автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Роль религии и атеизма в гуманизации личности

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Тарасов, Юрий Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Роль религии и атеизма в гуманизации личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль религии и атеизма в гуманизации личности"

/.ВДЭШ Н.чУК У1<РАШЫ

й!:сг.1тит шосссш

На правах рукшиел УДК "211. 5 (0911

ТАРАСОВ Юркй Васильевич

РОЛЬ ЧЗЛИПМ И АТЕИЗМА В ШАШЗ.Щ'Л ЛИЧНОСТИ

09.00.06. - теория и истлр. л религии, се ^бодомыслия и атеизма

Авто репера т

диссер!" ции на соискание ученой степени канда дата философских наук '

Киеч - 1992

Робота ецгюдгзн' ка кафедре религиоведения Слдософског факультета Ки-авгкого госушверситёта иа. Т.Г.Еевче"ко ,

Научные руководители - доктор философских наук, . ,• профессор ДУЛУШШ Б.К.

кандидат, философских на.,к, дочеит ОГНЕЕЛЯ Е.В.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор ЗАКОВИЧ Н.М.

- кандидат философских наук, доцент БАБИЙ М.Е.

Ведущая организация - Донецкий государственный университет, кафедра истории религиоведения, э ики, и эстетики: '

Защита состоится 'ьср' ,,-и _ 199«; г.

на эасед-нни Специализированного совета Д.016.26.01 при Института философии Академии наук Украины: 252001. Киег-1 ул. Героев революциг, 4

С диссертацией ожно ознакомиться р библиотеке Института филзсофии Академии наук Украины. ^

Автореферат разослан "} __ 19Э£ г.

Ученый секретарь специализированного, согета

В.П.КОЗЛОВСКИЙ

I - СЩЛЯ ХАРАКТШ;С111КА РАБОТЫ.,

Актуальность темы исследования.' Проблем . гуманизации духовного мира-личности и ео социальной деятельности относится к числу самих'злободневных задач современности! от репения которой " во мног;м зависит не только дальнейшее развитие человека-и качества его взаимосвязи с действительностью, но и само 'существование ЦИЕИЛИЭПЦИ11. ' . »' '

Ра.т.уднй данашзм социальных преобразований, глобальные пртьлеми, жесткие требования к субъективньм к&-1естр°м каждого индивида, - вес ото вызывает интерес к человеку, возможностям его духовного развития, способности гуманизировать себя и результаты ссоз'Л деятельности. Сейчас сбцепризнано, что ries реализации принципов гуманизма, норм об>дьчеловеческих нр-зствешгых цвинос-теП дальнеГже развитие истории невозможно.

Актуально!! проблемой, обсуждаемой • мне представителями различных мировоззренчв"чнх направлений, в том числе атеизма и религии, является ызрэ готовности человека к переустройству об-' дзстиенных отноценип на началах гуманизма, способность его к нрагстгсго1.л:у со в ep''ie н с т в и га нвио, Задача соотнесения деятельности личиостп с теидочодмя общественного прогресса является ОбиЗКТЦРНШ трзбэвшг'гм IICTOpi'.I! COPpOKSifrorO человека и изучающих его наук, в им числе и научного религиоведения.

Актуальность релетш 'проблемы гукатгха средствами наупно-религиоведчес! ni теооин определяется такко и ток, что современниц христианский гуманизм парестал бить оторваннти от жизнедеятельности людей, абстракгиш учзни»м. Принятая церковью программа социального служения, активная благотворительная и мксси-онерскэя деятельность религиозных объединений привлекают значительную часть об,цзства. в кассовом сознании понятия "вилосер- , дне", "сострадание" и т.п. соотносятся, скорее, с религиозной деятельностью цзр-'вп, чем со светскими трактовками человека и вноцерко вныии о бадаствстшчи оргшт&одяпи.

Актуальность избранной тзкн определяете;; тзкзе-п тем, что существующие глобальные проблемы ирпянягпт для своего рзяения обьедшютш усилий рсох людей, н?мвкс;«!эт от их мировоззрения и ;taeo логических установок. Исторически:! требованием в настоя- . i^ee время является диалог атеизма в религии с нолях гумакяэяшш духовного мира личности, устранения нмежихея нравственные деформаций.

- з -

Для атеизк ; активный диалог с религией не означает признания своей социальной неэффективности иди мировоззренческой несостоятельности. Чаоборот, такой союз является свидетельством его открытости и способности к дальнейшем;: обогащению собственной проблематики, развития своего содержания общечеловеческими ценностями.

Состояние исследование пробдеш Формирование ценностных ориентация духовного мира человека и его практической деятельности с целью их гуманизации привлекали,к себе внимание мыслителей ' и общественных деятелей на всем пути развития философии, религии, этики и друих гуманитарных дисциплин. Со времен Порменида и Сократа и до naciоя.цегг времени вопросы гуманизации природы человека постоянно наход5тся в центре теоретических поисков.

Сейчас этот поиск стимулируется исключительном о роли человека в им самим созданном мире культуры, мимо чего не могли пройти в своих теоретических интересах философы и богослоЕн. Проблема взаимосвязи гуманизма с религией и атеизмом Являлась в связи с втим предметом изучения ряда отечественных исследователей, к^торно рассматривали его с разных сторон и позиций.

Большинство работ, затрагивающих: взаимосвязь гуманизма с атеизмом и религией и их соотношение с человеческой деятельностью, имеют характер общефилософского и обцзсоциояагичэскэго подхода. В первую очгоедь здесь следует указать на разработки Гор-диешга U.C., Гарадкн В.И,, Григулоьича И.Р., Григорьяна U.M., Дулум&на Е:К., Калинина IQ.iU, Окулова O.S., Отценко Д..С., Тан-чеоа В.К., Угринсвича Д.М., ыинкарука В.11. и других, в работах которых проблемы атеизма и религии и их-отношение ; гуманизму рассматриваются, преимущественно, в обшзтеоретическом и историко-философском планах.

Достаточно много специальных исследований, по священных положительному аспекту эгоистической теории. Таковы работы В.А*Зо-ца, Ленсу-1.1.Я., Косухи 11.И., Колодного А.П., Нолоницкого П.Ф., Масло вой А.Г.", Никитина D.H., ТажуризиноЙ З.А., Саух П.В., п других. J публикациях отих авторов исследуются проблем влияния атеизма на духовный мир личности, освецаится роль и место светской культуры в системе духовной культуры в целом, изучается значение атеизма в формировании личности.

Достаточно многосторонне рассмотрено взаимодействие атеистического я других аспектов воспитания личности: трудового,

«paECTseittwiHj, üüiv.ii4eor-: jrj a т.п. 3 pùforax, например, Puc'a-чук ;¡.'X\, K-jcTcUK'j H.A., Угриауеича Д.И., ¿«дазюдеп В.H. и других, проблош атоисх'Ичгского еосиитанля соединены о решением оЛцзй задача формирования всесторонне ряасатой личности. Bore упомянутые авторы но ограничились узкими ранками научных интересов. ¡(ахдыЯ из ник, так и ли ипаче, затрагивал мои сферу вопросов, связанных с.религией и атеизмом.

¡¡а основании имеющихся публикаций мзхшо сделать вывод, что современнмми ..¿следователями проведена значительная работа в области релкгиовздения л атеизма,- Вместо с этим следует признать, что анализ имеющейся литературы свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки вопросов с^зи гуманизма с атеизмом ц религией. Об этом говорит и то, что в подавляющем большинства работ осуществлен подход к религии с позиций признания es в качестве исторически преходящего явления, без освещения причин ео возможного возрождения в условиях изменяющихся общественных отношений. Подходы к обнаружения и осмыслению общечеловеческих ценностей б религии только намечаются.

ha наала е-це достаточного i .имения со стороны исследователей проблема "'Лияния социальных деформаций в нашей стране на ре-Л'тиооность трудящихся и отношение их :< атеизму.

Нугдлазтся и разработке, _ по »»нению диссертанта, да.ч;е сама известная мысль Маркса о -том, что атеи:<ч есть гуманизм. Практически пет специальных-работ, посвяденных проблеме самой возможности совместного иоздеГ.стсия атеизма и религии на духовный мир личности и гуманизации ее социальной активности. Такое влияние рассматривалось только в форме взаимного исключения религии и атеизма в процессе формирования личности.

Цель и задач)" исследования. Общая цель диссертационного ис- • следования состоит в доказательства того, что вызванная особенностями современного развития цивилизации необходимость объединения у;4лий людей в решении стоящих перед ними общих проблем, требуют, одновременно,.и объединения гуманистического потенциала различных,» дате npoTiitополо^нус мировоззренчес--их систем в целях формирования исторически задаваемых характеристик духовного мира современной личности. В свяди с этим выявить в религиозном и атеистическом мировоззрениях элементы гуманизма, показать их отличитольние особенности и потенции, опреде/ :ть пути их реализации в актуальном процесса гуманизации лг шости.

i..— "л ue/'' C.< было ро-.нгь phi4

¡:p.i/í..r.;.-í .чпы'-с

- p^ccvoipeTi, вопрос о роли* i,',M&<i;.CT;m©uKüi j содержания х.-лсетиан.гва s истории д„,xobhoíí культура и раль агьизма к историческом процессе;

- 4t.ccMOTffeib ирпчмпы, по которьы в услогияк Hdj«ro обдзет-ta С1а:-;оь::тсй возмогяым и ноэСходюгш два духош-ш о пира лкчнас-аи поиск и обнарукакие цзнноспогс гунаиистичзских ориентиров в христианском учош::}

- ешснлть ирледша и следствия деформаций гуманистической суцности атекзуз, допусел.гыо в период "господства «аучпо-матеря-олкетичеокого мировоззрения";

- рс.осмэтрить обьзкткпшз к субьеки:вше оензлаикя еожж-ного'< сотрудь".1!?с;стЕа представителей атеистического п хрнстиаиско-гс кпрспочиманий s целях £урмирозымя гума.с1стлчбек:1 ориентированно*. личности;

- пути •„ средэт ъь здшашш илрймззрыгсзс -а противоположи« лодходоь s человеку (<wetteTtrosci№<-o ¡1 >:p;jim:aise»:oro) без уступок каждого .из них ь и:"ровоззршчоски.* оензеыамх.

Тс ось гико-мзтодо»оп1у.гск8р ок.пва писсартопги. Слази*оса;ь . проблеск с вяз;- отекзьи доздгки с духоы-игн m.q-.gm дкц;пств и со со-циальдоЯ актквноегьб'лрктел! к необходимости кспользовашш кзтодс,-лог«;:, позволявшей репать пост^влениуи проблему и промло'точшз т.дг. г.1 б'ялик ор.юнгецш! па их актуальном тзор«,пгч.гС1$м к практическом с о держи:-;;; и. С огой- цзльв диссертант считал возможд-! «•гпользопагою в изучении феноменов общественного соонаная системного подхода, метода исторического анализа, сравнительно-исторического кзтода, прогнозирования и т. п.

В пределах использованного и осироченного начеркала прос-•лйжени основные согаалько-исторпческие к шроьоззрзнчоские закономерности совникноввыш, актуальности я тенденций взаимосвязи атеистических и религкгэакх учоний с гуманистичзсккии представ- , .л9ниячц в их совокупном влиянии на духовный ш:р личности.

Для получения раводов и обобщений диссертант опирался на последние исследования отечественных учених-^плософов и богословов, в трудах которых ^сгецона щюбяокы атеизма и рзлирик в их связи с гуманизмом на оенпе приоритета общечеловеческих ценностей, дается объективная оценка роли религии и атеизма в истории духовной культуры,

При написании диссертации использовались труди I .дне Пи их (¿.!-лоесфов прошлого. Необходимость актуализации содержание диссертации потребовала использование религиозных' и нерс."и"исзиц>; периодических издания.

Научная новизна исследования и основное положения. вычосимт. на защиту. Основная задача диссертанта состояла в том, чтобы п религиозном и атеистическом мировоззрениях выявить элементы гуманизма, показать их отличительные особенности и потенции, определить пути их реализации в актуальном процессе гуманизации личности.

В результате нсследопкия проблемы в днссер^аг ш обоснованы положения, характеризующиеся научной новизной:

- в истории человеческой культуры элементы гуманизма во всем их разнообразии и возможной й тех условиях полноте, впервые появились в сфере мифологического религиозного мировоззрения5 в религиозном мировоззрении любых его уровней (то ли обыденного,

то ли теоретического) Н'ряду теоцентризмом всегда присутствовал и антропоцентризм, элемента которого зсе^да :«лз :и гуманистическое содержание и значение;

-атеистическое мировоззрение сначала прогчвос.пяло религиозному только в чисто когнитивном плане и считало всю систему верований в сверхъестественное пустой, бездоказательно:1., ошибочной; становление атеистического гуманизма происходило го законам своего собственного развития и в то ке тремя было своеобразной реакцией на подавление- антрппоцентркзма теоцентризмом ь средневековом религиозном- мировоззрении;

- разложение и распгд социалистической системы вызвал у народов бывшего Советского Союза, чроме всего прочего, повгтенный спрос на мировоззрение, с гасобкое содействовать гуманизации об- • щества и человека; атеистический гуманизм дискредитирован предыдущей практикой насаждения воинствующего атеизма, а содержание религиозного гуманизма осталось неизвестным широким наосам

■ населения - страны; все это способствовало появлению наблюдаемому ныне опциональному отрицанию самой возможности существования атеистического гуманизма а также лозунговому восприятию религиозного гуманизма;

- религиозный гуманизм и гуманизм атеистический об£. в состоянии способствовать подлинной гуманизации личности; для реализации своих потенций какдое .13 них имеет достаточно идеологичес-

лаихологцчьских и практических методов воздействия; их реализация отьочььт социальным потребностям нале, о 'общества;

- цлшесиш деятельное?ь идеологов религии и атеизма, веру-»'¡их и а'.гистоь г деле г.маиизации личн сти и общества возможна только в обществе, в котором господствуют общечеловеческие права и свободы в отношении мысли, совести,религии и убеждений; в ьоюром религиозное и атеисти'*зское мировоззрение ле используется политическими,силами для достижения своих узкопартийных целей.

Уеоричичьская и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем сочетается научное решение проблемы с практикой современной общественной жизни. Полученные ■ результаты и выводы могут быть использован*' для дальнейшего изучения проблемы взаимосвязи атеизма и религии с общечеловеческими ценностями, углубления гуманистической сущности атеистической теории,.рчзульта1;л исследования могут исполь-зов ться в целях изучения •'¿озкокностей дальнейшего развития диалога атеистов с веру-..фи'.и, способствовать консолидации различных мировоззренческих течений в практическом решении проблем гуманизагчи общественной и личной жизни.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при составлен«.. программы и-учебников по курсу религиеве- ■ дения. ■

Структура диссертации определена логикой и задачами исследования. В'первой 1'лава рассмотрены причины возникновения гуманистических идей в истории человеческой духовной культуры, их взаимосвязь с религиозными и атеистическими представлениями. Это позволило прийти к выводу, что в условиях, где реализованы возможности самоутверждения и самореализации личности, она отходит . от религиозных-гуманистических представлений как несоответствую-•щйх реальному жизненному процессу. Исходя из этого утверждается, что сохранение религиозности до сих пор определяется рядом субъективных и.объективных факторов, которые искажают реализацию гума, тсттеских принципов в жизнедеятельности людей. Следствием этого является обращение значительной части общества к религиозному гуманизму, при одновременном углубляющемся недоверии людей к Гуманистической природе- атеизма.

•• Результат анализа, принятый в первой главе,позволил-на основе полученные выводов, определить возможности совместного влияния атеистического потенциала христианства и атизма на духовный мир

личности. Выяснение механизма образования ценностных ориентация духовного мира личности е результате такого влияния пэзеолил обосновать возможность образования г; манийтичесм )риентиров.зн(иЯ социальной деятельности личности. В заключении подводятся 1тоги исследования.

Диссертация состоит из введения, двух г; ¿в, содержащих пять

параграфов и заключения.

1 >

П. 0СЛ0ВН0Е СОДЕГЖАНП ДИССЕРТАЦ л.

Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень разработанности проблемы, определяется цель и задачи исследования, методологическая основа, источники и научная новизна диссертации, ее теоретическая и практическая значимость. . ..'

В первой главе - "Соотношение гуманизма с религией и атеизмом: традиция и сотрененность" - лредппинг? теоретический анализ' взаимосвязи религиозного фовоззрения и атеизма с возникав ¿ими в истории гуманистическими представлениями.

В первом параграфе - "Особенности становления гуманизма в религиозном и атеистическом мировоззрениях" - в качестве.исходного пункта анализа определяется взаимосвязь пон ткй "религия", • "атегчм" и "гуманизм". В целях достижения поставленных задач исследования, диссертант, не отходя от общепринятых значении указанных понятий, рассматривает' религию как совокупность представлений о действиильноста опосредованных ролью и значением в ней г ЕерхъестестЕенного. В-этом отражается' суть религиозного миро-воз рения: действительность рассматривается через призму существования бога, его роли и значения в мире.

Для атеизма, как диаметрально противоположного осмысления действительности, исходный является другое: "Не бог, а человек" (Маркс). Диссертант рассматривает атеизм в качестве мировоззрения, которое представляет действительность посредством осмысления роли, значения и места человека в ней; Соответственно толу, что есть человек в мире, его сознание продуцирует религиозные, или атеистические способы духовного освоения мира, разрабатывает представления, которые или восполняют ущербность его бытия, или трицают религиозные идеи на'осглве свободной самореализации общественной природы. -

В свою очередь диссертант считает достаточным для достиже-

- f. -

ния целей исследоьакия понимание гуманизма в качестве такого учения, которое является системой взглядов на мир, признаюцей человека в '^ачьстве высшей ценности и требующей от каждого индивида создания таких условий собственной «лзни и жизни окружающих людей, в которых возможно получение реальных возможностей самоут-веркдения и самореализации.

Поэтому гуманизм оказывается тонкой пересечения атеистических и религиозных подходов к человеку,, а сам характер религиоз-( ных или атеистических взглядов о».ред> ляется трактовкой человека е каждом из них.

Человек в игеизме - "высшая ценность" (Маркс). Но и в хрис-' тирчстве человек трактуется уак высшее ;эмное создание, носитель живущего в нем "Сеятого Духа" (I Кор. 6, 19). Как. атеизм,, так и христианство не просто провозглашают его в качестве шсшей ценности, но и трч 5уют к нем; соответствующего отношения. Оба зти противоположные мировоззрения направлены к^. один, "земной" объект, хотя и объясняют свои позиции разными мотивами. Они наиелеш. на гуманизацию личности, псд которой следует понимать целенаправленное формировага з таких духовных ка"еств, которые позволяют, человеку осознавать себя и округаюцих людей Еысаей ценностью, и практически относится к ней соответствующим образомСпособ осмысления роли и значения человека, которые наблюдались.в истории, в конечном счегз, зависел i.-т реального положения человека в процессе развития им материальных условий собственной жизнедеятельности .

Так кризис рабовладельческих общественных отношений во время возникновения христианства свиде.тел о^вовал о провозглашении религиозного гуманизма, о требовании признания в человеке "бессмертной душ'-", что в мистифицированной форме отразило факт при- . ьлйния исторически возникающей личности. Несмотря на то, что в соприкосновении с действительност:. л гуманизм Евангелий оставался "гласом Еопию^его в пусты е", необходимо . гметить, что в христианстве в развернутой форме человек признается не средством, а целью общественных отношений.

Диссертант утверждает, что новозаветная идеология оказалась поворотным и исторически необходимым пунктом развития гуманистических представлений. Поскольку в новозаветном учении человек характеризован тем, что только в нем содержится "дух сеггой" и

он стоит, в центра "ыирсрй" действительности, поскольку' сама эта действительность должна быть подчинена человеку.

Тем,- самым'; противопоставление религии и чтейяма приобретет не" только характер антагонизма, но и характер скрытых есможнос-тей обогащения одного другим, ибо атеизм также изначально став, т в центр своих мировоззренческих построений •менно человека.'-

Таким образом, с момента вознип. >венйя развитых атеистических и религиозных течений^ оба они'оказываются взаимосвязанными с гуманг этическими представлениями, отавя-цими человека в качест-■'ве г саей ценности существующей- действи.зльнос и.

. В дальнейткм развитии челзвечесюй духовной культуры ¿се эти духовные феномены,- атеизм, религия и.гуманизм взаимновлия-. ля друг на друга, расширяя взаимосвязи друг с другом, обогащая сг з собственна содержание и •лдержание своего оппонента. Поскольку религиозное мировоззрение соответствует такой. • социальной действительности, в которой р^злнзова- а несвобода человека, постольку религиозное сознание имело массовый хар кТер, ибо "истины" религии соответствовали неистинному существованию, . извращенному бытию человека. С возникновением научного материализма и атеизма, социальной базы научного мировоззрения, появляется историческая возможность и необходимости устранения не- . соответствиях человеческой природе, извращенных Социальных усл.»виЯ. "Гея сам»' появляются • объективные условия "еозвх цения человека соя чу себе" (Маркс5. Устранение обстоятельств, требующих опрт'д^:!.-;-^ в религии, устраняет ее саму и содержащиеся в ней гуманистич-зские представления, которые "снимаются" научным мировоззрением. - ''

В параграфе "Сохранение интереса к гуманизму религии в' соЕременн м обществе" утверждается, что реализация идеалов социальной справедливое: : привела бы к постепенному освобождению человека от религиозного мировоззрения. Препятствием этому ' явились социальные, политически, и идеологические деформации, иэЕрат.Ш'иие свободное становление личности нового типа. С-'Хра-. ниряиеся ;]"рмы отчуждения и сакпотчуждения человека в обществе, которое ча "-теипсь социалистическим, при тотальном надзоре над духовным ф-гр'Яфованием людей приводили к тому, что уход личности г; религии сказывается одной из сЪрм протеста насилию. Подчер-» кивается, что этжчгаче. кое отчуждение от средств .производства,-огосудпрот-.'л-.н.-з общенародной собственности явилось экономическим осн-оражим г.>1.зникаю.цих в массовом сознании характеристик-

•мировосприятия, максимально соответствующих религиозному.

В параграфа отмечается, что отчуждение че"о >ека от руда и его результатов, ведет к поискам внепредметннх форм, самореализации человека, в том числе к религиозной активности. Подчер-кивастся, что борьба с религией в 1ериод социальных-и других., деформаций, оказалась превращенной в борьбу с не ителями "ненаучного мировоззрения". Вместо устранения дегуманизированных форм ' человеческой жизнедеятельности государственные структуры питались "устранить" верующего, или самоустраниться от него, от человека, которого "негодные обстоятельства" /Чарке/ заставили быть верующим .

При этем отмечлется то обстоятельство, что провозглашаемое десятилетиями торжество "научно-материалистическог мировоззрения" в деЯотвител,ности оказалось обозначением реального процесса замещения религиозных представлений нерелигиозными, но и не атеистическими. Прежняя вера в существование сверхъестественных существ оказалась замещенной верой в-коммунистические идеалы, со всем присудим религиозному комплексу набором злемен" в веры: ритуалч, культ, геоа, организации, испытательные сроки для посвящаемых и т. п.

Подчеркивается, что создание специфического социального стат;т.а компартии в новом обществе, особенно верхних эшелонов' власти, Еозродичо оциальное расслоение и неравенство, против которого била начата борьба 1917-г года. Тем самым социальной практикой "доказывалось" бессилив .зловека и-^че 'ить установленной бого... порядог- вещай, согласно которому, '"установленные св'тне" отг'шения между людьмг., сами люди изменить уз могут.

Нравственны деформации, торжество "двойной морали" приве-■ ли к массовому разочароЕаниь в провозглашавшихся идеалах ком-к-'низма, в их гуманистической сущности. Исходя из ана; 13а указанного обстоятельств:., утверждается, что уход человека в религиозную общину, оказывался не толькь актом сопротивления экономическому, политическому и идеологическому насилию над человеком, но и результатом поиска нр .¿ственных, гуманных отношений 1 обществе. В параграфе указывается, что волюнтаристский подход к проблеме сохранения религиозности после 1917-го года, выразившийся в силовых формах агеи"гического воспитания, приводил, как правило, к закреплению религиозных представлений.

, - гг ~

3 третьем параграфе - "Гуманизм социалистического атешма: теория и реальность" - указывается, что по мере строительства социализма научный атеизм, как часть государственной идеологии, стал частью государственной политики, а в лице представителей госаппарата - частью государства. Тем самим, гуманизм научного атеизма оказался превращенным в средство контроля над духовным развитием личности и, таким образом, оказался собственной противоположностью.

Научный атеи.сл, лишенный сам способности оказывать .реальную помощь нуждающимся людям, обосновывал необходимости заботы госу дарства о человеке, которое оказалось неспособным к этому, но в то же время1 готовым к пресечению благотЕорг^ельной деятельности религиозных организаций. Таким образом, научный атеизм, обслу-. жииакшг'й в теории практически существующую дегуманизиргванную социальную ситуацию, превратился т абстрактно« учение о'гуманистическом подходе к челове у.

. Обосновывается, что атеизм, в котором роЕ^згдашено, что "человек - есть высшее существо для человека" (Маркс), приобретает массовой характер только в .'аких социальных учловгчх, в которых челортк становится целью социального развития, в которых он осознает себя полноценной и не: ЗБторимоЙ личностью. Поэтому, исходя из отсутствия объекта!..их оснований для гуманистического, а значит и атеистического миропонимания и мировосприятия, следует соответствующим образом оценивать результаты проводившегося ранее "атеистического просвещения' масс". Если атеизм, как составная часть тучного мировоззрения, в которой концентрировано выражена гуманисте 'еекая направленность это.1 системы взглядов, должен утверждаться посредством практики гуманистических социа.-ьньк-преобразований,, то тот атеизм, котпый формировался в мабсовом сознании за годы советской власти, следует называть,скорее, "богоборчеством", "мировоззренческим индефферентизмом", "нерелигиозным фанатизмом", т.п. но не атеизмлл в собственном смысле этого слова, поэтому массового атеизма, как феномена духовной культуры общества, формировавшегося послэ 1917 года, следует считать не существовавшим в действительности. '- .

Утверждается, что социальна}, система, которая и-пользует человека в качестве средства собственного развития, гэ свое"у существу несовместима с Нормированием у трудящихс: такого миро-

^и.рыи-.й, I- гс. тором зрьбуется восприятие себя и окру.лакцих лв-. д-.Я ь шчъст*« ьнсаей цй.Чпости. Поэтому а»е.' зм, как гуманисти-чыжьк Ълыьм взгдгд-г, на кмол оснований в социальной яизне-дея1бЛ1часш л*дей.

• Констатируется, что пя-новость атеист! гаской пропаганды в массах привела к извращению сущности атеистической ^.аботы и ут-еорвде»шл атеястяческого уироЕоззрения, явилась дним из выражений грубого ад!.:и.чистрироваипя • и волюнтаризма в подходах к вопросу о существовании религии в-новой обществе.

Во второК главе - "Аспекта влияния религии и атеизма на ду-хоеный мир личности и социальную активность" - рассматривается возможность совместного влияния атеизма и религии на формирование личности.

•■ В первом параграфе - "Религия, атеизм и элементы гуманистического мировоззрения личности" - исходным пуг -том анализа является ¿положение, что в условиях свободного дуувного поиска и способа самоутверждения, личность может использовать накопленный христианством гуманистический потенциал .общечеловеческих ценностей в целях проявления собствен я го нравственного, эстетического, трудового,и прочих аспектов самоутверждения. Усвоение личностью гуманистического содержания атеизма является существенным- сдерживаюцим фактором, преплтсвукзщим возникновению религиозного фанатизма. В то же время, евангельское учение способно устранить Еознгсновение фанатизма атеистического . •

Диссертш.г утверждает, что христианство и атеизм исходят в Своих гуманистичесчих построениях из того фундаментального обстоятельства, что источником духовности является не отдельна • взятый, индивид, но' надындивидуальная ценность, -которой каждый призван подчинить свое существование, .тобы стать личностью, реализовать свои общественную человеческую сущность.

. Для религии таким надличностным источником духовности являемся сверхъестественное существо, для атеизма - мир материальной и духовной культуры,'в соотнесении с которыми человек способен находить личностный смысл существования, индивидуальные духовные .качества. " настоящее время, характеризуещееся массовым -разочарованием в госгодствоваваих ранее социальных орие! тирах и.идеалах, при вынужденной замкнутости каждого на узколичностных, зачастую антиобщественных интересах, важно сообщить людям установку на сознательное усвоение того существенного обстоя-

хздьотнн, чт.; сякоу? ",рмд.*-пе и сзмарепякз'шл »гг-шосги подокна Г/ЛЫ'о i. поноке нзеннднкпнц'нлыпх ¿в.'ховннх ценностей.

Диссо|.7Д-;? подчеркивает, что при очевидном празиании гак христианство:;, гак и е?оизч»1 чолонека п качестге пспреходядеи ■ цепкости, ото сбстоятзяьстго помет рормнройать в духовна (про личтстн гумр.кнстнчс-ское восприятий "ближнего" в качество реально суг^счрущзй, нлдпндпвидщальной ценности, поскольку христианство и атеизм требуют утверждения а иидньидуальном и общественном со знании прчзнгпия уникальности и неповторимо ¡I самоценности чейов-зческоП й-.изнн. ТзкоП к человеку позволяет рассматривать дсиетвнтзлпюсть через приему ее енслозо проявления -человека и, тем самым, организовывать мир человека соответственно ого перке.

В этом пченз везкокно и необходимо единство усилий христианства и атеизма a iTормнревзз-ши духовного мира личности. В христианство чоле:-ек трактуется '".к еуслий продукт "созданного" мира, cyrpc?'jo, в котором содер:5Н'^ел "дуА бохз'н-". 3 такой форме ото учение у;ч еропдет спределеннм" императив, требуидий спеик-■jiTCOCKoro ...:nicn:!>¡ к чел-мзогсу п ебрэзе евангельского Сина Че-лоте-еекего этот ir г:.-ртт.1с приобретает кзрактер эстетического ст^ппорта человека, к которому признан сгаемнтвсл кокдт-ч* иипи-вид п кзторнй требует признания существования "Ливеног^" в качества ;!П'"юстнон сверхценнооти.

Со свое;: стере::;,:, атеизм об зен-звнпзет, что реально судест-By:~'i,íií пнппвпд достоим в своих сущности»гх, погейцяальных характеристиках: такого кз отя текия, каким предложено воспринимать в христианством учении Сына Человеческого. Поэтому трактогкг действительности посредством реально сумееткуплен сверхценностм - огеухавдих люде;» - позволяет личности ориентированно, гуманистически ос.мнсливать дезствет-эльность и весе спектр происходящих в ней собнтиЛ, процессов и явлений.

На этой основе гззмс;::ен с пред с-донный союз христианства и атеизма в плен' ¡тормнрования духовного мира личности э обогащении его общечеловеческими ценностями, без вэокишк уступок в фундаментальных мярсвээзрешпзких позиц;и.т, поскольку последние выходят за пределы херахтерзстих непосредеттенногЗ :шзнопного процесса конкретной личности н е? отношения к людям,

Диссертант утверглает, что как христианство, ¿ар и атеизм солидарны з признании человека гысте;! из земных ценностей, и,

о С а r:y>ûst.i >otî><»..«;»%w да хплащьгЮипт&к йздоЯ L;OX Î>•;<•< '»cct.-FîeaijTB, ьи^ь не ССШЬ.ТС.Е;»» на:>начбн..к л %-:;г:лака ь ь'.уру, li лерв}й "черьдь эт.-. оза'лчнот созданий тз-! и/, ¡.мггериальнгх условии апяни людой, с коюрых о toi не побуйд-от-ся к антигунашм.! форяам социальной активности.

Во Еюрои параграфе - "Влияние религии и атеизма на гуманизации социальной активности личности" - диссертант констатируег., что ъ современных условиях христианство ььшло за рамки-навязан-. ногэ ему ранге качества "абстрактного гуманизма". Современные церковные объединения проводят многогранную работу в сферах образования, здравоохранения,•благотворительности и т.п., что предполагает признание ;:х как значительного социального явления. С учетом современной социальной динамики необходимо признать, что 'в обозримом будущем христианский гуманизм окажется активной силой, формирующей социальную деятельность людей.

Подчеркивается, что одна из существенных слабостей атеизма, пропагандировавшегося ранее, состоит в том, что для це,..зй соци-¡льноР ориентации кдпности в нем не быта и да сих пор нет разработки такого же сс'разного подхода к необходимому нравственному идеалу', какой осуществлен в христианстве образом Иисуса Христа. .Указанный для целей пропаганды недостаток научного атеизма как системы' BHamiiî является, одкоЕрекь.-шо, и его относительным преимуществом. Последнее опредляетея нз только тем, чг'о атеизм яв-. гнется наукой, ко л тем, что подход к челоьеку в нем раскрываете.1: в гуманистическом плане шире и глубже.

Образ Христа вмещает в себя фантастически очерченные характеристики сущности человека, которая действительно имеет безграничные,- "божественный" способности к самосовершенствованию и установлению власти над собой и миром. Этот образ будет привле-" кать к себе людей как идеал межличностного общения до тех пор, пока в самой действительности человек превратит себя' в свободное, избавленное от пороков, могущественное существо.

Диссертант утверждает, что евангельские подхода' к человеческой природе имеют и свои ущербность: ь образе Сына Человеческого реально существующий индивид теряет сво» уникальность, она теря-тся перед лицом бесконечности.

• Непреходящее значение -научного атеизма в этом плане сосг-тоит б том, что он, не ставя над человеком какой-либо сверх-

ценной сущности, показывает, что кагдый индивид е^ть сверхценюсть.,, Поэтому социальная'деятельность, как это указывается- научньа* ате- . измом, должна быть соответствующим образом организовано и подчинена существованию этой сверхценности» ■ ■ . ' ..

Исходя из понимания научным атеизмом природы и сущности человека, его роли и назначения в мире, констатируется, что не бы- . вает "рядовых", "малегы;их" и "великих" людейi - каждый уникален и велик, и, з утверждении своей неповторимости, призван реализовать в однажды данном -жизненном процессе все свои потенции посредством утверждения гуманных условий жизни для себя и окружающих людей. Если гуманизм христианства требует служения богу и-сострадательной любви к ближнему, то р-еиэм утверждает необходимость служения человеку посредством создания условий для его свободного развития.

Исходя из проведенного анализа, диссертант утверждает, что объективным основанием содержательного диалога и совместных усилий в деле формирования гуманистически ориентированной личности и соответствующей этому социальной ак'.ЛЕНзсти, является необходимость реаенин стоящих перед Цивилизацией глобальных проблем. Важнейшим е\ бт,активным основанием динения христианства и научного атеизм,ч оказывается осуществляемая в обеих этих мировоззренческих систем.*« трактовка человека в качестве цели общественного развития, признание ими человека шспй из существующих цонп.стзй.

В "Заключении" подводятся итоги ;;сследовани: и намечаются пути двлььейзсго теоретического поиска теки взаимосвязи гуманизма, религии и атеизма.

Апробация результатов исследования, Основные положения диссертации опубликованы в следующих рвотах:

I. Саенко Й.И., Тарасов Ю.В. Методические рекомендации к изучению темы "Роль гумаичстического содержания научного атеиз-' ма в коммунистическом воспитании" спецкурса "Гуманистическое ' . содержание научного атеизма": Кочмунарск, Ii?63. - 47 с.

Z. Олефнр H.H., Тарасов Ю.В. Методические рекомендацич к изучению гуманистической трактовки человека и его жизнедеятельности е спецкурсе "^монистическое содержание научного атеизма": Коммунарок, I96Ü. - £0 с. ' -

3. Тарасов D.B. Учение и практика русского православия// Вопросы атеизма: Киев. Изд. при Киевском гос.ун-те нзд._ объеди— '

нения "Вища школа",' 15135. - С. 38-45.

4. ТарасоЕ Э.В. Воспитание - действенное средство реализации гуыа;;иэма // Вопросы атеизма. - Кисе. Изд'. при Киевском гос.

?-,к. <кХ(/-1г/. /¿У^-а <?/.- яму?/