автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Художественная культура как средство гуманизации молодежи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная культура как средство гуманизации молодежи"
И Н С Т И Т У Т 14 О ЛОЛЕ Е И Специализированный Совет Д-150.01.01
На правах рукописи
БАКРАМ05А'СВЕШАНА Б£ГЕ!Г1МУРАДОВНА
ХУД ОЖ ЕС'ГВ И Ш АЯ КУЛЬТУРА КАК СРЦИЩЗО ГУМА!ШЗАГ;ИИ ига ОДИН
Специальность 09»СО.01' - лиа*екгичео»ий и исторически!! иатериааиэм
Автореферат-. -Зиссертации на соискание ученой степени
кандидата философски* наук
"огк)'-а
1 :-<Ц
Диссертация выполнена на кафедре Философии Института молодежи .
Научный" руководитель - цоктор философских наук . ' .. ПЛНОН НШШЕ ИВАНОВИЧ
'Официальные опонеиты - доктор философских наук,. ГИРЕНОК ФЕДОР ИВАНОВИЧ
- кандидат философских наук АГАФОНОВА НД'ШЬЯ ВАС1ИЬЬ8НА
ведущая организация: - Московский государственны«
- педагогический университет -
З&вдда состоится " ?Л " декабря 1991 года б 1А-час. на екании специализированного Совета Д - 150.01.01 по диссертаций на соискание ученой степени .кандидата. фидор-р^од]}* наук по специальности 09.00.01 - диалектический и ис^о^ч.еедий-материализм в Институте молодежи по адресу: Щ'да,, ул.Юности,, д.5/1 .
' ЛфВДуСфэдад- разослан! " ноября 1991 года.
С/Д-ij.cqергад^eg., т^.ож.чр, ознакомиться в библиотеке, Института мол оде»!.. 1 ••• ' ....
Учецщ1. сещвщщ < ,
специалм,зииов,андо1;р Срв.?т,а,,. -
доктор, филосоГйСВДХ ' Т.С.Сулимова"
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теш исследования •
Нынешний этап развития мировой цивилизации ознаменовался ¿аметным повышением внимания к гуманистическим идеям, общечеловеческим ценностям, тесно связанными с проблемами современного мирового развития. Это вызвано рядом причин, в первою очередь -обострением гуманитарных проблей, осознанием необходимости в выработке и укреплении общих гуманистических норм, отношений,обеспечивающих условия для выживания человечества и сохранения общечеловеческой культуры. Успешное разрешение этих проблем связано с. общими мировоззренческими установками человека,, его культурными ценностями и определяет необходимость гуманизации человека, его общественных связей, гармоничного развития целостного человека как сознательного субъекта творца культурно-исторического процесса.
В условиях растущего осознания потребности в гуманизации всех сторон жизни человека проблема "культура и молодежь" обретает новое звучание. Вызвано это тем обстоятельством,- что процессы активизации человеческого фактора в области культурного ' развития затрагивают многие сложные и трудноразрешимые задачи • • целенаправленного формирования молодого ■ поколения с высокими нравственными идеалами, подлинными, а не мнимыми гуманистическими ценноетями.
Вместе с тем, анализ литературы и практической работы свидетельствует о недостаточном уровне деятельности социальных институтов в решении как сегодняшних, так и перспективных задач формирования у молодежи гуманистического сознания, обеспечения активного включения ее в культурно-преобразовательные процессы. Но это невозможно без повышения гуманистической культуры молодого человека. Именно эта культура позволяет оценивать события и явления общественной жизни, ориентироваться в конкретной ситуации, осуществлять нравственный выбор, определять собственную гражданскую позицию, выраженную в конкретных социальных действиях.
Наряду с наиболее полным изучением проблем нравственного воспитания различных категория молодс::м, вопроси гуманизации ее как субъекта культуры, общественно значимой деятельности еще не получили широкого освещения. При этом в имеющихся работах недостаточно раскрйтн гуманистические аспекты нравственного воспзтп-
ния. В меньшей степени исследованы условия функционирования художественной культуры как средства', механизм реализации гуманистического потенциала общечеловеческой культуры. Практически но рассмотрены вопросы гуманизации молодежи средствам художественной культуры, полностью соответствующей своей гуманистической природой и возможностями сути процесса гуманизации. Все это, как представляется, во многом связано со слабой научной базой исследований проблем гуманизации молодежи рак субъектов общественной связи в целом. Актуальность этих вопросов, их недостаточная теоретическая и методическая проработанность, практическая потребность в улучшении деятельности социальных институтов по гуманистическому развитию молодежи определили тему исследования: "Художественная культура как средство гуманизации молодежи".
Степень разработанности темы. Степень разработанности данной темы складывается из уровня исследованности по меньшей мере следующих ее предпосылок и сторон: I) общих философско-методоло-гических вопросов гуманитарной проблематики, глобальных проблем современности, становления нового гуманизма; 2) генезиса нравственно-гуманистических отношений в системе "человек-кул'ьтура-об-щество"; 3) оснований взаимодействия культуры и гуманизации, синтеза их понятийного аппарата, принципов и методов; 4) роли художественной культуры в гармонизации взаимодействия человека и общества, каналов, механизмов проникновения гуманистических знаний, ценностей в структуру человеческой деятельности; 5) гуманистическою развития молодежи как субъекта культуры и значительного фактора общественных преобразований.
Вместе с тем в литературе не нашел еще должного отражения целый ряд вопросов, связанный со становлением "гуманизации", ее оснований, концептуального аппарата. Остаются открытыми вопросы, связанные с гуманистической социализацией молодежи, ее места в процессе формирования, и. в решении конкретных воспитательных задач, в целом гармонизации отношений в системе "молодежь-общество". Недостаточно исследованы интегративные функции культур!, механизмы, необходимые для проникновения ценностно-гуманистических знаний, установок в различные сферы человеческой деятельности. В нашей литературе, по существу, нет специальных монографических работ, в которых указанные вопросы нашли бы систематическое освещение.
3.
Методологическая основа и теоретические источники исследования. Методологической основой исследования служит учение о человеке, о целостном развитии личности, диалектическом характере развития ее взаимосвязей с обществом, культурой,
В диссертации использовано наследие античных философов, мыслителей французского и немецкого Просвещения, русской философской мысли, произведения философов русского зарубежья, общая и специальная литература.
Теоретической основой исследования стали работы, раскрывающие философские проблемы человека и гуманизма (Я.Е.Айрапетянц, Е.Л.Ануфриев, С.С.Батенин, Г.С.Батищев, Н.А.Бердяев, Ю.В.Бромлей, Л.П.Буева, Г.М.Гак, И.Гердер, В.Ж.Келле, А.Ф.Лосев, А.Г.Мыслив-ченко, М.И.Петросян, С.Г.Спасибенко, В.А.Титов, И.Т.Фролов и др.); психологический аспект исследования человека (К.А.Абдульхановэ-Славская, Б.Г.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе и др.); общеметодологические вопросы культуры (Г.З.Апресян, Ю.Б.Борев, Б.П.Вышеславцев, О.Н.Да-мениа, О.И.Джиоев, А.Я.Зись, М.С.Каган, Н.И.Киященко, М.А.Лившиц, В.М.Меяуев, М.Ф.Овскн'ников, К.С.Сарингулян, В.И.Толстых, А. К. У ледов, П.А.Флоренский, Н.З.Чавчавадзе и др.); взаимозависимость человека, общества и культуры (А.И.Арнольдов, С.Н.Артановский, • И.П.Вайнберг, Н.Я.Данилевский, Э.В.Соколов, А.И.Титаренко.В.Б.Чурбанов и др.); особенности художественной культуры в духовном развитии личности и общества (М.Н.Афасижев, В.В.Ванслов, М.Б.Глотой, А.Г.Егоров, В.В.Нуравлев, С.Н.Иконникова, Л.Н.Коган, М.В.Котельников, О.В.Лармшг, Ю.А.Лукин, СЛГ.Плотников, И.Ф.Смольяшшов, Ю.А.Фохт-Бабушкин, Л.К.Шепетис, М.Б.Храпченко и др.); проблемы нравственно-гуманистического характера взаимодействия системы "культура-общество-молодекь" (А.И.Арнольдов, В.А.Бачинина, Г.Н. Волков, Э.Б.Гудилина, С.Н.Земляной, И.С.Кои , Д.С.Лихачев,В.А.Малахов, В.Ш.Сабиров, Л.В.Скворцов, Д.С.Шимановский и др.).
Нель и задачи исследования. Основной целью данной диссертационной работы является раскрытие теоретических и практических аспектов гуманизации молодежи, . роли художественной культуры в этом процессе на современном этапе развития нашего общества.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:
- во-первых, анализируется историко-философское становление
■понятия""гуманизация" в контексте культурного развития и раскрывается бузцность процесса гуманизации;
в©1-вторых, выявляется гуманистический смысл существующих положений о функциональных возможностях художественной культуры, худаиественная практика молодежи рассматривается как процесс гу-< маиисвической социализации художественными средствами;
—нв-гтретьих.осушеотвляатея попытка выработки критериев гума-ииэвдииье различных аспектах: философском, эстетическом, аксиологическом ¡и т.е.;
—пвпчетвертых, определяется значение ценностио-гуманистиче-ск(3йуустановки, как остовы, гуманистического сознания, анализирует-ся'гееиинтегрирующая роль в восприятии на личностном уровне гуманистически значимых идей, норм, ценностей;
—!>вг-пятых„ показывается особенность художественной культуры в формировании1: иенностно-гуманистической установки личности, оп-радмеяивании: мира гуманистических ценностей в различных сферах человеческой, деятельности.
Научная новизна и. теоретическая значимость исследования заклк чаетсявжт,ом„ что в. нем: ^осуществляется философское осмысление процесса)■ гуманизации молодежи как комплексного процесса ее духовного развития; 2} уточняются понятия "гуманизация", "гуманистическая социализация", "гуманистическое сознание"; 3) выявляются методологические аспекты: процесса гуманизации, имеющие особое значение дляг,теории развития гуманной личности, творческой и воспи- <■. тательноЙ!практики,, анализируются Особенности художественной.культуры как ередетва формирования внутренней потребности личности в гуманизации. -На защиту выносятся следующие положения:
1. Становление- "гуманизации" в качестве научной категории связано с осознанием широкими слоями общественности опасности гибели гомосферы, с одной стороны, внутренней логикой многовекового развития гуманитарно-этической проблематики - с другой. Это дает основание говорить о двуединой социально-практической и теоретической детерминации исследования гуманизации.
2. Понятия "гуманизация" и "гуманистическая социализация? в контексте данного исследования рассматриваются как синонимы и характеризуют процесс интериоризации молодежью культурных норм и ценностей не только конкретного общества, но,и всего человечества, накопленных им в процессе культурно-исторического развития.
3. Проблемы гуманистической социализации определяются оаобё»1-ностями понимания смысла существования человека, ценности его-жизни, соотношения общечеловеческого и классового, социального'и: индивидуального во взаимодействии человека и общества,морального долга перед будущими поколениями. Главная ценностно-мировоззре№-ческая проблема гуманистической социализации - должны ли' гумашн-стические установки основываться на признании ценности человека! как гражданина конкретного государства или объектом гуманистиче«-ской-оценки и регуляции является духовный мир человека, мотива*--ционная и ценностно-ориентационная сфера, определявдие характер отношений, поступков и действий человека к человеку, человека' н:.' обществу и т.п.
4.Гуманность выступает своеобразной мерой духовности человечка, проявлением его достоинства, социально-нравственного развития. Акцентируя внимание на гуманитарных проблемахсоциума, духов»-но-нравствегпгая практика формирует гуманистические предпосылки" действий, ориентированных в конечном счете на сохранение человепк ности.
.5. Гуманистические факторы представляют ценность для культур ного развития человечества. Объектом оценки и регуляции должен быть не только человек сам по себе, но и отношение к нему, ценностные основания гуманизации носят социо-природшй характер,' ибо вбирают в себя наряду с социальными я экологические регуляторы. Гуманизм должен проявляться не только в системах "человек-человек", "человек-общество", но в системах "человек-прпрода", обще- ■ ство-природа".
6. Между интеллектуальным и чувственным отношениями человека к миру человеческого существует глубокая связь и своеобразная закономерность: интеллектуальное отношение служит условием чувственного, в то же время чувственное отношение обогащает интеллектуальное отношение к нему. Интеллектуальное отношение к миру гуманистических ценностей только в единстве с чувственным может стать основой и важнейшим фактором гуманизации человека и общества.
7. Гуманистическая функция художественной культуры рельефно проявляется в формировании гуманистической установки, являк>-щейся основанием ценностной структуры личности, и проявляющаяся в гуманном отношении человека как к самому себе так и к другому, в осознании как самоценности так и ценности жизни и бытня всего живого. Гуманистическая установка характеризует степень сформированности наиважнейшего для субъекта культуры качества -социально-нравственную ответственность перед нынешними и будущими шшолениями человечества. С этим связана гуманизация системы ^воспроизводства общества, системы формирования молодого поколения - как оубъекта общечеловеческой культуры.
Практическая значимость диссертации. Основные результаты данного исследования представляют интерес для решения практических вопросов формирования гуманистической культуры молодежи, йтиэацвш взаимодействия в системе "молодежь - общество - куль-тура",-гуманизации различных областей материального и духовного производства, совершенствования организации художественной практика общества в целях повышения роли художественной культуры в гумашотичоском развитии молодежи. Материал диссертации может бдаь использован в процессе преподавания философии культуры, этики, при разработке спецкурсов по гуманитарной проблематике, а также лекционно-просветительской работе.
' Аптюбашш работы. Основные идеи п полоке!шя, развиваемы» в диссертации, докладывались на Ые-здународной конференции "Молодежь и молодежные организации в политической системе социалист . тичеекого общества" (Москва, 1Э88), Всесоюзных практических конференциях, организованных Академией наук СССР (Москва, 1989, 1990), научно-теоретических конференциях молодых ученых и аспирантов Института молодежи (Москва, 1289, 1990 гг.), в публика- . циях статей, чтении лекций, проведении семинаров.
Структура таботы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и основные задачи исследования, его методологическая основа, излагаются наиболее существенные результаты, полученные соискателем, и их научная-новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации,
В первой главе - "Гуманизация в контекоте культуры: историко-философский аспект" - автором рассмотрена проблема гуманизации человека как фундаментальная философская проблема.
Данная глава состоит из трех параграфов. В первом параграфе раскрываются предпосылки возникновения идеи культуры и гуманизации в эпоху античности. Социально-политические учения древних мыслителей о государственном устройстве, взаимоотношениях государства и граждан - о одной стороны, и этические учения, разрабатывающие вопросы о человеке, его душе, нравах и добродетелях, о высшей цели бытия и предназначения человека в мире -с другой, представляли два основных направления философской.рефлексии, которые в своем диалектическом развитии способствовали возникновению и развитию идеи о культуре как идеи осуществления блага человека посредством развития общественной лизни, и зарождению пдеи гуманизация как «деи культивирования в человеке лоб- • родетельности и гуманности посредством "возделывания" его разума и чувств.
С появлением теоретико-философского мышления можно говорить о явной рефлексии нравственно-гуманистического сознания в период античности. Мысль Демокрита о движущей силе развития челово-ка содержит вачшое суждение об удовлетворении как измерении полезности нововедений. Однако, мерило полезности он подчиняет мера, необходимой для руководства как в области субъективного чувствования, так и в области общественного поведения. Понимая под мерой соответствие поведения силам и способностям, отпущенным человеку самой природой, Демокрит устанавливает нравственный критерий и принцип развития человека, общества и культуры.
Теоретическое решенио благой и совершенной кнзии всего общества л его членов Платоном находит воплощение в идеи блага как высшей цели, правящей мир ом, а полемже о природном и возделанном в человеке, в постановке, вопроса о возможности совериен-
е.
ствования природы самого человека. Ибо способность к добродетели дана всем, но сама добродетель при рождении - никому.
Полемика о природном и возделанном в человеке, предшествую щая. возникновению идеи культуры, обогатилась привнесенным в нее нравственным пониманием. Совершенствование природы человека связывалось с обретением им добродетели, благоразумия, доблести, которые определяли цели деятельности субъектов общественной связи, культуры. Таким образом идея о культуре в эпоху античности имела нравственно-гуманистический смысл.
По мнению Аристотеля нравственно совершенный человек тот, кто направляет свою деятельность на достижение нравственного совершенства. Назначение совершенного человека - в прекрасном выполнении разумной деятельности, в достижении согласия каждого дела с характеризующей его добродетелью. В достижении согласия с самой совершенной добродетелью состоит благо человека. Добродетель в этом контексте выступает как условие, ибо именно обладание добродетелью делает человека способным достичь преследув-' мую цель.
Диссертант подчеркивает, что при всей неразработанности фи-лософско-теоретического аппарата идеи культуры и гуманизма не могли быть осмыслены в своем соотношении.
• Во втором параграфе данной главы прослеживается взаимообусловленность развития понятий культура и гуманизация в эпоху Просвещения, которая уделила внимание проблемам филосфского осмысления природы и психофизиологического аспекта человеческого бы* тия, поставила-вопросы о положении человека в современном ему обществе. Автор анализирует состояние философской рефлексии об отношениях между цивилизацией, ее достижениями и счастьем человека, обращает внимание на отрицательные последствия развития буржуазной цивилизации, повлекшие рост социального неравенства, моральную и физическую деградацию человека.
Уже в эту эпоху впервые высказаны были выводы,.что культура со. всеми ее достижениями лишь все более отдаляет человечество от состояния,. которое должно 'быть идеалом общества, и в целом негативно влияет на развитие человечеотва. Стремление к благу, при игнорировании стремления к добродетели, приводит к неравенству и моральному разложению людей, сопровождавших развитие культуры.
С новой постановкой вопросов негативного влияния культуры на человека, осмысливались источники социальных пороков, сопровождающих развитие культуры. Таким образом, осознание этих проблем становится поводом для философии культуры толковать о неразрешимых проблемах человеческого существования.
Мыслителям эпохи Просвещения принадлежит постановка вопроса о человеческом достоинстве культуры и сохранении его на многие поколения. Тем самым им принадлежит постановка глобальной философской проблемы, пронизывающей все последующее развитие теоретической мысли, процессы исследования гуманитарного прогресса человеческого социума, гуманизации человека. Именно в этой связи автор рассматривает ггоежромантизм и его роль в утверждении взаимосвязи культуры и гуманизации как значительный вклад в развитие категориального аппарата философии культуры и понимания гуманизации, в утверждении гуманистического смысла культуры. Это нашло свое выражение в воззрениях на культуру И.Гердера. В качестве критерия культурного состояния общества, высшее культурное состояние, к которому общество совершает движение, есть гуманность. Гуманность у него как результат движения и стимул к развитию, как цель исторического развития всего человечества и человеческого социума. Духом гуманности, который вечен и неизменен должно бить проникнуто все происходящее в обществе. Таким образом гуманизация, "восхождение к гуманности" есть цель и смысл культурного развития, культурной деятельности, культуры.
Диссертант подчеркивает важность воззрений И.Гердера, развивающих понимание гуманизации. Рассматривая гуманность как основу характера рода человеческого,И-Гердер тем не менее считал, что характер этот заложен в человеке только в виде способности и должен, собственно, быть воспитан. Гуманность не рождается с человеком на свет в готовом виде, но должна, когда мы уже появились на свет, стать целью наших стремлений, суммой наших усилий, нашим достоинством. В гуманности немецкий философ видит награду не только за труды человеческие, но и искусство его рода. Именно поэтому он утверждал, что в роде человеческом божественным является воспитание гуманности."Воспитание гуманности есть дело, которым следует заниматься непрестанно, в противном случае все мы, как высшие, так и низшие сословия, возвратимся к животному состоянию, к скорой грубости"-1- .
I» Гердер И. Исбр.произв.- М.;!.: Худож.лит-ра, 1959. - С.286
Вместе.с тем, основным и ведущим фактором "восхождения человека к гуманности" для Гердера являлась сама культура: ящик, искусство, государственное управление, религия. Он писал: "Все человеческие учреждения, все науки и искусства, если они соответствуют своему назначению, не могут преследовать иной цели кроме той, чтобы нас гуманизировать, т.е. сделать из бесчеловечных чудовищ и полулюдей в собственном смысле слова и придать роду человеческому, сначала в небольшой его части, ту форму, которую ободряет разум, которой требует долг, и к которой стремятся наш потребности"-'- . Положение о гуманизирующей роли культуры, ее элементов и институтов базируется на-признании Гердером исторической преемственности. Рост культуры является законом истории. Человечество проходит совершенно определенные, как он считал, последовательные ступени культурного развития. Развитие народов составляет единую цепь, где каждое звено использует достижения своих предшественников и подготавливает почву для преемников.
Диссертант отмечает важность идей ¿1.Геттера о необходимости развития сознания, прежде всего гуманистического сознания. С ходом размышлений о гуманистическом сознании связано отношение философа к греческому искусству, рассматриваемое им как школа гуманности.
Понятие *5сультура" к концу ХУШ века широко вошло в научную и художественную литературу и стало играть важную гуманистиче-ско-познавательную роль. Под культурой понимался определенный уровень развития человека, общества и их взаимосвязей, который создает возможность совершенствования интеллектуальной природы человека. Культура выступала как некая высшая ценность, поскольку ее сущностный гуманистический смысл и гуманизирующее воздействие укренялись в сознании.
В третьем параграфе первой главы дается анализ русской фи^-лософской мысли о развитии культуры и гуманизма. Диссертант отмечает тот факт, что к середине XIX века понятие "культура" употреблялось уже в широком философском контексте.
Исходной методологической основой для выяснения сущности понятий "культура" и "гуманизация" является рассмотрение русским
I. Гердер И. Избр.произв.- М.;Л.: Худож.лит-ра, 1959. - С.288
историком Н.Я.Данилевским развитие культурно-исторических типов,' характеризующихся членением основных направлений культурной деятельности человека в исторической перспективе. Н.Я.Данилевским было отмечено, что "ни человечество, как существо коллективное, ни отдельный какой-либо человек не носят в себе сознание человечества"1 . Формирование такого сознания он связывал с соединением цивилизацией в себе "всехсторон: в отдельности, проявленных доселе разными культурно-историческими типами"*5 . Осуществление задачи человечества мыслитель связывал с интериоризапией каждой цивилизацией, каждым культурно-историческим типом совершенство, достигнутое другими культурно-историческими типами. В этом откровении, высказал Н.Я.Данилевский фантастическую для своего времени мысль.об усвоении опыта общечеловеческой культуры, культурных ценностей конкретным культурно-историческим типом, он указывает на функциональную роль общечеловеческой культуры в процессе гуманизации. Таким образом, концепция культурно-исторического типа содержит идею о культуре как средстве, механизме гуманизации общественного и индивидуального сознания.
Тему гуманизации и культуры развивают в своем творчестве русские философы конца XIX-начала XX века. Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Б.П.Вышеславцев.- Философия культуры Бердяева сосредоточена на развитии вопросов свободы творчества, творческих сил человека, творческой личности, гуманизма. Гуманизм Н.А.Бердяева, как освобождение творческой личности человека предстает необходимым условием осуществления культуры.
Диссертант исследует выводы Н.А.Берляева о причинах, приведших к дегуманизации человека и его бытия. Рассматривая гуманизм в диалектике его развития, Н.А.Бердяев показывает разрушительные начала в этом движении: "в своем развитии гуманизм привел к секуляризации культуры"1- . Продолженная этого тезиса явились мысли об отчуждении гуманизма, переходе его в свою противоположность, о его отрицательном воздействии на самого чело- ! века и его представления о мире и о-себе. 1Уманизм превратился
I. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - С.-Петербург, 1971. -С.78';
2- Там же.
3. Бердяев H.A. Мое философское мировоззрение // Философские на-
уки. -М.,1990. - № 6. - С.88
в самообожествление человека, отрицание Бога. Гуманизм перешел в антигуманизм. Самообожествление человека привело его.к Антихристу. Второй причиной дегуманизации человека и его бытия, Н.А.Бердяев видит в следствии власти техники над человеком. Технизация жизни создает новый тип человека, человеческая сущность которого утрачивает целостность и превращается в функцию. Кризис гуманизма, вторжение дегуманизированных масс видоизменяет культуру "сверху донизу", понижает ее качество и ведет к духовному кризису. Религиозное мировоззрение подсказывало Н.А.Бердяеву, что "только духовный ренессанс позволит человеку подчинить себе машину"-1- .
Во второй главе - "Художественная культура в процессе гуманизации молодежи" - показывается, что в ответ на запросы на-• шего времени возникла новая концепция гуманизма и гуманизации, призванная на содержательно новой основе, на базе новых принципов осмыслить глобальные проблемы и противоречия современного общественного развития.
В диссертации автор осуществляет аналитическое осмысление вопросов гуманистического развития. В качестве объекта рассмотрен процесс гуманизации молодежи, в качестве субъекта - художественная культура, художественная жизнь общества. Художественная культура в данном исследовании рассмотрена как средство формирования у личности внутренней потребности в гуманизации, что актуализирует ее функционально-гуманистические возможности как подсистемы в единой структуре человекотворчества. Ибо если культура есть "очеловечивание" природы, то художественная культура осуществляет "очеловечивание" эмоционально-интеллектуальной природы человека.
В первом параграфе данной главы гуманизация человека рассматривается как глобальная проблема современного этапа развития человеческого социума, культуры. Диссертант отмечает,что сложность в осмыслении гуманизации как процесса, характеризуется . недостаточной разработкой данного понятия.
I. Бердяев H.A. Мое философское мировоззрение //Философские науки. - М. ,1990.- >6. - С.88
По мнению диссертанта, во всякой культуре существует свое понимание сущности гуманизма и соответственно содержания процесса гуманизации, на основании консенсуса относительно того, что считать нравственной добродетелью. Этический консенсус общества может меняться или видоизменяться, но проблема гуманизации общественного и индивидуального бытия остается постоянной целью и средством прогрессивного развития человеческой цивилизации и социума'.
Анализ развития гуманизма и содержания гуманизации в XX веке показывает, что внимание философов, общественных и религиозных деятелей было приковано как к вопросу о сущности и содержании этих понятий, так и к вопросу типологии разновидностей современного гуманизма. Известны концепции "геоцентрического гуманизма", "антропоморфического гуманизма", "рационального гуманизма", "социалистического", "пролетарского", а также подлинного, реального, практического, конкретного, марксистского, ленинского, христиан-, ского, исламского, протестанского, гражданского, этико-философ-ского, революционно-демократического, космического, экзистенци-онального и т.п. Вместе с тем это свидетельствует о том, что в XX веке проблемы гуманизации и гуманизма приобретают особую актуальность.как в научно-теоретическом, так и в социально-политическом отношениях. Что вызвано ходом внутреннего развития отдельных стран,, принадлежащих ,ц различным социальным системам, растущей необходимостью решения глобальных проблем человечества', связанных с борьбой прогрессивных сил за предотвращение ядерной воййы, за сохранение экологического здоровья планеты, в защиту прав и свобод человеческой личности.
Автор исследования замечает, что понятие "гуманизм", впервые введенный в советскую эстетическую науку, в философской . литературе в целом стал обсуждаться только в конце 50-х начале 60-х годов. Культ Сталина наложил запрет на исследование проблем человека. Эта проблематика была "запретной", а проблемы взаимодействия человека и общества рассматривались как решенные, постановка их рассматривалась как излише наду^ ¡пая, ненаучная.
К 90-м годам противоречия, возникшие в результате определенных несоответствий, диспропорций в структуре материальной и духовной жизни нашего общества актуализировали проблему человека, воспроизводства общества. Противоречие в сознании молодых людей двух уровней ценностных ориентация влекло расхождение, рассогласование между двумя комплексами мотивов поведения: на уровне идеологии, теории мировоззрения - о одной стороны, и на уровне обыденного повседневного оознания, общественной психологии -с другай. Такое расхождение в духовной структуре личности ведет к разрушению человека, а значит грозит опасностью разрушения гомосферы, общественной связи и культуры. Прежде всего в силу этой причины проблема гуманизации советского общества, человека к 90-х годам предетала как осознанная необходимость и общественная потребность, предполагашая радикальное изменение в духовной и материальной жизни нашего общества.
Теоретическое и практическое исследование процесса гуманизации в условиях советского общества имеет многоаспектный, комплексный характер. Одним из важных вопрооов данного процесса является гуманизация духовного мира молодежи, погружение внутреннего мира личности в мир общечеловеческих ценностей. Данный процесс внлючаег в себя осознание человечества как Целостности,' формирование гуманистического сознания, образа жизни, совокупности общественных связей, рассматриваемый как "социальное лечение отчужденных душ". Решение этих вопросов требует становления гуманистической духовности в жизни молодого человека, которая в условиях Есе большего ооознания глобальной опасности выдвинула гуманистические ценности как альтернативу экономической "одномерности" современного человеческого социума.
Утверждение нового гуманизма, . как раановидности форм общественной связи, отражает постановку вопросов, относящихся к диалектике общечеловеческого и классового, прирритвтно-оти общечеловеческих ценностей, пониманию гуманизма как этики сотрудничества.солидарности, нормы определяющей общие ценности, из которых следует строить систему норм человеческой солидарности. От консенсуса относительно значения нового гуманизма и его I роли в содейстьии благополучию людей и нравственному развитию зависит'
определение общих ценностей, выступающих ориентиром в процессе гуманизации человека, общества и культуры.
ГУмакизи современной эпохи или новый гуманизм в последние годы приобрел или точнее, возродил традиционную черту, обусловленную переменами в советском обществе: культурологическая подоплека сменила идейно-политическую. Это является свидетельством того, что не классы, классовые интересы и ценности яеляются ориентиром, а прежде всего человек, социальные группы как субъекты культуры. Методологической базой исследования гуманизации в контексте культуры являются труды советских культурологов и социологов культуры. Немаловажным является положение, высказанное дис- • сертантом, о том, что постановка и поиск решения проблем гуманизации в нашей философской мысли является продолжением европейской традиции, в духе И.Гердера, немецкого Просвещения, русских религиозных философов и философов зарубежья,, которые рассматривали этот процесс в двух значениях: а) как цель культурно-исторического развития человеческого социума; б) как средство всеобщего-гуманистического прогресса человека, общества, культуры.
Автору диссертационного исследования видится весьма плодотворной разработка проблемы гуманизации в диалектической взаимосвязи культуры и гуманизации как цели и средства.
Гуманизм как цель, смысл развития человеческой культуры предполагает рассмотрение подсистем культуры как средств осуществления этого смысла. Исходя из этих позиций, художественная культура, рассматриваемая как подсистема единой человекотворческой системы, исследуется нами как механизм, средство гуманизации, что актуализирует функционально-гуманизирушие возможности ее природы. В духовном ренессансе XX века художественная культура занимает ведущее место. В чем же особенности художественной культуры как средства гуманизации сознания человека?"
Ответом на поставленный Еопрос может быть способность искусства вызывать эмоциональные переживания, филосо{ско-художе-ственную рефлексию о смысле бытия и ценностных компонентов человеческой деятельности;' отражать и объяснять практику общественных отношений с позиций человека; способность неизмеримо расширять рамки индивидуального опыта, предоставлять возможность получить подтверждение истинности взглядов, идеалов, ценностей
индивида, соотнести ценности конкретного обшестт, социальной группы с ценностями общечеловеческими.
Присущие искусству социальные функции по-разному обнаруживают себя, в зависимости от эпохи, общественного строя, и от частностей. Советская культурология до последнего времени изучала лишь отдельные аспекты функционирования художественной культуры и ее значения для практики воспитания, формирования.воопроизвод-СТЕа поколений. Художественная культура, заключающая в себе способ целостного воздействия на человека, его духовный мир, соответствует целостному и комплексном/ характеру процесса гумани-, зации. Искусство как форма философско-художественной рефлексии о человеке и его связи с миром ценностей, способно проникать в сущность жизненных процессов человеческих деяний, тончайших движений разума и чувств, не разрушая, не принося в жертву общему неповторимость индивидуально-единичного бытия человека. В этом смысле искусство является целостно-синтетическим, наиболее гуманным по характеру средством гуманизации. Воздействуя на психическую сферу человека искусство формирует ценностные установки личности. Согласно теории Д.Н.Узнадзе механизм действия установок, отраженных в художественных произведениях, аналогичен механизму действия социальных факторов в процессе формирования направленности личности.
Восприятие произведения искусства как процесс сотворчества^ единый поток рефлексирующего сознания человека о самоценности заключает в себе смысл средства формирования гуманистического миропонимания. Усвоение гуманистических ценностей, перевод их из сферы "чужого" в сферу "своего" через еддожественное освоение мира человеческого бытия формирует нравственно-ценностные ориентации и представляет собой одно из.важных • средств гуманизации, ибо отвечает духовно-творческой природе самого человека. В этом смысле в искусстве как средстве уже Еоплошена цель -гуманизация человеческого мира, сознания.
В Заключении подведены итоги проделанной работы, намечены новые направления исследований по гуманистической тематике.
Основное содержание диссертации отражено в следуших публикациях:
1. Некоторые проблемы привлечения молодежи к самодеятельное художественного творчеству // Молодежь и молодежные организации в политической системе социалистического общества. Материалы международной конференции молодыхученых-обшеотвоведов. Москва. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1988. - 0,4 п.л.
2. Эстетическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы // Сборник статей аспирантов и молодых ученых ВКШ при ЦК ВЛКСМ. -М.: ВКШ при ЦК ВЙКСМ, 1989. - 0,3 п.л.
3. Гуманизм в реалиях современности // Ашхабад. - Знание. -1990. - I п.л.
4. Обновление духовной жизни в аспекте гуманизации советского общества // Общество и молодежь: поиск путей обновления. Тезисы научно-практической конференции. Москеэ. - М.: ВКШ при ЦК ВШСМ, 1990. - 0,2 п.л.