автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Экологическая культура народов Терской области в 60-х гг. XIX - начале XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Дохова, Вера Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Этнонациональные традиции - основа экологической культуры народов Терской области.
ГЛАВА II. Экологические представления, сложившиеся в среде народов Терека во второй половине XIX века (1861
1900).
ГЛАВА III. Изменения в экологических представлениях народов Терской области в начале XX в. (1901 -1917 )
Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Дохова, Вера Владимировна
Актуальность темы диссертации обусловлена целым рядом факторов, грозными природными потрясениями и поисками путей их познания. Данное исследование, как частица в общенаучном движении по изучению механизма их действий и установлению причин, побуждающих к нарушению сложившегося уклада жизни людей, посвящено формированию экологических воззрений у народов Терской области в XIX - начале XX вв. и представляет как научный интерес, так и практический интерес в той мере, в какой материалы работы помогут вывести на первый план вопросы рационального природопользования и перед лицом кризиса духовности в обществе дать новое направление развитию экологической культуры наших народов на современном этапе.
Проблемы экологии повсеместно приобрели большую остроту еще в XIX - начале XX вв., а в наше время решать какие-либо хозяйственные, технические или химико-биологические задачи, не соизмеряя последствия их воплощения стало уже просто немыслимо. Поэтому осознание всей сложности экологических проблем стало безотлагательным вызовом нашей эпохи. Возникла необходимость предпринимать меры по спасению исторической, архитектурной, ландшафтной среды, памятников природы и культуры.
Сигналы тревоги повсюду: в местной периодической печати, на региональных экологических совещаниях, в курсах лекций по проблемам экологии в вузах и школах, в повседневной жизни общества; отображают нарастание небывалого прежде беспокойства людей, особенно старшего поколения, относительно будущего своего края, характеризуют ют их психологический настрой.
Перед лицом грозных сигналов о том, что "планета нас предостерегает"1 (даже по осторожным подсчетам, достаточно только триллион-ной части таящейся в недрах Земли энергии, чтобы в течение библейских "сорока дней и ночей" поднять уровень океана и затопить всю сушу). Необходимо серьезно задуматься всем нам о стратегии выживания человечества, сохранения природы перед лицом повсеместного кризиса духовности, неустраненной угрозы ядерного пожара и грозно надвигающейся экологической катастрофы.
В этой связи на пороге XXI века уместно вспомнить о мудрости наших предков, заботливо оберегавших кормилицу-Землю и окружающую среду, чтобы сохранить для потомков не только поэтический образ Кавказа, но и экологию души. Очевидно, что настала пора заняться анализом общественного сознания в условиях рыночных колебаний и оценить, как скажется на природных богатствах края и межнациональных отношениях народившаяся частнособственническая психология, эгоизм предприимчивых дельцов и социальная апатия масс. Это тем более важно знать потому, что исследуемая Терская область - часть Северного Кавказа со своеобразным растительным и животным миром, населенная народами со своим укладом жизни, говорящими на разных языках, имеющими разное вероисповедание. Совместное проживание этих этносов в одинаковых природно-климатических условиях и на одной территории выработало у них на протяжении веков сходные черты национальной культуры, одним из компонентов которой является, безусловно, экологическая культура этносов.
Объектом и предметом диссертационного исследования является определенный целостный компонент реальной жизни этносов Терека. Способом конкретного познания экологических представлений наших предков выступила совокупность всех явлений общественной жизни XIX - начала XX в.
Территориальные рамки диссертации определены естественными пределами Терской области с учетом общих черт и своеобразия хозяйственного, социального уклада жизни и традиций народов Терека. Диссертационное исследование - первое обращение к огромному и малоизученному пласту народной жизни, неизвестным ранее первоисточникам, лично выявленных автором в архивах, в интересах рассмотрения и раскрытия истоков экологических представлений кабардинцев, балкарцев, осетин, казаков.
Хронологические рамки исследования охватывают переломные рубежи истории - 60-е годы XIX в., время реформ в России как исходную точку, вовлекшую народы Терека в водоворот отечественного и мирового капиталистического развития, эпоху трех революций, вступление страны в новую полосу своего существования.
Целью диссертационного исследования является выявление процесса формирования экологических представлений этносов Терской области, складывавшихся на основе жизненного опыта и миропонимания, традиций природопользования, бытового уклада и духовной жизни.
Исходя из поставленной цели в диссертации делается попытка решить ряд взаимосвязанных задач:
- выявить устные и письменные первоисточники информации и, опираясь на современные научные методы познания, проследить, как в прямой взаимосвязи с вековыми наблюдениями и накоплением знаний народа об окружающем мире складывались и проявлялись в повседневном быту первоначальные представления экологического характера;
- выяснить роль и значение в данном направлении опыта народных масс и их передовых представителей: Хан-Гирея, К. Хетагурова, И. Тхостова, М. Абаева, А. Кешева и др.;
- рассмотреть экологическую политику кавказской администрации, оценить ее воздействие на "сбережение природы" и нравственных устоев людей.
- раскрыть значение традиций предков (самостоятельно, путем накопления векового опыта понимавших, как можно и как нельзя относиться к природе) для современности в деле сохранения среды обитания.
Историография. Нависшая над планетой экологическая катастрофа и постепенное осознание этого как народными массами, так и научным миром, усилили интерес к проблеме. На деле, в самой жизни, теория и практика - увы - остаются в резком противоречии. Беда заключается в преимущественно декларативном характере решений, принимавшихся в столице и на местах относительно охраны природных ресурсов, сохранения сложившихся экосистем. Ошибочно оцениваются возможные результаты тех или иных действий по использованию природных производственных сил. Вольно или невольно нарушаются законы естественного развития. Трудности связаны с экологическим самосознанием - порой невежественным и эгоистичным - разнородных представителей населения края.
На материалах обширного региона было прослежено, как расширение использования природных ресурсов мало-помалу заставляло работать экологическую мысль. Результатом этого становились решения сельских, аульных и станичных сходов, распоряжения Кавказской администрации и общероссийской государственной власти. Постановления аульских сходов и даже местных государственных и общественных организаций минувших времен нередко поражают ясностью мысли и четкостью требований относительно сохранения (в интересах выживания людей) окружающей среды. Все это указывает само по себе на настоятельную необходимость учитывать при разработке всех основных аспектов общественно-исторического развития важнейшую роль при-родно-географического фактора.
Как верно подметили академик И. Д. Ковальченко и А. В. Муравьев, история экологических воззрений Кавказа с его горными и степными пространствами и необыкновенным разнообразием природных условий представляет значительный научный интерес. Обстоятельное изучение и последовательный учет названного фактора не просто обогатят наши знания о прошлом, но и внесут существенные коррективы в концептуальные представления о нем.
Важной опорой для диссертанта послужили труды, непосредственно посвященные природе края, вопросам экологии, в том числе работы Н. Я. Динника "Горы и ущелья Терской области" // Записки кавказского отдела императорского русского географического общества. 1884. Кн. 14. Вып. 1; "Поездка в Балкарию" // ЗКОИРГО. Кн.13. Вып.1-2, 1890. Его статья "Горизонтальные и вертикальные почвенные зоны Кавказа" // Газета "Кавказ". 1898. №. 253, 256 затрагивает некоторые проблемы экологии нашего края. Как натуралист-кавказовед Динник обследовал Кабарду, Балкарию, Осетию и весь наш обширный край от Каспийского побережья до Черноморья. Как ботаник он дал полное описание видового состава растительности. Как эколог и охотник наблюдал жизнь зверей, составил описание их образа жизни, повадок, пешком пробирался в труднодоступные места, побывал в таких глубоких уголках, куда, по его словам, "наверно, не ступала нога человека". Его работы принесли большую пользу для последующих исследователей Кавказа.
А. В. Пастухов - военный топограф, исследователь Кавказа (в особенности Кабарды, Осетии, Балкарии, Кавминвод), человек, который всю свою жизнь провел в экспедициях и горах, произвел топографическую съемку Кавказского хребта, внес вклад в такие научные области, как геология, гидрология, ботаника, бальнеология, медицинская география; интересовался ледниками, занимался сбором этнографического материала о балкарцах, кабардинцах, осетинах. Пастухов успел составить не только описания своих путешествий, но собрал ценные сведения об истории и укладе быта аулов, в которых приходилось ему бывать.
В XIX веке проявляется большой интерес к описанию жизни и быта этносов Терека. Можно назвать работы И. Д. Попко "Терские казаки со стародревних времен". СПб., 1880. Вып. 1/8; И. Бентковского -"Гребенцы". Ставрополь. 1885; А. Ржевусского - "Терцы. Сборник исторических, бытовых и географических сведений о Терской области". Владикавказ. 1888; Е. Максимова - "Кабардинцы" // Терский сборник. Владикавказ. 1892. Вып. 2; А. Еасиева - "Земельно-экономическое положение туземцев и казаков Северного Кавказа", 1909.
Пореформенная эпоха вызвала значительные изменения в мышлении горских народов, проявился их интерес к изучению своего края.
Адыгского просветителя Казы-Гирея еще в XIX в. огорчало, что среди адыгов нет ученых, которые изучали и описывали бы славное прошлое черкесского народа, известного своей воинской отвагой, верностью данному слову и прославившегося прекрасными народными традициями (адыгэ хабза) не только среди народов Кавказа, но и в глазах европейских путешественников. Наш предок выражал вместе с тем и надежду, что среди адыгов вырастут грамотные и образованные люди, которые с успехом займутся изучением своего народа, природных богатств родного края.
В диссертации были использованы обобщающие труды по истории народов Терека, а именно: История Кабарды. С древнейших времен до наших дней. М., 1957; Очерки истории балкарского народа с древнейших времен до 1917 г. Нальчик, 1961 г.; Т. X. Кумыкова "Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в.". Нальчик, 1965; Т. А. Жакомихова "История народного хозяйства Кабардино-Балкарии". Нальчик, 1965; С. Д. Кулова "Социально-экономическое развитие Северной Осетии в конце XIX и в начале XX в.". Орджоникидзе. 1966; Г. X. Мамбетова "Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. Вторая половина XIX - 60 гг.". Нальчик, 1971; Б. В. Скитского "Очерки истории горских народов. Избранные". Орджоникидзе, 1972.
Некоторые проблемы экологических воззрений народов Терека нашли отражение в трудах Б. X. Ортабаева; К. Н. Керефова, В. П. Кри-кунова "Из истории сельского хозяйства Дона и Северного Кавказа огородничество, бахчеводство, разведение табака)", 1973; В. П. Крику -нова "Очерки социально-экономического развития Дона и Северного Кавказа в 60-90 гг. XIX в.", Грозный, 1973; Н. Г. Волковой "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX в.". М., 1974; JI. Б. Заседателевой "Терские казаки (середина XVI - начало XX в.). Ис-торико-этнографические очерки". М., 1974; JI. М. Васильевой "Проблемы истории Осетии в русской науке XIX в. Историографический очерк". Орджоникидзе, 1975; А. Г. Кешева "Избранные произведения". Нальчик, 1976; X. М. Думанова "Обычное и имущественное право кабардинцев (вторая половина XIX - начало XX в.)". Нальчик, 1976. Они посвящены описанию уклада жизни горских народов Северного Кавказа, в том числе и Терской области, правда, непосредственно проблемы экологии в них затрагиваются фрагментарно.
В конце 70-х годов XX века вопросы природопользования в России, в том числе и на Северном Кавказе, получили дальнейшее развитие в трудах И. Д. Ковальченко и J1. И. Бородкина. "Аграрная типология губерний Европейской России на рубеже XIX-XX вв." (опыт многомерного количественного анализа). М. 1979. №1; их же "Структура и уровень аграрного развития районов Европейской России на рубеже XIX-XX веков (опыт многомерного анализа)". М. 1981.
Для специалистов по природопользованию важным подспорьем послужат материалы монографии И. Д. Ковальченко, Н. Б. Селунской, Б. М. Литвакова "Социально-экономический строй помещичьего хозяйства Европейской России в эпоху капитализма. Источники и методы изучения". М., 1982.
Работы многих исследователей посвящены описанию жизни горцев на рубеже XX века: В. П. Невской "Сельская община у горских народов Северного Кавказа. Конец XVIII - начало XX в."// Проблемы общественной жизни и быта народов Северного Кавказа в дореволюционный период. Ставрополь, 1985; "История Северно-Осетинской АССР". Орджоникидзе, 1987; "История народов Северного Кавказа. Конец XVIII в.-1917 г. " М. 1988. Т.2.
В 1988 году был издан труд И. Д. Ковальченко, Т. JI. Моисеенко и Н. Б. Селунской "Социально-экономический строй крестьянского хозяйства Европейской России в эпоху капитализма". Изд. МГУ, 1988 г. В работах И. Д. Ковальченко сделан вывод, что "все присущие хозяйствам Центра коренные черты и своеобразие - могут быть показаны в пространственных, временных, производственно-отраслевых, природно-географических и других вариациях, а также на разных уровнях системного анализа, начиная с рассмотрения внутреннего строя крестьянского хозяйства в отдельных селениях и волостях и кончая Россией в целом" , что было использовано для раскрытия темы диссертационного исследования.
Систематизированная и обобщенная история Балкарии дается в работе Х.-М. А. Сабанчиева "Пореформенная Балкария в отечественной историографии". Нальчик, 1989.
В труде В. К. Рахилина "Общество и живая природа". М., 1989 сделана первая попытка обобщить накопленные исследователями материалы по основным вопросам взаимоотношений человека с биологическими ресурсами, преемственности в поисках путей использования и охраны растительного и животного мира.
В работе убедительно раскрываются важные элементы взаимодействия человека с природой, то, что на протяжении веков стало осознанием негативных последствий использования природных ресурсов. Что побудило принимать охранные меры и приступить к систематическому изучению природы, ее ресурсов, поскольку утверждение в России капиталистического способа производства и развитие биологических знаний стимулировали интерес к потребностям сельского хозяйства. Необходимы были глубокие научные знания о растениях и животных, их взаимосвязи с другими природными компонентами, оценка природных комплексов, биоценозов, их влияния на жизнь человеческого общества и подход к использованию природных ресурсов (хотя и недостаточно осмысленный).
В 1997 г. издана монография А. М. Гадагатля "Память нации. Генезис эпоса "Нарты", Майкоп, в которой определенный интерес представляет постановка вопроса формирования экологических воззрений у древнего человека, предка кавказских народов, его отношения к окружающей среде.
Как убеждают вековые наблюдения ушедших поколений природ-но-географические условия играют важнейшую роль в историческом развитии каждого народа и потому должны быть учтены и в современной практике жизни, начиная с производственного и кончая социально-психологическим и ментальным аспектами. Разумеется, имеется в виду сложное и опосредованное воздействие на общество природно-географического фактора. Расточительное использование природных ресурсов на Северном Кавказе и стране в целом, связанное с их обилием, породило небрежность и небережливость по отношению к ним. Определенный вклад в изучение отдельных проблем экологии, природопользования Северного Кавказа внес А. К. Темботов, о чем свидетельствует статья "Как сохранить биоразнообразие Горного Кавказа?". М., 1998 и другие его труды.
При нарастании масштабов экологических бедствий уместно вспомнить об опыте и просчетах предков, пересмотреть старые источники, напрячь народную память, выявить нравственные стороны экологической этики, чтобы, как призывает нас М.Г. Аутлев в книге "Адыги и русские: дорогами второго тысячелетия" -Краснодар, 2000: "ничего не забыть и не потерять из всего доброго, что было сделано умом и руками поколений".
Большой научный и практический интерес представляет работа JI. В. Милова "Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса", М., 1998. Она ориентирует на то, что в решении вопросов природопользования важнейшую роль играют геополитическое положение, природные и климатические условия. Напоминает о необходимости уважительного отношения и правильной оценки труда простого народа.
Анализ научных работ предшественников показал, что сведения об опыте, знаниях старших поколений есть и у нас, они в какой-то мере даже запечатлены в устных и письменных источниках и просто необходимо научиться извлекать, чтобы закрепить народные традиции в памяти молодежи.
У многих - в частности, у редакции газеты "Кавказский л край" - возникли сомнения и вопросы наподобие "что же тут нового можно внести в масштабах края?" Поскольку подобные сомнения в выступлениях и печати разделяют и другие, уместно пояснение.
Исток подобных заблуждений в том, что всю предысторию экологии по сложившейся традиции почему-то относят лишь к работам зарубежных авторов - греческих и римских натурфилософов, а дальнейшее развитие обычно связывают почти исключительно только с учеными Запада. Архивные источники подтверждают, что голоса протеста мудрых людей и сельских общин против неправильного, хищнического природопользования раздавались и у нас на Родине. Уместно вспомнить адыгскую публицистику XIX столетия, страстные выступления Косты Хетагурова в защиту родной природы в ущельях и горах Кавказа на страницах газеты "Северный Кавказ"4, его гневный протест против распродажи вековых сосновых лесов, уничтоженных дотла на потребу зарубежных акционерных обществ. А как тепло и проникновенно писали о родной природе казак Михаил Шолохов, горцы Алим Кешоков и Кайсын Кулиев! Но истоки заботы об экологии края уходят еще дальше - в седую древность. Какое чувство охватывает горца при мысли о своем родном очаге, скалах и ущельях! Старые обычаи, традиции, пословицы, поговорки, богатейший народный фольклор таят в себе высоконравственные житейские наставления. При этом непременно следует бережно относиться к природе, окружающей среде. В нашем крае было много энтузиастов, которые стремились познать природу, таких, как Абозин, Пастухов или составители 46-томного "Сборника материалов для описания племен и местностей Кавказа", выпусков Горного общества, съездов нефтепромышленников, врачей и многих других.
Ценные сведения экологического характера содержатся и в трудах просветителей Терской области: Хан-Гирея, А. Гасиева, И. Тхостова, Г. Шанаева, Ч. Ахриева, А.-Г. Долгиева.
В творчестве Ш. Ногмова, А. Г. Кешева, К. Хетагурова и многих других писателей Кавказа XIX в., а потом и XX в. в мудрости ушедших поколений мы находим яркие проблески экологической мысли. Это и побуждает серьезно заняться проблемами экологии и истории, поиском новых путей развития экологической культуры.
Источниковая база диссертационного исследования состоит из разнообразных материалов социальной информации: природно-этнографической, этнографической, устной, письменной, лингвистической и др.
К ним по составу материалов примыкают разновременно изданные труды местных статистических комитетов, которые наиболее полно отразили историю Терека.
Подвергнуты изучению многообразные ведомственные, а также местные кавказские, губернские и областные издания в виде указателей населенных пунктов, путеводителей и т.п. в сочетании со справочными статистическими сборниками типа "Временник Российской империи", историко-статистических "Описаний" и "Обзоров" различных частей края. Они содержат источники уже обобщенного характера, и выяснилось, что в этом кажущемся обилии источников историческая действительность, в особенности вопросы экологии, отразилась отнюдь не полно именно в силу того, что большая их часть - свидетельства сводного характера (типа справок).
Уделено внимание и изданиям Центрального статистического комитета, которые содержат сведения по истории народного хозяйства в целом, других ведомственных учреждений - крестьянским и промышленным переписям, различным обследованиям и обозрениям.
Вопрос о том, как документально раскрыть восприятие населением Терека проблем окружающей среды, мы попытались разрешить на основе сочетания значительных публикаций общего характера по стране в целом и местных изданий по Северо-Кавказскому региону.
В периодической печати - источнике необычайно многоликом -касательно второй половины XIX - начала XX века встречаются публикации непосредственно по проблемам экологии в судьбах разных народов края, хотя сам термин тогда никем еще не применялся. Среди материалов этого рода - статистические сводки, этнографические описания, записи фольклора, содержащие искорки экологических представлений людей прошлых веков. Авторы публикаций не всегда знали предмет; но, живя подолгу на Кавказе, проявляли к народностям края большой интерес - и к их бытовому укладу, и к миропониманию - и потому с уважением и большим чувством делали о том записи.
Достаточно указать на самый ценный свод "Актов Кавказской археографической комиссии" в XII томах и "Сборники сведений о кавказских горцах", в которых представлены уникальные историко-этнографические первоисточники - нартские сказания, адаты и т.п. Утрата документов подобного рода была бы просто невосполнимой вообще. Были насыщены публикациями о судьбах и текущей жизни народов региона на протяжении XIX и начала XX в. старейшие газеты "Кавказ", "Ставропольские губернские ведомости" и "Терские областные ведомости".
Мы должны с особым чувством благодарности отметить появление с 60-х годов первых выпусков "Терских ведомостей", редактором которых был назначен Адиль-Гирей Кешев, обогативших духовную жизнь края, что запечатлено в колоритных зарисовках уклада быта и повседневной жизни горцев и казаков. Приветствуя издание Россией еще одной газеты на Юге страны, старейшая из них - "Кавказ" - в канун выхода первого номера с грустью заметила: "Сколько (до этого -В. Д.) потеряно материала для верного изучения замкнутых и недоступных прежде читателей страны, сколько утрачено характерных мелочей из жизненной их обстановки в момент переходного положения к новым порядкам, сколько утрачено рассказов, описаний. Быть может, все эти мелочи имели бы значение для будущего историка и для правительственных соображений при устройстве быта туземцев"5.
Выдвигаемые в работе положения опираются на прочную источ-никовую базу: материалы фондов Государственных архивов Москвы, Владикавказа и Нальчика, значительная часть которых впервые вводится нами в научный оборот:
- ЦГА древних актов (Ф.1342. Материалы Генерального и специальных межеваний Терской области).
- РГВИА (Ф.38. Кавказские дела; Ф.405. Департамент военных поселений).
- ЦГА РФ (Ф.1788. Управление главного врачебного инспектора МВД; Ф.1797. Министерство земледелия и продовольствия).
- ЦГА КБР - (Ф.2. Управление кабардинского округа; Ф.И-6. Управление Нальчикского округа; Ф.И-35. Нальчикское слободское правление; Ф.40. Управление межевой частью).
- ЦГА РСО-А (Ф.11. Терское областное правление; Ф.49. Архонское станичное правление Владикавказского полка; Ф.162. Управление старшего доктора Терской области; Ф.169. Окружной инженер IV Кавказского горного округа; Ф.270. Комитет по землеустройству Нагорной полосы Терской области).
В диссертации широко привлекаются не только статистические отчеты начальника Терской области и наказных атаманов казачьего войска, материалы Нальчикского округа, периодическая печать, законодательные памятники и делопроизводственная документация, первоисточники личного происхождения, но и особо поучительные предания, свидетельства седовласых стариков прошлых поколений.
Учитывая, что источниковедческие исследования ведутся как в теоретико-методологическом, так и конкретно-прикладном аспекте, автор, исходя из задач своей диссертации, решила сосредоточиться главным образом на рассмотрении проблем прикладного характера с целью возможно большего получения информации. Ведь всякий источник не только отражает свою эпоху, но и сам является неотъемлемой составной частью.
В процессе исследования автор строго различала выявленные ею в хранилищах "остатки", которые сами являются элементами прошлой действительности и собранные устные "предания", "воспоминания", "повествования о прошлом", которые отображают эту действительность через сознание субъекта (того человека, который об этом говорит).
Целевая направленность каждого источника информации вовсе не исключает наличия в ней элементов объективности или фактов действительности, и потому в работе по проблемам экологии Северного Кавказа автор использовала все многообразие материала, стремилась учитывать, к какому виду относится источник (законодательный акт, вопрос, жалобы крестьян, рапорт старшины и т.п.)? Каково происхождение (кто сочинял, в какой среде, простые односельцы или владелец крупного имения) и, наконец, функциональное назначение источника (запрет пользоваться лесом, лесной поляной для выпаса скота или разрешение и т.д.).
Сама постановка исследовательской задачи потребовала вникнуть во всю старую и новую литературу, иначе говоря, в историографию вопроса, в связи с чем автор пыталась подметить (в ходе исторического обзора) основные этапы и направления формирования литературы с целью установить как достижения своих предшественников, так и нерешенные вопросы, болевые точки, над которыми предстояло работать.
Важной опорой теоретического осмысления намеченной темы и руководством к поиску путей воссоздания достоверной истории формирования экологических представлений народов Терека явились материалы "круглых столов" в редакциях: "Вопросы истории", "Отечественная история", "Новая и новейшая история", насыщенные глубокими раздумьями, труды Ю. Жданова, М. Г. Аутлева, А. А. Искандерова, И. Д. Ковальченко, Р. М. Магомедова, Н. Ф.Реймерса, А. К.Темботова и др., а в конкретно-региональном плане - ряд принципиально важных работ ученых Северного Кавказа.
Постановка методологических проблем исследования экологии вызов времени и результат процесса неустанного поиска выхода из кризиса, в котором оказалось мировое сообщество перед угрозой своего самоуничтожения.
Стало очевидным, что решить ключевые вопросы за счет приобретения только текущих результатов разрозненных исследований невозможно - требуется не просто накопление новых данных, а иной, в сочетании с традиционным, подход к познанию природы, более современные методы, принципы и приемы ее изучения.
Отсюда потребность осмыслить сущность методологии, раскрывающей возможности уяснить природу, принципы, методы и приемы познания, проследить динамику процесса познания проблем, культурно-историческую природу используемых средств, изменчивость категорий и понятий, формировать новые ориентиры и установки к большему проникновению в сущность изучаемой сферы, к анализу повседневной жизни людей, их поведению и общению, взаимодействию с природой.
Поскольку исторические теории до недавнего времени страдали в силу одностороннего взгляда в той или иной мере определенными издержками, а знания о прошлом "утрачивали многоцветность, глубину, драматизм", вследствие чего "живая история человечества" превращалась в "тусклую безжизненную схему", автор настоящей диссертации стремилась по-новому подойти к решению возникших проблем познания, чтобы достигнуть в своей работе целостности охвата "всего исторического поля - одновременно и экологического, и экономического, и социального, и политического, и духовного", как к тому призвали всех представителей передовой современной исследовательской мысли за "круглым столом" журнала "Вопросы истории"6.
Опыт истории в свете трудов самых значительных исследователей судеб человеческого общества убеждает, что эффективность исторической деятельности разных этносов зависит от ее соответствия тем обстоятельствам, в которых она протекает. Из таких обстоятельств наиболее важными, по-видимому, являются исторические условия жизнедеятельности конкретного общества. Складывающиеся в процессе его длительного развития, эти условия охватывают все стороны жизни, как материальные, так и духовные, формируя те переходящие из прошлого "обстоятельства", в которых происходит деятельность уже других поколений людей. Отсюда интерес к воссозданию картины жизни сообщества народностей Терека: существовавших форм хозяйства, уклада быта и состояния народной экологической культуры, миропонимания, традиций отношения к окружающей природной среде, образов мышления.
На взгляд соискателя, оптимальной опорой для исследователя может (и должно) послужить сочетание формационного и цивилизацион-ного методов познания прошлого.
Ибо теоретические и методологические размышления мыслителей разных поколений не только поучительны, но и звучат порой, спустя столетие, еще острее, чем прежде. Так, еще в глубокой древности на пирамиде Хеопса была высечена иероглифическая надпись: "Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы, от незнания истинного мира". Возникновение современной экологии вроде должно быть в свете этого высказывания помочь обществу учиться предотвращать беду. А потому попытаемся в начале уяснить для себя вопрос: что же представляет собственно "экология" - наука это или мировоззрение? Ибо понятие "экология" сейчас приобрело такой глобальный масштаб, что соответствующему термину - "общая наука об отношениях организма к окружающей среде", - введенному Э. Геккелем в 1866 г., - "стало неуютно в прокрустовом ложе расширяющегося представления об этой науке". Языковая путаница с взрывной силой растянула понятие "экология" в разные стороны и грозит разорвать его на части. Так, поскольку человек тоже организм, почти одновременно с классической экологией (биоэкологией) и даже несколько раньше ее возникла, хотя и под другим названием, экология человека. По происшествии времени она сформировалась в двух обликах - собственно экологии человека как организма и социальной экологии7.
Биология человека как направление было развито в книгах нашего отечественного ученого И. И. Мечникова "Этюды о природе человека", 1903 и "Этюды оптимизма", 1907 (вторая книга вышла сначала за рубежом, затем лишь в России). К настоящему времени вышли десятки монографий его последователей и тысячи статей по экологии человека и его биологии.
Социальная же экология в современном ее понимании фактически зародилась одновременно с экологией человека в работах О. Конта, развитых Д. Миллером и Г. Спенсером, но до 20-х годов нашего века понятие и термин "социальная экология" в принятом ныне смысле не существовали.
В новом смысле термин "социальная экология" использовали американские социологи Р. Парк и Е. Берджес в приложении к теории поведения людских популяций в городской среде, но вскоре термин исчез из употребления и в зарубежной литературе фигурировал крайне редко. Реанимировали у нас его философы. В англоязычной же литературе отдается предпочтение термину "экология человека"8. То же делают отечественные географы, медики, биологи.
Специфика же современной экологии в том, что из строго биологической науки она превратилась в цикл знаний, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики, даже геологии - по сути, всех известных научных дисциплин.
Экология расширила объект и предмет своего изучения, вышла за пределы биоэкологии и по своей исключительной значимости, и престижу и выросла, по выражению Реймерса, из коротких штанишек, надетых на нее Э. Геккелем9. Но мировая наука, исследовательские институты не только не сшили пока для экологии нового костюма, но и встретили ее в таком расширенном понимании в штыки, одновременно прикрываясь ею же как модным жупелом.
В своей диссертации автор исходит из того, что выделяет в духе новейших научных подходов природные, демографические, медико-биологические, психологические, социально-гигиенические, поведенческие, экономические и другие особенности среды жизни, которые в совокупности различно воздействуют на людей. Все эти показатели весьма изменчивы в каждом из регионов, причем люди повсеместно не только меняют для своих нужд внешние по отношению к себе условия жизни, что мы наблюдаем на Кавказе, но и сами социально-биологически приспосабливаются к этой многоликой среде.
Научная новизна
Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы народной экологии горцев и казачества, которая впервые выдвигается нами реально.
Суть нового подхода в диссертации:
- в попытке преодолеть бытовавшую ранее в историографии односторонность в освещении и оценке значения и роли "базисных" и "надстроечных" факторов и процессов (сферы духовной жизни, этнического своеобразия быта, национальной психологии и отношения к природе, традиций и т.д.).
При трактовке хозяйственного развития народов Терека учитываются не только основные, ведущие его процессы, но и наличие многоукладное™, различных форм мелкотоварного и патриархально-натурального хозяйства, что сказывалось на характере использования народами природных богатств родного края.
- Кроме того - что самое важное - новизна диссертации заключается в попытке охватить весь трудно уловимый по документам процесс формирования экологических представлений у горцев и казаков Терской области на протяжении пореформенной эпохи (с 1860 до 1917 гг.), во введении в научный оборот новых малоиспользованных материалов, извлеченных из различных архивных фондов.
- Одной из черт новизны нашей диссертации является особое внимание к "изустным песням" и традициям общения народных масс с окружающей природной средой. Знаменитый адыг - Каламбий (Адыль-Гирей Кешев) с удивительным проникновением писал в "Записках черкеса" еще в 60-х годах XIX века об их значении для познания проживающих в крае этносов. Песни эти являются, по оценке автора "Записок", наиболее полным и верным выражением "отличительных свойств народного характера", и "рядом с изустными преданиями" должны быть в первую очередь использованы в качестве источника при исследовании прошлой жизни народа. Однако они сохраняют важную роль в качестве "исторического документа даже в тех странах, где письменные памятники сохранились с древнейших времен"10.
В этой связи нами учтено, что история - это то, что запечатлено в народной памяти, которая впитывала в себя на протяжении веков "преданья старины глубокой", деяния предков, процесс их общения с природой, а также устные рассказы на исторические темы, передававшиеся от поколения к поколению. Историческая память народа (даже когда она обрастает легендами и мифами) органично отображает взгляды и нормы поведения, соответствующие, по меткому определению А. А. Искенде-рова, ментальности народа, его представлениям об окружающих нравах, обычаях11, пытается определить "ту запретную черту в деятельности человека, которую он не должен переступать ни при каких обстоятельствах!"12.
Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные ее положения используются по курсу истории народов Северного Кавказа в высших учебных заведениях нашего края. Куда большее значение работа приобретает для передачи знаний учащимся в школе и возрождения старых мудрых традиций в современных условиях в Кабарде, Балкарии, Осетии, в казачьих станицах. А также в практике сельского хозяйства, в процессе учета старинного опыта и его наиболее целесообразных положений современными местными, республиканскими и краевыми органами власти.
Теоретической и методологической основой диссертации явилось рациональное сочетание формационного и цивилизационного подходов познания истории, уклада жизни и традиций населения Терской области. При этом автор неуклонно стремилась придерживаться принципа историзма, научной объективности и системности.
В работе используются сравнительно-исторический, повествовательный, статистические методы и метод системного анализа.
Исследование строится в проблемно-хронологическом ключе, позволяющем учитывать своеобразие социально-экономического развития Юга России, его влияние на экологическое состояния края, процесс складывания и изменения миропонимания основных групп населения Терской области. Диссертация пронизана стремлением выявить основные черты экологических представлений исконных жителей обширного региона - Юга России - на протяжении пореформенной эпохи, - с 60-х годов XIX века до 1917 года.
Апробация исследования в качестве квалификационной научной работы и оценка его практической значимости производилась на кафедре истории России СГИ КБГУ, в работах исследовательского характера, опубликованных в г.Пятигорске, Георгиевске, Майкопе, Ставрополе, в сборнике комиссии ЮНЕСКО, в ст. Отрадной (на Кубани), а также на Северокавказских, республиканских и межвузовских научных конференциях, на которых были представлены ряд наших докладов и выступлений.
Примечания
1. Покровский А. Планета нас предостерегает. //"Правда", - 2000. - № 31 (28143).-21-22 марта.
2. Ковалъченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., 1987.- С. 110.
3. Газета "Кавказский край". 1995. №30/213. 27 июля - 3 августа.
4. ХетагуровК. Публицистика. Т.4. -М., I960. С.240.
5. "Кавказ", - Тифлис, 1868.-№ 3.
6. Актуальные проблемы теории и истории. Материалы "круглого стола" //Вопросы истории. -1983. -№ 6. -С. 45-103.
7. Гарусов Э.В. Система "общество-природа" (проблемы социальной экологии).-М., 1976.-С.167.
8. Наш дом - Планета Земля. Полемические заметки об экологии человека. -М.:М, 1972.-С. 383.
9. РеймерсН.Ф. Экология. - М, 1994. -С. 12.
10. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса. - Нальчик, 1988. - С. 222.
11. Искендеров А.А. Историческая наука на пороге XXI века //Вопросы истории. 1996. - №4.-С. 19.
12. См. "Научная мысль Кавказа". СКНЦ ВШ. Ростов н/Д, 1999. №4 -С.115-116.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Экологическая культура народов Терской области в 60-х гг. XIX - начале XX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обзор документального материала показал, что в пореформенную эпоху на Тереке тектоно-геоморфологичеекие условия, геологическое строение и климат, степень оледенения и снежный покров Кавказского хребта в пределах Терской области подверглись весьма ощутимым изменениям; заметно проявились и экзогенные процессы; сдвиги наметились и в гидрологическом состоянии края, почвенно-растительном покрове и антропогенной деятельности.
Состояние почвы, которое определяется составом и податливостью породы по отношению к процессам ее разрушения, степенью устойчивости к выветриванию и т.п., сберегали от эрозии мощные еще тогда на Северном Кавказе (хотя и подвергнутые хищнической вырубке) лесные ландшафты и кустарнико-луговая растительность. Однако в силу необычайного прогресса в деле "покорения природы" и организации координированного действия миллионов людей, в зависимости от того, служит ли оно Злу или Добру, приобретает, по выражению известного теоретика А. Дж. Тойнби, титанический размах и наглядно преломляется как в судьбах самих народов, изменении окружающей среды и источников их существования, так и в зарождении чувства "вседозволенности" (если это сказывалось на благосостоянии семьи и данного сельского общества). Поскольку поначалу моральная, нравственная или иная ответственность за содеянное и его последствия (несмотря на протест самых дальновидных односельцев) законодательством вообще не предусматривалась (либо производилась с большим опозданием), печальные результаты "нововведений", хоть и не сразу, но так или иначе проявлялись и в Терской области.
На основании проведенных исследований сделаны следующие выводы.
1. Первоначальные представления экологического характера у народов Терека складывались в процессе вековых наблюдений и накопления знаний об окружающем мире из повседневной жизни и традиционного природопользования.
2. При всем своеобразии уклада быта, традиций, общения с природой в горах и на равнине проявляются черты несомненной общности. Образцы бережного отношения к природе при устройстве жилья, хозяйственных построек, выпасе скота, создании горного и равнинного земледелия и скотоводства, ведения охоты мы наблюдали у всех народов Терской области. Причем, если в дореформенный период преобладают традиционные приемы природопользования, основанные на бережном отношении к природе, стремлении сохранения природных богатств, что зачастую выражались в религиозно-этнической форме, то в пореформенный период, особенно с развитием капитализма на Северном Кавказе, отношение к природным богатствам края среди значительной части населения становится хищническим, потребительским.
Беспокойство простого народа Терека относительно истощения природных богатств и тревожное ожидание - а как будем жить дальше? - рождали, судя по архивным документам, стихийное возмущение масс в аулах, селах и станицах, вызывали дух протеста против безжалостного грабежа, требования к властям, жалобы и прошения "оградить общество" от расхищения их окрестных мест. Именно это и понуждало как местную власть, так и наместничество Кавказа действовать, пытаться что-то преобразовать, изменить систему управления.
3. Источники убедительно свидетельствуют, что в действиях местных, окружных, областных и общекавказских властей выражался ход истории, и что именно историческое бытие громадной массы населения края заставляло верховную власть реагировать, принимать те или иные меры. Охотно приписываемые личной воле властей "решения" на самом деле были продиктованы так или иначе ходом самой истории, то есть являлись не волевым, а вынужденным актом в интересах сохранения природных богатств края, причем нередко сдерживающим и обуздывающим корыстные интересы отдельных лиц и даже целых сельских обществ.
На изменении окружающей среды сказывались также общая неустойчивость в жизни Терской области, частые реорганизации в Кавказском наместничестве, отсутствие платы за пользование рядом важных объектов окружающей среды, нередко безнаказанность и вседозволенность в ее эксплуатации.
Различные постановления и распоряжения царского правительства, кавказской администрации и местных властей ограничительного, а иногда и запретительного характера по использованию окружающей среды сыграли важную роль в природоохранном деле Кавказского края.
Основой устойчивого развития любой местности края, условием решения разнообразных социальных, экологических, этнополитических и иных проблем выступает динамичная система ее народного хозяйства, ориентированная на человеческий фактор, бережное отношение к природным богатствам в процессе их разработки, добрососедство с близлежащим и дальним окружением по мере втягивания всех в водоворот хозяйственного механизма России. Обретение регионом своего нового места в национальной российской и мировой экономике и обострение проблем экологической безопасности (в связи с эксплуатацией местных ресурсов) нуждаются в научном осмыслении, разработке мер по предотвращению беды.
4. Большое влияние на формирование экологического мышления оказали народный фольклор, традиции и обычаи горских народов; труды первых подвижников науки: Н. Пастухова, Н. Динника, Г. Абозина, просветителей Терской области. Кавказское горное общество приложило немало усилий для "всестороннего научного исследования Кавказских гор и прилегающих к ним предгорий, степей и морей" с целью "поддержки" местных отраслей хозяйств, садов, разумного отношения к природе.
5. В настоящее время возникла необходимость создать новую систему ценностей культуры, которая аналогична природной. Экологическая культура основана на том генетическом коде культуры, что включает в себя основные традиции и обычаи народов Северного Кавказа. Только используя опыт прошлого, который остался нам от ушедших поколений, выбирая все разумное, что применимо в современных условиях, мы сможем в конечном счете остановиться и трезво оценить то, что имеем сейчас и что можем потерять, если не изменим свое отношение к земле, которая нас кормит, к воде, которая нас поит, ко всему живому и неживому, что окружает нас. Чем богаче знаниями об экологической культуре наших предков и их мудрому отношению к среде обитания будет подрастающее поколение, тем грамотнее оно будет подходить к решению проблем сохранения окружающей природы.
Анализ архивных источников показал, что многому из того полезного, что мы сейчас имеем, мы обязаны нашим предкам, мудрости старших поколений, а именно - неписанному своду законов (адыгэ хабстарших поколений, а именно - неписанному своду законов (адыгэ хаб-зэ), в котором в процессе своего исторического развития накоплен и передан "код" своеобразного самостоятельного экологического мышления. Они же дали нам возможность сделать вывод, что в зависимости от климатических условий и среды обитания у народов складывались экономические, социальные и очень важные экологические отношения, которые выражались в форме традиций, обычаев, передаваемых от поколения к поколению.
Эти же материалы дали возможность подтвердить и упрочить мысль о том, что формирование взаимоотношений с природой необходимо строить не только на уровне экологических и социальных проблем, а на более глубоком и труднопостигаемом уровне, включающем в себя экономику и мораль, - уровне единства и родства человека и природы. Без этого невозможно дальнейшее развитие и вообще существование человечества. Сообщество тогда считается экологически сформированным, если существует за счет тех естественных резервов, которые могут быть восстановлены или воссозданы вновь.
Необходимо отметить, что экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности (наряду с военной, политической, экономической, эпидемиологической, социальной, информационной и другими видами безопасности) по своей природе носит международный характер, поскольку замкнуться и отгородиться от соседей просто невозможно. А потому, исходя из наблюдений за процессом формирования экологических представлений в среде адыгов, осетин, казаков и балкарцев, произведенных нами по многообразным первоисточникам информации, считаем целесообразным обратить особое внимание:
- на необходимость развития экологически ориентированного управления хозяйственной деятельностью;
- на приемлемые для местных условий природопользование и природоохранную технологию с непременной своевременной оценкой степени и характера воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- на экологическое воспитание всей массы населения республики и края;
- на подготовку законов по защите природных богатств с учетом национальных особенностей, быта всех народов региона.
Поскольку на рубеже второго и третьего тысячелетий проблема будущего земной цивилизации приобретает особую остроту, и с учетом того, что тенденции ее развития вследствие геополитического положения Кавказа как центра синтеза культур Востока и Запада у нас в Кабардино-Балкарии, Республике Северная Осетия-Алания, на Ставрополье, в Адыгее и Черкесии проявляются наиболее контрастно, сохранение векового опыта наших предков, их практических знаний, философских размышлений над силами природы (в какой бы простой форме они ни проявлялись) и распространение знаний о них в среде молодежи - долг и обязанность всех современных исследователей, писателей, журналистов. Именно знание становится основой всей духовной и материальной культуры и нравственности.
Чрезвычайно серьезной проблемой в процессе формирования и сохранения традиционных народных экологических представлений у кабардинцев, балкарцев, казаков и осетин на пороге XXI века оказался разрыв связей между поколениями. Изменившиеся условия существования, беспрерывная миграция населения, отток молодежи из родных очагов в поисках заработка, новых занятий, борьба за выживание раз
167 рушили старый уклад быта, разорвали семейные узы, былое восприятие советов старших как хранителей мудрости.
Обращение к прошлому - это новое понимание мудрости ушедших поколений и в то же время ощущение себя в другом временном пространстве. Это дает возможность по-иному взглянуть на,национальную культуру и очень важную составляющую ее - экологическую культуру народов Терека.
Список научной литературыДохова, Вера Владимировна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Центральный государственный архив Российской Федерации11.1. Ф.1788. Управление главного врачебного инспектора МВД.11.2. Ф. 1797. Министерство земледелия и продовольствия.
2. Центральный государственный архив древних актов12.1. Ф. 1342. Материалы Генерального и специальных межеваний Терской области.
3. Российский государственный военно-исторический архив13.1. Ф.38. Кавказские дела.13.2. Ф.405. Департамент военных поселений.
4. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики14.1. Ф.2. Управление Кабардинского округа14.2. Ф.6. Управление Нальчикского округа14.3. Ф.И-35. Нальчикское слободское правление14.4. Ф.-40.Управление межевой частью.
5. Актуальные вопросы экологии и охраны природы степных экосистем и сопредельных территорий. 4.2. Краснодар, 1994.
6. Богданова А. С-Д. Традиционное хозяйственное природопользование бурят в конце XIX начале XX в. Автореферат. Иркутский госуниверситет. 12. 05. 97 г.
7. Боцвадзе Т. Д. К вопросу землевладения в феодальной Кабарде (1 половина XIX в.) II Труды института АН Грузии. - Т.6. - Тбилиси, 1962.
8. Гарданов В. К. К вопросу об экономическом развитии Кабарды в XVIII в. // УЗ КЕНИИ. Т. XXIII. - Нальчик, 1965.
9. Жакомихов Т. Д. Феодальная собственность на землю в Кабарде и Балкарии. // Ученые записки КБГУ. Вып.8. - Нальчик, 1960.
10. Капгер С. И. К вопросу о водоохранных и защитных лесах на Северном склоне Главного Кавказского хребта. // Труды I СевероКавказского мелиорационного съезда. Ч. 2. - Новочеркасск, 1914.
11. Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев. // Труды института этнографии. Новая серия. - T.VIX. - М., 1959.
12. Кумыков Т. X. Земельная реформа в Кабарде в 1863-1869. // Ученые записки КБ НИИ. Т. 12. - Нальчик, 1957.
13. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов. Составитель Гарданов В. К. Нальчик, 1974.
14. Документы по истории Балкарии (40-90 гг. XIX в.). Составитель Е. О. Крикунова. Нальчик, 1959.
15. Труды комиссии по обследованию Кабарды Терской области на Кавказе. Вып. IX. - Владикавказ, 1883.
16. Труды комиссии по обследованию современного положения землепользования в Нагорной полосе Терской области. Владикавказ, 1908.
17. Осетины глазами иностранных путешественников (XIII-XVIII вв.). Составитель Б. А. Калоев. Орджоникидзе, 1967.5. Литература
18. Абаев В. И. Осетинский языки фольклор. M.-JI., 1949. - С. 272.
19. Абаев М. Балкария. Нальчик, 1992.
20. Абрамов Я. Кавказские горцы. Краснодар, 1927. - С.71.
21. Адыги, черкесы, балкарцы в произведениях западноевропейских авторов. Нальчик, 1974.
22. Адыгский фольклор. В 2-х Т. - Кн.2. - Майкоп, 1980.
23. Алиева А. И. Адыгский нартский эпос. М., - Нальчик, 1969. -С.69.
24. Асанов Ю. Н. Поселения, жилища и хозяйственные постройки балкарцев. Нальчик, 1976.
25. Аталиков В. М. Страницы истории. Нальчик, 1987.
26. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
27. Бабич И. Народные традиции в общественном быту кабардинцев. -М., 1995.
28. Барг М. Л. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
29. Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.
30. Белоконский И. П. На высотах Кавказа. М., 1906.
31. Белоусов А. А. Экономическое развитие Кабарды. Нальчик, 1956.
32. Бесланеев В. С. Малая Кабарда. Нальчик, 1995.
33. Бижев А. X. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис Восточного вопроса в конце 20-х начале 30-х гг. XIX в. Майкоп, 1994.
34. Блиев М. М. Осетины в первой трети XIX в. Орджоникидзе, 1964.
35. Верещагин А. В. Путевые заметки по Черноморскому округу. -М., 1874.
36. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.
37. В поисках парадигмы нации. М. Нальчик, 1977.
38. Гадагатль А. М. Память нации. Генезис эпоса "Нарты". Майкоп, 1997.
39. Гриценко В. П. Экономическое развитие Чечено-Ингушетии в пореформенный период (1861-1900). Грозный, 1963.
40. Дубровин Н. Черкесы (Адыги). Нальчик, 1991.
41. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1977.
42. Гаибов Н. Д. О поземельном устройстве горских племен Терской области. Тифлис, 1905.
43. Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII -первая половина XIX в.). М., 1967.
44. Ермоленко М. И. Предания и легенды ущелий Кабарды и Балкарии Центральной части Северного Кавказа. Нальчик, 1929.
45. Избранные произведения А. Г. Кешева. Нальчик, 1976.
46. История Кабарды с древнейших времен до наших дней. М., 1957.
47. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.) - М., 1988.-Т. I-II.
48. Кабардинские пословицы. Нальчик, 1994.
49. Казанов X. М. (составитель). Культура адыгов (по свидетельству европейских авторов). Нальчик, 1993.
50. Казначеева Т. П. Черты общности земледельческой культуры и экологических представлений народов Северного Кавказа. // Проблемы аграрной истории народов Северного Кавказа. Ставрополь, 1981.
51. Каламбий (Адиль-Гирей Кешев). Записки черкеса. Нальчик, 1988.
52. Калоев Б. А. Осетины. М., 1967.
53. Кантария М. В. Экологические аспекты традиционной хозяйственной культуры народов Северного Кавказа. Тбилиси, 1989.
54. Керашев Т. М. Искусство-адыге. Ростов-на-Дону, 1932.
55. Кобичев В. П. Посление и жилища народов Северного Кавказа в XIX XX в.-М., 1982.
56. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987.
57. Крикунов В. П. Очерки социально-экономического развития Дона и Северного Кавказа в 60-90 годы XIX в. Грозный, 1973.
58. Крупнов Е. И. Древняя история и культура Кабарды. М., 1957.
59. Круть И. В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988.
60. Кудашев В. Н. Исторические сведения о кабардинском нарде. -Киев, 1913.
61. Кумыков Т. X. Дмитрий Кодзоков. Нальчик, 1985.
62. Кумыков Т. X. Казы-Гирей. Жизнь и деятельность. Нальчик, 1978.
63. Листопад О. Г., Борейко В. Нетрадиционные методы в экологическом воспитании и образовании. Киев, 1996.
64. Люлье Л. Я. Черкесия: Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1927.
65. Магометов А. X. Культура и быт осетинского народа. -Орджоникидзе, 1968.
66. Максимов П. Кавказ без романтики. Ростов-на-Дону, 1931.
67. Мамбетов Г. X. Из истории развития транспорта и средств связи Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1974.
68. Мамбетов Г. X. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX XX . - Нальчик, 1962.
69. Мамбетов Г. X. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии.
70. Мамбетов Г. X., Маслов А. А. Из истории народной терапии Кабардино-Балкарии (XIX начало XX в.). - Нальчик, 1981.
71. Мусукаев А. И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.
72. Меретуков К. X. Адыгский топонимический словарь. М., 1990.
73. Месяц С. И. Население и землепользование Кабарды. Воронеж, 1928.
74. Надеждин П. Природа и люди на Кавказе и за Кавказом. СПб., 1869.
75. Ногмов Ш. Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1979.
76. Опрышко О. Л. По следам истории. Нальчик, 1979.
77. Очерки по истории экологии. М., 1970.
78. Песни, дожившие до нас. Истины. Нальчик, 1966.
79. Плотников В. В. На перекрестках экологии. М., 1985.
80. Положение рабочего класса в России. Избранные экономические произведения. Т.1. - М., 1958.
81. Проблемы аграрной истории народов Северного Кавказа. Ставрополь, 1981.
82. Рахилин В. К. Общество и живая природа. Краткий очерк истории взаимодействия. М., 1989.
83. Реймерс Н. Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
84. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М., 1969.
85. Соколов 3. Е., Темботов А. К. Позвоночные Кавказа. Млекопитающие. Насекомоядные. М., 1989.
86. Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы. М., 1989.
87. Теория и методика географических исследований экологии человека. -М., 1975.
88. Тресков И. В. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик, 1963.
89. Туганов Р. У. Страницы прошлого. Нальчик, 1987.
90. Унежев К. X. Феномен адыгской (черкесской) культуры. -Нальчик, 1997.
91. Урсул А. Д. Отражение и информация. М., 1973.
92. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.
93. Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик, 1989.
94. Хетагуров К. JT. Публицистика. Т.4. - М., 1960.
95. Хефлинг Г. Тревога в 2000. М., 1960.
96. Хутыз К. К. Охота у адыгов. Майкоп, 1999.
97. Цаголов Г. Край беспросветной нужды. Владикавказ, 1912.
98. Шортанов А. Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982.177
99. Шортанов А. Т. Адыгские культы. Нальчик, 1992.
100. Щербина Ф. А. Земельная община кубанских казаков. Воронеж, 1889.
101. Энгельс Ф. Немецкие народные книги. // К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1957.
102. Этнос и природная среда. Владивосток, 1997.
103. Юм Д. О национальных характерах. Т.2. - М., 1996.
104. An Ecosystem Approack Row Publichees, IV-V, Evanston-San Fran-cisca London, 1972. Наш дом планета Земля. Полемические заметки об экологии. - М., 1976.