автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Экономическое сознание в условиях трансформации современного российского общества

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Нуралин, Валерий Арыстанович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Экономическое сознание в условиях трансформации современного российского общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Нуралин, Валерий Арыстанович

Введение

Глава I. Общетеоретические проблемы формирования экономического сознания

§ 1. Онтологические основания экономического сознания

§ 2. Мотивация в структуре экономического сознания

§ 3. Аксиологическая определенность и креативность экономического сознания

Глава II. Проблема трансформации современного экономического сознания

§ 1. Глобализация современного экономического сознания

§ 2. Интеграционные процессы в динамике современного экономического сознания

§ 3. Диверсификация современного экономического сознания

§ 4. Инструментализация экономического сознания

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Нуралин, Валерий Арыстанович

В структуре социально-философского знания весьма существенную часть занимает экономическая философия, философия хозяйства. По большому историческому счету связь философии и экономики нерасторжима. Экономическое сознание, экономическая наука отпочковались и выпали из лона философии. Экономика продолжает нести в себе широкий круг вопросов социально-философского характера.

Если мы последуем за С. Н. Булгаковым, то будем вынуждены признать «экономизм одной из самых отличительных черт исторического самочувствия нашей эпохи»1. По глубокому замечанию русского мыслителя ни одна историческая эпоха не сознавала с большой ясностью хозяйственной природы жизни человека, не ощущала мир как хозяйство. Мы живем в эпоху обостренной экономической рефлексии, напряженного и утонченного экономического самосознания. Предвидения и оценки основоположника русской философии хозяйства на рубеже нового столетия приобретают особый смысл и возрастающую теоретическую и практическую значимость.

Актуальность социально-философского исследования феномена экономического сознания обусловлена двумя группами факторов: эндогенными (внутрифилософскими) и экзогенными (обстоятельствами, далеко выходящими за рамки философского и даже гуманитарного знания). В настоящее время наше общество переживает этап коренного изменения социально-экономических основ, глобальной социальной модификации. В структуре общества разворачивается процесс социальной дифференциации, обусловленный переходом от социализма к рыночному хозяйству. В связи с этим формируется новое сословие (или страта) общества - предприниматели. Существенную трансформацию переживают общественные (социальные) отношения, в том числе и социально-экономические: отношения собственности, обмена, кооперации, управления (менеджмента), распределения, накопления. Эти «внешние» по отношению к философской

1 См .Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. рефлексии обстоятельства предполагают обращение к проблематике экономического сознания, которое де-факто присуще в наибольшей степени новой социальной группе (страте) нашего общества - предпринимателям, осмысление самой сущности российского предпринимательства как социального феномена и его социокультурной самобытности в России.

С другой стороны, развитие отечественной (советской) философии традиционно исходило, как известно, из факта длительного отрицания существования экономического сознания. Даже в 60-80-е гг. XX в. в философской литературе феномен экономического сознания либо полностью игнорировался, либо увязывался с идеологическим сознанием. Только с конца 80-х гг. XX в. в результате дискуссии в экономической науке и в философии стало формироваться представление об экономическом сознании как самостоятельном духовном образовании и объекте социально-философского анализа.

Опираясь на исследования в области теории идеологии, социальной психологии и социальной философии последних двадцати лет, автор рассматривает экономическое сознание как важнейший параметр развития современного предпринимательства и хозяйственного управления, формирования высокой экономической культуры каждого субъекта хозяйствования, повышения эффективности и усиления социальной направленности всей российской экономики как необходимое условие ее вывода из кризисного состояния в фазу устойчивого развития.

Очевидно, что без современного, адекватного реалиям времени, типа экономического сознания, характеризующегося своей специфической природой, иерархией ценностей, собственным идеальным образом (моделью) хозяйственного развития, человек не в состоянии быть предпринимателем, управленцем, работником, грамотно и эффективно вести свою хозяйственную и производственную деятельность. Однако столь же очевидно, что формирование экономического сознания российских предпринимателей находится лишь в начальной стадии своего онтогенеза. В связи с этим встает актуальная задача исследования его аксиологических и гносеологических предикатов. Обращаясь к данной проблематике, необходимо учитывать фактор традиции и фактор инновации в структуре экономического сознания. Так, прежние представления о предпринимателе, как человеке, склонном к инновации, обновлению, творчеству, не отрицают, а наоборот, предполагают преемственность и адекватную последовательность в формировании экономического сознания. Это связано с объективным старением прежних представлений и установок и необходимостью разработок и усвоения новых. Процесс формирования экономического сознания, как единство и борьба нового со старым, как диалектическое обновление с сохранением позитивного опыта прошлых поколений, представляется глубинным основанием современных социально-экономических процессов, разворачивающихся в нашем обществе в начале XXI в.

Степень разработанности проблемы

Без исследования этого диалектического процесса, без учета роли креативности и традиции в нем, представляется невозможным дальнейшее продвижение нашего общества вперед.

Проблематика экономического сознания имеет очень широкий социально-философский контур и содержит целый спектр частных проблем. В рамках данной проблематики можно выделить направления, связанные с изучением экономического мышления, соотношения идеологии и экономического сознания, места и роли знания в структуре экономического сознания, трансформационных процессов, происходящих в сфере экономического сознания и т.п. Эти и некоторые другие направления в той или иной степени исследовались и продолжают изучаться в философии.

Проблематика экономического сознания, «духа предпринимательства», становится актуальной уже на этапе научно-промышленных революций и индустриализации экономики в конце XVIII—XIX вв. В работах Б. Франклина, М. Вебера, В. Зомбарта, Г. Зиммеля, Т. Веблена, Д. Б. Кларка, Ф. Бастиа2 и других исследователей рассматриваются такие частные

2 См.: Вебер Т. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранное: Пер. с нем. М., 1990; Он э/се. Образ общества / Вебер М. Избранное: Пер. с нем. М., 1990; Зом-барт В. Буржуа: Пер. с нем. М., 1999; Веблен Т. Теория праздного класса: Пер. с англ. М., 1984. Кларк Д. Б. Распределение богатства: Пер. с англ. М., 1992; Бастиа Ф. Экономические гармонии: Пер. с фр. М., 1998. и др. вопросы, касающиеся экономического сознания, как экономическое мышление, философия, предпринимательства, хозяйственная этика, культура хозяйствования и т.д. I

В русской философской и экономической литературе также обнаруживается интерес к данной проблематике в сочинениях С. Н. Булгакова, Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, А. А. Богданова, В. С. Соловьева, П. П. Струве, П. А. Флоренского, И. А. Ильина, Е. Н. и С. Н. Трубецких, С. Н. Франка и др.3.

Однако после 1917 г. в связи с ленинской идеей о «прозрачности» экономических отношений в нашей науке 30-60-х гг. утверждается мнение о том, что экономического сознания как самостоятельного духовного образования и определенного социального явления не существует. Оно органично слито и имплицировано в содержательную и смысловую ткань выделенных наукой других форм общественного и индивидуального сознания. В связи с переходом всех средств производства в общенародную собственность исчезли социальные группы, которые были носителями такого сознания, а само экономическое сознание как бы растворилось в структуре и содержании основных форм общественного сознания. И хотя было совершенно очевидно, что дело обстояло иначе, что самобытность и специфика экономического сознания были присущи и в домашнем хозяйстве (на уровне обыденного сознания), и в колхозно-кооперативном секторе (крестьянское сознание), но экономическое сознание как таковое не выделялось в работах, посвященных проблематике сознания4. «

Но уже в 70-е гг. XX в. появились первые монографические работы, в которых анализировался феномен «буржуазного экономического созна

3 См.: Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990; БердяевН. А. Спасение и творчество. Два понимания христианства // Русская философия. Конец XIX - начало XX вв. СПб., 1993; Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука.: В 2 т. М., 1989; Он же. Методы труда и методы познания // Русская философия. Конец XIX - начало XX вв. СПб., 1993; Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1998; Соловьев В. С. Спор о справедливости. М., Харьков, 1999; и др.

4 См.: Уледов А. К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. М., 1968; Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы). М., 1971; Анищенко А. И. Структура общественного сознания. М., 1973; Келле В., Коваль-зон М. Формы общественного сознания. М., 1959; Он же. Общественное сознание. М., 1966; и др. 1 ния». Стали публиковаться и работы, посвященные социалистическому экономическому сознанию5. Важной характеристикой этих работ было то обстоятельство, что в них обосновывалась сама постановка вопроса об экономическом сознании как таковом. Это было связано с традиционным для прежних лет отрицанием существования экономического сознания в качестве определенного типа общественного сознания.

В 80-е гг. XX в. появляются исследования, посвященные*не только общим, но и конкретным вопросам проблематики экономического сознания, в частности, вопросам его функционирования, праксиологическим аспектам и т.д.6.

С 90-х гг. XX в. данная проблема несколько отошла на второй план, как бы на периферию философских исследований, поскольку в нашей стране произошли важные социальные изменения. Распался СССР, прекратила свое существование КПСС, рухнула монополия марксизма в области идеологии и гуманитарных наук, начался системный социальноэкономический кризис, методологический кризис в самом обществознании. t

В этих условиях лишь отдельные авторы (в основном, зарубежные) обращались к проблематике экономического сознания7.

Однако феномен экономического сознания, как правило, рассматривался не в качестве специального предмета или объекта исследования, а в контексте других направлений научного поиска. Фрагментарно данная проблема существовала в нашей литературе вплоть до начала XX в.

5 См.: Драчев В. К. Экономическое сознание как фактор развития общественного производства при социализме. Минск, 1977; Фофанов В. П. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск, 1977; Николаева О. В. Общественное сознание и его структура. М., 1977; и др.

6 См.: Зедер Г. Философское и экономическое сознание // Немецкий филосрфский журнал. 1980. № 10; Попов В. Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М., 1981; ЧагинБ. А. Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982.

1 См.: Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М., 1993; Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: Пер. с англ. М., 1992; Хайек Ф. Дорога к рабству: Пер. с англ. М., 1992; Трнполъский Р. И. Философские основания экономики. Апатиты, 1996; Флекснер К. Ф. Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом. М., 1994; НовакМ. Дух демократического капитализма: Пер. с англ. Минск, 1997; Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. Введение. М., 1998; Данилов А. Н. Глобализм, регионализм и современный трансформационный процесс // Социологические исследования. 1998. № 9.

Только начиная с первых лет нового столетия проблематика экономического сознания вновь вернулась на страницы научной литературы, заняла свое место в сфере философских, экономических, социологических исследований8. Но следует признать, что число опубликованных по данной проблематике работ крайне невелико и предполагает дальнейшее углубленное исследование данной темы.

Объект исследования - экономическое сознание в структуре общественного сознания.

Предмет исследования - основные тенденции формирования, развития и трансформации экономического сознания в современном российском обществе.

Гпавная цель настоящего диссертационного исследования состоит в выработке целостного социально-философского взгляда на экономическое сознание как самостоятельное духовное образование и социальное явление. Социально-философское постижение экономического сознания заключается в раскрытии его онтологической природы, аксиологической определенности и гносеологических предикатов, в осмыслении процессов его развития и трансформации в условиях реального времени и места (конец XX - начало XXI вв. в России).

Задачи исследования

В связи с этим постановлены и реализованы следующие задачи:

1. Определить сущность экономического сознания и его место в духовной и социальной жизнедеятельности человека.

2. Выделить признаки, характеризующие экономическое сознание как особый тип сознания.

8 См.: Аронов Р. А. Об основаниях «нового способа мышления» о явлениях природы // Вопр. философии. 2001. № 5; Ветошкин А. П., Стожко К. П. Философия экономики. Екатеринбург, 2001; Стожко К. П. и др. Экономическое сознание. Екатеринбург, 2002; Гончаров С. 3. От технической цивилизации - к культуре // Экономика и культура. Меж-вуз. сб. Екатеринбург, 2000; Каменских Н. В., Стожко К. П. Русское хозяйство: Философский аспект анализа. Екатеринбург, 1999. Меренков А. В. Стереотипы экономического сознания: социологический анализ // Русский экономический вестник. Екатеринбург, 2001. Вып.1; Шулындин Б. П. Исторический путь России в аспекте цивилизационного и формационного процесса // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 2; Паршев А. П. Почему Россия не Америка. М., 2000.

3. Раскрыть многообразную морфологию экономического сознания как одной из важнейших разновидностей общественного и индивидуального сознания. ,

4. Раскрыть структуру экономического сознания как социального феномена и социально-духовной коммуникации.

5. Выявить мотивационные предикаты экономического сознания в процессе его генезиса.

6. Рассмотреть формирование экономического сознания в контексте категории «духовного труда», как особый результат духовного производства и как систему ценностных ориентаций, обусловленную конкретными принципами организации такой системы.

7. Выделить и раскрыть основные направления трансформации современного экономического сознания в условиях глобализаций и конвергенции социально-экономических отношений.

8. Обосновать необходимость сохранения, культивирования и совершенствования отечественного (национального) типа экономического сознания как условия совершенствования человека, формирования гармоничной личности, обеспечения социальной гармонии и мира в обществе.

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы диссертационной работы выступают принципы историзма, системного анализа, диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, принципы соотнесения целого (всеобщего) и частного (спеI цифического), метод восхождения от абстрактного к конкретному, закон отрицания отрицания.

Вместе с тем, наряду с этими общефилософскими принципами в работе использовалось и другое методологическое основание: герменевтический метод, позволяющий дать интерпретацию сложного социального и духовного смыслообразования (экономического сознания) в контексте русской философской традиции и национальной самобытности. Герменевтический подход сопрягается с такими традиционно русскими социально-философскими идеями как софийность, соборность, сизигийность, всеединство и Богочеловечество, русский космизм и органический идеал реализм. Все это позволяет более глубоко проникнуть в суть современного отечественного экономического сознания в целом и в экономическое сознание российского (русского) предпринимателя, в особенности.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Данная работа направлена на утверждение и развитие в социальной философии относительно нового направления исследований, at именно, -исследование экономического сознания как предпринимательского сознания, т. е. сознания, свойственного конкретному социальному сословию. В связи с этим диссертант выносит на защиту следующие положения:

Во-первых, положение об идентичности (аутентичности) экономического и предпринимательского сознания. Исходя из того, что экономическое сознание есть активное, деятельное сознание человека, а не пассивная его функция, позволяющая лишь адаптироваться к внешним изменениям, диссертант предлагает свою трактовку типологии экономического сознания в контексте перечисленных выше социально-философских критериев. '

Во-вторых, положение об экономическом сознании как внутренне и внешне мотивированной творческой мыслительной активности человека. На основе обзора современных социально-психологических концепций мотивации показано, что мотивация труда, формирующего экономическое сознание личности, обусловлена стремлением к удовлетворению потребностей посредством трудовой деятельности. В этом мы видим ключевую и корневую особенность мотивации экономического сознания российского предпринимателя, поскольку в нашем обществе мотивы максимальной прибыли, легкой наживы, удачи, «лихого наскока», «наезда-отката» до сих t пор не укореняются и выступают в определенном смысле даже чуждыми русской ментальности. Они никогда не имели в нашей истории абсолютного значения или хотя бы приоритета в системе (иерархии) ценностных ориентации русского человека.

В-третьих, положение об ускорении и существенной трансформации процесса развития современного экономического сознания в нашем обществе. Данное обстоятельство обусловлено глобализацией современной t экономики, интеграцией различных экономических систем, ростом открытости хозяйства, диверсификацией экономической деятельности хозяйствующих субъектов. В этих условиях «уплотняется» время и происходит ускорение всех социальных процессов, в связи с чем экономическое сознание должно быть объектом не только личностного духовного производства, но и предметом государственной социальной политики. Дело в том, что произвольная трансформация ценностной иерархии в структуре экономического сознания, стихийная инструментализация и формализация экономического сознания могут нанести вред не только отдельно хозяйствующему субъекту, но и обществу в целом посредством деятельности таких субъектов. Разрушение духовного национального кода, традиционной системы ценностей в структуре нашего сознания в целом, а экономического сознания, в частности, может привести к деградации личности и социальным потрясениям.

В-четвертых, выявлены основные векторы современной трансформации экономического сознания, вскрыты позитивные и негативные факторы такой трансформации, предложены конкретные рекомендации по совершенствованию и развитию экономического сознания отечественных предпринимателей. *

Научно-теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы:

- при формировании концепции социальной (молодежной) политики на федеральном и региональном уровнях, а также в деятельности органов местного самоуправления;

- при формировании и совершенствовании национальной концепции образования, выработке государственных стандартов в области образования; в осуществлении государственной политики стандартизации, сертификации и аккредитации в сфере высшего и профессионального образования; в плане подготовки разными учебными заведениями специалистов в области бизнеса и предпринимательства;

- для преподавания специальных курсов по основам предпринимательства, социальной философии, предпринимательской культуры, истории экономики, философии, экономики, истории социально-экономических и социально-политических учений, в области законодательства о предпринимательской деятельности;

- при социологических исследованиях, моделировании и прогнозировании социальных процессов в обществе, связанных с развитием предпринимательства, ростом активности трудоспособного населения, преодолением безработицы и социальных конфликтов.

Идеи и положения данной работы нашли свое отражение в монографии «Экономическое сознание», подготовленной и изданной в Уральском государственном университете им. А. М. Горького в 2002 г. (в соавторстве) объемом 20 п. л.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры экономики и права и кафедры философии ИППК при Уральском государственном университете, докладывались на общегородском методологическом семинаре преподавателей гуманитарных и социально-политических наук (Екатеринбург, УрГУ, 2001 г.), на Общероссийской конференции «Экономика и культура» (Екатеринбург, 2000), на Всероссийской конференции «Проблемы непрерывного гуманитарного образования в школе» (Екатеринбург, 2001), на Региональной научно-практической конференции «Рынок и право» (Екатеринбург, 2002). Материалы исследования нашли свое отражение в подготовке и опубликовании учебного пособия «Социальные основы современной конкуренции» (УрГУ, 2000).

Выводы, сделанные на основе диссертационного исследования, широко использовались автором при чтении следующих учебных курсов в Уральской юридической академии, а также на экономическом факультете и в ИППК Уральского государственного университета: «Предпринимательство и право», «Современная культура предпринимательства», «Философия экономики».

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экономическое сознание в условиях трансформации современного российского общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Экономическое сознание представляет собой динамично развивающийся комплекс представлений (идей) в области хозяйственной жизнедеятельности личности и общества, основанный на определенной системной иерархии ценностей и выступающий в качестве регулятора хозяйственного поведения (действия) как определенная идеальная модель, соединяющая в себе духовное и социальное начала экономики. Приобретая формы обыденного или научного (специализированного), экономическое сознание неразрывно связано с другими видами общественного и личного сознания. Вместе с тем оно специфично своим собственным объектом, на который оно направлено и своей особой организацией, сочетающей рациональность, прагматизм и гедонизм с началами духовности в ее нравстI венных, религиозных, художественных и других социокультурных проявлениях хозяйствующих субъектов.

2. Экономическое сознание характеризуется разнообразной морфологией, поскольку детерминировано самыми различными внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными) факторами, свойственными публичной деятельности человека, а именно: религиозностью, идеологией, наукой, политикой, культурой и т.д. Будучи лабильным по отношению к другим формам и видам сознания, экономическое сознание включает, вбирает в себя многие их характеристики и свойства. В контексте такой каузальности представляется правомерным выделение активного и пассивного экономического сознания.

3. Предпринимательский и управленческий типы экономического сознания связаны с инновационной, творческой, креативной функцией личности, с социальной ее ответственностью и компетентностью, способностью грамотно формулировать экономические и социальные задачи и оперативно самостоятельно их решать. Однако такая праксиологическая характеристика экономического сознания амбивалентна в принципе, поскольку характеризует любое экономическое сознание любого этноса. Социально-этническая специфика экономического сознания заключается в структуре духовности, ее содержательности и роли, которую она играет в'сфере хо

184 зяйственного мышления и хозяйственного поведения личности и общества. Эта роль может быть мотивирована либо абсолютными ценностями, либо конъюнктурными соображениями, она может быть активной или пассивной. Русское (российское) предпринимательское сознание в контексте данных рассуждений отличается высокой духовностью и морально нравственной основательностью, выступающими в качестве глубинных его моI тиваторов. Именно эти мотиваторы позволяют русскому человеку не фетишизировать хозяйственные артефакты (богатство, собственность, деньги, прибыль), а относиться к ним с тем уровнем конкретной достаточности, какой в принципе позволяет жить высшими духовно-нравственными побуждениями, но жить вполне прагматично, комфортно и основательно.

4. В качестве основополагающих мотивационных предикатов генезиса экономического сознания в русском обществе выступают духовно-нравственные основания труда. Именно труд как духовное делание определяет актуальность и труда как хозяйственной деятельности русского работника и русского общества. Труд в нашем обществе всегда 6fc>m и остается до сих пор не просто техникой выживания людей в сложных природных и социальных условиях; труд представляет собой совершенно определенный образ жизни, мировосприятия, мироотношения и мироощущения человека. Главным оселком этого аспекта человеческой жизнедеятельности является отношение к труду как моральному внутреннему долгу человека и как к средству (способу) спасения (духовному развитию).

5. Духовное содержание труда (духовное производство) российского предпринимателя традиционно определялось православием, особенностями природной и социально-хозяйственной среды обитания, характером собственной истории. Эти три фактора определяли такие искойно специфические черты экономического сознания, как его гуманистичность, социальность, народность, экологичность и экософичность, софийность и гармоничность (сизигийность). Вместе с тем, экономическое сознание определяется и конкретно-универсальными принципами (признаками) экономики как определенной организационной (изоморфной) системы. Среди таких признаков, активно воздействующих на содержание, структуру, морфологию и функциональность (праксиологичность) экономического сознания необходимо отметить конкурентность самой среды хозяйствования, вызывающую и обусловливающую необходимость наличия определенных задатков и наклонностей в характере личности, направленность ее профессиональных интересов, новаторство и интеллект, проницательность и интуицию, способность к выработке тактики и стратегии хозяйственного поведения. Корреляция универсально-изоморфного и конкретно-специфического полюсов в структуре экономического сознания на уровне духовного и социально-организационного его содержания определяет социально-культурную его самобытность.

6. Необходимо отметить определенную деструктивность в процессах трансформации современного экономического сознания, которая связана с размыванием его духовного и национального кода, его утилитаризацией, прагматизацией и универсализацией. Конкретными проявлениями деструкции современных процессов трансформации экономического сознания выступают глобализация, бессистемная, скороспелая интеграция, диверсификация и инструментализация, связанная с дизъюнкцией и упрощенчеством, формализацией и символизацией в ущерб содержательности и смысловой определенности самого экономического сознания. «

7. Способом самосохранения и саморазвития экономического сознания как наиболее эффективной системы мировосприятия и мироотноше-ния личности и общества к хозяйственной среде их обитания выступает традиция, являющаяся одновременно историческим опытом, накопленным хозяйствующими субъектами и определяющим содержание экономического сознания и механизмом (способом) передачи этого опыта от одного поколения - другому, от одних социальных групп населения - другим. В контексте традиции экономическое сознание приобретает черты устойчивой данности и определенной целостности, системности, которые позволяют рассматривать его как социальное самоопределение личности и этноса, как логику всего их онто- и социогенеза.

8. Учитывая актуальность проблемы формирования и совершенствования экономического сознания современного человека, представляется необходимым разработка принципиально новых образовательных программ, технологий и учебных курсов, основанных на научных результатах современной логики, социальной психологии, философии сознания, социальной философии и фундаментальной экономической теории. Итеративность и гуманизация современного гуманитарного образования могут быть существенно скорректированы и усовершенствованы благодаря разработке и внедрению в учебный процесс таких спецкурсов и факультативов, как «Философия экономики», «Экономическое сознание», «Методология разработки и принятия экономических решений», «Мотивация хозяйственной деятельности», «Социальные основы современной конкуренции», «Социальная экономика». Лишь такое сочетание и соединение рассматриваемой проблематики и современного образовательного поля позволит глубже усвоить сам учебный материал, лучше адаптировать его к интересам и потребностям учащихся, а значит, превратить их из знаний в убеждения и руководство к практическим действиям. Это будет, в свою очередь, способствовать изменению всего современного хозяйственного мышления людей в русле его оптимизации, повышения его конструктивности и, одновременно, в плане наполнения его высоким духовным смыслом.

Важным аспектом корректировки современных преобразований в сфере образования и просвещения должно стать глубокое и всестороннее осмысление национального и регионального компонентов в структуре и содержании экономического сознания, хозяйственного мышления и поведения человека. Это станет фундаментом возвращения в экономическое сознание подлинных интересов человека, а не мифологизированных и вестернизированных «ценностей», придание экономическому сознанию подлинной самостоятельности и жизненной конкретности.

 

Список научной литературыНуралин, Валерий Арыстанович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Автономов В. С. Поиск новых решений модели человека в западной экономической теории 1900-1920-х годов II Истоки; Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Сб. Вып. 2. М.: Экономика, 1990.

3. Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта: Пер. с англ. Н-Новгород: Ай-Кью, 1993.

4. Аксаков К. С. Опыт синонимов. Публика-народ II Хрестоматия о истории русской журналистики XIX в. / Ред. А. В. Западов. М.: Высш. шк., 1965.

5. Ален (Шартье) Э. Суждения: Пер. с фр. М.: Республика, 2000.

6. Анищенко А. И. Структура общественного сознания. М.: Наука, 1973.

7. Андреев Ю. П. Содержание и структура общественных отношений. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1985.

8. Антонов А. Блеск и нищета марксизма II Крест: Литер.-худож.-публицист, альманах. Пермь: Закамская сторона, 1992.

9. Апресян Н. Г. Добро и польза // Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения / Общ. ред. А. А. Гусейнова. М.: Политиздат, 1992.

10. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель. Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т.З.

11. Аристотель. Политика. М.: Мысль, 1991.

12. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр. М.: Республика, 1992.

13. Аронов Р. А. Об основаниях «нового способа мышления» о явлениях природы // Вопр. философии. 2001. № 5.

14. Артёмов С. Д. Социальные проблемы адаптации молодого работника на промышленном предприятии // Молодежь и труд. Тез. Всесоюз. науч. конф. М„ 1970.

15. Афанасьев А. Н. Древо жизни. М.: Мысль, 1982.

16. Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта. М.: Терра, 1991.

17. Бабёф Г. Неотложное обращение к патриотам / Соч. М.: Наука, 1982. Т. 4.

18. Байлук В. В. Социальный детерминизм: Категориальный анализ. Томск. Изд-во Томск. гос.ун-та, 1983.

19. Бакшутов В. К. Философская антропология. Екатеринбург. Изд-во УрГУ, 1998.

20. Бастиа Ф. Экономические гармонии: Пер. с фр. М.: Эконов, 1998.

21. Бейтсон Г., Бейтсон М. Ангелы страшатся: К эпистемологии священного: Пер. с англ. М.: Технол. шк. бизнеса, 1992.

22. Безносиков В. Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1986.

23. Белл У. Возвращение к добру: Ценности, объективность и будущее II Международ. журнал социологич. наук. М., 1994. № 1.

24. Белов В. И. Лад: Очерки о народной этике. М., 1982.

25. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.t

26. Бердяев H. А. Русская идея / Византизм и славянство. Великий спор. М.: Экс-мо-Пресс, 2001.

27. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. № 1.

28. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

29. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1991.

30. Бердяев И. А. Смысл истории. М.: Наука, 1990.

31. Бердяев Н. А. Спасение и творчество. Два понимания христианства // Русская философия. Конец XIX начало XX вв. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

32. Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии // Русская философия собственности. XVIII XX вв. СПб.: Ганза,1993.

33. Богданов А. А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1905

34. Богданов А. А. Эмпириомонизм. Кн.1,2. СПб.: Изд-во С. Дороватского, 1904.

35. Богданов А. А. Философия живого опыта. СПб.: Изд-во М. И. Семенова, 1913.

36. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. 4.1,2. М.: Экономика, 1989.

37. Богданов А. А. Методы труда и методы познания // Русская философия. Конец XIX начало XX вв.: Антология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

38. Борисова Е. М. Психологическое содержание и формирование профессиональной пригодности // Психофизиологические вопросы становления профессионализма. М., 1984.

39. Братусь Б. С. Смысловая вертикаль сознания личности (К 20-летию со дня смерти А. Н. Леонтьева) // Вопр. философии. 1991. № 11.

40. Брушлинский А. В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопр. философии. 2001. № 2. '

41. АА.Будякина М. П., Русалимова А. А. Некоторые вопросы социально-психологической адаптации новичков на предприятии // Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

42. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

43. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество: Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции // Вехи; Интеллигенция в России. Сб. ст. 1909-1910 гг. М.: Молодая гвардия, 1991.

44. Булгаков С. Н. Софийность твари (космодицея) // Русская философия. Конец XIX- начало XX вв.: Антология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

45. Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип: Из этюдов о религии челове-кобожество // Вопр. экономики. 1990. №11.

46. Бурдина А. И, Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М.: Высш. школа, 1979.

47. Бурстин Д. Американцы: Национальный опыт: Пер. с англ. М.: Прогресс,1994.51 .Вандельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. СПб.: Изд-во Д. Е. Жуковского, 1913.

48. Введенский А. И. Что такое философский критицизм? // Русская философия. Конец XIX начало XX вв.: Антология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та,1993.

49. Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. 4.1,2. М., 1989.

50. Веблен Т. Теория праздного класса: Пер. с англ. М.: Экономика, 1984.

51. Вейль Г. Математическое мышление. М.: Высш. школа, 1989.

52. Вейн А. М., Каменицкая Б. И. Память человека. М.: Высш. школа, 1973.

53. Вебер М. Образ общества / Вебер М. Избранное: Пер. с нем. М., 1994.

54. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избр. произведения: Пер. с нем. М.: Наука, 1990.

55. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978.

56. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. 1,2. М.: Наука, 1977.

57. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.

58. Вершинина Т. Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск: Изд-во НТУ, 1986.

59. Веселое Ю. В. Экономическая социология: История идей. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1995.

60. Ветошкин А. П. Культурное возрождение // Профессиональное образование. 1998. №2.

61. Ветошкин А. П., Стожко К. П. Философия экономики. Екатеринбург: Полиграфист, 2001.

62. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Республика, 1994.

63. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория // Филос. науки. 1980. №4.

64. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М.: Политиздат, 1976.

65. Гадамер X. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Республика, 1988.

66. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: На Воробьевых, 1991.71 .Генкин Б. М. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2001.

67. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия: IX—XIX вв. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1989.

68. Гэгель Г. В. Ф. Введение в философию. М.: Наука, 1997.

69. Гэгель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993.

70. Гзйтс Б. Дорога в будущее: Пер. с англ. М.: Довгань, 1996.

71. Гершензон М. О. Творческое самосознание // Вехи; Интеллигенция в России. Сб. ст. 1909-1910 гг. М.: Молодая гвардия, 1991.

72. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Наука, 1965. '

73. Гиндев П. Философия и социальное познание. М.: Наука, 1977.

74. Гладышев В. И. Компенсаторное мышление. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999.

75. Гоббс Т. О свободе и необходимости // Гоббс Т. Избр. произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Политиздат, 1964.

76. Гончаров С. 3. От технической цивилизации к культуре // Экономика и культура. Межвуз. сб. Екатеринбург: Полиграфист, 2000.

77. Готт В. С., Землянский Ф. М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М.: Мысль, 1981.

78. Гоамши А. Избр. произведения. В Зт. Т. 3. М.: Соцэкгиз, 1959.

79. Гоомыко Ю. В. Деятельностный подход: новые линии исследований // Вопр. философии. 2001. № 2.

80. Гусейнов А. А. Сослагательное наклонение морали // Вопр. философии. 2001. №5.

81. Гусейнов А. А. Этика и плюрализм // Этическая мысль: Науч.-публицистич. чтения / Общ. ред. А. А. Гусейнова. М.: Политиздат, 1992.

82. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцедентальная философия // Вопр. философии. 1992. № 7.

83. Давыдов В. В. Теория деятельности и социальная практика // Вопр. философии. 1996. № 1.

84. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Византизм и славянство. Великий спор. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

85. Двадцать лекций по философии / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров, К. Н. Любутин. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. t91 .Декарт Р. Рассуждение о методе. М.: АН СССР, 1953.

86. Делез Ж. Логика смысла: Пер. сфр. М.: Республика, 1995.

87. Дельгадо X. Мозг и сознание: Пер. с фр. М., 1971.

88. Денисова П. В. Догматическое основание метафизических систем. Омск: Юридич. ин-т МВД России, 1999.

89. Диалектика как методология научного познания / Отв. ред. Т. Г. Султангузин. Уфа: Изд-во Башкир, пед. ин-та, 1976.

90. Диалектика, логика и методология науки / Отв. ред. П. П. Чупин. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1978.

91. Дизель П. М., Мак-Кинли Р. У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. М.: Фонд «За экон. грамотность», 1993.

92. Домострой / Под ред. В. В. Колесова. М.: Наука, 2000.

93. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. М.: Политиздат, 1989.

94. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Избранные страницы. М.: Современник, 1989. '

95. Дроздов И. Ф. Является ли традиция признаком нации? // Вопр. истории. 1968. № 3.

96. Дьюи Дж. Цели и средства И Этическая мысль: Науч.-публицистич. чтения. М.: Политиздат, 1992.

97. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. М.: Наука, 1988.

98. Единство онтологии, теории познания и логики / Отв. Ред. А. Ф. Кудряшов. Уфа: Изд-во Башкир, пед. ин-та, 1996.

99. Ельмеев В. С. Воспроизводство общества и человека. М.: Изд-во МТУ, 1988.

100. Ерасов Б. С. Традиция: проблема перегрузки категории в формационном анализе // Традиция и новация в социокультурном процессе. М., 1989.

101. Ерасов Б. С. Одномерная логика российских модернистов // Общественные науки и современность. 1995. № 2.

102. Еремеев А. Ф. Первобытная культура: происхождения, особенности, структура. 4.1. Саранск: Саранск, машиностр. техникум, 1996.

103. Ефимов С. В. Онтология правдоискательства. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Омск: Омск. пед. ун-т, 2001.

104. Ефимов С. В. Правдоискательство как феномен культуры II Культура и цивилизация: Матер. Всерос. науч. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.

105. Забелин И. Е. Современные взгляды и направления в русской истории Н История и историки. Сб. ст. М.: Наука, 1995.

106. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Симферополь: Изд-во Симф. ун-та, 1992.

107. Заславская Т. Н., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Изд-воТНГУ, 1971.

108. Звиревич В. Т. Телесный символизм «древнего благочестия» и проблема отчуждения // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.

109. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. П.: ЭГО, 1991.

110. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М., 1999.

111. Зиновьев А. А. Русская судьба: Исповедь отщепенца. М.: Центрполиграф, 1999.

112. Ивонин Ю. П. Между гармонией и восстанием. В 2 т. Новосибирск: НГАЭ-иУ, 1997.

113. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Наука, 1991.

114. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.

115. Ильин И. А. Философия как духовное делание // Русская философия. Конец XIX начало XX вв.: Антология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

116. Ильин И. А. О России. Три речи / Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 6, кн. 2. М.: Русская книга, 1996.

117. Ильин И. А. Основы христианской культуры / Ильин И. А. Собр.'соч. В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993.

118. История менеджмента / Под ред. Д. В. Валого. М.: ИНФРА-М, 1997.

119. Кайсаров А. С. Славянская и российская философия // Мифы древних славян. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993.

120. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989.

121. Камю А. Бунтующий человек: Пер. с фр. М.: Республика, 1999.

122. Каменских Н. В., Стожко К П. Русское хозяйство: Философский аспект анализа. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.

123. Каменских Н. В. Социальная самобытность хозяйственного уклада России. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Омск: Омск, ун-т, 2000.

124. Кант И. Метафизика нравственности / Кант И. Сочинения. В 6 т. Т.4(2). М.: Наука, 1965.

125. Кант И. Критика чистого разума / Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 3. М.: Наука, 1964.

126. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993. 1

127. Карсавин Л. П. Пролегомены к изучению о личности // Русская философия. Конец XIX начало XX вв.: Антология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

128. Категории диалектики. Вып. 1-9/ Отв. ред. М. Н. Руткевич, И. Я. Лойфман. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1970-1984.

129. Карасёв Л. В. Русская идея (символика и смысл) // Вопр. философии. 1992. № 8.

130. Кей М. Об умении работать с людьми: Пер. с англ. М.: Север, 1995.

131. Келле В., Ковальзон М, Формы общественного сознания. М.: Политиздат, 1959.

132. Киссель А. А. Ценностно-нормативный аспект отношения к труду // Социс. 1984. №4.

133. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994.

134. Князев В. М. Метафизика духа в русской философии конца XIX начала XX века. Екатеринбург: Изд-во Урал. проф.-пед. ун-та, 1998. (

135. Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.

136. Коган Л. Н. Человек и его судьба. М.: Изд-во МГУ, 1988.

137. Колесов В. Д. «Домострой» как памятник средневековой культуры // Домострой. СПб.: Наука, 2000.

138. Конышева Т. В. Внуки Даждьбога: Самоопределение человека в этнопеда-гогическом наследии Древней Руси. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.

139. Константинов Ф. В. Формы общественного сознания. М.: Госполитиздат, 1951.

140. Кончинин Т. Р. Структура процесса адаптации молодых специалистов // Актуальные проблемы науки. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов н/Д ун-та, 1970.

141. Копалов В. И. Историзм как принцип социально-философского исследования. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.

142. Копалов В. И. Русская философия истории как современная проблема // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии. Альманах. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.

143. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. М.: Мысль, 1985.

144. Кузнецов П. А. Адаптация как функция личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.

145. Куприякова 3., Хибовская Е. Мотивация труда в новых экономических условиях // Человек и труд. 1994. № 10.

146. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993.

147. Ладанов А. И. Социокультура организации // Управление персоналом. 1999. №5.

148. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер. с англ. М.: Республика, 2000. '

149. Леви-Строс К Первобытное мышление: Пер. с англ. М.: Республика, 1999.

150. Леви-Строс К. Структурная антропология: Пер. с англ. М.: Наука, 1983.

151. Леднев В. П. История русского космизма. Екатеринбург: Изд-во Урал, проф.-пед. ун-та, 1999.

152. Леднев В. П., Стожко К. П. Современные концепции исторического развития России. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.

153. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству // Вехи экономической мысли: В 3 т. Т. 1. СПб.: Экон. школа, 2000.

154. Лесевич В. В. Эмпириокритицизм как единственная научная точка зрения // Русская философия. Конец XIX начало XX вв. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

155. Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т.23. М.: Политиздат, 1979.

156. Леонтьев К. Византизм и славянство // Византизм и славянство: Великий спор. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

157. Ливайн С., Кром М. Лидер в тебе: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995.

158. Лойфман И. Я. Основополагающие определения сущего И Философская жизнь Урала. Проблемы общей социальной онтологии. Альманах. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.

159. Лойфман И. Я. Общенациональные приоритеты образования и будущее России // Философия и социология образования на пороге XXI века. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 1996.

160. Лойфман И. Я. Категория меры и познание природы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1965.

161. Лойфман И. Я. Дух диалектики. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.

162. ЛоккДж. Сочинения. В 3 т. М.: Наука, 1988.

163. Лопатин Л. Положительные задачи философии. М., 1911.

164. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человека // Вопр. философии. 1992. № 3.

165. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. ,

166. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.

167. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.

168. Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.

169. Магун В. С. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1996. № 1.

170. Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения и его воздействие на общественное благосостояние // Антология экономической классики. В 2 т. Т. 2. М.: Эконов, 1993. ♦

171. Марголис Дж. Личность и сознание: Перспективы нередуктивного материализма: Пер. с англ. М.: Республика, 1996.

172. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Изд-во МГУ, 1983.

173. Маркс К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. М.: Госполитиздат, 1958.

174. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.42. М.: Госполитиздат, 1961.

175. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества: Пер. с фр. М.: REFL-book, 1991,

176. Марцева Л. Н. Труд в контексте российской цивилизации. Омск: Омск, ун-т путей сообщения, 2002.

177. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. СПб.,1997.

178. Микешина Л. А. Специфика философской интерпретации // Вопр. философии. 1999. № 11. *

179. Мирошников Ю. И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. Екатеринбург: Банк культурной инициативы, 1998.

180. Миюскович Б. Одиночество: Междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

181. Мур Дж. Э. Природа моральной философии: Пер. с англ. М.: Республика, 1999.

182. Новак М. Дух демократического капитализма: Пер. с англ. Минск: Лучи Софии, 1997.

183. Новгородцев П. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.

184. Образ будущего в российской социально-экономической мысли конца XIX начала XX века: Избр. произведения / Сост. Я. И. Кузьминов. М.: Республика, 1994.

185. Овчинников Н. Ф. Знание болевой нерв философской мысли (К истории концепции знания от Платона до Поппера) // Вопр. философии. 2001. № 2.

186. Ойзерман Т. И. Материалистическое понимание истории: плюс^1 и минусы // Вопр. философии. 2001. № 2.

187. Олсон М. Логика коллективных действий в обществах советского типа И ЭКО. 1992. №6.

188. Орлов В. В. История человеческого интеллекта. Пермь: Изд-во Перм. унта, 1998.

189. Ортега-и-Гассет. Размышления о Дон Кихоте // Юность. 1996. № 1.

190. Парсонс Г. Человек в современном мире: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.

191. Патрушев В. Д., Бессокирская Г. П., Темницкий А. Л. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда, удовлетворенность работой // Социс.1998. №4.

192. Петров В. М. Семейно-школы-юе воспитание в древнем мире и средневековой Руси. Орехово-Зуево: ОЗПИ, 1992.

193. Печчеи А. Человеческие качества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.

194. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.

195. Пиаже Ж. П. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. М.: Наука, 1923.

196. Пиаже Ж. П. Избр. психолог, труды: Пер. сфр. М.: Мысль, 1969.

197. Платон. Государство / Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1971.

198. Платонов О. А. Русский труд. М., 1991.

199. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.

200. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 3 т. М.: Госполитиздат, 1957.

201. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. М.: Правда, 1990.

202. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической Философии: Пер. с англ. М., 1985.

203. Поппер К. Открытое общество и его враги: Пер. с англ. М.: Культур, инициатива, 1992.

204. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.

205. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

206. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопр. философии. 1989. № 8.

207. Пригожин И. Философия нестабильности II Вопр. философии. 1989. № 8.

208. Прудон П. Ж. Что такое собственность? Пер. с фр. М.: Республика, 1998.

209. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1990.

210. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы: Пер. с англ. М.: Республика, 2000.

211. Рашковский Е. Б. Катарсис // Вопр. философии. 1999. № 7.

212. Розанов В. В. Уединённое / Розанов В. В. Сочинения. М.: Правда, 1990.

213. Розанов В. В. Опавшие листья. М.: Современник, 1992.

214. Ролз Дж. Теория справедливости: Пер. с англ. Новосибирск: 1^1зд-во НГУ, 1995.

215. Рожко К. Г. Принцип деятельности. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1983.

216. Россман В. Разум под лезвием красоты II Вопр. философии. 1999. № 12.

217. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М., 1993.

218. Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология / Ред. А. А. Ермичев. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

219. Русская философия: Словарь / Под ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995.

220. Руткевич М. Н. Диалектика и социология. М., 1980.

221. Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

222. Сагатовский В. М. Деятельность как философская категория // Философ, науки. 1978. №2.

223. Сартр Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. А. А. Яковлев. М.: Политиздат, 1989.

224. Сартр Ж. П. Стена: Пер. с фр. М.: Республика, 1992. t

225. Сахаров А. Д. Мир, прогресс, права человека. Л., 1990.

226. Селиванов Ф. А. Диалектика и ее альтернативы. Тюмень, 1991.

227. Сен-Симон К. А. Избранные произведения. В 2 т. Л.: Соцэкгиз, 1948.

228. Сметанкин Е. Н. Адаптация населения в современной экономической ситуации // Социальные исследования. 1995. № 4.

229. Смит А. Теория нравственных чувств: Пер. с англ. М.: Республика, 1997.

230. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов II Антология экономической классики: В 2 т. Т. 1. М.: Эконов, 1991.

231. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. '

232. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

233. Соловьев В. С. Оправдание добра II Русская философия собственности. XVIII-XX вв. Антология. СПб.: Ганза, 1993.

234. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания II Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

235. Соловьев В. С. Спор о справедливости. М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1999.

236. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

237. Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. М.: Наука, 1994.

238. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1975.

239. Стожко К. П. Экономическая диалектика человека: История. Теория. Методология. Екатеринбург: Изд-во Урал, проф.-пед. ун-та, 1994.

240. Стожко К. П. Труд. Собственность. Богатство. Кемерово: Обл.ИУУ, 1994.

241. Стожко К. П. Экономический гуманизм в России. Екатеринбург: Изд-во Урал, проф.-пед. ун-та, 1995.

242. Стожко К. П., Каменских Н. В. Введение в экономический анализ. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997.

243. Стожко К. П. Принципы экономического гуманизма: Опыт русской истории. Екатеринбург: Изд-во Урал, проф.-пед. ун-та, 1996.

244. Стожко К. П. Экономическое сознание. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.

245. Табуркин В. И. Принципы целостности в философии и естествознании. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992.

246. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.

247. Теория развития и социальное познание / Отв. ред. В. Н. Финогентов. Уфа, 1990.

248. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М.: Москва, 1997.

249. Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

250. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории: Пер. с англ. Ц. Прогресс; Культура; СПб.: Ювента, 1996.

251. Толстой Л. Н. Наше жизнеописание // Русская философия. Конец XIX -начало XX вв. Антология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

252. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. М.: Изд-во ACT, 1999.

253. Троицкий Е. С. Русская нация. М., 1989.

254. Трофимов В. К. Генезис и сущность русского национального менталитета. Ижевск, 2000.

255. Туган-Барановский М. И. К лучшему будущему. М.: РОССПЭН, 1996.

256. Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы). М.: Мысль, 1971.

257. Уайтхед А. И. Избранные работы по философии. М., 1996.

258. Уледов А. К, Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968.

259. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. СПб., 1991.

260. Федоров Н. Философия общего дела. М., 1982.

261. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

262. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. М.: Политиздат, 1955.

263. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Фе-досеев и др. М.: Советская энциклопедия, 1987.

264. Филатов В. И. Социально-онтологические основания целостности человека. М.-Омск: Изд-во МГУК; Изд-во ОмГУ, 2001.

265. Филиппов А. В. Работа с кадрами. М.: Наука, 1990.

266. Фихте И. Г. О достоинстве человека // Фихте И. Г. Сочинения. В 2 т. Т. 1. СПб., 1993.

267. Флоренский П. А. Разум и диалектика // Русская философия. Конец XIX -начало XX вв. Антология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

268. Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1990.

269. Франк С. Л. По ту сторону «правого» и «левого» // Новый мир. 1990. № 4.

270. Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи; Интеллигенция в России. Сб. ст. 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991.

271. Френкин А. А. Феномен неоконсерватизма II Вопр. философии. 1991. № 5.

272. Фролов И. Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983.

273. Фромм Э. Человек для себя: Пер. с англ. Минск, 1992.

274. Фромм Э. Душа человека: Пер. с англ. М.: Республика, 1992.

275. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. М.: Республика, 1994.

276. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980.

277. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.

278. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. философии. 1990. № 3. f

279. Фурье 111. Избранные сочинения. В 3 т. М.; Л.: Госсоцэкгиз, 1951.

280. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность: Пер. с англ. М.: Республика, 1995.

281. Хайек Ф. Происхождение и действие нашей морали // ЭКО. 1991. № 12.

282. Хайек Ф. Философия рынка: Пер. с англ. М.: Экономика, 1985.

283. Хайек Ф. Дорога к рабству: Пер. с англ. М.: Экономика, 1992.

284. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: Пер. с англ. М.: Экономика, 1992.

285. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопр. философии. 1989. № 9.

286. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Пер. с нем. М., 1989.

287. Хайдеггер М. Время и бытие: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.

288. Хайдеггер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.

289. Хайтун С. Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопр. философии. 2001. № 2.

290. Халленслебен Б. Кто субъект истории? // Общ. науки и современность. 1996. №2.

291. Хаттингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общ. науки и современность. 1995. № 3.

292. Хевеше М. А. Политика и психология масс // Вопр. философии. 1999. № 12.

293. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992.

294. Херцберг Ф., Майер М. Побуждение к труду и производственная мотивация//Социс. 1990. № 1.

295. Чавкин С. Похитители разума. М., 1991.

296. Червонный В. П. Тоталитарная и посттоталитарная эволюция России: Факторный анализ. Екатеринбург. Изд-во Урал. экон. ун-та, 2000.

297. Черняк Н. А. Социально-историческая определенность понимания. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Омск: ОмГУ, 1998.

298. Черняк Н. А. Проблема человека в западноевропейской неклассической философии. Омск: ОмГУ, 1995.

299. Шамхалов Ф. И. Американский менеджмент: теория и практика. М.: Наука, 1993.

300. Шаповалов В. Ф. Основы философии современности. К итогам XX века. М., 1998.

301. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990.

302. Шибатуни Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

303. Шлезенгер А. М. Циклы американской истории: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1992.

304. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: Пер. с нем. М.:, Просвещение, 1992.

305. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992.

306. Шпенглер О. Закат Европы: Пер. с нем. В 2 т. Минск: Попурри, 1993.

307. Шпет Г. Г. История как проблема логики // Историко-философский ежегодник. М., 1988.

308. Шпет Г. Г. Философия и история // Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

309. Шуклин В. В. Русская мифология и культура. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1994.

310. Шумихина Л. А. Генезис русской духовности. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.

311. Шумпетер Й. История экономического анализа: Пер. с англ. М.: Экономика, 1992.

312. Щербинин М. Н. История идеализма от образного мышления - к разуму // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.

313. Эйдельман Я. Л. Методологические проблемы изучения трудовой мотивации // Вопр. экономики. 1991. № 1.

314. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20.

315. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20.

316. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1973.

317. Яковенко Б. В. Путь философского познания // Русская философия. Конец XIX-начало XX вв. Антология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1993.

318. DahrendorfR. The Modern Social Conflict. N-Y. 1988.

319. Dictionary of Sociology. Chicago. 1968.

320. MaslowA. A theory of Human Motivation. 3-nd ed. London, 1984.

321. Naibitt J., Aburtene P. Megatrends 2000. N-Y, 1990.

322. Shein E. Organizational Psychology. 2-nd ed. London, 1970.

323. Sorocin P. A. Social and Cultural Dynamics. 2 ed.

324. The Cambridge Encyclopedia of Human Evolution. CUP, 1994. '1. POCClIfiCF/.Ц

325. ГОСУДАРСТВ :;;;пл/ БИБЛИОТШ/"- \ оъ