автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Филиппова, Светлана Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Филиппова, Светлана Ивановна

Введение.

Глава I. Личностный фактор и словообразовательные процессы в художественном тексте.

1. Языковая личность и словообразовательные процессы в художественном тексте.

2. Творческое кредо В.Шукшина.

3. Амбивалентность и словообразование.

4. Поэтика словообразования в прозе В.Шукшина.

Глава II. Эмоционально-оценочное субстантивное словообразование в современном русском языке.

1. К истории вопроса.

2. Типология эмоционально-оценочных суффиксов имен существительных в прозе В.Шукшина.

2.1. Разговорная речь и субстантивная суффиксация.

2.2. Статистические данные употребления эмоционально-оценочной суффиксации.'.

2.3. Мелиоративность суффиксальных субстантивов.

2.4. Пейоративность суффиксальных субстантивов.

3. Экспрессивные функции эмоционально-оценочного словообразования.

Глава III. Словообразовательная парадигматика в экспрессивно-деятельностном аспекте.

1. Понятие словообразовательной парадигмы в современной русистике.

2. Словообразовательная мотивация в эмоционально-оценочных парадигмах.

2.1. Словообразовательная парадигматика первого уровня мотивированности.

2.2. Словообразовательная парадигматика второго уровня мотивированности.

2.3. Словообразовательная парадигматика третьего уровня мотивированности.

3. Парадигмы эмоционально-оценочных субстантивов и их экспрессивно-деятельностные функции в языке В.Шукшина.

3.1. Эмоционально-оценочные парадигмы несобственных имен существительных.

3.2. Эмоционально-оценочные парадигмы личных собственных имен существительных.

4. Семантическое согласование и контраст.

5. Образ "маленького человека" и его словообразовательное решение.

Глава IV. Словообразовательные инновации и их стилистика в языке

В.Шукшина.

1. Понятие окказионализма в современной русистике.

2. Словообразовательная окказиональность и контекст.

3. Способы образования субстантивных окказионализмов.

4. Семантико-стилистические функции окказиональной лексики.

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по филологии, Филиппова, Светлана Ивановна

Текстологические исследования отражают возрастающий интерес к стилистическому изучению словообразовательных возможностей в языке художественных произведений (В.Н.Виноградова, А.Г.Лыков, О.П.Ермакова, В.И.Темирова, О.П.Чумакова и др.). На основе общей теории словообразования, разработанной в трудах В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, Е.А.Земской, И.С.Улуханова, А.Н.Тихонова, Р.С.Манучаряна и др., ведется плодотворное изучение проблематики единиц словообразовательной системы русского языка, их лексическая реализация в языке и речи, описываются отдельные подсистемы, устанавливаются общие особенности организации семантики единиц. Однако существует целый ряд неразработанных вопросов, связанных с функционированием словообразовательных единиц в текстах произведений, выявлением закономерностей и условий взаимодействия семантических и словообразовательных характеристик слов в парадигмах и экспрессивной деятельностью словообразования в поэтике художественного текста.

Актуальность исследования определяется тем, что оно посвящено анализу экспрессивно-деятельностной функции субстантивного словообразования в языке В.Шукшина, не получившего до настоящего времени своего описания в науке. Материалом для исследования послужил корпус имен существительных с эмоционально-оценочными суффиксами, которые были рассмотрены типологически, функционально и статистически. Производное слово в тексте проявляет в наиболее очевидном виде свою прагматическую природу, осуществляя контактные и дистантные семантические связи. В творческом процессе создания текста проявляется экспрессивно-деятельностный характер субстантивного словообразования, что находит свое выражение в создании авторской словообразовательной парадигмы, амбивалентности суффиксального значения, семантическом согласовании и контрасте, словообразовательной специфике концептуального анализа и др.

Проза В.Шукшина является той сферой, где происходит актуализация словообразовательного значения в словах одного словообразовательного типа, одной словообразовательной категории и одной словообразовательной парадигмы. Словообразовательная парадигма именных субстантивов с эмоционально-оценочными суффиксами образует систему художественных средств текста, устанавливает деривационные связи между членами парадигмы и выявляет потенциальные возможности современного русского словообразования. Текстовой анализ словообразовательной парадигматики способствует раскрытию творческого кредо В.Шукшина и репертуара средств его языкового выражения.

Целью исследования является выявление экспрессивно-деятельностных возможностей оценочных субстантивов в языке В.Шукшина.

В соответствии с вышеуказанным в диссертации решаются следующие задачи.

1. Установление типологии эмоционально-оценочных субстантивов в текстах художественных произведений В.Шукшина.

2. Описание специфики субъективной оценочное™ этих субстантивов.

3. Рассмотрение парадигматики в экспрессивно-деятельностном аспекте.

4. Выявление согласовательных и контрастных соотношений между эмоционально-оценочными суффиксами и контекстом.

5. Характеристика словообразовательных инноваций и механизмов их образования.

6. Описание поэтики словообразования в художественных текстах В.Шукшина.

Объект исследования. Выбор существительных с эмоционально-оценочными суффиксами в качестве объекта исследования определяется главной целеустановкой творчества В.Шукшина: "Любовь и сострадание, только они наводят на пронзительную правду". Воплощение целеустановки в тематике произведений - жизни крестьянства, сельской и городской интеллигенции определило особый тип повествователя, разговорную и просторечную манеру изложения. В наибольшей степени этому способствовало использование разговорной и просторечной лексики, для которой характерно широкое использование эмоционально-оценочной суффиксации. Предметный характер семантики эмотивных субстантивов позволяет с наибольшей степенью раскрыть эмоции, связанные с идейным замыслом произведения.

Методы исследования. Основным методом в работе явился описательный метод, который включал приемы наблюдения, сопоставления и обобщения. В диссертации широко использовался также метод семного анализа при описании аллосемантики словообразования и семантики слова.

Методика сопоставительного анализа привлекалась для установления специфики членов словообразовательной парадигмы, анализа образования авторских окказионализмов и их семантико-стилистического рассмотрения.

Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществляется типологически-системное описание имен существительных с эмоционально-оценочными суффиксами в системе словообразовательных средств художественного текста. На основе комплексного изучения исходных и производных членов в словообразовательных парадигмах, особенностей их в языке художественного произведения выявляются релевантные свойства, определяющие поэтические возможности производных членов, устанавливаются факторы, которые регулируют механизмы их смысловых модификаций. Впервые описана парадигматика личных имен существительных с эмоционально-оценочными суффиксами, обладающими различными стилистическими и стилевыми значениями. Новым является описание словообразовательной окказиональности в художественных текстах В.Шукшина, установление типов семантических соотношений (согласования и контраста) в производном слове, выявление амбивалентности в словообразовании. В диссертации сделана попытка описания поэтики словообразования в художественном тексте.

Теоретическое значение исследования заключается в рассмотрении структурной организации словообразовательной парадигматики на трех уровнях ее мотивированности. Это позволяет раскрыть системную мотивацию данного класса слов и дает возможность установить специфику их использования. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что существуют закономерные связи между творческой установкой, замыслом произведения и функционированием в нем эмоцианально-экспрессивных средств. Поэтика словообразования В.Шукшина свидетельствует, что словообразовательные средства стилизированы, индивидуализированы и "эффективно воздействуют на весь комплекс духовной человеческой восприимчивости - сознания, чувства, эмоции и воли" 1. Коммуникативная значимость слов с суффиксами субъективной оценки являет собой результат авторской стратегии текста. Поэтика произведения является точкой пересечения эстетического, лингвистического и литературоведческого подходов к изучению языка, тематики, идейного содержания и композиционных особенностей художественных произведений.

Практическая значимость состоит в том, что ее результаты могут найти применение при чтении курсов по современному русскому языку, стилистике русского языка, лингвистическому анализу текста, изучению индивидуального стиля художника слова, а также комплексному филологическому анализу текста.

Источники исследования. Языковым материалом для диссертации послужили тексты художественных произведений В.Шукшина. Было проанализировано два романа, семь киноповестей, сто двадцать один рассказ. К анализу также привлекались публицистические выступления писателя и его автобиография. Данными для анализа послужили 5159 иллюстраций, которые были извлечены из текстов методом сплошной выборки.

1 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. - С. 57.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уникальность сочетания традиции использования словообразовательных средств и их авторской смысловой переориентации; это предопределило особенности поэтики в художественных произведениях В.Шукшина:

- коммуникативно-когнитивная ориентированность производного слова в художественном тексте (коммуникативная стратегия, смыслопорождение в тексте, выражение авторского идиостиля и др. как отражение эстетического кредо художника слова);

- правила построения разных типов субстантивов, выполняющих роль словесно-художественных средств в произведениях В.Шукшина ("прибавочный" элемент в семантике существительного, представленный новыми оттенками значения, экспрессия и семантические ассоциации в смысловой структуре производного);

- лингвистическая амбивалентность, заключающаяся в двойственности семантики словообразовательных средств (позитив/негатив в аксиологической характеристике эмоционально-оценочного суффикса, приводящие к энантио-семии суффикса).

2. Экспрессивно-деятельностные функции производного имени существительного в художественных текстах В.Шукшина:

- антропоцентризм в лингвистике эмоций, формирующих концептуальную и языковую картину мира художника слова (внутренняя и внешняя синтагматика производного слова как проявление прагматических характеристик; выразительность и изобразительность как отражение миропонимания и ми-ровнимания);

- эмотивность как компонент семантической структуры производного слова (эмотивная аллосемантика - мелиоративная и пейоративная - одобрительное, почитательное, уважительное; неодобрительное, уничижительное, ироническое и др.);

- типология характерных для В.Шукшина эмоционально-оценочных суффиксов в составе именований лица, предмета, вещественности и др.

3. Изобразительно-выразительные приемы парадигматики эмоционально-оценочных субстантивов в произведениях В.Шукшина:

- ступенчатость словопроизводства как выражение лингвосоциаль-ного и индивидуально-социального состава парадигм (производные субстан-тивы с аксиологической и размерочной семантикой на трех ступенях производства, частотность употребления суффиксов разговорного и просторечного характера);

- конструктивное назначение экспрессивного словообразования (авторская акцентуация, воплощенная в коннотациях, семантическая роль лексических повторов однокорневых существительных, предопределение читательского взгляда и др.);

- модификационность значения производного слова (семантико-стилистическая модификация, субъективная оценочность, стилевой сдвиг);

- семантическое согласование и контраст (механизмы согласования и контраста на уровне семной комбинаторики, нейтрализация значений словообразовательных элементов в синтагматике текста, коммуникативная значимость линейного отбора лексических и словообразовательных элементов);

- концептуализация "маленького человека" и ее словообразовательное решение ("чудик" как представитель русской народной культуры второй половины ХХ-го века, словообразовательные параметры субъективно-оценочных средств при характеризации "чудика").

4. Словообразовательные инновации и их стилистика:

- дифференциация словообразовательной неологии (неологизм - по-тенционализм - окказионализм как реализации продуктивных/непродуктивных словообразовательных моделей; реализация возможностей словообразовательного типа в языке/речи);

- окказиональность - проявление подтекстовой и предтекстовой авторской аксиологии (макроконтекст и типовое значение, текстовая номинация и номинализация); способы образования субстантивных окказионализмов (мотивирующая основа и окказиональные субстантивы, семантика существительного и его словообразовательные возможности);

- семантико-стилистическое назначение окказиональной лексики (словообразовательный способ эстетического освоения мира, творческая трансформация словообразовательных средств, характерологическая функция окказионализмов).

Апробация. Основные положения диссертации обсуждались в виде докладов на научных конференциях (Москва, МГОПУ, 3-5-е конференции "Семантика языковых единиц" - 1993, 1994, 1996; Санкт-Петербург - 1997; Ставрополь - 1997) и нашли свое отражение в четырех статьях и трех тезисах. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры русского языка Московского государственного открытого педагогического университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы - 243 страницы, основной - 226 страниц машинописного текста. Список использованной научной литературы включает 222 наименования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экспрессивно-деятельностные функции субстантивного словообразования в языке В. Шукшина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Условия формирования и функционирования словообразовательной системы в художественных текстах В.Шукшина исследованы недостаточно. Словообразовательный аспект его творчества остается малоизученным. Исследователи его творчества, рассматривая проблемы субстантивного суффиксального словообразования, в частности, образование субстантивов при помощи эмоционально-оценочных суффиксов, не описывали особенностей данного типа образований и соотношения в нем семантических эмоционально-экспрессивных свойств.

Исследование словотворчества писателя позволило проследить, как в использовании словообразовательных средств ярко выразилась языковая личность писателя. Производная лексика раскрывает ее специфику и дает возможность проследить акцентуацию личностного взгляда на мир эговидения художника в словообразовательной интерпретации. Мировидение и миропонимание В.Шукшина нашло отражение в его языковом кредо, которое явилось воплощением кредо В.Шукшина - Человека, Мыслителя, Гражданина, Писателя, продолжившего традиции совестливой литературы, начатой Л.Н.Толстым, Ф.М.Достоевским, А.П.Чеховым. В словообразовательной системе В.Шукшина наблюдается проявление амбивалентного мироощущения, выражаемое в явлениях суффиксальной антонимии. Данный факт можно рассматривать как авторскую попытку выразить противоречивость мировосприятия и определенного видения мира.

2. Индивидуальное восприятие мира формирует новый способ создания экспрессии поэтической речи - оно обновляет словообразовательную структуру слова. Поэтика словообразовательной системы В.Шукшина представляет определенный интерес: словообразовательные средства, используемые писателем, соответствуют языковой системе языка, но словообразовательно-поэтические приемы делают его новатором в сфере поэтики словообразования. Результатом новаций являются словообразовательные неологизмы, которые способствуют появлению экспрессивности в поэтической речи. Они создают особый художественный пласт языка В.Шукшина и являются сущностным свойством его творчества. В поэтической структуре текста словообразовательные средj ства, в частности эмоционально-оценочные суффиксы, являются средством выражения авторской позиции. Их использование в пределах структуры определенного слова может менять семантику и создавать новую аксиологию оценочного компонента. Специфику использования субстантивных образований с эмоционально-оценочными суффиксами можно считать поэтическим приемом в творчестве В.Шукшина. 3. Эмотивность является одной из характерных черт художественного текста. Она прослеживается в системе различных эмоциональных состояний, воплощенных в образах, ситуациях, событиях. Для их передачи В.Шукшин использует эмоционально-оценочные образования, которые определяют авторскую оценку, экспрессию и эмотивность. Исследования показали, что в художественных текстах писателя более частотны образования, имеющие мелиоративную оценочность (66,5%), выражаемую аллосемами 'уменьшительность', 'ласкательность', 'уменыпительно-ласкательность', 'одобрительность'. Пейоративная оценочность наблюдается в меньшем числе образований (30,5%) и выражается аллосемами 'пренебрежительность', 'уничижительность', 'неодобрительность', 'ироничность', 'насмешливость'. Пейоративная оценка, как правило, формируется синтагматически: контактным или дистантным окружением производного слова. Подбор эмоционально-оценочных суффиксов, являющихся средством выражения эмотивности, немногочисленен и имеет разговорно-просторечный характер, что соответствует филологическому кре •*• » -*до писателя. Необходимо отметить, что частотность их употребления в прозе

В.Шукшина не совпадает с узуальной частотностью. В процессе исследования выявлена избирательность употребления суффиксов разговорного характера.

4. В связи с тем, что в лингвистике широкое распространение получает теория эмотивности языка, возникает необходимость в определении конкретных элементов языка, являющихся вербальными манифестациями чувств, эмоций, экспрессий, отношений человека. В поэтической структуре текста производные слова, создавая то или иное эстетическое качество, становятся средством выражения настроений, чувств и переживаний. В прозе В.Шукшина широко используются формы субъективной модальности, выражаемые при помощи субъективно-оценочных суффиксов. Они тесно связаны с экспрессивностью и как бы налагаются на объективное содержание единиц. Экспрессивность присуща словообразованию, что объясняет способность слова - номинативной единицы выражать оценки разного рода. В целом трансформация различных средств языка отражает в тексте авторское видение мира и авторскую оценку.

5. В авторской парадигматике, возникающей на фоне общесистемного словообразовательного устройства, установлены излюбленные приемы функционирования разных уровней (ступеней) мотивации. Для прозы В.Шукшина характерна экспрессивно-деятельностная парадигматика, построенная на эмоционально-оценочной суффиксации. Большими по числу производных можно считать парадигмы первой ступени производности. Как правило, это субстантивы, образованные от основ конкретных имен существительных, и формантов с уменьшительным, ласкательным, уменьшительно-ласкательным, увеличительным и уничижительным значениями. К процессу производства В.Шукшин привлекает субстантивы и других лексико-грамматических групп. Словообразовательные форманты не только структурно расширяют производящую основу, но и вносят новые экспрессивные значения. Второй уровень мотивации представлен меньшим числом производных, которые имеют в своей структуре либо два эмоционально-оценочных суффикса, либо нейтральный и эмоционально-оценочный. Автором привлекаются производящие основы разных лексико-грамматических разрядов существительных и форманты, выражающие ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное, усилительно-уменьшительное или - ласкательное значения. Третья ступень мотивации представлена единичными образованиями. В структуре таких производных суффиксы выражают несколько значений, которое в контексте приобретает одно - 'уменьшительное'.

6. Одним из средств художественной выразительности можно считать семантическое согласование слов, которые имеют общую сему - синтачмему. Скрытыми компонентами в прозе В.Шукшина можно считать эмоционально-оценочные суффиксы, которые способствуют формированию общей семы в контексте. В творческом процессе создания текста автор соблюдает существующие законы сочетания слов, которые сводятся к объединению слов и морфем по принципу семантического согласования.

7. Продолжая лучшие традиции русской литературы, В.Шукшин концептуально рассматривает образ "маленького человека" и для себя называет его "чудиком". Можно считать неслучайным наличие в данном субстантиве эмоционально-оценочного суффикса: в нем отражен авторский взгляд, авторская концепция, характерная для всего его творчества субъективно-оценочная семантика. Шукшинский концепт "чудика" является историчным, так как соответствует эстетическим категориям и запросам нашей эпохи. Словообразование в прозе В.Шукшина соответствует определенной социальной среде, что отражается в субстантивных образованиях с описываемыми суффиксами. Характерологические свойства "чудика" раскрываются при помощи лингвокуль-турного компонента. В процессе исследования определен ряд литературных и языковых параметров, характеризующих особенности героев В.Шукшина, и * -*- *• •*• JIM* *• •*функции субъективно-оценочных средств в формировании этих параметров.

8. Проблематика словообразовательных окказионализмов в творчестве В.Шукшина практически не изучена. В работе рассматривались особенности субстантивных эмоционально-экспрессивных инноваций, их семантика и стилистика. Обнаружена авторская изобретательность, способность отклоняться от определенных схем, что придает неповторимый характер авторскому изобретению. Установлено, что большая часть окказиональных слов образована продуктивными способами (81,8%). И лишь незначительное число окказионализмов образованы по непродуктивным типам (18,2%). Основным принципом создания инноваций у писателя является принцип аналогии, основная суть которого заключается в использовании потенциальных возможностей языковой системы. Выявлены условия появления окказионального слова: оно создается в рамках контекста и вне его не существует.

Основная масса словообразовательных инноваций свидетельствует о системной основе словопроизводства. Их употребление говорит о стремлении автора модернизировать словообразовательную модель, обновив и расширив ее семантику.

 

Список научной литературыФилиппова, Светлана Ивановна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Восточная литература РАН, 1995. - Т. 1. - 472 с.

2. Аркадьева Г.Т. Особенности семантической структуры слова в рассказах В.М.Шукшина//Язык и стиль прозы В.М.Шукшина.- Барнаул, 1991. С. 69-80.

3. Арнольд И.В. Эмоциональный, экспрессивный и функционально-стилистический компонент лексического значения // XXII Герценовские чтения: Межвузовская конференция. Иностранные языки. Краткое содержание докладов. Л., 1970. - С. 87-90.

4. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1973. - 303 с.

5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988. - 341 с.

6. Аспекты семантических исследований /Отв. ред. Н.Д.Арутюнова, А.А.Уфимцева/. М., 1980. - 365 с.

7. Бабенко Л.Г. Обозначение эмоций в языке и речи: Учеб. пособие. Свердловск: Изд-во УрГУ. - 1986. - 98 с.

8. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. -Свердловск: Изд-во УрГУ. 1989. - 182 с.

9. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. - С. 169-175.

10. Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961. - 394 с.

11. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс. - 1994. - С. 387-432.

12. Бессознательное. Природа. Функция. Методы исследования. Т. 1-3. Тбилиси, 1978.

13. Блинова О.И. Образность как категория лексикологии // Экспрессивность лексики и фразеологии. Новосибирск, 1983. - С. 3-11. Блумфильд Л. Язык. - М., 1968. - 607 с.

14. Богин П.И. Концепции языковой личности. Автореф. дис. .канд. филол. наук.-М, 1982.-20 с.

15. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия. - 1995. - 328 с.

16. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке: Пособие для студентов и учителей. М.: Просвещение. - 1973. - 224 с.

17. Будагов Р.А. Человек и его язык. М.: Изд-во МГУ. - 1976. - 429 с.

18. Будагов Р.А. Филология и культура. М.: Изд-во МГУ. - 1980. - 304 с.

19. Бурков Г. При Шукшине всегда была тетрадочка. М.: Литературная Россия,• '*• *• •*• ив9 сентября, 1983.

20. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика: Учебное пособие. -М., 1990. 175 с.

21. Введенская JI.A, Гончаренко Г.Е. Окказиональная антонимия // Известия СКНЦ. Ростов-на-Дону. - 1980, № 1. . С. 34-37.

22. Вежбицкая А. Личные имена и экспрессивное словообразование // Вежбиицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997. - 411 с.

23. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М.; Л., 1947. - 784 с.

24. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. -С. 57-186.

25. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. -С. 156-189.

26. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975. - С. 156-158. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы // Избранные труды. - М., 1976. -С. 17-111.

27. Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Избранные труды М.: Наука, 1980. - 360 с.

28. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. - 320 с. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. - М.: Наука. - 1984. - С. 30-87, 156-176.

29. Винокур Г.О. О задачах истории языка // Учебные записки Московского городского педагогического института. Кафедра русского языка. Вып. I. М., 1941. - С. 17-19.

30. Винокур Г.О. Формы и части речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. М., 1959. - С. 399-400.

31. Винокур Г.О. Язык литературы и литературный язык // Контекст. 1982. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука. - 1983. - С. 255-283. Винокур Г.О. Филологические исследования // Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1990. - С. 26-129.

32. Винокур Т.Г. О содержании стилистических понятий // Стилистические исследования. М.: Наука. - 1972. - С. 7 -106.

33. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.: Наука. - 1980. - 238 с.

34. Вольф Е.М. Варьирование в оценочных структурах // Семантическое и формальное варьирование. М.: Наука. - 1979. - С. 273-294.

35. Востоков А.Х. Русская грамматика, Ч. I. - С.-Петербург, 1835. - С. 68.

36. Гак В.Г. К проблеме семантической синтагматики//Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука. -1971. - С. 369-395.

37. Гегель Г.Ф. Эстетика. М.: Искусство. - Т. I. - 1968. - С. 140-305.

38. Гегель Г.Ф. Феноменология духа/Под ред. Г.Г. Шпета. Т.4. - М., 1959,- С. 70- 155.

39. Гимпелевич B.C. Заметки об окказиональном и потенциальном словообразовании // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1985. -Вып. II.-С. 79-83.

40. Гончаренко Г.Е. О синонимии окказиональных и узуальных слов // Структурно-типологические особенности русского и кавказских языков. Грозный,1977.-С. 71-79.

41. Грязнова В.М. Личные существительные в русском литературном языке первой половины XIX века. М., 1989. - 90 с.

42. Дементьев А.А. Уменьшительные слова в русском языке // Русск. язык в школе. 1953, № 5. - С. 46-47.

43. Диброва Е.И. Вариантность фразеологических единиц в современном русском языке. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. - 1979. - 192 с.

44. Диброва Е.И. О филологическом истолковании текста // Семантика языковых единиц. М., 1994. Т. IV. - С. 14-22.

45. Диброва Е.И. Слово и его измерения // Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Под ред. Е.И.Дибровой. Ч. I. М., 1995. - 204 с.

46. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М.: Изд-во МГУ. - 1958. - 448 с.

47. Земская Е.А. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука. -1981. - С. 5-225.

48. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М.: Наука. - 1992. - С. 164199.

49. Иванчикова Е.А. Актуальные проблемы современной стилистики // Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987.-237 с.

50. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ. - 1980. - 439 с. Капацинская Е.В. Значение термина "изобразительность" и его функционирование // Проблемы экспрессивной стилистики. - Вып. 2. -JgocTOB-на-Дону: Изд-во РГУ. - 1992. - с. 5-12.

51. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука. - 1987. - 262 с.

52. Кемеров Б.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1977. - С. 47.

53. Клаус Г. Сила слова. Гносеологический и прагматический анализ языка. М.: Прогресс. - 1967. - 215 с.

54. Корзюков А.Ю. Амбивалентность в творчестве А.Блока // Семантика языковых единиц. М„ 1996. - С. 164-167.

55. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. -С. 150-173.

56. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука. - 1979. - 360 с. Ломоносов М.В. Российская грамматика//Полн. собр. соч. - Т. 7. - М., 1952, -С. 430.

57. Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. Новосибирск: Наука. - 1986. - 230 с.

58. Лыков А.Г. Окказиональное слово и языковая норма речи // Филолог, науки.1971, №5.-С. 70-81.

59. Лыков А.Г. Окказиональное слово и языковая норма // Русск. язык в школе.1972, №6. -С. 17-20.

60. Лыков А.Г. Целесообразен ли термин "окказиональное слово" // Научн. труды Кубанского университета, 1972. Вып. 5. - Ч. II. - С. 32-37. Лыков А.Г. Современная русская лексикология. Русское окказиональное слово. - М.: Высшая школа. - 1976. - 119 с.

61. Лыков А.Г. Разграничение словообразовательного гнезда и словообразовательной парадигмы // Актуальные проблемы русского словообразования. -Ташкент, 1982. С. 34-41.

62. Максиму J3.И. Суффиксальное словообразование jgMeH существительных в русском языке. Л.:Изд -во Ленинградского университета. - 1975. - 124 с. Максимов В.И. К тайнам словообразования. - М.: Просвещение. - 1980,- 160 с.

63. Манучарян Р.С. Некоторые вопросы сопоставления словообразовательных категорий (на материале русского и армянского языков) // Вопросы семантики. -М., 1971.-С. 121-123.

64. Манучарян Р.С. Словообразовательно-семантическая парадигма // Словообразование и фразообразование: Сб. научн. трудов Моск. гос. инст. иностр. яз. им.М.Тореза. М., 1979. - Вып. 16. - С. 54-60.

65. Манучарян Р.С. Словообразовательные значения и формы в русском и армянском языках. Ереван: Луйс. -1981.-316 с.

66. Маркарян Р.А. Типы семантического противоречия в сфере формообразования. Ереван, - 1970. - С. 41-43.

67. Маркович В.М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака // Автор и текст. С.-Петербург, 1996. - 470 с.

68. Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. М.: Высшая школа. - 1974.-С. 59.

69. Мигирин Н.И. Внутренняя форма как важнейший узел системных связей в языке. Кишинев, 1977. - С. 221.

70. Мокиенко В.М. Параметры русской идиоматики // Лексикографическая разработка фразеологизмов для словарей различных типов и для Машинного фонда русского языка. М., 1988. - С. 16-100.

71. Морозов А.В. Своеобразие языка романа В.М.Шукшина "Любавины" на словообразовательном уровне // Творчество В.М.Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык. -Барнаул, 1994.-С. 133-135.

72. Мурзин Л.Н. Словообразование и номинативная деривация в славянских языках. Т. I. - Гродно, 1986. - С. 13. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 96.

73. Намитоксща Р.Ю. Авторск^деологизмы: словообразовательный аспект. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ.-1986. - 160 с.

74. Намитокова Р.Ю. Употребление индивидуальных неологизмов в советской поэзии // Вопросы лексикологии и фразеологии современного русского языка. -Ростов н/Дону, 1986. с. 154-158.

75. Новиков А.А. Семантика русского языка: Учебное пособие. М.: Высшая школа. - 1982. - 272 с.

76. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

77. Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики.-М., 1930.-317 с.

78. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз. -1956.-511 с.

79. Пиотровская Л.А. Лингвистическая природа эмотивных высказываний (на материале русского и чешского языков): Автореф. дис. .канд. филол. наук. С.Петербург, 1995. - 20 с.

80. Платонов К.К. Психология личности (Симпозиум. Доклады и сообщения). -М., 1966.-С. 310.а. ^ •*• иёи*

81. Плямоватая С.С. Размерно-оценочные существительные в современном русском языке. М., 1961. - С. 80.

82. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М.: Гос. учеб. - педаг. издво мин. проев. РСФСР. 1958. - Т. I-II. - 536 с.

83. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда. - 1989. - С. 40-228.

84. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990. - 342 с.

85. Поэтика и стилистика: 1988-1990. М. - 240 с.

86. Проблемы экспрессивной стилистики. Межвузовский сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. - 1987. - 144 с.

87. Резванов С. Структура мировоззрения. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. - 1994.- С. 50-147.

88. Реслер Р. Неологизмы, архаизмы и слова-метеоры как свидетели нашего развития //Актуальные проблемы языкознания ГДР. М., 1979. - С. 289 - 301. Рогожникова Р.П. Современная русская лексикология. - М.: Наука. - 1966.-С. 147.

89. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Под ред. Б.А.Серебренникова. М., 1988. - 216 с.

90. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Гл.1У. - М.: Изд-во АН СССР. - 1957. -С. 19.

91. Русская грамматика /Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1980. - Т. 1-2. Русский язык. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. - 1979. - 231 с. Савченко А.Н. Лингвистика речи // Вопросы языкознания. - 1986, № 3. - С. 6273.

92. Сафаров Ш.Е. Проблемщрса системно-парадигматических отношеьщЦ словообразовательных единиц // Актуальные проблемы русского словообразования.- Ташкент, 1982. С. 320-323.

93. Серебренников Б.А. К проблеме сущности языка // Общее языкознание. М., 1970.-С. 3-12.

94. Телия В.Н. Семантика связанных значений слов и их сочетаемость // Аспектысемантических исследований. М.: Наука. - 1980. - С. 250-320.

95. Телия В.Н. Семантика экспрессивности // Семантические категории языка иметоды их изучения: Тезисы докл. Уфа, 1985. - ч. I. - С. 85.

96. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.:1. Наука, 1986. - 144 с.

97. Тихонов А.Н. О семантической соотносительности производящих и производных// Вопросы языкознания. 1967, № 1. - С. 47.

98. Тихонов А.Н. Проблемы составления словообразовательного словаря современного русского языка. Самарканд, 1971. - С. 178.

99. Тихонов А.Н. Морфемный состав и словообразовательная структура слова в русском языке // Актуальные проблемы русского словообразования. Вып. I. -Ташкент, 1975. - С. 7.

100. Тихонов А.Н. Антонимия лексическая и антонимия словообразования // Русский язык в школе. 1980, № 4. - С. 18.

101. Тихонов А.Н. Проблемы изучения комплексных единиц системы словообразования // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1982. -С. 12.

102. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - С. 228. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. - М., 1977. - С. 171.

103. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и ихлексическая реализация. М., 1996. - 221 с.

104. Уфимцева А.А. Типы словесных знаков. М.: Наука, 1974. - 205 с.

105. Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и вформировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке.

106. Язык и картина мира. М., 1988. - С. 108-135.

107. Ушакова Г.М. Словообразовательные гнезда существительных на-графия, -логия, метрия в современном русском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук.-М., 1997. - 18 с. Флоренский П.А. Имена. - М., 1988. - С. 47.

108. Френкель Е.И. Парадигматика оценочных семем в современном английском языке: Дисс. .канд. филол. наук. Пятигорск, 1981. - 194 с.

109. Хазагеров Г.Г. К вопросу о классификации экспрессивных средств // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, - 1989. - С. 6566.

110. B.Маяковского // Русск. язык в школе. 1966, № 6. - С. 30-36.

111. Ханпира Э.И. Окказиональные элементы современной речи // Стилистические исследования на материале современного русского языка. М.: Наука. - 1972.1. C. 245-247.

112. Ханпира Э.И. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании // Развитие словообразования современного русского языка. М.: Наука. - 1986. -С. 153-156.

113. Чернова В.И. Эмоционально-оценочное суффиксальное словообразование имен существительных по материалам произведений В.Маяковско-го: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1970. - 20 с.

114. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.: Высшая школа. -1969. - 231 с.

115. Шахматов А.А. Из трудов по современному русскому языку. М.: Учпедгиз. -1941,- С. 149.

116. Шахматова Н.К. О семантических неологизмах в контексте М.Цветаевой // Вопросы русской филологии. Алма-Ата, 1978. - С. 178-189. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. - Воронеж, 1987. - С. 88-100.

117. Шаховский В.И. Эмотивная семантика слова как коммуникативная сущность // Коммуникативные аспекты значения. Волгоград, 1990. - С. 24-40. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. - М.: Просвещение. -1964.-244 с.

118. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука. - 1973. -280 с.

119. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Hay-ка^77.- 168 с. ^

120. Штайн К.Э. К вопросу о процессах самоорганизации в открытых нелинейных средах (на материале поэтического текста) // Textus. Сборник статей. Вып. I: С.-Петербург - Ставрополь. - 1996. - 192 с.

121. Щерба JI.В. О частях речи в русском языке // Русская речь. Л., - 1928. - Ч. II,-С. 19.

122. Языковые единицы и контекст /Под ред. В.И.Кодухова. Л., 1978. - 215 с. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". - М., 1975. - С. 202-212.

123. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. - 461 с.