автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Экзистенциальное время и культура

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Черниева, Зинаида Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Экзистенциальное время и культура'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Экзистенциальное время и культура"

На правах рукописи

Черниева Зинаида Леонидовна

Экзистенциальное время и культура 24.00.01 - теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Екатеринбург 2004

Работа выполнена на кафедре культурологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького

Научный руководитель: доктор философских наук,

доцент А.В. Медведев

Официальные оппоненты: доктор культурологии,

доцент И.Я. Мурзина

кандидат философских наук, доцент Б.В. Орлов

Ведущая организация: Уральская государственная архитектурно-художественная академия (г. Екатеринбург)

Защита состоится «29» июня 2004 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 286. 08 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук, доктора культурологии, доктора искусствоведения при Уральском государственном университете им. A.M. Горького, (620083 г. Екатеринбург, К - 83, пр. Ленина, 51, ауд.. 248 \

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного университета им. А.М. Горького.

Автореферат разослан « » мая 2004 г. Ученый секретарь диссертационного совета

доктор социологических наук, профессор ^ / Л С Лихачева

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Культурология - относительно молодая наука, находящаяся в стадии становления. Среди теоретиков культуры все еще не утихает накал страстей при обсуждении таких важнейших проблем как определение статуса культурологии в системе современного гуманитарного знания, ее структуры, методологии и т. д. Одна из центральных проблем подобного рода - разработка собственного категориального аппарата культурологии. Многие теоретики культуры сходятся во мнении, что ряд философских категорий - таких как Бытие, Пространство, Время и т.п. - могут использоваться для характеристики культуры. Однако в рамках культурологии эти категории обретают иные грани, в связи с чем представляется актуальным рассмотрение их в системе культурологического знания.

К числу важнейших философских категорий относится время — понятие предельно общее, фундаментальное, отражающее самые существенные связи и отношения действительности. Существует многовековая традиция осмысления времени. Важнейший вывод, к которому пришла философская мысль относительно времени, заключается в том, что нет абстрактного времени, а есть время конкретных феноменов. Культура тоже имеет собственное время «время культуры». Эта категория сложна и многопланова, поскольку характеризует бытие и становление такой сложной системы, каковой является культура. Несмотря на очевидное для всех представление о культуре как историческом, временном феномене, понятие «время культуры» как специфическая категория в достаточной степени не осмыслена.

Однако отнюдь не только необходимость теоретических построений определяет актуальность обозначенной проблемы. Современное состояние культуры, процессы, в ней происходящие и, в частности, изменение характера отношений человека и культуры - также актуализирует проблему времени. Понимание времени - один из главных жизненных ориентиров человека. Каждая эпоха, каждое поколение определяют это отношение по-своему. В современном обществе, по мере развития и усложнения научно-технического прогресса, формируется ориентация на деятельность, целью которой является неограниченное никакими нормами потребление. Человек в таком обществе все больше и больше превращается в средство, в функцию. Будучи по своей природе эмпирико-трансцендентным существом, индивид превращается просто в эмпирическое существо, отчуждаясь от самого себя, забывая свою бытийственную основу, свою целостность и уникальность. Поэтому современные направления гуманитарного познания ориентируются, в первую очередь, на решение экзистенциально-смысловых проблем человека. В свете бытийственной проблематики особо актуальной представляется концепция экзистенциального времени, в осмысление которой привлекается т. н. «вненаучное» знание, выраженное посредством художественного образа. В настоящее время наряду со все более дробной дифференциацией наук идет процесс интегрирования знаний. Дисциплинарная организация науки оправдана лишь при условии постоянного внимания к теоретическому синтезу. В связи с этим большое значение приобретают междисциплинарные исследования. Концепция экзистенциального времени, рассмотренная здесь на стыке философского, культурологического и искусствоведческого знания, обретает большую-целостность и многогранность. Осмысление искусства как феномена

4

культуры, репрезентирующего ее сущностные характеристики, позволяют обогатить строгую научную мысль.

Степень разработанности проблемы.

Проблема времени имеет длительную историю осмысления. Анаксимандр, Гераклит, Платон, Аристотель, Августин, Р.Декарт, И. Ньютон, Г.В. Лейбниц, И. Кант, А. Эйнштейн и другие сформулировали важные идеи относительно сущности времени, его взаимосвязи с движением, пространством. Ими были заложены основы т.н. динамической и статической, субстанциональной и реляционной концепций времени, осмыслена временная непрерывность и дискретность. Новые характеристики времени в рамках феноменологии выявляет Э. Гуссерль, в их числе - неоднонаправленность, неоднородность времени, пересечение различных временных пластов, связь со смысложизненными установками индивида.

Критически осмысливая и обогащая феноменологию Гуссерля, экзистенциализм переводит проблему времени в сферу индивидуального человеческого бытия, время трактуется как самая важная его характеристика, выражающая направленность и конечность человеческой жизни. Аспект соотнесения времени с индивидуальным опытом пребывания человека в «пограничных» ситуациях рассматривают А.Камю, Ж.П. Сартр, К. Ясперс, Л.Шестов и др. Историчность человеческого бытия определяется в их концепциях «заброшенностью» индивида в мир сущего, в мир обезличивающей повседневности. Н.А.Бердяев разрабатывает учение о трех разновидностях времени -, космического, исторического и экзистенциального. Его концепция во многом «перекликается» со взглядами на сущность времени тибетского

5

мыслителя. Тартанга Тулку Ринпоче, выделявшего три «размерности» времени.

В постмодернизме (Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, ЖФ. Лиотар и др.) утверждается мысль о бесконечном повторении, пересечении, разных временных отрезков, исключается возможность сведения времени к простой хронологической последовательности, утверждается мысль о взаимопринадлежности времени и человека.

Идеи и методы синергетики, широко внедряемые в настоящее время во многие научные дисциплины, имеют важное философско-методологическое и мировоззренческое значение. И.Пригожин в своих исследованиях стремится просредством времени «соединить бытие и становление».

Большое влияние на разработку проблематики экзистенциального времени оказали историко-культурные исследования В.С.Баткина, А.Я.Гуревича Д.С.Лихачева и др. Они заострили внимание на исторической изменчивости категории времени, ее аксиологическом аспекте. Время стало связываться с событиями человеческой жизни, с ценностными/духовными проблемами.

Экзистенциальное время связано с индивидуальным уровнем временения человека. Большое значение в разработке проблематики т.н. психологического (субъективного) времени имеют работы П.П.Гайденко, И.В.Мотрошиловой, Р.Г.Подольного и др.

Экзистенциальное время как смысловой ориентир человеческого существования, как средство вечности и повседневности рассматривает А.В.Дроздова, впервые обращаясь к проблеме образного воплощения экзистенциального времени, осмысливая поэтическое слово как особый

экзистенциальный опыт существования человека, где встречаются вечное и вневременное.

Разработкой проблемы так называемого «социального» времени в определенной степени решался вопрос о преодолении оторванности времени от реальной жизни людей. Это понятие осмысливалось в работах В.Г.Афанасьева, М.С.Кагана и др.

Категорию времени в системе культурологического знания осмысливали О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Коган, С. Неретина, Л. Огурцов и др.

Экзистенциальное время связано с понятием «современность». Уровень индивидуального постижения современности рассматривали Н.А.Бердяев, М.М.Бахтин и др. Современность как целостная конструкция миропонимания осмыслена С.Патласовым.

Попытка исследования культуры как экзистирующего феномена и его экзистенциального времени осуществляется в этой диссертации впервые.

Объект исследования.

Экзистенциальное время, которое нельзя назвать субъективным или объективным, оно возникает в со-бытии экзистирующего человека и мира.

Предмет исследования.

Со-бытийственный уровень отношений экзистирующих феноменов человека и культуры.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является анализ сущности экзистенциального времени, выраженной посредством художественного образа; осмысление культуры как экзистирующего феномена и его специфических временных свойств.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать экзистенциальное время как выражение полноты события экзистирующего человека и мира.

2. Рассмотреть экзистенциальное время как вечно творимое настоящее. Проанализировать художественные образы памяти как «экзистенциальной вечности» во временном человеческом существовании.

3. Осмыслить экзистенциальное время как динамическое триединство Нечто - Бытие - Ничто, соотнести его с тремя основными значениями времени: времени как цикла, времени как линии, времени как множества (со-бытия).

4. Показать, что философские концепции субстанционального и реляционного времени, являясь, на первый взгляд, взаимоисключающими, в концепции экзистенциального времени являют свое нерасторжимое единство и характеризуют феномены (и, в частности, феномен культуры) с точки зрения конечности и потенциальной бесконечности.

5. Показать, что культура как сложная саморазвивающаяся система «бытийствует» лишь тогда, когда все ее основные подсистемы трансцендируют к «целому» этой культуры (Природе, Богу, Человеку и т.д.).

6. Посредством художественного образа осмыслить понятие «экзистенциального мига» (мгновения, отмеченного бытийственной полнотой), «экзистенциальной длительности», «экзистенциальной вечности».

Положения, выдвигаемые на защиту, обладающие научной новизной:

Экзистенциальное время — это длительность, укорененная в вечности, где онтологически они (длительность и вечность) равноправны.

Экзистенциальное время выражает единство непрерывности и дискретности, динамики и статиики, субстанции и реляции временного феномена.

Культура — временной феномен, где встречаются и взаимодействуют время и вечность, изменяющееся и неизменное.

Культура является экзистирующим феноменом. Трансцендентность к Природе, Богу, Человеку и др.определяют ее историческую сущность и специфику ее экзистенциального времени.

Искусство, обращаясь к художественному осмыслению категорий времени и вечности, часто идет по пути соотнесения художественного образа некоей длительности, с «более высокой размерностью» (образ вечности), интерпретируя последнюю не как «непреходящее», а как «непреходящее в преходящем».

Теоретико-методологическая основа исследования.

В теоретико-методологическом плане большое значение имели взгляды М. Бахтина на специфику гуманитарного познания, отличную от всеобщих методов научного (естественнонаучного) познания. В отличие от естественнонаучного познания, которое строит свой идеальный объект

9

в одном пространственно-временном континууме, гуманитарное знание, в том числе познание культуры, стереоскопично. Оно строиться в нескольких пространственно-временных срезах, совмещая проекции хронотопов события, повествователя (автора) и исследователя. Такое совмещение вводит феномен культуры в контекст экзистенциального времени (Бахтин называет его Большим временем), в котором все культуры сопричастны друг другу, а их интерпретация имеет принципиально открытый, незавершенный характер.

Понимание - основной, адекватный своему предмету метод познания гуманитарных наук. Предмет гуманитарного познания всегда сохраняет смысловое ядро, доступное только пониманию с его принципом незавершенности. Принципиальной незавершенности гуманитарного познания соответствует и познавательный аппарат. В частности, с этим связано многообразие и метафоричность его терминов, их «текучесть», нестрогость приемов познания, например, допустимость сближения удаленных по времени явлений культуры, без указания посредствующего звена. Поэтому здесь не срабатывает критерий точности". Идеалом научности здесь выступает не точность, а глубина проникновения в художественный образ и его интерпретация в контексте экзистенциального времени.

Современная наука, именуемая как постнеклассическая, связана с необходимостью крупнейшего парадигмального сдвига, который требует введения в теоретическую философию новых генерирующих идей, определяемых осмыслением мира неравновесных онтологических структур. Научная парадигма, утверждающая непредсказуемую многовариантность будущего, принципиальную открытость хода истории, нуждается в новых средствах методологического анализа. Многие

10

мыслители подчеркивают необходимость выхода на новый, метанаучный уровень знаний, включающий в картину мира не только рационально осмысленные объекты, не только данные естественных и точных наук, но и внерациональные средства постижения бытия, в числе которых важнейшую роль играет художественное мышление.

Практическая значимость исследования.

Диссертация носит междисциплинарный характер, она выполнена на стыке культурологи, философии, искусствознания. Материалы исследования могут использоваться в учебной практике для разработки спецкурсов по философии искусства. Ими могут пользоваться работники музеев изобразительного искусства, преподаватели таких дисциплин как мировая художественная культура, изобразительное искусство, культурология, литература и др.

Концепция экзистенциального времени, позволяющая по-новому осмыслить аксиологические и мировоззренческие проблемы, может использоваться в практике психологии и педагогики.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем диссертации - 150 страниц, список литературы включает 194 наименования.

Основное содержание работы.

Во- введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, его теоретические и методологические предпосылки.

В главе 1 «Феномен экзистенциального времени» ставится проблема экзистенциального времени, его специфики и свойств.

В параграфе 1 «Экзистенциальное время как выражение полноты со-бытия экзистирующего человека и экзистирующего мира» обосновывается нетождественность понятия «экзистенциальное время» только системе взглядов на проблему времени философов -экзистенциалистов (Ж.П. Сартра, А.Камю, К. Ясперса, Н. Бердяева и др.), хотя многие их идеи являются безусловно плодотворными для формирования концепции экзистенциального времени.

Противопоставление «бытия» и «сущего», «настоящего» и «ненастоящего» приводит в экзистенциализме к разделению времени на «обычное, повседневное» и время «трансцендентное». Причем «повседневное» время трактуется как тягучая, скучная действительность, в которую человек «заброшен», от которой его «тошнит» (Ж.П. Сартр), в которой он чувствует себя абсурдным (А. Камю). Эта повседневность иногда прерывается прорывами в трансцендентность, за которым вновь следует томительное существование в «обычном» времени. Так понятое экзистенциальное время обесценивает опыт временения человека в реальном мире (предполагается «иной» мир, более совершенный, иное время - трансцендентное). Вместо чувственного, интимного единения с миром, любовного слияния, в котором растворяется антиномия субъекта и объекта, Я и мира, постулируется разъединение, полупрезрительное

12

отношение к миру «имманентному». Отсюда «знаменитая» сартровская тошнота, брезгливость Н.А. Бердяева («... у меня есть брезгливость вообще к жизни и к миру»)

Но есть и иное мироощущение, характеризующееся благоговейным отношением к миру, «чувственным» (эротическим, коммуникативным) отношением к действительности» (Г. Буркхардт).

М. Хайдеггер не случайно отмежевался от экзистенциализма, утверждая, что он не причастен к этому направлению философской мысли. В его онтологии «бытие» и «сущее» не противопоставляются, а взаимопренадлежат друг другу, стоят открытыми друг для друга, со-бытийствуют сложным, непостижимым для рассудка образом, но понятным непосредственному чувству. Эту связь дано выразить и искусству, т.к. художественный образ в сложных символических формах выражает эту взаимопринадлежность «бытия» и «сущего», которое обеспечивает способность пребывания в экзистенциальном времени. В контексте данной диссертации анализируемые произведения искусств отнюдь не являются «эмпирическим», иллюстративным материалом. Каждое из них, строго отобранное то множества других с аналогичной тематикой и образностью, несет в себе весь комплекс идей, рассматриваемых теоретически, но в более сжатой, символичной, и, в конечном итоге, более полной форме.

Событийственному мироощущению и пониманию сути экзистенциального времени способствует осознание мира не как движущейся, обезличенной материи, а как на нечто, подобное человеческой реальности. Реальность человека определяется тремя составляющими - чувством, разумом и волей. Но и мир также обладает сходными характеристиками: Эрос (мировое чувственное начало,

13

осмысленное в античной философии), Мировой Разум (Гегель) (или Логос (Гераклит)) и Мировая Воля (А. Шопенгауэр). Помимо этих трех составляющих у человека есть экзистенция как способность к открытости, как возможность нерасторжимой целостности со-бытия. Почему бы не предположить наличие Экзистенции мира, который тоже стоит открытым «перед открытостью бытия». Экзистирующий мир и экзистирующий человек взаимопроникают друг в друга, взаимодействуют, отождествляются один с другим. Экзистенциальное время выражает со-бытийствеиный уровень отношений человека и мира.

Сопоставив концепцию экзистенциального времени Н.А. Бердяева с теорией так называемого Большого времени тибетского мыслителя Т. Тулку Ринпоче, вслед за последним осмысливается понятие «настоящего момента» и его соотношение «с более высокой размерностью» (бергсоновской длительностью). Экзистенциальная длительность — это, по сути, то четвертое измерение времени, которое рождается из взаимодействия и взаимопроникновения прошлого, настоящего и будущего, о котором писал М.Хайдеггер.

ВТ художественном произведении мы имеем дело- с экзистенциальным временем лишь тогда, когда создается образ длительности, соотнесенной с вечностью, где образ вечности моделируется обычно вневременным пространством. Причем в данном случае длительность онтологически отнюдь не меньше вечности. Такого рода «экзистенциальная вечность» осмысливается в следующем параграфе.

Параграф 2 «Экзистенциальное время как вечно творимое настоящее».

Рассмотрев экзистенциальное время как длительность, укорененную в вечности при онтологическом их (длительности и вечности) равноправии, отмечается «относительность» вечности. Если имеет место некая длительность, то всегда существует длительность, во много раз превышающая и относящаяся к ней как неизменность, как «вечность». Так, жизнь небесных светил, соотносимая с жизнью человека, кажется «вечной» (образ «вечной луны» в поэзии). Любая длительность имеет направленность к своему концу, то есть она конечна, но конечная длительность заключает в себе и длительность бесконечную; так от «одного» до «двух» можно сосчитать за секунду, а можно начать считать бесконечно малыми числами и, постоянно приближаясь к «двум» никогда его не достичь, то есть любая длительность имеет возможность бесконечно «расти внутри себя», приближаясь тем самым к вечности.

Приближение к относительной вечности осуществляется и за счет расширения «настоящего». «Настоящее» не есть теоретический «момент»,-а имеет свой диапазон. Экзистенциальное «настоящее» человека определяют те образы прошлого, которые он носит в своем сознании сейчас и те события, которые он предвидит в будущем как наиболее вероятные для себя. И чем ярче образы памяти, чем они более «живы» для человека, а так же, в какой мере человек умеет логически предугадать и интуитивно предчувствовать свое будущее (на более высоких ступенях духовного развития люди обладают даже ясновидением), тем в большей степени человек преодолевает боязнь времени, чувство эфемерности прошлого и будущего.

Диапазон «настоящего» у человечества в целом неуклонно расширяется. Археологические экспедиции, создание музеев, расшифровка старых письмен - человечество словно «припоминает» события прошлого, включая их в свое «настоящее», приближая к вечности. Феномен памяти имеет исключительно важное значение в концепции экзистенциального времени. В данном параграфе рассматриваются художественные образы памяти (в частности, в картине С.Дали «Постоянство памяти»), где она рассматривается как маленькая вечность внутри человеческого существования, а ее единство с моментом «настоящего» определяет экзистенциальное время индивида. Но человек - микрокосм, и макрокосм — универсум тоже должен обладать памятью. И та действительность, которую мы считаем прошлой, есть действительность не умершая, а живая, вошедшая в какую-то вечную действительность, пребывающую в экзистенциальном времени и пространстве. Искусство воссоздает образ времени, в котором прошлое, настоящее и будущее сосуществуют как «вечное настоящее».

Параграф 3 «Экзистенциальное время как динамическое триединство Нечто - Бытие - Ничто».

Как уже отмечалось, что во второй «стадии» времени (Т. Тулку) вещи становятся «ничем», «целиком открытыми». Понятие «ничто» очень важно в понимании сути экзистенциального времени. В обыденном сознании это понятие употребляется с негативной окраской и ассоциируется с понятием смерти, небытия. Однако Ничто не есть просто отсутствие бытия, физическая пустота, и оно не есть отрицание. Ничто не тождественно небытию. Небытие означает некую статику, вневременность, неизменность; Ничто - еще не «сбывшееся во времени» (Хайдеггер), открытая возможность, пустота, чистая потенция.

16

Диалектически противоположной категорией к Ничто служит Нечто. Бытие в этой паре является синтезирующей, переходной, гармонизирующей категорией. Безостановочное, разноуровневое движение по кругу Нечто - Бытие - Ничто обуславливает разнообразие и единообразие мира. Нечто, пребывающее в «небытие» (вечности) «втягивается» в Ничто, проходя стадию Бытия (со-бытийствуя) и далее, уничтожаясь (то есть становясь Ничем, открытой потенцией, возможностью), «овременяется» и вновь становится обновленным Нечто.

Экзистенциальное время, в котором может и должен бытийствовать человек и которое дало бы ему ощущение полноты и удовлетворенности жизнью, предполагает осознание человеком себя в качестве триединства Нечто - Бытие — Ничто. Все экзистенциальные проблемы человека возникают из-за недооценки (или переоценки) одной из трех составляющих целостности человека. Абсолютизация «Нечто» ведет к статике, бесконечному вращению по кругу, безвременью, в конечном счете - к небытию. Это состояние выражается ощущением скуки, бессмысленности жизни. Смысловой крен в сторону «Ничто» (Все) подводит человека к идее солипсизма (Я - это весь мир, Я - это все). Абсолютизация «Бытия» порождает экзистенциальный страх перед миром Ничто, человек начинает «цепляться» за жизнь, ощущает ее хрупкость, недолговечность. Только единство трех составляющих дает ощущение экзистенциальной гармонии. Этим трем составляющим экзистенции человека соответствуют три основных значения времени:

Нечто соответствует значению времени как цикла (круговорот процесса);

Бытию - значение времени как множества (со-бытие);

Ничто - значение времени как линии (точка).

17

Экзистенциальное время, таким образом, синтезирует основные значения времени.

В главе 2 «Экзистенциальное время культуры» делается попытка использовать полученные в предыдущей главе выводы относительно свойств и специфики экзистенциального времени для характеристики культуры.

В параграфе 1 «Время как культурологическая категория. Время культуры и философские концепции времени» ставятся некоторые проблемы теоретического осмысления категории «время культуры».

Временной феномен нашего исследования - культура - имеет своим носителем человека. Родившись и осознав себя, культура, как и любой другой временной феномен, неизбежно движется к завершению своего временного цикла, то есть к своему концу. Очевидно, что это конечная хронологическая граница будет связана с исчезновением носителя культуры — человеком. Погибнет ли человечество в результате глобальных природных катастроф, самоуничтожится в мировых войнах, трансмутирует ли в сообщество более совершенных существ-(но уже не людей) - идеи о сверхчеловеке и сверхжизни высказаны Ф. Ницше, Тейяром де Шарденом и др. - это будет означать завершающую фазу культуры. Проблема «конца света» периодически актуализируется во многих национальных культурах, а эсхатологические мотивы лежат в основе многих произведений искусства, связанных с философской проблематикой (в параграфе рассматриваются произведения А. Дюрера, П.Брейгеля, В. Пелевина).

С проблемой конечности культуры определенным образом связана философская дилемма субстанциональной и реляционной концепций времени.

Субстанциональное время культуры предполагает некую фатальную предопределенность ее к своему концу. Но время культуры не только субстанционально, оно еще и релятивно. Именно на ее релятивность уповают идеологи исторического и культурного прогресса, считая, что все в руках человека, все зависит от него. Понимание единства субстанциональности и релятивности времени культуры позволяет противостоять с одной стороны, нигилистическому провозглашению кризиса и распада культуры, а с другой -неоправданному оптимизму идеи исторического и культурного «прогресса». Единство субстанциональной и реляционной концепций времени характеризует бытие культуры как конечного феномена, фатально предопределенного, но в этой фатальности имеющего возможность бесконечно расширять и углублять границы своего бытия (приближения к вечности). Значит, время культуры правомерно назвать длительностью, укорененной в вечности, то есть экзистенциальным временем. Говоря об экзистенциальном времени культуры, необходимо прежде всего очертить предполагаемые границы этого феномена (субстанциональное время) и рассмотреть возможности их расширения, то есть способность этого феномена экзистировать, выходить за пределы самого себя, со-бытийствовать, обретая относительную безграничность. Таким образом, философские концепции, субстанционального и реляционного времени, являясь на первый взгляд взаимоисключающими, в концепции экзистенциального времени являют свое нерастворимое

единство и характеризуют феномены (и, в частности, феномен культуры) с точки зрения конечности и потенциальной бесконечности.

Экзистенциальный уровень временной характеристики любого бытийствующего объекта предполагает и рассмотрение его с точки зрения соотношения динамичного и статичного времени. Определяя суть динамической и статической концепции времени, обращаемся к более наглядному их проявлению в динамическом и статическом типах художественного пространства (А. Габричевский), ссылаясь на понятие хронотопа (М. Бахтин). На примере византийской культуры рассматриваются периоды доминирующего преобладания динамической или статической компонент времени.

«Время культуры» выявляет еще одну связь - связь непрерывности и дискретности времени. Это единство - в соотнесении человеческой культуры в целом и дискретных, национальных исторических культур. Если же рассматривать единство прерывности и непрерывности времени конкретной исторической культуры, то вышеобозначенные «статические» периоды развития выявляют ее непрерывность, а «динамические» - дискретность. Это" единство проявляется и в периодическом «забвении» и «воскресении» ее культурных традиций.

Если единство субстанционального и реляционного времени характеризуют культуру с точки зрения ее «продолжительности», то единство динамического и статического с точки зрения ее сущности, целостности, соответствия самой себе или степень выхода из этого соответствия. Единство непрерывности и дискретности времени культуры выявляет определенный ритм, чередование периодов бытия и небытия, бытия и становления.

Параграф 2 «Культура как экзистирующий феномен».

Для многих мыслителей экзистенция - понятие, присущее только человеку. Но культура - феномен, созданный человеком и тесно с ним связанный. Хайдеггеру принадлежит следующее высказывание относительно науки: «Только когда наука экзистирует ... она способна снова и снова отстаивать свою сущностную задачу». Но если и наука, как часть культуры экзистирует, то тем более возможно предположить, что и вся культура в целом тоже способна экзистировать, а значит, находится в экзистенциальном времени.

Исходя из выводов первой главы, конкретная историческая культура лишь тогда экзистирует, когда сочетает в себе три основные формы времени - времени как цикла (целостность, своеобразие данной культуры, ее традиции), времени как линии (вектор развития, длительность бытия, целевая направленность, «проекты» данной культуры), времени как множества, со-бытия (характер взаимодействия с другими культурами, с другими экзистирующими феноменами), то есть когда достигает гармонического существования себя в качестве динамического триединства Нечто - Бытия - Ничто, когда ее длительность «укоренена» в вечности, и когда время ее развития является синтезом субстанции и реляции, динамики и статики, непрерывности и дискретности. Культура являясь сложной, саморазвивающейся системой, «бытийствует» лишь тогда, когда все ее основные подсистемы трансцендируют к «целому» этой культуры, когда они со-временны не только в хронологическом смысле, а в аспекте событийственно -онтологическом. В связи с этим представляется актуальной проблема взаимосвязи экзистенциального времени и современности.

Параграф 3 «Экзистенциальное время и современность».

Часто слово «современность» мыслится эквивалентом текущего времени. С этой точки зрения все индивидуумы современны в рамках хронологии (определенного календарного времени).

Современность может пониматься и как новая форма культуры. Такого рода понимание предполагает выбор критерия, позволяющего соотнести новое со старым, что указывает на нормативно - стандартный подход к исследованию времени культуры, формирующейся в ней самой и проявляющей себя в ней в качестве новационных культурных феноменов (мода, новинки техники и т.д.).

Современность может быть осмыслена в событийственно -онтологическом аспекте (А. Бергсон, М.Хайдеггер и др.).

Современность - принцип взаимопонимания между людьми. Для достижения такого взаимопонимания необходимо осовременить, «освоить» исторический и культурный контекст мира. Определенность такого контекста представляет собой действительную современность. Данность конкретной социокультурной действительности является возможностью осуществления определенного хо-бытия, которое совершается опосредованно, через создание феноменов культуры. В частности, феномен философии формирует всеобщую определенность человека и мира посредством абстракции, которая выступает некой «универсалией» современности (абстракция космоса, материи, жизни и др.) в искусстве таковыми являются художественные образы, посредством которых так же возможно понимание современности. Определяя взаимосвязь экзистенциального времени и современности обращаемся к поэтическому творчеству.

Поэзия особый экзистенциальный опыт человека, поэтичное слово уникально тем, что в нем сопрягаются разные времена -прошедшее и будущее, высвечивая в «настоящем» вечностные смыслы. Поэтическое творчество О.Мандельштама свидетельствует о том, что он— современник своей эпохи, но и современник Овидия и еще не родившегося гениального поэта. Он - в вечности.

Экзистенциальное время как «вечное настоящее» выражает собою значение современности в ее событийственно - онтологическом аспекте. Каждая историческая культура со-временна настолько, насколько она трансцендирует к общечеловеческой культуре, со-бытйствует с ней определяя ее «линейный вектор развития» (время как линия), «удерживая» и воспроизводя уже найденные человечеством культурные формы (время как цикл), и осуществляется межкультурный синтез (время как множество).

Общечеловеческая же культура на протяжении всей своей истории трансцендирует то к Природе, то к Богу, то к Космосу, то к Человеку. Так, в эпоху средневековья быть современным - значит быть в Боге. Объектом трансценденции культуры XX века был преимущественно Человек. «Антропологический ренессанс» (П.С. Гуревич) - один из феноменов современной философской мысли. Философские концепции, поэзия и проза, изобразительное искусство, посвященные человеку являются современными в контексте данного периода развития культуры. А вот будут ли они еще и вневременными, войдут ли в «вечное настоящее» культуры - это покажет время.

В Заключении диссертации подводится общий итог, формулируются основные выводы и перспективы дальнейшей разработки проблемы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Пространственно-временные структуры в изобразительном искусстве // Формирование духовной культуры личности. Материалы республиканской научно-практической конференции - Тюмень, 1997, -с.106-108.

2. Экзистенциальное пространство в живописи и графике 80-х гг. // Теория и экология разума. Выпуск 7. Тюмень: ТПНУ, 1999, - с. 18-20.

3. Пространство и время А. Зунде // Сибирское богатство, 2000, -№4. с.44-46.

4. Экзистенциальное время и его образное воплощение в изобразительном искусстве // Теория и экология разума. Выпуск 10. Тюмень: «Вектор Бук», 2003. с. - 194 - 203.

Подписано в печать 18.05.04. Тираж 100 Объем 1,0 п.л.

Формат 60x90 1/16 Отпечатано на ризографе Заказ № 72

Тюменский государственный институт искусств и культуры, 625003, г.Тюмень, ул.Республики, 19 Отпечатано на ризографе ТГИИК

- 14165

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Черниева, Зинаида Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Феномен экзистенциального времени.

1.1. Экзистенциальное время как выражение полноты со- 14 бытия экзистирующего человека и мира.

1.2. Экзистенциальное время как динамическое 30 триединство Нечто - Бытие — Ничто.

1.3. Экзистенциальное время как вечно творимое 51 настоящее.

Глава II. Экзистенциальное время культуры

2.1. Время как культурологическая категория. Время 71 культуры и философские концепции времени.

2.2. Культура как экзистирующий феномен

2.3. Экзистенциальное время и современность. 116 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122 БИБЛИОГРАФИЯ 127 ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Черниева, Зинаида Леонидовна

Актуальность исследования.

Культурология — относительно молодая наука, находящаяся в стадии становления. Среди теоретиков культуры все еще не утихает накал страстей при обсуждении таких важнейших проблем как определение статуса культурологии в системе современного гуманитарного знания, ее структуры, методологии и т. д. Одна из центральных проблем подобного рода — разработка собственного категориального аппарата культурологии. Многие теоретики культуры сходятся во мнении, что ряд философских категорий — таких как Бытие, Пространство, Время и т.п. - могут использоваться для характеристики культуры. Однако в рамках культурологии эти категории обретают иные грани, в связи с чем представляется актуальным рассмотрение их в системе культурологического знания.

К числу важнейших философских категорий относится время — понятие предельно общее, фундаментальное, отражающее самые существенные связи и отношения действительности. Существует многовековая традиция осмысления времени. Важнейший вывод, к которому пришла философская мысль относительно времени, заключается в том, что нет абстрактного времени, а есть время конкретных феноменов. Культура тоже имеет собственное время -«время культуры». Эта категория сложна и многопланова, поскольку характеризует бытие и становление такой сложной системы, каковой является культура. Несмотря на очевидное для всех представление о культуре как историческом, временном феномене, понятие «время культуры» как специфическая категория в достаточной степени не осмыслена. J

Однако отнюдь не только необходимость теоретических построений определяет актуальность обозначенной проблемы. Современное состояние культуры, процессы, в ней происходящие и, в частности, изменение характера отношений человека и культуры - также актуализирует проблему времени. Понимание времени — один из главных жизненных ориентиров человека. Каждая эпоха, каждое поколение определяют это отношение по-своему. В современном обществе, по мере развития и усложнения научно-технического прогресса, формируется ориентация на деятельность, целью которой является неограниченное никакими нормами потребление. Человек в таком обществе все больше и больше превращается в средство, в функцию. Будучи по своей природе эмпирико-трансцендентным; существом, индивид превращается просто в эмпирическое существо, отчуждаясь от самого себя, забывая свою бытийственную основу, свою целостность и уникальность. Поэтому современные направления гуманитарного познания ориентируются, в первую очередь, на решение экзистенциально-смысловых проблем человека. В'* свете бытийственной проблематики особо: актуально представляется концепция экзистенциального времени, в осмысление которой привлекается т. н. «вненаучное» знание, выраженное посредством художественного образа. В настоящее время наряду со все более дробной дифференциацией наук идет процесс интегрирования знаний. Дисциплинарная организация науки оправдана, лишь при условии постоянного внимания;к теоретическому синтезу. В связи с этим большое значение: приобретают междисциплинарные исследования: Концепция- экзистенциального времени, рассмотренная здесь на стыке философского, культурологического и искусствоведческого знания, обретает большую целостность и многогранность. Осмысление искусства как феномена культуры, особый экзистенциальный опыт существования человека, где встречаются вечное и вневременное.

Разработкой проблемы так называемого «социального» времени в определенной степени решался вопрос о преодолении оторванности времени от реальной жизни людей. Это понятие осмысливалось в работах В.Г.Афанасьева, М.С.Кагана и др.

Категорию времени в системе культурологического знания осмысливали О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н: Коган, С. Неретина, JI. Огурцов и др.

Экзистенциальное время связано с осмыслением понятия «современность». Уровень индивидуального постижения современности рассматривали Н.А.Бердяев, М.М.Бахтин и др. Современность как целостная конструкция миропонимания осмыслена С.Патласовым.

Попытка исследования культуры как экзистирующего феномена и его экзистенциального времени осуществляется в этой диссертации впервые.

Объект исследования.

Экзистенциальное время, которое нельзя субъективным или объективным, оно возникает в экзистирующего человека и мира.

Предмет исследования.

Со-бытийственный уровень отношений экзистирующих феноменов — человека и культуры.,

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является анализ экзистенциального времени, выраженной назвать со-бытии сущности посредством художественного образа; осмысление культуры как экзистирующего феномена и его специфических временных свойств.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать экзистенциальное время как выражение полноты с о-бытия экзистирующего человека и мира.

2. Рассмотреть экзистенциальное время как вечно творимое настоящее. Проанализировать художественные образы памяти как «экзистенциальной вечности» во временном человеческом существовании.

3. Осмыслить экзистенциальное время как динамическое триединство Нечто — Бытие — Ничто, соотнести его с тремя основными значениями времени: времени как цикла, времени как линии, времени как множества (со-бытия).

4. Показать, что философские концепции субстанционального и реляционного времени, являясь, на первый взгляд, взаимоисключающими, в концепции экзистенциального времени являют свое нерасторжимое единство и характеризуют феномены (и, в частности, феномен культуры) с точки зрения конечности и потенциальной бесконечности.

5. Показать, что культура как сложная саморазвивающаяся система «бытийствует» лишь тогда, когда все ее основные подсистемы трансцендируют к «целому» этой культуры (Природе, Богу, Человеку и т.д.). репрезентирующего ее сущностные характеристики, позволяют обогатить строгую научную мысль.

Степень разработанности проблемы.

Проблема времени имеет длительную историю осмысления. Анаксимандр, Гераклит, Платон, Аристотель,, Августин, Р.Декарт, И. Ньютон, Г.В. Лейбниц, И*. Кант, А. Эйнштейн и другие сформулировали важные идеи относительно сущности времени, его взаимосвязи с движением, пространством. Ими были заложены основы т.н. динамической и статической, субстанциональной и реляционной концепций времени, осмыслена временная непрерывность и дискретность. Новые характеристики времени в рамках феноменологии выявляет Э. Гуссерль, в их числе — неоднонаправленность, неоднородность времени, пересечение различных временных пластов, связь со смысложизненными установками индивида.

Критически осмысливая и обогащая феноменологию Гуссерля, экзистенциализм переводит проблему времени в сферу индивидуального человеческого бытия, время трактуется как самая важная его характеристика, выражающая направленность и конечность человеческой жизни. Аспект соотнесения времени с индивидуальным опытом пребывания человека в «пограничных» ситуациях рассматривают А. Камю, Ж.П. Сартр, К. Ясперс, Л.Шестов И' др. Историчность, человеческого бытия определяется в их концепциях «заброшенностью» индивида в мир сущего, в мир обезличивающей повседневности. Н.А. Бердяев разрабатывает учение о трех разновидностях времени — космического, исторического и экзистенциального. Его концепция во многом «перекликается» со взглядами на сущность времени тибетского мыслителя Тартанга Тулку Ринпоче, выделявшего три «размерности» времени.

В постмодернизме (Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар и др.) утверждается мысль о бесконечном повторении, пересечении разных временных отрезков, исключается возможность сведения времени к простой хронологической последовательность, утверждается мысль о взаимопринадлежности времени и человека.

Идеи и методы синергетики, широко внедряемые в настоящее время во многие научные дисциплины, имеют важное философско-методологическое и мировоззренческое значение. И.Пригожин в своих исследованиях стремится просредством времени «соединить бытие и становление».

Большое влияние на разработку проблематики экзистенциального времени оказали историко-культурные исследования В.С.Баткина, А.Я.Гуревича Д.С.Лихачева и др. Они заострили внимание на исторической изменчивости категории времени, ее аксиологическом аспекте. Время стало связываться с событиями человеческой жизни, с ценностными, духовными проблемами.

Экзистенциальное время связано с индивидуальным уровнем, временения человека. Большое значение в разработке проблематики т.н. психологического (субъективного) времени имеют работы П.П.Гайденко, И.В.Мотрошиловой,

Р.Г.Подольного и др.

Экзистенциальное время как смысловой ориентир человеческого существования, как средство вечности и повседневности рассматривает А.В.Дроздова, впервые обращаясь к проблеме образного воплощения идеи экзистенциального времени, осмысливая поэтическое слово как S

6. Посредством художественного образа осмыслить понятие «экзистенциального мига» (мгновения, отмеченного бытийственной полнотой), «экзистенциальной длительности», «экзистенциальной вечности».

Положения, выдвигаемые на защиту, обладающие научной новизной:

1. Экзистенциальное время — это длительность, укорененная в вечности, где онтологически они (длительность и вечность)равноправны.

2. Экзистенциальное время выражает единство непрерывности и дискретности, динамики и статистики, субстанции и реляции временного феномена.

3. Культура - временной феномен, где встречаются и взаимодействуют время и вечность, изменяющееся и неизменное.

4. Культура является экзистирующим феноменом. Трансцендентность к Природе, Богу, Человеку определяют ее историческую сущность и специфику ее экзистенциального времени.

5. Искусство, обращаясь к художественному осмыслению категорий времени и вечности, часто идет по пути соотнесения художественного образа некоей длительности, с «более высокой размерностью» (образ вечности), интерпретируя последнюю не как «непреходящее», а как «непреходящее в преходящем».

Теоретико-методологическая основа исследования.

В теоретико-методологическом плане большое значение имели взгляды М. Бахтина на специфику гуманитарного познания, отличную от всеобщих методов научного (естественнонаучного) познания. В отличие от естественнонаучного познания, которое строит свой идеальный объект в одном пространственно-временном континууме, гуманитарное знание, в том числе познание культуры, стереоскопично. Оно строиться в нескольких пространственно-временных средах, совмещая проекции хронотопов события, повествователя (автора) и исследователя. Такое совмещение вводит феномен культуры в контекст экзистенциального времени (Бахтин называет его Большим временем), в котором все культуры сопричастны друг другу, а их интерпретация имеет принципиально открытый, незавершенный характер.

Понимание - основной, адекватный своему предмету метод познания гуманитарных наук. Предмет гуманитарного познания всегда сохраняет смысловое ядро, доступное только пониманию с его принципом незавершенности. Принципиальной незавершенности гуманитарного познания соответствует и познавательный аппарат. В частности, с этим связано многообразие и метафоричность его терминов, их «текучесть», нестрогость приемов познания, например, допустимость сближения удаленных по времени явлений культуры, без указания посредствующего звена. Поэтому здесь не срабатывает критерий точности. Идеалом научности здесь выступает не

10 точность, а глубина проникновения в художественный образ и его интерпретация в контексте экзистенциального времени.

Современная наука, именуемая как постнеклассическая, связана с необходимостью крупнейшего парадигмального сдвига, который требует введения в теоретическую философию новых генерирующих идей, определяемых осмыслением мира неравновесных онтологических структур. Научная парадигма, утверждающая непредсказуемую многовариантность будущего, принципиальную открытость хода истории, нуждается в новых средствах методологического анализа. Многие мыслители подчеркивают необходимость выхода на новый, метанаучный уровень знаний, включающий в картину мира не только рационально осмысленные объекты, не только данные естественных и точных наук, но и внерациональные средства постижения бытия, в числе которых важнейшую роль играет художественное мышление.

Практическая значимость исследования.

Диссертация носит междисциплинарный характер, она выполнена на стыке культурологи, философии, искусствознания. Материалы исследования могут использоваться в преподавательской практике для разработки спецкурсов по философии искусства. Ими могут пользоваться работники музеев изобразительного искусства, преподаватели таких дисциплин как мировая художественная культура, изобразительное искусство, культурология, литература и др.

Концепция экзистенциального времени, позволяющая по-новому осмыслить аксиологические и мировоззренческие проблемы, может использоваться в практике психологии и педагогики.

Апробация работы.

Материалы исследования широко использовались автором в лекционной и семинарской работе. Диссертация обсуждена на кафедре культурологи Тюменского института искусств и культуры, на кафедре философии Тюменского государственного университета. Некоторые ее положения докладывались автором на регионально-практической конференции «Формирование духовной культуры личности» (Тюмень 1997), на всероссийской конференции «Культурологические проблемы развития региона» (1999). Основные выводы исследования отражены в следующих публикациях:

1. Черниева 3.JI. Пространственно-временные структуры в изобразительном искусстве // Формирование духовной культуры личности (материалы республиканской научно-практической конференции «Формирование духовной культуры личности в условиях Западно-Сибирского региона 24 - 27 марта 1997) - Тюмень 1997, - с.106 - 108.

2. Черниева 3.JI. Экзистенциальное пространство в живописи и графике 80-х гг. // Теория и экология разума. Выпуск 7. Тюмень: ТГНУ, 1999, - с.

3. Черниева 3.JI. Пространство и время А. Зунде // Сибирское богатство, 2000 - № 4 - с.44 - 46.

4. Черниева 3.JI. Экзистенциальное время и его образное воплощение в изобразительном искусстве.// Теория и экология разума. Выпуск 10. Тюмень: «Вектор Бук», 2003, - с.194 -203

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем диссертации — 150 страниц, список литературы включает 194 наименования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экзистенциальное время и культура"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Подводя итоги диссертационного исследования следует отметить следующие моменты в качестве основных выводов:

1. Экзистенциальное время как понятие не тождественно концепции времени философов - экзистенциалистов, которые в определении времени исходят из конечности человеческого бытия, из противопоставления «бытия» и «сущего», а не из экзистенциальной целостности, взаимной открытости экзистирующего человека и экзистирующего мира в их со-бытийственной коммуникации, имеющей прежде всего чувственную основу. Экзистенциальное время человека предполагает мироощущение, характеризующееся благоговейным, «чувственным» (эротическим, коммуникативным) отношением к действительности.

Со-бытийственному мироощущению и пониманию сути экзистенциального времени способствует осознание мира не как движущейся, обезличенной материи, а как нечто подобного человеческой реальности (чувства, разум, воля, экзистенция), осознание мира как думающего (Мировой разум, Логос), чувствующего (Вечная женственность, Эрос), волящего (Мировая воля) и экзистирующего (Экзистенция мира). Вновь, уже по-иному, утверждается тождественность макро - и микро миров (мира и человека) — вечные истины нуждаются в «переоткрытии» их каждой эпохой.

Исследуя вопрос об экзистенциальном времени и пространстве, следует прийти к выводу о том, что характеристика современного искусства как вторичного, оперирующего только мертвыми формами отживших стилей, только цитатами прошлых художественных образов является не вполне адекватной. Действительно в полистилистике современного искусства трудно выделить связующую нить, которая в хаосе художественных экспериментов имела бы индивидуальное значение. И все же, думается, что такая основа в этом искусстве существует и определяется она, прежде всего, пространственными и временными поисками. Особенно важным на этом пути представляется воссозданный искусством образ экзистенциального времени и пространства, который находит выражение не только в рассмотренных нами живописи и графике, но и в литературе и кинематографе. Определяющее значение экзистенциального пространства и времени заключается в том, что они снимают противостояние объективного и субъективного, иными словами экзистенциальное пространство и время - это формы существования, сосуществования и взаимопроникновения универсума и личности; человеческой экзистенции и экзистирующего мира. •

2. Феномен памяти имеет исключительно важное значение в концепции экзистенциального времени, где она рассматривается как маленькая вечность внутри человеческого существования, а ее единство с моментом «настоящего» определяет экзистенциальное время индивида. Но человек - микрокосм, и макрокосм - универсум тоже должен обладать памятью. И та действительность, которую мы считаем прошлой, есть действительность не умершая, а живая, вошедшая в какую-то вечную действительность, пребывающую в экзистенциальном времени и пространстве. Искусство воссоздает образ времени, в котором прошлое, настоящее и будущее сосуществуют как «вечное настоящее».

3. Экзистенциальное время, в котором может и должен бытийствовать человек и которое дало бы ему ощущение полноты и удовлетворенности жизнью, предполагает осознание человеком себя в качестве триединства Нечто — Бытие — Ничто. Все экзистенциальные проблемы человека возникают из-за недооценки (или переоценки) одной из трех составляющих целостности человека. Абсолютизация «Нечто» ведет к статике, бесконечному вращению по кругу, безвременью, в конечном счете - к небытию. Это состояние выражается ощущением скуки, бессмысленности жизни. Смысловой крен в сторону «Ничто» (Все) подводит человека к идее солипсизма (Я — это весь мир, Я — это все). Абсолютизация «Бытия» порождает экзистенциальный страх перед миром Ничто, человек начинает «цепляться» за жизнь, ощущает ее хрупкость, недолговечность. Только гармоничное единство трех составляющих дает ощущение экзистенциальной гармонии. Этим трем составляющим экзистенции человека соответствуют три основных значения времени:

Нечто соответствует значению времени как цикла (круговорот процесса);

Бытию — значение времени как множества (со-бытие); Ничто — значение времени как линии (точка).

4. Субстанциональное время культуры предполагает некую фатальную предопределенность ее к своему концу. Но время культуры не только субстанционально, оно еще и релятивно. Именно на ее релятивность уповают новейшие идеологи исторического и культурного прогресса, считая, что все в руках человека, все зависит от него. Понимание единства субстанциональности и релятивности времени культуры позволяет противостоять с одной стороны, нигилистическому провозглашению кризиса и распада культуры, а с другой - неоправданному оптимизму идеи исторического и культурного «прогресса». Единство субстанциональной и, реляционной концепций времени характеризует бытие культуры как конечного феномена, фатально предопределенного, но в этой фатальности; имеющего возможность бесконечно расширять и углублять границы своего бытия (приближения к вечности). Философские концепции субстанционального и динамического времени, являясь на первый взгляд взаимоисключающими, в концепции экзистенциального времени являют свое нерастворимое единство и характеризуют феномены (и, в частности, феномен культуры) с точки зрения конечности и потенциальной бесконечности.

5. Культура являясь сложной, саморазвивающейся системой, «бытийствует» лишь тогда, когда все ее основные подсистемы трансцендируют к «целому» этой культуры, когда они со-временны не только в хронологическом смысле, а в аспекте событийственно -онтологическом.

6. Экзистенциальное время как «вечное настоящее» выражает собою значение современности в ее событийственно -онтологическом аспекте. Каждая историческая культура со-временна настолько, насколько она трансцендирует к общечеловеческой культуре, со-бытйствует с ней определяя ее «линейный вектор развития» (время как линия), либо, «удерживая» и воспроизводя уже найденные человечеством культурные формы (время как цикл), либо осуществляется межкультурный синтез (время как множество).

Общечеловеческая же культура на протяжении всей, свое истории трансцендирует то к Природе, то к Богу, то к Космосу, то к Человеку. Так, в эпоху средневековья быть современным - значит быть в Боге. Объектом трансценденции культуры XX века был преимущественно Человек. «Антропологический ренессанс» (П.С.

Гуревич) - один из феноменов современной философской мысли. Философские концепции, поэзия и проза, изобразительное искусство, посвященные человеку являются современными в контексте данного периода развития культуры. А вот будут ли они еще и вневременными, войдут ли в «вечное настоящее» культуры - это покажет время.

 

Список научной литературыЧерниева, Зинаида Леонидовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Александров Н. Человек во времени.//Интер-Волга 1992 №2 - с.51-53

2. Американская философия искусства. Антология. Пер. с анг./Под ред. Б.Дземидока и Б.Орлова Екатеринбург: Деловая книга, 1997 - 320 с.

3. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964 - 304 с.

4. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М.: Изд. МГИК, 1992 - 237 с.

5. Аронов Р. А. О некоторых результатах постижения времени.//Вопросы философии, 1994 - №5 - с.152-154

6. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: Мысль, 1996 - 200 с.

7. Аскольдов С.А. Время и его преодоление./Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В.,Панин А.В., М.Гардарика, 1997 576 с.

8. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. В трех томах. Т.1: От прошлого к будущему. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997 804 с.

9. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993 - 223 с.

10. Баткин Л.М. Из наблюдений над творческим мышлением Леонардо да Винчи.//Сов. искусствознание, 1982 -№2,с.171-215

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М.Художественная литература, 1975 502 с.

12. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1999 - 527 с.13