автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Экологическая культура как фактор гуманизации отношения общества к природе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Экологическая культура как фактор гуманизации отношения общества к природе"
РГ6 Ой
АКАДЕЛ1ИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН .ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА имени И. М. МУМИНОВА
На правах рукописи
МАХМУДОВА Шахло Латифовна
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ПРИРОДЕ
Специальность 09.00.11 — Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
ТАШКЕНТ — 1994
Работа выполнена в Отделе проблем человека и культуры Института философии и права им. П. М. Мумнпова Ali Республики Узбекистан.
II а у ч н ы п р у к о ц о д п т е л и доктор философских наук, профессор ШАР1ХОВА X. Л.
Официальные они о к е н т ы:
доктор философских наук АБДУЛЛАЕВ 3. кандидат философских наук ХУКУМОВ А.
Ведущая организация — Ташкентский автодорожный институт.
Защита состоится « » 1994 г. л часов
на заседании Специализированного совета Д 015.03.22 по защите диссертации па соискание ученой степенн доктора наук в Институте философии и права им. И. М. Мумнпова All Республики Узбекистан по адресу: 700170, Ташкент, ул. Муминова, 9.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, Ташкент, ул. Мумнпова, 13).
Автореферат разослан « » 1994 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, доктор философских наук,
профессор АЛ И КУЛ ОВ X. А.
0Б1ДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТН
. . Актуальность исследования. Возрастающее антропогенное воздействие на природу, углубление конфликта кевду техно- и биосферой имеют следствием обостренна экологической ситуации, которая стьисгитсл ссз более снцутилым препятствием о решении социальных, духовных и материальных проблем. Именно поэтов в статье 57 Конституции Республики Узбекистан записано, что "использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде..."*. Как подчеркивает Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, "Узбекистан столкнулся с одной из тгскелеПших бед. Водные ресурс» Среднеазиатского региона - на пределе. Аральская экологическая катастрофа с тревогой осознается как трагедия мирового масштаба"^. .'
В конце 70-х - начале 80-х годов в научной ¡¡нсли резко обозначились контуры социокультурного аспекта взаимоотношений общества и природы. Стала очевидной необходимость вплотную рассмотреть, социальный феномен - экологическую культуру. Создатели (математики, биологи, физики, инженеры) зкодого-матек'атического моделирования, система управления биосферой, социосфзрой, эко- . логического.прогнозирования, экологически чистых, замкнутых технологий и техники вышли на рубеи, без преодоления которого немыслимо прогрессивное будущее человеческой цивилизации'. Тагам .рубежом являются человек, общество и культура, составляющие важное звено в цепи связей,, отношений "природа - человек - общество". - •
Изменение общественного сознания, пересмотр ценностных ?'р:Г-териев, нравственной культуры а экологическом ключе, форнирова-низ нового видения диэни плэнэты в санам 'глубокой ее понимания - процесс долгий и трудный. В этом плана, пожалуй,, важнейшее изото занимает экологическая культура." Однако как социальное лпление, она изучена недостаточно. В частности, осталось без внимания то обстоятельство, что экологическое- воспитанно и образование как составные компоненты экологической куяьтурн тесно связаны с тоД средой, в которой формируется психологии, сознание, мировоззрение, народная культура, ео традиции, ценности,
I. Конституция (Основной Закон) Республики Узбекистан. - Тап- ' кент: Узбекистан, 193?..-С. 1У-?0. "
?,. Каримов й.Л. Узбекистан: ссоЗ путь обнозиеим и пногрз Ташкент: Узбекистан, 1992.-С.
сса.
Hop«j к т.д. Далее, экологические потребности играют едва ли не сам/в кардинальную роль в с-кодогяческой переориентации общества, что также мало изучено. История ясцо и однозначно показывает, что стирание специфических особенностей народной культуры, духовного наследия, сконцентрировавших человеческуи ¡.гудрзстъ тысячелетних взаимоотношений с природой, вызвали рез ко негативные последствия, которые проявляются'б падении нрав сгвенноста, забвения человекзских идеалов и т.д.
В научных исследования:', средствах массовой-информации, отдельных • реализуедгЫХ прогрс..л:ах по экологии обнаруживается с суствие системности, методологического фундамента, что но пос воляот радикально преодолеть узость мышления, утилитарность, ведомственность. Разработка научно-теоретических основ эколо! ческой культуры как социального явления позволит в дадькейис! шире и глубже представить программу активных действий по пре делению экологической угрозы, я частности вшеотиеченноЯ "эк логической катастрофа" а нашем регионе, в том числе в Узбеки стане.
Актуальности этого вопроса еще более зозрастает в уело* як выбора новым независимым государством своего пути развит; через рыночные отноаения, построение демократического, праве го общества. .
• '• Степень разработанности 'revat. Экологическая проблема в тех или иных аспектах, v.wecrax sa-vftoe философско-теорегичес: методологическое 'значение, псднималась'"в трудах таких автор как А.и.Галеев, Э.В.Гирусов, А.А.Гс^едов, Г.С.ГУдожник, Л.И силенко, А.Давыдова," И.Д.Лаптев, В.А.Лось, Н.М.Мамедов, Н.й расенко, И.Б.Новик, Г.В.Платонов к др. Весьма оригинальные следовательские идзи в облаем экологии высказали М.Й.Будш-Б.И.Вернадский, Н.Л» Гумилев, В.П.Казначеев, К.Н.Моисеев и ; Интересные разработки отологической проблеш осуществили а,* 6взвыв ученые. В,Кош£>нер,- Дя.Ствард, А.Лаччеи, Оедоуз и ;
Определенный вклад ё изучении экологической культуры : социального'явления внесли С.А.Арутюнов, Л.Н.Коган, B.C.Ли -кий, Э-С.Маркаряй, Н.З.Рейиерс, Н.М.Салтышев, К.И.Шшшн и ,
Важное ыасто в ксследоьашш экологической проблеш зс игад* научно-теоретические, философские работы уьбекоkwx уч . З.З.Абдудааева, Ц.Ю.Зуева, З.Ц.Нухамздоэой, Г.Саттарова, К шшовой, Д.Хукумоьа, D.JI.t&gyiueiOBu п других-*. В них анаяи
I. Названия трудэв г.риг.одяг2я в диссертации » списке лите|
;уются особенности экологической ситуации в Центральной Азии, фоводимой здесь экологической политики, а также специфика гло-5ельных, зональных, региональных экологических проблем (Ю.Шадиме-гов, П.Хзжкова)"1'; рассматриваются содержательно-методологические дрсблвмы экологического сознания (3.Абдуляаепсоциально-фило-зофиние всьекты акояогия ^3 .Си'ге&ро^р.;, е. -и. до.
Б области культурологии автор опирался на работы X.А.байховой, С.Ш.Шермухемедова, Г.ЕерлатоЕоа, М.М.Хайруллаева, О.П.Умурза-
КОЕОЙ И др.
Таким образом, социгльно-философскач интерпретация экологической культуру, ее^роль в решении социоэкслогических проблем, методологическая значимость для социального познания, общественной практики и ряда других з-дцач требуют дальнейших исследований.
Црдь и. задали исследования'. Цель исследования состоит в том, чтобы дать целостный соц:.:ально-философский анализ методологических и научно-теоретических проблем экологической культуры как социального феномена. . ' . ' • Для достижения цели наметилось решение следующих задач:
- раскрыть методологическую значимость экологической культуры для научного познания в современных условиях;
- выявить духоЕНо-социадькые истог.и экологической культуры,, ее формирования и развитая з контексте историко-философского анализа, в частности культурного наследия народов Центральной Азии ;
- рассмотреть гумшистлческу» налравлснносТь экологической культуры в системе отношений "человек - общество - природа", реализующихся з новых социально-экономических услози'ях;
- исследовать и обобщить современное состояние научных раара- : боток по проблемам экологической культуры, дать их философский анализ ; •
- провести сравнительный-анализ имеющихся подходов к определен из "экологической культуры" и обосновать собственную ее интерпретация ; '
1. Шад;;летов Ю.П. Чело сок: социально-экологические аспекты здоровья. - Таакект: Узбекистан, 1992; его ке. Введение в социоэкологии, - Ташкент: Ухитузчя, 1993 *, Хоыкмава. ¡-1; Диалектика соотношения глобального и зонального з эколог;«!. - Гакксмг: Яви, ,1935.
2. Абдуллаев 3, Экологические оетигсснал и экологическое ссэнсмиз.. - Ташкент: £аи, 1990.
3. Слттаров Ю. Со|;иалы10-6йлософс?исг аспекты экологических-пяоб-леи. -.Тазксп?: ®ся, Г5Ь5. •
--изучить проблемы экологического воспитания и образования как средства формирования экологической культуры личности ;
- показать приоритетную роль экологических потребностей а ■ формировании и развитии экологической культуры личности и кардинальной экологической переориентации общества.
Научная новизна исследования:
- подвергнуты исследованию экологическая культура как социальное явление, ее роль и функции в современных, перспективных решениях экологических проблем ;
- обосновывается новый отал гуманизации отношений общества ' к природе в контексте экологической культуры ;
- дается социально-философский анализ понятия "экологически культура", определение которого дополнено и углублено ; .'
- раскрывается связь национальной культуры (на примере Уз<3 листана) с экологической культурой, ее элементами ;
- выявлены истоки формирования и преемственность экологкче ской культуры (на примере Центральной Азии) )
- рассмотрены экологическое воспитание и образование как сь ставные компоненты экологической культуры, дается им' собственно» определение.
Теоретически^ и,методологические основи.исследования. Методологической основой исследования послужили философские концепции взаимодействия природы «'общества, влияния окружающей ере да на материальную, духовную сферы общества, общетеоретические к, старения отечественных к зарубежных ученых по проблемам социальной ЭКОЛОГИИ.
В диссертации использованы материалы Госкомприроды Узбекис?
Общества охраны окружающей' среды республики, периодической и чати.
Теоретическая и практическая значимость исследования состо; в том, что теоретические положения и практические выводы да с сер'/ ций призваны способствовать'дальнейшему исследованию экологической культуры.как социального феномена и могут быть ислольэоввш
- в разработке экологокультурологйческого пласта в области этнологии, в историко-культурном наследии (на примере народов Центральной Азии) 5
- прн реализации программы по экологическому всеобучу, экол Гйческому воспитанию и образованию людей )
- в просвещении и пропаганде социальной экологии среди населения ; ••.''•'
- в разделах вузовского курса "Социальная философия". - "Философское понимание природы", "Культура и цивилизация", "Современные глобальные проблемы и пути их решений".
. Дпро.б8Ци.я результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на объединенном заседании отделов: '"Социальная философия и социология", "Проблемы человека и культуры", "Философия науки и техники" Института философии и права им.И.М.Муминова АН РУз. •
• Основные лолсжзния диссертации освещены'в ряде опубликованных работ и .в выступлениях на конференциях: Региональные философские чтения молодых ученых "Культура. Цивилизация..Человек" (Фергана, 1965 г.) ; научно-теоретическая школа молодых ученых "Актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи" (Ташкент, 1986 г.); У1 Всесоязные философские чтения молодых ученых "Социалькз-фило- • • софскг.е проблемы научно-технического прогресса" (Москва-Звенигород, 1386 г.) ; научно-теоретическая конференция молодых,ученых "Восто- • коведение. История. Источниковедение. Филология" (Ташкент, 1967 г.); Всесоюзная научная конференция молодых ученых по общественным нау- ■ кач (Ташкент, 1988) ; научно-техйи^ёская .конференция молодых ученых обществоведов- "Ленинское наследие: социально-философские и . правовые обновления общества" (Ташкент, 1990 г.); Международная научно-теоретическая конференция "Независимость и мировоззрение! ■реальность я философские проблемы возможностей развития" (Ташкент, 1993 г.) ; научно.-теоретическая конференция "Бозор и^тисодиетига утиш ва жашятнинг янгиланиаи муаммолари" (Ташкент, 1993 г.). ■ •
Структура исследования. Диссертация состоит из введения,- Двух': глав, заключения и списка использованной литературы..
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ •
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень ее разработанности, определяются цели и задачи работы, раскрывается ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Первая глава - "Историко-философский анализ'проблемы единства общества г. л-ироды" - состоит из дизух параграфов.'
■ В первом параграфа - "Научные концепции единства природа и • общества" - исследуется вопрос о взаимодействии общества и природа,
. . 6
их единства ¡i историко-философском; культурологическом аспекте и современном видения. При этом диссертант исходит из того, что именно- теория органического взаимодействия общества и природы является, методологической основой исследований экологической культуры как социального феномена, в основа чего лета? философ-* ский принцип "единства" (Гегель) взаимоотношения общества и природы.
Человеческое общество есть результат развития природи на более высоком уровне, специфичность которого состоит в том, что порожденное природой общество постоянно взаимодействует с ней, В основе их взаимодействия, единства лемит труд, благодаря которому человек обособил, социолизировал свое место в биосфере. Он не только цвтошмизировал свое существование, жизнь в мире господства суровых законов природы, но смог активно влиять на приро ду в процессе трудовой деятельности. Человек постепенно становит ся mooï-гой "геологической силой" (В.К.Вернадский), которая начина ет привносить-деградационные изменения в окружающую среду.
Осмысление и осознание общества л природы в их взаимодействии, единстве, моста человека в отой "системе потребовало немало интеллектуальных сил, Человечество прошло длинный, тернистый путь осознания о'ебя,' своего места в окружающей среде.
В культурной архаике первобытного человека, его мировоззре! 'цейких установках прослеживается представление о монолитном едт стве человека, социума и природной среда. Именно здесь обиаруки вьются первые отголоски ранних проявлений еще примитивной около гнческой культурна Чувство бодыаой спаянности, гармонии, "родст венпости" с-природой^ а -гакхо зависимости от ¡гее (тотемизм,' они ниш « др.) проявляются во всем об розе яшни .первобытны* лядеЯ, к их быте, мифах и т*д,
Суцествов&вии! b ггервобцтио-йбщпнном строе синкретизм, "бу социальная иерасчлеиешюс^ь" Человеческого "я" с природой отражались на ero'.v.sipoo'4yi5sniiii, аосфШтии окружающего мира. Перво-чело sert находился & полной й&ву.сичост от внепгпей среди, а его лрицовадйтвеш&л дев*ельносЭгь( уровень материальной «изни не 'цозиаляяц еиу поднялся вцве собсмБслших п^аштазяшх представл ящ'1 о гшеа5!©,1 шре.
Переход па cjUïдуецу» исхорнческуп ступень развития «олове ассноро cC'Ascîoù открелвсет кввиэ стренж^ы его отношений с пркр C.ccûHHKiiûbeaîiùj пропзйоднщого хозяйства происходят больв
иданги в осознании специфического характера отношений человека с природой: на смену мифу приходит логос, т.е. натурфилософия, .
Различным философским течениям и школсм древности (в.Греции, Риме), несмотря на их несходство и противоборство по вопросу о природе, человеке, б'-'яя прнгушп обпяя убе ¡тленность в необходимости яшть по законам красоты, космоса, "гармоний сфер" (Пифагор, Платон). Природа, в которой человек занимает определенное место как ее частица, берется эпикурейцами и стоиками за образец нравственного порядка. Все эти школы сходились в том, что человек-должен соизмерять свою жизнь с законами природы.'
Лишь в поздней античности с возникновеииек'Неоплатонизма наблюдается отход от природы, от ее истинного.понимания: открывалась целая историческая полоса, когда представление о гармонии, единстве, совершенстве отношений природа и'человека сменились их поляризацией, принижением роли человека во' всех сферах общественной жизни, а природа мыслилась как низшая_ступень, сотворенная божеством, бледное, пассивное отражение высшего совершенства. Идея ' гармонии переносится при этом на небеса, Абсолютный Дух.-И Только период Восточного Ренессанса и эпоха Возрождения пернули человека в систему тесной взаимосвязи, гарионии с природой, утвердили антропоцентризм, послуживший обоснованием активного наступления на. природу.
Коноо время, идеи которого берут начало, с ренессансовых представлений о безграничных возможностях человека,привело к/утверждению его . на'-вершине природной пирамиды как вледьяш над остальным миром, что нашло свое выражение в ефориэмах "знание - • ■ сила" .(Ф.Бэкон), "сила и действие" (Декарт). В то же время еще ;'• ': признавалась мысль, идущая от древних, греков: "... над природой не властвуют, если ей.но подчиняются". Но- антропоцентризм в человеческой деятельности того времени подвел к черте экологической. опасности уже а XX столетии, однако экологическое содержание человеческой деятельности оставалось на периферии философского со-, знания и не формулировалось в виде особой проблемы.
Понятие "экология", введенное в биологию в конце XIX в. ее- • тествоиспытателем Э.Геккелем» в XX столетии перерастает свои-первоначальные границы: экология охватывает практически все стороны человеческой деятельности, проникает во все сфера научного знания ("социальная экология", "экология человека", "Глобальная экология", "экологическая культура", "экологическое сознание",, "зко-
в ■
логическое воспитание'' и др.).'
Начиная с XX века, идея о "безграничных возможностях" человека уступает место более серьезному, глубокому научному осмыслению: впервые планета Земля с суцестзуздими на ней различными природными и социальными системами, Космос стали рассматриваться как единая целостность. Такая идея заложена в основу экологокультуро-логической концепции, которая получила свое развитие в 70-е -80-е года нашего времени.
Во втором параграфе - "Некоторые аспекты взаимодействия об-, щества и природа в наследии Воет ОК-З. » анализируются проблемы взаимодействия общества и природы в меточной мысли прошлого, культурном наследии, традициях, в частности народов мусульманского Востока. . .
Наше представление осгисуорико-философском генезисе идей о взаимоотношении обчесывай природы сказалосьбы однобоким, если оставить без внимания восточный пласт,'возымевший значительное влияние на развитие общечеловеческой культуры в целом. Как пишет, западный ученый Мирча Эля аде: "Со зеей определенностью можно ека-• зать, что западная философия, если вообще допустимо'такое словоупотребление, может оказаться провинциальной, если ограничится изучением лишь собственной традиции, и, например, обойдет внимали-ем проблемы и открытия восточной мысли" ■ .
На основе плодотворного освоения древневосточных, древнегре-
■ ческих, древнеримских философски?: взглядов складывается традици- ■ оннея линия в рассмотрении' вопроса о влиянии природной среды на специфику, особенности культур народов, их общественное устройство, .психический склад у Адь-Фараби ("Взгляда кителей добродетельного города4), Чистых, братьев ("Трактаты")., Ибн Руида ("Комментарий на "Республику" Платона), Беруни ("Геодезия") и др. Более конкретные вопросы взаимосвязи организма и окружающей среда, влияние'этой взаимосвязи на психическое, физическое состояние человека; говоря современным'языком, экологии человека, рассматриваются в Трудах Аль~4>араби ("00 органах человеческого_ тела"), Иб|
■ Сино I"Каноны медицины")»
. ' Диалектическое представление о путях развития природа проел' аивается у нногих представителей средневекового Востока, приняв-
I. Ыирча Элиаде, Космос и история, - М.: Прогресс, 19а?, /Пер. с англ. - С.82.
лих эстафету древнегреческих диалектиков, Об идее эволюционного развития мира на Востоке 'знали давно, Доиедшио до-нас "Трактаты" Чистых братьев свидетельствуют о том, что уже в то время пытались представить сложную картину развития окружающего мира, классифицировать этапы переходов от низшего, уровня развития к высшему.
В лице йбн Халдуна, последователя аристотелевской школы, Зила представлена более стройная концепция эволюции природного ' лира. На основе собственного анализа естественнонаучных достиже-шй того периода в трактате "Пролегомены" им .изучено влияние природный факторов Н£ возникновение и развитие человеческого общест-за и обратное воздействие общества на природную среду.
8 диссертации рассматриваются некоторые религкозно-идеалис-гическио трактовки природы, в которых нашли свое■воплощение эле- ■ ,?енты натурализма, например, в гилозоизме,'панпсихизме, пантоизмё.
В различных-философских течениях суфизма (Абу-Саид, Ибн \роби, Газали, Руми, Джами, Напои и др.) основой мироздания считалось божественное начало, которое проявляется как в.материаль-юм, так и в,духовном мире. В частности, гармония, красота,прекрасное есть не что иное, как характеристики Абсолютного начала, сраженного•в вещах, предметах, явлениях природы. В целом, мир (еловека, общества, природы, космоса предстает в единстве и взаимосвязи.
В работе обращается внимание па тот факт,'что вопросы взаи-' юотношения человека' с природой нашли свое место и в исламском гчении, в частности, в священном писанин -'Короне и хадасах. В.'. \ :урах "Аиьом". (б, 38), "Нахл"(17, 5), (17, 7),'"Фуркон" (25,' 2)» 'Аъроф" (7, 56), "Бакара" (2, 204), (2* 206) и других отражены ' шоценностные ориентации, установки, правила'поведения людей в ¡истеме отношения человека к растительному, животному миру. В мх нашли свое отражение общегуманистпческие идеалы и элементы экологической культуры (экологическое сознание, экологическое юсплтапие и образование и др.).
Другим компонентом культурного наследия, рассматриваемым в дссертации, выступают традиция народной культуры,' которая содер-нт обобщенный опыт взаимоотношений общества с природой, его :распособленнп к окрутцдадой среде и преобразование ее п соотпет-■твйи с нуадами общества. Характерно, что традиции ¿ормирумт тиль .отношения к природе, присущий только данному народу,'про-
шваюцему .в определенном регионе. Это придает уникальность кавдоЯ форме взаимоотношений природы и общества. В то se время следует отметить органическую близость, сосмещешооъкультур народов в ценностно«, духовном аспекте. Народная культура, включающая в себя экологический культурный пласт, является богатейшим источниксу вариантов адаптационного механизма к прпродоой среде. Без учета экологических особенностей регионов, сложившейся в них традиционной хозяйственно-культурной жизни, специфики национальной психологии, сознания-, быта, традиций, обычаев нельзя остановить деструктивные процессы в. биосфере,
Вторая глава - "Основные тенденции формирования экологической культуры в контексте гуманизации отношения общества к природе"- - состоит из трех параграфов.
Первый параграф - "Экологическая культура: понятие и проблемы" - посвящен научно-методологическому анализу экологической культуры, ее понятийного аппарата, составных компонентов, особенностей связи экологической культуры с культурой в целом.
Рассматривая различные точки зрения на экологическую культуру, которые прослеживаются в научной литературе, диссертант пришел к выводу, что для более продуктивного анализа экологической культуры,'адекватного выделения ее структурных компонентов и их взаимосвязи, выявления ее специфических черт, необходимо-прежде всего рассмотрение общей теории культуры. Обращается внимание на отсутствие в современной культурологии общепризнанного определе-■ ния понятия "культура", Наличие миогкества различных определений объясняется и тем, что культура представляет собой довольно слоганов социальное явление, она многомерна,' шогогранна в своих конкретных проявлениях, полифонична,
В основе экологической культуры лежит теория единства взаимс действия общества и природы, в частности учение В.И.Вернадского о внутрисистемных взаимосвязях биосферы, о переходе последней в новое состояние - ноосферу. Оно положило начало целостному представлению о единстве космоса, природа и человека как взаимообусловленной системы.
■ Широкое использование термина "экологическая культура" в са-шх разных диапазонах, его емкость, неоднозначность употребления выступапт вполне понятной причиной научных споров, обсуждений. Дискуссии ведутся в основном по вопросам понятийного аппарата,егс
и •
одсржания, объема, функций в системе научного знания. .
В науке сегодня нет единой точки зрения по определению онятия "экологическая культура". Одни авторы придерживаются кинологических подходов в анализе экологической культур! З.Абдуллаев, И.Л.Лаптев, Н.Н.Храменков), Согласно другим, лавным критерием р определении "экологической культур;" явля-тся категория "мера" (Л.Н.Коган, В.С.Липицкий, Г.В.Платонов* .Г.Платонова, А.Г.Шевцов и др.). Третья группа авторов ограни-ивает экологическую культуру личностными рамками - это концеп-,ии "индивидуальной окологической культуры" (Л.П.Жукова) или ак называемой "субъективной стороны экологической культуры" Н.И.Гаврилов, В.С.Липицкий, В.д.Келле, М.Р.Ковальзон, А.Г.Ёев-,ов и др.) .
В диссертации отмечаются исследования таких авторов, как ..Н.Витковская, Э.С.Маркарян, Ю. Фомина*, которые при анализе кологической культуры как подсистем культуры исходят из • труктуры человеческой деятельности. - .
Необходимо отметить, что если впервые об экологической, ультуре заговорили а ЭО-е годы (Лж.Стюард), то в 70-80-х годак [аблвдается интенсивное изучение данной проблематики. Исходя 13 анализа вышеуказанных работ, диссертант приходит к выводу, [то на современном этепе экологическая культура может быть по-[ята прежде всего как разновидность специфического способа че-ювеческой деятельности, который регулирует-жизнедеятельность |бщества, человека, управляет ею для дальнейшего освоения биосферы Земли и адаптации к постоянно меняющейся окружающей с'ре-. ■ ¡,е, что вызывается как ее саморазвитием, так и воздействием об-;ества на природу. Ока представляет собой синтез накопленного жологического опыта.с его инновациями,-'привносимыми практикой. Экологическая культура - это деятельность людей, направленная 1а регуляции взаимодействия Общества и природы, гармонизация их «ношений. ' . '
Человек в процессе своей трудовой деятельности изменяет фироднув среду, и вместе с тем изменяется соответственно его ¡обственная природа. Осознание глубокой связи человека с прирз-;ой в сегодняшнем шро заставляет его по инацу взглянуть на со->я, природу, космос, осваивать И развивать экологическую нуль- ■ ■
Названия трудов, указанных авторов приводятся в списка использованной литературы, прилохенноп к диссертации.
туру,, которая способствует новому этапу гуманизации отношения человека," общества к природа.- Это ваметно прослеживается не только в отечественной, но и зарубежной литература, посвященной проблемам экологии.
Исходя из своживаейся экологической ситуации, ученые выдвигают свои концепции по выходу.из экологического кризиса на Планете, 6'олыеинство из которых содержат мысль о необходимости формирования.иного, качественно нового общества, отличающегося от современного гармонизацией взаимоотношений человека и природы. Движение .к нему многим представляется на пути консолидации деятельности людей по .преодолению экологических неурядиц на основе "создания мирового социального порядка, достойного высокой человеческой оценки"*. Причина, корни экологического бедствия заключаются "в'глубокой дегуманизации и"отчуждении западного человека, который ошибся, признав искусственную ценность мертвых вещей и абстракций (товаров, денег, собственности) сутью жизни вообце"^-
Человек, оторванный от природы, не способен любить, нести ответственность. Произошла подмена-истинных ценностей духовного бытия, в результате чего человек, который по сути есть мара все-'го, превратился з средство достижения меркантильных целей. В поисках выхода из этого возникло много концепций по реанимирова-. нию духовной жизни* .необходимой как для общества, так и" для природа, •» "экологическая совесть" (р.Диш)»' "отика природа" (О.Лоо-повьд) и др., а также различные общественные-"движения за сохранение природы.
Этика и нормы.поведения во взаимоотношениях человека, обще-' ■ ства с природой на Западе понимаются как проявление необходимости выживания, развертывания жизнедеятельности человека по сохранений природной'среди. В частности» в США» где-давно существуют традиции движения,за охрану окружающей срзд.*» «шеется множество течений: "консерватизм"* "бйорггконгшкы1', "глубокая экология", которые ведаются цзкь» фзрлафовшй ояоЯогкческйИ отики, оксяо-гачеокого шкяеии# ладей6, •
ТГ'Оп. 'Лее.Ш'УЬЫ Ш хНиаШиМапеШц шесттеМ ¿п
ШиШ с!Зг-Маха ас ачЦ МиССсг.-Ч^И^ги хек о,¿.а'
сгеаНлс ЬьЬЬп. £ ЩШг №> & ~Р ' *
т*\Ы» %. ГМ ~Р НИ.
а. Си.: Борисом Исакова И.В. Философия "зеленых". Возмож-
нее пучм развнтил обйзсйва //США: экономика, политика, идео-лйгаа. М СССР. йветкгу* США и КанаДн. 1931. - $ 4. - С.89.
Ученые, озабоченные еко^огическиш факторами риска в сре-. да.жизнеобитання человека, вйвдт выход, в иной культуре будущего, Один из ооноеополоздикой ¡Римского клуба А..Печчеи выдвинул как главное направление еыхо$1 из экологического кризиса принцип: "Измениться или исчезнут!.! Изменение человека необхо);н-г-к? для .того, чтобы обеспечить "динамическое равновесие", оптики во взаимоотношениях человека и природы: не сам по себе экономический рост, не сворачивание производства, а именно экологически оптимальная система, ¡фть к ней - изменение человеческих качеств, в конечном счете ¡ihmmmiux всю культуру, ее эволюцию, являвшуюся "важнейшей цецъа »(основой человеческого раз-пития. Для нас это единственшй^путь "сохранить "постоянный паритет с изменяющейся вселенной'"*.
Человек, его внутренний мир, обрао мышления, духовное богатство во много;.! определяют сохранность природы. Но измениться самому человеку весьма сложно, ТЬ, что привычно ему, трудно корректировать в соответствии с Требованиями экологии. В силу сложившегося лексического склада, образа жизни, мышления человек не мовдт достаточно объективно осоинать суть происходящих экологических событий, Измениться необходимо и той социально-экономической. системе, которая определяет общественное сознание, психологи», идеологии и т.д. каждого индивида. Таким образом, "человеческие качества" (А.ПзчЧеи) во многом зависят от порождающих их общественных состояния.
.Во втором параграф - "Экологические потребности .как основа ¡экологической переориентации в обществе'! * обосновывается по-поженив о том, что акоюгичоские поФребности определяют во !дио~ гоц перспективу развития жизнедеятельности общества» людей. В диссертации проводите it научно-теоретический) фа1«,оио1,лчео1шй ' анализ антропогенного воздействия на природам среду, шойавше десгруктйшша изменения как в биосфере', так « в саиом человека, or а кизиодеятэлыШсг'й.
Осоэгомв«? того фан-га» что одной из одйоках причин оаологи-Ч8йк1й ивуолдкц виде/шзд г|£!Я8р1гро|цро«й!Ш'аз «севдавотреОнос-ги, онргделияц тшр'шмшо поиска «еелеАОЕОНяИ 4 фмософМсой шоан. Keito&ioft иосшшй расегарргнпя зкояогкчесиШ; потребностей . -
С. Почиел^Л^ •яооэЧйскво ita'icg|fia /Бар. с англ. 0. В. Займовой.
Тга С.14. •
служит то, что с основе деятельности человека лежит фактор удовлетворения осознанных потребностей. В свою очередь, "потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную,исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среда"*-. Природные условие выступают не только "средой обитания" человека',' но и "пространством" его развития как универсально-творческого существа. Однако качество, здоровое состояние отого "пространства" определяют качества жизнедеятельности человека, общества в целом.
Экологическая потребность в самой общем виде есть "потребность в поддержании опредэленного типа отношений с природой, потребность- в природных предпосылках человеческой жизнедеятельности"^, функционирующей л раэвиващейсд/ в социокультурных рам-
О '
ках . • .
Экологическая потребность человека н.,з есть нечто неизменное, обусловленное лишь устройством его организма, его собственным внутренним складом. Она исторически разбивается,'срастаясь со складывающимися многообразными культурш-ли'потребностями и со всей духовно-эмоциональной сферой человека. Поэтому нельзя говорить о специфически человеческих потребностях, не учитывая их культурно-исторического изменения.
Наиболее развернутая картина экологических потребностей дается в работе Н.О.Реймерса, который понимает их как "потребности, определяющие социально-экономическую экологию". К ним относятся: I) биологические потребности, распадающиеся на физиологические и психо-средовые ; 2) потребности, связанные с реякця-ями на среду обитания ; 3) комплекс экологических потребностей; 4) трудовые потребности ; 5) этнические потребности экономического статуса'*. '
8 работе на основе анализа цепи культуры: питание - здоро-
2.
ЗдравокЫслов А,Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.г Политиздат, 1986. - С.13-14.
ГамкрелИдзе Г.А. О развитии экологических потребностей городского рабочего класса (теоретико-методологические вопроси в трудах К,ыаркса) //Социально-экологические проблеш капиталистического города. - М., 1979. - С.53.
3. См.: Хашимова И. Диалектика глобального, регионального и ло-' кельного в экологии: Автореф.дисе. ... п-ра йляос.нт. -Ташкент, 1992.. - С.28-29. ' ' *
4..Реймерс Н.&. Новая тенденция о развитии современной культуры //Вестник АН СССР. - Л., 1980. - № 12. - С.§0-97.
вье - эдэрошй образ жизни - прослеживается, канта образоц гипертрофированнее потребности, лежащие фактически а основе производства, негативно отражаются, в конечном счете, на экологии окружающей среды и на экологии чёаовека, как замена подлинных потребностей псенпшютплбност«»« исказила пстппиув картину человеческого бытия, его цель, содержание и назначение, .
В третьем параграфе - "Социапьно-философский анализ системе экологического воспитания " образования личности" - выявляются сущность, место и роль экологического воспитательно-образовательного процесса в формировании экологической культуры,
В преодолении экологических противоречий, оптимизации взаимоотношений, общества и природы важ'йн субъективный фактор, становление, уровень экологического сознания, шшления, экологической культуры личности в целом,
С нарастанием социально-экономических катаклизмов происходит ухудшение экологической обстановки. Внешний и внутренний разлад, дисгармония с окружающей средой приводят к стрессам, пессимизму,-душевноцу дисбалансу.людей. Возникла потребность в новых отологических нормах поведения, Экологическом сознании, критериях экологической деятельности, а также в возрождении народных культурных традиций, содержащих 6 себе элементы экологи-._ ческой культур«. Экологическое воспитаний и образование формируют экологическое сознание, мышление человека. Зто позволяет ем/'вести спою деятельность э известных, разумно-оптимальных пределах. Опираясь на глубокие знания о г.роцессах взаимодействия общества и природы, на свои нравственные позиции, человек сможет самостоятельно контролировать, оценивать .свои действия в естественной, культурной средах обитания, правильно прогнозировать и регулировать собственную деятельность. По существу, своеобразным критерием оковогического воспитания и образования выступают поступки, деятельность личности в конкретных условиях повседневной жизни.
Воспитание в целом есть общая и вечная категория общественной кизни, свойственная всем общественно-экономическим формациям. Являясь "необходимой общественной функцией", воспитание играет значительную роль я хиззедеятельносги как общества, так и . личности. Данное положение послуггило исходной посылкой а исследовании целостного процесса экологического воспитания и образования.
Анализ работ, посвященных данной проблеме, риявил немало нерешенных вопросов как научно-теорцтического, так и практического характера. Прежде всего в научной литературе нот четкого определения сущности, целей, задач окрлогического воспитания. Обращает на себя внимание и тот факт, что, к примеру, мнения о самостоятельном статусе дисциплины экологического воспитания разделились: одни рассматривают его как подсистему нравственного воспитания, другие - как часть педагогики, третьи приходят к выводу, что оно вправе выступать в качестве самостоятельной дисциплины.
При изучении зарождающейся новой теории экологического воспитания и образования обнаруживается сложность, универсальность, многоуровневый характер этого процесса. Сама система представлена "тремя субординациошо взадаосвязаншми уровнями-аспектами (мэгодолого-мировоззренческнй( социальный, психолого-педагогический), подчиняющимися диалекгфе общего, особенного' и единичного"^.
Экологическое воспитание и образование есть психолого-пе-дагогичёский процесс) способствующий'передаче опыта, народной мудрости, познанию всего того, что связано с любовью, творческим отношением человека к природе - от чувственного уровня до' научного мышления - с целью формировать у людей экологическую культуру,. Разумеется, такой процесс опирается на методолого-мировоззренческую я социально-нравственную базу. Методологической основой экологического воспитания, образования является научное представление.о возникновении и развитии общества как неотъемлемой части природу, выработка экологической грамотности, основанной на целостном видении корт ш и функционирующей биосферы. . _
Фактор органического единства человека н природа, которой сегодня, прочно укрепился в сознании человека, лослуглл сцоеоб-разши мшульсом к интегративнын процессам в науке 4 однако еще ив достигши необходимой зрелости и развития в образовании. Его содержательная основа Не отражает с долкной степени характер глобальных изменений, произошедших в науке оа последнее вреш. "Специфика экологического образования заключается в том, чтобы
I. Шевцов А.Г. Современная экология и экологическое воспитание: теория и практика. - Свердловск, 1908. - С.14. - .
способствовать утверждению в мировоззрении принципа "опережающего отражения", В сознании человека, осуществляющего деятельность по преобразованию природа, должна происходить постоянная оценка предполагаемых последствий как ближайших, так и будущих, с позиции не только сиюминутной пользы, ко и оптимизации системы "природа - общество", т.е. с позиции социально-экономического идеала"*,
В работе делается вывод, что экологизация сознания, мышления возможны только посредством целенаправленной работы по гармонично^ развитию личности, при здоровом социально-экономической климате, социаль'н'о-нравственных установках, сопряженных с .гуманистическим отношением к природа.
Необходикы немалые средства как материальные, так и интеллектуальные, для последовательного проведения экологической зеленой линии в политической, экономической, духовной жизни общества. Только при охвате всех социальных институтов, социокультурных сфер функционирования экологической культуры возможно решение большинства экологических проблем.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы научные выводы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Значение экологического воспитания и образования в формирований- нравственного отношения к природе //Актуальные проблемы комь^унистического воспитания молодежи: Материалы республиканской научно-теоретической школы,молодых ученых, - Ташкент, 19Б6. - 0,2 п.л, ■
2. Проблемы взаимосвязи культуры и природы (экологический аспект)//Социально-философские проблемы научно-технического прогресса: Материалы У1 Всесоюзных философских чтений молодых ученых. - Москва-Звенигород, 1986. - 0,2 п.л,
3. Экологические проблемы в развивающихся странах //Востоковедение: История; Источниковедение. Филология: Материалы республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых.-Ташкент, 1987. - 0,2 п.л.
-.Васильев Н.Г..Методологические проблемы ^ормирогания целостной системы экологического образования и госпктания//За гармоютацию человека с природой.-Москва,1989.-С.153.
4. Экологический проблема и соврои^ишй щ?р. - Ташиектфнаниа 1683. - I п.л. (на уэб.яз,),
5. Элементы экологической культуры с народах традициях: Сб.статей. Культура. Нравственность, Человек. - Ташкент: Ф&и, 1991. - 0,5 в.л.
6. Экологические проблем в условие ганочних отношений// Бозор ицтисодйётига утии ва кттатшщг «ф-ьнавий янгпланики иу-ашолари: Материалы республиканской [щ>\{ю-гаорзггмзской конференции. - Ташкент, 1993. - 0,2 п.я, . 5
7. Экологическая культура в'народнцх традициях //Независимость и мировоззрение; реальность и философские проблелы соз-даядастей разштия: .Иатериала иездуиарод^ой конференции. - ■ Таикопт: йан, 1993. - 0,2 п.л. • 1
И АР X
"Зкологик иацашедт нашдтшнг таЗиатга муиосабатини гума-тзациташ ошттир" тамила!' мавзусининг долоарблиги шундшш, бугунгн куща ннсоиият кела;я&к оддида чугур масъулият ееошчпа: иаълуиш-г, vexmraa ва о'иоссгер.а орасияаги номутанооиблик тобора nyifypjuiiuraK cap:; crup лкодогя!! зяяият вэага келно^ля, бу оса ¿.yvyii дупёда, сунингдек бизни(1г респуйликсшзда моддиК, ыоънавий ва гатшои)*. цуемьзлед'нл чал отилишига оезиларли юразо-да салбий таъспр к?реа'шора. íuia uy нароа зкологик маааниягдек ыуэуш ¡!!кти«оиТ ходисани TCüoib4n!za,nyifyp вп пухга урганишни та^озо отааи.
TaaijH'íOWiijiir мш;еади .-»холэгии мапаниятни пжтимоий ходнса oHij-avuim иотодологик ва илииЯ иу^таи незарпан ¡ПлТимоиЯ-фалсафий тадлил .гттцйц иборатдир. Гадфиртпа acocan ку?,идаги вазифоларга эътиЗор берилпи:
- ^озирга ьарзитди окслогик шданалтыикг илмий бтт ну'цтш назарицан методологии мо^ияпши оччб бериш;
- тяршшП-фзлоаЗ«ti аспекта, панда Маркааи-д ОоиЗ .\ал';ларининг • мацаний .иеросиаа ?з аксини тспган зкологик иеяаниятнинг ижти-моиЗ колкб чи1»кши ва ушшг риооашакиа хераенинц кррсагиб Йерш;$
-- У.НГН ПаПШО»Й-И){ТИООЛИ^. JJCpOliTJia' ЗКОЛОГИК МйПаННЯТКИНГ_1ШСОН-
наиият-табиаг цуносабаглори тизимнда инсонпарварлик ПТн&лиши-ии к?р»5 1и1,-иш;
- .зкологик цаианилт ч^шдаяа^и tiyfm'ia шш$ иэлаютшрнкнг 350-онрги лолптлл «/ргаиии ил дауиодктри«!* уиянг.1!9*иятиш фая- -ca';iifi тодил oTiiu;'
- Ч.кологик мьцаши?" vyuyn iaciu¡;i товсифлвщла бор ^¡шср-ыулоэсаза-лар, яулосоларни '/(ПйсиУ т^хлпд цилиа ьа уз теДсиянии асосл'аб 'барии;
- иахсда зкологик каввнняздш иакялланиш воситаси си*атяпа зкологик таълим ьа тарбнл цушшоларвни гадЧ"»{ 1{шша;
- жаышшшнг аооевЗ зкодогак ЯТкплиатариикнг узгариамца шакс-нииг Укологик маг.апклтинн иакллайткрша па рксоклантирша яара-бниди :>лологлк. сдтжкаарш у>1>м сипл си?атида к?рсатн/«;
Таджикетншг нлицЗ янгилиги.
I. Оиллогик изцашш »amona ?;о(Шса зи^атиаб, *озир ва квдп-..сикдь .щэлогик цувш>*/<арни огшиаЗквги »азй-?злар Рал'Щ ¡ушмяш
2. Скс&огкх иаханият доирасица аашятниаг таЗиетга цунооа-CuTit ор-;а.:к шсогаарзарлйкнинг- янги бсссичи осослаяади;
3. "Оя'олог;;:;. мааанияг" ту^унчасинннг ижтимоиЧ-^алсафиЙ тах-лклп берилааи ■ ва уникг таъри^к т'Улаирилиб, чуиурлаштирилади:
4. УиглиЯ мадант.ят /Уз^екистон 'мисолиаа'/ (5нлан экологии ¡.вданллтнннг уэвиЯ ало^акорлигл кГрсатилали;
о. Скологик мааанкяг ивклланишикинг ман^алари ва унинг вор лих аооскаа рив'ожл&нка,; аккцланани /¡¿арказиА Осиё мисолиио/. .
G. икологик таълкм ва Тербия оКологик .мананиятнинг таркибу цкст ск.?а?ида к.?рсатиб "акологик тлик м íap6ия" туиунчас^ таърк* берилади. • • •
7j:¡íh7í г.шдвги хулоса ва вмалий натижалар экологик маданияп ит.тимоий хогиса ск^атиса цараши ва тад^и^отни аавОм пттиришни гаг^озо отадя, уларпан -сНкаагиларпа фоЯпаланиш.мумкин:
ь?иологг.я ва терихИп-ыаь&нйи мерос Д'шрказиЯ Осиё мисолид! с5У,сдаркдеги окодогик-маданиятсунослик й7налишини Трганиад
- окологйк таьлик-гарбия З^Нича дастур туаиадаÎ
- кк?кюкй окологияни аколк орасииа маъри^ат ва таргибот rçu
- "иктимоий 4алса*а","маааниятпунослин" ей бошиа курсларнип аГркм ^исмларьЧ: гаКсулашда орлом бераци.
a E S U M E
T i" actuality of the research is "based on tho foct that humanity has ever been so responsible to the future as nov/)' deeping contradictions between techno-biosphere led■to the critical ecological situation vrtiich become mors appreciable hindrance co decide social, spiritual and material problems in all tho world including the Republic of Uzbekistan,
At present it becomes evident the necessity to consider Quch social phenomen as ecological culture.
The aim of the dissertation is to give whole eoci&l phyJoBopliio analysis of methodological and scientific theorethical problems of ecological culture as social culture and as well as to consider the following main basics s
-to show the methodological significance of the ecological culture in scientific cognition in modern conditions.
-to find out social sourse of ecological culture,its origin,development 'which find their reflection in histcrico-phylosophic aspects and in cultural heritage of the peoples of Central Asia; -to consider humanistic trend in new social economic conditions of ecological culture in the relation systems'teaa-society-nature" -to investigate and generalize the modern situation of scientific working out the problems of ecological culture,to give phylosophic analysis its main point; —
-to carry out the comprative analysis exsistent approaches and base ■own variant in determination the idea"ecological culture" -to learn factors of upbringing and education as means of forming of ecological culture of personality;
Scientific, novelty of the research includes the study ecological culture as social phenomen .,its role and function in the latest,perspective decisions of ecological problems;
/Basing a new hmanization sfca^e in the light of society relations to nature within the limits of ecological culture;
/ giving social phylosophic idea "ecological culture",defination of which is addea and daepedj / disclosing national culture relation of ^coloeical culture,its ''leuents(aa an example Uzbekistan); /exposure the souxae of forcing and succession of ecological culture, (as an example Central Asia); ;
/consideration the ecological uprising and education as one of the
1;иге"еЬс,
• Подиисапп » печать— '/• СЗ 3 " 9У'2 ' ф»р«аг Бумаги 00х№/|» Путч» птопргфекая К» 1. Иго л. «РОТАИРШГ» Оби* / ' фгмряк /00 ;
а.,,.»-, о ¿"5
Ты.с.гриф.ы * О:.;;» ЛИ Рс.к> Г-лч-.ч. У ^ччтач.
7Г;0!7и. пр. Го^.хпгс, 79.