автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Духовные потребности личности, факторы формирования и развития
Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовные потребности личности, факторы формирования и развития"
ГЛШСЮ5Й ОРДШ ЛЕШ НА ТА СРДШЛ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛВД ГССУДАГСТ32ЛКЙ УЛОЖИТЕ! Ю1.Т«Г,ШЧЕЖ0
На правах рукошср*
У ля m37
ВОЛЫНКА Меряна Егоровна
ДУХОВШВ ШРШЮОТ ЛИЧНОСТИ: 5ШСШ ÎORÏÏPCB АШЯ И ШВИШ
Спедасльноогь 09.00.01 - ^явяектический я исторический
имерзализм'
Авгореферае
диссертецяя на соиокедае ученой сгепепи кададега срилооофсййх неук
Киев - IS9I-
йбота гиполнека на кафедре обшесгвенно-политичвских наук Киевского Ноударотвекного педагогичеоког« инсгиту кнаии Д. ««Горького
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор
БЕЗРОДНЫЙ Е.Ф.
Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор
АЩРУШКО В.П.
кандидат философоких наук, доцент
БДОВИЧЕНКО В. Г.
Ведувая организация - кафедра философии АН УССР
Зашита состоитоя Д991 г, в /^/чг
на заседании специадивированного сбвета'д. 068Л8* 09 при Киевоком ордена Ленина и ордена" Остябрьской револоции .государственном университете имени Т.Г.Иввченко по адресу? 252б01,Ки«>.17,уя, Владимира коя, бО.оуд. 330.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ки?пск1 государсть-'нкого университета.
Автореферат разослан
У
Ученый секретарь специализированного совгта кандидат философских йаук,доцент /""У- V Л&сев Б.И.
ОЙ^'Я ШЖ2Р/.СТИКА РЛБОШ
Актуальность исследования. В прямом соответствии о т-унпо-мемияызт полоз пасм марксизме об определяющей роли общссгвеп-гого бытия относительно сознании людей, соаиачьио-эконоучесгше процессы обьоьлоная нгаего общества сопровондяотся широким спектром духовних ноиообргдоламЗ. ¡'К. поверхности явлет!? общественного сознания явственно иаблшаотсл ^скги, згслугжвште кед пя-гагивпо.'?, тек н полол:,:талькой оценки. Можш с сожалением констатировать, что у чесгк ятсноь общества произошла утеря идеалов и духовных ориентиров, виэиешвя ¡равсгвешиЯ, идеологический а политически!? релятивизм, разрушив и:.'' критерии определения приоритетов в иерархии интересов к' пэтреОиссте!!, Од па? о следует отметить, что изменения в сд.ерэ биткя детер*аииру»т на только всплески аухоыю?. всеятнссти и всетерггя.мосгя. ио я побу:здг.от многих к грузни».*, поро" мучктелылм поескек скисла существования, исткипо* предметности духовного потребления.
Счевддпо, что поиски текого роза - отьздь не праздное дело. К но только потоку, что в соответствии с вышеупомянутым марксо-вым основоположением, сознание г-салом широком смнсле способно оказывать на бы гае обратное влияние. 3 подобных поясках сознание лоте*! стремится к определенности» направлял тем самым логику развертывания битпя. То или иное осознание людьми смысла свое;! жизни, основанное преаае есчго на потребности« предпочтениях, задает ишравлешюсть обществен кого развития. Впрочем, к с г."/. потребности - йто убедительно показано К.Марксом и 'З.Ок-гвльсом в "пемецяой идеологии" - являются взгнейпим фактором истории. Поэтому исследование потребностей, логики я закономерностей их генезиса в переломные моменты жизни общества, изучение их связя со смиелояизненвоЯ проблемагвкой, волну ацей ладей в черпоц:; таких перелогов, является не только теоретически, во и практически значимом делом.
В связи со сказанным выше становится понятшм, почему воспринимаемая, возчеяш, со знетительним привкусом тривиальности л п .; обоЧденнся в презряе годы вниманием советски ¡с авторов, тема духокшх потребности личности приобретает несомненную, актуальность.
Состоя,се рсэрг-ботанкосги пробле-ли. Но те:.;е др.ссергецив существует довольно обпмрнся литература, проен&ллзпроданная нв-тором под специфическим и относительно ноыгл углам зрения, за-дшпшм совремешимя социальни'ли и духовинг-'я решили*., обусловав-a'.tj ель нос ть гады. Суть этой точки зрения определяется ус-тгловксй на обнерукегше и учет тзу. ад ей советских и зсруоекних авторов, которое позволяет осмиожть проблематику '¿огмкроьения духовных потребностей в особом, интересующем евтора и требуемом современностью контексте, а именно, в контексте проблематики, связс:шо?. со смыслом человеческого бытия.
13 свете незвашоЯ уст главки обнсрулиьеется, что многие ев-тори соверши;о спрсиедлвво ьзекмосвязипь.иг йор/ироваззе к рсз-ялтке гсухошшх потребностей человека с исполнением его жизни смислоиим содержанием, с ростом месвтсба его личности /Ашскмов С.Ф,, Апу.даев 15. А., Ведан ".5., ДшшгеьскяЛ Г.Г., Дончегло ^.А., Ь^ельш.ов Г. А,, Здревомислов А.Г., Ивеичук Н.В., ''г.ргулвс А.^., 'Сиха'.дов H.H., Мялкин С.И., Кгдолыий i'. , Нельга A.B., Роговин B.U., 'Рябов В.>5., Сохень Л.В., TaptceiiKo В.К., Тпхонскич В.А., 7ледоп А.К., Фролов К.Т., Шпик вру к В.!'.. и пр./
Вместе с тем, к содерхг.тельшх работах исзягшшх гвторс« не всегда припишется ео ыйчивш алодучщся проблема: ее к: ьоз-в:шекие ас.-ребностей огненаег леполнеиае жизни человекь сисдо'.*, то кековк "бсолопша критерия роста духовнкх устремле¡er.", посколь ку преде пали кие о его беекекечьос-л сборгчивг-,-ся язаЪп . лг,-тлклзмо'*. »'игле говоря, необходим нови?, подхогг к критериям pro-веюсти, й текае .» классщ-пкацяи а -субординации < сот^бкостей
Названные критерии били peiiea предметом исслед^ек:.'1, стрь-кеишх в работах /л;: га а: с г. Ч.Г., иучевской L.B,, Лямц^п Л.П., Машавеве ФЛ;., Семскяа АЛ'.., Семшко А. И. Весьма плеч оперши; оказались подходи к ах ояределешо в контексте общечелоьеческах ценностей и гумЕшиствческо?. культуры, реа.т:-зо1.'а!:::^е в ргботпх Бич к о И .В., Давидовича В.2., 5* в алы- В. П., "кягховл В. А., "гр'<£> рянг о.С., "орозс Е.П., Оснчп.^с л'.В., Cevei.out. B.C., Зекчгкто-веВ.Э., Терещенко П.-З.
Анализ работ ьывеперечеслешам глторсв тети» об; йругззг.ет сяеси&ическвй лг 5.»гмшЗ срез, гребу ад!; кыкетги. я*о р;«пмот решя г оаеге мних сС ¿ствеквдх г. tyxoi ujj: рче.г::":. Оуп- его ^оп-
rout а том, что новая с о отельная сятуадия заставляет с израню Я долей сомнения отнеслись к рсслространешым в области reopir.: воспатокая предстаденяям о возмсйшст;: -¡¡орчароють г.исохие ду-хоЕ.чие потребности Я£ рщпокалы^х, ргзумшх: основаниях, абстрагируясь от то;< аспектов б';гкя, которые Мspite считав прул«-циэ!ьлььо неаодвлестш::?. разуму. Ишта слога«, гребуатс.! новое толкование традиционной оппозаг'я "объективного к субъектзвпого" ; е jon«ipoLEiK:i духоькых устремлена2 личности.
И, пекоявц, в проекалкзгровагг-то.Т япт ерг г:р<! весьма иелто?.-чиьо звучит теме ясярсилеииг-.тя л оря>?н1проь ишмтя разватяя кухонных потребностей, поскольку ее коксгруятикнгл прорабог/а открывает НеПОСрС'-ДСТВ«;!/!!* ЕЫХОч В ергкглку ВОСШ'.ГГШЯ. .мПОГКВ из
ухе нез венках авторов, о tetae БераловдЛ.Я., Bofao B.C., Великий П.П., Сяряпсьяиц Г.С., СлюляясвиЯ /.В. и лр., склоши обозначать спектр таких ориентиров словосочетанием "культура ргзучкнх пот-"ребяоете?", вяля смысл их развития в своеобразном культивировании.
Однако п здесь обнаруЕивеегся, что теха". "культурологически?." пих.01 еда нугдвется к маяиабах оценки: что считать более bucokoS, а что - более низкой ступенью кульгури потребностей? Очевидно, что дгжзЛ аспект проблемы означает возврат к ранее обозначенному вопросу о критериях развитости и субординация потребностей личности, смысловой наполненности ее жлзкя.
Отвечая ценность неучшх нсслецога'ий, яапедшах огрегекие в ;.плосо;,сио? марксистской литературе последних лег, следует отметить, что ке iCe аспекты мкогограшой прс 'лэмн ^орг.жроьапия к резвится духовках потребностей личнзеп: наели достаточной освецс • вив-. Дальнейшей разработки, на нет взгляд, требует проблеме общественных детервднант, -¿акторов, определяющих формирование и совершенствование духовых потребностей личности. Неполно исследованы T£?.se осноьние н&дразления возвышения духовных потребностей в условиях перехода к рыночным мех." низмгм хозяйствования.
Та'.им образом, недостаточная разработанность проблемы, практическая необходимость кардинальных изменений объективных и субъективных ректоров формирования и совершенство)? аяш, духовных лотребаостей личности определили тему диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи диссертация. Цель работа - проанализировать содержательные л структурные особгннсти духовно-мироисззренЯес-нил потребностей, определи» 'ректоры их *£ормиро..ашя и ориентиры
развития ii уст-г.я;: обострения таислглкзкеккоЗ лрсбп<;метш<::. В соответствии с цсльэ, стелятся слипузгдечи дкссертгдлон-яого ксдлаповсняя:
- ооу;.'(е«г£Мть шзатаз сущности. соперяпжя к струкгута духе .шх потрйб::осте* дячкости, обратив вглмйшэ v.с притерт' nos-XOZC- к лх оцг;шс п сравнению t контексте спислозк'.зиешах проблем;
- опрзчсуЕТЬ фактор» ¿op.11: рок сдоя духоьшх ЕОгръбнссгеР, учтя ьутеыкчшй с;-тсл марясовс. разлнеш;« духа я битпя;
- охарактеризовать осаоыше нсаревлеи«'.я к пр^елыае ориентир:) роста духовных потребностей в связи со с;.!ис.по;;сполкек:;ем
лачяоет».
Теоретико-методологическая основа кссдедопания. Исследомние осуиествлено о диал8ктико-натериалистических позиций. Шровоззреи-чеокую и методологнчесхуо оонову диссертации составляют положения» раокрываокие существенные характеристики потребносте* как побудительной силы жизнедеятельности и самовыявления ооциальйого субъекта,осознавшего,что кризис современной цивилизации оспровоядается поисками человеческой идентичности -представления дичнооти о синоде овоего оуиеотвоваккя.
Dnsiioe знечеше в обобцекпг теоретического в практического мьториигг и решении аоеггвлиннах зnzm имела концепту а-ыие глеи советских а г;срубсишх философов, психологов, ьк<. ш.^-.стоь п а«-
дг.гогое.
Нсучкея новязпг. сиосертецвп отобр!г;ег:а в совокупность -?ле-д j вднх положаик;4, "ыпосемых и с згшгу:
- шпелен новый кратера!! структурирования зуховгых Естр-;'б-носге? личности, согласно которому последние пс.ргзцедяатся, во-парных, в соответсты'.;: с прение таи', ас которые о к*, и «iptE лены /объективная сторонс/, Ео-вторих, в зсвискмостя от того ;".ля
л мог о дредсюдаыш человеке о снисле жи'зкл /субъективная стороне/;
- применение выпиленного критерия позволило докккгь, что с од ерзание цуховшх потребносте". вял.зчеет два прккцг.анслыьх ■ уровня. Не первом локализуйся пр^лметане устремления, уяовлет-f ореже котори еьипадмт с й-орт ров шлем, сохргглчи-ен и всспро-езводстерм индивиду «ль кол духовно:; kj!3№ личности. lip. втором уровне обнсруаивеется совокупность устремлений, opaeutapoi-скшх
не гсква "предмет", процесс цосгогекая которых придает ;и:ги:я человека возь'л^ешшЛ смысл;
- показано, что первый и ыоро;' ypoEíK противоречиво взси-мосвязалы и и диалектическом единстве ссстаьля.ог суалость духовных ПОГрьбПОСЯЗЙ.еыступаот "сто iПКXсм ИХ •vop.apoi&i'.üjl и ргзьитии;
- вшедаш т. ошосш некоторие молспсслеювелше •]'.•<< торн 5!ор.:дроьай1я -jyxohjujc погребное«* личности, которое voryt бить использовали р практике воспптадя через I/ орг;ниэшкп соучастия человека ¿ колл-'''та1;но'.! потреблен;;:! онредчлешглх претмет'шх •l'Op'íí 2/ через к од? г :< такко ггт.йреоляег.'ое сочувствии бл.тотьор-востй я пзложлтвлькоЯ ценности их потребления; '¿J через ответствен os ооэзнсше ооотяетстьия потребляемого положнтельшч сшсло-хизнеинх1 ценностям и прогрессивном идеалам;
- проЕислу.зьроъ&ш нйправлеыш роста чуховних потребностей ЛИЧНОСТИ, ЛСК&3&80, ЧТО ZX СЯЕТЗЭДДООЦЯЧ центром виступввт потребность с а?'о реализациийреллохано новое поипмвше культуры потребносте?. человека, снизанное в диссертации с его основанной н а стлсложпзнекпих цеьтостях :: йчеглех способностью сачэсоз-яательно соизмерять и выбирать такие ораевтири л предметы потребления, которое обеспечивай? наиболее полную реелпзгцяю эго суапосттах сил.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит Е то".;, что его теоретическая полоза кия, визодц и обобщения могут б:;ть еспользовеш для определения, иалрсллега?, форм к средств Хогх'прсЕания'И развития цуховннх потребностей личности, что создает возможность более точного и глубокого осмысления современник закономерностей совершенствования нашего общества, механизмов его коренного обновления.
Практическое значение работ« заключается в том, что ее теоретические положения гогут бить использоьеш в дальЕ1ейше'" разработке теоретических и практических аспектов рассматриваемо,1! проб-л'.-ми в области соверизкствовспия обзих я специаяьшх курсов по "X ухо в но Г. культуре обде^тза, д^хсвно'.'у миру личности, остетичес-гоку и ьргвстьеннсчу еосвзпязй.
Bijbctj диссертации "сгут пгЛги пргк'глчесяое применение в нсуч:-;с-пгосвеет.те1ьскоГ, лсгдноико?., пропет ипксусксЗ деятельности, пр ос гг^л/!:;:г :;;■ ггр: ""•* "о: ; гт::с-еоц;'о.''огпч«ски7. яссле-г - г:!.::<' ргт: .(с;:;;:;.огр^нсс?'1": p.'/r,v!ir-i}i сс-
,..ri . ' нн 'l'^Z'*"i".-;.
_ G -
Агсробпдая ркЗог-i. Основные полок«кия дгссертгцик г.злгтелвсь на 11 vj чi: о-п р сл гкч ее к г. конференциях: "Реальный социализм к мирово? револхдгоыи? процесс" /Квев, КГ7, 1933 г./, "Проблеме сало-ремиз едки личности в педвузе у, обзеобр13ов«елы:ой пяоле"/Киев, i.iT31t "19'J 0 г./. Чет ери гли исслковшш обсуклелась на пе;-т-георетичеекгх кск^ере^щилх в&федри философии Киевского евтсуо-билыю-дорожього влсгитутс, на зссадсгаах в. неучшх контерекаи-ях ecnnpairoi: кодечри теории сочяйг.'.змс Киевского государственного падегогичсского института им. Л.М.Горького.
Но теме писсертед»г. опублпкоасим I статья, I брс-юра /в сое-нторстне/, тззпеи докледе не. нсучко?' к"п^рекцкя.
Структуре ксолетод. итя. Диссертация состо/.т из введения, трех ргзяелоа, заключения и сшско кспользоьсшпоГ. литерстури.
ССУ.ОмШ ССД2РЬ'.и:55 РАБОШ
Во введдики обосновывается ектуельность кзбршшо? темы, по-К£!зив£егся степень ее рпзреботгляоети, тсртулг.руется цель и зо-дечи исследоьш!я, раскривсется и тучная новизне Есс.ле~01'сп1л, теоретическая я практическая значимость полученшх результатов.
В лепро.у радуле - "Сущность г: структуре, sухойянх потребностей личности" - рев^агся перцш из псстпрлкпцчх згдгя тгсоер-ГЯЦИЯ. ОС ЪТПрШПЮЙ лушт г.нЕлг.эа гатэр up:::т.г.'г.ет npOi'PMy крк-тгряев субордаisiровояая потргбкос! г?, гксплк'ц::,.-о1!Гл;-о'я nr..; обзора имеющееся лг.терЕтури по теме реботи. Суть дгх;о" г.рсбл^.ти мозеет бить вургеенг. слету обрезов: если возникeraе потеб-иостей, рост :,ух'пыих усгрешчегзй т- s'hoctb деЯмьителько ¡,сПол-шет низ иь человеке все болыаи; т.исяом, то к скова "йз'лереккя" зтого смысле, поскольку их отсутствие, предстг^леш-.я о "безмерности" роста пС/Требносге!! с необходимость» обэрсчавсгтс« язвгя илк. неявам релятивкзмо:.:.
Рассчотргнлегл денной проблем обусловлено обрглекде евторе к марксистским первопсточ^кгг*, поскольку пменго в «г.рзеизг'е впервые изучены к нгплвдпда.: обргзо". оцепени потребности люзе?., 6 текке скормударовсн зшон их Еоэшхешя.
Проблем стяке потребуете!? а "fcpitcr.cTcsov ксел-'-ки згхичг.ет од по из центрелыих мест. С5 это::, в чттисстг., сиадгтельгтвует с*орлу-дровешое K.Mt^co-.' и З.сктельеог. в "''.«-^цчо?. пд*1>,логпи"
положение о том, что и процессе своей преобр.'зуацеЯ практической деятельности по отнопе'иля к окружшчему его миру человек обнаруживает материалистическую связь о другими лсдьмя, "кото-рея обусловлена потребностями Е способом прокзьодстна и raí к я стара, как огм; лиди...".
Из анализе марксистских текстов вытекает, что потр- 'лости лотей, в тп- числе л духовки*., :<огут быть по.дргзделгки а структура pot шг в соогаеггшт с предмет »si, яе моторке oint исараз-лени.
Согласно марксизму, челпвеп, находясь л отплетая к окру-жалгьму его пр-здмвтнсму миру "сх яетсчпдяу уЕоилетьорегая его потребностей, тем v.n менее un пглззвен. Активность Человека как раз обусло-'ливается той пли г.ной его прпмегне'! устр.-мленпсстья, выступсицей Яб1.еКТПЕ1ШМ состоянием, побудптедшм мотивом, стимулом деятель гэсгя. Обгеягяьнос г» лагробвестя классики .мг.р"сизма ни в кой?! маре не отожествляли с полно" оторваипость'о, г.озгл'и-самостью еэ от сознания субъекта, но, прегде гсего, с предметно*; [¡апелквнкоегьй.
Разрабстиная концепцию потребностей, классики марксизма детально проанализировали проблему состнои;аняя0 субордикадии потребностей общества'я индивида, рескрали исторически пзмекяо-акЯся характер и тенденции развития потребностей личности,, поп аз ели их детерминированность способом производстве матергаль-шх и духовных ценностей.
В.И.Ленин, анализируя историческое ра?читне хеппгаяизма s Европе и России, сформулировал закон возвышения^ потребностей, в соответствии с которым объективное развитие матеряадьного производства ведет к "повышению уровня потребностей*^ их росту и развитию. Потребности, в свою очередь, оказывают на производство обратное стимулирующее действие.
Интересно, что источником такого стимулирования выступает не только устремленность человека я чисто эмпирическим предметам, но и к теним предметным формам, которые носят духовный характер' /идеалы, ценности, выспше цели/ и могут быть отнесены к "предметам" мировоззренческого уровня. Понятно, что с такими "предметами" связан совершенно иной уровень потребностей, а именно, потребностей, относящихся к смысложизненной с$ере.
В диссертации анализируются различные подходы к выяснению
сущности и содержания понятия "потребность". При этом акцентируется внимание на необходимости различения понятий "потребность" и "нужна", недопустимости их ото&цествления. Исходя из этого, аитор обосновывает, что нута а я потребность являются проявлегаем е( :ественной необходимости, отраашдей отношения между социальными субъектам, а также внутренними побудительными мотивами производства. Выявлеш и проанализированы причини дисгармонии потребностей различных социальных субъектов, указаны некоторые пути ее устранения.
Раокрыто, что потребности - компонент на только материального, но и духовного производства, представляющего собой неотъемлемый элемент духовной жизни общества, духовного мира личности. Отражая объективно существующую зависимость личности от условий ее существования, определяя обадв направленность ее деятельности, потребности также отражают смысложиэненные ориентации, цели и ценности личности. Поэтому критерий суборцинировашя и структурирования потребностей должен строиться, во-первых, на учете их предметной направленности /соответствие предмета! - объективная сторона критерия/» во-вторих, на учете зависимости от того или иного представления человека о смысле жизни /субъективная сторона/. •>
Ка основе данного критерия в рёботе предложена систематизация и клг^сификеция потребностей личности, в том числе духовных. Автор придерживается дедгельностного псдхо; п, котори?., по его мнению, позволяет наиболее полно проанализировать сущность к соде рвение духоиких потребностей личности.
В соответгтьт с основшми видал" деятельности /матери?,;: ь-но-производотвенной, социально-политической, духовно?./, автор дифференцирует потребности на материальные /д е терма кару они е деятельность по воспроизводству и развитию матерпалько-предметшх условкй низнедеятелыасги общества/, социально-политические /де-термишрувдио деятельность по воспроизводству и развитии социальных отношений в обществе/, духовные /детерминирующие деятельность по воспроизводству и раз£мтию предметной сферы духовного потребления общества в целом и предметов духовного мира личности/.
В то же врем.я обрацается внимание на неправомерность сведения всего многообразия потребностей лишь к виц ал деятельности.
Одна и та же духовней потребность /надргмер, эстетическая, нравственная, в самореализации/ '.'ожет уаоьдетгоряться в процесс* различных видов деятельности - трудоьо2, о ~ е с г я е к; :с- л с лп: ч ес-ко? и т.д.
В исследовании дается хзр&чтгркетика содержания ~уух~:их потребностей в сосгветсп-г.и с основкли рсрлмн общественного сознания. Б условиях перевоза от сд'Я',ну. с ? рьг/.вко-с-,'а--д:сих уеха-нлзмов регулирования общественно? г^зки к ры кечка; г.ерэгстеион-ное значение, делает вывоз автор, приобретает г.ереорпеп ^О'.я сознания людей, направленная на совершенствование духовного творческого потенциала личности. А это, з сбою очередь, требует учета двух выделенных в диссертации уровней духовных потребностей человека. На первом локализуется устремления, удоЕ-^тзср-ение которых совпадает с сохранением а воспроизводство-.' духовно?, хизни. На Еторо:.! уровне обнаруживается совокупность собственно творяе"-иих устремления, оркектяроьаккнх в конечном сче г на таки* "предметы", процесс достижения которых придает жизни личности • возвышенный творчески?. стасл. Показано, что первы?. и нторо-?. уровни противоречиво взаимосвязг-ну к в диалектическом единстве составляют сущность духовных потребностей, н^ступа^ источником их ?ор.!иров ания н развития как проз ."ссылки твсрмескс?. зеятелг-
кг 'ти.
5о етогс^ разделе - "Соьехгааяые и субъективнее ¿а-ггсгк Юр.хровслкя духовных потребное те? личности* - вияв'_яегся чного-у роняемы?. характер зкалеиглеекоЯ взсгчосвязк ¿акторов, детер-ми ни рутах различие гухозкне потребности личности. А;; тор :>схо-ди? из того, что спеца тика обьехтянках г субъективных ракторез исторического процесса состоит в их обоедкой активности. Сбъек-тпвные гп'.торы в нагболеа обще" зиле вырглалт закономерный и необхозитый характер развития, субъективные - отрагегт прояьле-1П1я творческо? действенно?. силы личности в системе объективных условий, определи е-тЯ представлением о смысле жизни.
Под объеягавшыми фактора,ш рор.я ров алия духовных .¡о трео костей личности автор подразумевает сопокупкость социально-экономических, материальных основ общественного развития, которые в конечном счете оказывает ка них репаякев влияние.
Материальные основу, харакгеризуодие общественное производство в целом и выступление объективные р-актор сел формирования
духовках потребностей, в настоящее вре.'.и претерпевает коренные изменения.. Наряду с тркадгонше/и $ор.!а.а: /государственная соб-ствекносгь :-;£ средства дронзьейстйа, «лики?! народнохозяйственна 2 яекдлехе/, автор анализирует такхе те, которое били вызваны к еизки необходимость» нгрягнадьисгс обновления зконода.1:.ч /кссперадия, арендной псяряд, республикански!! хозрасчет, осно-веняЫй н£ суверенитете, совместные 2 матые предприятия, ч&зтнеа предпринимательство, реатазуюьее свободу хозяйственко?. деятельности личности в условиях рыночной экско'-щк;'/
Ъ качестве в£кне.".сего объективного фактора формирования духовках потребностей личности диссертант рассматривает труд как основу реализадии сисла ее бытия в д..нетичко изменяэдемся мире. Труд древрадается в ферлу апробации постоянно совершекстЕуодх-ся способностей личности, средство воплощения ее творческого потесала, г цель и сьшсл жизнедеятельности.
Автор приходит к выводу, что достаточное удовлетворение м&-терк&дьасых потребностей на основе высокопроизводительного, свободного, сдрггедлиЕО оцененного труда, едектавко воздействует ка духовный мир личности, систем ее духовных потребностей.
Исследуя социально-политические отношения в обществе в качестве ваанейлего субъективного ?Е?тор£ формирования духовных потребностей личности, езтор характеризует демократизацию как процесс, обеспечиваэдий постоянный поиск путей обновления обде-стее, свободу дискуссий, плюрализм мнений, совершенствование механизмов и способов осуществления народовластия и самоуправления, развитие духовной визеи общества, ^орировение потребности личности в политической самореализации.
Доказано, что в условиях склашвеэдейся в обществе многопартийности особую роль играет такие субъективные факторы, как политическая деятельность правящей Коммунистической партии, направленная,- лек отмечается в '¡Дмериалах ПУШ съезда КПСС, - на обеспечение конструктивного сотрудничества со всеми прогрессивны?.® силами, не поддержку и задкту всех честных труяекикоь, ооз-дащих благосостояние и духовные ценности народе.
Деятельность Коммунистической партии, других общественных институтов по формированию деловой активности, ответственности личности за результата ее груда особенно актуализируется в условиях перехода к рыночным механизмам функционирования народного хозяйства.
- Il -
Б яачества верного надресленяя всспатглад кгя суЗъекглького çcRtcpe 4,ор.ар-овакйя духсызх погрей rio лстиос?» кзтер as-слеяует яосаитаие нравственных убегдегаг, ••'«ctycfaXj?;: r.rras« стимулом социального повадепая.
В нанесших услсвгях создания обновленного С с.с.» a суверенных советских республик иитерньаконйлы-.се i*, аатраотичесхсе воспитание приз в £1-0 нейтрализовать нетерпимость к zi везнгл-Kpjusyu на основе ксцаонслаз-'г. к говкказче. Учет интересов а потребностей всех ?т но и азональных групп .'"сален:'./. стрглг/ зчетупэ-ет суьестБеннъ-v. * актером обоггиекия их пуховногс мара.
В р;ч5сге и.слепуются ra.jr.e тачае вахтеры ;ор.т.ре:;о:ая *у-хсвнух потребностей личности как правовое госаитаяае, паука, искусство, сбр'зсигкие. Г.окгзту.с. роль общественных наук, др^знан-шх приосоить дач кость к .грсгрессазним сб^ечелоа пескам ценностям, научить ее использовать г.олсжктельх!12 спят прудаестэуп-ях поколений для тЕсрпес'оге ресекяя актуальных проблем обновления общества а человека.
Обращается вьамшае на то, что ¡сенце::;? я способностей л потребностей является квкг.т--зсс-'ьзей pyvu-гзма 'гвряегг тско-деган-ско? ; и л с copia, приобретающего особое знеченаг в пер;1.:.- пересмотра уста рентах мгрегоззретеешгх и цвк.-.огг!их установок.
Автор подчеркивает, чте Х."аряс nps-yr-p-JCiv: об опасксста всоясвеияя й жкзкь грубого, урез китвль кого хс'смуи2эча ksk 4opa
проявления "гнуснос;;' частной с с б: гь е иное га ", стремящегося "уна-чтолать все то, чем на неяа-ах частно* собственности не могу? обличать все", -.-тот ксмму::нзч и его первой tcp.'e "хсчет нас:'-ьст-венно о5с третироваться от гадшть а т.д.". "стог камглуказм, от-рацаащгй noaeszy ¿гчносп человеке, есть jg'.zl поелегояэтвдыое Ebiprxeiuie чгстной собственности, являющейся эти'.! отрезанием". "Груби,", коммунизм есть л.'_ъ завершение... навел: ров акая, асхсщя-щее аз пгедот.-зленп.ч о некое.! wiï.'.'iVe. У него - определенная оггг-'а'че!'нгл ï.'epr.. что такое упрглднгняе чсеткой собственности отнизь ке является почлангач освоена ем ее, ьадпе «••ак i ¿з аз сб-сграктного отрицания всего мярг» культура в цавплазгцая, ее вез-врктя к неестусг9»ч;:р* простоте oes кого а ке имеясего потребностей человека, кот^ сий не гол иго в.* нсзвиспдся на" уровнем ч таткой собственности, по гле а ке :оро? еде ю нее".
i'.cxc.n не, •.:еркек.--':чой ^егозодогак и ароаг х:зироганячх мп-
терсслсг, диссертант приход«'.! к заводу, (то истинный ко.'.".г,.;низч пр-^дполаг£ег кг только сбясдаше г владение продуктам*, предметней деятельности, но к реыпзгдгю суднозпшх сил богатого и всестороннего человеке.
1!сследуя диалектику состносйния кндиы'луалъкых и обдес-венках Гпетерг.ине>;т сз.'ОЕсспктання. кек субъективного рактора 50p.1v.-ровакия духовных потребностей личности, автор определяет его как осознанную способность личности к саловсздейстаи.о и са.торегули-р02£Н22, с г. О ■'сдь.о КОТОрОЙ усг.лу.егегся или ослабляется сил р. обгехтхьшх факторов, вырабатывается путл в средства удовлетворения потребностей в соответствии с общественными требованиями.
Обосновано, что в сгсгеие соци&п.ы.о-пскхологическах факторов ; ср-сирс в анкя духовных потребностей личности иедузее чесго принадлежит воздействие трудового коллективе- В связи с эткм вы" ел г ну 2 списаны некоторые малоисследованные ректоры ■рор.гирова-кгя духовных потребностей личности, которое могут быть реализована в практике воспнтанзя через, Ео-первих, организации соучастия человека в ноллективно:,: потребления определенных предметных во-вторых, через коллективно подкрепляемое сочув-ствле благотворности к положительной ценности их потр'гблегая; Е-третьих, через отвегстве-ное осознание соответствия потребляемой предметности пояохителъным слыелояязкенным ценностям и прогрессивны.« 12роноззренческ2У идеала!.
В третье?.* разделе - "Основные направления развития духовных потребностей личности" исследуется содержание процесса развития духовных потребностей личности на этапе обновления облественных отношений, включаяцего в себя качесгвеншй к количественный рост потребностей, интеллектуализацию труда, гармонизацию, рационата-зацию, Ендквидуализсцив, активизацию потребностей на основе тзорческой деятельности. Уточнено и конкретизировано понимание гармонизации общественных и личных интересов кек фактора обеспечения социальных услоги2 полноты удовлетворения потребностей личности, раскрытия ее творческих задатков. Сбосноьано, что и с/луацая отсутствия необходхиях возможностей для атого, лкчнбсть вынуждена вырабатывать индивидуальные ;ор.:ы к пути удовлетворения своих потребностей, подчерки веется важность конструктивного характера этих £ор'.: =
Доказано, что рационализация потребностей личности кзрсз-
ривно сеязья£ С bccimftisîcm ИХ культура, сЗус.-.свле.чг.оТ 3y>:02kcs культурой обществ si. Культуру взгребнссте?. гатор определяет не ка: сгиоограютекие, не кьк бездумное подчачгиге тгсСсвакгда общества, г к&к такое рссдр^делеггкв истргбг.гедъскэ!! деягелъксс-ти в пространств? а ьо apev.iîci, которое обеспечивает н<ибс*еа полнус реисзг^дд sity трепне r.p.'.iy-uzx у.ес г;'. i: о те кдгать к; х возможностей, scoccôiioctej к
В кг.че.ч\-« ол'^ту'Г^го кз ^гр-ярозсну- pisjv-Eax
потребностей ььтор аядядяет герлаккчг.с-о ссчегзкге дотреЗногте?. двчкост?. я обдеогоа, вир г« г несся в йх соргдмеркостг, ?.<• к.-«ч глава £НТГ-0!и.5".
Лагго определение р.'зумкоГ. аотраЗност:: jtss теней, которая способствует рглактид цзлс~т.-:ой дгчпостз, не i:oâiс.ЧЕ.г? se дегрс-atiisiK а деструкция, сбегсгчаваат гдсЗглъь-сг рсановгска «дзкду че-лоиече-гЕСч di'.ocîer.ofî.
Раскрыто, что культура ргзуукогс» сстребдг:-; : ze?ep':i:ctpyst-ся, с од ¡.о" сторона, тоетнгнутул yrosHev общественного пр-г/.зас"-ства и орггдазакя потребления чптерса-.ьшх а духов их злаг, с зругоЯ - степенью осознагая личностью соотвегетзад своего уровня потребления и трудового вклгДа.
Исходя ¡и ярсг:кг.-ил,.рс>'й>:«их гяточ киков, ддсс«рт£.чт делает вы:'03 о пракцк1а;ачь!-оЯ кевоз'-'схпсста достдзегхя счгстьл ь-ек обладай« чем-лл'о. Творческое 2оадодек::г с уд и о с т на х сад лг.чксспт в обдественшх отьоаек'.ях есть способ обретения ддчнэго бессмертия.
Выявлена сущность духовного аотреб;:тельстна, вирааадаегсся не в творческое усвоекад продуктов духовного производстве, саморазвитии « с агор; ал»;з ацяи, s а уг.рссйыкс\: к ограниченное освоении зухо!'н;и данное те", лЕля^емся ся.'оце-ьо.
На ги несшем этапе всесторог-кггс об.нов летя общественной хиэи?. sEsueîtaM мбгерагдъкы:л ;;д торам дресдоле.чия потребительства зиссертгот ечтгег ускорена?, переход к гы ночным vexai-^sva-' хозяйствования, г.озиоля>глм поднять ответственность чл»нов трудовых коллективов за свое благосостояние я получать- везкагргждепге за своГ труд в соответствии с его результата.-:?.
Б работе лроьл'йтизг.рованэ такое непренленяе актив;«гга::; духовных потребностей личности, кат целенаправленная творческая деятельность, обусловлена1: коянрепшмя запросам общества я личности.
t / - 14
Доказало, что б сдоккоЯ диалектической связи духов ¡ну потребностей г тнорчесло" деятельности геду^е?,, определя.адеЯ'стороной является именно творчество, выступале? суднсстно? основой, а не только назр&^ленге« рззнхтяя я ¿озаызенхя потребностей.
¿зтор приходит к ьывсду, что творр.ескат деятельность \ р®-руе- и погребка« тг.» г личность как сусьекта потребности. Выступая способом удоглегвораиия ¡¿ногообрезнлх потребностей, тьор-чесгво £ конечном счете обретает статус потребности, олицетворяет собой единство процесса и результата, средства и самоцели. Самореализация личности г TEopiecKoít деятельности как ее выссая духовная потребность предстает в згде непрерывного процесса раз-вергаваиу» раздгчних апдов социально! деятельности. Положительные результата этой деятельности способствует дсльнеЗше? гармо-кгзази: лхчшх я общественных потребностей, росту их соответствия с&дециеилдзosанн-н.. требованиям.
Итак, потребность в самореализации, евйдегельстзукьЕя о духовной аятдЕноста личности, является по суаеству регжзацией ее cj-асда гизяи к днгегрирует в cedo всзо полноту ее творческого деятельного проявления.
£ захлхяекиа изложены основные выводы диссертации, ндаече-еы перспективные веаргале: 'я гсследоввкгя проблем духовных потребностей Л2ЧН0СТ2.
Основные положения к научнуе результата диссертации опубликованы в следующих работах автора* -
1. Золыкка U.S. Культура потребностей в системе духовно?, культуры социализма // Вопросы научного коммунизма. Респ.меж-везомств.на^чн.сборяик. Вып. 58. - Киев, 1934. - С.38-44.
2. ВолннхаМ.З., Скиба Б.Е. Формирование резумках потребностей личности.- Киев, Изд-во добровольного об-ва любителей книги УССР, I&37. - 34 с.
3. Волынка M.S. Самореализация как выгаея духовная потребность личности // Гез. докладов иехгузОЕской научной конференции "Проблема свлореализацки личности в педвузе к общеобразовательной школе". Секция I. - Киев, КГПй, IQ9C. - С.35-35.