автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Духовные ценности чиновничества как объект исследования социологии духовной жизни

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Молнева, Марина Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Автореферат по социологии на тему 'Духовные ценности чиновничества как объект исследования социологии духовной жизни'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовные ценности чиновничества как объект исследования социологии духовной жизни"

Ю

На правах рукописи

МОЛНЕВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧИНОВНИЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Специальность 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидату срц^су! одических наук

003 1В402Т о

ТАМБОВ 2007

Диссертация выполнена на кафедре теоретической и прикладной социологии Государственного образовательного учреждени высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина».

Научный руководитель: доктор социологических наук,

профессор

Федоров Игорь Алексеевич

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор

Шмарион Юрий Васильевич

кандидат социологических наук, доцент

Запорожченко Ольга Анатольевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Липецкий государственный

технический университет»

Защита состоится 20 декабря 2007 года, в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д-212.261.06 при Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина по адресу: 392008, г. Тамбов, ул. Советская, 181 «и», аудитория 221.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Автореферат разослан и размещен на сайте ТГУ им. Г.Р. Державина (http://tsu.tmb.ru/aspir/dis) 20 ноября 2007 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, Я ¿.

профессор j'B.C. Семина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Изучение природы, атрибутов, исторических особенностей и духовных ценностей чиновничества - одна из традиционно актуальных проблем гуманитарной науки, известная еще со времен возникновения конфуцианства, буддизма, философии Сократа, Платона и Аристотеля

Целый ряд социальных, политических и психологических факторов показывает рост актуальности данной проблематики и сейчас, когда проблемы поиска оптимального соотношения мира человека и социума становятся особенно острыми Назовем наиболее яркие из них

- превращение чиновничества в один из главных факторов движения политической жизни страны, зачастую определяющий исходы политических выборов, судьбу реформ, тип господствующих в регионах духовных ценностей,

- все более яркие проявления бюрократизма и волокиты, дискредитирующие гуманные управленческие инновации, включая национальные проекты, сращивание части чиновников с миром криминала, что показывает опасность дискредитации государственного управления (примерами могут служить события в Кондопоге, трудности современного развития рыбной промышленности, золотодобычи, жилищного строительства и риэлторства),

- рост престижа государственной службы, особенно в условиях региональной безработицы и низкой заработной платы;

- сохранение заметной разницы алгоритмов деятельности чиновничества в мегаполисе и провинции, в городе и на селе, на различных уровнях социального управления, что, безусловно, требует отдельного исследования

Отметим, наконец, и логику развития самой социологии, где проблематика чиновничества актуальна со времен классических работ М Вебера и Г Спенсера

Дополнительный интерес к диалектике духовных ценностей чиновничества вызывает их поразительная стабильность Даже в 90-е гг XX в , когда общественное сознание представляло собой пеструю мозаику постоянно меняющихся духовных ценностей различных страт, именно корпоративные чиновничьи ценности были наиболее стабильны, выражали относительную устойчивость российской государственности

Кроме того, в современных условиях все чаще встречается термин корпоративные ценности, причем даже применительно к отдель-

ным коллективам конкретных фирм и предприятий, в связи с этим, весьма любопытен вопрос о том, сводим ли такой корпоративизм к своим формальным истокам, к чиновничье-корпоративному духу «ве-беровского корпоративизма»

Отметим впрочем, что само существование чиновничества, как естественного атрибута любой государственности не подвергается сомнению даже его критиками, более того Даже беглый анализ ежегодных посланий Президента РФ Государственной Думе РФ показывает, что оптимизация деятельности государственного аппарата, всей системы российского чиновничества формулируется как задача первостепенная, общенациональной важности. Необходимость поиска оптимальной численности такого аппарата, реальной ответственности за бюрократизм и равнодушие населения, формирование реально исполняемых профессиограмм, ключевых рабочих мест в государственном аппарате, - все это является конкретными задачами современной социальной политики

Таким образом, масштабная, хотя и достаточно консервативная система современных корпоративных духовных ценностей чиновничества содержит в себе неустранимое и, несомненно, актуальное до сих пор противоречие между ценностями самосохранения этого социального класса и необходимостью согласования таких ценностей с интересами населения страны

Степень научной разработанности проблемы. Истоки проблемы исследования чиновничества относятся к периоду становления государственности

В организации чиновничества на ранних исторических стадиях (Индия, Китай, Корея) основной акцент делается на родственную близость правителя и умелое выполнение долга, круг кандидатов ограничивался клановым родством Появляется практика отбора людей на службу посредством системы экзаменов Получение ученой степени становилось своего рода мерилом человеческих возможностей и способностей

Так, гуманность и чувство долга выступают основными чертами идеального чиновничества в работах Конфуция Мо-Цзы делает акцент на моральное и материальное стимулирование чиновника Постепенно рождается образ чиновника, главное качество которого - готовность к слепому и беспрекословному повиновению указаниям начальства Особенно следует отметить развитие чиновничьих систем в Древней Корее в период государств Коре и Силла

Неотделенность государственного аппарата управления от общества — особенность античного политического устройства Участие в

общественной, государственной жизни становится важной качественной характеристикой античного гражданина В античный период исследуемая проблематика по-разному выражена в трудах философских школ от полного пренебрежения к чиновничеству у киников, до понимания занятия государственной деятельностью как истинного величия духа у Цицерона, чиновничество как элемент общественной активной жизни у Сенеки и М Аврелия Следует отметить и мысль Платона о роли философа в построении идеального государства, где не только добродетели философов, но и наличие чиновничества являются основой государства, сочетавшего в себе справедливость, жизнестойкость и благополучие Добродетель и справедливость, способности к управлению - требования к чиновнику у Аристотеля

Исследование чиновничества в Византии особенно интересно . тем, что там длительное время существовал принцип вертикальной подвижности сословной корпоративности здесь не было, и правящая элита составляла открытый общественный слой, доступ в которой обусловливался не наследственными, а личными достоинствами человка

С середины IX столетия появляются особые перечни чинов «Клеторологии» (например, в 899г, Филофея), предназначенные для того, чтобы можно было точно придерживаться иерархической лестницы при торжественных приемах и церемониях в императорском дворце

Принцип вертикальной мобильности один из основных аспектов в работах византийских авторов (М Пселл, Г Антиоха, Н Христоверг, И Киннам), причем пребывание на государственных должностях этих авторов придает источникам особую ценность

В средние века государственная бюрократия и церковь - единственные должностные иерархии, в рамках которых была возможна социальная мобильность, это находит отражение в работах Августина, Фомы Аквинского, П Абеляра, А Кентерберийского.

В Новое временя к проблеме чиновничества обращается сразу ряд авторов, например, Н Маккиавели показывал огромную роль чиновничества в формировании идеологии государственности Сторонники утопического социлизма стремились показать возможность создания общества без чиновничества, либо с минимальной его социальной ролью в движении социальных общностей (Т Мор, Т Кампанелла, Р Оуэн, А Сен-Симон, Ш. Фурье) Сторонники договорной теории общества (Ш Монтескье, Ж Ж Руссо) полагали, что можно ликвидировать недостатки чиновничества, постав их под контроль гражданского общества В

работах Г В Ф Гегеля, Дж С Милля, Г Спенсера чиновничество понималось как неотъемлемый атрибут государства, проблематика чиновничества, его мертвящего духа в жизни общества занимала одно из главных мест в работах М Вебера

В классическом марксистском учении чиновничество понимается как замкнутое корпоративное сообщество в государстве, с личным, корыстным интересом (К Маркс), который непременно подразумевает воспроизводство всей социальной системы отчужденного труда

В понимании В Ленина, чиновничество - «паразит» на теле общества, уничтожить который смогут выборность властей, а также постоянный контроль и надзор Отметим исследование проблематики чиновничества в работах элитологов Г Моски, В Парето, Р Михельса, полагавших существование чиновников результатом неравенства в обществе (деление на управляющих и управляемых) Примечательны и идеи самоценности бюрократических структур (Р Мертон), чиновничества как элемента социальной системы (Т Парсонс), самоценности личности управляющего (А Маслоу, Э Мэйо), исследования чиновничества через систему межличностных оношений (М Крозье)

Изучение проблемы чиновничества нашло свое отражение и в работах экзистенциалистов ЖП Сартра, М Бубера, К Ясперса. чиновничество у них рассматривается как выражение обезличивания общества

В современной западной социологии к проблеме чиновничества обращаются в своих работах М Бланшо, 3 Бауман, Э Тоффлер, X Аренд, С Жижек, Ж. Делез и Ф Гваттари, М Фуко, Ж Бодрийяр В рамках концепции постиндустриального общества выдвигается тезис о ликвидации чиновничества, как неспособного к социальной мобильности, гибкости, лишенного инноваций

В русле исследования бюрократизма можно выделить следующие аспекты изучения поведенческие типы (Д Нэимаэс, Д Розенблум), особенности бюрократической работы (А Маленко), социально-психологические типы (Ф Рудинский), отношения к взяточничеству (А Шубин), бюрократическое мировоззрение (А Оболонский) и других

Среди современных отечественных иссследователей чиновничества следует отметить работы по элитологии (О Крыштановская), касающиеся чиновничества как носителя корпоративных интересов (Н Чевтаева, В Черепанов), как элемента «бюрократической машины» (Н Субочев), профессиональной

культуры чиновников в условиях инновационной трансформации (С Алиева) Таким образом, разработка проблемы чиновничества велась давно и разнопланово, но исследование именно духовной его жизни носило все же достаточно фрагментраный характер

Целью исследования являлось формирование общетеоретической модели духовных ценностей современного чиновничества, учитывая и общедетерминирующие воздействия социального статуса современного чиновничества

Достижение такой цели подразумевало решения ряда задач:

1 Анализ основных историко-методологических и теоретических аспектов природы чиновничества

2 Определение сущностных характеристик духовной жизни чиновничества

3 Выявить базовые духовные ценности чиновничества и условия их формирования

4 Подготовка программы, инструментария и проведение полевых эмпирических социологических исследований

5 Обработка результатов эмпирического исследования и верификация общетеоретической модели чиновничества

Объектом исследования являлось чиновничество как социально-профессиональный кластер в структуре общества

Предметом исследования были закономерности формирования, хранения и транслирования на групповом и макросоциальном уровнях духовных ценностей чиновничества

Базовая гипотеза может быть пояснена с помощью следующих положений

- духовные ценности чиновничества существуют в любом обществе, основанном на отчуждении между людьми, и вытекают из диалектики социального управления,

- природа, структура и динамика таких ценностей выделяется множеством факторов, главным из которых является необходимость воспроизводства государственного управления, даже в самых отчужденных его формах, что прямо провоцирует приоритет ценностей корпоративизма

Методологические основы работы. Мировоззренческие взгляды автора формировались под явным воздействием следующих идей и концепций

- советской деятельностной школы (Л Выготский, А Запорожец, Д Узнадзе, А Леонтьев, А Петровский, П Гальперин и др ), согласно которой сущность человека не может быть врожденной

и оформляется в ходе социализации и трудовой профессиональной деятельности;

- общецивилизационной теории П Сорокина,

- концепции современной элитологии (В Парето, Г Моска, Г Ашин и др), согласно которым духовные ценности социальных страт структурированы и выражают приоритет макросоциальных закономерностей,

- экзистенциальных трактовок личности, выражающих огромную роль выбора поведенческого репертуара при самоопределении личности,

- общие идеи «репертуарной решетки» в современном когнити-визме (Л Фестингер), позволяющих формализовать упоминавшиеся поведенческие выборы

В целом же, методологические ориентиры работы отражают склонность автора к логике современного интеракционизма, неомарксизма и экзистенционализма

Эмпирическая база исследования основана на данных нескольких авторских исследований

- «Чиновники о духе управления» (2006) Генеральную совокупность составили 195 сотрудников следующих учреждений администрация Тамбовской области, управления внутренних дел, образования, юстиции, продовольственный фонд при управлении сельского хозяйства, администрация г Тамбова, администрация Октябрьского района г Тамбова

- «Групповое мнение студентов ТГУ имени Г Р Державина о чиновничестве» (2006) Генеральную совокупность составили 256 студентов специальностей «Психология», «Социология», «Физическая культура», «Биология», «География»

Для анализа эмпирических данных применялись математико-статистические методы линейного, факторного и корреляционного анализа При обработке данных использовался наиболее распространенный в современной социологии пакет программного обеспечения SPSS 13 0 для Windows

В работе использован опыт конкретных эмпирических социологических исследований, проведенных отечественными исследователями В Бойковым, В. Гимпельсоном, В Дьяковой, Г Зинченко, О Гаман-Голутвиной, Г Монусовой, Н Тихоновой, Н Седовой и других

Научная новизна работы выражена в

- трактовке природы чиновничества, как особого социального кластера, объединенного общими корпоративными ценностями,

причем такой кластер заведомо не совпадает по объему с собственно социальной стратой чиновничества Последнее выражает собой многовековую инерцию приоритета социального поведения, необходимость иерархии социальных общностей, выраженную именно приоритетом ценностей кластера чиновничества;

- выделении ряда атрибутивных характеристик и функций духовных ценностей чиновничества в зависимости от своеобразных его подгрупп классического, муниципального, негосударственного, «спорадического»,

- формировании сравнительно новой типологии духовных ценностей чиновничества, причем системообразующей константой таких ценностей явлетс самосохранение чиновничества в любых мыслимых условиях социальных реформ и инноваций,

- получении эмпирических данных по диалектике ценностей чиновничества на примере Тамбовской области

Теоретическая значимость работы выражена в

- проведении сравнительного исторического анализа теорий и концепций, касающихся природы и атрибутов духовных ценностей чиновничества,

- выделении современных тенденций статуса и престижа социальной страты современных российских чиновников,

- первичном описании противоречивых социально-политических реалий современности, определяющих духовные ценности чиновничества,

- обосновании правомерности данной в работе классификации духовных ценностей чиновничества, используя результаты авторских эмпирических исследований

Практическая значимость работы заключена в возможности использования полученных материалов в учебном процессе при разработке курсов по общей социологии, социологии культуры, политологии, социальной психологии Кроме того, возможно использование таких материалов в практическом подборе кадров, при проведении оргдеятельиостных игр и тренингов

Положения выносимые на защиту

- феномен чиновничества является атрибутивным для любой социальной организации, основанной на частной собственности (включая псевдосоциалистические системы),

- духовная жизнь чиновничества отражает не только ценности собственно чиновничества как социальной страты, но и саму необходимость формирования, хранения и трансляции легитимной социальной и политической власти Таким образом, обладать

духовными ценностями чиновничества может и человек не состоящий на государственной службе Все это позволяет описывать денотат понятия чиновничества как качественно особый социальный кластер людей, предсистемная объединенность которых выражает функциональную необходимость социального управления и привычку к таким ценностям, даже находясь вне системы управления,

- духовная жизнь чиновничества выражает принципиальную отчужденность духовной жизни современного общества и уже поэтому ведущим ориентиром таких ценностей является корпоративизм,

- естественно, основным субъектом таким духовных ценностей является собственно социальная страта чиновников, где выделяются следующие элементы классическое, муниципальное, негосударственное и «спорадическое» чиновничество,

- наличие специфических функций, выполняемых чиновничеством, а также типа личности чиновника, способствуют принятию, сохранению и дальнейшему воспроизводству корпоративных традиций и норм поведения Вербальные и невербальные символы корпоративизма лежат в основе формирования самого кластера чиновничества,

- такие символы, а также ценности, групповые ожидания и стигматы корпоративизма структурированы, причем в большинстве обществ решающую роль играет именно «средний уровень чиновничества», благополучно гасящий, в большинстве случаев, как попытки решительных инноваций высших властных органов, так и попытки расширения реального участия населения в управлении, включая муниципальные.

Апробация работы Материалы работы апробированы в ходе авторских выступлений на конференциях, в том числе «Державинские чтения» (Тамбов, 2006), «Потенциал личности комплексная проблема» (Тамбов, 2007), «Становление современной науки» (София, 2007), в ходе выступлений в аспирантском клубе «ИНСАЙТ» при кафедре теоретической и прикладной социологии ТГУ им Г Р Державина

Структура диссертации обусловлена общей концепцией работы, логикой исследования, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснован выбор темы, ее актуальность, степень разработанности в социально-гуманитарном знании, сформулированы

объект, предмет, цель и задачи исследования, выделены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту, данные по апробации результатов

Первая глава диссертации - «Духовная жизнь чиновничества: историко-методологический аспект» - посвящена исследованию генезиса и развития чиновничества, разработке концептуальных основ анализа проблемы, раскрываются методологические подходы к ее изучению, обосновывается вариативность существования социальной страты чиновничества

Появление функциональной группы управляющих на самых ранних стадиях социального расслоения есть результат отделения умственного труда от физического и необходимый элемент любого общества Автор, однако, полагает, что эвентуальная возможность, стартовая ценность и поведенческие нормы «чиновничьего» отношения в системе управления вполне могли возникнуть до возникновения самой социальной страты чиновничества

Характерными чертами чиновничества на ранних исторических стадиях являлись 1) ориентирование на имидж личной преданности правителю, 2) продвижение по службе выступает как благосклонность «сверху», не является результатом заслуг, 3) сочетание незащищенности от произвола «сверху» и вседозволенности в отношении подчиненных Автор отмечает, две характерные тенденции с одной стороны попытки чиновников сделать должности наследственными (например, в Египте), с другой - попытки государства пресечь образование чиновничьих династий

В конфуцианстве «благородный муж» не приравнивается к бюрократу «Благородный муж» имеет личностное содержание, сформировавшееся вне зависимости от административного аппарата, и пребывает в нем лишь тогда, когда это содержание оказывается с ним совместимым Провозглашение конфуцианства как государственной идеологии сопровождалось широким развитием образования, разработкой системы экзаменов, которые должны были выдержать те, кто претендовал на занятие сколько-нибудь значительной чиновничьей должности

Конфуцианской образованности кандидатов в чиновники исключительное значение придавалось в Древней Корее в период Коре и Силла

Отсутствие особого класса управленцев, специалистов-администраторов — отличительная черта античности Важнейшие функции управления исполняют сами граждане на выборной основе, что порождало идеологию слитности, сплоченности граждан с

коллективом Однако, поскольку должности не оплачивались, реальное участие в управлении могли позволить себе достаточно зажиточные люди

В основу иерархии византийской знати были положены не личные права и родовитость, а служебное положение, что соответствовало вертикальной мобильности византийского общества В Византии также не существовало четкого функционального различия между государственной и придворной службой лица, занимавшие чисто придворные должности, выполняли и важнейшие государственные поручения

В раннем христианстве каждый был прикован к своей роли в социальном порядке В эпоху средневековья каждая социальная группа выполняет функцию, предназначенную ей Богом

Акценты изучения фокусной проблематики меняются в Новое время. Н Маккиавели, например, полагал, что должности необходимо назначать людей, на которых можно положиться, для кого интересы государства выше личных, наградой за службу должны стать, почет, уважение и богатство А Ринуччини считал, что избрание на должность с помощью жребия - есть путь к «свободе» и «справделивости» М Монтень отмечал, что стремление к привиллегиям, должностям есть, прежде всего, стремление к личной выгоде

Яркий пример пересмотра роли чиновничества - история утопических идей Т Мор полагал, что только просвещение, решающая роль ученых в управлении способна привести общество к благополучию Ликвидация неравества между различными сословиями и положениями людей - основная идея в работах Ш Фурье, Ж Мелье, Г де Мабли

В работах моралистов отмечается, что принадлежность к группе и положение становится одним из ведущих факторов в поведении людей

В первой главе проводится анализ теорий, ставших классическими в общественных науках Автор показывает перенос акцента в изучении проблематики с исследования чиновничества в рамках концепций идеальных государств на формирование социально-философских научных теорий бюрократии (бюрократия в этом случае рассматривается как правление профессиональных чиновников) В рамках классических моделей социального бытия и духовной жизни чиновничества показаны основные инварианты его статуса, функции своеобразного и необходимого «социального балласта», придающего

устойчивость государственности, его представительская, символьная социальная роль в массовой психологии

Ж Ж Руссо выделял различные виды воли, характерные для должностных лиц Отмечая, что преобладающей должна стать воля народа, одна в реальности индивидуальная воля наиболее сильна По мысли, Г Ф В Гегеля «беспристрастность» - отличительная черта бюрократии, не имеющей личного корыстного интереса в осуществлении своих полномочий и довольствующейся гарантированным постоянным доходом Бюрократия, полагал М Вебер, с ее жесткой обезличенной нормативной структурой может стать необходимым условием дальнейшего роста рациональности социальной жизни

В понимании К Маркса, феномен бюрократии возможен только в обществе основанном на социальном неравенстве и эксплуатации, переход к обществу нового типа приведен к ее ликвидации

Определяя чиновничество как профессиональный класс, О Шпенглер отмечает, что это выделение основано, прежде всего, на их владении техническими навыками и техникой, а не на существовании собственных нравов и морали А Вебер полагал, что происходит замена человеческой индивидуальности чинами, должностями и званиями

Даже общий обзор отечественной гуманитарной мысли по фокусной проблематике позволяет выделить ряд идей Назовем некоторые из них Так, Даниил Заточник отмечал, что гланая задача князя — правильный подбор думцев, отличительными чертами которых считались ум и справедливость Максим Грек считал, что советники князя должны быть «умны и доброхотны» Постепенно ценность человека начинает определяться соответствием его корпоративному идеалу Физическое существование человека представлялось намного менее значимым, нежели достоинство сословия, к которому он принадлежал Все большее значение приобретает категория престижности службы великому и удельному князю

Петровские реформы русского чиновничества поставили бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы, родословной книги Для этого времени характерно стремление сформировать дворянское по составу чиновничество и закрыть доступ в высшие слои бюрократии выходцам из непривилегированных сословий

Однако, начиная с XIX в, чиновпроизводство становится важным инструментом формирования желательного состава бюрократии Так, по мысли М Бакунина государство представляет

собой организованное выражение насилия и корпоративного эгоизма чиновников, царство бездушия Б Чичерин отмечал, что в чиновничестве господствует механический, а не общественный дух

Следует отметить, что в общественном сознании чиновничество всегда воспринималось, как слой чуждый народу, стоящий над ним

Вторая глава диссертации - «Методологические проблемы изучения духовной жизни современного чиновничества» -посвящена анализу современных концепций природы и атрибутов чиновничества, которые тесно связаны с формализуемой авторской моделью духовной жизни чиновничества

В главе дан анализ концепций и теорий чиновничества с 20-30-х гг XX в Автор полагает, что отличительной чертой большинства современных концепций является их признание существования особой среды, влияющей на личность Следует выделить такие идеи как смена моральных качеств с изменением социального статуса (Г Моска), идентификация себя с со службой и титулом (К Юнг), роль социально-групповых стереотипов (М Липски)

Многие аспекты фокусной проблематики разрабатывались в работах Р Мертона, Г Саймона, А Маслоу Л Мизеса, М. Крозье, В Томпсона ЖП Сартра, М Бубера, М Бланшо, 3 Баумана, Э. Тоффлера, X Аренд, С Жижека, Ж Делеза и Ф Гваттари, М Фуко, Ж Бодрийяра ~

Среди отечественных исследователей можно выделить исследования И Кона, В Макаренко, Р Рыбкиной, А Бутенко, Р Апресяна, А Соловьева, В Пастухова, Г Зинченко, О Крыштановской В Черепанова, Н Субочевой С Алиевой

Во втором параграфе - «Духовная жизнь чиновничества: проблемы построения теоретической модели» - автором проанализированные подходы к бюрократии и бюрократизму, основанные на поведенческих типах бюрократов, особенностях мотивации и мировоззрения, позволили автору сделать вывод о неправомерности отождествления бюрократизма с какой-либо группой чиновников Бюрократизм понимается как атрибутивная черта всего кластера чиновников, необходимая для реализации большинства функций Автор строит теоретическую модель изучаемой проблематики, методологические ориентиры которой основаны на следующих положениях

- базовые ценности, интересы, потребности и символы чиновничества характеризуют именно духовную жизнь общества, по-своему выражая функциональную необходимость ее воспроизводства через движение управленческих отчужденных отношений,

- духовность же представляет собой альтернативную, по сути, подсистему духовной жизни, выражающую «культуру сомнения», стремление человека (и, в редчайших случаях, групп людей) к реализации самых интимных, экзистенциальных основ человеческого решения

При формировании авторской модели был принят тезис о более широкой трактовке понятия «чиновничества», не включающий в себя только группу лиц, объединенную работой в аппарате государственного и муниципального управления Чиновничество определено автором как кластер людей, объединенных специфическими корпоративными ценностями, выражающий качество общественной жизни, группа для которой в силу любых причин ценности реализации легитимной власти являются приоритетными Однако большую часть такого кластера, несомненно, составляет чиновничество как социальная страта В работе определены следующие элементы такой страты классическое, муниципальное, негосударственное и «спорадическое» чиновничество Кадровое пополнение чиновничества с одной стороны осуществляется через элиты, а с другой, через кастинг (причем «облако кандидатов» чаще всего представляет собой группы лиц, связанных родственными отношениями) Отметим также, что данные слои не являются закрытыми, мобильность возможна на каждом уровне

Данное положение описывает только социальную составляющую, но не раскрывает духовных ценностей чиновников Главное противоречие духовной жизни чиновничества автор видит в столкновении групповых ценностей между элитарной и массовой психологией, что позволяет описать ее следующей схемой

Рис.1. Духовные ценности чиновничества

Основополагающий момент формирования духовных ценностей чиновничества («Ч») - сочетание личных ценностей кандидата («у») и ценностей группы, в которую он попадает (<ф») Духовные ценности фиксируются на уровне коллектива («К»), который представлен двум уровнями корпоративным («Ко»), включающим систему норм и ценностей, действующих в коллективе, рейдерский («Р») - поиск и привлечение кандидатов, чьи личные ценности наиболее полно отвечают

нормам, ценностям и традициям группы Рейдерство чиновничества предполагает образование (знак стрелы) очагов чиновничества в обществе («ОЧ») - лица, группы лиц, для которых ценности чиновничества становятся значимыми в их профессиональной и личной жизни (уровень значимости может варьироваться «+10», «+50», «+100») Коллектив помещен в канву общественной психологии, чье отношение к чиновничеству негативно «-5»

Автор полагает, что главная ценность чиновничества - самосохранение, которая в свою очередь имеет несколько градаций

- сохранение самого себя,

- своего административного клана,

- кластера регионального чиновничества,

- чиновничества в стране

Опираясь на это деление, диссертант, классифицирует ценности следующим образом

- собственно эгоистические ценности — стремление обеспечить личное благополучие Базовыми ценностями в этом случае являются такие как скрытность, расчетливость, недоверчивость, умение собирать информацию и использовать ее в собственных интересах, блокирование моральных норм,

- ценности административного клана — умение чиновников, объединиться для получения общей выгоды, или противодействия кому или чему либо Следует отметить, что ценности клана носят по большей части запрещающий характер (нельзя выделяться, проявлять инициативу и т д ),

- ценности региональные В эту группу входят такие положения как нежелание пускать посторонних в группу (как правило, иногородних), а также «взаимное обязывание» (компромат),

- федеральные ценности Эта самая слабовыраженная группа ценностей Как правило, включает в себя умение объединиться в условиях кризиса, а также поддержать «своего» кандидата на выборах

Модель духовной жизни чиновничества позволяет сделать вывод о существовании функций чиновничества К числу таких функций можно отнести

1 Символьно-представительская — чиновничество выступает как неотъемлемый атрибут, «лицо» государства Из отношения к чиновничеству во многом складывает отношение к государству в целом

2 Управляющая - функция, выполнение которой заложено в классическом определении чиновничества Чиновник понимается как государственный служащий, выполняющий функцию обслуживания государственного аппарата

3 Корпоративная - заключена в выработке и сохранении корпоративных норм, ценностей Именно здесь действует обозначенное нами противоречие между элитарной и массовой психологией

4 Социального «громоотвода» Чиновничество исполняет роль «мальчика для битья» политики любят критиковать неумелых или своекорыстных бюрократов, чтобы дистанцироваться от непопулярных мер и продемонстрировать столь несложным способом свою «солидарность с народом» Современные исследования показывают, что у более 80% респондентов, не зависимо от уровня благосостояния, понятие «чиновничество» вызывает негативные ассоциации

5 Социальной репродуктиености - система чиновничества позволяет искать и выделять людей, которые наиболее отвечают требованиям группы, людей, которые в свою очередь, способны к воспроизведению духовного мира чиновничества, с присущими ему ценностями

6 Иллюзорно-компенсаторная - выполняемые социальные роли позволяют блокировать личные комплексы, реализовывать желания, в связи с обладанием значительных властных полномочий

В параграфе «Специфика эмпирического исследования духовной жизни чиновничества» приводятся результаты авторских исследований по фокусной проблематике Технические их особенности приводились выше Базовый блок вопросов позволил отследить, что представляют собой для респондентов понятие «бюрократ» Определения, данные респондентами, можно разделить на 6 групп У «чиновников» на первых трех местах определения, связанные затягиванием решения вопроса, попытками затянуть дело, бюрократ как синоним чиновника, определения, с ярко выраженным негативным отношением («вредитель», «нахлебник» и др) У «студентов» лидируют определения связанные с использованием служебного положения в личных, корыстных целях, с затягиванием решения вопроса, попытками затянуть дело, с ярко выраженным негативным отношением («опухоль государства», «бич нашего времени» и др) Положительные и нейтральные определения немногочислены, но показательно, что среди «чиновников» их практически вдвое больше, «законопослушный человек», «порядок и дисциплина», «необходимый и неотьмлемый элемент управления»

Следует отметить, что в указанные группы не вошли в связи с немногочисленностью определяющие «бюрократа» как «внутреннего состояние, которое может быть присуще человеку не зависимо от профессии и занимаемой должности» Таким образом, существование

типа «чиновник по призванию» признается респондентами возможным.

Респондентам было предложено оценить уровень бюрократизации в различных учреждениях.

о/

"Адреса бюрократии"

80

60

40

20

7 1, т* < < < 3

4 5, 1 < > К < > { > < > < < < < < • > < < ■ > < <

.3 гп 1 !

и,/ ГЕ 1,6 3,Ф'6 8'?,18

У

«Г

,<г>

/

ж

/

/ /

у.1

□ "студенты"

О"чиновники"

Главный из «адресов бюрократии» совпадает для групп «чиновники» и «студенты» (73,9 •% и 46,9 % соответственно); однако, «чиновники» гораздо чаще представляют высшие государственные учреждения как своеобразные «сообщества бюрократов». Любопытно, что «чиновники» гораздо оптимистичнее оценивают степень бюрократизма в мелких и средних частных фирмах (6,7 % у «чиновников» и 13,7 % у «студентов»). Следует также обратить внимание на тот, как «студенты» оценивают уровень бюрократии в крупном бизнесе (23% против 3,6% у «чиновников»). Это может быть, по нашему мнению, связа-

но с перемещением из сфер крупного бизнеса в органы государственной власти, а иногда и их совмещением

Показательно, что 60,5 % «чиновников» согласны с положением, что «президент нашей страны чиновник» Президент, в их понимании не только глава государства, но «глава» социальной страты чиновничества Таким образом, выделение автором символьно-представительской функции чиновничества обоснованно полученными эмпирическими данными

С утверждением «бюрократия будет существовать при любом типе политического строя» согласны 76,4 % «чиновников», демонстрируя тем самым уверенность в собственном положении «Студенты» же более оптимистичны в отношении инициативности бюрократов и возможности ликивидировать коррупцию

Примечательно, что 71,3 % «чиновников» согласны с тем, что чиновничество будет существовать и в «идеальном обществе», подтверждая тем самым уверенность в собственном положении

Опасения «чиновников» в отношении коррумпированности властей (46,7%), по мнению автора, любопытны в сочетании с их уверенностью в том, что «коррупция в бюрократических системах будет существовать всегда» (77,4%) Видимо причиной таких результатов, по мнению автора, могут служить как регулярно проводимые компании по борьбе с коррупцией, что, несомненно, ведет к росту опасений среди «чиновников», так и их стремление выразить согласие с общими тенденциями в государстве

Любопытны положения, характрезиующие «корпоративизм» Для наглядности положения представлены в таблице (таблице суммарно представлены положительные («согласен», «скорее согласен») ответы)

Таблица 1

Положение «чиновники» «студенты»

Оставаться долго свободным и честным человеком в среде чиновничества невозможно 52,9 64,5

Сам дух чиновничества - выражение равнодушия государства к простым людям 50,3 55,1

Большинство чиновников не являются истинными патриотами 56,9 68,7

Следует отметить, двойственность мнений в обеих группах Но все же, небольшое преимущество в группе «студенты» позволяет сделать вывод, что они более склонны воспринимать чиновничество как

особую группу с собственными ценностями и интересами, не соответствующими государственным (например, чиновники не являются патриотами)

Интересны также следующие данные С высказыванием В Ленина «Ни один чиновник не должен иметь заработную плату выше заработной платы высококвалифицированного рабочего» согласны 78,5 % «студентов», интересен тот факт, что и половина «чиновников» (52,8%) разделяет его. При этом 62,5% «студентов» и 64,1% «чиновников» хотели бы, чтобы их близкие родственники работали в государственных учреждениях

Интересны ассоциативные ряды обоих исследований Так и при ассоциации понятия «бюрократ» были получены следующие результаты «Студенты» чаще всего ассоциируют понятие «бюрократ» с хищникам («волк», «гиена», «собака»), основными чертами которых являются коварство, опасность, хитрость При характеристике «собаки» в данном случае на первое место, как мы полагаем, выходит преданность. Любопытно также, что частым пояснением к определениям «Волк, гиена, шакал, собака» было - «член стаи» Автор делает вывод о том, что у «студентов» понятие «бюрократ» тесно связано принадлежностью к определенной замкнутой группе, с устоявшимися нормами поведения и иерархией В группе «чиновники» бегемот и медведь несут в себе, скорее всего черты надежности, способность в случае опасности защитить свою «территорию»

В целом же ассоциативные ряды со стороны «студентов» подтверждают негативные оценки духовной жизни чиновничества при готовности примириться с ними в обыденной жизни Ассоциации «чиновников» также свидетельствуют о наличии особой духовной жизни чиновничества и об их стремлении защитить ее от вмешательства из вне

В заключении диссертации обобщены результаты исследования, изложены ее основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в изданиях перечня ВАК:

1 Молнева М С. Духовные ценности чиновничества в системе подбора кадров // Вестн Тамб. ун-та Сер Гуманитарные науки -Тамбов, 2008 -Вып 1 (57) ~0,45пл

Материалы международных и всероссийских научно-практических

конференций:

2 Молнева M С Проблема чиновничества в работах западных социологов // Ставайки съвременна наука - 2007 Т 7 Закон История Политика Държавна администрация Материали за 5-а международна научна практична конференция - София: «Бял ГРАД-БГ» ООД -0,2 п л

3. Молнева M С «Истина» и власть правящие классы в учении о доминанте А А Ухтомского // Потенциал личности комплексная проблема Мат-лы Шестой Всерос конф (заочной) 5 июня 2007 г /' Отв ред Е А Уваров, Федеральное агентство по образованию, Тамб гос ун-т им ГР Державина - Тамбов Изд-во ТГУ им Г Р Державина, 2007 - 0,15 п л

Прочие публикации:

4. Молнева M С К вопросу зарождения чиновничества (краткий очерк) // Социология культуры и духовной жизни Сб научных трудов / Отв ред ИВ Налетова, Федеральное агентство по образованию, Тамб гос ун-т им Г Р. Державина, кафедра теоретической и прикладной социологии - Тамбов, 2006 - 0,4 п л

5 Молнева М.С. Чиновничество в древнем Китае и Корее // Ежегодник Института психологии Сб научных трудов / Отв ред Е А Уваров, Федеральное агентство по образованию, Тамб гос ун-т им. Г.Р Державина - Тамбов, 2007. - № 3 - 0,6 п л

6 Молнева M С. Социально-психологический анализ бюрократизма в системе советского управления // Модернизация современного российского общества история и современность- Сб научных трудов / Отв ред. И.В Налетова; Федеральное агентство по образованию, Тамб гос ун-т им Г Р Державина, кафедра теоретической и прикладной социологии - Тамбов, 2007 - 0,3 п л

Подписано в печать 20.11.2007 г. Формат 60x84/16. Объем 1,28 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 1312. Бесплатно. 392008, Тамбов, ул. Советская, 190 г. Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина.