автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Егише Чаренц и армянская советская поэзия 1920-х годов

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Гаспарян, Давид Вазгенович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Егише Чаренц и армянская советская поэзия 1920-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Гаспарян, Давид Вазгенович

Предисловие

Введение

I. Родина и поэзия.II

П. Безбрежный мир человеческих чувств.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

Литера.турное движение в 1920-е годы (Организационная работа и программно-теоретические вопросы)

ГЛАВА ВТОРАЯ.

Путь новейшей поэзии

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

От революционного романтизма к эпичности и реализаду. ♦

Выводы.

Список цитированной и использованной литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Армянская советская поэзия 1920-х годов представляет собой самостоятельный этап в истории многовековой армянской поэзии, характеризующийся своеобразием идейных, эстетических, теоретических и общественных проблем, уникальностью художественного опыта. Литература этих лет воплотила в себе дух возрождающейся страны, яркие и характерные черты эпохи. Армянские писатели, и в первую очередь поэты, с бурным юношеским воодушевлением принимали участие в формировании новой литературной жизни, объединении творческих сил, создании нового литературного движения, а также выработке новых художественных средств и форм отражения действительности. Армянская поэзия 1920-х годов развивалась в тесных творческих связях с теми идейными и организационными принципами, которые были созданы и сформированы молодой советской литературой. Перемены, происходившие в армянской литературе, расширяли ее охват, выводили ее за пределы местных рамок и втягивали в сферу более широких литературных отношений.

Богата поэзия этих лет. Интересны поиски многих поэтов -А.Акопяна, Г.Маари, Н.Зарьяна, А.Бштуни, Г.Абова, В.Алазана, М.Армена, Г.Сарьяна, В.Норенца, С.Таронци и других - однако в литературе этого периода возвышается колоссальная фигура ЕЛ аренда, творческий опыт которого лег в основу всей армянской советской литературы и, в первую очередь, поэзии. Творчество ЕЛаренца -высший критерий поэзии времени, одно из крупнейших и уникальных явлений в армянской литературе вообще. Его творчество - это стержень, вокруг которого группировалась вся литература и, в первую очередь, поэзия - получившая в те года особое распространение.

Фактически вся армянская советская поэзия развивается по пути, проложенное Чаренцем. И литературные единомышленники, и противники, соглашаясь или споря с ним, следовали по проложенного им пути, осваивая его художественный и организационный опыт. Именно с этой точки зрения в диссертации рассматривается вся поэзия. 1920-х годов, что обусловило ее заглавие, характер и построение.

Основная цель диссертации - исследование и анализ армянской советской поэзии 1920-х годов во всей широте и глубине ее художественного и теоретико-критического материала, выявление ее особенностей в общем контексте многонациональной советской литературы, ее роли и значения в формировании литературы социалистического реализма.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Егише Чаренц и армянская советская поэзия 1920-х годов"

1, Армянская поэзия конца XIX - начала XX веков, непосред ственно предшествовавшая созданию и формированшо армянской поэзии советского периода и явившаяся основой ее дальнейшего развития, достигла высокого художественного уровня. Такие крупные предста вители армянской поэзии этого периода, как О.Туманян, А.Исаакян, В.Терьян, М.Мецаренц, А.Ярджанян (Сиаманто), Д.Варужан, В.Текеян, своим творчеством сформировали совершенно новые традиции и способ ствовали утверждению новых художественных средств в истории много вековой армянской поэзии, В общей атмосфере армянской поэзии 1910-х годов делали свои первые литературные шаги и те молодые армянские поэты, которым в последующем было суждено прололжть новые пути развития армян ской поэзии. Это были Е.Чаренц, А.Вштуни, Г.Маари, Н.Зарьян, Г.Абов и др, Армянская поэзия начала века развивалась по нескольким тема тическим направлениям, среди которых особое место занимали патрио тическая лирика и изображение духовного мира личности, находящей ся в тяжелейших общественных условиях, обусловленных событиями мировой войны и беспримерно трагическим положением армянского на рода.2, Исторической предпосылкой формирования и развития аршн ской советской поэзии явилось создание Армянской Советской Социа листической Республики. Шоговекая армянская литература, бывшая на протяжении веков литературой колони!! и развивавшаяся за преде лами матери-родины, вновь обрела возмолшость существования на воз рожденной родине и развития в живой атмосфере родного народа.3, Непосредственно после утверждения Советской власти в Арме нии началось и новое литературное движение. В 1920-е годы вознж- 386 -

ли различные литературные группировки ("Трое", Ассоциация проле тарских писателей Армении, "Ноембер", Союз пролетарских писате лей Армении, Союз трудовых писателей Армении, Федерация писателей

Армении), вокруг которых объединились литературные силы времени, Вдохновителем литературного движения этих лет был Е.Чаренц, цели ком отдавшийся делу создания новой литературы. Вместе с ним теоре тические, художественные, творческие и организационные вопросы арглянской советской поэзии энергично решали А.Акопян, А.Вштуни, Г.Маари, Н.Зарьян, Г.Абов, В.Алазан, В.Норенц, Таронци, Г,Са рьян, М.Армен, Г.Айкуни, А.Сурхатян, П.Макинцян, Г.Ванандеци, Н.Дабагян, А.Гюликевхян и многие другие поэты и критики. Их сила ми в 20-е годы в Ереване, Тбилиси, Москве, Баку издавались газе ты и журналы ("Норк", "Цурч", "Дарбноц", "Кура", "Вышка", "Дирке рум", "Лусабац", "Нор ашхар", "Нор акос", "Верелк", "Нор уги", "Гракан диркерум" и другие), на страницах которых разрабатывались теоретические принц^шы новой поэзии, а также публиковались первые опыты создававшейся художественной литературы. Литературная жизнь широко освещалась также на страницах партийной печати ("Хорурдаин Айастан", "Кармир астх", "Мартакоч" и др.),

4. Армянское литературное движение 1920-х годов, которое воз главляли главным образом поэты, имея в виду перемены, происходив шие в общесоюзной литературе, ставило перед собой цель уточнить главные принципы и направления развития поэзии. В самом начале 1920-х годов наиболее ярко проявили себя "левые" настроения. В то же время поэзия этого периода иглела ярко выраженную агитацион ную направленность. В декларации "Трех", программе "Standart", в програмглных документах Ассоциации пролетарских писателей Арме нии отвергались литературно-художественные ценности, созданные в классический период армянской литературы, и ставилась задача все начать сначала. Эти тенденции проявились в книгах "Поэзозурна",

"Романс без любви", "Капказ", "Комальманах" БЛаренца, "Чувство и колокол" А.Вштуни, "Вулканическая поэзия", "Трудовая" В.Алаза на, "В голубой стране канала" Н.Зарьяна, "Только женщина", "Нож к горлу" Г.Абова, "Песни железной страны" М.Армена, а также мно гочисленных стихотворениях и поэмах А.Акопяна, Г.Маари, В.Норенца, СТаронци, Г.Айкуни и др.Во второй половине 1920-х годов в армянской поэзии произошел коренной перелом. Поэты постепенно вновь обратились к классичес ким традициям армянской поэзии, отказались от крайностей, отвле ченной риторики и обратились к реалистическому изображению жизни и живого человека. Этот перелом ознаменовался созданием таких зна чительных произведений, как "Героическая поэма", "Хумбапет Ша варш", сборник "Эпический рассвет", цикл "Лирический антракт" Е.Чаренца, поэма "Рушанская скала" Н.Зарьяна, книги "Тополя" r.IvIaapH, "Утро" СТаронци, "Вторая книга" В.Норенца, "Страна со ветская" Г.Сарьяна, "Песни стройки и победы" В.Алазана. Существен ные перемены произошли и в творчестве других поэтов.5. В начале 1920-х годов армянская советская поэзия выдвину ла и художественно освоила следующие основные темы: а) прощание с прошлым, способствовавшее психологической подготовке к восприя тию нового мира; б) воспевание революционного пробуждения страны, технического прогресса, строительства и новой жизни; в) творчес кое освоение нового быта и новых нравов города и деревни; г) худо жественное изображение нового человека, создание образа положи тельного героя: с одной стороны, гражданина-созидателя нового об щества, с другой - реально существовавших исторических личностей, организаторов революционной борьбы и строительства. С этой точки зрения особенно выделяется Лениниана армянских поэтов; д) тема пробуждающегося Востока и идейно враждебного ег^ Запада, обуслов ленная осознанием всемирного значения Великой Октябрьской Социали- 388 -

стическоц революции; е) любовь, чувство любви, как один из глав ных факторов психологии нового человека. Эта тема в своем разви тии имела различные особенности - любовь как здоровый половой ин стинкт, любовь как чувство, соответствующее гражданскому облику нового человека, любовь как естественное, живое человеческое чув ство; ж) в этот период бурно развталась и програглмная поэзия, рассматривавшаяся как одна из главнейших тематических задач лите ратуры .Поэзия начала 1920-х годов характеризуется прежде всего ре шительным отказом от классических принципов поэтжи и созданием новых. Эти изменения были обусловлены глубоким осознанием револю ционной силы, мощи героической борьбы народа, протестом, налрав лешшм против старого мира и старого искусства, агитационными це лягли поэзии. Изменился язык поэзии, обратргвшейся к языку масс.Эстетика "слова-бомбы", "ритма-бомбы" решительно преобразовала структуру стихотворения, она стала более свободной и динамичной.Новое качество приобрел и художественный образ, обретя новые кри терии сравнения. Совершенно новые принц1шы были разработаны в сти хосложении и в ритмике, преобладающими стали ударные строки, быст рые и резкие ритмы. Силлабический стих сменился тоническим.6, Со второй половины 1920-х годов развитие поэзии шло по сути от революционного романтизма к эпиз]цу и рвализщ. Были выдаи нуты новые творетические принцшы, способствовавшие восстановле нию классических традиций, более глубокому и богатому изображению образа нового человека, преодолению "левых" крайностей, культа техницизма и схематизма, утверждению эпичности и лиризма.На этом этапе также развивалась программная поэзия, выдвинув шая новые задачи реалистического изображения действительности.Е.Чаренц свошли произведениями, созданными в этот период, реши тельно изменил процесс развития поэзии. Он выдвинул принцип мону- 389 -

ментального изображения не только исторического прошлого или ожи даемого будущего, но, в первую очередь, современности, творческо го настоящего. С новой силой и гдо^биной изображаются эпизоды со циалистической революции. Создается эпос нового времени. В произ ведениях, объединенных в циклах "Эпические фрагменты", "Стихотвор ные новеллы" книги "Эпический рассвет", Е.Чаренц создает глубокий и содержательный образ исторического настоящего и великого будуще го.Изображению исторического настоящего,.да1зни и будней народа, истории социалистической революции и формированию психологии но вого человека посвящены также многочисленные поэмы и стихотворе ния Н.Зарьяна, Г.Маари, Г.Сарьяна, Таронци, В.Норенца, Наряду с эпическими те же поэты создавали многочисленные ли рические произведения, главным образом воспевая в жанре оды стра ну и народ.Изменяется и техника поэтического искусства. Достижения сво бодных поисков начала 1920-х годов сочетаются со средствами и спо собами выражения, выработанныгли классической поэзией, образуя со вершенно новое художественное качество. Язык освобождается от вульгаризмов и диалектизмов.7. Молодая литература 1920-х годов, вначале отойдя от живо творных традиций армянской классики, а затем вновь обратившись к ним, разрабатывает новые и перспективные литературные принципы, которые передаются последующим десятилетиям.При бурном творческом и практическом участии Е.Чаренца форми руется новый этап армянской литературы, вырастает новое поколение армянских писателей. Е.Чаренц был той могучей литературной и исто рической личностью, которая сгруппировала вокруг себя литератур ную молодежь, организовала литературную жизнь, создала кипучую литературную атмосферу, наметила теоретические програглглные пути

развития литературы, художественно претворив эти принципы. ЕЛа ренц основал целую литературную школу или направление, ознамено вав посттерьяновский, новый, чаренцовский, этап литературы.Одновременно поэзия 20-х годов направленностью своих поисков, своими неразрывными связями с общественно-историческим движением эпохи подняла армянскую литературу на новую ступень развития.Двадцатые годы - период становления и формирования нового художественного метода - социалистического реализма. Армянская поэзия росла и щжала в тесном взаимодействии с многонациональной советской литературой и, прежде всего, русской.Армянская советская литература 1920-х годов, развиваясь на основе общих закономерностей литературы времени, создала в резуль тате этого полноценные художественные творения, характеризующие время и своеобразие развития революционной жизни, а также истори чески значимые произведения, которые не утрачивают своего важно го значения и интереса для последующих времен, Поэзия 20-х годов с присущими ей специфическими принципами и задачами развития художественного слова выявляет разносторон ние закономерности самостоятельного этапа истории литературы. ЬЬ лодая литература этих лет, вначале оторвавшись, а затем основатель но связавшись с животворными традициями армянской классики, раз рабатывает новые и перспективные литературные принципы, которые передаются последующим десятилетиям,