автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Санько, Анатолий Константинович
Введение Постановка проблемы
Обзор литературы и архивных материалов
Глава I. Жизненный и творческий путь
Глава II. - Произведения Голубева
1. Характеристика музыкального языка
2. Анализ отдельных произведений
2.1. Квинтет для арфы и струнного квартета
2.2. Концерт для виолончели с оркестром
2.3. Шестая фортепианная соната 106 Заключение 113 Приложения Список произведений Голубеба
Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Санько, Анатолий Константинович
Евгений Кириллович Голубев (1910-1988) - одна из значительных фигур в музыкальной жизни Москвы и России XX века. Специальных больших исследовательских работ о его творчестве и всех других сторонах его деятельности не создавалось. Между тем, личность композитора, его взгляды, сочинения, педагогическая работа заслуживают пристального внимания и изучения. Задачей данной диссертации является монографическое исследование, которое освещает разные стороны деятельности Голубева - композиторскую, педагогическую и организаторскую.
Литература о Голубеве невелика. Монографий и диссертаций нет. Существуют две дипломные работы: первая из них принадлежит выпускнице Саратовской консерватории Э.Богдановой - "Принципы формообразования и тематического развития в фортепианных сонатах Е.Е.Голубева" (1974), вторая - выпускнику Московской консерватории П.Плотникову - "Е.К.Голубев - Пятая симфония (к проблеме характеристики стиля)" (1979). Имеются статьи - М.Андриасовой "Концерты Е.Голубева", Е.Гуревич "'Евгений Голубев - композитор и педагог", небольшие статьи Е.Иконникова, А.Альшванга, И.Мартынова, А.Соловцова. Ю.Тюлина. Представляют интерес рецензии композиторов на сочинения Голубева - А.Лепина, А.Хачатуряна, Л. Грабовского. Особую ветвь образуют статьи учеников Голубева о своем учителе -Т.Николаевой, А.Шнитке, Ю.Воронцова, А.Головина (см. Библиографию).
Ряд ценных материалов, составивших источниковедческий аспект данной работы, был найден автором диссертации в РГАЛИ.
Это статьи А.Альшванга "Е.Голубев и его новая оратория" (авторизованная машинопись, 1946) и А.Иконникова "Пятая симфония" Е.Голубева" (1964) (см. данные в Приложении).
Особый интерес вызывают найденные автором отзывы о Голубеве его учителей: Шебалин В., "Отзыв о Голубеве". Автограф, 1940; Мясковский Н., "Отзывы о Голубеве". Автограф и машинопись, 1941. Статьи Голубева, включающие 14 публикаций, позволяют глубже понять личность композитора и его взгляды (см. Приложение).
В дополнение к названным материалам автором проведены интервью с известными музыкантами, знавшими Голубева: В.К.Мержановым., А.С.Леманом, Р.С.Леденевым (1998), А.Н.Холминовым., В.Г.Дуловой (1999), а также с вдовой композитора Т.В.Голубевой.
Для более глубокого представления о сути творчества Голубева использована литература, опирающаяся на современную научную методологию.Использованы труды по музыкально-теоретическим проблемам - полифонии, музыкальной форме, гармонии, оркестровке, музыкальному содержанию (В.Задерацкого, И.Кузнецова, Вл.Протопопова, Т.Франтовой, Ю.Холопова, А.Шнитке, В.Холоповой, В.Медушевского - см. Библиографию).
Таким образом, литература о ГолубеЬе включает:
1. публикации по творчеству Е.К.Голубева,
2. архивные материалы РГАЛИ и семьи композитора,
3. воспоминания и сведения о личности Голубева,
4. литературу по различным современным музыкально-теоретическим проблемам.
Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и Приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель"
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что значимость голубевского творчества заключается не только в интеллекте композитора и в его стремлении к музыкальной законченности. Многое, созданное Голубевым, свидетельствует о чертах композитора-новатора. Его 24 струнных квартета (цифра, не имеющая аналогов в мировой музыкальной литературе) -огромный рассредоточенный цикл, подобный личному дневнику автора.
В пестрой музыкальной панораме XX века Голубев остался верен своим принципам, то есть развитию парадигмы музыкальных классиков. Его поиски новых выразительных средств, постоянное стремление к обновлению музыкального языка шли в рамках глубоко воспринятых традиций. Эти традиции включали в себя общие музыкально-эстетические установки бетховенского типа, свойства русской классической композиторской школы музыки и специфические особенности московской композиторской линии. С позиции новейшей теории музыкального содержания его стихия - выразительная экспрессия, опирающаяся на мелодическое начало, с характерными для композиторов XX века усилением ритмических элементов, с частичным применением символики (некоторые программные названия, посвящения).
Если в строении сонатно-симфонических циклов Голубева есть традиционные черты (имеется в виду трехчастное и четырехчастное строение некоторых циклов), то в принципах формообразования отдельных частей, тональной организации, в тематизме и приемах его развития, в ладогармоническом "освещении" тем, композитор выступает подлинным новатором, создавая в своих произведениях ярко индивидуальные музыкальные образы. Причем для него необычайно важна драматургическая роль каждого элемента музыкального языка,
Голубев-педагог был той редкой личностью, которая находила ключ самым разным музыкантским натурам, помогла раскрыться многим одаренным композиторам.
Школа Голубева живет и продолжает развиваться в его учениках, которые бережно .передают традиции своего учителя новым поколениям композиторов.
Исполнительская деятельность Голубева* - это неустанное общение с широкой аудиторией, перед которой он выступал и в качестве дирижера хора, и как участник ансамблей, и как пианист, исполняющий свои сочинения.
Музыкально-организаторская деятельность Голубева свидетельствует о его последовательной, четкой позиции человека, не идущего на компромисс при решении принципиально важных вопросов. Глубина суждений, сила интеллекта, огромное личностное влияние - эти и многие другие качества поставили Голубева в ряд значительных личностей российской музыкальной культуры XX века.
Список научной литературыСанько, Анатолий Константинович, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Литература о Голубеве (опубликованная и неопубликованная)
2. Альшванг А. Голубев и его новая оратория. Авторизованная машинопись, 1946. РГАЛИ. ф. 2798, №234.
3. Андриасова М. Концерты Голубева // Из истории русской и советской музыки. Составитель Кандинский А.И. М., "Музыка", 1971, с.148-188.
4. Аннинская С. Торжественный пролог. XI Ленинский музыкальный фестиваль. (Исполнение Седьмой симфонии Е.Голубева оркестром под управлением Г.Проваторова). // "Волжская заря", 1976, 10 апреля.
5. Аннотация к граммпластинке "Оратория "Возвращение солнца"". Без автора.
6. Блок В. Виолончельный концерт. Музыкальные новинки // Советская музыка, 1960, №4, с.67-68.
7. Богданова Э. Принципы формообразования и тематического развития в фортепианных сонатах Е.К.Голубева. Дипломная работа. Саратовская государственная консерватория им. Собинова, 1974. Руководитель и.о. профессора Тютьманов И.А.
8. Величко С. Люди нашего ВУЗа // Советский музыкант, 1967, №10, 28 апреля, с.2 (профессор Московской консерватории Е.К. Голубев и его ученики).
9. Вечер памяти Е.К.Голубева (во ВДК) // Советский музыкант, 1989, 19 апреля, с.4.
10. Воронцов Ю. И счастлив тот художник // Советский музыкант, 1980, №4, 12 марта, с.4. К 70-летию со дня рождения композитора и педагога Е.К. Голубева.
11. Ю.Головин А. Монолог о Е.К.Голубеве. Наследие. Музыкальные собрания. М., Союз композиторов Москвы, Центр музыкальной информации и пропаганды советской музыки, 1990, с.63-64.
12. Грабовский Л. На вечерах памяти. (Вечер памяти Е.К.Голубева). Советская музыка, 1989, №8, с. 143.
13. Гринберг М. Еще о государственном хоре // Советское искусство, 1938, 16 апреля. (Об оратории "Возвращение солнца" и хоре "Кузнец" Е.Голубева).
14. Гуревич Е. Евгений Голубев композитор и педагог. Музыка, мысль, творчество. У истоков традиций. Московская консерватория. Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования. М., 1998, Сборник 19, с. 192-200.
15. Дельсон В. Виолончельный концерт Е.Голубева. Предисловие к нотному изданию. М., "Музыка", 1961.
16. Долинская Е. Стиль инструментальных сочиненийя
17. Н.Я.Мясковского и современность. М., "Музыка", 1985.
18. Дроздов А. В Московском союзе советских композиторов // Советская музыка, 1941, №4, с.101-103. (О прослушивании Пяти• пьес для фортепиано Е.Голубева памяти М.Лермонтова, исполненных И.Вестерман).
19. Иванов Е. О репертуару молодых исполнителей // Комсомольская правда, 1951, 22 сентября, с.З. (Инициатива студентов класса профессора Голубева о творческих отчетах молодых композиторов перед слушателями).
20. Иконников А. "Кузнец" Е.Голубева // Советское искусство, 1938,10 марта.
21. Иконников А. Пятая симфония Е.Голубева // Авторизованная машинопись, 1964, 12 декабря. РГАЛИ, ф.2798, оп.1, №236.
22. Иконников А. Украинская рапсодия Е.Голубева // Советская музыка, 1937, №7, с.66-72. (Тематический разбор с нотными примерами).
23. Кобляков А. Посвящено творчеству Станчинского // Советский музыкант, 1975, №7, 30 апреля, с.З. Открытое собрание класса композиции профессора Е.К.Голубева в Московской консерватории. Исполнитель исследователь творчества Станчинского В.С.Матвеев.
24. Константинов О. Симфония зрелого мастера // Советская культура, 1965, №32, 16 марта, с.З. (Об исполнении в Москве Пятой симфонии Е.Голубева).
25. Крейн Ю. Новые сонаты. (Нотографические заметки) // Советская музыка, 1956, №7, с. 154. (О сонате для скрипки и фортепиано, ор.37 Е.Голубева).
26. Кудряшова М. Пятый квартет Е.Голубева. Предисловие к нотному изданию. М., "Музыка", 1966.
27. Курилова Л., Григоревич В., Никитин М. Фортепианный концерт Е.Голубева. Навстречу II Всесоюзному съезду композиторов. Новые произведения // Советская культура, 1957, №37, 16 марта, с.1.
28. Ламм О. Страницы творческой биографии Мясковского. М., "Советский композитор", 1989.
29. Лебединский Л. Музыкальные новинки // Советское искусство, 1949, 30 июня. (О Втором фортепианном концерте Е.Голубева).
30. Леденев Р. Воспоминания о Е.Голубеве. Беседа с А.Санько, 1997. Рукопись.
31. Лепин А. Выпуск композиторского отделения Московской консерватории // Советская музыка, 1936, №8, с.48-51. (Об оратории "Возвращение солнца" Е.Голубева).
32. Лепин А. Оратория "Возвращение солнца" Е.Голубева // Советская музыка, 1936, №11, с.10-14. (Анализ оратории с нотными примерами).
33. Ливанова Т., Келдыш Ю. Образ Сталина в музыке // Советская музыка, 1949, №12, с.19-20. (Оратория "Возвращение солнца" Е.Голубева).
34. Мартынов И. Евгений Голубев // Музыка, 1937, №21, 6 сентября, с. 5. (Характеристика произведений молодого советского композитора).
35. Медведев А. Симфонические концерты в Большом зале консерватории // Советская музыка, 1960, №3,с.121. (Исполнение Концерта Е.Голубева М.Ростроповичем иоркестром под управлением Е.Светланова).
36. Меньков А. Встреча с композиторами педагогами консерватории // Советский музыкант, 1976, №4, 30 марта, с.З. (Встреча с Е.Голубевым, С.Баласаняном, В.Агафонниковым в Университете культуры Краснопресненского района г.Москвы).
37. Мержанов В. Голубев-композитор. Беседа с А.Санько, 1997. Рукопись. ,
38. Мержанов В., Мюллер Т. Слово о друге // Советский музыкант, 1989, 18 января, с.4. Памяти композитора Е.К.Голубева.
39. Мильман М. Авторские вечера. В.Белый, Е.Голубев, Г.Свиридов // Советская музыка, 1956, №2, с. 106.
40. Михайловская. М. Новая встреча с комитасовцами // Советская музыка, 1956, №3, с.136.
41. Музыкальный календарь. 16 февраля // Музыкальная жизнь, 1980, №1,с.24. 70 лет со дня рождения композитора и педагога Е.К. Голубева.
42. Музыкальный календарь. 16 февраля // Музыкальная жизнь, 1985, №1, с.24. 75 лет со дня рождения композитора и педагога Е.К.Голубева.
43. Мясковский Н. Отзывы о Голубеве, Автограф и машинопись, 1941. РГАЛИ, ф.2798, оп.1, №237.
44. Николаев А. Е.Голубев и его Соната для скрипки и фортепиано, ор.37. Статья к CD.
45. Николаев А. Симфоническая музыка // Советская музыка, 1958, №4, с. 107-108. (О Третьем фортепианном концерте Е.Голубева).
46. Николаева Т. Приветствую дорогого учителя. Советский музыкант, 1980, №4, 12 марта, с.4. К 70-летию со дня рождения Е.К.Голубева.
47. Николаева Т. Художник большого сердца // Советский музыкант, 1970, 18 февраля. К 60-летию со дня рождения Е.К.Голубева.
48. Николаева Т., Шнитке А., Эшпай А. Учитель, коллега, друг // Советская музыка, 1989, 24 января, с.8. Памяти композитора Е.Голубева.
49. Оленев Ю. Четвертый квартет Е.Голубева. Предисловие к нотному изданию. М., Музгиз, 1963.
50. Острецов А. Пути советской оратории // Музыка, 1937, J 6 августа. (Об оратории "Возвращение солнца" Е.Голубева).
51. Плотников П. Е.Голубев Пятая симфония (к проблеме характеристики стиля). Дипломная работа. МГКим. Чайковского, 1979. Научный руководитель профессор Тюлин Ю.Н., консультант - профессор Холопов Ю.Н.
52. Поздравляем с юбилеем! // Советская музыка, 1970, №2, с. 155. К 60-летию профессора Московской государственной консерватории, Заслуженного деятеля искусств, народного артиста РСФСР, композитора Е.К.Голубева.
53. Поляновский Г. Гастроли * украинских музыкантов. (Исполнение Второго фортепианного концерта Е.Голубева Т.Николаевой и Госоркестром УССР под управлением Н.Рахлина).
54. Премьера "Героической" симфонии // Советский музыкант, 1976, №9, 22 июня, с.З. (Первое исполнение Седьмой симфонии Е.Голубева в Колонном зале Дома Союзов в Москве).
55. Смирнова И. Звучит симфоническая музыка // Советская культура, 1963, 6 июля, с.2. (Первое исполнение Концерта для альта с оркестром Е.Голубева в Большом зале Московскойг>консерватории).
56. Со ловцов А. Новые фортепианные концерты // Советская симфоническая музыка. М., Музгиз, 1955, с.209-228. (О концертах Д.Кабалевского, Г.Мушеля, А.Бабаджаняна, Т.Николаевой, Е.Голубева).
57. Станкевич Н. Е.Голубев // Мелодия, 1989, №4, октябрь-декабрь, с.23-24. (Творческий портрет композитора. К выходу авторского диска).
58. Тюлин Ю. Путь к симфоническому мастерству // Советская музыка, 1978, №9, с. 13-18. Творческие портреты композиторов Б.Майзеля и Е.Голубева.
59. Тюлин Ю. Седьмая "Героическая" симфония Е.Голубева // Советский музыкант, 1976, 12 октября, с.З.
60. Фаризова Н. Книга о музыке. Рассказы для школьников. Составитель Очаковская О.М., "Музыка", 1971, с. 109. Жизнь и творчество композитора Е.Голубева.
61. Хачатурян А. Украинская рапсодия Е.Голубева // Музыка, 1937, 6 марта.
62. Холминов А., Николаева Т., Эшпай А. и другие. Памяти Е.Голубева// Советский музыкант, 1989, 18 января, с.4.
63. Хубов Г. Чего ждет слушатель. Заметки о симфонических концертах // Правда, 1947, 11 августа. (Об оратории Е.Голубева "Герои бессмертны").
64. Чулаки М. Советская музыка в 1951 году // Советская симфоническая музыка. М., Музгиз, 1955, с. 183-208. (О симфонии Е.Голубева).
65. Шантырь Г. Произведения советских композиторов. Концерт-выставка. Камерные сочинения молодых // Советская музыка, 1959, №3, с.131. (Об Украинской рапсодии для фортепиано, ор.14 Е.Голубева).
66. Шварц Я. Дискуссия продолжается. Диспут об итогах декады советской музыки // Советское искусство, 1938, 20 декабря.
67. Шлифштейн С. Первый концерт в Москве. (Декада советской музыки) // Советское искусство, 1938, 16 ноября. (О симфонии Е. Голубева).
68. Шебалин В. Отзыв о Е.Голубеве. Рукописный автограф, 1940, 31 января. РГАЛИ, ф.2798, оп.1, №240.
69. Шнитке А. Е.Голубев. Пятая симфония. (Нотографические заметки) // Советская музыка, 1968,'№7, с. 141.
70. Ярустовский Б. Где же смелость, молодые таланты? (реплика слушателя) // Советская культура, 1964, 18 января, с.З. (Рецензия на Второй квартет Е.Голубева, исполненный квартетом имени Комитаса на "Музыкальном вечере").
71. Яцевич Ю. Концерт Е. Голубева // Советское искусство, 1950, 24 октября, с.2. (О Втором фортепианном концерте).1.. Литература об учителях и учениках Е.К.Голубева
72. Анисимов А. Молодые композиторы // Советское искусство,р1949, 14 мая. (О сочинениях "Казачья песня" А.Холминова, Хоре а cappella "Счастье" А.Султановой студентов профессора Голубева Е.К.)
73. Благовидова И. И в бой и на труд // Горьковская правда, 1976, 30 октября. (Об ученике Е.К.Голубева композиторе А.Барышеве).
74. Благой Д. Интереснейшее начинание // Советский музыкант, 1967, 13 декабря. (О конкурсе на лучшее исполнение ансамблевых сочинений советских композиторов. Председатель жюри профессор, народный артист РСФСР Е.К.Голубев).
75. Благой Д. Что ты несешь слушателю? Художник, общество, эпоха// Советская культура, 1969, 16 сентября.
76. Богданова А. Музыка и власть. М., "Наследие", 1995.
77. Брянцева В., Барсова И., Генина Л., Головинский Г. О концерте студентов-композиторов консерватории // Советский музыкант,1951, 17 декабря. (Исполнение кантаты "Солнце над Китаем" Г.Григоряна ученика Е.Голубева).
78. Гилина Е. Квартет им. Комитаса. Творческий отчет работников искусств // Коммунист, 1950, 2 декабря, г. Ереван. (Первое исполнение в Ереване квартета советского композитора Е.Голубева).
79. Григорян Г. Спасибо педагогам Московской консерватории // Советский музыкант, 1952, 30 июня.
80. Декада советской музыки // Правда, 1938, 16 ноября. (Исполнение симфонии молодого композитора Е.Голубева в Большом зале Московской консерватории).
81. Долинская Е. Панорама художественных устремлений П Советский музыкант, 1978, 20 декабря (Об исполнении Двойного концерта для альта, виолончели и оркестра А.Головина ученика Е.Голубева).
82. Дударова В. Композиторского полку прибыло // Советская культура, 1972, 22 августа. (Впечатления дирижера от дипломных работ композиторов А.Атарова и В.Спасского -выпускников Е.К.Голубева).
83. Емельянов П. Концерт Е.Голубева //Красная Чувашия, 1935, 11 августа. (Об исполнении фортепианных произведений и Поэмы для скрипки и фортепиано"М.Беляковым и автором)
84. Емельянов П. Музыкальная жизнь // Ударник (Чувашия), 1935, 31 июля. (О работе Е.Голубева с хорами в разных районах Чувашии).
85. Жиляев Н. Литературно-музыкальное наследие. Статьи. Нотографические заметки. Рецензии. М., "Музыка", 1984.
86. Житомирский Д. Николай Сергеевич Жиляев // Н.С.Жиляев. М., "Музыка", 1984.
87. Кунин И. Н.Я.Мясковский. М., "Советский композитор", 1981.
88. Мартынов И. Они радуют нас. Молодые дарования // Вечерняяя
89. Москва, 1961, 21 января. (Об исполнении кантаты "Песнь войны и мира" А. Шнитке ученика Е.К.Голубева).
90. Наши композиторы съезду. Поэма "Герои Октября" и Концертная ария Е.Голубева // Советский музыкант, 1961, 20 октября.
91. О награждении профессора Г^олубева Е.К. орденом Трудового Красного Знамени // Советский музыкант, 1961, октябрь, с.4.
92. Поляновский Г. Мелодии наших дней // Вечерняя Москва, 1968, 25 апреля. (Первое исполнение Квартета для двух флейт и двух арф Е.Голубева А.Корнеевым, А.Козловым, О.Эрдели ц Л.Румянцевой).
93. Ройтерштейн М. Молодые композиторы // Советский музыкант, 1950, 22 июня. (О государственном экзамене композиторов 9 июня. Исполнение симфонической поэмы "Молодая гвардия" А.Холминова выпускника Е.К.Голубева)
94. Сапонов М. Впечатления // Советский музыкант, 1973, 28 декабря. (Концерт из произведений учеников Е.К.Голубева -Ю.Воронцова, А.Головина).
95. Свинцов Д. Бескорыстие // Ленинская правда (Петрозаводск), 1989, 19 февраля, с.5.
96. Славянская Л. Дипломы композиторов // Вечерняя Москва, 1976, 7 июля. (Ученики Е.К.Голубева А.Кобляков, А.Головин, И.Красильников).
97. Смбатян Г. Отчетный концерт кафедры М.Ростроповича // Советский музыкант, 1961, 15 ноября. (Об исполнении в концерте Концертной арии Е.Голубева ансамблем виолончелистов и арфистов).
98. Смолев С. Концерт молодого композитора // Вечерняя Москва, 1950, 5 октября. (Дипломная работа Т.Николаевой -исполнение выпускницей Е.К.Голубева своего фортепианного концерта).
99. Хренников Т. Так .это было. Тихон Хренников о времени и о себе. М., "Музыка", 1994.
100. Шостакович Д. Маршал Тухачевский. Воспоминания друзей и соратников. М., "Музыка", 1965.
101. Шостакович Д. Фортепианный концерт Т.Николаевой // Советский музыкант, 1950, 29 сентября. (Об исполнении Фортепианного концерта Т.Николаевой выпускницей профессора Е.К.Голубева по классу композиции).
102. Яцевич Ю. Дебют композитора // Советское искусство, 1959, 30 сентября. (О концерте Т.Николаевой в Большом зале Московской консерватории).
103. I. Другая литература по диссертации.
104. Агафонников Н. Симфоническая партитура. JL, "Музыка", 1981.
105. Задерацкий В. Полифоническое мышление И.Стравинского. М., "Музыка", 1980.
106. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., "Музыка", 1976.
107. Кузнецов И. Теоретические основы полифонии XX века. М., 1994.
108. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII-XX веков. М., 1998.
109. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М., "Советский композитор", 1991.
110. Медушевский В. Музыкальный стиль как'семиотический объект // Советская музыка, 1979, №3.
111. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., "Музыка", 1982.
112. Протопопов Вл. История полифонии. М., "Музыка", 1962.
113. Танеев С. Подвижной контрапункт строгого письма. М., 1909.
114. Франтова Т. Полифония в русской советской музыке 60-70-х годов. Автореферат канд. дисс(. М., 1986.
115. Хентова С. Д.Шостакович. Л., "Советский композитор", 1985.
116. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М., "Музыка", 1974.
117. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М., "Музыка", 1971.
118. Холопова В. Музыка как вид искусства. М., 1994.
119. Холопова В. Русская музыкальная ритмика. М., "Советский композитор", 1983.
120. Холопова В. Формы музыкальный произведений. С-Пб., 1999.
121. Шнитке А. Заметки об оркестровой полифонии в Четвертой симфонии Д.Д.Шостаковича. Музыка и современность. Вып.4. М., "Музыка", 1966, с. 127-161.
122. Шнитке А. Особенности оркестрового голосоведения С.С.Прокофьева (на материале его симфоний) // Музыка и современность. Вып.8. М., "Музыка", 1974, с.202-228.1. Нотные примеры