автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Публицистика Дереника Демирчяна

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Давтян, Роберт Гургенович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Публицистика Дереника Демирчяна'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Давтян, Роберт Гургенович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Д.ДЕМИРЧЯН И НОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

I. Истоки публицистики писателя, общественно-политическая деятельность, формирование эстетических взглядов

2. Д.Демирчян и вопросы воспитания нового литературного поколения

3. Д.Демирчян о задачах печати

ГЛАВА ВТОРАЯ. Д.ДЕМИРЧЯН - ПУБЛИЦИСТ

1. Могучая сила сатиры (публицистика Демирчяна в 1920-30ые годы)

2. Писатель и война (публицистика Демирчяна в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы)

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Д.ДЕМИРЧЯН И ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ

1. Армянская культура в оценке Д.Демирчяна

2. Оценка армянской классической литературы в публицистике Д.Демирчяна.

3. Д.Демирчян о русской литературе и культуре.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Давтян, Роберт Гургенович

Дереник Демирчян - один из основателей и корифеев армянской советской литературы, создавший в продолжении своей долголетней творческой деятельности множество исключительно своеобразных и талантливых произведений в самых разных жанрах - поэзии и прозе, драматургии, публицистике и критике.

Его литературный путь начался с поэзии еще в 90-ые годы прошлого столетия. В этой области он печатался целых двадцать лет, но так и не раскрылся в полной мере талант писателя. Наряду с поэзией он пробовал свои силы также в драматургии и прозе. И уже первые его рассказы, повести и драмы, созданные в 1910-ых годах, засвидетельствовали рождение нового талантливого прозаика и драматурга.

В области драматургии он разработал жанр социально-психологической и философской драмы, а в прозаических произведениях продолжил и развил традиции армянской реалистической прозы, привнося в литературу новые сюжеты и новых героев, которые выражали подчеркнуто гуманистическое мироощущение автора. Оставаясь всегда на позициях реализма, Демирчян не поддался влияниям разнообразных модных упадочнических литературных течений времени. А после победы революции и утверждения Советской власти в Армении писатель целиком посвятил себя делу общественного и культурного развития нашей страны.

Его рассказы ("В доме отдыха", "Сато", "Меркэ", "Товарищи", "Наргиз", "Трое" и др.) и повести ("Рашид", "Нигяр" и др.) отличаются богатством тематики, охватывают самые разнообразные сферы жизни. Писатель прославляет в них идейную целеустремленность и героизм революционных бойцов, участие трудовых людей в общественно-политической жизни.

В течение всей своей творческой жизни он всегда шел в ногу с временем, непосредственно и сразу откликаясь на требования общественной жизни. Его драматические произведения - коме-дии"Храбрый Назар" и "Наполеон Коркотян", в которых ярко проявился талант писателя-сатирика, пьесы "Фосфорический луч" и "Капутан" - по глубине и смелости раскрытия различных негативных явлений жизни достойны самой высокой оценки.

Среди драматических произведений Д.Демирчяна наиболее выделяется своей художественной значимостью комедия "Храбрый Назар" .

Своего рода новшеством явилась созданная в 1932 году историческая драма "Страна родная" - одно из значительных произведений писателя. Однако все это было как бы своеобразным прологом и подготовкой к историческому роману "Вардананк", который стал одним из художественных достижений не только самого Демир-чяна, но и всей армянской литературы.

Роман "Вардананк" посвящен далеким, но оставшимся навсегда в памяти народа событиям У века - роковой борьбе армянского народа за свою свободу и независимость против персидского ига. Д.Демирчян писал "Вардананк" в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В романе с новой силой выявились существенные черты всего творчества Демирчяна, его интернационализм и гуманизм.

Дереник Демирчян жил насыщенной и напряженной жизнью подлинного художника, гражданина, деятеля культуры, он всегда был в гуще событий эпохи. За свою более чем шестидесятилетнюю творческую жизнь он создал не только множество рассказов, драм, коо медии, романов, миниатюр и фельетонов, но и написал множество критических и публицистических статей, которые составляют существеннуто и важную часть его литературного наследия. Его публицистика раскрывает глубинные пласты новых явлений жизни, выступает в защиту добра и справедливости, осуждает мещанство и ложь.

В первые же годы Отечественной войны . шестидесятипятилетний писатель обратился с просьбой направить его на фронт, на что, естественно, получил отказ. Однако писатель стал участником войны своими блестящими статьями, проникнутыми верой в победу, воодушевляющими бойцов, обучающими их "науке любви и ненависти". Без многочисленных демирчяновских статей невозможно представить полностью шестидесятилетнюю историю армянской журналистики и публицистики.

Д.Демирчян был также теоретиком литературы. Опираясь на мировую литературу и собственный творческий опыт, он написал множество статей, исследований об армянской литературы, языке, о самых разных вопросах нашей истории и культуры.

Его статьи о русской и мировой литературе пронизаны особой любовью и выделяются глубиной познаний.

В богатом литературно-публицистическом и теоретико-критическом наследии Демирчяна отражена вся многогранность и разносторонность его интересов. Писатель вскрывает в них сложные повороты истории общества, изображая на этом фоне динамику человеческих характеров, психологию различных поколений.

По сей день не освещены и не оценены по достоинству многочисленные статьи и выступления видного публициста, посвященные проблемам литературной критики и общей теории искусства. В его обширном литературно-критическом наследии, в статьях и выступлениях, касающихся разных вопросов художественного творчества, драматургии и театра, выявляется беззаветная преданность писателя литературе и искусству, его активная заинтересованность в многообразных явлениях жизни.

В публицистике Демирчяна проступают черты его творческой индивидуальности, характер его общественного мировоззрения, облик большого гражданина и мыслителя. По своему содержанию, разнообразию выдвинутых вопросов и глубине оценок, статьи Демирчяна являются одним из наивысших выражений армянской теоретической и критической мысли. Писатель выступает в них как защитник реалистических принципов литературы, борется во имя ее партийности и народности.

Этот раздел литературного наследия Д.Демирчяна мало знаком не только читателю, но и специалистам. Исследователи жизни и творчества крупного писателя обращались к его публицистике лишь по тому или иному поводу. Настоящая работа является первой попыткой целостного и многостороннего анализа общественно-политической и публицистической деятельности Д.Демирчяна.

В работе предпринята попытка представить литературно-публицистические произведения писателя, которые публиковались на страницах периодической печати в течение всей его творческой жизни. Тема важна с точки зрения научного освещения не только творчества Демирчяна, но и армянской общественной мысли XX века, в частности, некоторых существенных вопросов истории печати и публицистики.

Публицистика Демирчяна довольно богата в жанровом смысле. Она представлена очерками, статьями, фельетонами, речами, памфлетами, воспоминаниями, путевыми заметками, письмами и т.д., которые до сих пор не становились предметом самостоятельного исследования. Будучи первой целостной работой об этой сфере творческой деятельности писателя, наше исследование, естественно, не может исчерпать все вопросы и задачи, диктуемые темой. С целью их изучения и освещения мы в основном пользовались опубликованными публицистическими материалами и архивными документами»часть которых вводится в научный обиход впервые (последние взяты из личного фонда Д.Демирчяна). В процессе исследования мы естественно использовали также материалы армянской периодической досоветской и советской печати.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Публицистика Дереника Демирчяна"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из нашего исследования мы можем сделать следующие основные выводы.

1. Д.Демирчян прожил жизнь полную забот и раздумий о судьбах родного народа. 60 лет плодотворной литературно-публицистической деятельности были насыщены событиями небывалого напряжения и размаха, имеющими огромное историческое значение. Патриотические взгляды писателя проявились уже в его самых ранних произведениях, стихотворениях и рассказах. В своем творчестве он выразил глубокие гуманистические идеи добра, справедливости и красоты.

2. В своей публицистической деятельности Д.Демирчян был гражданином-гуманистом в полном смысле этого слова. Его весомое слово, устное и письменное, звучащее с трибуны съезда или Дома писателей, с подмостков сцены или со страниц печати, было пронизано мудростью и животворным дыханием. Оно воодушевляло людей, оказывало огромное воздействие на широкие массы, реабилизо-вывало общественно-литературную мысль, давая направление социалистической литературе и искусству.

И когда мы перечитываем сегодня статьи, заметки, фельетоны, очерки, перед нами встает не только образ человека глубокого, разностороннего и пытливого ума, умевшего прозорливо ставить животрепещущие актуальные вопросы политики, искусства и эстетики, но и художника, писавшего об искусстве с подлинным изящест^ вом, увлеченного и увлекающего, заражающего нас своим глубоким и безошибочным восприятием прекрасного.

Публицистике писателя присущи глубина и всестороннее исследование вопросов, аргументированность и принципиальность оценок. Его образное и остроумное публицистическое слово, как и художественное творчество, помогало людям на пути утверждения счастья человека.

Демирчян как публицист продолжал традиции советской публицистики и всей своей жизнью остался верным ленинским идеям. Героем его публицистики был советский человек. Его литературные, критические и публицистические произведения выявляют огромную эрудицию и широкий кругозор большого писателя. Демирчян как литературовед, театровед, искусствовед, драматург, публицист, педагог был глубоким и своеобразным мыслителем. Считая всестороннее усвоение классического искусства прошлого одним из важных условий развития социалистической культуры, выдающийся писатель и признанный искусствовед выдвигал одновременно необходимость создания нового искусства, художественного воплощения идей и принципов социалистического гуманизма. Блестящий знаток искусства, он неоднократно обращался к проблемам эстетики. На его взгляд, пролетарское искусство не могло быть не реалистическим.

3. Огромны были заслуги Демирчяна в развитии армянской советской культуры, в воспитании нового поколения. До конца своей жизни он активно и внимательно следил за живым процессом развития нашей литературы и культуры, сыграл большую роль в деле идейной и художественной ориентации армянских драматургов и театральных деятелей.

4. Стоя у истоков литературы социалистического реализма, Демирчян активно участвовал в разработке ее методологических принципов. Особую ценность представляют те его статьи и выступления, которые затрагивают вопросы характера и пути развития НО' вой литературы, изображения нового человека, использования лучших традиций армянской и русской классической литературы.

Неутомимый труженик армянской литературы, Д.Демирчян всю свою жизнь был тесно связан с действительностью, которую он глубоко и правдиво отобразил в своем творчестве.

5,. Публицистика Демирчяна - один из наилучших примеров в истории армянской журналистики. Его каждая строка .дышит внутренней убежденностью. Он верил в сегодняшний день, предвидел будущее. Публицистика его проникнута воинствующим звучанием. Ей чужды риторичность, пышный, торжественный, напыщенный стиль. Слово писателя метко, образно, логично, научно и одновременно полемично и наполнено гражданским пафосом. Оно должно привлекать внимание общественности, оказывать огромное воздействие на живой процесс литературной жизни.

6. Публицистика Д.Демирчяна, представленная не только газетными статьями и выступлениями, но и многотемными исследованиями, затрагивающими широкий круг проблем, в высшей степени познавательна и ценна для истории публицистики. Публицистика писателя отличается еще и тем, что автор выдвинутые им самим принципы применял и в собственных художественных произведениях.

7. Настоящий труд, дающий полное представление о публицистике Д.Демирчяна, имеет особое значение для истории армянской критики и публицистики. Он может оказать практическую пользу студентам филологического факультета и отделения журналистики.

8. Демирчян глубоко прочувствовал страдания, выпавшие на долю родного народа, делил с ним его беды и радости, жил его судьбой. Трудной была жизнь публициста, полная тревог, бессонных ночей, а порой и горьких разочарований. Но эта была жизнь высокая и возвышенная, исполненная глубокого смысла и борьбы.

Весь свой щедрый талант художника и публициста он отдал людям, жил и творил для них, для своего народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И РУКОПИСЕЙ

 

Список научной литературыДавтян, Роберт Гургенович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Классики марксизма-ленинизма

2. К.Маркс и Ф.Энгельс Об искусстве. Изд.Искусство, М., т.1, 1967,-0.23.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., изд.Политической литературы, т.12, I960. с.99-105, т.9, I960. - с.207-209.

4. Ленин В.И. О литературе. М., Худ.лит., I97I.-303 с.

5. Ленин В.И. О культуре и искусстве. Ереван, изд.Айпетрат, 1958. 590 с.

6. Шаумян С. О культуре, искусстве и литературе. Ереван, изд-Айастан, 1979. 322 с.2. Книги

7. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М., изд.Современник, 1977. 399 с.

8. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 13 томах, М., изд. АН СССР, т.5, 1954. 348 е., т.7, 1955. - 601 с.

9. Беспокойный искатель (Слово о ДереникегДемирчяне), Ереван, изд. Советакан грох, 1977. 245 с.

10. Брехт Б. Театр, М., т.З, 1964. 433 с.

11. Благой Д. Мастерство Пушкина, М., изд. Советский писатель, 1955. 268 с.

12. Боровский В.В. Эстетика, .литература, искусство. М., изд. Искусство, 1975. 541 с.

13. Горький A.M. Литературно-публицистические статьи. Ереван, изд. Айпетрат, 1949. 150 с.

14. Демирчян Дереник. Повести и рассказы (предисловие С.Агаба-бяна), М., Худ.лит., 1977. 316 с.

15. Демирчян Дереник. Рассказы (предисловие Г.Тамразяна), Ереван, изд. Советакан грох, 1977. 245 с.

16. Матисен Ф.О. Ответственность критики. М., изд.Прогресс, 1972. 375 с.

17. Мкртчян В.А. Дереник Демирчян. Ереван, изд.Советакан грох, 1982. 346 с.

18. Колесов Н.В. Жанры советской периодической печати. М., 1964. 102 с.

19. Писатель и современность. Составитель Е.Сетояновская. М., изд. Прогресс, 1974. 455 с.

20. Русский фельетон. М., изд. Полит.лит., 1958. 452 с.

21. Симкин Я.Р. Происхождение публицистики. Алма-Ата, 1966.10 с.

22. Цейтлин А.Г. Стиль Ленина-публициста. М., изд.Наука, 1969. 278 с.

23. Шварц Е. Пьесы. М.-Л., 1962. 138 с.

24. ЛИТЕРАТУРА НА АРМЯНСКОМ ЯЗЫКЕ 3. Книги

25. Абовян X. Полное собрание сочинений в 8-ми томах, т.З, Ереван, изд. АН Арм.ССР, 1948. 347 с.

26. Агабабян С.Б. Аксел Бакунц. Ереван, изд.Айпетрат, 1963. -с.145, 238.

27. Агабабян С.Б. Степан Зорян. Ереван, изд.Айпетрат, 1956.24 с.

28. Агабабян С.Б. Егише Чаренц. Ереван, изд. АН Арм.ССР, т.2, 1977. 397 с.

29. Ахумян Т.С. Драматургия Дереника Демирчяна. Ереван, изд. Айпетрат, 1958. с.215, 235, 266.

30. Айрян Г.А. Жизнь и литература. Ереван, изд.Айастан, 1967.267 с.

31. Амирбекян В.М. Печать Армении в годы Великой Отечественной войны. Ереван, изд.АН Арм.ССР, 1971. 285 с.

32. Айрян Г.А. Главная проблема литературы. Ереван, изд.Айастан, 1969. 482 с.

33. Багдасарян А.Г. Творческий труд и мастерство Д.Демирчяна. Ереван, Гос.пед.ин-т им.Х.Абовяна, 1973. 226 с.

34. ЗЛО. Бодосян С. Армянская советская сатира в 20-ых годах. Ереван, изд. Айастан, 1963. с.15-16.

35. Вагаршян В.Б. Товарищи, друзья и я. Ереван, изд.Айастан, 1969. 485 с.

36. Воскерчян А.К. Критика и публицистика. Ереван, изд. Айастан, 1968. 518 с.

37. Григорян В.А. Формирование армянской советской драматургии. Ереван, изд.АН Арм.ССР, 1975. с.80, 138.

38. Гюльназарян Х.М. Армянская критическая мысль в 1920 годах. Ереван, изд.АН Арм.ССР, 1971.- 367 с.

39. Демирчян Д.К. Собрание сочинений в 14-ти томах. Ереван, изд.АН Арм.ССР, т.З, 1977.- с.51.

40. Демирчян Д.К. Незнакомые страницы. Ереван, изд.Айастан,1974. 335 с.

41. Демирчян Д.К. О Туманяне. Ереван, изд. Айастан, 1969.-С.20, 77.

42. Ддрбашян Э.М. Теория литературы. Ереван, изд. ЕГУ, 1972.- 505 с.

43. Джрбашян Э.М. Мировоззрение и мастерство, Ереван, изд. Айастан, 1967. 358 с.

44. Зарян Р.В. Воспоминания. Ереван, изд. Айастан, кн. I,1975. с.107-108.

45. Йсаакян Аветик. Об искусстве. Ереван, изд. АН Арм.ССР, 1977. 196 с.

46. Ишханян С.Т. Армянская политическая сатира начала XX века, Ереван, изд. АН Арм.ССР, 1972. 198 с.

47. Казарян Л. Традиции и художественное развитие. Ереван, изд. АН Арм.ССР, 1976. с.385, 419.

48. Казарян О.Г. Писатель и действительность, Ереван, изд. Советакан грох, 1981. 194 с.

49. Кочар Р.К. Собрание сочинений в 6-ти томах. Ереван, изд. Айастан, т.6, 1971. с.190-196.

50. Макарян А. Сатирическое творчество (Замечания и заметки), Ереван, изд. Айпетрат, 1957. 277 с.

51. Мкртчян В.А. "Вардананк" Д.Демирчяна. (Проблематика и поэтика). Ереван, изд.Советакан грох, 1977. 142 с.

52. Мкртчян В.А. Писатель эхо мира. Ереван, изд. Айастан, 1968. - 191 с.

53. Мурадян Г.Б. Дереник Демирчян. Ереван, изд. АН Арм.ССР, 1961. 511 с.

54. Мурадян Г. Дереник Демирчян. Ереван,изд. АН Арм.ССР, 1954. 171 с.

55. Мхитарян А.Г. Литературно-теоретические встречи. Ереван, изд. Айастан, 1972. 182 с.

56. Налбандян B.C. Писазсель и история. Ереван, изд. Айастан, 1970. 550 с.

57. Овнан Г.й. Луначарский и Армения. Ереван, изд.Айастан, 1968. 90 с.

58. Партизуни В.З. Сила и красота литературы. Ереван, изд. Айпетрат, 1963. 360 с.

59. Патканян Р. Собрание сочинений в 6 томах, Ереван, изд. АН Арм.ССР, т.5, 1968. с.72.

60. Правда об Армении (под редакцией Гарибджаняна Г.Б., Баг-дасаряна С.Б., Аракеляна Г.А.), Ереван, изд. Айастан, 1973. с.176, 177, 262, 265.

61. Погосян Х.С. Романы и образы. Ереван, изд. Айпетрат, 1961. 248 с.

62. Саринян С.Н. Историчность художественной литературы. Ереван, изд. Айастан, 1979. 362 с.

63. Саринян С.Н. Критика и художественный прогресс. Ереван, изд.Айастан, 1973. с.30, 312.

64. Тамразян Г.С. Дереник Демирчян. Ереван, изд.Айастан, 1976. с.87, 181.

65. Тамразян Г.С. Дереник Демирчян. Ереван, изд. Советакан грох, 1977. 222 с.

66. Тамразян Г.С. Ширванзаде. Ереван, изд. ЕГУ, 1978. 500с.

67. Терян В. Собрание сочинений в трех томах, Ереван, изд. Айпетрат, т.З, 1963.' 766 с.

68. Туманян 0. Собрание сочинений в четырех томах. Ереван, изд. Айастан, т.4, 1969. 480 с.

69. Туманян Н.О. Воспоминания и беседы. Ереван, изд. Луйс, 1969. 334 с.

70. Туманян Н.О. Туманян-критик. Ереван, изд. АрмФАИ, 1939, с.102.

71. Хачикян Я.И. Вопросы эстетики искусства. Ереван, изд. Советакан грох, 1972. 278 с.

72. Чаренц Е.С. Собрание сочинений в 6 томах. Ереван, изд. АН Арм.ССР, т.6, 1967. с.306, 327, 332, 333, 418, 498.

73. Юзбашян Б.Г. Ленинская теория отражения и литература. Ереван, изд. Айастан, 1972. 486 с.

74. Юзбашян Б.Г. Из истории становления эстетики социалистического реализма. Ереван, изд. Айастан, 1975. 490 с.4. Периодическая печать

75. Авангард газ., Ереван, 1930.

76. Айоц лезун ев граканутюн дпроцум. (Армянский язык и литература в школе), ж., Ереван, 1977.

77. Анаствац (Безбожник) ж., Ереван, 1929.

78. Бан^ер Еревани амалсарани (Вестник Ереванского университета) -ж., Ереван, 1977.

79. Вопросы литературы ж., М., 1962.

80. Гарун (Весна) ж., Ереван, 1969, 1982.

81. Горц (Дело) ж., Баку, 1917.

82. Гракан терт (Литературная газета) газ., Ереван, 1938, 1939, 1941, 1945, 1947, 1948, 1951, 1954, 1955, 1975, 1977.

83. Гракан-гехарвестакан альманах (Литературно-художественный альманах), Тифлис, 1919.

84. Патма-банасиракан андес (Историко-филологический журнал)-ж., Ереван, 1977.

85. Кармир моцак (Красный комар) - газ., Ереван, 1926, 1927.

86. Коммунист газ., Ереван, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945.

87. Кооперация Армении, Ереван, 1920.

88. Литературная газета газ., М., 1934, 1947, 1956.

89. Мшак (Труженик) газ., Тифлис, 1914, 1919.

90. Нор-акос (Новая борозда) газ., Ереван, 1925.

91. Нор ашхар (Новый мир), ж., Тифлис, 1922.

92. Правда газ., М., 1941, 1942, 1956.

93. Советакан Айастан (Советская Армения), газ. Ереван, 1941, 1942, 1944, 1945, 1949, 1953, 1955.

94. Советакан Айастан, ж., Ереван, 1948.

95. Советакан арвест (Советское искусство) ж., Ереван, 1957, 1960, 1977.

96. Советакан граканутюн (Советская литература) ж., Ереван, 1941, 1942, 1943, 1945, 1957, 1962, 1967, 1974, 1975, 1977.

97. Советакан манкаварж (Советский педагог) ж., Ереван, 1977.

98. Советская печать ж., М., 1960, 1965.

99. Советакан размик (Советский боец) газ., Ереван, 1944.

100. Хоррдаин арвест (Советское искусство) ж., Ереван, 1932.

101. Хоррдаин Айастан (Советская Армения) газ., Ереван, 1925, 1926, 1932, 1933, 1934, 1935, 1939.5. Архивы

102. Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства Армянской ССР.

103. Музей литературы и искусства им. Е.Чаренца. Архив Дереника Демирчяна, фонд Я 796, 923, 930, 936, 959, 1028, 1140.

104. Архив Дома музея Д.Демирчяна.