоко, как нигде в

129 современных странах, котируется фигура учителя. Характерная черта нравственности - дидактически поучительная, риторически умелая, ритмичная, образная речь. Несомненно, что, являясь обладателем и передатчиком общечеловеческой нравственности, село, во-первых, далеко не всегда в действительности само способно удержать ее на высоком идеальном уровне; во-вторых, эта нравственность размывается, согласно нашей модели, встречным током принесенных из города ценностей (как истинных, так и девальвированных). Отдельный вопрос - оценка и переоценка самих патриархальных духовных постулатов, в сущности консервирующих первобытные и средневековые моральные нормы и предписания. Здесь нужен не столько специалист в области социологии, которая беспристрастно придерживается регистрации фактов, сколько философский анализ каждого из перечисленных принципов и бихевиористских нравственных норм в отдельности, что не входит в число наших главных задач и компетенций. Актуальная потребность в таком анализе, однако, остро ощущается. Современная духовность и человек аксиоматично едины. Социальный потенциал связан с человеком, политикой государства и курсом реформ. Вместе с тем, социальный потенциал села, как проблема социологической науки, понимается неоднозначно, когда речь идет о селе. Если связывать социальный потенциал села с основным видом производства, которым занимается сельский житель, экономической деятельностью, то важнейшим фактором развития социального потенциала села является собственность на землю. Вместе с тем село как общность не может ограничиваться только крестьянским трудом, сельским хозяйством. Здесь проживают и трудятся управленцы и администраторы, интеллигенция, представители других слоев и общественных групп. Социальный потенциал складывается и из того, насколько эффективно протекает жизнедеятельность этих людей. Следовательно, социальный потенциал села в целом связан с созданием

130 условий для жизнедеятельности и проживания сельского жителя. Это требует, прежде всего, равенства возможностей в сравнении с городом, соблюдения справедливости. Нарушение принципов справедливости требуется компенсировать преимуществами, которые есть у жителя села. Это: экология, природа, земля. Социальное планирование территорий и районов должно исходить из этих краеугольных положений, новых методик. Социальный потенциал, духовность, интеллект, культура, нравственность и знания - звенья одной цепи. Социальный потенциал и ресурсы - близкие понятия одного ряда, но не одного порядка, как считают некоторые исследователи, занимаясь вопросом дефиниции социального потенциала. Понятие ресурсы используется в лексиконе преимущественно экономистов и государственных деятелей и даже не политиков. Социальный потенциал, несмотря на то, что категориально используется в различных науках, находится на их стыке, относится к философско-социологическим категориям. Наше исследование приводит к выводу, что необходимо продолжить разработку категориального аппарата, рабочего инструментария в целях последующей операционализации и квантификации, "заложить" это понятие в социологический словарь. В связи с этим необходимо продолжить аналитическую работу, сопоставить концептуально понятийный аппарат отечественных исследований и западной социологии с целью определения категориального аналога. Главным составляющим, началом социального потенциала является человек, его работа, внутренняя побуждающая интенциональность. Главное в управлении и формировании социального потенциала - найти себя, осознать свое место в жизни, статус и роль в новой структуре современного села. Здесь постепенно оформляются три группы людей: колхозники, работники совхозов, фермеры. Связь с этими формами организации производства является основой для сохранения достойной жизни и создания благополучия, достатка для себя и своего потомства.

131

Речь идет о создании слоя современного зажиточного сельского жителя подобного среднему классу города. Следует исходит из того, что необходим не просто зажиточный слой, поскольку достаток можно создать по-разному и, в принципе, селянин уже сегодня живет не безбедно. Материальный достаток должен быть связан с цивилизованными, современными формами жизнедеятельности и труда. В нашем исследовании мы установили, что жизнедеятельность сельского жителя протекает в неравных условиях с городом и поэтому залача заключается в том, чтобы продумать систему равенства возможностей, выравнивания неравных условий, компенсации неравенства через создание условий достойных человека. Сегодня цивилизованные условия,реформирование жизнедеятельности связаны с собственностью, которая является основой для инновационного предпринимательства на селе и проявления, демонстрации реализации социальных возможностей человека, его социального потенциала. Это невозможно без законодательного закрепления собственности на землю. Отсутствие надежной законодательной основы затормаживает развертывание и реализацию потенциальной энергии человека. Принятия Земельного Кодекса Республики татарстан - только первый шаг, который нуждается в законодательной работе центра на протяжении целого ряда лет. Требуются поиски новых решений, активная работа интеллектуалов и политиков с целью разработки программы стабилизации и недопущения инфляционных процессов, которые лишают смысла всю предприимчивость человека, заставляют селянина ограничивать себя натуральным хозяйством. Такая ситуация тормозит реформирование не только крестьянского труда. Она затормаживает социальное развитие человека в целом, отрицательно сказывается на духовности общества, затормаживает складывание социального потенциала села с точки зрения организации жизни и труда самых различных групп и слоев, которые

132 представлены в условиях современного села. Это лишает побудительных мотивов деятельности тех, кто связан с интеллектуальной деятельностью, духовным воспроизводством. Свобода - это основа либеральной экономики. Правительство России с осени 1998 года начинает переориентацию, полагая, что либеральный курс реформ в России свою задачу выполнил. Напомним, что либерализм - это норма жизни, политический курс, который в определенной степени условен по отношению к консервативной экономике так, как это понимается в современном мире. Более того, этот курс во всем мире исходит от политических партий и направлений, воплощаясь в программах тех или иных правительств. В России правительство практически оторвано от партий, которые представлены в Государственной Думе и имеют все только, как парламентские образования. Оппозиционность Думы определяет наличие в Российской Федерации легальной оппозиции, элиты и контрэлиты, которые не могут согласовать свои действия и поэтому на сегодня вопрос развертывания потенциальных сил человека, а тем более жителя современного села, практически забыт. В Республике Татарстан ситуация не является однозначной. Связь элиты с выходцами из села, автономность политической жизни позволяет иначе, чем в России действовать по отношению к современному селу и в этом плане влиять на его социальный потенциал. Здесь более чутко относятся к духовности, особенно села, тому, что связано с народом и его самобытностью. Вместе с тем, реформирование протекает противоречиво. С этой стороны мы имеем налоговый ритм преобразований. С другой стороны, в республике отсутствует оппозиция как признак свободного и демократического общества. Это делает однобоким курс реформ в социальной и духовной сферах, культуре и образовании, развитии научных исследований. Национальное развивается через особое внимание к проблемам титульной нации. В итоге это приводит к несколько одностороннему формированию

133 духовности и социального потенциала села. Образование, как показало наше исследование, составляет детерминанту духовности, интеллекта, культуры и нравственности, социального потенциала человека и жителя села. Без учета духовности потенциал превращается в понятие физики, а не социологии, превращается в мускульную энергию, приобретает биологическую значимость, лишенную социальности. В этом случае социальный потенциал уравнивается до физиологических процессов, опускается до биологической трактовки человека и его начала. Вместе с тем, исследование культуры и нравственности, интеллекта сельского жителя приводит к выводу о значимости природных факторов в регуляции жизнедеятельности и формировании социальных признаков потенциала. В связи с этим не следует впадать в другую крайность, поскольку человек не только социальное начало, но и биологическое, природное существо. Недооценивать это как делалось в наших исследованиях социальности человека и его жизненных сил - значит обеднять социальный потенциал прежде всего тех, кто по роду своей деятельности ближе всего находится к природе. Это, скорее всего, свидетельствует не столько о неразработанности проблем, сколько о ее фундаментальности. Необходима дальнейшая разработка социального потенциала села с учетом экономики, географии и биологии, социобиологических исследований. На уровне государства требуется комплексная программа развития села, его социального и духовного начала в единстве с природными и экономическими факторами. Необходимо найти "золотую середину", социальный баланс, понять выбор сельского жителя и всячески культивировать эту детерминанту, планируя, тем самым, социальный потенциал современного села. Сегодня особую актуальность приобретают интеллектуальные и другие факторы, которые связаны с системой образования на селе. Это особенно актуально не в мононациональных селах, а тех, где проживают татары, русские, чуваши и представители

134 других этносов. В условиях таких поселений, как показали результаты нашего опроса и исследования, наблюдается нарушение равных возможностей, поскольку появляется группа людей, которая находится на уровне начального образования, что не может являться нормой для демократического общества. Речь идет, прежде всего, о русских и чувашах, образование которых по результатам нашего исследования, заставляет задуматься о существовании проблемы. Социальный потенциал связан с человеком, исходит от человека и его деятельности, управляется его сознанием. Эффективность деятельности появляется тогда, когда в обществе соблюдаются краеугольные принципы равенства и справедливости, в частности равенства возможностей. На сегодня требуется сформулировать в каждом обществе основной принцип развития общества, восстановить справедливость, которая строится на принципе "от каждого по способностям". В связи с этим требуется усилить регулирующие функции социальной политики в отношении современного села. В нашем сследовании мы не могли осветить всех проблем, которые касаются духовных факторов социального потенциала села и социальной полиитки. Это ограничено логикой и объемом диссертационного исследования. Вместе с тем, в наших выводах имеется возможность указать на то, что не вошло в диссертацию, но может представлять интерес для исследования в будущем. Это касается, в первую очередь, политических ориентаций наших респондентов, взаимосвязи политического и духовности, которые влияют на социальное, человеческую деятельность. В первую очередь, речь идет о формировании истинной многопартийности, а не о слабой; аморфной партийной системе, отсутствии оппозиции. Все это отражается на аморфности и размытости политических ориентаций, осознании взаимосвязи села с политическими процессами и политическим курсом. Требуется прогноз и предсказуемость. Многие проблемы современного села остаются для последующей

135 дискуссии, в которой свое слово должна сказать сельская элита, администраторы, управленцы, руководители, политики и государственные деятели. Изложенное нами позволяет сформулировать следующие основные рекомендации по теме нашего исследования:

1. Проблематика научных исследований сегодня должна быть неразрывно связана с теми категориями, которые составляют новизну. В связи с этим необходима работа по осмыслению категориального аппарата, словарю периода модернизации.

2. Изучение человеческой активности требует операциональной разработки "социального потенциала" в целях последующего использования в прикладных исследованиях и управлении. Территориальное управление невозможно без участия социологов, нуждается в исследованиях с привлечением новейших ситуативных методик социального развития.

3. Развитие социального потенциала зависит от административных органов, государства и местного самоуправления. В связи с этим Республика Татарстан нуждается в комплексной программе социального развития. Первым шагом на этом пути может быть конференция научной общественности Республики Татарстан.

4. Формирование социального потенциала села невозможно без подготовки управленческих кадров, профессионализации управленческого труда, овладения менеджментом. В связи с этим необходимо ввести квоты для целевого поступления сельской молодежи на управленческие отделения, гуманитарные факультеты современных вузов.

5. Появление депрессивных районов в экономике Республики Татарстан настоятельно диктует компенсировать их отставание

136 социальным развитием с учетом экологии, духовных, культурных и иных факторов, определяющих нормальную жизнедеятельность селянин независимо от социального положения и возраста.

6. Культура села и его обитателей, их потенциал формируется под воздействием средства массовой информации. Требуется совершенствовать работу "четвертой власти", ввести дни и часы вещания, рассчитанные на село. В качестве основополагающих принципов вещания следует исходить из билингвизма, национальной культуры как части общедемократической культуры современности.

7. С целью разработки наиболее оптимальных методов подачи информации через средства массовой информации рекомендуется осмыслить передовой опыт деятельности телевидения и радио как в Москве, так и за рубежом. Это требует качественно новых подходов в подготовке современных журналистов и четкой постановки тех задач, которые им предстоит решать.

8. Современная культура является светской. Усиление религиозного фактора в современной жизни Российской Федерации и Республики Татарстан превращает религию в часть государственной политики. В связи с этим требуется переосмыслить роль религии в современном мире, определить ее место в истории общества, политической жизни и формировании культуры. Усиление религиозного начала содействует консолидации нации, но одновременно может явиться и тормозом в развитии культуры и социального потенциала как жителя города, так и жителя деревни, затормозить процесс демократизации и реформирования всей общественной жизни.

9. Многообразие культуры раскрывается прежде всего через язык, который присущ тому или иному виду деятельности. В связи с этим

137 развитие языка должно находиться в центре социально-политического развития жителей села. Стратегия такого развития связана с политическим курсом республики, развитием образования, последовательным соблюдением принципов демократической жизни на основе равенства и справедливости.

10. С целью формирования соответствующей культуры быта рекомендуется содействовать приближению малого бизнеса, торговых фирм города к периферии. Это облегчит доступ сельского жителя к товарам широкого потребления, бытовой техники, которая прочно вошла в быт современного горожанина и необходима для жизнедеятельности селянина.

138

 

Список научной литературыАглямова, Гульнара Рашитовна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Агеев A.A. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., Наука, 1992 107 с.

2. Алтынбаев Р.З. Основные факторы развития социального потенциала молодого города в условиях становления рыночных отношений. Н.Челны: КАМАЗ, 1997 250 с.

3. Авдулов А.Н., Кулькин A.M. Структура и динамика научно-технического потенциала России. М., Эдиториал, УРСС, 1996,- 203 с.

4. Акатьев Ю.В. Отношение работников сельского хозяйства к труду. Уфа: 1992 167 с.

5. Артемов В.А. Динамика образа жизни сельского населения. //Социологические исследования, N 4, 1990 С.65-74

6. Аристотель. Большая этика. Соч. в 4-т. Т.4. М., 1983 - 830 с.

7. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной дисциплины. //Общественные науки и современность, N 3, 1997 - С. 133-145.

8. Ахиезер A.C. Культура и экологическая проблема. //Экология и культура: методологические аспекты. Сб.Научн.тр.Отв.ред.Е.А.Реисабек. Ставрополь, 1982 С.89-106.

9. Ахмадеев М.Г., Саматов В.К. О сельских условия воспроизводства рабочей силы в Республике Татарстан. //Социально-экономические аспекты становления рыночных отношений в Республике Татарстан. Казань, 1996 С.30-32.

10. Багдасарьян Н.Г. Язык культуры. //Социально-политический журнал, 1994, N2-С.51-67.

11. Бессмертный Ю.Л. Вновь о трубадуре Бертране де Борне и его видение простолюдина. //Одиссей.: М.: Наука, 1995.-132 с.139

12. Бойков В.Э. Социально-политические факторы развития российского общества. //Социологические исследования, N 11, 1995 С.45-50 и др.

13. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994-255 с.

14. Буева Л.П. Духовная культура личности в современном образовании.// Современные проблемы культурологического образования. М., 1993 С.56-59.

15. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990 -413с.

16. Василенко Г.В., Бусыгрин А.Е. Экономический потенциал. //Вестник МГУ, сер.экономика. 1997 С.7-18.

17. Вазщенко Н.П., Информатизация общества как феномен культуры.//Информатика и культура. Новосибирск, Культура, 1990 С.23-25.

18. Вебер М. Основные социологические понятия. //Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990 805 с.

19. Великий П.П. Сельская действительность (социологический ракурс) // Социол. исслед. № 10, 1996. - С. 35-42.

20. Волович JI.A., Мухамедзянова Г.В. Национальный компонент образовательных факторов в средней профессиональной школе. Казань, 1997.- 174 с.

21. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. М., Наука, 978 272 с.

22. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера. //М.Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 С.5-43.

23. Гадамар Г.Г. Философия и герменевтика. //Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.140

24. Газизуллин Ф.Р. Предпринимательский потенциал трудового коллектива в условиях становления рыночных отношений. Уфа: Китап, 1993.-209 с.

25. Галеев З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности. Казань, 1998. - 128 с.

26. Гизатов К.Т. Дорогу осилит идущий. Казань: Таткнигоиздат, 1987.- 192 с.

27. Гильманов А.З. Духовный мир населения молодых городов: реальность и перспективы // Культура молодых городов. Н.Челны, 1993. -С. 127-132.

28. Гильманов А.З. Некоторые теоретические аспекты социально-педагогического анализа и культурно-технического уровня личности // Научные труды ИСЭПН АНТ. т.5. Казань, 1997. - С.71-76.

29. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. М.: Мысль, 1965, T.I.-583C.

30. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. М., Мысль, 1965, т.2. 748с.

31. Дризде Т.М. Прогнозное социальное проектирование как ключевое звено социально-управленческого цикла. //Методология и методы социологических исследований. Институт социологии РАН. М.: 1996.- 139 с.

32. Деятельность органов и учреждений здравоохранения Республики Татарстан в 1996 году. Минздрав РТ. Респ.Центр. Медсоцэконом. Казань, 1997.

33. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности М.: Наука, 1977332с.

34. Еляков А.Д. Информационная культура общества. //Философия культуры. Изд. Самарского ун-та, 1993 С.57-62.141

35. Есть мнение: итоги социологического опроса. //Под ред.Ю.Левады. М.: Прогресс, 1990 - 291 с.

36. Знаменский П. Казанские татары. Казань: 1910 - 67 с.

37. Закиев М.З. Сохраним родной язык сохраним нацию. //Научный Татарстан, N 3, 1997 - С.107-112.

38. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М.: Луч, 1992. - 287 с.

39. Зиятдинова Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социоло.исслед. № 11, 1998. - С. 66-71.

40. Иванов В.В. Введение в методологию социологии. Казань: 1997 - 199 с.

41. Иванов В.В., Мурерова В.В., Рябов Н.П. Социология. Казань, 1994.- 195 с.

42. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., Политиздат, 1991464 с.

43. Каримуллин А. Татары: Этнос и этноним. Казань, 1988 124 с.

44. Комлев Ю.Ю. Опыт мониторинговых исследований в Татарстане // Социол.исслед. № 1, 1993. С. 27-32.

45. Комлев Ю.Ю., Демидов В.Н., Толчинский Л.Г. Средства массовой информации и формирование общественного мнения о правоохранительной деятельности // Государство и право. 1997. № 8. - С. 112-119.

46. Коробейникова Л.А. Современная культура: альтернатива развития. //Дисс. д-ра филос.наук. Томск: 1994 - 308 с.

47. Кулапин А.П. Социалогические теории: традиции и современность (историко-методологический очерк). Под. ред. проф. В.В. Иванова Казань: КФЭИ, 1995.- 129 с.142

48. Куланин А.ГТ. Социологические теории: формирование новой парадигмы (историко-методологический очерк). Под ред. проф. В.В, Иванова. Казань: КФЭИ, 1996.- 102 с.

49. Куркин М.И. Семейный труд на селе. Казань: 1989 - 155 с.

50. Коробейникова JI.A. Эволюция представлений о культуре в культурологии. //Социологические исследования, N 7, 1996 с.79-85.

51. Кравченко А.И. Социология. Словарь. М., 1997 240 с.

52. Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса. //Общественные науки и современность, N 4, 1997-С.134-143.

53. Каганский B.JI. Ландшафт и культура. //Общественные науки и современность, -N 1, 1997 С.134-145.

54. Качество трудового потенциала. //Социально-экономический аспект. Киев: Наукова Думка, 1986 -223 с.

55. Мельникас Б.И. Научно-квалификационный потенциал строительства. М.: Стройиздат, 1985 - 151 с.

56. Мусин Ф.М. Материальное и духовное наследие наше богатсво // Татары в современном мире. Матер, междунар. научно-практич. конф. - Казань: Изд-во «Фэн», 1998. - С. 525-531.

57. Мюллер В., Улих Д., Общество и сознание. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1984 - 239 с.

58. Материалы научно-методической конференции по итогам научно-исследовательских работ по совершенствованию высшего заочного сельскохозяйственного образования за 1986-1990 г.г. М.: 1990 - С. 19-22

59. Материалы Министерства здравоохранения РТ и Республиканского наркологического диспансера. Основные показатели наркологической помощи в Республике Татарстан за 1994 95 - 96 г.г. -Казань: 1997.143

60. Мансурова Г.М. Особенности трансформации региональных политических элит. (Пример Республики Татарстан). //Аппарат Президента Республики Татарстан. Информационно-методический бюллетень, N 5, 1996 С.36-38.

61. Михайлова С.М., Коршунов О.Н., Фролова А.П. Формирование культуры межнациональных отношений. Казань: Манариф, 1996.

62. Моисеев H.H. О механизмах самоорганизации общества и месте Разума в его развитии. //Социально-политический журнал, N 8, 1993 С.105-115.

63. Муравьев Ю.А. Концептуальный аппарат теории культуры. Автореферат дисс. д-ра филос.наук М., 1995 32 с.

64. Муругова В.В. Принципиальные подходы к воспитанию подрастающего поколения в условиях современного города // Социальные проблемы в условиях перехода к рыночным отношениям. Казань: 1994. -С. 112-113.

65. Махмутов М.И. Мотивы труда о образовательный потенциал. // Научные труды ИСЭПН АНТ. Т.У. Казань: 1996. С.50-71.

66. Нугаев М.А. Трудовая активность рабочего класса развитого социалистического общества. Теоретико-методологический аспект. -Казань: 1973 -293 с.

67. Нугаев М.А., Нугаев P.M. Социальный потенциал региона. Концептуальные основы исследования. //Научные труды ИСЭПН AHT.T.I., -Казань: 1995 С.20-35.

68. Нугаев М.А., Валеева А.Ф. Инновационно-предпримательская культура и развитие организационно-хозяйственного творчества. Казань: Изд. ИСЭПН АНТ, 1996 - 123 с.

69. Нугаев М.А., Гарипов Я.З. Тенденция изменения национальной структуры научных кадров Татарстана. //Госуд. РФ по144высшему образованию. Высшая школа в зеркале социологии. Инф. бюлл. N 3, М.: 1994.-С. 37-49.

70. Образ жизни в условиях перестройки (Динамика, тенденции, противоречия). Под ред. А.Возмителя. М., ИСИ, РАН, 1992 172 с.

71. Павлов Б.В. Трудись, компьютер! М.: Агропром, 1991 - 238 с.

72. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. //Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994 - 448 с.

73. Петрова Е.В. Самоуправление как социальная система. Автореф. дисс. канд. социол.наук. Казань: 1993 - 21 с.

74. Пошатаев В.В. Духовный потенциал личности. М., Молодая гвардия, 1997 255 с.

75. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. Отв.ред. Т.М.Дризде. М., Наука, 1994 303 с.

76. Рахманин B.C. Социокультурный кризис в России. //Вестник Воронежского гос.ун-та. Сер.1, Гуманитарные науки. Воронеж, 1993 С.141-146.145

77. Республика Татарстан: от референдума до договора. Казань: 1995 - 96 с.

78. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности: система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988 - 222 с.

79. Рябов Н.П. Мировоззрение и трудовая активность личности при социализме. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1986. - 168 с.

80. Сабиров А.Г. Социально-философская антропология: принципы конструирования и предметного определения. М.: 1997.

81. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ.М., 1992 542 с.

82. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: 1992 - 560 с.

83. Социально-экономический потенциал региона. Киев, Наукова Думка, 1985-218 с.

84. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М., Феникс, 1994 687 с.

85. Смирнов И.П., Мячин А Н. Применение ЭВМ в Агрономе. -Лениздат, 1991. 174 с.

86. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество, пер. с англ. -М.: 1992.-542 с.

87. Социология. М., Мысль, 1990 446 с.

88. Социология. М., Центр, 1997 157 с.

89. Социологический словарь. Н.Аберкромби, С.Хилл, Брайан С.Тернер. Пер.с англ. Изд. КГУ, 1997 420 с.

90. Социологический словарь. Минск: Университетское, 1991521 с.

91. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Ред. аак. РАН Г.В.Осипов. М., НОРМА, 1998 - 488 с.146

92. Социальный потенциал села в условиях перестройки. -Минск:, Наука и техника, 1990 176 с.

93. Социально-экономическое и культурное развитие села Нечерноземья в условиях перестройки. Сб.н. трудов Яросл.гос.ун-т, Яр.ГУ, 1990 185 с.

94. Староверов В.И. Социология деревни: предмет, объект, задачи // Социол. исслед. № 4, 1981.

95. Татарские пословицы. Сост.Х.Ярмухаметова. Стихотв.перелож. Р.Морана. М., 1971 63 с.

96. Тощенко Ж.Т., Харченко С. Социальное настроение. М., 1996196 с.

97. Татарстан. Нормативные акты, экономика, прогнозы. -Казань:, 1997 126 с.

98. Татарский мир. Информационно-статистический сборник. Казань, 1995 85 с.

99. Трофимов A.M., Любарский Е.Л. Комплексные эколого-экономические системы. Проблемы изучения. Экологические исследования. КГУ, 1995 С.3-21.

100. Татарские пословицы. Сост.Х.Ярмухаметова. Казань: 1979159 с.

101. Тюленев А.И. Политическая культура как фактор развития предпринимательской активности (теретико-методологический аспект). Автореф.дисс. канд.социол.наук. Казань: 1998 - 16 с.

102. Татарская нация: прошлое, настоящее, будущее. -Казань: 1997- 99 с.

103. Фукс К. Казанские татары. Казань, Фонд ТЯК, 1991. - 209 с.106. 106. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. № 2, 1997. - С. 124145.147

104. Фарукшин М.Х. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени трудности адаптации. //Политические исследования, N 6, 1994 С.67-79.

105. Федорова М.М. Традиционализм как антимодернизм. //Политические исследования, N 2, 1996 С. 143-160.

106. Харисова JI.A. Педагогический потенциал национальной культуры. Казань, 1996 -11 с.

107. Чучин-Русов А.Е. Самопознание культуры: на кольцевом маршруте. //Общественные науки и современность, N 5,1997 С. 167-178.

108. Шакиров Р.В. Школа и общество. Казань, 1997. - 274 с.

109. Швейнберг И.Е. Тенденции трансформации власти в постсоветском селе. //Социологические исследования, 1996, N 7, С.21-26.

110. Шеллинг Ф.В. Сочинения. В 2-х т. М., 1987, т.1.

111. Энциклопедический социологический словарь. РГНФ, 1995939 с.

112. Экономика, экология, демография. //Татарстан, N 7, 1997 -С.36-48.