автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Березин, Валерий Владимирович
ОТ АВТОРА.
ВВЕДЕНИЕ.
КТО И НА ЧЕМ ИГРАЛ В XVIII ВЕКЕ.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА . ^ . .
Флейта (21) - гобой (24) - английский рожок (27) - кларнет (28) - бассет-горн (35) - фагот (36) - валторна (39) - трубы (46) - тромбон (52) - серпент (54).
ИСПОЛНИТЕЛИ СЕРЕДИНЫ XVIII — НАЧАЛА XIX ВВ.
Биографии (57) - условия работы (85) - совмещение разных инструментов (88) -композиторы (89).
ГАРМОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ЕВРОПЕ В XVIII НАЧАЛЕ XIX ВВ. .
HARMONIEMUSIK — MUSIQUE D'HARMONIE — ГАРМОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И БЫТОВАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ . . Чехия (98) - Венгрия (104) - Вена (110) - Германия (120) - Англия (132) -Франция (135) - Россия (145).
ГАРМОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА МОЦАРТА.
Дивертисменты и серенады (159) - обработки и апокрифы (169) - ансамбли кларнетов и бассетгорнов (171) - музыка других авторов (173).
О КОМПОЗИЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ГАРМОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ, ИНСТРУМЕНТОВКЕ И ТРАКТОВКЕ ИНСТРУМЕНТОВ .
Структура цикла (176) - тональности (182) - функции инструментов (183) - принципы изложения (188) - Октет Мысливечка (195) - Октет Бетховена (202).
ТАКТОВКА ИНСТРУМЕНТОВ В ГАРМОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ МОЦАРТА. ециметы (208) - секстеты (208) - октет К. Anh.226 (217) - трактовка инструмен-ов в серенадах (220).
1ЕРТЫ ИНСТРУМЕНТОВКИ ГАРМОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ МО
ДАРТА И СРЕДСТВА ТЕМБРОВОЙ ДРАМАТУРГИИ. ивертисмент К. Anh.226 (236) - «Большая партита» (244) гренада К.375 (251) - серенада К.388 (253).
Список научной литературыБерезин, Валерий Владимирович, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. АбертТ. Моцарт. 4.1, кн.1. — М.,1978.
2. Аберт Г. Моцарт. 4.1, кн.2. — М.,1988.
3. Адамян А.А. Вопросы эстетики и теории искусства. — М.,1978.
4. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). — М., 1997.
5. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, тт. 1—2. — М., 1972.
6. Березин В.В. Немного нового о хорошо забытом: К истории духового ансамбля Нагтошепишк в России // В журн. «Старинная музыка», №.2. — М.,1999.
7. Березин В.В. Черты стилистической эволюции дивертисментов и серенад Моцарта для духовых инструментов // Стилевые особенности исполнительской интерпретации. — М., 1985.
8. Березин В.В. Кларнет и бассетгорн в масонской символике Моцарта // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства / Сб. научных трудов Московской консерватории. — М.,1991.
9. Березин В.В. Серенады Моцарта для духовых инструментов в контексте эпохи // Проблемы Творчества Моцарта / Сб. научных трудов Московской консерватории. Вып. 5. — М., 1993.
10. Березин В.В. Духовые инструменты в раннеклассическом оркестре // Инструментальная музыка классицизма / Сб. научных трудов Московской консерватории. Вып.22.—М.,1998.
11. Борев Ю.Б. Эстетика. — М.,1981.
12. Веприк А. Очерки по вопросам оркестровых стилей. — М.,1978.
13. Вертков К. Русская роговая музыка. — Л.-М.,1948.
14. Геварт Ф. Новый курс инструментовки. — М.,1982.
15. Глинка М.И. Заметки об инструментовке. — Л., 1937.
16. Давыдов В.П. Гобой в инструментальной музыке XVIII века: Канд. дисс. / МДОЛГК им. П.И.Чайковского. — М., 1982.
17. Диков Б.А. Методика обучения игре на кларнете. — М.,1983.
18. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России, в 2-х тт. Т.1. — М.,1990.
19. Зарудко В.М. «Серебряная коллекция» музыкальных инструментов — боевые награды русской армии / ГЦММК им. М.И. Глинки. — М., 1992.
20. Каре А. История оркестровки. — М.,1990.
21. Кириллина JI. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX вв. — М.,1996.
22. Ландовска В. Старинная музыка. — М.,1913.
23. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. 4.1.Л., 1973.
24. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. 4.2.Л.,1983.
25. Летопись жизни и творчества М.И.Глинки, в 2-х чч. Сост. А.Орлова. 4.1М.,1978.
26. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года, в 2-х тт. Т.Н. —М.,1982.
27. Лихачев Д.С. Сад и культура Европы // Избр. работы в 3-х тт. T.III,— М.,1987.
28. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. — Л., 1981.
29. Мишель А., Лавуа А. Искусство Европы до 1814 года // История 19 века, в 9 тт. Под ред. Лависса и Рамбо. T.I. — М.,1938.
30. Паизиелло Дж. Дивертисменты // Вступ. статья Т. Крунтяевой. — Л.,1973.
31. Роллан Р. Музыканты прошлых дней. — М.,1938.
32. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. T.I. — М., 1953.
33. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.,1973.
34. Словарь античности. Сост. Йоханнес Ирмшер. — М., 1989.
35. Смитерс Д., Вограм К., Боушер Дж. Игра на трубе эпохи барокко // В журн.: «В мире науки», Nr.6. — М.,1986.
36. Соколовская Т. Обрядность вольных каменщиков // Масонство в его прошлом и настоящем. — М., 1915.
37. Струков Д.П. Исторический очерк о регалиях и знаках отличия русской армии. Т. 3. — СПб., 1902.
38. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе. — М.,1984.
39. Усов Ю.А. «Школы для трубы» в формировании исполнительской культуры // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства / Научные труды Московской консерватории. — М., 1991.
40. Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. — М., 1978.
41. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах.— М., 1975.
42. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. Вып.4, т. И. —Л., 1928.
43. Фортунатов Ю.А. Композитор Осип Антонович Козловский и его оркестровая музыка // Осип Антонович Козловский. Оркестровая музыка. — М.,1997.
44. Фортунатов Ю.А. Оркестр Моцарта // Инструментальная музыка классицизма / Научные труды Московской консерватории. Вып. 22. — М., 1998.
45. Чигарева Е.И. Семантика музыкального языка Моцарта. К постановке проблемы // Инструментальная музыка классицизма / Научные труды Московской консерватории. Вып. 22. — М., 1998.
46. Чичерин Г.В. Моцарт: Исследовательский этюд, 4-е изд. — Л., 1979.
47. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. — Л., 1935.
48. Шулер Д. Если бы Моцарт вел дневник. — Будапешт, 1963.
49. Эйнштейн А. Моцарт: Личность. Творчество. — М.,1977.
50. Abraham. Principe de Basson.—Antverpen, 1780.
51. Altenburg J.F. Versuch einer Anleitung zur heroisch-musikalischen Trompeter — und Pauker-Kunst. — Halle, 1795; Dresden, 1911; New-York, 1967.
52. Anderson E. The Letters of Beethoven. — New-York, 1961.
53. Backofen J.G.H. Anweisung zur Klarinette nebst einer kuzzen Abhandlung über das Basset-Horn.—Leipzig, 1803.
54. Barbaud P. Haydn. — Utrecht — Antwerpen, 1965.
55. Bate Ph. The Trumpet and Trombone. — London, 1978.
56. Biba O. Nachrichten zur Musukpflege in der gräflichen Familie Harrach. // In: Das Haydn Jarbuch, X. — Leipzig, 1978.
57. Burney Ch. The Present State of Music in Germany and Netherlands 1775., New-York, 1969.
58. Bochot A. La lumière de Mozart. — Paris, 1952,
59. Blazek V. Bohemica v Lobkovském zâmeckém archivu v Roudnici n. Lab. — Praha,1936.
60. Brenet M. Les concerts en France sous l'ancien regime. — Paris, 1900.
61. Brenet M. Musique et musiciens de la vieille France. — Paris, 1910.
62. Becker H. Zur Entwicklungsgeschichte der antiken und mittelalterlichen Rohrblattinstrimente.—Hamburg, 1966.
63. Brenet M. Deux comptes sur la Chapelle de Musique des Rois de France. — Leipzig, 1900—1901.
64. Bruchle В., Janetsky K. Kulturgeschichte des Horns. Ein Bildsachbuch. — Tutzing, 1976.
65. Bulling В. Fagott-Bibliographie. — Wilhelmshaven, 1989.
66. Busby Th. A Dictionary of Music, IV ed.—London, 1813.
67. Carse A. Musical Wind Instruments. — London, 1939.
68. Castellengo M. La flûte traversière à un clef: Acoustique, jeu, facture // Bulletin du Groupe dAcoustique Musicale / Université de Paris, Nr.97 (mai 1978). — Paris, 1978.
69. Chailly J. Musique et ésoterisme. "La flûte enchantée", opéra maçonique. — Paris, 1968.
70. Clarinette Magazine, Nr.27. — Paris, 1995.
71. Concerning Mozart's Serenade in Вь for Thirteen Instruments, K.361 // Mozart-Jarbuch 1976—1977.
72. Corrette M. Méthode raisonnée pour apprendre à jouer la flûte traversière. — Paris, 1773.
73. Cucuel G. La Pouplinière et la Musique de Chambre au XVIII Siècle. — Paris, 1913.
74. Cucuel G. Etudes sur l'orchestre du XVIII siècle. L'instrumentation chez les symphonistes de la Pouplinière. Oeuvres musicales de Gossec, Schenker et Gaspard Proksch. — Paris, 1913.
75. Dalquist R. Taille, Oboe da caccia and Corno inglese. // Galpin Society Journal, Nr.26. — 1973.
76. Dankmäler der Tonkunst in Österreich. XV Jargang. Zweiter Teil. — Wien, 1909.
77. Dankmäler der Tonkünst in Bayern. — Leipzig, 1912.
78. Dauprat L.F. Méthode de Cor-alto et Cor-basse. — Paris, 1824.
79. Deutsch O.E. Mozart: a Documentary Biography. — Lodon, 1965.
80. Die Briefe W.A. Mozart und seiner Familie. Erste kritische Gesamtausgabe von Ludwig Schiedermair. Bde. I-V. — 1914.
81. Dlabacz G.J. Allgemeines historisches Künstler-Lexikon für Böhmen und zum Theil auch für Mähren und Schlesien. — Prag, 1815.
82. Domnich H. Méthode de Premier et de Second Cor. — Paris, 1808.
83. Dokoupil V. Hudebni stare tisky ve fondech Universutni Knihovny v Brne. — Brno,1961.
84. Downs Ph. G. Classical Musik. — New-York — London, 1992.
85. Durant W. & A. Rousseau and Revolution. —New-York, 1967.
86. Duvernoy F. Méthode pour le cor. — Paris, 1803.
87. Ecorcheville J. Quelques documents sur la musique de la Grande Ecurie du Roi. — Leipzig, 1904 — 1905.
88. Eisel J.P. Musicus autodidactos. — Erfurt, 1738.
89. Encyclopédie de la musique, en 3 vol. Redaction de F. Michel. Vol.III. — Paris, 1959.
90. Fitzpatrik H. The Horn and horn-playing and Austro-Bohemian tradition from 1680 to 1830. — Oxford — London, 1970.
91. Gerber. Lexikon der Tonkünstler. — 1791.
92. Geiringer K. Joseph Haydn.—Potsdam, 1982.
93. Georg August Griesinger's Correspondence with Britkopf & Härtel // Haydn Yearbook.—Leipzig, 1965,
94. Goldron R. Naissahce et apogée du classicisme. — Lausanne, 1966.
95. Gorgerat G. Encyclopédie de la musique pour les instruments à vent. Vol. I-II. — Lausanne, 1955.
96. Gretry A. Mémoires ou Essais sur la musique. Vol. I. — Paris, V.
97. Haas R. Wolfgang Amadeus Mozart. — Potsdam, 1972.
98. Halpenny E. The "Tenner Hoboy" // The Galpin Society Journal, V, 1952.
99. Hampl A.J. — Punto G. Seule et et Vrai Méthode pour apprendre facilemaent les Elements des Premier et Second Cor aux Jeunes Elèves. — Paris, 1794.
100. Hanslick E. Geschichte des Concertwisens in Wien. — Wien, 1869 — 70.
101. Hausswald G. Mozarts Serenaden. — Leipzig, 1951.
102. Heide H. Historische Musikinstrumente der Staatlichen Reka-Sammlung am Bezirkmuseum Viadrina, Frankfurt (Oder): Katalog. — Leipzig, 1989.
103. Hellyer R. The Transcriptions for Harmonie of Die Entführung aus dem Serail // Proceedings of the Royal Music Society, 1975—1976.
104. Hellyer R. Harmoniemusik. Dissertation. — Oxford, 1973.
105. Helm S. M. Catalog of Chamber Music for Wind Instruments. —New York, 1969.
106. Herrmann H. Thematisches Verzeichnis der Werke von Joseph Eybler. — München — Salzburg, 1976.
107. Hosek M. Das Blaserquintett. — Grunwald, 1979.
108. Hosek M. Oboen bibliographie. — Amsterdam, 1975.
109. Hotteterre J.M. (Hotteterre-le Romain). Principes de la flûte traversière et de l'hautbois. — Paris, 1707; Amsterdam, 1710; Kassel, 1982.
110. Houser R. Catalogue of chamber music for woodwind instruments. — New York,1973.
111. Hungarian music publication 1774 — 1867. — Budapest, 1973.
112. Jansen W. The Bassoon. Its history, construction, makers, players and musik. Vol. I-V.—Buren, 1978.
113. Joppig G. Oboe & Fagott. — Bern, 1981.
114. Kroplin H. W.A. Mozart. — Weisbaden — leipzig, 1990.
115. Kochel L. Die Kaiserlische Hof-Musikkapelle in Wien. — Wien, 1869.
116. Kochel L. Chronologisch-thematisches Verzeichnis der Werke W. A. Mozart.1.ipzig, 1969.
117. Laborde J.-B. Essai sur la musique ancienne et moderne. Vol. I-IV. — Paris, 1780.
118. Landon R. Haydn. Chronicle and Works. Vol. I-V. — London, 1977 — 1980.
119. Landon R. The Collected Correspondence and London Notebook of Joseph Haydn.—London, 1959.
120. Landon R. The Mozart Compendium. — London, 1991.
121. Landon R. Mozart de gouden jaren 1781 — 1791, — London, 1983.
122. Lawson C. The Cambridge Companion to the Clarinet. — Cambridge, 1995.
123. Leeson D., Whitwell D. Mozart's Spirious Wind Octets. // In: Music and Letters, october 1972.
124. Lorenzo L. de. My Complete Story of the Flute. — Texas, 1992.
125. Machard R. Les Musiciens en France au Temps de Jean-Philippe Rameau. H Recherches sur la musique française classique. — Paris, 1971.
126. Manrique J.B. Le cor à Madrid au XVIII siecle // Brass Bulletin 107 (Nr. 3).Switzerland, 1999.
127. Massin J. et Br. W.A. Mozart.— Paris, 1970.
128. Maihilon V.Ch. Musée instrumental. Catalogue descriptif et analytique du Musée instrumental du Concervatoire royal de musique de Bruxelles, 2-ème ed. — Bruxelles, 1893—1896.
129. Matteson J. Das neueröffnete Orchester. — 1713.
130. Meicrott L. Die Kleinen Flötentypen. — Tutzing, 1974.
131. Meyer C. Geschichte der Meklenburg-Schweriner Hofkapelle. — Schwerin, 1913.
132. Mozart. Lettres. Traduction complète par H. de Curzon. — Paris, 1888.
133. Mozart's Thematic Catalog. // In: The Musical Times, august 1973. — London, 1973.
134. Musikalische Conversation —1 Lexicon. Eine Encyclopädie der gesammten musikalischen Wissenschaften für Gebildete aller Stande, Bd.V. — Berlin, 1880.
135. Myslik A. Repertoire und Besetzung der Harmoniemusiken an den Höfen Schwarzenberg, Pachta und Clam-Gallas. // In: Das Haydn Jarbuch, X. — Lepzig, 1978.
136. Neukomm E. Histoire de la musique militaire. — Paris, 1889.
137. Newhill J.P. The basset-horn & its music. — Cheschire, 1983.
138. Ozi E. Methode de basson. — Paris, 1803.
139. Pizka H. Hornisten-Lexokon. — München, 1986.
140. Pohl C. Joseph Haydn. — Leipzig, 1875—1882.
141. Quantz J.J. Versuch einer Anveisung die Flötetrversier zu spielen. —Berlin, 1752.
142. Rendali G. The Clarinet. — London, 1954.
143. Rice A. The baroque clarinet. — Oxford, 1992.
144. Saarn J. Das Bassethorn. — Mainz, 1971.
145. Saint-Foix G. de. W.A. Mozart: Sa vie musicale et son oeuvre de l'enfance à la pleine maturité. Vol. III-V. — Paris, 1936—1946.
146. Seifert H. Die Verbindungen der Familie Erdödi zur Musik // Das Haydn Jarbuch, X. — Leipzig, 1978.
147. Schink Joh. F. Litterarische Fragmente. —1 Graz, 1785.
148. Schonfeld Joh. F. Jarbuch der Tonkunst für Wien und Prag 1796. — Mühchen — Salzburg, 1976.
149. Schilling G. Encyklopädie der gesammten musikalischen Wissenschaften. — Stutgart, 1840.
150. Schubart L. Ideen für Aesthetik der Tonkunst. — Vienna, 1806.
151. Swartmen T. Horn Transposition in The Works of Mozart: Hig or Low? // The Horn Call. Vol.XXIV, Nr. 1. — London, november 1993.
152. Szabolcsi B. A Concise History of Hungarian Music. — London, 1964.
153. Thayer A. The Life of Ludwig van Beethoven. P.I. — Carbondale, 1960.
154. The New Grove Dictionary of Music and Musicians edited by Stanley Sadie. Vol. 8, — England, 1980.
155. Thoinan E. Les Hotteterre et les Chedeville. — Paris, 1898.
156. Tromlitz J.G. Kurze Abhandlung vom Flötenspielen. — Leipzig, 1786.
157. Vallas L. La Musique à Lyon au XVIII siècle. — Lyon, 1908.
158. Valkö A. Haydn magyarorszâgi miikôdése a levéltâri aktak tiikrében // Zenetudomanyi Tanulmànyok, part VIII. — Budapest, 1960.
159. Volbach F. Das moderne Orchester. — Mainz, 1946.
160. Volbach F. Die Instrumente die Orchester. — Leipzig, 1923.
161. Weston P. Clarinet Virtuosi of the past. 5 ed. — Middlesex, 1986.
162. Whitwell D. The History and Littérature of the Wind Band and Wind Ensemble. Vol. I — IX. — Northridge, 1984.
163. Whitwell D. A Case for the Authenticity of Mozart's Arrangement of Die Entführung aus dem Serail //The Instrumentalist. November 1969.
164. Wysewa T. et Saint-Fioix G. de. W.A. Mozart: Sa vie musicale et son oeuvre de l'enfance à la pleine maturité. Vol. I-II. — Paris, 1912.