автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Духовные потребности личности: факторы формирования и развития

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Волынка, Марина Егоровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Духовные потребности личности: факторы формирования и развития'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовные потребности личности: факторы формирования и развития"

к^бския 0рд31а шеш к сшил охтябрьскол револщм гссудагслвеншй 71-зшътситзт им.т.г.шнлешо

_ -____"_________I______________ _

На правах рукопись 7 Д К 300. 37

ВОЛЫНКА Меряна Егоровна

ДУХОВШЗ ПОТРЕБНОСТИ ЖЧКОСИ: ФЖТСЕ1 «ОРМШВЛЕКЯ .

и развития

Саедаалаяоо» 09.00.01 - диалектический и исторический

материализм'

Авторефвраг

диссертация на соискание ученой степегш кандидата $илооо$скй* наук

Киев - 1951

/

г

•v л

йбота выполнена на кафедре общественно-политических наук Киевского Ьосударственного педагогичеокогв инсяиту! имени А. М. Горького

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

БЕЗРОДНЫЙ Е.Ф.

Официальные оппоненты - доктор философоких наук, профессор

ШРУШЕНКО В. П.

4

кандидат философоких наук, доцент

ВДОВИЧЕНКО В. Г.

Ведуиая организация - кафедра философии АН УССР

Запита состоитоя 2? К 19^1 г» в ча

на заседании специализированного совета Д. 068.16.09 при Киевоком ордена Ленина и ордена" Октябрьокой ре в о лоции .государственном университете имени Т.Г.Шевченко по адресу; 252 601, Кивэ-П.ул, Владии^рокая, 50,ауд. ЭЗО.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кирчскс государстинкого университета.

Автореферат разослан 2Г (^ 1991 г.

Учений секретарь специализированного совета кандидат философских йаук,доцент

1Усев В. И.

■«.-а/

-•л 1 си:ля ХЛРАКТ1Ш1СТИКА РЛБСШ -ЧИ.-1

/кг/альпость исследования. В прямом соответствии с гунда-енгильг-пм подоа-лзюч марксизма с<3 определяксеЯ роли общ атасного бития относятельно соэньнхь летай, сопиачыю-зко.чом''чес:!ие родесси обьовлзшя нашего общества сопроводдяэтся широким спект-ом д;'хониих новсобрапонаш*. Н.. поверхности явлений обцестЕегн ого сознания явственно каблодаятсл Л.еяти, заслуживая тле как не-ативноГ», трл и положительной оценки. Можно с сохаяекиеч конота-ирювать, что у чес и; ч-генов общество произошла утеря пдеапов духов них ориентиров, вызвавшая фгнсгЕеши", идеологически;» и ол;:г::ческ;1? релятивизм, раз рушив ш:." критерии определения приоритетов в иерархии интересов ?, пэтребнсстеЯ. Од игл о следует от-•етигь, что изменена« в с;.ерв битая летер*;пшруот но только слле~кп духоытЛ веея/мхстл и всетергкчоста, но и побузда.от •ногах к трудш*.', поро" мут'.гелылм пойся гм смысла существ ове-ля, истинно* предметности духовкого потребления.

что поиск;, такого роче - отнюдь не прочное дело, не только потому, что в соответствии с вышеупомянутый мерксо-ым основоположением, сознание в-самом широком смысле способно называть на бытие обратное влияние. 3 подобных поясках еозна-ке ллдей стремятся к определенности, палргзляя тем сейм логи-у развертывания бигия. То или иное осознание лядьми смысла :ное^ хизпи, основанное, преаде бсчго на пот^ебкостных предпоч-■ендях, задает направленность общественного развития. Впрочем, си потребности - ото убедительно показало К.Марксом и З.Зн-ельсо-1 в "Немецкой идеологи!'." - являются вггнеГстм фактором стирки. Поэтому исследование потребностей, логики и закономер-юстеЯ их генезиса в переломные мотлентн хизпи общества, пзуче-жс ;:х связи со смислояпзнеикой проблематикой, волнуаце* лкдеЯ 1 серио.ты талях переломов, является не только теоретически, но : практически значимым дело''.

2 связи со сяазангам висе становится понятным, почему вос-1т:!ю:"ае'1ая, возможно, со значительным привкусом тривиальности I и-л обо»ле:.кая в проггае годи влячапаь?* советски^ авторов, тега 1:;хоышх пограбьосге" яичкостя прясб- ¡тает несомненную ектуа'а-

1СГ7Ъ ■

С со то л, с. е разработанности проблем. Но т«;.:е диссертации существует довольно обширная литература, проанализированная ш горой под специфическим и относительно новнм у г.тс-' зрения, задавшим современник соцкальтга; и духовная peamivii, обуслов: актуадьность теми. Суть отоЯ точки гзренля определяется ус тгловкоЯ на обнаружение и учет тех идей советских и згрубекны: авторов, которые позволяет осмыслить проблематику '¿орккровеши духовных подробностей в особом, иитересуодем а::тора и требуем« современностью контексте, а именно, в контексте проблематики, связанно* со смыслом человеческого бытия.

В свете названной установки обнаруживается, что многие а тори совершенно справедливо ьзЕкмосвязива^т форг/ированле к ра ЕГ.тке духовных потребностей человека с наполнением его жизни смислоким содержанием, с ростом масытаба его .тп'.чно-и: /Ahkchvi С.Ф., Анурриев 2.А.., Ведан II.5., ДилигенсклЯ Г.Г., Доичекко S ЬЧ'ельяьов Г.А., Здревомислов А.Г., Ивакчук 11.3., ''аргулис Л.^ í'i'хардов H.H., Мялкин С.И., КадольшП íl.i., Неды о A.B., Poro: В.З., Рябов В.О., Сохааь Л.В., Тарасеако В.И., Тихонович D.A. 7леяов А.К., ФролоЕ И.Т., Шпик еру к В ,11. и др./

Вместе о тем, в содерхательшх роЗотах названных авторов не всегда принимается во внлмыше оледундая проблеме: еСта во лишение пс:ра0костеЯ означает наполнение жизгл человека с»иол то какови -бсол.отниз критерия ростп духовных уст ре-•.лени", пос ку представление о его бесконечное- .1 оборачива* :-ся явып ; ля TKKiísvo'f. Иначе говоря., необходим нови?. подхот к крнтеркяч рг. вг.тосги, a такхе ! классификации и 'Субординации i потп"бн гей

Назвакше критерии били рснее предметом исследовали.'1, отр аеншх в работах Ал :гишсе '-'.Г., 1.учевско? Ь.В., Ляецсвп П.П., Миншева 'S.И., С&чсана А.»-., Семелсо А.И, Becv'a п.'сдотнсг:::;?' оказались подходи к их определению в контексте общечело! еческ ценностей и гумшшсгическо?. культуру, ре ел:-зов англ р в работах БычкоИ.В., Дегндошча В., Иванова 13.II., Малахова S.A., "аГ ряна'о.С., Мороза Е.И., Оскчп-лс -'.В., Cevei.otс B.C., Оеичант ваВ.З., Таразенко п.'З.

Аналдз ptöoT ьивеперйчгслепных пчорсв т о?:.ару;-;?.пае специфически!! пр- З.^ккий еркз, требу лц:г. йьд'чт.-чь.-ого решш г с aere ьових о С ¿егьекшх к духоьшх "yv¡ его

э.-.т а то1', что копач cox'U-льная слтуедия заставляет с г з сеяно!» элей соупекин отнестись к распространенным в области теср::: зслятагая предстсвлекляи о воз'.;ся1:осгл аориро-сть мсотае ту->Eiaie потребности ллшь не рсцпонаших, ргзу?«мх осио^окалх, 5страгкруксь от те/. ссаезтои б:гня, яотоа)е Марке считал пр::н-'.з'.елььо лчко^плссгш-гл рсзуг.у. Клцмз ело кг,'::, требуете.-: гоное даоЕа-гпе трад.:цло;;;>оЯ. оппоз:;:,"х "объективного z су%егггиь::ого" jotf.;«pobcjK;i духоьих устре'/ленл? личности.

И, наконец, ь проакр-Я'.згрон&нго.'; лгтергг;ре seebve nccrof!-ьо звучит тема несрсглеипг^гя п ор2«нтпроьад-гостя резззтяя .лунных потребностей, поскольку ее конструктивна? проработ'/а отн-Е£вт непосредствеаш* выхоч е практику восп'тски!. "поп'.е ?.з е названных авторои, о тепе Соры-.свцЛ.Я., Ео'-нэ З.С., В е.т. П., Сартасьякц Г.С., Смолллсяий А.В. и др., с яд о ш а обозначать ектр га;::; ориентиров словосочетанием "культура ".':!х лот-Зпосте?", зидя с.'.исл лх развития d своегбрсзпс» культаБЯронввп.

Сцнско и здесь сбнгру/ЗЕается, что г г?, с" "культурологпчес-»." подход сам ну:-дгется в v асстг.йа/. оцекяя: что считать более :ояо", а что - более низкой ступенью культуры потребностей? ?ввдко, что даншй осг.ект проблемы означает возврат к ранее шилгяпочу Еопросу о ярлтердях развитости к суб орган рдея яот-Sf.ocre J лтп кос г;:, скыслобо? наполненности е& лязга.

Отвечая ценность научных иссладога"д?!, нсседпих отрегенае .длосо ¡.ско? марксистской, литературе последних лет, следует от-ять, что не иСе аепцпты многогранной прс 'лг^н форс: ров алия и ей гея духовных потребностей личности нспли достаточное ocseyf •

Дальнейшей разработки, на нал взгляд, требует проблема об-твеаьых детерминачт, ад торов, олределяздгх фор'иров ание и со-сйкстьовЕнке духов них потребностей личности. Неполно ксследо-ы та?.2е основные направления возвышения духовных потребностей слоепях перехода к рлючныч мех-'хозяйствования.

Тают; образом, недостаточная разработанность проблем, грак-еская необходимость кардинальных изменений объективных и су-ятиеных ъакторов аор.таронекгя и совершенствование духовных ребносте? ллчностя определили тему дг.ссерт оконного исследо-•я, его цель я згдгяп.

Цель и задачи яяссертацич. Цель работа - проанализировать .■ркательные и структурные особеннсти духовно-'/ироисззренЧес-аотрчбносгей, определить ректоры их toprapo.. ажя л оряектпри

развития е уст-мх обострения огисдоякзнег.коЯ проблематики. 3 соотнетстьки с цель», стаятся слещ'да'.е згдечп дксеертгдаон-кого и^ялоеоипик:

- осуществить пкатез сусиосге. согерхсккя п структуры гсу-хс .шх потребуете* тачкосги, обрьтав вгл'шгог г.с ярятеркк пет: хоъс. к ях оан1Шс и сравнению и поктексте смислохг.знешых проблем;

- опречелкть $сктори ¿-орг'кролшииг духовных погребностеП, учтя едтеьгкчьуй с:-шсл рсзлпчеьчя духа я биткг»;

- охг.рсктерг.зоветь ссаоыше нсярсвлан/.я к пр^.'елыие орле гир:1 роста чухо^шх потребность!? в связи со смнслонЕПолкендем

личности.

Теоретико-методологическая основа исследования. Исследован осуществлено о диадектико-катериадистических позиций, (провоза чеокую и методологическую оонову диссертации составляют пол жекия, раокрывающие существенные характеристики потребнооте как побудительной силы жизнедеятельности и самовыявления социального субъекта,ооознавшэго.что кризис современной циг лизации оспровождается поиокаии человеческой идентичности представления личности о смыоде овоего существования.

Вьхпое знечеше в обобцениг теоретического и нрг.ктцчееко М£.тора^лл и решении постаментах зсдг.ч имела яог.цепт.;слььие г. советских и зсрубежиах ^а! л осотов, психологов, »к*. доастоь а -.1

Д2ГОГЭЕ.

Нг;учнг-я новазиг. сиосертецип отобргхеке в совокупности дуякх положи И;4, "шгссимих на згциту:

- шпелен кэиий Крит ер;;!1 стручгурроьелкя "ухоиных пстр-посте" личности, согласно которому послед :ле пс^ргач^ляятск, но-первцх, в соответсты;;: с препметс.ц:, ас которые ож нелра ни /объектиькгя сторонг/, Ео-вторих, £ зсвискмостк от того -м иного представления человека о сииеле жиз 1С* /субъективная ст; ронс/;

- применение визелекиого критерия позволило доказать, ч1 содержание гуховних потребносте* вялзчеет две пркнцппигльних уроыш. Не первом локализуются зрщметние устремлега.ч, упоил Еориние которых ссйпацр.ет с Фор.та рои шлем, сохрп'.еи'йм и вес ЕЗВОЯСУЕОМ ШйИВИДугЛЬись! ДуХОУНОГ; Ж!3!1Л лг.чьости. втором уровне обнсрукивеется совокупность устремлений, орпектг.роЕск

на такие "предмета",, проц^с достижения которых придает жкягд человека возв'л^шшЯ скисл;

- показано, что первий и второй уровни противоречиво взсл-чосвязаки и в диалектическом единстве соотналядт сущность Духонин* потребностей, виступаот исто;пиком их Форлирования и ргевития;

- Еи."ела!Ы п оппоаш некоторые мелспсслеловалше 'Ккгорн '¿ор.мроьагпя ^¿хоьшх потребностей личности, которле чогут бить !Слольэов£иМ в практике воспитания через I/ оргализгцию соучас-гзя человека а колл^кткшю'.'. потреблении оиредклешшх претгдетшх ¡»ср.!; 2/ через коллективно пдкрепляег/ое сочувствие блатотьор-юсти я положительной ценности их потребления; 3/ через ответст->е! 1 ое осознание соответствия потребляемого полол-.игелышм смислэ-изненни*.* ценностям и прогрессивным идеала*;

- проаиалпзьроъым направления роста духошшх потребностей гич кости, показало, что их синтезирующим центром виступает пот-)ебность самореализации.' Преглохано новое понимание культура ¡отребьостс? человека, связанное Е диссертации с его оснований на смисложнзнешшх ценностях л иеглех способностью самосоз-¡ателыю соизмерять и вибирать та:;ие ориентиры я прелкетн потребления, гroтopie обеспечивают наиболее полную реализацию зго уаностшх сил.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоят то'.;, что его теоретические положения, выводы и обобщения могут ыть использованы для определения, направлений, $ор; к средств оя.'ировенЕя к разЕития духовных потребностей личности, что соз-аег возможность более точного и глубокого осмысления современна законо.мерностей совершенствования нашего общества, мехализ-ое его коренного обновления.

Практическое значение работы заключается в то-.;, что ее тео-егические положения. (-;огут бить испсльзоьанм в дальнейшее разрезике теоретических и практических аспектов рассматриваемо.'! пробами ь облготк совершенствования о-бдкх и специальных курсов по /ховно* культуре общества, духовному жру личности, остеткчес-зг.;у к нрглственному соспитатап.

Вивсчм т.иссертсции могут на^ти практическое прлме.ление в ¿учпо-лросветительско", лекционной, пропет ашисуско!? ^еяуель-)сти, прт состсзл?1К1! ярогрс-гт кок'ретио-соцлологичзеких яссле--лгт": тг.па,-,цпР рсзилтил зухоЕних :отребносте* раздана* с_о-. альг'.и гоуп.т гшселеная страну.

- G -

Апробаз'.п работы. Ссновкие положения дг.ссертгцяг. излагали с на ноучно-прсктических конференциях: "РеальшГ социализм к мкрс во? реЕолхкц'.оыш? процесс" /Киев, КГ7, 19.Я г./, "Проблеме со« реатшецкп личности в педвузе и об:ць:обр13ователы:с(? ЕкояеиДкех í.aTSI, vj-'o г./. Marepu.'ли яеелздовейия о^суглалась на яр^"'ко-теоретическлх кещорег-циях ка^едри сдолосо^аи Киевского свтсуо-бильно-дорожкого 'института, на заседаниях в псучнчх кокререкда-ях ocm;p;jiroü ка^ри теории социализма Киевского государствен-иого педагогического института им. Л.М.Горького.

Но теме писсерпдия одублг-коисш I статья, I брег cea /в соавгорстье/, тгзгеи докладе на научно?' к^и^ренцкя.

Структура гсолс-'оьанкя. Диссертация состо.-.т из введения, трех разделов, занлочензш и списка кспользоьанноГ. литературы.

OCKOóiiOU ССД2Е2;Л!2 P¿ECTJ

Во введен:'.:', обосновывается актуальность избранно? Tew, г называется степень ее разработанности, торгулгруется цель и 3£ дачи исследования, раскрывается научная новизна иссле'оратя, теоретическая л практическая значимость получегшх результате!

D пепт-ом разули - "Сущность к структура lyxos'iaix потребностей личности" - реси.ется пернач из поставленных 3>zcr trcoi тгдлп. За отправной пункт' анализа глтэр пр^нг.г.'ает проблему к pi терпев субордигаровшия потребное. гкеалкц;:/оьгльул пр.-. об: ре а«ивще?ся литературы по Теме реботи. Суть дм:; о" прсбЛ'.'ми мон:ет быть вирахена следу ""'дм обрезом: «ста возмсегае пг-геб посте", рост .yvríaax устреггле-ч!'. ж- :ностп гд'?'4'' ителььо <.:ло няс-т яизьь человека все болыда: "•.д.'сто-:, то ясаоьи "¡,.з\:ерг,.л*я этого смислс, поскольку ¡-.х отсутствие, представления о "без'е ности" porra пс-трабиосте1! с кеебхмк^огтьм о??рачаь-с?тс« явкч илу неяшдм релятивизма •:.

Рассмотрением данной проблем1.» обусловлено о Зргцепне птс к марксистским перисгсточпккг", поскольку пменгс в vr.p:!cr.3ve впервые изучены я иэтлехгиг.обргзом сц.-'Рсш потребности .->л:ц а гакке саорпулироагл зсяок их гозриьеы«я.

Проблемг.тяка погребает«.'!* в марксистском нас л а гиги одно из центральных мест. С5 ore", 1 илт; lct: , лвидтJльств; скормулиройсдиос • r, í.vtTeibco- в ""ичеччог ns-íwori

подогегае о том, что в процессе своей пресЗргзуацей практической деятельности по отлошгял» к окруясэде-лу его миру человек обнеруашает ».'Бтеряалистическуо связь о другими лотьми, "кото-рея обусловлена потребнееУьмл в способом производства п ты: г.о стсрс» к и С ».'Л лпи...".

!'з анализа марксистских текстов вытонает, что потр-.'чюсти лтей, в том члеле я духовные, ,»«огут бить лодргзделэка и структурированы и соответствии с предпиши, на которые от! направлен«.

Согласно м-срксазму, человек, находясь в отнесении к окружающему его предметному ¡тару иск источнику уповлетворения его потребностей, тем не менее не пассивен. Активность человека как раз обусловливается то!?'или иной его предметной устремленностью, выступающей объективны:* состоянием, побудительным мотивом, стимулом деятельности. Объективность- потребности классики марксизма ■ш 2 кое?, мере не отождествляли с полной оторванностью, независимостью ее от сознания субъекта, но, преяде всего, с предметно Ч наполненное«».

Разрабстывея концепций потребностей, классики марксизма детально проанализировали проблем соотнесения, субординации потребностей обдества'и индивида, раскрыли исторически изменявшийся характер и тенденции развития потребностей личности, показали их детерминированность способом производстве матерааль-кых и духовных, ценностей.

в.И.Левдн, анализируя исторической ргсчитие капитализма а Европе и Россия, сформулировал закон возвышаиш потребностей,' в соответствии с которым объективное развитие материального производства ведет к "повышению уровня потребностей'и их росту и развитию. Потребности, в свою очередь, оказывают на производство обратное стимулирупцее действие.

Интересно, что источником такого стимулирования выступает не только устремленность человека к чисто эмпирическим предметам, но и к таким предметам формам, которые носят духовный характер' /идеалы, ценности, высшие цели/ и могут быть отнесены к "преяметал" мировоззренческого уровня. Понятно, что с такими "предметами" связан совершенно иной уровень потребностей, а именно, потребностей, относящихся к егмеложизненной сфере.

В диссертации анализируются различные подходы к выяснению

сущности и содержания понятия "потребность". При этом акцентируется внимание на необходимости различения понятий "потребность' и "нуждь",, недопустимости их отождествления. Исходя из этого, автор обосновывает, что нужде и потребность являются проявлегаем ei гественшй необходимости, отрааащей отношения между социальными субъектам, а также внутренними побудительными мотиво/.и производства. Выявлены и проанализированы иричит дисгармонии потребностей различных социальных субъектон, указены некоторые пути ее устранения.

Раскрыто, что потребности - компонент на только чатериши.-ного, но и духовного производства, прадегьаляацего собой кеотъеы ломый элемент духовной газ ни общества, духовного мира личности. Отражая объективно существую^» зависимость личности от условий ев существования, определяя обаую направленность ее деятельности,; потребности также отражают сыисложиэнешше ориентации, цели и ценности личности. Поэтому критерий оубораиикровашя и структурирования потребностей должен строиться, во-первых, на учете их предметной направленности /соответствие прение г «л - объективная сторона критерия/, во-ьторых0 нь учете зависимости от того или иного представления человека о смысле хизии /субъективная стороне/. j

lia основе данного критерия в рйЗоте предложена систематизация и классификация потребностей личности, в том числе духовных. Автор придерживается деятельноетного подхо а, который, по его мнению, позволяет начболее полно проанализировать сущность и содержание духовных потребностей личности.

Б соответствии с основными видем; деятельности /материально-производственной, социально-политической, духовной/, автор дифференцирует потребности на материальные /детергткаруииие дел-тельность по воспроизводству и развитию материально-предметных условий жизнедеятельности общеотве/, социально-политические /де терминирущив деятельность по воопроизводству и развитию социальных отношений в обществе/, духовные /детерминирущие деятель ность по воспроизводству и развитию предметной сферы духовного потребления общества в целом и предметов духовного мира личности/.,

В то же врег? обращается вlaii.îaïs:е не неправомерность сведе нил всего многообразия пэтребносте," лиеь к винил деятельности.

Одна и та хе духовная потребность /нглргмер, эстетическая, ::ргл-ственная, ъ ссгсреслпзацни/ мо.т.ет усонлет:эрлться ? г.:с::ес"-различных имев деятельности - трудгьо?., об-естзсшю-лсдигглес-кой и т.д.

В исследовании дается характеристик а ссд; у >:cv потребностей в состветсп-;':; с оснсвк-гл: рср.-Е«: сб'дестг-»ннсго сознания. В условиях перехода от скчпкгстр&п'.»ко-ясча2-:зких v«xe-нлз?!оа регулирования общественно?, зс-'.з.чг. к рл-хчк-л: г.ерьгзгепен-ное значение, делает вывод ai-тор, приобретает г.е;еср:°;-л .-ст..«. еоз-нанкя л ад ей, направленная на сснеркенствова'з'.е духовнет с ri'c веского потенциала личности. А это, в cboj-- очередь, требует уч>;га двух виделешах в диссертации уровне," духов in х пзт г. »6 те4 " ловека. На первом локелиз\'.отся угтр-е".:-;;-^?!, удсг.:е?в с ;-=;:,!<=■ ко тори х совпадает с сохраненп-.-м г зослрокзьодством духогкой тз'.з.чн. На втором уровне обнаруживается совокупность соб;т:!ен;:с тнэрче--кпх устремлений, орке«т;'.роьа.-:кнх в конечном сче ? на тахне "предметы", процесс достигая хотори предает мок?. нестг. возьынешшЯ творчески?. сиыел. Показано, что первый и итоге.'' уроыи противоречиво взаимосвязаны к г диалеатгческсм одгкетве составляй? сущность духовках потреЗкогтей, заступ?/? астсчк;: ком их формирования 2 ргагвтак хах предпосылки тверч ее:'с Л деятель-К< ти.

5о г-тогом разделе - "Соъехггзные и субъгкгяэше ¿-актер; jop-xpoiiuzn духовных потребностей личности" - ЕУявдяетсд мнего-уровнем;?. характер дкачектзческой взаимосвязи i-акторов, детер-минпру«дкх различные духовные потребности личности. А:-тор исходит из того, что спеца тиха объективах .2 субьектявьах .ракторез исторического процесса состоит в их обоедкей активности. Сбъек-тквнгые jc.KTopj в наиболее о&дем виде Еургасалг задокомернай и необходимую характер ргавития, субъективные - отрезая? проявления творческой действенно,4. еялы личности в системе объективных услспаЯ, определяемой представлением о смысле ягзн?..

Под объективкга фактора,а уор-ярезакия духовных лотреокос-те,1 личности патер подразумевает совокупность социально-экономических, мг.тер'.алллчх основ облествекнего развития, KOTopie в ко-печном счете оказь^аот на них penances влияние.

Материальные основы, х г.? ах те риз г аде общественное лроизвод-зтво в цело:.' и ваступг-^ие эбь^лтавкы-.г. i едторс л -Торг г. сования

духовных потребностей, в нестоящее вреад претерпевают коренные ЕЗ'.'екенгя. Наряду с традиционными формата /государотвеяная собственность на средства производства, едины!* народнохозяйственный ксислекс/, автор анализирует также те, которые были вызваны х 2гзн2 необходимостью кардгнатьиогс обновления экономии /кос::ерадия, ерендкнЯ подряд, республиканский хозрасчет, осно-веньнЯ не суверенитете, совместные и матые предприятия, чвстнсо предпринимательство, реатазуодее свободу хозяйственной деятель-

кости личности в условиях р( ночной звоночек//

В качестве ваанеЯсего^ объективного фактора формирования духовках потребностей .точности диссертант рассматривает труд как основу реализации смысла ее бытия в ¿..налично изменяющемся мире, Труд превращается в $срку аяробецив постоянно совершенствувдих-ся способностей личности, средство воплодешя ее творческого потентата, в цель в смысл жизнедеятельности.

- ¿втор приходит к выводу, что достаточное удовлетворение ив териальвых похребкосте2 на основе высокопроизводительного, свободного, спргЕедлгЕО оцененного труда, эффективно воздействует на духовный мир личности, систем ее духовных потребностей.

Исследуя социально-политические отношения в обществе в качестве вахнейвего субъективного фактора формирования духовных потребностей личности, автор характеризует демократизацию кек процесс, обессечквешшй постоянный поиск путей обновления обае-ства, свободу дискуссий, плярализи мнений, совершенствование ме хаяизмов и способов осуществления народовластия и салоупрезлеки развитие духовной жизни общества, формирование потребности личности в политической самореализации.

Доказано, что в условиях складывающейся в обществе многопартийности особую роль играют такие субъективные факторы, как политическая деятельность правящей Когаукистической партии, на правленная,- ка*с отмечается в Материалах ХХУЕ съезде КПСС, - н; обеспечение конструктивного сотрудничества со всеми прогрессивные силеыа, на поддераку и задиту всех честных тружеников, оо: даадих благосостояние и духовные ценности народа.

Деятельность Коммунистической партия, других общественных институтов по формированию делоЕой активности, ответственности личности за результаты ее труда особенно актуализируется в условиях перехода к рыночным механизмам функционирования народно го хозяйства.

- il -

Б качестве nez,юг? чег.рздлегзгя всспита-с-л кгл еубьек'.-пвнг-го ^актера с р.'-ß ров mm духовных norpeÍKC've" яльогтк гатср исследует яосяитпше нрсвствеикых убеждена?, -четувеллх ггезхс. стимулом социального повмденпя.

В шкес>кх условиях соэдачгя обновленного 2 с.-: > a cyser-ï-ii-^x советских республик аатернаи.:онаяь:-:о<* и аетраотачегкеа sстатике празнеко негтр&гпзевгггь кетерягмеегь я гкгдс-г/сл'.а, аезвя-кгллдуц на основе кадионс-лпз'-т. г: coez:-23V£. Учат интересов п потребностей всех эт ко над;: скаль ¡их трупа г'саленпл страна зчегупо-ет сухественк'Л'; »автора1« оборонная их духовного Mzpa.

В ргСсте исследуется та.* те гаме V акт с pu ;сг?т.рева;-:/-* духовых потребностей личности :< &ГПраг о в о"ё~Ё5?дг; т сj и е, наука, искусство, образ ев £¡¡2 е. Покгэгнг* роль общественных наук, а раз a ап-нух г. р: с с лить личность к .;рсгрессгзк*м оС_ечелоа-л дек гостям, научить ее использовать г.о.легнтельн:-)" сиг пред~ествуп-нх поколений для творческого решения адтуальк^х ар ^.-.e" обновления общества и человека.

Обращается в-лмшие ко то, что концепция спогсбпэсте4 и потребностей является ква.-.т^зее.'кг.ей гуч:нкзмз мкряс-пстс^о-ленак-ско? ;1'.лссору.а, зриобретгитдвго осебсе значение в пер.'.::. nepeever-ра устьрек^х Nutpoi-озз р?кчесл;'.х и цен^ест!их yc?2¡'.c?c».

Автор подчеркивает, что К.:'.ар?, с дргдуг.р-.-^дг.-. с б on ас на ~та вси.*.одг:у.я s зи'.зкъ грубого, у р аз ни гель '-.с г о хе'"'укгг!а не?. ;о зрочвде жк "г кус нос тк частно?, ссбгтьеькостг", етреуг.дегс«« "yv-z-»тсяать вс4 то, чем на началах ч астнс* cc^teg.-thccr?. не "сг;.т обладать все", отот кот/у-изм в его пер в oí *ср.'е "хочет надн -ъст-»еш-.о аЗстрсгкргвсться от таланта а т.д.". "с?от ко-'г^чазм, ст-жцел-и?. погсаду -~нчность человеке, есть лп~ь последовательное : up ни а частной ссбстаеккоста, язлдецей.гя этим отрицанг^-'". Груби;; коумужзм есть л/.-ь збя-рсеквв... на аел;ровакгя, исхсдя-.ее аз цредетгзлеки.ч о некое:.! м?к»гу.»1е. У него - спределеингл гг\-:п'чо;-:-.гл !/е?г. :--.с тачоо упразднение частиС собссвочнсдгг. тнпдь не дзляетсл подла шдг-*. оевсекаем ее, ид г с 'ад ¡ из антрактного страд; i „'.я всего '.7. г а культугч /. ltti :v—л з r.vv,-, ее г-о?,-рата к неест-.'т:'"-!- о4 простот 1 г »д; сгс и г-г- nve overt- пстг-25:.;-;-ef челоне^г, "о^ не -гол на о чг-r-r-

О'' еебственно-тп, .-.о .; п до.

Исхс-.я из '.:ярчс1"-с-?см '.'етедолег.н: а дроа-' лдзеро^анпд -<с-

гереалов, диссертбьт приходит к выведу, что истинный ко;.0.'^-т.зм предполагает не только обладание г владение продукта® приметной деятельности, но и реглпзкда сущностных сил богатого и всестороннего человека.

У.сследуя диалектику соотнесения индивидуальных и об'лес: генных ретеркинеят самовоспитания как субъективного фактора рор.г.;-розания духовных потребностей лич.-.ости, автор определяет его как осознанную способность личности к свковсздействи.о и саморегулированию, с пс.<охьо которой усиливается или ослабляетея сила объективных ракторов, вырабатываются путл и средства удовлетворения. потребностей в соответствии с общественными требованиями.

Обосновано, что в системе социал^-.о-пскхологическах факторов ;орс:ровакия духовных потребностей лачкости ведуаее место принадлежит воздействию трудового коллектива- В связи с этим ви-"елены и списаны некоторые малоисследованные акторы формирования духовных потребностей личности, которое могут бить реалкзо-вана а практике воспитания через, во-первых, организацию соучастия человека в коллективном потреблении определекшх предметных *ор/:, Бо-вторых, через коллективно подкрепляемое сочувствие благотворности и положительной ценности их потребления; Е-третьих, через ответственное осознание соответствия потребляем! предметности положительным смысложизненным ценностях: и прогрессивным '-мировоззренческим идеалам.

5 греть»;/ разделе - "Основше направления развития духовны: потребностей личности" исследуется содержание процесса развития духовных погпебнсстеЯ личности на этапе обновления общественных отнесений, включаодего в себя качестЕен::ый е. количественный рос потребностей, интеллектуализацию труда, гармонизации, рационализацию, индивидуализацию, активизацию потребностей на основе тзорческой деятельности. Уточнено и конкретизировано понимание гармонизации общественных и личных интересов как фактора обеспе чеккя социальных условий полноты удовлетворения потребностей личности, раскрытия ее творческих задатков. Обосновано, что и ситуации отсутствия необходимых возмогчсстей для этого, личнбст вынуждена вырабатывать индивидуальные ¿ор.мы и пути узовлетворе-ння своих потребностей, подчеркивается важность конструктивного характера этих фор.-.

Доказано, что рационализация потребностей личности нзраз-

ривно связана с воспитанием и;с культур, обусловленной духснко* культурой общества. Культуру потребностей из гор определяет не как сгкоогра;лчекие, не как бездумное подчинение требованиям общества, а как такое распределение потребительской деятельности в пространстве я во времени, которое обеспечивает наиболее полную реализаций >;ну трепне присущих личности _:с гениальных возможностей, способностей и гарантов.

2 качестве сл*су<х:его кз кадраЕделг4. >ор~лроиания разул них потребностей автор выделяет гармонично сочетание г.отребкосгей личности и обаесгаа, Еырасг.'Хееся б их сорглмернсст?. «ей антагонизм.

Лано определение ггзумнз?. потребности хая тезой, которая способствует развития цглосг.:ой личности, не :оп;скгег ее деградация г деструкции, обеспечивает глеб1\ль;-:се равновесие «ззс? человеке ~тв см а биосферой.

Раскрыто, что культура ргзумкого г.стр-:*2;:г:-; : дегермгкярует-ся, с одной стороны, юс тя гнутым уровнем ебсестве.чг.ого производства и оргсдазаап потребления матеря а-.ьпых и духовных блат, с другой - степень« осознания личностью соответствия своего уровня потребления а трудового Ехлгда.

»'.схоця из прсгк.-лнзирс^г-кшх источников, диссертант делает вы-од о принципиальной невозможности достижения счгстья ка.ч о6-ладглкя чем-либо. Творческое воолоденке сущностных сил личности в общественшх отношениях есть способ обретения лхчгэго бесснер--гид.

Выявлена сущность духовного потребительства, выр£яа.адегсся не в творческом усвоении продуктов духовного производства, саморазвитии « самореализации, а а упрощенном а ограниченном освоен;'.;: духовных ценностей, яЕЛЯ.мдгмся самоцелью.

На нкнепнем. этапе всестороннего обновления с Зщ ее таенной хизин вежаейЕим матерлачькым ; актором преодоления потребительства диссертант считает ускорений переход к рыночных: механизма-• хозяйствования, позаоля.-илм поднять ответственность членов трудовых коллективов за свое благосостояние и получить- всзкагреаае^е за свой труд в соответствии с его результат ггли.

Б работе проанализировано такое направление активизации духовных потребностей личности, кач целенаправленная творческая деятельность, обусловл"чкая. конкретными. зслросгп общества и личности.

Лох£3ciioI что E слежкой диалектичеокой связи Духонину пог-peiKocte?. и творческой деятельности вадудеЯ, определя-адей'стороной является именно творчество, высгупаолее сущностной основой, ь не только кадр&алекпе* развития и возвышения потребностей.

¿втор приходит к выведу, что тво^я.еснат деятельность l рми-руе- г потребности, г личность как сусьекта потребности. Выступая способов удовлетворения иногообркзклх потребностей, творчество г конечно« счете обретает статус потребности, олицетворяет собой единство процесса г результата, средства и самоцели. Самореализация личности в ТЕорпескоЯ деятельности как ее выссая духовная потребность предстает в виде непрерывного процесса развертывания различных видов социально!. деятельности. Положительные результаты этой деятель .тс те способствует дальнеЗше? гармонизации личных и обдествеякых потребностей, росту их соответствия обдециЕДлизоганш^ требованиям.

Итак, потребность в самореализации, свпдгтельстзукьЕя о духовно?. ачтиЕНОсти личности, является по существу реализацией ее с.'.усла глзя! к интегрирует в себе всю полноту ее творческого деятельного проявления.

£ 3£хл>яекии изложены основные выводы диссертации, ншече-еы перспективные направле: л исследования проблем духовных потребностей личности.

Основные положения и научные результаты диссертации опубликована в следу адих работах автора! -

1. Волынка U.E. Культура потребностей в системе духовно?, культуры социализма // Вопросы научного коммунизма, Респ.меж-ве;смстЕ,научн.сборник. Вып. 58. - Киев, 1934. - С.33-44.

2. Волынка К.2., Скиба В.Н. Формирование резумкых потребное тей личности.- Киев, Изд-вэ добровольного об-ва любителей книги УССР, IS37. - 34 с.

3. Волынка М.Е. Самореализация как высаая духовная потребность личности // Тез. докладов межвузовской научной ноедереяцш "Проблема самореализации личности в педвузе и обдеобразОЕатель-ной школе". Секция I. - Киев, КГГК, 1°9С. - С.35-35.

-Ч' -